Что означает нимб на иконах. Изучаем церковные термины: что это такое нимб

(от лат. «nimbus» – «облако», «сияние») – сияние, изображаемое на иконах вокруг главы и символизирующее присутствие Божественной благодати и обожение подвижника. У Богочеловека Иисуса Христа нимб изображает Божественную славу (благодать), изначально присущую Иисусу Христу по Его Божественной природе.

Христианский нимб имеет предысторию уже в Ветхом Завете. Например, когда Моисей сошел с Синая со скрижалями, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). В Новом Завете, например, встречается описание лика первомученика Стефана , подобного ангельскому лику. Нимб символически отображает тайну Божественного присутствия в праведном человеке. Он свидетельствует о присутствии Божественной , преображающей личность святого, удостоверяющей его причастность , которое не приходит внешним образом, а пребывает внутри человеческой души. Нимб символически передает тайну благодатного , которому становится сопричастен человек по мере прохождения духовного подвига и соединения с Богом.

В православной живописи существует несколько типов нимба. Наиболее часто – и чаще всего в самых выдающихся памятниках, особенно монументального искусства – с темной обводкой его золотой части. Эта обводка бывала разная, но преимущественно – в виде одной жирной линии или двух тонких, параллельных; иногда они просто графья. И в том и в другом случае проводилась узкая полоска – светлая обводка – с внешнего края нимба, шириной, примерно, с темную, белого, но часто и того же цвета, что и внутренняя часть нимба. Такая иконография – самая распространенная, и нам представляется самой верной в параканоническом отношении. О чем и говорит ее содержание. Обратим внимание сначала на темную обводку. Поскольку ее присутствие в подавляющем количестве памятников обязательно, постольку напрашивается вывод, о некой ограничительной функции обводки: она нечто вроде “рамы” для света, идущего от святого. Речь здесь, разумеется, о духовном свете – о Свете, который по Дионисию Ареопагиту , “происходит от блага и является образом благости”.

Из современных авторов о свете интересно размышляет архимандрит Рафаил (Карелин) . В своем слове на Преображение Господне он уточняет: “Православная церковь учит, что есть три вида света.

Первый вид – чувственный. Сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.

Второй – интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.

Третий вид света – несотворенный, Божественный, откровение Божественной Красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми (древние грузинские обители), он воплощен в словах Священного Писания, в церковной литургии и православных иконах”

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет !” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным. Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – Сокровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, Откровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Но и этим сказано не все. Необходимы уточнения. Золото само по себе не испускает света, а лишь отражает его от реального источника; так и свет святого по природе принадлежит не лично ему, а Богу, и светится во святых, как солнце в золоте; “праведники воссияют как солнце”, по слову Евангелия (Мф. 13:43), “ибо они станут по благодати тем, что Бог есть по природе” пишет В.Н. Лосский, то есть речь идет о благе данном, дарованном – “благо + дати”, – а не о какой-то “самовспышке”, “самовозгорании” света в человеке.

Подвиг святости и есть добровольный отказ от самости, борьба с ней. Когда преп. Серафим Саровский просиял этим светом благодати перед Н.А. Мотовиловым , о чем он молился накануне? – “Господи! Удостой его ясно и телесно глазами видеть, то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!”

Азбука Веры

Нимб вокруг головы святого - весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы - символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Нимб на иконе Богородицы

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме , и у многих язычников , и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб - это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона - икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон - это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе - наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет - это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый - свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест - главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания , Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы - «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, - Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой - цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, - символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой - это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный - цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг - вечность, то квадрат - потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков . На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона - это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Нимб в католической и православной традициях


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Кайзер
  • Темрюк

Смотреть что такое "Нимб" в других словарях:

    нимб - нимб, а … Русское словесное ударение

    нимб - нимб, а … Русский орфографический словарь

    нимб - нимб/ … Морфемно-орфографический словарь

    НИМБ - (лат. nimbus облако). Светлый круг, которым древние живописцы окружали головы богов и героев; сияние вокруг головы святого, ореол. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НИМБ [лат. nimbus] сияние,… … Словарь иностранных слов русского языка

    нимб - а; м. [лат. nimbus] 1. сияние над головой или вокруг головы Бога, Богоматери, святого, изображаемое (на иконах, в живописи, скульптуре) в виде светящегося, лучистого круга; символ святости, божественности. Золотой н. Свет от нимба. Крестовый н.… … Энциклопедический словарь

    нимб - ореол, венец, сияние; сиянье, аура Словарь русских синонимов. нимб сияние, венец, ореол Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    нимб - а, м. nimbe m. <лат. nimbus облако. Сияние, изображаемое в виде кружка вокруг головы (у античных статуй, на иконах и т. п.), как символ святости, божественности. БАС 1. || О каком л. светящемся круге. БАС 1. | О кругах ада у Данте. Но я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    НИМБ - НИМБ, нимба, муж. (греч. nymbos) (спец. и поэт., устар.). Сияние в виде кружка вокруг головы (на христианских иконах, у античных статуй и т.п.). «Как нимб, любовь, твое сиянье над всеми, кто погиб любя.» Брюсов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

НИМАЛО

НИМАЛО , нареч. (книжн.). Нисколько, ничуть, совсем нет. «Одно другому нимало не мешает.» Лесков .

НИМБ

НИМБ , нимба, муж. (греч. nymbos) (спец. и поэт., устар.). Сияние в виде кружка вокруг головы (на христианских иконах, у античных статуй и т.п.). «Как нимб, любовь, твое сиянье над всеми, кто погиб любя.» Брюсов .

ними

НИМИ . твор. от они в положении после предлогов. С ними.

НИМФА

НИМФА , нимфы, род. мн. нимф, жен. (греч. nymphe).

1. В греч. мифологии - второстепенное божество, олицетворявшее в зависимости от того, где оно жило (в источниках, на лугах, в горах, пещерах и т.п.), различные силы природы. «Бессонная нимфа скиталась по брегу Пенея.» Пушкин . «В великолепные мои сады сбегутся нимфы резвою толпою.» Пушкин .

2. Вторая стадия развития личинки некоторых насекомых (зоол.).

3. чаще мн. Малые срамные губы (анат.).

Толковый словарь Ушакова - (Толковый словарь русского языка Ушакова Д.Н., 1935-1940.)

Ореол - изображение видимого лучистого сияния, используемое в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых. Ореолы бывают следующих форм: нимб - светящееся кольцо; гало - светящийся круг (от греч. halos- круг, диск); мандорла - стилизованный миндалевидный ореол. В христианстве общим для всех святых является нимб - светящийся диск, который окружает голову.

Нимб также называют словом «гало», которое происходит от греческого «халос» (деревянный круглый настил, по которому ходит бык, вращая жернова на мельнице). Это слово было возвращено к жизни в XVI веке, когда астрономы стали использовать его для названия сияния вокруг Солнца, Луны и других планет, вызванного рефракцией света из-за тумана. Теологи переняли это слово, чтобы обозначить им «корону славы» над головами ангелов, святых и мучеников.

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет!” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным.

Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – СОкровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, ОТкровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Отметим, что круглый нимб – это еще и знак отсутствия времени, но, изменившись по форме, он может быть и знаком, указывающим на время. Последнее подтверждается существованием четырехугольного нимба. Его мы видим на мозаиках церкви св. Димитрия в Салониках (VII век): “Св. Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием” и “Св. Димитрий с неизвестным диаконом”. По мнению Л.А. Успенского, он означал то, что человек изображен при своей жизни. И здесь есть, разумеется, своя предыстория. Еще античный автор Варрон высказывается о скульптурах Поликлета как о “квадратных” (guadrata). И он был не ироничен.

Для древнего грека это звучало похвалой. Выражение “квадратный человек” неоднократно встречается у Аристотеля. В трактате “Риторика” он отмечает: “Является метафорой называть хорошего (agathos) человека – четырехугольным”. У Платона в “Протаторе” читаем: “Действительно, трудно сделать человека хорошим, совершенным во всех отношениях”. А.Ф. Лосев переводит этот платоновский термин “совершенный” как “четырехугольный по рукам, ногам и уму”. В христианском сознании число “4” прочно воспринимается символом материального мира: мир имеет четыре стороны света, четыре времени года, он состоит из четырех элементов. Поэтому квадрату придается исключительно земной смысл.