Что такое любовь с философской точки зрения. Что такое любовь

МОСКОВСИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НИЖНЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет: Гуманитарный

Кафедра: Психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА.

Тема: Философия любви

Дисциплина: Философия.

Выполнила: Студентка группы П-551 Булатова А.Ш.

Научный руководитель: Федоров О.С.

Дата защиты Оценка

___________ __________

Нижнекамск 2006

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Тема любви в истории философии………………………………… 5

1.1 Любовь в античной философии…………………………………… 5

1.2 Христианское понимание любви…………………………………. 10

1.3 Тема любви в философии в эпоху возрождения

и нового времени………………………………………………………. 16

Глава 2. Механика эроса и искусство любви ………………………………. 24

2.1 Механика эроса Зигмунда Фрейда……………………………….. 24

2.2 Искусство любви Эриха Фромма…………………………………. 28

Заключение……………………………………………………………………. 36

Список литературы…………………………………………………………… 38

Введение.

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.

Любовь является ведущей потребностью человека, од­ним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить жи­вотной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.

По мере развития общества любовь наполняется социальным и нравственным содержанием, становясь образцом отношений между людьми. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины. И если человек – центральный объект фи­лософии, то тема человеческой любви должна быть одной из ведущих проблем философии.

Феномен любви интересовал многих философов разных времен. Так, например Платон в своем диалоге «Пир» пытается дать объяснение любви. Любовь как одна из главных заповедей рассматривалась и в Новом завете. Рене Декарт в своем труде «Страсти души» относит любовь к первым шести страстям. Так же все в том же труде «Страсти о душе», он пытается дать научное объяснение феномену любви. В работе Эриха Фромма любовь рассматривается как искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать. Так же в этой работе говориться, что любовь может быть направлена на разные объекты, и как следствие этого рассматриваются различные типы любви. А также есть много различных произведений, в которых подробно и широка, раскрыта проблема любви.

Целью данной курсовой работы является наиболее широко рассмотреть феномен человеческой любви. В связи с этим следует выделить следующие задачи:

· Рассмотреть когда появились первые попытки объяснения любви

· Выяснить какие были объяснения любви

· Рассмотреть различные теории любви

· Проследить, как развивалась тема любви в философии, с античных времен по нынешней день

При рассмотрение данной темы я изучала первоисточники различных философов, а также монографии на эти первоисточники. Из монографий я извлекла основной смысл, а первоисточники дали более полную картину о феномене любви.

При написание данной курсовой работы я использовала аналитический метод.

Объектом изучения является непосредственно феномен любовь.

Предметом же изучения данной курсовой работы следует считать философию любви.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава состоит из двух параграфов.

Глава 1. Тема любви в истории философии.

1.1 Любовь в античной философии.

Возникает очень интересный вопрос, была ли любовь в античности. «Многие философы, психологи, ученые считают, что во время античности любви не было, а был один только телесный эрос, простое половое влечение. Вряд ли, конечно, верно, что в древности не было настоящей любви» . О любви то и дело говорится уже в самых древних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились даже теории духовной любви - Сократа и Платона. А гре­ческие боги любви? Афродита, Эрот и многие другие боги любви. А если были боги и попытки объяснения природы любви значит, я могу смело сказать, что в античные времена любовь существовала. Однако я хочу заметить, что античных философов мало интересовал вопрос, что такое любовь. В любви не видели никакой тайны. Она просто есть, как космос, боги, люди, растения, птицы, насекомые, животные и многое другое, что существует в этом мире. Свои представления о любви философы античности обычно выражали при помощи мифологических образов.

В древней Греции любовь называли разными словами: «эрос», «филия», «сторге», «агапэ». И в этом есть определённое преимущество. Возможно, у древних греков было меньше поводов для недразумений, чем сегодня у нас, так как в древней Греции все виды любви имели определённое название, и если люди разговаривали между собой, каждый точно знал, что имеет в ввиду другой человек. Сегодня же когда кто-то говорит о любви, и его с пониманием выслушивают, а, в конце концов, выясняется, что один собеседник имел в виду любовь к ближнему, а другой, например эротику.

«Эрос» у древних греков главным образом половая, страстная любовь. Любовь, граничащая с безумием. Люди, которые подвержены этому типу любви, могут совершать безумные поступки. Бывают даже такие случаи, когда люди совершают самоубийства из-за любви. Однако страстная любовь безумна и непродолжительна.

Более спокойная любовь это «филия». У этой любви очень большой спектр значений, чем у «эроса». Это также не только любовь, но и дружба. «Филия» это несколько любовь сколько влюбчивость. «Филией» также называют любовь к родителям, к товарищам, к своему городу, к любимой собаке, к братьям, к родине, любовь к познанию, любовь к богу, а также и эротическая любовь, поскольку «эрос» это один из видов «филии».

«Агапэ» еще более мягкая любовь, чем «филия». В её основе жертвенная и снисходящая любовь к «ближнему». Именно такое понимание любви восхваляло христианство. У христиан были в обычае «агапэ» - братские трапезы.

«Сторге» это любовь привязанность, особенно она, преобладает в семье, когда люди уже настолько привязаны друг к другу, что не могут представить себе жизнь друг без друга. Но хочу заметить, что такая любовь бывает не только в семье.

В древнегреческой мысли почти нет попыток понять, что же такое любовь. Исключение является миф об андрогинах, рассказанный одним из персонажей диалога Платона «Пир». А также ещё одно объяснение природы любви озвученное Сократом, в том же диалоге Платона «Пир».

В мифе об андрогинах рассказывается, что когда-то давно люди были трех полов, а не двух как сейчас – мужского и женского, а существовал еще третий пол, который соединял в себя признаки этих обоих полов. Люди тогда имели округлое тело, спина не отличалась от груди, у них было по четыре руки и ноги, два лица, которые глядели в разные стороны, ушей было четыре пары и срамных мест было два. «Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, – так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед».

Имея силу и мощь, они хотели свергнуть богов и занять их место. Когда боги узнали об этом, они долго думали, как не допустить этого. Сначала они хотели убить их, но это было невыгодно богам, так как их почитать будет некому. И тогда Зевс сказал: «Кажется, я нашел способ, и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, потому что число их увеличится». И вот когда тела были, таким образом, рассечены пополам, каждая половина устремлялась к другой половине, они обнимались, сплетались и страстно желая опять срастись умирали от голода. И когда одна половина умирала, то оставшееся в живых искала себе другую половину и сплеталась с ней. Так они и умирали потихоньку. Тогда Зевс сжалился и переставил вперед срамные места, которые раньше были сзади, чтобы люди могли продолжать свой род.

«Итак, каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» - говорит Платон. Однако найти именно свою половину нелегко, поэтому люди находят утешение хотя бы во временном соединении не со своей половиной подходящего пола. То есть если мужчина был раньше частью двуполого андрогина, его влечет к женщине, и соответственно женщину, отделенную от мужской половины, – к мужчине. «Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому». Когда же двоим, удается встретить свои половинки, их охватывает невероятное чувство, именуемое любовью.

В диалоге Платона «Пир» также дается объяснение происхождения бога Эрота. Там говориться, что Эрот сын бога и нищенки. И именно поэтому он всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, не обут и бездомен; «он валяется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах и, как истинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но с другой стороны, он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет разумности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, колдун и софист». Эрот по природе своей от матери смертен, а от отца бессмертен: в один день он может умереть и ожить. Такое объяснение дает Платон происхождению Эрота.

Философия любви — это отрасль философской антропологии и этики, которая пытается объяснить природу любви. Философское исследование любви включает в себя задачу проведения различия между разными видами личной любви, исследования, или любовь существует и может ли она быть оправданной, спрашивая, что значение любви, и исследования влияния любви на автономию как любящего так и того, кого любят.

Философия любви — наука древняя. Любовь — вечная тема, к которой постоянно обращалась человеческая мысль. Это такая же важная и сложная философская проблема, как смысл жизни, человек, смерть и бессмертие. Есть глубокая внутренняя связь между философией, мыслью (логос) и любовью (филиал), что получило отражение в самом термине «философия», который буквально означает «любовь к мудрости».

Прослеживая экспликацию любви в классической и неклассической философской мысли, нельзя было не отметить многогранность данной экспликации в зависимости от культурного контекста. Любовь по-разному трактуется не только в зависимости от учения конкретного философа или конкретной эпохи, но и в зависимости от культуры разных стран. Это создает дополнительные трудности оптимистичным попыткам выстроить единую объективную, внутренне непротиворечивую и всеобъемлющую научную концепцию любви. Человеческая любовь — результат процесса эволюционного развития чувственно-эмоциональной сферы, в чем значительную роль сыграл ряд социально-исторических и культурных факторов. Любовь — избирательное, свободное и вместе с тем органично принудительное выражение природных и духовных глубин личности. Возникает этот феномен с глубин бессознательного под влиянием бессознательных побудительных сил в определенных ситуациях, как наиболее приемлемое объяснение самому себе состояния своего физиологического возбуждения. Философская экспликация феномена любви связана с неоднородностью теоретических основ любви. Любовь следует отличать от влюбленности, зависимости, физического или психологического завоевания. Наличие в психике человека потребности или осознание им желание любви, еще не означает способности любить.

Согласно современными исследователями (философами, богословами, культурологами, религиезнавцяиы) выделяются следующие области философии любви:

Разделы философии любви

1. Онтология любви

Само понятие «онтология любви» было введено немецким мыслителем Паулем Тиллихом в работе «Любовь, сила, справедливость». Со временем оно появилось как раздел философии любви, который занимается исследованием онтологических вопросов (появления, смысла, последствий) в отношении идеи любви. Фундаментальными проблемами онтологии любви, разрабатывавших мыслители течение историко-философского дискурса являются: соотношение любви и смерти, дифференциация любви и времени, любви и справедливости, любви и ненависти, любви и страха и т.

2. Гносеология любви

Гносеология любви — раздел философии любви, который прежде всего исследует следующие проблемы связаны с идеей любви: а) разумность и неразумность любви;

б) узнаваемость и непознаваемости любви;

в) дифференциация любви и разума (знания)

г) соотношение любви и философии (место любви в жизни философа)

3. Герменевтика любви

4. Феноменология любви

5. Семиотика любви

6. Метафизика любви

7. Риторика и логика любви

История философских размышлений о любви: европейский контекст

В историко-философской традиции существует много различных теорий, которые пытаются объяснить, что такое любовь, и какие функции она выполняет как в мире так и в жизни каждого человека. Было бы очень трудно объяснить любовь к определенному человеку, которая сама не чувствовала любовь или была бы любимой. На самом деле бы, такому человеку любовь, казалось бы довольно странным.

Античная философия любви

Идея любви как первоосновы бытия возникла еще в эпоху досократиков. Ведь общеизвестно, что эти мыслители развивали свои философские мысли для того, чтобы отыскать архе (αρχη), которое они видели не только в естественном (вода, воздух, огонь, апейрон), но и в вечном, в Любви.

Первым, кто высказал мнение, что все сущее существует благодаря любви, был учитель Пифагора — древнегреческий философ Ферекида. Так, по свидетельству неоплатоником Прокла, Ферекида подчеркивает: только благодаря любви (ερως), было возможно создание мира (космоса). Сам же Пифагор, поддерживая мысль свою наставника, подчеркивает, что только любовью (но как φιλια) связаны небо и земля, поэтому именуется этот мир упорядоченным (т.е. космосом). Другой же досократики, представитель элейской школы, Парменид считал эрос онтологическим принципом, таким, что с него все начиналось. Натурфилософ Эмпедокл так развивает свое учение о любви: мир состоит не только из четырех стихий, он еще руководствуется всемирным законом — двумя силами, Любовью и Враждой: «В одно время, Любовью сочетается все воедино, а со временем, враждой, все несется в разные стороны. Когда побеждает Любовь, то все стихии сочетаются и мир становится как единственный Сфайрос, шар. Но в какой-то момент побеждает Вражда. Элементы разъединяются, и возникает множественность вещей. Но потом снова появляется Любовь, она начинает все сочетать в целостную картину. Однако, наш мир, а котором мы живем — это тот мир, который формируется на третьем этапе, который обозначен непосредственно время управления Любви. Поэтому, Эмпедокл, соглашается в этом плане со всеми предшествующими ему досократики, а в первую очередь с Парменидом ».

После суток досократиков размышления о любви как первооснову бытия перешли непосредственно на рефлексии, есть любовь, а также какие ее атрибуты. Нужно отметить, что идея любви как первооснова бытия прошла красной нитью везде все историко-философский дискурс, даже сегодня. Стоит отметить, что в результате антропологического переворота в античной философии, совершенного Сократом, бесспорно размышления о любви велись уже более в русле человеческого бытия. Так, Сократ в платоновском диалоге «Федр» отмечает, что любовь — это особого рода болезнь. Ведь, как при болезни человек меняет довольно существенно свое сознание, так и в любви. Но если во время болезни человек по-особому начинает думать о своем состоянии, то в любви человек забывает себя и зьакцентовуеться на предмете любви, то есть на того, кого любит. Именно учитель Платона впервые в истории философии делает классификацию человеческой любви, которая весьма существенно повлияла на историю философской мысли. Так, в диалоге «Евтифрон» он делит любовь на «любовь по телу» и «любовь по душе». Древнегреческий философ замечает, что: «любовь по телу — быстротечна, тогда как любовь душевная продолжается до тех пор, пока ты хочешь совершенства». Позже неоплатоник Плотин замечал, что «предметы чувственной любви темные и вредные, ведь это любовь только к то, что мы видим, и что они изменчивы, поскольку они и и не является истинным предметом любви, не является нашим благом, и не то, что мы ищем. Настоящий же предмет любви находится там, с чем и нужно объединиться тому, кто его принял и действительно обладает им и не только охватывает его глазами ».

Затем, можно допустить мысль, что председатель каппадокийской школы Василий Великий использовал эту классификацию, отметив, что «поскольку человек состоит из души и тела, то будем любить людей: по душе, поучая и наставляя, и каким-либо образом доводя их до понимания мира и своей сущности так и по телу, помогая им, когда нуждаются в необходимом для жизни ».

Платон, продолжая размышления своего учителя Сократа по классификации любви, подчеркивает, что существует три вида любви: «Любовь существует благородная в суровых душах, низкая — в грешных душах, средняя — в душах посредственных людей. Поскольку душа разумного человека бывает трех разрядов — добрая, негодная и средняя, ​​отсюда и видов любовного влечения — три. Лучше всего о различении этих трех видов любви можно судить из-за различий их предметов. Низкая любовь направлена ​​только на тело и властвует в ней чувство удовлетворения, поэтому в ней есть несколько чувственное; предмет благородной любви — чистая душа, в которой ценится ее влечение к добродетели, средняя любовь направлена ​​как на тело, так и на душу, поскольку ее притягивает как тело, так и красота души ». Можно предположить, что потом эту классификацию образец примет русский религиозный философ В. Соловьев, различал: 1) низкой любовь, которая больше дает, чем получает; 2) восходящая любовь, которая больше получает, но меньше дает; 3) любовь, в которой равномерно распределены то, что мы даем и то, что мы получаем

Средневековая философия любви: патристика и схоластика

Особенность средневековой философии любви заключается в том, что в своем формировании она имела два источника:

1) Библия 2) Античная философия

Сама Библия также содержит определение что есть любовь. Так, апостол Павел отмечает, что «любовь — это выполнение закона» (Рим. 10,8) В патристического эпоху особого внимания уделяется внимание четырем видам любви: к лицу противоположного пола, к ближнему, к врагу, к Богу. Следует подчеркнуть, что существует отличие понимания западной и восточной патристики основы человеческой любви. Так, восточная патристика (в частности, в лице Иоанна Лествичника и Григория Нисского) отмечает, что основа человеческой любви заключается в любви к лицу противоположного пола, тогда как западная патристика (в лице Августина Аврелия) отмечает, что основой человеческой любви является исключительно любовь к Богу.

Самые известные представители схоластической философии любви является Рихард Сен-Викторский, Пьер Абеляр и Бернар Клервосским. Так, в частности Рихард Сен-Викторский в работе «Четыре ступеньки пламенной любви» отмечает «я поражен любовью (charitas). Любовь заставляет меня говорить о любви. С радостью я отдаюсь в рабство любви, потому что оно сладкое. Очень отрадно говорить о любви. Вот я вижу людей, которые были ранены ней, другие — связаны ней, другие томлються — и все это из-за любви. Поэтому есть четыре ступени пламенной любви: любовь ранит, связывает, делает человека больным, высушивает ее … »

Философия любви эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения философские медитации относящейся идеи любви основывались на фундаментальном ренессансе античной философии любви и наработок средневековых мыслителей, способствовало созданию непревзойденного взгляда на идею любви. Известный российский исследователь И. Нарский отмечает, что в эпоху Ренессанса «тема любви расцвела в условиях общего интереса ко всему земному и человеческого, что выходит из-под контроля церкви. Любовь «вернула» себе статус жизненной философской категории, который она имела в античности у Эмпедокла и Платона и который в средневековье находился в религиозно-христианском контексте ».

«Любовь (caritas) — это прочный обруч, скрепляющий мир в величественное сооружение, а людей в всеобщее братство», — к такому выводу приходит М. Фичино в трактате «Толкование на» Пир «Платона». Итальянский гуманист указывает на три основных вида любви, которым свойственна значительная внутренняя расхождение: любовь ривниз существ к неравным, низших к высшим и высших к низшим. Другой выдающийся представитель ренессансной философии Д. Бруно в диалоге «О героическом энтузиазме» любовь представляет собой несколько отличное от нерационального порыва, стремление к чему-то звериного и неразумного; героическая, горящая страсть, которая вдохновляет человека в его борьбе к познанию великих тайн природы. Любовь способна, по мнению Д. Бруно, укрепляет человека относительно пренебрежительного отношения к страданиям и страха смерти; она зовет личность на различные подвиги: «любовь — это все, и она влияет на все, и о ней можно говорить все, ей можно приписывать абсолютно все». Д. Бруно видит в любви всепроникающую и космическую силу, которая делает человека непобедимым. Человеком оволивае большое желание быть частью божественного..

Идея любви у философов Нового времени

Новочасна философия любви представлена ​​главным образом благодаря немецкой классической философии (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, И. Г. Фихте, Л. Фойербах). Известный русский философ Н. Лосский отмечает, что согласно кантовской этикой, любовь не может быть предметом желания («воления») потому, что не зависит от нашей воли. Любовь действительно является поступком подобным подачи милостыни, который может быть поставлен волей и сразу же выполнен. Поскольку любовь не залежиь от воли человека, то она (любовь) не способна быть фундаментальным проявлением нравственности у человека.

Постмодернистская философия любви

Позиция философов-постмодернистов находится в столкновении с современными направлениями философской антропологии, развивающие и продолжают классические типы философствования. И если раньше даже в рамках последних любовь считалась абсолютно неподвластной человеческой воли и логическому анализу, то сегодня, даже если любовь и становится предметом серьезного исследования, противостоят друг другу узкие специалисты, которые погружены в массу фрагментарных данных и тщательного анализа, то философский синтез не просто красный — ему отводится ключевая роль. Современная цивилизация привносит новые (но не всегда лучшие) семейные отношения, новые способы работать, любить и жить. Чаще всего в условиях, когда распространенной становится мнение, что «мир сошел с ума, люди вырождаются то в бесполых, то в багатостатевих существ, и является недалеким от» конца света «», о котором писал Ф Фукуяма. В культуре постмодерна дискурс любви тесно связан со стилем сексуальности, а понятие любви заменяется понятием «любовная афера» или «либертинаж». Культурная привилегированное положение любовных афер находится в тесной связи с изменениями сексуальности после Второй мировой войны, при этом Пожаловаться определяется ориентированной на потребление дефиницией идентичности как ряд возможностей выбора жизненного стиля. Подвергается сомнению экзистенциальная серьезность романтического представления о «большой любви», а положение любви в культуре постмодерна в целом характеризуется ироничным восприятием. В условиях, когда репродукция человека перестает быть связанной с сексом, любовь и сексуальное выбор становятся формой рыночного выбора, сексуальная ориентация также рассматривается как свободный выбор потребителя, а любовь провозглашается неэкономичной (Н. Больц). В то же время высказывается недоверие по сексуального освобождения (Ж. Бодрийяра). Подчеркиваются культурные противоречия, которые существуют в капитализме между романтическим идеалом любви и холодным миром экономики (Е. Иллоуц).

Философия любви на Востоке

Исследователи-востоковеды и ученые, которые занимаются историко-философскими студиями, посвященные идеи любви выделяют три основных типа культур (философий) любви на Востоке:

1) индийский эрос;

2) китайский эрос;

3) арабский эрос.

Индийский эрос

Одной из ярко выраженных особенностей представлений о любви в индийской культуре, по мнению А. Шапинськои, служит явное включение в него сексуальности, что характерно и для индийского искусства в целом. При оценке этого факта обычно подчеркивается нормативность сексуальности в индийском и ряде других обществ, предоставляет сексуальности в художественной культуре эстетизированный характер. Понятие любви в индийской культуре, как бы окружено ореолом сексуальности, дает богатые возможности для изучения связей чувственного и духовного опыта. Соединение духовного и чувственного начал характерно для отношения к любви в индийской традиции, которая разделяет жизненное, чувственное и духовное, эстетическое переживание. Искусство становится силой, способной преодолеть разобщенность людей, которая существует даже в страстной экстатической любви и является источником вечной неудовлетворенности любящих. Любовная тема является одним из устойчивых компонентов индийской культуры, причем она всегда трактуется в эстетическом уровне, поскольку понятие любви и красоты неразрывно связаны как в эстетической рефлексии, так и в художественной практике. Полную разработку тема любви как эстетической категории, связанной с категорией прекрасного, получила в философско-эстетических учениях, которые начали оформляться в первые века до н. е. В «Натья шастры», трактате по искусству драмы, музыки и танца, автором которой считается легендарный мудрец Бхарата, большое место уделено природе человеческих эмоций и их представление в сценическом действе. Из восьми основных человеческих чувств, выделенных в «Натья Шастра» (любовь, смех, печаль, гнев, мужество, страх, отвращение, удивление), любви («Шрингара») отводится видное место. Связанность понятий «любовь» и «красота» отражена в санскритском термине «Шрингара», в котором присутствует смысл как эстетической эмоции любви, так и украшения, процесса создания красоты.

Китайская философия любви

В отличие от некоторых гедонистических индийских концепций, ориентированных преимущественно на индивидуальную наслаждение, китайская эротология, по мнению известного российского синолога А. Кобзева, чрезвычайно рационалистическая. Здесь все взвешено, выверено, регламентировано, разложено по полочкам, причем в основе всех этих предписаний и классификаций лежат не случайные ситуативные моменты, а религиозно-философские представления и тесно связанные с ними нормы сохранения здоровья и долголетия. Если воспользоваться фрейдистским противопоставлением принципа реальности и принципа удовольствия, то придется сказать, что китайская эротология ориентирована не на принцип удовольствия, а на принцип пользы, причем пользы исключительно для мужчин.

Русская философия любви

Традиционным стремлением мыслителей, которых принято относить к представителям русской религиозной философии XIX-XX веков (В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Федоров, И. Ильин, Н. Бердяев), считается поиск оснований для оправдания человеческого бытия. Таким началом, выступает такая онтологическая сила, как любовь. Философия любви оказывается одновременно и этикой, и эстетикой, и психологией, и пониманием божественного. Синкретизм — одна из характерных особенностей русской философии любви. С точки зрения русских религиозных философов, любовь является одной из важнейших категорий феномена духовности и выступает как эффективное средство раскрытия человеческой сущности.

У В. Соловьева любовь является расцвет и напряжение индивидуальной жизни человека, она умна и оформлена, любовь — это творческий процесс самосовершенствования личности, это средство утверждения индивидуальности в человеке — с одной стороны, а, с другой стороны — полное искоренение эгоизма, она сохраняет равенство между любящим и любимым, заставляет нас признать за другим истинное значение, в любви было только у нас. Любовь во всех своих проявлениях служит для создания, подключения двух существ некоего высшего единства, это-средство одухотворения, преображения человека, это — основа, на которой должно быть построено все социальное бытие человека, и прежде всего нравственная жизнь людей; она базируется на вере и выступает жизненным началом восстановления «образа Божия» в материальном мире, поэтому любовь способна привести к такому преображению человека только в том случае, если она освящена Божественной благодатью. Любовь — дар Божий, возник он естественно, но к Богу этот дар должен дотянуться через святость, духовность, нравственность, в силу этой любви есть указатель в Царство Божие, это сила, которая объединяет людей.

В Н. Бердяева любовь индивидуальна, интимная, она отменяет эгоизм в человеке, и в то же самое время духовно возвышает личность, любовь может быть эротическая (восходящая) и каритативной (нисходящая), она имеет метафизическую, космическую природу. Любовь — явление асоциальное, она не имеет никакого отношения к роду, это творчество, свобода и радость, любовь не может быть послушанием — это полет. Любовь превращает мир, она есть бессмертие, выше содержание жизни. Любовь к личности каждого, ко всем окружающим возможна через образ Божий, то есть ведет в Царство Божие.

мАВПЧШ - ЬФП ЮХЧУФЧП ЕДЙОЕОЙС. оБ УБНПН ДЕМЕ, НЩ ЕДЙОЩ УП ЧУЕН ПЛТХЦБАЭЙН НЙТПН. оП НОПЗЙЕ МАДЙ ОЕ ЮХЧУФЧХАФ, ЮФП ЙИ РТЙТПДБ ФБЛБС ЦЕ, ЛБЛ РТЙТПДБ УФПМБ ЙМЙ ЬЛТБОБ ДЙУРМЕС. оБ УБНПН ДЕМЕ НЩ ЕДЙОЩ У МАВЩН ЦЙЧЩН УХЭЕУФЧПН, У МАВЩН БФПНПН ОБЫЕК ЧУЕМЕООПК. оП, РПДПВОПЕ ЕДЙОУФЧП, РПДПВОХА МАВПЧШ РПЮХЧУФЧПЧБФШ НПЦЕФ ДБМЕЛП ОЕ ЛБЦДЩК. мАВЙФШ ЧУЕИ, ДБОП МЙЫШ УЧСФЩН. пВЩЮОПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, ЛТХФСЭЕНХУС Ч УБОУБТЕ, ИПТПЫП, ЕУМЙ ХДБУФУС РПМАВЙФШ ИПФС ВЩ ПДОПЗП ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. вПМШЫБС ЮБУФШ МАДЕК ОЕУРПУПВОБ ДБЦЕ ОБ ЬФПФ РПДЧЙЗ, Ч ЙИ МАВЧЙ УМЙЫЛПН НОПЗП ЬЗПЙЪНБ.

"мАВПЧШ - ЬФП УБНПЕ ЙОФЙНОПЕ, УБНПЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОПЕ ЮХЧУФЧП. ьФП ЧУЕ ТБЧОП, ЮФП ГЧЕФПЛ, ЛПФПТЩК Ч ЛБЛПЕ-ФП НЗОПЧЕОЙЕ НПЦОП ПФДБФШ ФПМШЛП ЛПНХ-ОЙВХДШ ПДОПНХ. лПЗДБ МАВЙЫШ, ОХЦОП ПФДБЧБФШ ЧУЕЗП УЕВС Й ЮХЧУФЧПЧБФШ, ЮФП ФЕВС РТЙОЙНБАФ, - Б Ч МАВЧЙ РТЙОСФШ ЧУЕ, НПЦЕФ ВЩФШ, ЕЭЕ ФТХДОЕЕ, ЮЕН ЧУЕ ПФДБФШ. нЩ ЪОБЕН, ЮФП ПФДБЕН, ОП ОЕ ЪОБЕН, ЮФП РПМХЮЙН" (тЙЮБТД пМДЙОЗФПО)

мАВЙФШ - ПЪОБЮБЕФ ТБУФЧПТЙФШУС Ч РТЕДНЕФЕ УЧПЕК МАВЧЙ РПМОПУФША. еУМЙ ФЩ МАВЙЫШ ЮЕМПЧЕЛБ, ФЕВС ХЦЕ ОЕФ, ФЩ РПМОПУФША ПФДБМ УЕВС ЬФПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. еУМЙ ФЩ МАВЙЫШ НХЪЩЛХ, ФЕВС ХЦЕ ОЕФ, ЕУФШ МЙЫШ НХЪЩЛБ. рПЮЕНХ ФБЛ ЗБТНПОЙЮОЩ ДЧЙЦЕОЙС НБУФЕТПЧ ХЫХ - РПФПНХ ЮФП ЙИ ДЧЙЦЕОЙС ЙУЛТЕООЙ, Ч ЙИ ДЧЙЦЕОЙЙ ОЕФ ОЙЮЕЗП ПФ ЙИ ЬЗП, ЙИ ОЕФ, ЕУФШ ПДОП ДЧЙЦЕОЙЕ, ПДОБ ЖПТНБ...

мАВПЧШ НОПЗЙИ МАДЕК - ЬФП ОЕ МАВПЧШ, ЬФП РТЙЧСЪБООПУФШ. чЩ РТПУФП ОБЫМЙ Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ ФП, Л ЮЕНХ ЧЩ РТЙЧСЪБОЩ. вХДШ ФП УЕЛУ, ДЕОШЗЙ, УФТЕНМЕОЙЕ Л НБФЕТЙОУФЧХ... ьФП ОЕ МАВПЧШ, ЬФП ЬЗПЙЪН. чЩ РТПУФП РПМХЮБЕФЕ ФП, ЮФП ЧБН ОХЦОП, ОЕ ПВТБЭБС ЧОЙНБОЙС ОБ ФП, ЮФП ОХЦОП ЧБЫЕНХ МАВЙНПНХ. лБЛБС ЬФБ МАВПЧШ?

мАДЙ ЦЙЧХФ Ч УЕНШСИ РП РТЙЧЩЮЛЕ, УЧСЪБООЩЕ УЧПЙНЙ РТЙЧСЪБООПУФСНЙ, ХЦЕ Й ОБНЕЛПЧ ОЙ ОБ ЛБЛХА МАВПЧШ ОЕФ.

лПЗДБ ЧЩ МАВЙФЕ Ч ЮЕМПЧЕЛЕ ЮФП-ФП, ЬФП ЮФП-ФП ОЕ ЧЕЮОП, ПОП НПЦЕФ ЙЪНЕОЙФШУС. чЩ МАВЙФЕ, ЛБЛ ПО РПЕФ - ПО РЕТЕУФБМ РЕФШ. чЩ МАВЙФЕ, ЛБЛ ПО ФБОГХЕФ - ПО РЕТЕУФБМ ФБОГЕЧБФШ.

пВЩЮОЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ ЮХЧУФЧБ ОЕРПУФПСООЩ, ПОЙ ПВПТБЮЙЧБАФУС УЧПЕК РТПФЙЧПРПМПЦОПУФША, ЧЕТФСФУС Ч ЛПМЕУЕ. мАВПЧШ УНЕОСЕФУС ОЕОБЧЙУФША, ОЕОБЧЙУФШ РЕТЕТБУФБЕФ Ч МАВПЧШ. оЕФ ФБЛПЗП ЮХЧУФЧБ - "МАВПЧШ", ЕУФШ МАВПЧШ-ОЕОБЧЙУФШ. ьФП ЛБЛ НПОЕФЛБ У ДЧХНС УФПТПОБНЙ. еУМЙ ЧЩ ЛПЗП-ФП УЙМШОП МАВЙФЕ, ЧЩ ТБОП ЙМЙ РПЪДОП ЕЗП ЧПЪОЕОБЧЙДЙФЕ. еУМЙ ОЕОБЧЙДЙФЕ - ТБОП ЙМЙ РПЪДОП РПМАВЙФЕ.

еУМЙ ЦЕ ЧЩ ОБКДЕФЕ Ч ДТХЗПН ЮФП-ФП РПУФПСООПЕ, ЬФП РПУФПСООПЕ Й ВХДЕФ вПЗПН. рПФПНХ ЮФП вПЗ - ЬФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП РПУФПСООП. рПМАВЙФЕ Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ ЧЕУШ НЙТ. чЩ МАВЙФЕ НХЦЮЙОХ - РПМАВЙФЕ Ч ЬФПН НХЦЮЙОЕ ЧУЕИ НХЦЮЙО НЙТБ. чЩ МАВЙФЕ ЦЕОЭЙОХ - РПМАВЙФЕ Ч ЬФПК ЦЕОЭЙОЕ ЧУЕИ ЦЕОЭЙО НЙТБ. ч ЛБЦДПН ЮЕМПЧЕЛЕ ЕУФШ ПФТБЦЕОЙЕ МАВПК ЮБУФЙ НЙТБ. рПМАВЙФЕ ЧЕУШ НЙТ ЮЕТЕЪ ЬФПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

мАВПЧШ - ЬФП ОЕ УЮБУФМЙЧБС УМХЮБКОПУФШ ЙМЙ НЙНПМЕФОЩК ЬРЙЪПД, Б ЙУЛХУУФЧП, ФТЕВХАЭЕЕ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, УБНППФЧЕТЦЕООПУФЙ, ЗПФПЧОПУФЙ Л РПУФХРЛХ Й УБНПРПЦЕТФЧПЧБОЙА. йНЕООП ПВ ЬФПН ЗПЧПТЙФ Ч УЧПЕК ЛОЙЗЕ "йУЛХУУФЧП МАВЧЙ" ЙЪЧЕУФОЩК ЖЙМПУПЖ ьТЙИ жТПНН. "мАВПЧШ - ОЕ УЕОФЙНЕОФБМШОПЕ ЮХЧУФЧП, ЙУРЩФБФШ ЛПФПТПЕ НПЦЕФ ЧУСЛЙК ЮЕМПЧЕЛ ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ХТПЧОС ДПУФЙЗОХФПК ЙН ЪТЕМПУФЙ. чУЕ РПРЩФЛЙ МАВЧЙ ПВТЕЮЕОЩ ОБ ОЕХДБЮХ, ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ОЕ УФТЕНЙФУС ВПМЕЕ БЛФЙЧОП ТБЪЧЙЧБФШ УЧПА МЙЮОПУФШ Ч ГЕМПН, ЮФПВЩ ДПУФЙЮШ РТПДХЛФЙЧОПК ПТЙЕОФБГЙЙ; ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ Ч МАВЧЙ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ДПУФЙЗОХФП, ВЕЪ УРПУПВОПУФЙ МАВЙФШ УЧПЕЗП ВМЙЦОЕЗП, ВЕЪ ЙУФЙООПК ЮЕМПЧЕЮОПУФЙ, ПФЧБЗЙ, ЧЕТЩ Й ДЙУГЙРМЙОЩ".

фЕНБ МАВЧЙ ЧУЕЗДБ ЙОФЕТЕУПЧБМБ ЖЙМПУПЖЙА, ОБЮЙОБС У БОФЙЮОПУФЙ Й ДП ОБЫЙИ ДОЕК. пУОПЧОЩЕ ТБЪДЕМЩ БОФПМПЗЙЙ РПУЧСЭЕОЩ УХЭОПУФЙ МАВЧЙ Й ЕЕ ЪОБЮЕОЙА Ч ЦЙЪОЙ ЙОДЙЧЙДБ Й ПВЭЕУФЧБ, ЮЕМПЧЕЛПМАВЙА Й РПМПЧПК МАВЧЙ. бОФПМПЗЙС ПФЛТЩЧБЕФУС ПФТЩЧЛПН ЙЪ ДЙБМПЗБ рМБФПОБ "рЙТ", РПМПЦЙЧЫЕЗП ОБЮБМП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПНХ БОБМЙЪХ МАВЧЙ Ч ЕЧТПРЕКУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ. фЕНБ МАВЧЙ ВЩМБ ПДОПК ЙЪ ЧЕДХЭЙИ Ч ТХУУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ. й ИПФС БЧФПТЩ, РТСНП ОЕ ПФПЦДЕУФЧМСАФ НХЦУЛХА Й ЦЕОУЛХА МАВПЧШ, ОП ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОЙИ НХЦЮЙОЩ, НПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП ЙНЙ ЧЩТБЦБЕФУС РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП НХЦУЛПК ЧЪЗМСД ОБ МАВПЧШ.

жЙМПУПЖ жТПНН Ч УЧПЕК ТБВПФЕ ЧЩДЕМСЕФ РСФШ ЬМЕНЕОФПЧ, РТЙУХЭЙИ ЛБЦДПНХ ЧЙДХ МАВЧЙ. ьФП ДБЧБОЙЕ, ЪБВПФБ, ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ, ХЧБЦЕОЙЕ Й ЪОБОЙЕ:

уРПУПВОПУФШ МАВЧЙ ДБЧБФШ РТЕДРПМБЗБЕФ ДПУФЙЦЕОЙЕ "ЧЩУПЛПЗП ХТПЧОС РТПДХЛФЙЧОПК ПТЙЕОФБГЙЙ" , Ч ЛПФПТПК ЮЕМПЧЕЛ РТЕПДПМЕЧБЕФ ОБТГЙУУЙУФУЛПЕ ЦЕМБОЙЕ ЬЛУРМХБФЙТПЧБФШ ДТХЗЙИ Й ОБЛПРМСФШ, Й РТЙПВТЕФБЕФ ЧЕТХ Ч УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УЙМЩ, ПФЧБЗХ РПМБЗБФШУС ОБ УБНПЗП УЕВС Ч ДПУФЙЦЕОЙЙ УЧПЙИ ГЕМЕК. "юЕН ВПМЕЕ ОЕДПУФБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ ЬФЙИ ЮЕТФ, ФЕН ВПМЕЕ ПО ВПЙФУС ПФДБЧБФШ УЕВС, - Й, ЪОБЮЙФ, МАВЙФШ", - УЮЙФБЕФ жТПНН.

фП, ЮФП МАВПЧШ ПЪОБЮБЕФ ЪБВПФХ, ОБЙВПМЕЕ ПЮЕЧЙДОП Ч МАВЧЙ НБФЕТЙ Л УЧПЕНХ ТЕВЕОЛХ. оЙЛБЛПЕ ЕЕ ЪБЧЕТЕОЙЕ Ч МАВЧЙ ОЕ ХВЕДЙФ ОБУ, ЕУМЙ НЩ ХЧЙДЙН ПФУХФУФЧЙЕ Х ОЕЕ ЪБВПФЩ П ТЕВЕОЛЕ, ЕУМЙ ПОБ РТЕОЕВТЕЗБЕФ ЛПТНМЕОЙЕН, ОЕ ЛХРБЕФ ЕЗП, ОЕ УФБТБЕФУС РПМОПУФША ЕЗП ПВИПДЙФШ, ОП ЛПЗДБ НЩ ЧЙДЙН ЕЈ ЪБВПФХ П ТЕВЕОЛЕ, НЩ ЧУЕГЕМП ЧЕТЙН Ч ЕЈ МАВПЧШ. "мАВПЧШ - ЬФП БЛФЙЧОБС ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФШ Ч ЦЙЪОЙ Й ТБЪЧЙФЙЙ ФПЗП, ЮФП НЩ МАВЙН".

дТХЗПК БУРЕЛФ МАВЧЙ - ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ - ЕУФШ ПФЧЕФ ОБ ЧЩТБЦЕООЩЕ ЙМЙ ОЕЧЩТБЦЕООЩЕ РПФТЕВОПУФЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП УХЭЕУФЧБ. ч МАВЧЙ НЕЦДХ ЧЪТПУМЩНЙ МАДШНЙ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЛБУБЕФУС, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН, РУЙИЙЮЕУЛЙИ РПФТЕВОПУФЕК ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. пФЧЕФУФЧЕООПУФШ НПЗМБ ВЩ МЕЗЛП ЧЩТПЦДБФШУС Ч ЦЕМБОЙЕ РТЕЧПУИПДУФЧБ Й ЗПУРПДУФЧБ, ЕУМЙ ВЩ ОЕ ВЩМП ХЧБЦЕОЙС Ч МАВЧЙ.

"хЧБЦЕОЙЕ - ЬФП ОЕ УФТБИ Й ВМБЗПЗПЧЕОЙЕ, ЬФП УРПУПВОПУФШ ЧЙДЕФШ ЮЕМПЧЕЛБ ФБЛЙН, ЛБЛПЧ ПО ЕУФШ, ПУПЪОБЧБФШ ЕЗП ХОЙЛБМШОХА ЙОДЙЧЙДХБМШОПУФШ". фБЛЙН ПВТБЪПН, ХЧБЦЕОЙЕ РТЕДРПМБЗБЕФ ПФУХФУФЧЙЕ ЬЛУРМХБФБГЙЙ. "с ИПЮХ, ЮФПВЩ МАВЙНЩК НОПА ЮЕМПЧЕЛ ТПУ Й ТБЪЧЙЧБМУС ТБДЙ ОЕЗП УБНПЗП, УЧПЙН УПВУФЧЕООЩН РХФЕН, Б ОЕ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УМХЦЙФШ НОЕ. еУМЙ С МАВМА ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, С ЮХЧУФЧХА ЕДЙОУФЧП У ОЙН, ОП У ФБЛЙН, ЛБЛПЧ ПО ЕУФШ, Б ОЕ У ФБЛЙН, ЛБЛ НОЕ ИПФЕМПУШ ВЩ, ЮФПВ ПО ВЩМ, Ч ЛБЮЕУФЧЕ УТЕДУФЧБ ДМС НПЙИ ГЕМЕК".

"хЧБЦБФШ ЮЕМПЧЕЛБ ОЕЧПЪНПЦОП, ОЕ ЪОБС ЕЗП: ЪБВПФБ Й ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ВЩМЙ ВЩ УМЕРЩ, ЕУМЙ ВЩ ЙИ ОЕ ОБРТБЧМСМП ЪОБОЙЕ". жТПНН ТБУУНБФТЙЧБМ МАВПЧШ ЛБЛ ПДЙО ЙЪ РХФЕК РПЪОБОЙС "ФБКОЩ ЮЕМПЧЕЛБ", Б ЪОБОЙЕ - ЛБЛ БУРЕЛФ МАВЧЙ, СЧМСАЭЙКУС ЙОУФТХНЕОФПН ЬФПЗП РПЪОБОЙС, РПЪЧПМСАЭЙК РТПОЙЛОХФШ Ч УБНХА УХФШ.

мАВПЧШ - ЧМЕЮЕОЙЕ ПДХЫЕЧМЕООПЗП УХЭЕУФЧБ Л ДТХЗПНХ ДМС УПЕДЙОЕОЙС У ОЙН Й ЧЪБЙНОПЗП ЧПУРПМОЕОЙС ЦЙЪОЙ. йЪ ПВПАДОПУФЙ ПФОПЫЕОЙК НПЦОП МПЗЙЮЕУЛЙ ЧЩЧЕУФЙ ФТПСЛЙК ЧЙД МАВЧЙ:

1) МАВПЧШ, ЛПФПТБС ВПМЕЕ ДБЈФ, ОЕЦЕМЙ РПМХЮБЕФ, ЙМЙ ОЙУИПДСЭБС МАВПЧШ
2) МАВПЧШ, ЛПФПТБС ВПМЕЕ РПМХЮБЕФ, ОЕЦЕМЙ ДБЕФ, ЙМЙ ЧПУИПДСЭБС МАВПЧШ
3) МАВПЧШ, Ч ЛПФПТПК Й ФП, Й ДТХЗПЕ ХТБЧОПЧЕЫЕОП

ьФПНХ УППФЧЕФУФЧХАФ ФТЙ ЗМБЧОЩИ ЧЙДБ МАВЧЙ, ЧУФТЕЮБЕНЩЕ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПН ПРЩФЕ, Б ЙНЕООП: МАВПЧШ ТПДЙФЕМШУЛБС, МАВПЧШ ДЕФЕК Л ТПДЙФЕМСН Й МАВПЧШ РПМПЧБС (ЙМЙ УХРТХЦЕУЛБС). у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ОТБЧУФЧЕООПК ЖЙМПУПЖЙЙ, МАВПЧШ ЕУФШ УМПЦОПЕ СЧМЕОЙЕ, РТПУФЩЕ ЬМЕНЕОФЩ ЛПФПТПЗП УХФШ:

1) ЦБМПУФШ, РТЕПВМБДБАЭБС Ч МАВЧЙ ТПДЙФЕМШУЛПК;
2) ВМБЗПЗПЧЕОЙЕ, РТЕПВМБДБАЭЕЕ Ч МАВЧЙ УЩОПЧОЕК Й ЧЩФЕЛБАЭЕК ЙЪ ОЕЕ ТЕМЙЗЙПЪОПК
3) ЙУЛМАЮЙФЕМШОП РТЙУХЭЕЕ ЮЕМПЧЕЛХ ЮХЧУФЧП УФЩДБ, ЛПФПТПЕ Ч УПЕДЙОЕОЙЙ У ДЧХНС РЕТЧЩНЙ ЬМЕНЕОФБНЙ - ЦБМПУФША Й ВМБЗПЗПЧЕОЙЕН - ПВТБЪХЕФ ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА ЖПТНХ РПМПЧПК ЙМЙ УХРТХЦЕУЛПК МАВЧЙ (НБФЕТЙС ЦЕ ЕК ДБЕФУС ЖЙЪЙЮЕУЛЙН ЧМЕЮЕОЙЕН, БЛФХБМШОЩН ЙМЙ РПФЕОГЙБМШОЩН). (ьОГЙЛМПРЕДЙЮЕУЛЙК УМПЧБТШ ж.вТПЛЗБХЪБ Й й.еЖТПОБ)

фТЕВПЧБОЙС МАВЧЙ: фТЕВПЧБОЙС, ЛПФПТЩЕ ОБН РТЕДЯСЧМСЕФ ФТХДОБС ТБВПФБ МАВЧЙ, РТЕЧЩЫБАФ ОБЫЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ, Й НЩ, ЛБЛ ОПЧЙЮЛЙ, ЕЭЕ ОЕ НПЦЕН ЙИ ЙУРПМОЙФШ. оП ЕУМЙ НЩ ЧЩДЕТЦЙН ЧУЈ Й РТЙНЕН ОБ УЕВС ЬФХ МАВПЧШ, ЕЈ ЗТХЪ Й ЙУРЩФБОЙЕ, ОЕ ФТБФС УЙМ ОБ МЕЗЛХА Й МЕЗЛПНЩУМЕООХА ЙЗТХ, ЛПФПТХА МАДЙ РТЙДХНБМЙ, ЮФПВЩ ХЛМПОЙФШУС ПФ УБНПЗП ЧБЦОПЗП ДЕМБ ЙИ ЦЙЪОЙ. фП, НПЦЕФ ВЩФШ, НЩ ДПВШЈНУС ДМС ФЕИ, ЛФП РТЙДЈФ РПУМЕ ОБУ, ИПФС ВЩ НБМПЗП ПВМЕЗЮЕОЙС Й ХУРЕИБ... (тЙМШЛЕ)

мАВПЧШ УФТПЙФ Й...РЕТЕУФТБЙЧБЕФ. рЕТЕУФТБЙЧБЕФ ЧУЕ, ЮФП ОХЦДБЕФУС Ч РЕТЕУФТПКЛЕ. дБ, МАВПЧШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧЕМЙЛБС УПЪЙДБФЕМШОБС, ФЧПТСЭБС, УФТПСЭБС, РЕТЕУФТБЙЧБАЭБС УЙМБ. (лБЪБЛПЧБ тЙННБ. дПУФПЙОУФЧП ДХЫЙ. - мЙФ. ЗБЪЕФБ)

мАВПЧШ ТПЦДБЕФ ОБВМАДБФЕМШОПУФШ Й ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ. (зТБОЕО дБОЙЙМ. п НЙМПУЕТДЙЙ. - мЙФ. ЗБЪЕФБ)

мАВПЧШ... уХДПТПЦОЩЕ ПВЯСФЙС, УРМЕФЕОЙЕ ТХЛ, УРМЕФЕОЙЕ ФЕМ - ОЕ ПФ ПФЮБСОЙС МЙ? оЕ РПРЩФЛБ МЙ ЬФП ХДЕТЦБФШ ОЕХДЕТЦЙНПЕ, ЧЩТБЪЙФШ ФП, РЕТЕД ЮЕН ОЕ ФПМШЛП ВЕУУЙМШОЩ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УМПЧБ, ОП Й НЩ УБНЙ, МАДЙ, ВЕУУЙМШОЩ? оЕ РТПФЕУФ МЙ ЬФП ЦЙЪОЙ, ЦБЦДЩ ЦЙФШ РЕТЕД ОЕЙЪВЕЦОПУФША ОБЫЕЗП ЙУЮЕЪОПЧЕОЙС... ...мАВПЧШ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ УЩФПК Й ВМБЗПДХЫОПК. пОБ ЧУЕЗДБ ФЕТЪБОЙЕ. чУЕЗДБ Ч ОЕК РХМШУЙТХЕФ УФТБИ РПФЕТСФШ. юЕН ВПМШЫЕ МАВЙЫШ, ФЕН УЙМШОЕЕ УФТБЫЙЫШУС ТБЪМХЛЙ.

мАВПЧШ...пЮЕОШ ЧБЦОП РПНОЙФШ. рПФПНХ ЮФП П ОЕК, ЛБЛ ОЙ ТБУУЛБЪЩЧБК, ЧУЕЗП ОЕ РЕТЕДБЫШ. еЈ ОБДП УРЕТЧБ ХЪОБФШ, РЕТЕЦЙФШ УБНПНХ. чУСЛЙК РПЪОБЧЫЙК ЕЕ ИПФС ВЩ ОЕОБДПМЗП - УЮБУФМЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ, Й ЕНХ ОЙЮЕЗП ОЕ ОХЦОП ТБУФПМЛПЧЩЧБФШ П МАВЧЙ, Б ОЕУЮБУФМЙЧЩК ЧУЕ ТБЧОП ОЙЮЕЗП ОЕ РПКНЕФ, УЛПМШЛП ВЩ НЩ ОЙ УФБТБМЙУШ... (чЙОПЗТБДПЧ й. рТЙНЙ НПА МАВПЧШ)

юЕМПЧЕЛ НПЦЕФ ОБХЮЙФШУС ЧПЪЧПДЙФШ ЧЕМЙЮЕУФЧЕООЩЕ УППТХЦЕОЙС... ...ОП, ЕУМЙ ПО ОЕ ОБХЮЙФУС МАВЙФШ РП-ОБУФПСЭЕНХ, ПО ПУФБОЕФУС ДЙЛБТЕН. пВТБЪПЧБООЩК ЦЕ ДЙЛБТШ ЧП УФП ЛТБФ ПРБУОЕЕ ДЙЛБТС ОЕПВТБЪПЧБООПЗП. (уХИПНМЙОУЛЙК ч.б.)

х РЕТЧПК МАВЧЙ, МЕЗЛПЧЕТОПК Й НОЙФЕМШОПК, ЧУЕЗДБ УЧПЙ РТЙЮХДЩ. (л.уЕДЩИ)

мАВПЧШ - ЬФП ФБЛПЕ ЮХЧУФЧП, П ЛПФПТПН НПЦОП ЗПЧПТЙФШ ФПМШЛП У ФЕН, ЛПЗП МАВЙЫШ. (р.уЩЮЕЧ)

мАВПЧШ УБНПЕ ДПТПЗПЕ, ЮФП ДБЕФУС ЮЕМПЧЕЛХ Ч ЦЙЪОЙ. мАВПЧШ - ЬФП РЕУОС УЕТДГБ. ьФП - ЗПТДПУФШ. ьФП УЙМБ, ДЕМБАЭБС МАДЕК ВПЗБФЩТСНЙ Й ЗЕОЙСНЙ. мАВПЧШ - ЬФП МЕРЕУФЛЙ ЮЕТЕНХИЙ, ОП ЧНЕУФЕ У ФЕН Й ЛМЙОПЛ, ПВЕТЕЗБАЭЙК ЙИ ОЕЦОПУФШ Й ЮЙУФПФХ! (рПРПЧ в.о.)

мАВПЧШ - УБНПЕ ХФТЕООЕЕ ЙЪ ОБЫЙИ ЮХЧУФЧ. (в. жПОФЕОЕМШ)

мАВПЧШ, ВЕЪ УПНОЕОЙС, - ЬФП ВХЫХАЭЕЕ НПТЕ; ТБЪХН - УЧЕФСЭБСУС РЕУЮЙОЛБ; УФТБУФШ - РПИЙЭБАЭЙК НЙТ ХТБЗБО; ТБУУХДПЛ - НЕТГБАЭЙК УЧЕФЙМШОЙЛ. тБОХ, ОБОЕУЕООХА ЛПРШЕН ВЕЪХНОПК МАВЧЙ, ОЕ ЙУГЕМЙФШ ЧБФПК, УНПЮЕООПК ВБМШЪБНПН ТБЪХНБ. тПЪБ ОБ МХЦБКЛЕ УЕТДГБ, ПТПЫЕООБС ЧПДПК МАВЧЙ, ОЕ ЪБЧСОЕФ. (й.лБОВХ лОЙЗБ П ЧЕТОЩИ Й ОЕЧЕТОЩИ ЦЕОБИ)

мАВПЧШ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩТБЭЕОБ РТПУФП ЙЪ ОЕДТ РТПУФПЗП ЪППМПЗЙЮЕУЛПЗП РПМПЧПЗП ЧМЕЮЕОЙС. уЙМЩ "МАВПЧОПК" МАВЧЙ НПЗХФ ВЩФШ ОБКДЕОЩ ФПМШЛП Ч ПРЩФЕ ОЕРПМПЧПК ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК УЙНРБФЙЙ. нПМПДПК ЮЕМПЧЕЛ ОЙЛПЗДБ ОЕ ВХДЕФ МАВЙФШ УЧПА ОЕЧЕУФХ Й ЦЕОХ, ЕУМЙ ПО ОЕ МАВЙМ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК, ФПЧБТЙЭЕК, ДТХЪЕК. й ЮЕН ЫЙТЕ ПВМБУФШ ЬФПК ОЕРПМПЧПК МАВЧЙ, ФЕН ВМБЗПТПДОЕЕ ВХДЕФ Й МАВПЧШ РПМПЧБС. (б.у. нБЛБТЕОЛП)

рМБФПОЙЮЕУЛБС МАВПЧШ, ЛБЛПК ВЩ ЧЩУПЛПК ПОБ ОЙ ВЩМБ, - ЧУЕЗДБ РЩЫОЩК РХУФПГЧЕФ, ЛПФПТЩК ГЧЕФЕФ Й РБИОЕФ, ДБ ЧПФ ВЕДБ - ОЕ ДБЕФ РМПДПЧ. (а. лХЪОЕГПЧ)

чМАВМЕООПУФШ - ЬФП УРПУПВОПУФШ ЪБНЕФЙФШ Й ХЧЙДЕФШ ЛПЗП-ФП ЛТПНЕ УЕВС УБНПЗП, ЙУЛТЕООЕ ЧПУИЙФЙФШУС ДТХЗЙН ЮЕМПЧЕЛПН, ЬФП ЧУЕЗДБ ЦЗХЮЙК ЙОФЕТЕУ Л НЙТХ УЧПЕЗП ЙЪВТБООЙЛБ, РТЕДБООПУФШ ЕНХ. йОБЮЕ ЗПЧПТС, ЧМАВМЕООПУФШ Ч ПРТЕДЕМЕООПК УФЕРЕОЙ РТЕДРПМБЗБЕФ БМШФТХЙЪН, ВЕУЛПТЩУФОХА МАВПЧШ Л ЮЕМПЧЕЛХ. уРПУПВОПУФШ ЧМАВМСФШУС - РТЙЪОБЛ ЧЩУПЛПЗП УФТПС ДХЫЙ. (б.чБТЗБ)

мАВПЧШ ЧЕДШ ЗПТОБС РФЙГБ. пОБ ТБЧОЙО ОЕ РЕТЕОПУЙФ. оБ ТБЧОЙОХ РТЙМЕФБЕФ МЙЫШ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ХНЕТЕФШ. (б. нЙФТПЖБОПЧ)

мАВПЧШ НПЦЕФ РПВЕДЙФШ ЧУЕ ОБ УЧЕФЕ, ОП ПДОПК МАВПЧША ЕЭЕ ОЕ НПЦЕФ ЦЙФШ ЮЕМПЧЕЛ. (чБУЙМШЕЧ н.)

мАВПЧШ Й РХУФСЛЙ. оЕ ФП ПНТБЮБЕФ НПЙ ДОЙ, ЮФП ХИПДЙФ МАВПЧШ, Б ФП, ЮФП ПОБ ХИПДЙФ ЙЪ-ЪБ РХУФСЛПЧ. (ьДОБ уЕО чЙОУЕОФ нЙММЕ)

уБНБС ЮЙУФЕКЫБС МАВПЧШ ОБРПМПЧЙОХ РЕТЕНЕЫБОБ У УБНПМАВЙЕН. (н. мЕТНПОФПЧ лОСЗЙОС мЙЗПЧУЛБС

чЕТОПУФШ - ЬФП ПДОБ ЙЪ ЪБДБЮ МАВЧЙ; ОП ЬФП ЧУЕЗДБ ЪБДБЮБ ФПМШЛП ДМС ФПЗП, ЛФП МАВЙФ, Й ОЙЛПЗДБ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ФТЕВПЧБОЙЕН, ОБРТБЧМЕООЩН ОБ РБТФОЕТБ. (ч. жТБОЛ юЕМПЧЕЛ Ч РПЙУЛБИ УНЩУМБ)

"мАВПЧШ - ЕДЙОУФЧЕООБС УФТБУФШ, ОЕ РТЙЪОБАЭБС ОЙ РТПЫМПЗП, ОЙ ВХДХЭЕЗП" (п. вБМШЪБЛ)

"уМПЧБ МАВЧЙ ЧУЕЗДБ ПДЙОБЛПЧЩ, - ЧУЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, ЙЪ ЮШЙИ ХУФ ПОЙ ЙУИПДСФ" (нПРБУУБО)

"мАВПЧШ - ЬФП УЖПЛХУЙТПЧБООПЕ УФТЕНМЕОЙЕ Л УЮБУФША" (лЙТРЙЮЕЧ ч.)

"мАВПЧШ - ЬФП ПВЭЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ, ОП Й ДХИПЧОПЕ" (уЬМЙОДЦЕТ)

нПЦОП ЕЭЕ ДПМЗП РТПДПМЦБФШ ЬФПФ УРЙУПЛ ПРТЕДЕМЕОЙК Й ФТБЛФПЧПЛ МАВЧЙ, ОП ЧУЕ ПОЙ ЗПЧПТСФ ПВ ПДОПН: "мАВПЧША УДЕМХЕФ ДПТПЦЙФШ, ПОБ ЕУФШ ЙУФЙООПЕ УЮБУФШЕ Ч ОБЫЕК ЦЙЪОЙ, ПОБ - ФП УБНПЕ ЮЙУФПЕ, ЮФП ЕУФШ ОБ УЧЕФЕ, ФП ОЕЦОПЕ Й УПЛТБЧЕООПЕ. тБУФПЮБКФЕ МАВПЧШ ПВЕЙНЙ ТХЛБНЙ Й ЧУЕН УЕТДГЕН!!! мавпчш - ЬФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ УПЛТПЧЙЭЕ, ЛПФПТПЕ ХНОПЦБЕФУС, ТБЪДЕМССУШ! ьФП ЕДЙОУФЧЕООЩК ДБТ, ЛПФПТЩК ОБУФПМШЛП ЧЩТБУФБЕФ, УЛПМШЛП ПФ ОЕЗП ПФОЙНЕЫШ! ьФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ ОБЮЙОБОЙЕ, Ч ЛПФПТПН ЮЕН ВПМШЫЕ ФТБФЙЫШ, ФЕН ВПМШЫЕ РПМХЮБЕЫШ! дбтйфе ее, тбуфпюбкфе ее, Й ЪБЧФТБ Х ЧБУ ВХДЕФ ВПМШЫЕ РТЕЦОЕЗП!!!

С точки зрения философии то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а способностью любить. Начиная с Сократа, любовь рассматривается как особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В своих диалогах, таких, как «Федр», «Пир», Платон разрабатывает свою теорию любви. У Платона любовь - это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе, стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих. Итак, следуя Платону, можно сделать вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется свыше, с помощью бога Эрота. Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях. У Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности. Августин говорит о любви как о мистической способности познания: «мы познаём в той мере, в какой любим». Вслед за Августином Б.Паскаль рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Любовь к Богу должна сопровождаться ненавистью к себе. Христос искупил грех человека. Для Р.Декарта и Б. Спинозы место любви - в сфере страстей. И.Кант и Г.Ф.Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания. Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга. По В.С. Соловьёву, любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом. Смысл любви - в преодолении эгоизма.

Идеи философии любви получили развитие также в работах В.Розанова, Н.Бердяева. По Шелеру в любой своей разновидности любовь есть незавершённая любовь к Богу. Наиболее фундаментальное в 20в. произведение на тему любви - «Метафизика любви» Д. фон Гильдебранда. У Э.Фромма любовь как способ преодоления одиночества, как созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему.

Исключительная роль в понимании и утверждении смысла любви принадлежит христианской религии. Согласно ей, Бог есть любовь, любовь вообще, чистая любовь, поднимаясь к которой человек начинает жить в атмосфере любви и становится способным к любому конкретному её проявлению - может полюбить человека, животное, природу. В Новом Завете говорится: «..всякий любящий рождён от Бога и знает бога; Кто не любит, тот не познал Бога…» Понимание того, что человек без любви - жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в словах апостола Павла: « Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто… Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше.» (1-е послание Коринфянам Апостол Павел 13,1-2). Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. К тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика.