Понятие «контакт с аудиторией». основные факторы, влияющие на установление контакта между оратором и аудиторией

Вопрос 2

Высшим проявлением мастерства публичного выступления, важнейшим условием эффективности ораторской речи является установление контакта со слушателями.

Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории.

Контакт оратора со слушателями возникает при соблюдении двух условий:

1) наличия интеллектуального сопереживания – совместной мыслительной деятельности оратора и аудитории;

2) возникновения эмоционального сопереживания – оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

О наличии или отсутствии контакта между говорящим и слушающим можно судить по двум показателям:

1) по поведению аудитории :

Реакция слушателей на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, взгляд, кивки головой и т.п.), установление «рабочей» тишины в зале;

Жесты слушателей (например, характерные для выражения несогласия с мыслью оратора движения рук, аплодисменты и др.);

Мимика (например, выражение на лицах сомнения, несогласия или, напротив, одобрения, интереса и др.);

Звуковые проявления (шепот, смех);

Возгласы одобрения, несогласия, сомнения со стороны отдельных слушателей («Неверно!», «А почему именно так?», «Точно!» и др.);

Другие проявления поведения слушателей (уход из зала, «частые разговоры», сонливость, беспокойство и др.);

2) по поведению оратора : уверенное произнесение речи, естественное поведение, работа с аудиторией (использование приемов привлечения внимания, установление зрительного контакта и др.).

Аудитория сразу же реагирует, если перед ней появляется слабый оратор. Слушатели начинают менять положение, смотреть на часы, поворачиваться, зевать, ищут, чем бы еще заняться и, конечно, отказываются слушать выступающего.

Не установив контакта со слушателями, нельзя их ни заинтересовать чем-либо, ни изменить их взгляды.

Как во время выступления установить прочный контакт с людьми, завоевать их умы и сердца? Что способствует установлению контакта между оратором и аудиторией?

Главное – говорить со слушателями, а не при них. На установление контакта, прежде всего, влияют:

2) манера ее изложения ;

3) поведение оратора .

Чтобы слушатели восприняли сказанное, оратор должен установить с аудиторией 3 разновидности контакта:

1) личностный, психологический контакт - легкая улыбка вызывает доброжелательность со стороны слушателей, а уважительное отношение – ответные чувства;



2) эмоциональный контакт - вначале несколько слов посвятить произошедшему накануне событию, рассказать забавную историю и т.п. К своей теме можно подходить лишь после того, как у слушателей появится рабочее настроение;

3) познавательный контакт - важнейшее условие его возникновения – интерес к теме выступления.

На установление контакта оратора со слушателями влияют также следующие факторы:

1. Актуальность обсуждаемого вопроса , новизна в освещении проблемы, содержание выступления.

2. Единство слова и дела . Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек, у которого слово не расходится с делом, как человек, не бросающий слов на ветер, то аудитория будет испытывать доверие к нему. Несоблюдение этого требования остро и болезненно воспринимается слушателями, подрывает их доверие к словам говорящего.

3. Учет особенностей аудитории :

Однородна аудитория или неоднородна (учитываются возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.п.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать.

Количественный состав слушателей.

Проявление чувства общности (выражается в эмоциональном настрое слушателей). Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.

4. Знание психологии слушателей (оценка оратора аудиторией по следующим критериям: внешний вид, поведение оратора во время речи, поза лектора, направленность его взгляда и т.д.).

В помещении, где выступает оратор, складывается определенная атмосфера. Поэтому он должен говорить и вести себя уверенно. Очень многое зависит от того, как оратор в начале своего выступления сумеете установить контакт со слушателями, убедите их в том, что его выступление будет не только интересно для них, но и полезно.

Психологи утверждают - большинство слушателей в течение первых минут выступления уделяют оратору все свое внимание. Они внимательно присматриваются к нему, как он идет, как начинает говорить, как ведет себя за трибуной. Если, идя к месту выступления, вы проявляете поспешность, нервозность, боязнь, неуверенность, то все это влияет на слушателей, на их внимание и заинтересованность.

Чтобы оказать наилучшее впечатление на слушателей, надо уверенно выйти, встать за трибуну, разложить свои записи (если они имеются), приветливо и спокойно посмотреть на слушателей, медленно обвести взглядом аудиторию. Перед началом речи выдержать небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд, пока все рассядутся. Данная пауза позволяет собрать взгляды слушателей, служит как бы приглашением к разговору. За это время слушатели могут занять удобное положение, успокоиться, а оратор сможет сосредоточиться. Наступившая пауза заострит их внимание аудитории.

Чтобы завоевать аудиторию, надо не только установить с ней зрительный контакт, но и постоянно поддерживать его. Большое значение имеет уверенный, прямой, открытый взгляд.

Очень важно переводить взгляд из одного конца аудитории в другой, с одного слушателя на другого, не оставляя без внимания кого-либо из присутствующих. Важно следить за реакцией слушателей, уметь сокращать свое выступление, импровизировать, приводить примеры из жизни.

Если он только два-три раза украдкой посмотрит на присутствующих;

Если говорящий смотрит поверх головы сидящего в последнем ряду;

Если оратор даже непродолжительное время смотрит в окно.

Во всех этих случаях аудитория думает, что выступающий избегает слушателей, неискренен.

Первая фраза всегда должна содержать приветствие. После начальной паузы и приветствия обычно в зале есть еще некоторое напряжение. Поэтому первые слова лектора должны быть простыми, доступными, понятными и интересными, должны «зацепить» внимание. Произносить их надо, глядя на слушателей.

Чтобы установить контакт, надо вначале поговорить о том, что волнует людей, заговорить о своих чувствах относительно обсуждаемой проблемы, вопроса, а затем перейти к теме своего выступления. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но важно чувствовать меру.

Установить контакт помогают специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», способствуют объединению говорящего со слушателями.

Важно, чтобы у выступающего были желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится.

Атмосфера в зале во время выступления также зависит от некоторых факторов, одни из которых мешают выступлению, другие же оказывают благоприятное воздействие.

Неблагоприятные факторы :

Плохое освещение, внешние факторы (шум, посторонние звуки и т.п.);

Непропорциональное размещение слушателей в зале (присутствующие сидят врозь в полупустом помещении или, наоборот, в очень тесном помещении собрано много людей);

Неуютный зал (без вкуса оформленный, холодный, плохая акустика, неудобные сидения);

Неудачное расположение выступающего (слушатели его плохо видят и слышат).

Благоприятные факторы :

Слушатели равномерно расположены в зале;

Выступление проводится в удобном помещении с хорошей акустикой, освещенностью, удобными креслами для сидения;

Все хорошо слышат докладчика, видят его жесты, мимику.

Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей.

Но успех публичного выступления зависит и от многих других его составляющих. Прежде всего надо изучить будущую аудиторию , поскольку от того, перед кем вам придется выступать, зависит, какую стратегию и тактику вы выберете, метод изложения материала, особенности содержания и т.п. Изучая аудиторию, прежде всего надо заранее узнать еесостав (образовательный уровень будущей аудитории, направление ее образования - гуманитарное, техническое…, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору), настроиться на слушателей, поставить себя на их место.

Для всестороннего изучения будущей аудитории рекомендуется ответить на следующие вопросы:

1. Какая перед вами аудитория?

2. Какой возрастной, профессиональный, социальный состав аудитории?

3. Какую позицию она занимает?

4. Как установить с аудиторией психологический контакт?

5. Что она думает о вас, как относится к вам?

6. Что у вас общего с аудиторией?

7. Каков общий уровень знаний слушателей?

8. Какие проблемы и трудности волнуют данную аудиторию?

9. Что ждут слушатели от вашего выступления?

10. Какую из проблем, волнующих слушателей, вы можете помочь решить?

11. Что я должен проанализировать детально?

12. О чем достаточно рассказать в общих чертах?

13. Какие специальные термины и высказывания слушатели могут не понять?

14. Какие данные необходимо подтвердить примерами, сравнениями?

15. Как сказать именно то, что вы хотели бы изложить?

16. В какое время суток предстоит выступать (утром, днем, вечером)?

От состава будущей аудитории зависит то, как вы будете устанавливать контакт, какие приемы привлечения внимания использовать, как и каким методом излагать материал, какие примеры приводить, в каком объеме и размере, с какой стороны вы будете излагать материал и т.п.

Например, вы - профессионал в области электронно-вычислительной техники. Вам предстоит выступать перед смешанной аудиторией студентов, пенсионеров и домохозяек. Раньше, выступая перед специалистами, вы приводили аналитические выкладки, научные обобщения, примеры использования ЭВМ в области, в которой они работают и которую хорошо знают.

В популярной лекции выступление должно быть иным. Доклад следует подготовить фактически снова и подобрать примеры, доступные и убедительные для данной категории слушателей. Например, о внедрении электронно-вычислительных машин в управлении городским транспортом, в медицинском обслуживании, бытовых приборах, облегчающих домашний труд и т. п.

Надо знать не только уровень знаний, интересов аудитории, но и степень однородности слушателей . Всегда легче выступать перед однородной аудиторией. Чем однороднее она, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторов, демонстрировать свое превосходство, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какую-то часть вашего выступления каждой группе. Следует подумать заранее, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории . Большим количеством слушателей управлять сложнее. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон и т.д.

Важно заранее оказаться в том месте, где предстоит выступать, оценить наполненность аудитории, расположение собравшихся и мысленно выбрать то место, где его будут все видеть и он будет видеть всех, где ему удобно будет пользоваться вспомогательным материалом, если он есть. Важно заранее четко представлять размещение слушателей в аудитории – чтобы соответствующим образом настроиться, выбрать определенную стратегию и тактику.

министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный технический университет

по дисциплине:

«Ораторское мастерство»

«Приемы установления контакта и поддержания внимания аудитории»

Выполнила:

студентка гр. ЭФ-06а

Шелестюк О.С.

Проверил:

Левченко Г.Г.

Донецк – 2009


Введение

1 Зрительный контакт с аудиторией

2 Речевые приемы поддержания внимания аудитории

3 Поза и мимика оратора

4 Жесты оратора

Заключение

Перечень источников


Введение

По многим определениям ораторство – это сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V в. до н.э., когда возникла «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам, которое появилось как ответ на практическую потребность общества. Вопросы общества решались на собраниях, публично слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля; а их предшественники, создавшие первые труды по риторике – это Лисий, Георгий. К числу наиболее прославленных ораторов того времени можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главное оружие.

Безусловным является то, что речь, прежде всего, требует мыслей. Но бесспорно и другое: самая содержательная и интересная речь не будет иметь успеха и не произведет сильного впечатления, если она произнесена серым языком, да еще вяло и скучно. Что говорить - оратору укажет логика на основе точного знания предмета, о котором идет речь. Как говорить - этому учит искусство речи.

Настоящий оратор обязан уметь не только правильно говорить, - он должен владеть мастерством публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно. Речь идет не о том, чтобы уметь убогое содержание прикрывать красивым изложением. Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме. Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением лучших образцов ораторского искусства и литературы в этой области знаний.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувство, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильного впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Истинный оратор должен быть вооружен знаниями принципов и методов, присущих искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Именно поэтому важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она исчезает быстро из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого случиться не может. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа подлинно ораторского искусства. Эта мысль ярко выражена в книге английского автора Р. Гарриса: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок,- это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению» .

Одним из важных аспектов успешного выступления оратора, по мнению специалистов, является установление и поддержание контакта с аудиторией, в том числе с помощью зрительно воспринимаемых элементов речи (позы, жестов). В связи с этим целью работы является рассмотрение наиболее распространенных приемов установления контакта с аудиторией, которые будут полезны любому, кто хочет научиться уверенно выступать перед публикой.


1 ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ С АУДИТОРИЕЙ

Одна из важных составляющих успешного выступления – умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Необходимо, прежде всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. Здесь важно не переиграть. «Американская улыбка» в этой ситуации не уместна. В нашей традиции улыбка не носит дежурного и обязательного характера. Из всего спектра улыбок следует выбрать ту, которая наиболее адекватна случаю. Не меняя выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал. Скользим по лицам, на мгновение задерживаясь на каждом (или почти на каждом). Если удалось поймать доброжелательный взгляд или ответную улыбку, можно сделать едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и вы здесь! Очень рад вас видеть!». Даже если вы видите человека в первый раз в жизни. Так вы протягиваете незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

А если зал большой? А софиты? Тогда зрительный контакт нужно имитировать. Здесь следует вспомнить, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое па. Он ничего не видит под этими прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него.

Сначала мы устанавливаем зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Следует установить зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Далее необходимо дождаться, пока на вас посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора. Установите зрительный контакт с ними. Следует дождаться, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на вас. Это важно для успеха публичного выступления. Можно вообразить, что между вашими глазами и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

Зрительный контакт – это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории: насколько аудитория поняла сказанное (может, нужно что-то повторить); не утомлена ли аудитория (может, нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории вы (или пора сменить оратора).

В установлении и поддержании зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева и справа). Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Почему? Мы не уделяем сидящим там достаточного внимания. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного – 40-45. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

Как выбрать место для выступления таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между оратором и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления оратор будет перемещаться по сцене – подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

Особое внимание следует уделять тем местам, откуда оратор получает сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, вы приобретаете вернейших союзников. Следует подойти ближе и сказать несколько фраз, обращенных, например, к правому краю. Задавая вопросы, необходимо жестом и взглядом показать ожидание ответа от сидящих и в последних рядах. Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, оратор держит в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Оратор может переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрирует, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если он сбился, забыл текст, его бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если же оратор будет продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что он скажет после паузы, даже возрастет.

Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателем .

Психологи определяют контакт как общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателем .

Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности. Ритор и слушатель должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одни вопросы. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакт отсутствует Совместную мыслительную деятельность ученые называют интеллектуальным сопереживанием . Для возникновения контакта важно интеллектуальное сопереживание, т. е. оратор и слушатель должны испытывать аналогичные чувства во время выступления. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывая таким образом ответную реакцию. Внешне контакт проявляется в поведении аудитории. Некоторых ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. В этом случае показателем контакта является тишина. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают в аудитории улыбки, смех, но все прекращается сразу же, как только оратор начинает излагать свои мысли. Тишина может иметь и иное значение. Так называемая вежливая тишина – показатель того, что тема неинтересна аудитории, что слушатели просто не хотят мешать выступающему, не нарушают порядка и вместес тем не работают с оратором, мысленно занимаются другими делами.

Главный показатель взаимопонимания между говорящим и слушающим – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей, рабочая тишина в зале.

Контакт может быть полным или неполным, охватывать всю аудиторию или только ее часть, а также устойчивым от начала выступления до его окончания или неустойчивым, меняться в процессе выступления.

Факторы, влияющие на установление контакта :

1) актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в его освещении, интересное содержание выступления;

2) личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем;

3) особенности аудитории: ее количественный и качественный состав, мотив действий слушателей, их настроение, установки, интересы и т. п.;

4) психология слушателей: аудитория предъявляет к оратору определенные требования и ждет, что он их оправдает. Слушатели должны чувствовать уверенность оратора, его спокойствие и достоинство, твердость и решительность в голосе;

5) внешность оратора. Слушатели являются одновременно и зрителями, поэтому важно уделить внимание и внешнему виду ритора, мимике, жестам, позе, движениям. Все это подвергнется критике со стороны слушателей.

Кроме того, перед оратором стоит важная задача – заинтересовать слушателей, настроить их на восприятие речи, удержать внимание до конца выступления.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как

гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется.

Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез засттавляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

Поза, жесты, мимика оратора.

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание.

Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой.

Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи.

В ораторском искусстве используются:

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения

(овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний:

радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

После ораторского выступления необходим анализ. Прежде всего, для того чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

Заключение

В результате написания настоящей работы можно подвести итоги и сделать следующие выводы: овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта.

Противоречие между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному

противоречию существуют две основные позиции.

Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавелизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения,

но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие – компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более

благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Деловая риторика
(речевая культура делового общения) Учебное пособие Ульяновск 1999 УДК 808.2 ББК 4р(075) М48

Риторика как наука и искусство
Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator

Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно - политическим, социально - бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России X1X - начала XX веков

Деловое общение и его виды
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение

Вопросы
1.Каковы предпосылки зарождения риторики? 2.В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского искусства? 3.Назовите известных вам теоретиков красноречия. 4.Чем о

Задания
1.Используя словари и энциклопедии, («Русский язык. Энциклопедия» (М. , 1998), «Языкознание. Большой энциклопедический словарь» (М. 1998), Ахманова О. С. «Словарь лингвистических терминов» (М. , 19

Понятие о языке и речи
Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним. Язык

Виды речи
Письменная Устная Монологическая Диалогическая Выделяют следующие виды речи: Внешняя Внутренняя Мысль

Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопрово

Виды речевой деятельности
Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст - говорение, письмо, а другие - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие. Таковы составляющие системы нашего

Техника звучащей речи
Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформлен

Вопросы
1.Приведите примеры искусственных знаковых систем. 2.Что такое уровневое представление о системе языка? 3.Какая речь преобладает в современной жизни - письменная или устная?

Задания
1.Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»? Объясните это, опираясь на этимологию (См. : Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М. , 1996;

Понятие о тексте
Текст (от лат. textus - «ткань, сплетение, соединение») возникает и существует только в процессе общения; это речевая единица, воплощение коммуникативного акта; это последовательность вербальных зн

Типы текста
Столетия развития языка, мышления выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для решения задач, которые ставит перед собой говорящий. Поэтому издавна

Композиция текста
Композиция (лат. compositio - «составление, сочинение») - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. Наиболее распространенно

Стили текста
Любой текст можно отнести к тому или иному стилю. Под стилем (от греч. stulos - «палочка для письма») обычно понимают разновидность литературного языка, выполняющую определенную фу

Функциональные стили
«Лицо» каждого стиля определяют доминирующие стилевые черты, характерные языковые средства. Отличительные коммуникативные качества научного

Задания
1.Определите, в каком из писем (жанр разговорной речи) используются характерные признаки книжного стиля: а) «Дорогая Любаня! Вот уже и весна скоро, в скверике, где мы с тобой познакомились

Понятие о литературном языке
Русский национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и социальные диалекты (жаргон), просторечие. Литературный язык

Культура речи и речевая культура
Известный лингвист Е. Н. Ширяев так определяет понятие «культура речи»: «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общен

Правильность речи
Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Расс

Коммуникативная целесообразность речи
К качествам «хорошей» речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту,

Фигуры переосмысления (тропы)
1.Метафораперенос значения по сходствуВсе новые волны молодежи приходят в университет...2.Метонимияперенос по смежностиИз министерства пришла бумага... (т. е. официальный документ)3.Синекдохапере

Поздравления
Поздравляю вас...Позвольте вас поздравитьС праздникомПримите мои поздравленияС праздником васРазрешите вас поздравить Ситуации речевого этикета незамкнуты, открыты, среди них выделяют так

Вопросы
1.Чем различаются и как между собой связаны понятия: культура речи, речевая культура, культура речевой деятельности, культура общения, общая культура? 2.Какие из слов выходят за рамки совр

Задания
1.Читайте тексты, соблюдая орфоэпические нормы. 1.Я товарищей встречал, Различал их за квартал (В. Берестов). К плетню растерянно приникший, Я услыхал в тени вет

Словари и справочники
1.Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М., 19993. 2.Граудина Л. К. , Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. - М. , 1976.

Этапы подготовки и проведения публичного выступления
Публичное выступление -это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как докла

Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступ

Доклад и речь как жанры делового общения
Доклад - это развернутое сообщение на определенную тему с целью сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших практических действий. В докла

Вопросы
1.Что надо учитывать при определении темы выступления? Каковы функции названия ораторской речи? Чем отличается выступление в однородной, немногочисленной аудитории от выступления

Задания
1.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия - менеджер». 2.Какие жесты используют телеведущие? Составьте, по результатам наблюден

Типы речевых актов в деловом общении
В современной теории коммуникации принято выделять 3 класса речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения. Если со стороны собеседника не пред

Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
Очень крупные сделки чаще всего заключаются на таких условиях, которые были лучше поддержаны аргументацией. В качестве ее объектов в деловом мире выступают цена, условия поставки, качество, сроки,

Психологические типы собеседников
П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» (М. , 1983) приводит классификацию возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения. «Вздорный человек («ни

Невербальные средства делового общения
В русской разговорной литературной речи, функционирующей во многих ситуациях служебного общения, словесные и несловесные средства выражения очень тесно связаны. Параллельно с языком используются ми

Пространственные нормы делового общения
Для установления контакта очень полезно учитывать расстояние между собеседниками и объем пространства коммуникации. Для ведения конструктивного диалога надо установить расстояние приблизительно в 1

Вопросы
1.К какому классу речевых актов относятся обещание, разрешение? 2.На какой стадии делового контакта вы будете использовать закрытые, открытые, переломные вопросы? 3.В чем преимуще

Задания
1.Проследите за изменениями в строении реплик - стимулов и установите, какой ответ прогнозирует говорящий в каждом случае: 1)Вы готовы организовать работу базы в выходные дни, если это буд

Деловой разговор и его виды
Любой коллективный труд, сотрудничество начинаются, осуществляются и завершаются посредством разговоров. Они возникают, если в диалоге доминирует согласованность, если участники речевой коммуникаци

Этапы подготовки и проведения деловой беседы
Выделим 3 этапа подготовки и проведения данного вида речевого общения ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Планирование, оценка собеседников и обстановки1.У

Цель и задачи переговоров
Если в процессе общения возникают противоречия, то устранить их можно только 2 способами. Первый способ - негативный. Это конфликт. Второй - позитивный: переговоры. Без них было бы невозможно мирно

Этапы подготовки и проведения переговоров
Структурные элементы каждого этапа переговорного процесса можно представить в виде таблицы: ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Сбор информации.1.Представл

Вопросы
1.В учебных пособиях зарубежных авторов часто приводится ситуация: «Две сестры спорят о том, как разделить апельсин. Каждая приводит аргументы, обосновывающие, что она должна получить если

Задания
1.Попробуйте взглянуть на проблему и предмет коммерческих переговоров глазами оппонента. Представьте, что вы ведете разговор о сдаче в аренду торговой площади. Восстановите рассуждения арендатора.

Цели и задачи общения с представителями прессы
Как справедливо утверждает известный американский имиджмейкер Лиллиан Браун, бизнесмен и пресса нужны друг другу. Деловому человеку средства массовой информации необходимы, если надо быстро распрос

Этапы подготовки и проведения интервью
К этапам данного вида общения относим: ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Определение (совместно с интервьюером, круга проблем разговора1.Приветствие. Уст

Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора
По подсчетам исследователей, на телефонные разговоры тратится до 27% рабочего времени делового человека. Какие действия он совершает, осуществляя этот вид дистантного общения?

Техника речи разговора по телефону
Когда человек говорит с кем - то по телефону, единственным средством выразить себя является его голос. Поэтому необходимо, как и при публичном выступлении, следить за техникой речи: освобождать дых

Правила ведения делового телефонного разговора
1)Рационально снимать трубку при любом звонке. Лучше всего после первого звонка. Если у руководителя есть отдельный кабинет и параллельный телефон, то трубку первой снимает секретарь. Она может дат

Вопросы
1.Почему по телефону часто задают вопросы: «Ты плохо себя чувствуешь?», «Вы спешите?». 2.Л. К. Граудина приводит в своей статье «О современной концепции отечественной риторики и культуре р

Дискуссия как вид спора
Дискуссия (от лат. discussio - «исследование») - это публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление п

Этапы подготовки и проведения дискуссии
Дискуссия в служебном взаимодействии - это, как правило, организованный спор: он планируется, готовится, а затем анализируется. Охарактеризуем следующие основные структурные элементы дискуссии:

Правила ведения спора
1.Начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение собеседника действительно противоречит вашему. 2.Вначале приводите только сильные доводы, а о слабых говорите после и как б

Анализ дискуссии
Последний, заключительный этап рассматриваемого речевого жанра предусматривает тщательное осмысление процесса общения. Для этого можно использовать такие вопросы: 1.Что обсуждалось и что д

Задания
1.Сделайте письменный анализ одной из телепередач, построенной в форме дискуссии. 2.Определите свое отношение (совершенно согласен, согласен, не могу определиться, не согласен, совершенно

Совещание как вид организации делового общения группы
Деловое совещание (собрание) - устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива). В этом виде общения сочетаются различные жанры: ораторский монолог (вступительное и

Этапы подготовки и проведения собрания
Собрание - это групповое общение, которое управляется, организуется. Его успех на 90% зависит от подготовки, обдумывания структурных элементов коммуникативного этапа и последующей оценки и самооцен

Протокол совещания
Протокол совещания - это первичный официальный документ, на основании которого руководство вправе требовать от работников выполнения порученных им заданий. Секретарь фиксирует в пр

Пресс - конференция
Пресс - конференция - это вид взаимодействия делового человека с представителями прессы, аккредитованными своими редакторами с целью получения нужной информации. Поводы устройства пресс -

Список цитируемой литературы
1.Лихачев Д. С. О речевой культуре // Слово лектора. - 1989. - № 4. 2.Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13т. - М. , 1954, т.6. 3.Якокка Л. Карьера менеджера. - М. , 199