Конспект занятия по лепке "зимующие птицы". Конспект занятия по лепке в подготовительной группе Тема: «Птицы на кормушке

Описание материала : Предлагаю ВАМ конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы детей с ЗПР (6 -7 лет). Данный материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной группы. Этот конспект направлен на закрепление навыков лепки, развитие слухового и зрительного внимания, обобщение знаний по теме «Птицы».

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе для детей с ЗПР

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»

Задачи:

1. Образовательные: закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

2. Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Речевые: обобщать знания по теме «Птицы» и синтезировать их с темой «Весна».

4. Воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.

Предварительная работа : беседа «перелётные птицы», загадки, чтение стихотворений о перелётных птицах, весне, беседа по картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», разучивание весенних закличек, лепка домашних птиц.

Материалы к НОД: дерево, колечко, картинка с изображением грача, пластилин чёрного цвета, стеки, дощечки, аудиозапись.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание иллюстрации и беседа по ней, физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели», пальчиковая гимнастика: «Грачата», продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Ребята, сегодня на порог детского сада прикатилось «волшебное кольцо» оно нам хочет рассказать что-то интересное, я скажу волшебные слова, а вы закройте глаза и тихонечко послушайте, что же колечко нам расскажет.

Ты катись-катись колечко

На весеннее крылечко

И с весеннего крылечка

Принеси нам весточку (звучит фонограмма «Пение птиц»)

Воспитатель: « Ребята, кто это поёт?» (Птицы поют)

Действительно это пение птиц. На зиму они улетали в тёплые края, а весной возвращаются на родину. Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (Перелётные)

Воспитатель : А каких перелётных птиц вы знаете? (Аист, журавль, скворец, грач) Молодцы! Но посмотрите на нашу «Рябинку », к ней еще не прилетели птицы, давайте, вылепим птиц и посадим их на наше дерево. (Давайте).

Физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели»

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Пёрышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

Воспитатель: Ребята, пройдите, пожалуйста, за столы и сядьте на свои места.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён ГРАЧ (фото ris1.jpg), рассматривает её с детьми, задаёт вопросы:

Как называется эта птица? (Грач)

Какого цвета Грач? (Чёрного)

Что есть у этой птицы? (Туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы, клюв, глаза).

Сколько у птиц крыльев?

Какой формы у птицы туловище, голова, клюв?

Туловище - овальное, голова - круглая, клюв - вытянутый заострённый.

Чем покрыто тело птицы? (перьями)

Воспитатель показывает и рассказывает детям, как нужно лепить птиц

1. Разогреем пластилин: помнём его в руках, чтобы он стал мягким

2. разделим кусок пластилина на 2 равные части

3. из одной части пластилина скатаем овал ---- это будет туловище (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась «толстая колбаска», сглаживаем пальцами края - получился овал).

4. с одного края овала вытянем хвост (прищипываем пальцами край овала тянем его и расплющиваем)

5. с другого края овала вытянем шею (захватываем пальцами, небольшой участок пластилина и вытягиваем его вверх)

6. берём другой кусок пластилина и делим его на 2 равные части

7. из одного куска пластилина катаем шар - это будет голова (катаем пластилин между ладоней круговыми движениями слегка нажимая - получился шар)

8. присоединяем голову к шее (приставляем голову к шее, сглаживаем места соединения)

9. вытягиваем на голове клюв (прищипываем двумя пальцами и слегка вытягиваем вперёд)

10. берём другой кусок пластилина и делим его ещё на 2 части - это будут крылья

11. катаем, короткие «колбаски», расплющиваем, присоединяем (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась короткая «колбаска», расплющиваем пальцами обеих рук, присоединяем к туловищу, сглаживаем места соединений).

12. стекой рисуем глаза, оперение.

Пальчиковая гимнастика: «Грачата»

Встали как-то

Утром в ряд

Десять маленьких грачат.

Посчитались,

Удивились.

На две группы разделились.

Пёрышки почистили,

Головкой покивали,

Червячка склевали,

К речке побежали.

Воспитатель предлагает приступить к лепке.

Итог: «Что мы сегодня лепили?» (Птиц)

Как называют этих птиц? (Грачи)

«Когда прилетают птицы домой на родину?» (Весной)

«Вам понравилось лепить птиц?» (Да)

«А для чего мы их слепили?» (Чтобы посадить на нашу Рябину)

Воспитатель предлагает детям посадить птиц на дерево, включает фонограмму пение птиц и говорит: «Посмотрите, вот и на нашу Рябину прилетели птицы, а значит, весна скоро наступит и у нас, давайте попросим наших грачей, чтобы они поскорей принесли нам весну:

Грачи киричи,

летите, летите!

Дружную весну

Несите, несите!

Молодцы, вы хорошо потрудились, все ваши птицы получились очень интересные и похожи на настоящих грачей.

Лепка дымковского петушка

Народная игрушка примерно с ладонь величиной, берем кусок пластилина и делим его: кусок побольше для туловища, поменьше – для деталей. Сразу придаём корпусу несколько треугольную форму.

Определяемся, где будет голова, где хвост и на нижнем конце игрушки способом вытягивания делаем круглую подставку.

Лепим детали-украшения: из одного куска завитушки-складочки, отдельно корону. Раскатываем жгуты и сплющиваем их в пластилиновые ленты.

Ленты собираем гармошкой.

Эти оборочки «приклеиваем» там, где должны быть крылья и хвост.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий на тему: «Дымковский петушок», 27.01.2017 года.

Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятие.
Материалы. Пластилин, стеки, доски для лепки, дымковские глиняные игрушки.
Предварительная работа:

– Рассматривание иллюстраций и альбомов с изображением дымковских игрушек;
– Рассматривание глиняных расписных игрушек;

– Декоративное рисование «Дымковская игрушка».

Ход занятия:

Организационный момент: дети сидят полукругом на стульчиках. На столе расставлены дымковские игрушки.

Показ мультимедийной презентации «Дымковская игрушка».

– Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие в мир искусства, где еще раз полюбуемся дымковскими игрушками. (Слайд 1).

– Глиняные расписные игрушки делали в слободе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гулянье – «свистунью». (Слайд 2).

– Каких только глиняных свистулек не лепили мастерицы к этому дню!

– Как называются эти игрушки?
– Правильно, дымковские.
– Перечислите названия игрушек, которые вы видите. (Слайд 3).
– Мы видим барышню и гармониста, индюка, петушка и лошадку.
– Из какого материала делают игрушки мастера?
– Правильно, из глины. (Слайд 4).
– Значит, игрушки какие?
– Верно, глиняные.
– Какие элементы росписи вы видите на игрушках? (Слайд 5).
– Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы.
– Какие цвета использовали художники для росписи дымковской игрушки?

– Синий, красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Еще черный и золотистый.

– Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.

– Узоры в дымковских игрушках не случайные, а традиционные.

«Много-много лет назад мастерицы стали расписывать свои игрушки кругами, прямыми и волнистыми линиями. Такие узоры всем понравились, полюбились. Эти мастерицы научили других мастериц – своих дочек и внучек, а те своих дочек. И в наши дни мастерицы в селе Дымково продолжают расписывать игрушки так, как это делали их бабушки и прабабушки».
– Создание дымковской игрушки – трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки:
«Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна 3 раза родиться. (Слайд 6).

Первый раз рождается, когда ее вылепят. Она коричневая и ломкая.
Второй раз рождается, когда ее обжигают, чтобы она окрепла.
Третий раз рождается, когда ее раскрашивают.

Петушок у нас горластый.
По утрам кричит он здравствуй.
На ногах его сапожки,
На ушах его сережки.
На головке гребешок
Вот какой наш петушок.

Сегодня мы с вами будем лепить дымковского петушка.

Давайте посмотрим на петушка: у него овальное туловище, волнистые крылья, важно распушены, веерообразный гребешок. Длинная бородка, похожая на гроздь ягод. Пышные «волнистые края хвоста», толстые ноги. (Медленно поворачивается фигурка, чтобы рассмотреть ее со всех сторон.)

Но сначала немного разомнемся.

Физкультминутка:

«Замок»

На двери весит замок –

Кто его открыть бы смог?

(быстрое соединение пальцев замок)

Потянули.

(Тянем кисти в разные стороны)

Покрутили…

(волнообразные движения)

Постучали …

(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли

(пальцы расцепили) .

Самостоятельная работа:

Воспитатель: а теперь садитесь на свои места, и начнем работу. Будем лепить петуха.

Показ последовательности работы на ТВ.

– Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову, из второго куска лепим хвост, и подставку.

– украсить хвост и крылья каждый может по-своему, используя налепы из разного пластилина и стеку.

Во время работы детей оказываю посильную помощь. Напоминаю о необходимости хорошо примазывать детали.

Ребята, посмотрите на петушков. Какие они у вас красивые, хоть сейчас на ярмарку.

А какой петушок вам понравился больше всего?

(Ответы детей) .

Итог. Молодцы ребята! Вы все сегодня справились с работой. Еще раз мы с вами встретились с дымковской игрушкой. И сами были сегодня мастерами дымковской игрушки.

Вот петух нарядный

Весь такой он ладный,

У большого петуха

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок.

Да алеет гребешок.

КОНСПЕКТ

НОД ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ЛЕПКА)

НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Программное содержание:
1. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: кукушке, соловье, ласточке, граче, скворце; о частях тела птиц.
2. Учить лепить птицу из пластилина пластическим способом, вытягивая детали из целого куска и конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их друг к другу.
3. Продолжать учить пользоваться стекой.
4. Развивать способность работать руками, мелкую моторику пальцев, глазомер, внимание, память, творческое мышление.
5. Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам, ко всему живому в природе.
Демонстрационный материал: иллюстрации перелетных птиц, изготовленная из пластилина ласточка.
Раздаточный материал: пластилин, стеки, доски для лепки, тряпочки, веточки.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах, чтение рассказов о птицах.

Ход занятия.
1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки: (5 мин)
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)

2. В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? (кукушка)

3. Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей. (грач)

4. На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец. (скворец)

5. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением отгаданных птиц.
Воспитатель задает детям вопросы:

А как называются птицы, которых вы отгадали в загадке?
- Почему этих птиц называют перелетными?
- Назовите еще раз всех перелетных птиц?

Дети отвечают на вопросы.
2. Воспитатель делает обобщение и сообщает, что ласточка прислала письмо. (2 мин) (воспитатель показывает конверт) .

Воспитатель предлагает открыть конверт, прочитать и узнать, что пишет ласточка.
(воспитатель зачитывает письмо) .

Воспитатель говорит, что вот и сама ласточка прилетела! Она не простая, а волшебная. Воспитатель предлагает слепить ей подружек-ласточек из пластилина и ей не будет скучно и одиноко, но для начала предлагает сделать пальчиковую гимнастику.

3. Пальчиковая гимнастика (загибаются пальцы обеих рук) (2мин)
Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,
Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка
Эта птичка – воробей, Серенькое перышко.
Эта птичка – совушка, Эта – зяблик,
Сонная головушка. Эта – стриж,
Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам (руки за спину) .

4. Воспитатель предлагает детям сначала рассмотреть ласточку. (10 мин)
- Из каких частей состоит ласточка? (голова, клюв, глаза, туловище, крылья, хвост, лапки) .
- Какой хвост у ласточки? (раздвоенный) .
- Какие крылья у ласточки? (широкие) .
Дети рассматривают иллюстрацию ласточки и отмечают ее строение, особенности.

Воспитатель сообщает детям, что теперь они начинают лепить ласточку. От куска пластилина нужно отделить большой (для туловища и хвоста) и 3 небольших кусочка для головы и крыльев. Из маленького кусочка мы скатываем шар (голову, клюв нужно оттянуть двумя пальцами и сделать его остреньким, глаза нарисуем стекой. Из большого куска скатаем овал (туловище, хвост нужно вытянуть двумя пальцами и разделить хвост стекой на две части. Так получим раздвоенный хвост. У ласточки белая грудка, для этого, используя белую лепешку, нужно сделать белую грудочку.

5. Упражнение «Отгадай и присядь». (2мин)
Воспитатель предлагает детям встать на физкультминутку, которое называется «Отгадай и присядь». Воспитатель называет перелетных и зимующих птиц, если называет название зимующей птицы, то нужно присесть; а если название перелетной, то махать руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец,
снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Дети садятся на свои места.

6. Воспитатель сообщает, что работа продолжается дальше и из оставшихся двух кусочков пластилина делают крылья. У ласточки изящные остроконечные крылышки, по форме напоминающие запятую. Для этого нужно скатать овалы небольшие по размеру, расплющить с одной стороны. Острие стека поможет создать иллюзию перышек, просто нужно сделать продольные борозды. Затем соединить все детали. Сначала голову прикрепить к туловищу, а затем и крылья. Ласточки готовы. (6 мин)
7. Воспитатель говорит, что их ласточки готовы и предлагает ответить:
- Что сегодня делали? (лепили ласточек) .
- Из чего лепили ласточек? (из теста)
- Расскажите, пожалуйста, как вы лепили ласточек?
Дети вспоминают проделанную работу.

Воспитатель отмечает, что очень хорошие и красивые ласточки у них получились. Ласточке очень понравились ее новые подружки. И теперь они вместе будут жить, играть и радоваться теплому солнышку (3 мин).

Литература. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985. – с.181.

Алена Васильева

Цель: продолжать учить детей лепить образ птицы из целого куска пластилина.

Задачи:

Учить лепить птицу по частям;

Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение;

Воспитывать бережное отношение и заботу о птицах.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок о птицах. Беседа о зимующих птицах.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное, социально – коммуникативное, физическое.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображение птиц, пластилин, стеки, дощечки для лепки, семечки подсолнуха (для клюва, бусины (для глаз, салфетки, кормушка для размещения птиц, магнитофон, аудиозапись с пением птиц.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, представляете, сегодня утром нам в группу пришло письмо. Давайте, мы его откроем и посмотрим, что же в нем. Здесь загадка.

Зеленоглаза, весела

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла

То, что всем понравится:

Зелень - листьям,

Нам - тепло,

Волшебство

Чтоб всё цвело.

Вслед ей прилетели птицы

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица -. (Весна)

Как вы думаете, почему загадка именно о весне? Что происходит в природе весной? На какие группы можно разделить птиц? (перелетные и зимующие) Каких зимующих птиц вы знаете? Кто помогает птицам, оставшимся у нас, пережить зиму? Чем же мы кормили птичек? У нас в конце осени прошел конкурс кормушек. Мы их вывесили на участок, а одну оставили в группе. Ее нас сегодня предстоит заселить.

II. Объяснение воспитателя.

Давайте пройдем за столы. Проверим рабочие места.

Ребята, а одинаковые ли птицы по размеру (большие и маленькие? Поэтому у вас на столах лежат целые кусочки пластилина. Вы сами решите, какой по размеру будет ваша птичка.

Смотрите внимательно, как правильно лепить птичку. Я буду лепить воробья. Какого цвета пластилин мне понадобится?

Из каких частей состоит? Какая часть тела у птичек самая большая? Самая маленькая?

Делим кусок пластилина на две части. Кладем один кусок на клеенку, это будет туловище. А второй делим еще на две одинаковые части. Из одной половинки сделаем голову, а второй еще делим пополам для крыльев. Кладем эти два кусочка пластилина тоже на клеенку. Из большого куска пластилина начинаем делать туловище. Раскатываем его в шар яйцевидной формы. Теперь вытягиваем из туловища шею с одной стороны, а с другой стороны хвост. Берем маленький кусочек пластилина и раскатываем голову в форме шара. Голову прикрепляем к шее способом примазывания. Берем последние кусочки пластилина и делаем крылья: раскатываем круговыми движениями, чтобы у нас получился шар яйцевидной формы, сплющиваем его, придаем форму крыла. Крылья приделываем способом примазывания. Птичка готова? Чего же не хватает у нашей птички (глаз, клюва?

Клювик мы сделаем из семян подсолнечника, а глаза – бусины.

Теперь точно моя птичка готова. Заселяю ее в кормушку. Как вы думаете, весело одной в кормушке? Она скучает. Ждет, когда вы слепите для нее друзей.

Прежде, чем приступить к выполнению задания, мы разомнем свои пальчики.

III. Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Сорока, воробей, Снегирь и свиристель,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

IV. Самостоятельная работа.

Я предлагаю вам приступить к лепке из пластилина птиц, которые станут верными друзьями для нашего воробышка.

Смотрите, как много прекрасных птичек у нас получилось. Давайте посадим их на кормушку и немножко отдохнем.

V. Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Птичек посадили на кормушку. Как вы думаете, они довольны? Чего не хватает в кормушке?

Давайте сделаем нашим птичкам зернышки, маленькие как пшено. Какого оно цвета? Какой формы? Берем пластилин желтого цвета и лепим пшено шарообразной формы.

VI. Заключительная часть

Вот теперь птички довольны всем. Воробышки у всех получились красивые. Все постарались на отлично. У нас в группе тоже есть кормушка с птичками и с пшеном для них. А чтобы еще поднять настроение себе и птичкам, мы под музыку изобразим полет птиц. Полетели!





Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по лепке в старшей группе «Что нам осень принесла?» Тема: «Что нам осень принесла?» Цель: систематизировать знания детей о признаках осени; закреплять знания об овощах, фруктах; активизировать.

Конспект по лепке в старшей группе Тема: «Богатый урожай» Задачи: Поощрять детей в лепке воплощать впечатления от полученных знаний в процессе.

Конспект занятия НОД по лепке в старшей группе «Щенок» Конспект занятия НОД по лепке в старшей группе «Щенок». Программное содержание: Учить: создавать в лепке образ животного; передавать.

«Снежный кролик». Конспект занятия по лепке в старшей группе Тема занятия: «Снежный кролик» Вид занятия: предметное занятие Тип занятия: Программные задачи: I. Продолжать учить детей создавать выразительные.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Кружка для бабушки» Цель: вызвать у детей интерес к изготовлению подарков своими руками. Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму,.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Волшебный мир сказок» Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему: "Волшебный мир сказок". Задачи: 1."Развивать способности к сюжетосложению и композиции".

Конспект открытого интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС на тему: "Перелетная птица - лебедь"

Подготовила:

ГБОУ гимназия № 1552 (стр. 7)

Программное содержание.

Цели:

  • Формировать, систематизировать и упрочить знания детей о перелетных птицах
  • Учить детей различать и правильно называть перелетных птиц: аист, соловей, ласточка, грач, журавль, цапля, дрозд, кукушка, лебедь и т.д.
  • Развивать мелкую моторику; желание детей работать своими руками
  • Упражнять детей в проявлении художественного вкуса и цветового восприятия.
  • Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам

Словарь: “перелетные птицы”, “лететь клином, цепочкой, стойкой”, “острый клин”, “раздвоенный хвост” и т.д.

Оборудование: демонстрационный материал с иллюстрациями по перелетным птицам, птички – игрушки, аудиозапись голосов и пения птиц.

Раздаточный материал: пластилин, доски для лепки, стеки.

Предварительная работа: наблюдения за птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах, чтение рассказов и стихов о птицах.

Ход занятия

Воспитатель (обращается к детям) :

“Кому посвящается эта музыкальная композиция? ”

Дети:

“Птицам ”.

Воспитатель:

“Какие бывают птицы? ”

Дети:

“Птицы бывают перелетные, они улетают зимой на юг из-за отсутствия еды. А еще зимой некоторым птицам очень холодно. Другие птицы остаются на зиму, их называют зимующими птицами ”.

Воспитатель:

“Что объединяет и перелетных и зимующих птиц? ”

Дети:

“Все птицы могут “петь” и летать.

Воспитатель:

“Дети, а давайте и мы полетаем! ”

Физкультминутка: “Ну-ка, птички, полетели”

Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зёрнышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Пёрышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.

Дети садятся на свои места; перед ними – дощечки, коробка с пластилином, стеки, влажные салфетки для рук.

Воспитатель обращается к детям со словами:

“А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки”:

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.

(скворец)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

(журавли)

Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней,
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей.

(грач)

В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там, то тут,
Как птицу эту зовут?

(кукушка)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.

(цапля)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту...

(аист)

Воспитатель:

“ Дети, о каких видах птиц говорится во всех этих загадках? ”

Дети:

“О перелетных”.

Воспитатель благодарит детей за правильные ответы и продолжает:

“Птицы – теплокровные существа, средняя температура их тела составляет 41 С. Это значит, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большом количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые края. Давайте, закрепим названия перелетных птиц ”.

Игровое упражнение “Подумай и покажи”

Правила игры: воспитатель называет перелетных и зимующих птиц (напоминая детям о необходимости быть внимательными и собранными) . Если называется перелетная птица, дети поднимают ладони вверх, изображая птицу в полете; если же речь идет о перелетной птице, то руки детей опускаются на парту.

“Сюрпризный момент”. Раздается стук в дверь. Незнакомая девушка передает конверт, который она находит у ворот нашего детского сада. Воспитатель благодарит девушку, возвращается к детям, предлагает им подумать, от кого может быть это письмо.

Дети:

“Давайте откроем конверт”.

Воспитатель вскрывает конверт, достает письмо и начинает читать:

“Сначала отгадайте загадку:

Птица медленно плывет,
Словно белый пароход.
Горделива и красива.
Терпелива и пуглива. ”

(Лебедь)

Дети правильно разгадывают загадку.

“Здравствуйте, ребята, это письмо от лебедей. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что мы улетаем в теплые края ровным лебединым клином, но одна птица по неизвестным причинам не долетела с нами до теплых краев. Мы очень за нее беспокоимся. Нам стало известно, что вы знаете о перелетных птицах много интересного. Ребята, возможно, вы сможете помочь нам разыскать нашего друга и отправить его к нам, в теплые края. Заранее огромное “спасибо” вам от всего лебединого семейства ”.

Воспитатель:

“Вот это правильно! Мы обязательно поможем лебедям, но сначала, ребята, послушайте стихи, посвященные этим прекрасным птицам: ”

Есть птица красивая очень на свете,
Название - лебедь имеет она.
Не встретить прекрасней ее на планете,
Она из чудесного будто бы сна.
И вид лебедей - как отрада для глаз,
Когда по воде они ровно плывут,
Спокойный, приятный их снежный окрас
Собой украшают и реку и пруд.
Степенные, яркие, нежные птицы,
В почете огромном они у людей.
Едва только лебедь на воду садится,
Все взгляд на него переводят скорей.

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на демонстрационный материал с изображением лебедей и подумать, что представляет собой птица “лебедь”.

Ответ детей: “Эта птица – нежная, белая, очень красивая, волшебная, гордая, сказочная”.

Воспитатель:

“Правильно, молодцы ребята. Действительно, лебедь – это величественная белая птица невероятной красоты, которая плавает в городских парках и прудах. Это самая крупная из водоплавающих птиц; лебедь относится к семейству утиных. У лебедей телосложение довольное плотное, а крылья широкие. Лебеди живут семьями парами. Они спокойные, не суетливые, но не из робкого десятка. Если им угрожает опасность, они смело защищают свою лебединую семью. При этом лебеди вытягивают шею, хлопают крыльями, и даже кусают клювом своего обидчика. Как вы уже знаете, лебедь – перелетная птица. Полет лебедей довольно легок и свободен. Когда они производят свой перелет, то создают клин, а самая сильная птица будет лететь во главе клина. Если вожак устает, на смену ему становится другая птица. Лебеди питаются семенами, корневищами от водных растений и почками. Нырять лебеди не умеют. Ну, кто не смотрит заворожено в небо, когда над ним пролетает стая этих прекрасных птиц ”.

Воспитатель:

“Дети, вам понравился рассказ об удивительных и действительно “сказочных” птицах? ”

Дети:

“Очень понравился, нужно быстро помочь им, и мы даже знаем как. Мы слепим белых лебедей и отправим их в теплые края вслед за остальными лебедями”.

Воспитатель:

“Какие цвета пластилина нужны для лепки лебедей? ”

Дети:

“Для создания птицы нужен белый пластилин, но также потребуется немного черного и красного пластилина”.

Раз поднялись, потянулись!
Два – нагнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – тихонько снова сесть!

Воспитатель напоминает детям о том, чтобы они отнеслись к предстоящей работе очень ответственно и постарались слепить птиц так, чтобы сохранить неповторимую красоту лебедей. Воспитатель вместе с детьми начинает лепить (предварительно приставив к каждой дощечке пластмассовый стек) , пошагово объясняя и показывая весь процесс лепки:

  1. Основной цвет пластилина, который требуется для создания птицы – белый, также фрагментарно будет использован черный оттенок. Для рисования на поверхности пластилина вооружитесь пластмассовой стекой.
  2. Разомните в руках половину подготовленного белого пластилина и скатайте шарик.
  3. Далее поместите шарик между двумя ладошками и немного раскатайте его, надавливая, до состояния овальной заготовки. На одной стороне захватите небольшую долю пластилина большим и указательным пальцами и вытяните маленький хвостик. Сделайте хвостик пушистым с помощью стеки.
  4. Птица лебедь имеет форму двоечки, эту цифру и пернатого даже иногда сравнивают, когда обучают малышей основам математики. Для лепки головы и тонкой шеи птицы скатайте длинную колбаску, изогните ее, на одну сторону приклейте шарик-голову.
  5. Добавьте красный клюв и сделайте вокруг него черную окантовку. Две черные точки заменят глаза.
  6. Присоедините шею с туловищем, скрыв стык пальцами.
  7. Слепить крылья лебедя также несложно. Возьмите оставшийся белый пластилин, разделите его на две равные части, сплюсните каждую из них до состояния лепешки, придав треугольную форму. Затем отделите каждое перышко стекой.
  8. Прикрепите крылья к туловищу, приподнимая их вверх. Теперь наш лебедь готов к полету.

Воспитатель:

“Мы слепили вот такую красивую, волшебную, гордую птицу под названием Лебедь! ”

Дети (взяв созданные ими птицы и помахав ручками) “выпустили лебедей” в свободный полет в теплые края, пообещав им, что они будут ждать их возвращения с наступлением весны. Воспитатель поблагодарил детей за заботливое отношение к птицам.