«Осень», анализ стихотворения Николая Карамзина. Анализ стихотворения Карамзина «Осень

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом. А.С.Пушкин Самостоятельная работа1. Карамзин – писатель и поэт.2. Карамзин – историк.3. Карамзин – реформатор русского литературного языка. Новые словосочетания: нежное сердце, душевная доброта, благородный вид, похитить сердце, бледная луна.Новые слова: личность, первоклассный, промышленность, влюбленность, рассудительность.Заимствования: тротуар, милиция, тост, эгоист, карикатура, контролер. СентиментализмОт английского sentimental - чувствительныйXVIII
ppt_y
ppt_y
style.rotationstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type КлассицизмСентиментализмКульт разумаКульт чувстваПриоритет – общественная жизнь человека, гражданский долгПриоритет- частная жизнь человека, сфера эмоцийЛитературные нормы и правилаНарушение литературных границ и правил Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Предмет изображения - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы Идиллия – безмятежное, мирное и гармоничное бытие. Резкое противопоставление деревни – средоточия естественной жизни, нравственной чистоты и города – символа зла, неестественной жизни, суеты, нравственной распущенности. Новые герои – поселяне и поселянки, пастухи и пастушкиИдеал – естественный человекУтверждается богатый внутренний мир представителей низших сословий Жанры – сентиментальная повесть, путешествие, эпистолярный жанр (письма), идиллия (пастораль)- (франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. Идиллия (греч. eidýllion) - одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики); их объединяют интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно.Буколика, буколическая поэзия (от греч. bukóĺos - пастух) - один из малых жанров поэзии, связанной со своим фольклорным источником - песнями пастухов. Б. как жанр определяется наличием песни, разнообразием и убедительностью раскрытых изнутри характеров, мастерством детали (особенно в пейзаже, всегда мирном и потому условном), восхвалением прелестей сельской жизни. Особое внимание пейзажуСентиментальный, идиллический пейзаж – речка, ручейки, лужок Задача автора – заставить читателя переживать, вызвать сострадание, слёзы умиления ПредставителиЛоренс Стерн Сэмюэл Ричардсон Жан Жак Руссо Русские сентименталистыВ.А.Жуковский Н.М.Карамзин Язык произведенийЭмоциональныйИзящныйВыразительный, образный Идеи сентиментализмаНравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

ЖанрыДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Боровиковский «Портрет Лопухиной»Что является фоном?Каков смысл этого фона?Что выражают глаза, губы, поворот головы героини?Какие черты присущи этой женщине?Как одета Лопухина?Какие краски преобладают в портрете?Почему именно эти тона использует художник?

Чем этот портрет отличается от портретов эпохи классицизма?
Сентиментализм в парковом искусствеНарядность дворца и «больших кругов» в парке со статуями Правосудия и Мира не подавляют величием, а создают ощущение свободы и гармонии «Молочня» построена в стиле швейцарской хижины из валунов. Колокол над «Молочней» приглашал в назначенный час к питию молока, а рядом на лугу паслись коровы и овцы.Для чего?
style.rotationppt_wppt_y
Дети Марии Фёдоровны (жены Павла Первого) с лопаточками и граблями возделывали огород. В парке был «Памятник родителям». Семейные связи и идеи воспитания были святы во времена сентиментализма.
В Павловском создано на редкость органичное сочетание природы и искусства. Здесь нет противоречия между природой, зданиями, статуями.Парк кажется импровизацией самой природы, но он рукотворен.

Нежные чувства преданности и дружбы были символически увековечены и в другом сооружении парка – «Храме Дружбы». Черты сентиментализмауход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;подчеркнутая субъективность подхода к миру;культ чувства;культ природы;культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности;утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий. Особенности русского сентиментализмасильная дидактическая установка;выраженный просветительский характер;активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Чтение и анализ стихотворения «Осень» - Какие чувства вызывает стихотворение? - В чем его смысл? - С чем сравнивается природа в стихотворении? - Как вы думаете, что автор хотел сказать этим стихотворением? Проверим себя! Когда зародился сентиментализм?XVIII
Как переводится термин?Чувствительный
Чем сентиментализм отличается от классицизма?Правит чувствоПленяет добродетельДоблесть – искренностьИнтерес к простому человеку

Какие шедевры западноевропейского сентиментализма вы знаете?Ричардсон «Кларисса Гарло»Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»Гёте «Страдания юного Вертера»
Каковы идеи сентиментализма?Нравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

Каковы ведущие жанры сентиментализма?ДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы

Кто является русскими сентименталистами в литературе?Н. М. КарамзинА. Н. РадищевРанний В. А. Жуковский


Приложенные файлы

Н.Карамзин.

О С Е Н Ь

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.


Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички.


Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.


Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.


Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.


Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,


Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.


Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

1789, Женева

Николай Михайлович Карамзин известен нам как прозаик и историк. Но у него есть и интересные оригинальные стихотворения. "Осень" написана во время заграничного путешествия, когда автору не было еще и 23 лет. Тем удивительнее его обращение к этой теме.

"Осень" – это лирическое стихотворение, элегия: описание природы переплетается с чувствами и философскими размышлениями лирического героя.

Тема природы и человека в ней лежит в основе сюжета , который разворачивается в 8 строфах. Первые 4 показывают приметы осеннего увядания природы. Внимание читателя вслед за ветром переходит из мрачной дубравы в долину к людям, где опустели поля и сады, где дым печей и туман сливаются воедино, поднимаясь к небу. На небо и на птиц, которые уже не поют, а улетели или улетают, делается особый акцент. В пятой строфе появляется странник, наблюдающий эту картину и уныло вздыхающий и сожалеющий об увядании природы. Мы понимаем, что это его глазами был показан пейзаж. Странник (с помощью поэта) пытается (6 и 7 строфы) найти утешение в том, что природа обновится, сезонные изменения – это закон природы. Но за этим оптимистическим подъемом настроения следует (8строфа) резкий спад: мысль о бренности человека, земная жизнь которого, в отличие от природы обрывается навсегда.

Это и есть основная идея стихотворения : ощущение скорой зимы должны подготовить человека к завершению жизни .

Этому колебанию настроения подчинена организация поэтической речи: более длинные нечетные и короткие четные стихи, причем все оканчиваются укороченной (недописанной на один слог) дактильной стопой.

"Осень" написана белым стихом. Несмотря на отсутствие рифм оно очень мелодично, так как дактильные стихи напевны.

Эпитеты в мрачной дубраве, седые туманы, в тихой долине бледную осень создают печальный образ осени. Такого же характера они и для изображения образа печального странника: унылый взор, томный вздох.

Весну, противопоставленную осени, характеризуют эпитеты другого смыслового ряда: гордая улыбка, брачные одежды. Торжество и красота брачного обряда метафорически выражает красоту весеннего расцвета обновляющейся природы.

Мне кажется, что автор намекает на то, что не надо сетовать о конце земной жизни, хотя мысли о смерти пугают и удручают. Ведь мы только странники в этом мире. Человека тоже ждет вечная жизнь. Я вижу явные ассоциации с Евангельскими образами: в брачных одеждах должна предстать перед Женихом-Христом душа человека, заботившегося о ее чистоте. Настойчивое упоминание птицах, их плавном полете, горних пределах и небе – это же о стремлении душ к небу, аллегория .

Природа едина и одушевлена : природа восстанет с гордой улыбкой , но сейчас холмы сетуют !

Лексика стихотворения имеет тенденцию к возвышенному стилю. Употребляются устаревшие слова (станица – стая, горний – высокий, высший) и формы (малое время, хладная зима, ветхия жизни), "ся" вместо "сь".

Имеются риторические обращения к страннику, утешающее его и читателя и риторическое восклицание в последней строфе, усиливающее ее эмоциональность. А инверсии в первых строфах добавляют выразительности описания осени, создавая впечатление его сиюминутности.

Из фонетических особенностей хочется отметить частое обращение к звуку "у"("ю"), добавляющее протяжности стихам, и "с", вызывающие ассоциации с ветром, шорохом листьев, выдохом.

Мне очень понравилось стихотворение. Его очень интересно анализировать, вслушиваясь в мысли автора и сопоставляя свое ощущение осени с его.

Русский литератор Н.М. Карамзин во время долгожданной поездки по странам Европы написал серию стихотворных произведений в стиле сентиментализма. Посещение в 1789 году Швейцарии, а именно – города Женевы, вдохновило его на создание стиха с обыденным неприметным названием – «Осень», но с глубоким философским смыслом.

В содержании произведения можно образно выделить несколько сюжетных линий. Начинается оно со словесной зарисовки пейзажа природы: в темной роще гуляет холодный ветер, срывая наземь пожелтевшую листву; цветущие и плодоносящие не так давно сады приобрели пустынный вид; затих птичий щебет, последние гуси покидают заброшенную природу; невзрачный серый туман окутал долину своей пеленой.

Дальше описание природных изменений резко прерывается и выступает перед читателями следующая сцена: поэт вводит в содержание стихотворения персонажа – загадочного странника. Этот герой, вполне вероятно, является проекцией личности самого стихотворца. Лирический герой пребывает в состоянии

меланхолическом, он погружен в мрачные думы, все в его образе выразительно повествует о подавленном настроении: печальный взгляд на описанную выше картину, унылое вздыхание. Карамзин в следующих строках обращается к тоскливому страннику с жизнеутверждающими речами. Как будто желая пробудить его от навеянного увяданием природы сна, поэт говорит: «утешься!». Ободряющие слова о наступлении весны затем сменяются вновь неутешительными размышлениями. Завершающая сцена – упоминание о старце, для которого зима жизни наступает и весной вопреки возрождению окружающей природы.

«Осень» заставляет читателя оживиться, задуматься о собственной жизни, возрадоваться любому состоянию погоды пока не пришел закат существования – неизбежная старость и смерть. Вечная сменность времен года противопоставляется тленности человеческого жизненного пути.

«Осень» написана белым стихом: отсутствие такой важной составляющей стихотворения как рифма не ощущается благодаря слаженному ритму и чередованию метра. Строки дактиля сменяются хореем. Протяжность трехсложного дактиля и прерывистость двухсложного стихотворного размера позволяет добиться элегического настроения.

. Слово о писателе и историке. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель : познакомить с личностью и творчеством, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении, проанализировать стихотворение как сентиментальное произведение.

Задачи:

Образовательные: -познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты; - показать учащимся разносторонность личности: писателя, историка, реформатора русского языка .

Развивающие: - развивать умение сравнивать литературные направления, извлекать важную информацию из данного текста.

Воспитательные: - расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Мы уже познакомились с творчеством и совершили вместе с его героями путешествие из Петербурга в Москву.

Назовите основные проблемы, которые поставил в своем произведении.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинаем работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке?

Какова была задача летописца?

Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом». Почему он так сказал?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной, поэтому многие факты его биографии вам известны.

Что же вы узнали об этом человеке? Чем он знаменит?

Что он оставил нашему поколению?

А сейчас подробнее о его деятельности.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами тексты, в которых рассказывается о достижениях в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

1. Карамзин – писатель и поэт.

2. Карамзин – историк.

Сообщения учащихся.

Случайно ли мы изучаем жизнь и творчество Карамзина? Кажется, он так далек от нашего времени… Но и сегодня он поражает стремлением к знаниям, трудолюбием, целеустремленностью, вниманием к простым, бедным людям, в которых он видел лучшие черты русского характера: доброту, сердечность, духовность, щедрость, умение преодолевать трудности…Карамзин уводит нас в далекое прошлое. Долгих 23 года он собирал материал для «Истории государства Российского». Это был настоящий подвиг. По словечку, по страничке он собирал материал о нашей Родине, как она создавалась, боролась, мужала, переносила набеги, унижения и опять боролась за свою самостоятельность. Сколько Карамзин обошел, объездил весей, находил тех, кто знал и помнил старину! Сколько перечитал, чтобы собрать все события становления государства Российского!

Мы только прикасаемся к его гигантскому труду, а его нужно читать, размышлять, понимать.

Когда мы рассматривали литературную деятельность, то упоминали сентиментализм. Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на «настоящего человека» (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Особенности русского сентиментализма:

Сильная дидактическая установка;

Выраженный просветительский характер;

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

4. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас познакомимся со стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички.

Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.

Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,

Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

Какие чувства вызывает стихотворение, посвященное осени?

В чем его смысл?

Какое эмоциональное настроение создает автор? (веют осенние ветры, в мрачной дубраве, желтые листья, поле и сад опустели, сетуют холмы, пение…умолкло, скрылися птички, взором унылым, бледная осень, томно вздыхая)

Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении?

Как самим ритмом строк передается сложное душевное состояние лирического героя?

В чем необычность ритмики и интонационно-мелодического звучания стиха?

(Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это – следование метру и точный подбор рифм. Второе – следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности». Он призывал быть «не только стихотворцем, но и Поэтом». Основываясь в «Осени» на заявленной метрической схеме, он тут же преобразует ее, ведомый «воображением и чувствительностью».

Проследим за ритмической организацией «Осени». Она не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Ритм помогает объединить в едином всплеске эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и печальное уныние при мысли о неизбежном «увядании» человека.)

С чем сравнивается природа?

Определите жанр, его основные признаки.

Проанализируйте звуковое построение.

В чем вы видите новаторство Карамзина? (Новаторство Карамзина проявлялось во всех направлениях его литературной деятельности. В лирическую поэзию он внес новые жанры и формы, вместо распространенного ямба широко использовал хорей, трехсложные размеры и белый стих. Но главное – Карамзин заставил каждое стихотворение звучать, тонко и точно создавая эмоциональную атмосферу произведения. «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная», – писал о Карамзине Вяземский.)

Используя полученные на уроке знания, найдите черты сентиментализма в стихотворении «Осень».

Какое достижение вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.