Частное охранное предприятие. Основы управления в охранном предприятии (56285)

Охрана и безопасность объектов при помощи физической охраны представляет собой комплекс охранных мероприятий, по большей части предупреждающего характера. Эффективной может считаться лишь такая организация охраны объектов , которая не позволяет преступникам и нарушителям порядка найти слабое звено в системе безопасности объекта, а создает возможность пресечения преступных действий на самой ранней их стадии, тем самым поддерживая покой и спокойствие заказчика.

Когда мы можем говорить, что объект сложный?

В настоящее время повышенной сложности включают целый комплекс первоочередных мер. Но сначала нужно определить, сложен ли объект на самом деле.

Сложность объекта можно определить по следующим критериям:

  • площадь

В данном случае речь идет о территории от 500 м² (например, о нефтебазах, заводах, складах хранения готовой продукции).

  • режим работы персонала

Так, объекты, работающие круглосуточно, как правило, организуют график работы сотрудников в две-три смены.

  • место расположения объекта

Речь идет о близости объекта к криминогенным территориям, о расположении в городской или производственной зоне и многом другом.

  • техническая оснащенность.

Все эти характеристики предполагают комплексный характер организации охраны на сложных объектах с использованием комбинированного типа охраны.

Взятие объектов под охрану: комплексные мероприятия по охране сложных объектов

Таким образом, речь идет о том, что взятие объектов под охрану - это не только выставление круглосуточных стационарных постов, но и обязательное наличие на них службы патрулирования с использования автомобильного транспорта. Если мы размещаем круглосуточные стационарные посты на сложных объектах, они обязательно должны быть экипированы специальными средствами и при необходимости - огнестрельным оружием.

Кроме того, взятие объектов под охрану собаками - это не роскошь, это еще один инструмент защиты. Наиболее важные помещения на территории объекта должны быть оборудованы техническими средствами безопасности - видеонаблюдением и пультовой охраной. В идеале стоит иметь группу резерва или оперативную группу, которая при чрезвычайных обстоятельствах качественно усилит действующую охрану и сможет безотлагательно принять меры по защите объекта.

Этапы организации охраны на сложных объектах

Современная организация охраны объектов сложного типа представляет собой следующие три основных процесса.

  1. Процесс аудита , включающий следующие этапы:
  • получение первичной информации об объекте;
  • подготовка обзора деятельности клиента;
  • получение информации о существующей охране на объекте;
  • подготовка отчета о состоянии охраны на объекте.
  1. Процесс постановки , включает такие этапы, как:
  • разработка плана мероприятий по организации охраны на объекте;
  • согласование плана мероприятий по организации охраны на объекте с клиентом;
  • разработка основного пакета документов по осуществлению охраны на объекте (концепция, положения, инструкции, регламент).
  1. Процесс сопровождения , в том числе:
  • непосредственная реализация мероприятий по организации охраны на объекте;
  • мониторинг организованной охраны на объекте;
  • коррекция, внесение изменений в разработанный план по организации охраны.

Кроме того, важными аспектами, которые необходимо учитывать при организации охраны на сложных объектах, являются:

  • организация и проведение комплексных проверок несения службы частными охранниками на стационарных объектах;
  • проверка внешнего вида охранника, наличия документов, подтверждающих статус частного охранника, состояния наблюдательного дела, организации взаимодействия состава дежурной смены, поддержание внутриобъектного режима;
  • регулярная проверка знаний и навыков частных охранников. Для получения максимального результата проверки необходимо чередовать, осуществлять их в разное время суток как планово, так и внепланово.

Охрана и безопасность объектов: непосредственная работа с персоналом, осуществляющим охранную деятельность

Поскольку охрана и безопасность объектов сложного типа подразумевают особый подход к работе, привлеченные для этого сотрудники ЧОП должны отвечать целому ряду требований.

Охранник-профессионал должен уметь предупреждать потенциальную опасность и избегать ее, знать, как действовать в экстремальных ситуациях. Необходимо уметь быстро реагировать, не поддаваться панике, анализировать ситуацию, мгновенно принимать решения.

Помимо этого, охранник должен поддерживать имидж клиента. В первую очередь для этого нужно иметь отличную физическую форму, отличаться достаточно высоким уровнем личной культуры.

Все это невозможно без постоянной работы по развитию сотрудников. Охранники постоянно должны проходить занятия по специальной подготовке, владеть приемами самообороны и рукопашного боя, изучать основы законодательной базы и медицинской подготовки, использовать в своей работе основы психологии. При этом нагрузка на интеллектуальные и физические занятия должна быть распределена равномерно.

Тесная работа с заказчиком или со службой безопасности заказчика

Многие заказчики допускают грубую ошибку, пытаясь отстраниться от процесса охраны объекта . В то же время, заключив договор на предоставление охранных услуг, заказчик декларирует свое желание совместно с охранным предприятием осуществлять защиту и обеспечение безопасности объекта.

Клиент, как никто другой, заинтересован в безопасности и хорошо знает особенности работы своего объекта. При его участии работа по организации охраны проходит оперативнее и качественнее.

Экономические аспекты

Статья затрат соответствует уровню предоставления охранных услуг и их качеству. Не нужно ждать, что охранное предприятие за небольшие деньги предложит комплексные мероприятия. Затраты должны быть пропорциональны желаниям заказчика, их обоснование всегда можно проверить на рынке охранных услуг.

Наличие комплексных систем безопасности

Хорошо организованная физическая охрана объектов - это качественный фундамент для обретения устойчивого уровня безопасности любого бизнеса. Повысить его и закрепить хороший результат помогут мероприятия по кадровой и информационной безопасности, чья польза уже давно проверена на практике.

Развитие системы охраны на объекте

Дооснащение объекта новейшими техническими средствами безопасности - это залог эффективной охраны на объекте. Мир не стоит на месте: IT развиваются, преступники совершенствуются в своем деле, поэтому upgrade (обновление) охраны на объекте - необратимый процесс.

Только на первый взгляд кажется, что физическая охрана - это довольно простое мероприятие по обеспечению безопасности. Однако при правильной организации можно надолго обезопасить свой бизнес от возникающих угроз.

Доверьтесь профессионалам!

Кризис заставляет организации оптимизировать расходы, сокращать издержки. С другой стороны - он влечет за собой обострение криминогенной обстановки, а значит, экономия на охране может обернуться большими потерями. Поэтому резко увеличилось количество ЧОП, тем более, что открыть такое предприятие и получить лицензию достаточно просто.

 

Частный охранный бизнес в России появился в начале 90-х годов, с возрождением рынка. Со времен раннего капитализма предприятия поделились надвое: одни производят материальные блага, другие их охраняют. С началом кризиса число последних резко увеличилось — бизнесмены опасаются роста преступности. Поэтому рассмотрим, насколько актуально, и как открыть ЧОП, с соблюдением всех требований закона.

Охрана — это особый вид предпринимательства, цель которого: извлечение прибыли от оказания услуг физическим лицам и компаниям, нуждающимся в защите личных, имущественных и бизнес интересов. Основная сфера обслуживания: здания, офисы, склады, производственные помещения, сооружения, территории и коммуникации. По договорам с гражданами такие организации обеспечивают защиту домов, подъездов, автостоянок, садовых и дачных кооперативов.

По данным на 2012 год в России насчитывалось 23 913 частных охранных предприятий. В них работало 644 740 лицензированных охранников, из которых: 15% — бывшие служащие ОВД, 6% — военные в отставке, 2% — участники боевых действий из внутренних войск, 1% — бывшие сотрудники органов ФСБ. Итого, вопреки распространенному мнению, доля лиц, имеющих специальную подготовку, составляет в них не более четверти.

Краткий обзор рынка охранных услуг

По сведениям МВД в 2014 году в этой сфере всего было занято 23 594 предприятия, и 719 000 человек. На декабрь 2016 только в реестре МСП числится 23 079 ЧОП, или правильно — ЧОО (частная охранная организация). Подавляющее их число относится к микропредприятим , с численностью персонала до 15 человек. По мнению экспертов, крупные игроки (1 - 5 тыс.) занимают до 5% рынка, и его особенность в том, что он не монополизирован. Отчасти это связано с тем, что по закону, ЧОО могут вести деятельность только в пределах региона, где они зарегистрированы. В целом по России отмечается рост их численности, особенно в 2014 - 2015 годах (рис. 1).

Из реестра субъектов МСП (сайт ФНС) легко извлечь сведения по конкретному населенному пункту, и выбранные нами наугад данные говорят о том, что численность охранных предприятий сильно различается в зависимости от специфики города (табл. 1). Так, если сравнить миллионники Омск и Новосибирск, то в последнем случае их вдвое больше — значит, есть, что охранять.

В больших пределах варьируются и цены на услуги, разница достигает 30 - 50%. Выбрав список организаций по своему городу, можно определить диапазон — большинство фирм представлено в Интернете. В целом с резким увеличением числа компаний за последние три года, на рынке отмечается сильный демпинг.

Давно работающие фирмы считают это большой проблемой, и в конце 2016 года даже вышли на ФАС с предложениями о введении государственного регулирования цен в этой сфере. Пока их формирует рынок, и вновь образованные фирмы находят клиентов среди тех, кто перешел на политику суровой экономии, в том числе на тендерах по размещению госзаказа . Ниже более подробно рассмотрим, как открыть ЧОП и что для этого нужно.

Какие услуги оказывает охрана

По закону № 2487-1 от 11.03.1992 года «О частной детективной и охранной деятельности» такие предприятия имеют право предоставлять 7 услуг.

  1. Защита жизни и здоровья граждан. Подразумевает выполнение обязанности телохранителя физического лица по договору, предметом которого выступает сам заказчик, либо указанный им человек.
  2. Охрана объектов, имущества, находящихся в собственности, или владении (в том числе во время их транспортировки) за исключением объектов с пропускным режимом (дополняется пунктом 7).
  3. Проектирование, монтаж, обслуживание технических систем охраны с принятием соответствующих мер реагирования на поступившие от них сигналы. Перечень разрешенного оборудования перечислен в Пост. Прав. № 498 от 23.06.2011. Он включает средства аудио и видеонаблюдения, контроля доступа, мониторинга и навигации стационарных и движущихся предметов.
  4. Предоставление консультаций и рекомендаций по имущественной и личной безопасности. Имеются в виду эффективные схемы расположения оборудования, способы защиты и приемы самообороны. Правовые вопросы решаются с привлечением квалифицированных юристов по договору, или при наличии таковых в штате.
  5. Обеспечение порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий: корпоративных праздников, презентаций, выставок. Такие услуги предоставляются на договорной основе с физическими и юридическими лицами, и включают разработку порядка проведения мероприятия, правил для участников, инструктаж.
  6. Обеспечение внутреннего режима на предприятиях, и в организациях. Это означает поддержание порядка, установленного заказчиком: входа, выхода, выноса предметов из здания и с территории, подъезда транспорта, контроля над поведением сотрудников и клиентов. Перечень исключений утвержден Пост. Прав. № 587 от 14.08.1992 (военные, оборонные, судебные).

В местах и на территории обслуживания работники частных предприятий обязаны оказывать содействие штатным сотрудникам полиции. Деятельность ЧОП контролируется органами МВД, они проводят плановые и внезапные проверки.

Ограничения деятельности

  1. Учредить ЧОП могут только российские граждане и организации. Иностранцы, и лица с двойным гражданством допускаются к этой деятельности только на основании международного договора.
  2. Каждый работник предприятия, включая руководителя, должен иметь удостоверение частного охранника. Получить его можно после профессионального обучения в специальных организациях, и нужно продлевать каждые 5 лет.
  3. Для руководителя обязательно высшее образование, и дополнительное — по программе повышения квалификации для ЧОО. У него не должно быть судимостей по уголовным делам, административных привлечений за хулиганство, наркотики.
  4. ЧОО разрешено использовать физическую силу, а также спецсредства и огнестрельное оружие — не больше 1 единицы на двух человек. Его виды, порядок приобретения и нормы обеспечения регламентированы Пост. Прав. №587 от 14.08.1992. Разрешение на использование тех или иных средств определяются разрядом охранника, которых насчитывается до шести.

Как открыть охранное предприятие

  1. Зарегистрировать ООО — другие организационные формы не разрешаются. Фирма не может заниматься другими видами деятельности, если осуществляет услуги по безопасности.
  2. Внести уставный капитал — не меньше 100 тыс. рублей, а если планируется вооруженная охрана или с применением техсредств — 250 тыс. рублей. Денежными средствами вносится не меньше 50%.
  3. Выбрать виды деятельности по «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)»: 80.10 — по предоставлению частной охраны, 80.20 — по обеспечению систем безопасности; 80.30 — детективная (сыскная) деятельность, в том числе с привлечением специалистов по договору.
  4. Получить лицензию — этот вопрос рассмотрим отдельно.

Для малых предприятий оптимально использование упрощенной схемы налогообложения . Объем вложений в бизнес зависит от характера услуг, которые планируется предоставлять. Если он минимальный — охрана без вооружения, монтажа сигнальных систем, то они складываются из аренды небольшого офиса (до 10 кв.м.), простейших средств связи и дешевой экипировки. В ином случае, потребуется закуп оружия, оборудование специальной сейфовой комнаты для хранения, автомобили, обустройство (аренда) стрельбища.

Порядок лицензирования ЧОП

Правила получения лицензий регулируются двумя документами:

  • «Положение о лицензировании частной... деятельности», утв. Пост. Прав. №498, 23.06.2011;
  • «Административный регламент МВД», утв. Приказом №1039, 29.09.2011.

Они выдаются «УРЛ МВД России» (Управление по организации лицензионно-разрешительной работы). На официальном сайте МВД (www.mvd.ru) можно скачать таблицу, где указаны адреса и телефоны всех областных подразделений, которые этим занимаются (рис. 2).

С заявлением на лицензию обращается руководитель организации, она выдается отдельно на каждый вид предоставляемых услуг, и все они перечисляются в документе. При этом нужно представить оригиналы и копии:

  1. диплома, удостоверения охранника, свидетельство об окончании курсов повышения квалификации — для руководителя;
  2. нотариально заверенные учредительные документы; свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет (или выписку из ЕГРЮЛ) ;
  3. заявление о выдаче личных карточек работников с приложением их фотографий 3*4 см, и выпиской из приказа о принятии на работу;
  4. квитанция об уплате госпошлины — 7500 рублей.

Дополнительно к ним:

  1. Для охраны с установкой и монтажом технических средств, обеспечения пропускного и внутриобъектового режима — штатное расписание, где предусмотрено круглосуточное дежурное отделение, соответствующие специалисты; подтверждение о наличии средств связи автотранспорта (собственных или арендованных); разрешение на использование радиочастот.
  2. Для консультирования — договор с юристом, либо должностную инструкцию штатного специалиста.
  3. Для получения права на обеспечение порядка во время массовых мероприятий — о наличии транспорта, связи, схемы действий и инструктажа во время их проведения.

В течение 45 дней проводится проверка с выездом на место, после чего выдается лицензия на 5 лет. Чтобы сразу начать бизнес, предприниматели чаще всего не вписывают в заявку пультовую и вооруженную охрану, поскольку в этом случае будет проверяться наличие оружейной комнаты, средств индивидуальной защиты и так далее. При накоплении средств и расширении можно дополнять лицензию, переоформление стоит 3 500 рублей.

Разрешение действительно на всей территории Российской федерации, но ЧОП может осуществлять работу только в регионе своей регистрации. О начале и прекращении деятельности необходимо докладывать в ОВД. Работа без разрешения влечет административную ответственность, причем в КоАП имеется разночтение. Так, ст. 20.6 установлен штраф за это нарушение: 20 000 - 30 000 рублей. В то же время, ст. 14.1 предусматривается наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии в размере 40 000 - 50 000 рублей с конфискацией орудий производства. Так что, у судьи имеется выбор.

Какие услуги востребованы больше

Открыть ЧОП несложно, однако нужно учитывать в каком направлении изменяется спрос. В настоящее время на рынке распространены три вида услуг:

  1. физическая (постовая) охрана;
  2. пультовая система реагирования;
  3. «облачное» видеонаблюдение.

Самых крупных вложений требует монтаж и обслуживание пультовых комплексов. Кроме спецтехники, нужно обеспечить наличие автотранспорта и мобильных экипажей. Крупные заказчики (сетевые ритейлеры, банки) предпочитают иметь дело с фирмой, которая может предоставить полный комплекс физических и технических средств. Интеллектуальные видеотехнологии составляют серьезную конкуренцию пультам, так как позволяют клиенту сэкономить на дорогостоящем оборудовании.

В то же время, многие организации не могут обойтись без физической охраны. Более того, с целью экономии они предпочитают поставить людей на складах, строительных объектах, производственных территориях. Поэтому в ближайшем будущем, уход с рынка крепких ребят с дубинками не предвидится. Равно, как и пенсионеров, дело которым находится в школах, больницах, дачных поселках. Поэтому открытие ЧОП в современных условиях можно считать делом перспективным. Из-за особой специфики бизнеса франчайзинговых предложений в этой сфере нет.

Введение

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменение системы субъектов борьбы с преступностью в России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности.

Известно, что большая часть денег налогоплательщиков идет на содержание государственного аппарата, в том числе на содержание правоохранительных органов. Государство в той или иной степени создает гарантии безопасности своих граждан и их собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более высокими в наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только способно ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих граждан и их собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не только разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и различными способами стимулируют их развитие.

Своей деятельностью негосударственные охранные предприятия вносят существенный вклад в борьбу с преступностью в РФ. Обеспечение охраны коммерческих и отдельных государственных структур, проверка торговых и финансовых партнеров, проверка благонадежности граждан при устройстве на работу, все это способствует сокращению темпов роста правонарушений, сохраняет от расхищения значительные материальные и финансовые средства, а в целом - способствует стабилизации экономики и улучшению криминогенной ситуации в стране.

В нынешней ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею.

В настоящее время основную часть руководства частных охранных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом работы, что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации деятельности государственных и частных правоохранительных структур.

Деятельность частных охранных структур

К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам (ДОА), службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.

Частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации. В законе также указано, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Услуги охраны могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения.

Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в законе сыскные услуги. Совмещение этой деятельности с государственной службой не допускается.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органов внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение, сроком на 3 года.

Частные охранные предприятия вправе создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Такие объединения должны получить соответствующую лицензию в органах внутренних дел. Руководители объединений обязаны иметь высшее юридическое образование и лицензию на частную сыскную деятельность.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

В процессе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом, и в пределах предоставленных лицензией.

Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обеспечения безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя. Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту задачу, можно было бы ограничивать деятельность негосударственной системы. Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять даже преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть реалистами и ставить перед негосударственной службой безопасности четкие, содержательные задачи, давать ей соответствующие полномочия, но и разумеется, контролировать ее деятельность. Должное функционирование негосударственных правоохранительных структур, служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко обсуждаются вопросы деятельности негосударственных служб безопасности. Все эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается, как только внешне охранная, деятельность телохранителей. В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более ясно. И лучше, когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы изнутри.

Существует также проблема кадров. Если человек заканчивает службу в правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в налоговой полиции и т. п.) и приходит в негосударственную структуру, он понимает, что работа в ней носит специфический характер. Нужна дополнительная подготовка. Необходимо развивать системы такой подготовки, в том числе при участии государственных органов. Здесь придется решать комплекс крайне важных проблем. И если это всё не делать срочно, обеспечение безопасности негосударственных структур и даже структур, где государственная доля является преобладающей, будет строиться на полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы отдельные сотрудники государственных структур, наживающиеся на оказании помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п.

Сегодня охранные структуры занимают колоссальный сегмент отечественного рынка занятости. Фигуры в полувоенной форме стали уже привычным элементом городского пейзажа - с ними встречаешься ежедневно и практически повсеместно: в офисах и присутственных местах, магазинах и на рынках, больницах и даже в школах. Их действительное количество даже больше, чем кажется на первый взгляд - работают они посменно. Конечно, этому явлению есть вполне объективные причины: кризис, сложная и неопределенная ситуация в стране, правоохранительные органы работают недостаточно эффективно, а высокий уровень преступности и связанные с ним риски сохраняются независимо от их отражения в сводках официальной статистики. Но все-таки, численность сторожей чужой собственности представляется просто ненормальной. По сути, при наличии МВД и ВОХР в стране создана и функционирует еще одна, параллельная армия.

Армия для внутреннего употребления

По оценкам самих представителей охранного бизнеса, с учетом нелицензированного персонала количество занятых в этой сфере превышает 1 миллион человек. Вдумаемся в эти цифры. Интересная картина получается при изучении динамики показателей: оказывается, в "стабильные двухтысячные" в стране в три раза больше охраны, чем в "лихие девяностые"! По количеству охранников и их вооруженности Россия уже вышла на одно из первых мест в мире. Впрочем, стоит ли этим гордиться?

Конечно, нам рассказывают, что ЧОП выполняют "важные социальные функции": создают новые рабочие места и обеспечивают безопасность. Но на самом деле, не все так однозначно. Несмотря на значительные финансовые затраты (с 2005 года объем рынка охранных услуг увеличился с четырех до семи миллиардов долларов), качество и эффективность деятельности частных охранников оставляют желать лучшего. Так, в 2010 году 663 тысячи "секьюрити" сумели пресечь лишь 11 % преступлений и посягательств на охраняемые объекты (282 из 2538 случаев).

Для сравнения, в том же 2010 году 157 тысяч сотрудников вневедомственной охраны милиции предотвратили более 86 тысяч преступлений. Несколько лучше "чопики" справляются с мелкими административными правонарушениями (предотвращают 15-16 тыс. случаев в год), но и здесь не обходится без эксцессов: с одной стороны, охранники способны жестоко избить нарушившую режим пациентку больницы, школьную учительницу, довести до сердечного приступа пенсионерку, задержанную за два вынесенных из магазина плавленых сырка. С другой - такие "профессионалы" могут проспать даже собственные пистолеты (за последние несколько лет сотрудниками охранно-сыскных структур потеряно и утрачено 375 единиц служебного оружия).

В этих условиях можно было бы только приветствовать наведение порядка в правоохранительной сфере, но содержание "медвежьих" предложений и преобразований вызывает недоумение.

В январе 2010 года вступили в силу поправки в законодательство о частной охранной и детективной деятельности. Перед этим, масс-медиа были заполнены сообщениями о том, что это конец для охранного бизнеса, пестрели "страшилками" и паническими заголовками наподобие "ЧОП разоружили и раздели". Давайте посмотрим, что получилось в итоге.

... А получилось - как всегда

На первый взгляд, все осталось на своих местах: в течение 2010 года численность лицензированных охранников уменьшилась на 8 % (с 718,7 тыс. до 662,5 тыс. человек), а их вооруженность - на 0,7 % (с 100,5 тыс. до 99,8 тыс. "стволов"). Очень гуманно в сравнении с реформой милиции, которую власти решили сократить сразу на 20 %. Однако наиболее интересны внутренние, структурные изменения в сфере обеспечения безопасности: после переименования ЧОП в ЧОО, охранные фирмы, по сути, встроили в "вертикаль власти".

1) Из системы охраны убрали случайных людей. Ранее, небольшие охранные фирмы нередко открывали пенсионеры МВД и отставные военные - в виде семейного бизнеса или совместно с сослуживцами. Стартовым капиталом служили личные сбережения, заложенная машина или дача. Сейчас для этого нужны миллионы: только в "неприкосновенный" уставной капитал нужно внести 250 тыс. рублей наличными, не считая расходов на оформление лицензии, аренду офиса, обустройство КХО, обязательное страхование и обучение сотрудников, их экипировку и снаряжение. Таким образом, лицензирование перекрыло вход на рынок для новых участников.

Впрочем, достаточно войти в интернет, чтобы убедиться: если для мелких и средних предпринимателей расходы совершенно неподъемные, то для воротил из крупного бизнеса оставлена лазейка в виде вторичного рынка торговли охранными фирмами, получившими лицензии до 1 января 2010 года. А "естественным монополиям" ("Газпром", "Транснефть" и т.п.) и вовсе предоставлен особый порядок организации охранных структур.

2) Оружие, которое отныне выдается только в аренду, означает зависимость охранной фирмы (причем не только от руководства местного ОВД). Возможность его изъятия без решения суда позволяет в любой момент парализовать деятельность, то есть - разорить ЧОО. Ведь если фирма и выживет, ее сотрудники могут работать разве что в роли вахтеров, а репутация у клиентов безнадежно пострадает. Никто не станет иметь дело с "изгоем".

3) По-прежнему остается нерешенной проблема кооперации ЧОП и организованной преступности. Незадолго до реформы эксперты МВД РФ писали, что 84% опрошенных следственных и оперативных работников отмечали использование преступниками в качестве документов "прикрытия" удостоверений сотрудников охранных фирм, "треть указанных документов... были подлинными, что наводит на определенные размышления". Тем не менее, лжеохранные фирмы, созданные на Ставрополье бандой Цапков ("Центурион-плюс") и в Башкирии - бандой братьев Аглиуллиных успешно прошли переаттестацию.

4) Наконец, серьезное беспокойство вызывает сращивание охранных предприятий с местной властью. В первую очередь для руководства ЧОО характерно стремление: под предлогом "непрофессионализма" вытеснить из сферы охраны правопорядка общественные организации, "сесть на госзаказ", а впоследствии компенсировать свои расходы из бюджетных средств. Одним из первых по этому пути пошел пермский ЧОП "Око", в 2005 году образовавший "добровольную народную дружину". В середине 2009 года в Астрахани "народными дружинниками" стали 100 сотрудников ЧОП "Волга-щит", а в Рязани - охранники ЧОП "Лига безопасности". В Петербурге в 2010 был создан некий "Центр охраны общественного порядка", объединивший 147 аттестованных дружинников и 154 частных охранника. Однако практика применения этих структур ставит вопрос о целесообразности их существования. И дело не в объемах "компенсационных" затрат.

Ночью 30 июня 2010 в Калининграде 50 охранников ЧОП "Кобра" "в порядке самообороны" разгромили палаточный лагерь защитников Ялтинского парка, протестовавших против начала строительства в зоне отдыха, избили их палками, а у женщины вырвали с мясом сережку из уха. В сентябре 2010 в Серпухове охранники ЧОП "Звезда" пытались устроить провокации на митинге в парке "Питомник".

Вот так, незаметно и постепенно, наемные охранники становятся инструментом для силового разрешения хозяйственно-правовых споров, подавления политической активности и удовлетворения личных амбиций провинциальных наполеончиков. Как повлияет на "чопики" получение новых прав по досмотру граждан в общественных местах - остается лишь предполагать, но ни к чему хорошему это, скорее всего, не приведет.

Управление в охранной организации осуществляется по тем же принципам, что и в любой другой. Точно так же под системой управления предприятия мы понимаем способ организации работы на предприятии, направленный на то, чтобы комплексно и целенаправленно воздействовать на коллектив и отдельных работников для выполнения стоящих задач, обеспечить оптимальные условия для созидательного, творческого, инициативного труда.

Не вдаваясь в теорию управления, хочется остановиться на организаторской работе, практике создания иерархии управления в частной охранной организации.

Основатель нашего государства В.И.Ленин подчеркивал, что после того как определены основные цели и задачи, направления работы, на первое место выходит организаторская работа по практическому решению вопросов. «Надо продумать, что для успешного управления необходимо, кроме умения победить, умения убедить... умение практически организовать. Это самая трудная задача... И это самая благодарная задача», – писал он в работе «Очередные задачи Советской власти» (Ленин В.И. ПСС – т.36. – стр. 173). Итак, любое предприятие (организация) начинается с формирования организационной структуры, в том числе и управления, исходя из выполняемых задач.

Во главе организации стоит директор, которого назначает учредитель (учредители). При назначении директора с ним заключают контракт, в котором определяют его права, обязанности и ответственность, условия материального обеспечения и порядок освобождения от должности. К компетенции директора относятся все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции учредителей. Также оговариваются вопросы делегирования полномочий директора на время его болезни или отпуска.

Директор определяет систему полномочий, т.е. круг обязанностей каждого должностного лица, утверждает штатное расписание, создает рабочий аппарат управления ЧОО. Кроме того, в его компетенцию входит подбор ответственных сотрудников для выполнения поставленных задач, разработка системы контроля выполняемой работы и т.п. При этом директору следует учитывать несколько моментов.

Во-первых, штат ЧОО и управленческого аппарата не может быть постоянным. Он будет меняться в зависимости от стоящих задач, финансовых возможностей и т.п.

Во-вторых, штат ЧОО не следует «раздувать». Большое количество вакансий приведет к неполной загрузке персонала, путанице, организационной неразберихе.

В-третьих, должно быть предусмотрено достаточное количество персонала в управленческом звене. Практика показывает, что для управления предприятием необходимо иметь одного управленца на 5-7 работников (от старшего смены до директора).

Например, на 2-4 охранника полагается один старший охранник. Старший смены назначается в группе из 5-8 человек. Старший объекта – один на 15-20 человек.

Часто в большом ЧОПе создаются различные отделы, во главе которых находятся начальник и его заместитель (заместители), например отдел стационарной охраны, отдел охраны при перевозке грузов, отдел по «личке» и т.п.

Количество и функциональные обязанности заместителя(ей) директора будут зависеть опять же от решаемых задач, финансовых возможностей.

Таким образом, выстраиваются организационная структура ЧОО и его управленческая иерархия.

Такое построение управленческой структуры позволит эффективно осуществлять конкретное и систематическое руководство деятельностью персонала ЧОПа, оказывать ему практическую помощь и постоянно контролировать работу, а самое важное - дает возможность эффективно распределить управленческие функции среди подчиненных, а также в случае необходимости делегировать полномочия руководителя другим должностным лицам.

Очень важный фактор – установление субординации на предприятии как основы отношений в коллективе. По приведенной выше схеме можно проследить порядок подчиненности, взаимодействия и взаимоотношений в коллективе охранной организации. По усмотрению директора в схеме можно дополнительно наметить так называемые маршруты управления персоналом. Каждый руководитель делает это самостоятельно в зависимости от поставленных задач и имеющихся возможностей.

Частная охранная организация – это специфическая организация как по решению стоящих задач, так и по составу. В ней возможны различные взаимоотношения. Кого-то устраивает вариант: «Петя... Вася... прошу вас выйти завтра», а кого-то: «Так точно! Никак нет!» Формирование взаимоотношений в ЧОО – это очень сложный, непрерывный процесс, овладев которым вы сумеете эффективнее управлять организацией.

Частная охранная организация, как и любой другой трудовой коллектив, представляет собой коллектив работников (в нашем случае частных охранников), объединенный корпоративной деятельностью, единством определенной морали, этики и служебного долга, а также отношениями товарищества. Сама организационная структура не создает коллектива, она не может полностью сформировать правильные взаимоотношения в нем. Нужно, чтобы между работниками, включенными в эту структуру, образовались прочные деловые, личные и, если хотите, эмоциональные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности, с благоприятными условиями труда для работника, когда говорят: «Хочется идти на работу».

Отправной точкой для работы руководителя по формированию коллектива и взаимоотношений в нем будут:

специалисты, обладающие необходимыми данными для совместной деятельности;

общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность.

Остановимся на первом положении и поговорим об особенностях формирования коллектива и взаимоотношений в охранном предприятии. Основной задачей руководства будет формирование такого коллектива и таких взаимоотношений, которые позволят успешно решить стоящие перед коллективом задачи, помогая ему стать материально благополучным. Только когда в ЧОО будут обозначены общие интересы и цели, можно наладить взаимодействие членов коллектива, создать здоровый социально-психологический климат и укрепить дисциплину.

Надо учитывать, что ЧОО по своей сути не может постоянно быть единым целостным коллективом. Сменность работы (в большинстве случаев на посту работает 1 человек), относительно большая текучесть кадров, периодическая перестановка личного состава на другие объекты или посты охраны - все это, конечно, затрудняет управление коллективом, уменьшает возможности формирования крепких взаимоотношений в нем. Тем не менее следует стремиться к созданию в коллективе открытой, дружеской, демократической обстановки.

Давайте рассмотрим, как происходит формирование коллектива в различных условиях работы

1. Общие направления формирования коллектива, воспитание и развитие сотрудников. Какой будет сформирован коллектив старших менеджеров и руководителей, такое влияние он будет оказывать на все дела в ЧОПе, на решение стоящих задач.

Если коллектив будет дружным, сплоченным, будет иметь общие интересы, то будет взаимовыручка и взаимопомощь, будут успехи, не будет склок, разбирательств, но будет здоровая обстановка среди подчиненных. И, естественно, все будет наоборот, если руководство не может распределить свои обязанности, организовать свой внутренний регламент, распланировать работу и определить стратегию действий.

Очень важным условием в этом направлении является тщательно разработанные служебные инструкции и обязанности должностных лиц с учетом профессионально-деловых характеристик руководителей и контроль за их исполнением со стороны директора.

Мы иногда забываем, что Трудовой кодекс разрешает работодателю в пределах его компетенции разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения внутри предприятия, которые распространяются на всех сотрудников. Но следует помнить, что локальные акты не могут снижать объем гарантий, предоставленных работникам государством.

В коллективе следует разработать правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; режим работы и время отдыха; применяемые меры поощрения и взыскания. Но следите, чтобы порядок приема и увольнения работников, закрепляемый в Правилах, соответствовал нормам Трудового кодекса, и помните, что любые нововведения возможны только в рамках этих норм и не могут ограничивать права работника, предоставленные ему ТК.

Формирование коллектива на постах, объектах охраны и в сменах, создание нормальных межличностных отношений между сотрудниками охраны. Этого можно достигнуть:

подбором персонала по деловым и психологическим характеристикам личности, их совместимостью в работе;

постоянным тщательным анализом работы сотрудников и своевременным изменением расстановки личного состава;

корректировкой характера контактов между сотрудниками (снятие конфликтности между ними, пресечение любых проявлений сговора, нейтрализация негативных явлений и т.п.);

пресечением исключительного положения отдельных сотрудников над другими – так называемого дедовства;

поддержанием разумной инициативы и энтузиазма частных охранников, состязательности в работе;

созданием положительного эмоционального настроения подчиненных (уверенность в завтрашнем дне, благоприятные условия для работы, здоровая обстановка в коллективе, доброжелательность руководства);

поддержанием достойного материального и морального вознаграждения за проделанную работу.

В основе авторитета руководителя лежат реальные личные достоинства и практические дела. Личность руководителя также играет немаловажную роль. Необходимо разъяснять подчиненным значимость действий руководителя, его опыта, знаний, создавать в коллективе здоровый эмоциональный отклик на начинания и распоряжения руководителя, предупреждать негативные реакции отдельных лиц или их коллективное осуждение действий руководителя, своевременно корректировать деятельность руководителя в зависимости от положения дел и решаемых задач.

Не будем здесь говорить о различных стилях руководства (авторитарный, коллективный и пр.), они описаны во многих учебниках и руководствах. Главное – выбранный стиль руководства доложен позволять директору успешно выполнять стоящие перед коллективом задачи, повышать эффективность его работы.

И еще несколько слов о такой составляющей части основ управления предприятия, как исполнительская дисциплина. Без нее любая организаторская работа пройдет впустую, любое предприятие (организация) не сумеет выполнить стоящие перед ним задачи.

Исполнительская дисциплина обеспечивает единство и четкость распорядительства, согласовывает действия всех исполнителей, четко определяет их ответственность за результат, позволяет оперативно принимать решения и управлять в целом предприятием.

Строгая исполнительская дисциплина достигается, во-первых, детальной разработкой функциональных обязанностей исполнителей всей структуры, служебных инструкций и других нормативных документов.

Во-вторых, обеспечением глубокого знания исполнителями возложенных на них обязанностей, команд, распоряжений, выработкой у них навыков и умения исполнять их.

В-третьих, осуществлением повседневного систематического контроля работы, что дает возможность комплексной и объективной оценки.

В-четвертых, созданием условий в организации для проявления инициативы, атмосферы состязательности и соревнования, карьерного роста работников.

В-пятых, умелым использованием мер поощрений и взысканий.

В-шестых, решением социальных вопросов и гарантий (зарплата, социальные отчисления, оплата больничных листов, отпуска, нормализованное рабочее время и т.п.) для работников предприятия.

Владимир Черняев