Целенаправленный процесс формирования личности в соответствии. "воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности"

, эластичность , многосторонность , индивидуальность , социум , формирование личности

По статистическим данным прошлых лет известно, что в 2000 году по городу Владивостоку числилось необучющимися 84 подростка в возрасте до 15 лет, на конец года – 72. Из них 28% не обучались по причине бесконтрольности, семейного неблагополучия; 85% подростков бродяжничали; 14% находились в розыске. За двухтысячный год увеличилось число подростков, не имеющих постоянного места жительства. Эти дети, как правило, оказываются вовлечёнными в противоправную деятельность. Сегодня уже - 2008 год, выросшие первоклассники обучаются в средней общеобразовательной школе, в которой учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации немного, но всё же они есть. И невольно задумываешься над тем, что такое явление в обществе, где с этого года законодательно введено всеобщее среднее образование, отражает негативные факты действительной современной жизни. Расширяющиеся возможности для одних, и возрастающий для преодоления барьер в развитии для других, для адаптации в социуме – таков результат взаимовлияния социальных ценностей и индивидуальных мотивов, ярко проявляющихся в российском обществе в условиях рыночной экономики.

Современные сдвиги в отношениях между индивидом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жёсткости социальных связей человека и создают, следовательно, большой простор проявления его индивидуальности. В этих сдвигах выражается новый этап роста автономии индивида, исторического процесса индивидуализации человека. При этом очевидно, что индивидуализация одной группы – это растущее одиночество, социальная дезориентация человека, расширяющаяся возможность для манипуляции его сознанием и поведением, но для другой она же (автономия индивида) может вести к возвышению.

К сожалению и современное общество не может уйти от подобного явления, от крайностей, фрустрации. В связи с этим представляет интерес историко-эволюционная концепция развития человека. Её сторонники рассматривают процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и своих собственных свойств

(физических данных, психофизиологических систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование начинается с прентального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически человеческая психика. Человек рождается готовым к усвоению человеческих форм поведения, речи, культуры, опыта человечества. При этом с самого рождения ребёнок не только активно усваивает культуру и опыт, в присущую только человеку систему социальных связей, и изменяет её и себя.

Образ жизни окружающего ребёнка социально-предметного мира представляет ему потенциальные возможности для развития, преломляя его жизненный опыт, и генетически заданные ему программы, и его органические особенности. Реализуются эти потенциальные возможности в той мере, в какой ребёнок сам воспринимает ценности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъективно значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окружающего, своя система отношений и ценностей складывается у ребёнка в процессе совместного с другими, прежде всего со взрослыми людьми, бытии, через способы осуществления содействия. Онтогенез человека рассматривается в историко-эволюционной концепции как процесс органически связанный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся форм и видов деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самосознания. Результатом развития с этих позиций является усиление человека как субъекта общественной и личной жизни, увеличение вкладов в социогенез, ясное осознание и чёткое формулирование жизненной концепции, целей и признаков жизни.

Человек, как важный элемент Вселенной, развивается, включаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь закономерностям развития жизненных процессов. Развитие человека в то же время происходит в социуме, в котором происходят: смена поколений; накопление исторических событий; изменение темпа и ритма. Любые социо - культурные условия характеризуются определёнными режимами смены труда и отдыха, средней продолжительностью жизни, протяжённостью детства. Развитие человека происходит в конкретном пространстве, во времени собственной жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени. Ребёнок ещё не способен измерить, определить, дифференцировать пространственно – временные характеристики без специального обучения, без определённых занятий, время и пространство для него должно наполняться социальным смыслом. В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельности воспринимается с чрезвычайной точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется коротким, а в воспоминаниях отражается как очень длительное. Взаимосвязь человека с пространством и временем своего бытия сложна и противоречива. Её результаты благотворны только при условии гармонических взаимоотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей. Каждыё период жизни - особая целостная самостоятельная ценность - имеет сильные и слабые стороны. Каждый возраст может быть прожит - “по-своему”. Нельзя торопить развитие “проскакивать” какие-то периоды, оставлять незавершёнными задачи любого возраста. Например, считают инфантилизм в подростковом возрасте - такие возрастные особенности младшего школьника (7-10 лет) как идеализация мира, взрослых, неистребимый оптимизм, максимальная широта и поверхностность интересов. Важнейшей задачей в связи этим становится своевременность педагогических действий. Эффективное развитие ребёнка невозможно без внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем - сверстниками, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого – научиться сотрудничать с ребёнком, вести с ним диалог, так как педагогика сотрудничества – это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации, так как содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел полоролевыми навыками, создал семью, умел бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни. был гражданином, то есть человек должен войти в полоролевую, семейную, профессиональную, политическую социализации. При этом требования к человеку в том или ином аспекте предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и правила, культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь, самореализуясь в обществе. В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских учёных Ч.Х.Кули, У.И.Томаса, Ф.Знанецкого, Дж.Г.Мида. Идеи этих учёных оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта социализации, на разработку концепций в русле субъектно – субъектного подхода. Субъектом социализации человек становится объективно, так как на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он осознанно, а чаще неосознанно ставит цели, то есть представляет свои субъективность (индивидуальность) и субъективность (позицию). Условно выделены три группы задач, решаемых на каждом возрастном этапе или этапе социализации:

1 – естественно-культурные – достижение определённого уровня физического и сексуального развития; что в немалой степени имеет объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы роста, полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах, возрастных и социальных группах);

2 – социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа. Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя: одни задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства; другие – воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причём эти два слоя не совпадают и в некоторой степени противоречат друг другу;

3 – социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, её самоопределение в актуальной жизни на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые в каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Решение всех трёх названных групп задач является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются не решёнными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной.

Развитие человека, его социализация протекают в любом обществе в различных условиях, для которых характерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека и способствующих приспособлению его к изменяющимся условиям социализации. Поэтому объективно проявляются целые группы, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации, как и благоприятных. На каждом этапе выделяют наиболее типичные опасности, столкновение с которыми наиболее вероятно. В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери, отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая

среда. В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость (или) аморальность родителей, игнорирование ребёнка родителями и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение. В младшем школьном возрасте (6-10 лет): пьянство родителей; отчим или мачеха, нищета семьи, гипо- или гиперопека, видеосмотрение, плохо развитая речь, неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (сверстников); отрицательное влияние сверстников; отрицательное влияние старших ребят (привлечение к курению, употребление алкоголя, токсичных веществ, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование; растление. В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм родителей; нищета семьи; гипо- и геперопека; видеосмотрение; компьтерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение; токсикомания; изнасилование; растление; одиночество; физические травмы; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

Произойдёт ли столкновение конкретного человека с какой-либо из перечисленных опасностей зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей.

Утверждают, что подростковый возраст – самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов. Подростков, чьё поведение отклоняется от общепринятых норм, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость – сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, социальных норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Типичные проявления девиантного поведения подростков являются ситуационно обусловленные детские поведенческие реакции, такие как демонстрация агрессии, вызов, самовольные уходы из дома и бродяжничество, пьянство, алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия социального характера; попытки суицида. Ещё более трудным является – делинквентное поведение, отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и проступки, которые складываются в определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или достижения ребёнком возраста, с которой начинается уголовная ответственность. . Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

  • агрессивно-насильственное, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека;
  • корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;
  • распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущих к ослаблению контроля системы внутренней регуляции. Дети, подростки с таким поведением являются объектом социальной работы. Основное содержание социальной работы с указанной группой находится в центре внимания, как “выпавших” из нормальных социальных отношений. В социальной работе применяют два метода: профилактический и реабилитационный. Профессиональная задача деятельности социального педагога и учителей состоит в том, чтобы помочь в развитии ребёнку, оказать помощь в его воспитании, образовании, профессиональном становлении. Эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребёнка, которые характеризуются отсутствием чего-либо или потребностью в чём-либо. Главная цель деятельности социального работника создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, в школе, ближайшем окружении и других социумах, поэтому для реализации своей деятельности необходимо обладать информацией о среде развитии ребёнка, уметь установить диагноз, дать прогноз сложившейся ситуации, возможно самостоятельно обнаружить негативно влияющие факторы; и, зная методы работы прямо или косвенно воздействовать на социальную среду, изменение в целом социального пространства ребёнка, подростка в благоприятном для него направлении. Бережное отношение к личности, разумно оптимистический подход к её перспективам дают педагогу найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком, которое будет способствовать побуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях. У подростков и юношей, допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычно возникают в раннем школьном возрасте и уже затем, закрепившись, выступают как отрицательные волевые черты характера. Ниже они перечислены по результатам анкетирования подростков-правонарушителей:

  • нерешительность - 45,5%
  • отсутствие настойчивости при проведении в жизнь принятого решения - 42,2%
  • несформированность и независимости и самостоятельного поведения - 35%
  • безынициативность - 50%
  • упрямство - 43,4%
  • невыдержанность - 21,2%

Процесс воспитания положительных волевых качеств у подростков начинают с формирования правильного представления о воли, и этот процесс состоит из ряда этапов. Составлены программы, разработаны модули работы с детьми и их родителями или людьми, осуществляющими обязанности опекуна. Существуют технологии работы с дезадаптированными детьми, направленные на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя:

  • замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно – полезными или нейтральными;
  • направление социальной активности ребёнка в общественно – одобряемое либо в нейтральное русло;
  • отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.;
  • создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.

Мировоззрение человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо...

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие методов, основных принципов, средств и форм воспитания. Общие методы воспитания и их классификация. Методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования деятельности и поведения.

    презентация , добавлен 22.03.2016

    Анализ и характеристика различных методов воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Роль, место и значение личности воспитателя.

    реферат , добавлен 22.12.2013

    Первоначальное формирование личности человека. Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Основные методы осуществления воспитательного процесса. Формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности. Классификация методов воспитания. Основная функция методов формирования сознания. Организационные формы воспитания школьников.

    реферат , добавлен 09.03.2010

    Теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания как общественного явления. Классификация педагогических подходов к понятию воспитания: принципы, виды. Технологии воспитания личности ребенка в школе и личности студента в колледже.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2016

    Проведение исследовательской работы по изучению организации правового воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе. Развитие правосознания личности школьника. Формирование у учащихся правовой культуры путем воспитания общественного поведения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2015

    Роль этического воспитания в развитии и формировании личности школьников. Нравственность учащихся как педагогическая проблема. Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора. Мораль как регулятор поведения личности.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности с помощью специально организованных пе­дагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает в себя 3 существенных признака:

1) целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;

2) соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества;

3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний. Движущие силы Воспитания:

Внешние противоречия социальные и педагогические – между возрастными требованиями к жизни и тем требованиям, кот предъявляются обществом к молодым, между школой и семьей – политические, экономические и социальные противоречия – между идеалами и действительностью.

Внутренние – противоречия самой личности - между педагогическими условиями и активной деятельностью ребенка, между стремлениями и возможностями

Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устой­чивыми свойствами при любых конкретных обстоятель­ствах. Выделится закономерности:

1.Воспитание ребенка совершается только путем активности са­мого ребенка. Мера его усилий должна соответство­вать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через актив­ные действия: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориен­тацию на самочувствие другого человека, интеллектуаль­ное - через мыслительную активность, решение интел­лектуальных задач.

2.Содержание деятельности детей в процессе их вос­питания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опе­режая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потреб­ностей ребенка, то процесс воспитания затруднится и нарушится.

3.Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превы­шает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно раз­деленная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.

Принципы воспитания (общие руководящие положения, требу­ющие последовательности действий при различных усло­виях и обстоятельствах):

1. Вытекает из цели воспитания и учитывает природу воспитательного процесса, - принцип ориентация на ценностные отношения - постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.

2. П ринцип субъектности - педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои дей­ствия. Принцип субъектности ис­ключает жесткий приказ в адрес детей, а предпола­гает совместное с ребенком принятие решения.

3. Вытекает из попытки со­гласовать социальные нормы, правила жизни и авто­номность неповторимой личности каждого ребенка. Это принцип гласит - принятие ребенка как данно­сти, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жиз­ни, которая сформировала его на данный момент именно таким, признание ценности его личности.

Методы воспитательного воздействия - это конкрет­ные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспи­танников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-вос­питателем. Для практической работы педагога больше всего под­ходит следующая классификация методов воспитания:

- методы убеждений , с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитываемых, происходит оперативный обмен информаци­ей (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);

- методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стиму­лируется позитивные ее мотивы (различные виды за­даний на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);

- методы оценки и самооценки , с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Формы воспитания - способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. В педагогической литературе единого подхода к клас­сификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организаци­онных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащимися: массовые формы (участие всего клас­са), кружково-групповая и индивидуальная.

В комплексном воспитательном процессе можно вы­делить направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.

Совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состо­яния зависят успешность учебной, профессиональной деятельности;

Просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;

Формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;

Разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;

Развитие интеллекта посредством развития всех по­знавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, мышления, вообра­жения, речи;

Умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;

Развитие индивидуальных интеллектуальных спо­собностей и познавательных возможностей учащих­ся;

Развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;

Моральное воспитание - формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного по­ведения;

Этическое воспитание - формирование правил хо­рошего тона, культуры поведения и отношений;

Патриотическое воспитание - формирование чув­ства любви и ответственности за свою Родину, фор­мирование готовности встать на защиту Родины и своего народа.

1. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности – это … воспитание.

2. Процесс всестороннего развития личности – это … цель воспитания.

3. Воспитание – это … целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

4. Взаимодействии социальной среды, личности и группы формируют… социально-психологические явления.

5. Социальная среда зависит от:

  • внутриклассовых различий определенных слоев
  • типа общественных экономических формаций
  • классовой и национальной принадлежности
  • бытовых и профессиональных отличий

6. Целью воспитания является … процесс всестороннего развития личности.

7. Особенностями процесса воспитания являются…

  • длительность протекания процесса воспитания;
  • сложность анализа результатов;
  • своеобразие форм и методов воспитания.

8. Особенностями процесса воспитания являются:

  • противоречия между требованиями педагога и готовностью ученика выполнить это требование;
  • противоречия между целенаправленным влиянием педагога и стихийным влиянием окружающей среды.

9. Объективно существующие связи педагогических явлений и процессов – это … закономерность.

10. Движущими силами процесса воспитания являются … противоречия.

11. Исходные положения, которые определяют содержание, организацию, формы и методы воспитания – это … принцип.

12. Закономерностями воспитательного процесса являются:

  • зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов среды;

единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;

  • чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс;

13. Принципами воспитания являются:

  • тесная связь воспитания с жизнью, трудом;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • единство педагогических требований и воспитательных воздействий.

14. Принципами воспитания являются:

  • системность, непрерывность и последовательность в воспитательной работе;
  • воспитание в труде и для труда;
  • сочетание требовательности с уважением личности;
  • воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.

15. В переводе с латинского наружный вид, внешнее очертание означает… форма

16. Внешняя сторона организации воспитательного процесса, которая связана с подрастающим поколением, временем и местом воспитания, а также порядком его осуществления – это … форма воспитания.

17. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривается для всех учащихся (дежурство, участие в работе по самообслуживанию и т. п.), называется … обязательные.

18. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривает кружковые занятия, спортивные секции и т. п., называется добровольные.


19. Совокупность способов и приемов воздействия на личность – это … метод воспитания.

20. Совокупность педагогических средств организации жизнедеятельности человека – это... прием воспитания.

21. Метод формирования сознания (в основе лежит процесс нравственного просвещения, воздействие на сознание и поведение воспитуемых) – это … метод убеждения.

22. К разновидностям метода убеждения относятся:

  • беседа
  • диспут
  • лекция
  • доклад
  • конференция

23. Значение методов убеждения:

  • способствуют преодолению разрыва между сознанием и поведением;

· убеждение сочетает внушение и разъяснение, а это ведет к самовоспитанию);

24. Общие требования к методам убеждения :

· убежденность педагога;

· доверие и такт к воспитаннику;

· умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять характер возникших противоречий;

· овладение искусством убеждать.

25. Метод воспитания, который представляет собой различные способы организации деятельности учащихся в интересах накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности – это … метод практического приучения (упражнения).

26. К группе методов упражнения относятся…

· метод организации общественно-полезной деятельности;

· творческая игра;

· методы приучения к нормам общественного поведения;

27. К группе методов побуждения к положительным действиям относятся:

· требование;

  • наказание;
  • поощрение.

28. Виды и формы требование: совет, доверие, просьба, намек, одобрение, угроза и т.п. относятся к … косвенному требованию.

29. Мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку поведения, поступков (личности, коллектива) – это... метод поощрения.

30. Метод воздействия на личность с целью осуждения неправильных поступков – это … метод наказания.

31. Конкретное приложение методов в определенных условиях – это... прием воспитания.

32. Виды приемов, относящиеся к тормозящим…

  • ирония
  • параллельное педагогическое действие
  • предупреждение
  • проявление возмущения

33. Виды приемов, относящиеся к созидающим:

  • нравственное упражнение
  • организация успеха в учении
  • просьба
  • внимание

34. Метод воспитания, воспитательная сила которого основана на ес­тественном стремлении людей к подражанию образцам социальных норм и ролей – это … метод примера.

35. Метод воспитания, который является одним из путей мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению какой-либо деятельности – это … метод соревнования (игры).

36. Метод воспитания, который представляет собой процесс обсуждения человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков – это … метод критики (самокритики)

37. Становление человека как биологического вида и как социального существа – это … человек

38. Социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества – это … личность.

39. Совокупность общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) – это… индивид.

40. Совокупность социально-психологических особенностей (например, темперамент, характер и т.д.), которые отличают одного человека от другого – это… индивидуальность.

41. Перечислить факторы развития личности… наследственность, среда, воспитание.

42. Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми – это … семья.

43. Структура семьи, которая включает в себя соотношение между фор­мальной властью и неформальным лидерством – это … структура власти.

44. Структура семьи, где наиболее важным является установление межличностных отношений – это... структура коммуникации.

45. Структура семьи, которая связана с выполнением каждым членом группы отдельных ролей, а также системой их ролевых ожиданий – это… ролевая структура.

46. Относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), воспроизводимый индивидами, называется - это… социальная роль.

47. Удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей – это … социальный статус.

48. Функциями семьи являются:

· Репродуктивная

· хозяйственно-бытовая

· воспитательная

49. Отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи – это … основное назначение семьи.

50. Совпадение, сходство социальных позиций (ценностных ориентации, установок, интересов, взглядов на жизнь) – это … супружеская совместимость.

51. Умение уступить, терпимость, понимание того, что каждый человек имеет право на своеобразие и индивидуальность, что он не должен быть копией супруга и его собственностью и именно за это своеобразие и следует его уважать – это … культура семейного общения.

52. Разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов или потребностей – это … конфликт.

53. Биологическими причинами детской нервности являются:

  • травматические воздействия;
  • инфекционные воздействия.

54. Микросоциальными причинами детской нервности являются:

  • переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины
  • неправильное воспитание;
  • неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве.

55. Психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и пове­дение ребенка, при которой не соответствует требованиям к нему – это… психический инфантилизм.

56. Психогенное расстройство, вызванное ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т.д. – это … невроз.

57. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают робость, пассивность, замкнутость, склонность к унынию, капитуляция перед трудностями, неудачами – это … астенический невроз.

58. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают страхи, тревожность, мнительность, нерешительность, перестраховка, педан­тичность, замкнутость, что свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном и рассудительном ребенке – это … невроз навязчивых состояний.

59. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают эгоистич­ность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость, истерич­ность – это … истерический невроз

60. Реакция борьбы, которая складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей – это … агрессивность.

61. Формам отклоняющегося поведения, которая является результатом излишней требовательности родителей – это … упрямство.

62. Формам отклоняющегося поведения, которая является следствием чрезмерной уступчивости его близких – это … капризы.

63. Все то, что окружает человека в его социальной жизни, или это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития – это … социальная среда.

64. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта…

  • общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру
  • усвоение и воспроизводство в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода

65. Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, или процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, нормы – это … социализация личности.