Мифы древней греции о героях. Самые интересные мифы про богов древней греции

Практически каждый житель планеты хотя бы раз если не читал, то слышал о таких составляющих древнегреческой культуры, как мифы про богов древней Греции. Эпос древнегреческий богат разнообразными историями о подвигах, сражениях простых героев и о жизни и славе олимпийских богов. Знакомство с данной сферой искусство у многих начинается еще в раннем возрасте благодаря тому, что некоторые из мифов и легенд запечатлены в мультфильмах, сказках и в фильмах для детей.

Мифы и легенды про богов древней Греции

Все мифы древней Греции разделены на 2 части:

  • Часть первая посвящена богам и героям.
  • Часть вторая – древнегреческому эпосу.

Как становится видно, в первую половину мифов входят 2 подчасти, одна из которых повествует о богах, каждому из которых посвящен ни один миф и даже стихи про богов древней Греции .

Среди них особо следует отметить таких персонажей, как:

  • Зевс.
  • Аполлон.
  • Артемида.
  • Афродита.
  • Арес.
  • Гефест.
  • Деметра.

А другая половина повествует о таких героях, как:

  • Геракл.
  • Орфей.
  • Прометей.
  • Эвридика.
  • Геракл.

Входящий во вторую часть мифов древнегреческий эпос в свою очередь включает:

  • Фиванский и Троянский цикл.
  • Истории об Аргонавтах.
  • Историю Агамемнона и его сына Ореста.
  • Одиссею.

Истории про богов древней Греции

Каждое божество на Олимпе отвечало за определенную стихию, частью мира и жизнедеятельности.

Так, здесь можно было найти богов:

  • Солнца.
  • Неба.
  • Ночи.
  • Земли.
  • Огня.

Для справки. Связано это в большинстве своем с тем, что никаким другим образом люди не могли объяснить, почему с началом каждого дня приходит солнце, а к вечеру оно пропадает. Отчего на небесах начинают сверкать молнии, почему порой целыми месяцами стоит засуха или же наоборот льют непрекращающиеся ливни.

Древние же мифы, в которых будто бы по полочкам раскладывались все нюансы того или иного явления природы, давали ответы на эти вопросы.

Луна, Ночь, Солнце и Заря

По описанию смены дня и ночи можно проследить, как древние Греки представляли себе этот процесс.

Здесь отмечается несколько этапов, в которых принимали участие поочередно разные божества:

  • Путешествуя медленно по небесному своду, богиня ночи по имени Нюкта на колеснице, в которую запряжены черные лошади, приносит на землю тень. Ее темные одежды прикрывают всю землю, тьма окутала все вокруг.
  • Вокруг колесницы богини образуется толпа звезд, которая выливает на землю неправильно, беспорядочно мерцающий свет. Этим занимаются звезды-сыновья богини Зари. Многие из них усеивают всю ночь темное небо.
  • Но вот на востоке показывается небольшое свечение. Воспламеняет оно все сильнее и сильнее.

Для справки. Это восходит на небеса еще одна богиня Селена – богиня Луны. Круторогие быки медленно тянут ее колесницу по небу. Спокойная и величественная богиня проходит свой путь по небесам в белых длинных одеждах. В качестве головного убора на ней серп луны. Она светит на мирно спящую землю, заполняя все серебристым блеском.

  • После осмотра небесного свода, богиня луны спустится в глубокий горный грот в Карии. Там спит крепким сном красавец Эндимион. Селена любит его, поэтому, склоняясь над ним, она нашептывает ему самые ласковые слова любви. Но не слышит ее Эндимион, так как погружен в глубокий сон. Именно поэтому Селена всегда грустна и опечалена. Печален и ее свет, который льется на землю в ночное время.
  • Приближается утро. Селена уже давно сошла с неба. Ярко освещенный рассвет на востоке является предвестником Эоса-Фороса, утренней звезды. Именно она открывает ворота, из которых ежедневно выезжает Гелиос – Солнце.
  • В ярких шафрановых одеждах на крыльях розового цвета поднимается на небо богиня Заря и заливает его ярким розовым светом. Из золотого сосуда начинает Заря поливать, умывать Землю и все, что на ней находится – травы, цветы, деревья. Только после этого ритуала Земля оказывается готовой к встрече с Солнцем.
  • На крылатых 4 лошадях в сверкающей золотой колеснице, которая была выкована самим Гефестом, поднимается в небо сияющий бог. Вершины гор и холмов озаряются лучами восходящего Солнца, которые поднимаются так, как будто наполнены огнем. Звезды бегут с неба при виде бога солнца, пытаясь скрыться в тени ночи. Все выше поднимается в колесница Гелиоса. В лучистой короне и длинных сверкающих одеждах он мчится по небесному своду и проливает свои живительные лучи вниз, на землю, давая ей тепло, свет и жизнь.

Проложив свой ежедневный маршрут, бог Солнца опускается к водам Океана. Там ждет его золотой каноэ, в котором он плывет назад на восток, где находится его замечательный дворец. Богу Солнца дается целая ночь, в течение которой он там лежит и отдыхает для того чтобы на следующее утро взойти в прежнем блеске на небеса.

Зевс, Посейдон и Аид

Для того чтобы стать верховным богом, Зевсу пришлось отважиться на многие деяния. Самым главным из них стало свержение своего собственного отца Кроноса с небес. Для этого он прибегнул к помощи титанов, заточенных в подземелье. Но вопреки их ожиданиям, сразу же после того как Зевс добился своего, он отправил их обратно в заточение.

На этом борьба его не была окончена. Ведь Гея, мать Земля. Разозлилась на Зевса Олимпийского за то, что он сделал с ее детьми – титанами. Она вышла замуж за мрачного Тартара, в результате чего у них родился ужасный монстр Тифона.

Для справки. У него было 100 драконьих голов, даже воздух и земля дрожали в то время, как он издавал страшные звуки, в которых перемешивались голос людей, собачий лай, бычий рев, львиный рык и многие другие жуткие звуки.

Боги при виде его содрогались в ужасе, но смелый Зевс, не страшась, бросился на него, и загорелся бой. Опять же, сверкнула молния в руках Зевса, послышался гром. Земля и небесный свод сотрясались во время данной битвы. Яркий огонь снова вспыхнул на земле точно также, как и в борьбе с титанами. Казалось, что огонь стрел Зевса сможет сжечь даже воздух и темные грозовые тучи. В результате Зевс сжег все 100 голов Тифона, и он рухнул на землю. Тело чудовища было сброшено в мрачный Тартар. Именно поэтому, по мнению древних греков, на Земле возникают землетрясения, цунами и извержения вулканов.

Именно в Тартаре зародились такие чудовища, как:

  • Ехидны.
  • Женщины-змеи.
  • Страшный двуглавый пес Орф.
  • Адский пес Цербер.
  • Лернейская Гидра.
  • Химера.

Примечание. Так Олимпийские боги победили своих врагов. Никто другой не мог сопротивляться их власти.

С той поры Зевс и его братья Аид и Посейдон могли спокойно править миром:

  • Самый мощный из них, громовержец Зевс взял небо.
  • Аид - подземное царство душ умерших.
  • Посейдон – море.

Земля оставалась общей собственностью между ними, но по-прежнему царит над всем из них владыка неба, Зевс. Именно он правит людьми и богами. Посейдон в свою очередь является мирным царем, который не противоречит Зевсу.

Этим он и отличается от третьего брата Аида. Согласно мифам, ему не очень понравилось подобное распределение «ролей», по которому он должен был отвечать за переправу усопших через Стикс. Именно поэтому Аид стремился разными способами навредить Громовержцу Зевсу. Смотрите интересное видео о царстве Аида.

Краткий экскурс в историю

Греция не всегда так называлась. Историки, в частности, Геродот, выделяют еще более древние времена на тех территориях, которые позднее именованы Элладой, — так называемые пеласгийские.

Этот термин произошел от названия племени пеласгов («аистов»), пришедших на материк с греческого острова Лемнос. По выводам историографа, тогдашняя Эллада называлась Пеласгией. На ней существовали примитивные верования в нечто неземное, спасительное для людей — культы выдуманных существ.

Пеласги объединились с немногочисленным греческим племенем и переняли их язык, хотя из варваров так и не переросли в народность.

Откуда же вышли греческие боги и мифы о них?

Геродот предполагал, что греки переняли у пеласгов имена многих богов и их культы. По крайней мере, почитание низших божеств и кабиров — великих богов, своей неземной силой избавлявших землю от бед и опасностей. Святилище Зевса в Додоне (город близ нынешней Янины) построено гораздо ранее, чем знаменитое до сих пор Дельфийское. Из тех времен вышла знаменитая «тройка» кабиров – Деметра (Аксиерос), Персефона (Аксиокерса, в Италии — Церера) и ее муж Аид (Аксиокерсос).

В Папском музее в Ватикане установлено мраморное изваяние этим трем кабирам в виде трехгранного столба скульптора Скопаса, жившего и творившего в 4-м веке до н. э. Внизу столба вырезаны миниатюрные изображения Митра-Гелиоса, Афродиты–Урании и Эроса-Диониса как символы неразрывной цепочки мифологии.

Оттуда же и имена Гермеса (Камилла, лат. «служитель»). В «Истории Афона» Аид (Ад) – бог потустороннего мира, а его супруга Персефона давала жизнь на земле. Артемиду звали Калеагрой.

Новые боги Древней Эллады произошли от «аистов», отняли у них право на царствование. Но имели уже человеческий облик, хотя и с некоторыми исключениями, оставшимися от зооморфности.

Богиня, покровительница города, названного в ее честь, родилась из мозга Зевса — основного бога третьего этапа. Следовательно, до него небесами и земной твердью управляли иные.

Первым владыкой земли был бог Посейдон. Во время захвата Трои он был главным божеством.

Согласно мифологии, он правил и морями, и океанами. Поскольку у Греции очень много островных территорий, то влияние Посейдона и его культ относился и к ним. Посейдон был братом многих новых богов и богинь, в том числе и таких известных, как Зевс, Аид и другие.

Далее Посейдон стал засматриваться и на континентальную территорию Эллады, например, на Аттику, – огромную часть южнее центрального горного массива Балканского полуострова и до Пелопоннеса. Основание для этого у него было: на Балканах существовал культ Посейдона в виде демона плодородия. Афина хотела лишить его такого влияния.

Спор за земли богиня выиграла. Суть его такова. Однажды произошел новый расклад влияния богов. Посейдон при этом лишился права на землю, ему оставили моря. Небо перехватил бог громовержец и молниеметатель. Посейдон стал оспаривать права на отдельные территории. Он ударил в землю во время спора на Олимпе, и оттуда пошла вода, а

Афина подарила Аттике оливковое дерево. Спор боги рассудили в пользу богини, посчитав, что от деревьев будет больше пользы. Город назвали ее именем.

Афродита

Когда в современности произносится имя Афродиты, то в основном почитают ее красоту. В древности она была богиней любви. Культ богини сначала зародился в колониях Греции, нынешних ее островах, основанных финикийцами. Поклонение, подобное Афродите, тогда предназначалось двум другим богиням – Ашере и Астарте. В греческом пантеоне богов

Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом.

Перевоплощаясь в Астарту, «богиню высот», Афродита становилась неприступной, всегда с копьем в руке. В этом облике она оберегала семейную верность и обрекала своих жриц на вечную девственность.

К сожалению, в более поздние времена культ Афродиты раздвоился, если можно так выразить расхождения между различными Афродитами.

Мифы Древней Греции про богов Олимпа

Они самые распространенные и наиболее культивировавшиеся и в Греции, и в Италии. В этот верховный пантеон горы Олимп входили шестеро богов – детей Кроноса и Геры (сам громовержец, Посейдон и другие) и девять потомков бога Зевса. Среди них самые известные Аполлон, Афина, Афродита и иже с ними.

В современной интерпретации слова «олимпиец», кроме участвующих в олимпиадах спортсменов, означает «спокойствие, уверенность в себе, внешнее величие». А ранее был еще Олимп богов. Но в то время эти эпитеты относились только к главе пантеона – Зевсу, потому что он полностью соответствовал им. Об Афине и Посейдоне мы рассказали подробно выше. Упомянули также и других богов пантеона — Аида, Гелиоса, Гермеса, Диониса, Артемиду, Персефону.

Достижения древних греков в искусстве, науке и политике оказали значительное влияние на развитие европейских государств. Не последнюю роль в этом процессе сыграла и мифология - одна из самых хорошо изученных в мире. На протяжении многих сотен лет она являлась для многих творцов. История, мифы Древней Греции всегда были тесно переплетены между собой. Реалии эпохи архаики известны нам как раз благодаря легендам того периода.

Греческая мифология складывалась на рубеже II-I тысячелетия до н. э. Сказания о богах и героях распространялись по всей территории Эллады благодаря аэдам - странствующим декламаторам, самым известным из которых был Гомер. Позже, в период греческой классики, мифологические сюжеты нашли отражение в художественных произведениях великих драматургов - Еврипида и Эсхила. Еще позже, в начале нашей эры, греческие же ученые стали классифицировать мифы, составлять генеалогические древа героев, - иными словами, изучать наследие предков.

Происхождение богов

Древние мифы и легенды Греции посвящены богам и героям. Согласно представлениям эллинов, существовало несколько поколений богов. Первой парой, имевшей антропоморфные черты, были Гея (Земля) и Уран (Небо). Они породили 12 титанов, а также одноглазых циклопов и многоглавых и многоруких великанов-гекатонхейров. Появление на свет детей-чудовищ не обрадовало Урана, и он низверг их в великую бездну - Тартар. Это, в свою очередь, не понравилось Гее, и она подговорила своих детей-титанов свергнуть отца (мифы о древних богах Греции изобилуют подобными мотивами). Это сумел осуществить самый младший из ее сыновей - Кронос (Время). С началом его царствования история повторилась.

Он, как и отец, опасался своих могучих детей и потому, едва его жена (и сестра) Рея рожала очередного ребенка, проглатывал его. Эта участь постигла Гестию, Посейдона, Деметру, Геру и Аида. Но с последним сыном Рея расстаться не смогла: когда родился Зевс, она спрятала его в пещере на острове Крит и поручила нимфам и куретам воспитывать ребенка, а мужу принесла обернутый в пеленки камень, который тот и проглотил.

Война с титанами

Древние мифы и легенды Греции были насыщены кровавыми войнами за власть. Первая из них началась после того, как подросший Зевс заставил Кроноса извергнуть проглоченных детей. Заручившись поддержкой братьев и сестер и призвав на помощь заточенных в Тартаре великанов, Зевс стал бороться с отцом и другими титанами (некоторые впоследствии перешли на его сторону). Основным оружием Зевса стали молнии и громы, которые ковали для него циклопы. Война длилась целое десятилетие; Зевс и его союзники победили и заточили врагов в Тартаре. Надо сказать, что Зевсу тоже была уготована судьба отца (пасть от руки сына), но он сумел ее избежать благодаря помощи титана Прометея.

Мифы о древних богах Греции - олимпийцах. Потомки Зевса

Власть над миром разделили три титана, представляющие третье поколение богов. Это были Зевс-громовержец (он стал верховным богом древних греков), Посейдон (владыка морей) и Аид (хозяин подземного царства мертвых).

У них были многочисленные потомки. Все верховные боги, кроме Аида и его семьи, жили на горе Олимп (которая существует в реальности). В древнегреческой мифологии насчитывалось 12 главных небожителей. Супруга Зевса Гера считалась покровительницей брачных уз, а богиня Гестия - домашнего очага. Деметра ведала земледелием, Аполлон - светом и искусствами, а его сестру Артемиду почитали как богиню луны и охоты. Дочь Зевса Афина, богиня войны и мудрости, была одной из самых уважаемых небожительниц. Чуткие к прекрасному греки почитали также богиню любви и красоты Афродиту и ее супруга Ареса - воинственного бога. Гефесту, богу огня, воздавали хвалу ремесленники (в частности, кузнецы). Требовал к себе уважения и хитрый Гермес - посредник между богами и людьми и покровитель торговли и скота.

Божественная география

Древние мифы и легенды Грециисоздают в сознании современного читателя весьма противоречивый образ бога. С одной стороны, олимпийцы считались могущественными, мудрыми и прекрасными, а с другой - им были свойственны все слабости и пороки смертных людей: зависть, ревность, жадность и гневливость.

Как уже говорилось, над богами и людьми главенствовал Зевс. Он дал людям законы и управлял их судьбой. Но не во всех областях Греции верховный олимпиец являлся самым почитаемым богом. Греки жили в городах-государствах и верили, что у каждого такого города (полиса) есть свой божественный покровитель. Так, Афина благоволила Аттике и ее главному городу - Афинам.

Афродиту славили на Кипре, у берегов которого она родилась. Посейдон хранил Трою, Артемида и Аполлон - Дельфы. Микены, Аргос и Самос возносили жертвы Гере.

Другие божественные сущности

Древние мифы и легенды Греции были бы не столь насыщенными, если бы в них действовали только люди и боги. Но греки, как и другие народы в те времена, были склонны обожествлять силы природы, и потому в мифах нередко упоминаются иные могущественные создания. Это, например, наяды (покровительницы рек и ручьев), дриады (покровительницы рощ), ореады (горные нимфы), нереиды (дочери морского мудреца Нерея), а также различные волшебные существа и чудовища.

Кроме того, в лесах обитали козлоногие сатиры, сопровождавшие бога Диониса. Во многих легендах фигурировали мудрые и воинственные кентавры. У трона Аида стояли богини мщения Эриннии, а на Олимпе богов развлекали музы и хариты, покровительницы искусств. Все эти сущности нередко спорили с богами или вступали в брак с ними или с людьми. Многие великие герои и боги появились на свет в результате таких браков.

Мифы Древней Греции: Геракл и его подвиги

Что касается героев, то в каждой области Греции тоже было принято почитать своих. Но придуманный на севере Эллады, в Эпире, Геракл стал одним из самых любимых персонажей античных мифов. Геракл известен тем, что, находясь на службе у своего родственника, царя Эврисфея, совершил 12 подвигов (убийство Лернейской Гидры, поимку Керинейской лани и Эриманфского вепря, принесение пояса Ипполиты, избавление народа от Стимфалийских птиц, укрощение кобылиц Диомеда, поход в Царство Аида и другие).

Далеко не все знают, что эти деяния были осуществлены Гераклом в качестве искупления вины (в припадке безумия он уничтожил свою семью). После смерти Геракла боги приняли его в свои ряды: даже Гера, которая на протяжении всей жизни героя строила ему козни, была вынуждена признать его.

Заключение

Античные мифы были созданы много веков назад. Но они имеют отнюдь не примитивное содержание. Мифы Древней Греции - это ключ к пониманию современной европейской культуры.

2. Античные мифы о богах и героях.

Олимпийские боги - их образы и функции в эллинской мифологии.

Мифологические герои Древней Эллады

С переходом от матриархата к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного всемогущей природой.

Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс. патриархальная община водворяется теперь и на горе Олимп. Зевс, который борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на его месте святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что, едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и,вероятно, царством самого Зевса. Персей убивает медузу. Совершает свои 12 подвигов Геракл. Тесей убивает минотавра.

Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера становится покровительницей брака и семьи, Деметра - земледелия, Афина - честной, открытой войны(в отличие от Ареса),Афродита - богиня любви и красоты, Гестия - домашнего очага. Артемида приобрела красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога - Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес из прежнего примитивного сущ-ва стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю. Природа получает теперь умиротворение и поэтизацию. Нимфы рек и озер, океаниды, нимфы морей нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей раньше представлялись в диком, ужасном виде. Но теперь значительно возросла власть человека над природой; он умеет более спокойно в ней ориентироваться, находить в ней красоту, использовать для своих надобностей. Теперь власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и мирному, мудрому Нерею. Нимфы получили красивый, поэтический вид, ими стали любоваться, воспевать.

Всем теперь правит Зевс и все стихийные силы оказываются в его подчинении, теперь он уже не ужасный гром и ослепительная молния, которых люди только боятся, но теперь к нему можно обратиться за помощью. Характерно окружение на Олимпе. Ника Победа - уже не страшный и непобедимый Демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее беспорядочных действий. Теперь она богиня права и справедливости. Детьми Зевса и Фемиды являются Оры - веселые, вечно танцующие богини времен года и госуд. распорядка, посыл. осадки. Геба - богиня и символ вечной юности. Мойры - богини времени: Клото – «пряха, прядущая», Лахесис – «дающая жребий» сучила нить, Антропос – «неотвратимость» разрывала нить). Аналоги у римлян: парки Нона, Децима и Морта. Они, страшные и неведомые богини рока и судьбы, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на светлом и веселом Олимпе. Аполлон и 9 муз, Афродита и Эрот, хариты - грации. Бог Посейдон и Аполлон строят стены Трои. Дионис - бог виноделия.

Царство Аида. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Там же струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Носятся и стонут беплодные легкие тени умерших. Пес Кербер сторожит выход. Перевозчик душ Харон. Аид сидит на троне со своей женой Персефоной. Ему служат богини мщения Эринии, они преследуют преступников. Судьи умерших - Минос и Радамант. Гипнос погружает свмертных в сон: не могут противиться ему ни смертные, ни боги. Боги сновидений. Над всеми привидениями властвует богиня Геката.

Звери приручаются человеком, отголосок чего мы получает хотя бы в мифе о Геракле и усмирении им диких коней Диомеда).Орфей укрощал пением бури, грозы и диких зверей, что тоже было символом власти чел. интеллекта и чел. торжества над силами природы.

В лице Геракла героическая эпоха достигает наивысшего расцвета. Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, не только истребитель разного рода чудовищ: Немейского льва, Лернейской гидры, керинейской лани, Эримантского вепря и Стимфалийских птиц, он не только победитель природы о мифе об авгиевых конюшнях и победитель матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если он своей победой над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона еще сравним с другими героями, то есть два его подвига, которыми он превзошел всех героев древности: на крайнем западе Г. дошел до сада Гесперид и овладел их яблоками, а в глубине земли добрался до самого Цербера и вывел его на пов-сть.

Подобного рода мифы могли появиться только в эпоху сознательной и мощной борьбы человека за свое счастье. Не удивительно, что такой герой был взят Зевсом на небо и там вступил в брак с Гебой, богиней вечной юности.

Многие мифы говорят о победе человека над природой. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкса, Сфинкс бросился со скалы, когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли, когда аргонавты благополучно проплыли среди Симплегад - скал, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то эти скалы остановились навсегда. Когда те же аргонавты проплыли мимо знаменитых яблок Гесперид, то охранявшие их Геспериды рассыпались в пыль и только в дальнейшем приняли свой прежний вид.

МИФЫ О БОГАХ И ГЕРОЯХ. ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Основным материалом для поэтической обработки в древнегреческой литературе были мифы о богах и героях, зародившиеся в доклассовый период, но продолжавшие развиваться и позже. Мифологическими сюжетами, мотивами и отдельными образами, взятыми из мифологии, полны были у греков эпос, лирика и драма. Можно сказать, что мифы были сокровищницей, ставшей достоянием всего греческого народа. Глубокое проникновение мифов в сознание народных масс создавало условия непосредственного художественного восприятия выросших из них литературных произведений. Равным образом это относится и к древнегреческому изобразительному искусству - к скульптуре и к вазовой живописи.

Без учета неразрывной связи с мифологией нельзя понять сущности древнегреческой поэзии, принципов ее развития, характера восприятия ее самими греками, нельзя правильно воспринять ее и сейчас. Поэтому основой для правильного изучения ее должно служить известное высказывание К. Маркса ("К критике политической экономии"):

"Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета не находятся ни в каком соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации. Например, греки в сравнении с современными народами или так же Шекспир. Относительно некоторых форм искусства, напр. эпоса, даже признано, что они в своей классической форме, составляющей эпоху в мировой истории, никогда не могут быть созданы, как только началось художественное производство как таковое; что, таким образом, в области самого искусства известные формы, имеющие крупное значение, возможны только на сравнительно низкой ступени художественного развития. Если это имеет место в области искусства в отношениях между различными его видами, то еще менее поразительно, что это обстоятельство имеет место в отношении всей области искусства к общему социальному развитию. Трудность заключается только в общей формулировке этих противоречий. Стоит лишь выделить каждое из них, и они уже объяснены. Возьмем, напр., отношение греческого искусства и затем Шекспира к современности. Известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву. Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого [искусства], возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа? Куда уж Вулкану против Roberts & Co., Юпитеру против громоотвода и Гермесу против Crédit mobilier! Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы. Что сталось бы с богинею Фамою при наличности Printinghousesquare? Предпосылкою греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа и общественные формы,· уже переработанные бессознательно-художественным образом в народной фантазии. Это его материал. Но не любая мифология, т. е. не любая бессознательно-художественная переработка природы (здесь под последнею понимается все предметное, следовательно, включая общество). Египетская мифология никогда не могла бы быть почвой или материнским лоном греческого искусства. Но во всяком случае, именно мифология. Следовательно, отнюдь не такое развитие общества, которое исключает всякое мифологическое отношение к природе, всякое мифологизирование природы, которое, стало быть, требует от художника не зависимой от мифологии фантазии.

С другой стороны, возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? Или вообще Илиада наряду с печатным станком и типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказания, песни и музы, а тем самым и необходимые предпосылки эпической поэзии, с появлением печатного станка?

Однако трудность заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны известными формами общественного развития. Трудность состоит в понимании того, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца.

Мужчина не может снова превратиться в ребенка, или он становится ребячливым. Но разве не радует его наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на высшей ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде? И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не стоит в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные отношения, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова".

О роли мифов говорит и А. М. Горький:

"Чем древнее сказка и миф, тем с большей силой звучит в нем победное торжество людей над силами природы и совершенно отсутствуют драмы социального характера, распри человеческих единиц... Мифы, в которых безнадежное, пессимистическое отношение к жизни и вражда людей, - эти мифы явились с Востока, где возникли первые деспотии и первые мистические религии, где, как в Индия, организовалось резкое деление на касты, где созданы наиболее страшные образы богов. Средиземноморское человечество родило человекоподобных веселых богов Олимпа, и весьма заметно, что сырьем для фабрикации богов этих служили талантливые кузнецы, гончары, певцы и музыканты, ткачихи, стряпухи и вообще - реальные люди. Богиня Деметра покидает Олимп и богов для того, чтобы жить среди людей...

Миф и сказка воплощают и отражают трудовое, материалистическое мышление, которое послужило основой философии Демокрита, затем было обработано Лукрецием Каром в знаменитую поэму "О природе о вещей".

По линии интересов и целей литературы, - а также и всех иных искусств, - миф и сказка говорят нам о праве и полезности преувеличивать созданное реальное в целях достижения идеального, желаемого, а также говорят о положительном - и актуальном значении гипотезы в науке и в литературном творчестве..."

О мифологических корнях поэтического творчества А. М. Горький говорил и ранее, на первом съезде советских писателей:

"Миф - это вымысел. Вымыслить - значит извлечь из суммы реального данного основной его смысл и воплотить его в образ, - так мы получили реализм. Но если к смыслу извлечений из реально данного добавить - домыслить, по логике гипотезы, - желаемое, возможно и этим еще дополнить образ, - получим тот романтизм, который лежит в основе мифа и высоко полезен там, что способствует возбуждению революционного отношения к действительности, отношения, практически изменяющего мир".

Замечание А. М. Горького о появлении мифов с Востока правильно сопровождается его указанием, что в приложении к средиземноморским народам это утверждение должно быть подвергнуто сильному ограничению. Во второй половине XIX века такая зависимость грзчезкой мифологии от Востока очень преувеличивалась. Памятником этого увлечения отыскиванием восточных элементов в каждом почти мифе древних греков является книга О. Группе "Греческие мифы и культы в их связях с восточными религиями" (1887). В настоящее время большинство ученых отказалось от такой переоценки роли Востока. В современной буржуазной науке господствует так называемая "антропологическая школа", основателем которой считается Тейлор, а виднейшими ее представителями в наши дни - Фрезер и Ленг. Подходя более правильно, чем в XIX веке, к специфическим особенностям человеческого мышления в доклассовом обществе, когда зарождались мифы, отрицая решающую роль "миграции" мифов от одного народа к другому, эта школа в своих многочисленных исследованиях этнографического материала самых различных народов вскрыла явления табу, фетишизма, тотемизма и анимизма, установила большую консервативность устного предания и сохранение в нем пережитков социального быта далеких времен. Все это имеет огромное значение и для изучения древнегреческой мифологии, которую раньше рассматривали вне связи с генетическими проблемами, с социальными условиями, в которых жил первобытный человек. Представители "антропологической школы" пытаются вскрыть причины возникновения сходных мифов у разных народов; но быть последовательными до конца они не могут, так как находятся во власти идеалистических взглядов на развитие общества вообще, на происхождение форм идеологии, и в частности на происхождение религии и мифа. Высказывания А. М. Горького, приведенные выше, содержат программу исследования мифов, и в частности греческой мифологии, с точки зрения последовательного материализма.

При этом, подходя с такой точки зрения к изучению древнегреческих мифов и их роли в развитии древнегреческой литературы, надо иметь в виду, что очерченная выше роль их строго ограничена хронологически, именно периодами - "архаическим" (до VII века до н. э.) и так называемым "классическим" (VII-IV века). Для ученой мифологической поэзии эллинистической эпохи, предтечею которой является Антимах Колофонский (конец V века до н. э.), а крупнейшими поэтами - Каллимах, Аполлоний Родосский, Эвфорион и их многочисленные римские подражатели (Катулл, Проперций, Овидий и др.), мифология была уже только рационалистически используемым "арсеналом", но никак не "почвой". Попытки же мифографов возродить мифологию как систему мышления были обречены на неудачу. Маркс говорит по этому поводу: "... как раз в ту эпоху, когда приближалась гибель античного мира, возникла "александрийская школа", которая всячески силилась доказать "вечную истину" греческой мифологии и ее полное соответствие "результатам научного исследования". Это направление, к которому принадлежал еще император Юлиан, полагало, что оно заставит, исчезнуть вторгающийся новый дух времени, если оно закроет глаза, чтобы его не видеть".

Это изжитие мифологией самой себя наступило конечно, не сразу. Уже в V веке до н. э. у трагических и комических поэтов, у Анаксагора и софистов, мощной струей пробивается рационализм, грозящий упразднить мифологию. Последняя, однако, исчезла не сразу.

"Богам Греции, - говорит Маркс, - однажды уже трагически раненым на смерть в "Прикованном Прометее" Эсхила, пришлось еще раз комически умереть в "Разговорах" Лукиана".

Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Миртил, предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготило проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они. Погубили Атрей и Фиест Хрисиппа, сына нимфы Аксионы и отца их Пелопса. Это мать Атрея и Фиеста Гипподамия уговорила убить Хрисиппа. Совершив это злодеяние, бежали они из царства отца, боясь его гнева, и укрылись у царя Микен Сфенела, сына Персея, который женат был на сестре их Никиппе. Когда же умер Сфенел и сын его Эврисфей, захваченный в плен Иолаем, погиб от руки матери Геракла Алкмены, стал властвовать над Микенским царством Атрей, так как Эврисфей не оставил после себя наследников. Завидовал Атрею брат его Фиест и решил каким бы то ни было способом отнять у него власть.

У Сизифа был сын, герой Главк, который правил в Коринфе после смерти отца. У Главка же был сын Беллерофонт, один из великих героев Греции. Прекрасен, как бог, был Беллерофонт и равен бессмертным богам мужеством. Беллерофонта, когда он был еще юношей, постигло несчастье: он убил нечаянно одного гражданина Коринфа и должен был бежать из родного города. Он бежал к царю Тиринфа, Пройту. С великим почетом принял царь Тиринфа героя и очистил его от скверны пролитой им крови. Недолго пришлось Беллерофонту пробыть в Тиринфе. Пленилась его красотой жена Пройта, богоравная Антейя. Но Беллерофонт отверг ее любовь. Воспылала тогда ненавистью к Беллерофонту царица Антейя и решила погубить его. Пошла она к своему мужу и сказала ему:

О, царь! Тяжко оскорбляет тебя Беллерофонт. Ты должен убить его. Он преследует меня, твою жену, своей любовью. Вот как он отблагодарил тебя за гостеприимство!

Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию и полюбил ее. Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия, боялась она грозного, сурового бога. Отказал Борею и отец Орифии, Эрехтей. Не помогали никакие просьбы, никакие мольбы Борея. Разгневался грозный бог и воскликнул:

Я заслужил сам такое унижение! Я забыл о моей грозной, неистовой силе! Разве подобает мне смиренно умолять кого-либо? Лишь силой должен я действовать! Я гоню по небу грозовые тучи, я вздымаю на море, словно горы, волны, я с корнем вырываю, как сухие былинки, вековые дубы, я бичую градом землю и в твердый, как камень, лед превращаю воду -- и я молю, словно бессильный смертный. Когда я несусь в неистовом полете над землей, вся земля колеблется и содрогается даже подземное царство Аида. И я молю Эрехтея, словно я его слуга. Я должен не молить отдать мне в жены Орифию, а отнять ее силой!

Недолго оставался Персей после этой кровавой битвы в царстве Кефея. Взяв с собой прекрасную Андромеду, он вернулся на Сериф к царю Полидекту. Персей застал свою мать Данаю в великом горе. Спасаясь от Полидекта, ей пришлось искать защиты в храме Зевса. Не смела она ни на единый миг покинуть храм. Разгневанный Персей пришел во дворец Полидекта и застал его с друзьями за роскошным пиром. Полидект не ожидал, что Персей вернется, он был уверен, что герой погиб в борьбе с горгонами. Удивился царь Серифа, увидав пред собой Персея, а тот спокойно сказал царю:

Твое приказание исполнено, я принес тебе голову Медузы.

Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развлекаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы.

Однажды, когда близился уже жаркий полдень, Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжелого диска. Все выше и выше взлетал к небу бронзовый диск. Вот, напрягши силы, бросил диск могучий бог Аполлон. Высоко к самым облакам взлетел диск и, сверкая, как звезда, падал на землю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упасть диск. Он хотел скорее поднять его и бросить, чтобы показать Аполлону, что он, юный атлет не уступит ему, богу, в умении бросать диск. Упал диск на землю, отскочил от удара и со страшной силой попал в голову подбежавшему Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные кудри прекрасного юноши.

У сына Зевса и Ио, Эпафа, был сын Бел, а у него было два сына - Египт и Данай. Всей страной, которую орошает благодатный Нил, владел Египт, от него страна эта получила и свое имя. Данай же правил в Ливии. Боги дали Египту пятьдесят сыновей. Данаю же пятьдесят прекрасных дочерей. Пленили своей красой данаиды сыновей Египта, и захотели они вступить в брак с прекрасными девушками, но отказали им Данай и данаиды. Собрали сыновья Египта большое войско и пошли войной на Даная. Данай был побежден своими племянниками, и пришлось ему лишиться своего царства и бежать. С помощью богини Афины-Паллады построил Данай первый пятидесятивесельный корабль и пустился на нем со своими дочерьми в безбрежное вечно шумящее море.

Долго плыл по морским волнам корабль Даная и, наконец, приплыл к острову Родосу. Здесь Данай остановился; он вышел с дочерьми на берег, основал святилище своей покровительнице богине Афине и принес ей богатые жертвы. Данай не остался на Родосе. Боясь преследования сыновей Египта, он поплыл с дочерьми своими дальше, к берегам Греции, в Арголиду - родину его прародительницы Ио. Сам Зевс охранял корабль во время опасного плаванья по безбрежному морю. После долгого пути пристал корабль к благодатным берегам Арголиды. Здесь надеялись Данай а данаиды найти защиту и спасение от ненавистного им брака с сыновьями Египта.

Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии, Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка.

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.

У этого-то великого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.

Женой царя Спарты Тиндарея была прекрасная Леда, дочь царя Этолии, Фестия. По всей Греции славилась Леда своей дивной красотой. Стала женой Зевса Леда, и было у нее от него двое детей: прекрасная, как богиня, дочь Елена и сын, великий герой Полидевк. От Тиндарея у Леды было тоже двое детей: дочь Клитемнестра и сын Кастор.

Полидевк получил от отца своего бессмертие, а брат его Кастор был смертным. Оба брата были великими героями Греции. Никто не мог превзойти Кастора в искусстве править колесницей, он смирял самых неукротимых коней. Полидевк же был искуснейшим кулачным бойцом, не знавшим равных себе. Во многих подвигах героев Греции участвовали братья Диоскуры. Всегда были они вместе, самая искренняя любовь связывала братьев.

У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна. Смиренно стала молить юная дочь Агенора, чтобы отвратили от нее боги несчастье, если сон грозит им. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на зеленый, покрытый цветами луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы в свои золотые корзины. Они собирали душистые, белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, подобно Афродите, окруженной харитами, собирала в свою золотую корзиночку одни лишь алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий ласковый плеск.

Произведения разбиты на страницы

Мифы Древней Греции о героях были созданы до появления письменности в этой странке. Изначально это было сугубо устным творчеством, передававшемся от человека к человеку. Это сказания об архаичной жизни греческого народа, в которых реальные факты связываются в легендах о героях с фантазией рассказчика. Память о мужчинах и женщинах, совершивших настоящие подвиги, будучи обчными гражданами или же высокородными представителями народа, повествования об их свершениях помогают грекам взгялнуть на своих предков как на существ, благоволимых богам и, поой, находящимися с нимим в родстве. В фантазии обычных людей эти граждане оказываются потомками богов,создавших семью с простыми смертными. Даже сейчас в школах заставляют читать мифы древней Греции о таких героях как Тесей, Прометей, Одиссейи другие.