, эластичность , многосторонность , индивидуальность , социум , формирование личности
По статистическим данным прошлых лет известно, что в 2000 году по городу Владивостоку числилось необучющимися 84 подростка в возрасте до 15 лет, на конец года – 72. Из них 28% не обучались по причине бесконтрольности, семейного неблагополучия; 85% подростков бродяжничали; 14% находились в розыске. За двухтысячный год увеличилось число подростков, не имеющих постоянного места жительства. Эти дети, как правило, оказываются вовлечёнными в противоправную деятельность. Сегодня уже - 2008 год, выросшие первоклассники обучаются в средней общеобразовательной школе, в которой учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации немного, но всё же они есть. И невольно задумываешься над тем, что такое явление в обществе, где с этого года законодательно введено всеобщее среднее образование, отражает негативные факты действительной современной жизни. Расширяющиеся возможности для одних, и возрастающий для преодоления барьер в развитии для других, для адаптации в социуме – таков результат взаимовлияния социальных ценностей и индивидуальных мотивов, ярко проявляющихся в российском обществе в условиях рыночной экономики.
Современные сдвиги в отношениях между индивидом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жёсткости социальных связей человека и создают, следовательно, большой простор проявления его индивидуальности. В этих сдвигах выражается новый этап роста автономии индивида, исторического процесса индивидуализации человека. При этом очевидно, что индивидуализация одной группы – это растущее одиночество, социальная дезориентация человека, расширяющаяся возможность для манипуляции его сознанием и поведением, но для другой она же (автономия индивида) может вести к возвышению.
К сожалению и современное общество не может уйти от подобного явления, от крайностей, фрустрации. В связи с этим представляет интерес историко-эволюционная концепция развития человека. Её сторонники рассматривают процесс преобразования и воспроизводства человеком общественно-исторического опыта, культуры человечества и своих собственных свойств
(физических данных, психофизиологических систем, темперамента, задатков, знаний, статусов, ролей и пр.). Такое преобразование начинается с прентального (внутриутробного) периода своей жизни. Уже тогда у него складывается специфически человеческая психика. Человек рождается готовым к усвоению человеческих форм поведения, речи, культуры, опыта человечества. При этом с самого рождения ребёнок не только активно усваивает культуру и опыт, в присущую только человеку систему социальных связей, и изменяет её и себя.
Образ жизни окружающего ребёнка социально-предметного мира представляет ему потенциальные возможности для развития, преломляя его жизненный опыт, и генетически заданные ему программы, и его органические особенности. Реализуются эти потенциальные возможности в той мере, в какой ребёнок сам воспринимает ценности, нормы, мотивы, выработанные обществом как субъективно значимые, как цель, ради которой он живет. Свой образ окружающего, своя система отношений и ценностей складывается у ребёнка в процессе совместного с другими, прежде всего со взрослыми людьми, бытии, через способы осуществления содействия. Онтогенез человека рассматривается в историко-эволюционной концепции как процесс органически связанный с его общественным существованием, но невозможный без собственной активности человека по усвоению как исторически сложившихся форм и видов деятельности, так и идеальных форм бытия, без осознания мира и самосознания. Результатом развития с этих позиций является усиление человека как субъекта общественной и личной жизни, увеличение вкладов в социогенез, ясное осознание и чёткое формулирование жизненной концепции, целей и признаков жизни.
Человек, как важный элемент Вселенной, развивается, включаясь в космические, природные ритмы, подчиняясь закономерностям развития жизненных процессов. Развитие человека в то же время происходит в социуме, в котором происходят: смена поколений; накопление исторических событий; изменение темпа и ритма. Любые социо - культурные условия характеризуются определёнными режимами смены труда и отдыха, средней продолжительностью жизни, протяжённостью детства. Развитие человека происходит в конкретном пространстве, во времени собственной жизни, вырабатывает субъективное отношение к ним, к объективно существующему времени. Ребёнок ещё не способен измерить, определить, дифференцировать пространственно – временные характеристики без специального обучения, без определённых занятий, время и пространство для него должно наполняться социальным смыслом. В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельности воспринимается с чрезвычайной точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется коротким, а в воспоминаниях отражается как очень длительное. Взаимосвязь человека с пространством и временем своего бытия сложна и противоречива. Её результаты благотворны только при условии гармонических взаимоотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей. Каждыё период жизни - особая целостная самостоятельная ценность - имеет сильные и слабые стороны. Каждый возраст может быть прожит - “по-своему”. Нельзя торопить развитие “проскакивать” какие-то периоды, оставлять незавершёнными задачи любого возраста. Например, считают инфантилизм в подростковом возрасте - такие возрастные особенности младшего школьника (7-10 лет) как идеализация мира, взрослых, неистребимый оптимизм, максимальная широта и поверхностность интересов. Важнейшей задачей в связи этим становится своевременность педагогических действий. Эффективное развитие ребёнка невозможно без внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем - сверстниками, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого – научиться сотрудничать с ребёнком, вести с ним диалог, так как педагогика сотрудничества – это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации, так как содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел полоролевыми навыками, создал семью, умел бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни. был гражданином, то есть человек должен войти в полоролевую, семейную, профессиональную, политическую социализации. При этом требования к человеку в том или ином аспекте предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и правила, культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь, самореализуясь в обществе. В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских учёных Ч.Х.Кули, У.И.Томаса, Ф.Знанецкого, Дж.Г.Мида. Идеи этих учёных оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта социализации, на разработку концепций в русле субъектно – субъектного подхода. Субъектом социализации человек становится объективно, так как на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он осознанно, а чаще неосознанно ставит цели, то есть представляет свои субъективность (индивидуальность) и субъективность (позицию). Условно выделены три группы задач, решаемых на каждом возрастном этапе или этапе социализации:
1 – естественно-культурные – достижение определённого уровня физического и сексуального развития; что в немалой степени имеет объективные и нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы роста, полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах, возрастных и социальных группах);
2 – социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые – специфичны для каждого возрастного этапа. Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя: одни задачи, предъявляемые человеку в вербализованной форме институтами общества и государства; другие – воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причём эти два слоя не совпадают и в некоторой степени противоречат друг другу;
3 – социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, её самоопределение в актуальной жизни на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые в каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Решение всех трёх названных групп задач является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются не решёнными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной.
Развитие человека, его социализация протекают в любом обществе в различных условиях, для которых характерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека и способствующих приспособлению его к изменяющимся условиям социализации. Поэтому объективно проявляются целые группы, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации, как и благоприятных. На каждом этапе выделяют наиболее типичные опасности, столкновение с которыми наиболее вероятно. В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери, отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая
среда. В дошкольном возрасте (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость (или) аморальность родителей, игнорирование ребёнка родителями и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение. В младшем школьном возрасте (6-10 лет): пьянство родителей; отчим или мачеха, нищета семьи, гипо- или гиперопека, видеосмотрение, плохо развитая речь, неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (сверстников); отрицательное влияние сверстников; отрицательное влияние старших ребят (привлечение к курению, употребление алкоголя, токсичных веществ, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование; растление. В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм родителей; нищета семьи; гипо- и геперопека; видеосмотрение; компьтерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение; токсикомания; изнасилование; растление; одиночество; физические травмы; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.
Произойдёт ли столкновение конкретного человека с какой-либо из перечисленных опасностей зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей.
Утверждают, что подростковый возраст – самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов. Подростков, чьё поведение отклоняется от общепринятых норм, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость – сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, социальных норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Типичные проявления девиантного поведения подростков являются ситуационно обусловленные детские поведенческие реакции, такие как демонстрация агрессии, вызов, самовольные уходы из дома и бродяжничество, пьянство, алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия социального характера; попытки суицида. Ещё более трудным является – делинквентное поведение, отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и проступки, которые складываются в определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или достижения ребёнком возраста, с которой начинается уголовная ответственность. . Выделяются следующие типы делинквентного поведения:
- агрессивно-насильственное, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека;
- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;
- распространение и продажа наркотиков.
Делинквентное поведение выражается не только во внешней поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущих к ослаблению контроля системы внутренней регуляции. Дети, подростки с таким поведением являются объектом социальной работы. Основное содержание социальной работы с указанной группой находится в центре внимания, как “выпавших” из нормальных социальных отношений. В социальной работе применяют два метода: профилактический и реабилитационный. Профессиональная задача деятельности социального педагога и учителей состоит в том, чтобы помочь в развитии ребёнку, оказать помощь в его воспитании, образовании, профессиональном становлении. Эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребёнка, которые характеризуются отсутствием чего-либо или потребностью в чём-либо. Главная цель деятельности социального работника создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, в школе, ближайшем окружении и других социумах, поэтому для реализации своей деятельности необходимо обладать информацией о среде развитии ребёнка, уметь установить диагноз, дать прогноз сложившейся ситуации, возможно самостоятельно обнаружить негативно влияющие факторы; и, зная методы работы прямо или косвенно воздействовать на социальную среду, изменение в целом социального пространства ребёнка, подростка в благоприятном для него направлении. Бережное отношение к личности, разумно оптимистический подход к её перспективам дают педагогу найти стратегию индивидуальной работы с ребёнком, которое будет способствовать побуждению в нём уважения к себе и уверенности в своих возможностях. У подростков и юношей, допускающих аморальные выходки, проступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Эти дефекты обычно возникают в раннем школьном возрасте и уже затем, закрепившись, выступают как отрицательные волевые черты характера. Ниже они перечислены по результатам анкетирования подростков-правонарушителей:
- нерешительность - 45,5%
- отсутствие настойчивости при проведении в жизнь принятого решения - 42,2%
- несформированность и независимости и самостоятельного поведения - 35%
- безынициативность - 50%
- упрямство - 43,4%
- невыдержанность - 21,2%
Процесс воспитания положительных волевых качеств у подростков начинают с формирования правильного представления о воли, и этот процесс состоит из ряда этапов. Составлены программы, разработаны модули работы с детьми и их родителями или людьми, осуществляющими обязанности опекуна. Существуют технологии работы с дезадаптированными детьми, направленные на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя:
- замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно – полезными или нейтральными;
- направление социальной активности ребёнка в общественно – одобряемое либо в нейтральное русло;
- отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.;
- создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.
Мировоззрение человека
18.03.2015Снежана Иванова
Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо...
Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.
Понятие и структура мировоззрения
Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.
Познавательный
Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.
Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.
Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.
Ценностно-нормативный
В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.
Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.
Эмоционально-волевой
Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.
Практический
Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.
Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.
Основные типы мировоззрения
Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:
- Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
- Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
- Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.
Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:
- Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
- Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
- Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.
Формирование мировоззрения личности
На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.
Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:
- мир материален;
- всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
- в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
- человек может и должен получать достоверные знания о мире.
Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.
Дошкольный возраст
Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.
Младший школьный возраст
В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.
Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.
Подростки
Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.
Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.
Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.
Юноши
На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.
Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.
Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.
Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.
Роль мировоззрения в жизни человека
Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.
Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.
Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.
Мировоззрение современного человека
К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.
Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.
На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.
В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.
Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.
Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие методов, основных принципов, средств и форм воспитания. Общие методы воспитания и их классификация. Методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, стимулирования деятельности и поведения.
презентация , добавлен 22.03.2016
Анализ и характеристика различных методов воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; метод контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Роль, место и значение личности воспитателя.
реферат , добавлен 22.12.2013
Первоначальное формирование личности человека. Особенности развития и воспитания младших школьников. Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.
курсовая работа , добавлен 12.07.2008
Основные методы осуществления воспитательного процесса. Формирование положительного опыта поведения в процессе деятельности. Классификация методов воспитания. Основная функция методов формирования сознания. Организационные формы воспитания школьников.
реферат , добавлен 09.03.2010
Теоретические предпосылки возникновения и становления воспитания как общественного явления. Классификация педагогических подходов к понятию воспитания: принципы, виды. Технологии воспитания личности ребенка в школе и личности студента в колледже.
курсовая работа , добавлен 18.05.2016
Проведение исследовательской работы по изучению организации правового воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе. Развитие правосознания личности школьника. Формирование у учащихся правовой культуры путем воспитания общественного поведения.
курсовая работа , добавлен 26.06.2015
Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.
курсовая работа , добавлен 09.06.2015
Роль этического воспитания в развитии и формировании личности школьников. Нравственность учащихся как педагогическая проблема. Методы исследования нравственных поступков старших школьников в ситуации выбора. Мораль как регулятор поведения личности.
курсовая работа , добавлен 19.02.2010
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое понятие включает в себя 3 существенных признака:
1) целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира, идеала;
2) соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества;
3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний. Движущие силы Воспитания:
Внешние противоречия социальные и педагогические – между возрастными требованиями к жизни и тем требованиям, кот предъявляются обществом к молодым, между школой и семьей – политические, экономические и социальные противоречия – между идеалами и действительностью.
Внутренние – противоречия самой личности - между педагогическими условиями и активной деятельностью ребенка, между стремлениями и возможностями
Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Выделится закономерности:
1.Воспитание ребенка совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.
2.Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затруднится и нарушится.
3.Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.
Принципы воспитания (общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах):
1. Вытекает из цели воспитания и учитывает природу воспитательного процесса, - принцип ориентация на ценностные отношения - постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.
2. П ринцип субъектности - педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения.
3. Вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Это принцип гласит - принятие ребенка как данности, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, признание ценности его личности.
Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем. Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:
- методы убеждений , с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитываемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);
- методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируется позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);
- методы оценки и самооценки , с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
Формы воспитания - способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащимися: массовые формы (участие всего класса), кружково-групповая и индивидуальная.
В комплексном воспитательном процессе можно выделить направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.
Совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека. От физического состояния зависят успешность учебной, профессиональной деятельности;
Просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
Формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
Разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
Развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, мышления, воображения, речи;
Умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
Развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
Развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
Моральное воспитание - формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
Этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
Патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности встать на защиту Родины и своего народа.
1. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности – это … воспитание.
2. Процесс всестороннего развития личности – это … цель воспитания.
3. Воспитание – это … целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
4. Взаимодействии социальной среды, личности и группы формируют… социально-психологические явления.
5. Социальная среда зависит от:
- внутриклассовых различий определенных слоев
- типа общественных экономических формаций
- классовой и национальной принадлежности
- бытовых и профессиональных отличий
6. Целью воспитания является … процесс всестороннего развития личности.
7. Особенностями процесса воспитания являются…
- длительность протекания процесса воспитания;
- сложность анализа результатов;
- своеобразие форм и методов воспитания.
8. Особенностями процесса воспитания являются:
- противоречия между требованиями педагога и готовностью ученика выполнить это требование;
- противоречия между целенаправленным влиянием педагога и стихийным влиянием окружающей среды.
9. Объективно существующие связи педагогических явлений и процессов – это … закономерность.
10. Движущими силами процесса воспитания являются … противоречия.
11. Исходные положения, которые определяют содержание, организацию, формы и методы воспитания – это … принцип.
12. Закономерностями воспитательного процесса являются:
- зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов среды;
единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;
- чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс;
13. Принципами воспитания являются:
- тесная связь воспитания с жизнью, трудом;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- единство педагогических требований и воспитательных воздействий.
14. Принципами воспитания являются:
- системность, непрерывность и последовательность в воспитательной работе;
- воспитание в труде и для труда;
- сочетание требовательности с уважением личности;
- воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.
15. В переводе с латинского наружный вид, внешнее очертание означает… форма
16. Внешняя сторона организации воспитательного процесса, которая связана с подрастающим поколением, временем и местом воспитания, а также порядком его осуществления – это … форма воспитания.
17. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривается для всех учащихся (дежурство, участие в работе по самообслуживанию и т. п.), называется … обязательные.
18. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривает кружковые занятия, спортивные секции и т. п., называется добровольные.
19. Совокупность способов и приемов воздействия на личность – это … метод воспитания.
20. Совокупность педагогических средств организации жизнедеятельности человека – это... прием воспитания.
21. Метод формирования сознания (в основе лежит процесс нравственного просвещения, воздействие на сознание и поведение воспитуемых) – это … метод убеждения.
22. К разновидностям метода убеждения относятся:
- беседа
- диспут
- лекция
- доклад
- конференция
23. Значение методов убеждения:
- способствуют преодолению разрыва между сознанием и поведением;
· убеждение сочетает внушение и разъяснение, а это ведет к самовоспитанию);
24. Общие требования к методам убеждения :
· убежденность педагога;
· доверие и такт к воспитаннику;
· умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять характер возникших противоречий;
· овладение искусством убеждать.
25. Метод воспитания, который представляет собой различные способы организации деятельности учащихся в интересах накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности – это … метод практического приучения (упражнения).
26. К группе методов упражнения относятся…
· метод организации общественно-полезной деятельности;
· творческая игра;
· методы приучения к нормам общественного поведения;
27. К группе методов побуждения к положительным действиям относятся:
· требование;
- наказание;
- поощрение.
28. Виды и формы требование: совет, доверие, просьба, намек, одобрение, угроза и т.п. относятся к … косвенному требованию.
29. Мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку поведения, поступков (личности, коллектива) – это... метод поощрения.
30. Метод воздействия на личность с целью осуждения неправильных поступков – это … метод наказания.
31. Конкретное приложение методов в определенных условиях – это... прием воспитания.
32. Виды приемов, относящиеся к тормозящим…
- ирония
- параллельное педагогическое действие
- предупреждение
- проявление возмущения
33. Виды приемов, относящиеся к созидающим:
- нравственное упражнение
- организация успеха в учении
- просьба
- внимание
34. Метод воспитания, воспитательная сила которого основана на естественном стремлении людей к подражанию образцам социальных норм и ролей – это … метод примера.
35. Метод воспитания, который является одним из путей мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению какой-либо деятельности – это … метод соревнования (игры).
36. Метод воспитания, который представляет собой процесс обсуждения человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков – это … метод критики (самокритики)
37. Становление человека как биологического вида и как социального существа – это … человек
38. Социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества – это … личность.
39. Совокупность общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) – это… индивид.
40. Совокупность социально-психологических особенностей (например, темперамент, характер и т.д.), которые отличают одного человека от другого – это… индивидуальность.
41. Перечислить факторы развития личности… наследственность, среда, воспитание.
42. Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми – это … семья.
43. Структура семьи, которая включает в себя соотношение между формальной властью и неформальным лидерством – это … структура власти.
44. Структура семьи, где наиболее важным является установление межличностных отношений – это... структура коммуникации.
45. Структура семьи, которая связана с выполнением каждым членом группы отдельных ролей, а также системой их ролевых ожиданий – это… ролевая структура.
46. Относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), воспроизводимый индивидами, называется - это… социальная роль.
47. Удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей – это … социальный статус.
48. Функциями семьи являются:
· Репродуктивная
· хозяйственно-бытовая
· воспитательная
49. Отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи – это … основное назначение семьи.
50. Совпадение, сходство социальных позиций (ценностных ориентации, установок, интересов, взглядов на жизнь) – это … супружеская совместимость.
51. Умение уступить, терпимость, понимание того, что каждый человек имеет право на своеобразие и индивидуальность, что он не должен быть копией супруга и его собственностью и именно за это своеобразие и следует его уважать – это … культура семейного общения.
52. Разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов или потребностей – это … конфликт.
53. Биологическими причинами детской нервности являются:
- травматические воздействия;
- инфекционные воздействия.
54. Микросоциальными причинами детской нервности являются:
- переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины
- неправильное воспитание;
- неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве.
55. Психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведение ребенка, при которой не соответствует требованиям к нему – это… психический инфантилизм.
56. Психогенное расстройство, вызванное ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т.д. – это … невроз.
57. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают робость, пассивность, замкнутость, склонность к унынию, капитуляция перед трудностями, неудачами – это … астенический невроз.
58. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают страхи, тревожность, мнительность, нерешительность, перестраховка, педантичность, замкнутость, что свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном и рассудительном ребенке – это … невроз навязчивых состояний.
59. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают эгоистичность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость, истеричность – это … истерический невроз
60. Реакция борьбы, которая складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей – это … агрессивность.
61. Формам отклоняющегося поведения, которая является результатом излишней требовательности родителей – это … упрямство.
62. Формам отклоняющегося поведения, которая является следствием чрезмерной уступчивости его близких – это … капризы.
63. Все то, что окружает человека в его социальной жизни, или это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития – это … социальная среда.
64. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта…
- общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру
- усвоение и воспроизводство в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода
65. Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, или процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, нормы – это … социализация личности.