Крест с перевернутым полумесяцем. Что означает полумесяц на христианском кресте

Если вы присматривались к куполам православных храмов, то могли увидеть, что их кресты неодинаковы. Есть простые - с косой перекладиной внизу, есть те, из центра которых как будто исходят лучи, символизирующие свет солнца, есть кресты, будто обвитые виноградной лозой - знаком Иисуса. А есть кресты с небольшим полумесяцем внизу.

Последний часто вызывает вопросы, потому что полумесяц сегодня известен, прежде всего, как символ ислама.

Фактрум предлагает узнать, какой смысл заключён в сочетании креста и полумесяца.

Христианству уже более двух тысяч лет. За это время появилось множество разных течений, которые обросли своими знаками и символами, подчас скрывающими в себе несколько значений. Что-то забывалось, что-то менялось, что-то появлялось - и теперь даже истово верующие могут не знать о каких-то тонкостях собственной религии.

Для начала следует сказать, что полумесяц, расположенный внизу креста на куполе православного храма, не имеет никакого отношения к исламу. Если углубляться в историю, то серп луны люди использовали в своих поверьях задолго до возникновения как ислама, так и христианства. Так, например, в представлении древних греков его носила в качестве короны богиня Артемида.

Крест, некогда возвышавшийся над Дмитриевским собором во Владимире. В 2002 году был заменён на более современный

Но если рассматривать времена более приближенные к нам по времени, то можно увидеть хорошо знакомый нам символ в Восточной Римской империи. Основное объяснение полумесяца на кресте гласит, что в Византии, откуда, собственно, православие и пришло на Русь, полумесяц был знаком царской власти. Его стали помещать на кресты для того, чтобы напомнить верующим о двух вещах. Во-первых, о том, что власть земная по определению ниже власти небесной, и все люди, даже самые высокопоставленные, прежде всего, рабы божьи, а во-вторых, это было напоминание о том, что в церкви правит Царь Царей.

Но есть и другие объяснения этого символа, не менее важные и интересные.

Например, есть мнение, что это вообще не полумесяц, а рога жертвенного быка, отголосок одной из древнейших языческих религий. Было время, когда крест ещё не утвердился в качестве официального символа христианства, и использовались разные знаки, включая ихтис (знак в форме рыбы, отсылка к одному из чудес - когда Христос накормил голодающих хлебом и рыбой), лилию, хризму и как раз то, о чём мы говорим, - рога.

Ещё одно из значений - чаша. А точнее - чаша для причастия с кровью Спасителя. Оно схоже по смыслу с ещё одним, гласящим, что полумесяц - это крещальная купель.

Также на полумесяц похожи ясли - те самые, в которых младенца Иисуса положили сразу после рождения в Вифлееме. Посыл прост: христианская вера выросла из колыбели Спасителя. К этому толкованию близко по духу другое, согласно которому полумесяц в широком смысле является женским символом, а в более узком - знаком Богородицы.

Ещё одна любопытная расшифровка гласит, что полумесяц - это корабль, ведомый Христом в Царствие Небесное, а крест - его парус.

Для того, чтобы разобраться в следующем толковании, понадобится небольшой экскурс в историю. Моряки в древнем мире постоянно подвергались опасности, встречаясь со стихией, и были очень суеверны. Одной из вещей, которой они практически поклонялись, был якорь - последняя надежда выжить среди бушующего моря. На древних кораблях они были настоящими произведениями искусства, на них красовались украшения, вырезанные лица богов, и тексты молитв, призывающие их к милости. Однако, помимо кораблей, якоря встречались ещё и в храмах, где использовались в религиозных ритуалах. Так христианство, перенимавшее некоторые языческие символы, позаимствовало и этот.

В православной традиции якорь обозначает надежду на воскрешение после смерти и опору, которую вера даёт человеку.

Кресты на церкви

Человечество всегда желает получить четкие и однозначные ответы на далеко неоднозначные вопросы. И, наверное, одна из самых сложных сфер познания, где сложно добиться безусловной конкретики ответов, это религия и религиозный символизм.

Что мы знаем о купольном кресте с полумесяцем? Что означает этот символ и отличается ли от традиционного купольного креста? Попробуем разобраться.

Крест, как символ присутствовал во многих культурах задолго до появления христианства. Например у язычников, крест был символом Солнца, что близко к христианской трактовке креста, как Солнца истины (в дополнение к олицетворению Спасения, после распятия Иисуса Христа). Поэтому, можно трактовать крест с полумесяцем , как победу Солнца над Луной, т.е. Света над Тьмой или Дня над Ночью. Некоторые же ученые считают, что полумесяц символизирует дракона (змия), побежденного Солнцем Истины.

Есть версия, что полумесяц у основания купольного креста являет собой ладью, лодку, где корабль-Крест является парусом. Сам корабль символизирует Церковь, которая плывет к Спасению. В этом случае имеет место как бы двойной символизм – ведь получается, что только находясь в этой лодке-ладье под сенью паруса Святой Церкви можно обрести Спасение в Царстве Божьем.

А ещё говорят, что полумесяц – это колыбель Христианства, купель для крещения. Здесь усматривается явственное сравнение с Вифлеемской люлькой-яслями, в которой нашли младенца Иисуса. Таким образом, Крест опирается и, одновременно, произрастает из Иисусовой колыбели. Эта версия перекликается с версией о «якоре Веры», ведь в тяжелые моменты жизни обращение и упование на Господа и институт Церкви , как некий мост между людьми и Богом, является единственным якорем Надежды утлого челна человеческой жизни.

На самом же деле полумесяц, так называемая цата , символизировала царскую власть ещё со времен Византии, а крест с цатой, венчающий храмовый купол напоминает о том, что этот Дом принадлежит Царю Царей. Этот символ можно встретить и на иконах святых – Николая Чудотворца, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы и других.

Бытует мнение, что крест с полумесяцем в основании символизирует возвышение христианства над мусульманством, такое себе, попрание крестом полумесяца. На самом деле, это не так. Полумесяц стал символом мусульманского вероисповедания лишь в середине минувшего тысячелетия, а изображение креста с полумесяцем на стене известного монастыря Святой Екатерины в Синае относится к VI веку. Так что ни о каком возвышении христианства над мусульманской религией речь не ведется.

Иногда на православном кресте можно увидеть месяц.

Многие люди, особенно те, кто знаком с мусульманством, недоумевают, для чего нужен полумесяц на православном кресте.

Вот как православная церковь отвечает на этот вопрос.

Что означает крест с полумесяцем на церкви

Крест с полумесяцем появился в эпоху Никона. Он установлен на многих православных храмах, например, на Покровском или на Дмитриевском соборе в городе Владимире.

Этот символ не имеет ничего общего с мусульманской луной, внутри которой находится пятиконечная звезда.

В древние времена полумесяц был символом Византии, из которой православие и пришло на Древнюю Русь. Только после завоевания Константинополя турками этот символ стал мусульманским.

Дмитриевский собор (Владимир)

Есть несколько версий, почему полумесяц появился под крестом и что это означает в православной символике.

  1. Константин Великий считал полумесяц символом христианства и подтверждал то, что православие стало главной верой в его стране.
  2. Есть мнение, что полумесяц означал колыбель новорожденного Христа.
  3. По другой версии на кресте с полумесяцем изображается вовсе не полумесяц, а чаша, которая использовалась в евхаристии во время причастия.
  4. По мнению некоторых священнослужителей, полумесяц на кресте – это не полумесяц, а корабль, парусом которого является крест.

Что обозначает полумесяц на православном кресте

Многие считают, что полумесяц – мусульманский символ на кресте, но на самом деле это далеко не так. В молитвенных текстах терминами «заря», «свет вечерний» означается мир страданий, в котором солнцем просвещения и избавления от грехов является Христос.

Полутьма, луна и месяц, если и упомянуты в молитвенных текстах или церковных сказаниях, то они означают земную жизнь, а точнее, теневую сторону жизни без Христа, мир грехов и соблазнов.

Исходя из этого трактуется и полумесяц на кресте. Согласно этому мнению, он означает победу Христа над теневой, греховной стороной жизни как во всем мире, так и в душе каждого человека. Луна освещает темный мир, в котором нет солнца и в котором все ориентируется на земные потребности и желания.

Именно по этой причине она считается теневым символом, указывающим на темные и, по мнению церкви, греховные страсти. Христос победил смерть и тьму, поэтому его восхождение на крест становится солнцем, освещающим мир и наполняющим его божественной благодатью.

Поэтому луна на кресте расположена под ногами Христа, указывающая на то, что рано или поздно добро победит зло и ничего тайного, лукавого и темного больше в жизни человечества уже не будет.

Разумеется, это не имеет отношения ни к мусульманской вере, ни к языческим символам. В отличие от других религий, в храмах разрешается изображение не только святых, но и символов природы, которые иносказательно проясняют суть каждого христианского события.

Но, в отличие от обычных картин и художественных произведений, эти символы всегда имеют иносказательный смысл. Например, сотворение мира, в начале которого было создано небо и звезды. Именно они и были изображены на иллюстрации этого события, в котором смысл буквально раскрывает события сотворения мира.

Полумесяц есть и на Остробрамской иконе Богородицы. На ней полумесяц изображен внизу. Эта икона помогает в поиске пропавших детей, способствует излечению от бесплодия, способствует излечению от психических заболеваний и помогает защитить семейные пары от чужого негативного вмешательства и сплетен.

Полумесяц на иконе указывает на святость и подчеркивает душевные женские качества Богоматери. Если солнце – это мужской символ, светлый и яркий, то луна или полумесяц – женский, наделенный мягким светом и покорным характером.

Вчерашнее обнаружение Луны на иконе Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах зародило во мне ряд вопросов, и я стала копать информацию.

Луна действительно довольно редкое явление на иконах.
Хотя у Иоанна Богослова есть такие слова: "Жена, облеченная в солнце, под ногами у Нее луна и на главе Ее венец из двенадцати звезд" (Ап 12:1).

Я нашла лишь три иконы Богоматери, имеющие атрибуты, описанные Иоанном Богословом:

1.Млекопитательница Греция, 1750 г.16х12,4 см.

2. Остробрамская икона Божией Матери (в Храмах Киева и Кракова)

3. И собственно икона Богоматери в церкви Знамения Богоматери в Дубровицах.

Аналогию с III арканом Таро – Императрицей я уже проводила. Вероятно, что Луна на карте Императрицы символизирует женское начало, на которую она (Императрица) и опирается левой же (женской) ногой.

Вот классическое изображение III аркана Таро – Императрицы, попирающей левой ногой Луну (из предыдущего поста).

В продолжение темы Луны у меня возник ещё один закономерный вопрос А вот что означает Луна (полумесяц) на православном кресте?

В сети нашла несколько версий:

1) Мусульманская. Луна под Крестом, как символ победы Православия над Мусульманством в период татаро-монгольских нашествий.

Данный вариант не выдерживает никакой критики. Во-первых, татаро-монголы не представляли собой единый народ, не было у них и единой религии. Чингисхан, например, верил в Высшее Небесное Существо, а ислам получил своё распространение лишь при хане Узбеке. Кроме того – татаро-монголы отличались значительной веротерпимостью, потому вопросы религий не были основными.

Кроме того, крест с полумесяцем возник задолго до монголо-татарского нашествия. Такой крест стоит на куполе Дмитриевского собора во Владимире (XII век) например.

2) Языческая. Луна с Крестом как традиционная солярно-лунарная символика, где Крест символ Солнца (вспомнить свастику), символ Мужского начала, а полумесяц – соответственно символ Луны, символ Женского начала. Их сочетание. Только что они делают на куполе православных храмов? На этот вопрос отвечает третья версия.

3) Христианская. Очень многие символы и ритуалы христианской церкви являются не вновь введенными (придуманными церковью), а лишь «воцерковленными» символами предыдущих «верований», наделёнными новыми смыслами и значениями. Эту ситуацию мы и имеем в контексте Креста с полумесяцем, где Крест становится символом Христа, а месяц – символом Богоматери.

Интересно в этой связи, почему купола церкви венчают символ Христа и Богоматери, а не, например, символ Троицы (Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух)? Было бы ведь логичнее?

Может есть какие ещё версии?

Наиболее полной и интересной статьёй по данной теме была статья Б.А. Успенского «Солярно-лунарная символика в облике русского храма».

В Крестопоклонную неделю разбираемся, как должен выглядеть крест на храме. Фотограф Инвер Шейдаев посвятил всю жизнь собиранию коллекции фотографий купольных крестов различных форм. Публикуем самые интересные снимки.

Село Николо-Архангельское. Николо-Архангельская церковь (XVIII в.)

Мы выражаем особую благодарность авторам книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста» Марине Анашкевич и Инвреру Шейдаеву за возможность оценить по истине небесную красоту, к которой в обычной жизни мы редко приглядываемся.

Основная часть этой коллекции собрана во времена Хрущевской «оттепели», а затем Брежневского «застоя». Первая выставка прошла в 1968 году, но была сразу закрыта. Только в 90-е годы коллекция получила признание и была показана не только в России, но и в Париже. Тридцать лет фотограф Инвер Шейдаев ездил по городам и весям тогда еще Советского союза и фотографировал кресты, венчающие главы русских церквей, кресты-наглавники. Что только ему не приходилось претерпевать в этих путешествиях. Однажды он даже каким-то чудом уговорил мужиков одного далекого села разобрать строительные леса, окружающие купол храма, чтобы сфотографировать крест.

А началось все в кабинете знаменитого Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984), где молодой фотограф показывал свои работы знаменитому архитектору-реставратору. Тогда Инвер был увлечен декоративными элементами храмов.

Однажды Петр Дмитриевич сказал: «Этого полно всего. Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Этой красоты еще никто не снимал. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь». Эти слова оказались пророческими. К Инверу потом с «заказами» крестов обращались не однажды. Он делал фотографии для восстанавливающихся храмов на Соловках, для храмов Тобольска и других городов.

Коллекция оказалась бесценной во времена, когда стали «собирать камни». Многие кресты восстанавливали по фотографиям из этой коллекции.

К сожалению, еще много разрушенных храмов, кресты которых фотографировал Инвер, стоят, заросшие лесами, обезглавленные. Петр Дмитриевич Барановский, повидавший на своем веку много храмов, лежащих в руинах, говорил: «Почему в первую очередь крест уничтожают? Потому что он, как грудь матери - питает».

ЛИЛИЯ И ВИНОГРАД

Крин - стилизованное изображение цветка лилии, символа чистоты. Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста, потому что три листа лили (крина) свидетельствуют о Единой в трех Лицах Святой Троице.

Москва. Новодевичий монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. (1525)

Обвивающая крест виноградная лоза с гроздьями ягод символ Живого Христа. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1). Вологодские кузнецы особенно преуспели в мастерстве ковки виноградного орнамента на надглавных крестах. Крест церкви Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. И можно поразиться тому, как тонко передана мастерами символическая связь виноградной лозы и Святого Причастия. Этот наглавник имеет внизу полумесяц, символически изображающий Чашу.

Вологда. Церковь Димитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вологда. Софийский собор (1568-1570)

ГОЛУБЬ

Голубь, символ Святого Духа с незапамятных времен. «… и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь…» (Мф. 3: 16) Сама эта птица, застывшая в полете, имеет вид креста.

Крест церкви жен Мироносиц Марфы и Марии в Новгороде (1510).

Если присмотреться, то можно увидеть в ажурном сердце этого креста, голубя с распростертыми крылами. Но такое изображение единственное, в основном голубки были литые и увенчивали крест. В древности голуби на кресте иногда еще и показывали, в какую сторону дует ветер, их называли ветрельниками.


Великий Новгород. Софийский собор. (1049-1050)

Этот крест и голубок на нем имеют свою легендарную историю. Существует пророчество, что Великий Новгород будет существовать, пока голубь находится на вершине креста Святой Софии. В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, крест со Святой Софии был сброшен взрывной волной. Его вывезли за пределы России солдаты «Голубой дивизии» -- испанского подразделения немецкой армии. Вместо утраченной святыни на главном куполе Софии впоследствии был установлен крест-«двойник», подлинник же, хранился в Испании, в храмовой галерее Военно-инженерной академии под Мадридом, где был установлен на видном месте. Более 60 лет перед этой русской святыней молилось не одно поколение испанских христиан. Рядом с крестом была положена памятная плита с именами саперов, погибших в России. В 2004 году крест вернулся на родину - Испания добровольно передала его России. Его привез в Москву министр обороны Испании, торжественно встречали крест в Храме Христа Спасителя. Сейчас он хранится в одном из приделов Софийского собора.

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Процветшие побеги
Если из под основания креста произрастают побеги, то его называют «процветшим». Побеги символизируют возрождение, Вокресение Христа из мертвых.
Вознесенные в небеса, надглавные «процветшие» кресты являли для русского человека зримый образ Райского сада и древа жизни, растущего в нем. Некоторые такие кресты сплошь усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд. Они и впрямь напоминают растения в весеннем саду, с таким художественным чутьем подобраны растительные элементы.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1690-1693).

Капли крови
Медные выпуклости-«росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Спасителем на кресте. На Руси они еще назвались «слезками».

Санк-Петербург. Церковь Воскресения Христова «Спас на Крови») (1883-1907), постороенный на месте убийства в 1881 году императора Александра II.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ЖЕРТВА

Трость и копье

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Иоанна Лествичника (1572).

Трость с губкой и копие - орудия Страстей Господних - нередкое явление на накупольниках. Наглавный крест с орудиями Страстей как бы замещает собой Распятие, которого не может быть на куполе (оно находится внутри храма). Но реализм страшных крестных мук Спасителя не должен затмевать главного - торжества Распятого Искупителя, победившего смерть. Завершающие крестные «ветви»цветы лилии, как нельзя лучше об этом говорят.

Псковская область, село Виделебье. Церковь Николая Чудотворца (XVIв.) Копие и губка стилизованы под два цветка, процветших на кресте.

Сейчас над главой, уже отреставрированной церкви, опять возвышается ее крест

НЕБЕСНЫЙ ЦАРЬ

Корона
Корона на вершине наглавного креста символизирует Крест Небесного Царя и указывает нам на то, что церковь возведена по указу царя земного, или на пожертвования из царской казны. Корона может быть, как вполне реальная, так и очень условная.

Рязань. Спасский монастырь. Церковь Богоявления (1647)

Москва. Церковь Ризоположения в Леонове (1719-1722)

Державный скипетр
Крест может символизировать и второй знак царской власти Христа - скипетр. Придание кресту вида скипетра возможно с помощью одной, хорошо известной всем символики. Навершием скипетров русских царей была фигура коронованного двуглавого орла - державного знака Византии. Впрочем, накупольники с двуглавым орлом устанавливались на храмах только в эпоху Петра I, царя, известного своими имперскими амбициями.

Москва. Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).

В единстве и равенстве
Крест четырехконечный (как правило, с полумесяцем внизу) с древнейших времен ставят на куполах храмов. Этот вид креста символизирует Церковь Христову в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон. Со временем нашлись хулители четырехконечного креста, говорили, что это неправильный крест, потому что не на таком был распят Христос. Но святителя Димитрий Ростовский поставил в этом споре точку. Он предположил, что когда Христос нес на плечах Своих крест, то крест еще не был четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия, и только на Голгофе воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, приделали подножие.

Владимир. Собор Успения Богоматери (1158-1160)

Тульская область, Арсеньевский район, село Монаенки. Церковь Георгия Победоносца (XIX)


А так выглядит этот храм сейчас. Крест сохранился только на фотографии Инвера Шейдаева

Русское подножие
Один из древнейших русских крестов -- шестиконечный с косой нижней перекладиной. Косое подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Некоторые исследователи христианских символов и, в частности, Н. В. Покровский предполагают, что косая перекладина есть ни что иное, как видоизмененная форма древневизантийского подножия креста. Так или иначе, но эта форма утвердилась в русской иконописи. Косой перекладине было присвоено значение «мерила праведного». А в народе подножие стали называть «стояло».

Вологда. Архиерейский дом. Церковь Рождества Христова (1670)

Тот Самый Крест
Семиконечный, Т-образный крест, видимо и был той, древнейшей формой христианского креста, так как именно так выглядел крест, орудие казни Спасителя.

У этого креста вид жертвенника, из-за верхней перекладины, похожей на престол. Ветхозаветные священники приносили жертву на золотом подножии, приделанном к престолу, поэтому, если верхняя перекладина символично изображает жертвенник, то нижняя перекладина такого креста обозначает это крестное подножие, и указывает на жертвенное священническое служение Спасителя.

Москва. Кремль. Церковь Двунадесяти апостолов (1652-1656)

НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ

Солнце и звезды
Исходящие из цента креста прямые или волнистые линии передают сияние солнца. Прямые лучи обозначают прямой свет, а волнистые горение, тепло. Мотив, исходящего из креста «света жизни», передается каждым художником на свой лад.

Псковская область, Локнянский район, село Дуняни. Церковь Архангела Михаила (XVI-XVIII в.) Такой крест большая редкость.




Сам храм сейчас представляет из себя руины. Крест утерян.

Часто концы лучей украшались еще и звездами.

Нижний Новгород. Церковь Рождества Христова (1719)

Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. (XVIII в.)

Молнии
«Яко молние видящее крестную силу» бегут злые силы от креста. Поэтому и молнии можно встретить на храмовых крестах.

Московская область, Одинцовский район, село Юдино. Церковь Перображения Господня (1720)

Ангелы и херувимы
Прикрепляя к кресту медного ангелочка, автор подчеркивал, что у храма тоже есть ангел-хранитель. Наиболее известны и традиционны ангелы, несущие крест, подобно знамени, как на шпиле собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Рязань. Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVII)

Нередко в наглавных крестах встречаются изображения Херувимов.

Московская область, село Комягино. Церковь Сергия Ражонежского


Сейчас церковь полностью реставрировали.

ЗЕМНОЕ ПРИСТАНИЩЕ

Корабль и якорь
Самые древние наши храмы, на главах которых красуется крест с полумесяцем, это Благовещенский собор Московского Кремля, новгородский Софийский собор и Дмитриевский собор во Владимире. Полумесяц - это корабль церковный, ведомый кормчим Христом.

Москва. Церковь Успения Божией Матери в Гончарах.

В XIX веке тема плывущего корабля уже не ограничивается только символом полумесяца.

Так в сретокрестии восьмиконечного креста храма Воскресения Христова на Обводном канале в Санкт-Петербурге изображен штурвал морского судна, а вместо полулунного видим косое подножие.

Если корабль стоит на якоре, то по безопасности своей он находится как бы уже на земле. И хотя его качают волны, но потопить не могут. Отличить накупольный крест на «полулунном основании» от креста -«якоря» во многих случаях почти невозможно. Единственная деталь, которая безошибочно указывает именно на «якорь», это всевозможные украшения и утолщения на окончаниях дуги.

Московская область, Луховицкий район, село Дидиново. Церковь Троицы Живоначальной

Между Небом и землей
Место пересечения горизонтали с вертикалью на кресте, место средокрестия, символизирует пересечение человеческого с божественным. Крест - посредник между землей и небом. Поэтому часто это место на кресте украшали «восьмеркой», по форме напоминающей замочную скважину. Она образована сложением двух символов - нимба (сияние святости) и цаты (драгоценной подвески обозначающей царскую «непорочность»).

Москва. Церковь Воскресения Христова в Кадашах (1687-1713)

В статье использованы материалы книги «Русский крест. Символика православного надглавного креста». Москва, «АСТ», 2006 год.