Производство деревянных ложек. Как делают деревянные ложки

Нередко задают вопрос: с чего начинать? Поделюсь опытом из своей преподавательской практики. В первые годы пришедшим в коллектив новичкам я задавал копировать готовые несложные маски, статуэтки, свои начальные работы. Вскоре стал замечать, что некоторые ученики студии перестали посещать занятия. Одно время не понимал причину, думал, что увлечение деревом не для их натуры или я чем-то не угодил. Позже понял, что не всякий способен был осилить задание, оно оказывалось сложным для начинающего. Возможно, срабатывало самолюбие, неудовлетворенность, упреки домашних. Сделав скоропалительный вывод о своей неспособности к творчеству, начинающий резчик бросал изделие, не закончив. Теперь, когда мне задают вопрос, с чего начинать, не задумываясь, отвечаю – с самой обыкновенной ложки. Это предмет поистине первой необходимости – и к столу пригодится, и украшением стать может.

Возьмите брусок дерева 24 × 6 × 4 см, желательно липу, осину, ольху, которые отличаются, как вы знаете, мягкостью и легкостью обработки. Можно использовать и потверже – березу или слоистую сосну, но обрабатывать их с первого раза сложнее. Приготовьте необходимые инструменты: небольшую пилу, плоскую и полукруглую стамески, если имеете, клюкарзу, нож, косяк, наждачную бумагу двух-трех номеров, плоский напильник. В соответствии с размером бруска разработайте эскиз ложки с таким расчетом, чтобы емкость занимала 1/3 всей длины, вычертите отдельно вид сверху и сбоку. Если вы хотите украсить ложку орнаментом, то ручка должна иметь достаточную ширину (рис. 5.1). Форму выбирайте на свое усмотрение, но она должна быть красивой. Далее переведите вид сверху на верхнюю грань заготовки. Запилите ее с боков, в местах, указанных сплошной стрелкой. Установите брусок в упор стола или зажмите струбциной и снимите плоской стамеской все лишнее до контура рисунка, срезая по направлению пунктирных стрелок, т. е. соблюдая слойность дерева.

Рис. 5.1. Схема вырезания ложки по квадрату.

Стамеску держите в правой руке за ручку, упираясь ладонью в ее затылок. Левая рука также в работе – она придерживает стамеску сверху в 40–50 мм от режущей кромки, большой палец сверху.

Затем переведите на боковую поверхность заготовки вид ложки сбоку. Повторите процесс снятия лишнего материала.

Полукруглой стамеской шириной 10–12 мм выберите, медленно углубляясь, емкость ложки. Срезайте от краев к центру по кругу. Последние срезы легче делать клюкарзой или ложкорезом. Достигнув 5–6-мм толщины дна емкости, тщательно зачистите ее шкуркой. Снимите лишнюю массу материала с наружной стороны ложки. Делайте это осторожно, чтобы не сломать ручку в тонком месте. Округлите емкость снаружи, зачистите напильником и шкуркой нижнюю поверхность. Верхнюю плоскость ручки сделайте ровной с помощью напильника, не пользуйтесь шкуркой (чтобы не тупить инструмент, вырезая орнамент). Когда поверхность отработана до ровного, без изъянов и следов стамески, состояния, нанесите рисунок орнамента, а на конце просверлите отверстие, чтобы вешать ложку на стенку. Украсить поверхность ручки можно любым из видов плоской низкорельефной и даже сквозной резьбы. Описанный способ я называю резьбой «от квадрата». Как вы уже поняли, заключается он в том, что сначала снимается все лишнее с переднего плана и боковых сторон заготовки, а затем уточняются детали.

Фото 47. Ложки. Сосна, липа. Саша Ильяев, 9 лет.

Закончив работу, протрите изделие мелкой шкуркой (нулевкой) по направлению слоя, слегка нажимая на орнамент. Можно покрыть изделие морилкой, жидким мебельным лаком или восковой мастикой.

Естественно, рецепты эти не годятся, если ложка предназначена для употребления за столом. Как быть? Не покрывая морилкой, пропитайте ее подсолнечным, оливковым маслом и прогрейте в духовке – ложка к обеду готова.

Если под рукой, кроме сосны, ничего не оказалось, форму ложки делайте с мягкими, плавными, без углов, переходами. Орнаментом украшать не следует. Сосна довольно колкий материал, а главное, ее слои имеют свой рисунок, который при умелой обработке неплохо украшает изделие. Форму старайтесь создать такую, чтобы как можно полнее выявилась красота текстуры сосны.

После полного вырезания тщательно зашкурьте поверхность со всех сторон, и вы увидите, как заиграют годичные кольца. В каждой вновь вырезанной ложке, вазочке из текстурного дерева, в данном случае из сосны, рисунок будет свой, неповторимый. Зависит он от того, в каком месте бревна располагался используемый вами брусок.

Если древесина не текстурная: береза, липа, ольха, – кроме плоского орнамента ручку можно украсить желаемым образом. Это может быть ветка, рыбка, морской конек и все, что уложится в форму ручки. Не исключайте и абстрактные образы, лишь бы они были оригинальны и художественны.

Я сознательно не предлагаю традиционный, народный способ вырезания ложки, которым пользовались на Руси с давних времен в артелях. Из бревна заготавливали баклуши-чурбачки, а затем поэтапно вырезали саму ложку с тонкой ручкой-держалом. Красиво расписанные, они и сейчас радуют глаз. Считаю предложенный мною вариант более приемлемым для знакомства с деревом: он учит правильно держать в руках инструмент и знакомит со слоистым строением древесины.

Другая цель, которую я преследую, обучая такому способу вырезания ложки, – дать навык резьбы «от квадрата». Его можно будет применять и в дальнейших, более сложных работах. Для того, кто не в ладах с анатомией, данный способ может оказаться наиболее выигрышным при создании обобщенных пластических произведений на начальной стадии освоения объемной резьбы.

Ява-скрипт отключен — поиск недоступен…

Изготовление деревянных ложек – простой и увлекательный процесс, позволяющий прикоснуться к вековым традициям декоративно-прикладного искусства. Для создания таких изделий потребуется минимум инструментов и материалов. Изготовление ложек своими руками – это прекрасная возможность отточить базовые навыки резьбы и лучше почувствовать, как ведет себя дерево и резчицкий инструмент. Вы можете экспериментировать с формой и размерами ложки, а также дизайном ее ручки, создавая уникальную утварь, отличающуюся не только декоративностью, но и функциональностью.

В нашем материале мы подробно расскажем, как сделать ложку своими руками, познакомим с базовыми приемами резьбы и ответим на актуальные вопросы, касающиеся изготовления деревянной посуды.

Из чего делают деревянные ложки?

Из какого дерева лучше вырезать деревянную посуду? Этот важный вопрос волнует всех начинающих резчиков. Для вырезания ложек лучше всего подходят заготовки из твердой, но не колкой древесины лиственных пород – осины, ясеня, клена, березы, вяза, ореха, вишни или клена.

Начинающим резчикам лучше использовать липу. Эта древесина более мягкая и легкая, обладает равномерной плотностью и хорошо строгается во всех направлениях. Для приобретения опыта и отработки базовых навыков резьбы, это наиболее подходящий материал. Помимо прочего изделия из липы не склонны к короблению и не выделяют дубильных веществ.

Хвойные деревья не подходят для изготовления ложек из-за своей высокой смолистости и характерного запаха. Также избегайте экзотических тропических пород древесины, таких как тик, которые могут быть токсичными.

В качестве заготовки можно использовать дощечки или же расколоть целую колоду-кряж на небольшие полешки. Первый вариант – более практичный, второй – более традиционный. Ориентация древесных волокон в заготовке определяет симметричность узора чаши ложки так, как показано на фото.


Набор базовых инструментов

Для изготовления деревянной ложки своими руками понадобится минимальный набор простого инструмента:

  1. Нож . Для резьбы по дереву лучше использовать именно богородский нож. Его двухсторонняя заточка позволяет одинаково удобно работать как «от себя», так и «на себя», а узкий носик дает возможность срезать древесину по внутренним линиям.
  2. Ложкорез (скобель) . Это стамеска с крутым изгибом, предназначенная для выскребания древесины в углублениях и обработки внутренних стенок при резьбе посуды. Альтернативой ложкорезу может стать широкая клюкарза или обычная полукруглая стамеска.
  3. Прямая стамеска – используется для ровного срезания массива дерева с заготовки.
  4. Струбцина – необходима для удобной фиксации деревяшки.
  5. Напильник для черновой обработки и наждачная бумага различной зернистости (320, 180 и 120 грит) для безупречной шлифовки изделия.
  6. Штихель – тонкий стальной резец, для создания декоративной резьбы на ручке.


Как вырезать ложку из дерева: пошаговое руководство

  1. Используя шаблон, перенесите рисунок верхнего и бокового вида на деревянную заготовку. Обратите внимание, чтобы ориентация древесных волокон была продольной, в этом случае ложка будет обладать максимальной прочностью.


  1. Зафиксировав заготовку струбциной, приступайте к грубому формированию чаши. Для этих целей используют ложкорез, но можно ограничиться и обычной полукруглой стамеской или широкой клюкарзой. Выборку древесины производят по направлению волокон. Углубляя чашу, не забывайте, что нужно оставить небольшой припуск по толщине для чистовой подрезки и шлифовки.


Выдалбливать чашу на заготовке прямоугольной формы значительно удобнее, поскольку деревяшка жестко фиксирована и сохраняет стабильное положение.


  1. Когда углубление сформировано, можно приступать к срезу лишнего массива в горизонтальной и вертикальной плоскости, следуя по верхнему и боковому контуру. Для этого удобнее всего использовать лобзик или ленточную пилу, но при желании можно выполнить все манипуляции прямой стамеской или ножовкой.




  1. Используя богородский нож, отесываем выпуклую часть ложки. Широкой стамеской придаем чаше идеально ровную округлую форму. При помощи ножа и стамески прорабатываем форму ручки.


  1. Используя ложкорез, выполните чистовую подрезку чаши и аккуратное выравнивание ее краев, как показано на картинке.


  1. Шлифовку производят в два-три прохода, каждый раз уменьшая зернистость абразива.

Совет!

При контакте с водой даже идеально отшлифованная поверхность может начать ворситься. Поднятый ворс не портит внешний вид ложки, но неприятно ощущается во рту. Поэтому, если вы планируете использовать собственноручно изготовленную посуду по прямому назначению, можете решить эту проблему старым проверенным способом. После шлифовки ложку мочат и тщательно высушивают, проходя заново мелкозернистым абразивом. Эту процедуру повторяют два-три раза.


Чем покрыть деревянную ложку для еды?

Финальным штрихом создания деревянной ложки является ее обработка отделочным составом. И здесь, как правило, возникает много вопросов. Если вы вырезаете декоративную ложку, то все просто: ее можно покрасить краской, нанести любое лаковое покрытие или обработать воском. С изделиями, которые планируется использовать по прямому назначению, все сложнее. Выбирая состав для пропитки, важно чтобы он был практичным и безопасным.


В русской традиции для обработки деревянных ложек использовали и продолжают использовать . Такая пропитка экологична, обладает антибактериальными свойствами, подчеркивает текстуру дерева, проста в нанесении. Но ее придется периодически обновлять. При этом, используя в качестве отделки сырое льняное масло, со временем оно может начать передавать пище неприятный прогорклый запах.

Более практичным решением является использования специальных минеральных масел для отделки деревянной посуды. Такая пропитка наделяет поверхность водоотталкивающими свойствами, при этом не образует пленки – поры остаются открытыми и древесина продолжает дышать. Минеральные масла не влияют на вкус пищи и более стойкие.

Чертежи и шаблоны оригинальных резных ложек


Процесс изготовления ложки прост и неизменен уже многие века.

Информации про ложкарное дело достаточно, что в учебниках по резьбе, что в интернете.
Однако мы не можем не осветить то, как мы делаем свои ложки.

Описание этого процесса будет своеобразным «мастер-классом» для тех, кто никогда не делал ложки сам, но хочет попробовать научиться этому.

Итак, выбираем материал. Мы в своём выборе материала для ложек пока остановились на липе (очень мягкое и приятное для резьбы дерево) и берёзе (более твёрдое, режется потяжелее, но очень красивый глянцевый срез и выразительная фактура). Ложки можно делать из разных пород дерева, будь то дуб, ольха, кедр, бук, можжевельник, черёмуха, яблоня и т.д. Каждая порода по-своему хороша. Какие-то ложечки очень лёгкие, какие-то прочней, какие-то душистее. Выбор за вами.
Наши заготовки - это сухие липовые или берёзовые брусочки 5 см на 2.5 см и длинной 24 см (это для большой ложки) и 17 см (для детской). На них наносим карандашом рисунок-очертание будущей ложки.



После топором стёсываем всё лишнее, вначале в одной плоскости затем в другой. Здесь нюанс. Можно это делать сразу ножом, но процесс будет более трудоёмкий физически. Топор быстрее и эффективнее. Чем больше обрабатываем топором, тем меньше потом усилий на доработку ножом.






Ножом доводим будущую ложку до практически полноценного вида (то же самое правило - чем лучше доведём ножом, тем меньше шлифовать).




Следующим этапом выбираем «черпало». Здесь важно не переборщить. Если выбрать слишком глубоко (ошибка начинающих), то после шлифовки стенки «черпала» получатся слишком тонкие, а это уменьшит долговечность ложки.



Ну, вот получилась ложка, только нешлифованная. При желании можно кушать уже даже такой, но мы идём дальше. Шлифуем в несколько этапов. Вначале крупной наждачкой, потом средней, затем мелкой и в конце супермелкой. Сложнее всего даётся черпало, поэтому чем чище оно выбрано, тем легче. Вот она, красивая, совсем уже готовая к применению, беленькая ложечка. Не зря ложки в такой стадии называют «бельё».
Когда мы начали заниматься вырезанием ложек. то сразу планировали чтобы этот труд не стал рутинным а был как можно более творческим, поэтому мы стали делать свои ложки как некие резные миниатюры. Для этого на готовую зашлифованную ложечку наносится рисунок (тут фантазия безгранична на уровень мастерства) и вырезается. Описывать процесс резьбы нету смысла, так как это отдельная тема.
Каждая ложечка это свой стиль, свой образ. И соответственно, разнообразные виды резьбы: рельефная, плоскостная, из неё геометрическая, орнаменты, мини скульптурки и т.д. От вида резьбы соответственно от образа самой ложки зависит, зашлифовывать ли резные элементы или нет. Иногда нужен лоск, а иногда хочется видеть, на резьбе, следы, как орудовал нож мастера.
Ну вот теперь «Стародубовская ложка» готова. Теперь у неё началась своя, именно ей данная, жизнь. Осталось обработать маслом.



Берём льняное масло, слегка его подогреваем и кладём туда ложку. Недолго пропитав, высушиваем. Некоторые ворсинки на ней вздыбливаются. Всё это зашлифовываем. Последний этап, по своей действенности, довольно относителен. Не обработанные маслом ложки служат так же надёжно(если материал сухой) с той только разницей что при первых использованиях они более шершавые но и это со временем зашлифовывается самим процессом использования. Так что если кому то нравятся чисто белые ложечки, может спокойно ими пользоваться (заранее заказав необработанные маслом).

Трудно найти более незаменимый столовый прибор чем ложка. Ей можно есть, резать, использовать как мерную посуду и в воспитательных целях, в ней можно готовить и просто выставлять в качестве украшения. А еще ведь это музыкальный инструмент!

1


На Руси и в скандинавских странах исторически ложки делали из дерева. В нашей стране столицей ложкарного ремесла стал городок Семенов Нижегородской области. В конце позапрошлого века в Семеновском районе над изготовлением ложек трудилось около 7 тысяч человек и выпускали они более трех миллионов ложек в год. На самом деле это только на первый взгляд огромные цифры. Простая математика показывает, что производительность получается одна ложка в день на человека.

Численность населения Российской Империи на тот момент составляла 129 миллионов человек. Таким образом, чтобы покрыть потребительский спрос семеновским ремесленникам потребовалось бы 43 года. Посему в каждой деревне практически в каждом доме долгими зимними вечерами мужики не только готовили к лету телеги и грабли, но и резали для семейных нужд ложки.

У меня был выбор: поехать в Семенов и снять производство сувенирных хохломских ложек или же найти умельца и посмотреть на современные ложки для каждодневного пользования. Умелец, конечно же, нашелся, причем все в той же Нижегородской области.

ЛОЖКА - ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. разливная ложка, ковш. деревянная ложка (главный промысел ниж. губ. сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. белая т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. асссигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. асссигнаций тысяча.

Это маленькая выдержка из статьи про ложку в толковом словаре Даля. Статья настолько самодостаточна, что если я приведу ее полностью, то и рассказывать больше нечего будет. Так что давайте смотреть картинки и слушать нашего сегодняшнего рассказчика.

2



Вот и он - освоивший множество профессий, но остановившийся на ложкарном ремесле Леонид Хазов. Он действительно зарабатывает на жизнь изготовлением ложек и деревянной посуды, так что сделать о нем материал было вдвойне познавательно. А между делом я узнал много нового и интересного про этот старинный промысел.

3



Начинается все прозаически. Леонид берет колоду-кряж и щепит ее пополам, а потом еще на несколько полешек. Количество зависит от диаметра колоды и предполагаемого количества ложек. Одно полешко - одна ложка.

4



Как говорит мастер, изготовить ложку при наличии ножа и желания может любой человек. Да, первая ложка может быть страшненькой и больше походить на кривую лопатку, но функции свои выполнять сможет. Даже при ремесленном изготовлении ложек на продажу используется довольно простой набор инструментов, который можно обнаружить в любом, наверное, доме.

Я отвлекаюсь на рассказ, а на картинке топором выбирается спуск к будущему черпалу. Все же знают строение ложки? Черпало, держало и перемычка.

5



В качестве сырья подойдет практически любое лиственное дерево. Чаще всего посуду делают из березы, осины, клена или фруктовых пород. Хвойные породы не подходят из-за своей смолистости и характерного запаха. На Руси делали ложки даже из привозной пальмы и стоили они в десять раз больше обычных.

Сейчас на фото ложка в стадии, которая называется «баклуша». Эту работу делали подмастерья, а мастера доводили эти заготовки-чурбачки до ума.

6



С помощью шаблона на баклушу наносится контур будущей ложки. В зависимости от предназначения они бывают круглыми, овальными, плоскими, объемными. А у декоративных ложек форма ограничивается только фантазией мастера.

7



У каждого мастера есть свой пользующийся стабильным спросом фирменный продукт, который он делает массово на поток. У ножевиков есть определенные виды ножей, у кузнецов сувенирные цветы и подковы, не исключение и ложкари. Леонид еще лет двадцать назад скопировал советскую столовую ложку и с небольшими изменениями и усовершенствованиями эта форма так и осталась основной.

8



Зажав заготовку в тиски, Леонид выбирает древесину из будущей ложки. Кстати, в отличие от остальных видов резьбы по дереву, ложки режутся из сырой древесины и сушатся уже в готовом виде. Некоторые мастера специально хранят кряжи в высокой траве, так дерево не высыхает.

9



Топором придается форма задней части ложки.

10



Можно и дальше работать топориком и стесывать баклушу по бокам до придания задуманной формы, можно взять ножовку, а можно и электролобзик, что быстрее всего. Этот этап можно выполнить и с помощью ножа или стамески, вопрос только в количестве потраченного времени.

11



Береза практически не уступает в прочности дубу, а живет в качестве ложки намного дольше - дуб трескается. Как видите, даже при такой уже достаточно деликатной операции мастер не спешит браться за нож, а орудует топором.

12



Последние взмахи топором. Традиционная русская сувенирная ложка больше напоминает полусферу: глубокая, объемная и не очень удобная в использовании, похожая на половник или черпак. Тут же формы более приближены к современным классическим овальным ложкам.

13



До этой стадии всю работу мог сделать не очень квалифицированный подмастерье. В принципе, еще десять минут работы ножом и у вас в руке окажется вполне пригодная к использованию ложка. Вот тут-то и начинается работа мастера. Ложка должна быть не только функциональна, но и красива.

14



В начале поста я упоминал о производительности семеновских мастеров. На самом деле где-то в цифрах путаница, либо людей работало меньше, либо резали они не только ложки. По данным на 1905 год в Балахнинском уезде Нижегородского уезда было около 1400 ложкарей и производили они 13 миллионов ложек, т.е. 25 ложек в день на человека. Эти цифры уже похожи на правду.

Леонид говорит, что один может сделать пятьдесят ложек за два-три дня, а в артелях весь процесс был разбит на этапы и разделен между работниками, что сокращало время на производство.

15



Впрочем, и Леонид предпочитает делать партии поэтапно: сначала заготавливает баклуши, потом обрубает на них все лишнее, а потом уже берется за нож и наждачку. Считается, что от состояния полена до готовой ложки она должна побывать в руках мастера не менее 13 раз. Не проверял, можете посчитать сами.

16



Ручка готова, осталось выскрести черпало. Толщина стенок 3-4 миллиметра, если делать тоньше, ложка будет легче и может быть красивей, но прослужит меньше. Чем аккуратней снято лишнее, тем проще будет потом шлифовать.

17



Как и в любом ремесле, времени на творчество остается мало. Если дело тебя кормит, то надо изготавливать шаблонные изделия, с реализацией которых точно не возникнет проблем. У Леонида хорошо налажен сбыт, его продукцию можно встретить в Москве и некоторых крупных российских городах. Но, конечно же, ему хочется делать что-то новое, пробовать какие-то приемы, вырезать что-то необычное. Иногда везет и поступают такие заказы, а иногда сделанное приходится продавать самому.

18



Вот так за разговором родилась очередная ложка.

В старину со сбытом была примерно такая же ситуация. Меньше всего получали ложкари, резавшие под хозяина, потом шли те, кто сдавал ложки купцам оптом, а самый высокий доход был у тех, кто торговал своими ложками сам.

19



Наши ложки оправляются на просушку. Это пара дней на воздухе летом или на печке зимой. Как раз пока делается партия ложек, предыдущая успевает высохнуть.

Закончим исторический экскурс. Мало кто догадывается, но спрос на деревянные ложки упал только после Второй Мировой. Тогда ее вытеснили оловянные и металлические ложки, а вместо «Ложкосоюза» было организовано объединение «Хохломская роспись».

20



Пока ложки сохнут, мы посмотрим на инструменты. Давно уже заметил, что чем прямее у человека руки, тем невзрачнее инструмент. Точнее, нет, не так. Чем прямее руки, тем меньше человек гонится за марками и внешним видом и тем больше ценит функциональность.

21



А у Леонида часть инструментов вообще самодельные. Ножи сделаны из полотна пилы, так называемая быстрорезная сталь. А много их не потому, что ломаются часто, просто Леонид готовится вести мастер-классы по резьбе и ножики будет раздавать ученикам.

22



А вот клюкарза из обоймы подшипника. Сталь там тоже хорошо подходит для подобного инструмента, так что остается только найти подшипник с подходящим диаметром, распилить его и приварить хвостовик. Ну и не забыть заточить конечно же.

23



По моей просьбе Леонид показал процесс заточки на примере полукруглой стамески. Сначала выводится угол и стесываются зазубрины на крупном камне. Тут главная хитрость не перегреть металл, может отпуститься закалка и инструмент будет испорчен.

24



Далее стамеска или нож затачиваются на мелком камне с постоянной подачей воды. Кромка затачивается до появления равномерного заусенца с противоположной стороны. Это если стамеска, с ножом чуть хитрее, там точить надо с двух сторон. А потом это все полируется на кожаном круге с пастой ГОИ. До убирания этого самого заусенца.

Рабочему инструменту редко требуются первые две процедуры, обычно хватает правки на коже.

25



26



Заусенец с внутренней стороны поправляется мелкой наждачной бумагой, накрученной на деревяшку подходящего диаметра. По необходимости опять шлифуется на коже. В общем-то, то же самое, что и при заточке обычных ножей.

27



Вернемся к нашим ложкам. Раньше считалось, что у ложек три сорта обработки: лицевой, очень хороший и хороший. Мы будем делать лицевую ложку, мы ж не халтурщики какие-то!

28



Можно шлифовать наждачкой вручную, можно воспользоваться станком. Не знаю, чем шлифовали наши предки, но в Скандинавских странах для этих целей использовали специальный сорт хвоща.

29



Очень быстро ложка принимает ухоженный вид и прямо-таки просится, чтобы ее скорее доделали и положили рядом с тарелкой.

30



31



Но торопиться не стоит. Кроме того, что ложка ошкуривается в несколько этапов, снижая зернистость наждачки, есть еще один нюанс.

32



При использовании ложки по назначению, от воды она начинает ворситься. Это не критично в руках, но очень неприятно во рту. Поэтому после шлифовки ее мочат и сушат, а потом еще раз шлифуют. И так несколько раз.

33



Вот теперь ложка почти готова. Ее ручку можно украсить резьбой, а можно какой-нибудь надписью. К примеру, именем или поговоркой.

34



Тут тоже есть маленькая хитрость: чтобы надпись получилась ровной писать надо задом наперед, с последней буквы к первой.

35



И заключительный штрих - ложка пропитывается в обычном льняном масле. Более массивные изделия погружаются в масло и находятся в нем какое-то время, но ложки достаточно просто помазать кисточкой, они настолько тонкие, что пропитываются насквозь.

Примерно сутки ложки сохнут и впитывают масло, потом протираются салфеткой и все, они готовы радовать своего нового хозяина.

36



От деревянной посуды, как и от всех деревянных вещей, сделанных руками, исходит какое-то тепло. Теперь у меня есть две ложки, думаю сделать миску или тарелку, а то и целый сервиз

37

Трудно найти более незаменимый столовый прибор чем ложка. Ей можно есть, резать, использовать как мерную посуду и в воспитательных целях, в ней можно готовить и просто выставлять в качестве украшения. А еще ведь это музыкальный инструмент!

На Руси и в скандинавских странах исторически ложки делали из дерева. В нашей стране столицей ложкарного ремесла стал городок Семенов Нижегородской области. В конце позапрошлого века в Семеновском районе над изготовлением ложек трудилось около 7 тысяч человек и выпускали они более трех миллионов ложек в год. На самом деле это только на первый взгляд огромные цифры. Простая математика показывает, что производительность получается одна ложка в день на человека.

Численность населения Российской Империи на тот момент составляла 129 миллионов человек. Таким образом, чтобы покрыть потребительский спрос семеновским ремесленникам потребовалось бы 43 года. Посему в каждой деревне практически в каждом доме долгими зимними вечерами мужики не только готовили к лету телеги и грабли, но и резали для семейных нужд ложки.

У меня был выбор: поехать в Семенов и снять производство сувенирных хохломских ложек или же найти умельца и посмотреть на современные ложки для каждодневного пользования. Умелец, конечно же, нашелся, причем все в той же Нижегородской области.

ЛОЖКА - ж. орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка. разливная ложка, ковш. деревянная ложка (главный промысел ниж. губ. сем. уезда) обрубается из баклуши топориком, теслится теслою, острагивается ножом и режется кривым резаком, а черенок и коковка на нем точатся пилкою, от руки. ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. белая т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. асссигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. асссигнаций тысяча.

Это маленькая выдержка из статьи про ложку в толковом словаре Даля. Статья настолько самодостаточна, что если я приведу ее полностью, то и рассказывать больше нечего будет. Так что давайте смотреть картинки и слушать нашего сегодняшнего рассказчика.


Вот и он - освоивший множество профессий, но остановившийся на ложкарном ремесле Леонид Хазов. Он действительно зарабатывает на жизнь изготовлением ложек и деревянной посуды, так что сделать о нем материал было вдвойне познавательно. А между делом я узнал много нового и интересного про этот старинный промысел.


Начинается все прозаически. Леонид берет колоду-кряж и щепит ее пополам, а потом еще на несколько полешек. Количество зависит от диаметра колоды и предполагаемого количества ложек. Одно полешко - одна ложка.


Как говорит мастер, изготовить ложку при наличии ножа и желания может любой человек. Да, первая ложка может быть страшненькой и больше походить на кривую лопатку, но функции свои выполнять сможет. Даже при ремесленном изготовлении ложек на продажу используется довольно простой набор инструментов, который можно обнаружить в любом, наверное, доме.

Я отвлекаюсь на рассказ, а на картинке топором выбирается спуск к будущему черпалу. Все же знают строение ложки? Черпало, держало и перемычка.


В качестве сырья подойдет практически любое лиственное дерево. Чаще всего посуду делают из березы, осины, клена или фруктовых пород. Хвойные породы не подходят из-за своей смолистости и характерного запаха. На Руси делали ложки даже из привозной пальмы и стоили они в десять раз больше обычных.

Сейчас на фото ложка в стадии, которая называется «баклуша». Эту работу делали подмастерья, а мастера доводили эти заготовки-чурбачки до ума.


С помощью шаблона на баклушу наносится контур будущей ложки. В зависимости от предназначения они бывают круглыми, овальными, плоскими, объемными. А у декоративных ложек форма ограничивается только фантазией мастера.


У каждого мастера есть свой пользующийся стабильным спросом фирменный продукт, который он делает массово на поток. У ножевиков есть определенные виды ножей, у кузнецов сувенирные цветы и подковы, не исключение и ложкари. Леонид еще лет двадцать назад скопировал советскую столовую ложку и с небольшими изменениями и усовершенствованиями эта форма так и осталась основной.


Зажав заготовку в тиски, Леонид выбирает древесину из будущей ложки. Кстати, в отличие от остальных видов резьбы по дереву, ложки режутся из сырой древесины и сушатся уже в готовом виде. Некоторые мастера специально хранят кряжи в высокой траве, так дерево не высыхает.


Топором придается форма задней части ложки.


Можно и дальше работать топориком и стесывать баклушу по бокам до придания задуманной формы, можно взять ножовку, а можно и электролобзик, что быстрее всего. Этот этап можно выполнить и с помощью ножа или стамески, вопрос только в количестве потраченного времени.


Береза практически не уступает в прочности дубу, а живет в качестве ложки намного дольше - дуб трескается. Как видите, даже при такой уже достаточно деликатной операции мастер не спешит браться за нож, а орудует топором.


Последние взмахи топором. Традиционная русская сувенирная ложка больше напоминает полусферу: глубокая, объемная и не очень удобная в использовании, похожая на половник или черпак. Тут же формы более приближены к современным классическим овальным ложкам.


До этой стадии всю работу мог сделать не очень квалифицированный подмастерье. В принципе, еще десять минут работы ножом и у вас в руке окажется вполне пригодная к использованию ложка. Вот тут-то и начинается работа мастера. Ложка должна быть не только функциональна, но и красива.


В начале поста я упоминал о производительности семеновских мастеров. На самом деле где-то в цифрах путаница, либо людей работало меньше, либо резали они не только ложки. По данным на 1905 год в Балахнинском уезде Нижегородского уезда было около 1400 ложкарей и производили они 13 миллионов ложек, т.е. 25 ложек в день на человека. Эти цифры уже похожи на правду.

Леонид говорит, что один может сделать пятьдесят ложек за два-три дня, а в артелях весь процесс был разбит на этапы и разделен между работниками, что сокращало время на производство.


Впрочем, и Леонид предпочитает делать партии поэтапно: сначала заготавливает баклуши, потом обрубает на них все лишнее, а потом уже берется за нож и наждачку. Считается, что от состояния полена до готовой ложки она должна побывать в руках мастера не менее 13 раз. Не проверял, можете посчитать сами.


Ручка готова, осталось выскрести черпало. Толщина стенок 3-4 миллиметра, если делать тоньше, ложка будет легче и может быть красивей, но прослужит меньше. Чем аккуратней снято лишнее, тем проще будет потом шлифовать.


Как и в любом ремесле, времени на творчество остается мало. Если дело тебя кормит, то надо изготавливать шаблонные изделия, с реализацией которых точно не возникнет проблем. У Леонида хорошо налажен сбыт, его продукцию можно встретить в Москве и некоторых крупных российских городах. Но, конечно же, ему хочется делать что-то новое, пробовать какие-то приемы, вырезать что-то необычное. Иногда везет и поступают такие заказы, а иногда сделанное приходится продавать самому.


Вот так за разговором родилась очередная ложка.

В старину со сбытом была примерно такая же ситуация. Меньше всего получали ложкари, резавшие под хозяина, потом шли те, кто сдавал ложки купцам оптом, а самый высокий доход был у тех, кто торговал своими ложками сам.


Наши ложки оправляются на просушку. Это пара дней на воздухе летом или на печке зимой. Как раз пока делается партия ложек, предыдущая успевает высохнуть.

Закончим исторический экскурс. Мало кто догадывается, но спрос на деревянные ложки упал только после Второй Мировой. Тогда ее вытеснили оловянные и металлические ложки, а вместо «Ложкосоюза» было организовано объединение «Хохломская роспись».


Пока ложки сохнут, мы посмотрим на инструменты. Давно уже заметил, что чем прямее у человека руки, тем невзрачнее инструмент. Точнее, нет, не так. Чем прямее руки, тем меньше человек гонится за марками и внешним видом и тем больше ценит функциональность.


А у Леонида часть инструментов вообще самодельные. Ножи сделаны из полотна пилы, так называемая быстрорезная сталь. А много их не потому, что ломаются часто, просто Леонид готовится вести мастер-классы по резьбе и ножики будет раздавать ученикам.


А вот клюкарза из обоймы подшипника. Сталь там тоже хорошо подходит для подобного инструмента, так что остается только найти подшипник с подходящим диаметром, распилить его и приварить хвостовик. Ну и не забыть заточить конечно же.


По моей просьбе Леонид показал процесс заточки на примере полукруглой стамески. Сначала выводится угол и стесываются зазубрины на крупном камне. Тут главная хитрость не перегреть металл, может отпуститься закалка и инструмент будет испорчен.


Далее стамеска или нож затачиваются на мелком камне с постоянной подачей воды. Кромка затачивается до появления равномерного заусенца с противоположной стороны. Это если стамеска, с ножом чуть хитрее, там точить надо с двух сторон. А потом это все полируется на кожаном круге с пастой ГОИ. До убирания этого самого заусенца.

Рабочему инструменту редко требуются первые две процедуры, обычно хватает правки на коже.



Заусенец с внутренней стороны поправляется мелкой наждачной бумагой, накрученной на деревяшку подходящего диаметра. По необходимости опять шлифуется на коже. В общем-то, то же самое, что и при заточке обычных ножей.


Вернемся к нашим ложкам. Раньше считалось, что у ложек три сорта обработки: лицевой, очень хороший и хороший. Мы будем делать лицевую ложку, мы ж не халтурщики какие-то!


Можно шлифовать наждачкой вручную, можно воспользоваться станком. Не знаю, чем шлифовали наши предки, но в Скандинавских странах для этих целей использовали специальный сорт хвоща.


Очень быстро ложка принимает ухоженный вид и прямо-таки просится, чтобы ее скорее доделали и положили рядом с тарелкой.



Но торопиться не стоит. Кроме того, что ложка ошкуривается в несколько этапов, снижая зернистость наждачки, есть еще один нюанс.


При использовании ложки по назначению, от воды она начинает ворситься. Это не критично в руках, но очень неприятно во рту. Поэтому после шлифовки ее мочат и сушат, а потом еще раз шлифуют. И так несколько раз.


Вот теперь ложка почти готова. Ее ручку можно украсить резьбой, а можно какой-нибудь надписью. К примеру, именем или поговоркой.


Тут тоже есть маленькая хитрость: чтобы надпись получилась ровной писать надо задом наперед, с последней буквы к первой.


И заключительный штрих - ложка пропитывается в обычном льняном масле. Более массивные изделия погружаются в масло и находятся в нем какое-то время, но ложки достаточно просто помазать кисточкой, они настолько тонкие, что пропитываются насквозь.

Примерно сутки ложки сохнут и впитывают масло, потом протираются салфеткой и все, они готовы радовать своего нового хозяина.


От деревянной посуды, как и от всех деревянных вещей, сделанных руками, исходит какое-то тепло. Теперь у меня есть две ложки, думаю сделать миску или тарелку, а то и целый сервиз