Образы животных в лирике Сергея Есенина. Животный мир в творчестве С

Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клен, Но припомнил я девушку в белом, Для которой был пес почтальон. Не у всякого есть свой близкий, Но она мне как песня была, Потому что мои записки Из ошейника пса не брала. Никогда она их не читала, И мой почерк ей был незнаком, Но о чем-то подолгу мечтала У калины за желтым прудом.

Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... уехал... И вот Через годы... известным поэтом Снова здесь, у родимых ворот. Та собака давно околела, Но в ту ж масть, что с отливом в синь, С лаем ливисто ошалелым Меня встрел молодой ее сын. Мать честная! И как же схожи! Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе, И хоть снова записки пиши. Рад послушать я песню былую, Но не лай ты! Не лай! Не лай! Хочешь, пес, я тебя поцелую За пробуженный в сердце май? Поцелую, прижмусь к тебе телом И, как друга, введу тебя в дом... Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. 1924 г.

Н.Вержбицкий
«Наши младшие братья»
(отношение Есенина к животным)

Это было в Москве в 1921 году. В солнечное утро иду по Тверскому бульвару.Вижу-на скамейке сидит развалясь молодой человек и рассеянно крошит воробьям большой кусок белого пшеничного хлеба.
Останавливаюсь удивленный и возмущенный. Тогда в Москве каждый кусок хлеба был на счету, москвичи по карточкам получали сто граммов ржаного хлеба в день…
- Не находите ли вы,- обратился я к молодому человеку,-что это слишком раскошное угощение для таких бездельников, как воробьи?
- -Не волнуйтесь,- с приятной улыбкой ответил мне незнакомец,-этот хлеб я получил из деревни, от родных…Если угодно, поклюйте и вы, пожалуйста!
С этими словами он вытащил из кармана еще один кусок хлеба и протянул его мне.
Такое щедрое и непринужденное хлебосольство растрогало меня.Я присел рядом, и мы разговорились.Очень скоро выяснилось, что я имею дело с поэтом Сергеем есениным, который в то время был уже довольно известен.
Тогда я не придал никакого значения тому,что застал его наедине с воробьями.только впоследствии, вспоминая об этом, я понял,что здесьдело было не в случайности и что в этом проявилось свойственное Есенину стремление к общению с животными.
Но и тогда. Сидя с ним рядом, я обратил внимание на одно любопытное обстоятельство.
Всем известно. Что воробей-очень пугливая и осторожная птица и к этой осторожнояти приучила его городская жизнь, близость к человеку, у которого вошло в привычку причинять животным зло.Между тем воробьи, которых угощал Есенин, как-то слишком безбоязненно клевали у самых его ног, а некоторые даже вспархивали к нему на колени…
Скажу про себя-спустя несколько минут разговора я тожк почуствовал какое-то необыкновенное доверие к поэту, хотя говорили мы о самом обыкновенном и в его словах нельзя было отыскать ничего такого, что должно было бы вызвать у меня безотчетную симпатию.
Между прочим, выяснилось,что мы живем поблизости друг к другу,как-то так получилось,что мы обменялись адресами и стали встречаться.
В те годы я дружил с знаменитым дрессировщиком животных,цирковым артистом Владимиром леонидовичес Дуровым,у которого был большой зверинец на улице Божедомке.Узнав об этом,Есенин выразил свое желание навестить Дурова.
Мы ходили по комнатам зверинца и видели множество самых разнообразных животных, от слона до мышонка. Они жили в клетках, испытывая всю горечь неволи.
-За что он их так мучает?-донесся до меня недоволный шепот Есенина, хмурое его лицо выражало страдание.
Оживился и повеселел он, когда познакомился с обезъянкой Гашкой,которая жила на свободе.Увидав Есенина, Гашка сразу полюбилп его,сидела у него на плече,гладила золотистые волосы,доверчиво и ласково заглядывала ему в глаза и очень была огорчена, когда увидела, что этот добрый и внимательный к ней человек собирается уходить.
Поведение обезъянки удивило и Дурова. В следующий мой визит к нему он стал расспрашивать: кто такой Есенин, откуда он родом,какого происхождения и.т.д.
-Я спрашиваю бо этом потому,- объяснил он,-что Гашка,в общем весьма нелюдима и у нее довольно своеобразный выбор, когда она хочет с кем-нибудь подружиться….
…Впоследствии я много раз убеждался. Что Есенин не только уделял животным особое внимание,но и как-то по своему понимал их, общался с ними не так как другие.
Когда я близко познакомился с поэтом. Мне пришла в голову мысль о том, что с животными его роднит ему самому свойственные простодушие и незащищенность.
Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях(«Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Собаке Качалова» и др.)
Кончу о Барбосе. В декабре1924 года поэт уехал в Батум,Я часто получал от него письма, а пес скучал,не находил себе места.Он часто подолгу смотрел мне в глаза, будто справшивая: куда же делся его друг?
Сидел я как-то дома и читал письмо,только что полученное из Батума.Барбос подошел ко мне, понюхал письмо и тотчас пришел в необычайное волнение.По простоте душевной я решил,что если его тончайшее обоняние уловило исходящий от письма единственный в мире, не похожий ни на какой другой запах близкого человека,значит, и этот человек находится где-то по близости.
Барбос стал бегать по квартире,выскочил через окно первого этажа на улицу, обнюхал каждого прохожего.Но друга не было.
И пес затосковал.Он до такой степени отдался тоске, что перестал есть и пить, не обращал внимания на зов.Выл по ночам…
Спустя неделю мы похоронили его на горе, под большим камнем, на котором по вечерам любил сидеть есенин и любоваться распластавшимся внизу пестрым и горластым городом…
В Батуме местные культурные силы решили организовать в городском театре концерт с выступлением Есенина. По городу были расклеены афишы. Вечером театр был набит битком… открылся занавес. На авансцену вышел поэт- синеокий, златовласый, изящный, в светло-сером костюме. Чуть опустив голову, развел руками и стал читать одно из своих хватающие за сердце стихотворений, но не успел он прочесть и десяти строк, как из-за кулис показался рыжий пес….он деловитой походкой приблизился к поэту, поднял заднюю ногу, и через секунду правая сторона светло -серых брюк стала, как говорится «хоть выжми»…..зал грохотал от веселого, неудержимого смеха. А Есенин, … с растерянной улыбкой на лице БЕРЕЖНО поднял собаку с полу и понес ее за кулисы. Стр 399 .Есенин и современность 1975 год Москва. «Современник».

У каждого в жизни бывают минуты, когда хочется забыть о проблемах и погрузиться в иной мир - мир поэзии. Тогда мы открываем сборник любимого поэта и вступаем в диалог с его душой, которая живет в стихах. Сегодня мы откроем для себя Есенина. Поэт прожил очень короткую, но яркую, плодотворную жизнь, оставил нам огромное поэтическое наследство, которое стало достоянием мировой культуры. Природа - душа есенинских стихов, она - источник его поэтического вдохновения. Почти в каждом стихотворении поэт рисует картины природы, которые аккомпанируют его чувствам. Природа в поэзиях Есенина в постоянном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии. Черемуха у него спит, вербы плачут, тополя шепчут, “загрустили девушки - пихты”.

Есенинская природа является воплощением человеческих чувств. Это позволяет автору глубоко отображать любовь к жизни, сравнивать явления природы с коллизиями человеческого бытия:

  • Как дерево роняет тихо листья,
  • Так я роняю грустные слова…

Тема родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, поэтому, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам и рекам. Природа у поэта живая, она дышит, живет, говорит… Для нее он находит яркие краски. Больше всего стихов - о природе. Поэт глубоко ощущает красоту, величие природы и грусть о том, что эта красота мимолетная.

Каждый раз, когда читаешь стихи, С. Есенина, ощущаешь, будто душой затрагиваешь природу, ее живописные виды. Но более всего ему удалось воспеть образ дерева. В народных пересказах дерево - символ жизни, энергии человека. “Все от дерева”, - так говорил Есенин. Дерево - это вселенная, вершина его - солнце, корни - земля, а ствол - люди. Береза - символ девичьей красы: нежности, хрупкости и неприкосновенной красоты. Любимое дерево Есенина - черемуха. Это замечательное украшение наших парков, скверов и пригородных лесов. С расцветом черемухи приходит настоящая весна со всем разноцветьем цветов и трав. В своем стихотворении Есенин это хорошо показал. “Зеленая прическа”, “в траве зеленой”, “болотный омут”, “холод осени синий”, “голубая Русь”, “синее небо”, “синий сумрак”. “Голубизна” - типично есенинская стихия. Она разливается волнами в стихах. И поэт не боится ни повторов, ни однообразия своих эпитетов: он ими пользуется не потому, что поэтической фантазии маловато, а потому, что не хочет и не может говорить иначе. У него все синее и лазурное: окна, долины и поля, осень и звоны, глаза и взгляды.

Цветная гамма широкая, и богатая. Доминируют синий, золотой, красный. Нет темных цветов. Как каждый поэт или писатель, Сергей Есенин использует в своих произведениях разнообразные художественные средства: сравнение (“все пройдет, как с белых яблонь дым”, метафоры (отзвучала дубрава, журавли не жалеют, дух полыхал…), эпитеты (золотая дубрава, небо вечернее..), персонификацию. Окружающий мир в поэзии Есенина находится в постоянном кругообороте, в переходе из одного состояния в другое. Отсюда большое количество отглагольных форм. Например, месяц, который сравнивается с кудрявым ягненком, гуляет по голубой траве. Художественный образ имеет своеобразную типичную есенинскую структуру: сравнение двух предметов по общим признакам (“седина маячливого дня ” - цвет, “кудрявый ягненок - месяц” - форма). Простейшие метафоры действия и состояния (“умирает тучка”, “звенит колосок”) встречаются редко. Чаще они конкретизируются с помощью метафорического дополнения (“сумерки лизали золото солнца”): предметная метафора объединяется глаголом (лизать), чтобы образовать неделимое целое.

Именно для лучшего восприятия окружающего мира, звезд, цветов, деревьев как чего-то, что наделено душой, находится в постоянном движении, и перевоплощение одного в другое Есенин использует эти художественные средства. Язык у поэта особый, он наполнен художественными средствами, которые “ведут” стих: “На небном синем блюдце”, “через трещину тянутся в бокалах пальцы косогора”.

К сожалению, мы на космической скорости отдаляемся все дальше и дальше от поэзии, мы обменяли сочувствие на равнодушие, наивность на цинизм, а в скором времени будем иметь компьютерный мозг и синтетическое сердце. Чтобы этого не произошло, необходимо породниться с природой, слышать и видеть ее, оберегать, любоваться ею и читать стихи таких поэтов, как Пушкин, Есенин, Шевченко…

Животные в стихах Есенина не аллегорические, как в баснях, а наши братья меньшие, у которых своя жизнь, заботы, горе, радость. Горький писал: “Есенин первый в русской литературе так умело и с такой любовью писал в животных.” Среди живых существ у поэта на первом месте пернатые - журавли, вороны, лебеди, соловьи, грачи, совы, а также домашние животные - кони, коровы, собаки. Есенин с нежностью и уважением относился к животным. В стихах он часто описывал жестокое отношение людей к братьям нашим меньшим, осуждал это. Есенин словно сетовал, что животных не знают, “в чем смысл жизни и чего стоит жить на свете белом.”

Поэт пишет о животных с любовью, воспринимает их как неотъемлемую часть природы. (Когда читал “Песню о собаке”, у него котились слезы). В стихотворении “Песня о собаке” автор изображает чувство обиженного животного и человеческую жестокость. Этот стих вызывает сочувствие к собаке и неприязнь к хозяину, который утопил на глазах собаки-матери ее щенков. Есенин приближает переживания животных к переживаниям человека - в этом сила его поэтического таланта. Автор показывает в поэзии, насколько бессердечны люди, которые потеряли доброту, милосердие. Поэт создает блестящие поэтические образы - например, месяц напоминает щенка, который свернулся в клубок. Молодой месяц то прячется, то появляется - он играется, будто щенок.

Артист Московского Художественного театра В.Г. Качалов, вспоминая свою первую встречу с Есениным, которая состоялась весной 1925 г., пишет: “Временам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня… Я вошел и увидел Есенина и Джима - они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: "Что это за лапа, я сроду не видал такой”. “Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо”. Когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: “Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи”.

Поэт выполнил обещание - поэтом было написано замечательное стихотворение “Собаке Качалова”. Цветная палитра поэзии Есенина ввобрала в себя традиционное русское соцветие, цвета русских икон - синий, красный, золотой, зеленый. Золотой цвет указывает на божественное начало, духовность. Зеленый - символизирует жизнь, осуществление надежд; красный - настоящую любовь к людям, возможность принять страдание во имя людей; голубой - символ божественного великолепия.

Например: “алый цвет зари”, “багряный закат”, “малиновое поле”, “рог золотой”, “звезды золотые”, “хвойной позолотой”, “медовый дым”, “осень рыжая”, “рыжеволосую косу”, “золотокарий омут”.

Если данное школьное сочинение на тему: Воплощение человеческих чувств в лирике Есенина , вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

Природа в творчестве Есенина

Образы животных в лирике С. Есенина.

Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные - корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина - поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно - философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию - старость животного

дряхлая, выпали зубы,

свиток годов на рогах…

и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.

Думает грустную думу…

Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине - матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности - сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам - сукам" и "братьям - кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".

Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:

Та собака давно околела,

Но в ту же масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто - ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.

С этой болью я будто моложе

И хоть снова записки пиши.

Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(" В хате." , 1914)

В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.

Конь - в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: " Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".

В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы" . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Погаснет день, мелькнув копной златою,

И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.

…Моего увел коня…

Конь мой - мощь моя и крепь.

Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.

…он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан…

("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),

но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".

В стихотворении 1920 года " Сорокоуст " Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого" , которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)

"Проскакал на розовом коне" - символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)

Все прошло. Поредел мой волос.

Конь издох.

Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг

("Сукин сын". 1924 г.)

В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению - молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь…

Меня встрел молодой ее сын.

Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

("Русь". , 1914 г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.

Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора - сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления - мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов - это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.

Вот, например, образ луны:

" Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается ".

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения.("Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").

По цветовому сходству:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;

по близости и сходству функций:

Как птицы, свищут версты

Из - под копыт коня…

("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;

по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком.

("Письмо к женщине". , 1924 г.)

Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии - песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:

Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.

("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)

В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

("Осень". ,1914 - 1916 г.)

Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету) , она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц - "ягненочек кудрявый " , " жеребенок ", " золотая лягушка ", весна - " белка", тучи - "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - "бревенчатая птица", печь - "верблюд кирпичный". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

"right">(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

"right">(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

"right">(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: " красный конь " - символ революции, " розовый конь " - образ молодости, " черный конь " - предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других - для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

Женские образы в поэзии и прозе Эдгара По

творческий по женский образ В «счастливой» период фантастический мир, в котором сознание По находило прибежище в годы раннего детства, не распался. Напротив, он расширился, стал сложнее и богаче. В него вошло еще одно божество - Джейн Стэнард...

Лирика И.З. Сурикова: традиции и поэтика

Между фольклором и литературой трудно провести границу, совершенно точное и строгое разделение. Суриков творил как бы в пограничной области. Став уже литератором, деятелем в области письменного слова...

Малахитовая шкатулка П.П. Бажова

Образ Великого Полоза Центральным животным персонажем ряда сказов выступает Великий Полоз. В мировом рабочем фольклоре встречается множество его аналогов: дракон, змея, змей, царь (цариица) ужей, ящерица. «Будучи связанными с подземным мраком...

Лирика С.А. Есенина явилась закономерной, логически необходимой вехой в развитии русской классической поэзии. Стихотворения Есенина воплотили в себе чистоту гармонию пушкинской музы, психологизм лирических раздумий Лермонтова и Тютчева...

Народнопоэтическая лексика в поэзии С. Есенина

Близость к народному творчеству не осталось незаметной, ведь только человек, который душой проникнут в народную жизнь, человек, который стремиться воссоздать народные традиции может описать свою Родину, не только по собственным ощущениям...

"Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, … тяготеет к условно романтической символике" [Нахапетов, 1999, 16]. М.Ю.Лермонтов увидел море лишь в августе 1832 года, и море разочаровало его. "Морской пейзаж...

Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова

"1832 год завершает юношеский, во многом ученический период творчества. После него писательская активность Лермонтова заметно ослабела. Кризис был преодолен в 1836 году, а начиная с 1837 года Лермонтов отдает свои произведения в печать" [Коровин, 1973, 13]...

Природа в творчестве Есенина

Своеобразие поэтики С. Есенина

Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...

Сказки разных народов мира

Л.Н. Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери -- Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком; у него было три старших брата: Николай, Сергей...

Сказовое начало сборника "Малахитовая шкатулка" П.П. Бажова

Центральным животным?ерсонажем ряда сказов выступает Великий Полоз. В мировом рабочем фольклоре встречается множество его аналогов: дракон, змея, змей, царь (царица) ужей, ящерица...

Слияние христианских и языческих мотивов в раннем творчестве С.А. Есенина

Есенин, особенно в ранней лирике, часто употребляет народные поверья и приметы, опираясь на обряды, бытующие в начале 20 века на его родине в селе Константинове. Показательным в этом смысле является стихотворение «За рекой горят огни»...

Функционирование лексемы "белый" в поэтических текстах С. Есенина

Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина. Марченко А. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6. С. 40 Она дает возможность лирическому герою поэта устоять во времена кризисов...

Цветная лирика С. Есенина

Человек и природа в русской литературе

В литературе XX в., особенно в лирической поэзии, субъективное видение природы нередко берет верх над ее предметностью, так конкретные ландшафты и определенность пространства нивелируются, а то и исчезают вовсе. Таковы многие стихотворения А...

Транскрипт

1 Исследовательская работа Хазовой Екатерины Юрьевны, ученицы 8 класса, МОУ СОШ 11 города Жуковский Московская область. Руководитель проекта Коробова Ольга Викторовна 1 Образы животных в лирике Сергея Есенина. Вступление. Сергей Есенин самый популярный, самый читаемый поэт в России. Для того чтобы установить этот факт, не нужно прибегать к помощи статистики. Не только любое издание его стихов, любое исследование, посвящённое творчеству Есенина, даже сугубо специальное, расходится молниеносно. И при этом Есенин отнюдь не общедоступный поэт, многим его стихи кажутся «сложным и загадочным явлением»: «кого бы мы ни поставили рядом с ним Есенин всё-таки сам по себе» (А. Прокофьев). Цель моей работы выявить глубокую сопричастность лирики Есенина с живой природой, главным образом, с животным миром. Если мы проникнем в мир поэтических образов Есенина, то сможем ощущать себя братьями не только одинокой берёзы, старого клёна, но и разного зверья. Именно это чувство, чувство братства к «братьям нашим меньшим» должно помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество. Мы живём в эпоху жестоких испытаний, мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и бензинового дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рёв автомобилей. Современный ребёнок с удивлением разглядывает птичку, цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе, а животных может посмотреть на картинках детских книжек, в лучшем случае в зоопарке. Исчезает многовековая связь человека с природой, поэтому всё больше в нашем мире жестокости и насилия. Чтобы остановить противостояние природы и человека, следует задуматься над вопросами: «Что мы делаем? Как мы живём?» и обратиться к русской классической литературе, которая всегда служила подлинным источником гуманизма, формировала в человеке любовь ко всему живому на земле. В поэтическом мире лирики С. Есенина выражена его любовь к жизни, к природе, к родине. Село Константиново место, где родился и вырос С. Есенин. Здесь постоянно черпал силы поэт для творческого вдохновения, из глубин народной жизни поднялся к вершинам поэзии. Рязанская деревня, её быт, природа, устное народное творчество

2 2 оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. В ранних есенинских образах нашли своё отражение милые сердцу поэта подробности деревенского уклада, наполненного заботами о «братьях наших меньших»: месяц, словно ягнёночек, гуляет в голубой траве; осень уподобляется рыжей кобыле, которая чешет гриву в можжевельнике. Татьяна Фёдоровна, мать поэта, рассказывала, что Сергей Александрович очень любил близких: деда, её и отца, сестёр Екатерину и Александру. Любил всё живое, природу, родное село, быстро сближался с людьми, говорила о том, что в доме всё было попросту: обыкновенная деревенская домашняя утварь. Русская печь занимала добрую четверть избы. Окно на кухне выходило на восток, и утренние лучи, как и в те далёкие годы, когда возле печи хлопотала мать поэта, заглядывали прежде всего сюда, освещая обеденный стол с большим, вёдерным самоваром, полку с махотками глиняными горшками, солонками, мисками, тарелками, приставленные к печи ухваты. Эта колоритная картина семейного быта была нарисована Есениным в стихотворении «В хате»: Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. «В горнице, - продолжает Татьяна Фёдоровна, - стоял стол с придвинутыми к нему венскими стульями. Накрыт он льняной скатертью. На столе керосиновая лампа, которую зажигал поэт, работая над своими произведениями: Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет. Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт. Воспою я тебя и гостя, Нашу печь, петуха и кров И на песни мои прольётся Молоко твоих рыжих коров.

3 3 («Разбуди меня завтра рано» 1917 г.) НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, которая обнаруживает в нём свежую струю, отмечает юную непосредственность и природный вкус автора. В стихотворениях «Радуницы» и в последующих сборниках «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов» складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где всё: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного чувства поэта Животный мир у Есенина часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это, действительно, «меньшие братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. В поэзии Сергея Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром: Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. («Мы теперь уходим понемногу» 1924 г.) В его стихотворениях мы находим образы не только домашних животных, но и представителей дикой природы. Из 267 рассмотренных стихотворений в 111 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы. Конь 39 Соловей 7 Волк - 3 Корова 12 Воробей 3 Лиса - 2 Собака 18 Глухарь, кукушка 2 Заяц - 1 Кошка 6 Грач, дятел - 1 Петух 9 Лебедь, синица, галка - 3 Утки 2 Коршун, орёл - 1 Гуси 2 Ворона - 4 Мыши 5 Сова - 7 Баран, овца 3 Цапля 1

4 4 Свинья - 2 Журавль - 6 Аист, голубь 1 Коростель, чибис, кулик 1 Канарейка 2 Попугай - 1 Лягушки -1,змея 2, мошки, мухи 3, тараканы 1 Щука 1 БЫТОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ. Из домашних животных «героями» стихотворений Есенина стали корова, лошади, кошка, собака, петух. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времён конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелёгком труде, делили с ним и радости, и беды. Корова поилица и кормилица крестьянской семьи, но это, казалось бы, совершенно непоэтическое существо вырастает у Есенина до символа России, которая представляется поэту в образе коровы земли, текущей «молочными реками. Летом 1921 года поэт говорил И. Грузинову, энергично жестикулируя руками: «Кто о чём, а я о корове. Знаешь ли, я оседлал корову. Я еду на корове. Я решил, что Россию следует показать через корову Без коровы нет России». И потому совершенно не случайны в его стихах подобные строки: О родина, счастливый И неисходный час! Нет лучше, нет красивей Твоих коровьих глаз. Исследуя творчество С. Есенина, мы отметили, что поэт упоминает о корове в 12 стихотворениях, среди которых следует отметить стихотворение «Корова» (1915 год), в котором Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию старость животного: Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах - И его дальнейшую участь, «скоро свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой». Как надо сродниться с живой природой, чтобы сказать о корове простые и горестные слова: «Не дали матери сына» Сына!

5 5 С необыкновенной нежностью и любовью относился поэт к корове. Интересны высказывания поэта об этом домашнем животном. С. Есенин однажды написал о поэте: «Он пришёл целовать коров» В другом стихотворении: «Каждой корове с вывески мясной лавки Он кланяется издалека». Есенин обращается к собратьям: «Друг, товарищ и ровесник, помолись коровьим вздохам». Отношение к корове у поэта порой доходило до курьёза. После возвращения с А. Дункан из заграничной поездки Есенин признавался тому же И. Грузинову: «Как только мы приехали в Париж, я стал просить Изадору купить мне корову. Я решил верхом на корове прокатиться по улицам Парижа. Вот был бы смех! Вот было бы публики! Но пока я собирался это сделать, какой-то негр опередил меня, всех удивил: прокатился на корове по улицам Парижа. Вот неудача! Плакать можно, Ваня!» С не меньшей нежностью Есенин относился и к лошади. Конь в жизни крестьянина всегда был первым помощником, работа в поле не обходилась без коня, помогал перевозить грузы тоже конь, в ратном бою воин был всегда на коне. Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях «Табун» (1915 год), «Прощай, родная пуща» (1916 г.), «Этой грусти теперь не рассыпать» (1924 г.). В стихотворении «Табун» даны картины деревенской жизни, мы видим «в холмах зелёных табуны коней», пастуха, который «играет песню на рожке»: Весенний день звенит над конским ухом С приветливым желаньем к первым мухам. Но к вечеру уж кони над лугами Брыкаются и хлопают ушами. Но в последующих стихотворениях в связи с происходящими в стране событиями совсем другое настроение у поэта: Покосившаяся избёнка, Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошадёнка, Заглядевшись в неласковый пруд. («Этой грусти теперь не рассыпать» 1924 г.) Деревня пришла в упадок, и гордый, величественный конь «превратился» в «лошадёнку», которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

6 6 Рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), Есенин не является анималистом в прямом значении этого слова. Животное предстаёт в его поэзии в качестве источника и средства художественно философского осмысления окружающего мира, позволяет раскрыть содержание духовной жизни человека. Ещё несколько слов об отношении Есенина к лошади. Известен случай (воспоминание Всеволода Рождественского), когда группа московских писателей, вернувшись ночью из Ленинграда, потеряла из виду Есенина. «А где же Есенин?» - спросил кто-то. И тут все увидели, как несколько в стороне он стоял перед клячей уныло спящего на козлах извозчика и, стащив тугую перчатку, задумчиво трепал её чёлку. Он говорил что-то шёпотом, чуть наклоняясь к настороженно поднятому лошадиному уху». После такого факта, думается, нет никакой неискренности или ложной позы в строчках из стихотворения «Исповедь хулигана»: И, встречаясь с извозчиками на площади, Вспоминая запах навоза с родных полей, Он готов нести хвост каждой лошади, Как венчального платья шлейф. В известном стихотворении «Я обманывать себя не стану» поэт опять признавался читателю: Я хожу в цилиндре не для женщин В глупой страсти сердце жить не в силе,- В нём удобней, грусть свою уменьшив, Золота овса давать кобыле. Есенинский анимализм достигает большого разнообразия и глубины, так как не замкнут домашней идиллией, но вмещает в себя трагедию бездомности. Герой Есенина бродяга, бросающийся из холода странствий к «каждой задрипанной лошади», готовый поступиться всеми условными атрибутами своего облика ради вхождения в круг животного братства. Цилиндр и галстук, заменившие посконную крестьянскую одежду, выступают как карнавальные символы развенчанного короля: в цилиндр насыпается овёс кобыле, а галстук вешается «кобелю на шею» («Я обманывать себя не стану»). С особой любовью относился Есенин к собаке, которая всегда находилась рядом с человеком. Она приносила добычу, охраняла дом.

7 7 Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой. В отношении к животным это проявляется наиболее отчётливо. Его ласка и любовь к «сёстрам сукам» и «братьям кобелям» - это чувства к равным. Именно поэтому собака «была моей юности друг». Стихотворение «Сукин сын» отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных всё выглядит неизменным: Та собака давно околела, Но в ту ж масть, что с отливом в синь Меня встретил молодой её сын. Кажется, что «сын» генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение. С этой болью я будто моложе И хоть снова записки пиши. Одновременно осознаётся невозвратность того, что миновало. «Песнь о собаке» - одно из самых трагических стихотворений Есенина. Обычная житейская ситуация у собаки-матери отняли и утопили её детей осмысливается поэтом как разрушение мировой гармонии. Человеческая жестокость здесь нарушает гармонию Мира. Поэтому в конце стихотворения действие происходит одновременно в двух измерениях конкретно-бытовом и «космическом». Так подчёркнута глобальность частного факта: разрушить счастье одного живого существа значит разрушить гармонию Мира: Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег. А если сравнить эти строки с предыдущими: В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил, тонкий, И скрылся за холм в полях. Собака, у которой отняли щенков, обращается со своей болью ко всему Миру, ко Вселенной: «в синюю высь». Поразительно точен и ёмок образ «звонко глядела» -

8 8 сила переживаний такова, что взгляд звучит! И кажется, звучит обобщением всех мук земных. Так подчёркнуто поэтом единство всего живого, и в этом единстве всего сущего смысл нашей жизни. «Эмоциональная сила заключительных строк создаётся не патетическими возгласами, а страшным в своей выразительности гиперболическим образом собачьих глаз, вытекших из горя», - писала в своей книге «Песенное слово» Л. Бельская. Поэт делает «нечеловеческую» боль достоянием человеческой души. «Песнь о собаке» стала событием не только в есенинском творчестве, но и во всей русской поэзии: никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом. Максим Горький, вспоминая свою берлинскую встречу с поэтом в 1922 году писал в очерке «Сергей Есенин»: «Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят Я сказал ему, что он, на мой взгляд первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных. -Да, я очень люблю всякое зверьё, - молвил Есенин задумчиво и тихо И когда произнёс последние строки, на глазах его навернулись слёзы После этих слов подумалось, что Есенин больше, чем поэт, не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслужено человеком». Образ собаки занял в творчестве поэта большое место, сравнить с собакой для Есенина значило похвалить. Однажды он сказал художнику Рыженко: - У тебя, Илюша, прямо собачья любовь к природе! - Почему же собачья? удивился художник. - Да как тебе сказать Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные И ещё растения Ты тоже, по-моему, не человек, а большая, умная и добрая собака И если тебя ласково погладить, ты растрогаешься и заплачешь собачьими слезами. У Есенина едва ли не впервые выражена потребность в непосредственном, душевно-телесном общении с животными. Его лирический герой щедр на ласку, открыт прямому соприкосновению, передающему ничем не заменимую теплоту родственных существований: Хочешь, пёс, я тебя поцелую

9 9 За пробуженный в сердце май? Поцелую, прижмусь к тебе телом И, как друга, введу тебя в дом («Сукин сын» 1924 г.) С нежностью вспоминается время, когда мальчик делил с собакой краюху хлеба: Кусали мы с тобой её по разу, Ни капельки друг другом не погребав. («Исповедь хулигана» 1921 г.) Это отсутствие брезгливости в прикосновении к животному не менее поучительно, чем призыв учиться «у слизкой твари прозренью тёмному», и, пожалуй, более достоверно. Есть у Есенина еще стихотворение «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с эго собакой Джимом и в стихотворении обращается к нему со словами, в которых чувствуется большое душевное доверие: Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. В стихотворении «Собаке Качалова» Есенин рисует индивидуальный «звериный» портрет милого Джима: «бархатная» шерсть, «по-собачьи дьявольски красив», и с «милой доверчивой приятцей» Джим, как пьяный друг, с поэтом «лезет целоваться». Прошел год после этого знакомства. Есенин лежит в Бакинской больнице, ему очень плохо, и он говорит врачам: - Вы знаете, что это за собака Джим! Если Качалов приведет его сюда, я моментально буду здоров, пожму ему лапу, и мы с ним отправимся купаться в море Ещё одно животное, которое очень давно «сопровождает» человека по жизни, - это кошка. Она была необходимейшим животным в каждом крестьянском доме. Её любили и с ней играли дети. Кошка воплощает в себе домашний уют, тёплый очаг. Старый кот к махотке крадется На парное молоко. («В хате», 1914 г.)

10 10 В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным «атрибутом» крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи. Интересно и стихотворение, посвященное сестре Шуре, «Ах, как много на свете кошек» (1925), где Есенин вновь вспоминает своё детство, атрибутом которого является котёнок: Я ещё тогда был ребёнком, Но под бабкину песню вскок Он бросался, как юный тигрёнок, На оброненный ею клубок. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ. Рассмотрев бытовые значения образов животных, интересно узнать их символическое значение. Символы, которыми наделяются животные, широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в то же время многие образы животных переосмысливаются и получают новую значимость. Центральное место в поэзии Есенина занимают образы коровы и коня. Есенин долго колебался, не умея решить, какой из двух символов, конь или корова, должен быть изображён на «знамени» его «голубой Руси». Он писал в «Ключах Марии»: «Конь как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице Это чистая черта скифии с мистерией вечного кочевья». Есенин так и не решился сделать «голову коня» гербом русского равнинного человека, посчитал, что корова для России характернее, именно она во всех мифологических традициях предстаёт символом избытка, благоденствия, райской жизни, где льются полным потоком источники изобилия. И всё же конь в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно и существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводником на «тот свет». Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть.

11 11 В стихотворении «Голубень» (1916 г.) конь предстаёт в образе «тихой судьбы». Ничего не предвещает перемен, и лирический герой живёт тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день так же, как жили его предки: Погаснет день, мелькнув копной златою. И в короб лет улягутся труды. Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своём крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен. Моего увёл коня Конь мой мощь моя и крепь. Есенин знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят: он бьётся, мечется, Теребя тугой аркан («Отвори мне страж заоблачный» 1918 г.) - но ему это не удаётся, остаётся только покориться судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между «поведением» коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в «развороченном бурей быте». В стихотворении «Сорокоуст» (1920 г.) Есенин рисует картину состязания в беге между жеребёнком и поездом: Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озорных кроясь, Железной ноздрёй храпя, На лапах чугунный поезд? А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребёнок? Есенин вводит образ коня как символ старой патриархальной деревни, ещё не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается

12 12 всеми силами бороться с переменами, является жеребёнок, который предстаёт как составляющая в целом символическую ситуацию «соревнования» между «чугунным конём поездом» и «красногривым жеребёнком»: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдаётся городу. В основу стихотворения «Сорокоуст» лёг действительный случай. Об этом поэт рассказывает в одном из писем. В августе 1920 года во время поездки на юг на перегоне от Тихорецкой до Пятигорска он увидел из окна поезда, как «за паровозом что есть силы скачет маленький жеребёнок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его, Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали». Казалось бы, простой, незначительный случай, но Есенин в этой картине сумел увидеть глубокий пророческий смысл. В том же письме он продолжает: «Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни Она в революции нашей страшно походит на этого жеребёнка тягательством живой силы с железной». И дальше поэт продолжал: «Трогает меня в этом только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мёртвого, механического». В этом мимолётном случае, в соревновании «живого» и «железного» он увидел проблему века. Как человек и как художник Есенин был всеми своими чувствами связан с «живым, «природным», «естественным». И победа «железного», бездушного вызывала у него понятные опасения за судьбу дорогих ему начал жизни, за сохранение неподдельного, чистого и естественного в мире. Оплакивая «милого дуралея» жеребёнка, Есенин думал о судьбе природы в век технического прогресса, о личности, думал о деревне, о себе, о поэзии. В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остаётся только в воспоминаниях. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью

13 13 Проскакал на розовом коне. («Не жалею, не зову, не плачу» 1921 г.) «Проскакал на розовом коне» - символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстаёт как «розовый конь» - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословение всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении «Эх вы, сани» (1925 г.) Всё прошло. Поредел мой волос. Конь издох, опустел наш двор. Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки: Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. («Сукин сын» 1924 г.) В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живёт в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен. Та собака давно околела, Но в ту ж масть, что с отливом в синь, С лаем ливисто ошалелым Меня встретил молодой её сын. Собака в мифологии является проводником на тот свет, помощником дьявола, охраняет вход в загробный мир, а в есенинской поэзии собака «юности друг». В отдельных произведениях Есенина образ кошки приобретает вполне определённый смысл рассвета. С рассветом дня, как известно, наши предки соединяли «всё благое, всё предвещающее жизнь, урожай, прибыток»: Сидит у окошка Старая кошка, Ловит лапой луну.

14 14 Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистки в своих произведениях. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края. ОБРАЗЫ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. Одно из лучших стихотворений о животных это стихотворение «Лисица», в котором Есенин показывает безжалостное отношение людей к животным. Описание подстреленной лисицы звучит пронзительно: Жёлтый хвост упал в метель пожаром, На губах как прелая морковь Пахло инеем и глиняным угаром. А в ощур сочилась тихо кровь. «Мокрый вечер липок был и ал» - переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит её собственной кровью, трепещет дрожью. С. Есенин подчёркивает единство всего живого, всего сущего. Нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны между собой. Интересен образ волка в лирике Есенина, именно он первым изобразил волка, вопреки как фольклорной, где волк всегда «ворог русской земли», так и литературной традиции, не просто опасным и злым хищником, а рыцарем, «личностью как живое», с развитым чувством собственного достоинства и чести. Как почуяли облаву Вышли на бугор. «Ты веди нас на расправу, Храбрый наш Егор!» («Егорий» 1914г.) Герой данного стихотворения Егорий идёт на битву и разит врага. Его помощники - волки, те, что в Мещёрском стороне жили с русским мужиком. Изучая животных, мы можем лучше понять многие человеческие возможности, а также и подстерегающие нас опасности. Сходные проблемы возникают и у нас, и у животных, но последние умеют успешно их решать. Жизнь животных проходит по таким правильным руслам, их сообщества остаются настолько стабильными, они действуют так хорошо, что нам не только интересно, но

15 и полезно подумать над тем, что иногда и у человеческих существ есть те же самые возможности для более продуктивного образа жизни. 15 Чудом сохранив органическую общность с природой, Есенин оказался обладателем феноменального преимущества: его стихи лечат, и всерьёз, тоску по природе; даже слово «лечат» - в применении к стиху есенинское слово: Каждая задрипанная лошадь Головой кивает мне навстречу. Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит. ОБРАЗЫ ПТИЦ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА. Среди есенинских живых существ наиболее многочисленны птицы в нашем исследовании их 22 наименований. Это журавли и лебеди, вороны и соловьи, грачи и воробьи, совы, чибис, кулик, глухари, коршун и орёл, дятел, синица, цапля, аист, голуби и даже канарейки и попугай. Несколько слов скажем о лебеде. В народных поверьях лебедь относится к почитаемым, «святым» птицам, а в фольклорных песенных текстах лебедю свойственна ярко выраженная женская символика. В стихотворении Есенина «Лебёдушка» лебедь-мать защищает и спасает ценой собственной жизни своих детёнышей: Распустила крылья белые Белоснежная лебёдушка И ногами помертвелыми Оттолкнула малых детушек. Если же мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии, где ворон связывается с кровопролитием, насилием и войной. В стихотворении Есенина «Русь» ворон также является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать своё отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.

16 16 Понакаркали чёрные вороны: Грозным бедам широкий простор. («Русь», 1914 г.) В трёх стихотворениях в моём исследовании Есенин упоминает о воробьях. Воробей в славянской народной традиции не пользуется почитанием и воспринимается как «нечистая» птица. В символике воробья выделяется два аспекта. Один из них связан с вредом, который он наносит различным злакам на полях, а другой с такими присущими воробью качествами, как лёгкость и проворство. Для Есенина воробей - это пташка нежная, которая вызывает у читателя чувство жалости и сострадание: Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. («Поёт зима аукает» 1910) В стихотворениях поэта мы встречаем и образ совы, которая в народной символике является зловещей птицей, а крик совы вблизи жилья предвещает смерть, и в стихах Есенина сова становится предвестником трагических событий в жизни поэта: Скоро мне без листвы холодеть, Звоном звёзд насыпая уши. Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать. («По-осеннему кычет сова» 1920) Есенинские птицы ведут себя естественно и достоверно. Поэт знает их голоса, повадки, привычки: коростели свищут, кычет сова, тенькает синица, квохчут куры. И в то же время это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но не бесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку. Заключение.

17 17 Есенин не только любил по-настоящему «разумную плоть», но и понимал «неизречённые души» зверей дар редкостный, уникальный, почти начисто утраченный современным человеком. Есенин «открыл новую поэтическую область», включив в границы поэзии всё многообразие животного мира не только давно опоэтизированных лебедей и журавлей, собак и коней, но всякую «живность», причём и в нарочито приземлённой форме кобели да суки, лошадёнки и кобылы. Объединив в своём художественном мире живое и неживое, поэт так определил природную окраску и сострадательную тональность своих стихов: «Звериных стихов моих грусть Я кормил резедой и мятой». В своем отношении к животным Есенин продолжал выразительную линию русских классиков, которая начиналась «Муму» Тургенева и продолжалась «Холстомером» Л. Н. Толстого, «Каштанкой» Чехова, «Изумрудом» Куприна. Черты глубокого русского гуманизма, украшающего нашу литературу, у Есенина сливаются с идеей «милости» к животным, в которой познается человеческая забота о своем ближнем. Евангельское выражение «блажен, иже и скоты милует» Есенин так переводил со славянского: «Достоин славы и уважения тот, кто не только к людям, но и к животным относится с добрым чувством». Пора почувствовать и в животном личность сознающую, думающую, радующуюся и страдающую. Стараясь понять психику животных, мы лучше будем понимать психику людей. А это сулит человечеству одно только добро. Список использованной литературы. 1. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М.В. Кожевникова и П.А.Николаева. М Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника./ Сост. А.А.Воротников. Минск, Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. М., Марченко А.М.Поэтический мир Есенина. М., Словарь литературоведческих терминов. /Под ред. Л.И.Тимофеева и М.П.Венгрова. М., Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. М., Словарь русской литературы. / Под ред. М.Г.Уртминцевой. Н. Новгород,

18 Гура А.В.Символика животных в славянской народной традиции. М.,

19 19


В этом мире я только прохожий, Ты махни мне веселой рукой. У осеннего месяца тоже Свет ласкающий, тихий такой. С. Есенин Имя Сергея Есенина знакомо нам с раннего детства. Для меня оно всегда было паролем,

Великий русский поэт Сергей Есенин "певец страны березового ситца", "певец любви, грусти, скорби", он же "московский озорной гуляка" и, конечно, поэт-философ. Есенина всегда волновали такие философско-мировоззренческие

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 13» ЭССЕ «Именем и духом славянин» Подготовила учитель русского языка и литературы Четверикова С. В. г. Арзамас Не

Урок литературного чтения в 4 «В» классе Учитель: Хомутова З.И. Тема: С.Есенин «Лебѐдушка» Цели: познакомить с произведением С.Есенина «Лебедушка»: - развивать у учащихся осознанность чтения; формировать

// Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю,

Тема родины одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым,

Поэтический диалог с миром в поэзии С. А. Есенина Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. 1

1 Цели: познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном. формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических

Письмо с радуги Привет, моя любимая хозяйка и все, кто меня любил! Я тоже по вам сильно скучаю:-) Тоже, потому что знаю, что вы сильно привязались ко мне. И действительно очень хотели, чтобы я осталась

Алена Магия попугая... Глава I О сенним утром Василиса проснулась в своей комнате, в большом доме на побережье Финского залива. Наступил ее любимый день в году День Рождения. Магия попугая... Василиса

Пусть Вам солнышко светит, Пусть не старят морщины, Пусть Вас радуют дети, Пусть Вас любят мужчины! Не расточая лишних слов, Я вам дарю букет цветов. Желаю быть прекрасной даме Ещё прекраснее с цветами!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Центр культуры и чтения Нижний Новгород, 2015 Литературно-музыкальные гостиные воссоздают смысловую форму, аналогичную своим «предшественникам» - салонам З. Волконской, Е. Карамзиной, З. Гиппиус, вошедшим

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по предмету «Окружающий природный мир» класс 1-б (дополнительный) учитель: Лушина Надежда Викторовна, высшая квалификационная категория 2017-2018 учебный год Рабочая программа

«И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей» Автор(ы):Цеплович Дарья Андреевна. Школа: ГБОУ гимназия 1797 «Богородская». Класс: 8. Руководитель: Утенкова Ольга Викторовна. Проблема

Хочу свою ошибку я исправить И отношения наши наладить, Надеюсь, ты меня простишь И обижаться прекратишь, Знай, люблю тебя, малыш! За окном кружится снег, На улице зима, Где же ты, мой любимый человек?

МКОУ «Узнимахинская СОШ» Сценарий мероприятия ко Дню Матери В.1 (читает стихотворение) Встаньте все и выслушайте стоя Сохранённое во всей красе, Слово это древнее, святое! Распрямитесь! Встаньте! Встаньте

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 49 «ФЕЯ» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Природа

КОНСПЕКТ ООД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: ПЕДАГОГ: ЗОЛОТАРЁВА Н.П ТЕМА: «ОБРАЗ МАТЕРИ В ИСКУССТВЕ» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: продолжать знакомить детей с жанром изобразительного

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

НАША РОДИНА - РОССИЯ Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству. Задачи: - способствовать созданию радостного, праздничного настроения,

Классный час во 2 В классе на тему «Кто в семье главный?» Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья», определить какие заботы и обязанности есть у членов семьи. Задачи: 1.

Методическая разработка по воспитательной работе, предназначенная для обучающихся начальной школы. Автор: Сафонова О.И -учитель начальных классов ГБОУ Школы 121 Пусть всегда будет мама!!! 1. Говорил нерожденный

Глава 1 Сны Мне снятся псы. Снятся их теплые мягкие тела, согревающие меня. Снится их мускусный запах, который успокаивал меня долгими страшными ночами. Снятся их влажные языки, их острые зубы, их теплые

Праздник «День любимых мам» Савина Л.А. Цели: формировать в детях чувство уважения к мамам. Оборудование: фотовыставка, выставка рисунков, диски с фонограммами, шары для украшения зала, подарки мамам и

Цель: создать праздничное настроение у учащихся и родителей; вызывать интерес к истории праздника 8 марта Женский день; воспитывать доброе отношение к самым близким людям, уважение к женщине матери, к

Программное содержание: Развитие речи в старшей группе Конспект занятия на тему «День Матери» Продолжать знакомить с общественным праздником «День Матери». Отвечать на вопросы, правильно строить предложения

Фролова Вика 6 класс Кержаева Евгения Николаевна учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» О МАМЕ Мать Возле печки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Николаевская начальная школа детский сад» «День России» Разработала: воспитатель детского сада Телешенко Н. В. 2013г. Цель: познакомить детей с государственными

Библиотечно-информационный центр ГБПОУ колледж связи 54 им. Вострухина 120 лет со дня рождения С. А. Есенина (1895-1925) «Не жалею, не зову, не плачу» Выставка в читальном зале БИЦ ОП 1 Разработала: Библиотекарь

Сочинение на тему: «Красота в поэзии и в жизни» учащегося 12 класса ФКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» УФСИН России по Тюменской области, п.винзили Чебыкина Виталия. Сочинение на тему:

ГУК «Областная библиотека для слепых им. Н. Островского», 1995. Анна Дмитриевна Абрамова родилась 28 января 1945 года в деревне Вечна Перемышльского района Калужской области в крестьянской семье. Инвалид

Ненашева Юлия, учащаяся 9 «Б» класса МБОУ «СОШ 54» Литературное эссе «Своей любви я здание воздвиг» Однажды, разбирая книги в шкафу, я обнаружила аккуратную тетрадь с пожелтевшими страницами. Открыв ее,

ТЕМА: «Такой знакомый и незнакомый Маяковский» ЦЕЛИ: - подготовить учащихся к восприятию поэзии В.В. Маяковского; - создать условия для совершенствования монологической речи учащихся (построение предложений

Давид Гордон Грани Души Москва 2013 УДК 82-1 ББК 84 (2Рос=Рус) Г 68 Гордон, Д. Г68 Грани души / Давид Гордон. М.: Книга по Требованию, 2013. 160с. ISBN: 978-5-518-45723-2 Дорогие мои читатели! Мне приятно

Меня вокруг все отвлекает, И все мне чем-нибудь мешают, Я ничего не понимаю... Без тебя я так скучаю! Не торопись... не надо... помолчи... Слова уносит ветер, их забудешь... О счастье, о любви ты не кричи,

Сценарий ко Дню матери «Мама, мамочка моя!» Входят два ангела это мальчик и девочка. 1 ангел: Мама, мама, мамочка. 2 ангел: Мамочка? Ты веришь в маму? 1 ангел: Она везде, вокруг нас. Голос: Ангелы в лице

// Мотивы лирики М.Цветаевой Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и

С.А.Есенин Жизнь и творчество Материалы к уроку литературы в 11классе Детство. Константиново. (1895-1909) С.А.Есенин родился 21сентября (3октября н. с.) 1895года в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны

// Прими, мамуля, поздравленья В твой день чудесного рожденья! Пожелать хотим цветенья, молодости, доброты, Счастья, радости, терпенья И душевной красоты! 1 / 25 Твоей любовью, мама, дорожим! Ты нас растила,

Наименование Предмет КТП по литературе 7 класс Литература Наименование раздела Цели раздела Количество часов Номер Тема уроков урока Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема

Сценарий концертной программы на митинге 9 мая. Здравствуйте, воины! Здравствуйте зрители, Дедушки, бабушки, гости, родители! А ветеранам особый поклон! Славному празднику день посвящен! 2Ведущий: Вся

«Не жалею, не зову, не плачу Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым..» К 120 -летию со дня рождения русского поэта С.А. Есенина (1895 1925 гг.) «Моя

СТУДЕНТ АНТОН ЧЕХОВ (1860 1904) ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту. 1) Какая погода была в течение всего дня, до вечера? Погода была хорошая, тихая, в лесу кричали птицы и весело

Муниципальное образовательное учреждение «Заречная средняя общеобразовательная школа» Сценарий проведения праздничного концерта для ветеранов, в рамках проекта «Родина как много в этом слове!» Старший

С.В.Назаренко, С.Б.Андросова, О.Н.Бижова, В.А.Ревенко КНИЖКА - РАСКРАСКА 2 С.В.Назаренко, С.Б.Андросова, О.Н.Бижова, В.А.Ревенко Экология Кубани Книжка раскраска Пособие для учащихся начальных классов

Все права защищены 2009. Сергей Попов Разрешается свободная публикация статьи на других ресурсах с обязательной ссылкой на источник http://www.popovsergey.com Счастливый человек - свободный человек? Мне

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников 30 «Родничок» СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

Тема: Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади» Этические и экологические проблемы рассказа. Цель: ответить на проблемный вопрос: Какова ответственность человека за живые существа Земли, которые были им приручены

БЕСЕДА 4 История семьи трясогузок. - Птицы наделены родительским инстинктом. - Как происходит оплодотворение птичьего яйца. - Из какого яйца появляются млекопитающие. - Чем сложнее организм, тем дольше

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России» Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Конкурс чтецов, посвященный 120-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина «Тебе в залог я сердце оставляю» «Тебе в залог я сердце оставляю» (1895-1925) «Быть поэтом - это значит то же, Если правды

Сценарий праздника «Мамочка моя» 1 А класс (классный руководитель Долматова Елена Владимировна) Цели: 1. Создать тѐплый нравственный климат между матерями и детьми. 2. Развивать творческие и актѐрские

1 Пусть солнце, мир, любовь и дети Вам будут радостью большой! Живите в мире и согласьи До вашей свадьбы золотой! Пусть солнце светит только вам, Для вас растут цветы, Весь мир и солнце вам к ногам - Семьею

Сценарий проведение праздника посвященного дню матери 1Ведущий: Добрый день, дорогие мамы! Мы рады приветствовать вас на праздники, посвящённом Дню Матери. 2 День матери- Достойный, добрый праздник, Который

Общешкольная ежемесячная газета 2(122) Октябрь 2015 Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того

«О, я хочу безумно жить!» (по лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее увековечить, Безличное очеловечить, Несбывшееся воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую

Село Спасское Лутовиново. Тут писатель узнал природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц «Записки охотника» «Автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него ещё никто не заходил» В.Г.Белинский