Наследование (биология). Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека

Наследственность - свойство (способность) живых организмов повторять в ряду поколений внешний облик, тип обмена веществ, особенности развития и другие признаки, характерные для каждого биологического вида. Наследственность осуществляется благодаря процессу наследования - повторяющегося в поколениях определённого способа передачи «вещества наследственности», или генетического материала.

Выделяют два вида наследственности:

1. Ядерная. Её ещё называют хромосомной из-за того, что наследственная информация передаётся через хромосомы ядра. Так наследственная информация передаётся в исходном виде без каких либо изменений (если не происходили соматические мутации).

Есть несколько критериев ядерного наследования:

  • А) Аутосомно-рецессивное наследование :
    • 2) если признак имеется у обоих родителей, то этот признак имеют все их дети;
    • 3) признак встречается и у детей, родители которых не имеют изучаемого признака;
    • 4) особи обеих полов с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.
  • Б) Аутосомно-доминантное наследование :
    • 3) Оба пола с изучаемым признаком встречаются с приблизительно одинаковой частотой.
  • В) Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое, наследование :
    • 1) признак встречается часто, в каждом поколении;
    • 2) признак встречается только у самцов;
    • 3) признак передается по линии мужской особи: от отца к сыну и т.д.
  • Г) Рецессивное сцепленное с Х-хромосомой наследование :
    • 1) признак встречается относительно редко, не в каждом поколении;
    • 2) признак встречается преимущественно у самцов, причем у их отцов признак обычно отсутствует, но имеется у дедов (прадедов) по материнской линии;
    • 3) у самок признак встречается только тогда, когда он имеется и у их отца.
  • Д) Доминантное сцепленное с Х-хромосомой наследование :
    • 1) признак встречается часто, в каждом поколении;
    • 2) признак встречается у детей, у которых хотя бы один из родителей имеет изучаемый признак;
    • 3) признак встречается и у самцов, и у самок, но самок с таким признаком приблизительно в два раза больше, чем самцов;
    • 4) если изучаемый признак имеет самец, то все его дочери будут иметь этот признак, а у всех его сыновей этот признак будет отсутствовать
    • 2. Цитоплазматическая. Происходит при передаче генов, находящихся в органоидах (митохондриях, хлоропластах и некоторых других), располагающихся в цитоплазме клетки и, независимо от клеточного ядра, способных синтезировать необходимые для них белки. Происходит такая наследственность в основном по материнской линии, так как мужские гаметы обычно не несут цитоплазмы. Признаки, передающиеся цитоплазматической наследственностью можно выявить путём реципроктных (когда материнский организм является и отцовским) скрещиваний. Цитоплазматическая наследственность нужна для более гибкого и своевременного реагирования на условия окружающей среды. Так как органоиды клетки в определённой степени развиваются самостоятельно. Гены, находящиеся в органоидах формитуют «плазмотип», или «цитотип», организма.

Большой вклад в изучение закономерностей распределения наследственных признаков в потомстве внёс Г. Мендель с 1856 по 1863 он проводил свои опыты по скрещиванию сортов гороха и вывел несколько закономерностей наследования признаков:

1. Закон единообразия гибридов первого поколения, или первый закон Менделя. (был замечен ещё в 19 веке различными учёными)

Потомство первого поколения от родителей, различающихся по одному признаку, будет иметь одинаковый фенотип по этому признаку сходный с фенотипом одного из родителей при полном доминировании и смешанный при кодоминировании (неполном доминировании, когда фенотипы родителей в равной степени проявляются у потомства)

2. Закон расщепления, или второй закон Менделя.

При скрещивании гибридов первого поколения получаются особи имеющие фенотипы исходных родительских форм в соотношении 3 (Доминантовые): 1 (рецессивные).

При неполном доминировании и кодоминировании получается соотношение 1 (доминантовое): 2 (смешанное): 1 (рецессивное)

Это свойство объясняется законом чистоты гамет, который гласит о том, что при образовании гамет в каждую их них попадает только одна аллель из пары аллелей этого гена родительской особи.

3. Закон независимого комбинирования (наследования) признаков, или третий закон Менделя

Если скрестить особей, отличающихся не по одному, а по двум или более альтернативным признакам, то эти признаки и гены, несущие их, наследуются независимо друг от друга. Этот закон соблюдается, когда гены находятся в различных парах гомологичных хромосом или же в одной, но далеко расположены. В противном случае может наблюдаться сцепленное наследование.

англ. heredity) -свойство живых систем воспроизводить свою организацию или, иначе говоря, воссоздавать себе подобных в ряду поколений. Современный этап изучения Н. характеризуется раскрытием молекулярной структуры генетического материала и выявлением важных особенностей его функциональной организации. Установлено, что хранение, воспроизведение и передача наследственной информации обеспечиваются посредством дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот.

Совокупность генов - генотип - образует целостную, исключительно слаженно и эффективно работающую систему, постоянно совершенствующуюся в процессе эволюции. Под большим или меньшим контролем генотипа находятся все признаки организма - анатомо-морфологические, биохимические, физиологические, вплоть до параметров высшей нервной деятельности у животных и человека (см. Генетика поведения, Психогенетика). Однако становление признаков и их индивидуальное выражение зависят в пределах возможностей, заданных генотипом, от конкретных условий, которые складываются для каждой особи в процессе индивидуального развития.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

преемственная связь живых элементов, обеспечивающая повторяемость в ряду поколений сходных типов обмена веществ и индивидуального развития. Человеческая наследственность определяет анатомо-физиологическую структуру человеческого организма, присущие ему формы обмена веществ, стадии его созревания, физические признаки, пол, цвет кожи, некоторые индивидуально-психические особенности и др. Наследственность обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности - генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки - хромосомах.

Наследственность

Биологическая передача генетических характеристик потомству от родителей. Термин часто используется по контрасту с влиянием внешней среды, хотя наибольший интерес психологов вызывает механизм взаимодействия между наследственностью и окружающей средой.

Наследственность

Специфика. Хранение, воспроизведение и передача наследственной информации происходит посредством дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот, индивидуальная совокупность которых образовывает генотип. Под его контролем находятся морфологические, биохимические, физиологические признаки организма. Но проявление этих признаков в индивиде зависит от конкретных условий индивидуального развития.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наиболее широкое значение: биологическая передача генетических характеристик от родителя к потомству. Изучение наследственности основывается на нескольких фундаментальных положениях: (а) биологических принципах генетики и генетической передачи; (б) воздействие среды, условия, при которых организм развивается и живет; (в) сложный способ, которым эти два класса факторов взаимодействуют друг с другом. Таким образом, фактический набор проявляющихся физических, поведенческих черт (фенотип) представляет собой сложный результат кумулятивных взаимодействий генетического материала, данного при оплодотворении (генотип), различных факторов среды, влияющих на развивающийся организм.

Наследственный – наиболее распространенная форма прилагательного, хотя многие авторы употребляют другие термины, более или менее взаимозаменяемые. Например, генетический, биологический, врожденный, унаследованный и природный. Когда эти термины употребляются для определения характеристики или черты, в них подразумевается, что характеристика или черта является, в некоторой мере, следствием генетических факторов. Однако все эти условия должны использоваться осторожно, так как ни в одном из них не содержится лексический компонент, который бы обозначал относительный вклад наследственного компонента в рассматриваемую характеристику. Описывать цвет глаз как "наследственный" значит иметь в виду одно, а описывать интеллект как "наследственный" значит совершенно другое. Дополнительно об этой проблеме см. статью дискуссия о наследственности-среде. Следует различать все формы прилагательных от конгенитальный, который означает просто представленный при рождении.

наследственность

преемственная связь живых организмов, обеспечивающая повторяемость в ряду поколений сходных типов обмена веществ и индивидуального развития. Человеческая н. определяет анатомо-физиологическую структуру человеческого организма, присущие ему формы обмена веществ, стадии его созревания, физические признаки, пол, цвет кожи, некоторые индивидуально-психические особенности и др. Н. обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц н. – генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки – хромосомах.

Наследственностью занимается наука генетика. Зачатки ее прослеживаются ещё в доисторические времена. Уже тогда люди понимали, что некоторые признаки могут передаваться от поколения к поколению. Но основы современных представлений о наследственности были заложены в середине XIX века благодаря открытию Г. Менделя. Он изучил дискретность наследственных факторов и разработал скрещивания и учета признаков у потомства. Менделевские законы наследственности заложили основу для величайшего открытия естествознания XX века - генной теории. Генетика превратилась в бурно развивающуюся отрасль биологии. В 1953 году Ф. Криком и Дж. Уотсоном была создана структурная ДНК в виде двойной спирали. Недавно возникло новое направление в генетике - генная инженерия. Это система приемов, позволяющих конструировать генетические системы.

Носителями наследственной информации являются гены. Ге­ны состоят из молекул ДНК. Благодаря наследственности все живые организмы сохраняют в своих потомках определенные характерные черты вида. Внутри ядра каждой клетки находятся хромосомы. Они могут со­держать тысячи и сотни тысяч пар генов. Каждый признак контролирует определенная генная пара. Во всех клетках человека, кроме половых, двойной набор хромосом. Хромосомы, определяющие пол человека, назвали X и Y. В яйцеклетке две X-хромосомы, а в мужском сперматозоиде - или Х-, или Y-хромосома. При оплодотворении пол плода определяется набором половых хромосом XX, мужской - набором XY.

Некоторые гены несут доминирующие признаки, а дру­гие - рецессивные. К примеру, гены кудрявых волос доминируют над генами прямых. Ученые изучили такие признаки, как цвет глаз, кожи, волос и могут сказать, как они унаследуются людьми. Ребенок, кроме внешних признаков, также наследует особенности центральной нервной системы, степень подвижности или уравновешенности, задатки способностей и одаренность.

К сожалению, многие заболевания тоже связанны с определенными генами. Вероятность заболевания особенно высока, когда наследуется от обоих родителей. Традиционно генетические заболевания делятся на 3 группы. Первая - это хромосомные болезни, обусловленные изменением структуры или числа хромосом. При этом изменены несколько генов. Наиболее известный пример - гемофилия. Этим заболеванием страдают, в основном, мужчины, но наследуется оно вместе с Х-хромосомой.

Болезни, вызванные мутацией одного гена, относятся ко второй группе. Это болезнь Альцгеймера, некоторые типы атеросклероза, фенилкетонурия. И третья группа представляет заболевания, вызванные мультифакторным наследованием. Они обусловлены изменением нескольких генов и факторами окружающей среды. Таким образом наследуется большая часть психических заболеваний.

Определить возможность наследования определенной болезни помогают генетические исследования. Благодаря им можно избежать наследственных заболеваний.

В каждом человеке заложено стремление продолжить свой род и произвести здоровое потомство. Определенное сходство между родителями и детьми обусловлено наследственностью. Помимо очевидных внешних признаков принадлежности к одной семье, генетически передается и программа индивидуального развития в разных условиях.

Наследственность – что это такое?

Рассматриваемый термин определяется, как способность живого организма сохранять и обеспечивать преемственность своих отличительных признаков и характера развития в последующих поколениях. Понять, что такое наследственность человека, легко на примере любой семьи. Черты лица, телосложение, внешность в целом и характер детей всегда будто позаимствованы у одного из родителей, бабушки или дедушки.

Генетика человека

Что такое наследственность, особенности и закономерности этой способности изучает специальная наука. Человеческая генетика является одним из ее разделов. Условно она классифицируется на 2 типа. Основные виды генетики:

  1. Антропологическая – изучает изменчивость и наследственность нормальных признаков организма. Данный раздел науки связан с эволюционной теорией.
  2. Медицинская – исследует особенности проявления и развития патологических признаков, зависимость возникновения заболеваний от условий окружающей среды и генетической предрасположенности.

Виды наследственности и их характеристика

Информация о специфических признаках организма содержится в генах. Биологическая наследственность дифференцируется по их типу. Гены присутствуют в органоидах клетки, расположенных в цитоплазматическом пространстве – плазмидах, митохондриях, кинетосомах и других структурах, и в хромосомах ядра. На основании этого выделяют следующие виды наследственности:

  • внеядерная или цитоплазматическая;
  • ядерная или хромосомная.

Цитоплазматическая наследственность

Характерной чертой описываемого типа воспроизведения специфических признаков является их передача по материнской линии. Хромосомная наследственность обусловлена преимущественно информацией из генов сперматозоидов, а внеядерная – яйцеклетки. В ней содержится больше цитоплазмы и органелл, отвечающих за передачу индивидуальных особенностей. Эта форма предрасположенности провоцирует развитие хронических врожденных болезней – , сахарного диабета, синдрома туннельного зрения и других.


Указанный вид передачи генетической информации является определяющим. Часто только его имеют в виду, объясняя, что такое человеческая наследственность. В хромосомах клетки содержится максимальное количество данных о свойствах организма и его специфических признаках. Также в них заложена программа развития в определенных внешних условиях среды. Ядерная наследственность – это передача генов, заложенных в молекулах ДНК, которые входят в состав хромосом. Она обеспечивает постоянную преемственность информации из поколения в поколение.

Признаки наследственности человека

Если у одного из партнеров темно-карие глаза, высока вероятность аналогичного оттенка радужки у ребенка независимо от ее цвета у второго родителя. Это объясняется тем, что признаки наследственности существуют 2-х типов – доминантные и рецессивные. В первом случае индивидуальные характеристики являются преобладающими. Они подавляют рецессивные гены. Второй вид признаков наследственности может проявиться только в гомозиготном состоянии. Такой вариант возникает, если в ядре клетки комплектуется пара хромосом с идентичными генами.

Иногда у ребенка наблюдается сразу несколько рецессивных признаков, даже если у обоих родителей они доминантные. Например, у смуглого отца и матери с темными волосами рождается светлокожий малыш с белокурыми локонами. Такие случаи наглядно демонстрируют, что такое наследственность – не просто преемственность генетической информации (от родителей детям), а сохранение всех признаков определенного рода в пределах семьи, включая предшествующие поколения. Цвет глаз, волос и другие особенности могут передаваться даже от прабабушек и прадедушек.

Влияние наследственности

Генетика пока продолжает изучать зависимость характеристик организма от его врожденных свойств. Роль наследственности в развитии и состоянии здоровья человека не всегда определяющая. Ученые выделяют 2 типа генетических признаков:

  1. Жестко детерминированные – формируются еще до рождения, включают особенности внешнего вида, группу крови, и другие качества.
  2. Относительно детерминированные – сильно подвержены влиянию внешней среды, склонны к изменчивости.

Если речь идет о физических показателях, генетика и здоровье имеют выраженную взаимосвязь. Наличие мутаций в хромосомах и серьезных хронических заболеваний у ближайших родственников обуславливают общее состояние человеческого организма. Внешние признаки полностью зависят от наследственности. Касательно интеллектуального развития и особенностей характера влияние генов считается относительным. На такие качества сильнее действует внешняя окружающая среда, чем врожденная предрасположенность. В данном случае она играет незначительную роль.

Наследственность и здоровье

Каждая будущая мать знает о влиянии генетических особенностей на физическое развитие ребенка. Сразу после оплодотворения яйцеклетки начинает формироваться новый организм, и наследственность играет определяющую роль в возникновении у него специфических признаков. Генофонд отвечает не только за наличие серьезных врожденных болезней, но и менее опасных проблем – предрасположенности к кариесу, выпадению волос, подверженности вирусным патологиям и других. По этой причине на осмотре у любого врача специалист сначала собирает подробный семейный анамнез.

Можно ли влиять на наследственность?

Для ответа на поставленный вопрос можно сравнить физические показатели нескольких предыдущих и последних поколений. Современная молодежь значительно выше ростом, имеет более крепкое телосложение, хорошие зубы и высокую предполагаемую продолжительность жизни. Даже такой упрощенный анализ показывает, что можно влиять на наследственность. Изменить генетические особенности в плане интеллектуального развития, черт характера и темперамента еще легче. Это достигается благодаря улучшению окружающих условий, корректному воспитанию и правильной атмосфере в семье.

Прогрессивные ученые уже давно проводят опыты, позволяющие оценить влияние медицинских вмешательств на генофонд. В этой сфере достигнуты впечатляющие результаты, подтверждающие, что можно еще на этапе исключить возникновение генных мутаций, предотвратить развитие серьезных заболеваний и умственных нарушений у плода. Пока исследования проводятся исключительно на животных. Для начала опытов с участием людей есть несколько морально-этических препятствий:

  1. Понимая, что такое наследственность, военные организации могут использовать разработанную технологию для воспроизводства профессиональных солдат с усовершенствованными физическими способностями и высокими показателями здоровья.
  2. Не каждая семья сможет себе позволить выполнить процедуру по самой полноценной яйцеклетки максимально качественным сперматозоидом. В результате красивые, талантливые и здоровые дети будут рождаться только у состоятельных людей.
  3. Вмешательство в процессы естественного отбора практически равноценны евгенике. Большинство специалистов в области генетики считают ее преступлением против человечества.

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову). К ним относятся:

· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),

· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),

· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).

Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.

Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:

· развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении - прямохождение, развитие речи),

· предрасположенность к целенаправленному труду,

· развитие мыслительных способностей человека,

· осознание своих действий, поступков, деятельности.

Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:

· физический облик,

· цвет волос,

· физические данные;

· группу крови и резус-фактор,

· задатки способностей;

· программирует также свойства нервной системы,

· свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.


Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это

· умственные способности,

· тонкость и точность ручных движений,

· развитая память,

· совершенная речь и ряд других.

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:

· математические,

· музыкальные,

· лингвистические,

· литературные,

· художественно-творческие,

· технические,

· спортивные,

· организаторские,

· экономические и др.

Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений...». Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.

Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.

Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.

Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.

Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.

Развитие человека с физиологической точки зрения - очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.

Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания

Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.

Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека.

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов - и наследственности, и среды.

Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.