Игры на детском осеннем празднике (много). Конкурсы на праздник осени в начальной школе

Имамбаева Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ»Притыкинская оош», Алтайский край, Бурлинский район

Конкурсы для детей начальной школы для проведения «Праздника осени»

Цели:

1. Познакомить детей с элементами русского народного творчества.

2. Развивать устную речь, мышление.

3. Расширять кругозор детей.

4. Развивать навыки общения, умения работать в коллективе, чувство взаимопомощи.

Материал рассчитан для детей 1-4 классов. Мероприятие мы проводим ежегодно в школе.

Ребята, сегодня у нас пройдут конкурсы на тему осень.

Делимся на 2 команды по 6 человек. Каждая команда придумывает название. Оценивать конкурс будет жюри.

И так начинаем.

1.Первый наш конкурс «Приветствие» Каждая команда поёт песню на тему «Осень», читает стихотворение

2. Следующий наш конкурс называется «Что из чего и для чего? У меня в стаканчиках насыпаны продукты (пшено, рис, мука, сахар, соль, манка), вы должны определить какой продукт находится в стаканчике, для приготовления каких блюд этот продукт используется.

3.Назвать признаки осени. Кто больше?

4.Следующий конкурс «Собери Картошку». На пол я разбрасываю много картошки, вы должны с завязанными глазами быстро за одну минуту собрать урожай. Победит тот, у кого в ведре будет больше картошки.

5.Отгадать загадки

— Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые. (показывает руками)

Летом зеленеют,

Осенью краснеют. (Помидор)

— Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я — … (Капуста)

— Расту на грядке я –

Длинная, красная, хвостатая.

(Морковь)

— И зелен, и густ

На грядке

вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом … (Картошка)

— На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков … (Горох)

— Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка

на вкус.

Узнали вы? Я — … (Свекла)

— Сарафан на сарафан,

Платьице на платьице.

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

6.Следующий конкурс наш «Уборка урожая» На столе у меня рассыпаны зёрна пшена, овса и риса, одна команда выбирает зёрна пшена, другая овса. Кто больше за одну минуту.

7.Конкурс «Отгадай овощ». У меня в мешочках лежат овощи картофель, свекла, морковь, лук, картофель. Вы должны на ощупь угадать название овощей и рассказать, что можно приготовить из этого овоща. Для каждой команды мешочек.

8.А сейчас мы узнаем, хорошо ли наши команды знают цветы. Я буду говорить, о каком нибудь цветке, дереве, а вы по описанию должны узнать, что это за цветок.

— Белый ствол, символ России.(берёза)

— Цветёт ранней весной, сиреневым цветом.(сирень)

— вестник весны (подснежник)

— В народе эта лечебная травка называется Романец белый, белюшки(ромашка)

— золотистый цветок солнца (подсолнух)

9. А теперь у нас конкурсы «Домашнее задание»

Конкурс «Букет Осени», «Поделки из овощей.

10.Конкурс «Осенний вальс». Каждая команда танцует в паре(мальчик, девочка)вальс

Жюри подводит итоги.

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО? ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? СОБЕРИ ГРИБЫ! СЪЕШЬ ЯБЛОКО! РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенноки в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстре вытянула «репку».

СОБЕРИ ШИШКИ!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

НАКОРМИ ДРУГА!
В игре можно использовать яблоки или морковку. Двое играющих садятся на стульчики друг проив друга. Им завязывают глаза и дают по яблоку. Они начинают кормить друг друга. Выигрывает тот, кто быстрее съел яблоко.

СОБЕРИ СОРНЯКИ!
В игре участвуют 3 человека. По залу рассыпают бумажные вьюны, васильки и листья одуванчика. Детям дают по ведерку. По сигналу они должны собрать сорняки в ведра: один - вьюны, другой листья, третий - васильки. Побеждает ребенок, выполнивший задание быстрее других.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!
В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ!
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6-8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше картошки за определенное время.

ПЕРЕЙДИ ЛУЖУ В КАЛОШАХ!
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.

ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.

ПАРОВОЗИК
В ней участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по "извилистой тропинке" (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:
- не уронила ни один гриб;
- не потеряла ни одного участника;
- быстрее оказалась у финиша.

ФРУКТЫ НА ВЕРЕВОЧКЕ
У противоположной стены зала ставят две стойки с натянутой между ними веревкой. На веревку за палочки привязаны яблоки и груши. Ребенку завязывают глаза. Он должен дойти до стоек, срезать ножницами любой плод и угадать его на ощупь.

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?
На планшете нарисованы фрукты в несколько рядов (например: яблоко, груша, апельсин). В каждом ряду фрукты расположены в разном порядке. Ведущая закрывает в любом ряду любой фрукт и спрашивает: «Чего не хватает?» Дети должны назвать фрукт, который закрыт. Варианты: вместо фруктов - овощи, ягоды, грибы, листья деревьев.

СОБЕРИ ГРИБЫ!
Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты грибов. Дети берут по очереди силуэт гриба, называют любой гриб, который знают, и кладут в корзинку. Выигрывает тот, кто больше «собрал» грибов.

СЪЕШЬ ЯБЛОКО!
Два добровольца из родителей держат веревку, на которой висят привязанные яблоки. В игре участвуют по 2 ребенка. Им предлагают съесть по яблоку, висящему на веревке, не касаясь его руками. Кто быстрее?

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" – ребенок и в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».

КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

ЧТО ЭТО ЗА ОВОЩИ?
С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи, которые им предлагают.

ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

НАРИСУЙ ГОРОХ!
Играющий должен с завязанными глазами нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.

РАЗГРУЗИ МАШИНУ!
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

ПУГАЛО
Звучит музыкальное сопровождение. Дети, каждый из которых "пугало", выходят на середину зала и разводят руки в стороны. Если ведущий говорит: «Воробей!», то надо махать руками. Если ведущий говорит: «Ворона!» - надо хлопать в ладоши.
ГРИБНИК
У водящего ("грибника") завязаны глаза. Дети-грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».
КОТ В МЕШКЕ
Надо определить наощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК
В игре участвуют два ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
УГАДАЙКА
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.


Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года - об осени. Наш праздник так и называется “Золотая осень”.

Песня “Что нам осень принесёт?”

1.Играми весёлыми отшумело лето.
Позади, остались сборы у костра.
Сколько троп исхожено,
Сколько песен спето.
И опять осенняя подошла пора.

2.Уже горят огнём рябины кисти,
И пожелтели на берёзах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо-тихо к нам приходит осень.

Ведущий: Иногда, после студёной ночи ярким пламенем вспыхнули скромные берёзки, янтарным блеском налилась рябина. Но чаще осень идёт тихой поступью, застенчиво, словно стыдясь открыто заявить о себе.

Ведущий: Осень украсила лес, как на праздник. Листья стали золотыми, тёмно- коричневыми, вишнёвыми, алыми. Листья опадают и разноцветным огнём устилают землю.

3.Листопад, листопад.
Загрустил осенний сад.
Словно птицы перелётные,
Листья по ветру летят.

4.Дней Прошедших не вернуть.
В небе облачная муть.
Машут ветками деревья,
Провожая листья в путь.

5. Листопад, листопад….
Но живёт надеждой сад,
Что весною, словно, птицы,
Листья снова прилетят.

Песня “Листопад”.

Ведущий: Пожалуй, ни об одном времени года не написано столько стихов, сколько об осени. Каждый поэт видит осень по-своему, находит иные её приметы, замечает то, что особенно его поразило, взволновало. Послушайте стихотворение Ивана Бунина.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает
В пёстрый терем свой.

Ведущий: Много примет у этого времени года.

Запомните эти приметы, и тогда вы сможете проверить, сбываются они или нет.

  1. Тёплая осень - к долгой зиме.
  2. Высоко птицы перелётные летят - много снегу будет, а низко - мало.
  3. Если птицы летят низко - к холодной зиме, высоко – к тёплой.
  4. Если много рябины, то осень дождливая, а зима морозная

Ведущий: Есть у осени и другие приметы. К примеру, грибы. Появились в лесу опята, значит, лето кончилось.

И на горке, и под горкой,
Под берёзкой, и под ёлкой,
Хороводами, и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Белый гриб, лисичка, рыжик…
Все грибы, как видишь тут.
Посмотрите-ка в окошко:
Не пора ли брать лукошко?

Вас зовёт осенний лес,
Где сейчас полно чудес.
Улыбнётся вам опёнок, к.
В соснах подмигнёт маслёнок,
Рыжик усмехнётся в ус.
И посмотрит важно груздь,
Подберёзовик и белый
В травке спрячутся умело.
Пусть грибы шалят немножко,-
Все отправятся в лукошко!

Частушки (грибные).

1.Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Про грибы споём частушки
Очень замечательно.

2.Я на де реве сидела.
С высоты грибы смотрела.
Как подуло ветерком,
Я с берёзы кувырком.

3.Сколько лет тебе сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
“Возраст мой всего два дня”.

4.Наша Зиночка с корзиночкой
Ой, ходила по грибы.
Она сбилася с дороги,
Ой, попала не туды.

5.Лёня рано-рано встал,
Все грибы в лесу собрал.
Хвалится грибочками
С беленькими точками.

6.Кабы - кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися.

7.По лесочку шла я, шла,
Много я грибов нашла.
Как увидела медведя,
Еле ноги унесла.

8.Мы с подружкой в лес ходили,
Там огромный гриб нашли.
Мы вдвоём его тащили,
Домой еле донесли.

9.Рано утром в лес пошла,
Домой поганок принесла.
Их нажарила и съела,
А потом сдурела.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущий: Вот ягоды в лесу кончились - это тоже примета осени. Остались только рябина, клюква на болоте, да брусника.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.

Ведущий: Но, пожалуй, ясно всего говорят об осени птичьи стаи. Каждый день, каждую ночь отправляются они в путь.

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел.

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

Ведущий:

Осень – славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград-
Всё поспело для ребят.

И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора.
И радушно скажет каждый:
“Здравствуй, осени пора!”

Песня “Весёлая песенка”.

Ой, ребята, тише, тише!
Что-то страшное я слышу:
Гости какие-то к нам спешат:
И как будто бы …. шуршат.
Кто бы ни был, заходите,
Да ребят повеселите!

Первый шуршик: Нас к вам направила осень. Просила доставить она загадки, подарки и скоро надеется быть здесь сама.

Ведущий: Корзинку с подарками видим. Кто же ты сам-то такой? Поверь, мы тебя не обидим. Как звать тебя, гость дорогой.

Все шуршики: Ш-ш-шур-ш-ш-шики!

Второй шуршик: На самой крепкой ветке дуба я в тесном жёлуде сидел. Пришла пора, и я оттуда на кучу листьев полетел.

Третий шуршик: Я по листве осенней мчался, и каждый листик мне шуршал, и старый дуб до слёз смеялся и шуршиком меня назвал.

Ведущий: Ты знаешь, шуршик, что осень прислала в этой корзине?

Второй шуршик: Там загадки не простые, там загадки, как живые.

Достаёт из корзины кленовые листики с загадками. Шуршики читают.

  • Не корабль, а плывёт. Мор, а не синее, сверху труба, да вниз торчит. Что за чудо над морем летит? (Комбайн.)
  • Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)
  • Сидит-зеленеет, падает - желтеет, лежит-чернеет. (Лист.)
  • Расселась барыня на грядке. Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки и крупной соли полмешка. (Капуста.)
  • В земле сидит, хвост вверх глядит. Сахар из неё можно добыть, вкусный борщ сварить. (Свёкла.)
  • За зелёный хохолок “лису” из норок поволок. На ощупь - очень гладкая, на вкус - как сахар сладкая. (Морковь.)
  • Привязан кустик колышку, на кустиках – шары. Бока, подставив солнышку, краснеют от жары. (Помидоры.)
  • Вырастает он в земле, убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь даже маленькую дольку, будешь пахнуть очень долго. (Чеснок.)

Шуршик: Вы все загадки отгадали, а осень что-то не идёт.

Дорогу, видно, не найдёт.

(Шуршики быстро делают дорожку из листьев и выводят Осень.)

Песня “Золотые листья”

Шуршики: Здравствуй, Осень золотая! Мы сейчас тебя встречаем. Будто золото кружится и ковром кругом ложится. Листьев дружных хоровод! Выходи плясать, народ!

Осень: Я - Осень золотая! К вам в школу я пришла. Корзину, полную чудес, вам принесла. Мы с вами будем играть, участвовать в конкурсах!

Конкурс “Кто быстрее соберёт урожай?”

Собирают яблоки и помидоры с закрытыми глазами. Первая команда – яблоки, вторая - помидоры. Если член команды берёт свой фрукт или овощ, команда хлопает ему в ладоши, если неправильно, то вся команда свистит. Выигрывает тот, кто больше соберёт свой урожай. Внимание, начали!

Игра “ Принеси лук в ложке”.

Взять ложку, захватить лук, не помогая руками, перенести его в другую корзину.

Игра “Подскажи словечко”.

  • Он усатый и ползучий, спрятал ядрышки в стручке - саблевидном кулачке. Не раскусишь, коль засох, называется…….(горох).
  • На грядке привалился на бочок солидный крутолобый……(кабачок).
  • Хвост зелёный, красная головка, это остроносая……(морковка).
  • Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней …….(помидора).
  • От частой поливки едва не промокла, мохнатая, тёмно-лиловая……..(свёкла).

Конкурс “Кто больше наберёт грибов?”

На нитке развешаны бумажные грибы. Их нужно срезать закрытыми глазами.

Игра-эстафета “Кто быстрее разгрузит машину?”

А сейчас самое трудное задание. Нужно срочно разгрузить две машины с арбузами и кабачками. Зелёные шары – это арбузы, а жёлтые - это кабачки. У каждого должны на своей территории остаться или только кабачки, или только арбузы. В зал выбрасываются одновременно 15 воздушных зелёных шаров и15 жёлтых. Дети перебрасывают шары руками так, чтобы на их половине зала остались только шары нужного цвета.

Игра “Подбери картофель”.

Конкурс “Гроза”.

От каждой команды приглашаются по одному участнику. На них надевается осенняя одежда (куртка, шарф, берет, в руках зонтик). Под музыку участники ходят по залу.На сигнал – хлопок каждый из них снимает с себя одну вещь и кладёт на то место,где застал его хлопок.Когда участники снимут 3-4 вещи,раздаётся сигнал “Гроза!” Выигрывает тот, кто быстрее наденет снятые свои вещи.

Осень: Ну вот, ребята, наш праздник, подошёл к концу. Пора прощаться! Расстаёмся мы не навсегда, а до следующей осени. Я благодарю вас и, надеюсь, что вы увидели и услышали дыхание осени, её очарование, таинственность. И на память о нашей встрече все вместе споём песню.

Песня “Если все вокруг подружатся!”

Осень: Молодцы! Вы и пели, и играли, и загадки отгадали, и стихи мне прочитали. А за это уваженье, принимайте угощенье!

Осень дарит пироги и яблоки.

Игры и развлечения для детей к Осеннему балу

Игры и развлечения для организации осенних мероприятий в начальной школе

Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию игры и конкурсы для организации развлекательных и игровых программ к Осеннему балу и другим мероприятиям на осеннюю тему. Материал может быть востребован организаторами внеклассной работы, воспитателями интернатов, учителями начальной школы. Игры и конкурсы предназначены для детей начальной школы, но могут быть использованы как для дошкольников, так и для ребят среднего звена.
Цель: использование при организации внеклассных осенних мероприятий
Задачи : создавать позитивное настроение,
развивать фантазию, воображение,
развивать ловкость, быстроту реакции,
закреплять знания о деревьях, овощах,
познакомить с поэтическими произведениями об осени.

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию небольшую подборку игр, конкурсов и развлечений, которые можно провести при организации осенних мероприятий и дискотек.

«Загадочный овощ»

Перед этим развлечением можно провести конкурс на узнавание овощей на вкус и на ощупь. После этого ведущий говорит, что так каждый может угадать, а вот он может отгадать, что за овощ в руках у ребёнка, повернувшись к нему спиной. Затем он просит о помощи одного из коллег (ассистента) сообщать ему, когда уже можно отгадывать.
К столу с овощами подходит любой ребёнок и берёт в руки понравившийся овощ, например, редис.
Ассистент говорит, обращаясь к ведущему (к примеру, ко мне):
-Татьяна Александровна, разгадывайте.
Или:
-Татьяна Александровна, разве Вы не чувствуете, мы готовы.
Я отвечаю:
-Редис.
Если ребёнок взял в руки помидор, ассистент может сказать:
- Татьяна Александровна, пожалуйста, называйте.
Или:
-Татьяна Александровна, пора отгадывать.
Могу сделать вид, что думаю, и отвечаю:
-Помидор.
И так со всеми овощами, а некоторые можно поднимать дважды.
Все в недоумении и восторге. А вы догадались, в чём дело?
Обратите внимание на название овоща и слово, которое ассистент произносит первым, после обращения к ведущему?
Редис – разгадывайте, разве.
Помидор – пожалуйста, пора.
Эти слова на ту же букву, что и название овоща. В этом и весь секрет. Естественно, что ассистент – заранее подготовленный человек.
После этого вас будут спрашивать, как вам это удалось, и не только дети. Молчите, пусть это останется вашей маленькой тайной. Потом также вы сможете угадывать и фрукты, и ягоды, и животных – что душа пожелает. Но обязательно надо учесть, что не должно быть овощей, названия которых на одну букву. Картошка и капуста встретиться в этой игре не должны.

«Листопад»

Эту игру можно провести и с дошкольниками.
Для игры дети должны сидеть по кругу на стульях, но могут просто встать в круг. У каждого в руках лист дерева. Достаточно взять 4-5 видов, например, листья дуба, клёна, берёзы, ивы. Один ребёнок без листика в руках стоит в центре круга. Ведущий говорит: «Падают листья клёна». Все ребята с листиками клёна должны быстро поменяться местами, а ребёнок в центре круга должен занять чьё-то место. Ребёнок, который не успел встать или сесть в круг, отдаёт ему свой листик и встаёт в центр круга, игра продолжается. Можно усложнить игру, меняя движения. Например, листики должны поменяться местами, прыгая на одной ноге, шагая на пятках и т.д.
Эту игру можно проводить и на прогулке, просто листики для этого должны быть покрыты скотчем.

«Литературные листики»

В игре участвуют 3-4 команды по 4 человека. У каждого члена команды определённый листик. На расстоянии стоит ведущий, а рядом с ним стул.
Ведущий читает строки из стихотворений об осенних деревьях. Как только звучит название дерева, дети, у которых листик с этого дерева, должны занять стул. Кто первый сядет.

Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист…
(А.Майков)

Ветер в поле на рассвете
Модницу-берёзку встретил.
Ветер дунул на берёзку -
И испортил ей причёску!

(А. Кулагина)

Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.
(А.Лисица)

Ствол стройный, тёмная кора,
Всё лето был зелёным он.
Пришла осенняя пора,
Одел наряд пурпурный клен.
(Е. Шендрик)

Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
«Осень. Скоро осень!»
(А.Ефимцев)

Листья ветром снесены –
Голо и уныло.
В ожидании зимы
Всё вокруг застыло.
Но гляди-ка: вот стоят
Тёмные дубочки,
И на их ветвях шумят
Тёмные листочки.
(Н.Субботина)

Осенью дождливой
плакали берёзки.
По ветру роняли
золотые слёзки.
(Т.Тарасова)

Мокнут крыши и кусты,
Двор и улица пусты.
Дождик с самого утра
Моросит рассеянно...
Растерял все листья клён
И стоит растерянный.
(А. Кулагина)

Ветер в городе гулял,
Косы иве растрепал.
Осень ленточку нашла,
Косы иве заплела.
(М. Метелев)

Также с этими листиками можно провести множество других игр. Вот некоторые из них.

Листики рассыпать на полу. Ребят разделить на 4 команды. Каждая команда должна добежать до стула, подняв на бегу лист определённого дерева, положить его на стул, вернуться к команде. Затем бежит следующий участник и т.д. Чья команда справиться быстрее.

Листики положить кучкой в центре комнаты. Участникам завязать глаза.
Каждый должен на ощупь найти листики с определённого дерева. Можно договориться об определённом количестве листиков.

Каждый ребёнок получает комплект листиков: по 1 листику от каждого дерева. Их задача – с помощью обмена собрать комплект листьев с одного дерева. По команде ведущего они начинают с товарищами меняться листьями. Кто первый соберёт такой комплект – победитель.

Осенние вопросы-шутки.

Существует очень много вопросов-шуток, которые можно переформулировать, придав им осенний акцент.
Вот что у меня получилось:

Чем заканчиваются все осенние месяцы? (Буквой ь)
Что стоит между сентябрём и ноябрём? (Буква и)
Почему (по чему) мы осенью ходим в резиновых сапогах? (По земле)
Сколько яблок могут войти в десятилитровое ведро? (Ни одного, они не умеют ходить)
В каком осеннем месяце люди едят больше обыкновенного? (В октябре, т.к. в нём 31 день)
Что осенью начинают готовить, но не едят? (Уроки)
Где октябрь бывает раньше сентября? (В словаре)
Может ли осенью дождь идти два дня подряд? (Не, дни разделяет ночь)
Зачем (за чем) мы осенью едим овощи и фрукты? (За столом)
5 человек в осенний день стояли под одним зонтиком и не намокли. Почему? (Не было дождя)
1 сентября одного ученика удалили с урока. За что? (За дверь)
Что у человека под ногами, когда он идёт по осеннему лесу? (Подошва)
Когда сутки короче – в сентябре или ноябре? (Одинаковые)

«Загадочные буквы»

Эта игра больше подойдёт для ребят 3-4 класса и среднего звена. Ведущий показывает карточку, на которой написаны 2 буквы. Ребятам надо попытаться отгадать словосочетание на осеннюю тему, где первое слово – прилагательное, второе – существительное. Если ребята не отгадают зашифрованное словосочетание, победителем можно признать того, кто последним предложил свой вариант, или за самый остроумный ответ. После этого зачитываются строки с загаданным словосочетанием.
Например: на буквы БЛ ребята могут назвать такие словосочетания, как большая лужа, белый лебедь, бурый листик и т.д.

БЛ – бабье лето
Наступило бабье лето -
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.
(Д.Кедрин)

ГД – грибной дождик
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
(А.Твардовский)

ЛЗ – листва золотая
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
(С.Есенин)

РД – рыжий дождик
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
(В.Шульжик)

ОР – огненные рябины
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы!
(И.Демьянов)

СК – скучная картина
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
(А.Плещеев)

РУ – разноцветный убор
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
(К.Бальмонт)

СО – славная осень
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
(Н.Некрасов)

КЛ – кленовый лист
Пусто в домике стрижа -
Улетел, бедовый.
И как зонтик у ежа
Жёлтый лист кленовый.
(В.Степанов)

ХД – хмурый день
В лесу темнеет рано
Осенним хмурым днём,
И звёзды на полянах
Горят цветным огнём.
(В.Степанов)

УП – унылая пора
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
(А.Пушкин)

Весёлых вам мероприятий и позитивного настроения!

«Соберем грибы»

Дети собирают грибы и складывают их в корзину к воспитателю. На игру в бубен – убегают под зонтик – прячутся от дождя. В это время другой взрослый незаметно рассыпает грибы, и воспитатель приглашает детей снова в лес за грибами: «дождик кончился». Так повторяется дважды. Когда дети в третий раз пойдут в лес за грибами, они найдут большой гриб, в ножке которого спрятаны сладости.

«Игра с листочками»

Дети после хоровода или танца с листочками, остаются стоять в кругу. Осень предлагает положить листочки на пол и поплясать, а когда музыка закончится, быстро взять листочек и спрятать за спину, чтобы осень не смогла его забрать. После игры Осень дует на «листочки» (дети), те улетают на свои места.

игра «Тучки-плакучки»(О.Сивухина)

Дети перестраиваются в два круга – мальчики и девочки. В каждый круг приглашается мама, она играет роль Мамы-Тучки, дети – капельки.
Воспитатель. Вот какие мамы Тучки, а вы – детки-непоседки!
Тучки по небу ходили,
Красно солнышко ловили. (двигаются по кругу шагом)
А мы солнышко догоним,
А мы красное – поймаем! (переходят на топающий шаг)
Солнышко спрятали,
И сами заплакали: кап-кап-кап! (приседают, стучат пальчиками по полу)
Разбежались капельки, капельки-дождинки,
По дорожкам бегают, по крышам, по травинкам…
(разбегаются врассыпную)
А сейчас: раз, два, три!
Тучку-маму найди! (дети должны найти свою Маму-Тучку, построиться в круг)

игра с мамами «Два зонтика»

Мамы с зонтиками разного цвета двигаются вместе с детьми врассыпную. С окончанием музыки мамы останавливаются, девочки и мальчики собираются в кружочки под разными зонтиками: девочки – под розовым, мальчики – под синим.

Раз, два, три!
Маму-зонтик ты найди!

Игра «Ветерок и Дворник»

Звучит музыка, (шум ветра) все дети разбегаются по залу. Звучит музыка дворника. Выходит Дворник с метлой и говорит слова:

Дворник: Ох, работы много стало:

Сколько листиков опало!

Подметать скорей спешу,

Я порядок навожу! (подметает)

Я мету, мету, мету, листья в кучу соберу.

Под музыку метет, дети- листья слетаются в кучу.

Дворник: Все дорожки я подмел.

Ох, устал я, спать пошел.

Ветер:

Шум ветра.Ветерок подбегает к детям-листочкам и дует на них, они разбегаются и снова присаживаются.

Дворник: Непорядок, в самом деле,

Все листочки разлетелись.

Я метелочку возьму

Снова листья соберу.

Я мету, мету, мету,

Листья в кучу соберу.

Музыка Дворника (метлой в середину зала) Дети- листья слетаются в кучу.

Дворник: Все дорожки я подмел.

Ох, устал я, спать пошел.

Дворник уходит. Выбегает ветерок(ребенок)

Ветер: Я веселый ветерок, мой путь не близок, не далек.

Я по свету пролетаю, все листочки раздуваю.

Шум ветра. Ветерок подбегает к детям-листочкам и дует на них, они разбегаются и снова присаживаются. Входит

Дворник.

Дворник: Ах, вы листья озорные, яркие да расписные!

Чтоб не смели улетать, должен я всех вас поймать!

Музыка Дворника. Дворник догоняет детей, они убегают на свои места и прячут листья под стулья.

Дворник: Я набегался, устал, но листочки не догнал.
На дорожках только лужи, больше дворник здесь не нужен.

Ведущая: Ты прав, Дворник.

Дождик каждый день льет, нам гулять не дает.

А мы дождика не боимся, будем вместе веселиться!(песенка про дождик)

Игра - аттракцион «Собери листочки»

На полу разбросаны листья желтого, красного и зеленого цветов. Приглашаются 3 ребенка. Каждый должен собрать листья определенного цвета. По сигналу: «1,2,3, собери!» дети собирают листья. Кто собрал первым – тот победитель.

Игра – аттракцион «Собери урожай»

У центральной стены стоят 2 грузовика, а ближе к зрителям рассыпаны в обручах – «грядках» овощи. Двое играющих по сигналу везут за веревочку грузовики к грядкам, собирают овощи в кузов. Собрав овощи, везут урожай на прежнее место. Кто собрал и привез первым – тот победил.

старший дошкольный возраст

Игра – аттракцион «Три ноги»

У центральной стены стоят двое – четверо играющих. Средние ноги связаны шнуром. В результате на двоих – три ноги. Задача играющих: добежать до фишки, обежать ее и вернуться на прежнее место.

Игра – аттракцион «Вытяни репку»

Возле зрителей на большом расстоянии друг от друга на полу лежат 2 репки (репками могут быть и дети, сидящие на стульчиках, на голове – шапочка репки). У центральной стены стоят в 2-х колоннах играющие: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. По сигналу первыми бегут к репке дедки и, оббежав ее, возвращаются каждый к своей колонне. Берут за руку бабку, оббегают репку, возвращаются. Бабки берут за руку внучек и т.д. Когда все персонажи оббегут свою репку. Они вытягивают ее. Чье звено вытянет репку первым.

«Не промочи ноги»

Вариант1: дети переходят «болото», перекладывая три доски.

Вариант 2: перепрыгивают через «лужи» - листы вырезанного картона на полу.

Игра с листьями на внимание

- Раз-два-три! Этот лист бери!

Раз-два-три! Красный лист бери!

Раз-два-три! Кленовый лист!

Раз-два-три! Два листа бери!

Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!

Раз-два-три! Ничего не бери!

Игра «Осенние угощения»

На общем подносе лежат вместе овощи и фрукты. Детям необходимо быстро рассортировать их, чтобы одному, сварить суп, а другому компот.

«Бег в галошах»

Ведущая или герой: Кто потерял галошу, дети? (показывает) Кто-то сейчас танцевал и потерял. (Обыгрывает, пытаясь кому-нибудь примерить).

Ну-ка, посмотрим... Да вот, полюбуйтесь, ещё одна. И тоже, кажется, с правой ноги...

Нету пары, ну и что же,

Побегу в одной галоше. (Пытается пробежать в одной галоше)

Ну, а кто, ответьте, братцы,

Тоже хочет пробежаться?

«Грибник»

Дети делятся поровну на деревья и грибы, выбирают грибника. Деревья встают по кругу. За ними «прячутся» грибы. По центру ходит грибник, читает:

Грибник: По грибы я в лес пошел,

Но грибов там не нашел.

Где же спрятались они?

Под деревья? Иль под пни?

Грибы: А вот и мы!

Только ты нас собери!

1,2,3! Беги!

Грибы убегают. Грибник их ловит.

«Перенеси картошку в ложке»

игра-эстафета

Дети делятся на 2 команды. Задача: перенести по одной картошке в ложке из обруча (грядка-лунка) в ведро. Чья команда быстрее соберет урожай.

«Кто точнее попадет в ведро»

игра-эстафета

Дети делятся на 2 команды. Задача: попасть картошкой в ведро. Чья команда быстрее и точнее соберет урожай.

Аукцион: «Назови блюда из картошки»

Игра «Собери венок»

1 вариант: Листья из корзины высыпают на пол. Дети берут из кучки по одному листку и выкладывают на полу венки: берёзовый, кленовый, дубовый.

2 вариант: Затем ведущая предлагает выложить веночки из тех листьев, что находятся у детей в карманах на стульчиках. Под музыку вальса дети двигаются по залу, танцуют. На окончание музыки - встают в кружочки, каждый листочек в свой.

«Узнай овощ на вкус»

Закрытыми глазами дети пробуют овощ и называют его.

«Осенние листья» – фанты

Ведущая: Мы сейчас возьмем осенние листики и поиграем с ними.(Ведущая раздает детям осенние листья).

Ведущая: Та-ра-ра!

Начинается игра! (все говорят хором).

Ведущая: Листочку осинки сде­лать три головных убора из косынки. (Выходят дети, ко­торые держат в руках листья осины - выполняют задание).

Ведущая: У кого кленовый лист,

Тот артист - эквилибрист.

Может в цирке выступать,

Палку на руке держать.

(Выходят дети с кленовыми листьями, выполняют задания - ходят по натянутому на полу шнуру, держа в руке палку - под музыку).

Ведущая: Дубовый листок рас­скажет стишок

Или осенние скажет при­меты,

Или без слов нам покажет предметы...

(Выходят дети, у которых дубовые листья, и выполняют задание).

Ведущая: У кого березовый лист,

Тот мимический артист -

Ничего не говорит,

Жестом все изобразит... (кислый лимон, колючку, пу­шинку и т.д.) (Выходят дети с березовыми листиками и выполняют задание).

Ведущая: У кого листок рябинки –

Говорите без запинки:

Карл и Клары

Украл кораллы.

(Дети, у которых листья рябины, выходят и выполняют задание).

Игры с яблоками

1) Игра-эстафета. Участвуют 2 команды. Необходимо быстро перенести яблоки из одной корзины в другую.

2) В чашке с водой находится 1 яблоко. Участнику необходимо без помощи рук достать его.

3) В центре зала помещают 2 плоскостных дерева, них висят яблоки, детям нужно быстро с завязанными глазами собрать яблоки к себе в корзину.

Дыхательное упражнение «Осенние листочки»

Шаловливый ветерок в лесочек залетел:

Тихо-тихо веточкам он песенку запел:

Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел:

Громко- громко веточкам он песенку запел:

Ветерки по очереди листьям песни пели:

То тихую: Ш-ш-ш!

То громкую: Ш-ш-ш!

То тихую: Ш-ш-ш!

То громкую: Ш-ш-ш!

А после - улетели!

Игра-аттракцион «Перейди болото»

Дети по двое участвуют в соревновании. По залу расставлены 12 «кочек» -макеты из картона, неровной формы и раскрашенные в серо-коричневый цвет. Для каждого участника приготовлено по шесть кочек на небольшом расстоянии друг от друга: вперёд можно шагать только по «кочкам» и таким же образом вернуться назад. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Игра «Урожайная»

Дети делятся на две команды - «Ветерок» и «Капелька». Для игры нужны 6 обручей, 2 детских лейки, 2 ведра, 8 картофелин. По сигналу первыми топочущим шагом выходят «трактористы», двигаются «змейкой», расставляют обручи и бегут на исходную позицию.

Идут девочки с ведерками, кладут в каждый обруч по 1 картошке. Затем бегут «поливальщики», оббегая каждый обруч. Последние бегут с ведерками, собирают урожай.

игра «Кочерыжки-листочки-кочанчики»

Выбирают несколько родителей – они «кочерыжки», дети – «листочки». Водящий по очереди говорит слова «кочерыжки», «кочанчики». Под музыку начинают двигаться или родители или дети. Как только водящий говорит: «Кочанчики», - дети должны быстро подбежать к любой «кочерыжке» в круг, как можно плотнее.