Составила воспитатель: Никифорова Светлана Николаевна
Тип проекта по доминирующей деятельности – исследовательский
Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.
Тип проекта по характеру координации – открытая координация.
Тип проекта по количеству участников – коллективный.
Тип проекта по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой.
Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей по лексической теме: «Зимующие птицы», по средствам познавательно – исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
- Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями
- Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
- Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
- Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
- Укреплять детско-родительские отношения
1 этап проекта – проблематизация.
В силу своего возраста у детей имеется недостаток запас знаний о зимующих птицах. Нет навыков в умении подкормки птиц в зимнее время года.
2 этап – целеполагание.
Цель детей: расширить свои знания о зимующих птицах. Предположения детей: все птицы или улетают в теплые края или остаются зимовать.
Решение: узнать о птицах, которые остаются с нами на зиму.
Задачи:
Понаблюдать какие птицы остались на зиму, какой корм предпочитают.
Совместно с родителями найти иллюстрации и информацию о не знакомых птицах.
3 этап – планирование деятельности.
Узнать, какие птицы остаются на зиму, чем они питаются, как кормить птиц зимой.
4 этап – реализация проекта
День недели |
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей |
Взаимодействие с семьёй |
(понедельник) |
I п.д. Изобразительная деятельность (лепка) Тема: «Воробушки и кот» |
Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах?» Просмотр презентации «Зимующие птицы» Д.И. «Назови птицу» Наблюдение за птицами прилетевшими на участок. П.И.«Воробушки и кот» Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички» Муз.Д.И. «Птица и птенчики» Н.И. «Разрезные картинки» |
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, фотографиях, в журналах… |
Предложить повторить с детьми слова пальчиковой гимнастики «Птички» |
(вторник) |
I п.д. ПИД (ФЭМП) Тема: «Птички во дворе» |
Беседа «Меню птиц» Наблюдение «Следы на снегу» Д.И. «Кто, где живет?» П.И. «Птицы и птенчики» Чтение стихотворения А.Прокофьева «Снегири» Рассматривание сюжетных картинок «Кормление птиц» Наблюдение «Какие воробьи? Какие вороны?» Д.У. «Какой, какая, какое» Д.И. «Собери птицу» |
Рисование птиц по трафаретам |
Поместить в родит.уголок консультацию на тему: «Зимующие птицы» |
(среда) |
Речевая деятельность Тема: «Составление описательного рассказа о птице» |
Беседа «Зачем помогать птицам зимой?» Д.И. «Когда это бывает?» Д.И. «Какая птичка улетела» Загадывание загадок о зимующих птицах. Наблюдение «На кормушку прилетают голуби» Д.И. «Придумай предложение» Разучивание потешки « Ах ты, совушка – сова» С.Р.игра «Пригласи синичку в гости» |
Раскрашивание раскрасок по теме «Зимующие птицы» Д.И. «Чья тень?» |
Поместить в родит.уголок консультацию на тему: «Кормушки для птиц» |
(четверг) |
Познавательно – исследовательская деятельность «Покормите птиц зимой» |
Муз.упр-е «птички летают» Д.И. «Кто, как кричит?» Д.И. «У кого кто?» Разучивание речевой гимнастики «Воробьи» Трудовое поручение: «Кормление птиц» Чтение потешки «Синичка – синичка» Д.И. «Чей след» |
Н.И. «Разрезные картинки» |
Поместить в родит.уголок консультацию на тему: «Чем подкармливать птиц» |
(пятница) |
Изобразительная деятельность (рисование) Тема: «Большие и маленькие птицы на кормушке» |
Д.И. «Кого не стало?» П.И. «Птицы и птенчики» Д.У. «Какой, какая, какое» Д.И. «Кто, что ест?» Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы» Беседа «Зимующие птицы, как им помочь» С.р.игра «Птичья больница» |
Д.И. «Что забыл нарисовать Незнайка?» Д.И. «Накорми птичек» |
Предложить родителям изготовить простейшие кормушки совместно с детьми, разместить их у себя на окне, во дворе, в парке и кормить их. |
Итоговое мероприятие – НОД «Покормите птиц зимой»
Форма продукта: Выставка работ детей по теме проекта.
Форма презентации проекта методическому совету по проектной работе: паспорт проекта с приложением (фотографиями хода реализации проекта и работами детей).
5 этап – рефлексия.
- Использование детьми своих знаний и умений в самостоятельной деятельности.
- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
6 этап – перспективы.
Продолжить расширять и обогащать знания детей по теме.
Использованная литература:
- Гербова В.В. "Занятия по развитию речи: вторая младшая группа", 2010г.
- Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-4 лет» 2010г.
- Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада» 2009г.
- Комратова Н.Г. «Мир, в котором я живу» 2006г.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» 2012г.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности» 2014г.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» 2011г.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» 2000г.
- Тимофеева Л.Л. «Планирование образовательной деятельности в ДОО» 2015г.
- Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду» 2010
Образовательная область: «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Художественное творчество» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» .
Вид проекта: информационно-творческий
Актуальность темы: большое количество птиц гибнет в зимние холода. Зимой корм птицам недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. Отсутствие у детей представлений о жизни птиц зимой.
Цель проекта: выявить знания детей о зимующих птицах. Вызвать эмоциональный отклик и сочувствие к голодающим и замерзающим птицам зимой. Побудить детей помочь птицам.
Задачи проекта:
Образовательные: -формировать у детей экологические представления об окружающем мире, поддерживать интерес к объектам живой природы, закреплять и обобщать представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте.
Воспитательные: -воспитывать духовно-нравственные качества у детей: любовь к родному краю; помочь осознать главные этические законы жизни человека-любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.
Развивающие: - дать первоначальные представления о зимующих птицах, их жизни зимой. Развивать умение считать в пределах 5 в прямом порядке, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, координацию движений.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность выполнения проекта: 1 неделя
Основные направления реализации проекта:
- Оснащение предметно-развивающей среды
- Работа с родителями
Предполагаемый результат: у детей расширятся элементарные представления о жизни птиц зимой. Развитие любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков. У родителей повысится заинтересованность в заботе о птицах совместно с детьми, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц) .
Продукт проектной деятельности: итоговое занятие, папка-передвижка для родителей, кормушки.
Презентация проекта: отчет-сообщение о проекте.
Перспективный план:
1. Создание условий для реализации проекта
- выявление знаний у детей
- оформление календаря наблюдений за птицами
- наблюдение за птицами («Птицы большие и маленькие» , «Птичьи следы на снегу» )
2. Чтение стихотворений: (приложение 1)
В. Стоянов «Воробей»
М. Пожарова «В саду»
А.Прокофьев «Снегири»
Р.Бухарев «Кормушка»
4. Оформление папки-передвижки для родителей на тему «Зимующие птицы» (приложение 2)
- консультация, рекомендации
- д/и и упражнения
5. Домашнее задание: изготовление кормушек с родителями. Выставка кормушек.
6. Развешивание кормушек Подкормка птиц
7. Наблюдение за птицами на кормушке. Фиксирование наблюдений в уголке природы (приложение 3)
8. Д/и «Какая птица улетела»
- «Покорми птичку»
- «Чего не хватает?»
- «Птицы большие и маленькие»
9. Пальчиковая игра «Стайка»
10. П/и «Птички в гнездышках»
- «Воробушки и кот»
11. Лепка «Птички» (приложение 4)
12. Рисование «Птички прилетели» (приложение 5)
13. Итоговое занятие «Покормим птиц зимой» (приложение 6)
Результат проекта: у детей расширились представления о жизни птиц в зимний период, с интересом наблюдали за птицами на участке детского сада.
Родители приняли участие: мастерили кормушки для птиц, приносили корм. Таким образом, задачи и цели проекта реализованы.
Конспект открытого занятия по основам экологии во второй младшей группе "Зимующие птицы".
Цель: Экологическое воспитание с элементами развития речи.
Программные задачи: Учить детей различать и называть зимующих птиц; познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведением, образом жизни зимующих птиц. Способствовать активизации речи, понимать содержание стихов, отвечать на вопросы воспитателя.
Формировать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, развитие внимания, мышления. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Словарная работа: зимующие птицы, кормушка.
Билингвальный компонент: птица-кыс, воробей- торгай.
Оборудование: дерево, макет птиц, кормушка, пластилин, досточки, салфетки, запись пения птиц.
Ход занятия.
Вступление.
Круг радости.
Здраствуй, друг, вот и я.
Мы хорошие друзья.
Возьмитесь за руки и вместе скажем: селеметсез бе- Здраствуйте.
Посмотрите, ребята, какое дерево в нашей группе.А на дереве сидит птица, давайте мы тихонько подойдем и посмотрим, что это за птица.
Кто знает, как эта птица называется? (Сорока.)
В народе ее еще называют сорока- белобока. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
А кто знает потешку про сороку- белобоку?
Пальчиковая игра: " Сорока-белобока, где была?"
Прилетела к нам еще одна птичка, кто это? (Воробей.)
У него грудка какого цвета? А которая из птиц большая,а которая маленькая? (ответы детей)
Ой посмотрите, дети, к нам прилетел снегирек.(показ макета птицы " Снегирь".)
Прилетел к нам снегирек.
Сел на ветку снегирек,
Снег пошел- он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька. (Дыхательная гимнастика.)
Ребята, посмотрите,чем снегирь отличается от воробушка?(ответы детей.)
Прилетела к нам еще одна птичка- невеличка (макет птицы вешается на ветку дерева.)
Угадай, какая птица?
Бойкая, задорная, ловкая, проворная.
Звонко тенькает:" Тень, тень."
Как хорош морозный день. Что эта за птица? (ответы детей.)
У синички грудка какого цвета? Синичка большая или маленькая птичка?
Что есть у птичек? Чем они отличаются друг от друга?(ответы детей.)
Зимой эти птицы не улетают в теплые края, остаются с нами, это зимующие птицы.(дети повторяют.)
Словарная работа: зимующие птицы.
Билингвальный компонент: кыс- птичка, торгай- воробей.
На улице холодно и птички залетели к нам погреться на нашем дереве. У нас в группе хорошо, тепло, светло и наши птички согрелись, хотят с нами поиграть.
Физкультминутка:" Птичка раз."
Ребята, что едят птички? (ответы детей.)
Нашим птичкам холодно, на улице нет еды. Как мы можем помочь птицам? Что надо сделать? (ответы детей.)
У меня есть кормушка, только она пустая, там нет зернышек.
А давайте, сейчас слепим зернышки для птичек и покормим их.
(Дети подходят к столам, берут пластилин и лепят зернышки, складывают их в кормушку.)
Ребята, какие вы молодцы, сколько много у нас зернышек в кормушке.
Теперь повесим кормушку на ветку и покормим наших птичек. (повесить кормушку на ветку.)
Наши птицы поклевали зернышки и весело запели свои песенки, послушайте. (Слушание голосов птиц.)
А на улице еще много голодных птиц.У нас на участке тоже есть кормушка, когда пойдем на прогулку дадим птицам настоящие зернышки.
(Во время прогулки продолжить наблюдение за птицами, подкармливать птиц.)
Итог занятия:
Ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня погреться? (ответы детей.)
Как взрослые и дети помогают птицам зимой? А как вы помогаете птичкам? (ответы детей.)
Троян Нина Брониславовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт:
г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала:
Конспект ОД по развитию речи
Тема:
"Зима. Зимующие птицы" (2 младшая группа)
Дата публикации:
11.02.2016
Раздел:
дошкольное образование
Конспект ОД по развитию речи «Зима. Зимующие
птицы» (2 младшая группа)
Конспект ОД в младшей группе на тему:
«Зима. Зимующие птицы».
Задачи
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Продолжать учить отвечать на простые вопросы с опорой на картинки.
-
Формировать
навыки
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности,
самостоятельности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: сюжетные картины «Зима в лесу», предметные картинки с зимующими
птицами и угощением.
Организационный момент:
- Ребята, какое у нас сейчас время года наступило?
Правильно. Зима.Чем зима отличается от других времен года? Какой снег зимой? Когда
мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит).Какая бывает погода зимой?
(холодная, морозная, снежная). Что происходит с деревьями зимой? (они отдыхают, спят,
укрывшись
снегом).
Какими
словами
можно
сказать
о
зиме,
какая
она?(снежная,
морозная, красивая, вьюжная).
Пальчиковая гимнастика: «Пришла зима».
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок слепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий
Раз - подбросим
Два - поймаем.
Три – уроним,
И сломаем.
Основная часть
:
- Солнышко светит мало, дни стали короче, на улице мороз, ветер. Все вы сегодня были на
улице? Что у нас в воздухе такое белое кружится и тихонько падает на землю.
- Правильно, это снег. Он белый и пушистый.
- Давайте с вами вместе назовем зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) .
- А какой у нас сейчас месяц?
- Какие вы знаете зимние праздники? (Новый год)
- Что происходит в природе зимой (дни становятся короче, дует сильный ветер, на улице
«стоит» мороз, выпадает снег, солнышко светит мало и т. д.) .
Такие изменения происходят в природе. А как мы с вами готовимся к зиме? Что мы
надеваем зимой?
- Как живется зверям и птицам зимой? (некоторые животные впадают в спячку, например,
медведь, еж; многие птицы улетают в теплые края и т. д.) .
- Некоторые птицы остаются зимовать, мы их называем «зимующие птицы».
- Им
трудно живется зимой, в такие морозы?
Под снегом оказались все травинки,
цветочки, ягодки. Птичкам в лесу трудно найти корм. Можем мы им как-нибудь помочь?
Можно
построить
кормушки.
Птички
прилетают
ближе
к
людям,
чтобы
те
о
них
заботились, пригревали, кормили.
Физминутка «Птички».
Птички летели,
Сели - посидели,
Дальше полетели.
Птички летели,
Сели – посидели.
Дидактическая игра
«Чего не стало? ».
Выкладываются предметные картинки с изображением угощения для птиц. Всего пять
картинок: 1 - булка, 2 – хлеб, 3 – пшено, 4 – семечки, 5 – рябина. Убираем одну картинку и
спрашиваем, что склевала птичка.
Рассматривание сюжетной картины «Зима в лесу»
-
Ребята,
посмотрите,
мы
с
вами
оказались
в
зимнем
лесу.
Давайте
внимательно
посмотрим на картину и скажем, какое время года на ней изображено. А что еще видите?
(беседа по картине).
Рассматривание изображений птиц.
«
Снегирь
».
Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь.
Какая грудка у снегиря? (Красная) .
«
Синичка
».
Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка.
Какая грудка у синички? (Желтая) .
«
Ворона
».
А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона? (Кар-кар-рр) .
Ребята, ворона у нас сердитая, потому что на улице очень холодно, дует сильный ветер.
Давайте, покажем, как сильно дует ветер. Поэтому ворона так сердится «
Воробей
».
А кто это маленький, серенький? (Воробей) .
Как чирикает воробей? («Чик-чирик») .
Заключительная часть
:
- Ребята, сегодня мы узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм.
Поэтому птички прилетают поближе к людям, чтобы они их покормили и согрели.
Игра «Мы птицы».
Дети встают в круг, «превращаются» в птичек, летают по кругу, клюют зернышки как
птицы, пьют водичку. Называют зимующих птиц.