Оружие для элиты: что выбирает спецназ ФСБ и белорусская «Альфа. Самое крутое оружие спецслужб россии Остальное - сидушки, протекторы суставов и т.п

Во все времена считалось, что отряды спецназа имеют лучшие образцы оружия. Не исключение и секретные службы Российской Федерации и бывшего СССР. Какие из необычных отечественных разработок используют в ФСБ и ГРУ - далее в обзоре.

ВСС «Винторез»

В 1970-х годах в СССР встал вопрос о необходимости вооружения снайперов бесшумным оружием. Просто «прикрутить» глушитель на винтовку не представлялось возможным, требовалось разработать принципиально новую конструкцию. В 1981 году была представлена снайперская винтовка 6П29, возможности которой поразили специалистов. Оружие весило всего 2,2 килограмма и на расстоянии 400 метров легко пробивало металлическую каску и 25-миллиметровую сосновую доску. Еще в конструкторском бюро оружие получило название «Винторез», которое затем прижилось.

Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР и Главное разведывательное управление Генштаба СССР (ГРУ ГШ) были основными заказчиками на подобное оружие. Под их требования разработали новый 9-мм патрон. Сочетание конструкции винтовки и патрона давало бесшумную и беспламенную стрельбу как одиночными, так и очередями. Лишь в полной тишине можно было услышать свист пули и стук металлических деталей спускового механизма.

После появления ВСС в российской армии, автоматы Калашникова с глушителями, как устаревшие, стали отправлять на склады. «Винторез» использовали отряды специального назначения в Первую и Вторую чеченскую войну, грузино-осетинский конфликт, в антитеррористических операциях. Снайперы «Альфы» и «Вымпела» высоко оценили возможности скрытой стрельбы. Также винтовка используется в охране первых лиц государства. В разобранном виде ВСС помещается в неприметный чемодан-дипломат.

На базе «Винтореза» разработан специальный бесшумный автомат «Вал». Отличия небольшие: магазин на 20 патронов и складной приклад.

ТКБ-506

В начале 1950-х годов известный конструктор-оружейник Игорь Стечкин получил необычный заказ. Для КГБ СССР он спроектировал компактное бесшумное оружие. Трехзарядный пистолет ТКБ-506 имел корпус, имитирующий портсигар. Устройство стреляло специальными патронами увеличенной мощности. Благодаря этому с расстояния 5 метров пуля пробивала 3 сосновые доски. К сожалению, из-за специфики использования, подробности применения ТКБ-506 не известны.

ПП-90

В начале 1990-х годов по заказу МВД России в Тульском КБП разработали пистолет-пулемет ПП-90. Это компактное оружие ближнего боя, предназначенное для скрытого ношения. В сложенном виде ПП-90 представляет собой небольшой пенал длиной 28 сантиметров.

Пистолет-пулемет ПП90 и ПП-93 применяют бойцы отрядов СОБР, ОМОН, МВД, инкассаторы. ПП может дополнительно оснащаться лазерным целеуказателем и глушителем.

АПС

Автомат Подводный Специальный (АПС) стал первым в мире автоматическим оружием, которым можно стрелять под водой. Его разработали, чтобы вооружить водолазов-диверсантов. Разработка советских инженеров была принята в войска в 1975 году и используется до сих пор. Основная изюминка оружия – 12-сантиметровые пули калибра 5,66 мм, которые при движении в воде испытывают пониженное сопротивление. Прицельная дальность под водой составляет 30 метров, а в воздухе – 100 метров. Для сравнения, пули, выпущенные и обычного оружия, под водой летят не более метра.

Несмотря на отличные подводные результаты, АПС мало пригоден для использования на берегу. Поэтому тульские оружейники модернизировали конструкцию, создав новый Автомат Двухсредный Специальный (АДС).

ТП-82 СОНАЗ

В 1965 году советские космонавты Леонов и Беляев приземлились в тайге, где им два дня пришлось выживать среди диких зверей. Из оружия у них был пистолет Макарова, возможности которого весьма ограничены. Посещая тульских оружейников, Леонов предложил создать специальное оружие для советских космонавтов.

ТП-82 СОНАЗ (Стрелковое Оружие Носимого Аварийного Запаса) называют «пистолетом космонавтов», так как его официально включили в список предметов, которые летают в космос и обратно. ТП-82 трехствольный, под патроны калибра 12,5 мм и 5,45 мм. Из пистолета легко сделать карабин, присоединив приклад-мачете. Используя его, можно проложить тропу, нарубить веток, выкопать яму.

Всего было выпущено от 30 до 100 пистолетов ТП-82, обращаться с которыми учили всех советских и российских космонавтов.

Лазерный пистолет

Другое оружие, разработанное для космонавтов, кардинально отличается от всего созданного ранее. В 1984 году сотрудники Военной академии РВСН представили свою разработку. В лазерном пистолете используются одноразовые лампы-вспышки, дающие яркий свет и температуру. В направлении действия лазерного пистолета могут получить повреждение глаза человека, оптические приборы. При том обшивка космического корабля и скафандр остается целым.

Тепловое и световое воздействие лазерного пистолета достигается на дистанции до 20 метров. Компактное оружие с магазином на 8 зарядов даже может вести полуавтоматический огонь.

Накануне поздно вечером в столичной подземке произошло ЧП с участием сотрудника спецслужб. По предварительным данным, офицер ФСБ применил табельное оружие в ходе ссоры с мужчиной в московском метро передает РИА Новости. Как стало известно, около 23.20 на станции метро "Варшавская" мужчина, имевший при себе удостоверение сотрудника ФСБ, поругался с пьяным мужчиной и в ходе ссоры выстрелил из табельного пистолета в пол, но пуля рикошетом ранила мужчину в ногу.

Напомним, что другой громкий случай с применением травматического оружия произошел совсем недавно. В середине марта в результате конфликта между двумя мужчинами в московском метро была ранена из травматического пистолета девушка.

Вечером в вагоне метро поссорились двое мужчин. Когда они вышли на платформу на станции "Тимирязевская", один из них брызнул из газового баллончика в лицо оппонента. В ответ тот выстрелил из травматического пистолета "Стражник" и попал обладателю баллончика в руку по касательной. Резиновая пуля рикошетом попала в ногу оказавшейся рядом девушке. Оба участника конфликта задержаны милицией. Потерпевшая госпитализирована.

Как позже выяснилось, стрелявший из травматического пистолета в московском метро является сотрудником департамента общественного порядка министерства внутренних дел. Проводится разбирательство как по линии МВД, так и милиции метрополитена. Сотрудник департамента отстранен от служебных обязанностей на время проверки.

В конце апреля Межрайонный следственный отдел СКП РФ по Новосибирской области возбудил уголовное дело в отношении милиционера, подозреваемого в расстреле из травматического оружия компании молодых людей в городе Искитим 25 апреля. Инцидент произошел около 6.00 возле кафе, где сотрудник патрульно-постовой службы местного РОВД проводил время со своей знакомой. По версии следствия, в кафе между милиционером и компанией молодых людей произошла словесная перепалка, которая окончилась стрельбой: на улице милиционер достал личный травматический пистолет "Оса", заряженный резиновыми пулями, и расстрелял своих обидчиков.

В результате пострадали два человека в возрасте 17 и 19 лет. Три пули попали в одного из них, в другого - одна пуля. Одного из пострадавших пришлось госпитализировать в реанимацию. Подозреваемый милиционер заявил следователям, что применил оружие в целях самообороны. В отношении него органы внутренних дел в настоящее время проводят служебную проверку. Меру пресечения следствие для него не избирало.

В начале апреля вечером в Петербурге произошел инцидент с участием участкового милиционера и водителя маршрутного автобуса. Участковый 2-ого отдела милиции Адмиралтейского РУВД Петербурга пострадал в результате драки с водителем "маршрутки", которого он пытался остановить за нарушение правил дорожного движения. маневр". Как сообщает ГУВД, находившийся при исполнении "милиционер попытался остановить водителя автобуса, чтобы вызвать наряд ДПС и зафиксировать факт нарушения правил, однако тот не остановился и продолжил движение, совершая опасные маневры". Тогда участковый достал травматический пистолет и произвел несколько выстрелов по колесам автобуса.

Другой инцидент с применением оружия сотрудникам милиции произошел в конце марта. Как сообщили в правоохранительных органах столицы, пост поста ОВД "Бибирево", расположенный на Мурановской улице, был обстрелян в 2.50 из травматического пистолета. Всего было сделано четыре выстрела. После этого нападавшие попытались скрыться на автомобиле Mitsubishi Lancer. В их задержании участвовали сотрудники ППС и вневедомственной охраны. Когда машина была блокирована на улице Пришвина, два парня сбежали, а две девушки остались в иномарке и были задержаны. Милиционеры догнали правонарушителей. Один из них во время погони пытался спрятать пистолет в сугробе. Задержанный оказался слушателем финансовой академии - лейтенантом одного из подразделений милиции.

В Москве в последнее время участились преступления, связанные с использованием травматического оружия. В декабре 2009 года в Москве из травматического пистолета был убит водитель снегоуборочной машины. По подозрению в совершении преступления был задержан подполковник милиции Анатолий Маурин.

В России в последнее время участились преступления, связанные с использованием травматического оружия. Многие из них заканчиваются летальным исходом.

Начальник управления лицензионно-разрешительной работы департамента охраны общественного порядка МВД РФ генерал-майор милиции Леонид Веденов отмечал, что в России от применения травматического оружия гибнет больше людей, чем от охотничьего. МВД предлагает ужесточить оборот "травматики" настолько, чтобы он был сопоставим с оборотом огнестрельного.

Специальные подразделения ФСБ России такие, как ЦСН (Центр специального назначения в составе Управлений «А», «В» и «УСО»), различные РОСНы (Региональный отдел специального назначения) часто вынуждены работать весьма деликатно. Террорист, который взял в заложники мирных граждан, или бандит, что после очередного «дела» затаился в доме, или боевики запрещенной в РФ группировки ИГИЛ сидят в квартире и готовят «адские машины» для своих злодеяний во имя псевдо-халифата… Спецназу ФСБ не особо принципиально кого «брать», но для успешной реализации плана операции очень часто требуются специфические, бесшумные методы… И здесь на помощь приходят современные образцы бесшумного стрелкового оружия.

На вооружение специальных подразделений ФСБ России сегодня стоят такие комплексы, как автомат специальный АС «Вал», винтовка снайперская специальная ВСС «Винторез» под патрон 9х39 мм СП-5 и СП-6, пистолет ПСС «Вул» под специальный бесшумный патрон СП-4 (за счет «запирания» пороховых газов внутри гильзы отсутствует вспышка и звук выстрела), штурмовой автомат СР-3М со съемным глушителем, пистолет-пулемет СР-2М «Вереск» под мощный патрон 9х21 мм СП-10/11/12/13 и линейка современных автоматов Калашникова с возможностью установки ПБС.

Сотрудник ЦСН ФСБ России с пистолетом-пулеметом СР-2М «Вереск» с «глушителем» / Фото: Константин Лазарев
Автомат специальный АС «Вал» с дополнительной рукояткой и коллиматорным прицелом / Фото: Константин Лазарев
Специальный патрон СП-4 / wikipedia.org Патроны СП-5 и СП-6

Всё это оружие объединяет одно – моральное и физическое старение. Как Вы уже знаете на территории парка «Патриот» в Подмосковье в августе 2017 года проходил Международный военно-технический форум «Армия-2017» весьма богатый на новинки стрелкового оружия. Концерн «Калашников» (обладатель отдельного павильона) представил новейших образец бесшумного автомата для специальных подразделений АМБ-17 под патрон 9х39 мм аналогичный «Валу» и «Винторезу». Новинкой заинтересовалось ФСБ.

О новом автомате пока известно очень мало. Точно известно, что он станет малогабаритным и легким, благодаря широкому использованию композитных материалов. В 2018 году новая разработка «Калашникова» должна выйти на государственные испытания, а потом и до боевого применения недалеко. Ведь не секрет, что наиболее перспективные новинки стрелкового оружия в нашей стране проходят «отстрел» и апробацию сотрудниками «Альфы» и «Вымпела»

Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

от 30.12.2015 № 468-ФЗ


Принят Государственной Думой
22 декабря 2015 года

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст. 1861; 1996, № 50, ст. 5610; 2003, № 27, ст. 2700; 2005, № 10, ст. 763; 2010, № 23, ст. 2792; 2011, № 7, ст. 901; 2014, № 52, ст. 7557) следующие изменения:
1) в статье 35:
а) часть шестую после слов «вооруженного нападения с их стороны,» дополнить словами «совершения ими террористического акта»;
б) в части восьмой слова «иных органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие» исключить;
2) в статье 36 слова «Федеральным законом «О полиции» заменить словами «Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; № 46, ст. 4537; 2002, № 19, ст. 1794; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 156; № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 10, ст. 763; 2006, № 17, ст. 1779; № 31, ст. 3452; 2007, № 28, ст. 3348; № 31, ст. 4008; № 50, ст. 6241; 2008, № 52, ст. 6235; 2010, № 31, ст. 4207; № 42, ст. 5297; 2011, № 1, ст. 32; № 29, ст. 4282; № 30, ст. 4589; № 50, ст. 7366; 2013, № 19, ст. 2324; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6689; 2014, № 19, ст. 2335; № 26, ст. 3365, 3384) следующие изменения:
1) часть третью статьи 7.1 изложить в следующей редакции:
«Органы федеральной службы безопасности без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевую технику, боевое ручное стрелковое и холодное оружие, принятое на вооружение органов федеральной службы безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, другое служебное и гражданское оружие (далее - оружие) и боеприпасы к нему.»;
2) в части первой статьи 13:
а) пункт «у» изложить в следующей редакции:
«у) применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, физическую силу, а также разрешать военнослужащим органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;»;
б) дополнить пунктом "я.1" следующего содержания:
«я.1) осуществлять действия, предусмотренные пунктом «я» настоящей части, и получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, в рамках осуществления пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность. Перечень указанных признаков и порядок получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения указанных биометрических персональных данных, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации в рамках пограничного контроля определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.»;
3) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы лично или в составе подразделения (группы), а командиры (начальники) имеют право отдавать приказы об их применении в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности боевой техники определяется Правительством Российской Федерации.
В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, военнослужащий органов федеральной службы безопасности при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении органов федеральной службы безопасности оружие.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, участвующие в защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, применяют боевую технику, оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

4) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:

«Статья 14.1. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

Органы федеральной службы безопасности защищают право каждого на неприкосновенность жилища.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не вправе проникать в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Проникновение военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
а) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
б) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
в) для пресечения преступления;
г) для установления обстоятельств несчастного случая;
д) для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния.
При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, военнослужащие органов федеральной службы безопасности вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, осуществляющие проникновение в жилое помещение, обязаны:
а) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников органов федеральной службы безопасности или может повлечь иные тяжкие последствия;
б) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
в) не разглашать ставшие известными им в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
г) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте проникновения в жилое помещение.
О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилое или иное помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части четвертой настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, собственник земельного участка или его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов письменно уведомляется прокурор или суд (судья) в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Органы федеральной службы безопасности принимают меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью четвертой настоящей статьи.»;

5) дополнить статьей 14.2 следующего содержания:

«Статья 14.2. Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности перед применением оружия, специальных средств и физической силы обязаны предупредить лиц, в отношении которых предполагается применение оружия, специальных средств и физической силы, о том, что они являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности, о своем намерении, предоставив им при этом возможность и время для выполнения законных требований военнослужащих органов федеральной службы безопасности. В случае применения оружия, специальных средств и физической силы в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из военнослужащих органов федеральной службы безопасности, входящих в подразделение (группу).
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право не предупреждать о своем намерении применить оружие, специальные средства и физическую силу, если промедление в их применении создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников органов федеральной службы безопасности либо может повлечь иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на объекты, специальные грузы и транспортные средства органов федеральной службы безопасности.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при применении оружия, специальных средств и физической силы действуют с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются оружие, специальные средства и физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны стремиться к минимизации любого ущерба.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате применения оружия, специальных средств или физической силы, первую помощь, а также принять меры по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок.
О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности оружия, специальных средств или физической силы в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор.
О каждом случае применения оружия, а также о каждом случае применения физической силы или специальных средств, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны доложить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего органа федеральной службы безопасности (подразделения органа федеральной службы безопасности) не позднее 24 часов с момента появления реальной возможности представить соответствующий рапорт.
В составе подразделения (группы) военнослужащие органов федеральной службы безопасности применяют оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с настоящим Федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (старшего группы).»;

6) дополнить статьей 14.3 следующего содержания:

«Статья 14.3. Применение оружия

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:
а) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
б) для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспортными средствами, боевой техникой органов федеральной службы безопасности;
в) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;
г) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности, государственной власти, общественной безопасности и общественного порядка, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
д) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
е) для отражения группового или вооруженного нападения на объекты органов федеральной службы безопасности, здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов;
ж) для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах «д» и «е» части первой настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности также имеют право применять оружие:
а) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования военнослужащих органов федеральной службы безопасности об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
б) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудников органов федеральной службы безопасности;
в) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 14.1 настоящего Федерального закона;
г) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
Запрещается применять оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен военнослужащему органов федеральной службы безопасности, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности, либо террористического акта.
Военнослужащий органов федеральной службы безопасности не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти.»;

7) дополнить статьей 14.4 следующего содержания:

«Статья 14.4. Гарантии личной безопасности вооруженных военнослужащих органов федеральной службы безопасности

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 14.3 настоящего Федерального закона.
При попытке лица, задерживаемого военнослужащим органов федеральной службы безопасности с обнаженным оружием, приблизиться к военнослужащему органов федеральной службы безопасности, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию военнослужащий органов федеральной службы безопасности имеет право применить оружие в соответствии с пунктами "а" и "б" части первой статьи 14.3 настоящего Федерального закона.»;

8) дополнить статьей 14.5 следующего содержания:

«Статья 14.5. Применение специальных средств

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
а) для отражения нападения на граждан, сотрудников органов федеральной службы безопасности, объекты, специальные грузы и транспортные средства органов федеральной службы безопасности;
б) для пресечения преступления или административного правонарушения;
в) для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему органов федеральной службы безопасности;
г) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
д) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление или воспрепятствовать исполнению военнослужащим органов федеральной службы безопасности возложенных на него служебных обязанностей;
е) для доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, для конвоирования и охраны задержанных лиц, а также для пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления военнослужащему органов федеральной службы безопасности, причинения вреда окружающим или себе;
ж) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участков;
з) для пресечения массовых беспорядков и блокирования движения групп лиц, совершающих противоправные действия;
и) для защиты объектов органов федеральной службы безопасности и пресечения действий групп лиц, нарушающих их деятельность;
к) для обезвреживания, уничтожения взрывных устройств, взрывоопасных объектов (предметов) и других аналогичных устройств и предметов, а также муляжей таких устройств и предметов.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение оружия.
Военнослужащим органов федеральной службы безопасности запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности.
Иные ограничения, связанные с применением военнослужащими органов федеральной службы безопасности специальных средств, могут быть установлены руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частью третьей настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным пунктами «а» - «ж» части первой статьи 14.3 настоящего Федерального закона.»;

9) дополнить статьей 14.6 следующего содержания:

«Статья 14.6. Применение физической силы

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в следующих случаях:
а) для пресечения преступления или административного правонарушения;
б) для задержания и доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения;
в) для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих органов федеральной службы безопасности.
Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации разрешено применение специальных средств или оружия.»;

10) в статье 16:
а) часть третью дополнить пунктом «ж» следующего содержания:
«ж) употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.»;
б) часть пятую изложить в следующей редакции:
«Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности, имеющие зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество, обязаны в срок, определенный руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, принять меры по его отчуждению. В случае невозможности принятия таких мер в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли указанных лиц, такие меры должны быть приняты в течение одного года со дня, когда стало возможно их принятие. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.»;
11) в статье 16.1:
а) дополнить новыми частями шестой и седьмой следующего содержания:
«Типовые должностные регламенты по воинским должностям утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
На военнослужащих и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности оформляются личные дела. Порядок ведения и хранения личных дел военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и не должен противоречить законодательству Российской Федерации.»;
б) части шестую - восьмую считать соответственно частями восьмой - десятой;
12) в статье 16.2:
а) часть шестую изложить в следующей редакции:
«Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности допускается устанавливать контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, а также в некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в порядке и на условиях, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.»;
б) дополнить частями седьмой - девятой следующего содержания:
«Сотрудникам органов федеральной службы безопасности, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности.
Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В целях обеспечения собственной безопасности органов федеральной службы безопасности руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности может определять виды транспорта и маршруты проезда военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности с одной части территории Российской Федерации на другую ее часть в случаях, если такой проезд наземным транспортом возможен транзитом через территорию иностранного государства, а также устанавливать размеры и порядок компенсации военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности дополнительных расходов, связанных с таким проездом.»;
13) дополнить статьей 16.3 следующего содержания:

«Статья 16.3. Служебное удостоверение

Служебное удостоверение сотрудника органов федеральной службы безопасности является документом, подтверждающим личность, должность, права и полномочия, предоставленные сотруднику органов федеральной службы безопасности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право на хранение и ношение табельного оружия и специальных средств.
Образцы служебных удостоверений, порядок выдачи служебных удостоверений и категории сотрудников органов федеральной службы безопасности, которым выдается служебное удостоверение, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
При исполнении сотрудниками органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей им могут выдаваться нагрудные знаки (жетоны), позволяющие идентифицировать их личность, в случаях и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.".

Статья 3

Статью 17 Федерального закона от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 143; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 8, ст. 934; 2014, № 26, ст. 3365) дополнить частями тринадцатой - пятнадцатой следующего содержания:
«Военнослужащим, государственным гражданским служащим и работникам органов внешней разведки Российской Федерации допускается устанавливать контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, а также размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке и на условиях, которые определяются руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации.
Военнослужащим и государственным гражданским служащим органов внешней разведки Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач разведывательной деятельности.
Военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки Российской Федерации, имеющие зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество, обязаны в срок, определенный руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации, принять меры по его отчуждению. В случае невозможности принятия таких мер в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли указанных лиц, такие меры должны быть приняты в течение одного года со дня, когда стало возможно их принятие. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.».

Статья 4

1. Сотрудники органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие и государственные гражданские служащие органов внешней разведки Российской Федерации, их супруги и несовершеннолетние дети, имеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона счета (вклады), наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеющие и (или) пользующиеся иностранными финансовыми инструментами либо получившие их в порядке наследования после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны в срок, определенный руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности либо руководителем органа внешней разведки Российской Федерации (руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации), закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, если иное не обусловлено решением задач оперативно-служебной или разведывательной деятельности. Если указанные лица не могут выполнить требования, предусмотренные настоящей частью, в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от их воли, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня, когда стало возможно их выполнение. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.
2. В случае невыполнения требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, по истечении сроков, указанных в части 1 настоящей статьи, сотрудники органов федеральной службы безопасности и сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации могут быть уволены со службы (работы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
30 декабря 2015 года
№ 468-ФЗ

В начале сентября на станции метро «Курская» в Москве погиб сотрудник патрульно-постовой службы Андрей Райский: полицейского убила пуля из его же пистолета Макарова. За последнее время это уже не первый случай, когда табельное оружие не только не помогает полицейским, а даже обращается против них. И это при том, что злоумышленники с каждым годом все чаще нападают на стражей порядка. Вывод неутешительный: с огневой подготовкой у российских полицейских большие проблемы. В непростых взаимоотношениях стражей порядка с их табельным оружием разбиралась .

Потерпевшие в погонах

В последние два месяца в России было совершено сразу несколько громких нападений на полицейских, в ходе которых стражи порядка проявили удивительную беззащитность. 27 июля у посольства Словакии в Москве 17-летний юноша с ножом на 30-летнего капитана полиции, командира взвода специального полка полиции по охране дипломатических представительств. Капитан получил несколько ножевых ранений, в том числе проникающее в грудь, и был госпитализирован. Табельное оружие он не применил. Напавший на полицейского сбежал; его задержали спустя два дня.

23 августа 31-летний уроженец Кабардино-Балкарии Ренат Кунашев в переулке Сивцев Вражек, неподалеку от главного здания , из травматического пистолета Стечкина, переделанного под боевой патрон, стрелять по двум полицейским. Стражи порядка открыли ответный огонь из табельного оружия. На записи видно, что перестрелка в узком переулке длится полминуты, при этом Кунашев даже не пытается укрыться от пуль, в то время как полицейские прячутся за машинами. Нападавший, по разным данным, успел сделать от 10 до 20 выстрелов, ранив одного полицейского в ногу. В конце концов Кунашев получил пулю в голову, ранение оказалось смертельным.

Youtube / Следственный комитет Российской Федерации

Вечером 21 августа 23-летний житель Московской области, вооруженный ножом, на двоих полицейских в Клину. Чтобы остановить нападавшего, они стреляли в воздух, что не возымело никакого действия. В итоге налетчика все же скрутили, но он успел ранить обоих стражей порядка.

Наконец, в ночь на 3 сентября сотрудника патрульно-постовой службы (ППС) Андрея Райского мертвым в служебном помещении на станции метро «Курская»; причиной его смерти стало огнестрельное ранение в голову. По подозрению в совершении преступления задержали 42-летнего приезжего из Оренбурга Нурлана Муратова. Как считает следствие, Райский остановил Муратова для проверки и отвел его в служебное помещение. Там Муратов выхватил у полицейского табельный пистолет и застрелил его. По другой версии, которая, впрочем, вызывает сомнения, обвиняемый несколько раз ударил Райского тупым предметом по голове, но тот успел достать пистолет и выстрелить, однако пуля срикошетила в тесном помещении и попала ему в глаз.

Во всех случаях табельное оружие полицейским никак не помогло. При нападении у посольства Словакии полицейский его даже не применил; в Клину патрульные почему-то стреляли в воздух; в случае на «Курской» страж порядка, судя по всему, погиб от своего же пистолета. Правда, во время перестрелки у здания МИД полицейские все же застрелили нападавшего, однако до этого они вдвоем полминуты пытались попасть в противника, который стоял недалеко от них как живая мишень, даже не пытаясь спрятаться! Страшно подумать, что было бы, окажись на месте этого стрелка какой-нибудь боевик с серьезным оружием.

Оружейный бардак

По словам Владимира Воронцова, основателя сообщества «Омбудсмен полиции», сегодня в столице действует Центр специальной боевой подготовки (ЦСБП) - он расположен на западе Москвы. Полицейские хорошо отзываются о его инструкторах и методиках. Но есть одна проблема: Центр не в состоянии охватить весь столичный гарнизон полиции.

Для сотрудников, работающих «на земле», стрельбы проходят раз или два раза в месяц, - говорит Воронцов. - Что это за занятия? Вытащить пистолет из кобуры и поразить мишень тремя пулями за десять секунд (упражнение №2). Вот и все. Но на такие занятия руководство не может направить сотрудников без нарушения их трудовых прав. К примеру, сотрудник ППС работает день-ночь. По идее, его нужно приказом вызывать на стрельбы в выходной день и давать ему за это отгул, но в подразделениях катастрофический некомплект, так что никаких отгулов быть не может. Как могут, так и выкручиваются.

В отделах столичной полиции периодически проводятся проверки сотрудников на пригодность к ситуациям, связанным с применением огнестрельного оружия. Правда, в проверочные задания зачем-то включена сборка-разборка пистолетов и теоретические вопросы о том, сколько весит оружие и с какой скоростью летит пуля. Конечно, это полезные знания, но они имеют довольно отдаленное отношение к отработке практических навыков применения оружия.

Основное место, где проходят полугодовую первоначальную подготовку рядовые полицейские в столице, - это Центр профессиональной подготовки главного управления по городу Москве на Клязьминской улице, в простонародье «Клязьма», - продолжает собеседник «Ленты.ру». - Там по-прежнему старый тир. Стрелять там стреляют, но далеко не так продуманно, как в ЦСБП. Зато на «Клязьме» большое внимание уделяется всяким хозработам, уборке территории, строевой и караульной службе. Получается, что сотрудник должен регулярно посещать стрелковые комплексы за свой счет, но как это сделать при зарплате в 43 тысячи рублей? Самое удивительное, что некоторым полицейским это как-то удается.

Сегодня для силовиков самых разных ведомств, в том числе МВД, разрабатывается масса всевозможных новинок в сфере вооружения и экипировки. Между тем материально-техническое оснащение полицейских, отмечает Воронцов, оставляет желать лучшего. Это старые неудобные кобуры и пистолеты - порой 60-х годов и видавшие виды бронежилеты. Они весят по восемь килограммов, и если их носить 12 часов подряд на протяжении двух лет, проблем со здоровьем избежать не удастся.

Отдельная история - юридическая оценка применения оружия, - говорит Воронцов. - Полицейские попросту боятся его применять. С одной стороны, закон говорит, что каждый вооруженный сотрудник является полномочным представителем власти и сам интерпретирует требования закона в конкретной ситуации. С другой стороны, эта его интерпретация не имеет никакого значения и авторитета для начальства и сотрудников (СКР). Они потом рассудят по-своему и обвинят полицейского в превышении полномочий. В конце концов, полицейский с пистолетом оказывается перед выбором «либо понесут шестеро, либо будут судить трое».

Дефицитные патроны

Между тем еще в 70-е годы XX века в США появился новый вид спорта - практическая стрельба. Создавали его именно как прикладную дисциплину для американских полицейских: выяснилось, что стражам порядка недостаточно стандартных упражнений с оружием в тире. Практическая стрельба восполняет эти пробелы: она закрепляет умение быстро и правильно доставать и держать оружие, целиться и нажимать на спусковой крючок. Кроме того, этот вид спорта предполагает создание все новых и более сложных сценариев для применения оружия. Упражнения в нем проводятся на время, при этом используются специальные отвлекающие и раздражающие стрелка элементы.

Сегодня практическая стрельба активно развивается в России, и на этом фоне низкий уровень огневой подготовки сотрудников российской полиции особенно заметен. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: еще со времен СССР в типовых зданиях отделов милиции не были предусмотрены стрелковые тиры - их стали закладывать в проекты лишь недавно, в новых зданиях. А значит, большинство полицейских не могут регулярно тренироваться в стрельбе, заскочив в тир перед сменой или после. Конечно, есть места вроде ЦСБП, но вряд ли загруженный сверх всякой меры страж порядка сможет посещать их регулярно, особенно если живет в другом конце города или в области.

Да, в некоторых подразделениях полиции есть оборудованные для стрельбы помещения - как, например, на знаменитой Петровке, 38. Однако, по словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, занятия там - большая редкость, а когда они все же случаются, боеприпасы откровенно экономят. Если в частных стрелковых комплексах обычная тренировка может включать сотню выстрелов, то возможность отстрелять на полицейских занятиях по стрельбе два магазина по восемь патронов считается большой удачей. Причем никаких инструкторов рядом нет.

В результате, занимаясь один или два раза в месяц, полицейские закрепляют скорее не стрелковые навыки, а характерные ошибки при стрельбе. Это сказывается даже на выполнении элементарного и главного для оценки «боеспособности» сотрудника упражнения №2. Источник «Ленты.ру» отмечает: осенью 2008 года даже в легендарном Московском уголовном розыске (МУР) многие оперативники не смогли выполнить упражнение №2 на удовлетворительную оценку. Что же до сотрудников полиции, чьи должности напрямую не связаны со службой по охране порядка на улицах, то среди них немало тех, кто попросту побаивается брать в руки табельное оружие. Неудивительно, что когда такая необходимость все же возникает, нарушаются самые элементарные требования безопасности.

Заокеанские параллели

Единственные, кто у нас хорошо и много стреляет, - это бойцы спецподразделений, но никак не рядовые сотрудники ППС, - говорит в беседе с «Лентой.ру» , председатель движения «Право на оружие». - Если взять для сравнения полицию в США, то там, как и у нас, стражи порядка отчитываются за каждый выстрел - с этим строго. Но каждый американский полицейский априори настроен на то, что противник может быть вооружен, ведь в стране много оружия. И за океаном стражей порядка сразу настраивают на то, что они имеют право применять оружие, ведь их главная задача - вернуться со смены живыми и здоровыми.

По словам Шмелева, несмотря на то, что преступность в России сильно изменилась и стала более вооруженной, полицейских до сих пор готовят по советским методикам 60-х годов прошлого века. Например, норматив на извлечение оружия и первый прицельный выстрел - примерно 3,5-4 секунды. Для сравнения: у людей, увлеченных оборонной стрельбой (отнюдь не топовых стрелков), этот норматив составляет 1,2-1,3 секунды. Судя по нормативам, спешить полицейским явно некуда.

Но даже к этому стражей порядка готовят в традиционном тире, в то время как при подготовке российского спецназа сегодня все активнее используются элементы подготовки спортсменов практической стрельбы, а соревнования среди спецподразделений проводят сертифицированные судьи по практической стрельбе. В США полицейские департаменты (аналоги наших УМВД) пользуются возможностью приглашать инструкторов из Национальной стрелковой ассоциации и платить им за подготовку личного состава.

У американской полиции стрелковая подготовка - это одна из основных дисциплин, по ней регулярно сдают зачеты, - продолжает собеседник «Ленты.ру». - Не сдал - теряешь бонусы, часть зарплаты, вплоть до увольнения. У нас же стрелковую подготовку в полиции преподают такие же полицейские. При этом в полицейских отделениях на местах практически нет тиров, они выходят из положения как могут. С другой стороны, а какой у них выбор?

Раритетные стволы

Важное отличие американских полицейских от российских коллег - еще и в том, что они носят оружие постоянно, 24 часа в сутки. Даже не находясь на службе, страж порядка в США при необходимости обязан принять меры для пресечения противоправных действий. Российские полицейские, напротив, носят оружие лишь на работе, сдавая его по окончании смены. А потом в форме, но безоружные едут домой.

Наконец, важный нюанс - это само оружие, - отмечает Игорь Шмелев. - Американские стражи порядка могут выбрать табельное оружие из нескольких вариантов или приобрести собственное и носить его на службу. Единственный нюанс: если калибр будет нестандартным, обеспечивать себя патронами полицейский будет сам. Плюс к тому у стражей порядка как за океаном, так и в Европе очень эргономичное табельное снаряжение, позволяющее извлекать оружие быстро. У нас подобным могут похвастаться только спецподразделения.

Пистолет Макарова - основное табельное оружие российской полиции - был принят на вооружение в 1951 году и морально устарел уже к концу XX века, как и патрон 9х18, под который он разрабатывался. Сторонники пистолета ссылаются на ряд его достоинств, в частности - особую останавливающую способность. Но в современном мире это далеко не главное. А вот неприспособленность «Макара» к скоротечным стычкам делает его полезным только лишь на огневом рубеже.

Для сравнения: в США и многих странах Европы табельным оружием полиции считаются револьверы и пистолеты большего калибра, чем патрон 9х18. Такие боеприпасы мощнее и смертоноснее, но дороже. Да и само оружие, стоящее на вооружении сил правопорядка за рубежом, куда как новее: тот же Glock 17 (принят на вооружение в 1980 году) сегодня имеет несколько специальных планок для крепления целеуказателей, прицелов и фонарей, в комплекте с ним обязательно идет пара накладок на рукоять, учитывающих индивидуальные особенности владельца. А Glock-19, SIG Sauer 266, Colt, Heckler und Koch - еще моложе. Да что там говорить - и в СССР, и в России пистолеты, состоящие на вооружении милиции и полиции, разрабатывались для офицеров армии. Проще говоря, совсем для других задач. Любая же иностранная фирма, даже китайская, четко различает армейские и полицейские пистолеты.

***

На вопрос о стрелковой подготовке полицейских в пресс-центре МВД России «Ленте.ру» разъяснили, что граждане, принятые на службу в органы внутренних дел, проходят профессиональное обучение для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия. Это обучение проводится в вузах МВД России, а также в центрах профессиональной подготовки территориальных органов МВД России.

«По окончании профессионального обучения занятия по огневой подготовке проводятся по месту службы сотрудников не реже одного раза в две недели. Контроль профессиональной подготовленности, в том числе навыки владения огнестрельным оружием, осуществляется на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке по месту службы сотрудников», - сообщили в ведомстве.

Как отметили в пресс-службе, для подтверждения умелого владения табельным оружием предусмотрен комплекс упражнений. По словам представителя МВД, каждое из них разработано таким образом, что при обучении сотрудник приобретает навыки ведения огня в самой разной обстановке. Применение огнестрельного оружия сотрудниками регламентируется требованиями статьи 23 Федерального закона «О полиции».

Обратная связь с отделом « »:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]