Поэма мцыри краткое содержание.

План пересказа

1. Русский генерал привозит в монастырь пленного больного ребенка.
2. Спустя несколько лет Мцыри убегает из монастыря. Через три дня он найден.
3. Юноша рассказывает своему наставнику о днях, проведенных на воле.
4. Мцыри завещает похоронить себя в саду, откуда виден Кавказ.

Пересказ

Кавказ. Русский генерал оставляет пленного ребенка, занемогшего в пути («Он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал»), в грузинском монастыре. Прошли годы. Невольный послушник сторонился всех: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток». Его окрестили, скоро ему предстояло принять монашеский обет. Но однажды осенней ночью юноша исчез. Три дня его искали, потом обнаружили «без чувств» недалеко от монастыря.

Мцыри слаб, худ и бледен, «как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал... И близок стал его конец, тогда пришел к нему чернец...» Мцыри исповедуется: «Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну... я променял бы, если б мог». Его душа звала «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мцыри не просит о прощении, смерть его не страшит. Юноша рассказывает, что он видел на воле: пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали, сквозь туман — покрытые снегом горы своей далекой отчизны. Мцыри говорит, что убежал из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые ниц монахи молили Бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Как сон, проносятся перед ним воспоминания о родных горах, встает образ отца, отважного воина с гордым взором. Мцыри представляется звон его кольчуги, блеск оружия. Вспоминает он и песни своих юных сестер, и решает во что бы то ни стало найти путь домой.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей». На воле Мцыри любуется дикой природой, спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду, видит молодую прекрасную грузинку: «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились...» Девушка исчезает. Мцыри засыпает и видит ее во сне. Проснувшись, продолжает путь, сбивается с дороги. На поляне видит барса, вступает с ним в бой, побеждает его. «Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».

Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков». Мцыри уважает своего противника: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!..» Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому он понимает, что до родного дома ему уже не добраться, и суждено погибнуть «во цвете лет, едва взглянув на Божий свет», и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой».

Мцыри впадает в беспамятство. Его находят. Он не страшится смерти, опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. «Увы! — за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял...» Он просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ».

Лермонтов М.Ю. “Мцыри” краткое содержание.
Многие критики называют поэму “Мцыри” последним романтическим произведением . Написанная привычным для середины 19 века четырехстопным ямбом, но с чисто мужской жесткостью, поэма звучит одновременно пылко и страстно. Страсть этой поэмы совершенно другого рода, чем понимают значение этого слова большинство наших современников.
Страстное желание обрести свободу, вернуться к своим корням, не стать клятвоотступником и предателем.Рядом с образованным, цивилизованным и умным, но совершенно потерявшим смысл жизни, эгоистичным, а от этого озлобленным и ожесточенным Печориным, образ дикаря Мцыри выглядит намного человечнее. Он также озлоблен и ожесточен, но никому не приносит зла и не делает больно, чем вызывает сочувствие, сострадание.
Большинство читателей поэмы Лермонтова “Мцыри”, считают, что его герой пожилой старик, хотя ему всего 17 лет.
Краткое содержание поэмы “Мцыри” не содержит какой-то особой романтики, довольно обычный случай для первой четверти 19 века на Кавказе. Сюжет поэмы - это мальчика-горца, захваченного в плен и отданного русскому генералу. Тот решил взять ребенка с собой в Россию, но мальчик в дороге очень сильно заболел. Генерал побоялся, что он не выдержит длительной и тяжелой дороги и попросил монахов грузинского монастыря взять своего маленького пленника к себе. пожалели больного мальчика и оставили его у себя в обители. Мальчик выздоровел и остался жить в монастыре. Монахи хорошо к нему относились, но мальчику казалось, что он живет в тюрьме и он не переставал тосковать по родине.
Шло время, мальчик превратился в юношу, выучил чужой язык, даже привык к ограничению свободы, которую предписывал монашеский устав и уже почти стал своим. Настал день, когда он, приняв христианскую веру, должен был и посвятить себя служению этой вере, приняв монашеский обед.
Вдруг он почувствовал в своей груди страстный порыв, который толкает его на побег. Мцыри, совершенно не думая о последствиях, убегает из . Он бежит неизвестно куда, хотя ему кажется, что он возвращается домой. Чувство свободы окрыляет, к нему приходит ощущение силы, воли. Горный простор возвращает то, что, казалось, было забыто навсегда. Он видит себя маленьким, своих братьев и сестер, отца, мать. Ему чудится запах дыма очага, на котором мать пекла лепешки.
На свободе Мцыри пробыл совсем недолго, но эти три дня показались ему длиннее и дороже всех семнадцати лет, прожитых до этого. Захотев напиться, он спускается к горному ручью и видит грузинскую девушку, которая набирает в кувшин воду. Она кажется ему прекрасной, но он даже не пытается с ней заговорить.
На Мцыри нападает могучий снежный барс, он сражается с ним и побеждает. Отдохнув от этой схватки, беглец опять идет на восток, где, как ему кажется, его родные места.
После его побега из монастыря проходит три дня, когда проходившие мимо обители посторонние люди находят его неподалеку в бессознательном состоянии и приносят к монахам.Юноша приходит в себя, но отказывается не только говорить, но и есть. Осознав, что он опять невольник, старается приблизить конец своей ненавистной жизни. Пришедшему монаху, который выходил его, когда он был ребенком, Мцыри эмоционально рассказывает о трех днях свободы, которые он не променяет ни на что! Признается, что всегда в его душе жила одна пламенная страсть - обрести свободу. Понимая, что умирает, просит похоронить в дальнем углу сада, где видны горы Кавказа.

Одна из древних столиц Грузии - Мцхет. Она возведена меж двух рек - Арагвы и Куры, в ней же стоит один из прекраснейших соборов Светицховели.

Как-то вез один русский генерал ребенка плененного, но не довез, так как ребенок тот заболел и оставил он его в городе Мцхет, при мужском монастыре. Ребенок растет, его крестили и вырастили в христианских обычаях. Мцыри – так звали ребенка, уже давно позабыл свой язык. Его начинают готовить к обету монашескому.

В тот день, когда город настигла сильнейшая гроза, ребенок пропал. Его ищут три дня, но результата это не приносит. Через некоторое время мальчишку находят у гор, в окрестностях города Мцхет.

Он без сил, без чувств лежит на голой, выжженной солнцем земле, и доставляют его к монастырю. Юноша очнулся. Монахи пытаются его допросить или хотя бы покормить, он истощен и выглядит переболевшим серьезным недугом. Юноша отказывается от любой еды. Когда монахи понимают, что Мцыри хочет завершить свое существование, посылают чернеца за тем самым монахом, который когда-то принял его в монастырь еще ребенком, вылечил и окрестил его. Уже довольно пожилой монах все еще любит своего воспитанника ведь провел с ним не малое время. Монах принимает, то что юнец больше не желает жить и лишь просит его покаяться в грехах содеянных и смириться.

Мцыри не считает, что поступок его дерзок. Он горд своими действиями. Как оказалось, он все еще помнит свои родные просторы, как он был свободен, как сливался с природой, дышал ей, думал, как она. Он помнил горные барсы. Он помнил, как без оружия он мог вступить в единоборство со зверем, хозяином его диких лесов. Только так он мог доказать, что наравне с остальными мужчинами, и он достоин жить в крае своих отцов и дедов.

Прошло столько лет, но как только он ушел из монастыря он смог вспомнить свое детство и язык родных земель, аул и даже лица своих родителей, братьев и сестер. Пока Мцыри рассказывал о том, как блуждал он в горах, что пережил, он описывает чернецу, как это прекрасно быть в слиянии с природой, как важна первозданность его родины.

И лишь слово, данное самому себе еще в детстве он не желает нарушать, ведь считает его клятвопреступлением. Он обещал самому себе, что когда нибудь он найдет дорогу домой и вернется на свою родину. И у него почти получилось, он помнил, что необходимо все время держаться востока. Он шел день за днем, ночь за ночью, но неожиданно понимает, что возвращается туда откуда начинал свой путь в самые ближние окрестности города Мцхет, близ мужского монастыря при котором он вырос при котором проходил службу не свою службу. Он понял, что это самая главная оплошность в его жизни. Мцыри описывает, что каждый день, проведенный в монастыре, казался ему тюрьмой, ведь только так он воспринимал жизнь, проведенную здесь. Здесь он ослаб и телом и духом.

Он больше не мог найти дорогу домой, словно «луч- путеводитель» он потерял за долгие годы, ведь каждый горец обладал звериным чутьем тропы, ведущей его домой, каждый рожденный его получает с материнским молоком и без него невозможно жить в дикой среде центральной части Кавказа никому, ни человеку, ни зверю. Мцыри ушел, но не смог покинуть тюрьму в своей душе из-за цивилизации, которую привили ему с детства. Его не беспокоили так его раны, и запекшаяся кровь, присохшая к телу. Его убивало только одно, он терял инстинкт, жажду ее, с которой приходят в жизнь дети гор. Он больше не желает жить в рабстве с самим собой, лишь желает умереть, смиренно, никого не виня.


Он просит монахов выкопать ему могилу на стороне его родных гор, то место откуда их видно. Он просит это потому, что мечтает хотя бы после смерти почувствовать, как ветер донесет до него родную речь с его земель, а может быть и песню какую…

Мцхет - древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну - цветет она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. / Тот занемог…» Понимая, что в таком состоянии живым он ребенка до Тифлиса не довезет, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет». И вдруг, накануне торжественного события, приемыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри все-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди - и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель. Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощен, как будто перенес долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов. Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки - в союзе с дикой природой - зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких - отца, сестер, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края. И только один грех тяготит его душу. Грех этот - клятвопреступление. Ведь когда то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идет, бежит, мчится, ползет, карабкается - на восток, на восток, на восток. Все время, и днем, и ночью, по солнцу, по звездам - на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведенные в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приемыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесенные барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приемные дети природы. Урожденный свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная. Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка - вдруг донесет до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...

Вашему вниманию - краткое содержание «Мцыри» Лермонтова. В поэме рассказывается о трагической истории мальчика-горца, которого взял в плен русский генерал. Пока военный вез ребенка с собой, малыш сильно заболел. Монахи обители, возле которой проезжал генерал, пожалели маленького горца и оставили жить у себя, где он и вырос. Так молодой Мцыри жил вдали от родины. Эта жизнь представлялась ему жизнью узника, мальчик неистово скучал по родной стороне.

"Мцыри" Лермонтов краткое содержание (свобода)

Постепенно Мцыри выучил чужой язык, он кажется готовым принять иные обычаи, его уже собирались посвятить в монахи. И в этот момент, накануне его посвящения, в сознании семнадцатилетнего юноши пробуждается сильный душевный порыв, который заставляет его бежать из монастыря. Подобрав удачный момент, Мцыри сбегает. Он бежит, не разбирая дороги, его переполняет ощущение воли, юноша вспоминает свое детство, родную речь, своих близких. Мальчик находится в окружении красивой кавказской природы, видит прекрасную грузинку, которая наполняет у родника кувшин водой, восхищается ее красотой и, в заключение, сражается с мощным барсом, который наносит ему раны.

«Мцыри» краткое содержание (возвращение в монастырь)

Беглеца ищут всем монастырем, но находят его через 3 дня совершенно посторонние люди в окрестностях (Мцхет - древняя расположенная в месте слияния рек Аргавы и Куры). Мцыри лежал без чувств и его принесли в обитель. Уже находясь в знакомых стенах, юноша приходит в сознание. Он очень истощен, но все равно отказывается от еды. Мцыри осознает, что его побег не увенчался успехом. Это убивает в нем стремление жить, ту жажду, с которой он смотрел на родные края, грезя когда-нибудь вырваться из плена. Он не отвечает ни на чьи вопросы, молча встречая свою кончину. Чернец, который крестил юношу, решает исповедовать Мцыри. Мальчик в красках рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.

«Мцыри» краткое содержание (терзания героя)

Только одно гложет душу Мцыри. Будучи еще молодым, он обещал самому себе, что когда-нибудь покинет стены монастыря и найдет дорогу в родные края. Он вроде бы идет в правильном направлении — на восток, но в итоге просто делает большой круг, возвращаясь на то место, откуда он начинал свой побег. Он не может до конца смириться со своей участью: хотя люди вокруг выходили и вырастили его, но они принадлежат к другой культуре, и поэтому Мцыри не может назвать этот край своим домом. Юноша говорит монаху, что в душе всегда стремился к свободе. Мцыри винит чернеца в своем спасении, ему кажется, что лучше умереть, чем жить рабом и сиротой.

«Мцыри» краткое содержание (последняя просьба героя)

Умирая, Мцыри просит перенести его в один из уголков монастырского сада, откуда видны горы его родного края. Покидая этот мир, он хочет хотя бы видеть самое близкое его душе. Юноша совершенно не жалеет о совершенном поступке. Наоборот, он гордится им. На воле он жил так, как жили и его предки - в согласии с дикой природой.

«Мцыри» краткое содержание (вывод)

Мцыри - романтический герой, стремящийся к свободе, с неистовой страстью желающий попасть в родные края. И хотя погибает он в монастыре, вдали от родных мест, юноша всё равно достигнет своей цели, но уже в ином мире.