Когда впервые люди стали заниматься земледелием. Возникновение земледелия

Люди среднего каменного века всё больше внимания уделяли сбору съедобных растений, причём не всех подряд, а тех, которые давали больше плодов и которые было легче собирать. Среди них были прародители современных злаков - пшеницы, ячменя, риса, которые в некоторых районах Азии образовывали целые поля. В Америке внимание людей особенно привлекали кукуруза, бобовые, картофель, томаты, а обитателей островов Тихого океана - различные съедобные клубни вроде ямса или таро.
Очень полезными оказались злаки. Их зёрна содержали питательные вещества и хорошо насыщали. Такие зёрна можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Их также растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскалённом камне выпекали самую простую лепёшку. Зёрна можно было запасать впрок, что очень важно - ведь не всегда охота оказывалась удачной, а дикие плоды растений можно собирать только в определённое время года. И мясо, и такие плоды сохранить го-раздо труднее, чем хорошо просушенное зерно. Накопив его запас, можно спасти себя от голода.
Зная, где расположены поля диких злаков и когда они созревают, общины охотников с жёнами и

Женщина растирающая зерно.


детьми стали приходить туда. Зёрна прямо из колосьев стряхивали в мешки или корзины. Стали срезать и стебли, для этого пользовались прямым жатвенным ножом - предшественником серпа, его основа была костяной или деревянной, лезвием служили несколько закреплённых в ней острых каменных пластинок.
Одни из самых древних признаков регулярного сбора диких злаков обнаружены на территории Па-лестины. Они относятся к X-IX тыс. до н. э. Здесь жили охотники и рыболовы, которые уже не кочевали, а проводили значительные промежутки времени на одном месте. Жили они в пещерах или в поселениях, состоящих из небольших круглых домов. Эти жилища немного углубляли в землю, стены обмазывали глиной, смешанной с песком и мелкими камешками; полы выстилали каменными плитками. Скорее всего верхняя часть этих жилищ напоминала шалаш.
Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зёрна прорастали и в земле около селения. Слегка разрыхлив её, можно и самим их выращивать, за-щищать посевы от диких зверей и птиц. Эта работа не была особенно тяжёлой, её могли делать женщины, старики и даже дети. Для разрыхления почвы использовали орудия, которыми выкапывали съедобные корни, рыли ямы. Так люди постепенно становились земледельцами.


Жилище селения рыболовов. Бассейн Дуная. VII-VI тыс. до н. э.



Жилище. Китай. IV тыс. до н. э.



Кирпич. Новый каменный век. Палестина.


Жилище (реконструкция). Долина Дуная. IV тыс. до н. э.


Одновременно люди стали приручать диких животных. Первой из них была собака - помощник на охоте и защитник от хищников и врагов. Дикие предки овец, коз, свиней, крупного скота обитали в Азии. В Америке единственным животным, которое удалось приручить, была лама.
Наверное, первые попытки приручения довольно безобидных травоядных животных делались и раньше, когда в руки охотников попадали симпатичные козлята и ягнята. Сначала с ними играли дети. Но потом, когда эти животные подрастали и прокормить их становилось всё труднее, они убегали или их съедали. Теперь, когда люди значительную часть года могли жить на одном месте, для детёнышей животных можно было строить загоны. Вырастая, самки давали потомство. Постепенно козы и овцы становились всё более ручными и не только не боялись людей, но даже шли за ними, потому что получали от них корм.
Теперь мясо и шкуры не только добывали на охоте, но и получали благодаря скотоводству. Появи-лись пастухи, отгонявшие стада на пастбища. Люди научились прясть из шерсти животных нити, ткать, шить одежду. Позже стали получать молоко и делать из него сыр, творог.
Переход к земледелию и скотоводству сыграл огромную роль в жизни человечества. Это событие было настолько значительным, что его называют
«неолитической революцией». Новые формы жизни начали складываться ещё в среднем каменном веке, но на более обширные территории они распространились позднее, в новом каменном веке - неолите (по-гречески «неолит» - «новый камень»), «Неолитическая революция» заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. Для тех времён такие темпы не были медленными.
Первым обширным регионом, где люди начали выращивать растения, разводить домашних живот-ных и переходить к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток. На территориях Западного Ира-на, Северного Ирака, части Сирии, юго-востока Турции, Палестины это произошло в VIII-VII тыс. до н. э., а в некоторых местах - несколько раньше. В VII-VI тыс. до н.э, земледелием стали заниматься в северо-западной части Индостана. В Юго-Восточной Азии первые признаки знакомства с земледелием относят к X тыс. до н. э., но шире оно распространяется к VI тыс. до н. э. Приблизительно в это время или немного позже оно становится известным в Китае и Японии.
Новые способы ведения хозяйства быстро распространялись. Так, в Средней Азии земледелие стало известно в конце VII - VI тыс. до н. э. и пришло сюда из Ирана. В Египте собирательством диких растений занимались ещё в среднем каменном веке, но настоящее земледелие появилось позже, в
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ в ВОСТОЧНОМ ПОЛУШАРИИ 10-4 тысячи лет назад


1. 10-7 тысяч лет назад.
2. 7-5 тысяч лет назад.
3. 5-4 тысячи лет назад.
4. Районы расселения людей, занимавшихся охотой и собирательством.
5. Пути распространения земледелия и скотоводства в древности.


П осле таяния ледников и изменения климата первобытные люди стали пользоваться тем, что дает природа – они стали собирать плоды.

В некоторых районах Азии собирали пшеницу, рис, ячмень, в Америке обращали внимание на кукурузу, томаты и картофель, а на островах Тихого океана встречались таро или ямс.

Как зарождалось и распространялось земледелие

Особенно людям понравились злаки. Все дело в том, что зерна хорошо насыщали, а если их раздробить и добавить немного воды, то получалось что-то вроде каши. А если растереть между камнями и потом положить на раскаленный от огня камень, то получится лепешка. Эти первые рецепты приготовления примитивного хлеба добывались людьми в результате простого наблюдения и опытов.

Как оказалось, зерна можно было еще и запасать, а это очень важно, так как с охоты не всегда возвращались с добычей, а плоды собирались только в определенные сезоны. К тому же, хранить мясо или фрукты было трудно, а вот зерно лежало долго. Таким образом, люди могли себя подстраховать от голода во время холодных сезонов и неудачной охоты.


Люди приходили целыми общинами на поля, где росли дикие злаки, собирали зерна с колосьев или срезали стебли жатвенными ножами.

Жатвенный нож представлял собой острую каменную пластинку на деревянной основе. Это был прототип серпа.

Эксперименты и наблюдения подсказали людям, что можно не только собирать дикие злаки, но и самим садить урожаи прямо возле дома, не полагаясь больше на удачу от природы, ведь зерна могли поклевать птицы или посевы могли быть уничтожены животными, возле дома же посевы уже были под своеобразной защитой человека.

Чтобы посадить ту же пшеницу, достаточно было разрыхлить землю, выкопать корни и всыпать зерна. Это было начало земледелия.

На территории Палестины как раз были обнаружены следы сбора диких злаков. Находка относится к X-IX тыс. до н. э. Охотники и рыболовы уже давно не кочевали, предпочитая вести оседлый образ жизни. Основными поселениями все еще служили пещеры и своеобразные круглые дома, которые строились немного углубленно в земле, при этом стены обтирали глиной, а полы укладывали плиткой из камня.

О разведении скота можно говорить также – все достигалось путем экспериментов и наблюдений.

По мнению ученых, первым приученным животным была собака. Именно она помогала в защите от хищников, врагов, во время охоты.

Что касается скота, то в Азии смогли приучить диких предков коз, овец, свиней, а в Америке это были ламы.

Оседлый образ жизни позволил людям строить загоны для скота и ждать, пока потомство коз или свиней подрастет. С овцами и козами получалось очень просто, эти животные сами шли за человеком, который их кормил.


Шкуры и мясо уже не были на повестке дня острой необходимостью, теперь нужно было учиться не столько охоте, сколько скотоводству. Так появились первые пастухи.

Люди уже к этому времени использовали шкуру для согрева и одежды, но теперь из шерсти скота можно было прясть ткани и нити, а значит, шить одежду.

На каком-то этапе люди научились использовать и молоко животных, позже экспериментально научившись также делать творог и сыр.

Ученые назвали этот период неолитической революцией , период, когда оседлый спокойный образ жизни позволил людям вести земледелие и скотоводство.

Неолитическая революция не случилась за один день, на нее были потрачены тысячи лет. Как известно, темпы развития были очень медленными ().

Земледелие и скотоводство сначала развивалось на Ближнем Востоке в VIII-VII тыс. до н. э. (Западный Иран, Северный Ирак, Сирия, Турция, Палестина), а потом распространилось и по остальным территориям.

Развитие земледелия и скотоводства медленно ограничивало власть случайности над жизнью первобытного человека.

Первые шаги земледелия тесно связаны с простым собиранием растительной пищи в том виде, как ее давала природа.

Бродячая орда, занимавшая определенную область, время от времени возвращалась к тому месту, где она нашла большие количества растительной пищи: кореньев и плодов, стеблей и семяк. Сначала случайные, эти возвращения делались правильными и периодическими, если при своих возвращениях в определенное время года человек всякий раз находил ту же пищу, как и раньше. Собирание растительной пищи приобретало более или менее регулярный характер.

Племена, которые перешли к правильной охоте, не оставляют занятой ими области до тех пор, пока в ней остается достаточное количество дичи. Напр., даже в умеренном и холодном поясе современные охотничьи племена иногда по 20-30 лет держатся в небольшой области, охватывающей 400-500 кв. верст. Следовательно, и для них вполне осуществим переход к периодическому собиранию растительной пищи на определенных местах.

При возвращении человек находил полезные для него растения не только там, где раньше собирал их, но и на местах прежних стоянок, куда все члены данной группы сходились с добычей. Почва на месте долгой стоянки непреднамеренно подготовлялась для непреднамеренного посева: очищалась от деревьев, кустарников и травы, кое-где взрыхлялась при подготовке топлива, при укреплении шатра и т. д. Рассыпанные семена, коренья и клубни находили благоприятные условия для прорастания. Таким образом будущие культурные растения отмечали передвижение первобытного человека, как жилье современного человека сопровождает крапива.

Отсюда - от непреднамеренного распространения растений- оставался лишь небольшой переход к собственно земледелию, к преднамеренной культуре растений, к самой примитивной ее форме. Заостренной палкой в земле делают ямки, в которые опускаются семена. Простая палка развивается в кирку (мотыку): сна- чала два сучка, скрепленные под углом; впоследствии палка с прикрепленным к ней длинным, узким и слегка заостренным камнем. Кирка в течение нескольких тысячелетий оставалась основным земледельческим орудием. Земледелие древнего Востока вообще не пошло дальше киркования (Hackbau). Ю"жно-африкан- ское туземное земледелие до сих пор стоит на этой ступени. И даже японцы, давно знакомые с плугом, еще в недавнее время применяли его для обработки земли только под рис, между тем как для других растений обрабатывали землю при помощи кирки. Соха (плуг) развилась и получила распространение много позже. Да и она в свонх современных формах и особенно в своем последовательном развитии хранит воспоминание о своем происхождении от мотыки.

Первобытное земледелие не требовало оседлости.

В подтропических странах, где, вероятно, оно возникло раньше всего, для созревания многих культурных растений требуется всего 5-6 недель: период настолько короткий, что в продолжение его даже роду, который живет преимущественно охотой, не приходится переносить стоянку на новое место.

Впоследствии, когда земледелие приобретает более важное значение в жизни рода, последний начинает сообразоваться с ним в своих передвижениях. Он остается на одном месте до тех пор, пока урожай не будет собран. Такое кочевое земледелие сохранилось до очень поздних времен. Так, древние финикияне, развившиеся из сухопутных номадов в морских, при своих путешествиях вокруг Африки несколько раз высаживались на берег, делали посев, дожидались жатвы и только тогда двигались дальше. В эпоху Геродота одно скифское племя соединяло земледелие с кочевой жизнью. И еще в настоящее время некоторые бродячие племена соединяют земледелие с охотой.

По мере того, как развивались орудия и совершался переход от собирания животной пищи в охоте, собирание растительной пищи все исключительнее ложилось на женщин и детей. В некоторых случаях выработалась прочная дифференциация: мужчи- ны-охотники (или скотоводы) питаются почти исключительно животной пищей; женщины-земледельцы питаются только растительной пищей. В тех случаях, когда изменившиеся условия существования усиливали роль земледелия в качестве источника существования всей группы, женщины совершенно естественно приобретали влиятельнейшее положение.

Требовалось стечение особо благоприятных условий для того, чтобы земледелие получило преобладающее значение в жизни целых племен. Такие условия человек встретил прежде всего в равнинах рев с мощными разливами, оставляющими толстые слои плодородного ила. Здесь наиболее приспособленными к новым условиям существования были те племена, у которых земледелие развивалось в основную отрасль труда. Безлесная почва, свободная от сорных трав и достаточно рыхлая, требует ничтожной затраты труда и после самых элементарных подготовительных операций дает богатые урожаи. Земледельческие племена захва- тывают плодородные равнины, а потом, вытесненные из них, разносят земледелие по другим областям, в которых требуется уже предварительная подготовка почвы: расчистка, выкорчевывание и выжигание,деревьев, кустарников и травы, искусственное взрыхление. Таким образом техника земледелия еще больше удаляется от простого собирания растений.

В настоящее время невозможно решить, с каких растений началось земледелие. Потребовался длинный процесс отбора для того, чтобы Выделить современные культурные растения. Многие растения, которые теперь считаются совершенно непригодными для питания, в течение долгого времени служили основной частью растительной пищи. С другой стороны, земледелие возникало в различных пунктах земного шара совершенно самостоятельно и пользовалось тем материалом, который давала окружающая природа. Так, первобытное американское земледелие могло культивировать только один злак: маис (кукурузу). В умеренном поясе старого света наибольшую роль сначала играли просо и ячмень, потом к ним присоединился овес, еще позже-пшеница и рожь; в ягарком поясе рис очень рано "приобретает преобладающее значение. Из других растений уже на первых ступенях земледелия в разных областях встречаются тыква, лук, смоковница, различные виды бобовых и т. д.

В общем, уже в неолитическую эпоху (ново-каменную эпоху, эпоху орудий из шлифованного и вообще сравнительно тщательно отделанного камня) человек в различных частях земного шара начал возделывать подавляющую часть важнейших современных культурных растений. Так называемая «историческая эпоха» добавила в ним сравнительно немногие виды. Не сдвинулась она и в области отбора животных видов для приручения.

Приручение диких животных тоже представляло медленный процесс, последовательные ступени которого не вносили заметных изменений в жизнь первобытного человека. Только накопление бесконечного ряда таких бесконечно-малых изменений привело к коренному перевороту в способе производства, к выделению некоторых племен, как преимущественно скотоводческих.

Быть может, одним из первых шагов на этом пути было приручение молодых животных, которые шли за убитой матерью на место временной стоянки первобытного человека. Их приручение было непреднамеренным и не преследовало хозяйственных целей. Они были скорее предметом забавы, чем запасом пищи; но в случае нужды они поедались.

Процесс приручения различных видов животных в различных пунктах земного шара принимал различные формы. Так, напр., собака, по всей вероятности, издавна стадами следовала за человеком, как современного человека в жарких странах сопровождают стада гиен и шакалов, набрасывающихся на остатки его ШЕЩИ. Своим лаем собаки заблаговременно предупреждали человека о приближении опасных врагов, а иногда участвовали в их отражении. В ряду поколений совместные странствования мало- по-малу приводили к известному сближению между человеком и собакой, к постепенному приручению дикой собаки, к тому, наконец, что она встречается уже только как прирученное животное,-один из самых древних спутников человека.

Первобытный человек, который жил отчасти собиранием растительной пищи и низших животных, отчасти охотой за высшими животными, с течением времени начинал сообразоваться, в своих передвижениях с передвижением стад: оленей и антилоп, коров и овец. Вырабатывались такие способы охоты и поимки отдельных особей, которые по возможности меньше тревожили стадо. Не малую помощь оказывали при этом животные, приручившиеся потому, что человек взял их еще детенышами; пользуясь ими, человек легче мог приблизиться к стаду или приблизить стадо, к себе, усыпив его недоверчивость. Таким образом постепенно" развивался своеобразный симбиоз первобытного человека и диких, животных. Различные его ступени характеризуются степенью приручения диких животных. На севере еще в очень недавнее время, да отчасти и теперь можно было бы наблюдать последовательные ступени перехода от первобытной охоты к первобытному хищническому скотоводству: стадии последовательного приручения диких оленей. Олени еще и теперь разделяются на диких, которые служат объектом охоты, полуприрученных и вполне прирученных. Способ использования полуприрученных стад очень близко напоминает охоту. Прирученные животные остаются жить в- привычных естественных условиях. Здесь скорее человек приспособляется к ним, чем приспособляет их к себе, как в случае- с собственно домашними животными, которые появляются позже, с развитием оседлого земледелия.

Процесс приручения ускорялся, если человеку, бродившему за стадами, удавалось загнать часть стада в естественную, а: впоследствии в искусственную ловушку: в пастбище с немногими выходами, при которых сторожили человек и собаки. Живя в; привычной обстановке, животные не утрачивали способности размножения, как они часто утрачивают ее при резком переходе из дикого в домашнее состояние.

Возникшее в непосредственной связи с охотой, скотоводство на первых ступенях представляло лишь дальнейшее развитие охоты и служило исключительно источником мясной пищи. Собака из убойного животного по преимуществу довольно рано сделалась и помощником человека на охоте. Использование животных в качестве средства передвижения развилось значительно., позже и далеко не повсеместно. В Америке, при открытии ее- европейцами, только перуанцы применяли один вид ламы в качестве вьючного животного; австралийские племена вообще неимели животных для передвижения. Наконец, к очень поздней эпохе относятся первые шаги в развитии молочного хозяйства и применение животных к разного рода работам, в особенности земледельческим. Современные культурпые животные были постепенно выделены в длинном процессе отбора. Некоторые из них первоначально приручались с совершенно иными целями, чем в после- дующие времена. Так, напр., собака почти повсеместно была,-а у некоторых племен и до сих пор остается,-убойным животным, которое разводится исключительно для мяса. Многие животные, приручавшиеся при зарождении скотоводства, впоследствии вытеснены другими видами и встречаются теперь только в диком состоянии. Так, в древнем Египте приручались некоторые виды антилоп, по потом их вытеснили овца и козел.

Возникавшее скотоводство первоначально служило просто подспорьем к охоте и по своему характеру почти не отличалось от охоты. С возрастанием плотности населения, оно приобретало решающее значение в степях и по склонам гор с богатым травяным покровом, в тундрах, дающих обильную пищу оленям. В этих областях именно скотоводство при относительно небольшой затрате труда дает наибольшее количество средств существования, и для живущих здесь скотоводческих племен открывается возможность сравнительно быстрого размножения. Таким образом здесь развиваются скотоводческие племена, как в плодородных речных долинах-земледельческие племена.

Уже переход от собирания пищи к собственно охоте предполагает значительное совершенство орудий. По мере развития скотоводства учащаются столкновения между родами и племенами, что в свою очередь вызывает ускоренное развитие новых орудий обороны и нападения. Примитивные палка и камень сменяются сложными орудиями; возникают и совершенствуются молот и копье, нож и топор, копьемет, праща, бумеранг к лук со стрелами. В прибрежных областях появляется плот, медленно развивающийся в лодку,-выжженный в середине ствол дерева, подталкиваемый сначала шестами, впоследствии веслами; возникают и усложняются рыболовные принадлежности: гарпун и плетеные из гибких ветвей, корней и растительных волокон снасти, крючки из костей. Примитивное земледелие тоже требует особых орудий; развиваются мотыка, лопата, жернов, нож, приспособленный для срезания плодов и травянистых растений.

На место ограниченного количества простых первобытных орудий, из которых каждое применялось для самых разнообразных целей, выступает сравнительно большее количество дифференцированных орудий, из которых каждое с самого начала предназначается для определенной, более или менее отграниченной функции, но тем не менее по сравнению с предыдущим периодом отличается значительной сложностью. Количество и разнообразие орудий возрастает.

Техника производства орудий прогрессирует. Камню посредством старательного отбивания придается та или иная форма, в зависимости от поставленной цели; он подвергается шлифовке, полировке и, в случае нужды, просверливанию. Постепенно развиваются орудия для выполнения этих операций-орудия для

производства орудий: молот, зачаточная форма наковальни,

В связи с этими изменениями идет выделение и отбор материала, наиболее пригодного для той или иной цели. Первона- чальное безразличие в этом отношении сменяется сознательным, планомерным выбором. Кремень, обсидиан, нефрит становятся главными материалами для производства оружия. К ним в рассматриваемую эпоху присоединились бронза и железо. Металлические орудия распространялись крайне медленно. Так, даже в такой поздний период, как эпоха Саула, его армия располагала в одной битве всего двумя металлическими мечами; все остальное оружие было сделано из камня и дерева. По способу производства металлические орудия первоначально ничем не отличались от каменных. Лишь с величайшей медленностью из отбивания, шлифовки, сверления и т. д. развивалось кузнечное дело.

Производство новых орудий, характеризующихся увеличением количества, разнообразия и сложности, требует значительного искусства, навыка и выдержки. Оно выделяется, как особая отрасль труда. Быстрее всего процесс выделения совершается п областях, богатых материалами, необходимыми для производства орудий. При известных условиях он приводит в тому, что некоторые роды так же односторонне развивают у себя производство орудий (и оружия в том числе), как другие-земледелие и скотоводство. В таких родах производство орудий становится преимущественным занятием мужчин, между тем как добывание и приготовление пищи ложится почти исключительно на одних женщин.

Трудовая энергия первобытного человека, весь его рабочий день целиком затрачивались на добывание пищи. С развитием земледелия и скотоводства, с расширением применения новых, все более совершенных орудий, с прогрессом приготовления пищи, на добывание и приготовление ее требуется уже не весь рабочий день, а только некоторая часть его, все более сокращающаяся по мере развития техники. Если род, который в первобытные времена вое свое рабочее время затрачивал на добывание пищи, теперь затрачивает на это только половину прежнего времени, то это значит, что производительность труда в данной его отрасли повысилась вдвое. На получение прежнего количества продуктов приходится затрачивать вдвое меньшее количество трудовой энергии. Переход от простого отыскания пищи к земледелию и скотоводству, переселение из жарких стран с богатой природой в умеренный пояс со скудной природой может сопровождаться не «убывающим плодородием», а, напротив, повышением производительности труда.

Часть сил, которые раньше затрачивались прямо па добывание пищи, освобождается и может быть направлена на новые области труда, прежде всего на производство орудий. Но и оно не поглощает всей освобождающейся трудовой энергии рода. Благодаря этому становится возможным рост потребностей, которые не стоят в непосредственной связи с поддержанием жизни, как чисто зоологического существования. Столкновения и борьба между отдельными родами ускоряют развитие новых потребностей. Из отношений борьбы между родами возникли первичные сукрашения». Победитель снимал с побежденного его вооруже- пие: щит, топор и т. д., отрубал уши и нос, снимал с него скальп. Некоторые из этих трофеев получали в его руках первоначальное назначение: применялись как оружие. Другие,-скальп, уши и другие члены тела поверженного,-служили только трофеями, и, накопляясь, должны были с самого начала устрашать позднейших врагов. Пояс с подвешенными к нему трофеями послужил зародышевой формой передника, из которого впоследствии развились основные формы позднейшей одежды. Точно так же, напр., зубы убитого врага, прикрепленные к волосам победителя; дали начало головным украшениям. Только обывательские представления, получающие опору в библейском рассказе, выводят одежду из чувства стыда. В действительности развитие чувства стыда следовало за развитием одежды: стало «стыдно» оставлять открытыми места, обычно прикрытые той одеждой, до которой доразвилось данное племя в процессе борьбы.

Первоначально возникнув из такой потребности в «украшениях», одежда не утратила этого значения и по мере передвижения человека в области с более суровым климатом. Но здесь она превратилась, кроме того, и в предмет безусловной необходимости. Новое назначение-защита от растраты животной теплоты- повело за собою изменения в форме одежды и в материалах, пз которых она делается.

Одежда и огонь вместе с жилищем, каким бы примитивным оно ни было, позволили человеку существовать в таких областях, напр., на границе льдов в ледниковые периоды,-которые иначе были бы необитаемы.

Производство орудий, в особенности оружия, превратилось в своеобразную отрасль художественной промышленности. Жилище из случайного пристанища развилось в постоянную постройку у земледельческих родов и в подвижной шатер-у кочевых. Оно наполняется всевозможной утварью, которая служит отчасти только для украшения, отчасти же, кроме того, и для разных хозяйственных целей. Выделка шкур, различные виды плетения и вязания, переходящие в ткацкое производство, резьба по камню, кости, рогу и дереву, гончарное производство, соединяющееся с живописью и резьбой, являются теми новыми отраслями труда, которые должны были удовлетворять новым потребностям. Известны такие поразительные достижения в области живописи, которые относятся к «каменному веку», к сравнительно раннему «го периоду.

Еще по теме 1. Возникновение первобытного земледелия и скотоводства.- Развитие орудий.-Рост потребностей:

  • Деконструируя «классика» (заметки на полях «Великой трансформации»)*
  • ТО по «Первобытному обществу» 6 класс

    ВАРИАНТ

    Задание 1 – Тест.

    1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше­ния?

    а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в государстве.

    Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

    а) охота б)скотоводство в) собирательство.

    Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

    а) цари б) жрецы в) старейшины.

    4. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

    а) медь б)бронза в) железо.

    5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

    а)корова б) лошадь в) собака.

    Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с

    зем­леделием?

    а)скотоводство б) охота в) обработка металлов.

    В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?

    а) в человеческом стаде

    б) в родовой общине

    в) в соседской общине.

    8. Выберите причину появления религии:

    а) неумение человеком объяснять явления природы

    б) боязнь человека перед стихией природы

    в) желание человека отличаться от животных.

    Когда появился человек на Земле?

    а) 2 млн. лет назад

    б) 100 тыс. лет назад

    в) 10 тыс. лет назад.

    Задание 2.

    история, исторический источ­ник, всеобщая история, кроманьонец, шаман, искусство, родовая об­щина, племя, старейшина, ремесло, знать

    Задание 3 - Каковы черты первобытного человека и человекоподобной обезьяны?

    Задание 4 –

    Мезолит, энеолит, палеолит, неолит;

    Синантроп, Неандерталец, Дриопитек. Австралопитек, Кроманьонец,

    ВАРИАНТ Задание 1- Тест

    Выберите главную причину появления неравенства среди людей.

    а) распад родовой общины б)изменение орудий труда в) появление государства.

    Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

    а) собирательство

    б) изобретение металлических орудий труда

    в) овладение огнем.

    Кто управлял племенем?

    а) жрецы б) совет старейшин в) цари.

    Из чего первобытные люди делали первую одежду?

    а) из шелка б) из шкур диких животных в) из хлопка.

    5. Несколько родовых общин, живших в одной местности:

    а) человеческое стадо б)племя в) соседская община.

    6. Первое орудие труда первобытного человека:

    а) мотыга б) заостренный камень в) плуг.

    Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу.

    а) гарпун б) лук в) рубило.

    Что называется искусством?

    а) творческое воспроизведение окружающего мира

    б) стремление человека объяснить загадки природы


    в) желание людей лучше охотиться.

    Когда человек начал заниматься земледелием?

    а) 10 тыс. лет назад

    б) 3 тыс. лет назад

    в) 200 тыс. лет назад.

    Задание 2 Что обозначают слова и выражения:

    история, вещественный источ­ник, история Древнего мира, орудия труда, религия, соседская община, племенной союз, вождь, идол, неравенство, земледелие

    Задание 3 - Каковы черты первобытного общества и религии?

    Задание 4 Задание 4 – выставить правильне последовательности:

    Мезолит, энеолит, палеолит, неолит

    ;- Синантроп, Неандерталец, Дриопитек. Австралопитек, Кроманьонец,

    Тема:Тесты по «Первобытному обществу» "Первобытное общество"

    И рыболовство. Датировать время возникновения земледелия не приходится! С одной стороны, о самых начальных, самых примитивных формах выращивания съедобных растений мы не имеем никаких показаний. С другой стороны, в различных местах, в зависимости от местных условий, от наличия тех видов растений, которые могли быть культивированы, земледелие могло возникнуть раньше или позже. Совершенно искусственными представляются, поэтому, конструкции, по которым земледелие якобы возникло в одном месте земного шара и лишь оттуда распространилось по всему свету.

    Как было упомянуто, существует мнение, которое относит возникновение земледелия уже к палеолиту, а именно, к ориньяко-солютрейской эпохе. Совершенно достоверно, однако, датировать земледелие только неолитом, для одних районов - ранним, для других - развитым. Так, возникновение земледелия в Средней Азии датируют 5-м тысячелетием до н. э., южнее восточноевропейской равнины, в районе Трипольской культуры, тоже в Закавказье,- 3-м тысячелетием до н. э., в Прибалтике, в центральных районах Восточной Европы, в районе Урала и в Южной Сибири - 2 тысячелетием.

    Уже давно было высказано мнение, что изобретательницей земледелия была женщина. Это вполне вероятно.

    По всем видимостям, земледелие развилось непосредственно из собирательства, ставшего, как мы знаем, специальной отраслью женского труда. Мы видели уже, что развитому собирательству свойственны некоторый уход за естественно произрастающими съедобными растениями и забота об их умножении. Вполне вероятна, поэтому, догадка, что женщина изобрела земледелие, наблюдая условия роста и созревания диких растений. Это делает честь наблюдательности женщины, а наблюдательность - мать изобретения.

    На первых порах земледелие имело, конечно, очень ограниченные масштабы. Это было возделывание одного или растений разных видов вблизи жилища на сравнительно малом земельном участке. Но уже в таком примитивном виде земледелие давало уже новый, стабильный и не сложно добываемый вид сытной пищи. Естественно, что данному способу добывания средств для существования было предназначено развиваться с большей интенсивностью, отодвигая собирательство, охоту и рыболовство на второй, а быть может и еще более дальний план.

    Болотное земледелие

    Но для своего развития земледелию требуются соответствующие земельные участки. В первобытную пору не было готового поля. Кроме сухих неплодородных пустынь, вся почва или покрыта была лесом, кустарником или степными зарослями, либо существовали затопляемые низины болотистого типа. Сильно заросшая земля нуждалась в очистке и подготовке, что вынуждало применение большого труда на фоне недостатка необходимых орудий. В то время, как болотистые участки покрытые илом являли собой вполне пригодные плодородные участки для засева. Вполне вероятно поэтому, что в некоторых местностях земледелие стало развиваться именно на таких болотистых местах. Недаром болото или ил фигурирует в фольклоре различных народов в качестве символа плодородия. Возможно, что именно с таким «болотным» или «мокрым» земледелием были иногда связаны неолитические свайные поселки.

    Ирригация

    Для своего дальнейшего развития болотное земледелие требует все же особой земледельческой техники. Представляя естественные условия для плодородного произрастания посева, заливаемая болотистая земля может быть слишком обильна влагой. В таком случае оказывается необходимым регулировать накопление и распределение влаги при помощи системы каналов. Эту земледельческую форму мы встречаем у некоторых народностей, точнее на юго-востоке Азии, где рис является основным растением, культивируемый данным способом.

    Подсечно-огневая система

    Гораздо более сложным и тяжелым путем развивалось земледелие на сухих, покрытых растительностью местах. Но, преодолев все трудности, это «сухое» земледелие оказалось гораздо более прогрессивным, чем «мокрое», дав, в конечном счете, основной источник пищи большинству человечества.

    А трудности были очень велики. Открытые места непригодны для земледелия: посев здесь подвергался выветриванию. Необходимо было выбирать места, естественно защищенные от ветра. Но для этого надо было освободить нужный участок от растительности. Лучше всего было подготовить такой участок в лесу, где он оставался бы естественно защищенным деревьями. Опыт поджигания сухой травы и леса, знакомый собирателям и охотникам, дал мысль поджигать лес и сеять на выжженных местах. Так, вероятно, и делалось первоначально. Но, с одной стороны, поджечь растущий лес не всегда легко, с другой стороны, огонь - опасная стихия, которая, разбушевавшись, уж не знает предела и становится угрозой для самого человека. Возникала задача выжечь в лесу такой участок, какой именно требовался, и там, где это было наиболее удобно. Эту задачу решило развитие техники. Своего рода революцию произвел здесь скромный топор. Каменный топор, в его хотя бы самом примитивном виде, дал возможность вырубить лес и кустарник, чтобы затем, когда срубленное высохнет, все это сжечь. При этом в какой-то момент было сделано еще одно важнейшее открытие: оставшаяся от пожога зола является удобрением!

    Так возникает подсечно-огневая система, ставшая ведущей формой возделывания земли в первобытных обществах, имеющая распространение и посейчас у некоторых народностей и племен.

    Существует наивное мнение, будто подсечно-огневое земледелие - легкое дело. В действительности оно требует ряда последовательных, хорошо согласованных, сложных операций. Прежде всего, вырубка леса каменным топором, хотя в этом, как показывали наблюдения над отсталыми земледельцами, и достигается замечательная сноровка, дается все-таки далеко не легко.

    Поэтому нередко вырубается только мелкий лес, а большие деревья остаются стоять, пока, после пожара, не высохнут и не упадут сами. Когда весь срубленный лес высохнет, он сжигается. Затем участок расчищается от недогоревших частей дерева и разравнивается, причем равномерно разбрасывается зола. Существенную операцию составляет, далее, разрыхление почвы. Затем следует сев, приуроченный как раз к наступлению дождливого времени. Засеянный участок требует ухода. В частности, его необходимо огородить, чтобы охранить от вытаптывания дикими зверями. Отчаянными врагами посевов являются в особенности крупные стадные животные. Стадо слонов или кабанов в несколько минут, как ураган, уничтожает засеянный участок. Необходимо и дальнейшее наблюдение за полем, в частности полка. Когда посеянное созревает, усиливается необходимость охраны участка от зверей, появляющихся теперь, чтобы пожирать молодые ростки. Давними врагами засеянного поля являются и птицы. Охрану посевов от мелких зверей и птиц обычно несут дети, криком и шумом отгоняющие непрошенных гостей. Но весьма древним изобретением является и наше огородное чучело. По крайней мере, оно широко распространено в полевом хозяйстве современных отсталых земледельцев. Наконец, наступает сбор урожая. Ряд видов культивируемых растений даст возможность собирать урожай не сразу, а в течение известного времени, по мере надобности. Для других видов создаются разные способы хранения урожая.

    Как было сказано, подсечно-огневая система неизбежно сопряжена с истощением почвы и необходимостью смены обрабатываемых участков. Но с размножением человечества свободной земли становится меньше. С другой стороны, эта система ведет постепенно к гибели лесов. Все это в особенности сказывается в малолесистых районах. При таких условиях приходится все чаще возвращаться к одному и тому же участку, дающему, однако, все меньший урожай. Некоторым выходом из этого положения является так называемая плодопеременная система, или севооборот, т. е. засевание одного участка последовательно разными культурами. Трудно сказать, была ли изобретена эта система уже в первобытную эпоху, но она существует у ряда весьма отсталых племен. Так, туземцы Меланезии сеют последовательно ямс, таро и сахарный тростник, а затем на некоторое время оставляют участок под паром.

    Мотыжное земледелие

    Помимо топора, с помощью которого вырубается лес, одним из простейших орудий примитивного земледелия является та же простая копательная палка, имеющая заостренный и обожженный конец, которая участвует уже в собирательстве.

    Иногда эта палка имеет плоское окончание. Отсюда свое происхождение ведет лопата или заступ. Иногда на копательную палку для тяжести надевается просверленный камень. Более совершенным и более широко распространенным орудием является мотыга. Поэтому ранняя форма земледелия обычно именуется мотыжной. В самом элементарном своем виде мотыга представляет собой обыкновенный сук или побег дерева с коротким отростком. Встречаются самые различные разновидности мотыги. Развиваясь, она становится составной, имея вместо естественного отростка прикрепленное к палке особое «лезвие», деревянное, каменное, костяное, из раковины. Орудием разрыхления земли служила на севере Восточной Европы суковатка - часть ствола ели с подрубленными и заостренными сучьями.

    Таковы несложные орудия примитивного земледелия. Поэтому основную роль играет в нем человеческий труд, его организация и его разделение. По распространенному мнению, мотыжное земледелие составляет дело исключительно женщины. Это не правильно. Во-первых, это сложное и длительное дело требует коллективного организованного труда большой, хорошо сплоченной человеческой группы и, следовательно, возможно только при более или менее развитом родовом строе. Для подготовки участка у современных мотыжных земледельцев обычно соединяется несколько родственных групп. В ряде производственных процедур всем, и мужчинам с женщинами, и старикам и детям, находится дело по их силам и способностям. Вырубка леса производится мужчинами, но женщины часто вырубают кустарники. Расчищают вырубленный участок мужчины и женщины совместно, огораживают его мужчины. Разравнивание и взрыхление палкой или мотыгой составляет обычно дело женщины, в котором активное участие принимают и дети.

    Нередко земля растирается просто руками и так тщательно, как этого не могла бы сделать ни одна машина. Сеют совместно мужчины и женщины: мужчина идет впереди и делает палкой ямки, женщина следует за ним и, доставая из плетеной сумки зерна, засовывает их в землю и заравнивает ее руками. Наконец, дальнейшие операции - уход за посевом и сбор урожая - составляют обычно дело исключительно женщин. Таким образом, в развитом мотыжном земледелии участвуют оба пола, причем преобладающая доля постоянного труда падает все же на плечи женщины. Можно, однако, предполагать, что в самом примитивном своем виде мотыжное земледелие действительно было делом исключительно женщины, тогда как мужчина оставил за собой область охоты. Но с развитием этой формы земледелия и ее усложнением в данную область производительной деятельности стал входить и мужчина.

    В благоприятных условиях климата, в особенности, конечно, в тропиках, вновь расчищенный участок дает богатый урожай нескольких сезонов подряд. Затем, однако, земля истощается и при столь примитивной ее обработке дать больше не может. К тому же,- это особое значение имеет в более теплом климате,- если успешно растет посеянное, то еще более буйно растут сорняки. Борьба с сорняками - тяжелое дело, и современные отсталые земледельческие племена предпочитают расчистить новый участок, чем очищать от сорняков старый. Так, подсечно-огневая система необходимо оказывается связанной с частой сменой обрабатываемого поля и периодической подготовкой нового участка. Покинутый участок более или менее быстро зарастает, и, в зависимости от местных условий, к нему вновь возвращаются через меньшее или большее число лет. На севере Европы для этого требовалось 40-60 лет, в тропических странах, конечно, гораздо меньше.

    Земледелие возникало не только в лесных районах, как это описано выше, но и в степных, например, в степной полосе Восточной Европы. И в этих географических условиях перед первобытным земледельцем стояли не меньшие трудности освоения обрабатываемой земли, в частности тягчайшая задача уничтожения покрывавшего землю мощного слоя вековой дернины. К сожалению, вопрос о возникновении земледелия в степных областях остается, можно сказать, совершенно неисследованным. Земледелие в степных районах не требовало тех передвижек, которые были связаны с подсечно-огневой системой, однако для восстановления плодородия почвы через несколько лет ее использования и здесь обрабатываемое поле оставлялось хотя бы на небольшой срок незасеянным, пока не начиналось вновь произрастание трав. И здесь, по-видимому, в технику обработки земли в той или иной форме входило применение огня. Эта система земледелия именуется залежной, или переложной. Надо еще заметить, что степное земледелие, в особенности в условиях сурового климата и малоплодородной почвы, могло быть в хозяйстве местного первобытного населения лишь второстепенной отраслью производительной деятельности, наряду с сохранявшими основное значение охотой и рыболовством.

    Мотыжное земледелие стало основной отраслью производительной деятельности развитого первобытного общества. Оно было массово распространено и сейчас удерживается у некоторых отсталых племен и народностей. Мотыжное земледелие было распространено по всей доколумбовой Америке, по всей Африке между 18° северной и 22° южной широты, по всей Океании, Индонезии и по всему Индокитаю, в значительной части Индии, в части Китая и в ряде других местностей Азии. Широко была распространена эта форма обработки земли и по всей Европе в историческом прошлом. В отдельных местностях и у отдельных народов, например у ирокезов в Северной Америке, мотыжное земледелие с культурой маиса достигало очень больших масштабов и высокого технического уровня. Прекрасно обработанные, тщательно содержимые поля маиса ирокезов приводили в изумление европейских колонистов Америки.