За что королев ругал валентину терешкову. Полет Валентины Терешковой в космос: что пошло не так Когда был полет терешковой в космос

16 июня 1963 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль-спутник «Восток-6» с Валентиной Терешковой на борту. Благодаря этому Советский Союз закрепил за собой еще один научно-технический приоритет. За минувшие десятилетия история подготовки и полета Терешковой обросла множеством небылиц. К счастью, многие документы, включая переговоры с Землей и бортовой журнал , рассекречены и доступны для изучения. Кроме того, участники советской космической программы оставили записи по итогам полета «Востока-6», что позволяет реконструировать его картину в полном объеме.

Пять «березок»

Вопрос о необходимости отправки женщины на орбиту в мае 1961 года поднял генерал-лейтенант Николай Каманин, непосредственно руководивший отбором и подготовкой советских космонавтов. Он сопровождал Юрия Гагарина в зарубежных поездках и обратил внимание, что одним из наиболее популярных вопросов, задаваемых первому летчику-космонавту,

был вопрос о том, собирается ли Советский Союз запустить на орбиту женщину.

Фоторепортаж: Первая на орбите: 55 лет полету Терешковой

Is_photorep_included11672521: 1

Помимо того, на генерал-лейтенанта произвела впечатление громкая рекламная кампания, развернувшаяся в США вокруг летчицы Джерри Кобб, которая настаивала на включении ее в отряд астронавтов программы Mercury. Хотя у Кобб не получилось продавить свое требование, Каманин подозревал, что космический полет американки — вопрос ближайшего будущего.

Однако и главный конструктор Сергей Королев, и академик Мстислав Келдыш, и главком ВВС Константин Андреевич Вершинин высказались против. У того ушло полгода, чтобы путем интриг и закулисных переговоров добиться принятия положительного решения.

Женщин-пилотов в звании офицеров ВВС тогда не было, поэтому отбор шел по «спортивному» направлению. 15 января 1962 года ДОСААФ представило личные дела 58 женщин. После их рассмотрения и прохождения госпитального обследования остались пятеро: Жанна Ёркина (22 года), Татьяна Кузнецова (20 лет), Валентина Пономарева (28 лет), Ирина Соловьева (24 года), Валентина Терешкова (25 лет). Замужем и с ребенком была только Пономарева, она же имела навыки пилота (освоенные машины — «По-2», «Як-18») и высшее образование (инженер-механик жидкостных ракетных двигателей).

Остальные члены женской группы были парашютистками и до прихода в отряд смутно представляли себе реалии отечественной космонавтики. 15 декабря 1962 года каждой из «пятерки» присвоили звание младшего лейтенанта и стали готовить к полету на «Востоке».

Во время тренировок использовался позывной «Березка», поэтому другие космонавты так и называли кандидаток — «березками». Валентина Пономарева вспоминала : «Нам пришлось пройти курс молодого бойца по несколько усеченной программе. Правда, строевая подготовка и изучение воинских уставов были. Возникла проблема с подбором обмундирования. Не сразу, но все же отыскали пожилого мастера, который пошил нам форменные юбки и кителя...».

С профессиональной точки зрения наиболее подготовленной к полету была Валентина Пономарева, однако Юрий Гагарин, от которого как от командира отряда во многом зависел выбор первой космонавтки, с самого начала высказывался против нее. Пономарева вспоминала: «Оставалась так называемая мандатная комиссия. Ее заседание состоялось в госпитале. Среди членов комиссии был Юрий Гагарин. Мы заходили в зал, отвечали на какие-то вопросы, а затем в коридоре ждали вердикта. Нам объявили, что прошли я и Жанна Ёркина. Когда некоторое время спустя у меня установились доверительные отношения с заместителем начальника Центра подготовки космонавтов Николаем Никерясовым, он рассказал, что Гагарин выступил против моей кандидатуры.

Высказался примерно так: ради освоения космоса можно рисковать жизнью мужчин-летчиков, если очень нужно —

«холостых девчонок» (именно так он выразился), хотя и не стоило бы. Но недопустимо рисковать жизнью матери.

И тем не менее меня зачислили. Вероятно, решающую роль сыграла рекомендация директора моего института академика Келдыша».

Гагарин симпатизировал Валентине Терешковой, отмечая ее среди остальных. Наверное, она нравилась ему своим волевым характером. Терешкову выделял и Королев.

Выбор первой космонавтки отличался от выбора пилота первого «Востока». Руководство на примере Гагарина ясно представляло себе, что значит стать первым в космосе. Больше того, если при подготовке первого «Востока» Королев не сомневался, что вслед за Гагариным полетят его товарищи, то теперь такой уверенности не было:

полет женщины мог стать (и действительно на девятнадцать лет стал) единственным.

И это обостряло ситуацию: все понимали, что выбор впишет имя одной из девушек в историю, в то время как другие должны будут довольствоваться скромной ролью безвестных участниц эпохального события. И все же, как утверждает Пономарева, девушки держались друг друга и помогали по мере сил: «Трения возникали, но мы сами разбирались в своих проблемах — начальству никто ни на кого не жаловался. В обиду друг друга не давали».

Выбор был долгим и трудным. Учитывалось все, вплоть до менструальных циклов.

Но помимо здоровья, знаний, особенностей характера, выбор определялся еще и субъективными оценками тех, кто выбирал. Королев, Каманин и Гагарин были за Терешкову. Специалисты ГНИИИ авиационной и космической медицины стояли горой за Пономареву; к ним присоединился академик Мстислав Келдыш. Бесконечным спорам положил конец глава государства Никита Хрущёв. Есть версия, что он выбирал будущую космонавтку по фотографии, но вряд ли она соответствует действительности. Скорее всего, сыграло роль то, что Валентина Владимировна была по базовому образованию ткачихой, а представительницы текстильной промышленности занимали во внутренней политике Хрущева одно из важнейших мест.

Старт Быковского

Долго не могли определиться с программой полета. В январе 1963 года рассматривались три варианта: полет одного корабля с женщиной на сутки или трое; групповой полет двух кораблей с женщинами с суточным интервалом между запусками; «смешанный» вариант, когда корабль с женщиной летает до трех суток, а с мужчиной — пять-семь суток. Хотя окончательный вариант не был утвержден, Каманин поставил женской группе задачу готовиться к групповому полету на двух кораблях к 20 марта 1963 года.

21 марта Президиум ЦК КПСС постановил: «Отдельно женский полет не проводить, провести его вместе с мужскими длительными полетами». 13 апреля Королев и Каманин окончательно согласовали программу: на первом корабле летит мужчина на восемь суток, на втором — женщина на двое-трое суток; полет состоится в августе 1963 года; к этому сроку надо подготовить Терешкову, Соловьеву, Пономареву и Ёркину.

Мужчины-космонавты тоже не теряли времени даром. После первого группового полета в лидирующей группе остались Валерий Быковский, Борис Волынов и Владимир Комаров — они занимались по программе одиночного длительного полета, первоначально намеченного на сентябрь 1962 года. Но к тому времени не удалось изготовить корабль, и до конца года космонавты жили в режиме «поддержания тренированности».

22 января Каманин поставил группе более конкретную задачу: готовиться к двум-трем длительным (на пять и более суток) одиночным полетам в конце 1963 года. Однако и эти планы претерпели изменения. Руководство решило провести новый групповой полет в августе, и тут вдруг выяснилось, что ресурс кораблей № 7 и № 8 заканчивается в июне. Разработчики систем, несмотря на давление сверху, не соглашались на продление ресурса. Таким образом, пуски обоих кораблей было необходимо провести до 15 июня. Сергей Королёв направил соответствующее письмо, и ЦК КПСС постановил провести групповой полет в мае-июне 1963 года.

До старта оставался всего месяц, и если женщины были более или менее готовы, то мужчинам надо было еще выполнить по несколько прыжков с парашютом и провести тренировки в тепловом макете корабля.

Главным кандидатом на полет стал Быковский, остальные не вписались либо по весу (корабль был перегружен оборудованием, и каждый лишний килограмм имел значение), либо по общей готовности.

10 мая в узком кругу членов Госкомиссии было принято решение пускать «Востоки» в начале июня. Командиром «Востока-5» назначили Валерия Быковского, запасным — Бориса Волынова. На «Востоке-6» в космос должна была отправиться Валентина Терешкова; ее запасные — Соловьева и Пономарева.

1 июня космонавты прибыли на Байконур, через три дня состоялось «парадное» заседание Госкомиссии, на которой журналистам были представлены космонавты с дублерами, а также оглашен план полетов: мужчина будет летать до восьми суток, женщина — до трех.

5 июня вывоз ракеты-носителя с кораблем «Восток» № 7 был отменен из-за шквального ветра. Много времени заняло и устранение неполадок. Лишь 9 июня ракету вывезли на стартовую площадку, рассчитывая произвести запуск 11-го. Однако незадолго до старта Келдыш, позвонив из Москвы, сообщил, что резко возросла солнечная активность и в ближайшие дни возможны очень мощные вспышки. Ученые высказали мнение, что доза облучения космонавта намного превысит допустимую. Пуск отложили на 12 июня, затем еще на сутки, затем еще...

Старт «Востока-5» (3КА № 7) с Быковским (позывной «Ястреб») на борту состоялся 14 июня 1963 года, с задержкой на три часа. Почти сразу выяснилось, что высота перигея (181 км) ниже расчетной — на восьмые сутки полета корабль мог самопроизвольно «зарыться» в атмосферу, совершив неуправляемый спуск. Между тем Быковский быстро адаптировался к невесомости, вел наблюдения Земли, Солнца и звезд. Несколько раз брал управление «Востоком» на себя и успешно ориентировал его «по-посадочному».

Быковский проводил и научные эксперименты: например,

впервые вел наблюдение за ростом гороха в условиях космического полета.

Занимался физкультурой, в том числе с резиновым жгутом.

Полет «Чайки»

Согласуясь с баллистическими данными корабля «Восток-5», было решено произвести запуск «Востока-6» 16 июня, после полудня. Вся подготовка ракеты-носителя и космического корабля на этот раз обошлись без замечаний и каких-либо задержек. Корабль «Восток-6» (3КА № 8) с первой женщиной-космонавтом Валентиной Владимировной Терешковой (позывной «Чайка») на борту вышел на расчетную орбиту. Поначалу казалось, что и дальше все пойдет хорошо — наземные службы отметили собранность Терешковой, четкость ее реплик. Генерал-лейтенант Каманин записал в дневнике, что доволен выбором:

«...Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал ее доклады по радио, единодушно заявили: «Она провела старт лучше Поповича и Николаева». Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта... Терешкова установила радиосвязь с Быковским, отлично провела переговоры с Хрущевым и очень толково докладывает о ходе полета. Нам предстоит еще очень большой труд, чтобы успешно закончить программу полета Быковского и Терешковой и приземлить их невредимыми. Переживаний и волнений будет еще много, но независимо от результатов посадки старт и полет — это уже начало большой победы».

Однако дальнейшее развитие событий было далеко от идеала. На вторые сутки, 17 июня, руководители полета обратили внимание на нечеткие уклончивые ответы Терешковой.

Ее поведение насторожило и вызвало сомнение в бодрых отчетах.

Впоследствии Терешкова в докладе Госкомиссии отмечала, что первые сутки она практически не ощущала скафандр; затем появились ноющие боли в правой голени, которые не проходили до самой посадки. Ее мучила тошнота, она не могла есть заготовленный провиант. Из-за проблем с самочувствием фактически сорвала программу научных экспериментов: не смогла отвязаться от кресла, не смогла дотянуться до укладок с материалами.

В то же время и сам космос подбрасывал проблемы: из-за солнечных вспышек атмосфера Земли «разбухла», естественное торможение «Востоков» ускорилось. Собравшаяся Госкомиссия решила корабль Быковского сажать на 82-м витке (к исходу пятых суток), а корабль Терешковой — на 49-м витке (к исходу третьих суток).

18 июня Терешкова должна была опробовать ручное управление, чтобы в случае отказа автоматической системы ориентации перед спуском взять ситуацию под контроль на текущем витке. Однако ни с первого, ни со второго раза у нее ничего не получилось. Понятно, что руководство полетом озаботилось проблемой. Генерал-лейтенант Каманин записал в дневнике:

«18 июня . <...> С Терешковой разговаривал несколько раз. Чувствуется, что она устала, но не хочет признаться в этом. В последнем сеансе связи она не отвечала на вызовы ленинградского ИПа [измерительного пункта].

Мы включили телевизионную камеру и увидели, что она спит.

Пришлось ее разбудить и поговорить с ней и о предстоящей посадке, и о ручной ориентации. Она дважды пыталась сориентировать корабль и честно призналась, что ориентация по тангажу у нее не получается. Это обстоятельство всех нас очень беспокоит: если придется садиться вручную, а она не сможет сориентировать корабль, то он не сойдет с орбиты. На наши сомнения она ответила: «Не беспокойтесь, я все сделаю утром».

Связь она ведет отлично, соображает хорошо и пока не допустила ни единой ошибки. За ночь она отдохнет и автоматическую посадку должна перенести хорошо».

Утром 19 июня, на 45-м витке, Гагарин лично зачитал Терешковой инструкцию, требуя подтверждения каждого шага. «С 7 ч 40 мин. до 8 ч 05 мин. ориентировала корабль... Все в порядке. Сделала закрутку по крену. <...> Передайте «Заре-1» — на 47-ом витке полностью за 20 минут сориентировала корабль по-посадочному по всем трем осям. Сделала закрутку корабля. Сделала все как положено», — докладывала Терешкова.

Возвращение на Землю

На этом приключения космонавтки не закончились. В момент схода с орбиты она доложила о срабатывании тормозной двигательной установки и начале спуска, но ее не услышали. Специалисты разволновались, ведь никто не знал, что происходит с кораблем. Тем не менее «Восток» все сделал по графику: отсеки разделились, начался нормальный спуск в атмосфере. Катапультирование прошло мягко — Терешкова приземлилась в 400 метрах от спускаемого аппарата, поблизости от расчетного района.

Из-за невозможности управлять парашютом Валентина Владимировна села спиной и сильно ударилась лицом о гермошлем,

в результате — разбитый нос и синяк под глазом.

Местные жители помогли ей снять скафандр, и она в знак благодарности подарила им тюбики с «космической» едой. Они в ответ накормили ее картошкой с луком и напоили кумысом, что нарушало все медицинские инструкции.

Хуже того, Терешкова пыталась на Земле дописывать бортовой журнал, и это заметили прибывшие поисковики.

Из-за своих действий после приземления ей позднее пришлось выдержать настоящий разнос от Сергея Королева. Некоторые подробности инцидента можно найти в книге воспоминаний Бориса Чертока «Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны»:

«Мы — инженеры, проектировавшие систему управления, считали, что управлять космическим кораблем гораздо проще, чем самолетом. Все процессы во времени более растянуты, есть возможность подумать. В штопор корабль не сорвется, и если запланировано включение тормозного двигателя, то по законам небесной механики корабль со своей орбиты никуда не денется. Стало быть, управлять им может каждый физически и психически нормальный и подготовленный за два-три месяца человек — даже женщина!

Оппоненты убедительно возражали: за штурвал самолета или руль автомобиля человека допускают после многих часов налета или «наезда» с инструктором. Что было на самом деле, мы решили узнать у самой «Чайки» в откровенной беседе «без начальства». <...>

Неожиданно в кабинет вошел Королев. — Извините, товарищи, мне нужно с Валей побеседовать. Через десять минут я ее к вам отпущу.

Я открыл «комнату отдыха» за кабинетом. Конфиденциальная беседа вместо десяти продолжалась минут тридцать. Королев появился первым. Посмотрев на собравшихся, лукаво улыбнулся и быстро вышел. Еще несколько минут мы прождали Терешкову. Она не могла скрыть заплаканных глаз и подавленного состояния. Мы поняли, что разговора, о котором договорились, теперь уже не получится. <...> У меня было ощущение, что она вот-вот заплачет. В конце концов разберемся мы с этим ручным управлением, а сейчас Терешкову надо освободить от наших допросов. Проводив «Чайку» до машины, я пообещал, что мы еще найдем время для серьезного разговора. Когда вернулся, за столом шло бурное обсуждение случившегося. <...> Никто из нас так и не узнал, зачем СП [Сергею Павловичу] понадобилось доводить Терешкову до слез».

Впрочем, советское политическое руководство подобные тонкости мало интересовали — Хрущев получил новую возможность покрасоваться с космонавтами на трибуне Мавзолея и заявить о научно-техническом превосходстве СССР.

Вскоре, 3 ноября 1963 года, по настоянию главы государства провели еще одну акцию, превратив свадьбу летчиков-космонавтов Валентины Терешковой и Андрияна Николаева в дорогостоящее шоу с участием высшего партийного руководства. Но это уже другая история.

Имя первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой знакомо, пожалуй, всему миру: 16 июня 1963 года космический корабль, пилотируемый ею, был выведен на орбиту спутника Земли.

Водилась Валентина Владимировна Терешкова 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Ярославской области. Послевоенные годы стали началом ее рабочей биографии. В 1954-1960 годах Валентина работала на промышленных предприятиях: сначала на заводе закройщицей, затем на комбинате технических тканей. В это же время она заочно училась в техникум легкой промышленности, находящемся в Ярославле. Здесь же, в Ярославле, сна всерьез увлеклась парашютным спортом, занималась в местном аэроклубе. На ее счету 163 прыжка с парашютом. В отряд космонавтов Валентину зачислили в 1962 году.

После совершения космического полета журналисты буквально атаковали ее, чтобы взять подробное интервью или задать хотя бы несколько вопросов; первую «космическую леди» постоянно приглашали на всевозможные конференции и митинги. Довольно часто звучал вопрос, ожидала ли она, что станет мировой знаменитостью, самой первой женщиной, проложившей путь по звездному маршруту? Валя сдержанно отвечала: «Все мои подруги из отряда космонавтов имели хорошую физическую и техническую подготовку. Каждая из них могла полететь в космос так же, как и я. Но кому-то надо стать первым».

Итак, 14 меня 1963 года с космодрома Байконур был запушен космический корабль, пилотируемый В. Ф. Быковским. А через два дня с того же космодрома отправился в полет «Восток-6», на борту которого находилась Валентина Терешкова.

Целью полета являлись дальнейшие медико-биологические исследования, касающиеся влияния космической среды на работу организма человека в непривычных для него условиях. Запуск в космос женщины давал возможность провести эксперимент, в ходе которого сравнивались бы воздействия условий орбитального полета на мужской и женский организм. Вместе с тем участие Валентины в космических исследованиях требовало особого научного подхода, связанного с особенностями организма женщины. Когда космический корабль, пилотируемый Терешковой, был выведен на орбиту, первоначальные данные высоты полета в перигее составляли 183 км, а в апогее - 233 км. Высота в перигее корабля «Восток-5» с Валерием Ижевским на борту равнялась 175 км, а в апогее — 222 км. Совершая первый виток вокруг Земли, корабли «Восток-5» и «Восток-6» находились на расстоянии пяти километров друг от друга.

В ходе полета Валентина Терешкова выполняла следующие задания: она наблюдала за функционированием автоматических систем, установленных на борту, с помощью системы ручного управления производила ориентацию «Востока-6» в пространстве и регулирование микроклимата внутри кабины корабля, провела ряд экспериментов, в результатах которых были заинтересованы врачи и ученые-биологи. Постоянно поддерживалась связь по радио с наземными пунктами и с кораблем «Восток-5».

Помимо этого, в программу космических исследований, которые предстояло выполнить Терешковой, включались кино- и фотосъемка различных астрономических объектов: Земли, Солнца, Луны, облачных полей, звезд.

Первоначально предполагалось, что женщина-космонавт проведет в полете 1 сутки, однако нормальное самочувствие Валентины позволяло довести длительность полета до трех суток. Таким образом, совместное космическое путешествие Терешковой и Быковского на кораблях «Восток-6» и «Восток-5» продолжалось до 19 июня. В этот день выполнение программы было завершено полностью. За то время, которое Валентина находилась в космосе (70 часов 50 минут), пилотируемый ею корабль совершил 48 витков вокруг Земли и произвел посадку на 49-м витке более чем в 600 км от Караганды. Через три часа примерно в том же районе приземлился и «Восток-5».

Катапультирование на парашюте было осуществлено Терешковой, когда ее корабль находился на высоте около 7 тысяч мэтров.

Результаты медицинского обследования, которое прошла Валентина после возвращения на Землю, показали, что полет она перенесла хорошо и состояние ее здоровья поддерживается в норме.

Небывалый до того времени космический эксперимент привел ученых к заключению, что полеты в космос женщин — задача вполне осуществимая, если организм способен выдерживать определенные нагрузки (во враля тренировок будущего космонавта на Земле готовность к полету становится очевидней).

Кроме тою, совместный запуск двух космических кораблей, на одном из которых находилась Терешкова, показал, что вполне реальней задачей может являться проведение стыковки космических аппаратов на орбите. Этот вывод позволил в дальнейшем проводить более сложные полеты со стыковкой орбитальных станций.

СООБЩЕНИЕ ТАСС

16 июня 1963 года в 12 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль "Восток-6" впервые в мире пилотируемый женщиной – гражданкой Советского Союза космонавтом товарищем Терешковой Валентиной Владимировной.

В этом полете будет продолжено изучение влияния различных факторов космического полета на человеческий организм, в том числе будет проведен сравнительный анализ воздействия этих факторов на организмы мужчины и женщины, проведен новый объем медико-биологических исследований и дальнейшая отработка и совершенствование систем пилотируемых космических кораблей в условиях совместного полета.

В соответствии с поставленными задачами запуск корабля "Восток-6" осуществлен в период нахождения на орбите космического корабля "Восток-5", запущенного в Советском Союзе 14 июня 1963 года.

В настоящее время в космическом пространстве в полете находятся одновременно два советских космических корабля - "Восток-5" и "Восток-6", пилотируемые гражданами Советского Союза Быковским Валерием Федоровичем и Терешковой Валентиной Владимировной.

Параметры орбиты корабля-спутника "Восток-6" близки к расчетным. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника "Восток-6" вокруг Земли составляет 88,3 минуты, минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) и максимальное (в апогее) равны соответственно 183 и 233 километра, угол наклона плоскости орбиты к плоскости экватора около 65 градусов. С бортом космического корабля "Восток-6" непрерывно поддерживается двусторонняя радиосвязь.

Космонавт товарищ Терешкова Валентина Владимировна удовлетворительно перенесла вывод корабля на орбиту и переход к состоянию невесомости. Самочувствие товарища Терешковой хорошее.

Космонавт тов. Терешкова ведет свои передачи на частотах 20,006 и 143,625 мегагерца. На корабле имеется также передатчик "Сигнал", работающий на частоте 19,995 мегагерца. Между космическими кораблями "Восток-5" и "Восток-6" установлена двусторонняя связь.

Все бортовые системы космических кораблей "Восток-5" и "Восток-6" функционируют нормально.

http://www.roscosmos.ru/435/

БУДУЩИЕ КОСМОНАВТКИ

В августе 1962 года во время работ по подготовке к пуску «в сторону Венеры» я и многие мои товарищи впервые увидели в МИКе стайку худеньких девушек в гимнастерках, о которых нам было сказано, что это будущие космонавтки.

С девушками проводились занятия. Они изучали носитель и даже знакомились с устройством нашей межпланетной станции. Когда их подвели к нашему аппарату, испытания которого практически закончились, вокруг столпилось гораздо больше любопытных, чем того требовала работа.

Кто из них полетит первой? Этот вопрос, вероятно, задавал себе каждый, подходивший к толкучке, образовавшейся у готового к стыковке с носителем объекта. . .

Кириллов, любивший в подобных случаях пошутить, подойдя к любопытствующим, почти шепотом сказал:

Сюда идет Королев!

Военных и гражданских - как ветром сдуло! Я быстро и несвязно закончил свои объяснения и, когда девушек увели, спросил Кириллова:

А где же СП?!

Это я пустил «утку», чтобы нагнать страха. Неудобно было при девушках разгонять уважаемых людей грубыми окриками.

Но Королева нет на полигоне. Он в Москве. По моим данным, он даже в больнице.

Вот тем более! Я проверил, что рефлекс сработал, Сергея Павловича нет, но заведенные им порядки действуют: без надобности больше трех не собираться.

25 августа стартовала 8К78 с АМСом 2МВ-1 № 3. Пять девушек, впервые полюбовавшись стартом «семерки» с наблюдательной веранды ИП-1, покинули площадку и отбыли «для дальнейшего прохождения службы».

Из этой пятерки Валентине Терешковой суждено будет стать первой в мире женщиной, посетившей околоземное космическое пространство. Остальные так и не полетят в космос.

В апреле 1963 года наконец договорились о групповом полете мужчины и женщины. По мужской кандидатуре без особых противоречий пришли к соглашению: Быковский с дублером Волыновым. Вокруг женских кандидатур кипели страсти. Королев, объединившись с Гагариным, уговорил Тюлина и Мрыкина поддерживать Терешкову. Академия наук в лице Келдыша и маршал Руденко отстаивали Пономареву, предлагая Терешкову дублером.

В мае главные конструкторы уже докладывали на Госкомиссии, которую проводил Тюлин, о готовности всех систем, а под чью фигуру готовить кресло в корабле еще не было известно. Наконец было принято решение ехать в ЦПК и там окончательно выбрать. Королев с Бушуевым, Келдыш, Тюлин, Мрыкин, Руденко, Каманин собрались в ЦПК и там определились в пользу Терешковой. Заодно решили убить двух зайцев: Быковский должен установить новый рекорд по длительности полета - восемь суток, Терешковой летать не более трех.

Утром 4 июня было проведено деловое заседание Государственной комиссии, а вечером - заседание-»показуха» для киносъемки и звукозаписи. Командирами кораблей утвердили майора Быковскогo и младшего лейтенанта Терешкову.

Не обошлось и без мужских, не подлежащих звукозаписи, комментариев.

Ты смотри, как расцвела Терешкова. Еще год назад была незаметной девчонкой, а теперь настоящая кинозвезда, - сказал сидевший рядом со мной Исаев.

Слетает, еще не то будет, - ответил я, и мы оба постучали по деревянным стульям.

Правда, приглядевшись, решили, что Пономарева тоже «смотрится неплохо». Но она не светилась, как Терешкова, была с виду чрезмерно серьезна, а мне показалось, что просто по-женски обижена, что осталась дублером.

Б.Е. Черток. Ракеты и люди

“ЧАЙКА” В КОСМОСЕ

Терешкова Валентина Владимировна - пилот космического корабля (КК) «Восток-6», лётчик-космонавт СССР № 6; первая женщина-космонавт планеты Земля, 10-й космонавт мира.

Родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. Русская. Детство и юность провела в Ярославле. В 1953 году окончила 7 классов средней школы № 32 города Ярославля, в 1955 году - 8 и 9-й классы школы рабочей молодежи № 10 города Ярославля. С 27 июля 1954 года по 12 апреля 1955 года работала браслетчицей на Ярославском шинном заводе в цехе № 5, с 2 июня 1955 года работала ровничницей на ярославском ордена Ленина комбинате технических тканей «Красный Перекоп» в ленторовничном цехе. С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе, выполнила 90 прыжков.

В 1960 году окончила Ярославский заочный техникум лёгкой промышленности по специальности техника-технолога по хлопкопрядению. После окончания техникума, стажировалась в ремонтно-механическом цехе фабрики № 2. С 11 августа 1960 года по март 1962 года была освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ комбината «Красный Перекоп».

В Советской Армии с марта 1962 года.

12 марта 1962 года приказом Главкома ВВС № 67 была зачислена в отряд космонавтов ЦПК ВВС. Была назначена старшей группы слушателей-женщин. С 12 марта по ноябрь 1962 года проходила общескосмическую подготовку, в процессе которой выполнила 21 полёт на самолётах Ил-14, Ути МиГ-15, а также 44 парашютных прыжка.

C января по 25 мая 1963 года готовилась к полету на космический корабль (КК) «Восток-6» по программе женского полета в составе группы вместе с И. Соловьёвой, В. Пономарёвой, Ж. Ёркиной. Была назначена основным кандидатом на полет.

16-19 июня 1963 года совершила космический полёт в качестве пилота космического корабля «Восток-6» продолжительностью 2 суток 22 часа 50 минут. Это был первый в мире полёт женщины-космонавта!

Запуск КК «Восток-6» был осуществлён в период нахождения на орбите КК «Восток-5», пилотируемого космонавтом В.Ф. Быковским.

В ходе полёта были проведены большой объём медико-биологических исследований и дальнейшая отработка и совершенствование систем пилотируемых космических кораблей в условиях совместного полёта.

16 июня 1963 года приказом Главкома ВВС №0502 присвоено воинское звание "лейтенант". В этот же день приказом Министра обороны СССР №149 присвоено внеочередное воинское звание "капитан".

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1963 года капитану Терешковой Валентине Владимировне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11135).

После космического полёта В.В. Терешкова продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть её времени стала занимать общественная работа, в связи с чем ей пришлось совершить немало поездок по городам СССР и по многим странам мира. В конце 1963 года состоялась её свадьба с космонавтом Андрияном Григорьевичем Николаевым. В 1964 году в «космической» семье родилась дочь - Елена. Просуществовав несколько лет, брак распался.

САМОЧУВСТВИЕ В ПОЛЕТЕ

В период подготовки и проведения полетов кораблей «Восток-3» и «Восток-4» проводился отбор и подготовка женщин-космонавтов. Были отобраны следующие кандидаты в космонавты:

1. Пономарева Валентина Леонидовна, имела два высших образования: инженер-летчица и инженер-экономист.

2. Соловьева Ирина Баяновна, высшее образование, парашютистка.

3. Сергейчик Жанна Дмитриевна, высшее образование, парашютистка.

4. Кузнецова Татьяна Дмитриевна, высшее образование, парашютистка.

5. Терешкова Валентина Владимировна, ткачиха Ярославской мануфактуры, парашютистка.

При проведении тренировок женщин - кандидатов в космонавты на снарядах, стендах и в полете на самолетах было выявлено, что у женщин в определенный период месячного жизненного цикла резко снижается физиологическая устойчивость к действию экстремальных факторов космического полета. Была проведена серия медицинских, физиологических исследований состояния женского организма в разные периоды месячного цикла и его устойчивости к действию экстремальных факторов. Из Сухумского питомника обезьян (Института экспериментальной патологии и терапии АМН СССР) в Москву в ИАКМ доставляли обезьян-самок. После выполнения большой серии экспериментов с вращением обезьян на центрифуге и анализа полученных данных было выявлено, что женский организм менее всего устойчив к действию экстремальных факторов среды (ускорений) на 14-18-е сутки месячного цикла, что соответствует периоду овуляции. Из этого следует, что старт космического корабля и спуск в этот период для женщин нежелателен. После выполнения программы подготовки и тренировки отобранных женщин - кандидатов в космонавты было проведено их полное медицинское и физиологическое обследование. По результатам медицинского обследования и теоретической подготовленности женщин - кандидатов в космонавты была определена следующая последовательность допуска к космическому полету:

1. Пономарева Валентина

2. Соловьева Ирина

3. Кузнецова Татьяна

4. Сергейчик Жанна

5. Терешкова Валентина.

При вмешательстве Никиты Сергеевича Хрущева и молчаливом согласии Сергея Павловича Королева, Мстислава Всеволодовича Келдыша и Николая Петровича Каманина, вопреки заключению врачебной комиссии, космонавтом № 1 среди женщин была определена Валентина Терешкова. Решающую роль при этом сыграло социальное происхождение В.Терешковой. Это, конечно, был не лучший вариант отбора…

Орбитальный полет В.В.Терешковой планировался на трое суток. В.В.Терешкова, по данным телеметрии и телевизионного контроля, перенесла полет в основном удовлетворительно. Переговоры с наземными станциями связи велись вяло. Она резко ограничивала свои движения. Сидела почти неподвижно. У нее явно отмечались сдвиги в состоянии здоровья вегетативного характера. Часть заданий и работы по кораблю она не выполняла… Ухудшение состояния В.В.Терешковой и снижение ее работоспособности было связано с неблагоприятным действием невесомости. На мое предложение взять из аптечки одну таблетку мепробомата (успокаивающего средства) и принять ее В.В.Терешкова ответила отказом и заявила: «Доктор, не беспокойтесь, я задание выполню». Сергей Павлович Королев, видя телевизионное изображение В.В.Терешковой, сидящей неподвижно и не полностью выполняющей задания, потребовал от Государственной комиссии прекратить полет и начать спуск корабля «Восток-6» на Землю. Председатель Государственной комиссии Л.В.Смирнов ответил, что вопрос о прекращении полета по медицинским показаниям есть прерогатива руководителя медицинской программы. Я, взвесив все за и против, принял решение просить Государственную комиссию продолжать полет. Таким образом, я взял на себя всю полноту ответственности за космический полет В.В.Терешковой продолжительностью трое суток…

Полет продолжался, состояние В.В.Терешковой и ее работоспособность не улучшались. После сна эмоциональное напряжение несколько снижалось и очень незначительно улучшалась работоспособность В.В.Терешковой. Частота пульса у нее колебалась от 58 до 84 ударов в минуту. Значительные колебания частоты сердечных сокращений отмечались в пределах коротких интервалов времени, частота дыхания колебалась от 16 до 22 в минуту…

Посадка кораблей «Восток-5» и «Восток-6» прошла в районе Джезказгана в Казахстане. В район посадки В.В.Терешковой приземлилась наша сотрудница - врач, мировая рекордсменка по парашютному спорту Любовь Мазниченко. Она заявила протест Валентине Терешковой в связи с нарушением установленного режима космонавта в районе места посадки космического корабля. Валентина Терешкова все бортовые запасы пищевых продуктов из рациона космонавта раздала местным жителям, окружившим ее. Сама она пила кумыс и ела пищу, переданную ей казахами. Бортовой журнал космонавта был ею экстренно дописан на месте посадки, а не в полете. В корабле был наведен некоторый гигиенический порядок уже после приземления. Этими действиями была искажена истинная картина на месте посадки. Ученые были лишены возможности объективно оценить состояние В.В.Терешковой и состояние внутри корабля.

Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в крестьянской семье в деревне Большое Масленниково Ярославской области. Ее отец был трактористом, мать - работницей текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году, отец Терешковой погиб на советско-финской войне.

В 1945 году девочка поступила в среднюю школу номер 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 Терешкова поступила работать на шинный завод, одновременно поступив на учебу в вечерние классы школы рабочей молодежи. Продолжив работу на текстильном комбинате, с 1955 по 1960 годы она прошла заочное обучение в техникуме легкой промышленности.

В марте 1962 года Терешкова вступила в КПСС.

Еще во время работы и заочной учебы в техникуме будущая первая женщина-космонавт увлеклась небом - занимаясь в местном аэроклубе, она совершила 163 прыжка с парашютом. Однако девушке хотелось летать - и она добилась зачисления в первый женский отряд космонавтов, где ее, в частности, научили управлять самолетом. В отряд космонавтов Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и находилась в нем до 28 апреля 1997 года.

"Нагрузка у женской группы из пяти человек была больше, чем у мужчин", - вспоминала Терешкова, уточняя, что вообще система подготовки в те годы была избыточно жесткой. Но у всех "была одна сумасшедшая идея - во что бы то ни стало безукоризненно пройти подготовку и слетать".

Полет Терешковой на космическом корабле "Восток-6" по околоземной орбите вместе с кораблем "Восток-5", пилотируемым Валерием Быковским, продлился двое суток 22 часа 50 минут.

Полковник Николай Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов, описал старт Терешковой в своей книге "Скрытый космос".

"Подготовка ракеты, корабля и все операции обслуживания прошли исключительно четко. По четкости и слаженности работы всех служб и систем старт Терешковой напомнил мне старт Гагарина. Как и 12 апреля 1961 года, 16 июня 1963 года полет готовился и начался отлично. Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал ее доклады по радио, единодушно заявили: "Она провела старт лучше Поповича и Николаева". Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта", - отмечает Каманин.

"Эй! Небо, сними шляпу", - произнесла Валентина Терешкова 16 июня 1963 года, перед тем как стать легендой.

Однако проведенные в космосе часы стали для Терешковой отнюдь не самыми счастливыми в жизни. Полет был чрезвычайно рискованным - точными данными о возможных его последствиях для женского организма медицина не располагала.

Кабину "Востока" конструкторы называли между собой "консервной банкой" - она была настолько тесной, что находящийся в ней космонавт, облаченный в скафандр, с трудом мог шевелиться. Без малого трое суток, проведенные в таких условиях на орбите молодой женщиной, хотя и прошедшей специальную подготовку, по мнению многих специалистов, действительно были настоящим подвигом.

"Почти все время Валентину непрерывно тошнило и рвало. Но она старалась держаться. На Землю шли доклады: "Я - "Чайка". Полет проходит нормально". При катапультировании Терешкова ударилась головой о шлем - приземлилась с большущим синяком на щеке и виске. Валентина была почти в бессознательном состоянии. Ее срочно переправили в госпиталь в Москву. Лишь к вечеру светила отечественной медицины сообщили, что жизнь и здоровье Терешковой вне опасности. На следующий день срочно сделали постановочную съемку для кинохроники: Терешкову посадили в аппарат, засняли статистов, бегущих к нему. Потом один из них открыл крышку аппарата. Терешкова сидела внутри, веселая, улыбающаяся. Эти кадры облетели весь мир".

Мечта Терешковой осуществилась, однако космический полет, сделавший ее всемирно известной, едва не закончился трагедией. "В корабле был допущен просчет - он был сориентирован так, что вместо приземления был заложен подъем орбиты, в результате чего, я бы не смогла вернуться обратно на Землю, но я вовремя это заметила, доложила, специалисты ввели правильные данные, и я приземлилась", - рассказывала о полете Терешкова.

После своего полета Валентина Владимировна продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть ее времени стала занимать общественная работа. Терешковой пришлось совершить немало поездок по городам СССР, по многим странам мира.

Одновременно с работой в Центре подготовки космонавтов и активной общественной деятельностью она поступила в Военно-инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончила с отличием в 1969 году, получив специальность летчик-космонавт-инженер.

С 1968 года Терешкова занималась работой в советских, а позже российских общественных организациях. В 1968-1987 годах она была председателем Комитета советских женщин, а с 1969 по 1987 годы - вице-президентом Международной демократической федерации женщин. В 1987-1992 годах Терешкова была председателем президиума Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. В 1992 году она являлась председателем президиума Российской ассоциации международного сотрудничества, в 1992-1995 годах - первым заместителем председателя Российского агентства международного сотрудничества и развития. С 1994 года Терешкова работала руководителем Российского центра международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр). С 30 апреля 1997 года - генерал-майор авиации в отставке.

Валентина Терешкова - кандидат технических наук, профессор, автор более 50 научных работ, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. Награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного знамени, орденом Дружбы народов, медалями. Терешковой присвоены звания Герой Социалистического Труда Чехословакии, Герой Народной Республики Болгарии, Герой Труда Демократической Республики Вьетнам, Герой Монгольской Народной Республики.

Она также награждена "Золотой медалью мира" имени Фредерика Жолио-Кюри, Золотой медалью мира ООН, Золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью Британского общества межпланетных сообщений "За успехи в освоении космоса", Золотой медалью "Космос", орденом "Роза ветров" с бриллиантом Международного комитета по аэронавтике и космическим полетам, орденами Карла Маркса (ГДР), Георгия Димитрова (Болгария), Крестом Грюнвальда первой степени (Польша), орденом Знамени первой степени с бриллиантами (Венгрия), орденом Сухэ-Батора (Монголия), орденом Плайя Хирон (Куба) и многими другими.

Терешкова - почетный гражданин городов Калуга, Ярославль (Россия), Караганда (Казахстан), Витебск (Белоруссия), Монтре (Швейцария), Дранси (Франция), Монтгомери (Великобритания), Полицци-Дженероза (Италия), Дархан (Монголия), София, Петрич, Стара-Загора, Плевен, Варна (Болгария). Именем Терешковой назван кратер на Луне.

Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в крестьянской семье в деревне Большое Масленниково Ярославской области. Ее отец был трактористом, мать - работницей текстильной фабрики. Призванный в Красную армию в 1939 году, отец Терешковой погиб на советско-финской войне.

В 1945 году девочка поступила в среднюю школу номер 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году. Чтобы помочь семье, в 1954 Терешкова поступила работать на шинный завод, одновременно поступив на учебу в вечерние классы школы рабочей молодежи. Продолжив работу на текстильном комбинате, с 1955 по 1960 годы она прошла заочное обучение в техникуме легкой промышленности.

В марте 1962 года Терешкова вступила в КПСС.

Еще во время работы и заочной учебы в техникуме будущая первая женщина-космонавт увлеклась небом - занимаясь в местном аэроклубе, она совершила 163 прыжка с парашютом. Однако девушке хотелось летать - и она добилась зачисления в первый женский отряд космонавтов, где ее, в частности, научили управлять самолетом. В отряд космонавтов Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и находилась в нем до 28 апреля 1997 года.

"Нагрузка у женской группы из пяти человек была больше, чем у мужчин", - вспоминала Терешкова, уточняя, что вообще система подготовки в те годы была избыточно жесткой. Но у всех "была одна сумасшедшая идея - во что бы то ни стало безукоризненно пройти подготовку и слетать".

Полет Терешковой на космическом корабле "Восток-6" по околоземной орбите вместе с кораблем "Восток-5", пилотируемым Валерием Быковским, продлился двое суток 22 часа 50 минут.

Полковник Николай Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов, описал старт Терешковой в своей книге "Скрытый космос".

"Подготовка ракеты, корабля и все операции обслуживания прошли исключительно четко. По четкости и слаженности работы всех служб и систем старт Терешковой напомнил мне старт Гагарина. Как и 12 апреля 1961 года, 16 июня 1963 года полет готовился и начался отлично. Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал ее доклады по радио, единодушно заявили: "Она провела старт лучше Поповича и Николаева". Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта", - отмечает Каманин.

"Эй! Небо, сними шляпу", - произнесла Валентина Терешкова 16 июня 1963 года, перед тем как стать легендой.

Однако проведенные в космосе часы стали для Терешковой отнюдь не самыми счастливыми в жизни. Полет был чрезвычайно рискованным - точными данными о возможных его последствиях для женского организма медицина не располагала.

Кабину "Востока" конструкторы называли между собой "консервной банкой" - она была настолько тесной, что находящийся в ней космонавт, облаченный в скафандр, с трудом мог шевелиться. Без малого трое суток, проведенные в таких условиях на орбите молодой женщиной, хотя и прошедшей специальную подготовку, по мнению многих специалистов, действительно были настоящим подвигом.

"Почти все время Валентину непрерывно тошнило и рвало. Но она старалась держаться. На Землю шли доклады: "Я - "Чайка". Полет проходит нормально". При катапультировании Терешкова ударилась головой о шлем - приземлилась с большущим синяком на щеке и виске. Валентина была почти в бессознательном состоянии. Ее срочно переправили в госпиталь в Москву. Лишь к вечеру светила отечественной медицины сообщили, что жизнь и здоровье Терешковой вне опасности. На следующий день срочно сделали постановочную съемку для кинохроники: Терешкову посадили в аппарат, засняли статистов, бегущих к нему. Потом один из них открыл крышку аппарата. Терешкова сидела внутри, веселая, улыбающаяся. Эти кадры облетели весь мир".

Мечта Терешковой осуществилась, однако космический полет, сделавший ее всемирно известной, едва не закончился трагедией. "В корабле был допущен просчет - он был сориентирован так, что вместо приземления был заложен подъем орбиты, в результате чего, я бы не смогла вернуться обратно на Землю, но я вовремя это заметила, доложила, специалисты ввели правильные данные, и я приземлилась", - рассказывала о полете Терешкова.

После своего полета Валентина Владимировна продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть ее времени стала занимать общественная работа. Терешковой пришлось совершить немало поездок по городам СССР, по многим странам мира.

Одновременно с работой в Центре подготовки космонавтов и активной общественной деятельностью она поступила в Военно-инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончила с отличием в 1969 году, получив специальность летчик-космонавт-инженер.

С 1968 года Терешкова занималась работой в советских, а позже российских общественных организациях. В 1968-1987 годах она была председателем Комитета советских женщин, а с 1969 по 1987 годы - вице-президентом Международной демократической федерации женщин. В 1987-1992 годах Терешкова была председателем президиума Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. В 1992 году она являлась председателем президиума Российской ассоциации международного сотрудничества, в 1992-1995 годах - первым заместителем председателя Российского агентства международного сотрудничества и развития. С 1994 года Терешкова работала руководителем Российского центра международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр). С 30 апреля 1997 года - генерал-майор авиации в отставке.

Валентина Терешкова - кандидат технических наук, профессор, автор более 50 научных работ, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. Награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного знамени, орденом Дружбы народов, медалями. Терешковой присвоены звания Герой Социалистического Труда Чехословакии, Герой Народной Республики Болгарии, Герой Труда Демократической Республики Вьетнам, Герой Монгольской Народной Республики.

Она также награждена "Золотой медалью мира" имени Фредерика Жолио-Кюри, Золотой медалью мира ООН, Золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР, золотой медалью Британского общества межпланетных сообщений "За успехи в освоении космоса", Золотой медалью "Космос", орденом "Роза ветров" с бриллиантом Международного комитета по аэронавтике и космическим полетам, орденами Карла Маркса (ГДР), Георгия Димитрова (Болгария), Крестом Грюнвальда первой степени (Польша), орденом Знамени первой степени с бриллиантами (Венгрия), орденом Сухэ-Батора (Монголия), орденом Плайя Хирон (Куба) и многими другими.

Терешкова - почетный гражданин городов Калуга, Ярославль (Россия), Караганда (Казахстан), Витебск (Белоруссия), Монтре (Швейцария), Дранси (Франция), Монтгомери (Великобритания), Полицци-Дженероза (Италия), Дархан (Монголия), София, Петрич, Стара-Загора, Плевен, Варна (Болгария). Именем Терешковой назван кратер на Луне.