Звучание вашего голоса постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений - михаил светов. Что можно узнать о человеке по тембру его голоса


"Поющие обертоны"

В Мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло.
Виктор Гюго

В этом интервью я хочу представить вам Галину Парфёнову - певицу, ведущую семинаров по обертонному пению.

Впервые, я узнала про обертоны на концерте Галины и Ольги Анисимовой в апреле 2009 года. Я не предполагала, что можно слышать что-то еще над основным звуком. Происходило это так - весь зрительный зал был единым хором, и, дружно чередуя звуки А, О, У, Ы, И – под руководством Ольги, в какой-то момент я услышала “звук над звуком” – как будто колокольчики зазвенели…это было удивительно! К новому звучанию добавлялось ощущение человеческого единения со всеми поющими. Некоторые пели с закрытыми глазами – так легче сосредоточиться и услышать обертоны.

Галина уже долгое время занимается обертонным пением, и по ее словам, обертон - "это глубинное знание о законе, по которому мы созданы..."

Галина, расскажите, пожалуйста, что такое обертон?
Я расскажу, что такое обертоны в контексте музыки и традиций, как обертонное пение связано с человеческой жизнь. Само слово обертон означает “надзвук”. Обертоны звучат всегда, в каждый момент над любым звуком - шумом, звуком музыкального инструмента. Обертоны это целый сонм призвуков. Есть еще одно слово для обозначения обертонов – “гармоники”. Благодаря “эффекту золотого сечения” - я расскажу о нем подробней далее, обертонное пение приводит в гармонию душу и тело. А главная особенность обертонного пения – то, что можно петь сразу два звука: тон и обертон.

Так как человеческий голос – тоже звук, значит, у него есть свои обертоны?
Да, тембр голоса - это ни что иное, как соединение обертонов. Мы можем не знать номеров обертонов, и не предполагать, что в это время пользуемся ими. Обертонов довольно много. Существует обертонная лестница - 16 гармоник - это то, что входит в диапазон звуков, которые мы слышим. Обертонов больше, но далее такие мелкие кратности, которые не воспринимаемы ухом человека. Но они все звучат, какие-то из них слышнее, а какие-то тише.

Профессор Морозов, который очень много занимался изучением резонансного пения, предположил, что когда нам надо сделать противный голос, в это время громкими становятся те обертоны, которые образуют диссонирующие интервалы.

Значит, обертоны связаны с внутренним состоянием напрямую?
Очень связаны. Тембр, как информацию, мы считываем почти сразу. Когда звучит голос человека, мы еще можем не понимать, какие слова в это время он говорит, но мы уже восприняли характеристики тембра. Мы уже реагируем, симпатичен нам этот голос, или нет.

Тембральный спектр зависит от многих особенностей человека - формы нёба, физического тонуса, как мы сегодня себя чувствуем. От того, как звук привык распространяться в нас; где он резонирует, а где нет - из всего этого складывается тембр.

Галина, что же такое - эффект «золотого сечения»?
Обертоны по своей природе высокочастотны. Они возникают по акустическому закону в интервалике «золотого сечения». А «золотое сечение» заключено в шагах обертонной лестницы - cначала интервалы большие - первый обертон отстоит от тона на октаву. Следующий скачок поменьше - квинта, и так далее…- потрясающее созвучие * . Важная особенность, что это интервалы чистого строя, то есть еще пифагорейских интервалов, а не равно темперированных, в системе которых мы сейчас живем.

Все наши пропорции по «золотому сечению». В нас есть эта мера. Мы привыкли визуально реагировать на эстетические свойства через ощущение золотого сечения. А в звуках гораздо реже с этим сталкиваемся. Благодаря этому эффекту, через обертонное пение мы соединяемся с исконными, глубинными принципами мироздания.

Незнакомый мне термин “пифагорейские интервалы” - что он означает?
Пифагорейские интервалы отличаются от равнотемперированных, которые возникли в 17 веке, и были исторически обусловлены – они дали свою пользу композиторам, музыкантам. Тем не менее, равная темперация несколько укоротила естественные интервалы. В результате чего музыка перестала попадать в пропорции «золотого сечения».

Когда звучат архаичные, или пифагорейские интервалы (а это осталось в фольклоре, в средневековой музыке и в обертонном пении) - мы возвращаемся к чистой интервалике. И это отзывается в резонансе тела. Бывают ощущения очень неожиданные, когда люди слушают такие звуки. Некоторые испытывают чувство, будто бы на родину вернулись.

Как в Средневековье люди узнали про обертоны?
Думаю, что в Средневековье никто не произносил таких слов. Но тем не менее, эффект в храме, что ангелы подпевают - слышали многие. При одноголосом пении хора создаются условия, чтобы услышать обертоны. Когда замечаешь звук над звуком, то перестаешь обращать внимание на тех, кто поет... Как будто, это уже не имеет никакого отношения к поющим.

А как обертоны стали известны у нас? Кого Вы можете назвать среди исполнителей?
К нам обертонное пение пришло не из европейских традиций, а из восточных. Новоевропейский стиль возник на основе тибетского, алтайского и тувинского горлового пения. Он вобрал в себя простые и доступные способы проявлять обертоны, используя их в музыке и для собственного развития и здоровья.

В 70-е годы в Америке и Европе начали возникать гармонические хоры. Из потрясающих исполнителей в Америке можно назвать Дэвида Хайкса.

В это же время гармоники стали применять в музыке. Один из первых, кто стал использовать обертоны в своих произведениях – немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен. Параллельно с деятельностью Дэвида Хайкса появилась книга Джонатана Голдмена "Целительные звуки". Это одна из основных книг, где можно почерпнуть информацию об обертонах.

Сейчас в разных областях музыки начинают вспоминать про чистый строй. Например, Егор Даниилович Резников - профессор парижской консерватории, русский по происхождению, ведет в московской консерватории осенью и весной курсы под названием “Пение в чистом строе”. На его занятиях можно услышать естественное, спокойное, тихое пение на примерах древних антифонов. Как григорианские песнопения, так и знаменный распев. Нам близки исследования Егора Даниловича.

В одной из статей (в тексте с форума) Дэвида Хайкса, есть очень интересная и правильная мысль. О том, что обертоны эта та область, где нет границ. Нет русских, американских, украинских обертонов… Тут рекордов не поставишь. Это звучание для единения. Для того чтобы понять звук, как волну, как вибрацию… Обертонное пение – это тонкое явление, соединяющее людей.

Галина, а как Вы начали заниматься обертонным пением?
Пришло время, чтобы этому явлению стать явным. Я оказалась на семинаре Роберта Нортона в Москве. Пригласила английского музыканта на семинар в Петербург, где приобрела друзей и союзников. Например, семинары мы ведем совместно с Ольгой Анисимовой. Мне стало понятно, что есть еще одно музыкальное измерение. И с его помощью можно слышать гораздо больше. И постепенно, так с моим слухом и произошло. Например, на тех же самых, давно известных нам дисках – которые слушали раньше не раз, сейчас мы стали слышать и обертоны.

Надо ли человеку обращать внимание на звук, и на обертоны, как особое явление? Большинство информации мы воспринимаем визуально, таков тип культуры, в которой мы живем. Мы делаем на семинарах некоторые задания с закрытыми глазами. Главным каналом восприятия становится слух. И происходят открытия - об ощущении себя в пространстве, о страхе и радости. Аудиальное восприятие дает дополнительные источники жизненной энергии.

Человеку необходимо петь?
Это глубинная потребность. А в образе жизни современного человека, подчас, поешь, только пока моешь посуду...

Я пою, но не слышу обертонов, почему?
Потому что внимание еще не устремлено туда.
Важно расслабление и понимание того, что обертоны есть.
Важна практика, а потом слышишь обертоны и в каплях воды, в звуке трамвая, в шуме пылесоса и дрели. И они красивые, конечно, если децибелы не зашкаливают.

Обертонное пение проявляет один из обертонов. При переходе с одного обертона на другой, ухо начинает слышать этот скачок, и регистрирует, что там есть какой-то “свист”. Нужен частотный сдвиг. А он происходит, когда мы переходим от одного гласного звука к другому. Потом начинаешь понимать и стеклянность переливов, и радужность звука. И то, что это определенная песня.

Я знаю, что Вы сейчас обучаете обертонному пению. Как и где это происходит?
Сейчас с Ольгой Анисимовой мы проводим семинары в разных городах, создаем гармонический хор "Обертония". У нас существует интересная форма концерта-релакса, который по своему эффекту подобен, очевидно, дыхательной сессии по Грофу в мягком варианте. Происходит глубинное расслабление, без какого-либо воздействия, только с помощью вибрации звука. Можно просто слушать, но скорей всего захочется петь самому.

На наших семинарах можно научиться слышать обертоны, начать их петь самостоятельно, разбираться в этом. По дороге возникают насущные необходимости, которые касаются собственного голоса. Кто хочет научиться говорить громко, разборчиво; у кого-то нет согласования слуха и голоса. Кто-то недоволен своим голосом, и не может его принять, находится в затруднительной ситуации. С этим со всем можно работать. На семинарах происходят изменения.

Голос - явление физиологическое и психологическое. Поэтому мы можем дать сильную мотивировку и способы, что делать в конкретной ситуации, а дальше зависит от личных мотивов развивать свой голос. Необходимо время, чтобы мышечный аппарат заработал по-новому. Обычно это не меньше 3 месяцев усердных занятий. Но главное - регулярность, а не количество часов.

Какова основная цель Ваших семинаров?
Главное, что удается создать такие условия на занятиях, когда человек переживает ощущение резонанса и гармонии в себе. Основная цель семинаров - услышать обертонность мира, встретиться со своим резонансом. Со своим голосом. Когда ты открываешь в себе возможность изменений, тогда они и происходят. От переживания гармонии хочется открываться дальше.

А в чем польза обертонов?
Когда мы стали вести клуб обертонного пения, все спрашивали про пользу, но как только начинали сами петь и слышать - переставали спрашивать. Но, действительно, обертонное пение подпитывает кору головного мозга. У нас, жителей мегаполиса есть огромная жажда высоких частот, о которой мы не знаем. Птички, скрипки - это все, что восполняет жажду. Плюс обертоны, которые можно петь самим.

Связи между клетками восстанавливаются с помощью восприятия высокочастотных звуков. Мы замечаем, как меняется и мера восприятия, и иммунитет, как расширяется аудиальный диапазон у нас и наших учеников.

Немецкий киматик (“kyma” – греч. – волна) Александр Лаутервассер, изучающий воздействия звуковых частот на воду, научился фотографировать поверхность воды, которой дается какой-либо тон (будь то шум, музыка Баха, звук ручья). Выясняется, что на воде образуются в это время потрясающие изображения, которые похожи на многие природные формы. А как танцует вода в нас, когда мы поем или слушаем музыку!

…Галина рассказала мне еще многое об обертонах. Но интервью не может вместить всю информацию. Поэтому я приглашаю вас, дорогие читатели, познакомиться с этим необычным пением, придя на концерт, или приняв участие в семинаре. Начать знакомство с обертоном вы можете, послушав композиции на сайте www.oberton-piter.ru
Чудесных вам открытий!

* Галина перечисляет интервалы, которые получаются между тоном и первым обертоном. И между первым и вторым обертоном. На сайте www.oberton-piter.ru в аудиогалерее вы можете посмотреть таблицу интервалов.

.
Перепечатка только с указанием прямой ссылки на источник.

Тембр голоса – это яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время пения. Звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками, именуемыми обертонами. Чем больше обертонов – тем ярче и красочнее будет голос. Природное количество обертонов в сочетании с - секрет завораживающего звучания голоса.

Тембр голоса, виды

Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:

  • тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
  • баритон;
  • бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.
  • сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
  • меццо-сопрано;
  • контральто. Это низкий голос.

От чего зависит тембр?

Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Практически невозможно найти несколько людей, которые способны петь одинаково. Изменить голос кардинально едва ли удастся. А вот если обратиться к педагогу – то вполне возможно улучшить его окраску.

Как определить тембр голоса?

Самостоятельно, не обладая определенными знаниями и навыками, определить тембр практически невозможно. В домашних условиях вы лишь можете предположительно отнести свой голос к тому или иному виду тембра. Наиболее точные данные можно получить при использовании специализированной аппаратуры - спектрометра. Он изучает исходящий звук, а после – классифицирует его в правильном направлении. Подробнее о спектрометрах можно прочитать в конце статьи.

Как изменить тембр голоса

Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.

Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».

Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.

В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, ? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:

Что влияет на тембр голоса?

  1. В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
  2. Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
  3. Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
  4. Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.

Спектрометр и не только

Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.

Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.

Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.

ОСНОВЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО ПЕНИЯ


В древних шаманских ритуалах Монголии, Африки, Мексики и арабских стран, в тайных обрядах каббалы и в священных тибетских церемониях гласные звуки и гар­моники, или обертоны, с давних времён использовались для исцеления и совершенствования тела и духа. Глас­ные и гармоники позволяли путём резонанса воздейство­вать на различные участки мозга, уравновесить и приве­сти в гармонию энергетические центры человеческого организма, а, кроме того, - вступить в контакт с духами и божествами.

Я занимаюсь терапевтическими свойствами звука на протяжении многих лет. И за все это время мне не удалось найти более мощного и действенного орудия исцеления, чем гармоники. Секрет обертонов заключается в том, что издаваемые Вами звуки составляют стройный аккорд со звучанием Вашего тела. Стоит Вам овладеть хотя бы азами этого искусства, как Ваше слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда из­менятся. Вам откроются новые, доселе неведомые воз­можности бесчисленного разнообразия звуков, перепол­няющих Вселенную.

Именно обертоны, на мой взгляд, наиболее пол­но воплощают в себе божественную силу звука. Само по себе умение производить несколько тонов одновремен­но - уже волшебный дар. А тот факт, что эти необычные звуки способны воздействовать на физическое, эмоциональ­ное, ментальное и духовное тела, наделяет их ещё большей ценностью.

Видео YouTube

Видео YouTube


Видео YouTube

ОБУЧАЕМСЯ ОБЕРТОНАЛЬНОМУ ПЕНИЮ


Пение гласных звуков

Первый шаг на пути к обертональному пению - пение гласных звуков. Каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», Вы без труда различите эти гармо­ники в собственном голосе. Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, Вы будете произ­водить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.

Сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон - не слишком низкий для Вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» - «У-у-у» - «О» - «А» - «Ай» - «Э-э» - «И-и».

Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэто­му не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удер­живайте гласные в глубине гортани и концентрируйте вни­мание на звуковой энергии, средоточием которой являют­ся гармоники. То есть Вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести опре­деленный гласный.

Чтобы различить гармоники, производимые Вашим соб­ственным голосом, Вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь так, словно Вы пытае­тесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объём ушной раковины, что даёт возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направ­лении Вашего уха, и Вам будет легче уловить гармоники.

Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов - зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обертональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глуби­ну гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пре­делы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы - носовую полость, щеки и губы - для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и чёткость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, Вы сможете увеличить силу звука.

Учимся производить гармоники

Выполнив вышеописанное упражнение, Вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ра­нее неслышимые высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку Вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного Вам основ­ного тона. Может оказаться, что Вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это - обертоны. Обычно неслыш­ные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя упражнение, мы про­сто выделяем их, концентрируем на них своё внимание.

Существует набор фонем, произнесение и пение кото­рых поможет Вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками.

Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. При­коснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию.

Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные - «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть Ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате Вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.

Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь сви­стнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нару­шая при этом форму губ. Представьте, что Вы изобража­ете рыбу или кролика. Итак, Ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют под действием энергии звука «М-м-м». Начинайте приот­крывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «more»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании.

Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов - губы, щеки, язык и т.д. - играет в создании вокальной гар­моники свою роль. Особенно важна в этом отношении но­совая полость. Многим западным певцам умение направ­лять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны вхо­дящих в него гармоник. Попробуйте проверить это само­стоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, Вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным, особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носо­вую полость в таком необычном качестве. Вибрация в но­совой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что Вам понадобится носовой платок.

Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить - слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в английском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с этим слогом очень полезны. Итак, для на­чала вновь приведём носовую полость в состояние вибра­ции при помощи звука «Н-н-н». Затем добавим к «Н-н» звук «ё-р-р-р». В результате произойдет следующее: стен­ки носовой полости будут вибрировать под воздействием звука «Н», а одновременно с этим поддействием звука «ё-р-р-р» начнет вибрировать задняя стенка гортани.

Проследите, чтобы при произнесении звука «Р» язык находился вблизи верхнего нёба, всё же не касаясь его. Именно такое расположение языка необходимо для созда­ния высших гармоник. Если Вы поместите язык примерно в 1 см от передних зубов, едва касаясь кончиком верхнего нёба, он начнет вибрировать наподобие язычка фагота или гобоя. Помните: язык не должен прижиматься к нёбу. Виб­рация происходит лишь на самой поверхности языка и в покрывающем его слое слюны. Прижавшись к нёбу, язык лишь заглушит и блокирует звук.

Интересно, кстати, что, по представлениям йогов, на по­верхности нёба имеется крохотная «кнопка», на которую нажимают языком, чтобы стимулировать шишковидную железу. Располагается эта кнопка примерно в той же точ­ке, в которой язык касается нёба в вышеописанном уп­ражнении.

Теперь пропойте слог «Н-н-н-ё-ё-р-р», медленно про­двигая язык от задней части нёба к передней. В какой-то момент Вы услышите, что на определённом участке звуча­ние обертона, напоминающее пронзительный свист, ста­нет отчётливее и громче. Установив эту точку, задержите на ней язык и одновременно поэкспериментируйте с фор­мой ротовой полости - к примеру, сделайте «рыбьи губы», как в одном из предыдущих упражнений. Это по­зволит Вам произвести несколько различных гармоник.

Перейдем к следующему упражнению. Оно основано на слоге «Н-Н-о-о-Н-Н», состоящем из носовых согласных и гласного. В процессе пения этого слога открывается и закрывается голосовая щель (образованная мускулом на задней стенке гортани). Там располагается ещё одна об­ласть образования гармоник. Для начала пропойте носо­вой звук «Н-Н-Н», а затем добавьте к нему слог «а-а-Н». Получится - «Н-Н-а-Н». Затем пропойте носовой звук «Н-Н-Н» и добавьте к нему слог «о-о-Н». Повторите то же самое со слогами «Н-Н-Н-е-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» (наподобие английского sing).

Теперь свяжите эти четыре слога - «Н-Н-а-Н-Н», «Н-Н-о-о-Н-Н», «Н-Н-Н-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» - воеди­но, пропев их на одном дыхании. По существу, Вы просто тянете звук «Н», периодически приоткрывая голосовую щель, чтобы пропеть тот или иной гласный. В процессе пения Вы заметите, как в глубине Вашей гортани, у задней стенки, образуются гармоники разной высоты.

Теперь, освоив слоги «МОР», «НЁР» и «НОН», по­пробуйте объединить их в непрерывную линию. Пропойте их по очереди, плавно переходя от одного к другому; Вы услышите, что каждому из этих слогов сопутствуют свои особые гармоники.

Попробуйте поменять порядок слогов: начните с «НОН», затем перейдите к «НЁР» и закончите «МОР». Потом по­меняйте порядок следующим образом: «МОР», «НЁР», «НОН».

Это упражнение - наиболее лёгкий путь к созданию вокальных гармоник. Однако той же цели могут служить и некоторые другие фонемы. Попробуйте самостоятельно ис­пытать их:

«У-у-у-а-а-а-у-у»: медленно тяните этот звук на од­ном дыхании. В те моменты, когда Вы будете откры­вать и закрывать рот, Вы услышите гармоники раз­ной высоты. Если Вы назализуете звук, число отчёт­ливо слышимых обертонов увеличится.

«Х-х-х-х-ё-ё-ё-р-р-р - И-и-и-и»: этот звук, очень похожий на уже известный нам «НЁР», переносит место образования основного тона и обертонов из глубины гортани в переднюю часть ротовой полос­ти. Пропойте этот слог на одном дыхании, но разде­лив его на две части: «Х-х-х-ё-ё-ё и «Р-и-и-и-и» (на звуке «р» язык практически не касается неба).

«У-у-у-у-и-и-и-и»: этот звук больше всего подходит людям с высоким голосом или фальцетом. «У-у-у» создает более низкие гармоники, тогда как«И-и-и» - гармоники более высокие. Некоторые люди считают это упражнение самым лёгким и действенным.

Пение слогов - это лишь начальный этап обучения тех­нике обертонального пения. Следующая задача, стоящая перед Вами, - обрести контроль иад гармониками, воз­никающими во время пения.

Разные гласные позволяют производить гармоники раз­ных тонов. В ряду гласных от «У» до «И» (У, О, А, Э, И) заключена серия формант, тоны которых последовательно перемещаются вверх по гармоническому ряду. Немного по­тренировавшись, Вы, скорее всего, уже научитесь произ­водить и различать по меньшей мере девять обертонов.

Учимся регулировать звучание гармоник

Если Вы освоили сам принцип гармонического пения, пере­ходите к следующему этапу. Теперь Вам предстоит научить­ся сосредоточивать внимание на одной из гармоник и уве­личивать её громкость. При этом не важно, какую именно фонему Вы используете. Если Вам удалось выполнить эту задачу с одной гармоникой, переходите к следующей.

Поскольку все мы обладаем разными вокальными воз­можностями, можно предположить, что и обертональный диапазон у каждого из нас свой. Если Вы выполнили все вышеописанные упражнения, но так и не сумели различить в своём голосе гармоники, попробуйте немного поднять - или, наоборот, понизить - высоту основного тона. Вполне возможно, что хватит лишь небольшого изменения.

Напутствие

Помните, что путь к успеху лежит через упорные трени­ровки. Чем больше Вы практикуетесь, тем совершеннее ста­новится Ваша техника. Не забывайте, что рано или поздно Вы сможете добиться желаемого результата, хотя одни ус­лышат в своём голосе гармоники после первого же упраж­нения, а другим для этого понадобится несколько дней.

Во время тренировок Вам придётся напрягать мышцы голосового аппарата совершенно новым, непривычным способом. Кроме того, Вам, вероятно, понадобится неко­торое время на то, чтобы освоить те области гортани, ротовой и носовой полости, которые прежде не участвова­ли в процессе звукообразования.

Во многих магических и религиозных традициях гармо­ники почитаются как священные звуки. Сейчас Вы гото­витесь пробудить их божественную силу, дремлющую в Ва­шем собственном теле. Отнеситесь к этим волшебным звукам с должным почтением и трепетом. Но, помимо про­чего, процесс обучения принесет Вам море радости и ве­селья. Испытайте счастье и благодать, что несёт в себе звук. Шагните в распахнутые врата нового мира.

Джонотан Голдмен. "Целительные звуки".

Начат разговор о явлении резонанса, как основного «строителя» нашего голоса. Данная статья, как продолжение темы о резонансе в голосе посвящена полностью рассмотрению того, как работают наши ВЕРХНИЕ, ГОЛОВНЫЕ резонаторы.

Головные резонаторы – глотку и рот, а если быть более точной, то следует сразу говорить о ротоглоточной полости, пока не деля ее на части, нельзя оценивать как «простую» структуру. Только верхняя часть гортани, надскладочная, является, по сути, очень короткой трубкой с относительно твердыми стенками. Ротоглоточную же полость, как отмечалось в статье , следует рассматривать как подобие «мешка» сложной формы с возможностью мгновенной трансформации. Уже по самому строению можно понять, что процессы резонанса будут проходить в такой полости совершенно иначе, чем в простой полости.

Простой трубчатый резонатор (органная труба, например) будет работать так, как об этом рассказывалось в статье «Резонаторы голоса. Грудной резонатор?» , то есть усилит, кроме основного тона, на который «отзовется», все его обертоны. Так, например, если прозвучит нота Ля малой октавы (основной тон – 220 Гц), то резонатор также усилит частоты в 440, 660, 880, 1100, 1320 и т.д., но каждый, более высокий по отношению к предыдущему обертон будет звучать тише предыдущего. На рисунке ниже приведен график. Это – спектр музыкального звука.

В конечном счете, для нашего уха важны будут не более 12-15 обертонов, более высокие мы просто не расслышим. Однако, согласитесь, если бы ВЕСЬ резонаторный аппарат человека работал, как простой усилитель первичного звука голосовых складок, то звуки человеческого голоса не отличались бы от, например, звука музыкального инструмента. Но это же не так! Ни на одном музыкальном инструменте нельзя разговаривать. Другими словами, невозможно издавать гласные и согласные звуки, а человеческий голосовой аппарат это может! В чем же дело?

В том, что резонаторная система работает не только как усилитель, но и как своеобразный АКУСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР . Причем главную роль в функции ФИЛЬТРА играет именно ротоглоточный рупор (так еще называют объединенную ротовую и глоточную полости).

По своей форме ротоглотка действительно несколько напоминает изогнутый рупор. Но отличается кардинально от любого рупора наличием в ней одной мощной, объемной и подвижной мышцы, какой?… Правильно, ЯЗЫКА ! И вот именно его движения внутри нашего рта приводят к удивительной трансформации просто музыкального звука в звук ВОКАЛЬНЫЙ .

Это впервые доказали в 1946 году японские ученые, предложив математическую модель процесса, который происходит в расширяющейся и замкнутой с одного конца трубе если ее «пережимать», создавать в ней сужение, причем в разных ее местах. Так, как и работает корень нашего языка при произнесении различных гласных звуков. Сам процесс очень сложен математически, но главное – выводы, следующие из него.

При таком изменении формы резонатора основная звуковая волна и ее обертоны, созданные в гортани и усиленные нашими резонаторами, начинают «чудесным» образом «склеиваться» между собой, причем не все, а только самые интенсивные, энергетически сильные обертоны, как бы «выключая» из получившегося звука все остальные. Привычная спектральная картина изменяется совершенно! Возникает то, что в фонетике, акустике (и вокале, конечно) называют ФОРМАНТАМИ .

Оказывается, что ТЕМБР нашего голоса – не бесконечное количество звуковых волн, не сумма основного звука и его обертонов, а довольно ограниченная по своему спектру сложная звуковая волна. Эта звуковая волна состоит из нескольких ОБЛАСТЕЙ – групп частот, усиленных резонаторной системой вокального тракта, тогда как другие, которые ротоглоточной полостью НЕ ОТФИЛЬТРОВАНЫ , не оказывают влияния на тембр голоса вообще. Эти области усиленных частот и называются ФОРМАНТАМИ .

Самую низкую по частоте форманту называют Основной, в ней содержится основной тон звука, сама НОТА . Следующую форманту называют Первой речевой. Эта форманта в речи возникает, благодаря глоточной полости. Для распознавания гласного звука важны первые две форманты – первая и следующая за ней вторая речевая. «Ответственной» за вторую речевую форманту является ротовая полость. Именно размер и взаимное расположение в спектре первой и второй формант определяют то, какую гласную мы услышим.

В обычной разговорной речи этих трех формант (не забыли про Основную) вполне достаточно для создания всего спектра гласных звуков языка. При пении вокальный аппарат человека организован несколько иначе, и это приводит к иному взаимодействию человеческих резонаторов между собой и образованию других частотных областей в спектре.

Согласно выводам науки, нельзя считать, что первая форманта в пении образуется благодаря именно глотке. Эта форманта играет в вокале огромную роль и даже имеет свое специальное название – НИЗКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ ФОРМАНТА . За ее создание в спектре голоса одновременно отвечают две полости – трахеобронхиальный (нижний, грудной) резонатор и вся ротоглоточная полость (включая и глотку, и рот). Однако, как вы могли прочитать в статье «Резонаторы голоса. Грудной резонатор?» , а также в статье «Грудной резонатор - мифы и реальность» , западные коллеги этого мнения совершенно не разделяют...

«Обобщение собственных исследований, проведенных мною в разные годы, а также работ других авторов, приводит нас к выводам о том, что НПФ, во-первых, представляет для певческого голоса значительно большую роль, чем это считалось раньше, а во-вторых, - происхождение НПФ связано с резонансной активностью двух наиболее крупных полостей голосового тракта певца ротоглоточного и трахеобронхиального резонаторов.
…При этом вклад грудного резонатора весьма велик.»

Профессор В.П.Морозов
«Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники.»

Ротоглоточная полость при пении имеет конфигурацию, отличную от речевой. Эта конфигурация при пении гораздо больше напоминает трубу, чем при создании звуков речи. Конечно, в том случае, если певец поет, а не разговаривает под музыку. Это важно, но, отвлекшись на рассказ о том, почему, я уйду от рассматриваемой темы. Просто отметим, что изменение конфигурации ротоглоточной полости при пении, большая интенсивность создания звука приводят к появлению в спектре голоса дополнительных областей усиленных частот.

Средняя певческая форманта, которую часто сравнивают со второй речевой не соответствует этой второй ни по частоте, ни по амплитуде, хотя в спектре голоса певца присутствует и, как бы, выполняет роль второй форманты в речи. Прошу заметить, что в современной вокальной манере и НПФ (низкая певческая форманта) и средняя, могут быть ПОДОБНЫ речевым формантам, но совпадать с ними все равно не будут. Это даже не требует специальных исследований - послушайте сами, речевой голос человека (точнее гласные звуки) звучат не так, как те же звуки в голосе того же человека, когда он поет, пусть даже и не профессионально.

Следующие форманты, третья, четвертая, пятая уже более важны для того, чтобы слушатель оценил голос как «красивый», «богатый». Существует в голосах певцов и ВЫСОКАЯ ПЕВЧЕСКАЯ форманта, представляющая из себя некое объединение третьей, четвертой и пятой формант в нечто общее. Она дает голосу качество «полетности», а с точки зрения физики полетность – это помехоустойчивость, такой голос будет слышен на фоне шумов.

«Интересно отметить, что у старинных скрипок (Страдивари, Амати, Гварнери), отличающихся особой звонкостью, полетностью звука, также в этой области частот (2,5…3 кГц) находится область выраженных резонансов (третья форманта). В работах В.П.Морозова была даже предложена количественная величина K – коэффициент звонкости голоса…(он показывает, какая часть тембра голоса приходится на высокую певческую форманту) …Измерения, проведенные у разных категорий певцов, показали, что у выдающихся певцов этот коэффициент достигает 33…35%, у неквалифицированных певцов – 5…11%, а у детей – 3%.»

Ирина Алдошина «Акустические характеристики вокальной речи».

О высокой певческой форманте написано очень и очень много, так что мне нет смысла повторяться. Однако замечу, что в обычном разговорном голосе эта форманта отсутствует, она, как правило – продукт искусственный, и появляется в голосе певца далеко не сразу! Подавляющее большинство российских певцов, поющих репертуар в современных музыкальных стилях, не имеют в своем голосе этой форманты, или она очень неразвита, но собирать стадионы ее отсутствие певцам не мешает.

Хотя нужно заметить, что у некоторых наций (итальянцы, американцы) в тембре разговорного голоса часто присутствует высокая форманта, которую называют twang (звон струны), голос пронзителен, звонок. Более подробно о том, что такое twang для современного вокалиста, рассказывает статья «Тванг или не тванг? Вот в чем вопрос!»

Женский голос отличается от мужского не только высотой. В нем меньше формант, чем в голосе мужском. Пусть женщины не обижаются на природу, все ею сделано с позиций целесообразности. Не забывайте, ведь женский голос на целую октаву выше! В среднем, конечно. Именно поэтому он хорошо различим на фоне шумов (объявления в аэропортах и на вокзалах делаются, как правило, женским голосом).

На рисунке видно, почему так происходит. Это следствие того, что длина ротоглоточного резонатора у женщин меньше, чем у мужчин. В более короткой трубке возникает меньше пиков-формант. Вспомните сами, ведь женский голос кажется нам менее обертональным, чем мужской, зато он более «прозрачен».

В простом, бытовом, что ли, смысле мы сталкиваемся с формантами голоса постоянно. Гласная А отличается по звучанию от гласной О , или И , или Э … Чем? Как я уже говорила - взаимным расположением формант в спектре голоса. РАЗНЫЕ частоты и ПО-РАЗНОМУ отфильтровывает наша ротоглотка при помощи двигающегося языка, открывающейся или закрывающейся челюсти, растягивания или сужения губ. Поэтому и гласные, спетые на одной и той же высоте, звучат по-разному. Форманты то сближаются между собой, то несколько отдаляются, звучат относительно соседей громче или тише, а все эти изменения в спектре звука наш мозг фиксирует как звучание разных гласных. Слава богу, вокалисту не нужно учиться говорить, как этому учатся маленькие дети. Способность нашего главного ГОЛОВНОГО резонатора со всеми его АРТИКУЛЯЦИОННЫМИ возможностями (язык, губы, челюсть и т.д.) создавать гласный звук, мы вырабатываем в раннем детстве, когда учимся говорить.

Тембр как личность

Порой, долго не видя человека, мы можем не узнать его, но стоит ему заговорить, мы тут же его вспомним. Один только тембр голоса во многом определяет человека. Французский фониатр Жан Абитболь однажды даже отказался делать операцию пациентке – считал, что изменение голоса изменит ее личность.

Что такое тембр

Термин произошел от французского timbre (колокольчик). Это психоакустическая характеристика голоса. Его эксклюзивная окрашенность. Поэтому, когда анализируют мастерство владения вокалом, часто используют определения из словаря живописи - «колорит», «палитра», «краски». И вот эти «цветовые» нюансы и позволяют различать голоса людей. Даже если высота, громкость и длительность их звучания одинакова.

От чего зависит тембр голоса

От плотности смычки голосовых связок, от их длины, ширины, упругости и натяжения. Последнее создается пластичностью перстнещитовидной мышцы, которую профессор и императорский лейб-отиатр Н. П. Симановский называл «музыкальной», так как она действует, как колок у скрипки.

Еще тембр зависит от объема трахеи и формы внутреннего резонатора. Так у Шаляпина было куполообразное нёбо, от которого, как от соборного свода отталкивался звук. И это нёбо стало предметом изучения не только фониатров, но и отоларингологов, антропологов и анатомов.
За «окраску» же тембра отвечают обертоны. Чем больше обертонов – тем «вкуснее» голос.

Обертоны

Это звуки над звуками. Тренированным горлом производятся одновременно как бы два звука – тон и обертон. Обертоны – высокочастотны и ранжированы по законам «золотого сечения». Что это такое? Когда мы смотрим на лицо человека и находим его привлекательным, это означает, что оно «скроено» природой по соотношению частей соразмерно. Вот так же и обертоны гармонизируют тембр голоса при помощи интервалов.

Голос словно поднимается по обертонной лестнице - с одной ступени на другую. Между ними паузы. «Первый обертон отстоит от тона на октаву. Второй – уже меньше. Это – квинта.» И так же - по «шажкам» обертонов - постепенно подстраивается и обычное человеческое ухо, которое первоначально может обертонов и не различать.

Как рождается отклик на звуковую волну

Человек в среднем состоит на 60% из жидкой субстанции, которая и откликается на звук вибрацией. Немецкий исследователь звука и фотограф (киматик – от «kyma» – волна) Александр Лаутервассер провел ряд опытов – проигрывал у водоема звуки разной частоты - лязг подвижного состава поезда, крики чаек, фразы из токкат Баха. И фиксировал на фотокамеру волновой «отклик» воды. Каждый звук рождал свой узор. Так и человек вибрирует вслед за тембром голоса.

Чем мы говорим

«Ртом», «горлом», «грудью» и даже «животом». Последний в ответе за повышенную корпулентность подавляющего большинства оперных певцов – они «кладут голос на чрево». И вовлекают в процесс звучания все тело. Как младенец. Когда он плачет, то резонирует от макушки до пяток. С возрастом человек «зажимается». Голос теряет способность включать весь организм. И его вибрации «застревают» на уровне горла. Но мы созданы природой как единый резонатор.

Как тембр выдает говорящего

Уже по тембру каждый из нас в состоянии оценить психофизические параметры человека. Венские лингвофизиологи опытным путем подтвердили, что люди только по голосу могут судить – высокий человек или низкий, полный или худой. Правда, с возрастом может выйти осечка, потому что тембр счастливого человека делает голос моложе лет на 10. Гнев и страх – «старят».

Проявит тембр и уровень интеллекта собеседника, род его занятий, темперамент. Как и его состояние - счастлив или нет, болен или здоров, утомлен или бодр. В тембре голоса отразится, и кто говорит – лидер или ведомый, лжец или поборник правды, завистник или щедрая душа, способен ли он на предательство или будет верен до гробовой доски.

Как раз связь тембра с доверием партнеру заинтересовала специалистов канадского научно-исследовательского Университета МакМастера. Участникам эксперимента дали прослушать голоса 20 мужчин и женщин. Один мужской – низкий вкрадчивый – все отметили, как «опасный». «С точки зрения сексуальной стратегии, - констатировала автор проекта Джиллиан О’Коннор, - оба пола расценивают такой тембр, как предупреждение о будущих изменах». Доверие вызвали - более высокий мужской и более низкий женский. Их сочли «надежными».

Тембр и сексуальность

Британские исследователи из университетов Ливерпуля и Стирлинга, работая в племени хадза в Танзании, сделали открытие, что обладатели тембра в нижнем голосовом регистре имеют больше детей. Так танзанские «баритоны» опередили «теноров» в среднем на два ребенка. Ученые же Государственного университета штата Нью-Йорк нашли зависимость сексуальной привлекательности тембра женщин от фертильности.

Психологи Университета южной Каролины, проанализировав телефонные разговоры, выявили разницу тембров в процессе общения с безразличными и любимыми людьми. Последние даже копировали интонации друг друга, как бы ставя голоса на одну тоновую волну.

Антропологи Пенсильванского университета - Сара Вольф и Дэвид Путс - впервые попытались разобраться, «как признаки маскулинности влияют на мнение человека о его способности доминировать». Опыты показали, что мужчины с голосами глубокой тембральной окраски воспринимаются другими особями того же пола как «вожаки прайда».

Тембр на службе политики

В 2012 году корреспонденты журнала Proceedings of the Royal Society в содружестве с PR-технологами и нейропсихологами провели опросов американцев, которые отвечали на вопрос: «Какой тембр голоса вызывает у них наибольшее доверие к политику?».

Тембр на службе спецслужб

Тембр – одна из объективных колляций, которую учитывают спецслужбы при составлении психопортретов преступников. Профайлеры ФБР и ЦРУ обращают внимание на то, как дребезжит и как бы «спотыкается» голос. Когда юлит и недоговаривает, тембр становится скачкообразным, невнятным. Тревожность заставит его «задраться», повысив тон. Когнитивный диссонанс выразится в резких голосовых колебаниях и продемонстрирует шаткость позиции, неуверенность. Напряженный тембр – контроль за каждым шагом. Нотки металла - убежденность. Повышенная громкость – стремление подавить. Но основной тембральный рисунок навсегда остается неизменным.

Неповторимость

Раньше в паспорта итальянцев вносили - наряду с датой рождения, ростом, цветом волос и глаз - тембр голоса. Ныне суды США и Великобритании принимают - в качестве доказательств вины/невиновности – голосовые записи. Почему? Потому что тембр так же уникален, как генетический код в молекуле ДНК, папиллярный узор на подушечках пальцев или строение ушной раковины.
Уникален тембр настолько, что крупнейшие банки мира не боятся кодировать сейфы голосами их владельцев.