История развития социальной педагогики кратко. История развития социальной педагогики в россии

Страница 2 из 56

2. Этапы становления социальной педагогики

В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.

Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.

После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.

Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.

Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.

Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:

1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;

2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;

3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации. Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.

Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.

Это определяет построение учебного курса «социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.

(Дипломная работа)

  • Реферат - Предмет и задачи социальной педагогики (Реферат)
  • Голованова Н.Ф. Общая педагогика (Документ)
  • Шпоры по Социальной педагогике (Шпаргалка)
  • Хрестоматия по Истории педагогики, д пед н, проф Юдина Н.П., 2004 г (Документ)
  • Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики (Документ)
  • Галагузова М.А. История социальной педагогики (Документ)
  • Шпаргалки по истории специальной педагогики (Шпаргалка)
  • Словарь по семье. Из курса Семья как субъект (Справочник)
  • Желваков Н.А. Хрестоматия по истории педагогики. - Том IV. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции (Документ)
  • Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики (Документ)
  • n1.doc

    Тема 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

    1. История развития социальной педагогики за рубежом.

    2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.
    1. История развития социальной педагогики за рубежом

    В развитии социальной педагогики можно выделить ряд периодов. Традиционно при рассмотрении социальной педагогики выделяют три периода.

    Первый начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли.

    Первобытное общество. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность. Выдающимся достижением первобытного общества социально-педагогического характера явились подготовка и проведение инициаций. Социально-педагогический смысл инициации состоял в том, что дети переходя из одной возрастной группы в другую, получают новый общественный статус взрослого полноправного члена общины.

    В античности возникают различные теории воспитания. Были высказаны некоторые основополагающие социально-педагогические идеи: необходимость начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей и многие другие. Данные идеи нашли отражение в теории: девиз «Познай себя» (Сократ), природосообразность (Демокрит); общественное воспитание как функция государства (Платон); идея воспитания образованных, гармонично развитых людей, при этом наряду с общественным воспитанием важную роль в формировании личности должно играть семейное воспитание (Аристотель).

    Средневековье. В Средневековье воспитание опиралось на восприятие человека как такового перед Богом. В это время происходит окончательное формирование устойчивых социальных групп. У каждой социальной группы был свой юридический статус, свои правила поведения, моральные нормы, внешние формы отличия, права и привилегии. Усвоение социальных норм начиналось с самого рождения. Средневековая педагогика ставила во главу угла воспитание верой. Делался акцент не на получение научного знания, а на спасение души и ее нравственное формирование, воспитание добродетелей и мудрости, которая основывается на разуме, воле и вере.

    Христианские педагоги детально проработали вопросы нравственного развития человека, семейного воспитания, влияния окружающей среды на индивида, роль такого важного социального института, как церковь, в социально-педагогическом процессе (Августин, Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский, Алкуин Флакк Альбин, Гуго Сен-Викторский, Фома Аквинский).

    Период Возрождения связан с развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья это место, где начинает формироваться человек будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. Возвращение к античным идеалам совмещалось с использованием опыта европейской культуры этого времени. Гуманистический идеал это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе. Указанные подходы нашли свое яркое воплощение в работах Эразма Роттердамского «Похвала глупости», Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Мишеля Монтеня «Опыты», Томаса Мора «Утопия», Томмазо Кампанеллы «Город солнца» и др. Они создали педагогику, ориентированную на индивидуальность, задачи которой были направлены на воспитание счастливых и удачливых людей. К этому времени относится и воплощение в реальную жизнь ряда таких идей, как, например, создание итальянским педагогом-гуманистом Витторино да Фельтре одной из первых в истории школы интернатного типа с характерным названием «Дом радости».

    Второй период XVII и XIX вв. характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки.

    XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как время буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывают те или иные идеи, но и реализуют их на практике, создавая приюты для детей-сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами.

    На протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология (наука о происхождении и развитии человека), медицина и др. То есть наряду с процессом отделения социальной педагогики от педагогики одновременно шел и другой процесс ее интеграции с другими науками.

    К социальной педагогике обращались многие педагоги-мыслители (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, В.А. Дистервег и др.). Под влиянием их педагогических воззрений появились педагоги, считавшие идею социальности основополагающей и связывавшие ее с благотворительностью.

    В Германии во второй половине XVIII в. возникло течение филантропизма (греч. человеколюбие, благотворительность), основателем которого стал К. Базедов, сторонник идей Ж.-Ж. Руссо. Он получил известность своей книгой «Методическое руководство для отцов и матерей семейств и народов» и, главным образом, созданием в герцогстве Дессау на средства влиятельных лиц воспитательного учреждения, подобия школы-интерната, названного им филантропином. Свой социальный долг К. Базедов видел в освобождении детей от традиционной системы воспитания и обучения, призывая следовать природе ребенка в обучении, утверждая гуманизм в педагогике. Приемы воспитания и обучения, по его замыслу, должны быть естественными, доставлять ребенку радость и обеспечивать его свободное развитие. После смерти К. Базедова филантропин, просуществовавший 15 лет, был закрыт, однако подобные учреждения стали создаваться уже не только в Германии, но и в других странах.

    Видными филантропистами Англии XIX в. были Р. Оуэн и Бернардо. Последнего называли «отцом ничьих детей». В 1867 г. он основал в Степней-Хаусе воспитательное учреждение для беспризорных детей, названное колонией. Воспитывавшиеся здесь мальчики получали начальное образование и могли выбрать одну из 11 профессий, которым их обучали в колонии (столяр, портной, сапожник, типограф и т. п.). Для девочек была организована колония в Ильфорде. Еще одним воспитательным учреждением Бернардо стала мореходная школа для «трудных» подростков в Норфолке, где велась подготовка юнг и матросов. Воспитательная деятельность врача и педагога Бернардо получила признание и поддержку общественности. В 1880 г. в Англии стали создаваться «поселки» для детей, получившие название «национальных детских домов».

    В конце XIX в. социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых А. Дистервега, П. Наторпа и др.

    С начала XX в. начинается третий период - период развития социальной педагогики как самостоятельной науки.

    Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844 г. К. Магером и далее распространен А. Дистервегом. С момента возникновения этого понятия до настоящего времени в литературе прослеживаются две его различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания. Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (К. Магер); согласно второй – она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (А. Дистервег).

    Представителями первого направления были К. Магер, П. Наторп (20-е годы), Е. Борнеманн, Ф. Шлипер (60-е годы), Д. Пегелер (80-е годы) и др. Со времен К. Магера в развитии социальной педагогики рассматриваются предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества, через общество.

    Наиболее яркий представитель социальной педагогики Пауль Наторп (1854-1924 гг.) рассматривал социальную педагогику как часть, аспект общей педагогики. Опубликовал в 1899 г. книгу «Социальная педагогика». Рассматривая основные функции человеческого существования, П. Наторп выдвинул три основные функции социальной педагогики. Первая связана с половой жизнью ребенка, которая раскрывается в нем в кругу семьи и в контакте с ближайшим окружением. Вторая – с волей, которая формируется в школе и связана с осуществлением передачи знаний, при этом у ребенка развиваются эмоциональные, социальные и моторные способности. Третья – разум – раскрывается в общности. П. Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей, задача которой – воспитание в молодежи начал солидарности и общественности.

    Второй подход отражен в трудах А. Дистервега (40-50-е годы XIX в.), Г. Ноля, Г. Боймер (20-30-е годы XX в.), К. Молленгауэра (50-е годы) и др. Начиная с А. Дистервега, представители этого направления пытаются дать ответ на социальные вопросы своего времени, такие как социальная незащищенность рабочего класса, образование народа, беспризорность и др.
    2. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

    При рассмотрении предпосылок возникновения социальной педагогики в России обращаются к понятиям «благотворительность» и «милосердие». В России деятельность общества по оказанию реальной помощи обездоленным детям имеет глубокие исторические корни. История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно – к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

    Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосердие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.

    Милосердие – это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В. Даля, «любовь на деле, готовность делать добро всякому». Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди «возлюби ближнего как себя самого». Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых – благотворительность.

    Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы. Однако в каждой стране развитие благотворительности имеет свои исторические особенности.

    В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.

    Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.

    После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.

    Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.

    Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.

    ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

    Становление социальной педагогики в России

    Социальная педагогика, как любая наука, имеет свою историю и этапы становления.
    Давая общую оценку состояния социальной педагогики как науки в период НТР, можно говорить об ее несомненном подъеме. Еще шире становится ее поле деятельности, очевиднее успехи, увеличивается спрос на ее услуги по организации и функционированию социальных служб, подготовке специалистов.

    Следование приоритетам общечеловеческих ценностей окончательно берет верх над иными. Свидетельством тому являются три документа:

    3. Конвенция 1989 г.

    Однако не во всем мире отношение к социальной педагогике и ее успехам было столь положительными.
    В октябре 1917 г. в России произошла революция, коренным образом изменившая судьбу нашей страны в целом и социальной педагогики - в частности. Изменилось следующее:
    во-первых, положение церкви, которая лишилась возможности оказывать прежнюю социальную помощь нуждающимся; во-вторых, отношение к благотворительности, которая превратилась в явление, чуждое социалистическому строю. Таким образом, государство фактически перестало терпеть тех, кто помимо него заботился о детях и всех тех, кто нуждается в социальной помощи. Оно взяло функцию социально-педагогической помощи всецело на себя, но не могло справиться с ней. А когда переродилось в авторитарное, начало искать врагов народа во всех сферах общественной жизни, в том числе – и в сфере педагогики и образования.
    Но все же в 20-е гг. (в период новой экономической политики) социальная педагогика добилась существенных успехов (хотя оно по-прежнему не была в нашей стране самостоятельной отраслью научного знания, а развивалась в рамках общей педагогики) благодаря деятельности таких замечательных ее представителей, как С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко. Кроме того, не был еще прерван контакт с зарубежными педагогами, и наша педагогика взаимообогащалась за счет достижений зарубежной.

    В частности в это время начинает развиваться педология - наука о всестороннем комплексном изучении ребенка. Своим появлением она обязана таким зарубежным ученым, как С. Холл, Торндайк. Свои корни она также ведет из экспериментальной педагогики Эрнста Меймана (1862-1915). Основной задачей педологии стало комплексное исследование детей, включая изучение их способностей и склонностей на разных возрастных этапах. Полученные данные нужны были для того, чтобы помочь ребенку стать личностью. Собственно это и есть поле деятельности социальной педагогики. Так от простого восхищения ребенком она переходила к глубокому его изучению ради его будущего.

    В России видными педологами были В.П. Кащенко, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Несмотря на имевшиеся недостатки (переоценивание роли биологических или социальных факторов в формировании ребенка, использование технократических методов исследования, отсутствие должного взаимодействия с другими науками), педология внесла неоценимый вклад в развитие социальной педагогики. Но концепция педологов не вписывалась в утвердившуюся идеологию и официальную педагогику. Режиму нужны были не личности с их индивидуальностями, а коллективы, состоящие из послушных, ординарных, пассивных «винтиков». В июне 1936 г. постановлением «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» педология была объявлена «лженаукой», а педологи «лжеучеными», «мракобесами» и даже «фашистскими прихвостнями» и изгнаны из школы, на них обрушились репрессии.
    Что касается социальной педагогики, то в нашей стране ее подлинное рождение состоялось лишь в 1990 г., когда на государственном уровне возник институт социальных педагогов. Их подготовка началась в сложных условиях: нехватка квалифицированных специалистов и преподавателей, почти полное отсутствие учебной и научной литературы, несовершенство учебных планов и программ и т.п. Тем не менее, первые и чрезвычайно важные шаги уже сделаны.
    Развитие социальной педагогики в нашей стране происходит в тесном контакте с зарубежными коллегами. Подготовка социальных педагогов за рубежом ведется в обществах социальной защиты, в государственных и частных учебных заведениях. Требования к социальному педагогу примерно одинаковы - постоянная готовность оказать социальную помощь всем нуждающимся. Для этого нужны преданность делу, основательные знания педагогики, психологии, психиатрии, социальной политики и законодательства, методологии исследований, наконец, значительный жизненный опыт. Безусловно, зарубежная социальная педагогика имеет богаейший опыт и традиции, в особенности в Германии, Англии, США. В качестве примера в данной главе «Книги» приводится отрывок из работы современного немецкого социального педагога, профессора Г. Шмидта по истории социальной педагогики в Германии.


    В своем становлении педагогика неизбежно прошла три этапа.
    Первый этап – этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.
    После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.
    Второй этап развития социальной педагогики – научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.
    Третий этап становления социальной педагогики – теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.
    Социальная педагогика – отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:
    1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;
    2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;
    3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации. Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.
    Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.
    Это определяет построение учебного курса «социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.

    • Этапы становления социальной педагогики . В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа . Первый этап этап эмпирический.


    • Этапы становления социальной педагогики .
      Разделы социальной педагогики . Социальная педагогика – раздел педагогики , изучающий воспитание в условиях социализации, т. е. воспи... подробнее ».


    • Этапы становления социальной педагогики . В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа . Первый этап .


    • Этапы становления социальной педагогики . В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа . Первый этап .


    • социальной педагогике
      Социально -психологические процессы становления личности. Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания...


    • Педагогика как наука, история становления педагогики как самостоятельной дисциплины. Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.


    • Предмет социальной психологии и этапы становления этой науки. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин.


    • Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями сформировалась в конце XIX. Философия как методологическая основа специальной педагогики . Философия является фундаментом педагогики ...


    • Достаточно скачать шпаргалки по социальной педагогике - и никакой экзамен вам не страшен!
      Социально -психологические процессы становления личности. Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры само.


    • Шпаргалка по специальной педагогике . Часть 1. Понятие и разделы специальной педагогики .
      В соответствии с этапами онтогенез... подробнее ».
      Становление западноевропейской системы призрения лиц с отклонениями в развитии.

    Найдено похожих страниц:10


    Предпосылки возникновения социальной педагогики

    Замечание 1

    Истоки возникновения социальной педагогики неразрывно связаны с этнографическими, историко-культурными традициями обычаями народа, предопределены социально-экономическим развитием государства, базируются на нравственно-этических и религиозных представлениях о человеческих ценностях и человеке.

    Реальная социальная деятельность по оказанию помощи обездоленным имеет глубокие исторические корни. На протяжении развития человеческой цивилизации разные общества сталкивалось с проблемой отношения к людям, которые не могут обеспечить свое существование самостоятельно: старикам, детям, инвалидам, лицам, имеющим физические или психические отклонения.

    Отношение к людям, требующим особой помощи общества на разных этапах развития государств было разным: от физического уничтожения до полной интеграции в общество. Все определялось характерной аксиологической позицией данного общества - системой значимых, предпочитаемых, устойчивых, имеющих ценность представлений для членов общества.

    В России традиции сострадательного и гуманного отношения к обездоленным и немощным людям (особенно детям) стали закладываться еще в период родоплеменных отношений. С принятием христианства эти традиции закрепились в разных формах благотворительности и милосердия, которые имели место на всех этапах развития российского государства и общества. Благотворительность – одна из форм проявления милосердия, подразумевает оказание организациями или частными лицами регулярной и безвозмездной помощи нуждающимся людям.

    Замечание 2

    Развитие благотворительности в каждой стране имеет свои исторические особенности.

    История развития социальной педагогики

    В историческом развитии социальной педагогики выделяют несколько периодов:

    1. Начальный период (с древнейших времен до XVII века). Осмысление практики воспитания, как социального явления, преобразование его в осознанную деятельность. Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и к феодальному ставили свои проблемы воспитания, защиты детей и немощных. Зарождаются идеи и появляются традиции учета в процессе воспитания и обучения социальных факторов. Данный период становления социально-педагогической идеи тесно взаимосвязан с выделением социального компонента из воспитания.
    2. Ранний период (XVII– XVIII вв.). Развиваются основные научные концепции и идеи социальной педагогики, наблюдается ее становление как значимой области педагогического знания. Социальная педагогика развивается одновременно с социальными идеями устройства общества. При использовании ресурсов общества создаются приюты для беспризорных и детей-сирот, детские сады, школы и иные учреждения для детей с разного рода проблемами. Наиболее значимым фактором развития общества выступают концепции прагматического воспитания. Наиболее видные деятели того времени: Я. А. Коменский (отец современной педагогики); Дж. Локк (отмечал целесообразность социальной детерминации школьного образования); Жан-Жак Руссо (выступал за естественное, природное воспитание, заложил основы социального воспитания); социалисты-утописты – Анри Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье. Важней составляющей развития человека выступает общество с его ресурсами.
    3. Исходный период становления социальной педагогики (сер. XIX – сер. XX вв.). Основные идеи социальной педагогики этого времени принадлежат ученым Германии. В сознании людей укрепляется мысль о том, что воспитание и обучение являются созидательно-образующим фактором социума, и человек должен быть не средством развития общества, а целью. На развитие социально-педагогической теории огромное влияние оказали работы И. Г. Песталоцци, И. Гербарта, Ф. Дистервега, П. Наторпа.

    Становление социальной педагогики как науки

    Понятие «социальная педагогика» ввел Карл Магер (1810-1855 гг.). В немецкой литературе до настоящего времени существует две разные трактовки этого понятия, определяющие отличные подходы в развитии данной отрасли научного знания:

    • социальная педагогика – сфера, схожая с социальной стороной воспитания (П. Наторп, К. Магер, Е. Борнеманн, Д. Пегелер, Ф. Шлипер и др.); в данном случае говорится о социальном аспекте воспитания;
    • социальная педагогика выступает в качестве педагогической помощи в определенных социальных ситуациях или условиях (Ф. Дистервег, Г. Боймер, Г. Ноль, К. Молленгауэр и др.); подчеркивается педагогическая составляющая общественного развития.

    В развитии социальной педагогики со времен К. Магера рассматриваются средства, методы и предпосылки воспитания человека в обществе, через общество, для общества. П. Наторп в дальнейшем рассматривал социальную педагогику как важнейший инструмент социализации и часть общей педагогики. П. Наторп выступил за структурирование потенциала общества и целенаправленной на него опоре, фактически заявил о воспитательных возможностях социума.

    Ф. Дистервег во второй половине XIX в. предложил для обозначения педагогической работы с беспризорными и обездоленными детьми по профилактике правонарушений словосочетание «социальная педагогика».

    Герман Ноль задачи социальной педагогики видел в экстренной помощи, в случаях, когда семья и школа не в состоянии реализовать свои функции. В соответствии с его идеями в 1922 году в Германии был принят первый государственный документ - закон о благотворительной деятельности молодежи, регулирующий воспитание молодого поколения за пределами школы. С этого времени социальная педагогика становится педагогикой экстренных случаев, со временем преобразованной в социально-педагогическую деятельность для восполнения проблем в воспитании молодежи, существующих в семье и школе.

    В первой половине XX века Клаус Молленгауэр отмечал, если какой-либо конкретный общественный институт не может разрешить проблемы ребенка, то необходимо создать еще одно пространство для воспитания, осуществляющее государственную помощь. Социальная педагогика при этом должна заниматься исключительно решением проблем, связанных с развитием и адекватным включением в социум подрастающего поколения. Данное направление окончательно складывается в 60-е гг. прошлого века. Социальная педагогика того периода рассматривала: вопросы помощи детям, совершившим правонарушения; воспитательную работу в детских школах, домах ребенка, школах-интернатах и др. учреждениях; внешкольную работу по месту жительства и др.

    Социальная педагогика современности находится в условиях политических, экономических, социальных преобразований страны, нацелена на создание эффективной системы защиты, помощи и поддержки детства.