Всех кормит а не ест. Древнерусские загадки

Весь мир кормит, сама не ест (то же) .
См. ЗАГАДКИ

  • - Ср. Другой красив: картинка - зато отпетый дурак! Вот Балакин: ни одна умная девушка нейдет за него, а загляденье! Не зевай, и он будет счастлив...
  • - Если месяц в три дня обглядится, то весь будет вёдреный, а когда три дня дождя, то весь ненастный...
  • - о машине "Скорая помощь"...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - вышел, кончился, умер Ср. "Сахар весь " . Ср. "Она вся " ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - см. Один мира не съест...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Баба-яга, вилами нога, весь мир кормит, сама голодна...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Завтраками не кормят...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Не велик, да туго набит...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Неделя год кормит...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Поваля, Бог кормит...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Спи: государь казны пришлет...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВИНА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Стоит сноха и ноги развела: мир кормит, сама не ест...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Стоит сноха, ноги развела: мир кормит, сама не ест...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. мол. Шутл. Выражение, подтверждающее согласие с собеседником. Максимов, 89...

    Большой словарь русских поговорок

"Весь мир кормит, сама не ест." в книгах

«Я весь в мазуте, весь в тавоте…»

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

Вот как кормит Бог!

Из книги По пути с Богом (сборник) автора Рамдас Папа

Вот как кормит Бог! Садху пошли дальше, пока им не попалась деревня, где они остановились на ночлег в храме Марути. Как правило, они довольствовались одной горячей едой в день. Вечером Рамчарандас, если удавалось, съедал какую-нибудь легкую пищу. Почти во всех деревнях

Глава 1. Могущество рынков: кто кормит Париж?

Из книги Голая экономика. Разоблачение унылой науки автора Уилэн Чарлз

«Земля кормит нас, а мы должны кормить ее»

Из книги Пророчества майя: 2012 автора Попов Александр

«Земля кормит нас, а мы должны кормить ее» День индейцев майя начинался задолго до рассвета: первой вставала женщина и, разведя в очаге огонь, если тот потух, начинала готовить завтрак. Дело это было долгое: надо было размолоть какао-бобы. Затем почистить от плотной кожуры

Прогулка по острову Ратанакосин «Весь покрытый храмами, абсолютно весь…»

Из книги Бангкок и Паттайя. Путеводитель автора Шигапов Артур

Прогулка по острову Ратанакосин «Весь покрытый храмами, абсолютно весь…» «Сиамский вояж Степаныча» – культовый юмористический рассказ Дмитрия Васильева, опубликованный несколько лет назад в Интернете. Герой повествования, простой русский работяга Тимофей Степанович

I. «Весь из мяса, человек весь»

Из книги Литературные силуэты автора Воронский Александр Константинович

I. «Весь из мяса, человек весь» У значительного писатели всегда есть свое «самое главное». У Маяковского главным служит его человек. Человек - основная тема произведений поэта от «Флейты позвоночника» до «Ленина». Даже там, где на первый взгляд Маяковский как будто

Выпуск 1. ВАШ КИШЕЧНИК КОРМИТ ВАС ИЛИ ОТРАВЛЯЕТ?

Из книги автора

Окружение Путина кормит его небылицами

Из книги автора

Окружение Путина кормит его небылицами Столкнувшись с нападками Ангелы Меркель по правам человека во время ее визита на прошлой неделе, Владимир Путин имел в распоряжении все обычные варианты, которыми располагает любой здравомыслящий человек, столкнувшийся с

КТО КОРМИТ, ТОТ ВРАГ

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

КТО КОРМИТ, ТОТ ВРАГ 30 сентября 1976 года было принято постановление секретариата ЦК КПСС «О некоторых мерах по усилению борьбы с проявлением стяжательства и наведению порядка в использовании земельных участков, отводимых под индивидуальное строительство». Документ

Путин кормит кремлёвских котов

Из книги автора

Путин кормит кремлёвских котов Путину не жалко колбаски. И, к тому же, он с детства любит собак и котов. Но на халяву колбаску не дают. Нужно ловить мышей и… мяукать.P.S.ВВП! Если останется колбаска, пришлите участнику битвы на Невском пятачке, которого сегодня 18.02.2011 показали

Из книги Газета Завтра 974 (31 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 401 (32 2001) автора Завтра Газета

12 «Так ум весь становится светом, весь - сиянием».

Из книги Выражение монашеского опыта автора старец Иосиф

12 «Так ум весь становится светом, весь - сиянием». Что касается молитвы, о которой ты пишешь, дитя мое: поскольку у твоего старца есть знание молитвы, для тебя нет опасности впасть в прелесть. Ты делай так, как тебе говорит твой старец, и, если благодать уходит и приходит, не

Святой кормит собаку

Из книги Когда Бог смеется (сборник рассказов-медитаций) автора Мелло Энтони Де

Святой кормит собаку Жил-был один святой, постоянно живший в восторженном состоянии. Окружающие считали его выжившим из ума. Однажды он выпросил еду в деревне и присел поесть у дороги. Но тут к нему подошла собака и посмотрела на него голодными глазами. Святой решил

Ночь, которая год кормит

Из книги Бизнес есть бизнес: 60 правдивых историй о том, как простые люди начали свое дело и преуспели автора Гансвинд Игорь Игоревич

Ночь, которая год кормит Андрей Корж. Директор компании «Новогодняя елка и игрушка» ТЕКСТ: Михаил Иванов ФОТО: Александр БасалаевЧто нужно делать бизнесмену, чтобы ему везло на хороших людей, включая милиционеров и инспекторов СЭС, чтобы ему верили на слово и давали

"сама не ем, а людей кормлю" (загадка)

Альтернативные описания

Столовый прибор

Обеденная принадлежность

Русский ударный музыкальный инструмент

. "Сухая... рот дерет" (посл.)

. "Хлебательный" столовый прибор

. "Черпак" Антошки

Главный "рабочий" инструмент едока

Дорога к обеду

Ее Антошка готовил к обеду в песенке

Ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. Разливная ложка, ковш. Род железного черпака, которым разливают медь, при мелкой отливке; такой же, более плоский ковш, которым достают каления ядра, или штыки, слитки из изложниц; широкая лопасть бурава; широкий насадок земляного бура; нижний конец грудной кости, ложечка, ямочка под грудною костью. Деревянная ложка (главный промысел Ниж. губ. Сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. Ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая т. е. некрашеная, из первых рук идет

Мера дегтя

Мера дегтя в бочке с медом

Музыкальный инструмент к обеду

Орудие одного, когда семеро с сошкой

Предмет домашней утвари, в обрядах - символ члена семьи, живого или умершего

Предмет, дорожающий к обеду

Прибор - щи хлебать

Рабочий инструмент обжоры

Русский народный музыкальный инструмент

Русский ударный музыкальный инструмент

Столовая "коллега" ножа и вилки

Столовый прибор

Суповая черпалка

То, что готовил к обеду Антошка

Ударный инструмент народного оркестра

Чем ближе к обеду, тем она дороже

Черпак для Антошки

Черпалка

Всех кормлю с охотой, а сама безротая (загадка)

Деталь бурового устройства, предназначенная для извлечения из скважины жидкой, полужидкой и рассыпчатой породы

К обеду она дорожает

Один из самых древних столовых приборов

Она дорога к обеду

Предмет для зачерпывания жидкой рассыпчатой пищи

Предмет домашнего обихода, один из товаров кустарного производства

Приспособление для еды

Праща-ложка

В Древней Греции даже в богатых домах подавали к обеду засохшие корочки хлеба, а что вместо них сейчас используем мы

Бурлаки называли ее "бутызкой" и носили за ленточкой шляпы на лбу, как кокарду

Инструмент едока

Самый главный столовый инструмент

Без нее есть суп было бы очень трудно

Музыкальный инструмент, которым можно и щи похлебать

Посредница между супом и едоком

Минимально необходимое количество меда на порчу одной бочки меда

Один с сошкой, а семеро с нею

Столовый прибор у солдата за голенищем

Столовый прибор на семерых

Доза дегтя, смертельная для бочки

Черпалка бульона

Супохлебательница

. "черпак", дорогой к обеду

. "совок" для обуви

Отлично!

Главный «рабочий» инструмент едока

В Древней Греции даже в богатых домах подавали к обеду засохшие корочки хлеба, а что вместо них сейчас используем мы?

Бурлаки называли ее «бутызкой» и носили за ленточкой шляпы на лбу, как кокарду

. «сама не ем, а людей кормлю» (загадка)

. «сухая... рот дерет» (посл.)

Хлебательный столовый прибор

. «черпак», дорогой к обеду

. «черпак» Антошки

Столовая «коллега» ножа и вилки

Прибор - щи хлебать

. «совок» для обуви

Весь мир кормит, сама не ест.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Весь мир кормит, сама не ест." в других словарях:

    Стоит сноха и ноги развела: мир кормит, сама не ест (соха). Стоит Потап о четырех лап, из году в год воду пьет (рассадник). Кланяется, кланяется придет домой, растянется (топор). Кочет голенаст, кланяться горазд (то же). Мается, мается придет… …

    Муж. еда, пища, харч, все, что служить для утоления голода и усвоения телу; б.ч. о пище животных; ·стар. питание, пропитание, насущный хлеб; потчивание, народный стол, упокойная трапеза; содержание, жалованье. Заздравные государские кормы. Кормец … Толковый словарь Даля

    Стоит Антошка на одной ножке (гриб). Мал малышок, по подземелью шел, перед солнцем стал, колпачишко снял (гриб). Ни сучок, ни листок, а на дереве растет (губка). Сидит девица в темной темнице, коса на улице (морковь). Блоха пихтеля (пихтеря)… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Жен. начально, шест, жердь, цельная лесина (от сохнуть, сухое дерево?), откуда рассоха, раздвоенная на конце, с развилиной; сошка и поныне подставка; | соха, ·стар. приклад или ложа самострела; в тул. соха, столб, подставка, подпора, особ. в… … Толковый словарь Даля

    Держись друга старого, а дома нового! Изба ильинским тесом крыта (т. е. соломой). Кучи хоромину житую, а шубу шитую! Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром. Наживи хлевину, а там и скотину! Что воскресенье, то новоселье (т. е.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Врановые живут во всех частях света и на всех широтах и высотах на горах. К экватору число видов значительно увеличивается, но и в умеренном поясе их довольно много и только в холодном число видов их ограниченно. Большинство их живут… … Жизнь животных

    ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия

    Отыди от зла и сотвори благо. Где господь пшеницу сеет, там черт плевелы. И Бога хвалим и грешим. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. Промеж худых и хорошему плохо. На немилостивых ад стоит. Добро не умрет, а зло пропадет. Добрые… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    - (Felidae)* * Кошачьи действительно, как пишет Брем, представляют собой самый совершенный тип хищников иными словами наиболее специализированные представители отряда. Семейство включает 36 видов, группируемых в 10 12 родов (хотя разные… … Жизнь животных

    - (Canidae)** * * Семейство объединяет 16 современных родов и 36 видов. Псовые широко распространены в Евразии, Африке, Северной и Южной Америке, на Новую Гвинею и в Австралию проникли с человеком. За исключением одного вида, имеют более… … Жизнь животных

Образовательная деятельность в подготовительной группе

на тему

«Весь мир кормлю, а сама не ем»

Программное содержание:

  • воспитывать любовь детей к родной земле, уважение к людям, работающим на земле; познакомить детей с трудом крестьян-земледельцев по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришёл»;
  • подобрать действия к каждой сюжетной картинке и составлять предложения с подобранными действиями;
  • упражнять детей в словообразовании: учить образовывать слова, обозначающие профессии крестьян, работающих на земле, сложные слова и отглагольные существительные;
  • подобрать признаки (эпитеты) к слову «земля»;
  • познакомить детей с гласными буквами А, О, У, Ы, Э и звуками «а», «о», «у», «ы», «э».
  • Продолжить учить детей дифференцировать понятия «буква», «звук».
  • Учить детей определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
  • Учить детей писать печатные буквы А, О, У, Ы, Э заглавные и строчные.
  • Обратить внимание детей на особенности буквы Ы. (Она никогда не стоит в начале слова, поэтому не имеет заглавной формы).
  • Скандирование двух-, трёхсложных слов, деление слов на слоги, составление простейшей схемы слова.

Предварительная работа: отгадывание и заучивание загадок о земле: «Весь мир кормлю, а сама не ем», «Кто в году четыре раза переодевается?», «И топчут её, и режут её, а она не серчает – добром отвечает».

Материалы и оборудование : серия сюжетных картинок «Откуда хлеб пришёл» (пахота, боронование, сев, подкормка, уборка, хранение зерна, приготовление муки, хлебопечение); азбука в картинках, предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть заданные звуки, предметные картинки с изображением предметов, обозначаемых двухсложными и трёхсложными словами, тетради, простые карандаши.

Ход образовательной деятельности

Педагог напоминает детям загадки о земле:

Весь мир кормлю, а сама не ем (Земля)

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

И топчут ее, и режут её,

А она не серчает –

Добром отвечает.

(Земля)

Педагог предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин на тему «Откуда хлеб пришёл?».

Педагог . Мы с вами живём на земле. С древним времён люди говорят, что земля кормит человека, и ласково называют её «земля-матушка», «земля-кормилица».

Давайте внимательно рассмотрим картины и расставим их по порядку (в логической последовательности).

Боронить – рыхлить землю, разбивать комья.

Сеять – бросать зерно в приготовленную боронованную землю.

Подкармливать – вносить удобрения.

Убирать урожай – косить (при помощи комбайна срезать колосья); молотить – (сбивать зёрна с колосьев при помощи молотилки).

Хранить – везти собранное зерно на элеватор – место, где хранят зерно.

Молоть – везти на мельницу, где зерно превращают в муку.

Выпекать – везти на хлебозавод, в пекарню, где выпекают хлеб.

Педагог предлагает детям придумать название к каждой из картин (упражнение в образовании отглагольных существительных):

Пашут – вспашка, пахота.

Боронят – боронование.

Сеют – сев.

Подкармливают – подкормка.

Убирают (урожай) – уборка (урожая).

Хранят (зерно) – хранение (зерна).

Выпекают (хлеб) – выпечка (хлеба).

Словесная игра «Кто работает на земле?»

Работает на тракторе – тракторист.

Пашет землю – пахарь, землепашец.

Работает на комбайне – комбайнёр.

Разводит овощи – овощевод.

Разводит сады – садовод.

Выращивает свёклу – свекловод.

Выращивает хлеб – хлебороб.

Вопросы педагога к детям по содержанию серии сюжетных картин:

Без чего не может прожить и дня человек?

Какой главный продукт питания человека?

Почему люди называют землю кормилицей? (Земля кормит людей и животных, она добра и щедра к людям, работающим на ней.)

Как люди должны обращаться с землёй-кормилицей? (Любить, ухаживать за ней, обрабатывать её.)

Педагог. Давайте, ребята, найдём самые нежные, самые красивые слова-признаки к слову «земля». (Русская, родная, любимая, богатая, щедрая, плодовитая, добрая, святая.)

Стихи о Земле – кормилице

Чудесная наша родная земля, Она не разделит: кто мал, кто велик,

Дубравы, чащобы, леса и поля. Ведь каждый к родимой сторонке привык.

Мне милы дороги, луга, берега,

И каждому сердцу земля дорога. Бескрайняя ты, сложно всю обойти,

Но, как хорошо – есть дороги, пути.

Родная земля всех накормит, вспоит, Для русского пахаря – в сердце одна.

Обует, оденет, тепло подарит. А всем ты на добрую участь дана.

(И. Ревю)

Педагог. Добрая кормилица, матушка-земля – это общий дом для людей, животных, растений…Земля и жизнь неразделимы, они «идут» бок о бок. Мать сыра земля растит хлеб на благо людское, воспринимает удары стихии, унимает ветры вольные, «поглощает силы в бездны кипучие». «До скончания веков остается земля всё той же матерью для живущего на ней народа». Всякому человеку – и щедрому и не очень – земля даёт приют. А человек ей – почтение.

Поклон земле

Земля в апреле пахнет хлебом. Копая, сея, поливая,

Для земледельца – это знак. Как будто заново живём.

К едва расставшейся со снегом Ветхозаветные сказанья

Земле уже стремится злак. О нашей матушке-земле

И мы, хоть вовсе не крестьяне, Встают из глубины сознанья

Так жаждем преуспеть во всём! Как родовой завет семье.

(М. Черных)

Педагог обращает внимание на магнитную доску, на которой развешены буквы из азбуки в картинках Аа, Оо, Уу, ы, Ээ.

Затем спрашивает:

Что написано на картинках? (Буквы)

Что такое буква? (Буква – это то, что мы пишем, видим, читаем.)

Какой звук издают эти буквы? (Гласный)

Почему он гласный? (Потому что он произносится долго, поётся.)

Затем педагог обращает внимание детей на букву «ы».

Педагог. Посмотрите, ребята, все буквы вышли гулять парами: мама с дочкой (заглавная буква – мама и строчная буква – дочка). Только одна буква гуляет без мамы. Это буква «ы».

Почему она одна? (Потому что эта буква сердитая.)

Почему она сердитая? (Потому что она никогда не стоит в начале слова. Из-за этого она очень рассердилась и осталась одна, без мамы.)

Словесная игра «Доскажи слово»

Педагог загадывает детям загадки, дети их отгадывают и в слове-отгадке называют первый звук:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор… (Айболит)

С какого звука начинается это слово? (Со звука [а])

Выставляется предметная картинка с изображением доктора Айболита.

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимой в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?

(Огурцы)

С какого звука начинается это слово? (Со звука [о])

Выставляется предметная картинка с изображением огурцов.

Он плывёт по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг –

Электрический… (утюг).

С какого звука начинается это слово? (Со звука [у])

Выставляется предметная картинка с изображением утюга.

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? (Эскимо)

С какого звука начинается это слово? (Со звука [э])

Выставляется предметная картинка и изображением эскимо.

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву Ы.

Педагог ещё раз напоминает детям про особенности буквы Ы.

Затем педагог размещает на магнитной доске картинки с изображением предметов, обозначаемых двусложными и трёхсложными словами, дети скандируют эти слова, делят на слоги, выделяют ударный слог голосом, составляют простейшую схему слов (работают в тетрадях).


Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце) Над бабиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

Бежит, бежит - не выбежит. (Река)

А почему она белая? Потому что зеленая. (Смородина)

Середи двора стоит копна: спереди вилы, сзади (Корова)

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

Стоят вилы, на вилах грабли, над граблями сапун, над сапуном глядун, над глядуном поле, а за полем дремучий лес. (Человек)

Под мостом, мостом, под городом, городищем, две трубы трубили, две свечи светили, два соболя играли. (Губы, зубы, нос, глаза, брови)

Отворю я хлевец, выпущу стадо белых овец. (Рот, зубы)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)

Кривоногий взлохматит, зубатый причешет. (Соха и борона)

Маленький Дорофейко подпоясан коротенько. (Сноп)

Ни окошек, ни дверей - полна стайка лебедей. (Огурец)

Где вода столбом стоит? (Колодец)

Сито вито о четырех углах, о ста ногах, о семи горбах. (Крестьянская изба)

Мать толста, дочь красна, сын храбер под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (Скатерть)

Был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил, сделался стар - пеленаться стал, выбросили за окно - и собакам не надобно. (Горшок)

Бежала лиска около лесу близко: не догнать, не увидеть. (Солнце)

Как зайдет в дом - не выгонишь колом, а пора приходит - он и сам уходит. (Луч солнца)

С высокой дороги глядит бычок круторогий. (Месяц)

Дед мост мостил без топора, без долота. (Лед)

Шел долговяз - в сырую землю увяз. (Дождь)

Двенадцать орлов, пятьдесят две галки снесли одно яйцо. (Год)

Черная корова весь свет поборола; белая встала - весь свет поподнимала. (Ночь и день)

Всех кормит, а сама есть не просит. (Земля)

Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют. (Береза)

Не разобьешь горшочка - каши не поешь. (Орех)

Что любишь, того не купишь, а чего не любишь - не продашь. (Молодость и старость).

Лежит колода посреди болота: не гниет, не сохнет. (Язык)

Через межу брат брата не видит. (Глаза)

Возле бочки катаются клубочки. (Свинья и поросята)

На том свете живет, я на этом мрет. (Рыба)

Лес секу - лес вянет, на том месте город встанет. (Сенокос)

Летят гуски дубовые носки, летят и говорят:

«То-то я! То-то я!» (Молотьба цепами)

Баба-яга, вилами нога; весь свет кормит, а сама голодная.(Соха)

Чем больше верчусь, тем больше толстею. (Веретено)

Бежала свинка, золотая спинка, льняной хвостик. (Иголка)

В воде родится, а воды боится. (Соль)

Не лает, не кусает, а в хату не пускает. (Замок)

Сам голый, а сорочка за пазухой. (Свечка)

Сам худ, а голова с пуд. (Безмен)

ЗАГАДКИ, БЫТУЮЩИЕ СРЕДИ ДЕТЕЙ

Живая живулечка на живом стулечке. (Ребенок на коленях взрослого)

Живут два братца через дорожку, а друг друга Нее видят. (Глаза)

У двух матерей по пять сыновей. (Руки)

Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Ехал Бог, рассыпал горох.

Стало светать - нечего собрать. (Звезды)

Заря-зоряница, красная девица. По лесу ходила, ключи обронила. Месяц видел, не сказал. Солнце увидело - подняло. (Роса)

Летит птица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Сперва блеск. За блеском треск. За треском - плеск. (Молния, гром, дождь)

Шел долговяз. В землю увяз. (Дождь)

Скатерть бела. Весь свет одела. (Снег)

Мостится мост без досок, Без топора, без клина. (Лед)

Один лежит, другой бежит, третий кланяется. (Ручей, берег, камыш)

Еду, еду - следу нету, режу, режу - крови нету. (Река, лодка, весло)

Летит - воет.

Сидит - землю роет. (Жук)

Летит - жужжит,

Как сядет - молчит. (Пчела)

Висит сито - не руками свито. (Паутина)

Кто свой дом на себе носит? (Улитка)

Не воин, а со шпорами. (Петух)

Плавала, купалася, сухою оставалася. (Утка)

Два раза рождается,

Один раз умирает. (Птица)

Осенью засыпает,

Весной просыпается. (Медведь)

Ни говорит, ни поет, А кто к хозяину идет - Она знать дает. (Собака)

И комковато, и ноздревато, и кисло, и ломко, а всех милей. (Хлеб)

Меня не едят, и без меня мало едят. (Соль)

Не бьет, не ругает,

А плакать заставляет. (Лук)

Красная девица Сидит в темнице, А коса - на улице. (Морковь)

На бору, на яру Стоит старичок, Красненький колпачок. (Гриб-боровик)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

Два стоят, два лежат, Пятый ходит, шесту водит, Седьмой песенки поет. (Двери)

Бегут бегунчики, везут

Везунышки колоть лохматого, Точить рогатого. (Конь, сани, сено, вилы)

Не крапива, а жжется, не солнце, а печет. (Печка)

Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)

Поля стеклянные,

А межи деревянные. (Окна)

Не человек, а рассказывает. Не рубаха, а сшита. (Книга)

Из нее берешь, она больше становится. (Яма)

На чужой спине едет, на своей груз везет. (Седло)

Два сына, два отца, поделили три яйца. Как поделили, Что ни одного не разбили? (Дед, отец, сын)

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

Сидят три кошки. Против каждой кошки - две кошки. Много ли всех? (Три)

Ехал старик с досками, и доски его съели. (Из ели)

На балконе (на бал кони) ходят? (Нет)

Когда звонят во все колокола? (В овсе - никогда)