Частица как часть речи примеры. Правописание частиц

Среди следует выделять частицы. Примеры их в русском языке достаточно многочисленны. Трудность состоит в том, что они могут выполнять несколько функций, также частицы нередко переходят в Разберем, каким образом представлены эти частицы в русском языке, примеры помогут в этом.

Понятие

Что же такое частица? Это особая служебная часть речи, которая призвана передавать дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки как всему предложению в целом, так и конкретному слову. Также они обладают еще одной важной функцией: участвуют в образовании форм слов.

Разберем два предложения, в которых употреблены частицы. Примеры следующие:

  • Только она может мне помочь выполнить эту тяжелую работу.
  • Пусть поскорее заканчивают с этим заданием и переходят к следующему.

Если в первом предложении частица только усиливает местоимение она , придает слову значение выделения, исключительности, то во втором частица пусть выполняет совсем другую функцию - участвует в образовании повелительного наклонения: пусть заканчивают, пусть переходят.

Синтаксическая роль

Так же как и другие служебные слова (предлоги и союзы), частицы не несут синтаксической нагрузки, выделять их как член предложения ошибочно. Единственное исключение - их формообразующая роль. В таком случае частица указывается с тем членом предложения, к которому примыкает.

  • Не с тобой ли мы вчера встретились в автобусе? (Дополнение не с тобой включает в себя частицу не. )
  • Пускай ярче сверкают огни. (Сказуемое в повелительном наклонении пускай сверкают включает частицу пускай .)

Сравним с предложениями, где есть не Примеры:

  • Разве ты сегодня должен дежурить по классу? (Вопросительная частица разве не несет синтаксической нагрузки.)
  • Как же красиво море на рассвете! (Восклицательная частица как же не является членом предложения.)

Основные функции

Разберемся, в образовании каких форм используется эта часть речи (частица). Примеры помогут в этом.

  1. Повелительное наклонение глагола. Это частицы: пусть (пускай), давай, да . (Давай поскорее приступай к своим обязанностям. Да начнется торжество!)
  2. Условное наклонение глагола. Здесь используется частица бы (б) . (Если бы только вернуть все назад. Пришла б ты ко мне, управились бы намного быстрее.)
  3. Для того чтобы образовать степень сравнения имени прилагательного или наречия, также используются частицы. Примеры: более высокий, менее глубокий, самый красивый; более интересно, менее широко.
  4. Ряд лингвистов выделяет некоторые (примеры их приведем в этом пункте) как участвующие в образовании неопределенных местоимений: то, либо, нибудь, кое (кое-кто, где-нибудь, кто-либо, какой-то). Однако классическая наука все же выделяет их в качестве суффиксов и приставки (кое-).

Передаваемые значения

Гораздо более разнообразны Примеры помогут доказать, что с помощью этих служебных слов можно передать различные эмоциональные и смысловые оттенки.

Выделяют несколько групп таких частиц:

  1. Вопросительные. Неужели, разве, ли (ль ) указывают на вопрос. (Неужели так сложно выполнить простое поручение? Разве я говорила, что приеду после обеда? Ты ли стоял за тем деревом?)
  2. Восклицательные. Как, что за говорят о восхищении или негодовании. (Как замечательно прийти домой после рабочего дня! Что за прекрасное утро! Что за непослушный ребенок! Как можно так ужасно приготовить суп!)
  3. Указательные. Вот, вон используются, когда необходимо привлечь внимание слушающего к какому-либо конкретному предмету. (Вот этот дом. Ему более тысячи лет. Вон, посмотрите, клин журавлей.)
  4. Усилительные: даже, ведь, все-таки, же, то . Их используют для того, чтобы эмоционально усилить конкретное слово. (Даже маленький ребенок знает, что нужно мыть руки после улицы. Ведь я предупреждал, что здесь можно ошибиться. Все-таки ты непоправимый романтик. Аня же пошла в лес через чащобу. Мне-то ли не знать, как тяжело учиться и работать!)
  5. Уточняющие: точно, именно, как раз - используются для обозначения конкретных предметов и явлений. (Это было точно то платье, которое еще вчера висело на витрине. Именно это я и пытаюсь до вас донести. Как раз Павел и должен это знать.)
  6. Передающие сомнение: вряд ли, едва ли . (Вряд ли найдется человек, способный нам помочь. Едва ли он справится с таким сложным тестом.)
  7. Отрицательные частицы: не, ни . Примеры их использования более подробно разберем ниже. Здесь только скажем, что отрицание они передают по-разному.

Отрицание с помощью не и ни

Больше всего трудностей вызывают именно отрицательные частицы. Сложность заключается в том, что они употребляются в различных речевых ситуациях. Так, частица не используется, когда необходимо передать отрицания предложения в целом. (Не говори со мной в таком тоне! Я не могу не пойти на эту встречу. )

Другое дело - частица ни . Она призвана усилить уже существующее отрицание. Другими словами, она всегда употребляется совместно с не , придавая ей дополнительное значение. Кстати, вместо частицы не может быть равноправное слово нет. (На небе нет ни облачка, ни тучки. Я не пойду ни в магазин, ни в гости - хочу остаться дома.) Слово нет , которое является сказуемым, может опускаться, его легко можно восстановить из контекста. (В доме ни души. Ср.: В доме нет ни души.)

Частица ни может принимать и усилительное значение. (Куда ни гляну - везде радуются первому солнцу.) В таких случаях служебное слово используется в придаточных предложениях вместе с например, кто, что, откуда, где.

Правописание не и ни

Когда же писать не , а когда ни ? Ответ прост: попробуйте «выкинуть» спорную частицу из предложения. Если смысл не изменится - нужно употребить ни , в противном случае - не. (Какую бы книгу я ни читала, везде встречаю героев, похожих на своих близких.) Если убрать предложения останется тем же, грамматически оно не пострадает.

(Кто не готовился к экзаменам, сдал их очень плохо.) Если убрать частицу, смысл предложения изменится на противоположный. Необходимо употребить не .

Также следует помнить, что в восклицательных предложениях вместе с частицей только всегда пишется не. (Где он только не искал пропажу - все бесполезно!)

В предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов.

Например:

1. Только ты нужна ему .

Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении.

2. Пусть будет так, как ты хочешь.

При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет .

Хоть частицы в русском языке и не члены предложения, но неразрывно входят в его состав. Например:

1. Не ветер шумит за окном и не дождь.

Частицы необходимы:

Повелительного (да, пускай, пусть, давай) : пусть попробует ;

Условного (бы, б) : присел бы , поведал бы ;

2) при образовании наречий и прилагательных, степеней их сравнения - менее, более, самый . Например: более важный , менее интересный , самый смелый , более мощно , менее ярко ;

3) при создании разряда: -то, кое-, -нибудь, -либо . Например: что-то , кое-кто , кто-либо , кто-то и др.

Роль таких частиц близка к роли морфем.

Значения частиц

Частицы в русском языке предложению в целом или одному слову придают различные оттенки.

Частицы неужели, разве, ли (ль) - вопросительные. Зачастуюих используют в вопросах. Например: Неужели простили? Разве есть что-нибудь более интересное?

Восклицательные частицы что за, как передают негодование, удивление, восторг. Например: Как мир широк! Что за прелесть!

Частицы усилительные (ведь, -то, даже, же, все-таки) используются, если нужно усилить отдельное слово. Например: Даже не думай! Все-таки здорово! Он же сам виноват!

В русском языке - это не и ни . Подходят они к отрицанию по-разному. Частица не делает отрицательным как слово, так и все предложение:

1. Не бывать этому! Отрицательное все предложение.

2. Не ветер поломал ветку. Отрицательное только слово ветер.

В случае наличия двух частиц не в предложении вместо отрицательного они создают положительное значение: Я не могу не согласиться с тобой!

Ни - частица, призванная усилить значение отрицания, особенно если в предложении уже есть отрицание или частица не . Например: С неба не упало ни капли. В лесу нет ни грибочка, ни ягодки.

В русском языке - это те, которые связаны с выражением оттенков смысла, отношения или чувства. В эту группу входят вышеупомянутые разряды и некоторые другие. Немодальные же частицы, не связанные с выражением чувств, были отнесены Виноградовым к разряду смысловых.

К этому разряду частиц относятся:

Группа определительно-уточняющих, таких как именно, ровно, просто и пр. Например: именно этот, ровно столько же.

Группа частиц выделительно-ограничительных - единственно, только, исключительно и т.д. Например: только это, исключительно белого цвета .

Частицы указательные вот, вон , которые будто бы указывают на предмет, достойный внимания. Например: Вот дорога!

Все частицы в русском языке выполняют грамматическую, лексическую и словообразовательную функцию. При умелом использовании они способны обогатить нашу речь, сделать ее красочнее и разнообразнее.

    Частицы являются служебной (можно сказать - вспомогательной) частью речи.

    Не имея лексического значения, они придают словам различного рода оттенки.

    В русском языке существует множество частиц, которые подразделяются на:

    • словообразующие частицы. К ним относятся частицы: нибудь, либо, то и тд;
    • формообразующие частицы. К ним относятся следующие частицы: пускай, пусть, давай и тд;
    • модальные или же смыслообразующие частицы.

    Они (модальные частицы) подразделяются в свою очередь на:

    • отрицательные (не, ни);
    • вопросительные (разве, ли и тд);
    • утвердительные (точно, да, так и тд);
    • усилительные (еще, просто, даже и тд);
    • уточняющие (вот, вон и тд);
    • восклицательные (то - то, ну и и тд);
    • сравнительные (словно, будто, вроде и тд);
    • выражающие сомнения (едва ли, вряд ли и тд).
  • В русском языке под таким понятием как частицы подразумеваются именно служебные и совместно с этим вспомогательные часи речи, способствующие большей выразительности и эмоциональности речи.

    Так вот частица могут быть отрицательными (это не, а также ни)

    Частица могут ещ быть формообразующими (пусть, давай, бы)

    Так же модальными с указанием (вон, там), с вопросом (неужели, что), с восклицанием (как), с сомнением (едва ли), с ограничением (только, исключительно), с усилением (же, вс-таки).

    А вот о модальных подробнее:

    Частицы являются частью речи. Они могут служить для образования форм слова или вносить эмоциональные оттенки в предложение.

    Могут быть написаны раздельно или через дефис.

    Частицы делятся на разряды:

    • формообразующими (сослагательными),
    • модальными,
    • отрицательными,
    • характеризующими признак (действие или состояние).

    Частицы классифицируются по значению на первообразные и непервообразные.

    Делятся по составу на составные, простые, нерасчленияемые, расчленяемые.

    В русском языке частицы это одна из частей речи, а именно служебная.

    Принято длить все частицы на три группы, или разряда.

    1). Формообрающие частицы. Они участвуют в образовании форм:

    а) глагола повелит. накл. (пусть, давай),

    б) форм глагола условн. накл. (бы и б),

    в) форм степеней прилагательного и наречия (более, менее).

    2). Всем известные частицы НЕ и НИ образуют группу отрицательных наречий.

    3). Модальные, или смысловые, частицы, это большая группа частиц с разными оттенками значений.

    Примеры предложений с модальными частицами:

    Разве тебе было плохо, что ты вызвала маму?

    Вон сколько игрушек разбросал, неужто лень убрать?

    Что за подарок?

    Частица - одна из служебных частей речи. Она вносит в предложение дополнительные оттенки значений, а также может образовывать формы слов.

    Формообразующие частицы : пусть, пускай, да, давайте -- образуют вместе с глаголом форму повелительного наклонения, например: пусть бегут, давайте мириться, да будет мир.

    Частица бы образует форму условного наклонения глагола: хотел бы, сказал бы, отправилась бы.

    Частицы, вносящие различные смысловые оттенки, подразделяются на

    утвердительные (да, так, точно, ну да),

    отрицательные (не, ни),

    вопросительные (неужели, ли, разве, а, что ли),

    сравнительные (как, словно, будто, точно, как будто, вроде, как бы),

    усилительные (даже, еще, ведь, уже, все, вс-таки, просто, прямо),

    указательные (вон, это, вот),

    уточняющие (именно, как раз, подлинно, ровно),

    выделительно-ограничительные (лишь, только, хоть, всего, исключительно),

    восклицательные (что за, то-то, как, ну и, ведь),

    выражающие сомнение (вряд ли, едва ли).

    Частица - это, пожалуй, наиболее морфологически коварная служебная часть речи, которая способна образовывать новые слова, формы слов или привносить в контекст новые смысловые оттенки. Коварство частиц заключается в том, что в различных предложениях в них могут превращаться другие части речи.

    Словообразующие .

    Это такие частицы как то, нибудь, кое, либо, не, ни и другие. На школьном уровне их часто считают морфемами: суффиксами и приставками. В этом и сложность.

    Формообразующие .

    Давай, давайте, бы, пусть, да, пускай. Они образуют формы условного и повелительного наклонений глаголов.

    А все остальные частички можно сгруппировать и назвать смыслообразующими. И потом, в зависимости от образуемых ими оттенков, можно снова разделить их на несколько небольших подгрупп, которые, как правило, выглядят приблизительно так:

    1. вопросительные: ЛИ (тебе ли говорить?), РАЗВЕ (он разве не понимает?), НЕУЖЕЛИ (я неужели должна рассказывать ещ раз?), А (а, не поняла?);
    2. восклицательные: ЧТО ЗА (ну что за чушь такая!), НУ И (ну ты и прохвост!), КАК (как здорово-то, а!), ИШЬ КАК (ишь как она скачет!), ЕЩ БЫ (ну ещ бы он по-другому говорил!);
    3. утвердительные: ДА (ну да, конечно), ТАК (так, хорошо), ТОЧНО(только в значении ДА);
    4. усилительные: ДАЖЕ (глянь, даже и не думает!), ЖЕ (он же глуп, как пробка), И (да и пусть), ВЕДЬ (вот ведь нахал), НИ (в значении усиления отрицания или утверждения);
    5. отрицательные: не, отнюдь не, вовсе не; здесь вс видно и без примеров;
    6. указательные: ВОТ (вот наш Егорушка), ВОН (вон за той сосной), ВОТ И (вот и солнышко выглянуло), ЭТО;
    7. уточнительные: как раз, точно, ровно, именно;
    8. ограничительные: лишь, почти, только, исключительно;

    В данном списке не все, а самые употребительные частицы.

    Частица - это прежде всего часть речи, она не имеет самостоятельного лексического значения, но придает словам различные оттенки например выразительность, эмоциональность или конкретность, ниже описано понятие о частице,

    надо заметить что частицы бывают тоже разные.

    Это служебная часть речи, которая сообщает предложению дополнительные значения, оттенки значений, служит для образовании формы слова, может участвовать в словообразовании.

    Частицы бывают отрицательные, усилительные, формообразующие

    Частица - это часть речи. Не имеет самостоятельного лексического значения , придают словам различные оттенки (выразительность, конкретность, эмоциональность)

    Частицы не изменяются . Частицы не являются членами предложения (но могут входить в состав других членов предложения). При синтаксическом разборе предложения частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще .

    Частицы могут состоять из одного слова (такие частицы называются простыми) - например, Ведь.

    или из двух (очень редко из более, чем двух) слов (такие частицы называются составными) - например, Если бы.

    При этом, некоторые частицы можно разделять словами (например, Вот бы), а некоторые нельзя (например, Вряд ли).

    Частица - это служебная, вспомогательная часть речи, которая способна сделать речь выразительнее, эмоциональнее. В первую очередь частицы делят на разряды:

    • 1-ый разряд: отрицательные частицы (не, ни);
    • 2-ой разряд: формообразующие частицы (давай, давайте, пусть, пускай, бы (б), да);
    • 3-ий разряд: модальные частицы, они, в свою очередь, бывают с разными оттенками значения:

    указание (вон, а вон, вот, а вот);

    вопрос (разве, ли (ль), неужели, неужто, что (например: что, разве это плохо?);

    восклицание (как, что за);

    сомнение (едва ли, вряд ли);

    ограничение/выделение (особенно, исключительно, лишь, только, почти);

    уточнение (как раз, именно);

    усиление (все-таки, же, и, даже, уж, ведь, -то);

    и, наконец, смягчение требования (-ка).

Дьяченко С.В.
младший научный сотрудник
ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН

Как узнать частицу в предложении

Что такое частица? Как мы знаем из морфологии, частица – это служебная часть речи, которая помогает выразить разные оттенки значения. Но как именно участвуют частицы в изменении оттенков нашей речи?

Формообразующие частицы помогают нам образовать новые формы слов, например, условное или сослагательное наклонение глаголов: Я бы хотел побывать во Флоренции. Эти формы обозначают особые отношения говорящего с окружающим миром: его пожелания и мечты, чаяния, потребности, просьбы и приказы, оценки предметов и событий.

*Вспомните, что формообразующие частицы могут образовать также повелительное наклонение глаголов и степени сравнения прилагательных и наречий. Найдите в предложениях частицы и объясните их роль в каждом случае:

1. Концерт получился более продолжительным, чем хотели организаторы, так как артистов часто вызывали на бис.

2. Пусть этот год принесёт всем нам радость и успех!

3. Если бы я умел играть на фортепиано, я бы каждый вечер играл Шопена.

4. Это был самый красивый закат, который я видела в жизни.

5. Учитель сказал, что моё сочинение о Лермонтове вышло менее интересным, чем сочинение о Пушкине.

6. Да здравствует солнце, да скроется тьма!

7. Я бы с удовольствием показал Вам это письмо, да не могу.

8. На этот раз студент был более внимательным при подготовке и допустил в работе меньше ошибок.

9. «Скажи отцу, пусть возьмёт билеты не в бельэтаж, а в партер», – попросила мама.

10. Самым ужасным было то, что вместе с ключом пропала возможность достать из почтового ящика новенький журнал о путешествиях.

11. После командировки господин N стал выражаться ещё более высокопарно, чем раньше.

Конечно, кроме формообразующих частиц, существуют и более яркие, более понятные для нас частицы – смысловые . Они помогают выразить нам чувства и эмоции, которые связаны с предметом разговора: неуверенность и сомнение в чьих-то словах, удивление или безразличие. Кроме того, эти частицы помогают упорядочить информацию: они выделяют предмет, указывают на него, уточняют информацию или усиливают значение. Например, предложение Здесь всегда будет лето мы можем изменить с помощью частиц так, что получим совершенно разные значения (подумайте, какие):

Не всегда здесь будет лето.

Пусть всегда здесь будет лето .

А здесь всегда будет лето .

Разве здесь всегда будет лето?

Здесь же всегда будет лето .

А здесь всегда будет лето…

Итак, смысловые частицы помогают нам ненавязчиво выразить разные чувства и мысли и притом не привлекают к себе внимания – на то они и частицы ! Но кроме скромных маленьких частиц в предложениях действуют и другие части речи, призванные оформлять синтаксические связи и выражать эмоции. Как отличить частицу от союза, предлога или междометия?

Союз всегда связан с частями одного целого: он встречается при однородных членах или при частях сложного предложения. Именно поэтому у союза есть своё место в предложении, и он не может «бегать» по предложению туда и сюда: Если вы напишете диктант хорошо, мы на следующем уроке посмотрим фильм. Мы не можем перенести условный союз «если» в конец: *Вы напишете диктант хорошо если, мы посмотрим фильм – звучит комично и непонятно, не по-русски, как говорится. Частица, в отличие от союза, не так сильно зависит от соотношения частей, начала и конца предложения. Она может перемещаться свободнее, как частица «бы», или вместе со словом, к которому привязана: Какой-то мальчик подарил ветерану цветы. – Ветерану цветы подарил какой-то мальчик.

Как вы заметили, связь частицы со словом часто приводит к написанию через дефис или даже слитно – так возникают отрицательные приставки «не-» и «ни-»:

Я просила подать мне не большую сумку, а маленькую зелёную сумочку. – Я подал ей небольшую зелёную сумочку.

Предлог связан с падежами имён существительных и используется только при них. Мы не можем оторвать предлог от существительного и перенести его в другую часть предложения, как не можем и обозначить эмоцию или идею, которую предлог выражает: В течение пяти лет Олег усердно занимался музыкой.

Междометие по своим функциям очень близко стоит к частице: эта часть речи также выражает наши эмоции, тайные движения души и реакции на происходящее. Различить частицы и междометия поможет проверка на связь с другими членами предложения: обычно частица связана с остальным предложением, а междометие можно выделить в отдельное восклицание: Ах, как давно я не была в театре ! – Ах! Как давно я не была в театре !

! Запомните: если мы встретим предложение, состоящее из одного слова, выражающее сомнение или иронию, нам следует быть внимательными:

Я сегодня получил пятерку за диктант. – Неужели?

Мы же собирались сегодня в кино. – Разве?

* Подумайте, какой частью речи являются в этих предложениях слова неужели и разве . Ответ вы найдёте в конце статьи.

Задание. Найдите в предложениях предлоги, союзы, частицы и междометия. Объясните роль этих частей речи.

1.По прошествии многих лет история эта обросла подробностями и стала более захватывающей, чем многие современные детективы.

2.Я говорю исключительно о тех биологах, которые предпочитают полевые исследования.

3.А хоть бы и испугался, как ты сможешь меня проверить?

4.Увы, время летит слишком незаметно для молодых людей!

5.Вдали от родной земли сердцу становится зябко и неуютно.

6.Что за странный человек наш сосед!

7.Ах, как прекрасно встать июньским утром и выйти в дышащий росою сад!

8.И почему я не догадался Вам позвонить!

9.Именно благодаря горизонтальной протяжённости Евразии древние люди смогли обмениваться своими изобретениями, семенами растений и одомашненными животными.

10. Матушка даже не вспомнила о словах, сказанных за обедом.

11. Я бы с радостью бросил всё и уехал исследовать пустыню, но не мог нарушить обещание.

Ответ (задание на определение части речи слов неужели и разве :

Эти слова являются в данных предложениях смысловыми частицами – предложения неполные, поэтому остальные члены опущены.

Творческая работа на тему:

"Частицы в русском языке"

Выполнила:

ученица 7 класса "А"

Балашова Светлана


Морфологические признаки

Частица - служебная часть речи, служащая для выражения различных смысловых оттенков какого-либо члена предложения или предложения в целом, а также для образования наклонений. Частица вносит дополнительные смысловые оттенки в предложение и служит для образования форм слова. Неизменяемая часть речи. Частица не является членом предложения.

Морфологические признаки: формообразующие, отрицательные, модальные. Формообразующие служат для образования условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся: да, давай, давайте, бы (б), пусть, пускай. Отрицательные служат для выражения отрицания, усиления отрицания или придают предложению положительное значение при двойном отрицании. К ним относятся: не, ни. Модальные служат для выражения различных смысловых оттенков и чувств в предложении. К ним относятся: разве, неужели, ли, что за, как, вот, только, лишь, уж и др.

Частицы модальные вносят следующие смысловые оттенки:

1) вопрос: ли, разве, неужели, например: Подготовили ли вы прошлый материал к сегодняшнему занятию? Разве вы не сделали правильный выбор, продолжив образование?

2) указание: вот, вон, например: Вот необходимые инструменты для практического занятия;

3) уточнение: именно, как раз, например: Именно этот специалист будет востребован для работы в нашей фирме;

4) выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, например: Только те, кто сдал, будут допущены к экзаменам. Медицинский работник должен быть исключительно добрым, отзывчивым, милосердным человеком;

5) восклицание: что за, как, например: Как приятно видеть преподавателю успехи своих студентов!

6) сомнение: вряд ли, едва ли, например: Вряд ли вы справитесь с заданием, если не будете прилагать усилий;

7) усиление: даже, уж, ведь, вс-таки, например: Уж сколько раз повторяли основные термины;

8) смягчение, требование: - ка, например: Повтори-ка эту тему еще раз.

Так же частицы – класс слов, выражающих многообразные отношения, реализующиеся в акте речи или тексте, а именно: отношение сообщаемого к участникам акта речи (говорящему, слушающему), а также отношения между ними; отношение сообщаемого к действительности (в плане его реальности, нереальности; достоверности, недостоверности); отношение между высказываниями и их компонентами. Выражая эти отношения, частицы реализуют свои значения. В некоторых значениях частицы представлены семантические компоненты, модифицирующие содержательную сторону сообщаемого (только, всего, было, не, ни).

Частицы, кроме того, служат для формирования морфологических и синтаксических наклонений (бы, пусть, пускай). В «Грамматике современного русского литературного языка» частицы классифицируются по другому основанию – по функциям. Выделяются три основных разряда: синтаксические (бы, пусть, да, давай и др.), субъективно-модальные (ведь, даже, разве, ли, неужели и др.) и отрицательные (не, ни) частицы. Среди субъективно-модальных частиц различаются по значению усилительные (-то, даже, ведь, вот, же), выделительные (только, лишь только) и др. В «Русской грамматике» основные разряды частиц выделяются также по функциям. Характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте осуществления, по результативности или не результативности (было, бывало, бывает и др.). Частицы в этой грамматике классифицируются ещё и по строению: они делятся на первообразные и не первообразные, на простые (а, благо, более и др.) и составные; составные частицы делятся на расчленяемые (вот бы, вот и, вот так и др.) и не расчленяемые (добро бы, если бы, ещё бы и др.); внутри составных частиц выделяются частицы-фразеологизмы (нет-нет и; что из того, что и др.). Таким образом, вопрос о классах частиц и принципах их выделения решается по-разному. При исследовании частиц, как лексических единиц в их системе обнаруживается большое количество пересекающихся подклассов, связанных между собой самыми различными отношениями.

К частицам как единицам языка могут применяться различные классификации, принимающие за классификационную единицу отдельное значение частицы (например, в предложенной ниже классификации). Наиболее адекватными языковой реальности оказываются те классификации, которые отражают семантические свойства частиц. Однако анализ семантики частицы невозможен без учёта специфики их функционирования. По основному классификационному признаку – семантическому частицы делятся на одиннадцать разрядов. Модальные частицы, выражающие разные виды субъективных отношений. С помощью таких частиц выражаются значения, связанные с двумя типами модальности: реальности/ирреальности и достоверности/недостоверности.

Со значениями «возможность», «желательность», «необходимость», связанными с оппозицией реальность/ирреальность, соотносятся выражаемые частицами частные значения ожидания (просто, и, именно, всё же, всё-таки; например, И вы согласились!), неожиданности (ну, глядь, как), побуждения, поощрения, требования, пожелания (давай, ну, чтоб, а то, бы, пусть, если бы, когда бы, хорошо бы; напр., У меня чтоб живо!; Чтобы хорошая была встреча!), напоминания/припоминания (чай, ещё, же; напр., Возьми конфету! - Я же не см конфет!; Помнишь её: она ещё песню тебе пела!), предположения (авось, будто, ровно, словно, вроде, точно, никак; напр., Будто вошёл кто-то?), опасения (неравно); с оппозицией достоверности/недостоверности связаны частные значения подтверждения (да, точно), допущения (пусть, ну, хорошо), сомнения, недоверия [да, нет, прямо, разве, будто; напр.: Я найду тебе книгу! -Да, найдёшь! (в значении "не найдёшь"); Я остаюсь. Нет, в самом деле? (в значении "не могу поверить")]. Эмоционально-экспрессивные частицы, выражающие различные эмоциональные характеристики (угрозу, удивление, недовольство, досаду, иронию, насмешку): ж, вишь, ишь, просто, прямо. Эти слова (кроме просто, прямо) некоторые исследователи относят к междометиям как слова, обслуживающие сферу эмоций. Они сближаются с частицами в том случае, когда функционируют в качестве модального компонента предложения.

Адрессивные частицы, выражающие семантику, связанную с социальной сферой. Эта семантика может быть сведена к противопоставлениям высший/низший/равный; свой/чужой. К этому разряду относятся частицы: -ка, -с (устаревшие). В значениях частицы обнаруживается признак категоричность/некатегоричность, который выводит в сферу модальных значений. Контекстные частицы, служащие для выявления авторского поведения, для привлечения внимания к тем или иным компонентам высказывания или текста. Контекстные частицы бывают связаны с организацией речевой деятельности (уж, и, да, нет, вот, вон; напр., Да, ещё одна новость; Да, чуть не забыл, тебе письмо), с разного рода уточнениями, касающимися избираемых выражений, заполнений «пустот» в речи (или того, а именно), и с указаниями на передачу чужой речи (мол, де, дескать, якобы). Количественные частицы, выражающие количественную характеристику компонента пропозиционального содержания с точки зрения говорящего (только, лишь, вот, так).

Отрицательные частицы, специализированные на выражении отрицания (не, нет). Фазисная частица (было), модифицирующая пропозициональную семантику глагольного предиката, выражая то, что действие началось или было предположено, но не совершилось или было прервано. Выделительные частицы, выражающие значение несоответствия или соответствия предполагаемого, ожидаемого и действительного (только, лишь, даже, аж, именно, и).

Отождествительные частицы [же, и; напр., Здесь он родился, здесь же живет всю жизнь; У меня есть такая же книга (как та, что на витрине)], служащие для выражения анафорических отношений в тексте (отношений кореферентности или равнолексемности). Градационные частицы, выражающие нарастание признака (даже). Частицы-реплик и, способные функционировать в диалоге в качестве реплицирующего компонента (да, хорошо, ладно). Семантическая классификация охватывает весь этот класс слов, но не отражает всех свойств этого класса. Второй классификационный признак - особенности функционирования частицы: одни из них могут функционировать в относительно замкнутом высказывании (уж, эк, только, там, тебе), другие - выводить высказывание в более широкий текст, являясь несоюзными показателями связи в тексте (будто, и, ан. ну, только, даже, именно). Частицы также могут классифицироваться по соотнесённости с типом речевого акта: вопросом - разве, неужели, ли; побуждением - пусть, дай, ну, чтоб, а то; утверждением - все прочие частицы. Эта классификация охватывает не весь класс -нек-рые слова в этом отношении нейтральны, неопределённы, не маркированы (только, даже, всего). Частицы, будучи словами, имеющими самые разнообразные параметры, могут одновременно входить в несколько классификаций. Так, частицы даже является выделительной, текстовой, не маркированной с точки зрения отнесённости к речевому акту; частицы эк - эмоционально-экспрессивной, функционирует в изолированных высказываниях и в утверждении; частицы разве является модальной, текстовой, вопросительной (по отношению к речевому акту).

Раздельное написание частиц

Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно: почитал бы, если б, здесь же, какой же, однако же, однако ж, навряд ли, едва ль.

Примечание. Правило не распространяется на те случаи, когда указанные частицы входят в состав слова: чтобы, также, тоже, неужели, или и др.

Дефисное написание частиц

Через дефис пишутся частицы (суффиксы) -де, -ка, кое- (кой-), (-кась - диалект), -либо, -нибудь, -с, -тка, -тко, -то: вы-де, она-де, на-ка, нате-ка, посмотрите-ка, кое-кто, кой-что, кто-либо, какой-нибудь, откуда-нибудь, да-с, ну-тка, гляди-тко, где-то, когда-то, что-то. Примечание. Частица -де (разг.) употребляется при передаче чужой речи, а также в значении глагола говорит (говорят) и в значении частиц дескать, мол; ср.: А коль увижу-де, что казнь ему мала, повешу тут же всех судей вокруг стола (Кр.). - Мой земляк обратился на привале к командиру: так и так, - отлучиться разрешите, дескать, случай дорогой, мол, поскольку местный житель, до двора подать рукой (Тв.). Частица дескать (разг.) образовалась путем слияния двух слов: де и сказать.