Марианна Цой и Наталья Разлогова. Любимые женщины Виктора Цоя

Вам не было страшно соглашаться на участие в проекте? Все-таки это ваша личная жизнь, отношения с близкими людьми. И вот оно перед всеми на экране.

Очень страшно. Была и раньше попытка снять об этом кино. Попросили помочь талантливому молодому человеку, так сказать, самовыразиться. Я подумала тогда, что смогу держать все под контролем, и даже работа началась, но вдруг «увидела» картинку: огромная афиша на доме, название фильма мелко, не разобрать, и большими буквами: «Неизвестная любовь Виктора Цоя». Вот ужас-то! Опомнилась, отказалась и запретила в довольно жесткой форме.

А через несколько лет опять началось, и тут снова сыграло «Твоя жизнь - не только твоя жизнь! Ты обязана думать о тех, кто любит Майка и русский рок!» Не скажу, кто мне это вбил в голову, но вбил накрепко. Это, правда, очень тяжело.

Публичность неприятна. Сидеть в уголке дивана, читать, вязать, валять - это мое. Но все же, когда говорят: «Из-за твоих капризов люди так и не узнают песен Майка», теряю волю и послушно иду на заклание.

Не от большого ума, должно быть…

- Что вам больше всего нравится в «Лете»? Что, по вашему мнению, могло бы сделать его еще лучше?

Я посмотрела фильм пока всего один раз. Эмоций в связи с его выходом, встречей с друзьями на премьере, ожиданий и страхов было так много, что, боюсь, объективной (хотя бы чуть отстраненной) оценки дать не получится.

Спасибо за слова «еще лучше»! Думаю, если бы у нас было больше времени общаться с Кириллом, а у него - больше времени оставаться на съемочной площадке, если бы не чудовищные форс-мажоры и цейтноты, всем было бы гораздо лучше.

- В чем заключались ваши функции консультанта фильма?

Честно говоря, я этот титр сняла бы. Не для того, чтобы кого-то обидеть - ну какой из меня консультант? Получилось так: много лет назад писатель Александр Житинский попросил рассказать о Цое - не знаменитом, плакатном, всеми любимом герое рок-н-ролла, а о юном мальчике Вите. Обещал, что мой рассказ будет всего лишь «сырьем» для его книги, что это очень важно для правдивости образа. Старым приятелям надо помогать. «Правдивость образа» - тоже святое дело.

Но с Витей у нас были отношения, которые не определишь одним словом: что-то вроде нежной дружбы. О них не стыдно вспоминать (там только свет и грусть), но и знать каждому не обязательно.

Все-таки решилась, написала, как подружке: вот, Саша, все, что помню, что чувствовала, бери, пользуйся, не обращай внимания на композицию - это просто поток памяти, литературно не обработанный; дарю для пущей выпуклости образа Легенды.

Житинский вдруг прислал трогательное письмо, в котором умолял вставить текст без изменений, мол, его так проняло! Да и Майк с Витей, оказывается, такие благородные, и как же об этом не рассказать? Мы с ним пререкались в письмах, но я уступила. Уже приучили, что моя жизнь - не совсем моя. Вот так текст попал в книгу, в интернет. Потом понравился некоторым людям, и они захотели снять кино.

А консультации мои, боюсь, больше мешали. Если в двух словах: никак не могла согласиться, что сценарий - это в большей степени руководство к действию, инструкция для съемочной группы, а не книга. С одной стороны, доказывала: «Мы не так друга поздравляли, не то говорили». Но, с другой стороны, чем больше замечала фантазии - легкой, с элементами абсурда, - тем больше симпатии это вызывало.

- Какие отношения у вас сложились с Кириллом Серебренниковым во время работы над фильмом?

Отношения сложиться не успели, есть просто впечатления. Кирилл для начала внимательно выслушал замечания и критику в адрес неудачного сценария. Он понял все мои опасения и неловкость ситуации. Сам по себе роман юной замужней дамы с молодым человеком (который и романом назвать нельзя - ни тебе измен, ни тебе ссор с дуэлями) никому не интересен; а если нужен для сюжета - ну, бог бы с ним, снимайте, обсуждайте. Только пикантность вот в чем: тот молодой человек стал Великим Цоем, чуть ли не бронзовым монументом. Его слушали и любили все - от поэта Алексея Дидурова до последних гопников. И вот вдруг нарисовалась какая-то Наталья и говорит: а мы с Витей встречались.

Очень не хотелось оказаться в огромной компании Витиных одноклассниц, восьмиклассниц и подружек. Пошлость невозможная. И Кирилл Семенович это тоже понял.

Он сказал, что без истории, которая двигает сюжет, обойтись нельзя, но он сделает все бережно. И обещание выполнил. Спасибо ему за это!

- Вам понравились кастинговые решения фильма?

Актеров выбирал режиссер, ему виднее. Спорить - похож не похож - бессмысленно: у каждого свои воспоминания или представления о человеке. Ребята выложились, ансамбль получился, они - молодцы!

- А образ, созданный Ириной Старшенбаум, - насколько это «вы»?

Ирочка намного красивее меня в молодости. И ростом выше. Очень милая получилась Наташа, прямо мадонна. Ну, как я могу оценивать себя со стороны?

В фильме затронута тема наставничества, она встречается и в других материалах о музыкальной истории того времени, причем «старшим товарищем» выступает то Майк, то Цой, то Гребенщиков. От чего зависел этот «статус наставника», как определялось, что именно этот друг - авторитет?

Могу повторить только то, что было при мне; то, о чем помню сама. Цой много раз говорил, что слова Майка о его песнях особенно важны, что Майку он верит больше всех. Еще помню, как мы с Марианной (Марьяна Цой, жена Виктора. - Прим. авт.) сидели на скамейке на улице Софьи Перовской, пока Майк и Витя наносили, видимо, очень важный визит Борису Борисовичу. Марьяша страшно нервничала: как-то БоГ примет Цоя. Отвечать могу только за это.

В фильме Майк слишком опекает Витю, прямо безупречный рыцарь и Учитель. В жизни, думаю, Гребенщиков сделал для Цоя что-то очень важное. Или много важного. Вывел на другой уровень. Мне, право, трудно судить, не сильно тогда интересовалась.

Майк всегда радовался появлению нового талантливого музыканта. Его спрашивали: «Не завидуешь?» Он искренне изумлялся: «Чему? Одно дело делаем. Чем нас больше, тем лучше!»

- Вы лучше всех знали Майка - если бы Майк посмотрел «Лето», что бы он сказал?

Ох, трудно предположить!

Я часто думаю, что сказал бы Майк, узнав, что Боб Дилан - лауреат Нобелевской премии, что можно, не выезжая из страны, посмотреть концерты Jethro Tull, Маккартни. Или выехать и там посмотреть. Что можно спокойно купить любую книгу, а можно и скачать. И музыку любую в прекрасном качестве.

Верю, о фильме он сказал бы добрые слова. Некоторые сцены прокомментировал бы остроумно, где-нибудь похихикал бы. Музыкальные номера точно очень понравились бы.


Сегодня, когда ищешь информацию о «Зоопарке» в Сети, находишь только немногочисленные фанатские паблики и сайты, сверстанные, кажется, еще в 90-х. Есть еще клуб-музей «Камчатка» памяти Цоя (у которого, по словам основателей, нет покровителей и его могут выселить в любой момент), кое-где в разных городах сохранились стены и другие памятные места. Но в целом все это очень хрупко и фрагментарно. Вам не кажется странным, что государство не спешит сохранить такой важный пласт - эпоху формирования русского рока, и крупные меценаты тоже таких инициатив не выдвинули?

Странно, да. Потом, как обычно, будут жалеть: не оценили вовремя, опоздали, если бы знать… Хотя… Не будут. У государства и своих забот хватает, а эти певцы из поколения дворников и сторожей столько беспокойства доставляли советскому обществу.

Я бы на месте государства и меценатов первым делом Саше Башлачеву памятник поставила. Пока есть только мемориальная доска и скромный музей.

А еще подарила бы кучу денег и предоставила лучших архитекторов для Николая Ивановича Васина . Художник, просветитель, интереснейший человек, и столько лет один бьется!

- Какие фильмы вы смотрели вместе с Майком, с Виктором? Какие книги обсуждали?

Точно помню, ходили на «Искатели приключений» - Майк сильно удивился, что все мои симпатии принадлежат не Алену Делону, а Лино Вентуре. «Большие гонки», «Покаяние»… Он расстроился, когда вышел сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Холмс в исполнении Василия Ливанова показался слишком молодым и не очень английским. Правда, быстро привык и потом смотрел с интересом. (Вот интересно, что бы он сказал о Шерлоке-Камбербэтче?) Был просто счастлив, когда по ТВ показали «О, счастливчик!» с Аланом Прайсом и «Перекресток» Уолтера Хилла. Мы ездили в Москву, чтобы посмотреть «Братья Блюз» на видео у Саши Липницкого.

О книгах много разговаривали. В начале знакомства Майк переводил «с листа» Керуака, Бротигана, читал вслух чудом попавший в руки экземпляр «Москва - Петушки», приносил от сестры почитать самиздатовские книжки («Мастер и Маргарита», например).

Майку нравился Тургенев. Обломова любил и защищал: «И что его все ругают? Добрый, честный человек. Просто не занимается тем, что считает бестолковым!» Цитировал постоянно - и «Жареная рыбка, дорогой карась», и «Таракан сидит в стакане», и «Страшно жить на этом свете, в нем отсутствует уют».

«Анекдоты из жизни Пушкина» Хармса, ясное дело. Бродский, Ахмадулина - много любимых авторов.

- Что в 1980-е делало счастливым Майка Науменко? Виктора Цоя? Вас?

Молодость. Волшебная уверенность в том, что все трудности скоро кончатся, и все будет замечательно.

- Коммуналки, безденежье, дефицит - это понятно, а что хорошего осталось в той эпохе, по чему вы скучаете?

Я не хотела бы туда вернуться. Все ностальгическое связано только с моим личным жизненным временем (юностью, которой больше нет), но не с эпохой, не с историей. Мороженое было вкусное, а помидоры, даже магазинные, пахли солнцем и той самой рассадой на окне.

- «Лето» - отличный драйвер для того, чтобы о творчестве Майка узнало поколение 15–25-летних, которые в основном все в рэпе и знают о главной музыке 80-х только какие-то базовые вещи. Какие из песен Майка вы посоветовали бы им послушать, в каких, скажем, трех или пяти композициях ярче всего проявляется его личность?

Во-первых, не вся молодежь слушает только рэп. Мои дети и их многочисленные друзья (чтобы за примерами далеко не ходить) слушают очень хорошую музыку, и не могу похвастаться, что сильно вмешивалась в их вкусы.

Какие песни Майка слушать? Да пусть слушают все. Никто не знает, какие слова вдруг всплывут из памяти и что-то подскажут, в чем-то поддержат. О Майке много расскажет песня «Сидя на белой полосе». Теперь уж точно можно сказать, что он остался верен себе, не соврал, не прогнулся.

Михаил Ефремов в интервью Дудю недавно сказал, что русский рок - это не музыка, это настроение. Что такое русский рок для вас? Выделял ли Майк «русский рок» из рок-н-ролла вообще?

Я отвечу словами Майка из разных интервью. «Нет такого понятия - советская рок-музыка. Есть разные группы, которые делают разную музыку. Нет никаких границ…» (1990 год). «Моя работа - развлекать людей. И не вижу в этом ничего плохого…» (1990 год). «Наш рок и их рок зарождались, развивались и продолжают развиваться в разных условиях - это и так понятно… У нас существует похвальная тяга к серьезному року с хорошими текстами. Минус отечественного рока - в отсутствии тинибопа для тинейджеров…» (1978 год).

Что такое русский рок для меня? Кусок жизни. Знакомство и дружба с хорошими людьми.

- Какую музыку вы слушаете?

Ну, нет такого, чтобы села и слушала. Обычно - в дороге, в метро. Закачиваю в плеер полный набор всякой всячины. Конечно, рок-н-ролл (для бодрости), что-нибудь красивое, что-нибудь ностальгическое (музыка - мощная машина времени) и что-нибудь свеженькое по рекомендации дочек (не хочется отставать от молодежи). Если нужны названия - ну, разве что выборочно: Бах, Прокофьев, ирландская музыка, вся британская рок-классика, Moon River, «Аквариум», ВИА «Аккорд», Шопен, блюзы, Muse, Kasabian и много еще чего. А вот Высоцкого и Башлачева долго слушать не могу, я их читать люблю.

Вы вспоминали долгие разговоры с Виктором Цоем. Все знают, что он был человеком прямым, но скрытным. Что его по-настоящему волновало?

Я мало конкретного помню. Совершенно точно поначалу поразило, что мы оба предпочитаем в одежде черный цвет. Как-то это обсуждали, обосновывали… О детях много говорили. О музыке. Какая песня больше нравится с этого альбома «Аквариума» или с последнего альбома Боуи.

Спорили, что сильнее действует: графика или живопись, проза или поэзия. Пунктиком, конечно, была Япония, японская культура. Там не маскируют рыбное блюдо под, скажем, куриное, а, наоборот, всеми способами подчеркивают вкус рыбы. Естественность, культ сезонов, любование как действие… То есть нас обоих восхищала не экзотика, а удивительная бережность к миру, гармония японцев с природой.

Мы не брали во внимание мегаполисы, производственные отношения людей, их несколько странные традиции. Зачем? Есть Басё, Исса, Такубоку…


Фото: Алексей Фокин

- Насколько медийный образ Цоя соответствует тому, каким вы помните его?

Помню застенчивым мальчиком с теплым светом в глазах. Позже он стал более уверенным в себе, угловатость превратилась в грациозность. Прибавилось обаяния и иронии. Все вдруг заметили, что он начитанный и шутит умно. Потом мы очень редко виделись. Но я читала воспоминания людей, которые общались с Витей в Москве. Все говорят, что он остался человеком чистым и порядочным, талантливым и нежным. Верю, что так и есть.

Вот что писал Алексей Рыбин в книге про Майка: «Он [в отличие от БГ] брал своей слабостью, на сцене он был тем, кем был на самом деле, - мальчиком из хорошей, интеллигентной семьи, знающим языки и читающим Тургенева, тонким, думающим, переживающим, все понимающим - и не способным найти в окружающем мире не то что взаимопонимания, но даже ответа на любой свой вопрос. Майк все время жаловался - даже в самых героических и разудалых песнях эта жалоба слышна. Он все время пел о том, как ему плохо, как ему некомфортно, как он страдает от того, что ему чего-то недостает - речь при этом идет о вещах совершенно нематериальных, даже „хочется курить, но не осталось папирос“ в его подаче вырастает в проблему философскую, в конфликт, и никем, кроме самого забубенного гопника, не прочитывается как проблема гастрономическая или наркологическая. Он был силен этой своей слабостью, силен тем, что не боялся ее и на ней выстроил все свое творчество». Вы согласны с этим?

Соглашусь, пожалуй. Могу ответить цитатой из очень старой статьи Артемия Троицкого: «Легко быть умным, легко быть серьезным. Легко и надежно. Трудно быть искренним, трудно быть самим собой („но возможно…“). Один на сцене - всегда босс, скромный вождь и учитель. Другой - не очень понятен, но полон тайн, очарования. Один - над залом, другой - далеко в стороне. Только Майк стоит среди них. Голый, как в своей ванной комнате, куда неожиданно набежало столько сотен народу. Он демонстративно незащищен. Он позволяет себе выглядеть в песнях жалким и нелепым. Он нарочито антипатичен даже в самых драматических ситуациях. И в результате он пожинает урожай глупых смешков и свиста нормальных ребят и девушек, у которых свои представления об искусстве. Они не хотят видеть себя, это зеркало плюет им в глаза».

С другой стороны, в чем сила, в чем слабость - как посмотреть. Майк был и сильный, потому что остался собой. И даже не в принципах дело - тут органика, его суть.

Русский рок для многих был и остается в первую очередь стремлением к внутренней свободе: вот - государство, а вот - мы и то, что у нас есть, то, чего никому не отнять. Вам удавалось в те времена ощутить себя свободной благодаря музыке?

Русский рок, нерусский рок, стихи, «Черный квадрат», придуманный прекрасный город, волонтерство в собачьем приюте, путешествие через океан на паруснике - средств для обретения свободы много. Это такая огромная тема!.. Раньше я говорила детям: «Хотите сами? Очень хорошо! Вперед! Только помните: свобода подразумевает ответственность». Теперь думаю, что это не все: внутренняя свобода - такая радость, такая сила. Если ее обретаешь, то не страшно ничего, как в любви. Самое трудное - определить, в чем твоя несвобода, какие страхи мешают… Ну ладно, это уже философия пошла…

А в те времена я не задумывалась ни о какой свободе-несвободе. Рано вышла замуж, проблем - только поворачивайся. Бунтаркой себя не считала - просто была с любимым человеком, который занимался своим делом. А я просто не мешала.


Прочитав сценарий фильма, тогда еще не снятого, Гребенщиков сказал: «Мы жили по-другому». Как вы считаете, в конечном итоге Серебренникову удалось показать, как вы жили? Если не частности, то само настроение, дух той эпохи, в которую появилась музыка Майка и его друзей?

Ну, на залив регулярно ездила как раз группа «Аквариум», а не «Зоопарк». Майк не был большим любителем природы; выпить с приятелем на набережной Фонтанки - другое дело. Чтобы честно и подробно ответить на этот вопрос, хотелось бы посмотреть кино еще раз. Пока скажу одно: послевкусие от фильма точно приятное и ностальгическое. Спасибо всем за это!

Вы ощущали тогда на себе титул «жены легенды», это как-то влияло на вашу жизнь тогда? И что изменилось сейчас, после выхода «Лета»?

Легендами и звездами наши мальчики называли себя разве что в шутку. Вся «радость» от известности мужа - гости почти каждый день. В этом, конечно, было и много хорошего: появлялись очень интересные люди из разных городов. Я видела, что Майк не зря занимается любимым делом: он нужен, его песни нужны.

Что изменилось после выхода фильма? У нас с детьми появилось еще больше общих тем для разговоров. Вот скоро все откипит, все выскажутся, утихнут, «а я отмою с паркета кровь и обрету свой душевный покой».

Несмотря на то что со дня кончины Виктора Цоя прошло уже более 27 лет, все, что с ним связано, вызывает огромный интерес у любителей его творчества. Это касается и его отношений с Натальей Разлоговой, биография которой представлена в этой статье.

Семья отца

Наталья Разлогова родилась в 1956 году в столице Болгарии, Софии. Ее дедом по отцовской линии был известный болгарский революционер Никола Разлогов. Он неоднократно участвовал в восстаниях против Османской империи и военных режимов, правящих Болгарией. Некоторое время вместе с семьей жил в эмиграции в Советском Союзе. После завершения Второй мировой войны Разлогов работал послом своей страны в Австрии. Его сын, Эмиль Николаевич Разлогов (отец Натальи), также стал дипломатом и многие годы работал во Франции.

Семья матери

Мама Натальи Разлоговой была дочерью Александры Благовещенской и Александра Артемьевича Бекзадяна, армянина по национальности. В 1911 году ее отец окончил Цюрихский университет, а в 192м стал первым народным комиссаром иностранных дел советской Армении. В 1930 году Бекзадяна назначили полпредом СССР в Норвегии. На этом посту он сменил знаменитую Александру Коллонтай. Затем Александр Артемьевич был полпредом Советского Союза в Венгрии. В 1937 году дипломата отозвали на родину, после чего он был обвинен в шпионаже и расстрелян по приговору Верховного суда СССР. Реабилитировали А. Бекзадяна в 1956 году.

Молодые годы

Детство Наталья Разлогова провела в Болгарии. В 1960 году она вместе с родителями и братом Кириллом переехала в Париж, куда на дипломатическую работу был направлен ее отец.
В середине 70-х Наталья Разлогова приехала в СССР и поступила на филологический факультет МГУ (отделение структурной и прикладной лингвистики). По воспоминаниям сокурсников, девушка отличалась высоким интеллектом, эрудицией и некой богемностью, что было вполне закономерно, учитывая ее происхождение.

Виктор Цой и Наталья Разлогова

В 1987 году нашу героиню пригласили поработать ассистентом второго режиссера В. Трахтенберга на съемках известной картины Сергея Соловьева «Асса». По задумке режиссера, в эпилоге картины чернокожий друг главного героя Бананана приводит в ресторан нового певца - Виктора Цоя, который играет самого себя. Звезда выходит на сцену и поет свой знаменитый хит «Перемен!».
По воспоминаниям Разлоговой, Цой сразу же понравился ей своим характером и внутренней независимостью. Несмотря на разницу в возрасте Наталья сразу же завоевала сердце 25-летнего музыканта, хотя он был женат на бесконечно преданной ему Марьяне и имел маленького сына. Он, не задумываясь, ушел из семьи, но официального развода все же не оформил. Расставание с женой прошло без скандалов, однако его родители в штыки приняли известие о выборе Виктора. Они отказались знакомиться с новой избранницей сына и впервые увидели ее только на его похоронах.

Трагедия

Наталья Разлогова и Виктор Цой (фото этой пары см. выше) любили отдыхать в Латвии. 15 августа 1990 года музыкант возвращался с рыбалки. У него был небольшой водительский стаж, и в месяцы, предшествовавшие гибели, он много работал. В 12:28 на трассе Слока – Талси (Латвия) Цой попал в страшную аварию, столкнувшись с автобусом, следующим по встречной полосе, и скончался на месте.
Наталья тяжело переживала смерь любимого. Будучи интеллигентной женщиной, она с достоинством восприняла тот факт, что вдовой Цоя будет считаться его бывшая супруга Марьяна, с которой он не развелся, хотя ходили слухи о том, что музыкант все же успел сделать Разлоговой предложение.

Второй брак

В ноябре 1991 года Наталья Разлогова (фото ее нечасто можно увидеть в прессе) вышла замуж за известного журналиста Евгения Додолева. который на тот момент уже работал в телекомпании ВИД. Через некоторое время супруги уехали в США. У пары есть двое детей.

«Цой - «Кино»

В 2012 году, в день 50-летия культового музыканта состоялась телевизионная премьера документальной ленты, созданной Натальей Разлоговой. Она называется "Цой - "Кино". Толчком для начала работы стала случайная находка.
Однажды, разбирая старые вещи, Наталья Разлогова нашла кассету с песней «Атаман», на которой звучал голос Цоя, напевавшего ее под гитару. Разлогова вспомнила, что певец забраковал ее из-за сходства с творчеством популярной группы «Алиса».
Для съемок фильма вместе с кассетой Разлогова отправилась в Санкт-Петербург, где встретилась с сыном Виктора Цоя Александром, у которого там был свой клуб «Дада». Затем Наталья провела несколько интервью с музыкантами группы «Кино», а для финала картины она вместе с Игорем Вдовиным записала в студии песню «Атаман».

Наталья Разлогова в последние годы

В последнее десятилетие Наталья работала на «Первом канале». Она избегала общения с прессой и не давала каких-либо интервью. В то же время женщина не отказывалась от встреч с поклонниками Виктора Цоя и искренне отвечала на их вопросы.
В 2010 году на экраны вышел фильм «Игла Remix». По словам ее автора, Рашида Нугманова, Разлогова помогала ему советами на всех этапах работы над этим проектом.
Что касается мемуаров, то писать их Наталья Эмильевна Разлогова не собирается, хотя всегда уточняла детали, а также исправляла неточности и ошибки в биографических публикациях о Цое, касающиеся периода их совместной жизни.

Некоторые проекты с участием Разлоговой

Наталья Эмильевна сыграла в нескольких картинах:
    «Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут»;«Жизнь как кино»;«Солнечные дни».
Как уже было сказано, она выступила в качестве сценариста для картины «Цой - «Кино». Кроме того, Наталья много публиковалась, в том числе под псевдонимами. В числе ее наиболее интересных работ такого рода можно назвать:
    рецензию на фильм «Игла»;статьи «Музыкальная правда» и «Звезда по имени «Кино».
Многочисленные интервью с Разлоговой вошли в документальные и художественные телепроекты «Музобоз», «Культ кино», французскую картину о Викторе Цое и пр.

Брат

Кирилл Разлогов появился на свет в 1946 году в Москве, и на момент рождения Натальи ему было уже 10 лет. Вместе с родителями и с сестрами, Натальей и Еленой, он провел несколько лет во Франции. В 1965 году он поступил в МГУ, на исторический факультет, который с успехом окончил спустя 5 лет. На данный момент является президентом российской Гильдии киноведов и кинокритиков.

Сестра

Елена Эмильевна Разлогова является старшим ребенком в семье. На данный момент живет в столице. Является кандидатом филологических наук и ведущим научным сотрудником лаборатории НИ ВЦ МГУ.
Теперь вы знаете, кто такая Наталья Разлогова. Сейчас она постоянно проживает за границей и не стремится к публичности. Тем не менее довольно многие фанаты Цоя навсегда запомнили ее как последнюю любовь своего кумира.

Звезда по имени Солнце

Авария, в которой разбился Виктор Цой, оставила очень много вопросов, на которые мы так и не узнали ответов

Даже в печальном рейтинге рано ушедших из жизни выдающихся поэтов и музыкантов Виктор Цой поставил своеобразный рекорд - ушел из жизни в 28 лет, и опередил его, пожалуй, только Лермонтов, проживший на два года меньше. В том злополучном августе 90-го Цой с пятилетним сыном отдыхал в Прибалтике. Возвращаясь с рыбалки, он не справился с управлением, и на 35 километре трассы Слока - Талси под Тукумсом вылетел на встречную полосу, где столкнулся с "Икарусом". Скорость, с которой ехал "москвич" Цоя (130 км/час), не оставила ему ни единого шанса выжить. Удар был настолько сильным, что его хоронили в закрытом гробу. Экспертиза показала, что музыкант был абсолютно трезв, - согласно официальному заключению следствия, Виктор Робертович Цой просто заснул за рулем... Виктора давно уже нет, но песни его живы. Их энергетика и сегодня настолько сильна, что мурашки бегут по коже.

ОТЕЦ ВИКТОРА ЦОЯ РОБЕРТ: "НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ У СЫНА БЫЛА ОДНА - НАТАЛЬЯ: ОН ХОТЕЛ ЖЕНИТЬСЯ НА НЕЙ, НО НЕ УСПЕЛ"

Никак не могла предположить среднестатистическая советская семья Цоев - инженер Роберт Максимович и учительница физкультуры Валентина Васильевна, что их единственный сын станет в СССР культовой фигурой. Мальчик, внешне похожий на папу, был настоящим маминым сыном - она не только любила, но и понимала его, как никто. Валентина Васильевна пережила Виктора на 19 лет.

- Роберт Максимович, судя по фотографиям, ваш сын был очаровательным ребенком.

Детские фото Виктора обошли все газеты и журналы, где-то я даже видел его снимок чуть ли не в годовалом возрасте. Когда ему исполнился год и четыре месяца, мы вынуждены были отдать сына в ясли - жене Валентине Васильевне пришлось выйти на работу, потому что я в то время был еще студентом. В яслях Витюша все время плакал, успокоить его можно было, только взяв на руки, поэтому почти все время он проводил на руках у воспитательницы. Рос, как все, особых хлопот нам не доставлял. Года в три-четыре мы уже спокойно выпускали его на улицу, где у него были друзья-приятели, и он исчезал на полдня. Обратно домой загоняли его с трудом.

- Трудно представить Виктора Цоя паинькой и отличником. Школьные учителя на него не жаловались?

Учился он средне, звезд с неба не хватал, но и до двоек не скатывался, был твердым хорошистом. Только класса с восьмого у него стали появляться тройки. Но вел Витя себя хорошо, без хулиганских выходок, во всяком случае, в школу нас никогда не вызывали. Вообще-то, сначала мать-учительница взяла его в свою школу. Но после окончания начальных классов мы перевели сына в другую - поближе к дому, в нашем Московском районе. Виктор был этому только рад, ему не очень нравилось находиться под постоянным материнским контролем.

- Кому он обязан своей любовью к музыке?

Думаю, мне. Я с детства увлекался игрой на гитаре и, уже будучи взрослым, часто потренькивал на ней - правда, игрой в полном смысле этого слова мое "исполнение" трудно было назвать. А Виктор слушал и лет в 10-12 тоже увлекся. Я ему показал первые аккорды, а дальше он уже начал играть сам. Бывало, закроется в ванной и что-то там наигрывает, мелодию подбирает.

Конечно, сыну хотелось иметь свою гитару, и вскоре она у него появилась - с этим связана целая история. Я ведь страстный рыбак, поэтому мы с Валентиной Васильевной отпуск обычно проводили где-нибудь на берегу реки. Уезжали на месяц, а Виктора оставляли одного, но под присмотром бабки и тетки - матери и сестры жены. На питание ему оставляли 100 рублей, по тем временам вполне приличные деньги. И вот стоило нам уехать, как он тут же побежал и купил какую-то крутую гитару за 120 целковых (20 сэкономил из тех денег, что мы давали ему в школу), о которой давно мечтал. А потом с хлеба на воду весь месяц перебивался...

Потом сын уже ездил на рыбалку вместе с нами, но обязательно брал с собой кого-нибудь из приятелей. Они рыбачили на другом берегу реки, у него там даже был любимый камень, который местные жители до сих пор называют "камнем Цоя".

- Кем вы хотели видеть сына?

Мать была уверена, что Виктор станет художником, он ведь с детства - лет с шести, наверное, - очень хорошо рисовал. Несколько лет параллельно с общеобразовательной занимался в художественной школе и был там на хорошем счету. Его картины даже на художественной выставке в Нью-Йорке выставлялись. Кстати, окончательно он живопись так и не бросил, даже в разгар своей музыкальной карьеры много рисовал, иногда просто в перерывах между выступлениями. У меня до сих пор хранятся все его картины и зарисовки.

В одном из интервью Виктор сказал: "Сейчас родители считают, что я занимаюсь своим делом. Но, наверняка, они так думали не всегда". Поначалу вы не приняли его увлечение музыкой?

Не то чтобы не приняли, просто не верили, что это у него серьезно. Думали, очередное увлечение, которое скоро пройдет. А уж того, что у него, помимо музыкального, еще и поэтический талант проявится, даже представить себе не могли.

Сейчас есть мнение, что он был не только выдающимся композитором и исполнителем, но и поэтом. Его даже иной раз называют классиком: дескать, если популярность человека через 20 лет после его смерти не уменьшается, а возрастает, как это происходит с Виктором, значит, его с полным правом можно причислить к этой категории. Он ведь долго шел к своему призванию - был и банщиком, и лодочником-спасателем у нас тут на прудах, и кочегаром.

- От последнего места работы вы, наверное, в особый восторг не пришли?

Меня больше расстраивало, когда он вообще не работал. В те времена ведь как было: не трудишься где-то, значит, тунеядец, а за это могли и посадить. А Виктор, когда его из Художественного училища имени Серова выгнали "за неуспеваемость", поначалу устроился на завод штамповщиком, но долго там не продержался, а потом два года вообще не работал - лежал на диване. Его знаменитая песня "Бездельник" посвящена именно тому времени.

Я тогда очень переживал, а мать как-то спокойно к этому отнеслась, ни разу его не попрекнула. Сказала: "Не хочешь - не работай. Делай то, к чему душа лежит". А душа у него всегда лежала к музыке. Думаю, ей материнская интуиция подсказала, что из него будет толк. Виктор вообще был ближе к матери, чем ко мне. Во-первых, она проводила с ним больше времени, я-то постоянно пропадал на работе. Во-вторых, не секрет, что я один раз уходил из семьи, - так сказать, грехи молодости. В общем, Валюша оказалась права: я думал, что Виктор два года бездельничал, а оказалось, что все это время он творил.

- Известность накрыла вашего сына моментально...

Но, увы, длилась она недолго - всего пять лет. Когда в 88-м на экраны вышла "Игла", его имя уже гремело на весь Советский Союз. Ну а после альбомов "Группа крови" и "Звезда по имени Солнце" он вообще был нарасхват.

- С внуком Александром часто общаетесь?

К сожалению, реже, чем хотелось бы. Ему 25 лет, у него свои дела, ему не до нас. Он пытался заниматься музыкой, как отец (кто-то даже снял его опыты на пленку), но без особого успеха. Зато он стал классным компьютерщиком, работал полгода в Москве на Первом канале - Константин Эрнст его туда приглашал. Нельзя сказать, что он - копия Виктора, но сходство, конечно, есть. И даже не столько в чертах лица, сколько в манерах - например, он точно так же, как и его отец, вскидывает подбородок. Вот только вымахал - уж и не знаю, в кого! - под два метра ростом. Все наши родственники просто диву даются.

- Не женат?

Нет пока, хотя девушек у него было очень много. В этом смысле он совсем не похож на отца, которого в юности особо не интересовали ни выпивка, ни женский пол. У Виктора до тех пор, пока Марьяна его на себе не женила, толком никого и не было. Потом сразу же родился Сашенька, к тому же все его время забирала музыка. Настоящая любовь у него была одна - Наталья, он хотел на ней жениться, но не успел. Ни Марьяны, ни Валентины Васильевны уже нет в живых: жена Виктора умерла пять лет назад, а моя Валюша - в ноябре прошлого года...

РЕЖИССЕР ФИЛЬМОВ "ИГЛА" И "ИГЛА. РЕМИКС" РАШИД НУГМАНОВ: "К СВОЕЙ СЛАВЕ ОН ОТНОСИЛСЯ С ИНТЕРЕСОМ И ОДНОВРЕМЕННО С ОПАСКОЙ"

Рашид Нугманов сделал то, что до него не удавалось ни одному кинорежиссеру, - в главной роли в его новой картине "Игла. Ремикс" сыграл человек, которого уже 20 лет нет в живых. Закончить картину режиссер планирует к 15 августа, а на экраны она выйдет в середине сентября.

Рашид Мусаевич, со времени выхода на экраны картины "Игла" прошло 22 года, почему вы решили вернуться к этой теме?

Потому что в этом году исполняется 20 лет со дня гибели Виктора Цоя, а он по-прежнему популярен и востребован новым поколением молодых людей. Они заслуживают того, чтобы увидеть своего героя на большом экране, как это довелось в свое время их старшим братьям и сестрам, а у кого-то, возможно, отцам и матерям.

- Как вы определяете жанр новой картины - сиквел, римейк, расширенная версия?

Ни то, ни другое, ни третье. Мой фильм - ремикс, то есть особая форма произведения, когда к оригинальному материалу прибавляется новый, этот термин я заимствовал из музыки и перенес в кинематограф. Источников нового материала у меня три - мои архивные материалы съемок с Виктором, досъемки с Петром Мамоновым, Александром Башировым, Мариной Смирновой и другими актерами и современная комиксная графика.

- По слухам, в картине прозвучит песня на неизвестное стихотворение Цоя.

Стихотворение широко известно, неизвестна музыка, поскольку Виктор никогда не записывал и не исполнял со сцены эту песню. Она называется "Дети минут". Музыку написала группа "Ю-Питер". Спел ее Слава Бутусов, а Юрий Каспарян записал соло на гитаре.

- Гражданская жена Цоя Наталья Разлогова принимала участие в работе над "Иглой. Ремикс"?

Мы дружим с Наташей все эти годы, и разумеется, она была свидетелем всех этапов создания картины. Ее мнение для меня крайне важно.

- Почему она не общается с прессой?

Ей просто недосуг. К тому же Наташа сама много публикуется, под разными псевдонимами.

- Что вам чаще всего вспоминается в связи с первой картиной?

В 1987 году фильм "Игла" уже был в производстве на киностудии "Казахфильм": снимать его должен был совсем другой режиссер, но у него не приняли кинопробы. И когда в августе я приехал в Алма-Ату на каникулы после третьего курса ВГИКа, мне неожиданно предложили принять картину.

Я согласился с тремя условиями: во-первых, приглашаю сниматься своих друзей, во-вторых, вольно обращаюсь со сценарным материалом и, в-третьих, оператором будет мой брат Марат Нугманов, тоже студент третьего курса. Студия приняла мои условия, и я сразу же позвонил своим друзьям - Виктору, Мамонову, Баширову - и мы сразу погрузились в работу. Кстати, обстановка на площадке была по-настоящему теплой, можно сказать, мы жили одной дружной семьей.

Вы не побоялись включить в картину сцену драки с использованием карате, хотя в Советском Союзе этот вид борьбы, мягко говоря, не приветствовался?

Виктор много занимался восточными единоборствами, его кумиром был Брюс Ли. Вполне естественно, что он продемонстрировал свою пластику в фильме. И какое нам было дело до того, что борьба не приветствовалась идеологами от власти? Рок-музыка им тоже не нравилась, но это не помешало Виктору стать звездой.

- Думали ли вы тогда, что картину ждет такой оглушительный успех?

Можете мне не верить, но я понимал, что нашел золотую жилу. Я лишь гадал: выпустит ли Госкино фильм в прокат или положит на полку как антисоветский? Все-таки история, в которой главный герой спасает свою девушку от наркомании, для кинематографа того времени была, мягко говоря, нетипичной.

- Как долго вы знали Цоя?

В общей сложности пять лет - мы познакомились зимой 1985 года в Ленинграде и до его гибели оставались друзьями. Возможно, кому-то Виктор казался замкнутым и холодным, но мы знали его как очень открытого и веселого человека. Помню, мы часто смеялись во время съемок первой "Иглы". Самым сложным для нас оказался, как ни странно, эпизод встречи Моро с человеком на дрезине в степи. Мы должны были снять проезд дрезины с холма, где стоял Моро, через его спину. Но движения актера были настолько нелепы, что Виктор никак не мог удержаться от смеха. Солнце быстро садилось, а мы так и не сумели снять ни одного "серьезного" дубля. В конце концов, пришлось снимать проезд отдельно.

Виктор не любил оставаться один, но и большие компании малознакомых людей не привлекали его надолго. Он предпочитал, чтобы рядом с ним были друзья. Принято считать, что гении не приспособлены к повседневной жизни, к быту. На мой взгляд, это заблуждение. Во всем, что касается жизни и быта, Виктор прекрасно ориентировался...

- Цой был готов к славе, которая на него обрушилась?

Он относился к ней с интересом и одновременно с опаской. Как любому нормальному человеку, ему льстило признание огромного количества людей. Но Виктор также чувствовал дискомфорт, который неизбежно влечет за собой слава. Ведь следом за любовью и поклонением всегда следует тенью зависть, недоброжелательство, непонимание, а иногда и необъяснимая ненависть...

- В вашей картине герой Цоя погибал, и многие впоследствии увидели в этом некий знак...

Все это чепуха, досужие вымыслы и бабкины суеверия. Я считаю, что никакие мистические совпадения, никакие литературные произведения типа "Мастера и Маргариты" или "Макбета" не способны повлиять на жизнь человека. Все эти так называемые "сценарии" возникают в головах мистически настроенных людей уже после случившегося, задним числом. А виной тому человеческая слабость, вечный страх перед будущим и скоротечностью собственной жизни. Кроме того, главный герой в "Игле" не умирает, а встает с колен и продолжает свой путь.

- Сняв "Иглу. Ремикс", вы обещали ответить на вопрос: "Цой жив?".

Для меня Виктор никогда не умирал.

БЫВШИЙ ДИРЕКТОР ГРУППЫ "КИНО", ПИСАТЕЛЬ ЮРИЙ БЕЛИШКИН: "ТАКИЕ ЛЮДИ ПРОСТО ТАК ЗА РУЛЕМ НЕ ЗАСЫПАЮТ"

Юрий Белишкин занимался организацией первого в Советском Союзе рок-фестиваля в 1974 году. После гибели фронтмена группы "Кино" он какое-то время работал с "ДДТ", а потом, по его собственным словам, завязал с музыкой, потому что ему стало "скучно, тоскливо и неинтересно". Сегодня Юрий Владимирович занимается КВНом, пишет книги афоризмов и неизменно участвует в организации и проведении фестивалей и вечеров памяти Виктора Цоя.

- Юрий Владимирович, как долго вы были директором группы "Кино"?

Тесно мы общались года полтора. Помню, как впервые встретился с Виктором... За мою долгую жизнь подобного впечатления на меня никто больше не производил. Как правило, рок-н-ролльщики - люди, мягко говоря, не очень опрятные, а Виктор был стройный, красивый, ухоженный. Будь я женщиной, сразу бы в него влюбился. Еще не зная, что это Цой, я обратил на него внимание: надо же, какой необыкновенный молодой человек идет! И надо сказать, что за все время нашего с ним знакомства он меня не разочаровал.

Виктор очень дорожил временем, посвящая его творчеству. У него не было ни многодневных запоев, ни так называемой творческой рассеянности - он был очень организованным: на все встречи приходил вовремя, никогда не опаздывал ни на вокзал, ни в аэропорт, даже если вылетать надо было в пять утра. А еще Цой никогда не пел под фанеру - ему бы такое и в голову не пришло.

- О Викторе слагают легенды и рассказывают байки...

Самый нелепый слух о нем, который я когда-либо слышал, - будто вывел Цоя в люди: нашел в кочегарке, отмыл и сделал звездой - его последний продюсер Юрий Айзеншпис. Да Айзеншпис работал с ним только последние полгода! Виктор к тому времени уже самостоятельно собирал стадионы. Если бы он просто вышел на улицу и сказал, что сейчас будет петь, вокруг него тут же собралась бы многотысячная толпа.

- И никаких признаков звездной болезни?

У него не было ни звездной болезни, ни мании величия - в отличие от представителей горячо нелюбимой мною нынешней эстрады. Года четыре назад журнал, главным редактором которого был Леонид Парфенов, опубликовал "тройки" выдающихся людей разных времен. В "тройку" ХХ века вошли Гагарин, Высоцкий и Цой. Действительно, последним явлением в искусстве прошлого века был Виктор, а дальше - пропасть, пустота.

Машина, на которой разбился Цой, - "москвич", пусть даже и последней модели - не идет ни в какое сравнение с автомобилями, на которых ездят современные звезды. Виктор был равнодушен к материальным благам?

Он действительно не придавал им особого значения. Он не покупал себе золотых цепочек, печаток, фирменных тряпок. Как ни пафосно это звучит, но для него самым главным была его музыка. А время тогда было другое, "москвич" считался вполне приличной машиной. Виктор купил этот автомобиль на деньги, которые получил за несколько концертов. Как потом оказалось, у "москвича" была ненадежная рулевая система.

- Если не ошибаюсь, у Цоя тогда как раз начался период бытовой неустроенности?

Да. Девушка, с которой он жил, была москвичкой, и Виктор, имевший прописку в Ленинграде, уехал в Москву, где не имел даже квартиры. Нужно было заново обустраиваться на новом месте, а у него на все это просто не хватало времени. Я думаю, в конечном счете именно Москва его и погубила - если бы он туда не переехал, вы бы брали интервью у него, а не у меня.

Вы один из немногих, кто считает, что авария под Тукумсом - не несчастный случай, а чей-то злой умысел. Почему?

100 процентов, что это не случай. Такие люди, как Виктор, просто так за рулем не засыпают. К сожалению, следствие, которое должно было установить, что же действительно произошло, провели поверхностно. Родные и близкие Виктора настолько были придавлены горем, что не настояли на серьезном расследовании. Почему-то не сделали это и люди, которые с ним тогда работали, в частности, тот же Айзеншпис. А ведь там было очень много вопросов, на которые мы так и не узнали ответов.

- Но в таком случае закономерен вопрос: кому была выгодна смерть музыканта?

Вы хотите, чтобы я назвал вам фамилию? Такие вещи даже близким людям не говорят. Как же я могу, совершенно не зная вас, доверить вам это! Послушайте его последний "Черный альбом", вспомните о смерти Майкла Джексона и проведите параллели. Ответ будет очевидным.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Наталья Разлогова родилась в Болгарии, 20-го октября 1956-го года. Она – известный журналист, критик и переводчик. Является сестрой кинокритика Кирилла Разлогова. Но более всего Наталья прославилась как последняя подруга известного музыканта Виктора Цоя .

Детство девочка провела во Франции, поскольку ее отец был дипломатом. В 1979-м году Разлогова закончила Московский государственный университет. Она училась на филологическом факультете, отделении структурной и прикладной лингвистики. По воспоминаниям ее окружения, ее отличала «богемность и эрудиция».

Судьбоносная встреча с Виктором Цоем произошла в 1987-м году, на съемках фильма «Асса». Наталья работала там в качестве второго ассистента режиссера Виктора Трахтенберга, а Цой исполнял одну из ролей в картине.

На ту пору Разлоговой исполнилось 31 года, а Виктору было 25.

Между ними вспыхнул бурный роман, который продлился до самой кончины музыканта.

Каждое лето они ездили отдыхать в Юрмалу, где останавливались у знакомых Натальи.

В это время Цой был официально женат. Марианна настоящая жена , знавшая о романе мужа с Натальей, не устраивала ему скандалов и довольно терпимо относилась к этой связи, сохраняя хорошие отношения в семье. По слухам, Цой даже хотел жениться на Наталье, но не успел.

После смерти Цоя, в 1991-м году Наталья вышла замуж. Ее избранником стал музыкальный журналист Евгений Додолев, от которого она родила двоих детей. Вместе с ним она уехала в Америку.

Более двадцати лет Наталья не давала никаких интервью по поводу своих отношений с Виктором Цоем.

В день 50-летия культового музыканта на телевизионный экран вышла документальная лента под названием «Цой - Кино», созданная Наталье Разлоговой.

Она случайно отыскала потерянную кассету, на который была записана песня «Атаман», напетая когда-то Цоем под гитару. Он сам ее забраковал из-за сходства с творчеством популярной в те годы группы «Алиса».

Разлогова отправляется Санкт-Петербург, там она встретилась с Александром, сыном Виктора Цоя , в его клубе «Дада». После Наталья встречается с музыкантами группы «Кино» . В финале вместе с Игорем Вдовиным, продюсером и хорошим другом группы, они записывают в студии песню «Атаман».

Сейчас Разлогова работает на «Первом канале».

Она избегает общения с прессой, не дает никаких интервью. Однако иногда встречается с поклонниками Виктора Цоя и отвечает на их вопросы.

Более того, не хочет писать мемуары, хотя иногда исправляет неточности или ошибки в биографических данных, уточняя детали, которые не связаны с личными отношениями.

По воспоминаниям продюсера Юрий Айзеншписа, Наталья была «мудрым и обаятельным человеком». Именно Разлогова сообщила ему о гибели Цоя.

Виктор и Наталья были очень близки, она много сделал для него. К сожалению, ей достались лишь воспоминания.

Наталья Разголова — последняя любовь Виктора Цоя