Физиологические основы представлений. Представление и его основные характеристики

Сущность представлений

Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.
Важнейшей функцией представлений является их сигнальная функция. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществлении движений.
Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы. Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам образ как таковой, с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы. По определению И. П. Павлова, наши представления относятся к первой сигнальной системе, хотя и возникают у нас в связи со второй сигнальной системой, вызываются словом. Действия первых сигналов у человека обычно сопровождаются словесным обозначением. По мере неоднократного подкрепления слова первосигнальным раздражителем оно по механизму ассоциации становится причиной возникновения в коре головного мозга соответствующих нервных процессов.

Определение и основные характеристики представления. Виды представлений.

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения ивосприятия . Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы.

Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова - случайно или намеренно - вызван нами. Это явление получило название «представление».

Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых , это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых , это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд.

Представления воображения формируются на основе, полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики .

Прежде всего, представления характеризуются наглядностью . Представления - это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.

Кроме того, представления очень текучи и изменчивы . На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.

В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образоввосприятия . Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции : сигнальную, регулирующую и настроечную .

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Следующая функция представлений - настроечная . Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений : зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.

Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием.



Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц.

Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно.

Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности.

Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа.

К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида. Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова.

Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала.

Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления.

При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях.

Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными, и отображают целую группу предметов и явлений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Краткое содержание

Общая характеристика, свойства и функции представлений. Психологическая сущность представ­лений. Свойства наглядности, фрагментарности, неус­тойчивости и обобщенности представлений. Сиг­нальная, регулирующая и настроечная функции пред­ставления.

Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Виды представлений и их характеристика. Ос­нования для классификации представлений. Харак­теристика зрительных, слуховых, двигательных и про­странственных представлений. Произвольные и не­произвольные представления. Представления памя­ти и воображения.

Индивидуальные особенности представлений. Понятие ведущего вида представления. Развитие пред­ставлений.

      Общая характеристика, свойства и функции представлений

3.1.1 Сущность представлений

Представление - это психический процесс отра­жения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно­наглядные образы которых сохранились благодаря егопредшествующему перцептивному опыту. Представ­ление вносит существенный вклад в общий познава­тельный процесс. Оно, в частности:

позволяет обходиться без многократного непосред­ственного контакта (встречи) с объектом, когда в оче­редной раз его образ будет востребован для актив­ных с ним действий;

обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;

формирует априорное (доопытное) отношение инди­вида к воспринимаемому объекту (по словам Леонар­до да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представле­ния»).

Представления есть продукт многофакторный, за­висящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.

Представлениям присущи следующие основные свойства.

Наглядность. Человек представляет образ когда- то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с поте­рей ряда их опознавательных признаков, с «размыто­стью» очертаний. В этой связи наглядность представ­лений беднее наглядности восприятия, обеспечиваю­щего отражение объектов в данный момент.

Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различ­ных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте ока­зывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.

Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его ча­стей) можно удерживать в сознании лишь в течениекороткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо бу­дут отражаться лишь детали.

Обобщенность. Какова бы ни была история пред­шествующего перцептивного опыта, воспроизведен­ный образ каждый раз включает в себя наиболее ин­формативные (по каким-то критериям) признаки, со­ставляющие сущность объекта. Именно поэтому воз­ник термин обобщенные представления.

Как познавательному процессу представлению присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигна­лов, касающихся тех свойств представляемого объек­та, которые могут быть использованы в реальной дея­тельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовы­ми качествами, возможностью практического исполь­зования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта допол­нительная информация играет роль сигналов, влияю­щих на деятельность человека или ее структурные элементы.

По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных реф­лексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность чело­века в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чинов­ник, опаздывающий на деловое совещание, почти ав­томатически ускорит шаг, если представит недоволь­ное лицо своего начальника.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного вы­полнения каких-то действий. Так, если представле­ние «рисует» картину преодоления какого-то препят­ствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек бу­дет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т.п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной цен­ности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологи­ческой реакцией пациента, у которого в представле­нии формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.

В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать пси­хическую напряженность, болевые ощущения, управ­лять сердечным ритмом. Все это основано на влия­нии представления на органические процессы чело­века. Образы будущего желаемого состояния, возни­кающие в представлении, через подсознание управля­ют самочувствием.

Настроечная функция способствует формирова­нию программы действий, заданной параметрами те­кущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизве­денный двигательный образ подготавливает (настра­ивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-пер­вых, выберет для этого топор или колун, но не моло­ток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «ожи­вил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.

Влиянию представления непосредственно подвер­жены двигательные акты. Например, стоит предста­вить себе, что груз, подвешенный на нитке и удержи­ваемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое вре­мя начнет совершать такие движения. Подобные яв­ления носят название идеомоторных актов (греч. idea - идея, образ; лат. motor - движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в транс­формации представления о движении мышц в ре­альное выполнение этого движения. Другими слова­ми, сама мысль о конкретном движении сопровожда­ется едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.

Ранее считалось, что идеомоторные акты являют­ся исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых дви­жений, сопровождающих процесс представления.

Физиологический механизм идеомоторики объяс­няют по-разному. Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, посту­пающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Берн­штейном. В соответствии с этим положением веду­щую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.

Феномен идеомоторных актов часто «эксплуати­руют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чув­ствительностью к незаметным для внешнего наблю­дателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, ис­пользуются для оценки его эмоционального состоя­ния.

        Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов

Образы представлений следует отличать от «род­ственных» первичных им образов памяти и персе­верирующих образов.

Первичные образы памяти - это образы объек­тов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерные особенности заключаются в том, что они:

появляются по принципу «только сейчас и здесь»;

кратковременны (их «продолжительность жизни» со­ставляет секунды);

имеют большие наглядность, четкость и яркость, чем образы представления;

являются точными копиями воспринимаемого объек­та, не содержащими обобщений;

зависят от степени концентрации внимания на вос­принимаемый объект.

Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.

Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, по­том закрыть глаза и представить его себе, то началь­ная четкость образа быстро угаснет.

Персеверируюгцие образы - это образы, возника­ющие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и со­храняющие яркость и четкость в течение многих ча­сов или даже суток. Например, после посещения кон­церта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зритель­ные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образпостроенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).

Персеверирующие образы, в отличие от образов представления, являются как бы точной копией сво­их объектов без элементов обобщения. Это объясня­ется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, сопровождающих их отражение в со­знании. Кроме того, они появляются непроизвольно, сами по себе.

Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, яв­ляется тот факт, что в них находятся в единстве чув­ственное восприятие объекта и его смысловое содер­жание.

      Виды представлений и их характеристика

В качестве оснований для классификации пред­ставлений выбирают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степень обобщенно­сти образов; степень волевых усилий; степень зна­ний индивида воспроизводимого объекта (информи­рованность индивида); продолжительность сохране­ния образов и др. (рис. 3.1).

Зрительные представления воспроизводят пара­метры объекта (форму, габариты, цвет). Вместе с тем в зрительных представлениях образ воспроизводимого объекта обычно отражает какой-нибудь один параметр объекта. В большей мере это определяется тем, какое отношение имеют воспроизводимые образы к посто­янным занятиям индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры привлека­ют больше, чем его спутника, не имеющего непосред­ственного отношения к градостроению.

Рис. 3.1. Классификация представлений по различным основаниям

Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество этих образов также обусловлено характером профес­сиональной деятельности.

Двигательные представления всегда сопровожда­ются своеобразным «эхо»: представление индивида о движении какой-либо части его тела вызывает со­кращение соответствующей группы мышц. Экспери­ментально показано, что если каким-то образом ней­трализовать такие мышечные сокращения, то и пред­ставления становятся невозможными. Подобная кар­тина наблюдается и в отношении речи: стоит пред­ставить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в по­лости рта. Все это подтверждает тесную взаимосвязь между различными видами представлений, ощуще­ний и восприятия.

Единичные и общие представления различаются объемом наблюдений, позволивших их сформировать. Можно иметь общее представление о парке автома­шин различных марок, имеющихся в стране, по мате­риалам прессы, а можно иметь представление лишь об автомашине одной (наиболее привлекательной для данного человека) марки по целенаправленным на­блюдениям.

Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается пред­ставить будущую ситуацию на основе имеющейся ап­риорной информации о составе участников, их инте­ресах, помещении, где должна состояться эта встреча, и т.п. Эмоциональные переживания послужат непро­извольным стимулом для появления образа представ­лений состоявшейся встречи (например, при отходе к ночному сну помимо желания человека).

Представления памяти возникают на основе не­посредственного восприятия объекта в прошлом и извлечения его образа из оперативной, кратковремен­ной или долговременной памяти. Так, образ друга дет­ства, с которым человек не встречался два десятка лет, формируется на основе сохранившихся фрагмен­тов образа, извлекаемого из долговременной зритель­ной памяти.

Представления воображения формируют образ объекта, который не встречался в жизненном опыте индивида, но может быть сформирован на основе при­влечения косвенной информации и ее творческой переработки. Например, человек никогда не находил­ся в космосе, но фильмы о полетах космонавтов, ихрассказы могут оказать помощь в формировании у него представления о невесомости.

Иногда выделяют представления по тому, к како­му периоду времени представление относится - к прошлому, настоящему или будущему. Соответствен­но и представления делятся на ретроспективные, актуальные и направленные в будущее.

      Индивидуальные особенности представлений

Индивидуальные особенности представлений про­являются в преобладании какого-либо вида представ­ления, которым люди обычно пользуются при вос­произведении образов объектов. Как правило, чело­век не задумывается над тем, какой вид представле­ний является у него ведущим. Между тем информи­рованность об этом может оказать существенную по­мощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для вза­имопонимания делового партнера и др. Так, если ве­дущим видом представлений у индивида являются:

слуховые, то воспроизводимый образ объекта всплы­вает в его сознании преимущественно в виде звуча­ния слов (при подготовке к экзамену по общей пси­хологии «студенту-аудиалисту» существенную помощь окажут возникающие звуковые образы представле­ний, фрагментов лекций, воспроизводимых на основе голоса лектора);

зрительные, то при воспроизведении образа объекта к нему на помощь приходят наглядные картины (го­товясь к ответу на зачете, студент представляет себе целые фрагменты страниц своего конспекта или учеб­ника с текстом прочитанного ранее материала);

двигательные, то, стараясь запомнить или воспроизве­сти объект, индивид подключает какие-либо двига­

тельные акты: мысленное проговаривание, кинестети­ческие действия и др.

У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.

Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоя­щему времени накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:

в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске отве­та на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);

к двум годам быстро развиваются слухо-двигатель- ные и речевые представления, обеспечивающие быст­рое освоение речи;

к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).

Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми уси­лиями. Развитию представлений в какой-либо облас­ти должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной при­чине неисправности мотора автомашины, если чело­век никогда не изучал устройство и принцип дей­ствия двигателя.

Проверьте свои знания

Определение представления как психического познаватель­ного процесса.

Основные свойства представлений, их сущность.

В чем сущность сигнальной функции представления?

Роль регулирующей и настроечной функций представле­ний в познавательных процессах.

Первичные образы памяти, чем они отличаются от пред­ставлений.

Персеверирующие образы, их соотношение с образами представлений.

Назовите основания для классификации представлений.

Дайте краткую характеристику зрительных, слуховых и двигательных представлений.

В чем отличия представлений памяти от представлений воображения?

Что означает понятие «ведущий» вид представления?

Можно ли развивать представления?

Ключевые понятия темы

Представление, наглядность, фрагментарность, неустойчи­вость, обобщенность, сигнальная функция, регулирующая фун­кция, настроечная функция, первичный образ памяти, персеве- рирующий образ, виды представлений, слуховые, зрительные и двигательные представления, пространственные представле­ния, единичные и общие представления, произвольные и не­произвольные представления, представления памяти, представ­ления воображения, развитие представлений, ведущий вид пред­ставлений.

Литература

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологи­ческие сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.,

Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.

Каравдашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учеб. пособие. Мн., 1987.

Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.

Кремень М. А. Образ полета при обучении курсантов. М.,

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведе­ния: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. Т. 1.

Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у чело­века: Введение в психологию. М., 1974.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.

Психология: Курс лекций. В 2 ч. / Под общ. ред. И. А. Фур­манова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч. 1.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Представление - это психический процесс отражения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно-наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс. Оно, в частности:
- позволяет обходиться без многократного непосредственного контакта (встречи) с объектом, когда в очередной раз его образ будет востребован для активных с ним действий;
- обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;
- формирует априорное (доопытное) отношение индивида к воспринимаемому объекту (по словам Леонардо да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представления»).

Представления есть продукт многофакторный, зависящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.

Представлениям присущи следующие основные свойства.

Наглядность. Человек представляет образ когда-то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с потерей ряда их опознавательных признаков, с «размытостью» очертаний. В этой связи наглядность представлений беднее наглядности восприятия, обеспечивающего отражение объектов в данный момент.

Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте оказывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.

Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его частей) можно удерживать в сознании лишь в течение короткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо будут отражаться лишь детали.

Обобщенность. Какова бы ни была история предшествующего перцептивного опыта, воспроизведенный образ каждый раз включает в себя наиболее информативные (по каким-то критериям) признаки, составляющие сущность объекта. Именно поэтому возник термин обобщенные представления.

Как познавательному процессу представлению присущи следующие функции.
Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого объекта, которые могут быть использованы в реальной деятельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовыми качествами, возможностью практического использования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта дополнительная информация играет роль сигналов, влияющих на деятельность человека или ее структурные элементы.

По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность человека в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чиновник, опаздывающий на деловое совещание, почти автоматически ускорит шаг, если представит недовольное лицо своего начальника.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного выполнения каких-то действий. Так, если представление «рисует» картину преодоления какого-то препятствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек будет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т.п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной ценности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологической реакцией пациента, у которого в представлении формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.

В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать психическую напряженность, болевые ощущения, управлять сердечным ритмом. Все это основано на влиянии представления на органические процессы человека. Образы будущего желаемого состояния, возникающие в представлении, через подсознание управляют самочувствием.

Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизведенный двигательный образ подготавливает (настраивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-первых, выберет для этого топор или колун, но не молоток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «оживил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.

Влиянию представления непосредственно подвержены двигательные акты. Например, стоит представить себе, что груз, подвешенный на нитке и удерживаемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое время начнет совершать такие движения. Подобные явления носят название идеомоторных актов (греч. idea - идея, образ; лат. motor - движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Другими словами, сама мысль о конкретном движении сопровождается едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.

Ранее считалось, что идеомоторные акты являются исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых движений, сопровождающих процесс представления.

Физиологический механизм идеомоторики объясняют по-разному. Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, поступающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Берн-штейном. В соответствии с этим положением ведущую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.

Феномен идеомоторных актов часто «эксплуатируют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чувствительностью к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, используются для оценки его эмоционального состояния.

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Ощущение, восприятие, представление"

План

1. Введение.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Воссоздание действительности в сознании человека начинается с ощущений, которые проявляются при воздействии соответствующих раздражителей на рецепторы анализаторов.

Личность реализует себя в деятельности, возможной в следствии познания ею окружающей среды. Ведущей ролью во взаимодействии человека с окружающим его миром являются свойства личности, ее установки, мотивы. Также, все психические явления есть отражение действительности, составляющая регуляции деятельности. Начинается регуляция деятельности на уровне восприятия и ощущения - с психических познавательных процессов.

Ощущения, представления, восприятия принадлежат к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека неизменно связано с мышлением, логическим познанием. Единичное в чувственном познании человека имеет отражение в выражении общего. В чувственном познании особо важную роль играют слово, язык, изначально выполняющие функцию обобщения. Также, логическое познание, осуществляется на показателях чувственного опыта, на восприятии, ощущениях, представлениях, памяти.

В общем процессе познания происходит непрекращающееся взаимодействие всех познавательных процессов. Ощущения являются основой для наиболее сложных познавательных процессов - представление, восприятие, воображение, мышление, память.

Следовательно, только через ощущения мы можем узнать о каких-либо формах движения. Ощущение - это простейший психический процесс, который далее уже не разделяется. Ощущениями передается сила влияющих на человека раздражителей и объективные качества предмета.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

Ощущение - это выстраивание образов сепаратных свойств предметов окружающей среды в процессе естественного взаимодействия с ними.

Сенсорная организация личности является ординаром развития обособленных систем сенситивности и потенциальность их объединения. Сенсорные системы — это органы чувств человека, принимающие его ощущения, в которых на смену ощущениям приходит восприятие. Важной особенностью сенсорной организации личности является ее формирование в течении всего жизненного пути. Сенситивность дается человеку с рождения, но ее развитие зависит от желания, обстоятельств и усилий самой личности.

Ощущение является общебиологической особенностью живой материи — сенситивности. Ощущение также является проводником психической связи с внутренним и внешним миром. Информация обо всех проявлениях внешнего мира поставляется в мозг именно через ощущения. Подобным образом посредством ощущений смыкается петля получающая обратную связь о протекающем состоянии организма, как физическом, так, отчасти, и психическом. При помощи ощущений человек узнает о движении, вкусе, цвете, запахе, звуке, о состоянии своих внутренних органов. Из данных ощущений формируется всецелое восприятие предметов, мира. В сенсорных системах личности протекает первичный когнитивный процесс, а на его основе создаются наиболее сложные по своему строению когнитивные процессы: представления, мышление, восприятия, память. Первичный когнитивный процесс является простым, и в тоже время, он собственно и есть основа психической деятельности, только через «входы» сенсорных систем направляется в сознание человека суть окружающего мира.

После того, как мозгом получена информация, итогом ее обработки оказывается выработка ответной стратегии, которая направлена, к примеру, на повышение физического тонуса, усиление сосредоточения внимания на данной деятельности, установление настройки на скорейшее вступление в умственную деятельность. В целом, встречное действие или разработанная стратегия в каждом из моментов времени есть лучший выбор из различных вариантов, которые доступны личности на тот момент, когда она принимает решение. Но также ясно, что число доступных вариантов и качество выбора различаются для разных личностей и зависят, к примеру, от: - психических свойств личности; - отчасти физического состояния; - стратегий взаимоотношений с окружающей средой; - уровня сформированности и организации высших нервных процессов; - опыта, существовании требуемых сведений в памяти, вероятности их извлечения.

Физиологический механизм ощущений - это деятельность нервных аппаратов — анализаторов. Анализаторы разделяют на три части: рецептор — часть анализатора, которая воспринимает, преобразовывает; центральная часть анализатора (проводимые или сенситивные нервы); корковые части анализатора, перерабатывающие нервные импульсы. Каждому рецептору соответствует свой участок корковых клеток. Специализация любых органов чувств построена не только на индивидуальности построения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в группу центральных нервных аппаратов к которым поступают сигналы, принимаемые периферийными органами чувств. Анализатор является активным приемником энергии, он инстинктивно изменяется под воздействованием раздражителей.

Ощущение можно описать при помощи нескольких характерных ему особенностей. Основные особенности ощущений - качество, длительность, интенсивность, пространственная локализация.

Качество является своеобразной особенностью этого ощущения, которая делает отличие его от других форм ощущений и видоизменяется в рамках определенного вида.

Качества зрительной модальности - насыщенность, цветовой тон, яркость.

К качествам слуховых ощущений относят высоту, тембр, громкость.

К качествам тактильных ощущений - шероховатость, твердость и пр.

Особо распространённой считается классификация ощущений по виду (модальности) раздражителя. Модальность значится квалитативной характеристикой, в которой проявляется своеобразность ощущения как простейшего психического сигнала, что отличает его от нервного сигнала.

Обусловлено от констелляции рецепторов ощущения разделяют на три группы. Первая группа - это ощущения, связанные с рецепторами, которые находятся на поверхности тела: вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, кожные - экстероцептивные ощущения. Вторая группа - это интероцептивные ощущения, они связанны с рецепторами, которые находятся во внутренних органах. Третья группа - статические и кинестетические ощущения, их рецепторы расположены в связках, сухожилия, мышцах - проприоцептивные ощущения.

Ощущения различают соответственно модальности анализатора. Дистантные - зрительные, слуховые, и контактные - это ощущения вкусовые и осязательные.

Всякий рецептор отвечает на конкретный тип раздражителей. Выделяются такие виды ощущений: - зрительные, которые возникают под воздействием на сетчатку глаза световых лучей; - слуховые, которые возникают в следствии создания звуковых волн музыки, шума, речи; - вибрационные - это способность улавливать колебания упругой среды - воздух, вода, земля, предметы, это одна из разновидностей слуховой сенситивности, у человека она слабо развита, но используется летучими мышами, дельфинами - ультразвук, эхолокация; - обонятельные — ощущения, которые передают запахи окружающих предметов; - вкусовые; - кожные - это ощущение прикосновения, болевые, температурные.

Ладони, кончики пальцев и губы весьма сенситивны к прикосновению, ими человек осязает. Хорошо видны и слышны другому человеку болевые ощущения, которые отличаются сильной эмоциональной окраской. Чувствительность к температуре отличается, на каждом участке тела ощущения различны: к холоду спина более чувствительна, чем грудь. В зависимости от состояния организма и психики человека возникают псевдо- ложные ощущения, т.е. галлюцинации - раздражителя нет, а ощущение присутствует - мираж, видения, бред, голоса, и т. п.

Проприоцептивная чувствительность. Кинестетические ощущения - это ощущение движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений находятся в сухожилиях и мышцах. Ирритация в этих рецепторах происходит в следствии влияния сокращения и растяжения мышц.

Большая часть двигательных рецепторов располагается в пальцах рук, губах и языке, потому как данные органы необходимы для осуществления точных и тонких рабочих и речевых движений. Работа кинестетического анализатора способствует координированию и контролированию своих движений.

Речевые ощущения сформировываются с младенчества и до школьного возраста человека. При изучении иностранного языка нужна выработка речевых ощущений, несвойственных родному языку.

Вестибулярное чувство. Гравитационная, или статическая, сенситивность передает положение тела человека в пространстве. Ее рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха: вестибулярные мешочки и полукруговые, преобразовывают сигналы о силе тяжести и релятивном движении, и посылают их в участок коры височной области и мозжечок. Частая и резкая изменчивость положения тела релятивно плоскости земли - морская качка, качание на качелях - возникает головокружение — морская болезнь.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

Восприятие - процесс сформирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, напрямую влияющего на анализаторы.

Как показывают исследования психофизиологов, восприятие есть сложный процесс, который требует обширной аналитико-синтетической работы. Потому восприятие вернее будет обозначить как воспринимающую деятельность человека. Результат данной деятельности - это целостное представление о предмете, с которым человек сталкивается в повседневной жизни.

Значимым в восприятии является желание воспринимать предмет, осознание обязанности или необходимости воспринять его, волевые усилия, которые направленны на улучшение восприятия, настойчивость, которую человек в данных случаях проявляет. Следовательно, в восприятии предмета реального мира участвуют направленность, в данном случае желание, и внимание.

Физиологическую основу восприятия составляют процессы, которые проходят в нервных волокнах, центральной нервной системе, органах чувств. Под воздействием раздражителей в окончаниях нервов, которые имеются в органах чувств, происходит нервное возбуждение, по проводящим путям направляется к нервным центрам и, в результате, к коре головного мозга. В коре головного мозга возбуждение попадает в проекционные, или сенсорные, зоны коры, представляющие собой центральную проекцию нервных окончаний, которые имеются в органах чувств. Далее происходит формирование определенной сенсорной информации, что зависит от связи проекционной зоны с каким-либо органом.

Механизмом возникновения ощущений и является рассмотренный выше механизм. Формирование ощущений в действительности происходит на уровне рассмотренной схемы. Таким образом, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Физиологические механизмы восприятия вступают в процесс создания целостного образа на этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где завершается создание образов явлений реального мира. Потому интегративные зоны коры головного мозга, которые завершают процесс восприятия, нередко называются перцептивными зонами. Функция перцептивных зон имеет значительные отличия от функций проекционных зон.

Тесная связь восприятия с эмоциональными переживаниями, различными мыслительными процессами, двигательной деятельностью еще более усложняет его физиологическую основу. В виду этого, нервные возбуждения, которые вызваны внешними раздражителями, начинаются в органах чувств, перенаправляется в нервные центры и охватывая различные зоны коры, и взаимодействуют с иными нервными возбуждениями. Все эти линии возбуждения, которые взаимодействуют меж собой, широко охватывают разные зоны коры, и являют собой физиологическую основу восприятия.

Временные нервные связи, которые обеспечивают процесс восприятия, представлены в двух видах: межанализаторные и образуемые в пределах одного анализатора. Первый вид возникает при влиянии на организм комплексного раздражителя единой модальности. Нервные связи основываются в ответ на раздражители и на их отношение - временное, пространственное. В следствии чего, в коре больших полушарий протекает процесс объединения - сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, которые образуются при влиянии комплексного раздражителя, - это связи в пределах различных анализаторов. Сеченов И.М. объяснил их возникновение наличием ассоциаций - зрительные, двигательные, осязательные и пр. Ассоциациям обязательно сопутствуют слуховые образы слова, при помощи которого восприятие обретает целостный характер. Следовательно, фундаментом непростого процесса выстраивания образа восприятия являются системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые способствуют улучшению условий видения раздражителей и учету взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Основные свойства восприятия - это целостность, апперцепция, предметность, структурность, активность, константность, осмысленность.

Предметность восприятия - это умение отображать явления и объекты реального мира в виде отдельных предметов. К тому же, предметность не врожденное свойство восприятия, становление и усовершенствование данного свойства протекает в процессе онтогенеза - с первого года жизни ребенка.

Целостность. Ощущением отражаются отдельные свойства предмета, восприятие же, наоборот, способствует созданию целостного образа предмета. Он базируется на обобщении принимаемой в виде разных ощущений информации о парциальных свойствах и качествах предмета. Составные части ощущения столь прочны меж собой, что единый сложный образ предмета создается даже при непосредственном действии только отдельных свойств или отдельных частей объекта. Возникновение этого объекта происходит условнорефлекторно через связи между различными ощущениями.

С целостностью восприятия связывают и его структурность. Эта особенность заключается в том, что восприятие в большей мере не есть проекция мгновенных ощущений человека и не есть простая их сумма. Человек воспринимает практически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, формирование которой занимает некоторое время.

Следующее свойство восприятия - константность. Константностью является релятивное постоянство некоторых свойств предметов при смене условий их восприятия. С помощью свойства константности, которое проявляется в праксисе перцептивной системы компенсирующего изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие его предметы как релятивно постоянные. В значительной степени константность заметна при зрительном восприятии формы, величины предметов, цвета. Так, константность восприятия цвета содержится в относительной неизменности видимого цвета при смене освещения.

Также, восприятие обусловлено самим субъектом. Воспринимается не ухо и глаз, а определенный живой человек. Потому в восприятии всегда отражаются особенности личности человека. Обусловленностью восприятия от общего содержания психической жизни человека называют апперцепцией.

Проявление искаженного или ошибочного (ложного) восприятия - это иллюзия восприятия. Иллюзии наблюдают в различных видах восприятия - зрительное, слуховое и др. Характерность иллюзий распознается субъективными причинами - направленность, установка, эмоциональное отношение, а также физическими явлениями и факторами - положение в пространстве, освещенность и пр.

Еще одно свойство восприятия - его осмысленность. Восприятие создается при прямом действии раздражителя на органы чувств и перцептивные образы всегда несут определенное смысловое значение. Восприятие человека находится в тесной связи с мышлением. Связь восприятия и мышления проявляется в сознанном восприятии предмета, т.е. мысленно назвать его - причислить к определенному классу, группе, связать с определенным словом. Даже при рассмотрении незнакомого предмета человек пытается определить в нем схожесть с иными предметами.

В основании одной из классификаций восприятия расположены различия в анализаторах, которые принимают участие в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор исполняет в восприятии важнейшую роль, различают слуховое, зрительное, кинестетическое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

Как правило, восприятие является итогом взаимодействия ряда анализаторов. Кинестетические ощущения в разной степени участвуют во всевозможных видах восприятия, например, осязательное - наблюдается участие тактильного и кинестетического анализаторов. Также и в зрительном, слуховом восприятии - наблюдается участие кинестетического анализатора. Различные виды восприятия довольно редкостно встречаются в чистом виде. Как правило, они соединяются, и в итоге создаются сложные виды восприятия.

В основании другой классификации типов восприятия пролегают формы наличия материи: движение, пространство и время. В связи с данной классификацией выделяют восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

Представление является наглядным образом предмета, который воспроизводится в воображении по памяти. Образы представлений не столь яркие и детальные, в сравнении с образами восприятия, но в них отражается репрезентативность данного предмета.

Представления - это конкретные образы явлений внешнего мира, предметов, их свойств, ранее воспринимаемые человеком и затем возникающие в его памяти. Основу представлений составляет предыдущий опыт человека - всякое представление является в различной своей части восприятием.

Образы восприятия неизменно имеют наглядный характер: в них отражаются внешние свойства явлений и предметов при их воздействии на органы чувств человека. Как и восприятия, представления имеют наглядный характер, отражая внешние свойства предметов, которые человек познавал в предыдущем опыте.

Но между восприятием и представлением есть некоторые различия.

Представления есть образы явлений и предметов, которые хранятся в памяти человека, при их отсутствии - явления и предметы не влияют непосредственно на органы чувств;

Представления не такие яркие и четкие, как восприятия, к примеру, представление увиденного когда-либо дерева бледнее, чем его восприятие - оно менее отчетливо в своих размерах, формах, деталях, красках.

Представления отличает изменчивость - свободно меняется форма, цвет, размер представляемого предмета. Только что увиденный красный карандаш с круглым черенком человек может представить синим шестигранным

Представления, в сравнении с восприятиями, являются в большей степени обобщенными образами предметов, в них первичную роль играют схожие особенности предметов этого класса. К примеру, когда человеку нужно представить тополь, а не кедр, в его представлении отражаются соответствующие тополю особенности коры, ствола, формы листьев. Это обобщенный и одновременно наглядный образ тополя, образ не какого-либо дерева, а именно тополя. Иногда, при необходимости, в представлении отображается и единичный предмет, но большее количество представлений, которыми владеет человек в своем сознании, как правило, есть обобщенные наглядные образы действительности.

Физиологической основой представлений являются процессы, которые происходят только в корковых частях анализаторов; рецепторы при представлениях не функционируют.

В основании представления пролегает восприятие объектов, которое имелось в прошлом. Выделяют несколько типов:

Представления памяти - возникшие на основании восприятия в прошлом какого-то явления, предмета;

Представления воображения.

Представления характеризуют:

Наглядность - чувственные наглядные образы действительности, в этом проявляется содержание их сходства с образами восприятия;

Фрагментарность - представления имеют пробелы, некоторые признаки и части представлены очень смутно, иные - ярко, а в третьем случае наблюдается их отсутствие;

Непостоянство и неустойчивость - какой-либо вызванный образ, предмет или чей-то образ, сотрется из сознания, даже, если человек постарается его сберечь.

Представления — это не только наглядные образы действительности, а чаще обобщенные образы, в этом и есть их схожесть в понятиях.

Представление, как и любые иные познавательные процессы, исполняет некоторые функции в регуляции психического поведения человека. Исследователи выделяют три важные функции: регулирующая, настроечная и сигнальная.

Сутью сигнальной функции представлений является отражение образа предмета, который до этого момента влиял на органы чувств человека, а также разнообразной информации о данном предмете, преобразующуюся при влиянии конкретных воздействий в систему сигналов, которые ответственны за поведение.

Регулирующая функция представлений плотно связана с их сигнальной функцией и находится в отборе нужной информации о явлении или предмете, который раньше воздействовал на органы чувств человека. При этом выбор делается не абстрактно, учитываются реальные условия намеченной деятельности. С помощью регулирующей функции актуализуются как раз те стороны, к примеру, двигательных представлений, на основании которых с большим успехом разрешается установленная задача.

Настроечная функция - проявляется в ориентировании деятельности человека обусловленной характером влияния окружающей среды. Настроечная функция представлений занимается обеспечением определенным тренирующим эффектом двигательных представлений, что содействует сформированности алгоритма нашей деятельности.

Обычно выделяются слуховые, зрительные, кинестетические, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические и температурные виды представлений.

Также, все представления различны по ряду проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления - создаются самопроизвольно, без активирования памяти человека.

Произвольные представления - создаются у человека при волевом усилии, в ориентации на поставленную цель.

Представления - это важнейшая форма субъективного отражения объективного мира. Они представляют собой наиважнейшую ценность в деятельности человека и его жизни. Если нет представлений, то содержимое его сознания имело бы ограничение лишь наличествующими восприятиями, было бы отражение образов предметов, непосредственно действующих на него в каждом текущем моменте.

С помощью содержащихся в них звеньях обобщения представления служат промежуточной ступенью от ощущений к мышлению, от конкретных образов к абстрактным понятиям.

Также, с помощью свойственной им широкой изменчивостью, которая допускает выстраивание новых образов, представления являются необходимой и значимой ролью в творческой деятельности человека.

5. Заключение.

Важнейшая роль ощущений состоит в быстром и своевременном доведении до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью, информацию о состоянии внутренней и внешней среды, присутствии в ней биологически важных факторов.

Жизнь человека многогранна и сложна. Ее проявление видно через значительную цепь важных процессов. Условно их разделяют на деловую и социальную активность, медицину, культуру, спорт, межличностные отношения, общение, исследовательскую и научную деятельность, отдых и развлечения.

Таким образом:

Ощущение есть отражение индивидуальных свойств предметов, которые влияют на органы чувств;

Восприятие - очень сложный, и одновременно единый процесс, который направлен на познание того, что в данный момент имеет воздействие на человека;

Представление - это психический процесс отражения предметов, явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основании прежнего опыта человека.

Полноценное протекание вышеперечисленных процессов проблемно, а порой даже нереально вообразить без участия всех органов чувств человека. Потому нужно произвести оценку роли ощущений в жизни человека, поскольку иногда эти сведения помогают в организации успешного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

6. Список литературы.

1. Л.С. Выготский, Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

2. С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.; Питер, 2007. - 713 с. - (Серия «Мастера психологии»).

3. А.Н. Леонтьев, Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. - 511 с.

4. Н.Ю. Дмитриева, Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 128 с.

5. М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова, Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.