Ярославская м а. Публикации

3 марта - годовщина со дня рождения одного из основателей большевистской партии, соратника Ленина, лидера советского атеистического движения Емельяна Михайловича Ярославского.

Единодушно буржуйские, клерикальные и даже некоторые "патриотические" СМИ поливают товарища Ярославского грязью. Обязательно пройдясь по национальной принадлежности Ярославского (его настоящее имя - Миней Израилевич Губельман), клерикалы пишут гнусные антисемитские бредни про "жидомасона Ярославского, который пил кровь русских православных младенцев" и далее в том же стиле. Всех, кто выступает против преподавания "закона божьего" в школах, клерикалы именуют не иначе как "потомками ярославских-губельманов". Это у клерикалов считается самым большим ругательством. Оцените, например, высказывание некоего Алексея Шорохова с благочестивого православного сервере "Русское воскресение" (речь идет о попытках общественности пресечь распространение антисемитского учебника "Основы православной культуры") (орфография сохранена): "Как и не исчезал никуда товарищ Губельман. Который - ярославский. Главарь революционных погромов Русской Православной Церкви и патологический русофоб. Семя, видать, у него безбожника такое беспокойное (осиновый кол ему памятник)... ". И далее: "потомки ярославских-губельманов возмущены, что Алла Бородина (автор учебника "Основы православной культуры") уверена, что "тьма" - это, очевидно, все, что не православие". В этом, вообще-то, уверен всякий православный человек, читающий утром Символ веры, а вечером Деяния апостолов ".

Вообще-то, неправославных людей в мире довольно много: свыше 6 миллиардов. И всех их Шорохов объявил недочеловеками. Да и православие как самостоятельное течение существует лишь с 1054 года. И клерикалы готовы объявить "тьмой" все, что было до этой даты, в том числе и все великие достижения античной культуры. Да уж, куда там всяким Аристотелям, Демокритам, Платонам и Лукрециям до таких светочей человечества, как бомж Василий Блаженный или диакон Кураев...

Именно против таких вот мракобесов, как упомянутый Шорохов, и боролся всю свою жизнь товарищ Ярославский.

Родился он 19 февраля (3 марта) 1878 года в Чите в семье ссыльно-поселенцев. Окончил трехклассное городское училище, с 9 лет работал в переплетной мастерской, потом служил в аптекарском магазине. Выдержал экзамен за 4 класса гимназии. В 1898 году вступил в РСДРП, организовал первый марксистский кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. Входил в состав Читинского комитета РСДРП. В 1903 году Ярославский был арестован; освободившись под надзор полиции, перешел на нелегальное положение. Переехав в Петербург, Ярославский вошел в состав Петербургского комитета, вел партийную работу на предприятиях за Нарвской заставой. В апреле 1904 года во время подготовки первомайской демонстрации вновь был арестован, и, будучи освобожден под залог в декабре того же года, вновь вернулся к партийной работе. После 9 января 1905 года вел партийную работу в Твери, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе. 13 февраля 1905 года был в третий раз арестован в Одессе и находился в тюрьме до Потемкинского восстания. Летом 1905 года после десятидневной голодовки был выпущен на свободу и вернулся к партийной работе сначала в Одессе, потом в Туле. С октября по декабрь 1905 года был одним из руководителей рабочего движения в Ярославле (отсюда и псевдоним Ярославский). После Таммерфорсской конференции большевистской партии (декабрь 1905), на которой он представлял Ярославскую организацию. Ярославский переехал в Москву, вошел в МК, работал в его военной организации, участвовал в редакции журнала "Жизнь солдата". Весной 1906 года в четвертый раз арестован на конференции московской большевистской военной организации. Совершив побег из Сущевской Тюрьмы, Ярославский поехал делегатом от Ярославля на IV Съезд РСДРП. После съезда вел партийную работу в Екатеринославе, Москве и Петербурге, где редактировал подпольную военную газету "Казарма". В конце 1906 года принимал участие в первой военно-боевой конференции РСДРП в Таммерфорсе, создавшей "Временное бюро военных и боевых организаций". Весной 1907 года участвовал в работе V (Лондонского) Съезда РСДРП как делегат от военных организаций Петербурга и Кронштадта. После возвращения в Петербург был в пятый раз арестован и приговорен к 7 годам каторжных работ. Февральскую революцию встретил на поселении в Якутской области.

В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты "Социал-демократ", осенью 1917 года редактировал газету "Деревенская правда". Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске. На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты "Правда" и журнала "Большевик", с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б).

На партийную биографию товарища Ярославского следует обратить внимание хотя бы потому, что "Завтра" и "Советская Россия" периодически любят высказаться про "троцкистов типа Ярославского-Губельмана". Хотя Ярославский действительно был Губельманом, но кем он никогда не был, так это троцкистом. Он вел непримиримую борьбу с троцкизмом.

Перу товарища Ярославского принадлежит ряд политических работ: "Очерки по истории ВКП(б)", "Анархизм в России", "Биография В.И.Ленина". Но вошел в историю товарищ Ярославский в первую очередь благодаря своей атеистической работе. Он был основателем и несомненным лидером главной атеистической организации СССР - Союза воинствующих безбожников, редактором журнала "Безбожник". Современному человеку слова могут показаться агрессивными, но вспомните то время. В гражданскую войну попы с оружием в руках убивали рабочих и крестьян. Когда в стране был голод, церковь прятала запасы зерна и церковные ценности, не давая использовать их для помощи голодающим. Когда все антисоветские организации были уничтожены, церковь осталась единственным легальным центром притяжения антисоветских сил. В годы коллективизации попы вместе с кулаками убивали колхозных активистов, поджигали колхозное имущество. Наконец, своими действиями церковники отвлекали народ от социалистического строительства. Да и достаточно вспомнить современные деяния церкви - как церковники, например, варварски разрушили лучший в мире бассейн "Москва" и воздвигли на его месте убогий "храм Лужка-спасителя". Поистине, они ничего не забыли и ничему не научились.

Главный антирелигиозный труд Емельяна Ярославского - "Библия для верующих и неверующих". Об этой книге надо рассказать подробнее. Дело в том, что сегодня сторонники религиозного образования говорят: "Знать библию нужно обязательно, хотя бы потому, что без знания библии вы не сможете разобраться в мировой культуре". Да, конечно, образованному человеку не мешало бы для общего кругозора знать и содержание библии. Но читать ее в оригинальном варианте очень тяжело. Поэтому широко распространен жанр популярных изложений религиозной литературы - как, например, евангелие от Льва Толстого или книги "Забавная библия" или "Забавное евангелие" Лео Таксиля (конец XIX века), который излагает содержание Ветхого и Нового заветов с материалистических позиций, с юмором подчеркивая все несуразности, в которые попы заставляют верить людей (знаете ли вы, скажем, что, согласно библии, заяц обладает раздвоенными копытами? И мы должны в это верить, ибо нелепо). Таксиль ясно показывает, что библию можно считать самой безнравственной книгой в мире - потому что никто не совершал столько преступлений, сколько благочестивые христианские святые: тут и геноцид, и предательство, и убийства, и кровосмешение, и содомия. Книга Ярославского "Библия для верующих и неверующих" аналогична творчеству Таксиля с той разницей, что если Таксиль критиковал библию с просветительской точки зрения, то Ярославский пишет с последовательно классовых, диалектико-материалистических позиций. Кроме того, в своей критике религиозных догм Ярославский опирается уже на уровень развития науки ХХ века.

Когда в 1941 году началась война, Советское правительство было вынуждено направить все ресурсы на фронт и закрыть ряд изданий, не имеющих отношения к обороне. В числе закрытых оказались и издания Союза воинствующих безбожников. Религиозное лобби во властных структурах тут же воспользовалось этим для укрепления своих позиций, результатом чего стала известная встреча Сталина и Молотова с патриархом Сергием в 1943 году. И хотя Советское правительство сразу же четко заявило, что ни о каком восстановлении дореволюционного статуса церкви не может идти и речи, товарищу Ярославскому тяжело было это видеть. 4 декабря 1943 года он скончался. Похоронен он был у Кремлевской стены.

Сегодня мы имеем дело с классическим пропагандистским приемом буржуазии, когда пытаются демонизировать наиболее знаковые фигуры. Все помнят, как демонизировали Сталина, изображая его кровавым злодеем, уничтожившим до 100 миллионов человек (конкретное число зависело не только от степени подлости разоблачителя, но и от степени знакомства его с арифметикой). Буржуи пытаются применить аналогичный прием и в отношении других своих противников. Следующей мишенью потомков Геббельса и А.Н.Яковлева стал соратник Ленина Емельян Ярославский. Если в 1990 году самым страшным ярлыком, которые реакционеры наклеивали на коммунистов, было, то сегодня аналогичный ярлык реакционеров - . Но если взглянуть на его жизненный путь, то быть потомком товарища Ярославского должен считать за честь каждый нормальный человек.

По материалам сайта РКСМ(б)
Прислал товарищ К. (Ткачёв Александр),
г. Воронеж.



Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

СССР

Вероисповедание: Партия: Род деятельности:

антирелигиозная пропаганда

Награды:

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия - Мине́й Изра́илевич Губельма́н ; (19 февраля (3 марта) , Чита - 4 декабря , Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии , идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель « ».

Этапы жизни

Родился в семье ссыльнопоселенцев.

Ярославский Емельян Михайлович был старостой общества бывших политкаторжан, а с 1931 года - председатель Всесоюзного общества старых большевиков и Общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев (1929-1935). Был членом редколлегии «Правды », журнала «Большевик», «Историк-марксист», «Безбожник», редактором «Исторического журнала» .

Ярославский Емельян Михайлович был членом ЦИК СССР, депутатом Верховного Совета СССР .

С начала 1930-х Ярославский - активный сторонник Сталина . В июле г. обратился к генеральному секретарю за разрешением написать книгу «Сталин», на что получил ответ: «Ещё не пришло время».

В 1939 году написал книгу «О товарище Сталине». Одну из глав книжки Ярославский так и назвал - «Вождь народов». Главная её идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 90-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идёт товарищ Сталин…» (М., 1939. С. 149). В этой книжке-панегирике Ярославский несколько раз подчеркивает «беспощадность Сталина к врагам». «Что верно, то верно, - замечает Волкогонов. - „Вождь“ был беспощаден ко всем, кого он считал врагами» .

В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского перед фронтовиками звали бойцов Красной Армии, всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.

После смерти в 1943 был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

Награды

Именем Ярославского названы улицы в Перми и ряде других городов.

Безбожник

Н. С. Хрущев вспоминал, что в партии Ярославского называли «советским попом», так как в 1920-1930-е годы он являлся главным авторитетом партии по «церковному вопросу». Ярославский был одним из главных инициаторов и руководителей антирелигиозной политики советского руководства.

В 1918 г. в ответ на одну из своих атеистических статей он получил письмо из деревни. Письмо писал некто Петров:

Яраславский он поносит нашу православную веру он хочит чтобы возмутить весь народ он хочит чтобы растащили все церковное и думает из цирквей устроить театр он будет трижды АНАФИМА

(сохранена орфография, пунктуация и стиль источника) (ЦПА. Ф. 89. Oп. 4. Ед. хр. 76. Л. 9; Адвокат дьявола // Звезда. 1993. № 4).

С 1925 года Ярославский - председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1925-1943). В 1923 году вышла его книга «О религии».

Именно «организатору безбожного движения» принадлежит ставшая знаменитой в СССР максима: «Борьба против религии - борьба за социализм ». Был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», под его руководством издавалось множество антирелигиозных брошюр, плакатов и открыток.

Например, одна из карикатур «Безбожника» изображала, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно главный атеистический журнал печатал статьи большевистских лидеров, дававшие ориентиры для деятельности местных партийных и советских структур, такие как «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (из статьи Н. И. Бухарина). Журнал «Безбожник» был запрещен к ввозу на территорию Великобритании как «аморальное издание» специальным актом английского парламента.

В конце 1920-х годов Ярославский выступал за запрет на исполнение церковной музыки, в т.ч. Чайковского , Рахманинова , Моцарта , Баха , Генделя и других композиторов. «В данный момент, - писал Ярославский, - церковная музыка, хоть бы и в лучших её произведениях, имеет актуально-реакционное значение».

Ярославский составлял списки запрещенных книг, в которые вошли произведения Платона , Канта , Вл. Соловьева , Л. Толстого , Достоевского и др. Такие списки рассылались по библиотекам, где эти книги должны были быть переданы в спецхраны или уничтожены. Все свои действия Ярославский теоретически обосновывал, например: «Толстой в настоящее время, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, политическое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно».

(Емельян Ярославский, «Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда». «Правда», 1 мая 1929 г.)

Сочинения

  • Отчего нет товаров в деревне, хлеба в городах. - М.: Волна, 1917.
  • Н. Г. Чернышевский. - М., 1919.
  • Агитационно-пропагандистская работа Р. К. П. (между XI-м и XII-м съездами). - М.: Красная новь, 1923.
  • Что такое «Рабочая Правда». - Харьков: Пролетариат, 1924.
  • Партия большевиков в 1917 г. М.; Л., 1927.
  • Против оппозиции. Сборник статей. - М.-Л., 1928.
  • Третья сила. Статьи 1917-1931 гг., направленные против эсеровской и меньшевистской партий. - М.: Партиздат, 1932.
  • Против религии и церкви. Т. 5: Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: ГАИЗ. - 1933. - 420 с.
  • Против религии и церкви. В 4 т. - М., 1935.
  • Биография Ленина. - М.: Партиздат, 1934.
  • Биография В. И. Ленина. - М.; Л., 1942.
  • Сталинская конституция и вопрос о религии. М., 1936.
  • Библия для верующих и неверующих / Емельян Ярославский; [Общ. ред., вступит. статья и примеч. д-ра ист. наук М. М. Шейнмана]. - М.: Политиздат. - 1977. - 375 с.: ил.
  • Библия для верующих и неверующих / Предисл. М. И. Шахновича. - Л.: Лениздат. - 1975. - 399 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1958. - 408 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Емельян Михайлович. - М.: Госполитиздат. - 1959. - 408 с.
  • Библия для верующих и неверующих / Ярославский Ем. - М.: Антирелигиозное изд-во. - 1937. - 406 с.
  • Антирелигиозная пропаганда и профсоюзы. - М.: Профиздат, 1937.
  • Очерки по истории ВКП(б). 3-е изд. Ч. 1. - М., 1937.
  • Атеизм Пушкина. - М.: Гаиз, 1937.
  • О религиозных пережитках и задачах антирелигиозной пропаганды и агитации. - М.: Гаиз, 1937.
  • О роли интеллигенции в СССР. - М.: Госполитиздат, 1939.
  • О товарище Сталине. - М., 1939.
  • Анархизм в России, М., 1939.
  • Борьба славянских народов против германского фашизма. - М.: Военмориздат, 1941.
  • В руках Красной Армии судьба нашей Родины. Роль и задачи агитаторов в Красной Армии. (Статьи из газет «Советская Сибирь» и «Красная звезда»). - Новосибирск: Новосибизд. 1942.
  • Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. (Статьи из газет и журналов). - М.: Госполитиздат, 1942.
  • За боевую, доходчивую, правдивую агитацию. - Пенза: Газета «Сталинское знамя», 1942.
  • Советы агитаторам. - М.: Госполитиздат, 1942.
  • Тридцать лет большевистской «Правды». - М.: Гос. изд-во политической лит-ры, 1942.
  • Фашисты хотят восстановить на Советской земле крепостное право. - М.: Мол. гвардия, 1942.
  • О религии. - М., 1958.

/biblio/other_people/ex.html?/biblio/other_people/yaroslavskii_%20gubelman.htm

Емельян Ярославский

(Миней Израилевич Губельман)

Бессменный лидер Союза воинствующих безбожников и редактор его печатных изданий Емельян Ярославский.

Миней Израилевич Губельман (таково настоящее имя Ярославского) родился 19 февраля (3 марта) 1878 года в Чите в семье ссыльно-поселенцев. В 1898 году вступил в РСДРП, организовал первый марксистский кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. Входил в состав Читинского комитета РСДРП. В 1903 году был арестован, освободившись под надзор полиции, перешел на нелегальное положение. Переехав в Петербург, вошел в состав Петербургского комитета, вел партийную работу на предприятиях за Нарвской заставой. В апреле 1904 года во время подготовки первомайской демонстрации вновь был арестован, и, будучи освобожден под залог в декабре того же года, вновь вернулся к партийной работе. После 9 января 1905 г. года вел партийную работу в Твери, Нижнем Новгороде, Киеве и Одессе. 13 февраля 1905 года был в третий раз арестован в Одессе и находился в тюрьме до Потемкинского восстания. Летом 1905 года после десятидневной голодовки был выпущен на свободу и вернулся к партийной работе сначала в Одессе, потом в Туле. С октября по декабрь 1905 года был одним из руководителей рабочего движения в Ярославле (отсюда и псевдоним Ярославский). После Таммерфорсской конференции большевистской партии (декабрь 1905 г.), на которой он представлял Ярославскую организацию. Ярославский переехал в Москву, вошел в МК, работал в его военной организации, участвовал в редакции журнала "Жизнь солдата". Весной 1906 года в четвертый раз арестован на конференции московской большевистской военной организации. Совершив побег из Сущевской Тюрьмы, Ярославский поехал делегатом от Ярославля на IV Съезд РСДРП. После съезда вел партийную работу в Екатеринославе, Москве и Петербурге, где редактировал подпольную военную газету "Казарма". В конце 1906 года принимал участие в первой военно-боевой конференции РСДРП в Таммерфорсе, создавшей "Временное бюро военных и боевых организаций". Весной 1907 года участвовал в работе V (Лондонского) Съезда РСДРП как делегат от военных организаций Петербурга и Кронштадта. После возвращения в Петербург был в пятый раз арестован и приговорен к 7 годам каторжных работ. Февральскую революцию встретил на поселении в Якутской области.

В июле 1917 года Емельян Ярославский вернулся в Москву, создавал военную организацию партии, был одним из руководителей большевистской газеты "Социал-демократ", осенью 1917 года редактировал газету "Деревенская правда". Был делегатом VI Съезда РСДРП(б), членом Московского военно-революционного комитета, одним из руководителей вооруженного восстания в Москве. От большевиков Москвы был депутатом Учредительного собрания. В 1918 году был комиссаром Московского военного округа, потом работал в Перми и Омске. На 8 и 9 Съездах партии избирался кандидатом, а на 10 и 11 Съездах - членом ЦК РКП(б), в 1921 году работал секретарем ЦК. На 12-16 съездах партии Ярославский избирался членом ЦКК ВКП(б), с 1923 года - секретарь партколлегии ЦКК. Был членом ЦИК СССР, редколлегии газеты "Правда" и журнала "Большевик", с 1931 года - председатель Общества старых большевиков, с 1937 года - депутат Верховного Совета СССР, с 1939 года - академик и член ЦК ВКП(б).

На партийную биографию товарища Ярославского следует обратить внимание хотя бы потому, что "коммунистические" защитники религии периодически любят высказаться про "троцкистов типа Ярославского-Губельмана". Хотя Ярославский действительно был Губельманом, но кем он никогда не был, так это троцкистом. Он вел непримиримую борьбу с троцкизмом.

Перу Ярославского принадлежит ряд политических работ: "Очерки по истории ВКП(б)", "Анархизм в России", "Биография В.И.Ленина ". Главный антирелигиозный труд Емельяна Ярославского - "Библия для верующих и неверующих". Об этой книге надо рассказать подробнее. Дело в том, что образованному человеку не мешало бы для общего кругозора знать и содержание библии. Но читать ее в оригинальном варианте очень тяжело. Поэтому широко распространен жанр популярных изложений религиозной литературы - как, например, евангелие от Льва Толстого или книги "Забавная библия" или "Забавное евангелие" Лео Таксиля (конец XIX века), который излагает содержание Ветхого и Нового заветов с материалистических позиций, с юмором подчеркивая все несуразности, в которые попы заставляют верить людей. Книга Ярославского "Библия для верующих и неверующих" аналогична творчеству Таксиля с той разницей, что если Таксиль критиковал библию с просветительской точки зрения, то Ярославский пишет с последовательно классовых, диалектико-материалистических позиций. Кроме того, в своей критике религиозных догм Ярославский опирается уже на уровень развития науки ХХ века.

Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, издания Союза воинствующих безбожников были закрыты, а Союз практически прекратил свое существование (в 1947 году его функции были переданы обществу "Знание"). Клерикалы объясняют это тем, что перед лицом опасности, нависшей над страной, Сталин обратился к религии. Конечно же, это было не так. Просто в связи с перестройкой жизни страны на военный лад были ликвидированы многие организации и издания, не имевшие отношения к обороне.

ЯРОСЛА́ВСКИЙ Емельян Михайлович (Губельман Миней Израилевич; 1878, Чита, - 1943, Москва), советский партийный деятель и публицист.

Родился в семье ссыльного учителя. Работал по найму с 1887 г. Член РСДРП с 1898 г., организовал революционный кружок рабочих на Забайкальской железной дороге. В 1901 г. был за границей (Берлин, Париж), где установил контакты с газетой «Искра» и стал ее корреспондентом. В 1902 г. - член Читинского комитета РСДРП. В 1903 г. Ярославский был арестован, после недолгого тюремного заключения освобожден, но поставлен под надзор полиции. В конце 1903 г. перешел на нелегальное положение, уехал в Петербург, стал членом Петербургского комитета РСДРП(б). Ярославский был последовательным сторонником В. Ленина . Активно участвовал в революции 1905–1907 гг. в России. В 1906 г. - член Московского комитета РСДРП и военной организации большевиков. Депутат 4-го съезда РСДРП (апрель 1906 г., Стокгольм). В 1906 г. был редактором газеты «Казарма» (Петербург) - центрального органа военной организации большевиков, был делегатом 5-го съезда РСДРП (1907, Лондон). В том же году был арестован и приговорен к пяти годам каторги, которую отбывал в Зерентуйской каторжной тюрьме (центральная тюрьма Нерчинской каторги), затем содержался на поселении в Восточной Сибири.

После Февральской революции 1917 г. - член Якутского комитета общественной безопасности; в мае - председатель объединенного Якутского совета рабочих и солдатских депутатов. В июле 1917 г. Ярославский приехал в Москву и стал работать в Московской военной организации при Московском комитете РСДРП(б). Делегат 6-го съезда РСДРП (6 июля - 3 августа 1917 г.). Ярославский - один из руководителей вооруженного восстания в Москве в октябре 1917 г., член Московского Военно-революционного комитета. Первый военный комиссар Кремля, а в 1918–19 гг. - Московского военного округа.

В 1918 г. выступил против заключения Брестского мирного договора с Германией, вошел в группу левых коммунистов. В 1919–20 гг. - председатель Пермского губкома ВКП(б), член Сибирского областного бюро ЦК РКП(б). В Москве на 8-м съезде партии (1919) и на 9-м (1920) избирался кандидатом в члены ЦК. В 1921 г. был секретарем ЦК партии. В 1920–30-х гг. - известный партийный идеолог, член редколлегий газеты «Правда», журнала «Большевик», редактор «Исторического журнала», заведующий кафедрой истории ВКП(б) в Высшей партийной школе. Был старостой Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, но сыграл основную роль в роспуске этого общества в 1935 г. Ярославский был председателем «Союза воинствующих безбожников», членом редколлегии журнала «Безбожник», был одним из идеологов проведения антирелигиозной кампании в Советском Союзе. Эта кампания была направлена против всех религий, дискредитировала служителей различных культов, но Ярославский отличался особой нетерпимостью по отношению к иудаизму . Так, в 1922 г. он опубликовал в газете «Известия» статью «Что можно взять в синагоге», предлагая обложить прогрессивным налогом места в синагоге и алия ла-Тора (`восхождение к Торе`). В своих статьях подвергал злобным нападкам иудаизм и Библию . Автор книги «Библия для верующих и неверующих» (1-е изд. М., 1923–25). Книга в 1920–80-х гг. выдержала десятки изданий многомиллионными тиражами на русском и других языках народов СССР.

Ярославский был одним из близких помощников И. Сталина в проведении различных идеологических кампаний в Советском Союзе, требовал беспощадной борьбы с «врагами народа». На 18-м съезде партии (март 1939) был вновь избран членом ЦК. Умер в 1943 г. от рака желудка. В 1953 г., во время врачей дела , некоторых врачей пытались обвинить в преступной халатности, выразившейся в «запоздалом диагностировании» у Ярославского рака желудка.

Сын Ярославского - Фрунзе Ярославский (1924, Москва, - 1983, Москва), генерал-майор авиации (1966). В 1943–44 гг. на фронте, был летчиком-истребителем, в 1948 г. окончил Военно-воздушную командную академию. В 1966–82 гг. - заместитель начальника штаба Московского округа ПВО.

Брат Ярославского - Губельман Моисей Израилевич (1884, Чита, - 1968, Москва), советский партийный и государственный деятель. Член РСДРП с 1902 г. В 1906 г. - член Читинского комитета РСДРП. Его неоднократно арестовывали. Во время гражданской войны был одним из руководителей партизанского движения на Дальнем Востоке. В июне 1921 г. - январе 1922 г. - член Военного совета Народной революционной армии Дальневосточной республики. С конца 1923 г. жил в Москве, был на партийной и профсоюзной работе. В 1930–31 гг. - секретарь партколлегии Московской контрольной комиссии ВКП(б). В 1933–47 гг. - председатель ЦК профсоюза работников государственной торговли. Был членом президиума Еврейского антифашистского комитета . В 1947 г., после снятия А. Лозовского с поста начальника Совинформбюро, был уволен со своих постов как близкий к нему человек и отправлен на пенсию.

Емельян Ярославский: террорист, безбожник, академик и основатель «культа личности»

27.03.2018

Емельян Ярославский: террорист, безбожник, академик и основатель «культа личности»

Share

У Иосифа Бродского есть изумительные строчки:

«Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье – слепота, а чаще – свинство.

Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.


А человек, должно быть, ограничен.

У человека есть свой потолок,
держащийся вообще не слишком твердо.
Но в сердце льстец отыщет уголок,
и жизнь уже видна не дальше черта.

Таков был доктор Фауст. Таковы
Марло и Гете, Томас Манн и масса
певцов, интеллигентов унд, увы,
читателей в среде другого класса.

Один поток сметает их следы,
их колбы – доннерветтер! – мысли, узы...
И дай им Бог успеть спросить: «Куды?!» –
и услыхать, что вслед им крикнут Музы.

А честный немец сам дер вег цурюк,
не станет ждать, когда его попросят.
Он вальтер достает из теплых брюк
и навсегда уходит в вальтер-клозет».

Емельян Ярославский (1878–1943) в своей жизни вряд ли без революции выделился из своего класса – полукрестьянской интеллигенции. Человек достаточно одаренный, он наверняка бы прославился на провинциальном уровне, как истовый любитель ботаники и организатор музеев. И это бы принесло несомненную пользу и для государства, и для российского общества. Но свершилось то, что свершилось – Ярославский увидел жизнь «не дальше черта» и махнул в революционное движение, повинуясь указующему хвосту нечистого. А между тем, изначально никаких предпосылок для такового поступка и не имелось.

Миней Израилевич Губельман (будущий Емельян Ярославский) рос в семье религиозной. Он об этом и сам вспоминал: «Ведь мы, революционеры, тоже не рождались антирелигиозными. Я лично воспитывался в очень религиозной семье, мои родители были чрезвычайно религиозными людьми, которые очень болезненно относились к тому, что я начал колебаться в вопросах веры...»
Как бы то ни было, но в 1898 г. Миней Губельман вступает в РСДРП и постепенно набирает славу как агитатор и организатор нелегальной деятельности. Псевдоним Ярославский он стал использовать только с 1905 года, ибо участвовал в организации рабочих волнений в Ярославле. Именно, в годы революции 1905–1907 гг. он становится боевиком и одним из организаторов «экспроприаций» (то есть грабежей в пользу партийной кассы).

В ноябре 1906 года Емельян Ярославский активно участвовал в конференции террористических организаций РСДРП в Таммерфорсе. Затем ему было поручено руководить Временным бюро военных и боевых организаций РСДРП.
Ярославский в 1907 г. Создал специальную школу для подготовки исполнителей-террористов с лабораторией для производства взрывчатых веществ. Но полиция сумела вовремя прекратить деятельность данного «учреждения».
Емельян Ярославский был арестован и получил за терроризм 5 лет каторги. После каторги он отбыл на поселение в Якутск и здесь занимался изучением местной флоры, фауны и минеральных ресурсов. Успешно трудился на поприще хранителя Якутского краеведческого музея. Попутно товарищ Емельян создает кружок «Юный социал-демократ» для революционного развращения местной молодежи: партии требуется «мясо» для терактов и революции.

После большевистского переворота 1917 года Ярославский наконец то находит истинное призвание. Он подключается к антирелигиозной работе, хотя ее и не возглавляет. Советская власть поручила вести войну против Церкви Красикову, но Емельян Ярославский упорно продвигается наверх и становится основателем (правда, не самым высокопоставленным в большевистской иерархии) «культа Ленина». Именно, перу Ярославского принадлежит целый ряд пропагандистских опусов о «гениальном» вожде: «Великий вождь рабочей революции Владимир Ильич Ульянов-Ленин» (1918), «Жизнь и работа В.И. Ленина» (1924) и «Ленин, теоретик и практик вооруженного восстания» (1924). Таким образом, становится ясным, что Емельян Ярославский подключается к созданию ленинского мифа еще при жизни Ильича.

В 1919 году Ярославский оказывается среди руководителей подавления Чердынского крестьянского восстания (Пермь). Правда, командует не карателями, но карательной пропагандой.

В 1922 году Емельян Ярославский развязывает психологический террор против верующих в России. Он редактирует газету «Безбожник». Позже становится председателем «Союза воинствующих безбожников» и вдохновителем атеистических репрессий от Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) – ЦК ВКП(б).

Ярославский отметился и как цензор в сфере русской музыки и литературы. По его настоянию запрещаются книги Достоевского и Гоголя, Толстого и Жуковского, великие музыкальные произведения Чайковского и Моцарта, Баха и Рахманинова. Кроме того, как признак религиозного дурмана, товарищем Емельяном предается остракизму рождественская елка.
«Воинствующий безбожник» Ярославский открыто писал и говорил: «Борьба против религии – борьба за социализм», а потому и травил святого патриарха Тихона и развязал разнузданную кампанию, где под видом антирелигиозной борьбы осквернялись храмы, мощи, иконы и предавался поруганию сам русский дух.

Впрочем, его неверие как «свинство» не очень-то и тяготило самого «антирелигиозника» Ярославского. Атеиста Емельяна беспокоит иное, что и определяется из его собственноручно написанной записки: «Личное. Наркомат обороны. Товарищу Е.А. Щаденко. Дорогой товарищ Щаденко! Если можно подкинуть 3-4 машины доброго конского навоза для моего сада, то я прошу это сделать. Посылаю план дороги, по которой ехать машине. Садоводческий привет».

Своеобразный карьерист Ярославский, когда Иосиф Сталин добирается до высот власти, начинает петь хвалу последнему. Вероятнее всего, именно Е. Ярославский широко растиражировал титул «вождя народов».
Достоверно неизвестно, первым ли Е. Ярославский сказал: «Сталин – это Ленин сегодня». Может быть и не он отличился, но эту фразу «антирелигиозник» повторял неоднократно.

Ярославский успешно сочинял и публиковал свои «исторические» опусы, прославляя Сталина. За что и удостоился и Сталинской премии, и избрания академиком АН СССР.

Сейчас по планете Земля шагает XXI век. Открыты архивы. Написаны сотни правдивых книг о том, что происходило в постреволюционной России. И неблаговидная роль Емельяна Ярославского в истории нашего Отечества стала очевидной. Но в российских городах (Туле, Ижевске, Якутске и т. д.) имеются улицы, носящие имя и фамилию этого террориста и безбожника, откровенного недоброжелателя нашей самобытности. А на площади Ярославского (бывшей Соборной, ибо здесь высился до сноса «пролетариатом» храм Рождества Христова!) в Челябинске находится государственный академический театр оперы и балета им. М. И. Глинки. Но Емельян Ярославский в разгар своей безбожной деятельности и произведения Глинки ратовал запретить.

Представьте себе на пять секунд картину. Отец с мальчиком семи-восьми лет идет мимо памятника Глинке, мимо оперного театра, на площадь Ярославского. Ребенок задает вопрос: «Папочка, а кто были эти дяденьки: Глинка и Ярославский?» И что должен ответить честный отец: «Глинка – это великий русский композитор, прославивший нашу державу, а Ярославский – это тот дяденька, который не хотел, чтобы строились храмы, и чтобы были новогодние и рождественские елочки!»

И что тогда подумает о России о нас всех взрослых мальчик?..
Можно придумать сто тысяч программ по патриотическому воспитанию молодых поколений, но все их перебьет за раз площадь Ярославского!
Извините, но это историческая шизофрения, господа…

«Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх.
Однако, интерес у всех различен.
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен».


15.02.2019