Почему не слушается ребенок 10 лет. Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок дерется с родителями


Восьмой месяц беременности – это время, когда женщина уже очень сильно ждёт появления на свет долгожданного малыша. Радостно, что прошла почти вся беременность и уже мало что может навредить развитию ребёнка. Но в то же время и на этом сроке важно соблюдать рекомендации врача, так как некоторые опасности всё же есть.

Может возникать множество вопросов, которые касаются и беременности и приближающихся родов. С какой недели начинается 8 месяц беременности? Что происходит сейчас с ребёнком? Как правильно питаться? Разрешен ли секс на этом сроке? Опасно ли, если начались роды, и ребёнок родится в 8 месяцев?

Развитие ребёнка

При ответе на вопрос: «8 месяцев беременности – это сколько недель?», нужно обязательно уточнить о каких неделях идёт речь, акушерских или календарных. Эти системы вычисления срока беременности достаточно сильно отличаются. Женщины чаще всего ориентируются по календарю. В этом случае 8 месяц беременности начинается с 32 недели, а заканчивается 36.

Что происходит с малышом на 8 месяце беременности:

  • Он весит около 2,5 кг при росте 44–45 см.
  • Продолжает развиваться центральная нервная система. На этом сроке она уже сформировалась, но еще продолжает увеличиваться число нейронов, строятся связи между нервными клетками, образуется защитная оболочка.
  • Совершенствуется иммунная и эндокринная системы.
  • Изменяется цвет кожи, смягчается розовый оттенок, малыш становится всё больше похожим на обычного человека.
  • На теле еще присутствует пушок.
  • Ногтевые пластинки уже достигли края пальчиков и могут за них выступать.
  • Развивающийся малыш уже имеет те же черты лица, которые будут у него при рождении.
  • На ладонях и стопах уже проступил кожный рисунок, который сохранится в течение всей жизни.
  • Растёт животик, пуповина теперь располагается примерно там, где обычно можно увидеть пупок у взрослых людей. До этого расположение пуповины было ниже.
  • К концу месяца легкие уже готовы к самостоятельному дыханию.

Формирование основных систем организма уже почти завершено. Остались только завершающие штрихи.

Последний месяц беременность ребёнок будет усиленно расти, набирать вес. У него есть еще несколько недель, чтобы занять наиболее удобное для родов положение, если он еще это не сделал.

Состояние будущей мамы

Для некоторых женщин 8 месяц оказывается одним из самых легких периодов. Это бывает, если нет признаков токсикоза, будущая мама положительно настроена, не боится родов. Но при наличии осложнений беременности или постоянных переживаниях, отсутствии поддержки со стороны родных может быть очень тяжело.

С чем приходится столкнуться почти каждой женщине:

  • Большой живот. Он уже может мешать заниматься повседневными делами. Неудобно ложиться на спину, так как в таком положении ухудшается самочувствие.
  • Изжога и тошнота после еды. Желудок уже очень сильно сдавлен маткой. Обычно у женщины на 8 месяце беременности аппетит хороший, но приходиться есть очень маленькими порциями, чтобы потом комфортно себя чувствовать.
  • Движения и толчки малыша не просто сильно чувствуются, но иногда и болезненны, особенно в области рёбер.
  • Из-за сдавливания мочевого пузыря очень сложно контролировать мочеиспускание, особенно при смехе или чихании. Приходится очень часто ходить в туалет.
  • Одышка. Легкие тоже находятся в сдавленном состоянии. Некоторым беременным бывает сложно даже просто заправить кровать.
  • Неуклюжесть. Центр тяжести заметно смещен. Живот мешает пройти в узком проходе, наклоняться.
  • Увеличивается грудь. Уже может начинаться выделение молозива.
  • Небольшая отёчность. Это бывает и при нормальном протекании беременности, но если отёки усиливаются, следует обязательно обратиться к врачу, так как на этом сроке есть риск развития позднего гестоза, который нередко проявляется отёками.

Очень важно сохранять положительный настрой, хорошо высыпаться, гулять на свежем воздухе и быть очень внимательной к своему самочувствию. Важно помнить, что такие признаки, как мушки перед глазами, повышение артериального давления, сильные отёки игнорировать нельзя ни в коем случае.

Это признаки тяжелого осложнения, беременных с такими симптомами необходимо госпитализировать.

Если же нет никаких тревожных признаков, можно спокойно продолжать наслаждаться ожиданием пополнения в семье. В это время женщинам уже дают декретный отпуск, поэтому можно заняться покупкой вещей для малыша, послушать лекции по подготовке к родам и раннему развитию детей. Единственное, уже нежелательно путешествовать, даже если это очень нравится.

Роды

Роды на 8 месяце беременности – явление нежелательное, но все же достаточно распространённое. Когда возникает угроза преждевременных родов, врачи советуют сразу же лечь на сохранение, чтобы получилось доносить ребёнка нужное количество недель. Но иногда беременность нежелательно продолжать по медицинским показаниям.

Показания для немедленного обращения в больницу с подозрением на начало преждевременных родов:

  • Резкая боль внизу живота или в пояснице.
  • Кровотечение.
  • Отхождение вод. Особенно опасна ситуация, когда при этом происходит выпадение пуповины (бывает при тазовом предлежании).
  • Тяжесть в животе, «окаменение» матки.
  • Маточные сокращения с нарастающим ритмом. Они усиливаются или остаются без изменений, но длятся более часа.

Почему нельзя рожать на 8 месяце? Чем это может закончиться? И почему иногда получается именно так? Ответы на эти вопросы нужно знать каждой женщине.

Причины

Существует немало причин, которые могут спровоцировать родовую деятельность раньше времени. Почти все можно устранить заранее, если проходить все обследования и вовремя лечить все слабые места.

Наиболее распространённые факторы, вызывающие преждевременные роды:

  • Инфекционные заболевания половых органов. Если женщина во время беременности чем-то заразилась, это может привести не только к прерыванию беременности, но и к инфицированию плода, что утяжеляет прогноз.
  • Обострения хронических заболеваний, эклампсия. Когда резко ухудшается самочувствие женщины, организм может попытаться избавиться от дополнительной нагрузки, которая возникает из-за вынашивания ребёнка.

  • Аномалии строения матки или её шейки.
  • Патологии развития плаценты.
  • Роды могут стимулироваться врачами, если продолжение беременности угрожает жизни женщины.
  • Любые стрессовые факторы. Поэтому иногда женщинам, которые во время беременности вынуждены работать в эмоционально тяжелых условиях, выписывают седативные препараты.
  • Физическая перегрузка. Это может быть поднятие тяжестей, интенсивные занятия спортом.
  • Перегрев. Возникает, если женщина долго находится под прямыми лучами солнца в жаркую погоду, принимает горячие ванны, посещает сауну.
  • Употребление веществ, которые стимулируют сокращения матки (некоторые медикаменты, травы).
  • Наличие вредных привычек.
  • Многоводная или многоплодная беременность.

Нужно стараться сразу устранять все факторы риска, когда еще не появилась угроза прерывания беременности. И в то же время важно постараться не волноваться слишком сильно, если сложилась такая ситуация. Волнения только усугубят ситуацию. Поэтому нужно принять слабое успокоительное, например, валерьянку, Но-шпу и вызвать врача.

Последствия

О том, как могут закончиться роды на 8 месяце беременности, можно услышать самые разные мнения. Одни говорят, что это очень опасно, даже ребёнок, рождённый на 7 месяце, имеет больше шансов выжить. Другие, наоборот, считают, что ребёнок уже сформировался и не будет никаких проблем, если он родится пораньше. Но что говорят об этом специалисты?


Можно сказать, что к концу 8 месяца ребёнок уже почти готов рождаться. У него может быть только одна проблема – маленький вес. Обычно такие дети быстро догоняют своих ровесников в весе и болеют не чаще, чем другие. Конечно, у них чуть выше риск болезней новорожденных, но при хорошем уходе серьёзных проблем быть не должно.

Если роды наступят на 32 или 33 неделе, это может быть опасно для здоровья и развития ребёнка по таким причинам:

  • Слишком маленький вес.
  • На этом сроке еще недостаточно сурфактанта, чтобы полноценно самостоятельно дышать.
  • Не произошло завершение формирования большинства систем. Все органы уже образовались, но некоторые еще неспособны хорошо функционировать.
  • Очень слабый иммунитет. Существует большой риск осложнений даже при заражении слабыми инфекциями.

Кроме того, преждевременные роды обычно более стремительные, чем обычные. Это тоже может быть опасным для ребёнка.

Важно помнить, что если отреагировать на происходящее своевременно, можно избежать большинства осложнений.

В течение 8 и 9 месяцев беременности ребёнок очень быстро растёт. Питательные вещества он может брать только из материнского организма. Поэтому женщине очень важно питаться правильно. Это поможет и ей, и ребёнку чувствовать её лучше.

Вот основные советы врачей относительно того, как и что нужно кушать на этом сроке:

  • Важно следить, чтобы в рационе было достаточно мяса, рыбы, овощей, фруктов. Это обеспечит ребёнка белком, микроэлементам и витаминами.
  • По рекомендации врача можно дополнительно пропить аптечные витамины.
  • Нужно пить достаточно жидкости, особенно в виде морсов, натуральных соков, но не перед сном.
  • Будет полезно сократить количество употребляемой соли и отказаться от жареного, копченого, солёного. Это будет хорошей профилактикой отёков.
  • Нежелательно пить крепкий чай и кофе – они усиливают изжогу.
  • Поменьше мучного, сладостей, фастфуда. От них нет пользы, но женщина набирает лишний вес.
  • Кушать нужно небольшими порциями, но часто.
  • Категорически запрещено употреблять алкоголь.

Секс на 8 месяце

На вопрос о том, разрешён ли секс на сроке восемь месяцев, нет однозначного ответа. Одни врачи не видят ничего страшного в половой близости, если беременность протекает нормально, без осложнений. Другие же считают, что это может спровоцировать преждевременные роды, если есть предрасположенность к ним.

Когда близость запрещена:

  • Неправильное расположение плаценты, нарушения её функционирования.
  • Болезненность во время полового акта.
  • Многоплодная беременность.
  • Позы, в которых оказывается давление на живот.
  • Установленная угроза преждевременных родов.
  • Наличие у партнёра инфекций, особенно передающихся половым путём.

Для того чтобы принять решение, нужно самостоятельно взвесить все за и против. А лучше всего проконсультироваться с врачом, который ведёт вашу беременность и знает все проблемы со здоровьем, которые у вас есть или могут возникнуть. Тесное сотрудничество с хорошими специалистами в этом и других вопросах поможет без проблем выносить беременность и вовремя родить здорового малыша.

Когда наш старший ребенок в 12 лет начал «огрызаться», мы с мужем не были к этому готовы. Понятно, что переходный возраст, но как правильно пресекать недопустимое? Мой муж по натуре жесткий человек, да еще и начальник, привык, чтобы его слушались, плюс у нас православная семья, и мы всегда считали, что послушание - это важно. Как не ошибиться, выстраивая свою линию отношений с сыном? Наталья.

Екатерина БУРМИСТРОВА, семейный психолог, мама десятерых детей:
— Я бы не употребляла слово «огрызаться», оно излишне эмоционально окрашено, это сразу вносит негативный оттенок. Ситуацию лучше определять нейтральными выражениями: «формирование собственной позиции», «неприятие чего-то», «выражение своего мнения».

Ребенок в подростковом возрасте выстраивает границы иногда очень жесткие: «не смейте входить в мою комнату», «не открывайте мой шкаф», «мое дело, что лежит под моей кроватью». В одной семье четыре девочки-подростка чертили мелом на полу границы личного пространства — когда они выросли, все это прошло, отношения остались замечательными. «Выкрутасы» могут доставлять неприятности, но родителям важно продолжать проявлять терпимость, лояльность к личности ребенка. Не забывайте никогда, что, даже «кусаясь», ребенок продолжает любить вас. А в возражении старшим - сама суть этого периода становления личности.

Четкость границ зависит от того, что принято и уважается в семье. Если родители всегда стремятся все контролировать, читают эсэмэски и залезают в сумки, то это ведет к отчуждению и еще большему сопротивлению: подросток может начать отстреливаться из-за крепостной стены со рвом, опустить железный занавес или воздвигнуть китайскую стену. Задача родителей — помочь ему построить «европейские границы», с визами и вежливыми таможенниками, показать возможную гибкость в отношениях.

О том, как вести себя родителям, написаны тома. Но если кратко, то важно эмоционально не включаться, делать так, чтобы позиция взрослого оставалась неуязвимой, «непробивемой» эмоционально. Нельзя отвечать ребенку в том же тоне, переходить на его неадекватную волну, потому что таким образом вы становитесь на равных. Нужно стремиться всеми силами сохранять спокойствие, пытаясь объяснить, достучаться.

Возможно, это получится только на 101-й или даже на 1001-й первый раз, поскольку это очень сложно. Гормоны подталкивают ребенка «орать», а если в семье и раньше было принято разговаривать на повышенных тонах, то сохранить эмоциональное равновесие будет сложно. Чем более расшатан эмоциональный фон, чем больше люди кричат, тем сильнее им хочется кричать. Нельзя позволять ребенку в его эмоциональных всплесках доходить до слов и действий, нарушающих родительские границы.

Если мы чувствуем, что не в состоянии выдержать, что можем сорваться, лучше выйти из контакта, сформулировав это так: «Ты можешь это говорить, но я не готов это слушать». Если же продолжать отступать, то ребенок пойдет еще дальше, пытаясь нащупать и упереться хоть в какие-то границы. К сожалению, в некоторых неблагополучных семьях, где принято даже рукоприкладство, иногда терпят слишком много.

Трудными, мучительными и для родителей, и для самого ребенка бывают проявления подросткового возраста, но, если их нет, ситуация гораздо хуже. Либо ребенок боится их проявлять открыто, либо отсутствует отделение от родителей, что часто приводит к тому, что взрослые уже люди не могут создать семью, продолжают жить с родителями, находятся под их активным влиянием, в коконе их мировоззрения.

Жестким папам, особенно начальникам, чтобы не потерять контакт с ребенком, придется перестраиваться, поскольку именно в этот период происходит «перезаключение договора» на всю жизнь. Нужно понять, что ребенок уже вышел из статуса подчиненного, что он ищет партнерских отношений, поэтому, когда он начинает ощущать себя взрослым, командный тон неуместен.

Помогает чтение литературы (например, «Ваш беспокойный подросток» Р. и Д. Боярд), воспоминания собственного детства, беседы с друзьями, дети которых выросли и контакт с ними потерян.

Родители могут потрудиться заранее, подобрать группу сверстников (среди прихожан, в православных лагерях, кружках), которая их больше устраивает культурно и нравственно, чтобы у ребенка был выбор, чтобы он видел других детей и других взрослых, учителей и вожатых. Когда подросток начинает отождествлять себя с той или иной группой сверстников, а родителей эта группа не устраивает, тут уже ничего нельзя сделать.

В подростковом возрасте дети часто начинают действовать по принципу «все наоборот». Бесполезно требовать, чтобы ребенок пошел навстречу первым. Но если вы вдруг услышите, что, обращаясь к кому-то постороннему (не к вам), он повторяет ваши слова, — порадуйтесь! Значит, он принял вашу точку зрения. Но не стоит тыкать его в этот факт, потому что для подростка очень важно внешнее проявление независимости.

Священник Георгий ОРЕХАНОВ, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, по второму образованию психолог, отец четверых детей:
— Плохо у нас, родителей и священников, получается с воспитанием христианских добродетелей. Послушание — это добродетель, с воспитанием которой у нас получается особенно плохо. Родители-христиане хотят послушных детей, но сами, как правило, не имеют опыта послушания, не умеют слушаться — ни своих родителей, ни Церкви. Святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивал, что хороших послушников могут воспитать только хорошие послушники, т. е. люди, которые сами способны слушаться Церкви, своих духовников, имеют серьезный опыт послушания. Как правило, получается наоборот: будучи сами эгоистами, мы способны воспитать только эгоистов. Эту истину народная мудрость формулирует следующим образом: от осинки не родятся апельсинки. Объяснение этому факту очень простое: послушание — добродетель, имеющая духовные корни, это фундаментальная заповедь, данная Богом в раю и нарушенная человеком.

У родителей вообще не так много времени, чтобы что-либо воспитать в своих детях. Как правило, это время до подросткового возраста, до начала так называемых кризисов личности, т. е. таких периодов в жизни подростка, когда под влиянием духовных и физиологических факторов все сущностные категории подвергаются переосмыслению, серьезному испытанию. Происходит рождение личности, а личность — не только психологическая или социологическая категория, но первую очередь духовная. Для подростка в этот ответственный момент жизни на чашу весов поставлено все: любовь, доверие, дружба, жизненный смысл. И сама вера — ведь не случайно «девятый вал» сомнений, часто приводящий к уходу из Церкви, приходится именно на этот период жизни молодого человека.

Как можно воспитать послушание в своих детях? Как можно мотивировать их к послушанию? Единственное, с моей точки зрения, средство — любовь и авторитет, основанный на любви. Недавно изданная на русском языке книга «Моя жизнь со старцем Иосифом», посвященная одному из самых известных афонских подвижников ХХ века, наглядно показывает, какие феноменальные, удивительные плоды может принести послушание, основанное на любви. И не нужно успокаивать себя тем, что здесь речь идет о монашеском послушании: принцип «любовь — послушание» является универсальным, действующим и в монастыре, и в семье.

Именно в сложные периоды жизни подростка все — и родители, и духовник — должны быть начеку. И рецепт здесь простой: самое главное — чтобы дети нас любили. Только через любовь они способны воспринимать то, что для нас самих ценно и значимо, только через любовь можно воспитать послушание. А научить любви своих детей можем только мы — если сами будем их любить.

Но здесь есть серьезная опасность — ловушка искаженного понимания любви, которое губит ребенка, делает его эгоистом, рождает ложное послушание, основанное на фарисействе. Именно поэтому мы ныне являемся свидетелями разрушения семьи, когда речь идет уже не о непослушании, а о существовании пропасти между родителями и детьми, о стремлении последних бежать из семьи, о ситуации, когда отец абсолютно не способен передать своим детям идеалы мужества, верности, чести и достоинства. Конечно, эта проблема берет свое начало не сегодня. Не случайно уже русская мемуаристика и литература девятнадцатого века содержат так много примеров тяжелых конфликтов между отцами и сыновьями. Почему в русских воспоминаниях этого времени очень часто присутствует светлый образ матери и очень редко — позитивный образ отца? Замечательное исключение такого рода — история семьи писателя С. Т. Аксакова, сыновья которого, Иван и Константин, относились к отцу с нежной любовью и очень тяжело переживали его смерть.

Важно понимать, что одним из оснований современного мира является противодействие именно послушанию. Идеал современного мира — не подвиг жертвенной любви, не личностная самореализация, основанная на служении; человек в очередной раз стал мерой всех вещей — индивидуум, целью которого является карьерная, в первую очередь финансовая самореализация. Этот идеал рождает пародии на все христианские добродетели. То есть существуют дьявольские искажения, маски всех христианских добродетелей.

Что касается послушания, искажение этой добродетели может вестись двумя основными способами: либо с позиций абстрактного гуманизма, педагогического либерализма, вообще отрицающего необходимость какой-либо строгости, либо с позиций насилия.

Первой дьявольской гримасой послушания, его полной противоположностью является хамство. Не случайно уже в начале книги Бытия мы встречаем два ярких примера такого хамства — это ответ Адама Богу и поведение Хама по отношению к Ною. Не случайно также, что очень часто непослушание связано с предательством, самым ярким примером этого является судьба Иуды.

Вторая маска послушания — грубый произвол. ХХ век богат примерами такого рода. В нацистском лагере Заксенхаузен недалеко от Берлина можно видеть страшную экспозицию. Администрация лагеря перечисляет добродетели, которые могут позволить заключенному освободиться ранее установленного срока. Первая из них, крупными буквами выделенная на плакате, — послушание. Послушание, которое основано на попрании человеческой личности, послушание во имя торжества дьявольской лжи о человеке.

Я думаю, что в Евангелии нет более яркого напоминания о непослушании и врачующей его последствия любви, чем притча о блудном сыне. Рембрандт сумел очень точно в своей последней картине передать смысл этой притчи. Блудный сын сполна вкусил все плоды дерзости, хамства, непослушания по отношению к отцу: все наследство растрачено, за душой ни гроша, обувь сбита, одежда разорвана, в душе отчаяние, рожденное распущенной жизнью… Но именно потому, что в детстве сын имел опыт отцовской любви, в его сердце рождается молитва и чувство раскаяния. Он возвращается к Богу и отцу. И отец принимает сына: его руки — символ любви, голова сына, покоящаяся на груди отца, — символ ответной любви, являющейся залогом рожденного послушания, истинного, не требующего награды, о которой только и помнит старший сын.

Давайте почаще напоминать себе об этих руках, символе любви. И о старшем сыне. И учиться послушанию.

Ваш малыш всегда очарователен, приветлив и улыбчив. И вдруг... Он без видимой причины начинает кусаться, толкать коллег по песочнице и лупить лучшего друга совком по голове. Боже, оказывается, ваш ребенок - драчун?! Без паники! Это просто наступил новый этап взросления.

Любая мама помнит, как ее милый, всегда благодушно настроенный малыш в один прекрасный день обнаружил умение драться и швырять игрушки, да не просто так, а – целенаправленно. И кричать, и сердиться, и даже яростно сопротивляться, когда что-то не соответствует его планам. Все это – формы детской агрессии, с которой, увы, мы сталкиваемся гораздо чаще, чем нам хотелось бы. «Да откуда она взялась, – недоумевают иные родители, – и что с ней (а точнее, с малышом) теперь делать?»

Для начала не паниковать! Агрессия – своеобразное проявление инстинкта самосохранения . Это не только сила вредности и разрушения, а еще и энергия, которая выплескивается из ребенка. Наша задача – не перекрыть ее, а всего лишь направить в нужное русло.

Когда мы в гневе кричим и ругаем свое кусачее и дерущееся чадо, мы делаем сразу две неправильные вещи:

  1. перекрываем стремительное движение детской энергии;
  2. показываем ему, как на удар отвечать ударом, а на зло отвечать злом.

В результате вполне может выйти и так: резко «помудревший» и наученный горьким опытом ребенок кусать и бить вас не будет, а вот на других (особенно тех, с кем легче справиться) начнет нападать с удовольствием. Так что, если выяснится, что в детском саду малыш станет зачинщиком всех драк или начнет щипать и царапать исподтишка товарищей, не удивляйтесь. Это тот самый случай, когда проблему создали мы сами.

Обида и гнев – нормальные человеческие эмоции (и не всегда, кстати, вредные), и нет ничего плохого, что время от времени они охватывают и вашего ребенка. Бояться этого не надо, но нелишним будет задать себе два вопроса:

  1. почему малыш испытывает подобные отрицательные эмоции (какая именно причина вызывает их)?
  2. как помочь своему ребенку научиться их контролировать?

Ищем причину: почему ваш ребенок дерется

Вот типичные поводы, побуждающие малыша прибегать к агрессивным средствам нападения или защиты. Какая из них ваша – определите сами. И принимайте меры.

1. Любопытство. А что из этого выйдет? Ведь это так интересно: мама взвизгивает, папа поругивается! Малыш отыскал средство, которое действует с ходу и безотказно.

2. Обилие запретов. Он не может удовлетворить свое естественное любопытство. Объяснить «нормальным русским языком», как это для него важно, – не может, вот и объясняет доступными для него средствами: стучит, швыряет, колотит и яростно сопротивляется.

3. Страх. По принципу: лучшая защита – нападение. Если в обстановке, в которой живет малыш, чувствуется постоянное напряжение (например, ссорятся мама – папа – бабушки – дедушки), малыш не чувствует себя в безопасности и заранее готовится к обороне.

4. Ревность. Он просто кого-то «не поделил». Или вас, или няню, или воспитательницу в саду (вспомните, к кому он еще искренне привязан?). Вот и нападает на братьев/сестричек или других мальчиков/девочек, видя в них соперников.

5. Усталость. Мы часто забываем, что эмоционально маленький ребенок устает быстрее, чем физически. Возбуждение идет по нарастающей, а «затормозить» малыш не может. Считайте, что кнопочка «выключено» не срабатывает. В этом случае буйное поведение – это естественная разрядка организма.

6. Протест. Возникает в основном от чувства собственного бессилия. Ребенок не может объяснить вам так, чтоб вы его поняли. От отчаяния и бессилия ребенок кидается в такие крайности.

7. Привлечь внимание. Ваше, родительское, или тех, кто находится рядом с ним. Дети любят быть в центре внимания, а это так просто: затей драку, стукни – и все на тебя посмотрят. Пусть с осуждением. Для малыша главное, что его наконец-то заметили.

8. Скука. Ребенок не знает, чем себя занять, и таким своеобразным способом развлекается. Возможно, он просто привык постоянно находиться в центре внимания. А если вы отвлеклись от своих обязанностей, надо срочно принимать меры. Другая причина (она проистекает из первой) – ребенок просто-напросто не умеет сам найти себе занятие.

9. Регрессия. Возвращение старой привычки. Это говорит о том, что у ребенка тяжелые времена. Такое бывает, например, когда что-то резко меняется в его жизни (переезд, начало посещения садика) или вокруг складывается неблагоприятная обстановка. Ребенок словно пытается вернуться в те времена, когда ему жилось хорошо и спокойно. Кто-то начинает сосать палец, грызть ногти, а кто-то – драться, чтобы защитить себя.

10. Привычка. У ребенка сформировалась стойкая привычка плохо вести себя. Случается такое всегда и только при поддержке взрослых людей. И стимулирует впрямую ее развитие пример и советы взрослых. «Не давай себя в обиду», «дай сдачи», «не будь слабаком». Или, наоборот, взрослые слишком снисходительно относятся к мелкому хулигану и оправдывают и прощают боевые подвиги.

Что делать родителям ребенка-драчуна: стратегия, тактика и профилактика

Если я слышу от родителей: «… дерется… ничего не помогает…», – задаю вопрос: а что вы делали? Как правило, отвечают: наказывали, ставили в угол, ругали…

Это как раз то, что мало помогает. Вы не сделали самого главного. Можно, конечно, и отругать, и поставить в угол, но сначала непременно скажите: «Я тебя очень люблю и поэтому не позволю стать плохим человеком, а значит не разрешу так себя вести».

Задача родителей – спокойно и толково объяснить ребенку, как надо вести себя. Не все объясняется словами. Жесты, поступки, действия – тоже самая доступная и понятная ребенку форма объяснения. И самая, кстати, действенная.

Стратегия.

1. Избавьте своего ребенка от излишней опеки и бесконечных запретов. Понаблюдайте сами за собой. Вспомните, что вы сделали и сказали перед тем, как малыш начал сердиться, злиться, сопротивляться. Пересмотрите свою тактику: агрессия сразу пойдет на убыль.

2. Не допускайте никаких компромиссов. Терпеть хулиганство нельзя, иначе ребенок будет считать, что ему все дозволено. И вам же самим в сто раз труднее будет объяснить, почему сегодня нельзя делать то, что вчера было можно.

3. Реагируйте немедленно. Делая замечание, останавливая боевые действия малыша, говорите негромко, но уверенно: «Прекрати!» «Мне это не нравится», «Нельзя драться!» Надо сказать так веско, чтобы ребенок понял: подобных боевых действий вы не допустите никогда.

Тактика и профилактика.

1. Оградите от негативных эмоций. И снова речь о том, что дети слышат и видят. О телевизоре и мультфильмах. Смотрите отечественные, из прошлого века: агрессии в них фактически нет. Сравните те же «Ну, погоди!» и «Том и Джерри», про кота Леопольда с его знаменитым: «Ребята, давайте жить дружно!». Обсуждайте и осуждайте агрессивные действия.

2. Будьте снисходительны. Если малыш устал, ему действительно трудно удержаться от того, чтобы не показывать свое настроение. Посочувствуйте и успокойте. Возьмите на руки, скажите, что вы понимаете его и хотите помочь…

3. Помогите ему выразить свои чувства иначе. Дети часто не понимают, что их беспокоит, оттого так странно ведут себя. Скажите за ребенка то, что он чувствует. Например, «Ты обиделась, что я с тобою не играю?», «Ты сердишься, потому что машинка застряла в песке». Малыш вскоре поймет, что, вместо того чтобы драться, он может выразить словами гнев и недовольство – и вы при этом не рассердитесь на него.

4. Не покупайтесь на истерики. Тот самый случай, когда надо проявить твердость характера. Если вы сказали: «Нет, нельзя», – никакие истерики и попытки манипулировать родителями не должны превратить это в «да».

5. Покажите свое отношение. Вы недовольны, сердиты? Пусть он знает об этом.

6. Постарайтесь не кричать , опускаясь тем самым до детского уровня. Главное, чтоб ребенок понял: тактики вы не измените, дурным поведением от вас не добиться ничего.

7. Отказывайтесь играть с малышом, если игру он путает с дракой.

8. Будьте понятны. Малыш укусил вас или ударил? Громко вскрикните.

9. Если малыш дерется, твердо скажите «нельзя» и оставьте его одного. Если мал – просто прекратите с ним играть: пусть ребенку станет скучно без вас. Оставьте на время в одиночестве: дети устают от общества взрослых, но, когда побудут без него недолгое время, снова начинают ценить родительское внимание.

10. Мы должны проявить благоразумие и на детское поведение реагировать по-взрослому: мудро, спокойно, выдержанно. Окрики, подначивания и шлепки – это детская реакция. Родителей, которые часто к ней прибегают, можно только пожалеть: они не успели вырасти. Не можете сдержаться? Растите. И с высоты своего роста по-доброму, с надеждой и верой смотрите на своих детей.

11. При общении с малышом выбирайте слова. Обзывать ребенка «драчун», «злой мальчик», «нехорошая девочка» не стоит (малыши верят нам на слово).

12. Обсуждайте плохое поведение. Но не грозитесь отдать малыша «вон той тете или дяде милиционеру…»

13.Делайте выговоры и замечания без свидетелей. Так, чтоб не страдало детское самолюбие, иначе эффект может оказаться обратным: малыш еще больше озлобится.

14. Обязательно отмечайте хорошее. Хвалите всякий раз, когда ребенок сумел обойтись без рукоприкладства. Замахнулся – но удержался и не ударил, молодец!

А что делать жертве драчунов?

Агрессия агрессией, но бывает частенько и наоборот: ребенок никого не обижает, а вот ему от других достается регулярно.

Пока малыш под родительским надзором – все в порядке, вы всегда защитите его. Но вот отправляется ребенок в детский садик… Нет, с синяками и шишками он не приходит, но жалуется регулярно. Или вообще категорически отказывается заходить в группу. А раньше ходил без проблем. Что это? Возможно, он становится жертвой чьей-то агрессии. Так что пресекать рукоприкладство у сына или дочки надо, но надо и учить самообороне.

Многие мамы, и тем более папы говорят, когда ребенок жалуется, что его обижают, на него нападают: «Давай сдачи». Пожалуй, это неподходящий совет для ребенка, который сам не дерется. Во-первых, сдачи он давать не может (хотя бы потому, что гуманист), во-вторых, «нападательные» дети имеют прекрасный опыт сражений и драк, а у вашего ребенка такого опыта нет, так что пока он будет решать дилемму «можно – нельзя, а если можно, то каким образом», ему уже здорово достанется. На нападение надо реагировать немедленно.

В каждой группе есть агрессивные дети. Учите своего ребенка обороняться.

Родителям необходимо научить ребенка правильно вести себя в такой ситуации:

Терпеть нельзя! Ни в коем случае! Ты должен обороняться. Как? Громко сказать: «Не дерись!» Ребенок может начать плакать, но, так как маленькие дети плачут частенько, взрослые могут не сразу обратить на это внимание. Поэтому позвать надо так, чтоб тебя услышали, а сам мелкий агрессор испугался (хотя бы того, что его накажут. Крикнуть и позвать надо очень-очень громко. Неплохо будет, если вы с ребенком заранее (на всякий случай) прорепетируете. Тогда в случае необходимости сработает этот опыт, и малыш будет реагировать автоматически и немедленно.

А этот способ действует еще лучше. Детский визг, сами знаете, имеет сокрушительную силу, да и дети визжать любят. Так почему бы этим не воспользоваться? Надо завизжать. Завизжать изо всех сил и визжать, пока или драчун не ретируется, или помощь не подоспеет.


Иногда любой, даже самый спокойный и уравновешенный малыш превращается в воинственного разбойника. Он раздражается по пустякам и кидается с кулаками на других детей. Хорошо, если такие вспышки агрессии возникают у ребенка нечасто. Но что делать, если ребенок ведет себя так постоянно? Как быть, если кроха чуть что бросается в «атаку»?

Большинство родителей могут столкнуться с детской агрессией. Вопрос о том, что делать, если ребенок дерется, бывает актуален уже в год. Малыш растет, развивается и в какой-то момент начинает проверять границы дозволенного. Не стоит игнорировать эти первые звоночки: с возрастом исправить ситуацию будет сложнее. Поэтому в случае щипков, укусов, ударов реакция должна следовать обязательно.

Как отучить ребенка драться с родителями?

Самый действенный способ - лишение внимания. Подходит как для малышей, которым только год, так и для детей постарше. Сразу же после удара необходимо сказать крохе, что маме больно и неприятно. Если он пытается ударить еще раз, то сразу же снять с рук. При этом важно проговаривать, что такое обращение недопустимо и общаться так с малышом никто не будет. Действие должно сопровождаться словами. Выражения надо подбирать такие, чтобы донести, что плохое поведение ребенка, а не он сам.

Так как цель - объяснить, а не наказать и унизить, то расстроенного и плачущего карапуза лучше сразу же взять обратно. Но удар может повториться, тогда опять посадить его на пол. До истерики доводить не стоит, но необходимо выдержать паузу перед тем, как посадить его на колени, придерживая при этом ручки. В случае, когда ребенок был не на руках, также следует выдержать расстояние: остановить игру, уйти в другую комнату, соответствующе это прокомментировав.

Бывает, что подобные инциденты происходят при других членах семьи. Можно их задействовать, чтобы отучить малыша от жестокой привычки. Для этого родственники начинают жалеть пострадавшего, гладят его, говорят добрые слова, а обидчика игнорируют. Такие действия дают понять, что для привлечения внимания этот способ не работает.



Если ребенок дерется, можно ли поступить с ним так же?

Многими родителями применяется метод «дать сдачи». Не все психологи его рекомендуют, так как дети повторяют поведение старших, а таким образом им дается представление о допустимости выражения своего недовольства таким образом. Неудачный этот вариант еще и потому, что любящие домочадцы жалеют карапузов и не готовы сделать им больно. В итоге обмен ударами или укусами малыш воспринимает как занимательную игру и с радостью будет ее повторять. Чтобы этого не произошло, действовать надо твердо:

  • первый раз объяснить, что он делает больно;
  • если поведение не улучшилось, то после второго раза предупредить, чтобы не бил или кусался, так как ему тоже будет больно;
  • после третьего проступка соответственно наказать (не слишком сильно, конечно, но так, чтобы он почувствовал).

Не стоит притворяться плачущим после удара, так как малышу может понравиться этот спектакль. Для него это будет развлечением, и он будет стремиться увидеть его еще раз.



Причины, побуждающие ребенка драться

Обычно «проверка границ» начинается в первый год и продолжается до трех лет. Если дерется с родными или сверстниками ребенок старшего возраста, то причины кроются в семейной атмосфере.

  • Агрессия часто проявляется у детей, в семьях которых физическое воздействие в порядке вещей. В тех случаях, когда родители постоянно кричат, и тем более дерутся между собой или бьют ребенка, тот перенимает подобную линию поведения. Каждый год в такой обстановке озлобляет кроху. Старшим он ответить пока не может, вот и вымещает злость на более слабых.
  • Постоянная критика также может вызывать драки. Важно не забывать отмечать успехи малыша.
  • Нехватка внимания. При равнодушии со стороны родителей и недостаточном проявлении любви кроха может начать драться, чтобы обратить на себя внимание.
  • Излишняя строгость, чрезмерное количество запретов, железная дисциплина.
  • Игнорирование склонности к дракам и поощрение в виде похвалы, когда ребенок дает сдачу.



Драки со сверстниками

Как же поступать родителям, дети которых предпочитают выяснять отношения при помощи кулаков? Это зависит от ситуации.

В случаях, когда агрессия проявляется не в присутствии семьи, например в детском садике, не надо спешить делать выговор ребенку. Важно разобраться в произошедшем, выслушать версию самого малыша и – желательно – кого-то из взрослых, которые присутствовали при этом. Наверняка рассказывать они будут по-разному. Но если карапуз четко объясняет, из-за чего завязалась драка, то, вероятно, он был прав. Возможно, он отстаивал себя, друга, свои игрушки. В таких ситуациях не стоит наказывать и ругать, ведь ребенок остро чувствует несправедливость. Не исключено, что он воспримет это как предательство со стороны родных. Через год или два может оказаться, что малыш боится предпринимать действия для своей защиты и безропотно сносит нападки. Чтобы этого не происходило, необходимо учить отстаивать свои интересы без драки, кулаки пускать в ход лишь в исключительных случаях.

Однако это применимо в случае единичного акта самозащиты. Обычно достаточно рассказать ребенку о возможных последствиях, чтобы подобные инциденты не повторялись. Но некоторые дети сами постоянно затевают драки, задирая других малышей. Важно найти причину происходящего. Возможно, он опасается других деток. Или обижается, что кто-то отказывается с ним играть. В этих ситуациях надо объяснить крохе, к чему может привести его поведение: дружить с драчунами вряд ли кто-то захочет.



В присутствии родителей

Драки могут происходить и при родителях, часто они случаются на детской площадке. Не надо ни ругать, ни защищать ребенка, не выяснив, что именно произошло. В первом случае кроха будет продолжать драться, дождавшись, пока родители отвернутся, во втором - есть риск вызвать ощущение вседозволенности. Если ребенок неправ, следует убедить его извиниться. В случае отказа - увести его домой.

В семьях, в которых больше одного ребенка, драки не редкость. Особенно когда разница в возрасте не очень большая. Принимать сторону кого-либо из них не стоит, чтобы не провоцировать ревность. Важно обоим показывать свою любовь. Лучше просто развести их по разным комнатам или углам. Выяснив отношения, дети вскоре опять будут играть вместе.



Как не допустить драки?

Чтобы детская агрессивность не начинала развиваться, важно заниматься ее профилактикой. Самое главное - работать над атмосферой в семье. Если ребенок чувствует себя защищенным и уверен в родительской любви, он развивается более успешно. Он не так часто испытывает гнев и зависть, менее эгоистичен. Родители должны сосредоточиться над формированием желательного поведения, а не на исправлении нежелательного. Для этого они демонстрируют заботу о близких, сочувствие, прощение.

Требования, которые предъявляются детям, должны быть выполнимыми и понятными, на их соблюдении надо настаивать. Также большое значение имеет постоянство. Нельзя за один и тот же поступок сначала наказывать, а затем хвалить, это сбивает с толку и вызывает агрессию. Чрезмерное применение угроз и силы недопустимо. Злоупотребление формирует подобный стиль поведения. Дети должны осознавать последствия своих действий и реакцию окружающих. Чтобы вырабатывалось чувство ответственности, необходимо предоставить малышу возможность обсуждать различные ситуации с родителями и объяснять причины.



Давать выход эмоциям?

Маленькие дети, которым только год или немногим больше, зачастую сами не понимают свои ощущения. Родители помогают им с этим разбираться, называя эмоции: например, злость, потому что не разрешили смотреть мультики, или огорчение, если сломалась игрушка. Малыши еще не осознают, что причиняют боль во время драки, это необходимо донести на их языке.

Любой ребенок иногда испытывает гнев. Одергивая его из года в год фразами «не кричи», «не злись» и им подобными, можно навесить чувство вины за вполне понятные эмоции. Необходимо научить ребенка не подавлять эти ощущения, а давать им неагрессивный выход.

  • Действие заменить словом. О чувствах можно и нужно говорить. Для этого используются так называемые «Я-сообщения»: «я злюсь, потому что…», «я расстроился, так как…».
  • Найти безопасные способы выражения гнева: рвать бумагу, бросать маленькие мячики, завести особую подушку, которую можно бить и кусать.
  • Перенаправить злость. Выплеснуть эмоции ребенок может, занимаясь спортом. Разные виды борьбы, игры, в которых присутствуют удары и пинки (футбол, волейбол, теннис) помогут снять напряжение.
  • Играть вместе. Дадут возможность расслабиться ролевые игры. В них важно меняться ролями, чтобы малыш побыл и агрессором, и жертвой. Используя игрушки, можно разыгрывать сценки с разными способами решения конфликта.
  • Смотреть позитивные передачи, читать сказки, в которых добро побеждает зло. Каждый год выходит множество передач, в которых демонстрируется насилие, их лучше избегать.

Каждый ребенок уникален и требуется тщательного подхода к воспитанию. Если малыш дерется, то лишь терпение и любовь помогут справиться с ситуацией, найти причины и направить энергию в другое русло.