Маятник эмоций в психологии. Маятник настроения

«Хотя эмоции и чувства по форме субъективны, все они имеют определенные внешние проявления (в виде разнообразных движений, жестов, мимики, интонаций и тембра голос). Мало того, «душевные движения» вызывают вполне очевидные физические изменения: люди краснеют, бледнеют, у них ускоряется (или замедляется) ритм сердца и дыхания. Может изменяться деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и т. п. Под воздействием негативных эмоциональных состояний порой даже формируются предпосылки к развитию ранних болезней…»

Маятник эмоций

Все мы жертвы распространенного стереотипа: человек может контролировать свои мысли, но никогда не возьмет под контроль свои эмоции. Что ж, это правда. Но только если вы никогда ранее не занимались контролем эмоциональных состояний…


В этой главе я расскажу о своей матрице эмоций, по которой вы всегда сможете лучше ориентироваться в собственном эмоциональном мире:

Проводя тренинги по стресс-менеджменту, управлению эмоциями, я обучаю людей диагностировать свои эмоции по вышеприведенной матрице, образованной двумя осями: горизонтальная ось – энергетика, вертикальная ось – выраженность хорошего настроения.

В каком из четырех «квадратов» чаще всего пребывают активные и стресс устойчивые люди? Вот что показали опросы во время занятий:

«Спокойная уверенность, напористость, решительность» – 60–70 % всего времени.

«Раздражение, гнев, ярость» – 15–20 % всего времени.

«Скука, уныние, депрессия, печаль» – 10 % всего времени.

«веселье, радость, экстаз» – 5-10 % всего времени.

Наше настроение обычно напоминает маятник, раскачивающийся между двумя полюсами шкалы:


Уныние Радость


При этом, если настроение резко уходит «в плюс», оно затем может столь же резко перескочить «в минус». В то же время, перейти от печали к радости гораздо сложнее. Не имея практического опыта, вызвать у себя положительные эмоции непросто.


Как можно управлять своими эмоциями? Какие есть инструменты управления?

И здесь на помощь придут следующие рычаги управления:


● смена направленности мыслей;

● представление определенных образов;

● вызывание определенных ощущений в теле

● специально подобранные движения;

● специально подобранные запахи;

● определенная музыка.


В принципе, эмоции – вещь летучая. Всем известно, как легко порой портится настроение, и, напротив, какой мгновенный восторг может вызвать радостное известие. Однако иные эмоции бывают достаточно ригидными. Вот почему на «вызов эмоции» придется потратить определенное время. Мысленно отведите на этот процесс не меньше 3-10 минут. При этом работать можно не только с положительной направленностью ваших эмоций, но и со степенью их интенсивности.


Контролировать размах «маятника» реально, даже если поначалу это кажется невозможным. Но подумайте, что влияет на наши эмоции? С одной стороны, внешняя среда: окружающие нас люди, сложные ситуации и даже погода. А с другой – наше собственное отношение к себе и миру. Скажем, человек с завышенной оценкой очень расстроится, поняв, что отношение окружающих к его персоне не соответствует ее воображаемой важности.


Другие люди страдают от того, что сами недооценивают себя: отсюда их неуверенность и ранимость. Настроение нам портит отсутствие важных для дела навыков или информации, а также чересчур эмоциональный подход к вещам, которые, по сути, особого значения не имеют.


Очень многим жизнь портит так называемая «навязчивость совершенства», а также страх неудачи: они хотят вечно оставаться на пьедестале, и так бояться совершить ошибку, что предпочитают вообще никогда не идти на риск и не делать ничего нового. На настроение влияет и уровень амбиций: бывает, человек многого хочет, но пока достичь этого не может – и переживает. Порой это мучительно, но такие эмоции также служат отличным «локомотивом успеха», который помогает добиться задуманного.


Конечно, внешняя среда, как правило, контролю не поддается. Зато мы способны управлять своим внутренним состоянием. Именно на это направлены все медитативные техники (равно и в буддизме, и в православии), шаманские приемы, методики школ боевых искусств и т. п. Основная их задача: гасить негативные эмоции. Но бывает и наоборот.


В самых разных артистических школах (Чехова, Станиславского и т. п.) артистов учат вызывать у себя определенные эмоции – гнев, страх, печаль, радость. Они должны уметь изображать их, даже если сами не испытывают ничего подобного. Однако, если Станиславский делал упор на мысленное представление определенных обстоятельств (яркие образы в голове вызывали внешнее выражение эмоций через моторику актера), то


Чехов предлагал, напротив, больше работать с внешними проявлениями, моторикой (зная, что определенные движения способны «разжечь» нужные эмоции).


Можем ли мы контролировать свое дурное настроение? Разумеется! Американские ученые даже обнаружили в мозгу особый центр, отвечающий именно за дурное расположение духа. Эта структура (расположенная в нескольких сантиметрах позади правого глаза) активируется у людей, жалующихся на раздражительность, волнение и постоянные вспышки гнева. Как ее «укротить», если настроение уже безнадежно испорчено?


На моих тренингах для обучения контролю эмоционального состояния, применяется эффективная техника «Маятник». Для начала участникам предлагаю войти в «нулевую точку» (см. вышеприведенную схему). Для этого используются техники концентрации внимания. Затем каждый должен произвольно «уйти в минус», испытать негативные эмоции (90 % людей куда легче «запрограммировать» себя на печаль, а не на радость).

Чтобы испортить себе настроение, предлагаю думать о прошлых неудачах, долгах, своих болезнях, неизбежном конце жизни и так далее. Одновременно следует вызывать в голове яркие картины, образы, чтобы получился целый «художественный фильм».

Вызвав состояние негатива, необходимо удержать его в голове, «варясь» в своих обидах и пессимизме, в скуке и тревоге. Нам часто внушают: «надо всегда думать о хорошем». Но ведь мир состоит из радости лишь наполовину. Мы не дети, и знаем: в этой жизни есть и белое, и черное. И надо уметь грамотно управлять и тем, и другим.

Погружаться в черные мысли и образы, аналоги негативных эмоций из прошлого участникам следует в течение 3-10 минут. А затем им нужно вновь перевести мысли в нулевое состояние. Без этого маятник настроения просто не сможет качнуться в сторону позитива.

Сначала они концентрируются на воображаемом нуле. После чего плавно, используя позитивные мысли, сопровождающиеся яркими картинами и образами, перемещаются «в плюс». Можно помочь себе, используя слайды, музыку, запахи и физические упражнения, которые стимулируют позитивные эмоции.


Дойдя до кондиции, после того, как «в плюсе» пройдет минут десять, можно вновь перейти к негативу, затем опять к позитиву и так далее. Важно осмыслить сам процесс перехода из одного эмоционального состояния в другое и понять: каждое из них можно удержать, в каждое – войти и выйти. Месяц-два таких тренировок обеспечат вам неплохой контроль над своим эмоциональным миром.

Можно также воспользоваться дополнительной техникой: «Управление эмоцией». Задумайтесь: какая эмоция чаще всего посещает вас в течение дня? Что за негативные мысли приходят в голову? А какая ситуация их провоцирует?

Теперь «войдите» в обозначенную вами эмоцию. Какие мысли ее сопровождают? Выделите ключевые. И… замените их на похожие, но позитивные. После этого их следует прокручивать в голове по несколько раз (одного раза мало!).

Манипуляции сознанием. «Эффект маятника».

В социальной психологии описан «Эффект маятника» применительно к групповым процессам. Мы же рассмотрим каким образом работает маятник в эмоциональной сфере, и как это используют для манипулирования сознанием.

Представьте маятник. Фактически это нить с грузом, который тянет вниз, соответственно, если не раскачивать маятник, то он занимает строго вертикальное положение.Представьте, что сторона справа от нити это зона отрицательных эмоций. Слева - положительных.

Теперь давайте проведем мысленный эксперимент (можно сделать и не мысленный). Начинаем отводить груз вправо, в зону положительных эмоций. Все больше и больше. А теперь отпустите груз. Маятник, пройдя среднее положение, по инерции отклонится влево, в зону положительных эмоций. При этом мы не прилагаем никаких усилий, чтобы маятник качнулся влево. Вполне достаточно прекратить действие сил, которые маятник двигали в левую сторону.

Вы надели новые туфли, которые Вам жутко натерли ноги. Вы пришли домой, с трудом сняли обувь и почувствовали облегчение. По сути, Вам стала хорошо, потому что теперь не так плохо, как было раньше. Мозоли никуда не делись, но теперь Вы довольны. Вы испытываете радость - точнее псевдорадость.

Псевдорадость не является положительной эмоцией. Это, по сути, облегчение, которое человек испытывает, когда снимается мощное отрицательное воздействие. Поэтому «эффект маятника» заставляет человек почувствовать себя хорошо, хотя на самом деле ничего хорошего не происходит. В отличие от реального маятника, эмоциональный маятник в зону положительных эмоций не переходит, а остается в зоне отрицательных эмоций. Но при этом человек испытывает вроде бы положительные эмоции.

«Эффект маятника» можно обозначить формулой: «Сделай человеку плохо, а потом немного облегчи воздействие. Человеку станет хорошо. Хотя на самом деле ничего хорошего нет».

Давайте рассмотрим пару примеров, как это используется для манипулирования сознанием. Обратите внимание, как вводят непопулярные законы. Например, недавно повышали налоговую нагрузку на бизнес. Сначала публикуют проект постановления, где уровень нагрузки такой, что можно всем закрываться (если интересно можно отследить динамику публикаций по торговым сборам). Все в ужасе. «Мы разоримся» - кричат эксперты и бизнес сообщество.

Потом говорят, что это предварительный проект и его будут обсуждать. Потом его корректируют. Потом налог увеличивают, но в меньшей степени, чем обсуждалось первоначально. И все счастливы. Хотя ничего хорошего на самом деле не произошло - налоги то повысили.

Если вы понаблюдаете как проводятся все непопулярные законы, то вы увидите, что всегда используется «эффект маятника». Сначала кто-то из депутатов, вносит такое предложение, что «хоть стреляйся». Потом кто-то более серьезный говорит, что «депутаты погорячились». А потом все равно внедряют непопулярные меры, под благодарности людей, чьи интересы пострадали от новых правил.

На предприятии можно объявить о планирующихся увольнениях, а потом отменить сокращения персонала при условии 10% снижения зарплаты. И все будут счастливы.

Прием очень распространенный. И весьма эффективный. Область его применения широка - от политики, до личной жизни. Более того, наверное, это правильный способ, более мягкого введения непопулярных мер. Хотя я считаю, что для любого человека важно понимать механизмы того, что происходит в его жизни. Понаблюдайте и Вы сможете увидеть как часто используется «эффект маятника» для манипуляций.

P.S.

Как распознать манипуляторов в вашей жизни? Как научиться профессионально их нейтрализовывать? Что делать, если манипулятор - близкий человек? Ответы на все эти вопросы вы узнаете из нашего видеокурса "Манипуляции"⇩⇩⇩

Вслушайтесь в свои эмоции. Что вы сейчас ощущаете? Спокойствие? Расслабленность? Напряжение? Возбуждение?

Наше эмоциональное состояние, словно маятник, колеблется из стороны в сторону – от подавленности или апатии к всплеску самых ярких чувств. Несмотря на то, что колебания маятника уносят нас в совершенно противоположных направлениях, оба эти положения маятника таят в себе одну большую опасность – временную утрату способности к произвольной концентрации внимания .

Когда вы управляете эмоциональным маятником?

Ответ: тогда, когда он находится в зоне относительного покоя.

Небольшие колебания маятника из стороны в сторону – от легкой усталости до бодрого состояния – это зона вашей оптимальной работоспособности. В этом положении эмоциональный маятник – ваш незаменимый помощник.

  • Во-первых, он поддерживает в вас интерес и внимание к тому, чем вы в данный момент заняты.
  • Во- вторых, по мере того, как в вас накапливается усталость, он подсказывает вам, что сейчас изменит свою спокойную амплитуду и взлетит в зону апатии и рассеянности.
  • В-третьих, под влиянием каких-то внезапных внешних сигналов он предупреждает, что готов взмыть в противоположном направлении, помимо вашей воли увлекая за собой все ваше внимание.

Как эмоциональный маятник рассеивает внимание

Когда мы испытываем скуку или полностью расслаблены, или несколько растеряны, или утомлены, то наш эмоциональный маятник показывает сниженный эмоциональный фон. В этом состоянии мы чувствуем определенную нехватку сил, для того чтобы

  • полностью сосредоточиться,
  • сконцентрировать свои мысли,
  • сфокусировать внимание

на чем-то, что требует от нас определенных волевых усилий. Маятник эмоций словно качнулся в сторону полного снижения нашей мозговой активности.

И вот мы начинаем легко отвлекаться от своего дела, наши мысли могут совершенно непроизвольно потечь в другом направлении, мы словно впадаем в легкое оцепенение. В результате, то, что находилось в фокусе нашего внимания, благополучно оказывается отодвинутым на периферию нашего сознания. К утрате внимания привело постепенное, но неуклонное снижение мозговой активности.

Индивидуальные психофизиологические различия таковы, что у кого-то этот период оптимальной работоспособности очень короткий. А кто-то способен сохранять концентрацию внимания ровно столько, сколько того требует решаемая задача. Достичь такого дисциплинированного внимания поможет специальная тренировка концентрации внимания.

Упражнения на расширение зоны концентрации внимания

Когда к психологу обращаются за помощью, например, в преодолении страха выступлений перед большой аудиторией, он, скорее всего, предложит своему клиенту цикл тренировочных упражнений. Каждое упражнение понемногу снижает уровень страха, и наконец, проблема оказывается преодолена. Тот же принцип предлагают психологи и для индивидуального повышения уровня концентрации внимания.

Например, весьма полезен здесь тренажер на Викиум «Клик-Клик ». Выполнение этого упражнения направлено на пошаговое расширение зоны концентрации внимания, что обеспечивается постепенным возрастанием

  • времени, в течение которого вы успешно справляетесь с задачами,
  • числа объектов, которые вы можете удерживать в поле зрения.

Другое упражнение — «Найди предмет » — не только стимулирует концентрацию внимания, но и позволяет развивать способность как можно дольше удерживать определенный темп работы.

Оба упражнения принесут безусловную пользу тем, кто не может себе позволить изменить или сбавить темп в процессе работы. Сюда, например, можно отнести всех, кто в течение дня ведет прием клиентов – врачи, продавцы, юристы, консультанты.

Увеличить индивидуальное время сосредоточенности на работе можно также путем целенаправленных тренировок на тренажере «Уникум». Задача, поставленная здесь перед исполнителем, построена с учетом принципа постепенного истощения внимания. Борясь с истощением внимания и отодвигая его во времени, мы увеличиваем амплитуду пребывания нашего эмоционального маятника в оптимальной зоне, а значит, шаг за шагом наращиваем период нашей работоспособности. Это упражнение особенно полезно для тех, кто, например, вычитывает тексты, требующие редакторской правки, или готовит финансовые отчеты, сводя вместе несколько разных документов.

С Викиум вы сможете заниматься развитием концентрации внимания онлайн по индивидуальной программе

Как эмоциональный маятник провоцирует сбой внимания

Когда мы чересчур возбуждены, чрезвычайно взволнованы, испытываем сильный страх или ярость, эмоциональный маятник резко взмывает в противоположную сторону. Теперь мы как бы насильно, против нашей воли, оказываемся втянутыми в бурлящий водоворот самых сильных чувств и, как результат, становимся:

  • зависимыми от наших переживаний,
  • полностью охваченными бурей чувств,
  • не в состоянии рационально относиться к происходящему вокруг.

Причиной тому – особенный рефлекс, названный знаменитым физиологом И.П. Павловым ориентировочным . Другое его название – рефлекс «Что такое» — как нельзя точно передает его роль в нашей жизни. Любые видимые и неожиданные изменения вокруг способны мгновенно вызвать у человека этот рефлекс. Как и все в нашей психике, он обладает полезностью, помогая вовремя заметить приближение опасного или полезного объекта. Но именно благодаря ему, наш эмоциональный маятник и взмывает вверх при каждом внезапном изменении среды. А внимание тут же меняется с произвольного, преднамеренного, на непроизвольное. Говоря иначе, мы отвлекаемся от нашей задачи помимо нашей воли. И требуется приложить немало усилий, чтобы потом вернуться обратно в свое рабочее состояние.

Вовсе «отключить» у себя ориентировочный рефлекс, конечно, не удастся. Но можно научиться сохранять самообладание и сосредоточенность в условиях, когда на вас буквально обрушивается шквал разного рода раздражителей. Управление вниманием – это, прежде всего, сознательное фокусирование на объекте и такое же осознанное абстрагирование от всего, что отвлекает или препятствует сосредоточенности.

Упражнения на развитие умения совладать с непроизвольным вниманием

Если в первом примере мы видели, что колебание маятника в одну сторону приводит к снижению концентрации, то в этом случае колебание маятника ведет к тому, что наше внимание непроизвольно переключается на внезапный сильный внешний раздражитель. Можно ли сохранить в таких условиях способность управлять своим произвольным вниманием? Да, если потратить определенные усилия на специальные тренировки внимания.

Упражнения на концентрацию внимания действительно могут помочь совладать с такими помехами, как, например,

  • большое волнение перед экзаменом или важными переговорами;
  • страх ошибиться в решении задачи, где цена ошибки особенно высока;
  • раздражение от неожиданных и сильно отвлекающих помех.

Кроме того, эти упражнения для развития концентрации внимания вырабатывают важную способность не поддаваться на яркие отвлекающие информационные сигналы. Одно дело, когда вы работаете в обстановке, где нет ни неожиданных шумов, ни отвлекающих разговоров, ни ярких сюжетов типа телевизионной рекламы. И совершенно иное, когда от вас требуется максимально сосредоточиться на сложной задаче в условиях множества помех – от внезапных взрывов веселого смеха ваших коллег до соблазнительных ароматов вкусной еды.

Особенно большой эффект в развитии способности противостоять эмоционально сильным помехам обеспечивают наши тренажеры «Цветовод » и « ». С помощь данных тренажеров создается искусственная помеха вниманию. Мозг тренируется игнорировать эту помеху, исключать ее из сознания, полностью сосредотачиваясь на поставленной задаче.

Хотите добиться самых высоких показателей? Тогда вас ждет тренажер «Цветовод: перегрузка ». Вам придется привлечь все свое усилие воли, чтобы освоить это упражнение. Но, добившись в нем успеха, вы сможете затем эффективно применять навык, освоенный благодаря этому упражнению, чтобы в серьезных стрессовых ситуациях сохранять самообладание.

Тренажер «Аквариум » разработан с целью помочь вам в формировании способности сохранять внимание исключительно на требуемом объекте и не отвлекаться на все остальные, даже если они так похожи. Тренируясь, вы обучаете свой мозг важной способности отличать фигуру от фона, сохранять эту фигуру в поле своего зрения даже, когда фон и фигура почти сливаются друг с другом. В качестве примера можно привести ситуацию, когда вы в потоке машин должны следовать за определенным автомобилем и не потерять его из виду.

Для того, чтобы выросла концентрация внимания, упражнения онлайн должны выполняться регулярно .

У многих из нас расшатаны нервы, близко слезы, мы сами часто замечаем, что срываемся и несправедливо обижаем близких. Все это признаки нарушения эмоционального, душевного равновесия. Если такое состояние сохраняется долго, это может привести к неврозу, а спустя еще какое-то время – к более серьезным расстройствам.

Есть еще одна причина, из-за которой мы должны тренировать свои эмоции. Мы уже знаем, что мысли материальны. И вот доказательства.

Уже много лет ученые изучают связи между сознанием, мозгом и иммунной системой. В США разработана и во многих клиниках применяется бихевиористическая медицина, использующая психические силы пациента для лечения его тела. Цель – вовлечь пациента в процесс лечения.

Когда пациент в кабинете врача пассивно выслушивает его предписания, он не чувствует себя полноправным участником борьбы с болезнью, даже когда начинает задавать вопросы о побочном действии прописанных лекарств или о других методах лечения. Вовлечение пациента в процесс лечения – это совсем другое.

Участник лечения – не просто хорошо проинформированный потребитель медицинских услуг, а человек, способный применить новые методы контроля сознания над физиологией и активно помогать своему лечению.

Давно замечена взаимосвязь между отношением человека к своим недугам, медицинскими предписаниями, которые он получал, и результатом лечения.

Недавно было открыто, что между гормонами, вырабатываемыми организмом, и клетками иммунной системы и мозга существуют прочные биохимические связи. Кандас Перт, возглавляющая отделение биохимии мозга отдела клинической нейромедицины Национального института психических заболеваний США, пишет:

«Я более не считаю возможным проводить четкую грань между мозгом и телом».

Учеными этого института установлено, что, например, моноциты (клетки иммунной системы, способствующие заживлению ран, восстановлению пораженных тканей и поглощающие бактерии и другие инородные тела) могут вступать в химическое взаимодействие с нейропептидами (своего рода химическими посыльными между клетками мозга).

Этими же учеными было обнаружено повышенное содержание клеток, способных взаимодействовать с нейропептидами, в лимбической системе – мозговых структурах, контролирующих эмоции. Их же исследования показывают, что и сама иммунная система вырабатывает химические вещества, воздействующие на мозговые структуры, которые руководят нашим настроением.

Это значит, что эмоции могут играть ключевую роль в ходе болезни. Вот почему, по мнению этих же ученых, для успешного выхода из болезни необходимо «проецировать сознание в организм».

Упражнения на глубокое расслабление дают больному новую настройку; т. е. при повторных расслаблениях подавляется активность вырабатываемых мозгом химических веществ, стимулирующих лимбическую систему. А ведь чрезмерная активность лимбической системы вызывает угнетение иммунной защиты организма и другие неприятные последствия.

Врачи сами признают, что их помощь больному ставит его в зависимое положение. Если же дать возможность сделать что-то самостоятельно, пациент чувствует себя хозяином положения, и благотворные последствия этого превышают все, что может сделать для него врач.

Мы считаем слезы признаком слабости, стыдимся их, даже когда они появляются к месту. Особенно это характерно для мужчин. Мы часто скованы сомнительной моралью, этикетом, мы – неестественны. Вспомните, как естественны дети в выражении своих эмоций, как они искренни.

Не потому ли их смех так заразителен, что и нам трудно сдержать улыбку, видя радость ребенка, и так непереносимы их плач, их молчаливые слезы? Вспомните при этом, как легко они переходят из одного состояния в другое.

Давайте и мы представим себя немного детьми – искренними, чистыми, беззащитными. Давайте отпустим наши эмоции на свободу, не будем сдерживать движения души, позволим нашим чувствам взять верх над разумом.

Вы спросите: «Зачем это? Ради чего плакать? Ради чего смеяться?»

Отвечаем: ради глубочайшего внутреннего покоя, обретения чувства спокойствия.

Как тренировать эмоции

А теперь начинаем работу над эмоциями.

Наши эмоции не только влияют на наше физическое состояние и внешний облик, но и, наоборот, от них зависят. Сейчас мы убедимся в этом на практике. Попробуем перевоплотиться в актера.

Первая роль – несчастный человек. Представьте, что вы играете роль убитого горем человека: сядьте на стул, ссутультесь, безвольно опустите руки и голову, ноги подберите под себя. Одним словом, примите закрытую позу, как будто вам хочется спрятаться от всего мира.

На лице – маска горя, страдания: уголки губ опущены, брови скорбно сведены. Побудьте какое-то время в этом положении, прислушиваясь к себе.

О чем вы думаете? Наверняка вам в голову приходят всякие противные мысли. Что, уже начали вспоминать былые обиды и огорчения, предательства, потери?

А ведь сейчас у вас нет для этого ровно никакой причины. Просто ваша поза, осанка, мимика подтолкнули, вызвали у вас эти чувства.

А теперь скажите себе «СТОП».

Вторая роль – спокойный, уверенный в себе человек.

Расправьте плечи, словно сбросив тяжкий груз, высоко поднимите голову, глубоко и с облегчением вздохните. Улыбнитесь. В душе создайте величественное спокойствие.

Почувствуйте себя уверенным и здоровым человеком. Не вы зависите от обстоятельств, а они подчиняются вашей воле! Прочувствуйте это состояние каждой клеточкой своего тела, каждой фиброй своей души.

Вспоминайте только приятное. Вы сможете это сделать, потому что вас подтолкнет к этому ваша осанка.

Снова первая роль. Усложним наше упражнение. Снова примите позу несчастного человека – ссутультесь, опустите голову и руки, расслабьте челюсти, несколько раз тяжело вздохните. Попробуйте слегка всхлипнуть – вспоминайте.

Вспомните свои обиды, разочарования, потери. Вспоминайте то, что вы старались загнать в самые глубины своего сознания. Заплачьте, не сдерживайте себя. Пусть с этими слезами уйдут самые горькие чувства. Не сдерживайте слез, не стыдитесь их. Перейдите на рыдания, плачьте безутешно, как в детстве. А теперь вспомните, как быстро проходят детские слезы.

Достаточно. Остановитесь. Вы простились со своим прошлым. Перейдите снова ко 2-й роли. Теперь вы спокойны. Выпрямитесь, расправьте плечи, поднимите голову. Глубоко вздохните. Вы спокойны.

Третья роль – «Ах, Арлекино, Арлекино…» А сейчас улыбнитесь. Слегка. Вспомните какой-нибудь смешной случай. Еще. Посмейтесь над своими маленькими слабостями. Не сдерживайте себя. Смейтесь вслух.

Примите позу веселого человека, который безудержно хохочет над чем-то веселым. Хохочите от всей души, держась за живот и раскачиваясь, как смеялись в детстве.

Снова вторая роль. Переход к состоянию уверенного спокойствия. Снова на лице легкая улыбка. В душе состояние спокойствия и уверенного знания, что вы – повелитель своей судьбы. Вам все по плечу. Для вас все возможно в этом мире!

Такой переход от какого-то чувства к противоположному мы называем принципом маятника. По этому принципу мы будем работать с эмоциями на всех последующих занятиях, постепенно усложняя задания.

Внимание! Цель упражнения – научиться вызывать и удерживать нужное, «заказанное» состояние, чтобы использовать это умение в повседневной жизни.

Что дает это упражнение:

Вырабатывается способность управлять своим психическим состоянием в любых ситуациях;

Развивается гибкость нервной системы, умение не застревать в одном эмоциональном состоянии;