Методы лфк, построение частных методик. Методика и дозировка физических упражнений в лфк

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнас­тика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также может применяться в форме производственной гимнастики.

Утренняя гигиеническая гимнастика обычно проводится в домашних условиях в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения не должны быть трудными. Неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10–30 мин, в комплекс включают 9–16 упражнений. Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упраж­нения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным. Каждое упражнение несет определенную функциональную нагрузку. Комплекс упражнений для ЛФК в форме утренней гимнастики выполняется по рекомендации врача. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом учитывается состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Лечебная гимнастика (ЛГ) - ведущая форма ЛФК. Вспомога­тельным является метод самостоятельных занятий. Процедура (занятие) ЛГ является основной формой проведения ЛФК.

Ходьба является наиболее доступным видом циклических упражнений. Она может быть рекомендована лицам всех возрастов, имеющим различные физическую подготовленность и состояние здоровья, независимо от их профессиональной деятельности. Ходьба применяется в целях профилактики и реабилитации после сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Во время ходьбы сокращение мышц чередуется с их рас­слаблением, что позволяет выдерживать длительную физическую нагрузку; в работу вовлекаются основные мышечные группы, умеренно увеличивается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается расход энергии. При ходьбе по ровной местности со скоростью 4–6 км/ч потребление кислорода увеличивается в 3–4 раза по сравнению с состоянием покоя.

Ходьбу необходимо сочетать справильным, размеренным дыханием. Физическая нагрузка во время ходьбы в основном дозируется величиной дистанции и скоростью движения. Продолжительность прогулок увеличивают в зависимости от самочувствия. Благоприятными признаками следует считать ровное, незатрудненное дыхание, легкую испарину, чувство удовлетворения, небольшую физическую усталость, повышение пульса после прогулки на10–20 ударов в минуту по сравнению с исходными величинами и его нормализацию через 5–10 мин. отдыха. Ходьба бывает обычной, ускоренной и дозирован­ной.

Обычная ходьба улучшает обмен веществ, нормализует работу сердца, усиливает кровообращение, вентиляцию легких и является одним из самых доступных средств укрепления здоровья.

Ускоренная ходьба развивает мускулатуру, вырабатывает выносливость, настойчивость и другие волевые качества.

Дозированная ходьба применяется для профилактики и лечения сердечно­-сосудистых и других заболеваний. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата назначают дозированную ходьбу с ограничением по продолжительности. Обычно не более 20 минут. Это связано с негативным действием непрерывной нагрузки в течение длительного времени на больные или ослабленные связки, кости, суставные мениски. Однако дозированная ходьба оказывает выраженное лечебное действие на опорно-двигательную систему при таких заболеваниях, как артроз, остеопороз, остеохондроз позвоночника. Поэтому назначают 2–3-кратные ежедневные пешие прогулки по 20–30 минут каждая с рекомендацией общей ежедневной нагрузки до 5–7 км.

Дозированная, или оздоровительная, ходьба рекомендуется людям всех возрастов, имеющим различную физическую подготовленность. Больным с нарушением жирового и солевого обмена рекомендуется начать ее с 1–2 км, постепенно прибавляя по 500 м; иногда длина маршрута может составить у трени­рованных людей до 10 км и более. Оздоровительной ходьбе целесообразно уделять ежедневно 30–45 мин.

Ходьба дозируется расстоянием, скоростью, затраченным временем, показателем ЧСС и обязательно самочувствием. Во время ходьбы успо­каивается дыхание и снижается нагрузка на организм в целом. Для восстановления сил во время ходьбы рекомендуется выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслаб­ление.

Бег и ходьба имеют большое гигиеническое значение и по своей доступности, эффективности относятся к лучшим средствам оздоровления. Бег и ходьба вовлекают в работу опорно-двигательный аппарат человека, вызывают усиленную деятель­ность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшают функции всех органов, резко увеличивают обмен веществ в организме.

Оздоровительный бег (бег трусцой) рассматривается как разновидность физических упражнений. Как форма ЛФК ис­пользуется: а) бег трусцой в чередовании с ходьбой и дыхатель­ными упражнениями; б) непрерывный и продолжительный бег трусцой, доступный преимущественно лицам молодого и зрелого возраста и достаточно подготовленным.

Прогулки могут быть пешеходными, на лыжах, лодках, велосипедах.

Физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия по А.Ф. Каптелину)

Особенности влияния водной среды объясняются законами Архимеда и Паскаля. Вследствие уменьшения массы пораженной конечности облегчается выполнение движений. Кроме того, температурный фактор (тепло) способствует меньшему про­явлению рефлекторной возбудимости, ослаблению болей и напряженности мышц. Плавание и физические упражнения в воде с использованием специальных приспособлений и снарядов позволяют производить движения конечностями при полностью выключенной опорной нагрузке на них и на позвоночник. Они могут обеспечить повышение силы мышц нижних конечностей и туловища при выраженных явлениях их слабости (атрофии, парезы) в условиях исключения осевой нагрузки, способствовать исправлению деформаций позвоночника и повышению адап­тации к нагрузкам различной интенсивности, общей вынос­ливости и закаленности. При определении показаний к при­менению физических упражнений в воде необходимо учитывать состояние больного и в первую очередь –сердечно-сосудистой системы.

Особеннополезна ЛГ в воде в период появления активных движений, трудно выполняемых в обычной среде.

Основными показаниями к применению физических упражнений в воде следует считать: а) спастические и вялые парезы и параличи вследствие травматических повреждений ЦНС, поражений сосудов головного мозга; б) парезы и параличи вследствие переломов позвоночника (с нарушением целостности спинного мозга и без такого нарушения); в) артриты, артрозы; г) остеохондроз позвоночника; д) нарушения двигательной функции после переломов костей, костно-суставных реконст­руктивных и пластических операций, операций на перифери­ческих нервах; е) контрактуры суставов.

Существует множество форм лечебной физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба, дозированные восхождения (), массовые формы оздоровительной физической культуры, дозированные плавание, гребля и др. (см. схему).

Утренняя гигиеническая гимнастика - это выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений, способствующего переходу организма из состояния торможения (сна) к активному режиму дня. На послебольничном этапе реабилитации утреннюю гигиеническую гимнастику можно проводить на открытом воздухе, сочетая ее с непродолжительной прогулкой.

Занятие лечебной гимнастикой - основная форма лечебной физической культуры, направленная на восстановление функции пострадавшего органа и всего организма в целом. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой даются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения, подготавливающие больного к возрастающей физической нагрузке. Во второй применяются специальные и общеразвивающие упражнения, оказывающие положительное воздействие на пострадавший орган и весь организм больного. В третью включаются элементарные гимнастические и дыхательные упражнения на расслабление мышечных групп, снижающие общую физическую нагрузку и способствующие восстановлению физиологических показателей.



Самостоятельные занятия лечебной гимнастикой проводятся больными, умеющими правильно выполнять физические упражнения и сознательно относящимися к качеству их выполнения. Комплекс упражнений для них составляют специалисты по лечебной физической культуре с учетом индивидуальных особенностей каждого больного. Самостоятельные занятия, которые проводятся с профилактической целью, строятся на основании рекомендаций самих специалистов, а также рекомендаций, полученных с помощью средств массовой информации (теле- и радиопередач, специальной литературы и т. п.).

Лечебная дозированная ходьба проводится для нормализации походки после травм и заболеваний нервной системы, опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также адаптации организма к нагрузкам. Дозируется лечебная ходьба скоростью передвижения, длиной дистанции, длиной шага, рельефом местности, качеством грунта. Такая ходьба является самостоятельной формой лечебной физической культуры, в отличие от ходьбы как спортивно-прикладного упражнения, применяемого в занятии лечебной гимнастикой в качестве средства лечебной физической культуры.

Дозированное восхождение (терренкур) - лечение дозированной ходьбой с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Эта форма занятий применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ, травматических поражениях опорно-двигательного аппарата и нервной системы. В зависимости от крутизны подъема маршруты терренкура делятся на группы с углом подъема 4- 10°, 11-15°, 16-20°. Наиболее известны маршруты терренкура в Кисловодске, Сочи, Гурзуфе, Ялте.

Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др. могут являться не только средствами лечебной физической культуры (как разновидность спортивно-прикладных упражнений), но и самостоятельной формой. Они рассчитаны на дальнейшую тренировку функций пораженных органов и всего организма в целом, повышение работоспособности выздоравливающих, профилактику заболеваний. Эта форма занятий применяется индивидуально - с учетом показаний, противопоказаний и соответствующих дозировок. В последнее время она широко используется в реабилитации спортсменов, лиц молодого и среднего возраста.

К массовым формам оздоровительной физической культуры относятся элементы спортивных игр, ближний туризм, элементы спорта, массовые физкультурные выступления, праздники. Эти формы подбираются и дозируются индивидуально. Они применяются в период окончательного выздоровления с целью тренировки всех органов и систем. Массовые формы лечебной физической культуры могут использоваться и с профилактической целью, особенно в группах здоровья, на курортах и в санаториях.

1. Лечебная физкультура (ЛФК)

ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме

Лечебная физкультура (лечебная гимнастика)

Методические основы и формы лечебной физической культуры

2. Сколиоз - это боковое искривление позвоночника

Массаж при сколиозах

Лечебная физкультура при сколиозах

3. Упражнения

1. Лечебная физкультура (ЛФК )

ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме

Древнегреческий философ Платон (около 428-347 гг. до н. э.) называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх (127 г) - «кладовой жизни». В Древней Греции первые сведения о медицинской гимнастике относят к 5 веку до нашей эры и связывают их с врачом по имени Геродик. Об этом замечательном враче мы можем узнать из историко-философских трактатов Платона. Он пишет «Геродик был учителем гимнастики: когда он заболел, он применил для лечения гимнастические приемы; в начале он терзал этим главным образом самого себя, а затем впоследствии остальную часть человечества».

Геродика считают основателем лечебной гимнастики, впервые больные стали обращаться за помощью не в храмы, а в гимназии - в учреждения, в которых преподавали гимнастику. Сам Геродик по свидетельству Платона страдал каким-то неизлечимым недугом (вероятно туберкулезом), однако, занимаясь гимнастикой, он прожил чуть ли не до ста лет, обучая своих пациентов лечебной гимнастике. Позже Гиппократ, ученик Геродика, которого справедливо называют отцом медицины. (460-377 гг. до н. э.) привнес в греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание «лечебной дозы» физических упражнений для больного человека. Гиппократ считал физические упражнения одним из важнейших средств медицины. И заботясь о сохранении здоровья людей, он рекомендовал заниматься тем, что сегодня называется физкультурой - «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - говорил он.

Клавдий Гален (129-201 г. н. э.) - последователь и поклонник Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач, который в начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он создал основы медицинской гимнастики - гимнастики для восстановления здоровья и гармоничного развития человека. Труды Галена были единственным авторитетным источником медицинских знаний вплоть до эпохи возрождения. На протяжении всей своей жизни Гален проповедовал известный еще при Геродика «закон здоровья» «дышите свежим воздухом, питайтесь надлежащими продуктами, пейте правильные напитки, занимайтесь гимнастикой, имейте здоровый сон, ежедневное отправление кишечника и управляйте эмоциями»

Лечебная физкультура (ЛФК )

Лечебная физкультура (ЛФК) – это совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании физических упражнений, методически разработанных и специально подобранных. При их назначении врач должен учитывать характер заболевания, его особенности, стадию и степень болезненного процесса в органах и системах. В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго определенные нагрузки применительно к ослабленным и больным. Выделяют общую тренировку для оздоровления и укрепления организма и специальную тренировку, направленную на устранение нарушенных функций в определенных органах и системах.

Комплексы упражнений лечебной физкультурой направлены на увеличение подвижности суставов, растяжение мышц. Они позволяют улучшить обменные процессы в патологически измененных тканях, поднять уровень компенсации. Физические упражнения помогут укрепить здоровье, сбросить вес и повысить тонус.

Применение лечебной физкультуры предупреждает дальнейшее прогрессирование болезни, ускоряет сроки выздоровления и повышает эффективность комплексной терапии больных.

Лечебную физкультуру назначает лечащий врач, а методику занятий определяет врач-специалист по ЛФК. Не следует самостоятельно начинать занятия лечебной физкультурой, это может привести к ухудшению состояния. Строго должна соблюдаться методика занятий, назначенная врачом. Лечебная физкультура применяется в различных формах: лечебная и гигиеническая гимнастика, различные формы ходьбы, спортивные развлечения, подвижные игры.

Лечебная физкультура (лечебная гимнастика )

Самостоятельная научная дисциплина. В медицине, ЛФК - это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии.

1) метод неспецифической терапии, использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса; 2) раздел клинической медицины, изучающий рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений.

В процессе многократного повторения физических упражнений совершенствуются имеющиеся, восстанавливаются утраченные и развиваются новые (например, компенсаторные) двигательные навыки и физические качества, происходят положительные изменения функции органов и систем, что в совокупности способствует восстановлению здоровья, тренированности, повышению физической работоспособности и другим сдвигам в состоянии организма. Физическая нагрузка в процессе занятий ЛФК должна быть адекватна функциональным возможностям больного. Так, в пожилом возрасте удлиняется период, необходимый для адаптации к заданному уровню нагрузки, снижается толерантность к физической нагрузке, замедляются процессы восстановления.

Повышение функциональной активности внутренних органов при выполнении физических упражнений связано с активизацией нейрогуморальных механизмов, включением дополнительных гуморальных регуляторов метаболизма, тканевых гормонов, гормонов желез внутренней секреции, действием других биологически активных веществ. Под влиянием ЛФК повышается уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, улучшается деятельность двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

Адаптация к физическим упражнениям сопровождается более экономными реакциями организма на возрастающие физические нагрузки. Одновременно физические упражнения существенно стимулируют периферическое кровообращение и микроциркуляцию, облегчая работу сердца.

Методические основы и формы лечебной физической культуры

Эффективность ЛФК зависит не только от дозирования физической нагрузки, но и от правильного подбора разнообразных средств ЛФК, последовательности физических упражнений при однократном занятии и в курсе лечения. В основе ЛФК лежат дидактические принципы физической тренировки: повторность, регулярность и длительность воздействия, необходимые для укрепления двигательного навыка; постепенность повышения физической нагрузки, помогающая избежать физического перенапряжения; всесторонность воздействия с помощью упражнений для разных групп мышц; доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями больного.

Выбор средств ЛФК зависит от состояния больного, назначенного ему режима двигательной активности и условий лечебно-профилактического учреждения. В кабинете ЛФК стационаров и поликлиник используют преимущественно лечебную гимнастику, утреннюю гигиеническую гимнастику, дозированную ходьбу, упражнения на тренажерах, физические упражнения в воде и плавание в бассейне, трудотерапию и механотерапию. Другие формы ЛФК и спортивные игры находят широкое применение в санаториях и реабилитационных центрах у больных, находящихся на тренирующем режиме.

В лечебной гимнастике различают три основные группы физических упражнений: гимнастические упражнения, спортивно-прикладные упражнения (Ходьба, Бег оздоровительный, Лыжи, гребля, Плавание и др.), спортивные и другие подвижные игры. Гимнастические упражнения составляют основу процедур лечебной гимнастики и утренней гигиенической гимнастики (Гимнастика, Зарядка). Спортивно-прикладные упражнения, как и спортивные игры, могут быть самостоятельной формой ЛФК или включаться в качестве элементов процедуры лечебной гимнастики.

Гимнастические упражнения в лечебной гимнастике для целенаправленного их применения классифицируют по анатомическому признаку (например, упражнения для рук, ног, туловища), по степени усилия мышц, активности больного (активные выполняет сам больной; пассивные - инструктор ЛФК), по характеру целевой направленности упражнения (дыхательные, на координацию движений, на равновесие, корригирующие и др.). Для усиления тренирующего действия упражнений используют резиновые ленты, гантели, эспандеры или тренажеры общего действия (см. Тренажер (Тренажёры). Для создания условий, уменьшающих нагрузку, применяют блоковые установки и другие приспособления, изменяют исходное положение при выполнении движений (лежа, сидя, стоя, стоя с опорой у гимнастической стенки или стула), проводят упражнения в воде. Большое значение придают дыхательным упражнениям, благодаря которым обеспечивается лучшее снабжение тканей кислородом. Дыхательные упражнения, сопровождающиеся только движением грудной клетки и диафрагмы, условно называют статическими, а если они сочетаются с движениями рук, ног, туловища, то их относят к динамическим.

При заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем выполняют специальные дыхательные упражнения. Они понижают (фаза вдоха) и повышают (фаза выдоха) внутригрудное давление, облегчая при ритмичном дыхании венозный возврат крови к сердцу, способствуют увеличению жизненной емкости легких, подвижности грудной клетки, усилению дренирования бронхов. Лечебное действие на моторную и секреторную деятельность системы пищеварения оказывают упражнения для мышц брюшного пресса. При переломах трубчатых костей и гипотрофии мышц различного происхождения в качестве специальных упражнений, направленных на восстановление силы мышц, часто применяют статические упражнения в изометрическом режиме работы мышц.

Гимнастические упражнения нередко проводят в музыкальном сопровождении, что повышает интерес больных к занятиям, вызывает положительные эмоции. Используя различные музыкальные ритмы, можно усиливать тонизирующее влияние упражнений или оказывать успокаивающее действие на нервную систему.

Физические упражнения в воде и плавание обладают тренирующим и закаливающим свойствами. Лечебную гимнастику в бассейне с температурой воды 25-27° применяют при лечении болезней системы кровообращения, дыхания, обмена веществ, нервной системы и повреждений опорно-двигательного аппарата. В большинстве случаев ее назначают в фазе стойкой компенсации и ремиссии хронического заболевания. При температуре 34-36° водная среда способствует расслаблению мышц, что используют для уменьшения спастических явлений и боли при движениях. В связи с этим физические упражнения в такой воде назначают больным с целью разработки подвижности суставов конечностей, позвоночника, уменьшения мышечной ригидности при спастических параличах и парезах.

Лечебную гимнастику проводят групповым или индивидуальным методами. Группы больных комплектуют по нозологическому принципу. Продолжительность занятия составляет 10-15 мин у больного, находящегося на постельном режиме, и 45-50 мин у выздоравливающих. Занятие состоит из вводной части (15-20% общей продолжительности), основной (65-75%) и заключительной (10-15%). Вводная часть включает наиболее простые упражнения, подготавливающие организм больного к физической нагрузке. В основной части занятия применяют упражнения, оказывающие тренирующее и лечебное действие, при этом поддерживается определенная интенсивность физической нагрузки, допустимая по состоянию здоровья, возрасту и физической подготовленности больного. В заключительной части физическая нагрузка постепенно снижается.

Из других форм ЛФК наиболее доступна дозированная ходьба, оздоровительное и тренирующее действие которой зависит от пройденного расстояния и темпа. Применяют ходьбу на лыжах в спокойном темпе с остановками для отдыха. В летнее время целесообразно физические упражнения сочетать с приемом воздушных и солнечных ванн. Спортивные игры (волейбол, настольный и большой теннис, бадминтон и др.) назначают индивидуально, преимущественно больным молодого и среднего возраста, обычно облегчая условия игры.

Лечебная физкультура в системе реабилитации больных характеризуется ранней и последовательно нарастающей активизацией двигательного режима, преемственностью на ее этапах, применением широкого диапазона средств физической тренировки (гимнастических и спортивно-прикладных упражнений, механотерапевтических аппаратов, трудотерапии, массажа и др.).

Дозирование физической нагрузки в разных формах ЛФК определяется нозологической формой, тяжестью течения болезни, состоянием больного, его возрастом и полом. При назначении ЛФК проводят функциональные пробы с физической нагрузкой (пробу с приседанием, велоэргометрию), ортостатические и другие тесты, которые позволяют определить оптимальный ее уровень. В процессе ЛФК врач контролирует адекватность физической нагрузки состоянию больного по его самочувствию, частоте дыхания, сердечных сокращений, величине АД, а у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями проводится запись ЭКГ.

Показания и противопоказания. ЛФК применяют чрезвычайно широко, учитывая ее стимулирующее и общеукрепляющее действие. Она показана при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в фазе компенсации кровообращения и декомпенсации I-II степени (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, порок сердца, дистрофия миокарда и др.), болезнях периферических сосудов, дыхательной системы (пневмония, хронические неспецифические заболевания, туберкулез), болезнях системы пищеварения (холецистит, гастрит, язвенная болезнь в фазе ремиссии, колит и др.), болезнях обмена веществ (ожирение), болезнях мочевыделительной системы (хронический нефрит, мочекаменная болезнь). ЛФК назначают в ранние сроки после операций на сердце, сосудах, легких и органах брюшной полости с целью профилактики послеоперационных осложнений и ускорения восстановления, компенсации функций.

Лечебную физкультуру применяют при заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга, сопровождающихся двигательными расстройствами, нарушением чувствительности и вестибулярными расстройствами, при неврозах, в пред- и послеоперационном периоде у нейрохирургических больных. Большое значение имеют занятия ЛФК у больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата для восстановления его функции, подвижности в суставах, укрепления мышц, коррекции деформаций, улучшения регенераторных процессов костной и мягких тканей. ЛФК используют также при ожоговой болезни и после различных ортопедических и пластических операций.

Лечебная физкультура показана беременным женщинам, при лечении гормональных расстройств, хронических воспалительных процессов в матке и придатках, опущении матки.

Общими противопоказаниями являются многие острые лихорадочные состояния и воспалительные процессы, обострения ряда хронических заболеваний, предрасположенность к кровотечению, нарастающая сердечно-легочная недостаточность, резко выраженная недостаточность кровообращения, тромбоэмболия, выраженный болевой синдром, острые повреждения до иммобилизации, большинство злокачественных новообразований. ЛФК противопоказана также при неадекватных.

Методика ЛФК должна соответствовать возрастным физиологическим характеристикам. Детям раннего возраста показаны рефлекторные физические упражнения, в основе которых лежит тренировка определенных мышечных групп с помощью безусловных двигательных рефлексов (Бабинского и др.). После исчезновения гипертонуса сгибательной мускулатуры (примерно в возрасте 1 1 / 2 -2 мес.) включают пассивные упражнения. По мере увеличения произвольных движений особое внимание уделяют формированию активных двигательных навыков. Сочетанное применение всех типов упражнений и массажа, выполняемых в оптимальных исходных положениях, обеспечивает правильное физическое развитие и коррекцию возникающих нарушений осанки.

Чаше всего встречаются искривления:

1. сколиоз (боковое), рахитический (у детей от 3-4 лет);

2. кифоз (сзади), привычный у рахитных детей, анемичных девушек вследствие горбатой осанки при чтении, в старческом возрасте;

3. лордоз (впереди), встречается реже, при вывихах бедер.

2. Лечебная физкультура при сколиозах

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

Большой вклад в современную лечебную физкультуру внес Валентин Иванович Дикуль. Одним из главных достижений Дикуля стала его собственная методика реабилитации, защищённая авторскими свидетельствами и патентами. В 1988 году был открыт «Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича» - центр Дикуля. В последующие годы в одной только Москве открылось еще 3 центра В.И. Дикуля. Затем под научным руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по всей России, в Израиле, Германии, Польше, Америке и т. д.

Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н.А. Семашко, В.В. Гориневский, В.Н. Мошков, В.В. Гориневская, Древинг, А.Ф. Каптелин, В.И. Дикуль и многие другие.

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника

Возникает в детском и подростковом возрасте. Причины сколиоза: травмы, врожденные изменения, параличи, дисплазия и др. Различают сколиозы по их локализации: шейный, шейно-грудной, грудопоясничный, поясничный, пояснично-крестцовый и тотальный, охватывающий весь позвоночник. Искривление может иметь одну дугу (С-образный сколиоз), две дуги (S-образный) и более (несколько вершин). Сколиоз обязательно сопровождается, поворотом тела позвонка в выпуклую сторону, что приводит к появлению мышечного валика в поясничном отделе и реберного горба в грудном отделе. ЛФК и массаж являются обязательными элементами в комплексном консервативном и оперативном лечении.

Клинико-физиологическим обоснованием к применению ЛФК и массажа является их способность благоприятно влиять на функцию опорно-двигательного аппарата, способствуя уменьшению или стабилизации процессов деформации позвоночника. Формы ЛФК: лечебная гимнастика, гимнастика в воде. Гимнастические упражнения применяют в ИП лежа, стоя s на четвереньках. Тренируют мышцы спины, ягодичной области, живота. Для коррекции дефекта используют специальные корригирующие упражнения двух типов - симметричные и асимметричные. При симметричных упражнениях сохраняется срединное положение позвоночника. Мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, на вогнутой - растягиваются. Асимметричные упражнения подбирают для специального воздействия на кривизну позвоночника. Симметричные упражнения применяют чаще. В процедуру включают также дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения для выработки правильной осанки в положении стоя, общеукрепляющие упражнения. Для увеличения подвижности позвоночника используют упражнения на четвереньках, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости.

Занятия в бассейне предусматривают упражнения у борта бассейна, плавание с помощью надувных снарядов, плотика: и свободное плавание.

Различают три степени искривления позвоночника.

При сколиозе I степени применяют симметричные, общеукрепляющие специальные упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, грудной клетки, корригирующие, упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на развитие координации, выработку правильной осанки. Используют ходьбу, упражнения в ИП лежа на спине, животе, стоя, включая упражнения с мячом, медицинболами. При слабом мышечном корсете занятия проводятся только в положении лежа.

При сколиозе II степени добавляют при ходьбе динамические дыхательные упражнения, включают асимметричные упражнения, упражнения с отягощением гантелями, булавами; упражнения на равновесие. ИП - стоя, лежа на спине, животе, боку. Больше времени отводят на корригирующие упражнения (противовыгибание, деторсионные упражнения). Последние при наличии торсии.

При III степени сколиоза 65-70% времени занятия проводятся в положении разгрузки позвоночника (лежа). Используют наряду с общеукрепляющими и дыхательными упражнениями специальные корригирующие, деторсионные. Если в течение двух лет сколиоз не прогрессирует, рекомендуются занятия спортом: плавание стилем брасс, волейбол, баскетбол, лыжи.

Массаж при сколиозах

Массаж применяют при сколиозе всех степеней при консервативном и оперативном его лечении. Массируют спину, живот, грудную клетку.

При сколиозе I степени применяют поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. При II и III степени - на ослабленные мышцы все вышеуказанные приемы, а на мышцы с повышенным тонусом - поглаживание и вибрацию.

На реберный горб воздействуют всеми приемами, и особенно вибрацией, похлопывая пальцами, не допуская сильных ударов, используют давление, стремясь механическими приемами сгладить деформацию.

Спину массируют в положении лежа на животе, под живот подкладывают небольшую подушку, под голеностопные суставы - невысокий валик, руки располагают вдоль туловища или они согнуты перед грудью. Голова лежит прямо или повернута в сторону, противоположную сколиозу.

При массаже живота и грудной клетки спереди больной лежит на спине, под коленные суставы подкладывают невысокий валик, под голову - небольшую подушку, руки располагаются вдоль туловища.

В положении на боку (противоположной стороне грудного сколиоза) одну руку укладывают под голову, другой рукой больной упирается перед грудью.

При двойном искривлении позвоночника в разных его отделах спина условно разделяется на четыре отдела: два грудных и два поясничных, на каждый из которых избирательно применяют различные приемы с учетом состояния тонуса мышц. Массаж в начале процедуры проводят не избирательно, используя приемы поверхностного и глубокого поглаживания. Затем проводят дифференцированное воздействие на указанные выше отделы, начиная с грудного. Массажист должен находиться на стороне массируемого участка. После операции массаж назначают в срок, зависящий от тяжести и сложности операции. Вначале используют легкое поглаживание, растирание, вибрацию, не касаясь рубца. Через 30 дней добавляют разминание и поколачивание в области реберного выступа, затем присоединяют массаж живота и ног. Длительность процедуры 20-30 мин. На курс - 20-25 процедур ежедневно или через день. Перерыв между курсами не менее 14 дней. Курсы лечения повторяют несколько раз в году. По данным медицинской статистики сколиотические деформации отмечаются у 5-10% детей и подростков. Подавляющее большинство случаев развития сколиоза приходится на период полового созревания, т.е. на 10–14 лет. Сколиоз, который диагностируют в возрасте от начала пубертатного периода (10 лет) до окончания вертикальной линии. Уши, надплечия и лопатки находятся на одном уровне. Просветы между опущенной рукой и бедром слева и справа одинаковы. Левый и правый гребни подвздошных костей также находятся на одном уровне. Если симметрия нарушена, нужно обратиться к врачу. Если в положении лежа на животе искривление позвоночника исчезает, возможно, это не сколиоз, а нарушение осанки. Но и в этом случае лучше посетить врача, он может порекомендовать т.н. корректор осанки, который поможет исправить нарушения, не связанные со сколиозом. Для костного роста (18-20 лет), называют юношеским сколиозом. Этим заболеванием чаще страдают девочки (до 85%). Юношеский сколиоз носит идиопатический характер, с течением времени он прогрессирует.

Диагностика сколиоза у подростков имеет определенные трудности. Обычно сколиоз в начальной стадии развития не создает болевых ощущений и не причиняет никаких неудобств. Поэтому заметить его можно, только когда уже есть явный косметический дефект. С другой стороны, дети в этом возрасте отличаются застенчивостью и очень переживают по поводу изъянов своей фигуры, поэтому, даже если ребенок и заметил, что не все в порядке с его позвоночником, он часто скрывает это от друзей, школьного врача и родителей.

При подозрении на сколиоз нужно немедленно обратиться к врачу ортопеду , который на основании осмотра и рентгеновских снимков поставит точный диагноз. Признаки сколиоза можно выявить и в домашних условиях. У здорового человека, ровно стоящего в свободной позе, с опущенными вдоль туловища руками, левая и правая части туловища должны быть симметричны. Шейные позвонки, позвоночник и копчик находятся на одной консервативного лечения сколиоза у подростков врачи обычно назначают комплекс лечебной гимнастики, физиотерапевтические процедуры (электростимуляция мышц током высокой частоты) и дифференцированный массаж. Комплекс физических упражнений должен быть составлен совместно с врачом, т.к. подбор несимметричных упражнений зависит от конкретного пациента. Если вам предложат пройти курс мануальной терапии, я советую отказаться: мануальной терапией сколиоз не лечат (и это не только мое мнение).

При углах искривления 20-40 градусов могут назначить лечебный корсет. В мировой практике корсетотерапия считается лучшим средством консервативного лечения сколиоза. Ношение корсета требует от подростка недюжинных усилий. И дело здесь не только в том, что он может стеснять движения и причинять другие неудобства в быту. Девочки в подростковом возрасте очень стесняются таких малопривлекательных вещей как лечебные корсеты. К счастью, нынешняя мода позволяет носить любые, самые широкие одежды, которые будут скрадывать все нежелательные детали.

Если терапия не дает результата, угол искривления составляет более 40 градусов и продолжает увеличиваться, то больному назначают хирургическое лечение. Это, разумеется, сложная и опасная операция, и большинству людей трудно на нее решиться. Во время такой операции на позвоночник устанавливают специальные эндокорректоры, металлические стержни и пластины, которые фиксируют позвоночник и препятствуют его дальнейшей деформации. При этом несколько смежных позвонков скрепляют друг с другом, что немного снижает естественную гибкость позвоночника. Многие считают, что нельзя делать операцию до окончания роста скелета, т.к. металлический имплантат будет препятствовать удлинению позвоночника при его росте и только приведет к еще более тяжелой деформации. На самом деле это не так. Сейчас существуют динамические эндокорректоры, которые не препятствуют росту позвоночника и могут устанавливаться детям и подросткам. В некоторых клиниках оперируют детей, начиная с 7 лет.

При лечении сколиоза у подростков существует еще один важный аспект, на который должны обратить внимание родители. На формирование личности подростка отрицательное влияние оказывают многочисленные психопатогенные факторы: ограничение двигательной активности, постоянные переживания по поводу дефектов своей фигуры, частое пребывание в больнице и санатории, страх перед угрозой операции, болезненные реакции со стороны сверстников и родителей, воспитание по типу гиперопеки. В результате у подростков развивается замкнутость, снижение самооценки, эмоциональный и социальный инфантилизм, эгоцентризм. Возникает вероятность психических дезадаптационных расстройств и нервных срывов. Такие подростки требуют особенно внимательного отношения со стороны родителей, иногда им даже нужна помощь психолога или психотерапевта.

Последствия сколиоза

Пристальное внимание к сколиозу объясняется тем, что при тяжелых формах данного заболевания возникают значительные нарушения в важнейших системах организма, приводящие к уменьшению продолжительности жизни трудоспособности и к инвалидности. В литературных данных четко очерчены и хорошо изучены изменения в дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системах при тяжелых формах сколиоза. Приводятся данные о наличии нарушений функции внешнего дыхания, сердечного ритма и обменных процессов в миокарде недостаточной адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, снижение ряда показателей физического развития, более позднее начало периода полового созревания у школьников 7-16 лет, больных сколиозом I и II степени. К сожалению, практически нет данных об изменениях в жизненно-важных системах при нарушениях осанки и при начальных степенях сколиоза у дошкольников и младших школьников.

3. Упражнения

1. Разгрузка позвоночника . Все упражнения ЛФК традиционно начинаются с упражнений по разгрузке позвоночника. Классическое упражнение - ходьба на четвереньках. Длительность выполнения 2-3 минуты.

Ложимся на подстилку на спину. Упражнения на спине предназначены в основном для укрепления мыщц брюшного пресса.

2. "Вытяжение" позвоночника . Лёжа на спине, пятками тянемся "вниз", макушкой - "вверх". Выполняем 3-4 "вытяжения" по 10-15 секунд.

3. Велосипед . Лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища, ногами совершаем движения, имитирующие езду на велосипеде. Важно: большая часть амплитуды движений ног должна "ниже" тела, болтать ногами над животом не надо, нужно, чтобы выпрямляемая нога поочередно проходила близко к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд.

4. Ножницы . Лёжа на спине, руки за головой или вдоль туловища, выполняем скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. Важно: горинтольные махи желательно производить ближе к полу. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода 30-40 секунд.

Теперь переворачиваемся на живот. Упражнения на животе предназначены в основном для укрепления различных мыщц спины.

5. "Вытяжение" Выполняется аналогично упражнению 2, только на животе.

6. Плавание Исходное положение лёжа на животе, ноги прямые,голова опирается на тыльную часть ладоней. Прогибаемся в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Удерживая такое положени, выполняем движения, имитирующие плавание брассом:

Руки вперед, ноги развести в стороны

Руки в стороны, ноги соединить

Руки к плечам, ноги по-прежнему вместе

Выполняем 2-3 подхода по 10-15 повторений с кратковременным отдыхом между подходами (5-10 секунд)

7. Ножницы . Лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и выполняем скрестные горизонтальные и вертикальные махи ногами. Важно: при выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Темп выполнения - средний. Выполняем 2-3 подхода по 30-40 секунд.

8. Удержание. Лёжа на животе, ноги прямые, голова опирается на тыльную часть ладоней. Поднимаем ноги и верхнюю часть туловища, прогибаясь в пояснице (голова, верхняя часть туловища, руки и ноги подняты, точка опоры - живот). Ноги вместе, руки в стороны, ладони вывернуты вверх. Статически замираем в этом положении на 10-15 секунд. Важно: желательно не задерживаьть дыхание, при выполнении этого упражнения бедра нужно отрывать от пола. Выполняем 3-4 повторения с кратковременным отдыхом между повторениями (5-10 секунд).

Теперь встаём.

9. Вращение руками. Упражнение для фиксаторов лопатки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), локти в сторону, пальцы рук к плечам. Выполняем вращение рук назад (по часовой стрелке). Важно: в этом упражнении не нужна большая амплитуда движения, наооборот, локти должны совершать при вращении небольшую окружность. Темп выполнения - медленный. Выполняем 2-3 подхода по 20-30 секунд с кратковременным отдыхом между подходами.

10. Приседания. Упражнение для осанки. Стоя перед зеркалом (контролируя осанку), руки в сторону, ладони вывернуты вверх. В таком положении, сохраняя красивую осанку, встаем на мыски, потом приседаем, снова на мыски и в исходное положение. Выполняем 5-10 таких приседаний с кратковременным отдыхом. Темп выполнения упражнения - медленный

  • Индивидуальный подход к больному в соответствии с его двигательными возможностями и состоянием.
  • Сознательность – осмысленное отношение больного к предлагаемым физическим упражнениям, непосредственное активное участие самого больного в процессе выполнения физических упражнений и контроля правильности их выполнения, что достигается умелым объяснением методиста.
  • Наглядность – показ физических упражнений в сочетании с объяснением.
  • Систематичность – регулярность занятий с постепенным и последовательным повышением нагрузки: от простых упражнений к более сложным, от известного к неизвестному (на каждом занятии включать одно сложное новое упражнение или 2 простых).
  • Принцип закрепления навыков – заниматься физическими упражнениями постоянно, чтобы не утратить достигнутые результаты.
  • Цикличность чередование упражнений с отдыхом.

Формы лечебной физической культуры

  • Гигиеническая (утренняя) гимнастика подготавливает организм к дневной активности после сна, который снижает активность нервных процессов и мышечное напряжение. Во время сна становятся реже пульс и дыхание, снижается активность нервных процессов, замедляется перистальтика кишечника, затормаживаются процессы пищеварения, снижается обмен веществ. Гигиеническая гимнастика предназначена для активизации всех этих процессов. Занятия проводятся до завтрака при отсутствии противопоказаний (определяет врач) в проветренном помещении в легкой, не стесняющей движений одежде, в течение 15-20 минут, желательно под аккомпанемент музыки.
    Комплекс гимнастики состоит из 10-15 упражнений из различных исходных положений для всех мышечных групп, включая упражнения на координацию, гибкость, расслабление, корригирующие осанку, самомассаж. Нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья, возрасту, полу, физическому развитию. Для мужчин рекомендуют включать силовые упражнения: с гантелями, эспандерами, с умеренным статическам напряжением; для женщин – упражнения на развитие гибкости, укрепление мышц брюшного пресса, тазового дна; пожилым следует избегать силовых упражнений, широко использовать дыхательные упражнения и на расслабление мышц, самомассаж головы и шеи для улучшения кровоснабжения сосудов головного мозга, детям необходимо включать упражнения для коррекции осанки, на развитие гибкости, координацию движений и равновесие.
  • Лечебная гимнастика – основная форма, включающая и самостоятельные занятия больными (дробная нагрузка), в которой применяются преимущественно гимнастические упражнения с лечебно-профилактической целью.
  • Прогулки (пешеходные, на лыжах, велосипедах, лодках).
  • Ближний туризм – походы на 1-3 дня снижают напряжение нервной системы, улучшают вегетативные функции.
  • Оздоровительный бег (трусцой) , во время которого задействована вся скелетная мускулатура и нервная система испытывает значительное напряжение.

Методы организации занятий

  • Индивидуальный (с тяжелыми больными).
  • Групповой (по принципу единого характера заболевания или травмы и уровню функционального состояния организма).
  • Самостоятельный.

Каждое занятие включает три раздела: вводный, основной и заключительный. Вводный раздел (разминка) состоит из нескольких общеразвивающих упражнений, последовательно охватывающих все мышцы, занимает 10-20% общего времени. Основной раздел занимает 60-80% всего времени, состоит из специальных упражнений применительно к данному заболеванию, которые обязательно чередуют с общеразвивающими упражнениями. Заключительный раздел занимает 10-20% общего времени. Нагрузку постепенно снижают с целью нормализации повышенной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (медленная ходьба в сочетании с углубленным дыханием).

Режимы движений устанавливает лечащий врач строго индивидуально.

Для стационаров

Режим I

  • Строгий постельный режим назначают тяжелым больным – легкий массаж, пассивные упражнения для конечностей с неполной и полной амплитудой движений 2-3 раза в день по 5-10 минут и каждый час глубокое статическое дыхание.
  • Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии пациента. Разрешают активный прием пищи и активный туалет, самостоятельные повороты на бок, переход в положение сидя в постели 2-6 раз в день по 5-40 минут, элементарные упражнения для конечностей с дыхательными упражнениями.

Режим II

  • Полупостельный (палатный) – пребывание в палате вне постели сидя 50% времени, передвижение по этажу, медленная ходьба (со скоростью 60 шагов в минуту) на расстояние 100-150 м. Лечебная гимнастика выполняется по индивидуальным показаниям: в исходном положении лежа, сидя, стоя, можно с предметами массой до 0,5 кг. Постепенно включают упражнения для мышц туловища. Продолжительность занятий – 20-25 минут.

Режим III

  • Свободный – прогулки в пределах больницы, на расстояние до 1 км со скоростью с отдыхом через каждые 200 м со скоростью 60-80 шагов в 1 минуту. Занятия проводят в зале ЛФК в течение 25-30 минут. Используют предметы массой до 1 кг, игры.

Частота пульса у взрослых не должна превышать у взрослых 108 и у детей – 120 ударов в 1 минуту.

Для поликлиник, санаториев и на курортах

  • Щадящий (для истощенных, переутомленных и выздоравливающих ) – аналогичен свободному режиму. Также разрешают дозированную ходьбу по ровной местности на расстояние 1,5-3 км в медленном и среднем темпе, отдыхая через каждые 10-20 минут, плавание с использование поддерживающих средств в течение 10-20 минут.
  • Щадяще-тренирующий – физическую нагрузку усложняют, выполняют упражнения в течение 30-45 минут, с предметами (массой до 3 кг), на снарядах. Назначается дозированная ходьба по ровной местности в среднем и быстром темпе в течение часа на расстояние до 4 км, терренкур с подъемом 5-10 градусов на расстояние 2-3 км в течение 1 часа с отдыхом через каждые 10-15 минут, плавание в течение 10-30 минут. Используют катание на лодках с греблей, волейбол, бадминтон, теннис.
  • Тренирующий режим назначают лицам без выраженных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, то есть практически здоровым людям. Физическая нагрузка большая, назначают дозированную ходьбу и бег. Спортивные игры проводят по общим правилам. Допустимо учащение пульса до 120-150 ударов в 1 минуту (у пожилых до 120-130 ударов в 1 минуту), повышение систолического артериального давления до 150 мм рт. ст., снижение минимального – до 55 мм рт. ст.

Лечебная физкультура показана почти при всех заболеваниях.

Общими противопоказаниями к применению лечебной физкультуры являются:

  • общее тяжелое состояние больного;
  • опасность возникновения кровотечения;
  • нестерпимая боль при выполнении физических упражнений;
  • лихорадочные и острые воспалительные заболевания;
  • злокачественные опухоли.

Назначает ЛФК лечащий врач, врач-специалист по ЛФК выбирает методику, определяет характер занятий, дозировку и контролирует исполнение физических упражнений. Процедуры проводят инструкторы ЛФК, руководствуясь рекомендациями врача относительно характера заболевания.

Величина физической нагрузки должна соответствовать состоянию больного и его физическим возможностям. Общая интенсивность физической тренировки зависит от индивидуальной толерантности больного к физической нагрузке.

В подборе и применении общеукрепляющих и специальных упражнений направленного действия учитывают клинические проявления заболевания или травмы и методический принцип – от здорового органа к больному. Оптимальное сочетание общего и частного (местного) используется в ЛФК при любой патологии, но особенно важно учитывать это в ортопедии, травматологии и неврологии. Общая нагрузка должна распределяться равномерно и последовательно на все мышцы для предупреждения утомления и улучшения кровообращения. Регулируют нагрузку, руководствуясь физиологической кривой – частотой пульса на протяжении занятия, что регистрируется графически. Дозирование зависит от числа и расположения вовлекаемых в упражнения мышц, формы движения, амплитуды, силы, ритма, темпа движений, продолжительности занятий и сложности упражнений. Для каждого пациента определяют :

  • плотность занятий (время фактического выполнения упражнений, выраженное в процентах к общему времени занятий) у стационарных больных не должна быть выше 50 % (в первые дни занятий составляет 20-25 %), в остальных случаях допустима плотность до 80-90%;
  • П) исходные положения (лежа, сидя, стоя) . ИП лежа на спине, на животе, на боку обеспечивает устойчивое равновесие, максимальное расслабление скелетной мускулатуры, облегчает выполнение упражнений, назначают больным, находящимся на постельном режиме, при заболеваниях позвоночника. ИП сидя исключает значительные статические напряжения мышц нижних конечностей, создает свободу движений конечностей, шеи и туловища, назначают слабым больным и при заболеваниях нижних конечностей. ИП стоя характеризуется высоким расположением центра тяжести и малой площадью опоры. Равновесие поддерживается при непосредственном участии разных отделов нервной системы благодаря сокращению многих мышц тела. Наиболее устойчивым является положение стоя с широкой расстановкой ног;
  • число мышечных групп , участвующих в упражнении, подбор упражнений для них, соотношение дыхательных упражнений к общеукрепляющим и специальным, направленным на восстановление нарушенных функций (1:1, 1:2, 1:3, 1:4, 1:5). Начинать следует с упражнений для небольших мышечных групп. При выполнении сложных упражнений нагрузка увеличивается. Чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Для развития силы мышц (парез и гипотрофия) применяют изометрические упражнения с большим напряжением и динамические упражнения, которые проводят медленно, но при большом сопротивлении;
  • число повторений каждого упражнения , темп (медленный, средний, быстрый) и амплитуду движений в суставах;
  • продолжительность занятия . Общая продолжительность индивидуального занятия – 5-20 минут, группового – 15-40 минут;
  • самостоятельные занятия – выполнение специальных упражнений на протяжении дня;
  • использование игровых упражнений, музыки – для создания положительных эмоций, предметов и снарядов с целью изменения нагрузки. Так, упражнения с гимнастической палкой снижают напряжение мышц больной руки и увеличивают нагрузку для мышц здоровой руки.

В норме во время занятий ощущается возможность усиления интенсивности нагрузки, нет неприятных ощущений или болей за грудиной, учащения обычного темпа дыхания, нарушения координации, бледности, нарушения ритма сердца. Сразу после занятий ощущается «мышечная радость», самочувствие должно быть хорошим. Время восстановления ЧСС и АД до исходных величин у здоровых людей не должно превышать 3 минут. В перерыве между нагрузками может быть легкая усталость, но не более 2 часов, нет нарушений сна и аппетита, локальное утомление сохраняется не более 12 часов.

В современной теории лечебной физической культуры можно выделить десять наиболее часто рассматриваемых особенностей ЛФК как метода.

1. ЛФК - метод естественно-биологического содержания , в основе которого лежит использование основной биологической функции организма - движения. Данная функция является основным стимулятором процессов роста и развития, формирования и совершенствования организма на всех этапах онтогенеза. Движение стимулирует активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствует повышению общей и профессиональной работоспособности человека. Целенаправленный выбор физических упражнений позволяет изменять как общую реакцию больного, так и местные ее проявления.

2. ЛФК - метод неспецифической терапии , использующий средства физической культуры для восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса Физические упражнения являются неспецифическим раздражителем, вовлекающим в ответную реакцию все звенья нервной системы. В то же время отдельные виды физических упражнений могут избирательно влиять на определенные функции организма, оказывая специфическое воздействие. Такое дифференцированное воздействие важно при учете патологических проявлений в отдельных системах и органах, вызванных заболеванием.

3. ЛФК – метод этиотропной терапии, направлен на устранение причины заболевания. Определенные заболевания развиваются при снижении оптимального уровня двигательной активности. При гипертонической болезни первой стадии применение специально подобранных физических упражнений в сочетании с массажем позволяет нормализовать давление.

4. ЛФК - метод патогенетической терапии , направлен на механизмы развития заболевания. Систематическое применение физических упражнений влияет на реактивность организма, изменяет общую реакцию больного и местное ее проявления. Нарастающая атрофия мышц при вынужденном снижении двигательной активности успешно устраняется при своевременном и систематическом использовании физических упражнений.

5. ЛФК – метод симптоматической (паллиативной) терапии применяется для устранения отдельных симптомов заболевания (например, применение дренажных дыхательных упражнений при бронхите, способствует облегчению кашля и выведению мокроты.) в дополнение к этиотропной и патогенетической терапии.

6. ЛФК - метод активной функциональной терапии . Регуляр­ная дозированная

тренировка физическими упражнениями активно сти­мулирует и приспосабливает организм больного к постепенно расширяющемуся двигательному режиму и возрастающим физическим нагрузкам, что ускоряет функцио­нальную адаптацию больного.


7. ЛФК - метод восстановительной терапии . В процессе применения обоснованной, соответствующей медицинским показаниям программе физической дозированной тренировки последовательно происходят двигательная реактивация, затем рекомпенсация и реадаптация, благодаря чему и достигается восстановительный эффект. В комплекс­ной реабилитации пациента разнообразные средства лечебной физической культуры успешно сочетаются с ме­дикаментозной терапией, современными методами физического и психического воздействия, ускоряя процессы восстановления.

8. ЛФК - метод поддерживающей терапии. Физические упражнения способны при наличии стойкого патологического фона поддерживать и развивать компенсаторные и приспособительные процессы в организме. При выполнении физических упражнений в тканях усиливается метаболизм. Дозированная физическая активность повышает защитные силы организма, вызывает развитие охранительных реакций. Чрезвычайная важность такого воздействия проявляется, в частности у постинфарктных больных, при пневмосклерозе, пороках сердца, эмфиземе, инсультах со стойкими двигательными нарушениями и др. При поддерживающей терапии ЛФК используется преимущественно в домашних условиях на завершающих этапах медицинской реабилитации, где различные программы реализуются на протяжении всей последующей жизни самостоятельно.

9. ЛФК – метод профилактической терапии . Профилакти­ческие позиции ЛФК определяются ее оздоровительным воз­действием на больных. Лечебная физическая культура используется при первичной и вторичной профилактике различных заболеваниях.

Безусловно, восстановительный, поддерживающий и профилактический эффекты физических упражнений тесно переплетаются, их невозможно разграничить, что подчеркивает такие особенности ЛФК, как универсальность и многоплановость действия.

10. ЛФК – метод об­щего воздействия на весь организм больного . Нейрогуморальный характер регуляции функций в ответной реакции организма на воздействия физических факторов оказывает положительное влияние на больного и позволяет более быстро восстанавливать здоровье, трудоспособность, предупреждает последствия патологического процесса. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, оказывает общеукрепляющее действие.

Лечебная физическая культура базируется на основополагающих педагогических принципах: сознательности и активности, доступности, наглядности, систематичности, регулярности, постепенности увеличения нагрузок и усложнения выполняемых упражнений (переход от простого к сложному).