Героическое. Героическое и трагическое как виды пафоса

Что приходит нам на ум, когда говорят о героях, героических поступках? В нашем обычном понимании героизм - это качество, черта характера, благодаря которой человек может совершить подвиг. В разных исторических периодах, условиях может быть неожиданная трактовка данного понятия.

Героизм - это что? Определения из толковых словарей

Поскольку данное понятие является обширным, то и толкований героизма существует несколько.

Согласно толковому словарю Ушакова:

Героизм - способность к совершению подвига. Примеры: Во время катастрофы он проявил истинный героизм. Он не отличается героизмом.

В Большой советской энциклопедии "героизм" - это:

Героическое свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Ожегов дает следующее определение:

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Таким образом, компилируя определения, можно сказать, что героизм - это действия, совершаемые людьми по собственной воле для соблюдения интересов людей и человечества.

Виды героизма

В зависимости от совершаемого поступка и окружающих условий, можно выделить несколько типов.

Конечно, это разделение весьма условно. Если рассматривать каждый отдельный случай героизма, то можно определить, чем в большей степени пожертвовал человек во имя идеи, для спасения человеческих жизней, преодолевая себя.

Итак, физический героизм. Это в первую очередь риск собственной жизнью, здоровьем ради высоких целей.

Моральный героизм

Безусловно, высокие моральные качества - основа любого героического поступка. Однако в данном разделении имеется в виду героизм относительно самого себя, например, борьба с собственными фобиями или вопреки заложенным нормам (борец за справедливость).

В масштабах межличностных отношений, и одного человека в частности, преодоление себя является очень важным, а, возможно, поворотным моментом, способным полностью изменить жизнь человека.


Поскольку «героизм» - это слово, которое может быть применимо и в глобальных, и в локальных, и в моральных аспектах, то и действия, за которыми закрепляется слава «героических», относятся не только к боевым.

Двойственность понятия

Природа героизма на самом деле сложна и противоречива: то, что может быть героическим поступком для одного человека, может стать трагедией для другого. Как оценивать действия человека, мужественно и виртуозно выполняющего задачу, сбивая с десяток вражеских самолетов и постоянно находясь под прицелом, рискуя своей жизнью? На первый взгляд это героизм. А если добавить, что этот человек - пилот люфтваффе?

Необходимо отделять правильные цели от неправильных: подвиги Геракла тоже когда-то воспринимались героическими поступками. Вероятно, что спасение человеческих жизней и есть универсальная ценность. Важно уметь определять цель - ради чего совершается героический поступок.


Стоит отличать мнимый героизм - относительно новое понятие, под которым подразумевается действие, которое для одной из враждующих сторон расценивается как подвиг, а для другой, возможно, оборачивается смертями и разрушениями.

Примеры героизма в истории

Большое число героических поступков сохранила в себе история человечества. Всегда находились люди, которые готовы были пожертвовать собой для спасения детей/женщин/животных/раненых и всех, кто не может позаботиться о себе сам. В любых боевых действиях или внештатных ситуациях есть место подвигу. Поэтому так много героев награждается посмертно.

Героизм людей не знает предела. Часто это проявлялось в годы Великой Отечественной войны: несчетное множество людей проявляло героизм, отстаивая русскую землю. Так, всем известен геройский поступок 28 панфиловцев: в преддверии нового 1942 года немецкая армия рассчитывала победоносно захватить Москву. Однако у них на пути встали 28 человек под командованием Клочкова Василия.


Четыре часа жестокой битвы завершились тем, что солдаты дали отпор: уничтожили 18 танков и отразили несколько немецких атак. Практически все погибли. Героев наградили: посмертно присвоены звания Героев Советского Союза.

Ярким проявлением героизма является поступок летчика Гастелло: имея возможность катапультироваться, он предпочел умереть, нанеся при этом противнику серьезный урон.

Партизаны, фактически находясь в тылу, доносили немало важной информации. К сожалению, многие погибли: всем известны истории про Леню Голикова, Зою Космодемьянскую и Матвея Кузьмина. Ни возраст, ни пол не влияют на решение человека о поведении в критической ситуации - только моральные качества.

И подобных примеров очень много: звание Героев получили более одиннадцати тысяч человек.

Примеры в литературе

В художественных произведениях имеется немало примеров героев, совершивших подвиг. Отдельный пласт занимают военные повести, рассказы, романы: "Повесть о настоящем человеке", "Судьба человека", "Василий Теркин", "Матренин двор" и многое другое.

Истинный героизм центральных фигур способен передать весь трагизм ситуации, сложность выбора и отважность человека.

Традиционно вспоминается горьковский Данко, вырвавший собственное сердце, пытаясь осветить путь. А также "Тарас Бульба", "Илья Муромец" и Штирлиц.

Героические поступки обычных людей

Не стоит забывать, что ежедневно в мире происходят катастрофы и критические ситуации. И самые обыкновенные люди оказываются готовы помочь ближнему, жертвуют собой ради другого человека.

Например, известная в узких кругах доктор Лиза, организовавшая помощь самым нуждающимся. И даже после ее гибели это дело продолжает жить.

Чемпион по плаванию - Карапетян Шаварш, спасший 20 челок из тонувшего троллейбуса. Сергей Сотников, чьи предупредительные действия позволили сохранить жизни людей, летевших в самолете.

Как мы видим, героизм - это сложный термин, подразумевающий неоднозначную трактовку.

1.2 К вопросу о соотношении трагического и героического

ХХ век - век величайших социальных потрясений, революций, войн, кризисов, бурных перемен, создающих то в той, то в другой точке земного шара сложнейшие напряжённейшие ситуации. Поэтому теоретический анализ проблемы трагического для наших современников в известном смысле есть самоанализ и осмысление мира. Другую сторону состояния мира охватывает эстетическая категория героического Взаимодействие трагического и комического наиболее полно соответствует духу эпохи и состоянию мира. Не случайно все высшие художественные ценности, по которым потомки будут судить о нашей эпохе и её искусстве полны комедийного или трагедийного пафоса. Во время культовых празднеств в честь богов скорбь по поводу их смерти сменялась радостью и весельем по поводу их воскресения. По мере нарастания общественных противоречий природная основа мифов усложнилась и более социализировалась: со смертью и воскресением богов стали связывать упования на избавление от земных страданий, надеждой на вечную жизнь.

Издревле человек не мог смириться с небытием: размышления о смерти приводили к идее бессмертия, в небытии люди отводили место злу и провожали его туда смехом. Парадоксально, но о смерти говорит не трагедия, а сатира. Сатира доказывает смертность живущего и даже торжествующего зла, а трагедия утверждает бессмертие, раскрывает доброе и прекрасное начало в человеке, которые торжествуют, побеждают, несмотря на гибель героя.

В жизни людей трагическое и героическое переплетено между собой, один и тот же факт может быть для одного человека героическим, а для другого трагичным.

В своей служебной деятельности сотрудники ОВД чаще, чем кто-либо сталкиваются с трагическим. Это гибель сослуживцев, товарищей при выполнении своего долга, это необходимость, чуть ли не ежедневно, выезжать на место преступления и т.д., встречаться с родственниками сослуживцев, погибших от руки бандитов или террористов. Это работа в следственных судебных органах, в местах исполнения наказания, где особенно наглядно проявляются противоречия между требованиями общества, закона и желаниями, потребностями отдельных личностей.

При этом читатель, зритель испытывает не только сострадание к жертвам, восхищение героизмом работников ОВД, но и если это талантливо написанный очерк, снятый фильм переживает катарсис (очищение), что являлось необходимым условием греческой трагедии.

Сотрудники ОВД зачастую сталкиваются не только с трагедиями и с трагическим в чистом виде, но и в его диалектике с героическим. Например, это может выражаться в несоответствии повода к совершению преступления и его последствия. Особо жестокое убийство может быть совершено потому, что жертва преступления обозвал убийцу смешной «кличкой», показавшейся тому оскорбительной. Тесное переплетение трагического и героического особенно наглядно проявляется в практике следователей, участковых, которым приходится расследовать преступления, совершённые на бытовой почве, разбирать дрязги соседей, возникающие по мелочным смешным поводам. Диалектику трагического и комического мы можем увидеть в работе самих сотрудников ОВД, не всегда являющимися грамотными и компетентными специалистами, которые могут, например, составляя протокол осмотра места происшествия написать: «На месте преступления был обнаружен труп 28 лет, который при жизни был мужчиной».

Как эстетическая категория трагическое и героическое, в деятельности работников ОВД, проявляется в изображении в кино, литературе, где в большинстве случаев присутствует героизм. На наш взгляд, это правильно, так как современные средства массовой информации, так же как и во времена Аристотеля представляют зрителям «трагедии», которые осмысливаются как трагическое и героическое происходящие на самом деле, предающееся нам через исскуство.


Глава 2 Место героического в повседневной деятельности сотрудника ОВД

2.1 К вопросу о нравственном воспитании личности

эстетический трагический героический нравственный

Как определяет категорию трагического в своей книге Любимова Т.Б.. «Трагическое мы определяем как 1) экзистенциал, 2) качество жизненной ситуации и 3) эстетическую категорию, фиксирующие принципиально неразрешимый жизненный конфликт и его ценностные отражения в искусстве и литературе. Трагическое знаменует момент оторванности единичного человека от общинно-круговой поруки, на нем суммируется и сбывается вина клана, племени, народа, семьи или собственного неразумия, навлекающего гнев богов и месть инспирируемых ими исполнителей правежа».

В России, на наш взгляд, трагическому придана универсальная функция - быть онтологическим принципом мирового исторического движения и условием расширения горизонтов самосознания и богообщения.

Немало ярких, незабываемых героических событий вошли в историческую летопись человечества. Борьба за революционное преобразование общества и социальный прогресс, национально-освободительное движение немыслимы без величайших взлетов человеческого духа, без героического. Трудно переоценить его роль в трудовой деятельности, в научном, художественном прогрессе общества. Исключительно велико нравственное его значение - героическое оказывает мощное воспитательное воздействие на множество людей, способствует формированию благородных, гуманных жизненных целей, стойкой идейной, активной гражданственной позиции. Значительное место принадлежит героическому в искусстве. Многовековая история последнего свидетельствует о неослабевающем интересе к художественному воссозданию ратных и трудовых свершений, подвигов, суровой, напряженной героической борьбы.

«Роль героического в жизни общества не только велика, но и необычайно многообразна. Отсюда разносторонний интерес к его теоретическому осмыслению, который нашел отражение в трудах крупнейших мыслителей прошлого. Ценные идеи о природе, воспитательном значении, роли героического в общественной жизни, его особенностях в искусстве высказывались Дж.Вико, Ф.Шиллером, Н.Г.Чернышевским В истории философии проблема героического не раз становилась предметом специального изучения: ей посвящены труды Дж.Бруно, А.Рено, Т.Карлейля..

Актуально проблема героического и в наши дни. Между тем следует отметить, что Героическое - сложный по структуре и необычайно богатый в своих проявлениях феномен. Подвиг нередко бывает, связан с достижением политических целей, удовлетворением государственных интересов, в его основе могут лежать нравственные, религиозные и другие мотивы. Многоаспектность героического предполагает возможность различных подходов к его изучению. Однако следует заметить, что некоторые моменты, такие, скажем, как политические, религиозные, могут присутствовать в виде целей, мотивов в героическом, но могут и отсутствовать в нем.

Поскольку нравственные и эстетические факторы в той или иной форме проявляются в любом подвиге, они присущи героическому. Это позволяет считать этико-эстетический анализ необходимым и достаточным для изучения сущности героического и рассматривать его как основу философского подхода к данному явлению.

Некоторые исследователи, например, Мовчан В.С[.3],вводят такое понятие как «нравственно – эстетическое в природе героического, автор видит её в том, что добровольное и «добросовестное исполнение нравственного долга, заключенное в героическом поступке, переживается и расценивается самим героем, общественным мнением в тесной связи с эстетическими моментами эмоционального подъема, чувством о радости и восторга от сознания победы»[.4].

Рассматривая вопрос о героическом в повседневной жизни работника МВД, следует, прежде всего, обратится к вопросу о том, как следует понимать данный термин, работнику МВД, с точки зрения эстетики. Восприятие героического у каждого человека разное. У сотрудника МВД, оно должно быть ярко выражено, так как он встречается с этим понятием в эстетике каждый день и воспринимает его как обычное дело. Представления сотрудника МВД о героическом в повседневной жизни должны быть неразрывно связаны с его нравственными представлениями, то есть другими словами, что бы сотрудник МВД, воспринимал повседневную жизнь и работу как героическое он должен быть нравственно воспитан. Этим нравственным воспитанием так же занимается эстетика.

«С давних времен эстетическое и нравственное воспитание были тесно взаимосвязаны. Недаром древние греки применяли термин «калокагатия», составленный из двух слов: «kalos» - красота и «agathos» - добрый, хороший. «Калокагатия» давала реальный прообраз такой личности, у которой нравственная и физическая красота пребывают в нерасторжимом единстве, а внутренний мир и внешний облик составляют ясную и уравновешенную гармонию.

Эстетическое и нравственное начала имеют много общего: духовный мир, поведение в общественной и личной жизни человека. Эстетическое воспитание не сводится только к внешнему, воспринимаемому чувствами. Прекрасным, например, мы называем такого человека, который соединяет в себе внешнюю привлекательность с внутренней, духовной красотой, с красотой чувств и мыслей.

С другой стороны, нравственное в человеке не сводится только к внутреннему, а выражается и вовне - в поступках, воспринимаемых чувствами. Этика, мораль, нравственность - это, прежде всего, принципы и нормы поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Другими словами, любой поступок работника МВД, рассказывает очень многое об его нравственном воспитании, о том, как он воспринимает героическое в повседневной жизни. В эстетике существует ещё такое понятие как культура поведения. Очень хорошую, на наш взгляд, трактовку данного термина даёт Комарова А.И.. «Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре».

На наш взгляд. на рассмотрении вопроса о нравственном воспитании. следует остановится подробнее. Ведь в кодексе профессиональной этики сотрудника ОВД чётко сказано: «1. Соблюдение принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, является нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности и специального звания». .

Если сотрудник обязан соблюдать кодекс неукоснительно, выполнять нравственный долг, то он должен чётко определить для себя, что такое нравственный долг и что такое нравственное воспитание?

Разобраться в этом вопросе нам должны помочь так же представители философской и эстетической мысли, например, Н.Г.Чернышевский, который является самым крупным, по нашему мнению, просветителем России, хотя родоначальником является все-таки Белинский. Но именно Чернышевский представил свою диссертацию по эстетке в 1855 году для получения степени магистра словесности, которую, в последствии сумел защитить.

Согласно Чернышевскому, жизнь в ее оптимальной форме проявляется в человеке, поэтому человек выступает критерием выявления любой красоты, он предстает в определенном смысле (как наиболее совершенная форма жизни) идеалом прекрасного и субъектом, определяющим прекрасное в остальном мире. Полнота жизни, по Чернышевскому, составляет содержание прекрасного, и определяется она согласно представлениям человека, его эстетическому восприятию («радости»), т.е. на основе субъективного фактора: «прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас (курсив Чернышевского. – В.Б.). Все в жизни, не соответствующее нашим представлениям о ее полноте, не имеет отношения к прекрасному, а в искаженных формах болезни, несчастья, уродства расценивается как безобразное («безобразие» у Чернышевского). Возникает безобразное только как следствие каких-то несчастных обстоятельств, препятствующих реализации жизни в ее полноте. Поэтому «стремление к жизни, проникающее органическую природу, есть вместе и стремление к произведению прекрасного» .

Это прекрасное Чернышевский называет «объективно прекрасным, или прекрасным по своей сущности» и отличает его от «совершенства формы», к которому считает применимым гегелевское понимание «единства идеи и формы» или соответствия предмета своему назначению. Тем самым он достаточно далеко разводит понятия прекрасного и совершенного, оставляя за прекрасным полный приоритет в эстетике. Чернышевский выделяет три основных класса проявления прекрасного: в действительности, в фантазии и в искусстве, и выше всего оценивает первый класс.

Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия работника МВД, Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности.

Много внимания в свой работе Чернышевский уделил искусству. Подробно разбирая основные виды искусства: живопись, скульптуру, музыку, архитектуру, поэзию (литературу), – он рассматривает их с позиции упрощенного миметизма, буквального подражания реальной (видимой) действительности и постоянно констатирует, что каждый из видов «неизменно ниже природы и жизни». Так, рассмотрев произведения Шекспира, Гете, Шиллера, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чернышевский делает парадоксальный для эстетической диссертации вывод: «Итак, вообще, по сюжету, по типичности и полноте обрисовки лиц поэтическое произведение далеко уступает действительности; но есть две стороны, которыми они могут стоять выше действительности, – украшение события прибавкой эффектных аксессуаров и соглашение характера лиц с теми событиями, в которых они участвуют».

Главным назначением искусства (всех его видов без исключения, подчеркивает Чернышевский) является «воспроизведение природы и жизни», воспроизведение интересных для человека сторон действительности, под которой он понимает не только видимый мир, но и внутренний мир его мечты, чувств, переживаний. Литература к тому же иногда служит «объяснительницею жизни», нередко выносит «приговор о явлениях жизни»..

Никаких сомнений, что труд Чернышевского должен быть хорошо изучен сотрудником МВД, при освоении курса эстетики.

«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, необлагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается» К.С. Станиславский. .

У каждого поколения есть свои воспитатели, у ребёнка это педагогический коллектив, а у работника МВД, это в первую очередь, после заложенных им воспитанием в учебном заведении и в семье общих человеческих ценностей, прежде всего устав, освоив наиболее значимые аспекты нравственности работник МВД, на наш взгляд, должен действовать согласно уставу. Устав, по нашему мнению, должен занять место героического в повседневной жизни сотрудника МВД. Обратимся к данному вопросу подробнее. Если обратится к кодексу моральной этики сотрудников МВД, то мы найдём в нём очень много ассоциаций с героическим и трагическими другим основными категориями эстетики, в том числе и с комической.

Настоящий Кодекс служит целям: установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника; Если вспомнить, то как формировались категории эстетики, как менялись взгляды философов на представления о трагическом, как философы пытались дать объяснение чем отличается театральная трагедия от жизненной трагедии, а мы сделали вывод о том, что восприятие жизни должно быть как борьба противоположностей. Данное понятие очень подходит к сфере деятельности работника МВД, так как он борется с преступностью прямой противоположностью самому себе.

Обратимся к статьям кодекса.» Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести сотрудника»..

Совесть сотрудника в данном случае, на наш взгляд, не может определятся кодексом она должна быть заложена заранее, путём нравственного воспитания будущего о действующего сотрудника внутренних дел. Данные кодекс предназначен для сотрудника готового его выполнять, а на это способны далеко не все. Кодексом сотрудник ОВД обязан руководствоваться, каждый день, находясь на службе. А это значит, что сотрудник ОВД, следующий данному кодексу выплоняяя каждодневную работу совершает нечто героическое, наполняя свою службу и жизнь повседневными подвигами. Однако многое и работы сотрудника ОВД, может быть следственной тайной. Театр, литература, кино – это те средства, которые раскрывают людям некоторые тайны «героических будней сотрудников МВД».

Хорошо подготовленный сотрудник, по нашему мнению, должен проникнуться духом трагического, так как его следует понимать в повседневной жизни (об этом было написано выше) и выполнять устав на автомате про такого сотрудника можно будет сказать,что он нравственно воспитан и подготовлен и население, которое он призван защищать может ему доверять.

«6. Неукоснительное соблюдение принципов и норм Кодекса является важным фактором качественного выполнения оперативно-служебных задач, необходимым условием общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел».

«1. Соблюдение принципов, норм и правил поведения, установленных Кодексом, является нравственным долгом каждого сотрудника органов внутренних дел независимо от занимаемой должности и специального звания..


Вещей, достигаемых благодаря последовательному принятию своей судьбы героем. Категория свободы если и имеет место в античной трагедии, то лишь в её стоическом понимании – как свободы осмысленного принятия рока. ВЫВОДЫ Исследование древнегреческой трагедии через призму её происхождения, а также связей с категорией "трагическое" позволяет сделать определённые выводы. Во-первых, классическая

И эстетическое, и рассудочное суждение, но мыслимое только в объединении обоих»(46,Кант. Сочинения в 6 томах, т.6 с 484-485). Фактически Канту удалось убедительно показать, что вкус как эстетическая способность суждения является субъективной способностью, опирающейся на глубинные объективные основания бытия, которые не поддаются понятийному описанию, но всеобщи (т.е. присущи всему человечеству) ...

... – образ персонажа, в живописи- изображение предмета). В общем смысле художественный образ – самый способ бытия художественного произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности. В ряду др. эстетических категорий худ. образ – сравнительно позднего происхождения. В онтологическом аспекте х.о. – факт идеального бытия, «встроенный» в свою вещественную основу, ...

Является важнейшим компонентом христианства, которое он считает эстетической религией, ибо она в принципе не может обойтись без эстетического опыта. 1 Основные категории постклассической эстетики Экспериментально-поисковый этап в современной эстетике, детерминированной обшей ситуацией в техногенной цивилизации 2-й пол. ХХ в., достигшей к концу столетия той точки бифуркации, за которой...

филос. и эстетич. категория, характеризующая неразрешимый обществ.-историч. конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеч. страданием и гибелью важных для жизни ценностей. В отличие от печального или ужасного, Т. как вид грозящего или свершающегося уничтожения вызывается не случайными внеш. силами, а проистекает из внутр. природы самого гибнущего явления, его неразрешимого самораздвоения в процессе его реализации. Диалектика жизни поворачивается к человеку в Т. ее патетической (страдальческой) и губит. стороной.

Т. предполагает свободное действие человека, самоопределение действующего лица, так что хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, но само действие представляет собой свободный акт человеч. личности. Противоречие, лежащее в основе Т., заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, к-рая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее (т. н. трагич. ирония). Ужас и страдание, составляющие существенный для Т. патетич. элемент, трагичны не как результат вмешательства к.-л. случайных внеш. сил, но как последствия действий самого человека. В отличие от мелодраматического (вызывающего жалость, «трогательного») Т. не может быть там, где человек выступает лишь как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Т. родственно возвышенному в том, что оно неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Как форма возвышеннопатетич. страдания действующего героя, Т. выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в Т. неразрешимостью коллизии, невосполнимой утратой того, что не должно было исчезать, второй - героич. активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в своем поражении.

Т. имеет всегда определ. обществ.-историч. содержание, обусловливающее структуру его художеств. формирования (в частности, в специфич. разновидности драмы - трагедии). Т. в антич. эпоху характеризуется известной неразвитостью личного начала, над к-рым безусловно возносится благо полиса (на стороне его - боги, покровители полиса), и объективистскикосмологич. пониманием судьбы как безличной силы, господствующей в природе и обществе. Поэтому Т. в античности часто описывалось через понятия рока и судьбы в противоположность новоевроп. трагике, где источником Т. является сам субъект, глубины его внутр. мира и обусловленные ими действия (У. Шекспир).

Древневост. философия, не доверяющая свободно личному началу (в т. ч. буддизм с его обостренным сознанием патетич. существа жизни, но чисто пессимистич. ее оценкой), не разработала понятия Т.

Антич. и ср.-век. философия вообще не знает спец. теории Т.: учение о Т. составляет здесь нераздельный момент учения о бытии. Образцом понимания Т. в др.-греч. философии, где оно выступает как существенный аспект космоса и динамики противоборствующих начал в нем, может служить философия Аристотеля. С т. зр. аристотелевского учения о нусе (уме) Т. возникает, когда этот вечный самодовлеющий ум отдается во власть инобытия и становится из вечного временным, из самодовлеющего - подчиненным необходимости, из блаженного - страдающим и скорбным. Тогда начинается человеч. «действие и жизнь» (подражание к-рым является сутью трагедии - см. «Поэтика», 1450 а) с ее радостями и скорбями, с ее переходами от счастья к несчастью, с ее виной, преступлениями и расплатой. Этот выход ума во власть необходимости и случайности составляет бессознат. преступление. Но рано или поздно происходит припоминание или «узнавание» прежнего блаженного состояния, преступление уличается и оценивается. Тогда наступает время трагич. пафоса, обусловленного потрясением человеч. существа от контраста блаженной невинности и мрака суеты и преступления. Но это опознание преступления означает вместе с тем начало восстановления попранного, происходящего в виде возмездия, осуществляющегося через страх и сострадание. В результате наступает очищение страстей (катарсис) и восстановление нарушенного равновесия ума.

Вычленение категории Т. и филос. осмысление ее осуществляются в нем. классич. эстетике. Шиллер, развивая идеи кантовской философии, видел источник Т. в конфликте между чувств. и нравств. природой человека («О трагическом в иск-ве», 1792). По Шеллингу, сущность Т. заключается в «...борьбе свободы в субъекте и необходимости объективного...», причем обе стороны «...одновременно представляются и победившими, и побежденными - в совершенной неразличимости» («Философия искусства», М., 1966, с. 400). Необходимость, судьба делает героя виновным без к.-л. умысла с его стороны, но в силу предопределенного стечения обстоятельств. Герой должен бороться с необходимостью - иначе, при пассивном ее приятии, не было бы свободы - и оказаться побежденным ею. Но чтобы необходимость не оказывалась победителем, герой должен добровольно искупить эту предопределенную судьбой вину, и в этом добровольном несении наказания за неизбежное преступление и состоит победа свободы.

Гегель видит тему Т. в самораздвоении нравств. субстанции как области воли и свершения (см. Соч., т. 14, М., 1958, с. 365-89). Составляющие ее нравств. силы и действующие характеры различны по своему содержанию и индивидуальному выявлению, и развертывание этих различий необходимо ведет к конфликту. Каждая из различных нравств. сил стремится осуществить определ. цель, обуреваема определ. пафосом, реализующимся в действии, и в этой односторонней определенности своего содержания неизбежно нарушает противоположную сторону и сталкивается с ней. Гибель этих сталкивающихся сил восстанавливает нарушенное равновесие на ином, более высоком уровне и тем самым движет вперед универсальную субстанцию, способствуя историческому процессу саморазвития духа.

Гегель и романтики (А. В. Шлегель, Шеллинг) дают типологич. анализ античного и новоевроп. понимания Т. Последнее исходит из того, что человек сам виновен в постигших его ужасах и страданиях, тогда как в античности он выступал скорее как пассивный объект претерпеваемой им судьбы. Кьеркегор отмечает связанное с этим различное понимание трагич. вины в древности и новое время: в антич. трагедии скорбь глубже, боль меньше, в современной - наоборот, поскольку боль связана с осознанием собств. вины, рефлексией по поводу нее.

Если нем. классич. философия, и прежде всего философия Гегеля, в своем понимании Т. исходила из разумности воли и осмысленности трагич. конфликта, где победа идеи достигалась ценой гибели ее носителя, то в иррационалистич. философии Шопенгауэра и Ницше происходит разрыв с этой традицией, ибо под сомнение ставится само существование к.-л. смысла в мире. Считая волю безнравственной и неразумной, Шопенгауэр видит сущность Т. в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном страдании, гибели справедливого. Ницше характеризует Т. как изначальную суть бытия - хаотическую, иррациональную и бесформенную («Рождение трагедии из духа музыки», 1872). В 20 в. иррационалистич. трактовка Т. была продолжена в экзистенциализме. Согласно Ясперсу, подлинно Т. состоит в осознании того, что «... универсальное крушение есть основная характеристика человеческого существования» («Von der Wahrheit», Munch., 1947, S. 956). В духе философии жизни Зиммель писал о трагич. противоречии между динамикой творч. процесса и теми устойчивыми формами, в к-рых он кристаллизуется («Конфликт совр. культуры», 1918, рус. пер. 1923), Ф. Степун - о «трагедии творчества» как объективации невыразимого внутр. мира личности (журн. «Логос», 1910, кн. 1).

Марксизм-ленинизм дал обществ.-историч. понимание Т., считая его объективными предпосылками антагонизмы эксплуататорского общества, характерное для него отчуждение человека и его деятельности. Анализируя гибель старого обществ. уклада, К. Маркс писал: «История... проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни»; если «последний фазис всемирно-исторической формы есть ее коедия», то трагической Маркс считает историю старого порядка, «... пока он был существующей испокон веку властью мира, свобода же, напротив, была идеей, осенявшей отдельных лиц...» и «...пока старый порядок сам верил... в свою правомерность», так что на стороне его стояло «...не личное, а всемирно-историческое заблуждение» («К критике гегелевской философии права». Введение, см. в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 418). В отличие от этого вида Т., источник революц. трагедии Маркс и Энгельс видели в коллизии «...между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» (Энгельс Ф., там же, т. 29, с. 495), когда объективная неразвитость обществ. отношений, незрелость условий революц. движения приводила к гибели его представителей (Т. Мюнцер, якобинцы и др.); подобная же коллизия, по словам Маркса, «... привела к крушению революционную партию 1848-1849 годов» (там же, с. 483).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования.

Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного. От трагического не отделима категория катарсиса, которое не связано только с областью драматического искусства, но имеет более широкое значение, связанное с социально-психологическим воздействием искусства вообще. Представление о трагическом формировалось в связи теорией драмы, а в более узком смысле с теорией трагедии, как вида драматического искусства. Первая систематически развитая концепция трагического в искусстве возникает еще в античности. В «Поэтике» Аристотель дает определение трагедии, которое на многие века становится не только фундаментальным определением жанра, но и основой определения самой категории трагического. «Трагедия есть подражание действию важному и законченному … посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение от подобных аффектов». Учение Аристотеля о трагедии и категории трагического стало предметом исследования и комментирования на протяжении многих веков, оно не утратило своего теоретического значения и сейчас.

Средневековье не создало оригинальной концепции трагического сосредоточившись на проблеме греховности человеческих чувств и их очищение понималось только через религиозную аскезу. В эпоху Возрождения вновь была открыта «Поэтика» Аристотеля, было создано множество комментариев на нее и подражаний Аристотелю. Эстетика классицизма, разработала четкое деление жанров драматического искусства и моралистическую концепцию катарсиса, эту традицию продолжила эпоха Просвещения, которая видела в театре школу нравственности. Например, Лессинг основными проявлениями трагического считал страх и сострадание, которые истолковывал как нравственное очищение.

У Шиллера основой трагического является конфликт нравственной и чувственной природы человека. В статье «О трагическом искусстве» он писал, что в основе трагических эмоций лежат следующие условия. Во-первых, предмет нашего сострадания должен быть родственен нам в полном смысле этого слова, а действие, которое должно вызвать сострадает должно быть нравственным, то есть свободным. Во-вторых, страдание его источники и степени должны быть полностью сообщены нам в виде ряда связанных между собой событий. В-третьих, оно должно быть чувственно воспроизведено, не описано в повествовании, но непосредственно представлено нам виде действия».

Немецкая классическая эстетика трактовала понимание трагического исходя из принципа историзма из идеи разумности и закономерности исторического процесса. Для Шеллинга сущность трагического заключается в диалектике свободы и необходимости, эта диалектика получила развитие в развернутом учении Гегеля о трагическом. Гегель связал трагическое с областью общественно необходимого. По его мнению, трагедия имеет дело не со случайным сугубо индивидуальным, а с областью необходимого. Содержанием трагедии является сфера нравственного, понимаемая не как формальная мораль, а как подлинная сущность, для которой человеческое поведение является частными проявлениями. Гегель истолковывал гражданскую жизнь со всеми ее противоречиями как проявление идеального духовного начала.

Позднее в понимании сущности трагического усиливаются моменты субъективизма и пессимизма. У истоков такого понимания трагического стояли Шопенгауэр и Ницше. Шопенгауэр трактовал трагическое как саморазвертывание слепой и неразумной воли. «В трагедии перед нами проносится вся ужасная сторона жизни – горе человечества, господства случая и заблуждения, гибель праведника, торжество злодея – иными словами трагедия являет нашим взорам те черты мира, которые прямо враждебны нашей воле. И это зрелище побуждает нас отречься от воли к жизни, не хотеть этой жизни разлюбить ее». Для Ницше трагедия рождается из борьбы дионисийского и аполонистического начал в культуре, а само трагическое предстает как воплощение иррационалистического, опьяняющего хаотического начала. Иррационалистическая трактовка трагического характерна так же для эстетики экзистенциализма. По мнению одного из предтеч экзистенциализма трагический конфликт неразрешим и связан с выражением отчаянья человека.

ЕРОИЧЕСКОЕ (от греч. heros - герой) - эстетическая категория, отражающая эстетическую ценность поступков, действий и деятельности отдельной личности, класса, народа или общества, имеющих большое значение для жизни общества, государства или даже всего человечества, отвечающих задачам объективного исторического, прогрессивного развития и требующих напряжения всех интеллектуальных, нравственных и физических сил, отваги, мужества, стойкости и даже самопожертвования во имя торжества передовых общественных идеалов. Именно интересы прогрессивного развития человечества, соответствие деятельности объективным закономерностям движения общества по пути достижения гармонии, совершенства и красоты - важнейший критерий оценки личности, народа, класса, общества как героических в отличие от обыденных, обыкновенных или даже антигероических. Поэтому величие исторических задач, встающих перед тем или иным обществом, и рождает героизм отдельных личностей или же широких масс - участников исторического прогресса. Отсюда понятно, почему в эпохи исторических переходов от одной общественно-экономической формации к другой и историческими личностями, и массами совершаются героические подвиги, значительно влияющие на ход исторических событий. К. Маркс писал: «Однако как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов». Чем более высоким этапом в истории развития человечества является рождающееся общество, тем большего героизма от отдельных личностей и масс оно требует для своего утверждения, поскольку сила сопротивления отмирающего и уходящего с исторической арены общества от эпохи к эпохе возрастает.

Героическое не имеет места в природе, оно - сугубо общественное явление. Поэтому сфера его проявления уже, чем у прекрасного и возвышенного, хотя действенность его глубже и активнее. Героический поступок и действие, героический образ вызывают глубочайшие эмоциональные переживания, перерастающие в чувство восхищения и удивления силой человеческого духа, нравственной стойкостью и благородством человека. Если чувство радости от встречи с прекрасным рождает умиротворенность, если восторг от возвышенного может породить страх, ужас или представление о ничтожности своих сил по сравнению с великим, то восхищение героическим рождает стремление стать похожим на героя, подняться на борьбу за благородные цели, отдать жизнь за счастье людей. Трагедия гибели героической личности оптимистична, ибо обеспечивает личности бессмертие и рождает последователей, единомышленников.

Если героическая личность представала как уникальная, отмеченная печатью «божественного предназначения», то героизм масс не умаляет героизма личности, а, наоборот, подчеркивает его (книги о Великой Отечественной войне К. Симонова, Ю. Бондарева, В. Быкова и т. п.)

ГЕРОИЧЕСКОЕ
Героика составляет преобладающее эмоционально-смысловое начало исторически ранних высоких жанров, прежде всего эпопей (традиционного народного эпоса). Здесь поднимаются на щит и поэтизируются поступки людей, свидетельствующие об их бесстрашии и способности к величественным свершениям, об их готовности преодолеть инстинкт самосохранения, пойти на риск, лишения, опасности, достойно встретить смерть. Героическая настроенность связана с волевой собранностью, с бескомпромиссностью и духом непреклонности. Героическое деяние в традиционном его понимании (независимо от победы или гибели его вершителя) это верный путь человека посмертной славе. Героическая индивидуальность (герой в изначальном строгом смысле слова) вызывает восхищение и поклонение, рисуется общему сознанию как находящаяся на некоем пьедестале, в ореоле высокой исключительности. По словам С.С. Аверинцева, героев не жалеют: ими восторгаются, их воспевают.
Героические поступки нередко являются самоцельным демонстрированием энергии и силы. Таковы легендарные подвиги Геракла, осуществленные не столько ради трусливого Эврисфея, сколько ради них самих. Нечто в этом роде -- выходки озорного Васьки Буслаева, в какой-то мере -действия Тараса Бульбы, не знающего удержу в воинственном разгуле.

В составе жизни человечества непреходяще значима и этически неоспорима героика иного рода: одухотворенная сверхличной целью, альтруистическая, жертвенная, знаменующая служение в самом высоком смысле слова. Ее корни для европейцев тоже в античности (образы Гектора, защитника родной Трои, или добытчика огня Прометея, каков он в "послеэсхиловских" интерпретациях). Отсюда протягиваются нити к героике "Войны и мира" Л.Н. Толстого, к образу Василия Теркина у А.Т. Твардовского и многому другому в искусстве последних столетий. Героика непререкаемо истинна также в тех случаях, когда она знаменует защиту человеком собственного достоинства в обстоятельствах, попирающих права на независимость и свободу

Героический импульс нередко совмещает в себе (парадоксальным образом, а вместе с тем и закономерно) своевольное самоутверждение человека с его желанием служить обществу и человечеству. Подобный "сплав" имел место в судьбе Байрона. Такого рода героика нередко получала освещение сурово критическое (например, образ Раскольникова).

Исполненное благодарности мироприятие неразрывными узами связано в христианской культурной традиции с сердечным сокрушением и просветляющим покаянием, главное же-с состраданием, простирающимся на все и вся.

Эмоциональная атмосфера, о которой идет речь, едва ли не доминирует в житиях и родственных им жанрах. Она органически сопряжена с темой праведничества в литературе и живописи и, в частности явственна в ряде произведений отечественной классики XIX в. ("Живые мощи" И.С. Тургенева, "Тишина" Н.А. Некрасова, "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Соборяне" Н.С. Лескова, "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского, "Святою ночью" и "Студент" А.П. Чехова). Присутствует эта атмосфера и в русской литературе XX в., наиболее ощутимо -в прозе И.С. Шмелева ("Лето Господне" и, в особенности, "Богомолье").


ТРАГИЧЕСКОЕ
Такова одна из форм эмоционального постижения и художественного освоения жизненных противоречий. В качестве умонастроения это скорбь и сострадание. В основе трагического - конфликты (коллизии) в жизни человека (или группы людей), которые не могут быть разрешены, но с которыми нельзя и примириться. Традиционное (классическое) понимание трагического восходит к Аристотелю (суждения о трагедии), а теоретическая разработка понятия - к эстетике романтизма и Гегелю. Трагический герой здесь рассматривается как сильная и цельная личность, попавшая в ситуацию разлада с жизнью (иногда и с собою), не способная согнуться и отступиться, а потому обреченная на страдания и гибель. Трагическое и литературе запечатлевает представление о невосполнимой утрате человеческих ценностей и одновременно веру в человека, обладающего мужеством и остающегося верным себе даже перед лицом неминуемого поражения. Трагические ситуации могут включать в се6я момент виновности человека (таков пушкинский "Борис Годунов"). Понятие трагической вины универсально у Гегеля, по мысли которого трагический герой виновен уже по одному тому, что нарушает сложившийся порядок.
Во второй половине XIX в. трагическое стало пониматься расширительно-как всё, что способно вызывать горестное чувство, сострадание. Позже трагическому было придано универсальное значение. В соответствии с подобным воззрением (его именуют пантрагическим) катастрофичность человеческого бытия составляет его главное, сущностное свойство. Трагическое при этом сводится к страданиям и чувству безнадежности, позитивное же его содержание (утверждение стойкости, последовательности, мужества) нивелируется и не учитывается.
Наряду с трагическим в искусстве и литературе наличествуют такие формы освещения жизненных противоречий, как драматизм и элегическое.