Гранатовый браслет план по главам. Краткий пересказ Гранатовый браслет (Куприн А

А. И. Куприн — повесть «Гранатовый браслет». В повес­ти «Гранатовый браслет» А.И. Куприн развивает тему вели­кой, настоящей любви, любви, «которой грезит каждая жен­щина». Это печальная и трагическая история о маленьком че­ловеке, которого погубила и одновременно возвысила боль­шая любовь. «Гранатовый браслет» — история бедного, безнадежно влюбленного чиновника, сделавшего любимой женщине подарок — гранатовый браслет — и покончившего затем жизнь самоубийством.

Повествование разворачивается медленно, постепенно. Писатель вводит нас в атмосферу жизни князей Шейных, знакомит нас с Верой Николаевной. Именно в нее влюблен бед­ный чиновник Желтков. История эта длится уже около семи лет. В день ее именин он присылает ей в подарок гранатовый браслет — единственную драгоценность, доставшуюся ему в наследство. Однако княгиня не воспринимает всерьез чув­ства Желткова. Единственное, что ее занимает, — не выглядит ли она смешной во всей этой истории.

Раскрывая внутренний облик героини, автор сопоставляет ее с Анной, ее сестрой. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками… Младшая — Анна, — наоборот, унасле­довала монгольскую кровь отца, татарского князя… Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, жи­вая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монголь­ского типа с довольно заметными скулами, с узенькими гла­зами… с надменным выражением в маленьком, чувственном рте… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелес­тью…». Критики отмечали определенную контрастность этих образов. Вера «была строго проста, со всеми холодно и немно­го свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Анна же эмоциональная, живая, легкомысленная. На фоне этой героини более отчетливо мы осознаем внутреннюю хо­лодность Веры, ее отстраненность от всех окружающих.

Особенно ощутимо это различие в восприятии героинями природы. Исследователи отмечали здесь определенную парал­лель героинь Куприна с героинями Толстого, Наташей и Со­ней, в романе «Война и мир». Вот Анна восхищается карти­ной природы: «Но ты только посмотри, какая красота, какая радость — просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!». И тут же писатель показывает восприятие природы Верой: «Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует и радует… Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает на меня давить своей плоской пустотой… Я ску­чаю, глядя на него…». Мы видим здесь героиню сдержанную, рассудочную, живущую «правильной», размеренной жизнью.

С образами героев соотносятся и пейзажи романа. Так, на­чинающий повествование пейзаж соотнесен с образом Желт­кова. Этот пейзаж — художественное предварение будущей трагедии, вместе с тем он передает силу, глубину и импульсив­ность его чувств. «То по целым суткам тяжело лежал над зем­лею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык… То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него вер­хушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы…». Другой пейзаж соотносится с образом княгини Веры. «К началу сентября погода вдруг рез­ко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили ти­хие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, ка­ких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей щетине, заблестела слюдяным блеском осенняя пау­тина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».

В семье Шейных всем известна эта история с Желтковым. И все по-разному реагируют на происходящее. Муж Веры, князь Василий, в общем добрый и неглупый человек, не имеет определенного такта, чтобы скрыть все происходящее от по­сторонних, не осмеивать «влюбленного телеграфиста». Он рассказывает гостям историю, пародирующую чувства Жел­ткова, рисует карикатуры. Для князя Василия история грана­тового браслета — анекдот. Брат княгини Веры, Николай — сухой, строгий, рациональный человек, считает, что эта исто­рия порочит их семью. И лишь старый генерал Амосов выс­казывает мысль о редкой в жизни настоящей любви. Он рас­суждает о семье, женитьбе, о том, что зачастую браки совер­шаются без любви. «А где же любовь-то? Любовь бескорыст­ная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. <…> Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жиз­ненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее ка­саться».

Сцена посещения князем Василием и Николаем Желтко­ва — сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь мы впервые знакомимся с героем, вокруг которого происходят все эти события. Персонажи здесь ведут себя по-разному. Нико­лай, не обладая ни терпением, ни умом, ни определенной ду­шевной тонкостью, пытается угрожать Желткову, говорит, что будет апеллировать «к властям». Характерно, что герой, бед­ный, жалкий чиновник, прекрасно понимает всю нелепость и абсурдность высказываний брата княгини Веры. «Простите. Как вы сказали? — спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. — Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали?» И он открыто, отбросив условности, говорит о своих чувствах к Вере ее мужу.«- Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я пи­сал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглаша­юсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка брас­лета, была еще большей глупостью. Но… вот я вам прямо гля­жу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприятно… скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем суще­ствовании. Остается только одно -смерть… Вы хотите, я при­му ее в какой угодно форме».

Сверток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содержало поздравление с днем ангела и просьбу принять браслет, принадлежавший еще прабабке. Зеленый камешек - это весьма редкий зеленый гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Заканчивалось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла в руки браслет - внутри камней загорелись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала она и вернулась в гостиную.

Князь Василий Львович демонстрировал в этот момент свой юмористический домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». «Лучше не нужно», - попросила она. Но муж уже начал полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и все же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме и т. д.

«Господа, кто хочет чаю?» - спросила Вера. После чая гости стали разъезжаться. Старый генерал Аносов, которого Вера и ее сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал ее преследовать письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить ее своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день ее именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат ее Николай решили отыскать поклонника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет тридцати - тридцати пяти. Он не отрицал ничего и признавал неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казенные деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон принес его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твое». Если она вспомнит о нем, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Аппассионаты», он от глубины души благодарит ее за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим человеком. Муж вполне понял ее порыв.

Лицо лежащего в гробу было безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподняла его голову, положила под шею большую красную розу и поцеловала его в лоб. Она понимала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Вернувшись домой, она застала только свою институтскую подругу, знаменитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», - попросила она.

И Женни (о чудо!) заиграла то место «Аппассионаты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме ее слагались слова, как бы куплеты, заканчивавшиеся молитвой: «Да святится имя Твое». «Что с тобой?» - спросила Женни, увидев ее слезы. «...Он простил меня теперь. Все хорошо», - ответила Вера.

Сверток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Нико-ла-евны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выго-во-рила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не реша-лась оторвать именин-ницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невы-сокой пробы дутый браслет, покрытый грана-тами, среди которых распо-ла-гался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содер-жало поздрав-ление с днем ангела и просьбу принять браслет, принад-ле-жавший еще прабабке. Зеленый камешек — это весьма редкий зеленый гранат, сооб-ща-ющий дар прови-дения и обере-га-ющий мужчин от насиль-ственной смерти. Закан-чи-ва-лось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла в руки браслет — внутри камней заго-ре-лись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» — поду-мала она и верну-лась в гостиную.

Князь Василий Львович демон-стри-ровал в этот момент свой юмори-сти-че-ский домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюб-ленный теле-гра-фист». «Лучше не нужно», — попро-сила она. Но муж уже начал полный блестя-щего юмора коммен-тарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, полу-чает письмо с целу-ю-щи-мися голуб-ками, подпи-санное теле-гра-фи-стом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвра-щает Вере обру-чальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и все же мой долг преду-пре-дить тебя: теле-гра-фисты обольсти-тельны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за краси-вого Васю Шеина, но теле-гра-фист продол-жает пресле-до-вания. Вот он, пере-одев-шись трубо-чи-стом, прони-кает в будуар княгини Веры. Вот, пере-одев-шись, посту-пает на их кухню судо-мойкой. Вот, наконец, он в сума-сшедшем доме и т. д.

«Господа, кто хочет чаю?» — спро-сила Вера. После чая гости стали разъ-ез-жаться. Старый генерал Аносов, кото-рого Вера и ее сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояс-нить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал ее пресле-до-вать пись-мами за два года до заму-же-ства. Очевидно, он посто-янно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже пись-менно, попро-сила не беспо-коить ее своими пресле-до-ва-ниями, он замолчал о любви и огра-ни-чился поздрав-ле-ниями по празд-никам, как и сегодня, в день ее именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пере-секла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспо-собны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат ее Николай решили отыс-кать поклон-ника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет трид-цати — трид-цати пяти. Он не отрицал ничего и признавал непри-лич-ность своего пове-дения. Обна-ружив неко-торое пони-мание и даже сочув-ствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казенные деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочи-тала о само-убий-стве чинов-ника контрольной палаты Г. С. Желт-кова, а вечером почта-льон принес его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заклю-ча-ется только в ней, в Вере Нико-ла-евне. Это любовь, которою Бог за что-то возна-градил его. Уходя, он в восторге повто-ряет: «Да святится имя Твое». Если она вспомнит о нем, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетхо-вен-ской «Аппас-си-о-наты», он от глубины души благо-дарит ее за то, что она была един-ственной его радо-стью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим чело-веком. Муж вполне понял ее порыв.

Лицо лежа-щего в гробу было безмя-тежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера припод-няла его голову, поло-жила под шею большую красную розу и поце-ло-вала его в лоб. Она пони-мала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Вернув-шись домой, она застала только свою инсти-тут-скую подругу, знаме-нитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», — попро-сила она.

И Женни (о чудо!) заиг-рала то место «Аппас-си-о-наты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме ее слага-лись слова, как бы куплеты, закан-чи-вав-шиеся молитвой: «Да святится имя Твое». «Что с тобой?» — спро-сила Женни, увидев ее слезы. «...Он простил меня теперь. Все хорошо», — отве-тила Вера.

В один день праздновала свои именины княгиня Вера Николаевна Шеина. Отмечала она на даче, так как их с мужем квартира была на ремонте. На праздник было приглашено много гостей, и именинницу немного смутило, что гостей было тринадцать.

Гости пошли играть в покер, а Вера ушла на веранду, где горничная отдала ей таинственный пакет. В нем Вера обнаружила коробочку, в которой лежал золотой браслет и записка. Вера сначала рассмотрела браслет. Он был сделан из низкопробного золота, но на некоторых звеньях были подвешены камни плохоотшлефованного граната, а посреди него висел маленький зеленый камень, как позже оказалось, это был редкий вид граната – зеленый гранат. Затем Вера прочла записку. Написана она была красивым почерком, который был очень знаком женщине. В записке было поздравление с днем ангела. Автор писал, что этот браслет передавался из поколения в поколение, и он имеет силу, женщины с ним обретают дар предвидения и их больше не беспокоят плохие мысли, а мужчины могут избежать насильственную смерть. Автор также просил прощение за его дерзость семь лет назад.

Вера долго думала показывать мужу подарок и записку своему мужу Васе или нет. И решила все показать после ухода гостей.

Праздник в самом разгаре. Князь Василий Львович показывал гостям семейный юмористический альбом и зачитывал письма, которые писал Вере до ее замужества влюбленный телеграфист. Потом все гости пили чай и стали расходиться. Вера пошла провожать гостей, а мужа попросила пойти посмотреть красный футляр и письмо в столе.

В то время, как женщина провожала генерала Аносова, она в ответ на слова об отсутствии любви в современном мире и о ненадобности брака, говорила, что она очень счастлива замужем и любит мужа. А генерал сказал, что любовь должна быть трагедией. Он рассказывает несколько примеров, а потом спрашивает о телеграфисте. Женщина рассказывает, что за пару лет до ее замужества ей присылал письма незнакомец, который в письмах подписывался «Г. С. Ж.». Он, видимо, следил за Верой, так как в письмах описывал весь ее день. Вскоре Вера попросила этого мужчину не писать ей, и с тех пор он ограничивался лишь поздравлениями на праздники.

Брат Веры Николай и ее муж Василий Львович решают отыскать тайного поклонника, так как не хотят, чтоб потом это стало кому-то известно. Они находят человека, который прислал браслет. Им оказался мужчина по фамилии Желтков. Он извинился перед Василием и объяснил, что Вера была его единственной настоящей любовью на протяжении восьми лет. Он обещал больше не писать ей, но просит один раз поговорить по телефону. После этого разговора Желтков пообещал Василию, что больше о нем никто никогда не услышит просит разрешения мужа княгини передать ей последнее письмо, и получает его.

Василий Львович приехал домой и рассказывает все жене, которая была поражена этой историей. Она понимает, что Желтков собирается убить себя. И утром Вера видит статью в газете о самоубийстве чиновника контрольной службы Г.С. Желткова.

Вере приходит последнее письмо умершего, в котором он просит прощения, говорит о любви и рассказывает, что первый раз увидел ее в цирке, она сидела в ложе. Именно тогда Желтков влюбился.

Вера идет домой к Желткову, и узнает от его домработницы о прекрасном человеке Желткове. Оказалось, что перед тем, как отправить гранатовый браслет Вере, Желтков на несколько дней повесил его на икону. Вера понимает, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она целует умершего в лоб и уходит.

Приехав домой, женщина обрадовалась, что кроме нее там никого не было. Она много думала о Желткове и об этой любви. Потом в гости пришла пианистка Женни Рейтер, которая сыграла сонет Бетховена. Именно его просил сыграть в письме Желтков.

Вера была печальна. Она плакала, ведь такая любовь - мечта. Вера прижалась к акации и надеялась, что Желтков ее простил.

Полный вариант 1,5-2 часа (≈27 страниц А4), краткое содержание 5-7 минут.

Главные герои

Вера Николаевна Шеина, господин Желтков

Второстепенные персонажи

Василий Львович Шеин (муж Веры), Николай Николаевич (брат Веры), Анна Николаевна (сестра Веры), генерал Аносов

Произведение Куприна «Гранатовый браслет» входит не только в школьную программу, но и в список ста книг, рекомендуемых к прочтению. Краткое содержание по главам, приведенное у нас, поможет Вам вспомнить основные моменты или кратко познакомиться с творчеством писателя.

Глава 1

Княгиня Вера Шеина – главная героиня повести – живет в дачном домике на побережье Черного моря со своим мужем Василием. В середине августа устанавливается мерзкая погода. Жители покидают окрестные дома, но семья Шеинов вынуждена остаться, так как в городской квартире супругов идет ремонт. В первых числах сентября выглядывает солнце, становится тепло, что несомненно радует Веру.

Глава 2

17 сентября – день рождения Веры Николаевны. Она рада, что этот день приходится на дачный сезон, что не нужно устраивать широкое празднество и есть возможность сэкономить. Семья на краю банкротства, из-за высокого социального положения мужа приходится жить на широкую ногу.

Помочь княгине по хозяйству приезжает ее родная сестра Анна, весьма непохожая на нее внешне. Вера светловолосая, высокая, тонкая, Анна же темненькая, пухленькая, невысокая женщина. Вера обожает племянников, своих детей у нее нет.

Глава 3

Анна любуется морем. Вера признается, что море ее утомило – слишком часто она вглядывается в него. Именинница дарит подарок сестре – книгу в антикварном переплете.

Глава 4

Ближе к вечеру начинают собираться гости. Самый уважаемый из них – генерал Аносов – друг семьи Веры и Анны. Генерал прошел несколько войн, имеет боевую славу. Старик особенно привязан к сестрам за неимением своих детей. Они тоже обожают его и считают дедушкой.

Глава 5

В доме теплая и спокойная атмосфера. Князь Шеин рассказывает юмористические рассказы из реальной жизни. Вера пересчитывает гостей и понимает, что их 13. Она суеверна, поэтому ей становится тревожно. Когда гости садятся играть в покер, Веру подзывает горничная и показывает сверток, который просили передать ей лично в руки. Вера читает письмо и понимает, что подарок от тайного поклонника, некоего Г.С.Ж., который писал ей еще семь лет назад и вот объявился снова. Вера расстроена. В свертке оказывается золотой браслет с несколькими камнями огненного граната. Они напоминают Вере кровь. Г.С.Ж. пишет, что этот браслет – семейная реликвия, что он переделал его из серебряного в золотой, и никто еще не прикасался к нему. Безропотно, смиренно желает Вере счастья.

Вера Николаевна думает, рассказывать ли об этом мужу.

Глава 6

Гости смеются и поют. Князь Шеин задумал показывать альбом с его собственными сочинениями и рисунками. Последней страницей в нем была история о Вере и влюбленном телеграфисте. Именинница произносит: «Не надо», — но князь продолжает повествование о том, как за его женой ухаживал тайный поклонник и даже влезал в их дом в различных обличиях.

Глава 7

Некоторые гости начинают разъезжаться. Генерал Аносов в беседе повествует о былых годах, о старых увлечениях и делает вывод, что он не знал никогда искренней любви и сам не любил по-настоящему.

Вера отдает записку князю.

Глава 8

Провожая генерала, компания рассуждает о том, что человечество уже не способно на истинные чувства. Вера рассказывает о своем таинственном безумном поклоннике, который периодически преследовал ее еще до свадьбы. Генерал предполагает, что жизнь Веры посетила самая настоящая безусловная любовь, о которой люди могут только метать.

Глава 9

Вернувшись в дом, Вера включается в разговор мужа и брата. Они говорят о том, что записки странного поклонника могут бросить тень на репутацию их семьи. Решают отыскать влюбленного и, убедив его оставить эти причуды, вернуть браслет.

Глава 10

Утром князь Василий и брат Веры Николай находят давнего поклонника Веры Николаевны. Им оказывается молодой человек лет 30 – 35 Желтков. Николай возвращает подарок и говорит, что терпение семьи на пределе. Желтков признает вину, говорит, что любит Веру и разлюбить не сможет. Просит позволения у князя позвонить ей. Тот разрешает.

Когда влюбленный уходит, Николай упрекает Василия в жалости к этому человеку. Князь Шеин убежден, что лгать Желтков неспособен и в душе его творится великая трагедия.

Желтков возвращается и говорит, что, следуя воле Веры Николаевны, прекратит эту историю поскорее. Он просит возможности написать любимой последнее послание, взамен же он больше не побеспокоит семью Шеинов никогда.

Вечером Василий Шеин подробно рассказывает о визите к Желткову жене. Вера с ужасом предчувствует его самоубийство.

Глава 11

Утром из газет княгиня узнает о смерти Желткова. Ее сердце сжимается от того, что она предчувствовала его смерть заранее. Позже она получает последнее письмо от него. Он признается в любви, говорит, что проверял себя и уверился, что это не болезнь. Просит простить его за вмешательство в ее жизнь. Вере мучительно хочется взглянуть на человека, который так любил ее. Она спрашивается у мужа. Тот поддерживает ее решение.

Глава 12

Вера находит квартиру Желткова. Видит его умиротворенное лицо и вспоминает слова Аносова о единственной безудержной любви. Она целует его в лоб. Хозяйка квартиры передает ей записку от Желткова, где написано, что лучшая соната Бетховена №2. Княгиня не может сдержать слез.

Глава 13

Вера возвращается домой поздно вечером. Там она видит подругу Женни и просит ее исполнить что-нибудь. Вера уверена, что Женни сыграет именно вторую сонату Бетховена. Так и происходит. Вера выходит в сад. В ее голове звучат слова любви, заканчивающиеся фразой «Да светится имя Твое!», вторящие звукам музыки. Она оплакивает прошедшую мимо любовь, которая бывает раз в тысячу лет. Но музыка словно успокаивает ее. И Вера понимает, что теперь Желтков ее простил.