День Казанской иконы Божией Матери: как проходит праздник. Казанская икона божьей матери

Значение которой невозможно переоценить, - очень сильный образ, который защищал русскую землю от иноземных захватчиков. Перед ней молились не только простые люди, но и князья, цари. О ее чудесах ходят легенды, но молодое поколение не всегда знает не только о ее особенностях, но и достаточно интересную историю. Поэтому начнем с небольшого экскурса в прошлое.

Казанская икона Божией Матери. История

Кто написал этот светлый образ и какова его общая предыстория, доподлинно неизвестно. Точные сведения до нас начали доходить только с 1579 года. Тот год был очень тяжелым для казанской земли. Лето было засушливым и жарким, от чего возле церкви Николая Тульского начался пожар. Пламя быстро перешло сначала на Кремль, а потом и на дома простых людей, уничтожив часть города. Мусульмане и язычники, коих было великое множество на этих татарских землях, не так давно отвоеванных русским войском под началом царя Ивана Грозного (1552 год), радовались, и говорили, что православной вере в этих краях пришел конец. И действительно, многие стали сомневаться и роптать. Когда же народ все-таки отстроился, то одной девятилетней девочке по имени Матрона было во сне видение, в котором сама Божья Матерь пришла и указала место, где была погребена икона. Она повелела сказать об этом воеводам и архиепископу. Но над девочкой только посмеялись. После третьего повторения сна, мать с дочерью, а с ними и остальные люди, пошли искать в указанном месте икону. Кто бы ни копал, икона не находилась, но стоило Матроне приступить к работе, как образ был сразу найден.

Он был завернут в лоскут ткани и выглядел так, словно его только что написали. Эту икону сразу определили в церковь. значение которой еще не было известно, как и то, откуда она вообще появилась в том месте, с первого же дня проявила свою чудесную силу, исцелив множество людей. Среди них особенно выделили Иосифа и Никиту - слепых нищих, которые не видели годами, но после молитвы у образа сразу же прозрели.

Такое чудесное явление святого образа помогло укрепиться людям в вере и вновь вернуться на путь истинный. На месте обретения иконы Иоанн Грозный приказал отстроить монастырь с женской обителью, в которой первой инокиней стала все та же Матрона (а позже и настоятельницей). Со временем образ был перенесен в икона Божьей Матери (значение ее) была оценена сразу, поскольку благодаря ей произошло множество чудесных исцелений не только в физическом, но и духовном плане. Слава ее росла день ото дня.

Позже с этой иконой связывали не только исцеления физические и духовные, но и множественные победы над врагами земли русской. С нее делали списки и рассылали по церквям. Но, как неожиданно икона появилась, так и исчезла. В 1904 году она была украдена, и ее местонахождение до сих пор неизвестно.

Казанская икона Божьей Матери. Значение

Так как оригинал образа не сохранился до наших дней, а если точнее, то был утрачен, судить о том, как и кому она помогает, остается только по спискам. Как уже говорилось ранее, значение имеет особое при исцелении незрячих. Причем это касается не только физически слепых, но и утративших духовную способность видеть, потерявшихся в пути.

Кроме того, данный образ считается оберегом земли русской от иноземных захватчиков. Она является Путеводительницей, указывающей правильный путь. Также икона Казанской Божьей Матери является венчальным образом, которым благословляют молодых, защищают их брак. Молитва перед этой иконой поможет каждому, кто просит от всего сердца. Держа ее у себя в доме, вы защищаете его от бед, а если поместить образ около детской кроватки, то никакие бесы, злые чары и прочее потустороннее естество не коснется ребенка. Если просить у образа помощи в трудной ситуации, то вы быстро найдете выход из нее.

Праздник Казанской иконы Божией Матери православные христиане отмечают два раза в год – осенью, 4 ноября, и летом, 21 июля. Это связано с тем, что Богоматерь из Казани является самым почитаемым и любимым святым образом в России. Она считается защитницей Русской земли и покровительницей всех праведных верующих. Об истории происхождения праздника, особенностях торжества, создании открытки с образом, а также о приметах и историях, читайте дальше.

История появления святого лика

Казанская икона имеет интересную историю явления православным. Это случилось в далеком 1579 году. Тогда Казань пылала в огне, пожар уничтожил часть города, оставив за собой пепелище. Жуткое пламя оставило без дома купца с его семьей. Когда люди остались без крыши над головой, то их девятилетней дочери Матроне во сне пришла сама Богородица. Она велела прийти на пепелище, чтобы в развалинах забрать там ее святой образ. Сначала взрослые не поверили ребенку, но ведения стали повторяться. Семья пошла на руины. Там они нашли икону, которая ни чем не отличалась от нового изображения – свежие и яркие краски поразили людей. Жители города стали молиться. Образ решили отнести в церковь. Когда Казанскую икону переносили, она показала свою чудодейственную силу, даровав зрение двоим обездоленным слепцам.

До сих пор неизвестно, как же лик Божьей Матери оказался под сгоревшими развалинами. Предположительно, его туда зарыли исповедники христианства, которые убегали от татарского нашествия. Когда начался пожар, икона показалась наружу.

На месте явления Богородицы казанцы построили женский монастырь. Там приняли постриг девочка Матрона, к которой обратилась Святая, а также ее мать.

За считанное время известие о чудодейственной иконе облетело все города, на нее стали молиться и высоко почитать. К моменту, когда в России началось смутное время, войны и революции, Казанский лик считался главным защитником. Однако до нашего времени первозданный лик не дошел, все, что хранится в церквях – списки. В начале ХХ века икону украли с целью наживы, а потом сожгли.

Суть праздника

День иконы Казанской Богородицы отмечают 4 ноября – это дата явления Пресвятой христианам в сожженной Казани. Однако есть еще одна дата, не менее почитаемая у православных, – 21 июля. Тогда святой образ помог россиянам избавить родную землю от нашествия поляков, которые обманным путем захватили Москву. Они жгли храмы, уничтожали святыни, издевались над православными. Патриарх Ермоген призвал народ восстать, чтобы сразиться с захватчиками. Из Казани защитникам прислали лик Пресвятой Богородицы. Люди стали усердно молиться Святой, выдержали пост, и российское войско победило. 21 июля 1649 года кардинально поменяло ход истории. С тех пор икона Казанской Божией Матери особо чтится народом России: люди дарят друг другу открытки с изображением Девы Марии, говорят теплые слова, молятся о спасении, счастье и исцелении.

К Казанской Божией Матери нужно обращаться за чудом, она поможет принять судьбоносное решение и защитит во время любого бедствия. Богоматерь накрывает просящего светлым покрывалом, оберегая его. Приходить к Деве Марии можно только с открытым сердцем, ясными мыслями. Тогда христианин получит то, что просит. Также рекомендуется при себе носить открытки с образом Богоматери-Защитницы.

Приметы и традиции

С праздником казанской иконы в жизнь православных христиан пришли новые обряды и приметы. В два торжественных дня верующие обязательно шли в церковь всей семьей, где просили у Заступницы покровительства, защиты и наставлений. Поздравление проходило с размахом: после церковной службы люди совершали крестный ход – с ликами Богородицы они обходили города с селами. Этот процесс символизировал защиту от напасти и смутного времени. Сегодня христиане не отправляются в ходы, а ограничиваются проходом по главным улицам города. Некоторые верующие просто шлют открытки со святым образом своим родственникам и друзьям.

В древние времена Богородицу считали исключительно женской защитницей. Поэтому существовало много обрядов, которые женщины должны были сделать в эти дни. Например, уход за своей красотой. Считалось, что нужно в праздник Казанской Богородицы сорвать березовый листок. Главное условие – тот, что уже подернут инеем. Его следовало принести домой и посмотреться в него, как в зеркало. Считалось, таким образом, женщина станет еще краше, не будет стареть.

Праздник считался отличным временем для заключения браков и венчания. По поверьям, новая семья, созданная в этот период, будет счастливой. Те, кто хотел соединить свои судьбы перед Богом, старались приурочить торжество к осеннему празднику. Это сулило безоблачную жизнь.

Служители церкви рекомендуют тем, кто хочет обрести спокойствие и получить поддержку, всегда праздновать торжество иконы Казанской Богоматери. Стоит послать открытки с ликом Святой родным, близким, молиться за их здравие.

Казанская икона Божией Матери считается покровительницей земли русской, что подтверждается многими историческими фактами. Издревле православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России.

День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом — 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских интервентов.

Явление

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Казанская икона Божией Матери имеет очень интересную историю. Она была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть города Казани.

Пожар в Казани начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле.

До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве.

Сначала на слова девочки не обратили внимание, но, когда сон повторился трижды начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

Будущий святитель, который погиб от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи.

На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Так что к моменту, когда в России настали сложные времена, икона Казанской Божией Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatkov

С Казанской иконы Божией Матери было сделано множество списков, а сама икона прославилась своей чудотворностью — больные выздоравливали, слепые обретали зрение, враги были побеждены и изгнаны.

Наиболее известные чудеса заступничества Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Считается, что именно чудотворная икона помогла ополчению во главе с князем Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым 4 ноября 1612 года победить врага и освободить Москву от поляков.

История

На рубеже 16-17 веков в России произошла вереница трагических обстоятельств и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Эта эпоха глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.

По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы — Казанской.

Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собою и постоянно молились перед нею, прося о помощи. Они освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Художник Г.Лисснер. " Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1612 год."

В память от избавления Москвы от поляков по воле царя Михаила Феодоровича, первого русского царя из династии Романовых, и благословению митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Православной Церковью установлено было ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским. Считается, что Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

Икона Казанской Богоматери стала общей святыней Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и всей России, где существовали три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери — обретенная и два списка.

Один из списков Казанской иконы Богоматери был внесен в освобожденную от поляков Москву Дмитрием Пожарским, возглавлявшим народное ополчение. Ныне она хранится в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве.

Традиции и приметы

В этот день все люди шли в церкви, где молились за свою родину, за своих близких и родных, чтобы в семьях был мир и покой.

После литургии все верующие отправлялись в крестный ход — с иконами в руках обходили вокруг городов и сел, деревушек, что символизировало защиту поселения от беды. На сегодняшний день ограничиваются ходом по главным улицам или просто вокруг церкви.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев

В старину женщины считали, что в этот день Богородица помогает именно им. Существовало множество защитных обрядов, которыми пользовались женщины в этот день.

К примеру, березовый лист дарит красоту и бережет от старости. Для этого рано утром в праздник женщины шли в березовую рощу, где искали листочки, подернутые инеем. Сорвав листок, в него смотрелись, как в зеркало. Считалось, что после этого лицо очистится и помолодеет, и на протяжении всего следующего года женщина будет выглядеть красиво.

Счастливым этот день считается и для заключения браков и венчания. В старину считали, что в такой светлый день торжества православной веры, самое подходящее время, чтобы создать новую семью. Те, кто желал прожить семейную жизнь без проблем и в счастье, стремились обряд венчания приурочить именно к празднику осенней Казанской Божией Матери.

Много примет связанно с погодой: если с утра земля укрыта туманом — будет тепло, а если дождь идет — скоро пойдет снег, если солнце светит ярко — зима будет такая же солнечная.

Дождливая погода в этот день является хорошей приметой. В народе говорили, что эта Богородица плачет и молится за всех людей. Она вымаливает у Господа Бога прощение для людей и просит, чтобы им жилось легче, чтобы урожай на следующий год был хорошим, и не было голода.

А вот сухая погода наоборот является плохой приметой. В народе говорят, что если на Казанскую нет дождя, то следующий год будет очень тяжелым. А на хороший урожай можно вообще не рассчитывать.

© photo: Sputnik / Алексей Насыров

Так же в этот день селяне выходили на свои огороды и разбрасывали по земле соль: "угощали хлебом-солью" чтобы будущий урожай был богатым и обильным. После этого, все поля обходили с иконой, а затем устраивали на земле праздничную трапезу, состоящую из даров земли и святой воды.

О чем молятся

Казанская Божия Матерь считается чудотворной иконой, а молитвы к ней могут быть судьбоносными. Люди верят, что во время любого бедствия, горя или напасти Казанская Божия Матерь может закрыть своим невидимым покрывалом просящего о помощи человека от всех бед и спасти его.

Перед иконой Казанской Божией Матери молятся об исцелении глазных и других болезней, защите дома от беды и пожара, избавлении от вражеских нашествий, благословлении молодоженов, рождении детей, семейном благополучии.

Молитва

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Праздник Казанской иконы Божией Матери в 2017 году отмечается 21 июля. История праздника, особенности богослужения, народные обычаи и приметы.

Летний праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы является непереходящим и всегда отмечается 21 июля по новому стилю в память обретения иконы в 1579 году в городе Казани. После большого пожара, десятилетней девочке Матроне было во сне видение Богородицы, которая повелела искать Ее икону в определенном месте. После длительных поисков, почти на метровой глубине, была обретена икона, представляющая собой огрудное изображение Богородицы.

В России икону можно найти в любом крупном городе. Практически ни один храм не обходится без этой чудотворной святыни. Поклониться образу Богоматери можно в храмах, соборах и церквях:

  • город Москва, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади;
  • город Коломенское, храм Казанской иконы Божией Матери;
  • город Котельники, храм Казанской иконы Божией Матери;
  • город Реутов, храм Казанской иконы Божией Матери;
  • город Санкт-Петербург, кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери;
  • поселок Сусанино, храм Казанской иконы Божией Матери;
  • образы иконы есть и в Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Владимире и других городах и поселках огромной страны.

Чудотворный образ является защитой всего русского народа. Ей молились от врагов, войн, набегов и захватчиков. Молились перед Казанской иконой о здравии, просили покровительства, защиты от любых бед. Икона помогает принимать верные решения и находить свой истинный путь. Матери перед ликом просят защиты для своих чад. Считается, что молитвы перед иконой способны излечить любые недуги. Также с помощью чудотворного образа родители благословляют молодых на крепкий брачный союз, совместную жизнь без горестей и трудностей, на рождение здорового потомства.

Обретение иконы является особым знаком покровительства Богородицы. Ее обретение после страшного пожара в Казани означает неусыпное покровительство и присмотр за землями русскими.

Считается, что по молитвам перед этой иконой прозревают слепцы. Этому есть подтверждения очевидцев. Перед ней происходит духовное прозрение сердец, что очень важно для спасения человеческой души.

Казанская икона Божией Матери относится к типу «Одигитрия» , то есть «Путеводительница», но является сокращенной ее формой. По сути, Казанский образ уже относится к отдельному иконографическому типу и широко распространен в различных отдельно прославленных списках.

Всенародное почитание иконы наступило в конце Смутного времени, когда именно со списком Казанской иконы ополчение князя Пожарского одержало победу над войсками поляков. Когда на Руси установилась династия Романовых, Казанская икона стала почитаться государственной святыней, спасшей Русь от смуты и латинства.

Позже еще один день празднования Казанской иконы Божией Матери установлен 4 ноября (дата по новому стилю) в честь освобождения Москвы от поляков.

В Отечественной войне 1812 года русскому народу вновь была явлена милость Божией Матери через образ Казанской иконы Ее.

По преданию, явленный в Казани образ, списки с которого широко разошлись по всей Руси, находился в Казанском Богородицком монастыре города Ярославля вплоть до 1904 года. В том году икона была украдена, предположительно из-за драгоценного оклада. С той поры мнения по поводу дальнейшей судьбы иконы расходятся. Большая часть исследователей предполагает, что она не сохранилась. Однако существует много чтимых списков с иконы, сделанных в XVI – XVII веках и позднее.

Многие списки с Казанской иконы прославлены чудесами, нередко они считаются защитницами населенных пунктов от бед и вражеских нашествий, и почитаются как местночтимые. Существует предание, что во время Великой Отечественной войны именно с одним из чтимых списков Казанской иконы был совершен облет линии фронта у Сталинграда, вскоре после чего началось движение советской армии в победном направлении.

Чаще всего именно Казанской иконой Божией Матери благословляют молодых на совершение таинства брака.

Летний праздник Казанской иконы Божией Матери всегда почитался в народе. В этот день старались делать первый зажин ржи – самого важного зерна для крестьян, из которого пекли хлеб. Во многих селах и деревнях этот день был не рабочим, так как храмы и часовни в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы были широко распространены по всей Руси.

Считалось, что если Казанская неделя без дождя, то Ильинская (неделя после Ильина-дня) будет с дождём.

Во имя Казанской Иконы Божией матери освящены многочисленные источники, к которым в этот день православные часто совершают крестные ходы. На этих источниках нередко в этот день совершаются молебны – особые божественные службы с молением о помощи Пресвятой Богородицы в каком-либо деле.

Одеяния священнослужителей и убранство храма в этот день голубого цвета.

Тайна явленного Образа

Где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы?

От редакции: особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.

В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Таинственная старушка

Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:

— Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!

Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.

Великое множество списков

Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы — древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы — свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.

Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.

В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его?

Утрата явленной иконы

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.

Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей… »

Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи.

«Ватиканская» икона

Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.

В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой »:

«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.

В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.

К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».

Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы... Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси ».

Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен . После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.

Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.

Трудно понять, где хранился явленный образ — в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. ...икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником »

Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.

Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. Вскоре в Рим приехала делегация из Казани. Кульминацией встречи стала аудиенция мэра татарской столицы Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.

В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.

28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.

Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой». Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку ».

«Одигитрия» — значит «путеводительница»

Тайна снова осталась Тайной.

Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда — просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.

В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты ».

Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия — путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.

Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура », Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской — 31,12х26,49. Размер Казанского образа — 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала — в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.

Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд — признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Исус Христос»), в то время как на ранних образахдвуперстный .

Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.

Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.

Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина — единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них — рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.

Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех — обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?

Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера — это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго », изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы » («Встреча Иоакима и Анны »), «Рожество Пресвятой Богородицы », «Введение во храм Пресвятой Богородицы », «Благовещение », «Рожество Христово », «Собор Пресвятой Богородицы », «Сретение Господне », «Успение Пресвятой Богородицы », «О Тебе радуется », «Похвала Пресвятой Богородицы », «Покров Пресвятой Богородицы »), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.

Но самое главное — удивительный взгляд!!! Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца .

Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани » она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия ». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь ».

Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:

Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году. Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.

И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей » упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?

Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно » отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.

При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».

Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга.

Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна ! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое — вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши — слышит, имея глаза — видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, — бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем — вслед за Христом!

Заключение

«В 1950-1952 году послушница игуменьи Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им:

Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами.

При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.

Получается, что злоумышленники похитили не подлинник иконы Казанской Божьей Матери, а список ! Возможно, тот самый, который вернулся в Россию под названием Ватиканского.

Как бы то ни было, но по молитвам будет нам и Откровение. Самое главное и самое радостное открытие, которое ждет нас в конце «расследования» Тайны — это укрепление веры! Сказать убедительно точно, где именно хранится явленный Казанский образ Богородицы — невозможно. Но надежда, что список жив, сияет радостью в сердцах многих людей!

В летописи таких близких народов, как русские и татары, много удивительных моментов, забытых или пока плохо изученных, которые показывают и духовное, и «плотское» родство между славянами — предками русских, и булгарами — предками современных татар. Важно! Особенно важно в наши дни — вспомнить добрые примеры из истории, когда близость между этими российскими народами помогала сохранить крепость и независимость нашего государства. Об этом рассказывают и жития святых — Ярославских чудотворцев и Александра Невского. Для этого и явился нам образ Богородицы в Казани. А мы в погоне за временными земными благами до сих пор так и не поняли возвышенный духовный смысл этого Явления!

Не случайно праздник Народного единства установлен именно 4 ноября, когда Церковь вспоминает помощь Казанской Святыни в борьбе против внешних врагов Российского государства! В единстве народов сила нашей страны. А истоки этого единства можно обнаружить с незапамятных времен!


Рассказать друзьям


Разместить Ctrl+Enter — отправить

Любовь

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Любовь

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Разместить Ctrl+Enter — отправить

Кирил

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Сергей

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Разместить Ctrl+Enter — отправить

Иерей

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Иерей

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится

Эмилия

более 3-х месяцев назад

Мне нравится