Беседа Пантелеимона с царем Максимианом. Исцеление расслабленного

Це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон - хри-сти-ан-ский свя-той, по-чи-та-е-мый в ли-ке ве-ли-ко-му-че-ни-ков. Он ро-дил-ся в го-ро-де Ни-ко-ми-дии в се-мье знат-но-го языч-ни-ка Евстор-гия, при этом его мать, свя-тая Евву-ла, бы-ла хри-сти-ан-кой. Она хо-те-ла вос-пи-тать сы-на в хри-сти-ан-ской ве-ре, од-на-ко ра-но умер-ла, ко-гда он был еще под-рост-ком.

Ро-ди-те-ли бу-ду-ще-го свя-то-го на-зва-ли его Пан-то-лео-ном («по все-му лев»), так как хо-те-ли вос-пи-тать его му-же-ствен-ным и бес-страш-ным. Отец от-дал его в на-чаль-ную язы-че-скую шко-лу, окон-чив ко-то-рую, мо-ло-дой че-ло-век стал обу-чать-ся вра-чеб-но-му ис-кус-ству у зна-ме-ни-то-го в то вре-мя в Ни-ко-ми-дии вра-ча Ев-фро-си-на, по-сле че-го стал из-ве-стен им-пе-ра-то-ру Мак-си-ми-а-ну (284-305 н.э.), ко-то-рый, оце-нив его про-фес-сио-наль-ные ка-че-ства, спо-соб-ность к крас-но-ре-чию и хо-ро-шие ма-не-ры, за-хо-тел сде-лать его при-двор-ным вра-чом.

В то вре-мя в Ни-ко-ми-дии про-жи-ва-ли тай-но свя-щен-но-му-че-ни-ки пре-сви-те-ры Ер-мо-лай, Ер-мипп и Ер-мо-крат, уцелев-шие по-сле со-жже-ния 20 ты-сяч хри-сти-ан в Ни-ко-ми-дий-ской церк-ви в 303 го-ду и стра-да-ний свя-щен-но-му-че-ни-ка Ан-фи-ма. Св. Ер-мо-лай неод-но-крат-но ви-дел Пан-то-лео-на, про-хо-див-ше-го ми-мо его убе-жи-ща. Од-на-жды он при-гла-сил его к се-бе и рас-ска-зал о хри-сти-ан-ской ве-ре - по-сле это-го раз-го-во-ра бу-ду-щий це-ли-тель стал ре-гу-ляр-но при-хо-дить к св. Ер-мо-лаю, бе-се-дуя с ним.

Од-на-жды Пан-то-ле-он уви-дел на ули-це мерт-во-го ре-бен-ка, ко-то-ро-го уку-си-ла ехид-на, еще не успев-шая отой-ти от него. Он на-чал мо-лить-ся Гос-по-ду Иису-су Хри-сту о том, чтобы Он вос-кре-сил умер-ше-го и умерт-вил ехид-ну, твер-до при этом ре-шив, что в слу-чае ис-пол-не-ния про-си-мо-го, при-мет Кре-ще-ние и станет хри-сти-а-ни-ном. Ре-бе-нок ожил, а ехид-на раз-ле-те-лась на кус-ки - и все это про-изо-шло на гла-зах у Пан-то-лео-на.

По-сле это-го он был кре-щен св. Ер-мо-ла-ем с име-нем Пан-те-ле-и-мон, ко-то-рое озна-ча-ет «все-ми-ло-сти-вый». Его отец Евстор-гий так-же кре-стил-ся чуть поз-же, ко-гда уви-дел, как его сын ис-це-лил сле-по-го при-зы-ва-ни-ем име-ни Иису-са Хри-ста. К то-му же, став хри-сти-а-ни-ном, Пан-те-ле-и-мон ча-сто бе-се-до-вал со сво-им от-цом, разъ-яс-няя ему ос-но-вы хри-сти-ан-ской ве-ры.

Ко-гда Евстор-гий умер, свя-той ре-шил по-свя-тить свою жизнь боль-ным, ни-щим и страж-ду-щим. Он ле-чил всех, об-ра-щав-ших-ся к нему, ис-це-ляя их Име-нем Спа-си-те-ля. Он при-хо-дил к уз-ни-кам в тем-ни-цы и ле-чил их - осо-бен-но это ка-са-лось хри-сти-ан, ко-то-ры-ми в то вре-мя бы-ли пе-ре-пол-не-ны тюрь-мы. В ско-ром вре-ме-ни слух о ми-ло-сти-вом вра-че рас-про-стра-нил-ся по все-му го-ро-ду и жи-те-ли боль-ше не об-ра-ща-лись к дру-гим вра-чам, а ис-ка-ли встре-чи с це-ли-те-лем. То-гда вра-чи из за-ви-сти до-нес-ли им-пе-ра-то-ру о том, что свя-той ле-чит хри-сти-ан-ских уз-ни-ков.

Му-че-ни-че-ство

Им-пе-ра-тор Мак-си-ми-ан уго-ва-ри-вал свя-то-го опро-верг-нуть до-нос и при-не-сти жерт-ву идо-лам, до-ка-зав тем са-мым вер-ность язы-че-ству. Но Пан-те-ле-и-мон от-кры-то ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном - кро-ме это-го, он пря-мо на гла-зах им-пе-ра-то-ра ис-це-лил рас-слаб-лен-но-го.

Им-пе-ра-тор Мак-си-ми-ан, оже-сто-чив-шись, при-ка-зал каз-нить ис-це-лен-но-го, а свя-то-го це-ли-те-ля под-верг же-сто-ким пыт-кам. Его по-ве-си-ли на де-ре-ве и рва-ли те-ло же-лез-ны-ми крю-ка-ми, рас-тя-ги-ва-ли на ко-ле-се, об-жи-га-ли све-ча-ми, бро-са-ли в ки-пя-щее оло-во. Од-на-ко по-сле всех этих ис-тя-за-ний свя-той оста-вал-ся невре-дим, и Гос-подь неод-но-крат-но яв-лял-ся ему и укреп-лял его. К сло-ву, в это же вре-мя пе-ред язы-че-ским су-дом пред-ста-ли пре-сви-те-ры Ер-мо-лай, Ер-мипп и Ер-мо-крат, ко-то-рые ис-по-ве-да-ли се-бя хри-сти-а-на-ми и бы-ли обез-глав-ле-ны.

Да-лее свя-то-го Пан-те-ле-и-мо-на при-ве-ли в цирк и бро-си-ли на рас-тер-за-ние ди-ким зве-рям - но они ли-за-ли его но-ги и стре-ми-лись при-кос-нуть-ся к нему, от-тал-ки-вая друг дру-га. Ви-дя это, зри-те-ли под-ня-лись с мест и ста-ли кри-чать: «Ве-лик Бог хри-сти-ан-ский! Да бу-дет от-пу-щен непо-вин-ный и пра-вед-ный юно-ша!». По-сле это-го им-пе-ра-тор при-ка-зал сво-им во-и-нам убить всех, кто сла-вил Иису-са Хри-ста, при-чем да-же зве-рей, не тро-нув-ших свя-то-го му-че-ни-ка. Свя-той Пан-те-ле-и-мон при этом вос-клик-нул: «Сла-ва Те-бе, Хри-сте Бо-же, что не толь-ко лю-ди, но и зве-ри уми-ра-ют за Те-бя!»

Разъ-ярен-ный Мак-си-ми-ан при-ка-зы-ва-ет от-ру-бить ве-ли-ко-му-че-ни-ку го-ло-ву. Его при-вя-за-ли к мас-лич-но-му де-ре-ву, по-сле че-го свя-той на-чал мо-лить-ся. Один из во-и-нов уда-рил его ме-чом, но меч стал мяг-ким, как воск, и не при-чи-нил ве-ли-ко-му-че-ни-ку ни-ка-ко-го вре-да. По-ра-жен-ные чу-дом, во-и-ны за-кри-ча-ли: «Ве-лик Бог хри-сти-ан-ский!». В это вре-мя Гос-подь еще раз от-крыл-ся свя-то-му, на-звав его Пан-те-ле-и-мо-ном, «мно-го-мило-сти-вым», вме-сто преж-не-го име-ни Пан-то-ле-он. По-сле это-го во-и-ны упа-ли на ко-ле-ни пе-ред му-че-ни-ком и про-си-ли про-ще-ния - па-ла-чи от-ка-за-лись про-дол-жать казнь, но свя-той по-ве-лел вы-пол-нить при-каз им-пе-ра-то-ра. То-гда во-и-ны, це-луя его ру-ки, со сле-за-ми про-сти-лись с ним. А ко-гда му-че-ни-ку от-сек-ли го-ло-ву, из ра-ны вме-сте с кро-вью ис-тек-ло и мо-ло-ко, а мас-ли-на, к ко-то-рой он был при-вя-зан, рас-цве-ла и од-новре-мен-но за-пло-до-но-си-ла. Мно-гие сви-де-те-ли это-го ста-ли впо-след-ствии хри-сти-а-на-ми. Те-ло свя-то-го бы-ло бро-ше-но в ко-стер - но оста-лось непо-вре-жден-ным.

Слу-ги ве-ли-ко-му-че-ни-ка Лав-рен-тий, Вас-сой и Про-ви-ан ви-де-ли его казнь и слы-ша-ли Го-лос с Неба. Они на-пи-са-ли по-вест-во-ва-ние о жиз-ни, стра-да-ни-ях и кон-чине свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка.

По-чи-та-ние

Гла-ва свя-то-го Пан-те-ле-и-мо-на хра-нит-ся в Рус-ском Афон-ском Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-на-сты-ре, в со-бор-ном хра-ме его име-ни. Ча-сти-цы его мо-щей на-хо-дят-ся во мно-гих го-ро-дах Рос-сии. В Ни-ко-ми-дии в день его па-мя-ти со-вер-ша-ет-ся тор-же-ствен-ный крест-ный ход с чу-до-твор-ной ико-ной свя-то-го, в этот день сю-да съез-жа-ют-ся ты-ся-чи лю-дей и при-во-зят сот-ни боль-ных в на-деж-де ис-це-ле-ния. В цер-ков-ной кни-ге, хра-ня-щей-ся в Ни-ко-ми-дий-ской мит-ро-по-лии, за-фик-си-ро-ва-но ты-ся-чи ав-то-гра-фов гре-ков, ту-рок, ита-льян-цев и ар-мян, по-лу-чив-ших ис-це-ле-ние по мо-лит-вам ве-ли-ко-му-че-ни-ку.

Ве-ли-ко-му-че-ник Пан-те-ле-и-мон по-чи-та-ет-ся в Пра-во-слав-ной Церк-ви как гроз-ный свя-той, по-кро-ви-тель во-и-нов. Эта сто-ро-на по-чи-та-ния рас-кры-ва-ет его пер-вое имя Пан-то-ле-он, «лев во всем». Вто-рое имя, дан-ное при Кре-ще-нии - Пан-те-ле-и-мон, то есть «все-ми-ло-сти-вый», рас-кры-ва-ет-ся из по-чи-та-ния ве-ли-ко-му-че-ни-ка как це-ли-те-ля. У за-пад-ных хри-сти-ан он счи-та-ет-ся по-кро-ви-те-лем вра-чей. Связь этих двух по-кро-ви-тельств вы-те-ка-ет из той ло-ги-ки, что во-и-ны, ча-ще дру-гих по-лу-ча-ю-щие ра-ны, бо-лее все-го нуж-да-ют-ся во вра-че-ва-нии.

Имя свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка и це-ли-те-ля Пан-те-ле-и-мо-на при-зы-ва-ет-ся при со-вер-ше-нии та-ин-ства Еле-освя-ще-ния, освя-ще-ния во-ды и в мо-лит-ве за немощ-но-го.
По-чи-та-ние свя-то-го му-че-ни-ка в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви из-вест-но уже с ХII ве-ка. Князь Изя-с-лав, сын свя-то-го Мсти-сла-ва Ве-ли-ко-го, имел изо-бра-же-ние ве-ли-ко-му-че-ни-ка Пан-те-ле-и-мо-на на сво-ем шле-ме. За-ступ-ле-ни-ем свя-то-го он остал-ся жив в вой-ну 1151 го-да. В день па-мя-ти ве-ли-ко-му-че-ни-ка, 9 ав-гу-ста по но-во-му сти-лю (27 июля по ста-ро-му сти-лю) рус-ские вой-ска одер-жа-ли две мор-ские по-бе-ды над шве-да-ми (в 1714 го-ду при Ган-гау-зе, в 1720 го-ду при Грен-га-ме).

Ци-та-та (пись-ма об ис-це-ле-нии)

(Из кни-ги «Жи-тие, стра-да-ния и чу-де-са св. ве-ли-ко-му-че-ни-ка и це-ли-те-ля Пан-те-ле-и-мо-на», в 2-х ча-стях. Ре-принт-ное из-да-ние По-дво-рья Рус-ско-го на Афоне Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-ва мо-на-сты-ря, г.Москва, 1996г. (Пер-во-на-чаль-но- Из-да-ние 11-е Афон-ско-го Рус-ско-го Пан-те-ле-и-мо-но-ва (17) мо-на-сты-ря, Москва, Боль-шая Яки-ман-ка, 1903г.)

«Муж мо-ей до-че-ри Алек-сей силь-но за-бо-лел ти-фом. Он по-те-рял со-зна-ние, на-ча-лось вос-па-ле-ние в моз-гу, по все-му те-лу по-ка-за-лись чер-ные пят-на, ли-цо из-ме-ни-лось, язык при-ту-пил-ся, так что мы с тру-дом мог-ли по-ни-мать его речь. При са-мом на-ча-ле бо-лез-ни дочь моя внес-ла в ком-на-ту боль-но-го ико-ну св.ве-ли-ко-му-че-ни-ка Пан-те-ле-и-мо-на и по-сто-ян-но теп-ли-ла пред ней лам-па-ду. Боль-ной в бре-ду всех спра-ши-вал: «Ка-кой здесь мо-ло-дой че-ло-век по-се-лил-ся у ме-ня в ком-на-те? Как он мне все хо-ро-шо устро-ил». Из сих слов мы по-ня-ли, что угод-ник Бо-жий не остав-ля-ет на-ше-го боль-но-го сво-ею ми-ло-стию. Ко-гда мы да-ли ему св. елея от мо-щей св. Угод-ни-ка, при-слан-но-го ва-ми, по-ма-за-ли го-ло-ву и при-ча-сти-ли св. Та-ин, то со-зна-ние воз-вра-ти-лось к нему и он по-лу-чил со-вер-шен-ное ис-це-ле-ние».

(Пись-мо Клав-дии Ни-ко-ла-ев-ны Ла-ма-ки-ной, из г.Беле-ва)

«В пер-вых чис-лах ав-гу-ста 1872 г. вне-зап-но по-яви-лась в на-шем го-ро-де мо-ро-вая яз-ва. Смерт-ность ста-ла быст-ро уве-ли-чи-вать-ся, так что не про-хо-ди-ло по-чти од-но-го ча-су, чтобы не уми-рал че-ло-век. Страх и уны-ние рас-про-стра-ни-лось по го-ро-ду. Неко-то-рым из граж-дан при-шла бла-гая мысль устро-ить крест-ный ход. 21 ав-гу-ста, по со-вер-ше-нии бо-же-ствен-ной ли-тур-гии, под-ня-ли из со-бо-ра все ико-ны, и в том чис-ле ико-ну св. ве-ли-ко-му-че-ни-ка Пан-те-ле-и-мо-на, и на пу-ти чи-та-ли ака-фи-сты. Ко-гда на-ча-ли чи-тать ака-фист св. Пан-те-ле-и-мо-ну, то все за-ме-ти-ли, как си-не-ва-тый ту-ман раз-лил-ся по всей мест-но-сти, ко-гда же кон-чил-ся ака-фист, ту-ман мгно-вен-но рас-се-ял-ся. На-род обод-рил-ся, ви-дя в сем зна-ме-ние ми-ло-сти Бо-жи-ей. Все на-пе-ре-рыв ста-ли спра-ши-вать друг дру-га: кто это св. це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон, от-ку-да при-об-ре-те-на его ико-на и т.п. Зна-ю-щие рас-ска-зы-ва-ли о див-ных чу-де-сах св.Стра-сто-терп-ца и все ста-ли воз-но-сить к нему мо-лит-вы о по-мо-щи. - Мо-ро-вая яз-ва с это-го дня со-вер-шен-но пре-кра-ти-лась, и в го-ро-де на-шем во-дво-ри-лась ти-ши-на и спо-кой-ствие по мощ-но-му хо-да-тай-ству ве-ли-ко-го Угод-ни-ка Бо-жия».

(Из пись-ма ме-ща-ни-на г.Ка-ра-че-ва Ва-си-лья Ми-хай-ло-ви-ча Мас-ло-ва)

«В 1849 г. на Свя-той го-ре в чис-ле по-клон-ни-ков был один бла-го-че-сти-вый муж, ли-пец-кий ме-ща-нин Е.О.Чай-ков-ский. По воз-вра-ще-нии до-мой, он уте-шал-ся вос-по-ми-на-ни-ем о по-езд-ке и осо-бен-но тем, что имел у се-бя об-раз св. ве-ли-ко-му-че-ни-ка Пан-те-ле-и-мо-на и ака-фист ему, при-ве-зен-ные им с Афо-на, но ве-ли-кий Угод-ник го-то-вил ему еще боль-шее уте-ше-ние за его ве-ру и усер-дие к нему. В том уез-де, где жил Чай-ков-ский, же-на по-ме-щи-ка, Вла-ди-ми-ра Про-ко-пье-ви-ча Х-ва, Ан-на Пет-ров-на, стра-да-ла в несчаст-ных ро-дах и бы-ла без вся-кой на-деж-ды на жизнь; при-ня-тые док-то-ра-ми чрез-вы-чай-ные ме-ры ока-за-лись без-успеш-ны-ми и стра-да-ли-ца, в невы-ра-зи-мых му-ках, при-бли-жа-лась к смер-ти. В это вре-мя (в де-каб-ре 1862г.) о боль-ной бы-ло со-вер-ша-е-мо её при-бли-жен-ны-ми мо-леб-ствие с ко-ле-но-пре-кло-не-ни-ем в со-бор-ной церк-ви г.Ли-пец-ка, при ко-то-ром слу-чай-но на-хо-дил-ся и Чай-ков-ский. Свя-щен-ник пред-ло-жил при этом се-ту-ю-ще-му му-жу от-слу-жить мо-ле-бен и св. ве-ли-ко-му-че-ни-ку Пан-те-ле-и-мо-ну. Е.О.Чай-ков-ский не знал это-го; но слы-ша лишь что мо-ле-ние со-вер-ша-ет-ся за бо-ля-щую Ан-ну и что эта Ан-на- уми-ра-ю-щая же-на по-ме-щи-ка Х-ва, тут же, по воз-ро-див-ше-му-ся у него соб-ствен-но-му же-ла-нию, ре-шил-ся по-слать к боль-ной в де-рев-ню име-ю-щий-ся у него об-раз и ака-фист св.Пан-те-ле-и-мо-на, чтобы там был от-слу-жен се-му ве-ли-ко-му Чу-до-твор-цу мо-ле-бен с ака-фи-стом. Для удру-чен-но-го го-рем му-жа пред-ло-же-ние это бы-ло от-рад-ным уте-ше-ни-ем, и он, по при-ез-де к стра-дав-шей, тот-час же при-гла-сил свя-щен-ни-ка, и ко-гда со-бра-лись слу-жить мо-ле-бен, то боль-ная лишь толь-ко уви-де-ла ико-ну св. Це-ли-те-ля и по-ло-жи-ла на се-бе крест-ное зна-ме-ние немед-лен-но по-гру-зи-лась в сон, и про-спа-ла це-лые сут-ки. Проснув-шись, она по-чув-ство-ва-ла се-бя здо-ро-вою и раз-ре-ши-лась от бре-ме-ни.

Узнав об этом чу-де, Е.О.Чай-ков-ский сам при-е-хал к г-же Х-вой в де-рев-ню, чтобы лич-но ви-деть Ан-ну Пет-ров-ну и на-шел ее со-вер-шен-но здо-ро-вою. Об этом он уве-до-мил од-но-го из бра-тий на-шей оби-те-ли, пись-мом от 29-го ян-ва-ря 1863г. Са-ма же болев-шая и спа-сен-ная по-мо-щию св. Це-ли-те-ля пре-про-во-ди-ла в оби-тель воз-ду-хи и удо-сто-ве-ря-ла о сво-ем ис-це-ле-нии в крат-ком пись-ме, от 7-го чис-ла мая 1863г».

Дмит-рий Бо-ри-сов

Святой Георгий - один из великомучеников Православной Церкви. Победоносцем его именовали за мужество, силу и волю в борьбе с вражиим воинством. Прославился святой так же помощью и любовью к людям. Житие святого Георгия Победоносца прославилось многими фактами, а история его посмертного явления человечеству вообще схожа с волшебной сказкой.

Житие святого Георгия Победоносца

Родители святого были верующими и богобоязненными христианами. Отец пострадал за веру и принял мученическую кончину. Его мать, оставшись вдовой, перебралась с малолетним Георгием в Палестину и занялась христианским воспитанием чада.

Великомученик Георгий Победоносец

Георгий вырос храбрым юношей, а поступив на службу в римское войско, его заметил император-язычник Диоклетиан. Он принял воина в состав своей стражи.

Правитель ясно понимал опасность, которую несет Христова вера для цивилизации язычников , поэтому он усилил гонения на христианство. Диоклетиан предоставил военачальникам свободу в отношении расправы над православными. Георгий, узнав о несправедливом решении властителя, раздал беднякам все имущество, доставшееся после смерти родителей, даровал свободу рабам, трудившимся в имении, и предстал пред императором.

Он без страха, мужественно обличил Диоклетиана и его жестокий замысел, а после исповедовал пред ним свою веру во Христа. Властный язычник попытался принудить воина отречься от Спасителя и принести жертву идолам, на что получил решительный отказ православного воина. По приказу Диоклетиана оруженосцы вытолкали Победоносца копьями из помещения и попытались увести его в тюрьму.

Но стальное оружие чудесным образом стало мягким и легко гнулось при соприкосновении с телом святителя.

Поместив православного воина в темницу, его ноги забили в колодки, а грудь придавили большим камнем. На утро непоколебимый воин вновь исповедовал веру Христову. Обозленный Диоклетиан подверг его пыткам. Обнаженного Георгия привязали к колеснице, над которой были устроены доски с железными остриями. Когда колеса вращались, железо резало его тело. Но вместо стонов и ожидаемого отречения от Творца, святой лишь призывал Помощь Господню.

Когда страдалец затих, язычник подумал, что он испустил дух и приказал снять изрезанное растерзанное тело. Но вдруг небо почернело, грянул великий гром и раздался величественный Глас Божий: «Не бойся, воин. Я с тобою». Тут же возникло яркое свечение и рядом с Победоносцем явился белокурый юноша - Ангел Господний . Он наложил на тело Георгия свою руку и тот мгновенно восстал исцеленный.

Георгий Победоносец (Лиддский)

Императорские воины отвели его в капище, где находился Диоклетиан. Тот не поверил своим глазам - пред ним стоял совершенно здоровый и полный сил человек. Многие язычники, наблюдавшие за чудом, уверовали во Христа. Даже два знатных сановника тотчас прилюдно исповедовали веру Христову, за что их головы отсекли.

Царица Александра тоже попыталась прославить Вседержителя, но императорские слуги быстро увели ее во дворец.

Царь-язычник в попытках сломить непоколебимого Георгия предал его на еще более страшные муки. Мученик был брошен в глубокий ров, а его тело засыпали негашеной известью. Откопали Георгия лишь на третьи сутки. На удивление, его тело не было поврежденным, а сам мужчина находился в радостном и спокойном расположении духа. Диоклетиан не успокоился и приказал обуть мученика в железные сапоги с раскаленными внутри них гвоздями и посадить под арест. Утром воин продемонстрировал здоровые ноги и пошутил, что сапоги ему уж очень понравились. Тогда разъяренный правитель приказал бить святое тело воловьими жилами и смешать его кровь и тело с землей.

Решив, что Георгий пользуется волшебными чарами, правитель вызвал ко двору волхва, дабы лишить бывшего воина волшебства и отравить его. Тот преподнес мученику зелье, но оно не подействовало, и святой вновь прославил Бога.

Монастыри в честь Георгия Победоносца:

Чудеса Божьи

Император возжелал узнать о том, что же помогает бывшему воину выживать после страшных мучений? Георгий отвечал, что с Богом возможно все. Тогда язычник пожелал, чтобы мученик при нем воскресил мертвого. Когда Победоносца подвели к гробнице, он стал умолять Отца Небесного, чтобы Тот показал всем присутствующим, что Он есть Бог всего мира. И тут затряслась земля, гроб открылся и покойник ожил. Тут же присутствующие при явлении чуда уверовали в Бога и прославили Его.

Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца

Вновь Георгий оказался в темнице. Страждущий люд пытался попасть к арестанту разными способами и получал исцеление от недугов и помощь в прошениях. Среди них был земледелец Гликерий. У него намедни умер вол и мужчина пришел с мольбой воскресить животное. Святой пообещал возвратить скотину к жизни. Вернувшись домой, мужчина обнаружил в стойле ожившего вола и стал прославлять имя Господне по всему городу.

Окончание земного пути

В последнюю ночь своего земного жития Георгий усердно молился. Случилось ему видение, что Сам Господь подошел к Нему и поцеловав, возложил на главу мученический венец. Утром Диоклетиан предложил великомученику стать соправителем и вместе править страной. На что Георгий предложил ему сразу пройти в капище Аполлона.

Победоносец перекрестился и обратился к одному из идолов с вопросом: хотел бы тот принять жертву как Бог? Но сидевший в идоле бес закричал, что Бог есть тот, которого проповедует Георгий, а он - отступник, прельщающий людей. Жрецы набросились на святителя и неистово избили.

День святого Георгия Победоносца 6 мая

Царица Александра, жена Диоклетиана, пробралась сквозь многочисленное сборище язычников, припала к ногам святого и молила Творца о помощи, прославляя Его. Победоносцу и Александре был вынесен смертный приговор кровожадным Диоклетианом. Они вместе последовали к месту расправы, но по пути царица упала без сил. Воин Христов простил всех своих мучителей и положил свою святую главу под острый меч.

Так и кончилась эра язычества.

Чудеса

Житие святого Георгия Победоносца наполнено множеством чудотворений.

О чудесах в православии:

Предание гласит, что неподалеку от одного озера в Сирии обитал огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и животных, а потом испускал в воздух ядовитое дыхание. Много храбрецов пытались убить чудовище, но ни одна попытка не увенчалась успехом и все люди погибли.

Святой великомученик особенно почитается в Грузии.

Градоправитель издал приказ, согласно которому ежедневно необходимо было отдавать змею на съедение девушку или юношу. Причем у него самого имелась дочь. Он обещал, что если же жребий выпадет и на нее, то девица разделит участь прочих смертников. Так и случилось. Девушку привели на берег озера и привязали к дереву. Она в исступлении ожидала появления змея и своего смертного часа. Когда чудище вышло из воды и стало приближаться к красавице, вдруг явился светловолосый юноша на белом скакуне. Он вонзил в тело змея острое копье и спас несчастную.

Это и был святой Георгий Победоносец, положивший конец смертям молодых людей в стране.

Жители страны, узнав о произошедшем чуде, уверовали во Христа, на месте битвы воина со змеем забил целебный источник, а позже был возведен храм в честь Победоносца. Этот сюжет и был положен в основу Георгиевского образа.

После захвата арабами Палестины произошло еще одно из чудес. Араб, зашедший в православный храм, увидел молящегося у одной из икон священнослужителя. В попытках показать пренебрежение к святым ликам, араб выстрелил из лука в один из образов. Но стрела не причинила вреда иконе, а вернулась и пронзила руку стрелка. В порыве невыносимой боли араб обратился к клирику, на что тот посоветовал ему повесить над изголовьем своего одра икону Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампады, которая возжена пред его ликом. По выздоровлении клирик подарил арабу книгу, в которой описывалось житие святого. Святая жизнь православного воина и его мучения произвели величайшее впечатление на араба. Вскоре он принял Святое Крещение , стал проповедником христианства, за что принял мученическую кончину.

1. Святитель, помимо обычного своего имени, известен под именами Георгий Лиддский и Каппадокийский.

2. В день памяти святителя 6 мая православной церковью празднуется память царицы Анны, сердечно принявшей мучения святого, уверовавшей во Христа и погибшей за исповедание православия.

3. Святой великомученик особенно почитается в Грузии. Первый из храмов, возведенных в его честь, был построен в 1 веке.

4. Именем Георгий нарекают большинство грузинских младенцев. Считается, что нареченный именем Георгий человек не познает неудач и по жизни будет победителем.

Все страдания великий православный воин претерпел за веру Христову, которую не предал и не променял на власть и богатство, предложенные ему язычником Диоклетианом. Святой великомученик Христов помогает всем, обратившимся к его предстательству . По искренней и сердечной вере просителя его просьба всегда будет исполнена.

Посмотрите видео о жизни Георгия Победоносца

Мало кто знает, что первоначально память св. вмч. Пантелеимона вошла в киевские святцы под 31 октября и лишь позднее празднование памяти всемилостивого заступника переместилось на 27 июля!

Для справки : в 1940 г. при раскопках древнего престола Софии Киевской был найден медный ковчежец с честными мощами св. вмч. Пантелеимона, как было указано в резной надписи. Как и многие друге артефакты из раскопок М.К. Каргера, эта уникальная святыня бесследно исчезла, однако в фондах музея-заповедника «София Киевская» сохранилась полевая опись предметов, найденных при раскопках 1940 г. (инв. № НА-924), среди которых был отмечен и данный ковчежец. Об этой редчайшей находке, как ни странно, нет ни слова в публикациях археолога М.К. Каргера (Каргер М.К. Древний Киев. М.-Л., 1961. Т. 2), впрочем, для специалистов в столь постыдном факте нет ничего удивительного: http://rublev-museum.blogspot.com/2014/05/blog-post_23.html

Аналогичная находка была сделана в 1966-1969 гг. во время ремонтно-реставрационных работ в Спасо-Преображенском соборе Чернигова, где археологам во главе с Н.В. Холостенко посчастливилось отыскать в специальном тайнике прямо под древним престолом, как и в Софии Киевской, серебряный ковчежец с честными мощами свв. Пантелеимона, Акакия и Маккавея, о чем свидетельствовала резная надпись на крышке (Холостенко Н.В. Мощеница Спаса Черниговского // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 199-202). Датировка черниговского ковчежца определяется временем основания самого Спасо-Преображенского храма ок. 1030 г. князем Мстиславом Владимировичем (1026-1036), сыном св. равноап. царя , во святом крещении Василия.

Таким образом, честные мощи св. вмч. Пантелеимона издревле являлись родовой святыней киевской великокняжеской династии и клались в основание первых кафедральных храмов Киевской Руси, согласно византийскому чину на основание и закладку храма. В связи с этим стоит отметить, что археологический сектор нашего Музея имени Андрея Рублева под научным руководством проф. Олега Германовича Ульянова в ходе ремонтно-реставрационных работ в древнейшем Спасском соборе Андроникова монастыря в 1993 г. смог обнаружить не только его самый ранний престол, но и деревянный ковчежец с честными мощами («позвонок», по описи 1993 г. в Научном архиве Музея имени Андрея Рублева): http://rublev-museum.blogspot.com/2013/10/blog-post_20.html

Дело в том, что византийский чин на основание и закладку храма предусматривал обязательное положение честных мощей того или иного святого в тайном месте под св. престолом строящейся церкви, и уже VII Вселенский Собор (787) определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен» (Правило 7). Уже в «Пасхальной хронике» (VII в.) было известие о положении честных мощей св. ап. Тимофея, ученика св. апостола Павла,под св. престолом константинопольской церкви свв. Апостолов в 355 г. (PG 92. Col . 733 a ). В греческих рукописях византийского Евхологиона XI в.(PBN . Coisl . 213 и др.) содержится полное описание чиноположения священнодействующем архиереем честных мощей в особый ковчежец, которым руководствовались киевские предстоятели со времени Крещения Руси (опубликовано: Goar J . Euchologion … Venetia, 1730. P. 832-844).

Выбор честных мощей св. вмч. Пантелеимона при закладке первых кафедральных храмов на Руси был вполне закономерен, поскольку, судя по дошедшим источникам, именно их дарили ромейские василевсы в качестве особо ценных свадебных подарков при бракосочетании с правящими домами христианской Европы.Так, император Иоанн I Цимисхий (969-976) лично преподнес честные мощи св. вмч. Пантелеимона кельнскому архиепископу, прибывшему в Константинополь в 972 г., чтобы сопровождать племянницу Цимисхия царевну Феофано, вышедшую замуж за наследника престола Римской Германской империи, будущего императора Оттона II (973-983). Вероятнее всего, честные мощи св. вмч. Пантелеимона впервые попали на Русь также в качестве драгоценного приданого ромейской царицы Анны Порфирородной, ставшей женой св. равноап. царя , Крестителя Руси. С конца Х в. почитание св. вмч. Пантелеимона в Киевской Руси стремительно растёт, как показывает целый ряд княжеских печатей с образом св. вмч. Пантелеимона, засвидетельствовавших факт крещения в его честь представителей киевской великокняжеской династии (Пантелеимоном был назван уже вел.кн. киевский Изяслав Мстиславич, внук знаменитого Владимира Мономаха).

К сожалению, в литературе встречаются ошибочные утверждения (Александр Назаренко (ИРИ), Ольга Лосева (ЦНЦ «Православная энциклопедия») // Церковно-научная конференция «Почитание святого великомученика и целителя Пантелеимона и русско-афонские связи (К 1700-летию блаженной кончины)» 15 декабря 2005 г. Москва), что якобы честные мощи св. вмч. Пантелеимона впервые появились на Руси лишь в XII в., когда.кн. киевский Изяслав Мстиславич основал в Новгороде в 1134 г. первый монастырь, посвященный св. вмч. Пантелеимону. Эти ошибки тиражируются раз за разом в новые издания, примером чему служит совершенно дилетантская «История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года» (Святая Гора Афон, 2015), написанная к мифическому «1000-летию русского монашества на Афоне»:

Об этой постыдной компиляции, претендующей на научность, пойдет речь в ближайших статьях в нашем музейном блоге, а пока заметим, что её составители напрочь пренебрегли историей самого святого покровителя русского монастыря на Афоне! Между тем, хорошо известно, что уже в конце Х в. на Святой горе Афон существовал монастырь св. вмч. Пантелеимона во главе с игуменом Леонтием Фессалоникийцем, от которого и пошло второе название монастыря, упоминаемое в древнейших афонских актах 1004, 1056, 1057 и др. гг., обитель Солунца («Фессалоникийца»). Видимо, составителям не терпелось поскорее пустить в оборот их ложную «сенсацию», что будто бы «русская обитель на Святой Горе основана при князе Владимире Святославиче» (Ук.соч. С. 80). Разумеется, такому голословному заявлению нет никаких исторических подтверждений, но Путин по-барски уже распорядился выделить огромные деньги из федерального бюджета на мифический юбилей «1000-летия русского монашества на Афоне», который приведет к такому же грандиозному международному скандалу, как и в случае с т.н. «дарами волхвов»: http://rublev-museum.blogspot.com/2014/01/blog-post_18.html

Очевидно, что ни власть предержащие, ни РПЦ МП не извлекли никаких исторических уроков из полного провала пиар-акции к «700-летию со дня рождения Сергия Радонежского»:

Оригинал взят у в

9 августа - День славы русского воинства, а Православная церковь в этот день вот уже в 1700 раз поминает святого великомученника Пантелеимона. Многим он известен более как целитель, который посвятил свою жизнь страждущим, безвозмездно излечивая всех обращавшихся к нему. По преданию, мощи Пантелеимона также обладают чудотворными свойствами. Но этот святой не только целитель, он является и небесным покровителем ратников. С его именем в России связаны две крупнейших морских победы - при Гангуте и Гренгаме. О святом и различных предсказаниях, связанных с его именем, Стране.Ru рассказал полномочный представитель Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон проф. Олег Германович Ульянов.

{C}{C}{C}

Тайна имени Пантелеимон

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, "скорого помощника" в телесной немощи и болезнях на слуху у всех конфессий. В древней Никомидии (сегодня это турецкий город Измит - Страна.Ru ), где он пострадал 27 июля (9 августа н.ст.) 305 года, совершаются ежегодные праздничные торжества, и туда стекаются тысячи православных христиан, армян, католиков и мусульман. Там же, в храме при митрополии, хранится книга "Кондак", куда занесены автографы всех, кто когда-либо получил исцеление от своих болезней после молитвы к святому врачу. Такое широкое, а не узурпированное какой-то одной религией почитание связано отчасти и с его именем - Пантелеимон, - которое переводится с греческого как "Всемилостивый".

Примечательно, что назван так святой был вовсе не от рождения и даже не при крещении. По преданию это имя возвестил Глас свыше во время смертных мук, или, как их называют в отдельных агиографических источниках, - Крещения страданием (страдания и зачастую смерть верующих в Христа людей, выпадающие на их долю в результате преследований - Страна.Ru ). Чудесным образом его прежнее языческое имя, под которым он был известен в земной жизни, Пантелеон - "Равный Льву" - вдруг было переменено при кончине.

Необычайно распространенное почитание Пантелеимона также связано с чудесными событиями, имевшими место в момент его мучительных страданий, запечатлевшихся в памяти народа и разошедшихся повсюду. Это и превращение крови, вытекшей из отсеченной головы, в целебное молоко, и внезапное плодоношение маслины, у которой он погиб. Известно, что в императорской сокровищнице в Византии кровь и молоко, собранные при усекновении главы великомученика Пантелеимона, вплоть до X века сохранялись как особо почитаемые святыни, дарующие исцеления страждущим.

Пророчество древней маслины

По преданию, на том месте, где должна была состояться казнь святого, росла старая маслина, и к ней его привязали, чтобы отсечь голову ударом меча. Но не успел мученик закончить свою предсмертную молитву, как один из воинов второпях размахнулся мечом и нанес, казалось бы, смертельный удар. Однако железный меч вдруг сделался мягким, как воск, и перегнулся вокруг шеи святого мученика, не оставив никаких следов. Тогда воины в ужасе упали перед ним на колени и стали умолять о прощении. Несмотря на их категорический отказ от казни Пантелеимон велел им выполнить царский указ после окончания молитвы. Когда голова великомученика покатилась по траве, из раны вместо крови потекла белая жидкость, как молоко. А когда она впиталась в землю под маслиной, прямо на глазах у людской толпы, теснившейся поодаль от места казни, на иссохшем дереве появились спелые плоды. Тот, кто брал и ел эти чудесные маслины, исцелялся от любых болезней. Когда нечестивый царь Максимиан узнал о таких удивительных событиях на месте казни святого, он приказал срубить маслину и сжечь ее вместе с телом великомученика. Но даже огонь не тронул тела, которое нашли под пеплом догоревшего костра неповрежденным. Через некоторое время на старом корне выросла новая маслина, как бы символизируя смерть и воскресение для новой жизни. От "воскресшей" маслины святого великомученика Пантелеимона русский монах лет сто тому назад взял косточку, принес на Святую гору Афон и посадил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Косточка пустила побег, и со временем на выросшей из нее маслине был повешен жестяной ящик со стеклянными боковыми стенками и неугасимой лампадой внутри.

На самом деле известно немало монастырей, посвященных великомученику Пантелеимону, и они находились в очень тесной связи друг с другом. Так, в Охридской архиепископии, откуда, по мнению ряда компетентных специалистов, Россия приняла и христианство, и первое православное духовенство, был монастырь святого Пантелеимона, основанный Климентом Охридским. Затем в Солуни (современный греческий город Салоники - Страна.Ru ) тоже был издревле монастырь в честь великомученика, а это ближайшее место к Святой горе Афон, и отсюда возникает неразрывное преемство "пантелеимоновских" монастырей. Тем более, что именно из Солуни к нам на Русь пришли первые славянские просветители равноапостольные Кирилл и Мефодий. Их так и называют - "солунские братья".

Известно, что монастыри, которые были основаны на Руси афонскими насельниками и жили по афонскому уставу, по сей день именуются "северным Афоном", "уральским Афоном" и так далее. Почитание великомученика Пантелеимона пришло на Русь уже при основании первой монашеской обители в Киевских Пещерах, начало которой положил наш "Антоний Великий" русского монашества - преподобный Антоний Печерский. На это он получил благословение на Афоне, где принял иноческий постриг. Согласно историческим документам, уже в XII веке имя великомученика стало очень популярным и его часто давали младенцам при крещении. Так, великий князь Киевский Изяслав был наречен в крещении Пантелеимон. С ним связано первое чудо великомученика Пантелеимона на Руси, записанное в летописях. Князь выковал на своем шлеме изображение святого великомученика и был спасен его заступничеством от верной смерти в битве в 1151 году. С тех пор почитание святого Пантелеимона как целителя на Руси соединилось с его почитанием как небесного покровителя воинов.

Согласно сохранившимся афонским актам, усиление почитания целителя Пантелеимона на Руси в XII веке возможно связывать с передачей в 1169 году русскому скиту Богородицы (Ксилургу) на Афоне "на вечные времена" опустевшей афонской обители Фессалоникийца, которую греки и поныне называют Россикон. В хрисовуле (торжественной грамоте - Страна.Ru ) византийского императора Андроника Палеолога, датируемом 1312 годом, ктитором "находящейся на св. горе честной обители Россов, чествуемой во имя св. Пантелеимона" назван сербский правитель. Дело в том, что именно в этом древнейшем афонском монастыре возникла и окрепла духовная связь русского и сербского народов. В русском монастыре на Святой горе Афон принял постриг величайший сербский святой - первосвятитель Савва Сербский (в миру царевич Растко, сын царя Стефана Неманича I - Страна.Ru ). В память об этом один из его преемников сербский царь Стефан Душан в 1347 году даровал русской обители в знак благоволения главу святого великомученика Пантелеимона, которая являлась родовой святыней сербского царствовавшего дома, о чем сообщалось в присланном хрисовуле: "Царство мое посвящает обители Россов святую главу святого славного страстотерпца, бессребреника и целителя Пантелеимона, которая имеет на себе плоть, и которая засвидетельствована не только от отца моего и царя, но и от прежде его бывших царей, также от патриархов". С этого времени честная глава великомученика неизменно пребывает в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Для этой святыни в монастыре в 1812 году был заложен и в 1815 году освящен вселенским патриархом Григорием величественный Свято-Пантелеимоновский собор в византийском стиле, в алтаре которого находится ковчег с честною главой.

Святой великомученик Меркурий, скиф по происхождению, служил воином в римской армии. Нечестивые императоры Некий (249–251) и Валериан (253–259) издали закон, повелевавший всем римским гражданам поклоняться языческим богам и осуждавший на смерть христиан.

В это время на Римскую империю напали варвары, и император Декий выступил в поход с большим войском. В одном из сражений святому Меркурию явился Ангел Господень и подал ему меч со словами: «Не бойся, смело иди на врагов. Когда победишь, не забудь Господа Бога твоего». С этим мечом святой воин прошел сквозь варварские полчища, уничтожил множество врагов и убил самого царя варваров, обеспечив победу римлянам. Благодарный император щедро наградил святого Меркурия за храбрость и сделал его военачальником. Святому воину, получившему великие почести и богатство, вновь явился Ангел Господень, напоминая ему, Кем была дарована победа, и призывая к служению Господу. Святой Меркурий вспомнил, что и отец его, Гордиан, исповедовал христианскую веру, крестился и всей душой устремился ко Христу. Он отказался участвовать в торжественном жертвоприношении языческим богам и был призван к грозному императору. Открыто назвав себя христианином, Меркурий бросил к ногам императора воинский пояс и мантию и отказался от всех почестей. В темнице святому Меркурию снова явился Ангел Господень, укрепил его и призвал мужественно претерпеть все страдания за Христа.

Святого мученика растянули над огнем, резали ножами, били плетьми так, что кровь из его ран гасила огонь. Но каждый раз, когда его бросали в темницу умирающим от ран, святой Меркурий получал от Господа полное исцеление, утверждая пред нечестивцами великую силу веры Христовой. Осужденный на смертную казнь, святой сподобился видения Самого Господа, обещавшего ему скорое избавление от мучений. Великомученика Меркурия обезглавили в Кесарии Каппадокийской. Его святое тело благоухало миром и фимиамом, подавая исцеления многим больным. Уже по смерти своей воин Христов, соединившийся с Церковью Небесной, сослужил воинскую службу на благо Церкви земной. По молитве (память 1 января) перед иконой Пресвятой Богородицы об освобождении христиан от гонителя христианской веры Юлиана Отступника (361–363) Заступница рода христианского послала святого воина Меркурия в помощь от Церкви торжествующей к Церкви воинствующей. Образ святого великомученика Меркурия, изображенный на иконе рядом с образом Пречистой Богородицы, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем.

В этот самый момент Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»

Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. И не только хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этою целью приходили к матери ее, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие отца ее не перешло в руки кому-либо чужому, чрез что они лишились бы окончательно сего наследия. Но Екатерина, как мудрая девица, твёрдо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества. Когда же родные ее начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им:

— Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня.

Домашние Екатерины, видя, что невозможно найти такого юношу, заметили ей, что царские сыновья и другие знатные искатели ее руки могут сделаться еще благороднее и богаче, если вступят с нею в брак, но по красоте и по мудрости никто с ней не может сравниться. А Екатерина говорила им на это:

— Я хочу иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учености.

Видя непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще средство. Она прибегла к совету своего духовного отца, мужа благочестивого и святого, который жил в сокровенном месте, за городом. Она взяла с собою Екатерину и пошла с нею к тому праведному мужу. Он же, увидев прекрасную отроковицу и услышав ее мудрые, хотя и скромные речи, возымел намерение научить ее познанию Христа, Царя Небесного.

— Знаю я, — сказал он ей, — одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается, но, по мере раздаяния, всё более и более увеличивается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему.

Внимая сим словам старца, Екатерина подумала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, — она смутилась, изменилась в лице и спросила старца:

— Правда ли всё то, что он ей говорит?

Он отвечал, что всё это правда, и прибавил, что тот Юноша обладает еще другими большими дарованиями, которых невозможно и перечислить. Отроковица спросила его:

— Чей же сын восхваляемый тобою Юноша?

Старец ответил ей:

— Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость; Она пребывает бессмертной душою и телом и вознесена выше небес, где Ей поклоняются все святые Ангелы, как Царице всей твари.

Екатерина спросила старца:

— Возможно ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь так много чудесного?

— Если ты сделаешь то, что я скажу тебе, — ответил ей старец, — то сподобишься узреть пресветлое Лице Его.

Екатерина сказала ему на сие:

— Вижу я, что ты человек разумный и старец почтенный, и потому верю, что ты говоришь правду. Я готова исполнить все, что ты повелишь мне, только бы увидеть мне Того, Кого ты так восхваляешь.

Тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в Своих объятиях Божественного Младенца, и сказал ей:

— Вот изображение Девы и Матери Того, о Котором я сообщил тебе так много чудесного. Возьми сие изображение к себе домой и, затворив двери комнаты твоей, с благоговением вознеси усердную молитву к сей Деве, имя Которой — Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего. Я уповаю, что, если ты с верою Ей о том помолишься, Она услышит тебя и сподобит увидеть Того, к Коему стремится душа твоя.

Тогда отроковица Екатерина, взяв святую икону, возвратилась домой и ночью, уединившись в комнате своей, начала молиться так, как научил ее старец. Во время продолжительной молитвы Екатерина уснула от утомления и узрела в видении Царицу Небесную в том виде, как Она изображена была на иконе вместе со святым Младенцем, окруженным лучезарным сиянием. Екатерина не могла видеть лика Его, ибо Он отвратил его от нее и обратил его к Матери Своей. Стараясь увидеть Его, Екатерина зашла с другой стороны, но Христос и оттуда отвратил от нее лицо Свое. Сие повторилось три раза. После того Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:

— Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.

А Богомладенец ответил Ей:

— Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.

Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:

— Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?

Но Христос отвечал ей на сие:

— Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия.

На сие Преблагословенная Матерь Господа сказала Ему:

— Молю Тебя, сладчайшее Чадо Мое, не презри создания Твоего, но вразуми ее и научи, что ей нужно делать, дабы насладиться славою Твоею и узреть Твое пресветлое и превожделенное Лицо, на Которое все Ангелы взирать желают.

Тогда Христос отвечал:

— Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей, и тогда она узрит Меня и обретет благодать предо Мною.

Увидев и услышав все сие, Екатерина пробудилась от сна и дивилась тому видению. Когда наступило утро, она пошла с немногими рабынями своими в келлию святого старца и, припав со слезами к ногам его, поведала ему о своем видении и умоляла его сказать, что ей нужно делать, дабы узреть желаемого ею Жениха-Христа.

Преподобный старец подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской, начиная от сотворения мира и создания праотца Адама и до второго пришествия на землю Владыки Христа, а также поведал ей о неизреченной райской славе праведников и о многоболезненных бесконечных мучениях грешников. Как девица премудрая, богопросвещенная и жаждавшая истины и спасения, Екатерина уразумела вскоре всё христианское учение, уверовала от всего сердца в Иисуса Христа и приняла от того же старца святое крещение. После того старец заповедал ей снова помолиться со многим усердием к Пречистой Богородице, чтобы Она еще раз явилась ей, как в первую ночь.

Таким образом, совлекшись ветхого (ср. Кол.3:9) человека и облекшись в одежду обновления духа, Екатерина возвратилась в дом свой и всю ночь провела в слёзной молитве, пребывая без пищи, пока не заснула. И вот снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец взирал на Екатерину с великою благостью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего:

— Угодна ли Тебе, Сын Мой, сия девица?

Господь ответил Пречистой Матери Своей:

— Весьма угодна, ибо теперь она прекрасна и славна, а не безобразна и бесчестна, как прежде; ныне она богата и премудра, а не бедна, какою была сначала; ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

Тогда Екатерина пала на землю и воскликнула:

— Недостойна я, преславный Владыка, увидеть Царствие Твое, но сподоби меня быть хотя с рабами Твоими.

В это время Пресвятая Богородица взяла правую руку отроковицы и сказала Сыну Своему:

— Дай ей, Чадо Мое, обручальный перстень в знак Твоего обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее Царствия Своего.

Тогда Владыка Христос дал прекраснейший перстень Екатерине и сказал:

— Вот Я ныне избираю тебя Моею невестою, нетленною и вечною. Итак, сохрани с великим тщанием этот союз ненарушимо и отнюдь не избирай себе никакого земного жениха.

После сих слов Христа Господа, видение окончилось. Отроковица пробудилась и ясно увидела на правой руке своей чудный перстень. Она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с того часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она уже не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе, и Его одного желала, о Нем одном поучалась наяву и во сне.

Вскоре после того, как Екатерина обратилась в христианство, прибыл в Александрию нечестивый царь Максимин, имевший ревность не по разуму о своих бездушных богах, будучи сам как бы бесчувственным и бессловесным. Желая устроить в честь сих богов торжественный праздник, он разослал по окрестным странам и городам приказ собраться всем подданным для принесения жертв, чтобы почтить богов всенародно. Собралось бесчисленное множество людей, причем каждый вёл, кто что мог, для жертвоприношения: кто волов, кто овец, а кто был не в состоянии, те принесли птиц, или еще что-либо подобное. Когда наступил день мерзкого торжества, царь заклал в жертву сто тридцать тельцов, — князья и вельможи меньше, и каждый приносил в жертву, что мог. Весь город наполнился криками закалаемых животных и смрадом от приносимых жертв; повсюду была страшная теснота и смятение, и воздух был пропитан смрадным дымом. Когда сие происходило, благочестивая и прекраснейшая Екатерина, при виде такого пагубного соблазна душ человеческих, жестоко была уязвлена в сердце своем, скорбя об их погибели. Горя Божественною ревностью, она взяла с собою нескольких рабов и пошла в храм, где безумцы приносили жертвы. Когда она встала в дверях, то все устремили на нее свои взоры: ибо она блистала своею необычайною красотою, которая свидетельствовала о ее внутренней красоте душевной. Она велела известить царя, что имеет сказать ему весьма нужное слово. Царь велел ей подойти к себе. Став перед царем, Екатерина сначала поклонилась ему, воздав подобающую честь, потом сказала:

— Царь, познай соблазн, в который вы вовлечены бесами. Вы почитаете богами идолов тленных и бесчувственных и служите им. Великий стыд быть настолько слепым и безумным, чтобы поклоняться таким мерзостям. Поверь хотя своему мудрецу Диодору , который говорит, что боги ваши были некогда людьми, и скончали жизнь свою нечестиво, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцев, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, но, думая, что самая вещь благочестна и благоприлична, начали поклоняться им, как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их. Поверь же, царь, хотя сим учителям своим, и не будь виновником погибели стольких душ, за что ты подвергнешься вечным мучениям. Познай Единого Истинного Бога, присносущного, пребезначального и бессмертного, Который напоследок лет принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Его единым словом всё было создано и сохраняет свое бытие. Сей всесильный и преблагий Бог не требует жертв, подобных вашим, и не ублажается закаланием неповинных жертв, но только требует, чтобы мы хранили Его заповеди твердо и непоколебимо.

Слыша сие, царь воспламенился сильным гневом и сначала долго хранил молчание. Потом же, будучи не в силах ответить на ее слова, сказал:

— Оставь нас в эти дни совершать жертвоприношение, а потом мы послушаем твоих речей.

Окончив свое богопротивное торжество, нечестивый царь велел привести святую Екатерину в свои царские палаты и сказал ей:

— Скажи нам, девица, кто ты, и повтори, что ты говорила нам прежде?

— Я царская дочь, — отвечала святая, — называюсь Екатериною. Прежде я с великою любовью занималась различными науками: изучала сочинения риторские, философские, геометрию и другие науки, но теперь всё сие я презираю, как занятие суетное и бесполезное, и соделалась невестою Владыки Христа, Который чрез Своего Пророка Исаию сказал:

«Мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:14).

Царь дивился ее речам, ее необыкновенному уму, но еще более поразился ее замечательною красотою и подумал, что она не смертными родителями рождена, а теми богами, которых он почитает. Едва соглашаясь верить, что девица такой неописуемой красоты рождена от земнородных, он, пораженный ее красотою и смотря на нее бесстыдным взором, начал говорить соблазнительные слова. Святая же, проникая его беззаконные помыслы, сказала ему:

— Бесы, которых вы почитаете за богов, прельщают вас и увлекают в бессмысленные похоти; я же считаю себя землею и прахом; Бог создал меня по образу и по подобию Своему и наделил меня такою красотою, чтобы люди дивились премудрости Создателя, Который столь ничтожному и бренному лицу мог даровать такую мудрость и красоту.

Царь озлобился сими словами ее и сказал:

— Не говори так худо о богах, имеющих бессмертную славу.

Но святая возразила ему:

— Если ты желаешь хотя немного рассеять мглу и помрачение прелестью, то пойми всё ничтожество своих богов и познай Бога истинного. Одно произнесение только имени Его, или один только крест, изображенный в воздухе, прогоняет твоих богов и сокрушает их; и если ты хочешь, я докажу тебе ясно истину моих слов.

Царь, видя ее свободную речь и боясь быть побежденным и посрамленным ее словами, сказал ей:

— Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобою, и ты узнаешь ничтожество своих мнений, и уверуешь в наши учения.

Сказав сие, он приказал со всею строгостью стеречь святую девицу. Сам же тотчас послал по всем подвластным городам такое предписание:

— Я, царь Максимин, мудрейшим философам и витиям, в моих областях находящимся, желаю радоваться. Все, кто только служит мудрейшему богу Гермесу , и кто призывает наставниц разуму — муз , соберитесь ко мне, дабы заградить уста одной премудрой девицы, которая появилась в сии дни и насмехается над великими богами, называя все деяния их баснями и пустословием. Итак, приходите, дабы показать всю вашу мудрость, за что вас прославят люди, от меня же вы получите награду за свой труд.

И вот собрались, в количестве пятидесяти человек, избранные и мудрейшие витии, отличавшиеся большою остротою ума и великою силою в слове. Царь обратился к ним с такими словами:

— Приготовьтесь со всею тщательностью и внимательностью к доблестному состязанию с одной девицею так, чтобы вы могли преодолеть ее своими доказательствами в споре о богах; не пренебрегайте тем, что будете вести беседу с юною девою, но приложите всё ваше старание и покажите вашу мудрость так, как бы пришлось вам противостоять мужественному противнику и мудрейшему оратору; потому что она, как я осторожно выпытал, превосходит мудростью самого великого Платона . Посему умоляю вас, покажите в споре с ней такое же старание, какое бы вы имели, состязуясь с самим этим мудрецом. Если вы победите, то я вознагражу вас великими дарами; если же вы будете побеждены, то вам будет великий стыд, и вместо даров вы примете мучительную смерть.

На эти слова царя один, самый славнейший и мудрейший, вития ответил:

— Не опасайся царь: быть может, противница наша и необыкновенно умна, но как женщина, она не может обладать мудростью в полном совершенстве, и быть вполне искусною в красноречии; повели ей только явиться к нам, и ты увидишь, что она, как только увидит такое множество философов и ораторов, так тотчас устыдится.

Услышав эту хвастливую речь философа, царь успокоился и возвеселился, надеясь, что нечестивый и надменный язык ученых победит исполненную кротости и Божественной премудрости девицу. Он тотчас повелел привести ее к себе. Собралось также множество народа слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами. Но прежде, чем посланные успели придти к Екатерине, явился ей с небес Архангел Михаил и сказал:

— Не бойся, дева Господня! Господь твой к премудрости твоей придаст еще премудрость, и ты победишь в прении тех пятьдесят витий. И не только они, но и многие другие уверуют чрез тебя и примут мученический венец.

Сказав сие, Ангел отошел.

Между тем к Екатерине пришли посланные царем и, взяв ее, привели к царю и философам на зрелище всем. И тотчас тот самонадеянный философ, который прежде так похвалялся, с гордостью обратился к святой Екатерине:

— Это ты с такою дерзостью и безумием порицаешь богов наших?

— Я, — кротко отвечала ему святая, — но не с дерзостью и не с безумием, как ты сказал, а с кротостью и по любви к истине говорю, что ваши боги — ничто.

Тогда философ сказал ей:

Тропарь, глас 4:

Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы, и якоже пресветлая луна ходящым в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от него царским венцем венчалася еси: Ему же, со ангелы предстоящи, за ны молися, творящыя пречестную память твою.

Плутарх Херонейский - знаменитый греческий историк. Херонея - город в Средней Греции.

Гермес (Ермий) или Меркурий считался вестником богов, покровителем торговли и ораторов и был одним из популярнейших языческих богов. Так, невежественное народонаселение городов Листры и Ликаонии было настолько поражено чудесами Апостолов Павла и Варнавы, что назвало Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. (Деян.14:12).

Богини, считавшиеся покровительницами наук и искусств.

Платон - известный греческий философ IV века до Р. Хр., современник и учитель известного греческого философа - Аристотеля. Платон - ученик знаменитого и славного философа Сократа. Замечательно то, что в своих философских воззрениях Платон, особенно в учении о Боге, творении мира в загробной жизни, близко подходит к христианскому учению.

Здесь разумеются Гомер, Виргилий и другие поэты. Вообще, сказания о своих богах язычники, главным образом, почерпали из поэтических произведений.

Гомер - один из ученейших и славнейших поэтов греческих, живший задолго до Р. Хр. Написал знаменитые поэмы: «Илиаду» и «Одиссею».

Зевс (или Юпитер) - греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.

Орфей - легендарная личность, которая пользовалась особым уважением у язычников.

Аполлон или Феб, - сын Зевса и Латоны, один из наиболее почитаемых греко-римских языческих богов. Почитался богом солнца и умственного просвещения, а также благополучия общественного и порядка, охранителем закона, божеством предсказания будущего.

Особенно дико казалось язычникам, что христиане покланялись Распятому, так как казнь на кресте считалась позорною. Посему то и Апостол Павел говорит, что проповедь о распятом Христе есть для Еллинов (т. е. язычников) - безумие (1 Кор.1:23).

Гера (Юнона) почиталась древними Греками и Римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Вообще, боги Римлян и Греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди.

Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова.

Аполлоний Тианский - языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма.

Багряница - длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана.

Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей).

Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа.

Адамант (алмаз) - камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера.

И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого.

Долгое время святые мощи Екатерины пребывали в неизвестности в земле, и были открыты лишь спустя 200 слишком лет. Это случилось следующим образом. Однажды, приблизительно в 30–40 годах VI столетия по Рождестве Христовом, братия Синайской обители, основанной Византийским императором Юстинианом, за 800 верст от Александрии, чудесно были извещены свыше, что мощи святой великомученицы Екатерины почивают нетленно недалеко от них, и при сем получили повеление перенести их в новосозданный храм Синайского монастыря. Благочестивые старцы с радостью поспешили к горе, указанной им недалеко от обители. Эта возвышенность достигала до 1200 сажен; но отшельники, движимые религиозным одушевлением и вспомоществуемые благодатиею Божиею, победили все трудности пути и скоро достигли ее вершины, где и обрели святые мощи великомученицы Екатерины нетленными и благоухающими. Их положить сюда только и могли Ангелы. - Мощи святой Екатерины были обретены не полностью, а только глава ее и левая рука. Эти части нетленного тела достохвальной мученицы Христовой, тогда же торжественно перенесенные в Синайскую обитель, и доселе почивают в этом, замечательном по своей древности, монастыре. В 1689 году русский император Петр Великий пожертвовал в Синайскую обитель для мощей святой Екатерины среброкованную раку. Но этот дар хранится в ризнице. «Страх от жадности мусульман, от огласки путешественников, - замечает известный епископ Порфирий, бывший на Синае, - приучил синаистов таить эту драгоценность». В настоящее время св. мощи великомученицы Екатерины сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает ныне золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо, в память таинственного обручения св. Екатерины с Небесным Женихом - Христом. В раке святые части мощей покоятся на серебряном подносе, под которым лежит толстый пласт ваты, проникнутый благоуханием святыни. Когда же части мощей выносятся для поклонения братии, то они поставляются среди храма, вместе со многими другими останками святыни, на столе, нарочито для сего приготовленном. Мощи св. Екатерины для дальнего поклонника открываются во всякое время, но для братии и ближних пришельцев - только по окончании утрени в Господские праздники.

Память святой Екатерины чествуется во всем православном мире с особым благоговением и торжественностью. В честь ее созидаются церкви, многие монастыри называются ее именем; весьма многие из православных и инославных христианок носят ее имя. Слава этой мученицы была велика и в древности. Павла, знаменитая римлянка, основавшая монастырь в Вифлееме в 386 году, посвятила в нем храм муч. Екатерине, о которой св. Епифаний говорил Павле, что Екатерина родилась на острове Кипре, в гор. Саламине, в его епископии, оттуда перешла в Александрию, была в св. местах в Иерусалиме, пред яслями в Вифлееме дала обет девства и получила от Христа перстень. На Западе она считается покровительницею учащегося юношества, особенно философии. Святую великомученицу почитают даже некоторые из язычников, например: монголо-буряты забайкальские.

Т. е. Августу, жену Максимина.

Что касается службы великомученице и церковных песнопений, в честь ее составленных, то они относятся к глубокой древности. В IX веке Феофан Никейский, известный христианский песнопевец, и неизвестный монах Вавил написали многие песни в честь великомученицы Екатерины, которые ныне православною Церковью и поются 24 ноября, в день ее преставления. Преподобный Феофан написал в честь св. великомученицы канон, краестрочие которого заключает следующую мысль: «Екатерину приснопамятную песньми пою».