Индия и Пакистан. Образование государств и возникновение конфронтации между ними

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Пакистан и Индия возобновят прерванный более года назад диалог о нормализации двусторонних отношений 25 февраля, когда состоится встреча на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран.

Ниже приводится справочная информация об истории отношений Индии и Пакистана.

В течение 200 лет Индия, включавшая тогда и территорию современных Пакистана и Бангладеш, была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Лондон был вынужден предоставить независимость своему самому большому колониальному владению - Индии.

Когда скорый уход колониальной администрации из Британской Индии стал очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий страны - индуизма и ислама.

План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице-короля Индии лорда Льюиса Маунтбаттена, предусматривал создание двух государств - доминионов британской короны: Индийского Союза и Пакистана (он включал современные Пакистан и Бангладеш). Через несколько лет оба доминиона отказались от этого статуса: Индия в 1950 году, а Пакистан в 1956 году.

Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили к Пакистану, а населенные в основном индусами - остались за Индией. Две провинции, оказавшиеся на границе между новыми государствами - Бенгалия и Пенджаб - были разделены. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами (еще одна крупная религиозная группа). Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан и индусов в Индию.

Наиболее остро встал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии глава княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо-западной провинции Пакистана, а затем и так называемые "пакистанские добровольцы". 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства "Азад Кашмира" ("Свободного Кашмира").

В итоге махараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН, который установил в качестве демаркационного рубежа линию прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети княжества попало под контроль администрации "Азад Кашмира", а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, отошла к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В апреле 1965 года разразилась вторая индо-пакистанская война в Кашмире. Формально конфликт начался из-за неопределенности пограничной линии на южном участке совместной границы - пустынного и безлюдного Качского Ранна. Однако в скором времени боевые действия между двумя странами развернулись по всей линии прекращения огня и закончились только 23 сентября 1965 года. С 4 по 10 января 1966 года премьер-министр Индии и президент Пакистана провели переговоры в Ташкенте и подписали Ташкентскую декларацию, договорившись отвести войска на исходные позиции.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть (так называемый Восточный Пакистан), образовавшая независимое государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, обязавшись "уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года" (линия прекращения огня была уточнена и в декабре 1972 года переименована в линию контроля). Однако за пределами точной демаркации остались гряда Салторо и ледник Сиачен, что в 1984 году привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией.

С середины 1980-х годов и до конца 1998 года индо-пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года в них наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала автобусная поездка премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в пакистанский город Лахор в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

Второго февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14-16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств. Однако она завершилась безрезультатно, мирный процесс был сорван серией терактов.

В 2004 году, после почти 60 лет противостояния, Исламабад и Нью-Дели начали широкоформатный переговорный процесс о нормализации отношений. Однако после масштабной террористической атаки в индийском мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) в ноябре 2008 года между двумя странами началось очередное похолодание. Тогда группа террористов, которые прибыли, по мнению следствия, из Пакистана, расстреливала людей на улицах, в кафе, на вокзале, а потом засела в пятизвездочных гостиницах и в течение двух дней оказывала сопротивление спецназовцам. Этот теракт стал причиной замораживания переговоров о нормализации отношений между Нью-Дели и Исламабадом, которые ранее шли весьма активно.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств по-прежнему разделяет линия контроля.

Напряженная ситуация сохраняется по сей день. Она сопровождается периодическими терактами внутри Джамму и Кашмира, захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо-пакистанской границы.

В первой половине июля отношения Индии и Пакистана, конфликт между которыми долгое время был в стадии «заморозки», вновь . Причиной усугубления в очередной раз стала ситуация в населенной преимущественно мусульманами провинции Джамма и Кашмир, которую оба государства считают своей территорией.

Пару недель назад индийские силы безопасности в ходе спецоперации ликвидировали одного из членов местной группировки «Хизб-уль-Муджахидин», члены которой борются за отделение от Индии. В ответ на это в провинции вспыхнули массовые беспорядки, жертвами которых, по некоторым данным , стали уже 46 человек, а еще более трех тысяч получили ранения различной степени тяжести.

Комментируя начавшиеся беспорядки, глава министерства внутренних дел Индии Раджнатх Сингх заявил, что за ними стоит Пакистан, который пытается дестабилизировать ситуацию в регионе, поддерживая действующие на его территории террористические группировки.

«Вместо того чтобы решать свои внутренние проблемы, Пакистан пытается дестабилизировать Индию», - сказал глава индийского МВД.

В свою очередь Исламабад выступил с обращением к Совбезу ООН, в котором призвал международную организацию оказать влияние на правительство Индии, по мнению Пакистана, нарушающее права человека в регионе и проводящее там масштабные политические репрессии.

В свете разгорающегося на наших глаза конфликта, необходимо подчеркнуть, что и Индия, и Пакистан являются ядерными державами. Они не раз грозились применить ядерное оружие в случае вооруженного конфликта.При этом история взаимоотношений двух государств, появившихся на мировой политической карте в 1947 году, говорит нам о том, что подобный исход вполне себе реален.

Дело в том, что оба государства на протяжении последних 60 лет не единожды воевали друг с другом, сталкиваясь во всевозможных локальных пограничных конфликтах. И основной причиной этой напряженности всегда была опять-таки провинция Джамму и Кашмир.

После раздела бывшей британской колонии Индия на, собственно, Индию и Пакистан не до конца определенной осталась судьба княжества Кашмир, глава которого был индуистом, тогда как абсолютное большинство населения исповедовало ислам - основную религию Пакистана.

Вскоре после появления двух независимых государств в княжество вторглись союзные Пакистану пуштунские племена, обитавшие рядом с афганской границей. Это стало поводом для объявления властями Кашмира о присоединении княжества к Индии, после чего к пуштунам присоединились регулярные части пакистанской армии, вошедшие на территорию княжества в 1948 году. Спустя год, кровопролитные бои с трудом были прекращены при посредничестве ООН. При этом две трети провинции остались под контролем Индии, тогда как последняя треть территории отошла Пакистану.

С тех пор вошедшие по итогам войны в состав Индии территории княжества Кашмир стали называться Джамму и Кашмир. Пакистанская же часть была названа «Свободным Кашмиром».

Несмотря на посредничество ООН, очевидно, что проблема статуса региона не была решена, а лишь отложена на неопределенный промежуток времени. Как оказалось, период этот растянулся аж на 17 лет - в 1965 году конфликт между Индией и Пакистаном вспыхнул вновь. Началось всё с приграничных артиллерийских перестрелок, после чего с обеих сторон в действия вмешались регулярные воинские подразделения. При международном посредничестве огонь удалось прекратить лишь в конце сентября того же года.

Третий виток индо-пакистанского конфликта пришелся на 1970 год. Причиной его стал внутриполитический кризис в Пакистане, начавшийся после того, как на парламентских выборах победила партия «Авами Лиг», выступавшая за независимость Восточного Пакистана (нынешний Бангладеш) от Исламабада. Глава государства генерал Яхья-Хан перебросил в Восточный Пакистан войска, которые развернули террор против сторонников независимости.

В результате в соседнюю Индию хлынули миллионы беженцев, спасавшиеся от разгула политических репрессий. После этого Индия ввела войска в Восточный Пакистан, а Ахья-Хан, желая отомстить Дели, развернул наступление на Джамму и Кашмир. Однако двукратное превосходство индийской армии в живой силе и технике, а также безнадежное положение армии Ахья-Хана в Восточном Пакистане, вынудили его сесть за стол переговоров, по итогам которых, тем не менее, Восточный Пакистан обрел самостоятельность, а Исламабад удержал контролируемые им территории бывшего княжества Кашмир.

И хотя страна и была ослаблена после этой неудачной войны, пакистанские политики не оставляли надежд вернуть всю территорию кашмирского княжества под свой контроль.

Естественно, что так и нерешенные территориальные противоречия рано или поздно должны были стать источником новых конфликтов. Более того, мелкие стычки на границах после 1970 возникали постоянно, однако до полномасштабных действий, к счастью, ни разу дело не дошло.

Последнее крупное обострение конфликта, грозившее перерасти в новую войну, произошло в 2008-2009 годах, когда группа террористов атаковала крупнейший индийский город Мумбаи. Тогда Дели заподозрил Исламабад в поддержке террористов, призвав выдать участников акции Индии. Однако Пакистан отказался это сделать. Очередной виток кризиса между двумя странами грозил перерасти в ядерное противостояние, но, к счастью, обе стороны в очередной раз вовремя нажали на «стоп-кран».

Несмотря на это как Пакистан, так и Индия уверены, что четвертая война между двумя странами неизбежна. Индийские власти даже заявляют, что она станет между двумя государствами последней, намекая таким образом на окончательную победу Дели и решение проблемы северных территорий в свою пользу.

При этом некоторые эксперты отмечают, что в тлеющем индо-пакистанском конфликте как таковых не будет ни победителей, ни проигравших. Обеспокоенность вызывает то, что активную заинтересованность в обострении проявляют преимущественно сторонники запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ). Так, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Людмила Печищева , что радикальные исламисты начинают играть всё более существенную роль в 150-миллионной мусульманской общине Индии, которая весьма влиятельна внутри страны.

Доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Ольга Солодкова заявила, что успех исламистов в местной мусульманской среде заключается в тотальной бедности индийских мусульман и отсутствии всяких перспектив для них. Исламисты же, по мнению эксперта, предлагают вариант решения этой проблемы, шанс вырваться из социального дна. Пока, к счастью, как считает эксперт, несмотря на попытки исламистов подогреть конфликт в Джамму и Кашмире, серьезного обострения там не случится.

Однако директор Центра стратегических исследований «Россия-Восток-Запад», ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников считает, что исламисты вполне могут подтолкнуть Индию и Пакистан к новому конфликту.

«Не исключаю, что если к этому руку приложит - а скорее всего уже прикладывает - ИГ, если они будут раздувать это, то может возникнуть новая конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном. ...Это чревато крупномасштабным конфликтом даже с применением тактического ядерного оружия», - сказал он.

Эксперт уточнил, что именно ИГ заинтересовано в ядерном конфликте между двумя странами.

Между тем западные СМИ пока не слишком активно и достаточно сдержанно высказываются в отношении новой волны эскалации конфликта в регионе. Так, влиятельное американское издание The New Tork Times вопрос о необходимости вмешательства в конфликт США с целью его урегулирования. При этом в статье отмечается, что Индия и Пакистан не должны навязывать региону свой протекторат - жители вполне имеют право на создание независимого государства или, по крайней мере, сами должны решить, в какой стране они хотят жить.

«Хотелось бы подчеркнуть, что необходимость нахождения приемлемого для всех решения не может быть лишь делом Индии и Пакистана. Ситуация требует участия мирового сообщества, прежде всего США. Участие Соединенных Штатов в деле урегулирования конфликта стало бы подтверждением глобальной роли Вашингтона как опоры системы международной безопасности. В сложившейся ситуации решение должно быть основано на принципах самоопределения. Люди должны иметь выбор - присоединиться к Индии или Пакистану, или создать своё собственное независимое государство», - говорится в материале.

Так или иначе, но проблема Джамму и Кашмира является одним из главных вызовов системе не только евразийской, но и глобальной безопасности. Насколько успешно она будет решена и, главное, с какими последствиями, покажет время.

Пока же мы можем отметить, что и Россия не должна оставаться в стороне. И с Индией, и с Пакистаном у нее налажены вполне доброжелательные отношения; обе эти страны претендуют на статус члена ШОС, где РФ играет ведущую роль, - все это указывает на то, что Российская Федерация может стать посредником в конфликте. Ну а как бороться с террористами, наша страна показывает наглядно и каждый день.

Отношения между Индией и Пакистаном являются напряженными из-за ряда исторических и политических вопросов. В 1947 году произошёл раздел Британской Индии , что привело к созданию напряженности вокруг статуса Кашмира и многочисленным военным конфликтам между этими двумя странами. Следовательно, даже при том, что эти два государства Южной Азии объединяют общие исторические, культурные, географические и экономические связи, их отношения полны враждебности и подозрительности. Протяжённость государственной границы между странами составляет 2 912 км . Товарообот двух стран невелик (В 2012/13 финансовом году экспорт Индии составил 2607 млн долларов, а импорт из Пакистана 542 млн долларов ), но растет. Доля Индии в пакистанской торговле составляет около 1 %, доля Исламабада в индийской торговле ещё ниже.

Индийско-пакистанские отношения

Индия

Пакистан

Обзор

После распада Британской Индии в 1947 году были сформированы новые суверенные государства: Индийский Союз и Доминион Пакистан . Раздел бывшей Британской Индии привел к вынужденному переселению до 12,5 млн человек, от нескольких сотен тысяч до миллиона человек при этом погибли . Индия стала светским государством с большинством индуистского населения и мусульманским меньшинством , Пакистан же был создан в качестве исламской республики с подавляющим большинством мусульманского населения .

Вскоре после обретения независимости Индия и Пакистан установили дипломатические отношения, но насильственный раздел и многочисленные территориальные споры резко испортили их отношения. Индия и Пакистан пережили три крупные войны , одну необъявленную войну и принимали участие в многочисленных вооруженных стычках и противостояниях. Вопрос о принадлежности Кашмира является главной причиной всех этих конфликтов, за исключением индо-пакистанской войны 1971 года , которая привела к отделению Восточного Пакистана (ныне Бангладеш).

Были предприняты многочисленные попытки улучшить отношения: в частности, саммит в Шимле , саммит в Агре и саммит в Лахоре . С начала 1980-х годов отношения между двумя странами испортились ещё сильнее, особенно после конфликта в Сиачене , восстания в Джамму и Кашмире , индийских и пакистанских ядерных испытаний, а также Каргильской войны. В то же время были предприняты некоторые меры по укреплению доверия: подписание соглашения о прекращении огня в 2003 году, запуск автобуса по маршруту Дели -Лахор . Однако эти усилия были перечеркнуты периодическими террористическими атаками. В 2001 году произошло нападение на индийский парламент, что поставило эти две страны на грань ядерной войны . В 2007 году произошёл подрыв пассажирского поезда Samjhauta Express , в результате чего погибло 68 гражданских лиц (большинство из которых были гражданами Пакистана). В 2008 году произошла Атака на Мумбаи , террористы из Пакистана убили порядка 160 граждан Индии в ходе этого нападения, в результате чего Индия прекратила мирные переговоры с правительством Пакистана .

В 2013 году, согласно проведенным опросам BBC World Service Poll , 11 % индийцев относятся к Пакистану положительно, а 45 % - отрицательно. В то же время 19 % пакистанцев относятся к Индии положительно, а 54 % - отрицательно .

Взаимная торговля

Долгое время объём индо-пакистанской торговли оставался незначительным: в 1985/86 финансовом году индийский экспорт составил 59 млн долларов, а импорт 47 млн долларов . В 2012/13 финансовом году экспорт Индии составил уже 2065 млн долларов, а импорт из Пакистана 542 млн долларов . Иногда Индия выручает Исламабад: в 1990 году она поставила в Пакистане картофель и репчатый лук, на которые был неурожай, а в 1997 году 500 тонн сахара-сырца . Основные товары индийского экспорта - овощи, фрукты и шерсть . Импорт из Пакистана главным образом представлен очищенным сахаром, органическими удобрениями, соевыми продуктами, металлопродукцией . Основные каналы торговли: морской

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 сентября 2016 г. произошла перестрелка между пакистанскими и индийскими военными на Линии контроля в Кашмире. Пакистан заявил о гибели двух военнослужащих; с индийской стороны сведений о жертвах не поступало.

Отношения между Индией и Пакистаном носят напряженный характер из-за ряда серьезных разногласий, возникших сразу же после создания этих государств в 1947 г. Одной из самых сложных политических проблем в двусторонних отношениях остается спор о принадлежности региона Кашмир. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории Кашмирского вопроса.

Истоки конфликта

В 1947 г. на территории бывшей Британской Индии были образованы два государства - Индийский Союз и Пакистан - с предоставлением им прав доминионов (26 января 1950 г. была провозглашена Республика Индия, 23 марта 1956 г. - Исламская Республика Пакистан). Раздел территорий произошел по религиозному принципу: провинции с преимущественно мусульманским населением отошли Пакистану, а с индуистским большинством - Индии.

Одним из спорных вопросов стала территориальная принадлежность княжества Джамму и Кашмир, населенного преимущественно мусульманами. В соответствии с планом раздела, предусмотренным в Акте о независимости Индии 1947 г., Кашмир имел право присоединиться либо к Индии, либо к Пакистану.

Правитель княжества махараджа Хари Сингх, будучи индуистом, отказался от проведения плебисцита и присоединил Джамму и Кашмир к Индии. Это решение привело к недовольству руководства Пакистана и вводу войск на территорию княжества. Первая индо-пакистанская война 1947-1948 гг. завершилась разгромом пакистанцев, общее число жертв с обеих сторон конфликта составило 7,5 тыс. К 1 января 1949 г. под эгидой ООН была установлена линия прекращения огня, в соответствии с которой северо-западная часть Кашмира (около трети территории) оказалась под контролем Пакистана, остальные территории остались под юрисдикцией Индии.

Вторая и Третья индо-пакистанские войны

В августе 1965 г. многочисленные пограничные стычки привели ко Второй индо-пакистанской войне. Несмотря на то, что поводом для боевых действий стал другой спорный регион - Большой Качский Ранн в индийском штате Гуджарат - основной целью сторон было получение суверенитета над Кашмиром. За два месяца вооруженного конфликта погибли около 6,8 тыс. человек. Благодаря международным посредническим усилиям, в частности СССР, уже в сентябре стороны начали мирные переговоры.

10 января 1966 г. была подписана Ташкентская декларация, в соответствии с которой войска Индии и Пакистана были отведены в пределы границ, существовавших до начала войны, а руководство стран гарантировало невмешательство во внутренние дела друг друга.

26 марта 1971 г. Бангладеш - бывшая провинция Восточный Пакистан, составлявшая около 16% от общей территории страны, - объявила независимость. Это привело к войне между новым государством и властями Пакистана. Индия первой признала Бангладеш, что было расценено Пакистаном как нарушение Ташкентской декларации. Опасаясь распространения влияния Дели на Бангладеш, 3 декабря 1971 г. власти Пакистана начали третью войну против Индии и вновь потерпели поражение. Несмотря на непродолжительность конфликта, его жертвами стали около 10 тыс. человек.

Уже 17 декабря стороны подписали соглашение о прекращении огня, а 2 июля 1972 г. - Симлское соглашение об установлении контрольной линии (она почти совпадает с линией прекращения огня 1949 г.). Таким образом, 60% территории бывшего княжества Джамму и Кашмир осталось под контролем Индии (штат Джамму и Кашмир), 30% отошло Пакистану (область Гилгит-Балтистан, а также Азад Кашмир - фактически независимое государственное образование). Еще примерно 10% территории бывшего княжества к 1962 г. оккупировал Китай (регион Аксайчин). Это разделение сохраняется по сей день.

После нескольких военных поражений Пакистан временно прекратил попытки оспорить принадлежность Кашмира силовым путем. Однако с конца 1980-хх гг. в регионе активизировалась деятельность исламистских организаций, требующих "свободы оккупированного Индией Кашмира". Власти Индии заявляли о причастности Пакистана к спонсированию сепаратистов, однако Исламабад отвергал эти обвинения.

Каргильская война и обострение 2001-2002 гг.

В мае 1999 г. между Индией и Пакистаном произошел новый вооруженный конфликт, получивший название "Каргильская война". Пакистанские военные в очередной раз попытались отвоевать Кашмир, вторгнувшись в округ Каргил индийского штата, однако в июле того же года им было нанесено поражение. Очередная неудача в конфликте с Индией привела к военному перевороту в стране, в результате которого главнокомандующий вооруженными силами страны генерал Первез Мушарраф сместил с поста премьер-министра Наваза Шарифа.

Очередное серьезное обострение в отношениях двух стран произошло в 2001-2002 гг. Поводом для него стало нападение боевиков одной из сепаратистских группировок, выступавших за передачу Кашмира Пакистану, на здание индийского парламента. В результате этой атаки погибли десять человек. Индийские власти вновь обвинили Пакистан в поддержке сепаратистов.

Обе страны провели мобилизацию, и к январю 2002 г. на границе находились около 500 тыс. индийских и 300 тыс. пакистанских военных. Угрозу войны обостряло наличие у обеих стран ядерного оружия. Несмотря на то что полномасштабного конфликта удалось избежать, в результате приграничных столкновений погибли порядка 3 тыс. военных.

Текущая ситуация

В настоящее время Индию и Пакистан в зоне Кашмира разделяет Линия контроля (с 1949 г. здесь находится Группа военных наблюдателей ООН, контролирующая режим прекращения огня).

В индийской части региона продолжаются нападения боевиков. Эти атаки и ответные действия властей страны, в том числе удары по базам боевиков на пакистанской территории, приводят к жертвам как среди мирных жителей, так и военнослужащих обеих стран. Только в 2015 г. Индия и Пакистан обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня более 200 раз. По разным оценкам, с 1989 г. в Кашмире погибли от 70 до 100 тыс. человек.

Очередная эскалация конфликта началась в июле 2016 г. Индийские военнослужащие ликвидировали трех членов сепаратистской группировки "Хизб-уль-Муджахидин", в том числе одного из ее лидеров Бурхана Вани. Эти события повлекли за собой столкновения между жителями штата Джамму и Кашмир и индийскими силами безопасности, погибли более 75 человек. Премьер-министр Пакистана Наваз Шариф назвал Бурхана Вани мучеником, что вызвало протест индийского руководства.

18 сентября 2016 г. боевики совершили крупнейшее за последние 15 лет нападение на дислоцированный в Джамму и Кашмире индийский пехотный батальон, в результате чего погибли 18 военнослужащих. Власти Индии заявили, что боевики проникли с пакистанской территории, и сообщили о своих планах добиваться международной изоляции Пакистана как страны, поддерживающей террористов.

Для Индии и Пакистана взаимоотношения друг с другом имеют первостепенное значение. Политические, исторические, экономические, культурные интересы и традиции народов обеих стран настоятельно диктуют необходимость дружественных отношений и тесного сотрудничества.

Между тем в результате проведенного империалистами в соответствии с планом Маунтбэттена раздела страны возник новый узел противоречий Ч Весьма острым был кашмирский вопрос. Международноправовой статус Кашмира упростился после того, как законодательный орган княжества принял решение об окончательном вхождении его в Индийский Союз на правах штата. Правда, Пакистан отрицает правомерность этого акта и по-прежнему настаивает на проведении плебисцита. Внутриполитическое положение в Кашмире стабилизировалось, хотя экономические успехи штата не соответствовали его возможностям. Прогрессивные буржуазно-демократические реформы во многом оставались на бумаге 398. Это послужило даже причиной временного раскола правящей партии - Национальной конференции - и выхода из ее рядов левого крыла во главе с Гулямом Садыком, образовавшего Демократическую национальную конференцию. В начале 60-х годов обе партии вновь объединились, и в 1964 г. главным министром стал Гулям Садык. В том же году получил свободу политической деятельности шейх Абдулла, смещенный в 1953 г. с поста премьер-министра.

Кашмирский вопрос стал, можно сказать, делом принципа и престижа. В обеих странах общественное мнение в связи с Кашмиром было накалено до той степени, когда исключалась какая бы то ни была возможность компромисса. Вместе с тем политически кашмирский вопрос приобретал новый, не менее опасный, чем ранее, характер, так как из чисто локального конфликта разрастался в многосторонний. Поскольку Пакистан в 1954 г. вошел в блок СЕАТО и в 1955 г. в Багдадский пакт, фактически изменилось соотношение сил и положение участников кашмирского спора. США получили значительно большие, чем раньше, возможности осуществлять вмешательство в отношения между Индией и Пакистаном. Они использовали их весьма активно. Однако разрешение конфликта от этого не продвинулось ни на шаг. Напротив, включение кашмирского вопроса в повестку дня органов СЕАТО и давление Запада вызвали резкие протесты со стороны Индии.

Обсуждение кашмирского вопроса в Совете Безопасности возобновилось в 1957 г. Принятию резолюций, направленных против интересов Индии, помешала позиция Советского Союза как постоянного члена Совета. Было принято решение направить шведского дипломата Ярринга для консультаций с заинтересованными правительствами.

Имели место систематические двусторонние переговоры между главами правительств Индии и Пакистана на ежегодных совещаниях премьер-министров стран содружества в Лондоне, а также в ряде случаев по специальной договоренности. Много раз встречались для переговоров представители обеих стран и в ранге министров. Однако достижение компромисса оказывалось невозможным. Индия исключала проведение плебисцита, но соглашалась на компромисс на основе статус-кво. Пакистан же настаивал на отмене положений о вхождении Кашмира в состав Индийского Союза и на проведении плебисцита под эгидой ООН на всей территории бывшего княжества.

После прихода к власти в октябре 1958 г. фельдмаршала Айюб-хана переговоры продолжались. Удалось договориться о прекращении перестрелки на границе Ассама и Восточного Пакистана, об обмене небольшими территориями на этой границе, однако кашмирский вопрос остался яблоком раздора.

Начало китайско-индийского пограничного конфликта создало несколько иную обстановку в индо-пакистанских отношениях. Уже через три дня после того, как Неру объявил 29 августа 1959 г. о событиях на границе с Китаем, произошла встреча между ним и президентом Айюб-ханом. Западные союзники Пакистана развили активность, стремясь воспользоваться новой ситуацией для того, чтобы добиться от Индии уступок своим требованиям. Особенно бесцеремонно они начали действовать после обострения китайско-индийского конфликта осенью 1962 г.

Однако развитие событий пошло по пути, неожиданному даже для заправил СЕАТО. Между Пакистаном и Китаем состоялись успешные переговоры о демаркации границы на территории Кашмира. Они заключили также торговое соглашение.

Между тем противоречия между Индией и Пакистаном все обострялись. Осенью 1962 г. имела место перестрелка в Трипуре. В мае 1963 г. в Дели происходили очередные переговоры о Кашмире, которые не дали никаких результатов. Единственное, что удалось решить (помимо незначительных взаимных территориальных уступок в Бенгалии),- это вопрос об использовании вод реки Инд.

Серьезное обострение индо-пакистанских отношений было вызвано похищением мусульманских реликвий из мечети на территории Кашмирской долины. Это произошло на рубеже 1963-1964 гг. и еще больше ухудшило обстановку, и без того накаленную неудачей переговоров о Кашмире. Газета «Патриот» писала 5 января 1964 г.: «Президент Мусульманской лиги Западного Пакистана призвал мусульман всего Пакистана организовывать митинги и молиться в мечетях в знак протеста против кражи Му-и-Мобарак («священного волоса»). Наиболее провокационные заявления делались лидерами «Азад Кашмир» *, которые повторяли старый призыв к «священной войне» против Индии. Издающаяся в Карачи «Морнинг ньюс» сообщала, что на митингах принимались резолюции, осуждающие «насильственную оккупацию Кашмира индийским правительством» и призывающие к священной войне за освобождение Кашмирской долины.

В результате экстремистской религиозной пропаганды в ряде районов начались столкновения среди населения. В частности, в Западной и Восточной Бенгалии имелись сотни жертв.

Количество беженцев исчислялось десятками тысяч.

Сначала между президентом Индии Радхакришнаном и Айюб-ханом, а затем между Айюб-ханом и Неру произошел обмен посланиями по этому вопросу. Было решено, что министры внутренних дел обеих стран обсудят вопрос о беженцах. В самом Кашмире волнения, начавшиеся на религиозной почве, переросли в проявление недовольства администрацией штата, хотя похищенная реликвия, правда, была вскоре найдена. Индийское правительство сочло необходимым вместе с рядом видных деятелей Кашмира принять уча стие в рассмотрении положения в штате. В Кашмир совершил поездку заме*, ститель Дж. Неру Л ал Бахадур Шастри. В результате этих консультаций на должность премьер-министра штата был выдвинут Гулям Садык.

Весной 1964 г. Совет Безопасности вновь обсуждал кашмирский вопрос. После беспорядков на религиозной почве полемика между заинтересованными сторонами носила весьма враждебный характер. Пакистанский министр иностранных дел Бхутто и слышать не хотел о компромиссе, резко нападая на Индию. Представитель последней Чагла, видный политический деятель мусульманского вероисповедания и министр образования, также использовал трибуну для осуждения политики Пакистана. На демаркационной линии в Кашмире происходили перестрелка, столкновения.

Освобожденный из-под ареста шейх Абдулла начал выступать с речами, в которых если и не возобновил прямо свою агитацию в пользу независимости Кашмира, то во всяком случае ставил Индию и Пакистан на одну доску в кашмирском споре. В 1964 г. он получил приглашение посетить Пакистан и выступал там с речами. Его встречали как героя и лидера Кашмира.

В мае 1964 г. президент Айюб-хан и премьер-министр Неру приняли решение о новой встрече с целью попытаться примирить позиции двух стран в вопросе о Кашмире. Однако смерть Дж. Неру помешала этому.

Новый премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри, продолжая курс Дж. Неру, в своей речи 11 июня 1964 г. говорил о необходимости воспрепятствовать тенденции к ухудшению отношений с Пакистаном.

Трудно сказать, насколько оправдались бы оптимистические прогнозы в отношении несостоявшейся встречи Айюб-хана и Неру. Если договоренность оказывалась невозможной прежде, то в последующий период морально-политическая обстановка в Индии да и в Пакистане для взаимоприемлемого компромисса еще более осложнилась. Правые элементы в Индии раскололись по этому вопросу: некоторые готовы были пожертвовать Кашмиром ради военного соглашения с США, но большинство продолжало расценивать любую уступку как «предательство».

В начале июня шейх Абдулла встретился с Л. Б. Шастри и имел с ним продолжительную беседу. Печать предполагала, что Абдулла информиррвал Шастри о своих переговорах в Пакистане. Кроме того, Айюб-хан и Шастри обменялись посланиями, в которых выразили свое стремление сделать все возможное для улучшения индо-пакистанских отношений. Они договорились также продолжить обмен мнениями во время конференции премьер-министров, стран СОднакЬ поездка Шастри в Лондон не состоялась из-за его болезни.

На демаркационной линии продолжались инциденты. В контролируемой Пакистаном части Кашмира происходили беспо рядки. Был смещен с должности президент этой территории Хур- шид. Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки индо-пакистанские отношения, в сентябре 1964 г. в Пакистан выезжала из Индии «миссия доброй воли» во главе с одним из лидеров социалистической партии - Джайпракаш Нарайяном. Однако атмосфера переговоров не улучшилась; частые перестрелки между индийскими и пакистанскими войсками вызывали жертвы и создавали нервозную обстановку. Именно в такой обстановке в октябре 1964 г. в Карачи наконец состоялась встреча JI. Б. Ша- стри и Айюб-хана. В совместном коммюнике главы правительств заявили, что проблемы и споры между их двумя странами должны быть урегулированы достойным и справедливым образом. Было решено продолжать контакты, в частности переговоры по проблемам беженцев между министрами внутренних дел. Но в декабре 1964 г. J1. Шастри и Айюб-хан сделали публичные заявления, которые продемонстрировали, что стороны весьма далеки от урегулирования спорных вопросов в своих отношениях, и прежде всего кашмирской проблемы.

Таким образом, договоренность, казавшаяся время от времени вероятной и достижимой, вновь отодвинулась. Большое влияние на позиции правительств оказывала шумная и несдержанная кампания националистического толка, ведущаяся в обеих странах определенными политическими группировками. В этом же направлении действуют происки империалистических держав.

Осенью 1965 г. в районе Кашмира возник вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Такое развитие событий идет вразрез с национальными интересами индийского и пакистанского народов. Оно на руку лишь тем внешним силам, которые стремятся разобщить и противопоставить друг другу государства, освободившиеся от колониального ига.

Советское правительство призвало обе стороны - Индию, политика неприсоединения которой снискала широкое международное признание, и Пакистан - немедленно прекратить военные действия и осуществить взаимный отвод войск за линию прекращения огня, установленную индийско-пакистанским соглашением 1949 г.

Неотложность урегулирования вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном получила отражение в единогласно принятых резолюциях Совета Безопасности 4 и 6 сентября 1965 г.

Индийский и пакистанский народы кровно заинтересованы в мире, который нужен им для того, чтобы решать многие сложные и важные проблемы развития их государств.