История заселения урала русскими. Tag Archive for история освоения Урала

Общепринятое описание освоения Урала начинается с оценки похода Ермака. Кто явился инициатором похода? Какова была цель? Какова роль правительства в организации и проведении похода? Получали ли Ермаковцы государственную поддержку? В течение какого времени был совершен подвиг, о котором мы, живущие через 430 лет, не забываем?

В произведениях устного народного творчества - конце XVIII и начале XIX вв. был опубликован рукописный сборник народных песен, былин, в том числе и о Ермаке, собирателем которого предположительно называют русского фольклориста XVIII века Киршу Данилова - инициатором похода показываются казаки - дружинники.

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей, среди которых:

  • - Самая древняя и признанная всеми более правдивой - Есиповская, написанная донским казаком, сподвижником Ермака, как он сам себя называет, Саввою Ефимовым. Летопись эта окончена в1636 году, когда автору ее было около 80 лет; Казачье «написание» - краткая «скаска» еще живших в Тобольске в 1623 году участников похода - легло в основу Синодика ермаковым казакам - специальной церковной службы, прославлявшей казаков, погибших в Сибирском походе. Синодик стал в дальнейшем одним из источников Есиповской летописи, составленной в 30-е годы XVII в. дьяком Тобольского архиепископского дома Саввой Есиповым. В ней присоединение Сибири было представлено как воплощение «божьего промысла», отвечавшим государственным и царским интересам.
  • -Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. В Строгановской летописи на первый план выдвигалась роль промышленников Строгановых в организации похода Ермака. «Строгановы выхлопотали себе царскую грамоту «поступать военной рукою « не только с ближними неприятелями, но и с дальними сибирскими врагами, причем им жаловались земельные угодья в царской «отчине» за Камнем (Уралом). В своих городках-острогах у них уже был давно сформирован набор ратных людей, обученных городовому и воинскому делу. Для Строгановых, мечтавших о «подъеме в Сибирь», такой человек был находкой, и поэтому Строгановы «бросили клич», на который откликнулся Ермак (по некоторым источникам- Токмак) Казаки и Ермак- исполнители воли Строгановых. Особенностью этой летописи было привлечение в качестве документальных подтверждений данной версии материалов вотчинных архивов Строгановых, Синодика Ермаковым казакам и повести начала XVII века «О Сибири»(3).
  • -В Кунгурской летописи (найденной в 1703 г. С.У. Ремезовым, тобольским служилым человеком, историком, географом, архитектором в Кунгуре) написано, что «промчеся воровской слухъ» про «Заворуя Ермака, который имея «спех и храбрость смлада», своевольными вои храбрствовал во единство сердца и вседушко»,- воевал персидские бусы на Хвалынском море, зорил русских купцов и даже «шарпал царскую казну на Волге.» Опираясь на предания казаков дружины Ермака, авторы Кунгурской летописи именно их считали инициаторами похода и с восхищением писали о порядках в казачьей дружине. С.У. Ремезов создал свою «Историю Сибирскую», в основе которой лежат летописи Есиповская, Кунгурская, русские и татарские предания и документы. В ней содержатся сведения о народах Урала и Сибири.(4)
  • - Краткая Сибирская летопись Спасского, изданная в 1820 году. Им же была осуществлена публикация «Чердынские юридические древности»
  • - Латинская, относящаяся к концу ХVІІ века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным;
  • - Новая летопись, составленная в конце ХVІІ или в начале ХVІІІ в.в.;
  • - Опросы в 1621 году первого Тобольского архиепископа Киприана оставшихся в живых сподвижников Ермака о покорении ими Сибири и о всех обстоятельствах похода;
  • - В Бузуновском летописце,(«Сказания Сибирской земли», найденные А.А. Дмитриевым) также основанном на устных преданиях о Ермаке, содержится версия об уральском происхождении Ермака- Василия Тимофеевича Аленина, родившегося в одной из Строгановских вотчин на реке Чусовая(5), по другим сведениям, введенным в научный оборот Е.К. Ромодановской, он родился в Сольвычегодской части Строгановских владений в с. Борок на Двине.)
  • -В дипломатических документах конца XVI века отражен официальный взгляд на поход - казаки в них также являются исполнителями царской воли. Ни о Ермаке, ни о Строгановых упоминаний в них нет.

Исторические летописи являются ранними историческими произведениями. В них рассматриваются причины, ход, результаты освоения края русскими, даются оценки роли различных общественных сил в этом процессе. Освоение Урала и Сибири продолжили изучать Татищев В.Н., государственный деятель и ученый, главный управитель уральских заводов (1720-1722, 1734-1737гг.), начавший систематическое изучение рукописных хранилищ Урала в Чердыне и Соликамске. Среди других ценных летописей он приобрел в Далматовском монастыре «Летопись ротмистра Станкевича», содержавшую сведения об освоении Урала в 16--17вв.. В трудах Татищева не только некоторые летописи, но и акты официального делопроизводства, законодательные акты.

В конце 30-40-х годов XVIII в. на Урале работал второй отряд Камчатской экспедиции под руководством ученых - натуралиста И.Г. Гмелина и историка Г.Ф. Миллера. Миллер обследовал архивы Чердыни, Верхотурья, Туринска и собрал ценнейшие документальные свидетельства русского освоения Урала и Сибири, использованным им позже при создании «Истории Сибири». Присоединение Урала и Сибири Миллер считал завоеванием, использование природных богатств - государственным делом. А коренные народы считал народами, находившимися в полудиком состоянии. Он первым заинтересовался вопросами этногенеза народов Урала и влиянием русской колонизации на нерусские народы. Он считал, что только благодаря русским феодалам, купцам и церкви местные народы Урала приобщились к христианству и цивилизации.

О колонизации Урала упоминается в работах Соловьева С.М., Ключевского В.О., который назвал характер развития России - «колонизующийся». Крупным исследователем колонизации Урала был историк и археограф Дмитриев А.А. Изучая данные переписных книг XVI - XVII веков, богатый актовый материал, местные летописи, считал, что экономическое развитие Урала XVI - XVII веков зависело от освоения края, в котором главную роль играла не правительственная, а крестьянская и посадская колонизация. Он исследовал пути проникновения русского населения на Урал, происхождение первопоселенцев, эволюцию местных органов управления в ходе освоения земель и т.д. Им были выделены периоды в истории Урала, которые он связывал с этапами колонизации: Новгородский, Московский. Словари И.Я. Кривощекова, посвященные колонизации, содержали сведения о сельском хозяйстве и крестьянстве.

Трапезников В.Н. считал главной причиной переселения на Урал закрепощение крестьян и классовую борьбу, а основной движущей силой - крестьянство и посадских людей. Утверждал, что русские люди появились на Урале задолго до Строгановых, рассматривал роль монастырей.

В советский период культурным значением колонизации Среднего Урала в разной мере занимались: П.С. Богословский, А.А. Савич, А.П. Пьянков, А.А. Введенский, В.И. Шунков, А.А. Преображенский, В.А. Оборин(заселение и освоение Среднего Урала в ХI- XVIII в.) и др.. В.А. Оборин исследовал наряду с письменными источниками археологические и этнографические, что позволило ему сделать вывод о том, что пашенное земледелие коренного народа (удмуртов и коми-пермяков) существовало задолго до прихода русских. Близость хозяйственного уклада и общественного строя пришлого населения и коренного способствовало заселению и освоению среднего Урала представителями более 15 народностей Урала. Оборин рассмотрел три важнейшие формы колонизации края: крестьянскую, посадскую, монастырско -церковную, и их взаимодействие с правительством. Изучению истории культуры Урала посвящены работы П.С. Богословского(1927г.), Н.Н. Серебрянникова (о пермской деревянной скульптуре), В.В. Данилевского, В.С. Виргинского, В.А. Каменского и др.(6)

В настоящее время в работах В.В. Пундани, В.В. Менщикова разрабатывается тема колонизации Урала.

Известное нам самое первое упоминание о Урале относится к ок. 90г.- 160г.до н.э. На карте древнегреческого ученого Птолемея (под названием Риммейские (Рифейские) горы показаны Уральские горы. Выделяют Северный, Средний и Южный Урал. Средний Урал не отличается высотой, по его территории протекают две большие реки - Чусовая и Исеть.

По данным письменных источников, в VII-V вв.до н.э. на данной территории проживали племена фассагетов, иирков, исседонов, аримаспов, аргиппеев, которые обладали многочисленными стадами животных и сами были отличными всадниками. Над горами летали мифические грифоны - крылатые звери, охранявшие золото(Аристей, Геродот) В русских летописях ХI-ХII в. среди племен, проживающих на данной территории называются пермь, самоядь, югра. В летописях ХIII в. - древние венгры, позднее - племена иткульской культуры (самый известный памятник этой культуры- у города Полевской на горе Думная, металлургический центр, который, вероятно, снабжал продуктами своей деятельности скифо-сарматские племена). В дальнейшем на Урале этнические процессы протекали однотипно, характерным было вливание разных по происхождению и численности этнических групп, особенно во время Великого переселения народов. В настоящее время Урал - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ, периода революций и гражданской войны, сталинской коллективизации, ударных строек, репрессий и т.д.)(7)

Таким образом, история заселения и освоения Урала уходит вглубь тысячелетий. О тех временах говорят археологические находки. Верно то, что, находясь на пересечении дорог из Азии в Европу, на границе между степью и лесом, регион являлся местом пересечения многих миграционных потоков. На протяжении тысячелетий через эти земли прошли сотни племен и народов. К X-XV вв. местное население частично освоило территорию Урала. В сохранившихся летописных документах нет твердого ответа на вопрос об инициативе. Темой колонизации Урала занимались и занимаются многие историки.

Существуют разные точки зрения о времени первого знакомства русских людей со Средним Уралом: XIV, XV или XVI столетия. С Северным Уралом, приуральской югрой - первое достоверное свидетельство принадлежит богатому новгородцу Гюряте Роговичу в конце XI века(1092г.)(8) «Русское продвижение на Урал началось в XI веке, и было первоначально проявлением частной инициативы новгородских, затем московских торговых людей, промышленников, приобретавших у местного, аборигенного населения пушнину в обмен на русские товары. На путях их движения возникали поселения- слободки, зимовье, городки. Шли на Восток и христианские миссионеры.» (9)

Отряды, посланные московскими великими князьями, долго не задерживались: добыв драгоценную пушнину (дань с местного населения), уходили домой, на Русь. В конце XVI в. русские крестьяне стали проникать на земли Зауралья, в верховья реки Исети. «Не случайно русский человек начал уходить за Рифейские горы с давних мест обитания достаточно активно после похода Ермака. Кроме обострения социальных противоречий между «верхами» и «низами» русского общества, раскола русской церкви, роста плотности населения в Европейской России, начинавшегося «земельного утеснения», причиной продвижения русских людей за Урал было стремление найти там более благоприятную природную и социальную экологию.

Уходивший за Урал человек, искавший там «земли и воли», нашел здесь «дебрь плодовитую и скотопитательные места пространные зело, реки пространные зело, в их же воды сладчайшие и рыбы различные множество» Это были природные богатства, почти нетронутые людьми. Здесь не было крепостного права.) (10)

Существует версия, что «первыми заселенцами реки Урал были люди, бежавшие от кровавого царствования Ивана Грозного. Около 1559 года наплыв бежавших на Волгу усилился: шайки, состоящие из них, жили грабежами и разбоями. В 1577 году для разгона этих шаек был послан отряд Ивана Муранкина, который своими удачными действиями заставил их бежать, кого в Сибирь (Ермак), кого на Терек (гребенские казаки), кого на реку Урал.Дмитрий Володихин, кандидат исторических наук, в своей статье «Тысяча миль за полтора года», утверждает, что русские воинские люди бывали в Сибири, «брали там ясак, проповедовали Христову веру. На какое-то время сибирские татары оказывались даже в вассальной зависимости от Москвы, притом задолго до Ермака. Но все эти временные достижения не принесли России никакой пользы, помимо репутации сильного и упорного противника»(11).

Становится очевидным, что заселение и освоение русскими края, находящегося «встречь солнцу», было нереальным без создания достаточно эффективной военно-административной системы.

Урал в XV в.

В XIII в. в результате монгольского нашествия была разгромлена Волжская Булгария и удельные русские княжества. Беженцы направились в Пермскую землю, где преобладали непроходимые таежные леса и болота.

С 1451 г. наместниками великого московского князя стали его родственники по Верейской линии Ермоличи, хотя большая часть современных исследователей относит их к местным коми-пермяцким князьям. В 1472 г., используя конфликт московских купцов и пермяков, Иван III направил в Пермский край войско во главе с московским воеводой князем Ф. Пестрым, который подчинил территорию Великому княжеству Московскому. В 1505 г. Великопермское княжество возглавил наместник - князь В.А. Ковер, ставший первым от русских князей. Началось строительство городов, раздача временных льгот от выплаты дани и пошлин.

Основные занятия - охота и рыболовство, по рекам Кама и Чусовая - пашенное земледелие. Никоновская летопись сообщает о четырех населенных пунктах - княжеских резиденциях: Искоре, Уросе, Покче и Чердыне, расположенных на Колве.

Освоение Урала в первой половине XVI в.

Вплоть до середины XVI в. на территории Прикамья сохранялась сложная обстановка, население подвергалось нападениям с юга и востока. В 1506 г. сибирские татары под руководством Кулук Салтана напали на Верхнее Прикамье, в 1521 г. - люди петьшского князя на Пермь Великую, в 1539 - 1540 гг. казанские татары разоряли земли Вятки и верхней Камы. Все это замедляло колонизацию Урала. Тем не менее, постепенно здесь складываются органы управления и свое административное деление. Пермь Великая была разделена на Верхнюю и Нижнюю земли, которые в свою очередь делились на сельские округа во главе с погостами. Административные и судебные функции находились в руках наместников, получивших уставные грамоты.

В 1530 г. в Перми Великой состоялась первая перепись населения. Единица налогообложения - «лук» - взрослый мужчина-охотник, ежегодно плативший две белки или две-три деньги.

Заселение Урала во второй половине XVI в.

Во второй половине XVI в. начинается интенсивное освоение окраин Русского государства. Этому способствовало присоединение новых территорий и народов, ранее нападавших на русское население. В 1555 г. Сибирское ханство просило Русь принять его в русское подданство с уплатой дани пушниной. В 1555 - 1556 гг. большая часть Башкирии вошла в состав Русского государства, в 1557 г. это же сделали и прикамские удмурты. В 1563 г. данническую зависимость от Русского государства признала и Ногайская Орда. Здесь началось строительство русских городков. Черносошное крестьянство северного Поморья устремилось на Урал и в Сибирь.

В Башкирии и низовьях Камы новые городки стали основой системы оборонительных линий, которые прикрывали Урал с юга от кочевых народов - калмыков и ногайцев. К тому же отказ сибирских ханов от даннических отношений обострил обстановку на Урале. Царское правительство пошло на предоставление особых условий выходцам из разбогатевших поморских крестьян, солепромышленникам и торговцам Строгановым, которые взялись за организацию обороны и эксплуатацию соляных месторождений Урала. Первая царская жалованная грамота на «отхожие земли» по р. Каме от устья р. Лысьвы до устья р. Чусовой получил Г.А. Строганов в 1558 г.

Оборона и хозяйственное освоение территории проводились Строгановыми без государственной помощи, владения семьи расширялись: в 1558 г. в устье р. Пыскорки был воздвигнут первый укрепленный городок Канкор, в 1564 г. - Орел-городок на левом берегу Камы, в 1568 г. - Нижний Чусовской городок, в 1570 г. - Сылвенский острожек и Ливийский. Эти городки превратились в военно-административные и солепроизводящие центры.

К 1580-м гг. в строгановских землях появились донские казаки, бежавшие от гнева правительства. Сначала отряд из примерно 500 казаков направился в северные строгановские земли, в Орел-городок. Затем осенью 1580 г. они во главе с Ермаком из Орла-городка спустились по Каме до устья Чусовой и свернули на Сылву. Зазимовав на городище, получившем впоследствии наименование Ермаково, казаки вышли к Чусовой и поднялись по ней до Нижнего Чусовского городка, а уже 1 сентября 1581 г. отряд Ермака в составе примерно 500 человек выдвинулся из Чусовского городка в Сибирь. Весной 1582 г. казаки вышли на реку Тагил, прошли с боями по рекам Туре, Тавде, Тоболу и 26 октября 1582 г. взяли столицу Сибирского ханства г. Кашлык. Зауральские манси и ханты постепенно приняли русское подданство.

Гибель Ермака в 1585 г. и временное отступление русских отрядов не остановили падение Сибирского ханства. Началось мирное освоение русскими людьми Зауралья и Сибири. Временные военные лагеря, созданные дружиной Ермака и шедшими вслед за ней русскими отрядами, использовались как опорные пункты на пути в Сибирь. В 1588 г. при впадении реки Ивдель в Лозьву была построена главная перевалочная база - Лозьвинский городок - центр сбора ясака с окрестного вогульского населения.

Освоение Урала в XVII в.

Разгром Сибирского ханства привел к активному хозяйственному освоению Приуралья, Урала и Зайралья Московским государством. Начались поиски полезных ископаемых. В 1617 г. строгановский крестьянин Я. Литвинов нашел медь Соликамском уезде (Пермь). В 1618 г. здесь проводились геологические изыскания. Экспедиция обнаружила медь и небольшое количество золота. В 1634 г. в Прикамье был сооружен Пыскорский медеплавильный завод, действовавший до 1657 г.

Заселению края способствовала и церковная реформа Никона: староверы, скрываясь от властей, осваивали труднодоступную местность, к каковым относился Урал с его дремучими лесами, горами и многочисленными реками, озерами.

Судя по летописям, русские начинают проникать на Урал в XI веке. В 1092 году новгородцем Гюрятой Роговичем, одним из бояр или крупных купцов, был организован поход на Печору и в Югру, т. е. на Северный Урал в места, где проживали предки современных манси. Походы новгородцев на Урал предпринимались и в XII веке. Известны набеги на Северное Приуралье в 1187 годах, поход в Югру в 1193 – 1194 годах. Вероятно, были и походы, о которых не осталось записей в памятниках письменности.

Новгородцев эти места привлекали прежде всего как богатые пушниной, мехами. В XI – XII веках русские ещё не создавали здесь оседлых поселений. Русское оседлое поселение появляется в Верхнем Прикамье только в XIV – XV веках.

Имеются некоторые косвенные свидетельства появления и пребывания древних новгородцев в этом регионе. Так, при раскопках в бассейне реки Колвы Искорского городища археологами были обнаружены следы русской гончарной посуды, имеющей аналогии с керамикой древнего Новгорода XIV – XV веков.

Имеются и другие косвенные данные о пребывании в Верхнем Прикамье древних новгородцев, например, занесённый им сюда языческий культ Перуна и почитание громовых стрел – пальчатых сосулек, образующихся в песках от удара молнии и сварки песка. В одном из пермских памятников 1705 года говорится об использовании громовой стрелы в качестве оберега: « Аника Детлев на той свадьбе у него, Родиона, был в вежливцах. А для обороны де на тое свадьбу, чтобы его, Родиона, и жену его сторонние люди не испортили, имал громовую стрелу да святую траву.»

Таким образом, следы пребывания древних новгородцев на Верхней Каме и Вишере имеются, но говорить об образовании говоров, в основе которых лежали бы только новгородские, убедительных оснований нет, так как, во – первых, до XIV века здесь не было постоянных поселений и, во – вторых, в Верхнее Прикамье довольно рано начинают проникать не только новгородцы, но и другие русские, в частности владимиро – суздальцы. И Пермь Великая, как с XIV века начинают называть территорию Северного Прикамья, становится местом соперничества новгородцев и владимиро – суздальцев.

Существовал путь и с севера – из Поморья в Каму, так называемый Печорский волок: с притока Печоры речки Волосницы в бассейн Камы на речку Вогулку. На Волоснице и Вогулке до сих пор сохраняются места с одинаковым названием Печорский волок. Путь был длинный и сложный: с Вогулки в речку Еловку, затем в Берёзовку, из неё в обширное Чусовское озеро, далее в Вишерку, Колву, в Вишеру и, наконец, в Каму.

В XVI – XVII веках это был путь рыболовецких артелей чердынцев, отправлявшихся на промысел на притоки Печоры, особенно на реки Щугор и Илыч. Но он активно использовался и для переселения с Печоры в Прикамье. Так, в чердынских документах 1682 году упоминается житель Усть – цилемов, т. е. человек, либо сам вышедший из Усть – цильмы, либо имевший предков, прибывших оттуда.

Этими путями проникали в Верхнее Прикамье новгородцы, двинцы, поморы. В XV веке, как позволяют судить раскопки и письменные памятники существовали русские городки под защитой которых начинают селиться и русские крестьяне, в основном носители севернорусских говоров.

В 1472 году состоялся поход князя Фёдора Пёстрого, в результате которого Пермь Великая окончательно вошла в состав Русского государства. Его отряд состоял из устюжан, белозёрцев, вологжан и вычегжан, т. е. жителей Русского Севера. Часть их осталась жить в Камско – Колвинском поречье, т.к. Фёдор Пёстрый был послан сюда воеводою и создал укрепленный городок в Покче. От говоров первых поселенцев, пришедших с севера Руси, и ведут свое начало, возникающее здесь русские говоры.

В появляющихся городах в XV – XVI веках, безусловно. Звучала такая же диалектная речь, как и в находящихся поблизости сельских поселений. Позднее, в XVII веке, языковая ситуация в городах оказалась более сложной. Большая часть их населения пользовались теми же говорами, какие складывались вокруг городов. Но вместе с тем в городах разговорная речь была представлена и другими разновидностями, так как там проживали, кроме крестьян, ремесленники, торговцы, солдаты, представители администрации, духовенства. Наряду с речью крестьян здесь звучала речь служителей культа, знавших церковно – книжный язык, и приказных, владевших деловым языком. Здесь были представлены и различные профессиональные языки: речь солеваров, мыловаров, металлургов, кузнецов и т. д. И, безусловно, речь людей, знакомых с деловыми и церковными текстами, хотя их было немного относительно всех жителей городов, наладывало свой отпечаток на зарождавшееся городское просторечие. XVI – XVII века оказываются временем не только активного заселения в Перми Великой – Чердынской земли и Соли Камской, но и активного переселения вниз по Каме вплоть до Ново – Никольской слободы, основанной в 1591 году. Именно этот период становится временем возникновения русских старожильческих говоров на Западном Урале. Однако значительность заселяемой территории и неодинаковые условия освоения отдельных районов привели к тому, что в пермских говорах разных районов обнаруживаются различия, что складывается множество говоров.

Заселялась Пермь Великая, как об этом свидетельствуют данные писцовых книг и многих чердынских документов XVII века, жителями Северной Двины, Мезении, Пинеги, Выми, Виляди, Вычегды, Сухоны, Юга, Печоры, Вологды, Вятки, где уже сложились в своей основе севернорусские говоры, генетически связанные с новгородскими. Население, прибывшее на Русский Север из Москвы, Владимира, Поволжья т. д., усваивала местную севернорусскую речь, хотя и накладывала на неё некоторый опечаток, особенно в лексике. Во второй половине XVII и особенно в XVIII веке в Пермь Великую начинают пребывать старообрядцы из Нижегородской губернии, из Заволжья. Они несут свои говоры и поселяются рядом с уже сложившимся здесь населением.

В XIX веке продолжались миграции населения внутри Прикамья, приводившие к освоению новых территорий. Так, идёт поток старообрядцев на Верхнюю Колву и Верхнюю Печору. Старообрядцы осваивают и другие районы, поселяются в соликамских деревнях, в Чусовских городках и селе Копально на Чусовой, в западной части современных Сивенского, Верещагинского и Очерского района, в Юрлинском районе. Определенная изолированность старообрядцев, традиционность в занятиях, культуре способствовали сохранению элементов, принесённых в основном из Заволжья говоров. Однако в тех населенных пунктах, где старообрядцы поcелялись рядом с нестарообрядцами, они постепенно полностью усваивали сложившееся здесь старожильческие говоры.

Южный Урал, нынешняя территория области издавна привлекали различные племена и народы разнообразием своих ландшафтов, богатством недр.
Археологами открыты многочисленные стоянки людей, относящиеся к каменному веку (неолит). В бронзовом веке (XVII—XV века до н. э.) на юге области строили свои "протогорода" индоарии. Среди них такие сложные по архитектуре, как Аркаим (ныне музей-заповедник) и Алландское. Основным занятием ариев было скотоводство. Но были среди них и первые рудознатцы, и первые металлурги, плавившие в своих примитивных плавильных печах и медь, и бронзу.
Около трех тысяч лет назад, в раннем железном веке, в степях Южного Урала кочевали саки и сарматы. Севернее, по берегам лесных рек и озер, жили иткульцы. Так археологи назвали племена, строившие укрепленные поселения на возвышенных местах. Были они искусными металлургами и кузнецами.
Судя по сохранившимся захоронениям-курганам (только в Кизильском районе их обнаружено более 700) и в более поздние времена (VI—III века до н. э.), территория области была заселена довольно плотно. Жившие здесь племена занимались скотоводством, охотой, рыболовством, а также добычей руд, выплавкой и обработкой металла.
В IV—XIII веках н. э. на обширных пространствах степи и лесостепи Южного Урала жили различные кочевые племена. Это были гунны и авары, хазары и печенеги, угры и мадьяры, татары и монголы.
Самыми древними, коренными, жителями края в новейшей истории являются башкиры и казахи. Они кочевали в степи вдоль наиболее крупных рек, становились на берегах пресных озер.
Занимались преимущественно разведением скота, ловили зверя и птицу. В XVI веке народы, жившие на территории Южного Урала, начинают осваивать земледелие, но лишь с приходом русских колонистов (вторая четверть XVIII века) этот вид природопользования постепенно становится доминирующим.
В 1734 году на Южном Урале начинает работать Оренбургская экспедиция под руководством И. К. Кирилова. Она закладывает Оренбургскую укрепленную линию для прикрытия юго-восточных границ Российского государства от набегов казахов и джунгарских калмыков. Опорные пункты — крепости ставятся по рекам Урал (Яик) и Уй. Первой из созданных тогда крепостей являлась Верхнеяицкая пристань, ставшая позднее городом Верхнеуральском.
На Оренбургской укрепленной линии стояли крепости, редуты, превратившиеся много позднее в поселки и станицы на территории Челябинской области: Спасский, Увельскйй, Грязнушенский, Кизильский и другие. Станица Магнитная стала одним из самых знаменитых городов страны — Магнитогорском. Продолжением Верхнеяицкой линии на востоке была Уйская укрепленная линия, ключевой крепостью которой была Троицкая. Первыми жителями новопостроенных крепостей были солдаты и офицеры, а также казаки. Большинство из них были русскими, позднее среди них появились украинцы и татары, мордва, немцы и поляки, а также представители других национальностей, служившие в русской армии.
Солдатами же, а также вольными поселенцами, ставшими казаками, заселялись Челябинская, Чебаркульская и Миасская крепости, построенные в 1736 году севернее Уйской линии, на пути из обжитого Зауралья на Яик-Урал.
Во второй четверти XIX столетия граница России, проходившая по современной территории Челябинской области, переносится восточнее на 100—150 км. Вновь образованный Новолинейный район был также с востока ограничен крепостями, две из которых — Николаевская и Наследницкая — располагались на территории нынешней области. Вокруг крепостей сооружали кирпичные ограды, сохранившиеся до сих пор.
Новолинейные казачьи поселки получили названия тех мест, где были одержаны победы российскими войсками. Так на карте Южного Урала появились поселки Париж, Варна, Чесма, Берлин, Варшавка, Лейпциг и многие другие. Более десятка поселков были названы в честь оренбургских губернаторов и атаманов — Неплюевский, Обручевский, Сухтеленский, Могутовский, Углицкий и другие.
Заселение западной и северо-западной горных частей области началось несколько позднее, чем южных районов, только в 50-х годах XVIII столетия. Тогда на Южном Урале стали разрабатываться богатейшие, лежащие зачастую на поверхности, железные и медные руды, строились металлургические заводы. Основываются такие промышленные поселки — ныне города,— как Сим, Миньяр, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Юрюзань, Сатка, Златоуст, Куса, Кыштым, Касли, Верхний Уфалей и Нязепетровск.
Земля под заводские дачи скупалась у башкир. На купленные земли переселялись крепостные крестьяне из разных губерний России, становившиеся "работными людьми" горных заводов.
Для строительства заводов, отладки технологий плавки на Урал тогда приглашались иностранные специалисты, в основном немцы. Часть из них не захотели возвращаться на родину. Возникли места их компактного проживания — улицы, слободы, позднее поселки, больше всего их осталось в Златоусте.
Заселение Южноуралья продолжалось на протяжении всего XVIII—XIX веков. Это был и организованный государством переселенческий поток, и вольные — "неорганизованные" поселенцы. Этот процесс особенно усилился после прокладки через Челябинск железной дороги и столыпинских реформ на рубеже последних веков.
Большое влияние на состав населения области, как и всего Урала, оказали первая мировая война и последовавшая за ней революция. Большие массы народа перемещались с востока на запад и в обратную сторону. Часть этих людей оставалась на Урале. Связанные с войной экономические трудности проявлялись здесь не так сильно.