Демократия: понятие, принципы, виды и формы. Признаки демократии

Во всем мире уже давно обсуждается такое понятие, как демократия. Почти все страны стараются соблюдать ее принципы. В этой статье мы рассмотрим такую тему «Демократия: понятие и виды». Кроме того, вы узнаете о принципах, формах и признаках этого политического режима.

Основное понятие

Итак, виды демократии рассмотрим несколько позже. Сначала следует разобраться с самим термином. Это специфическая форма государственного правления, которая заключается во всестороннем участии граждан страны в ее руководстве. Она предусматривает не только наличие необходимых прав и свобод, но и всеобщее равенство перед законами.

В демократичном обществе должно быть максимально развито народовластие. То есть все полномочия не обязаны сосредотачиваться в руках одного человека или группы людей. Правительство, которое выбирает народ, должно быть максимально открытым перед людьми, отчитываться перед ними о своей деятельности, стремиться к развитию государства.

Основные признаки демократии

Без них данная форма правления не может существовать. Итак, ее характерные черты:

  1. Демократия имеет политический и государственный характер.
  2. Эта форма правления предполагает гарантирование и фактическое проявление всех гражданских прав.
  3. Соблюдение установленных законов, взаимная ответственность государства и народа за посягательства на права и свободы людей.

Как видите, эти признаки не присущи некоторым другим формам осуществления власти, например, диктатуре.

Принципы

Виды демократии являются очень важным вопросом не только для политиков, но и для обычных людей. Однако не менее интересно узнать о ее принципах:


Функции демократии

Теперь разберемся, что именно должна осуществлять представленная форма правления. Итак, существуют такие функции демократии:

  • Охранительная . Она предусматривает обеспечение безопасности, достоинства и чести каждого гражданина. Она способствует сбережению прав и свобод человека от посягательств третьих лиц.
  • Учредительная . Здесь предусматривается формирование государственного аппарата из органов власти и местного самоуправления путем выборов или конкурсного отбора.
  • Организационно-политическая . Эта функция предполагает народ как
  • Регулятивная . Она предусматривает работу всех субъектов демократичного общества, которые обязаны объединить свои усилия и интересы для сохранения свобод и прав граждан.

  • Контрольная . Она обеспечивает наблюдение за органами власти, которые должны действовать в рамках своих полномочий и компетенции.
  • Стимулирующая . Она предусматривает максимальное обеспечение работы государства на благо общества. При этом мнение народа должно быть обязательно учтено. Поощряется активность граждан в общественной жизни.

Это может обеспечить только демократия. Виды и формы этого режима вы рассмотрите далее.

Формы

Итак, их всего две:


Как видите, само понятие того, что такое демократия, виды и формы ее нужно знать каждому гражданину. Любой человек имеет определенные права и свободы, которые защищаются государством.

Виды демократии

Теперь нужно рассмотреть еще один важный вопрос. Существуют такие виды демократии:

  • Конституционная . Она сочетает в себе не только демократические принципы, но и некоторые признаки либерализма.
  • Консервативная . Она характерна для некоторых стран, в которых значительную роль играют давние традиции. Такая форма правления осуществляется в Великобритании.
  • Анархистская . Оно основана на том популистском ореоле, который создают правители.
  • Полиархическая . Ее характерной особенностью является наличие большого количества политических центров, которые могут принимать решения. То есть власть рассредоточена.
  • Консенсусная . Она еще только разрабатывается, однако ее главной целью является отказ от принципа большинства. Такая форма правления должна существовать на взаимном партнерстве, согласии, достижении компромисса.

Теперь вы знаете, что такое демократия, понятие, виды и формы этого режима.

07Ноя

Демократия – это термин который применяется к описанию политической системы управления государством, идее и концепции, основанной на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия «, переводится как «власть народа » и имеет Древнегреческое происхождение, ведь именно там сформировались и были реализованы основные идеи демократической концепции управления.

Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

Узнав определения термина «демократия», закономерно возникают вопросы типа: «А как именно, народ управляет государством?» и «Какие существуют формы и способы демократического управления?».

В данный момент существует две основные концепции осуществления народной власти в демократическом обществе. Это: «Непосредственная демократия » и «Представительная демократия ».

Непосредственная (прямая) демократия.

Прямая демократия – это система при которой все решения принимаются непосредственно самим народом через его прямое волеизъявление. Данная процедура становится возможной благодаря проведению различных референдумов и опросов. К примеру, это может выглядеть следующим образом: В государстве «N», нужно принять закон о запрете употребления алкогольных напитков в определенное время. Для этого проводится референдум, на котором жители голосуют «За» или «Против» данного закона. Решение о том будет ли принят закон или нет, формируется исходя из того как проголосовало большинство граждан.

Стоит отметить, что с учетом развития современных технологий, подобные референдумы могут проходить довольно быстро и эффективно. Дело в том, что практически все граждане обладают современными гаджетами (смартфонами) с помощью которых и можно проводить голосование. Но, вероятней всего, прямой демократией государства пользоваться не будут, по крайней мере в полном объеме. Это связано с тем, что непосредственная демократия имеет ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Проблемы прямой демократии.

К основным проблемам прямой демократии можно отнести такой аспект как: количество людей. Дело в том, что принцип постоянного прямого народного управления возможен только в относительно небольших социальных группах где возможны постоянные обсуждения и компромиссы. В противном случаи, решения всегда будут приниматься в угоду настроениям большинства, не учитывая мнение меньшинства. Из этого следует, что решения могут быть приняты на основе симпатий большинства, а не на логичных и обоснованных мнениях меньшинства. В этом и заключается главная проблема. Дело в том, что по факту, не все граждане являются, так сказать политически и экономически грамотными. Соответственно, что в большинстве случаев, принятые ими (большинством) решения будут заранее неверными. Если уж говорить совсем простыми словами, то будет не верно доверять управление важными политическими и экономическими делами, людям, которые в этом не разбираются.

Представительная (репрезентативная) демократия.

Представительная демократия – это самый распространенный вид управления государством, при котором люди делегируют часть своих полномочий избранным на выборах специалистам. Простыми словами, репрезентативная демократия – это когда люди выбирают себе власть путем народных выборов, и уже потом на избранную власть ложатся обязательства по управлению страной. Люди в свою очередь оставляют за собой право контролировать власть используя различные рычаги влияния: , отставка правительства (чиновника), и тому подобное.

На данном этапе развития человеческого общества, именно Представительная демократия показывает себя самым эффективным способом управления, но и она не лишена недостатков. К основным проблемам данной формы можно отнести: , узурпацию власти и другие неприятные моменты. Именно для предотвращения таких проблем, общество всегда должно быть активным и постоянно держать власть под контролем.

Суть и принципы демократии. Условия и признаки демократии.

Переходя к данному относительно большому разделу, в первую очередь стоит перечислить основные моменты или так называемые «столпы» на которых базируется вся концепция демократии.

Основные столпы на которых базируется демократия:

  • народа;
  • Правительство формируется с согласия народа;
  • Действует принцип большинства;
  • Соблюдаются права меньшинств;
  • Гарантируются основные права и свободы человека;
  • Свободные и честные выборы;
  • Равенство перед законом;
  • Соблюдение правовых процедур;
  • ограничения в отношении правительства (власти);
  • Социальный, экономический и ;
  • Ценности , сотрудничества и компромисса.

Итак, ознакомившись с базисом, можно переходить к разбору концепции в более мелких деталях.

Из чего состоит демократия.

Для лучшего понимания всех ключевых моментов демократии следует разложить концепцию на основные ключевые элементы. Всего их четыре, это:

  • Политическая система и система выборов;
  • Активность граждан в политической и социальной жизни государства;
  • Защита прав граждан;
  • Верховенство права (равенство перед законом).

Образно говоря, сейчас мы в подробности разберем вышеперечисленные пункты и выясним какие должны быть условия для процветания демократии.

Политическая система и система выборов.

  • Возможность выбирать своих лидеров и привлекать их к ответственности за действия, совершенные будучи на посту.
  • Люди решают, кто будет представлять их в парламенте, и кто возглавит правительство на национальном и местном уровнях. Они делают это, выбирая между конкурирующими сторонами на регулярных, свободных и честных выборах.
  • В условиях демократии народ является высшей формой политической власти.
  • Властные полномочия переходят от людей к правительству только на определенное время.
  • Законы и политика требуют поддержки большинства в парламенте, но права меньшинств защищены различными способами.
  • Люди могут критиковать своих избранных лидеров и представителей. Могут наблюдать за тем, как они работают.
  • Избранные представители на национальном и местном уровнях должны прислушиваться к людям и отвечать на их запросы и потребности.
  • Выборы должны проходить через регулярные промежутки времени, как это предусмотрено законом. Те, кто у власти, не могут продлить срок своего пребывания на должности, не прося согласия у народа на референдуме.
  • Для того, чтобы выборы были свободными и справедливыми, они должны контролироваться нейтральным, профессиональным органом, который одинаково относится ко всем политическим партиям и кандидатам.
  • Все партии и кандидаты должны иметь право свободно проводить избирательную кампанию.
  • Избиратели должны иметь возможность голосовать втайне, без запугивания и насилия.
  • Независимые наблюдатели должны иметь возможность наблюдать за голосованием и подсчетом голосов, чтобы гарантировать, что этот процесс свободен от коррупции, запугивания и мошенничества.
  • Споры в отношении результатов выборов рассматривает беспристрастный и независимый суд.

Активность граждан в политической и социальной жизни государства.

  • Ключевая роль граждан в демократии — участвовать в общественной жизни.
  • Граждане обязаны внимательно следить за тем, как их политические лидеры и представители используют свои полномочия, а также выражать свои собственные мнения и пожелания.
  • Голосование на выборах — важная гражданская обязанность всех граждан.
  • Граждане должны делать свой выбор досконально разобравшись в предвыборных программах всех сторон, что обеспечивает объективность при принятии решения.
  • Граждане могут принимать активное участие в предвыборных компаниях, публичных обсуждениях и протестах.
  • Важнейшей формой участия является членство в независимых неправительственных организациях, которые представляют свои интересы. Это: фермеры, рабочие, врачи, учителя, владельцы бизнеса, религиозные верующие, студенты, правозащитники и так далее.
  • В условиях демократии, участие в гражданских объединениях должно быть добровольным. Никто не должен быть принужден присоединиться к организации против своей воли.
  • Политические партии являются жизненно важными организациями в условиях демократии, а демократия становится сильнее, когда граждане становятся активными членами политических партий. Однако никто не должен поддерживать политическую партию, потому что на него оказывают давление. В условиях демократии граждане могут свободно выбирать, какую сторону поддерживать.
  • Участие граждан должно быть мирным, уважительным к закону и толерантным в отношении взглядов оппонентов.

Защита прав граждан.

  • В условиях демократии каждый гражданин имеет определенные основные права, которые государство не может отнять. Эти права гарантируются международным правом.
  • Граждане имеют право на свои собственные убеждения. Имеют право свободно говорить и писать о том, о чем думают. Никто не может указывать на то как гражданин должен думать, во что верить, об чем говорить или писать.
  • Существует свобода религии. Каждый может свободно выбирать свою религию и поклоняться ей по своему усмотрению.
  • Каждый человек имеет право пользоваться своей собственной культурой вместе с другими членами своей группы, даже если их группа является меньшинством.
  • В средствах массовой информации есть свобода и плюрализм. Человек может выбирать между различными источниками новостей и мнений.
  • Человек имеет право общаться с другими людьми, а также создавать и присоединяться к организациям по своему выбору.
  • Человек может свободно перемещаться по стране, или по желанию покинуть ее.
  • Человек имеет право на свободу собраний и протесты против действий правительства. Однако он обязан осуществлять эти права мирным путем с уважением к закону и правам других граждан.

Верховенство права.

  • В условиях демократии верховенство закона защищает права граждан, поддерживает порядок и ограничивает власть правительства.
  • Все граждане равны по закону. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку расы, религии, этнической группы или пола.
  • Никто не может быть арестован, заключен в тюрьму или изгнан безосновательно.
  • Человек считается невиновным если его вина не доказана в соответствии с законом. Любой, кто обвиняется в совершении преступления, имеет право на справедливое публичное разбирательство в беспристрастном суде.
  • Никто не может облагаться налогом или преследоваться по закону, за исключением случаев, предусмотренных законом.
  • Никто не выше закона, даже не король или избранный президент.
  • Закон справедливо, беспристрастно и последовательно применяется судами, независимыми от других ветвей власти.
  • Пытки и жестокое и бесчеловечное обращение абсолютно запрещены.
  • Верховенство закона ограничивает власть правительства. Ни один правительственный чиновник не может нарушать эти ограничения. Ни один правитель, министр или политическая партия не могут указывать судье, как решить дело.

Требования к обществу для нормальной работы демократической системы.

  • Граждане должны не только осуществлять свои права, но и соблюдать определенные принципы и правила демократического поведения.
  • Люди должны уважать закон, и отвергать насилие. Ничто не оправдывает использование насилия против ваших политических противников, только потому, что вы не согласны с ними.
  • Каждый гражданин должен уважать права своих сограждан и их достоинство как людей.
  • Никто не должен осуждать политического противника как зло в чистом виде, просто потому, что у него другие взгляды.
  • Люди должны ставить под сомнение решения правительства, но не отвергать власть правительства.
  • Каждая группа имеет право практиковать свою культуру и иметь определенный контроль над своими делами. Но, в то же время, такая группа должна признать, что она является частью демократического государства.
  • Когда человек выражает свое мнение, он также должен выслушать мнение оппонента. Каждый человек имеет право быть услышанным.
  • Когда люди выдвигают требования, они должны понимать, что в условиях демократии невозможно угодить абсолютно всем. Демократия требует компромисса. Группы с разными интересами и мнениями должны быть готовыми договориться. В данных условиях одна группа не всегда получает все, что хочет, но возможность компромиссов ведет к всеобщему благу.

Итог.

В итоге, хотелось бы закончить данную статью словами действительно великого человека – Уинстона Черчилля. Однажды он сказал:

«Демократия - наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробовались время от времени.»

И судя по всему, он был прав.

Категории: , / / от

Общая характеристика демократии

В современной политической науке и литературе одним из наиболее часто употребляемых категорий выступает термин «демократия». Такая ситуация, с одной стороны, объясняется популярностью демократии, как формы устройства современного государства, а с другой – внутренней сложностью, многогранностью и многокомпонентностью рассматриваемого понятия.

В наиболее общем виде, демократию принято определять следующим образом:

Определение 1

Демократия – самостоятельный политический режим, основным сущностным признаком которого выступает метод коллективного принятия решений, при равенстве воздействия участников на исход процесса или его отдельные стадии.

Классический демократический режим, безотносительно к его конкретным формам и разновидностям обладает рядом отличительных особенностей:

  • Формирование высших органов государственных лиц и избрание должностных лиц происходит в результате честных, состязательных выборов, путем свободного волеизъявления лиц, обладающих избирательным правом. При этом в демократическом государстве правом избирать и быть избранным, по общему правилу, обладают все совершеннолетние, дееспособные граждане, независимо от их пола, образования, национальности, социального и имущественного положения, и т.д.
  • Единственным легитимным источником государственной власти обладают не властные органы, а народ соответствующей страны;
  • Внутри демократического общества широко развиты и активно применяются методы самоуправления, направленные на достижение общего блага и удовлетворение различных общесоциальных и индивидуальных экономических, культурных, духовных, и иных потребностей.

При этом, как было отмечено выше, несмотря на наличие рассмотренных общих признаков, конкретные особенности демократии различаются в зависимости от конкретных государств и исторических периодов, что во многом обусловлено преобладанием различных видов и форм демократии в соответствующих условиях.

В этой связи, для формирования целостного восприятия о сущности демократии предлагается рассмотреть выделяемые в современной литературе типы и виды демократии.

Типы демократии

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию.

Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов. Однако было бы неверным утверждать неприменимость прямой демократии в условиях современных государств, поскольку в настоящее время, в том числе в Российской Федерации, механизмы непосредственной демократии активно применяются в рамках местного самоуправления, например, путем общего собрания, схода граждан, проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, и т.д.

Представительная демократия , содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д. Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

Кроме того, в рамках рассматриваемой типологии иногда выделяется третья форма демократии – плебисцитарная, сущностные признаки которой позволяют говорить о ее отнесении к промежуточному типу, между прямой и непосредственной демократией.

Определение 2

Плебисцитарная демократия – тип демократии, в рамках которого возможности политического влияния граждан ограничиваются путем конкретизации тех вопросов, в решении которых допускается непосредственное народное волеизъявление. Чаще всего, такими вопросами признаются одобрение проектов наиболее важных нормативных актов, решений, которые подготавливаются в рамках деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Виды демократии

Наряду с рассмотренной выше типологией демократии, в специальной литературе также обнаруживаются различные виды демократии, в основание которых, как правило, положены политические взгляды ученых, обосновывающих целесообразность выделения того или иного вида демократии. Так, в частности, на современном этапе выделяют:

  • Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;
  • Имитационная демократия – вид демократии , при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;
  • Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;
  • Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.

демократия понятие возникновение

Демократические режимы определяют и различают не только структуры высших институтов - (макроуровней) власти, но и политические структуры среднего уровня государственных аппаратов, учреждений, органов управления. Г.Алмонд различает на этом основании три типа демократии:

  • 1) с высокой независимостью подсистем - (партий, профсоюзов, групп давления и т.п. (Англия, США);
  • 2) с ограниченной автономией (Франция, Италия и др.) и
  • 3) с малой автономией (например, Мексика).

Сложность демократических структур и отношений - отражение более общей проблематики отношений общества и государства, народа и власти, ее структур. Демократия, в отличие от недемократических типов правления (тоталитарных, авторитарных), не упрощает их сильными н примитивными средствами давления, а усложняет. Исторический смысл усложнения исключителен: динамизм политических процессов, механизмов социальной и политической стабилизации отвечает динамике развития современного общества - гибкая, активно и быстро реагирующая на внутренние и внешние воздействия политическая организация демократического общества обеспечивает его стабильность, единство государства, решение жизненно важных задач общества эффективнее, чем жесткие, малоподвижные, старинные структуры иных режимов. Однако от власти и общества демократическое правление требует большего, чем авторитарные или тоталитарные - не простого умения повелевать и повиноваться, а обучения особой культуре политического поведения и такому знанию политической жизни общества, которое делает человека способным формировать демократию и жить в ее условиях. Еще более высокие требования демократии предъявляет к организации власти, особенно в специфической ситуации постколониального или посттоталитарного развития общества.

Функции государственной власти в демократической политической организации общества определяются необходимостью охраны и развития демократии. Для этого власть должна быть достаточно сильной. Но сильная власть на разных этапах демократического процесса может и должна вести себя различным образом. В условиях неокрепшей демократии, в начальный период становления демократического общества сильная власть легко превращается в диктатуру (авторитарную или тоталитарную). Единственный выход в этом случае - реальное участие общества в правлении, создание правовых, экономических, политических, идеологических условий для действенного социального контроля политики, формирование гражданского общества и правового государства, равновесие трех разделенных властей. Это сложный, порой и затяжной путь развития к такому состоянию государства и общества, когда правящие в нем силы допускают ограничение своей власти, т.е. отказываются от господства меньшинства и разделяют власть вместе с обществом, которое принимает активное участие в правлении. В то же время эта ситуация не должна переходить в "тиранию большинства" (по выражению Дж.Ст. Милля), особенно опасную, когда она облачена в форму представительного парламентского правления. Она способна переродиться в диктатуру парламента или парламентского большинства и перестает выражать подлинную волю и реальные интересы общества я ведет к борьбе с исполнительной властью, которая может перерасти в гражданскую войну, как это не раз бывало в истории. Исполнительная власть (правительства, президента, монархии) способна также противопоставить этой тирании насилие (как это и было, например, в эпоху войны короля и парламента в Англии в ХУП в.). В этой борьбе "масса", народ может пойти за властью (парламентской или исполнительной, либо за той и другой), авторитет которой определяется расколом общества на враждующие стороны, ее силой, жестокостью и способностью вовлекать массы в насилие, нередко вооруженное. Такая власть утрачивает демократические цели, интересы и связи с обществом. Псевдодемократическая власть становится не средством осуществления демократии, а подлинным ее противником. Особые черты расширения и интернационализации демократического процесса возникают в обществах, вступающих в эпоху демократического развития, не имея опыта того органического, многовекового движения к демократии, который приобрели в длительной борьбе за нее другие народы. Посттоталитарная или постколониальная демократия имеет свои особенности и формируется в весьма сложных условиях, общих для обществ, переживающих антитоталитарное либо антиколониальное обновление и специфических для каждой страны. Мировой опыт движения к демократии позволяет, тем не менее, вооружить обновляющееся общество знанием, которое, конечно, не заменяет и не исключает накопление собственного опыта такого общества, но значительно облегчает эту теоретическую и практическую работу и сокращает исторические сроки движения к демократии Специфические условия, задачи и проблемы становления демократии, ее воспроизводства в необычных политических, социальных и исторических условиях могут быть суммированы следующим образом.

Демократический политический процесс развивается неравномерно. Отнюдь не все исторические типы общества оказались в состоянии сформировать демократические политические порядки. Развитие демократии возможно только как органически присущий обществу процесс, необходимо связанный с общим процессом общественного развития; формирование или отсутствие демократии, в свою очередь, характеризует общественный процесс, свойственный данному обществу. Политическая демократия в этом смысле исторична и не может произвольно переноситься из общества одного типа в общество другой социальной природы, с иной культурой и другими политическими традициями.

Отсюда вытекает важное следствие для стран, не имеющих собственных демократических традиций, особенно федеративных, сложно организованных, неоднородных в экономическом, культурном, национальном отношениях, поскольку в них не может быть однородным и равномерным и демократическое развитие. Для развития демократии необходимы сложившиеся и устойчивые социальные и политические ориентации общества и его руководства на развитие. Не следует в то же время избегать использования демократического опыта особенно в странах, не имеющих своего такого опыта; его отсутствие или недостаточность не фатальны. Демократия - целостное общественное явление. В современном обществе не может быть подлинной демократии, если она не всеобща, существует для одной части населения (класса, слоя) и не существует для другой (античная демократия рабовладельческого общества для свободных, общинная демократия, цеховая и т.п.). Демократия не может быть полноценной, если она избирательна, допускается в одних сферах жизни общества, в одних вопросах, но не в других, например, в общественном самоуправлении, но не в государственных учреждениях или не в производственных отношениях. Иначе говоря, демократия не допускает исключений из демократической процедуры. Демократии - результат творчества народных масс, передовых представителей общества и его руководства, степень прогрессивности и новаторства которого оценивается в зависимости от участия в демократических преобразованиях. демократия несовместима с опекой сверху, со стороны каких-либо правящих сил. Патернализм неизбежно перерастает в бюрократический контроль демократического процесса. Но она нуждается в гарантиях, она слишком много дает обществу, чтобы подвергаться риску каких бы то ни было неконтролируемых воздействий на демократические преобразования. Демократия, как показывает длительный опыт ее развития, гарантируется:

  • - во-первых, самим обществом, охраняющим это свое достояние;
  • - во-вторых, самими демократическими порядками и институтами, если они укоренились;
  • - в-третьих, политической властью, юридическими средствами, нормами культуры, морали. Гарантом демократии служит общественный контроль за ее конкретными, детальными проявлениями или срывами.

Общество учится демократии, но обучение демократии - достаточно длительный исторический процесс, но, поскольку он известен в форме исторического опыта целых цивилизаций, его можно рационально и целенаправленно ускорить, вводя многие оправдавшие себя демократические процедуры и правила. Демократия - не каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая необходимость, для реализации которой и преобразуется, и обновляется общество. демократия не сводится к различного рода правам и свободам. Она должна быть активной, созидательной, включать позитивные, гражданские, нравственные, идеологические, политические убеждения и чувства. Осмысление и освоение мирового опыта означает для вступающих в демократический процесс обществ реальное равенство перед законом всех его граждан и органов управления; соблюдение конституционных прав; защиту общества и граждан от противоправных действий, откуда бы они ни исходили; совершенствование демократических форм и норм общежития; соответствие формально провозглашенных и реально действующих норм общественных отношений, права, управления; уважение к человеку, воспитание в нем чувства человеческого достоинства и подлинного доверия ко всем формам управления и к согражданам; устранение привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов власти и управления; информированность обо всех существенно важных внутренних и внешних событиях и процессах; отказ от принудительной опеки общества в сферах культуры, созидательного творчества, производственной деятельности; практику общественного обсуждения и дискуссий по вопросам местного самоуправления - организации обслуживания, транспорта, благоустройства, охраны природы и окружающей среды, досуга и т.п.; постоянный контакт населения с органами местного, государственного, экономического управления.

Развитие демократии обусловлено ясным пониманием социальных функций общественного контроля и общественной критики, играющих в обществе санитарную роль и взаимодействующих с контролем сверху: более полное и содержательное понимание гласности, которое включает регулятивно-контрольные функции, возможность взаимодействия с центральными аппаратами управления; целительный эффект гласности и взаимного контроля, несмотря на возможную непривычность и болезненность некоторых демократических процедур; стремление не бояться отдельных издержек гласности: поляризации общественного мнения, дискуссий между сторонниками различных взглядов, некоторых возможных крайностей во мнениях, с которыми демократическое общество справляется демократическими же методами. Необходимо учитывать, что сам по себе механизм полемики (при безусловном исключении противоправных позиций) является чрезвычайно важным и действенным средством социальной организации и контроля.

Для центральных институтов власти и аппаратов управления вступление в демократический процесс означает неэффективность и противодемократичность подмены одними органами и аппаратами управления других и их дублирование, обычное в тоталитарных и авторитарных системах управления; недопустимость снижения компетентности и ответственности, переход к командно-приказным методам руководства при таких подменах и дублировании; четкое разграничение функций разделенных властей; серьезную перестройку работы законодательных и исполнительных органов власти и местного самоуправления с целью максимально приблизить их к жизни населения, к его интересам и нуждам.

Общество должно иметь компетентных представителей своих интересов в органах власти, они, в свою очередь, должны быть ближе к нуждам общества и отстаивать его интересы без риторики и демагогии; народ же должен лучше знать своих избранников. При соблюдении этих минимальных условий демократия может стать подлинным образом жизни общества и показателем ее социального качества, фактором эффективного общественного развития, обеспечит общественную активность народа и его производственную деятельность, будет стимулировать работу управления, послужит преодолению безразличия к действиям властей, позволит возродить и активизировать деловую компетенцию и гражданскую нравственность, чувство долга и ответственного поведения во всех сферах общественных отношений. Демократия означает для обновляющегося общества формирование и развитие подлинной коллективности - важной социальной, культурной и политической силы, формирующей общество и человека демократического типа.

Понятие «демократия» имеет несколько различных значений:

Народовластие;

Форма устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятие решений большинством;

Идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме и толерантности;

Политический режим, при котором источником власти признается народ, и он имеет возможность осуществлять свой суверенитет.

Признаки демократического режима :

Признание народа источником власти, выражение суверенитета, верховной власти народа. Суверенитет народа выражается в том, что народ через выборы формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении. Участие является прямым (с помощью референдумов, местного самоуправления), и через выбираемые им представительные органы;

Периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;

Принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;

Демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;

Доминирование методов убеждения, согласования, компромисса;

Сужение методов насилия, принуждения, пресечения;

Реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую , плебисцитарную , представительную и плюралистическую .

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений (античные полисные демократии). В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарная демократия предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Представительная демократия . Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т. е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом.

Плюралистическая демократия. Основывается на многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т. п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т. д.). Народ в данном случае понимается как сложная совокупность множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т. п. Индивид реализует свою политическую активность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Недостатки плюралистической демократии : - преувеличена степень групповой идентификации граждан; - различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, т. о., не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп; - плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.

Вопросы к семинару:

    Определение и параметры политического режима.

    Тоталитаризм – определение и история изучения.

    Отличительные признаки тоталитаризма.

    Предпосылки возникновения тоталитаризма.

    Классификация тоталитарных режимов.

    Демократия – определение и история изучения.

    История демократического строя.

    Признаки демократии.

    Классификация демократических режимов.

    Плюралистическая демократия.

Литература .

1.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

2.Адорно Т. Типы и синдромы//Социс. 1993. №3.

3.Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

4.Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен 20 века//Вопросы философии. 1992. №2.

5.Гугенбергер Б. Теория демократии//Полис. 1991. №4.

6.Джефферсон Т. О демократии. – СПб., 1992.

7.Ковлер А. И. Исторические формы демократии: проблемы и политико-правовые теории. – М., 1990.

8.Лейпхарт А. Многосоставные общества и демократические режимы//Полис. 1992. №1-4.

10.Райх В. Массовая психология фашизма//Свободная мысль. 1992. №2.

11.Токвиль А. Демократия в Америке. – М., 1992.

12.Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995.