Эмблемы рейха. Символ свастика - виды и значение

После окончания второй мировой войны прошло полвека, но до сих пор две буквы СС (точнее, конечно, SS), для большинства являются синонимом ужаса и террора. Благодаря массовой продукции Голливуда и старавшихся не отставать от него советских кинофабрик, почти всем из нас известны формы эсэсовцев и их эмблема с мертвой головой. Но действительная история СС значительно сложнее и многограннее. В ней можно найти героизм и жестокость, благородство и подлость, самоотверженность и интриганство, глубокие научные интересы и страстную тягу к древнему знанию далеких предков.

Глава СС Гиммлер, искренне веривший, что в нем духовно реинкарнировался саксонский король Генрих I "Птицелов" - основатель Первого рейха, избранный в 919 году королем всех германцев. В одном из своих выступлений 1943 г. сказал:

"Наш орден войдет в будущее как союз элиты, объединившей вокруг себя немецкий народ и всю Европу. Он даст миру руководителей промышленности, сельского хозяйства, а также политических и духовных вождей. Мы всегда будем подчиняться закону элитарности, выбирая высших и отбрасывая низших. Если мы прекратим следовать этому основополагающему правилу, то мы тем самым приговорим себя к и исчезнем с лица земли подобно всякой другой человеческой организации".

Его мечтам, как известно, не суждено было сбыться совсем по иным причинам. С юных лет Гиммлер проявлял повышенный интерес к "древнему наследию наших предков". Связанный с Обществом Туле, он был увлечен языческой культурой германцев и мечтал о ее возрождении - о том времени, когда она сменит "дурнопахнущее христианство". В интеллектуальных недрах СС шла разработка новой "моральной ", базирующейся на языческих представлениях.

Гиммлер считал себя основателем нового языческого ордена, которому "суждено изменить ход истории", провести "очищение от хлама, накопившегося за тысячелетия" и вернуть человечество на "путь, уготованный Провидением". В связи с такими грандиозными планами "возвращения", неудивительно, что на эсэсовском ордене широко использовался древний . На формах эсэсовцев выделялись их , свидетельствовавшие об элитарности и чувстве товарищества, царящем в организации. С 1939 г. они шли на войну, распевая гимн, включавший следующую строку: "Мы все готовы к битве, нас вдохновляют руны и мертвая голова".

По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике СС: по его личной инициативе в рамках программы "Аненербе" - "Общества по изучению и распространению культурного наследия предков" - был учрежден Институт рунического письма. До 1940 г. все новобранцы эсэсовского ордена проходили обязательный инструктаж касающийся рунического символизма. К 1945 г. в СС использовались 14 основных рунических символов. Слово "руна" означает "тайный шрифт". Руны представляют собой основу алфавитов, высекавшихся на камне, металле и кости, и получившие распространение преимущественно в дохристианской Северной Европе среди древних германских племен.

"...Великие боги - Один, Ве и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал глаз и принес его в , но этого показалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь - решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезать и окрашивать руны, и Мировое Древо стало называться с тех пор - Иггдрасиль..."

Так рассказывает об обретении рун древними германцами "Снорриева Эдда" (1222-1225), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и обрядах германских племен. В "Эдде" Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он считался и некромантом.

Знаменитый римский историк Тацит в своей книге "Германия" (98г. до н.э.) детально описал как германцы занимались предсказанием будущего с помощью рун.

Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившие за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялся в течении времени и приобрели магическое значение в тевтонской астрологии. В конце 19 - начале 2О вв. о рунах вспомнили различные "фолькише" (народные) группы распространившиеся в Северной Европе. Среди них было и Общество Туле, сыгравшее значительную роль на заре нацистского движения.

Hakenkreutz

СВАСТИКА - санскритское наименование знака, изображающего крюковой крест (у древних греков этот знак, ставший им известным от народов Малой Азии, назывался “тетраскеле” - “четвероногое”, “паук”). Знак этот был связан с культом Солнца у многих народов и встречается уже в эпоху верхнего палеолита и еще чаще - в эпоху неолита, ранее всего в Азии (по другим данным, самое древне изображение свастики обнаружено на территории Трансильвании, оно датируется поздним каменным веком; свастику нашли и в развалинах легендарной Трои, это бронзовый век). Уже с VII-VI веков до н. э. он входит в символику, где означает тайную доктрину Будды. Свастика воспроизводится на древнейших монетах Индии и Ирана (до нашей эры проникает оттуда в ); в Центральной Америке также известна у народов как знак, указывающий на круговорот Солнца.В Европе распространение этого знака относится к сравнительно позднему времени - к бронзовому и железному векам. В эпоху переселения народов он проникает через финно-угорские племена на север Европы, в Скандинавию и на Балтику, и становится одним из верховного скандинавского бога Одина (Вотана в германской мифологии), подавившего и вобравшего в себя предшествующие солярные (солнечные) культы. Таким образом, свастика как одна из разновидностей изображения солнечного круга практически встречалась во всех частях света, как солнечный знак служила указанием на направление вращения Солнца (слева направо) и использовалась также как знак благополучия, “отворачивающийся от левой стороны”.

Именно в силу этого древние греки, узнавшие об этом знаке от народов Малой Азии, изменили поворот своего “паука” влево и вместе с тем изменили и его значение, превратив его в знак зла, заката, гибели, поскольку для них он был “чужой”. С эпохи средневековья свастика была абсолютно забыта и лишь изредка встречалась как чисто орнаментальный мотив без всякого смысла и значения.

Только в самом конце XIX века, вероятно, на основании ошибочного и поспешного вывода некоторых немецких археологов и этнографов, что знак свастики может быть индикатором для определения арийских народов, так как встречается якобы только у них, в Германии в начале XX века стали применять свастику как антисемитский знак (впервые в 1910 г.), хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах.

Впервые как политический знак-символ свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой “бригады Эрхарда”, составившей ядро “Добровольческого корпуса” - монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч - контрреволюционный переворот, посадивший “премьером” в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне “пивного путча” Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской фашистской партии, а с сентября 1935 года - главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включенной в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта - орла, держащего в когтях венок со свастикой.

Под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика стоящая на ребре в 45°, с концами направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Желательно также называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90° .

Поделись статьей с друзьями!

    Символика третьего рейха

    https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/ger-axn-150x150.png

    После окончания второй мировой войны прошло полвека, но до сих пор две буквы СС (точнее, конечно, SS), для большинства являются синонимом ужаса и террора. Благодаря массовой продукции Голливуда и старавшихся не отставать от него советских кинофабрик, почти всем из нас известны черные формы эсэсовцев и их эмблема с мертвой головой. Но действительная история СС значительно...

Символы Германии, которые существуют на сегодняшний день - это не просто изображения, это логотипы, которые представляют собой целое государство. И в каждом из них кроется своя история.

Немецкий триколор

В каждой стране есть Гимн, Герб и Флаг. Это три атрибута, без которых не может обойтись ни одно государство. Германия - не исключение. Каждый символ из перечисленных прошёл немалый путь и может многое о себе рассказать.

Немецкий орёл сильно похож с римским. Точнее, это его модификация, если можно так сказать. В далёком 800 году Карл Великий приказал восстановить фундаментальный символ могучей птицы и после этого провозгласил орла эмблемой своего государства. Однако изображением-талисманом немецкой столицы является, как ни странно, медведь. Это животное - символ Германии. Причем в качестве герба он был принят в Берлине в XIII веке. Медведь является символом силы и предусмотрительности.

Дубовые листья

Многие слышали про орла, однако не всем известен ещё один символ Германии. Дубовый лист - именно о нём идёт речь. В Германии дуб издавна считался “немецким” деревом. На это есть несколько весомых причин. Одна из них кроется в том, что прочная древесина и листья с ярко выраженными линиями ещё с далёких времён существования германцев стали полноправными символами стойкости, мужества и бессмертия.

Спустя некоторое время дуб приобрёл ещё одно значение, став символом верности. После 1871-го года, когда была создана Германская империя, стали довольно популярными. Они очень быстро распространились. Практически везде: на монетах, орденах и даже памятниках можно было видеть этот национальный символ Германии, который благополучно заменил устаревший лавровый лист.

Земли Германии

Все знают, что эта страна поделена на федеральные земли, которых всего 16. Самой крупной является Бавария, а самой маленькой - Саар. Каждая из земель имеет свой флаг и свой герб. И, надо сказать, они отличаются намного более сложными изображениями, чем государственные символы Германии. Хотя некоторые флаги и гербы земель известны каждому.

Например, флаг Баварии - белые и голубые ромбы, идущие в ряд. Ведь именно такая эмблема красуется на автомобилях BMW. Герб федеральной земли Бавария - это два льва, которые держат четырёхчастный щит. Внутри него, кстати, красуется ещё один небольшой щиток.

Хочется отметить, что практически на половине гербов немецких земель изображены животные. Например, на эмблеме земли Баден-Вюртемберг изображено три грифона, Берлин символизирует медведь, Бранденбург - орёл, Эссен - лев, а Нидерзаксен - конь. На остальных гербах красуются здания, архитектура и другие интересные изображения. Бремен можно узнать по красной эмблеме с серебряным ключом, Гамбург - замок с тремя башнями, а Северный-Рейн Вестфалия - это река и конь.

Каждый народ имеет свою собственную символику, которая отражает традиции и характер нации, который долгое время формировался в ходе её богатой истории. Так и изображения, красующиеся на сегодняшний день на гербах земель, берут своё начало в очень глубокой древности, и имеют непосредственное отношение к истории германского народа.

Цветочный символ

Говоря про национальные символы Германии, хотелось бы отдельным вниманием отметить такой малоизвестный, как василёк. Все знают, что у каждой страны есть “своё” растение. В Германии таковым является василёк - нежный и невероятной красивый цветок, растущий в полях. Он считается символом счастливого предзнаменования. Интересно то, что во временя правления Вильгельма Первого этот цветок был символом владычества. Тогда у василька появилось даже второе название - “цветок императора”. Таким образом, “растительными” символами Германии является даже несколько представителей - это василёк и дуб, о котором уже говорилось выше.

Гимн Германии

И, наконец, несколько слов о национальном гимне страны. Ведь, как уже было сказано, символы Германии - это не только флаги и гербы. Это ещё и гимн. Это устный символ страны, который словами способен передать то, что наиболее полно характеризует как государство, так и народ, живущий в нём. Авторство “Песни немцев” принадлежит Йозефу Гайдну, композитору, и поэту Гоффманну фон Фаллерслебена. В дословном переводе название гимна означает “Германия - превыше всего”. В песне чувствуется патриотизм народа, их любовь к своей стране, традициям и всему, что связано с их Родиной. Возможно, именно на этой любви и держится это могучее и сильное государство.

В своей автобиографической и идеологической книге Mein Kampf Гитлер заявил, что именно ему принадлежит блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения. Вероятно, впервые свастику маленький Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики - крест с загнутыми концами - пользовался популярностью с древнейших времен. Он присутствовал на монетах, бытовых предметах и гербах еще с VIII тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Гитлер мог увидеть этот архаичный солярный символ в Вене на эмблемах австрийских антисемитских организаций.

Окрестив его хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе славу первооткрывателя, хотя свастика в качестве политического символа в Германии появилась еще до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, представляющего собой красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого находилась черная свастика с хищными крючьями.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на человека. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер как бы «перевербовывал» их.

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый - небо и национализм, мотыгообразная свастика - труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как признак антисемитизма.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) - у венских националистов. Мысль же использовать символику тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии - дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иной смысл в данные символы. Красный цвет стяга - любовь к родине, белый круг - невиновность за развязывание Первой мировой войны, черный цвет креста - скорбь по поводу проигрыша в войне.

В расшифровке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» не вычеркнешь, и сегодня свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

Несмотря на то что Гитлеровская Германия принесла немалый вред экономике и культуре Европы, да и всего мира, наследие ее не ограничивается только этим. Архитектурные проекты, разработанные во времена правления Гитлера, поражали своей амбициозностью и масштабами, строительство многих длилось вплоть до поражения Германии в 1945 году. Сейчас Германия идет в другом направлении, однако сохранились еще разбросанные по всему миру постройки, напоминающие о темных страницах истории этой страны. Эта статья рассказывает о десяти примерах нацистской архитектуры, сохранившихся до наших дней.

Главная ставка Гитлера, Wolfsschanze («Волчье логово»), на территории современной Польши

Этот комплекс был одной из самых важных штаб-квартир во Второй мировой войне. Базируясь на Восточном фронте, Wolfsschanze был построен в 1941 году в месте, которое идеально подходило с точки зрения его уединенности и возможностей для конспирации. Сохранились лишь жалкие остатки того, что некогда было огромным комплексом, где в разгар войны размещалось 2000 нацистов и служебный персонал.

Эта все еще огромная крепость в настоящее время поросла мхом, травой и другими представителями флоры, скрывающими руины одного из главных командных центров самой разрушительной войны, о которой помнят ныне живущие. И хотя многие из зданий были разрушены при отступлении немецких войск в 1945 году, до сих пор сохранились свидетельства грандиозности сооружения, в том числе руины кинотеатра.

Подземные заводы и тоннели

Чтобы защититься от ущерба, наносимого наступающими войсками, Третий рейх начал строить под землей заводы по производству вооружения и ряд других экономически важных сооружений. Эта передислокация привела к преобразованию нескольких шахт в Тюрингии в военные объекты. На центральном заводе заключенные концлагерей производили военную технику.

До недавнего времени разрушение построек препятствовало их исследованиям, но не так давно вход в тоннель А вновь был открыт. Ранее он закрывался из-за наводнений и обвалов, однако это не мешало некоторым авантюристам искать здесь приключений и уж, конечно, никоим образом не препятствовало вандалам в 1990-х разворовывать материалы.

Зенитные башни люфтваффе

Во время Второй мировой войны одним из основных средств защиты были огромные зенитные башни, известные как Flakturm. Три из них были построены в Берлине. Сооружения под номерами II и III сохранились до наших дней. Flakturm I был разрушен вскоре после войны. Flakturm III находится в парке Гумбольдтхайн, а его стены теперь испещрены граффити.

Массивная башня была частично разрушена во время войны, но до сих пор сильно выделяется на фоне парка. И хоть изначально в них были установлены мощные пушки, сейчас эти зенитные башни давно на пенсии. Flakturm II также находится в относительно хорошем состоянии.

Орденсбург Фогельзанг на границе Германии и Бельгии

Построенный в 1936 году как часть более масштабного проекта так называемых «школьных замков», он был предназначен для обучения нового поколения нацистских лидеров. Это огромный комплекс со сложной архитектурой и элементами скульптуры, который сейчас находится в состоянии упадка. Заброшенный на протяжении десятилетий, Орденсбург Фогельзанг сейчас открыт для посещений.

Это стало возможным после перехода права собственности на замок немецкому правительству в 2006 году. В настоящее время правительство столкнулось с непростой проблемой, потому что это сооружение является явным памятником нацистской идеологии. Сильные и темные образы, символы нацизма буквально врезаны в кладку.

Концентрационный лагерь Дахау

Не заброшенный, но уже определенно опустевший, Дахау теперь открыт для посетителей, желающих пройти сквозь его устрашающие коридоры и камеры. Одно из наиболее жутких свидетельств преступлений Третьего рейха, Дахау был первым нацистским концентрационным лагерем, который открылся в Германии в 1933 году. Первоначально он был основан как временное место заключения военнопленных, позже Дахау использовался как пересылочный пункт, через который заключенные отправлялись в другие концлагеря и лагеря смерти, такие как Освенцим.

Несмотря на то что официально он не был лагерем смерти, он унес жизни более 30000 жизней. Главное здание сегодня служит памятником павшим.

Бомбоубежище возле Анхальтского вокзала

Бомбоубежище у Анхальтской железнодорожной станции – одно из многих защитных сооружений времен Второй мировой войны. Первоначально комплекс состоял из пяти этажей и мог вместить в себя 12000 человек.

Три этажа этого огромного безвкусного на вид здания в настоящий момент принимают посетителей. На одном этаже работает комната ужасов с привидениями, на другом расположен музей пыток и истории медицинской практики, и, наконец, на самом нижнем этаже находится музей, посвященный истории самого бункера. Это странное сочетание делает подобное место притягательным атракционом для посетителей.

Заброшенный нацистский курорт Прора

Когда думаешь об архитектуре Третьего рейха, курорты не приходят на ум. Однако заброшенный курорт Прора на побережье Балтийского моря является одной из величайших развалин, оставшихся после Второй мировой войны.

Обширные руины простираются на пять километров вдоль пляжа. Сейчас часть строения спасена от разрушения и отремонтирована для туристов, и тем не менее есть еще немало заброшенных неисследованных уголков.

Этот призрак огромного рекреационного комплекса, разрушающийся изнутри и снаружи, возвышается над пляжем и напоминает о той роли, которую играла нацистская архитектура и идеология в жизни всех стран мира.

Территория съездов НСДАП в Нюрнберге

Довольно интересно, что Альберт Шпеер, создавший целый ряд архитектурных сооружений Третьего рейха, перед проектировкой представлял, как будет выглядеть сооружение в виде руин. Этот странный метод проектирования, ориентирующийся на то, как здания будут выглядеть для будущих поколений, не редкость сейчас, но в 1930-е годы «Закон развалин» был относительно новым понятием.

Теперь немецкое правительство стоит перед еще одним сложным выбором: позволить исторически значимому месту разрушиться или тратить огромные деньги на восстановление места, которое стало символом самых мрачных дней 20 века.

Орлы Третьего рейха на бывших нацистских территориях

Несмотря на все усилия со стороны союзных оккупационных войск в Германии и правительств бывших оккупированных немцами территорий, удалить отовсюду нацистскую символику (в том числе свастику и гербовых орлов) не удалось и по сей день. Изваяния представляют собой сидящего орла, который сжимает дубовый венок со свастикой. На многих орлах свастику удалили, но есть и со свастикой.

Эти забытые скульптуры можно увидеть над дверьми здания налоговой инспекции на Бисмаркштрассе и казарм в Мюнстере, а в аэропорте Темпельхоф сохранилось аж 6 орлов по углам исторических зданий.

Швербеластунгскёрпер, Берлин

Слишком большой и близко расположенный к жилым домам, чтобы его можно было уничтожить, этот странный эксперимент нацистской архитектуры был построен в 1940 году и кажется простым, хоть и огромным, бетонным цилиндром. Но в его интерьере с круглыми коридорами и комнатами четко прослеживается его историческая роль в то ужасное время. Сегодня массивный бетонный монолит постепенно погружается в землю, а пока он стал местом, которое очень полюбили вандалы и мастера уличной живописи.

Швербеластунгскёрпер был построен для проверки устойчивости почв к значительным нагрузкам. Если бы болотистые почвы Берлина выдержали эту постройку, недалеко от этого места была бы возведена грандиозных размеров триумфальная арка.

Материал подготовили Админчег сайт и Лидия Свеженцева

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Свастика — древнейший и наиболее распространенный графический знак в мире. Крест с обращенными вниз концами украшал фасады домов, гербы, оружие, украшения, деньги и предметы быта. Первые упоминания свастики датируется восьмым тысячелетием до н.э.

Значений у данного знака масса. Древние народы считали его символом счастья, любви, солнца и жизни. Все изменилось в 20 веке, когда свастика стала символом гитлеровского правления и нацизма. С тех пор люди позабыли о первобытном значении, а знают только то, что означает свастика Гитлера.

Свастика как эмблема фашистского и нацистского движения

Еще до того, как нацисты появились на политической арене Германии, свастику использовали военизированные организации в качестве символа национализма. В основном носили этот знак бойцы отряда Г. Эрхардта.

Гитлер, как он сам написал в книге под названием «Моя борьба», утверждал, что заложил в свастику символ превосходства арийской расы. Уже в 1923 году, на съезде нацистов, Гитлер убедил своих собратьев, что черная свастика на бело-красном фоне символизирует борьбу с евреями и коммунистами. Все начали постепенно забывать ее истинное значение, а начиная с 1933 года свастика у людей ассоциировалась исключительно с нацизмом.

Стоит учитывать и то, что не любая свастика есть олицетворением нацизма. Линии должны пересекаться под углом 90 градусов, а края должны быть заломлены в правую сторону. Крест в обязательном порядке должен находиться на фоне белого круга, окруженного красным фоном.

После окончания II Мировой Войны, в 1946 году, Нюрнбергский трибунал приравнял распространение свастики к уголовному преступлению. Свастика стала запрещенной, это указано в параграфе 86а уголовного кодекса Германии.

Что касается отношения Россиян к свастике, то Росскомнадзор отменил наказание за ее распространение без целей пропаганды только 15 апреля 2015 года. Теперь вы знаете, что означает свастика Гитлера.

Разнообразные ученые выдвигают гипотезы, связанные с тем, что свастика обозначает текущую воду, женский пол, огонь, воздух, луну и поклонение богам. Также этот знак выступал в роли символа плодоносной земли.

Левосторонняя или правосторонняя свастика?

Некоторые ученые полагают, что нет разницы, в какую сторону направлены изгибы креста, но есть и специалисты, имеющие другую точку зрения. Определять направление свастики можно как по краям, так и по углам. А если рядом нарисовано два креста, концы у которых направленные в разные стороны, можно утверждать, что этот «набор» олицетворяет мужчину и женщину.

Если говорить о славянской культуре, то одна свастика обозначает движение по солнцу, а другая – против него. В первом случае имеется в виду счастье, в другом – несчастье.

На территории России неоднократно находили свастику в разнообразных исполнениях (трех, четырех и восьми лучевую). Предполагается, что данная символика принадлежит индо-иранским племенам. Подобную свастику находили еще и на территории таких современных стран, как Дагестан, Грузия, Чечня… В Чечне свастика красуется на многих исторических памятниках, при входе в склепы. Там она считалась символом Солнца.

Интересен и тот факт, что та свастика, которую мы привыкли видеть, была излюбленным символом императрицы Екатерины. Она рисовала его везде, где обитала.

Когда началась революцию, свастика стала популярной среди художников, но нарком быстро это изгнал, так как данная символика уже стала символом фашистского движения,только-только начавшего существование.

Различие фашистской и славянской свастики

Самое существенное отличие славянской свастики от немецкой – направлением ее вращения. У фашистов оно идет по часовой стрелке, а у славян — против нее. На самом деле это далеко не все отличия.

Арийская свастика от славянской отличается толщиной линий и фоном. Количество концов у славянского креста может быть четыре или восемь.

Точное время появление славянской свастики назвать очень сложно, но впервые ее обнаружили на местах поселения древних скифов. Отметины на стенах датируются четвертым тысячелетием до н.э. Свастика имела различный дизайн, но схожие очертания. В большинстве случаев она значила следующее:

  1. Поклонение богам.
  2. Саморазвитие.
  3. Единство.
  4. Домашний уют.
  5. Мудрость.
  6. Огонь.

Из этого можно сделать вывод, что славянская свастика обозначала высокодуховные, благородные и позитивные вещи.

Немецкая свастика появилась в начале 20-х годов прошлого века. Обозначает она совсем противоположные вещи, по сравнению со славянской. Немецкая свастика, по одной из теорий, знаменует чистоту арийской крови, ведь Гитлер сам говорил, что эта символика посвящена победе арийцев над всеми другими расами.

Фашистская свастика красовалась на захваченных зданиях, форме и ременных пряжках, флаге Третьего Рейха.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что фашистская свастика заставила людей забыть о том, что имеет еще и положительную трактовку. Во всем мире она ассоциируется именно с фашистами, но никак не с солнцем, древними богами и мудростью… Музеи, имеющие в своих коллекциях древние орудия труда, вазы и прочие предметы старины, украшенные свастикой, вынуждены убирать их с экспозиций, ведь люди не так понимают значение этого символа. И это, на самом деле, весьма печально… Никто и не вспоминает, что когда-то свастика являлась символом гуманного, светлого и прекрасного. У незнающих людей, услышавших слово «свастика», сразу всплывает образ Гитлера, картины войны и ужасные концлагеря. Теперь вы знаете что означает знак Гитлера в древней символике.

Tags: ,