Политико-географическое (геополитическое) положение. Политико-географическое положение государства и его территория

Нидерланды расположены на побережье и прилегающих Западно-Фризских островах Северного моря, т. Е. В более густо населенной, развитой, в промышленном отношении, части Западной Европы, там, где пересекаются европейские и межконтинентальные магистрали.

Границы страны были установлены на Венском конгрессе в 1815г. И во время бельгийской революции 1830-1831 гг., И сохраняются без особых конфигураций до сих пор.

По площади Нидерланды (не считая микро-стран) превосходят лишь Албанию, Бельгию и Люксембург. Протяженность с Запада на Восток составляет приблизительно 200, а с Севера на Юг 300 км.

Примечательно, что площадь Нидерландов - величина не неизменная. Её заболоченные местности постоянно осушаются и отвоевываются у моря новейшие земли. В 1950 году территория страны занимала 32,4 тыщи, в 1980 - 37,5 тыщи, а в 1987 году - 41,2 тыщи квадратных км. И на таковой маленький площади проживает 14,3 миллиона человек (1983 г.).

Площадь Нидерландов постоянно возрастает методом осушения прилегающих частей шельфа. На землях, отвоеванных у моря, проживает значимая часть населения страны. Не так давно осушенные районы озера Эйселмер в 1986 г. Объявлены 12-й провинцией Нидерландов.

Во владении Нидерландов широкий южный сектор Северного моря с обеспеченными запасами нефти и природного газа. Положение морских границ в этом районе утверждено решением интернационального суда в 1969 году.

В Нидерландах официально записанно свыше 70 политических партий. В административном отношении страна состоит из 12 провинций. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18-го возраста. В парламент можно бать избранным с 21 года.

Исполнительная власть принадлежит правительству-кабинету министров, который несет ответственность перед парламентом.

Ввиду ограниченности местной сырьевой базы во многих отраслях индустрии Нидерландов употребляется привозное сырье. Хотя на долю Нидерландов приходится всего 0,003% площади земной суши, тем не мене это правительство с старых пор играется важную роль в мировой экономике, политике и культуре.

По показателям промышленного производства Нидерланды входят в первую десятку развитых капиталистических государств мира. Нидерланды имеют большой морской флот. Основной морской порт- Роттердам занимает первое место в мире по грузообороту.

5)Население всей страны составляет 15,3 млн. человек. Наряду с голландцами в стране живут фламандцы и фризы, а также выходцы из бывших колоний. По религиозной принадлежности население разделяется на католиков (36%), последователей голландской реформистской церкви (18%), кальвинистов (8%), мусульман (2,9%), буддистов (0,6%), не связывают себя с какой-либо религией 32%. В Голландии очень высокий уровень урбанизации - 88%. По средней плотности населения Нидерланды занимают 3-е место в мире (449 чел. на 1 кв. км). Для наглядности добавим: если бы плотность в Австралии была бы такой же, то там поместилось бы почти все население земного шара. Государственный язык - нидерландский.

6)Климат Нидерландов. Климат морской, с мягкой зимой и относительно теплым летом, что определяется морем и теплым течением Гольфстрим: влажная и ветреная погода характерна для всех времен года. Зимой температура, как правило, не опускается ниже нуля, а летом, даже в самые жаркие месяцы (июль-август), не поднимается выше + 20°С. Отличительной чертой климатаявляется непредсказуемость и быстрая смена погоды. Характерны туманы. Снегопады редки, и даже в зимнее время осадки выпадают в виде дождя: их годовая норма -- 650--750 мм.

Флора Нидерландов. Более 70% страны занимают культурные ландшафты, к которым относятся поселения, сеяные луга, пашни. Леса (вместе с высаженными лесами и придорожными лесополосами) составляют не более 7% территории. Здесь встречаются дуб, бук, ясень, тис. В песчаных местностях распространены вересковые пустоши с кустарником, по берегам крупных рек -- ивняки, а на дюнах -- сосновые боры и заросли облепихи.

Фауна Нидерландов. Животный мир Нидерландов не богат. На дюнах распространены кролики, в лесах можно встретить белку, зайца, куницу, хорька, косулю. В стране водится около 180 видов птиц (чайки, кулики, казарки, гуси и др.). Северное море богато рыбой.

Реки и озера Нидерландов. Реки -- Маас, Шельда, Рейн, который разделяется на Ваал, Нижний Рейн, Лех, Извилистый Рейн и Старый Рейн.

7)ВВП Нидерландов в 2008 году составил 862,9 млрд. долларов США

ВВП на душу населения составил -51 657 млрд. долларов США

Валюта: Евро (До 2002 года - нидерландский гульден).

8) Голландия - одна из самых удивительных стран Европы. Ее исторический путь отмечен многими противоречиями. Она была колонией Испании, а после освобождения сама создала огромную колониальную империю. В Голландии произошла первая в мире буржуазная революция, в результате которой была провозглашена Республика Соединенных провинций, и власть перешла к парламенту, а сейчас в Голландии конституционная монархия, то есть власть осуществляется монархом и парламентом. Наконец, это маленькое по площади государство сейчас во многом определяет экономическую ситуацию в Европе.

Ведущий праздников - проведение свадеб. Выездная регистрация и многое другое!

Перемещение центра европейской торговли со Средиземного моря на Северное и Балтийское, развитие морской торговли и торговли по Рейну привели к тому, что в XVI веке Голландия стала одной из наиболее передовых в экономическом отношении стран Европы. Ремесла, промышленность и обширная торговля создавали богатства страны. Голландский флот того времени становится больше флота всех стран, вместе взятых. С этого момента начинается бурный экономический рост.

Долгое время Голландия считалась исключительно аграрным государством. До второй мировой войны ее даже часто называли "огородом Европы", так как главной отраслью экономики страны было высокоразвитое сельское хозяйство, продукция которого обеспечивала внутренние потребности населения Голландии и экспортировалась во многие европейские страны. И сейчас здесь получают высокие урожаи сельскохозяйственных культур и занимаются селекцией высокопродуктивного молочного скота (во всем мире известна знаменитая голландская порода).

Однако со временем роль сельского хозяйства в экономике страны снизилась. Голландия превратилась в высокоразвитое индустриальное государство, входящее в десятку наиболее благополучных стран.

В стране действуют крупные корпорации мирового и европейского значения. В их числе такие гиганты, как нефтяной концерн "Ройал Датч-Шелл", электротехнический и радиоэлектронный концерн "Филипс", химические концерны "Юнилевер" и "АКЗО", "Эстел-Хооговенс" (металлургия), "Фоккер" (самолетостроение), "НедКар" и "ДАФ Тракс" (автомобилестроение), "Рейн-Схелде-Веролме" (судостроение), "Ференихде машиненфабрикен" (машиностроние). Первые три входят в список 30 крупнейших концернов мира, причем "Ройал Датч-Шелл" стоит в этом списке на четвертом месте. Вместе с тем, основу экономики составляют малые и средние предприятия. В общей сложности в Нидерландах насчитывается около 530 тысяч промышленных предприятий. 60% промышленной продукции идет на экспорт.

Голландскую промышленность можно разделить на крупные отрасли, специализирующиеся на экспорте, и небольшие отрасли, ориентированные на производство продукции для внутреннего рынка. Экспортными отраслями являются: металлургическая, машиностроительная, электротехническая, химическая и пищевая промышленность.

Химическая промышленность, большинство продукции которой идет за границу, весьма чувствительна к изменениям международных экономических циклов. Несмотря на это, главные химические компании Нидерландов, такие как "АКЗО Нобель" и DSM, достигли, в целом, хороших результатов благодаря своей деятельности по всему миру. Машиностроительная и электронная отрасли Нидерландов также сконцентрированы на международных операциях, в особенности в соседних странах, но эти отрасли менее чувствительны к циклическим изменениям, чем химическая промышленность. Нидерланды имеют относительно небольшой, но высокоразвитый промышленный сектор. По объему производства из всех отраслей выделяются: нефтехимия - 27% оборота, пищевая промышленность - 27%,машиностроение - 12,4%.

В конце девяностых годов машиностроению и электротехнике удалось достичь значительного роста экспорта, несмотря на умеренный экономический климат на самом важном для Голландии рынке сбыта - в Германии, причем здесь рост продаж достиг 8%. Эта ситуация связана с высокой конкурентоспособностью голландских изготовителей.

В течение последних десяти лет совокупные издержки на зарплату на единицу произведенной промышленными компаниями Нидерландов продукции были на 25% ниже, чем в Германии. Показатели по продукции, экспортируемой этими компаниями, делают ее привлекательной не только на германском рынке, но и на остальных рынках Европы. Рост экспорта машин, оборудования и электроники в такие страны, как Бельгия, Франция, Италия, Швеция и Великобритания, достиг двузначных цифр, что свидетельствует об увеличении влияния Голландии в этом регионе. Также в течение последних лет нидерландским компаниям, производящим пищевые продукты, табачные изделия и напитки, удалось достичь более высокого уровня сбыта на зарубежных рынках.

Говоря о развитии промышленности Нидерландов в 1998-1999 гг., следует отметить, что прирост промышленного производства (горная промышленность, обрабатывающая отрасль промышленности и предприятия коммунального хозяйства) несколько сократился по сравнению с предыдущими годами. Так, обрабатывающая промышленность, являющаяся самым важным компонентом промышленного сектора, увеличила объем производства на 2,4% по сравнению с приростом в 4,3% в 1997 году. Замедление роста было обусловлено падением международных цен на полуфабрикаты и экономическим кризисом, разразившимся в странах Азии и России. Особенно сильно пострадали продовольственный и химический сектора, так что в итоге объем производства в пищевой промышленности возрос на 0,9%, а в химической промышленности - на 1,2%.

Металлоиндустрия оказалась в лучшем положении по сравнению с промышленностью в среднем и увеличила объем своего производства на 3,1%. Этот прирост приходится на металлургическую промышленность (+3%) и сектор транспортного оборудования (+9,3%). Сектора, которые ориентируются больше на внутренний рынок, такие как текстильная промышленность, полиграфия и смежные торговые отрасли промышленности, развивались стабильно.

В то же время особенности экономики Нидерландов делают нецелесообразным и неэкономичным стремление к само обеспечению всеми видами продукции машиностроения. В основе экономической политики Голландии лежит ориентация на самую широкую международную кооперацию. Согласно этой концепции в стране полностью отсутствует внутреннее производство профессионального электрического и ручного режущего инструмента, включая рабочий инструмент для деревообрабатывающих и металлорежущих станков. Также не развивается производство электромоторов, общее станкостроение и тракторостроение.

Само же промышленное производство в Голландии имеет "сборочный" характер. Это заставляет страну ориентироваться исключительно на европейские и мировые стандарты и импортировать готовую продукцию и комплектующие, полностью соответствующие этим стандартам.

Учитывая тот факт, что главными секторами голландской экономики являются промышленность и торговля, одной из основных задач экономической стратегии правительства Нидерландов является оказание содействия проникновению голландских компаний на новые рынки и гарантирование им стабильной работы за рубежом. И в рамках этой задачи главным приоритетом внешнеэкономической деятельности Голландии является сотрудничество со странами Европейского союза. В связи с этим основная политика правительства направлена на улучшение торгового климата и создание условий для дальнейшего развития сотрудничества в этом регионе.

В Нидерландах значительное внимание уделяется внедрению научных достижений в промышленную практику. Сравнительно недавно правительство приняло специальную программу по развитию биотехнологии. Она предусматривает стимулирование исследовательских работ в области биотехнологии в университетах, государственную поддержку инновационной активности предприятий, работающих в этой области и строительство сетей биотехнологических коммуникаций. Государственные ассигнования выделяются также на финансирование развития таких приоритетных областей, как медицинские и информационные технологии, разработки новых конструкционных материалов.

Базовой отраслью нидерландской экономики является энергетика. В стране весьма развиты энергоемкие производства в промышленности, а также в сельском хозяйстве (тепличные комплексы). Энергетика Нидерландов наряду с производством электроэнергии специализируется на добыче нефти и природного газа, переработке сырой нефти и производстве сжиженного газа.

Нидерланды ежегодно добывают свыше 80 млрд. куб. м природного газа, причем более половины его экспортируется. В течение многих лет осуществляемые под правительственным контролем экспортные поставки газа остаются одним из главных источников поступления средств в государственную казну - они дают 20% всех бюджетных поступлений. Значительные энергетические резервы в виде запасов природного газа, которыми располагает Голландия, остаются важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики.

  • · Транспорт
  • · Знаменитый «огород» Европы
  • · Основные виды налогов в Нидерландах
  • · Банковская система

9)Сельское хозяйство в Нидерландах из-за неблагоприятных природных условий имеет весьма избирательный и высокоспециализированный характер. Предпочтение отдается племенному животноводству, производству молочных продуктов и выращиванию овощных и садовых культур на экспорт.

Сельское хозяйство Нидерландов - высокопродуктивное, с резко выраженной экспортной направленностью. По темпам роста объема сельскохозяйственного производства Нидерланды занимают первое место среди развитых стран. На гектар сельхозугодий производится продукции в стоимостном выражении в три раза больше, чем в среднем по странам ЕЭС. Под сельскохозяйственные угодья отведено 50% территории страны.

За почвой осуществляется тщательный уход, неосвоенных (бросовых) земель нет. Все хозяйства электрифицированы, во многих из них используются компьютеры и системы автоматизации. По применению минеральных удобрений Нидерланды занимают 1-е место в мире и одно из первых - по темпам прироста сельскохозяйственной продукции. style="font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; line-height: normal; background-color: #fafafa;">Основой сельскохозяйственного сектора экономики Нидерландов являются семейные фермерские хозяйства. Голландские хозяйства характеризуют высокий уровень интенсификации и наукоемкости производства, организованности и эффективности труда, что обеспечивает даже мелким фермерам достаточные доходы. Кроме того, семейные фермерские хозяйства сохраняют свои устойчивые позиции благодаря существованию сильных кооперативов. Большое внимание нидерландские фермеры уделяют селекционной работе, в стране функционируют многочисленные сельскохозяйственные школы. Самая первая в Европе усовершенствованная сельскохозяйственная школа была создана в 1918 г. в Вагенингене.

Основной формой землевладения является частная собственность (65% с/х земель). Земля приобретается на основе рыночных цен, ее стоимость определяется преимущественно эконом. факторами (плодородие, местоположение, наличие инфраструктуры). Одной из функций земли, находящейся во владении фермера, является ее использование в качестве залога для получения банковского кредита от фермерского кооперативного банка «Рабобанк». Важную роль в с/х играют арендные отношения. Аренда, которая может быть бессрочной и ограниченной по времени, способствует росту масштабов производства в фермерских хозяйствах и тем самым -- повышению его экономической эффективности.

Важнейшее направление развития аграрной сферы - молочное животноводство на мощной естественной кормовой базе, определяемой благоприятными природными ресурсами. Кроме того, ведётся активная селекционно-племенная работа, направленная на повышение продуктивности скота. Породы голландского крупного рогатого скота отличаются очень высокой продуктивностью (средние надои - свыше 9 тыс. л). Существенная часть молока перерабатывается сыроваренной, маслодельной промышленностью, идёт на производство сухого и сгущённого молока. В мясном животноводстве преобладает свиноводство (13,1 млн. голов) и птицеводство (106 млн. бройлерных цыплят). Сохраняется значение овцеводства (1,3 млн. голов).

Растениеводство представлено зерновыми (посевные площади - 806 тыс. га). Пшеницу и ячмень возделывают на глинистых почвах в северных и западных районах. В этих же районах и на юге Лимбурга сосредоточены посевы сахарной свеклы. Выращиваются также кукуруза на силос как кормовая база для животноводства, картофель, лук. Из технических культур выращивают лен на волокно, рапс на семя и цикорий.

Почти 25% продукции сельского хозяйства обеспечивают огородничество, цветоводство, садоводство. Овощная продукция очень разнообразна: цветная и брюссельская капуста, цикорий, морковь, разнообразные салаты; в теплицах - снимают большие урожаи винограда и томатов, также выращивают огурцы, перец, шампиньоны.

Чтобы защитить растения от болезней и вредных насекомых, в настоящее время используется большое количество природных средств (естественных врагов), благодаря чему применение химических средств защиты растений может быть ограничено. При биологически чистом ведении сельского хозяйства почти не используются химически синтезированные средства защиты растений и искусственных удобрений. Объем биологически чистого земледелия довольно скромен, хотя можно наблюдать определенный его рост. Чтобы добиться усиления этой тенденции, ведется работа по улучшению системы сбыта, по достижению конкурентоспособных цен на биологически чистые продукты и по повышению качества ведения хозяйства.

Нидерландские овощи отличаются высоким качеством и на европейских рынках пользуются не меньшим спросом, чем овощи из средиземноморских стран. Основные районы овощеводства - Северная и Южная Голландия. Северный Брабант и Лимбург. Наиболее распространенные плодовые культуры - яблоня, груша, вишня и слива, а из ягодных культур - земляника, малина, смородина. В теплицах выращивают виноград, персики, сливы. Фруктовые сады сосредоточены главным образом в западных и южных частях страны - на запале Северного Брабанта, юге Гелдерланда (район Белове) и в Лимбурге.

Индустрия цветоводства Нидерландов занимает ведущее место в мире как по объему, так и по ассортименту. Основной объем производства приходится на луковичные цветы (тюльпаны, гладиолусы, нарциссы, лилии, гиацинты). Их площади в открытом грунте составляют 16,4 тыс.га. В теплицах (5,2 га) выращиваются цветы на срез (хризантемы, розы, фрезии, гвоздики). Только тюльпанов в стране выведено около 800 видов, астр - 250 видов. Предметом экспорта являются также семена и рассада. «Царство цветов» находится около Харлема, на осушенном в XX в. морском дне.

С 16 оптовых цветочных аукционов срезанные цветы отправляются во многие страны Европы, включая РФ. Цветочные луковицы различных сортов продаются почти во всех странах мира. Вывоз цветов из Голландии составляет 65% от мирового экспорта цветов, что дает стране значительные доходы.

В рыболовстве главными направлениями являются морское и прибрежное. Наряду с этим ведется культивирование моллюсков, рыболовство на внутренних водоемах, разводятся водные культуры. Морское и прибрежное рыболовство ведется с помощью современного флота, состоящего из катеров и судов-морозильников (траулеров). Флот катеров ведет промысел морского языка, камбалы, трески, мерлана, сельди и креветок. В экономическом отношении наиболее важным в рыболовстве является промысел камбалы. Траулерный флот ведет промысел сельди, макрели (скумбрии) и хорсмакрели. Наряду с этим определенное значение имеет промысел моллюсков, которым занимаются, главным образом, в водах Зеландии (на юго-западе Нидерландов) и в Ваддензее (на севере).

Для каждого члена Европейского Союза ежегодно устанавливается квота улова. Для определения размеров этой квоты Европейская Комиссия ежегодно заслушивает рекомендации биологов - специалистов по рыболовству, которые проводят исследования по определению запасов рыбы, то есть, превышают ли они так называемый Безопасный Биологический Минимум. Последние годы все больше внимания уделяется возобновляемому рыболовству. Так, например, побочный улов может быть ограничен посредством лучшего подбора сетей или благодаря использованию для промысла электрических возбудителей, позволяющих направлять рыбу в сети. При таком способе лова обеспечивается уменьшение вредного воздействия рыболовства на жизнь морского дна.

10-11)Экспорт и импорт. Отношения с другими странами

Нидерланды, в которых проживает всего 0,3% населения земного шара, занимают 7 место в списке ведущих торговых наций мира. На них приходится свыше 4% мировой торговли. По уровню экспорта на душу населения (более 14 тыс. гульд.) Нидерланды занимают одно из первых мест в мире. Доля экспорта в ВНП составляет около 60%. На страны ЕС приходится 64% импорта и 74% экспорта. Основной торговый партнер - ФРГ: 24% импорта и 30% экспорта Нидерландов. На долю готовых изделий в экспорте приходится 58%, сельскохозяйственных товаров - 24%, энергоносителей - 10%. Значительную роль играет экспорт услуг (42 млрд. гульд.). По прогнозам Нидерландской федерации экспортеров, голландский экспорт в 1998 г. должен был превысить 400 млрд. гул. (в 1997 году он составил 387 млрд. гул.). Ожидается значительный рост экспорта в страны Центральной и Восточной Европы. Согласно опросу, проведенному среди крупнейших нидерландских экспортеров, двумя основными проблемами на пути дальнейшего расширения экспорта являются высокая себестоимость голландской продукции (прежде всего ввиду высокой стоимости рабочей силы), нехватка высококвалифицированных кадров в сфере внешней торговли.

Согласно прогнозам министерства экономики нидерландский экспорт в 1998 году составит примерно 420 млрд. гул. По оценкам министерств экономики, число нидерландских малых и средних предприятий, ориентированных на экспорт своей продукции и услуг, возрастет к 2002 году до 65 тыс. Около 50 тыс. мелких и средних фирм, т. е. примерно четверть предприятий этого сектора, участвует во внешнеэкономической деятельности. Особая роль в стимулировании роста экспортного потенциала отводится торгово-промышленным палатам и различным ассоциациям местных предпринимателей, а также государственным органам, в том числе ставится задача оказания активной консультативной помощи частным предприятиям со стороны голландских посольств и консульств в зарубежных странах.

Нидерландский экспорт вырос в 1997 году по сравнению с предыдущим годом на 10% и достиг 378 млрд. гул. Импорт увеличился на 11% и составил 346 млрд. гул. Экспорт в страны ЕС составил 297 млрд. гул. (+9%), импорт - 212 млрд. гул. Положительное сальдо в торговле со странами Евросоюза - 85 млрд. гул. (+9 млрд. гул. по сравнению с 1996 годом). Наиболее динамично росла торговля с Великобританией (импорт - +13%, экспорт - +16%), Францией (импорт - +9%, экспорт - +9%), Германией (импорт - +4%, экспорт - +6%) и Бельгией (импорт - +6%, экспорт - +4%). Экспорт в страны не входящие в ЕС составил в 1997 году 82 млрд. гул. (+15%), импорт - 134 млрд. гул. (+17%). Отмечается значительное увеличение торговых операций с США: импорт увеличился на 26%, экспорт - на 19%.

Нидерландский экспорт в страны Европейского союза составил в феврале 1998 года 26 млрд. гул., на 9% больше аналогичного периода прошлого года. Импорт из стран ЕС - 18 млрд. гул. (+8% по сравнению с февралем 1997 года). Положительное сальдо в торговле с ЕС в январе-феврале 1998 г. достигло 16 млрд. гул. Голландский экспорт в страны, не входящие в состав ЕС, увеличился в феврале, по сравнению с предыдущим годом, на 11% и составил 7 млрд. гул. Импорт - 12 млрд. гул. (+15%). Торговый дефицит в торговле с этими странами составил в январе-феврале 1998 г. 11 млрд. гул. Торговый оборот филиалов германских компаний в Нидерландах достиг в 1997 году 58 млрд. марок. По оценкам специалистов двух стран, в ближайшие пять лет он будет возрастать на 6% ежегодно. В Нидерландах действует около 1550 германских фирм, на которых работает более 100 тыс. чел. Согласно опросу, проведенному среди местных предпринимателей, немцы - наиболее привлекательные деловые партнеры для голландцев. Что касается германских деловых кругов, то наибольшие деловые симпатии среди них имеют британцы и швейцарцы. Голландцы занимают третью позицию, опережая представителей главного торгового партнера ФРГ - французов, занимающих, согласно опросу, лишь пятое место. Нидерланды поддержали предложение Германии, на встрече руководителей стран ЕС в Кардиффе, о пересмотре размеров взносов участников Союза в его фонды. В настоящий момент голландский взнос в ЕС составляет 5,5 млрд. гул. или 0,7% от ВВП страны. По оценкам местных экспертов, в случае достижения новых договоренностей по данному вопросу он может быть сокращен до 0,4% ВВП.

13)Безусловно, Голландия является цветочной столицей мира, или как ее еще называют - страна тюльпанов. Цветоводство занимает не только важную статью экспорта, а под цветочные поля отведено 10 тыс. га., но и имеет множество интересных и увлекательных историй. В средние века головка тюльпанов ценилась очень высоко, а за некоторые тюльпаны люди отдавали даже целые состояния. Особенно ценились черные тюльпаны.

Объекты изучения политической географии.

Политическая география, по мнению В.П. Максаковского, особая географическая наука в рамках экономической и социальной географии, находящаяся на стыке географии с политологией и рядом других общественных наук Я.Г. Машбиц отмечает, что политическая география исследует территориальную расстановку классовых и политических сил в связи с социально-экономическими, историческими, политическими, этнокультурными и природными особенностями развития регионов и стран, их районов, городов и сельской местности

По мнению В.А. Колосова современные политико-географические исследования можно классифицировать по трем уровням:

1) глобальному и региональному,

2) отдельных стран,

3) отдельных ареалов, районов, городов и даже кварталов.

Политическая карта мира рассечена границами, которые постепенно множатся и усложняются. Быстро меняется политическая ситуация во многих странах и регионах мира, особенно там, где существуют «горячие точки». Это во многом зависит от расстановки политических сил, от сдвигов в географии массовых общественно-политических движений, этнических процессов. Политические факторы влияют на состояние природной среды, развитие и размещение экономики, международное сотрудничество. Все эти вопросы находятся в поле зрения политической географии, которая изучает территориальные аспекты политической сферы общественной жизни. В политической географии мира наибольший интерес вызывают вопросы воздействия политических сил и событий на развитие международного разделения труда и сдвиги в мировой экономике.

Геополитика (по В.А. Колосову) – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, экономических, экологических, военно-стратегических и иных взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны и другими физико- и экономико-географическими факторами.

Среди понятий и категорий геополитики основными являются: геополитическое положение страны, сфера влияния, баланс мощи, жизненное пространство, расстановка сил, динамическое равновесие интересов, буферная (промежуточная) зона, политическая и экономическая интеграции и дезинтеграция, дуга нестабильности, геополитический сценарий будущего, страны – сателлит и многие другие.

Сателлит – государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству.

Интеграция – развитие глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, обоснованных на проведении ими согласованной межгосударственной политики.

Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.


ПГП (политико-географическое положение) – это положение страны на политической карте мира, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, которая меняется во времени.

ЭГП (экономико-географическое положение) - положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей.

Тщательное исследование положительных и негативных сторон ЭГП способно принести любому государству существенный экономический выигрыш (за счет рационализации транспортного строительства, торговой политики и т.д.).

Вывод : для понимания происходящих количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, проблем политического и экономического сотрудничества отдельных стран, тенденций развития международного географического разделения труда важно изучать политическую географию. Она способна помочь в выработке рекомендаций по решению многих социальных и политических проблем.

Сухопутные границы России достаточно стабильны и не вызывают особых споров. Не вызывают споров и морские границы в Тихом океане, Балтийском и Черном морях. Однако в последнее время ужесточились споры относительно российской границы в Арктическом бассейне. Раньше Арктика была разделена по так называемому секторальному принципу. От крайних точек на западе и востоке каждой арктической страны проводились прямые линии до Северного полюса (по меридианам), и таким образом каждая страна получала свой сектор Арктики. Однако после вступления в силу новой Конвенции ООН по морскому праву ситуация изменилась. Каждая страна распространяет свой суверенитет только на территориальные воды шириной в 12 морских миль, а экономическую деятельность страна может осуществлять в пределах своей экономической зоны шириной в 200 морских миль, а также на своем шельфе (только на дне!), который может быть и шире, чем экономическая зона. Российская экономическая зона в Арктике имеет площадь 4,1 млн км 2 . А вот ширина шельфа - это дискуссионный вопрос, имеющий принципиальное значение, поскольку он имеет огромные потенциальные запасы углеводородов.

Заслуживает внимания проблема разграничения морских пространств в Беринговом море между Россией и США. Еще в 1977 г., когда был введен институт экономических зон, в Беринговом море экономические зоны США и СССР частично перекрыли друг друга. Пришлось проводить их разграничение. В результате советское руководство отдало тогда США ряд богатых рыбными ресурсами акваторий. В 1990 г. США и СССР вернулись к этому вопросу. Было заключено новое Соглашение, в соответствии с которым линия разграничения морских пространств была проведена таким образом, что к США отошли участки российской экономической зоны площадью 40 тыс. км 2 , богатые рыбой, нефтью и природным газом. Взамен СССР отвели неравноценный участок в Чукотском море, бедный природными ресурсами.

Так что формально проблема разграничения шельфа Берингова моря разрешена, но крайне невыгодно для России.

Не определены также четко границы России на Каспийском море. Положения Конвенции ООН по морскому праву здесь не работают, поскольку это не часть Мирового океана, а озеро. Переговоры прикаспийских стран о разделе Каспийского моря пока не увенчались успехом, причем речь идет отдельно о разделе дна моря, богатого углеводородами, и водной толщи, богатой биологическими ресурсами.

Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран - на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. В настоящее время заключено трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, которыми установлены географические координаты разделительных линий, ограничивающих участки дна, в пределах которых стороны осуществляют свои суверенные права в сфере разведки и добычи минеральных ресурсов.

Геополитическое положение России резко изменилось в сравнении с геополитическим положением бывшего СССР.

С одной стороны, оно улучшилось благодаря окончанию холодной войны и противостоянию двух блоковых систем. Россия оказалась в условиях многополярного мира, более безопасного. Открылись возможности более активного участия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Благодаря недавнему вступлению Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши в Евросоюз Россия стала непосредственно граничить с этой крупнейшей региональной международной организацией.

Но с другой стороны, геополитическое положение России стало намного хуже. Как уже отмечалось, Россия как бы сдвинулась в северо-восточный угол Евразии, причем угол самый неблагоприятный с точки зрения природных условий. И одновременно Россия «отодвинулась» от Западной Европы: между ними оказались страны Центрально-Восточной Европы, включая страны СНГ.

На западе России непосредственно у ее границ находятся страны - члены НАТО: Норвегия, Эстония, Латвия, Литва, Польша; ряд других стран находится поблизости. По мнению российского МИД, сдвиг НАТО на восток к российским границам является угрозой для нашей безопасности, поскольку руководство НАТО отказывается официально подписать какие-либо документы, гарантирующие безопасность России. Хотя в то же время нужно отметить, что в настоящее время НАТО и Россия находятся в партнерских отношениях и сотрудничают по многим направлениям, обеспечивая европейскую безопасность.

Неспокойно и юго-западном направлении, где Россия граничит с Грузией. Агрессия Грузии против Южной Осетии, провокации на грузино-абхазской границе создают серьезную напряженность на этом участке.

Определенную угрозу для России представляет и южное направление. У России протяженная граница с Китаем. Сегодня Китай, как уже отмечалось государство, стремящееся стать в ближайшем будущем сверхдержавой. И для этого есть все предпосылки. Экономика КНР развивается бурными темпами, в том числе и ее военный потенциал. Кроме того, в России к северу от Китая огромные неосвоенные пространства с крайне низкой плотностью населения, а в Китае, наоборот, плотность населения чрезмерная. Уже сегодня в приграничных районах России легально и нелегально проживает огромное количество китайцев. Поэтому российская территория - лакомый кусок для Китая, и сложившаяся ситуация, по мнению некоторых аналитиков, представляет собой даже большую опасность для России, чем НАТО на западе.

Еще один тлеющий очаг напряженности в «подбрюшье России» - так называемый исламский фактор. На юге России большое количество исламских государств. Сам по себе ислам, конечно, никакой опасности не представляет, у нас очень теплые, дружественные отношения с большинством исламских стран, есть исламские республики и в самой России.

Исламский фактор в мировой политике - это интернационализация радикальных исламских течений и создание угрозы безопасности граждан других государств. Международные радикальные исламистские группировки сегодня распространяют свое влияние по всему миру. Терроризм все в большей степени приобретает исламскую окраску, используется структурами, называющими себя исламскими, для достижения своих политических целей. Создание исламистскими формированиями собственных военных структур в Косово, Афганистане, Чечне, Палестине, Ираке продемонстрировало, что исламский фактор активно вторгается в сферу военной политики многих государств. Военная доктрина РФ прямо указывает на внутренние угрозы военной безопасности, заключающиеся в противоправной деятельности экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур; создании, оснащении, подготовке и функционировании незаконных вооруженных формирований, организованной преступности, терроризме. Поэтому исламский фактор в российском «подбрюшье» играет огромное дестабилизирующее значение.

Важную политико-географическую роль сегодня играют транспортные потоки углеводородов. География нефтегазопроводов стала полем жесткой геополитической конкуренции. Россия крайне заинтересована с наименьшими потерями экспортировать углеводороды в Западную и Центрально-Восточную Европу, а также в Китай и Японию. Именно поэтому Россия наращивает транспортную инфраструктуру по дну Балтийского и Черного морей, чтобы не быть зависимой от стран-транзитеров. И с другой строны, Россия заинтересована, чтобы прикаспийские нефтегазовые потоки из Казахстана, Туркменистана, Азербайджана шли через российскую территорию, а не в обход ее, чего добиваются западные потребители.

И наконец, серьезным полем геополитики сегодня стали северные шельфовые моря России, где обнаружены большие запасы нефти и газа. Кроме того, в связи с глобальным потеплением их добыча становится все легче, а значит, увеличивается рентабельность добычи и усиливается борьба за их обладание.

Можно заключить, что политико-географическое положение России очень неоднозначно и достаточно быстро меняется в зависимости от политической обстановки вокруг России.

Территория важна для государства как геополитический ресурс , поэтому страны борются за обладание различными землями. Для оценки значимости территории как геополитического ресурса используются как количественные (размеры территории), так и качественные (географическое положение, природные ресурсы) характеристики. Стратегически важными обычно становятся территории, обладающие:

а) выгодным географическим положением, чаще всего - расположенные на важных торговых путях;

б) природными ресурсами, особенно такими, как нефть, драгоценные металлы, алмазы, уран.

Отправной точкой политико-географического исследования государства является анализ его географического положения, которое оценивается с точки зрения его выгодности . Заметим, что географическое положение государства, как и любого другого объекта, можно оценивать по формальному критерию, т.е. через широту и долготу его крайних точек. Но в политической географии более важна качественная оценка географического положения, т.е. его стратегических преимуществ и недостатков .

С давних времен стратегически важными считались территории, имеющие выход к морю, поскольку море открывало более или менее свободный путь во внешний мир. Можно вспомнить борьбу России за выход к морям - Балтийскому и Черному в 18 в. В зависимом положении оказываются т.н. "запертые" государства, не располагающие выходом к морю. Таких государств в мире насчитывается 41, из них 14 - в Африке (учитывая три государства, имеющих выход только к замкнутому Каспийскому морю, которое с точки зрения физической географии является озером). Проблема выхода к морю сейчас актуальна для большинства постсоветских государств - Белоруссии, Молдовы, Армении, Азербайджана, всех центрально-азиатских государств. Не случайно последние активно участвуют в строительстве коммуникаций, ведущих к Индийскому океану через Иран или Афганистан-Пакистан (построена железная дорога, связавшая туркменский город Теджен со столицей иранского Хорасана Мешхедом). Появилась в частности идея создания транспортного коридора через западные и южные районы Афганистана в Пакистан, которую пытались воплотить талибы, захватившие контроль именно над этими районами, и которую поддержала Туркмения, заинтересованная в выходе к Индийскому океану и экспорте природного газа (этот вариант является альтернативой иранскому и поддерживается геополитическими противниками Ирана).

Отсутствие выхода к морю часто порождает зависимость “запертой” страны от соседей. От этого мало страдают страны, входящие в интегрированные, стабильные макрорегиональные сообщества, как например, Австрия. В то же время в конфликтных регионах отсутствие выхода к морю ведет к упадку экономики страны. Так, Македония сильно пострадала в результате закрытия границы с Грецией, через которую в югославские времена республика осуществляла торговые связи (греческий порт Салоники очень активно использовался Югославией). В свою очередь, приморские страны, особенно те, чьи порты обслуживают “запертые” государства, получают большие геополитические преимущества (можно выделить роль таких портов, как Салоники, Бейра в Мозамбике, Лобиту в Анголе). Потеря выхода к морю может восприниматься очень болезненно (Боливия) и приводит к полной переориентации на порты одной из стран (отношения внутриконтинентальной Эфиопии и приморского Джибути, особенно после потери Эритреи). Таким образом, одни страны могут иметь географические преимущества над другими , если они контролируют выходы соседей во внешний мир. В современном мире, в котором открываются границы, и страны интегрируются друг с другом, значимость выхода к морю как геополитического ресурса упала. Однако в любом случае иметь выход к морю дешевле и спокойнее, чем не иметь.

Большое значение для государства имеет контроль за коммуникациями , прежде всего - международными. Особые преимущества, например, получают страны, контролирующие проливы: в мирное время они пополняют казну за счет транзита и обслуживания судов, а в случае конфликта обладают возможностями перекрыть коммуникации. Так, Турция контролирует выход из Черного моря (среди попыток обойти Босфор и Дарданеллы можно выделить проект строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, напрямую соединяющего Болгарию и Грецию по суше), а Дания - выход из Балтийского моря. Выгодное географическое положение имеют страны, по территории которых проходят важнейшие международные каналы - Египет и Панама. Даже небольшие территории могут иметь важное геополитическое значение. Например, имея в своем составе небольшие острова, страна получает возможность увеличить свои территориальные воды и контролировать важные торговые пути, проходящие неподалеку (острова Токто, Сенкаку и Парасельские в Восточной Азии). Заметим, что местонахождение на мощном торговом пути и транзитная роль стали единственной причиной не просто выживания, но процветания такого крохотного государства, как Сингапур.

Существуют особые случаи географического положения определенного государства. Есть государства, которые со всех сторон окружены территорией другого государства. Такие государства называются анклавами (Сан-Марино, Ватикан, Лесото). Полуанклавами называются государства, которые при этом имеют выход к морю, т.е. одну дополнительную степень свободы (Гамбия, Бруней, Монако). Географическое положение государства во многом определяет характер его отношений с соседями, другими словами - геополитический код. Например, если небольшое слабое государство зажато между двумя мощными соседями, оно может превратиться в буферное государство (Андорра между Францией и Испанией), выбрать для себя геополитический код эквидистанции (Монголия между Россией и Китаем) или принять одностороннюю ориентацию на соседа, более близкого с культурно-исторической точки зрения (Непал и Бутан между Индией и Китаем).

Свои проблемы имеют островные государства . Принято считать, что таким государствам проще обеспечивать свою безопасность, чем пользовалась Англия, которую как бы не касались войны, разворачивавшиеся на континенте (геостратегией Британии стало поддержание баланса сил в континентальной Европе). Можно вспомнить, как Тайвань стал убежищем для бежавших из континентального Китая гоминьдановцев и де-факто превратился в независимое государство. С другой стороны, островитянам в силу своей географической обособленности бывает сложнее налаживать свои внешние связи, хотя этот недостаток не всегда очевиден, поскольку островные государства часто располагаются на торговых путях.

При оценке политико-географического положения государства анализируются не только выход к морю, расположение на важных торговых путях, анклавное, полуанклавное или островное положение. Необходим учет таких параметров, как:

а) число соседей,

б) коммуникации, связывающие государство с соседями,

в) характер и интенсивность связей с внешним миром (конфликты и союзнические отношения, притяжение и отталкивание стран - своеобразная географическая гравитация).

В целом можно говорить о схеме описания политико-географического положения, которое определяется как комплекс отношений данного государства с другими странами и территориями на трех уровнях - локальном (непосредственные соседи), макрорегиональном и глобальном . При этом обязательно учитывается характер связей - этнических, конфессиональных, исторических, экономических и др.

В политической географии особое место уделяется анализу особенностей государственной территории, таких как размеры и морфология .

Сама территория государства издавна воспринимается как его ресурс. Считается, что большая территория означает возможность размещения большего числа объектов - экономических, военных и др., а также располагает достаточным числом убежищ (вспомним представление о невозможности покорения России с ее огромными просторами и тактику М.Кутузова во время Отечественной войны 1812 г.). В свое время Ф.Ратцель видел политическое будущее у обширных пространств Евразии, Южной Америки и Африки, полагая, что объединение большой территории в рамках единого государства автоматически выводит это государство в разряд лидеров. В прошлом приращение территории воспринималось как символ могущества и залог геополитической мощи государства, а самой популярной была имперская политика максимального территориального роста, оказавшая влияние на традиционную геополитику.

Однако проведение имперской политики поставило ее авторов перед сложными проблемами. Во-первых, это проблема эффективного использования территории, иначе значительная часть государства превращается в заброшенную глубинку, у государства просто нет сил, чтобы освоить свои пространства (проблема, знакомая из российского опыта). Во-вторых, это проблема природных ограничителей, которые не позволяют эффективно использовать территорию, поскольку она не пригодна для жизни (Россия, Бразилия, Канада, США). В-третьих, это проблема объединяющей государственной идеи, без которой большое государство рано или поздно разваливается, сталкиваясь с вызовами национализма и сепаратизма (судьба СССР).

Поэтому сама по себе гигантская площадь мало что дает государству. Оборотная сторона территориального роста - комплекс проблем, связанных с недоступностью и разнородностью государственных территорий. Тем временем в современном мире спокойно живут и процветают многие малые государства, которые находят в мире свои “экологические ниши”, например, в качестве туристических или финансовых центров (как Люксембург, ставший одним из организующих центров объединенной Европы). Более того, возникло представление о том, что эффективно интегрироваться способны только малые и средние государства, которые испытывают реальную потребность друг в друге (популярная идея времен европейской интеграции). Отсюда вывод - для политической географии важна оценка не только размеров территории, но и ее качественных характеристик .

В политической географии сложилось представление об “идеальном государстве ”. Такое государство обычно имеет круглую или шестиугольную форму, по его краям расположены горные хребты, а в центре находится заселенная равнина. В качестве примера приводится Франция, государство с относительно правильной формой, границы которого проходят по Альпам и Пиренеям, а в центре расположена равнина Иль-де-Франса. Конечно, и Франция далека от идеала, которого в истории, вероятно, не существовало. Рассуждения об “идеальном государстве” выводят на анализ распределения государственной территории , другими словами - ее морфологии . Действительно, оценка геометрической формы государства имеет важное значение. Компактная форма означает большую интегрированность территории с помощью коммуникаций, меньшие затраты на оборону. С другой стороны, государства вытянутой, неправильной формы оказываются более уязвимыми. Коммуникации в этих странах имеют большую протяженность, существуют труднодоступные ареалы, которые сложно оборонять и развивать экономически, возникают трудности, связанные как с управлением территориями, так и с их обороной, в удаленных районах может развиться сепаратизм.

Поэтому проблема неудобства распределения государственной территории исследуется в политической географии. Возможны следующие случаи:

а) государство “неправильной” формы. В качестве примера можно привести Хорватию, форма которой напоминает подкову, но только ее стороны сходятся под острым углом. Восстание сербов, проживающих как раз в месте схождения двух частей Хорватии, буквально разрезало страну на две части, и доступ в Далмацию некоторое время был возможен только по морю. Говорят и о т.н. “вытянутых” ("шнурочных") государствах, которые протянулись вдоль побережья на многие сотни километров (Чили, Норвегия, Вьетнам).

б) фрагментированное государство (например, государство-архипелаг, “разбросанное” между множеством островов). Примерами служат Индонезия, Филиппины. В таком государстве существуют особые проблемы управления и обороны, на отдельных островах легко может развиться сепаратизм (в Индонезии сепаратистское движение существовало на Молуккских островах, на Филиппинах основные проблемы связаны с крупным островом Минданао на южной окраине государства). Некоторые “разбросанные” государства оказываются нежизнеспособными, например, Пакистан, который в 1947-71 гг. состоял из двух частей, удаленных одна от другой на полторы тысячи километров. Государство было выделено после распада Британской Индии по конфессиональному признаку, но его географические диспропорции (большинство населения проживало в Восточном Пакистане, а правящая элита происходила из Западного Пакистана) стимулировали распад, в результате которого выделился независимый Бангладеш, бывший Восточный Пакистан. В то же время “двойная” Малайзия, расположенная на полуострове Малакка и острове Калимантан, без особых проблем сохраняет свою территориальную целостность.

в) государство, имеющее в своем составе эксклавы - небольшие районы, отрезанные от основной территории государства землями других стран. Эксклавы есть в Анголе (Кабинда), Омане (район Эль-Хасаба на берегу Ормузского пролива), США (Аляска) и др. На постсоветском пространстве эксклавное положение занимают Калининградская область России, Нахичевань в Азербайджане, мелкие эксклавы имеют Армения, Узбекистан, Таджикистан. Эксклавы являются уязвимыми с военной точки зрения, их сложно оборонять, доступ на их территорию при желании может перекрыть соседнее государство (так, вопросы транспортного сообщения с Калининградом России приходится решать в кооперации с Литвой). Эксклавы часто играют роль стратегических форпостов, поэтому одновременно они могут быть и стратегически важными, и уязвимыми в силу своего географического положения (Калининградская область - западный форпост России). Кроме того, в эксклавах может возникнуть сепаратистское движение, как это было в Кабинде, которая является главным производителем ангольской нефти. Время от времени возникают проекты “исправления” неудобного распределения территории. Можно вспомнить т.н. “план Гобла” по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, который предусматривал присоединение к Армении Нагорного Карабаха с Лачинским коридором, а к Азербайджану - Зангезура (южные районы Армении), что снимало с Нахичевани статус эксклавной территории.

г) государство, имеющее на своей территории крупные природные барьеры и труднодоступные территории. Например, Перу разделено на две части высокими хребтами Анд. В таких странах усиливаются автономизм, обособленность территорий. Так, во время вооруженных конфликтов в Таджикистане расположенный в Памирских горах Бадахшан был фактически отделен от остальной территории страны (тем более, что снабжение этой территории с советских времен велось из киргизского Оша, связь с которым надежнее, чем с западными районами Таджикистана). В некоторых случаях возрастает внешняя зависимость государства. Так, основной путь в Ферганскую долину Узбекистана проходит не через Кураминский хребет, а по территории Таджикистана через Ленинабад (Ходжент).

Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).

Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.

Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте.

Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.

Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.

Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)

Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия).

C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР. Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном, тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после распада СССР стали пограничными территориями.

Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана; сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.

Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто, но все же они есть (рис. 8).

В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г. Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, – это соседи по СНГ (за ними – второй эшелон – страны мусульманского мира) и континентальный Китай».

Решение геополитических проблем России в перспективе, по-видимому, должно быть связано, во-первых, с замедлением и прекращением процессов дезинтеграции в рамках СНГ и возрождением их единого экономического пространства и, во-вторых, с продолжением налаживания тесных политических отношений и с Западом и с Востоком. Ярким примером такого рода может служить заключенный в 2001 г. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12