Художественный мир фета и его особенности. Художественный мир А.А.Фета

· Развитие романтической традиции. Привычные лирические темы -любовь, дружба, природа- звучат возвышенно.

· Поэтические произведения Фета необычайно музыкальны.

· Фет устраняет границы между человеком и миром природы.

· Поэзии Фета присуща созерцательность.

· Использование в поэтическом языке возвышенной лексики.

Основные темы лирики А.А.Фета

· Тема поэта и поэзии («Муза», «Поэтам») Утверждение величия художника.

· Тема природы («Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы») В лирике Фета природа одухотворена. Фету присущи тонкость чувств живописца, любующегося пейзажем, многообразие переживаний, рождённых от общения с природой.

· Тема любви («Сияла ночь. Луной был полон сад», «Шепот, робкое дыханье»). Поэт воспроизводит самые разнообразные переживания и оттенки чувства, при этом в любовной лирике отсутствует индивидуализированный образ героини. Часто выражение любовного чувства соединено с сопутствующим восприятием картин природы.

Ø Задание. Подготовьте выразительное чтение стихотворений А.Фета.

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега!Благодарю, родной полночный край!Из царства льдов, из царства вьюг и снегаКак свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звезды до единойТепло и кротко в душу смотрят вновь,И в воздухе за песнью соловьинойРазносится тревога и любовь. Березы ждут. Их лист полупрозрачныйЗастенчиво манит и тешит взор.Они дрожат. Так деве новобрачнойИ радостен и чужд ее убор. Нет, никогда нежней и бестелеснейТвой лик, о ночь, не мог меня томить!Опять к тебе иду с невольной песней,Невольной - и последней, может быть. 1857 Это утро, радость эта,Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,Этот крик и вереницы,Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы,Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист,Эти горы, эти долы,Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья,Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна,Эта мгла и жар постели,Эта дробь и эти трели, Это все - весна. Тема 2.8 А.К.Толстой(1817 - 1875)

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына; он воспитывался матерью и ее братом - писателем А. Перовским (псевдоним А. Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.

В 17 лет он был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 году получил звание камер-юнкера.

Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, его первая опубликованная в 1841 году повесть «Упырь» была замечена Белинским.

В 1840-е годы он начал работать над историческим романом «Князь Серебряный», оконченным в 1861 году. В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Курган», «Средь шумного бала...» и др.).

В 1854г. вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.

Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер - заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Шевченко, об Аксакове, Тургеневе).

Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 года А. Толстой скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

Лирические стихотворения А.Толстого просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. И. Танеев и др.

Ø Задание. Проанализируйте стихотворение А.Толстого. Как это делается, можно узнать в приложении№1


Не верь мне, друг, когда, в избытке горяЯ говорю, что разлюбил тебя,В отлива час не верь измене моря,Оно к земле воротится, любя. Уж я тоскую, прежней страсти полный,Мою свободу вновь тебе отдам,И уж бегут с обратным шумом волныИздалека к любимым берегам!

Тема 2.9 Н.А.Некрасов(1821-1877). Сведения из биографии.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 октября)1821 года в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку.

В 1832 - 1837 г.г. Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838 г., против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки.

С 1841года начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки».

В 1843 г. Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых – «В дороге» (1845) - получило высокую оценку критика.

В 1847 - 1866 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе простого народа («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).

В период общественного подъема 1850 - 1860-х и крестьянской реформы опубликовал стихотворения «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 - 1876), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», «Русские женщины»). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники».

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью. Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

– познакомить учащихся с особенностями поэтического мира А.А.Фета;
– углубить знания о средствах художественной выразительности; подготовить лицеистов к ЕГЭ по литературе (через анализ поэтического текста) и русскому языку (задание В8 – анализ средств художественной выразительности);
– научить старшеклассников

  • понимать образную природу словесного искусства,
  • воспроизводить текст (через декламацию),
  • анализировать и интерпретировать поэтические произведения,
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному,
  • сопоставлять поэтические тексты;

– сформировать личностное отношение к высказываниям критиков, писателей, композиторов об особенностях поэтической манеры Афанасия Фета,
– воспитать у старшеклассников высокий художественный вкус, привить любовь к русской классической поэзии.

Особенность данного урока – оригинальная подача материала через презентацию (слайд фильм: кадры 1–29) , а также предложенные для интерпретации цитаты известных писателей, композиторов, критиков, современных исследователей о творчестве А.А.Фета. Все желающие получили индивидуальные карточки с цитатами и вопросами по теме урока, заранее были ознакомлены с “готовым” слайдом или составили собственный вариант, который использовали для иллюстрации ответа. Музыкальное сопровождение к стихотворному тексту ученики подбирали самостоятельно.

План урока.

1. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и задачами урока (Слайд 1)

2. Слово учителя. Все в жизни и судьбе Фета таинственно, загадочно, необъяснимо, парадоксально. Вот несколько пунктов, требующих “разгадки”:

– тайна рождения (точная дата неизвестна):

  • 29 ноября?
  • или 2 октября?
  • или 29 октября?
  • или 23 ноября? 1820 г.?

– загадка происхождения (кто отец):

  • Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет?
  • Афанасий Шеншин?

трагическая гибель любимой (почему сгорела Мария Лазич? – версии),
– куда делась буква “е” из фамилии Фет? (информация о первой публикации стихов А.Фета)

почему в студенческие годы Фет получил прозвище героя романа Н.Полевого “Абадонна” (герой-поэт Рейхенбах говорил: “Никогда не находил я в мире согласия и мира между жизнью и поэзиею”).

Ответы, думаю, мы найдем, обсуждая и анализируя индивидуальные домашние задания.

3. Выступления обучающихся по предложенным вопросам (Слайды 1, 2, 3)

3.1. Е.Винокуров : “Его поэзия – это всегда преодоление на минуту земного притяжения, это всегда взлет, рывок, попытка подняться и заглянуть куда-то”. Такова фетовская Вселенная красоты.

Декламация стихотворения с последующим анализом текста (Слайд 4) .

Вывод. “Я пришел к тебе с приветом…” – визитная поэтическая карточка А.Фета, так как в полной мере дает нам представление о взглядах лирика на жизнь (через эмоции, тончайшие изменения души, любовные призывы), на призвание поэта (процесс рождения стиха-песни).

3.2. В.Баевский: “Строго выдержано соответствие между миром природы и миром человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием”. О каком стихотворении идет речь? Как Фету удается добиться такого эффекта?

Индивидуальное домашнее задание: ответ учащегося по карточке № 1

Карточка № 1. Писатели и читатели разделились на поклонников и противников поэта. Лев Толстой: "И откуда у этого... офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?”. Салтыков-Щедрин видел поэтический мир Фета "тесным, однообразным и ограниченным". Каково ваше мнение по данному поводу? Обоснуйте его.

Чтение, морфологический и синтаксический анализ стихотворения “Шепот, робкое дыханье…” (Слайд 5)

Вывод. Весь текст представлен одним предложением; при кажущейся “безглагольности” читатель наблюдает развитие действия. Снова присутствуют 3 поэтических предмета, образующих фетовскую Вселенную красоты (Слайд3). Понятию “разум” противостоит мир чувств, эмоций, переживаний. Это новое и необычное мы называем импрессионизмом поэтики Фета. Возможно, именно отсюда непонимание лирики Афанасия Фета некоторыми критиками, писателями и поэтами. “Шепот, робкое дыханье…” – символ поэзии А.Фета.

3.3. Е.Винокуров: “Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создавали настроение, как картины импрессионистов. Основной прием – психологический параллелизм. Настроение человека всегда созвучно с состоянием природы”. Индивидуальное домашнее задание: чтение и синтаксический анализ ст. “Это утро, радость эта”. Слайд 7

3.4. Индивидуальные домашние задания: декламация стихотворений “Ель рукавом мне тропинку завесила…” , “Вечер”, “Заря прощается с землею…” и др. по выбору учащихся, музыкальная иллюстрация поэтических текстов, создание Слайдов 8, 10, 11.

Вывод. Природа – постоянный источник вдохновения, вместилище фетовской Вселенной красоты.

3.5. Музыкальность – основная особенность лирики, о чем свидетельствует музыкальный фон, созданный вами к лирическим миниатюрам Афанасия Афанасьевича. Фет считает: “Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения – песни”.

Карточка № 2. П. И. Чайковский: "Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами…Скорее можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена “…” Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант”. Приведите примеры “музыкальности” поэзии Фета.

Декламация стихотворений под музыку.

Карточка № 3. Фет признавался: “Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данные слова поэта с помощью его же стихотворных строк. Индивидуальное домашнее задание.

4. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (элемент интегрирования гуманитарных дисциплин) Часть В, задание № 8 (анализ средств художественной выразительности в текстах А.А.Фета).

Валерий Брюсов призывал: “Верь в звук слов: // Смысл тайн в них”. (Слайды 15, 16) . В статье Я.Белинского “Пчела Фета” читаем: “Она вылетела из улья более столетия назад. Великие события произошли в мире за это время “…” Но также явственно слышим мы и сейчас золотое жужжание этой вечно живой пчелы”. Какие художественные средства помогли Фету добиться такого эффекта? Какие “звуковые тайны” вы сумели разгадать, прочитав и проанализировав стихотворение А.А.Фета “Пчела”?

4.1. Задание для всего класса: фонетический анализ текста.

Вывод. Звуковая организация стихотворения “Пчела” помогает автору найти особенное художественное выражение; звукопись в тексте не просто “украшение”, а “пучок смыслов”, способ передачи чувств и эмоций.

4.2. Любовь как поединок роковой. Фонограмма (минусовка “На заре ты ее не буди…”, романс исполняет ученица). Слайды 17, 18.

Е.Винокуров: “Жизненная драма изнутри, как подземный ключ, питала его лирику”. Отрывок из презентации “Письма – окна в поэтические души” (Ученица, подготовившая презентацию, рассказывает о Марии Лазич – трагической любви Фета. Музыкальное сопровождение: К.Дебюсси “Отражение в воде”).

4.3. Подготовка к ЕГЭ. Часть В. задание № 8 (анализ средств художественной выразительности в тексте, продолжение работы).

Карточка № 4 Фет писал: "Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит". А что удалось “увидеть” вам в стихотворении Афанасия Фета “Ива”? Слайды 19, 20

Исследование “скрытых” возможностей стиха Фета. Слайд 21.

5. Особенности поэтического мира Фета. Стихи как Божественный дар. Слайд 22.

“Как беден наш язык! // Хочу и не могу – // Не передать того ни другу, ни врагу, // Что буйствует в груди прозрачною волною…” – признается Афанасий Фет. Что же делать в этом случае поэту? Он обращается за помощью к небесам… И вдруг душа начинает “говорить” за поэта!

5.1. Чтение стихотворения “Ave Maria”.

Душа поэта, услышав Божественные звуки, переносит их на бумагу – так рождаются поистине гениальные строки.

5.2.Задание: звуковое исследование, изучение ритмического рисунка фетовского текста (ст. “Ave Maria”). Слайды 22, 23, 24.

Вывод. “Шепот” Фета звучит тоньше и проникновеннее, чем обычная речь, а значит, воспринимается острее, уловить Божественные переливы сможет только чуткое читательское ухо. Эту особенность фетовской поэтики замечает критик Ю.Айхенвальд. В статье “Фет” он называет лирика “шепотом русской поэзии”

5.3. Фонограмма “Францисканские монахи” и чтение стихотворения А.Фета “Не тем Господь могуч, непостижим…” . Слайды 25, 26.

Вывод. Величественно и монументально звучит стихотворение, потому что именно Божественный огонь горит в душе Поэта с большой буквы.

6. Подведение итогов . Заслушиваю ответы обучающихся на вопрос: в чем своеобразие лирики Фета?

Вывод. Афанасий Афанасьевич Фет имел необычное, даже оригинальное поэтическое кредо: “Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик” . Вера в Бога и Любовь ко всему, что подарил Господь планете Земля, – вот те крылья Вдохновения, которые помогают Афанасию Фету воспарить над повседневной суетой, отвлечься от обыденности, увидеть красоту мира и передать свои впечатления от неповторимых и ярких мгновений нам, потомкам, через года, столетия, время…

Таков он, наш поэт-земляк, сотканный из парадоксов и противоречий, но подаривший миру чистое, особенное и, возможно, поэтому такое парадоксально прекрасное искусство!

7. Рефлексия. Слайд 27.

Домашнее задание. Письменный анализ поэтического текста А.А.Фета (по выбору обучающихся).

Дополнительная информация. В презентации использованы фотоматериалы из Интернет-ресурса. Благодарю всех авторов фотоснимков за данные материалы.

Стихи Фета - это не слова

о красоте, а сама красота,

получившая жизнь в стихе.

В. Кожинов.

Обладая лирическим, по преимуществу, талантом А.А. Фет оставил нам своеобразные поэтические творения: сборники «Лирический пантеон» (1840г.), «Стихотворения» под редакцией Григорьева (1850г.), «Стихотворения» под редакцией Тургенева (1856г.), «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891гг) и переводы. Но несомненно, что к произведениям объемного характера, к поэме, к драме, к эпическим формам поэт не имел расположения.

Интересно в этой связи признание Фета. Рассказывая в своих мемуарах о впечатлении, которое произвела написанная им комедия на И.С. Тургенева, поэт пишет: после чтения комедии «Тургенев дружелюбно посмотрел мне в глаза и сказал: - не пишите ничего драматического. В вас этой жилки совершенно нет» Фет А. Мои воспоминания 1848-1889 ч.1. М., 1890. С. 1..

В поэтическом мире Фета нет явной эволюции, биографических подробностей, а лирический субъект (условный лирический герой) - это «человек вообще, первый человек, лишенный конкретных примет. Он восхищается красотой, наслаждается природой, любит и вспоминает. Образ его любимой тоже обобщен и фрагментарен. Женщина в фетовском мире - не субъект, а объект любви, некий бесплотный образ, скользящая прекрасная тень» Сухих И. Русская литература. XIX век. Афанасий Афанасьевич Фет. // Звезда. 2006. № 4. С. 231.. В своих произведениях Фет тяготеет к изображению настоящего момента, он поэт «мгновения», поэтому яркой чертой его стихотворений является фрагментарность. Н.Н. Страхов писал: «Он певец и выразитель отдельно взятых настроений души или даже минутных, быстро проходящих впечатлений. Он не излагает нам какого-нибудь чувства в его различных фазисах, не изображает какой-нибудь страсти с ее определившимися формами в полноте ее развития; он улавливает только один момент чувства или страсти, он весь в настоящем, в том быстром мгновении, которое его захватило и заставило изливаться чудными звуками» Страхов Н.Н. Литературная критика: Сборник статей. - СПб., 2000. С.424..

Очень важными понятиями для фетовского художественного мира являются идеал и красота. В статье «О стихотворениях Тютчева» Фет замечает: «Пусть предметом песни будут личные впечатления: ненависть, грусть, любовь и пр., но чем дальше поэт отодвинет их от себя как объект, чем с большей зоркостью провидит он оттенки собственного чувства, тем чище выступит его идеал». Здесь же он утверждает: «художнику дорога только одна сторона предметов: их красота, точно так же, как математику дороги их очертания и численность. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подразумевает его существования».

В формировании эстетики Фета большую роль сыграли антологические стихотворения. «Созерцание прекрасного по Фету, как всякое истинное искусство, возвращает человека в Золотой век, еще не знающий трагедии разлада и страданий века Железного, трагедии отчуждения человека и природы, отчуждения людей: Я посещал тот край обетованный,/ Где золотой блистал когда-то век,/ Где розами и миртами венчанный,/ Под сению дерев благоуханной/ Блаженствовал незлобный человек» Фет как наследник антологических традиций. // Вопросы литературы. 1981. № 7. С. 176 - 177..

Фет в ряде «антологических» стихотворений обнаружил склонность к точному, объективному описанию внешних форм наблюдаемых явлений, то есть обратился к средствам эпического повествования. Однако антологическая поэзия не оказала никакого влияния на характер и направление русской поэзии. Необходимо отметить заметное присутствие в его антологических стихах субъективного настроения, разрушающего строгую объективную созерцательность этого мира.

Однако подражание древней поэзии со стороны внешней красоты пластических форм, в стремлении рисовать словом точные очертания предмета, и со стороны содержания у Фета не имело большого значения в общем объеме его творчества. Для Фета антологические стихи были «пробным камнем», моментом художественного развития, в котором нашли выражение глубокий интерес и любовь поэта к античному искусству.

Антологические стихотворения Фета и его многочисленные переводы из римских классиков дают возможность проследить роль античного искусства в развитии творческих сил Фета, особенно в воспитании чувства классической меры и гармонии, зоркости в отношении к пластической красоте.

Современные исследователи усматривают характерную черту поэзии Фета не в уравновешенности в духе классической древности, а отмечают сосредоточенность поэта на воспроизведении живого впечатления, душевного отклика на явления действительности.

«Поэтическое чувство у Фета является в такой простой, домашней одежде, что необходим очень внимательный глаз, чтоб заметить его, тем более, что сфера мыслей его весьма необширна, содержание не отличается ни многосторонностью, ни глубокомыслием. Из всех сложных и разнообразных сторон внутренней человеческой жизни в душе Фета находит себе отзыв одна только любовь, и то большей частью в виде чувственного ощущения, то есть в самом первобытном, наивном своем проявлении» Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX в. М., 1932. С. 479..

Фет является преимущественно поэтом впечатлений природы. Самую существенную сторону его таланта составляет необыкновенно тонкое, поэтическое чувство природы. В лирическом стихотворении, если оно имеет предметом изображения природу, главное заключается не в самой картине природы, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждено у нас природой. Чувство природы у Фета наивное, светлое. Его можно сравнить только с чувством первой любви. В самых обыденных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки.

Б.Я. Бухштаб очень точно передает новаторскую сущность олицетворения у Фета: «Внешний мир как бы окрашивается настроениями лирического героя, оживляется, одушевляется ими. С этим связан антропоморфизм, характерное очеловечивание природы в поэзии Фета. Это не тот антропоморфизм, который всегда присущ поэзии как способ метафорической изобразительности. Но когда у Тютчева деревья бредят и поют, тень хмурится, лазурь смеется - эти предикаты уже не могут быть поняты как метафоры. Фет идет в этом дальше Тютчева. Человеческие чувства приписываются явлениям природы без прямой связи со свойствами этих явлений. Лирическая эмоция как бы разливается в природе, заражая ее чувствами лирического «я», объединяя мир настроением поэта» Бухштаб Б.Я. Вступительная статья, составление и примечания // Фет А.А. Стихотворения и поэмы. Л., 1986. С. 28..

«Можно добавить, что в ряде примеров «чувства» и «поведение» природы выступают как активные субъекты, а человек пассивно воспринимает это воздействие» Там же. С.28..

Фет является представителем «чистого искусства». Для его ранней поэзии характерны предметность, конкретность, наглядность, детализированность образов, пластичность. Основная тема любви получает чувственный характер. Поэзия Фета основана на эстетике прекрасного, на принципах гармонии, меры, равновесия. Радостное жизнеутверждение принимает вид умеренного горацианского эпикуреизма.

Нужно сказать, что поэтический талант Фета более походит на талант импровизатора. Его произведения остаются такими, какими вылились в первые минуты. «Строгое художественное чувство формы, не допускающее ни одной смутной черты, ни одного неточного слова, ни одного шаткого сравнения, редко посещает его» Русская эстетика и критика 40 - 50 - х годов XIX в. М., 1982. С. 484..

Фет изначально считал завершенными и те стихотворения, которые изменял под влиянием критики друзей. В Фете вообще мало критического такта, он слишком снисходителен к своим произведениям.

Синтаксис Фета часто противоречит грамматическим и логическим нормам. Он впервые вводит в русскую поэзию безглагольные стихотворения («Шепот», «Буря»). По богатству ритмики, разнообразию строфического построения Фет занимает одно из первых мест в русской поэзии.

Фет был озарен той самой поэтической зоркостью, о которой он писал в статье о Тютчеве: «Там, где обыкновенный глаз и не подозревает красоты, художник ее видит, отвлекает от всех остальных качеств предмета, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение» Русское слово, 1959, №2- С. 67..Чем эта зоркость отрешеннее, объективнее (сильнее), даже при самой своей субъективности, тем сильней поэт, и тем вековечнее его создания» Там же. С. 66.

Отличительной особенностью поэзии Фета является ее музыкальность. Н.Н.Страхов говорил: «Стих Фета имеет волшебную музыкальность и при том постоянно разнообразную; для каждого настроения души у поэта является мелодия, и по богатству мелодии никто с ним не может равняться» Страхов Н.Н. Литературная критика: Сборник статей. - СПб., 2000. С.425.. Великий П.И. Чайковский писал о нем в одном письме: «Фет есть явление совершенно исключительное… Подобно Бетховену ему дана власть затрагивать такие струны души, которые недоступны художникам хотя бы и сильным, но ограниченным пределом слова. Это не просто поэт, скорее - поэт - музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом» Новое исследование о Фете. В.В. Розанов. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 617.. Семантическая роль звука поэтики Фета сформулирована им в следующем его четверостишье: «Поделись живыми снами,/ Говори душе моей;/ Что не выскажешь словами, Звуком на душу навей».

Психологическому анализу у Фета подвергаются сложные, трудно передаваемые словом состояния душевного мира человека, о котором никто до него не писал. Н.Н. Страхов писал: «стихи Фета всегда имеют совершенную свежесть; они никогда не заношены, они никаких других стихов, ни своих, ни чужих, не напоминают; они свежи и непорочны, как только что распустившийся цветок; кажется, они не пишутся, а рождаются целиком» Страхов Н.Н. Литературная критика: Сборник статей. - СПб., 2000. С.426.. Именно передача тончайших переживаний, фиксация беглых настроений сближает Фета со Львом Толстым, с его психологизмом, который Чернышевский назвал «диалектикой души». В поэтике Фета, как и Толстого, мы никогда не обнаружим избитых фраз и определений. Он открывает то, что увидел только он и никто до него. Илья Толстой в своих воспоминаниях пишет: «Отец говорил про Фета, что главная заслуга его - это, что он мыслит самостоятельно, своими, ниоткуда не заимствованными мыслями и образами, и он считал его наряду с Тютчевым в числе лучших наших поэтов» Толстой И. Мои воспоминания. М., 2000. С. 202..

Некрасов писал: «Человек, понимающий поэзию… ни в одном русском авторе после А.С. Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет» Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Т.9. М., 1950. С. 279.

«У Фета стих обладает высшей гармонией и завершенностью» - отмечает В. Кожинов. Кожинов В. Как пишут стихи. М.,2001. С.187.

«В произведениях Фета есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии - это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется, что жизнь отзывается в них со светлой, ясной стороны своей, в какой-то отрешенности от всех житейских тревог, отзывается тем, что в ней есть цельного, гармонического, восхитительного, именно тем, чем она есть - высочайшее блаженство. Всякому, вероятно, знакомы эти мимолетные минуты безотчетно-радостного чувства жизни». Фет схватывает их на лету и дает чувствовать в своей поэзии. Почти во всех его произведениях сверкает эта светлая, искристая струя, поднимающая наш обыденный, будничный строй жизни на какой-то вольный, праздничный тон, уносящий душу в светлую, блаженную сферу» Русская эстетика и критика 40 - 50 - х годов XIX в. М., 1992. С.501..

Противоречивость жизни и личности Фета, времени, в которое ему выпало жить, практически не отразилась в его лирике, гармоничной, по преимуществу светлой, жизнеутверждающей. Поэт сознательно стремился противопоставить собственным неудачам и испытаниям, прозе жизни, угнетающей человеческий дух, «чистый и свободный воздух поэзии».
Обращаясь в стихотворении «Поэтам» (1890) к собратьям по перу, Фет писал:
С торжищ житейских, бесцветных и душных,
Видеть так радостно тонкие краски,
В радугах ваших, прозрачно-воздушных,
Неба родного мне чудятся ласки.
Оригинальный взгляд на поэзию он формулировал так: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор». В этом высказывании выражена мысль об иррациональности поэзии. «Что не выразишь словами, звуком на душу навей», — вот задача поэта. Творчество Фета в соответствии с этой установкой чрезвычайно музыкально. Он, как правило, не стремится создавать картины, а говорит о своем впечатлении от увиденного, услышанного, осмысленного. Не случайно Фета называют предшественником импрессионизма (от франц. Impression — впечатление), направления, утвердившегося в искусстве рубежа XIX—XX вв.
Стихотворение «Майская ночь» (1870) показательно для уяснения творческой методологии Фета. Оно являет собой оригинальный сплав романтизма и реализма. Поэт, вроде бы, говорит о невозможности счастья «на суетной земле... в среде убогой», «оно — как дым», но идеал Фета все же реализуется в сугубо земной, хотя возвышенной и прекрасной любви, в столь же полных жизни, красок, запахов картинах природы. Социальное, житейское поэт последовательно противопоставляет иным проявлениям земного бытия, полным эстетического содержания.
Природа — не просто одна из тем лирики Фета, но важнейший источник поэтической образности большинства его стихотворений.
В стихотворении «Вечер» (1855) с удивительной тонкостью передан сам процесс перехода природы от дневного к ночному состоянию. Вся первая строфа составлена из безличных предложений, призванных выразить текучесть, переходность момента, движение, в котором находится мир:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Затем синтаксис становится более полным, как бы создавая впечатление ставших в вечернем свете более четкими контуров предметов.
Переходные, пограничные состояния природы особенно привлекают поэта. Они запечатлеваются как слепок тайных желаний человеческой души, стремящейся к возвышенному и любящей земное. В стихотворении «Заря прощается с землею...» (1858) этот человеческий аспект восприятия происходящего в мире выражен отчетливо. Позиция лирического героя обозначена уже в первой строфе:
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Именно ему принадлежат восхищенные восклицания двух последующих четверостиший, он размышляет о том, что деревья, стремящиеся в небо вслед за уходящими солнечными лучами:
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
...Как душа человека — в этом убеждает одухотворенная картина вечернего леса, созданная поэтом.
Фет не акцентирует связь человека с природой, она проявляется как естественное качество изображаемой жизни, героев. В этом, кроме проанализированных выше, убеждает и стихотворение «Еще весны душистой нега» (1854). Полные снега овраги, гремящая по утренней морозной земле телега, пролетающие вестниками весны птицы, «красавица степная с румянцем сизым на щеках» изображены как естественные части общей картины жизни, ждущей очередного и вечно нового прихода весны.
Синтаксическая «крайность» характеризует и строй стихотворений «Это утро, радость эта...» (1881), «Шепот, робкое дыханье...» (1850). Здесь поэт вовсе отказывается от глаголов. При этом стихотворения наполнены событиями жизнью, движением. В пейзажном стихотворении «Это утро, радость эта...» перечисление, нагнетание примет весны может показаться «голым», безоценочным: «Эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчелы, этот зык и свист». Но все перечисляемое окрашено в совершенно определенные тона первой строкой, как первым лучом утреннего весеннего солнца. И повторяющееся 23 раза в разных вариантах местоимение — «это», «эта», «этот», «эти» — как бы связывает разрозненные кусочки бытия в единую живую и движущуюся картину Каждый повтор — как вдох и выдох восторга перед открывающейся красотой преображенной весенней природы.
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» при отсутствии сказуемых поэт создает последовательный рассказ о любовном свидании, вечерней встрече (первая строфа), дивной ночи, проведенной любящими наедине (вторая строфа), расставанье на утренней заре (третья строфа). Природа дает поэту краски для создания картины полной неги и в то же время целомудренной любви. Прием психологического параллелизма использован здесь поэтом с высшим мастерством. Любовь в изображении Фета драгоценна каждым своим мигом, даже слезы расставания — одно из проявлений счастья, переполняющего любящих и выплеснувшегося в финальной строке:
И заря, заря!
Стихотворения «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом...» также являются классическими образцами любовной лирики Фета. Впрочем, как всегда у Фета, можно говорить лишь о доминирующей в произведении теме, но ее развитие включает в орбиту художественного изображения иные темы, мотивы, образный мир расширяется, стремясь охватить бытие в целом.
В «Я пришел к тебе с приветом...» (1843) лирический герой стремится приобщить любимую к тому миру, который любит, которому органически принадлежит. В первых двух строфах он является ей, как вестник вечно радостного, прекрасного, обновляющегося с каждым новым днем мира живой природы. И как органичная ее часть, естественное продолжение должны восприниматься любовь, песня, о которых идет речь дальше.
Характерной особенностью картин Фета является обобщенность, частое отсутствие конкретики, индивидуального лика того, о чем идет речь. Излюбленные им образы — солнце, луна, свет, лес, воздух, день, вечер, утро, ночь — едины для всех. И в этом стихотворении речь идет о лесе, листьях, ветках, птицах вообще. Каждый читатель имеет возможность наполнить образы, воплощенные поэтом в индивидуально-неповторимой стихотворной форме, собственным зрительным, звуковым, чувственным содержанием, конкретизировать их в своем воображении за счет знакомых, дорогих и близких только ему картин, деталей.
То же можно сказать и о возлюбленной, к которой обращается лирический герой. Очевидно, что ему нет необходимости рисовать ее индивидуализированный портрет, говорить о каких-то личностных психологических качествах, потому что он ее знает, да к тому же и любит, и эта любовь делает прекрасным все окружающее. Читатель через собственный жизненный опыт может прикоснуться к доступному для всех, хрупкому и прекрасному чувству, которое так эмоционально вылилось в восклицаниях лирического героя стихотворения. Предельная обобщенность сочетается у Фета с удивительной интимностью переживания.
Так же естественно, как светит солнце, непреднамеренно, как приходит любовь, рождается и поэзия, песня, о которой идет речь в заключительной строфе стихотворения. И неважно, о чем она будет. Радость, счастье, «веселье», доступные каждому, явятся в ней — это важнее. Красота природы, любви, поэзии, жизни воплощается в этом стихотворении Фета в неразрывном и естественном единстве.
Лирика А.А.Фета по праву считается одним из наиболее ярких и оригинальных явлений русской поэзии. Она серьезно повлияла на развитие поэтов последующих десятилетий, и главное, позволяет новым поколениям читателей приобщиться к миру непреходящей красоты человеческих чувств, природы, тайной власти загадочного и прекрасного музыкального слова.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Афанасий Фет внес значительный вклад в литературу. Во время студенчества Фета, был выпущен первый сборник произведений «Лирический пантеон».

В первых произведения Фет старался уйти от реальности, описывал красоту русской природы, писал о чувствах, о любви. В произведениях поэт затрагивает важные и вечные темы, но говорит не прямо, а намеками. Фет умело передавал всю гамму эмоций и настроений, вызывая при этом чистые и светлые чувства у читателей.

Творчество изменило свое направление после гибели возлюбленной Фета. Поэму «Талисман» поэт посвятил Марии Лазич. Вероятно, все последующие произведения о любви также были посвящены этой женщине. Второй сборник произведений вызвал живой интерес и положительную реакцию у литературных критиков. Это произошло в 1850 году, тогда же Фет стал одним из лучших современных поэтов того времени.

Афанасий Фет был поэтом «чистого искусства», в своих произведениях он не касался социальных вопросов и политики. Всю свою жизнь он придерживался консерваторских взглядов и был монархистом. Следующий сборник вышел в 1856 году, в него вошли стихотворения, в которых Фет восхищался красотой природы. Поэт считал, что именно это цель его творчества.

Фет тяжело переносил удары судьбы, в результате отношения с друзьями были прерваны и поэт стал меньше писать. После двух томов собрания стихотворений в 1863 он вовсе перестал заниматься творчеством. Этот перерыв длился 20 лет. Муза вернулась к Фету после того, как ему вернули привилегии дворянина и фамилию отчима. Позднее творчество поэта затронуло философские темы, в своих произведениях Фет писал о единении человека и Вселенной. Фет выпустил четыре тома сборника стихотворений «Вечерние огни», последний был издан уже после смерти поэта.