Нарды смысл игры. Ознакомьтесь с доской для игры в нарды

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон (англ. Backgammon), тавла, шеш-беш, коша - древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Правила игры в нарды простые и начинающие игроки достаточно легко их освоят, но тем не менее для того, что бы выиграть нужно логическое мышление и конечно везение. Есть две основные разновидности - и нарды. Игра Нарды состоит из специальной доски, 30 шашек двух разных цветов и двух игральных кубиков костей). В игре принимают участие 2 игрока.


Короткие нарды


Начальная позиция


Рис 1. Доска с шашками в начальной позиции. Возможна также расстановка, зеркально симметричная к той, что приведена на рисунке. Дом в ней располагается слева, а двор - соответственно справа.


Рис 2. Направление движения белых шашек. Черные шашки движутся в противоположном направлении.

Рис. 3. Два способа, которыми белые могут сыграть

Короткие нарды (Рис. 1) - игра для двух игроков, на доске, состоящей из двадцати четырех узких треугольников, называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и объединены в четыре группы по шесть треугольников в каждой. Эти группы называются - дом, двор, дом противника, двор противника. Дом и двор разделены между собой планкой, которая выступает над игровым полем и называется бар.

Пункты нумеруются для каждого игрока отдельно, начиная с дома данного игрока. Самый дальний пункт является 24-м пунктом, он также является первым пунктом для оппонента. У каждого игрока имеется 15 шашек. Начальная расстановка шашек такова: у каждого из игроков по две шашки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три в восьмом и пять в шестом.

Цель игры - перевести все свои шашки в свой дом и затем снять их с доски. Первый игрок, который снял все свои шашки, выигрывает партию.

Движение шашек

Игроки поочередно бросают по две кости и выполняют ходы.

Число на каждой кости показывают, на сколько пунктов, или шагов, игрок должен передвинуть свои шашки. Шашки всегда движутся только в одном направлении (Рис. 2) - от пунктов с большими номерами к пунктам с меньшими.

При этом применяются следующие правила:

Шашка может двигаться только на открытый пункт, то есть на такой, который не занят двумя или более шашками противоположного цвета.

Числа на обеих костях составляют отдельные ходы.

К примеру, если у игрока выпало 5 и 3 (Рис. 3), то:

Он может пойти одной шашкой на три шага, а другой - на пять,

Либо он может пойти одной шашкой сразу на восемь (пять плюс три) шагов, но последнее лишь в том случае, если промежуточный пункт (на расстоянии три или пять шагов от начального пункта) также открыт.

Игрок, у которого выпал дубль, играет каждое из чисел на каждой из костей дважды. Например, если выпало 6-6, то игрок должен сделать четыре хода по шесть очков, и он может передвинуть шашки в любой комбинации, как сочтет нужным.

Игрок должен использовать оба числа, которые ему выпали, если они допускаются правилами (либо все четыре числа, если у него выпал дубль). Когда можно сыграть только одно число, игрок обязан сыграть это число.

Если каждое из чисел по отдельности можно сыграть (но не оба вместе), игрок должен играть большее число.

Если игрок не может сделать хода, то он пропускает ход. В случае, если выпал дубль, если игрок не может использовать все четыре числа, он должен сыграть столько ходов, сколько возможно.


Как побить и зарядить шашку


Пункт, занятый только одной шашкой, носит название блот. Если шашка противоположного цвета останавливается на этом пункте, блот считается побитым и кладется на бар. В любой момент, когда одна или несколько шашек находятся на баре, первая обязанность игрока - это зарядить шашки в доме соперника. Шашка вступает в игру, перемещаясь на пункт, соответствующий выброшенному значению кости.

К примеру, если игроку выпало 4 и 6, он может зарядить шашку в четвертый либо в шестой пункты, если они не заняты двумя или более шашками противника.

Если оба пункта, соответствующие значениям выброшенных костей, заняты, игрок пропускает свой ход.

Если игрок может ввести некоторые из своих шашек, но не все, он должен зарядить все шашки, которые возможно, и затем пропустить оставшуюся часть хода. После того, как все шашки будут введены с бара, неиспользованные значения костей можно использовать, как обычно, перемещая шашку, которую вы зарядили, либо любую другую шашку.


Как выбросить шашки

Когда игрок привел все свои пятнадцать шашек в свой дом, он может начать выбрасывать их с доски. Игрок выбрасывает шашку следующим образом: бросается пара костей, и шашки, которые стоят на пунктах, соответствующих выпавшим значениям, снимаются с доски. Например, если выпало 6 очков, можно снять шашку с шестого пункта.

Если на пункте, соответствующем выпавшей кости, нет ни одной шашки, игроку разрешается переместить шашку с пунктов, больших, чем выпавшее число. Если игрок может сделать какие-либо ходы, он не обязан выбрасывать шашку с доски.



В стадии выбрасывания шашек все шашки игрока должны находиться в его доме. Если шашка будет побита в процессе выбрасывания шашек, то игрок должен привести шашку обратно в свой дом, прежде чем он продолжит выбрасывать шашки. Тот, кто первый снял все шашки с доски, выигрывает партию.


Правила игры


Количество игроков - двое. Количество шашек на доске - по 15 у каждого игрока.

Место начального расположения шашек, каждого из игроков называется голова, а ход из начального положения называется "из головы" или "взять с головы". За один ход с головы можно брать только одну шашку.

Игрок кидает одновременно два кубика. Сделав бросок, игрок должен передвинуть любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. Т.е. если на кубиках выпало, например, шесть-пять, игрок должен одну шашку передвинуть на шесть клеток, а затем любую (можно ту же, можно другую) на пять клеток. При этом с головы всегда можно брать только одну шашку. Исключение составляет только первый бросок в партии. Если одна шашка, которую можно снять с головы, проходит, то можно снять вторую. Таких камней для первого игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три (мешают шашки противника, стоящие на голове). Если выпадает один из этих камней, игрок снимает с головы две шашки. Для второго игрока количество камней, при которых с головы можно снять две шашки, увеличивается, так как мешает пройти первому камню, имеет право не только голова, но и камень, снятый противником. Если противник первым броском кинул: два-один, шесть-два или пять-пять, то второй игрок может снять вторую шашку также при бросках пять-пять и шесть-два (кроме: шесть-шесть, четыре-четыре и три-три, которые тоже не идут напрямую).

Передвинуть две шашки на число клеток, показанное одним кубиком нельзя. Т.е. если на кубиках выпало - шесть-пять, игрок не может пойти одной шашкой, например, на три и другой на три клетки, чтобы вместе получилось шесть, а затем сходить "пятёрку".

Если выпал дупль, т.е. одинаковые очки на двух кубиках, например, пять-пять, игрок делает четыре хода (на соответствующее кубиков число клеток).

Нельзя поставить свою шашку не клетку, занятую шашкой противника. Если шашка попадает на занятую клетку, то про неё говорят что она "не идёт". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то такая шашка оказывается запертой.

Нельзя запереть все пятнадцать шашек противника. Т.е., выстроить заграждение из шести шашек подряд можно только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится впереди этого заграждения.

Если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, которое выпало на каждом кубике, т.е. если шашки не идут, то очки пропадают, а шашки не двигаются.

Если игрок может сделать ход на то количество очков, которое выпало на одном из кубиков, и не может сделать хода на то количество очков, которое выпало на втором кубике, он делает только тот ход, который возможен, а остальные очки пропадают.

Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он обязан его сделать даже в ущерб своим интересам. Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух то игрок должен выбрать больше. Меньшие очки пропадают. Смысл игры заключается в том, чтобы, пройдя всеми шашками полный круг, прийти ими в дом и выбросить все шашки раньше, чем это сделает противник.

Домом для каждого игрока является последняя четверть игрового поля, начиная с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток. Выбрасывать шашки - это значит делать ими такие ходы, чтобы шашки оказывались за пределами доски. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.

Ничьей не существует. Если игрок, начинавший первым, выбросил все свои шашки, а второй игрок может сделать тоже следующим броском, второй считается проигравшим, так как следующего броска не будет: партия заканчивается, как только один из игроков выбросил все свои шашки.

Тысячи людей на нашей планете увлекаются нардами, которые в англоязычных странах носят название backgammon. Эта древняя восточная забава занимает верхние места в рейтингах настольных развлечений. Новичкам кажется, что победа или поражение зависят от броска специальных кубиков - зар. Выпадает много очков - победишь, мало - проиграешь. Не каждый, кто хоть раз в жизни играл, знает: существуют секреты игры в нарды, и, если вы овладеете ними, то лавры победителя будете носить, не снимая.

Тактика игры в нарды

Наверняка всем известны основы нард, а если нет, то вот ключевые моменты. Каждый участник располагает по 15 шашек на своей части доски (в доме). Главная задача - сделать круг по игровому полю и снять фишки с поля быстрее противника. Количество лунок, на которые передвигают шашку, определяется с помощью броска зар.

Вряд ли назовешь хитростью доскональное знание правил. Это, скорее, непреложная истина. Поэтому, если у вас до сих пор имеются пробелы в знаниях, восполните недостаток знаний немедленно. Сделать это можно на нашем сайте, где правила написаны доступным и понятным языком. Ведь без знания теории мастерства не добьешься.

Секреты игры в нарды

В двух словах, секреты известных видов нард таковы: каждый ход хорошо обдумайте, иначе вряд ли он будет успешным. Развитие событий зависит от начальных передвижений фишек хоть в длинных, хоть в коротких нардах. Хотя исход поединка также зависит от того, удачен ли бросок кубиков, тактически верным будет рассчитывать перемещения и предугадывать поведение соперника.

Тактика игры в нарды заключается в следующем: ходим одной шашкой от своей головы, вторую берем из другой лунки и, таким образом, не торопясь, движемся к голове противника. Некоторые опытные игроки советуют выбрать одну из возможных стратегий:

  • пытаться двигаться вперед любыми путями;
  • держать оборону до последнего.

Никакой тайны тут нет, все объясняется логически: если чаще выпадают зары с большим количеством очков, двигайтесь вперед. Если с маленьким - защищайтесь. Во время игры в нарды тактика будет отличаться в зависимости от ситуации, все комбинации заранее не предугадаешь, беспроигрышных партий не бывает.

Если рассуждать логически, когда за доску садятся два одинаковых по уровню мастерства соперника, шансы на победу у них одинаковы. Тогда, чтобы выиграть, следуйте такой тактике игры в нарды длинные: не давайте противнику набрать очки и сами не теряйте баллы. Чтобы оппонент не набирал очки, создавайте позиции, в которых он не сможет походить и будет вынужден пропускать ходы. При этом грамотно заводите шашки в дом и заранее продумывайте комбинации, чтобы не терять очки.

Тактика игры в длинные нарды

Главный секрет правильной тактики - предвидеть ситуацию, а не просто видеть то, что происходит на игровом поле перед вашими глазами. Другими словами, просчитывайте возможные последствия перемещений. Приверженцы нард с математическим складом ума произвели кое-какие расчеты и выяснили, что для попадания на нужную лунку, постарайтесь стать за 5-6 лунок до нее. Чаще всего в сумме выпадает такое же количество очков. Эта маленькая хитрость поможет одержать победу даже новичку.

Какие еще известны секреты игры в нарды длинные? Закрывайте противнику лунки, в которые он может попасть, ведь мы уже знаем, что обычно зары дают при броске 5-6 очков. Используйте этот тактический прием против соперника.

К секретам в длинных нардах также относится построение забора. Забором называют выставленные в трех-шести ячейках подряд фишки участника сражения. Правильно выстроив забор, создадите выигрышную комбинацию. Смысл в том, что у соперника образуется дефицит ходов, зато у вас появится возможность сделать хороший продуманный ход. Если забором из 3-х фишек оппонента не напугаешь, то когда подряд стоят 4, 5 или 6 фишек - это уже почти победная комбинация.

Длинные нарды тактика игры с компьютером

Во время игры с роботом в длинные нарды тактика остается такой же. Защищаемся или нападаем в зависимости от ситуации на поле и от того, насколько у вас сегодня счастливый день. Нарды онлайн также требуют от игрока логического мышления и хотя бы простейших математических способностей. Чтобы выигрывать, сыграйте сотни партий. Здесь как в спорте - чем больше тренируешься, тем ближе победа.

Используйте секреты длинных нард во время игры с роботом или с человеком в Бесплатном клубе LuckForFree. Также каждый найдет на нашем сайте популярнейшие игры: карточные, шахматы, шашки, домино, рулетку и др.

ПРОБНАЯ ИГРА
без регистрации

Длинные нарды (Backgammon Nardi) - русская вариация игры в Нарды. Играйте онлайн в Длинные и короткие нарды на сайте, изучайте тонкости правил и делайте правильные ходы.

Длинные нарды – классическая настольная игра. Родители учат, как играть в нарды на двоих ещё в детстве. Длинные нарды не считаются азартной игрой, потому что опытный игрок будет обыгрывать новичка в матчах .

Правила игры в Длинные нарды

Несмотря на онлайн формат игры, нарды остаются нардами. Запустив игру бесплатно, увидите знакомую доску и фигурки. Игроки общаются по-русски – сайт ориентирован на Ру аудиторию.

Задача геймера – обойти её всю и вернуть свои фигуры в дом раньше противника. Перечитайте правила во весь экран, тогда вы быстро разберётесь, как играть в нарды длинные онлайн.

Начальная расстановка в Длинных нардах

Игра ведется двумя игроками, у каждого из которых имеется по 15 фишек. Круглячки расстанавливаются таким образом, все пятнадцать ставятся «на голову». Игровые фигуры выстраиваются по краям игровой доски.


Начальная позиция в Длинных нардах более «длинная» в отличие от Коротких длительность партии 9-12 минут, а не 6-9.

Цель игры

Основная цель – провести быстрее реального соперника свои шашки по всему периметру доски в домик и вывести шашки с доски.

Чтобы лучше понять суть moneygame Вы можете скачать бесплатно нарды на свой компьютер.

Квадранты доски

Это основные правила в длинных нард, плавно начинайте играть в эту интеллектуальную и развивающую мышление игру . Совет для начинающих в нарды: играйте, пошагово учитывая все правила игры. Приглашайте бесплатно для совместной игры своих родственников, друзей и знакомых, Вы проведёте вместе хорошо и приятно время, почувствуете дух соперничества и азарта.

Играем в Нарды длинные онлайн с реальным соперником

Развитие компьютерных технологий приводит к тому, что настольные игры постепенно переносятся в цифровой формат. Длинные нарды – не исключение, и играть в них теперь удобно в режиме онлайн, бесплатно (не нужно переводить деньги) и без регистрации. Больше не нужно покупать игровой набор и отправляться на поиски противника во дворы – достаточно использовать интернет и браузер, чтобы в считанные минуты найти себе достойного оппонента в проекте «Нарды онлайн – Еллоу клаб» . Бесплатная регистрация на портале для игры в интернет нарды.

Оставив свой майл, создав аккаунт с регистрацией – вы установите классические нарды 2.0 на двоих. Разработаны и современные вариации игры в Длинные и короткие нарды.

Разновидности Длинных нард

Классические

Строить заслон из шести шашек разрешено, только если перед ним есть хотя бы одна шашка соперника.
Допустим заслон «пробегом», когда во время хода образовывается блок из шести шашек, и сразу же разбирается.

Нардгаммон

Запрещен блок из шести «пробегом», то есть строить глухой блок, в любой момент хода.

Бешеные

Если у игрока на костях выпадает дубль, ему предоставляется право сделать четыре хода в соответствии со значением выпавших костей, а далее игрок продолжает свои ходы дублями до шестерок. Если игрок не может начать играть выброшенный дубль, он не играется и к противнику не переходит.
С головы легально снимать по одной шашке на каждый дубль.
Игрок может выносить их лишь с полей, соответствующих выброшенным костям.
При этом игроку ЗАПРЕЩАЕТСЯ ХОДИТЬ пешками в доме.
Если игрок завел все пешки в дом, то прогрессия дублей прекращается.

Гюльбар

При выпадении дубля если игрок смог сделать все 4 хода, то он бросает кости снова.
Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то не доигранные ходы должен сделать соперник. Соперник дохаживает все не сыгранные ходы.

Бешеный гюльбар

В этом варианте игры при выпадении дубля игрок делает все ходы от выпавшего дубля до дубля шести (например, при выпадении дубля «четыре-четыре» игрок ходит четыре раза по 4 пункта, затем четыре раза по 5, четыре раза по 6 пунктов).
Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
Ходить в доме можно, пока последняя шашка не заведена в дом.

При заходе в дом последней шашки на последнем же (четвертом) ходе куша разрешается игра следующего по очереди куша.
После этого прогрессия кушей прекращается.
Например, если игрок завел последнюю шашку в дом на четвертом ходе куша 2-2, то он может выбросить четыре шашки с поля 3 (сыграть куш 3-3). Но 4-4 он уже играть не сможет.

Хачапури / Тбилисские нарды

Модифицированный Гюльбар.
В шестой лунке дома находится 11 шашек, 4 в голове.
С головы за один ход можно снимать сколько угодно шашек.
Традиционно играют со ставкой за не выброшенные шашки.


Fevga – Спешить

Févga – популярны в Греции – перевод близок к словам «Спешить», «Бежать». Эта игра скорости и хорошей расстановки своих шашек.

Снятие с головы

В начале, с головы позволительно снять только 1 шашку и ходить только ею. Как только она пройдет голову соперника – разрешено снимать с головы сколько угодно шашек.

Если на первом ходу выпал куш 66, 44, 33 – вторую пешку снять нельзя.

Блок

В Fevga разрешено строить блок из 6 пунктов подряд, даже если пешка соперника не прошла вперед. При этом нельзя блокировать все 6 пунктов в своей стартовой зоне, хотя бы 1 пункт должен быть свободен.

Если соперник собрал все 15 шашек в одном пункте сразу перед вашим блоком – вы обязаны разбить блок. Также нельзя строить блок из 6, если ваш соперник уже собрал все 15 шашек в пункте сразу перед блоком.

Fevga бешеные – Giul

Если у игрока на костях выпадает дубль, ему предоставляется право сделать четыре хода в соответствии со значением выпавших костей, а далее игрок продолжает свои ходы дублями до шестерок.

Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
Если игрок не может начать играть выброшенный дубль, он не играется и к противнику не переходит. Соперник дохаживает все не сыгранные ходы.

Если игрок завел все шашки в дом, то прогрессия дублей прекращается.
Ходить в доме можно.

Играем в Нарды длинные онлайн на компьютере

Интернет-нарды появились не так давно, и геймерам изначально предлагали играть с компьютером, а не с реальным человеком. Сегодня можно поиграть с живыми людьми без регистрации и бесплатно, используя только браузер на ПК и интернет.

Удобно играть в нарды с компьютером для детей. Без спешки понять как играть в Нарды для начинающего.

При заходе на ресурс игры, можно увидеть кнопку «Попробовать без регистрации». Это – пробная игра, доступная любому желающему. Интересно, что она также ведется против реального противника, а не с компьютером. Время ожидания соперника даже в будний день составляет всего несколько секунд. Таким образом, подобная забава становиться отличным развлечением в обеденное время.

Клуб предлагает большое количество интересных возможностей:

  • игра с реальными игроками;
  • интуитивно понятный и простой интерфейс;
  • возможность играть и общаться с геймерами из разных уголков мира;
  • Мини версия для мобильного телефона;
  • Нарды и весь интерфейс на русском языке;
  • участие в разнообразных турнирах;
  • бонусы при регистрации.

В интернет-нарды длинные можно играть в удобное время суток, не выходя из дома или офиса. Все игры онлайн бесплатны и проводятся исключительно с реальными соперниками, с которыми играть, безусловно, интереснее, чем с компьютером. К тому же забаву можно скачать на телефон. Доступны версии на Андроид и на Айфон.

Практически каждый умеет играть в шашки, шахматы и ряд других популярных настольных игр. Не менее известны и нарды, которые также называют трик-трак, бэкгэммон, тавла и другими именами. Однако, мало кто может похвастаться тем, что знает правила игры в нарды.

Как и многие подобные вещи, данная настольная игра появилась во времена Древнего Египта. Её старинным аналогом является сенет, который относился к гоночному типу. Помимо него, существовала игра Ура в Месопотамии, а ещё один схожий вариант исследователи обнаружили в Иране.

Наиболее непосредственным предшественником считается Ludus duodecim scriptorum . Название этой игры из Древнего Рима можно перевести как «игра двенадцати знаков». В ней, как и в современных нардах, использовались фишки, движение которых определялось броском костей.

Своеобразные аналоги можно перечислять довольно долго, но их корни всегда будут восточными. Несмотря на это, современные правила были разработаны в Европе. Их придумал Эдмонд Хойл, который в середине восемнадцатого века проживал в Англии.

Как играть в нарды?

На сегодняшний день известно два метода игры в нарды. Более классический, но и более старый называют «Длинными нардами» . Этот способ был разработан на Востоке. Более же современный вариант, созданный Эдмондом Хойлом, носит название «Короткие нарды».

Несмотря на свой возраст, эта игра остается достаточно популярной, по ней проводятся турниры мирового масштаба. Фаворитом являются игроки из Айзербаджана. Они нередко выигрывают триумфальные золотые кости. Для того, чтобы тоже попытаться достичь высот, нужно, в первую очередь, понять, как играть в нарды.

Для этого предстоит разобраться в игровом инвентаре. Внешне деревянное игровое поле, в сложенном состоянии, напоминает коробку от классических шахмат. Однако, игра будет происходить как бы на внутренней стороне этого поля.

  • Здесь, на древесине, начерчены вытянутые равнобедренные треугольники, прилегающие основаниями к сторонам. Их длина может достигать половины доски. Эти треугольники называются пунктами, которые имеют номера – от единицы до двадцати четырех.
  • Чтобы людям было проще просчитывать номера пунктов, четные и нечетные имеют разные цвета.
  • Шесть треугольников с одного края доски называют домом. Черные и белые шашки имеют каждые свой дом.
  • Вертикальная линия в центре – это бар. В Коротких Нардах туда перекладывают выбитые шашки соперника.
  • У обоих игроков имеется по пятнадцать шашек, хотя иногда их может быть меньше.
  • В игровом процессе применяется хотя бы одна пара костей, которые называют зар .

Правила игры в нарды бывают различными, и дело не только в существовании Длинного и Короткого варианта. Стоит начать с азов, а затем, при желании, переходить к изучению более сложных маневров.


Правила игры в нарды для начинающих

Одно из главных отличий между Длинными и Короткими нардами заключается в том, что в коротких «вражеские» фишки, при определенных условиях, снимаются с доски. Помимо этого, цвет не влияет на направление – они движутся одинаково.

Правила игры в Длинные нарды

Главная цель игрового процесса – это перемещение всех шашек в дом . Тот, кому это удастся первым, побеждает. Если человек играет черными, то он должен провести их к пунктам с первого по шестой. Если же его шашки белые, то они должны оказаться в пунктах с тринадцатого по восемнадцатый по отношению к игроку черными.

Партия начинается с того, что соперники разыгрывают первый ход. Это делается путем броска костей – победителем является тот, чье число больше. После этого все шашки перемещают в «голову» поля, то есть на двадцать четвертый пункт. С головы можно снять по одной шашке за ход. Единственное исключение – это выкидывание дубля на первом ходу. В таком случае допускается снятие двух шашек.

Все игроки будут передвигать свои фигуры в одинаковой манере. Это делается по очереди, против часовой стрелки. В результате шашки должны пройти полный круг и добраться до дома. Все ходы начинаются с броска зар, причем кости должны упасть на одну половину доски. В случае, если они не сумели лечь устойчиво, или один из кубиков не попал на доску, то бросок повторяется.

Число, показываемое кубиками, определяет то, как далеко продвинется шашка. Даже если цифра невыгодна игроку, он обязан полностью её израсходовать, по единице на каждую клетку. Показания каждой кости определяет движения одной шашки. Соответственно, первая может сдвинуться на четыре клетки, а вторая – на три.

Тонкости игры в длинные нарды

Итак, основной игровой процесс заключается в перемещении шашек по часовой стрелке до тех пор, пока они все не доберутся до дома. Это значит, что белые должны пройти из пунктов 13-18 к 7-12, а черным необходимо преодолеть расстояние от 1-6 до 19-24.

В процессе игры важно помнить о некоторых моментах.

  • На каждом пункте может находиться сколько угодно шашек.
  • Только в самых крайних случаях можно принимать в расчет показания одного кубика. В остальном, даже если это невыгодно, необходимо выполнять полный ход.
  • Если на поле не осталось допустимых комбинаций, то игрок пропускает ход.
  • Соперник не должен создавать из фигур заслон, сквозь который оппонент не сумеет пробиться. Исключение составляет ситуация, когда впереди этого заслона присутствуют фигуры врага. Как правило, допускается блок из шести шашек, но не из пятнадцати .

Дубль, позволяющий снять две шашки с головы, это всего три комбинации. Первая – две шестерки, вторая – две четверки, и, наконец, третья – две тройки. Существует и масса других тонкостей игры в Длинные нарды, а также ещё и правила Коротких нард, но для того, кто незнаком с игрой, достаточно, для начала, разобраться в том, что описано выше.


Видео инструкция

Нарды (тавла, трик-трак) - это, возможно, древнейшая настольная игра в человеческой истории. Игры с досками и игральными костями, судя по археологическим раскопкам, были известны шумерам и древним египтянам. Настольная игра с очень похожими правилами была известна уже в древнем Риме. В нынешнем виде игра появилась в средневековой Персии. С XII века в нарды играют и в Западной Европе.

В этой статье мы расскажем о правилах игры в нарды для начинающих (пошагово).

Общие сведения

Игра проводится на специальной доске при помощи шашек. Двое соперников играют двумя комплектами шашек (белыми и черными). Цель игры - как можно скорее провести вокруг доски все свои шашки, а также затруднить продвижение шашек противника. Выиграл тот, кто первым сумел вывести шашки с поля. Количество ходов зависит от броска костей: таким образом, при игре в нарды большую роль играет везение. Вместе с тем, для успешного завершения партии игрок должен работать головой и грамотно применять стратегию.

Есть две разновидности игры с разными правилами: длинные и короткие нарды. Длинные нарды - это классический вариант игры, известный на Востоке и в России. Короткие нарды - это европейская, реформированная версия игры, созданная англичанином Эдмондом Хойлом в XVIII веке. В последнее время короткие нарды получили распространение и в нашей стране, но не вытеснили длинные нарды.

Мы опишем правила игры в обеих ее версиях.

Кубики, доска и шашки

Инвентарь прост: доска с двадцатью четырьмя лунками, два кубика и тридцать шашек (пятнадцать белых и столько же черных).

Игровым полем является внутренняя сторона доски (в отличие от шахмат и шашек). Доска разделена на две половины (это разделение называется «бар»).

В коротких нардах расстановка перед партией происходит следующим образом. Противники садятся друг напротив друга с разных сторон доски. Каждый игрок выстраивает шашки своего цвета в правой верхней лунке игровой доски. Фактически ваши шашки будут выстроены в ряд с правой стороны доски, шашки противника - напротив. Первоначальное местоположение шашек называется «головой».

Цвет шашек не определяет очередность хода (этот вопрос решается броском костей)

В процессе игры нужно будет провести свои шашки через лунки (поля) на верхнем и нижнем краях доски. Правая верхняя лунка на старте уже занята вашими шашками, левая нижняя - занята шашками противника. Соперники ведут свои шашки вокруг доски против часовой стрелки. Ваша задача - провести их сначала через лунки дальнего края доски, а потом через лунки ее ближнего края в правую ближнюю четверть, которая называется вашим «домом». После этого вы сможете начать вывод с доски своих шашек. Такую же задачу выполняет и ваш противник - его «дом» находится (с вашей точки зрения) на дальнем левом краю поля.

Нарды: правила игры для начинающих с картинками:

Победителем считается тот, кто успел первым вывести все свои шашки из игры.

Третий обязательный элемент инвентаря - это два кубика (игральные кости). В нардах они имеют специальное название - зары. Перед каждым ходом игрок кидает обе кости. От суммы возможных очков зависит то, какие действия сможет совершить игрок.

Правила игры в длинные (простые, классические) нарды

В начале игры все шашки противников расставляются описанным в прежнем разделе образом, в «голове». Затем броском кубиков игроки определяют, кому принадлежит первый ход.

Перед тем как сделать ход игрок снова бросает две кости, чтобы определить, на сколько шагов он может передвинуть шашку вперед. Например, выпавшие числа 3 и 2 позволяют ему снять шашку «с головы» и продвинуть ее на три лунки и еще на две вперед. Следующий ход делает противник, далее игроки продолжают ходить по очереди.

Снимая «с головы» шашки, игроки могут двигать только одну шашку за свой ход. Но есть исключение: в правилах игры в нарды предусмотрен дубль. Если при первом броске костей выпадает дубль: 3 и 3, 4 и 4, 6 и 6, можно ходить двумя шашками (например, при броске 3 и 3 продвинуть и ту и другую вперед на три клетки).

  • сходить одной шашкой дважды за один ход (например, если 2 выпало на одном кубике и 3 на другом - сходить одной шашкой на три шага и тут же - на два)
  • сходить двумя шашками (при броске костей 2 и 3 передвинуть одну шашку на 2 шага, другую - на 3 шага).

Это очень важный момент: игрок может выбрать, какой вариант более целесообразен, и поступить по обстоятельствам.

Если в лунке уже стоит собственная шашка, ставить туда свои шашки (в любом количестве) - можно.

Если в лунке уже стоит шашка противника, ставить туда свою шашку нельзя.

Ходить на произвольное количество шагов нельзя.

Ходить назад нельзя.

Пропускать ход, если есть какая-либо возможность сходить, нельзя. По правилам необходимо делать ход в свой черед, даже если это действие ухудшит ваше положение. Пропустить ход можно лишь в том случае, когда правила вообще не оставляют возможности ходить.

Игра в нарды, фото:

Если выпал дубль (одинаковый бросок двух костей), то общее число шагов удваивается. Например, при броске 4:4 игрок ходит не на 8 лунок вперед, а сразу на 16 (одной шашкой на 16 лунок-полей или двумя шашками на 8).

В течение партии желательно не только как можно скорее довести все шашки до своего «дома», но и поставить палки в колеса противнику. Поставив шесть ячеек своего цвета подряд, вы создаете «непроходимый заслон», через который противнику не пробиться. Мы помним, что ходить на лунку, занятую шашкой противника, нельзя, и, скажем, при броске костей на 5 и 4 невозможно сразу сходить на девять пунктов вперед, а можно только 4, а потом сразу же на 5 шагов (либо сначала на 5, а потом на 4). Таким образом, перепрыгнуть «мост» из шести шашек противника не получится.

В отношении строительства «мостов» имеется ограничение. Строить мост можно только в том случае, если впереди этого заслона находится хотя бы одна шашка противника.

Когда все шашки - уже в «доме», игрок начнет снимать их с доски, чтобы скорее завершить партию. Пока хотя бы одна шашка остается на доске, ваша партия не завершена. Делается это тоже по броску кубиков. Так, при броске 1 и 3 убирается по одной шашке из тех, что стоят в первой и третьей лунке справа. Если с данного поля уже убраны все шашки, снимается шашка со старшей позиции. При этом шашки можно не только снимать, но и передвигать в «доме».

Считается, что в нардах ничьи не бывает. Однако в последние годы появилось одно исключение. Если один из соперников уже убрал все шашки с поля, надо дать другому один ход. Если за этот ход он тоже успеет убрать все шашки, считается, что наступила ничья.

Конец одной партии - это еще не конец матча. Противники могут провести несколько игр на очки. При этом важно, что в длинных нардах есть два вида побед. Более полная победа называется «марс» (один противник уже завершил игру, а другой еще не успел ввести в «дом» все свои шашки). Проигравший «марс» проигрывает двойное количество очков.

Правила игры в длинные нарды: видео

Правила игры в короткие нарды

Между двумя разновидностями игры много общего. Та же доска, то же количество шашек. Поэтому мы расскажем лишь о специфических особенностях коротких нардов.

Правила игры в короткие (быстрые) нарды таковы, что шашки противника движутся друг навстречу другу (дом белых и дом черных находятся друг напротив друга). Поэтому игра - скорее сражение, чем бег наперегонки.

Правила разрешают и предписывают сбивать с доски шашку противника. Как мы помним, в длинных (классических) нардах нельзя поставить свою шашку в лунку, если там уже стоит чужая шашка. В коротких нардах правила иные - если в лунке стоит лишь одна шашка (это называется «блот»), противник может выбросить ее, поставив на это место свою. Но если в одной лунке более двух шашек, ни взять их, ни остановиться на этом поле - нельзя. Сбитые шашки складываются на «баре» (черта, которая делит поле пополам). Противник стазу попадает в невыгодное положение: следующим ходом ему предписано вернуть свою шашку в игру. Вводить ее в дело приходится в «доме» противника, то есть на максимальном расстоянии от цели - своего собственного «дома». В какую лунку ее ставить, определяет бросок костей. Так, если кости показывают 3 и 5, то можно на выбор поставить шашку в третью или в пятую лунку. Если же сделать такие ходы невозможно технически (лунки заняты двумя и более шашками противника), придется пропустить ход и попытать счастья следующий раз.

«Побить» шашки противника - это значит замедлить его продвижение к финишу и, следовательно, увеличить собственные шансы на победу. По этой причине занимать сводное поле (лунку) только одной фишкой - довольно опасно.

Победить в коротких нардах можно по-разному. Более полная победа называется «марс» (если проигравший еще не успел снять с поля ни одной шашки). Еще более полная победа называется «кокс» (если проигравшему не удалось снять ни одной шашки и кроме того хотя бы одна его шашка осталась на баре или в «доме» противника). «Марс» дает двойное количество очков, «кокс» дает тройное количество очков.

Правила игры в короткие нарды: видеоурок