Понятие о представлении. Функции представления и их сущность

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Ощущение, восприятие, представление"

План

1. Введение.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Воссоздание действительности в сознании человека начинается с ощущений, которые проявляются при воздействии соответствующих раздражителей на рецепторы анализаторов.

Личность реализует себя в деятельности, возможной в следствии познания ею окружающей среды. Ведущей ролью во взаимодействии человека с окружающим его миром являются свойства личности, ее установки, мотивы. Также, все психические явления есть отражение действительности, составляющая регуляции деятельности. Начинается регуляция деятельности на уровне восприятия и ощущения - с психических познавательных процессов.

Ощущения, представления, восприятия принадлежат к чувственным формам познания. Чувственное отражение у человека неизменно связано с мышлением, логическим познанием. Единичное в чувственном познании человека имеет отражение в выражении общего. В чувственном познании особо важную роль играют слово, язык, изначально выполняющие функцию обобщения. Также, логическое познание, осуществляется на показателях чувственного опыта, на восприятии, ощущениях, представлениях, памяти.

В общем процессе познания происходит непрекращающееся взаимодействие всех познавательных процессов. Ощущения являются основой для наиболее сложных познавательных процессов - представление, восприятие, воображение, мышление, память.

Следовательно, только через ощущения мы можем узнать о каких-либо формах движения. Ощущение - это простейший психический процесс, который далее уже не разделяется. Ощущениями передается сила влияющих на человека раздражителей и объективные качества предмета.

2. Понятие ощущения, виды, физиологическая основа ощущений.

Ощущение - это выстраивание образов сепаратных свойств предметов окружающей среды в процессе естественного взаимодействия с ними.

Сенсорная организация личности является ординаром развития обособленных систем сенситивности и потенциальность их объединения. Сенсорные системы — это органы чувств человека, принимающие его ощущения, в которых на смену ощущениям приходит восприятие. Важной особенностью сенсорной организации личности является ее формирование в течении всего жизненного пути. Сенситивность дается человеку с рождения, но ее развитие зависит от желания, обстоятельств и усилий самой личности.

Ощущение является общебиологической особенностью живой материи — сенситивности. Ощущение также является проводником психической связи с внутренним и внешним миром. Информация обо всех проявлениях внешнего мира поставляется в мозг именно через ощущения. Подобным образом посредством ощущений смыкается петля получающая обратную связь о протекающем состоянии организма, как физическом, так, отчасти, и психическом. При помощи ощущений человек узнает о движении, вкусе, цвете, запахе, звуке, о состоянии своих внутренних органов. Из данных ощущений формируется всецелое восприятие предметов, мира. В сенсорных системах личности протекает первичный когнитивный процесс, а на его основе создаются наиболее сложные по своему строению когнитивные процессы: представления, мышление, восприятия, память. Первичный когнитивный процесс является простым, и в тоже время, он собственно и есть основа психической деятельности, только через «входы» сенсорных систем направляется в сознание человека суть окружающего мира.

После того, как мозгом получена информация, итогом ее обработки оказывается выработка ответной стратегии, которая направлена, к примеру, на повышение физического тонуса, усиление сосредоточения внимания на данной деятельности, установление настройки на скорейшее вступление в умственную деятельность. В целом, встречное действие или разработанная стратегия в каждом из моментов времени есть лучший выбор из различных вариантов, которые доступны личности на тот момент, когда она принимает решение. Но также ясно, что число доступных вариантов и качество выбора различаются для разных личностей и зависят, к примеру, от: - психических свойств личности; - отчасти физического состояния; - стратегий взаимоотношений с окружающей средой; - уровня сформированности и организации высших нервных процессов; - опыта, существовании требуемых сведений в памяти, вероятности их извлечения.

Физиологический механизм ощущений - это деятельность нервных аппаратов — анализаторов. Анализаторы разделяют на три части: рецептор — часть анализатора, которая воспринимает, преобразовывает; центральная часть анализатора (проводимые или сенситивные нервы); корковые части анализатора, перерабатывающие нервные импульсы. Каждому рецептору соответствует свой участок корковых клеток. Специализация любых органов чувств построена не только на индивидуальности построения анализаторов-рецепторов, но и на специализации нейронов, входящих в группу центральных нервных аппаратов к которым поступают сигналы, принимаемые периферийными органами чувств. Анализатор является активным приемником энергии, он инстинктивно изменяется под воздействованием раздражителей.

Ощущение можно описать при помощи нескольких характерных ему особенностей. Основные особенности ощущений - качество, длительность, интенсивность, пространственная локализация.

Качество является своеобразной особенностью этого ощущения, которая делает отличие его от других форм ощущений и видоизменяется в рамках определенного вида.

Качества зрительной модальности - насыщенность, цветовой тон, яркость.

К качествам слуховых ощущений относят высоту, тембр, громкость.

К качествам тактильных ощущений - шероховатость, твердость и пр.

Особо распространённой считается классификация ощущений по виду (модальности) раздражителя. Модальность значится квалитативной характеристикой, в которой проявляется своеобразность ощущения как простейшего психического сигнала, что отличает его от нервного сигнала.

Обусловлено от констелляции рецепторов ощущения разделяют на три группы. Первая группа - это ощущения, связанные с рецепторами, которые находятся на поверхности тела: вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, кожные - экстероцептивные ощущения. Вторая группа - это интероцептивные ощущения, они связанны с рецепторами, которые находятся во внутренних органах. Третья группа - статические и кинестетические ощущения, их рецепторы расположены в связках, сухожилия, мышцах - проприоцептивные ощущения.

Ощущения различают соответственно модальности анализатора. Дистантные - зрительные, слуховые, и контактные - это ощущения вкусовые и осязательные.

Всякий рецептор отвечает на конкретный тип раздражителей. Выделяются такие виды ощущений: - зрительные, которые возникают под воздействием на сетчатку глаза световых лучей; - слуховые, которые возникают в следствии создания звуковых волн музыки, шума, речи; - вибрационные - это способность улавливать колебания упругой среды - воздух, вода, земля, предметы, это одна из разновидностей слуховой сенситивности, у человека она слабо развита, но используется летучими мышами, дельфинами - ультразвук, эхолокация; - обонятельные — ощущения, которые передают запахи окружающих предметов; - вкусовые; - кожные - это ощущение прикосновения, болевые, температурные.

Ладони, кончики пальцев и губы весьма сенситивны к прикосновению, ими человек осязает. Хорошо видны и слышны другому человеку болевые ощущения, которые отличаются сильной эмоциональной окраской. Чувствительность к температуре отличается, на каждом участке тела ощущения различны: к холоду спина более чувствительна, чем грудь. В зависимости от состояния организма и психики человека возникают псевдо- ложные ощущения, т.е. галлюцинации - раздражителя нет, а ощущение присутствует - мираж, видения, бред, голоса, и т. п.

Проприоцептивная чувствительность. Кинестетические ощущения - это ощущение движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестетических ощущений находятся в сухожилиях и мышцах. Ирритация в этих рецепторах происходит в следствии влияния сокращения и растяжения мышц.

Большая часть двигательных рецепторов располагается в пальцах рук, губах и языке, потому как данные органы необходимы для осуществления точных и тонких рабочих и речевых движений. Работа кинестетического анализатора способствует координированию и контролированию своих движений.

Речевые ощущения сформировываются с младенчества и до школьного возраста человека. При изучении иностранного языка нужна выработка речевых ощущений, несвойственных родному языку.

Вестибулярное чувство. Гравитационная, или статическая, сенситивность передает положение тела человека в пространстве. Ее рецепторы находятся в вестибулярном аппарате внутреннего уха: вестибулярные мешочки и полукруговые, преобразовывают сигналы о силе тяжести и релятивном движении, и посылают их в участок коры височной области и мозжечок. Частая и резкая изменчивость положения тела релятивно плоскости земли - морская качка, качание на качелях - возникает головокружение — морская болезнь.

3. Понятие восприятия, типы, физиологическая основа восприятия.

Восприятие - процесс сформирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, напрямую влияющего на анализаторы.

Как показывают исследования психофизиологов, восприятие есть сложный процесс, который требует обширной аналитико-синтетической работы. Потому восприятие вернее будет обозначить как воспринимающую деятельность человека. Результат данной деятельности - это целостное представление о предмете, с которым человек сталкивается в повседневной жизни.

Значимым в восприятии является желание воспринимать предмет, осознание обязанности или необходимости воспринять его, волевые усилия, которые направленны на улучшение восприятия, настойчивость, которую человек в данных случаях проявляет. Следовательно, в восприятии предмета реального мира участвуют направленность, в данном случае желание, и внимание.

Физиологическую основу восприятия составляют процессы, которые проходят в нервных волокнах, центральной нервной системе, органах чувств. Под воздействием раздражителей в окончаниях нервов, которые имеются в органах чувств, происходит нервное возбуждение, по проводящим путям направляется к нервным центрам и, в результате, к коре головного мозга. В коре головного мозга возбуждение попадает в проекционные, или сенсорные, зоны коры, представляющие собой центральную проекцию нервных окончаний, которые имеются в органах чувств. Далее происходит формирование определенной сенсорной информации, что зависит от связи проекционной зоны с каким-либо органом.

Механизмом возникновения ощущений и является рассмотренный выше механизм. Формирование ощущений в действительности происходит на уровне рассмотренной схемы. Таким образом, ощущения можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Физиологические механизмы восприятия вступают в процесс создания целостного образа на этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где завершается создание образов явлений реального мира. Потому интегративные зоны коры головного мозга, которые завершают процесс восприятия, нередко называются перцептивными зонами. Функция перцептивных зон имеет значительные отличия от функций проекционных зон.

Тесная связь восприятия с эмоциональными переживаниями, различными мыслительными процессами, двигательной деятельностью еще более усложняет его физиологическую основу. В виду этого, нервные возбуждения, которые вызваны внешними раздражителями, начинаются в органах чувств, перенаправляется в нервные центры и охватывая различные зоны коры, и взаимодействуют с иными нервными возбуждениями. Все эти линии возбуждения, которые взаимодействуют меж собой, широко охватывают разные зоны коры, и являют собой физиологическую основу восприятия.

Временные нервные связи, которые обеспечивают процесс восприятия, представлены в двух видах: межанализаторные и образуемые в пределах одного анализатора. Первый вид возникает при влиянии на организм комплексного раздражителя единой модальности. Нервные связи основываются в ответ на раздражители и на их отношение - временное, пространственное. В следствии чего, в коре больших полушарий протекает процесс объединения - сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, которые образуются при влиянии комплексного раздражителя, - это связи в пределах различных анализаторов. Сеченов И.М. объяснил их возникновение наличием ассоциаций - зрительные, двигательные, осязательные и пр. Ассоциациям обязательно сопутствуют слуховые образы слова, при помощи которого восприятие обретает целостный характер. Следовательно, фундаментом непростого процесса выстраивания образа восприятия являются системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые способствуют улучшению условий видения раздражителей и учету взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Основные свойства восприятия - это целостность, апперцепция, предметность, структурность, активность, константность, осмысленность.

Предметность восприятия - это умение отображать явления и объекты реального мира в виде отдельных предметов. К тому же, предметность не врожденное свойство восприятия, становление и усовершенствование данного свойства протекает в процессе онтогенеза - с первого года жизни ребенка.

Целостность. Ощущением отражаются отдельные свойства предмета, восприятие же, наоборот, способствует созданию целостного образа предмета. Он базируется на обобщении принимаемой в виде разных ощущений информации о парциальных свойствах и качествах предмета. Составные части ощущения столь прочны меж собой, что единый сложный образ предмета создается даже при непосредственном действии только отдельных свойств или отдельных частей объекта. Возникновение этого объекта происходит условнорефлекторно через связи между различными ощущениями.

С целостностью восприятия связывают и его структурность. Эта особенность заключается в том, что восприятие в большей мере не есть проекция мгновенных ощущений человека и не есть простая их сумма. Человек воспринимает практически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, формирование которой занимает некоторое время.

Следующее свойство восприятия - константность. Константностью является релятивное постоянство некоторых свойств предметов при смене условий их восприятия. С помощью свойства константности, которое проявляется в праксисе перцептивной системы компенсирующего изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие его предметы как релятивно постоянные. В значительной степени константность заметна при зрительном восприятии формы, величины предметов, цвета. Так, константность восприятия цвета содержится в относительной неизменности видимого цвета при смене освещения.

Также, восприятие обусловлено самим субъектом. Воспринимается не ухо и глаз, а определенный живой человек. Потому в восприятии всегда отражаются особенности личности человека. Обусловленностью восприятия от общего содержания психической жизни человека называют апперцепцией.

Проявление искаженного или ошибочного (ложного) восприятия - это иллюзия восприятия. Иллюзии наблюдают в различных видах восприятия - зрительное, слуховое и др. Характерность иллюзий распознается субъективными причинами - направленность, установка, эмоциональное отношение, а также физическими явлениями и факторами - положение в пространстве, освещенность и пр.

Еще одно свойство восприятия - его осмысленность. Восприятие создается при прямом действии раздражителя на органы чувств и перцептивные образы всегда несут определенное смысловое значение. Восприятие человека находится в тесной связи с мышлением. Связь восприятия и мышления проявляется в сознанном восприятии предмета, т.е. мысленно назвать его - причислить к определенному классу, группе, связать с определенным словом. Даже при рассмотрении незнакомого предмета человек пытается определить в нем схожесть с иными предметами.

В основании одной из классификаций восприятия расположены различия в анализаторах, которые принимают участие в восприятии. В зависимости от того, какой анализатор исполняет в восприятии важнейшую роль, различают слуховое, зрительное, кинестетическое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

Как правило, восприятие является итогом взаимодействия ряда анализаторов. Кинестетические ощущения в разной степени участвуют во всевозможных видах восприятия, например, осязательное - наблюдается участие тактильного и кинестетического анализаторов. Также и в зрительном, слуховом восприятии - наблюдается участие кинестетического анализатора. Различные виды восприятия довольно редкостно встречаются в чистом виде. Как правило, они соединяются, и в итоге создаются сложные виды восприятия.

В основании другой классификации типов восприятия пролегают формы наличия материи: движение, пространство и время. В связи с данной классификацией выделяют восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.

4. Понятие представления, виды, физиологическая основа представления.

Представление является наглядным образом предмета, который воспроизводится в воображении по памяти. Образы представлений не столь яркие и детальные, в сравнении с образами восприятия, но в них отражается репрезентативность данного предмета.

Представления - это конкретные образы явлений внешнего мира, предметов, их свойств, ранее воспринимаемые человеком и затем возникающие в его памяти. Основу представлений составляет предыдущий опыт человека - всякое представление является в различной своей части восприятием.

Образы восприятия неизменно имеют наглядный характер: в них отражаются внешние свойства явлений и предметов при их воздействии на органы чувств человека. Как и восприятия, представления имеют наглядный характер, отражая внешние свойства предметов, которые человек познавал в предыдущем опыте.

Но между восприятием и представлением есть некоторые различия.

Представления есть образы явлений и предметов, которые хранятся в памяти человека, при их отсутствии - явления и предметы не влияют непосредственно на органы чувств;

Представления не такие яркие и четкие, как восприятия, к примеру, представление увиденного когда-либо дерева бледнее, чем его восприятие - оно менее отчетливо в своих размерах, формах, деталях, красках.

Представления отличает изменчивость - свободно меняется форма, цвет, размер представляемого предмета. Только что увиденный красный карандаш с круглым черенком человек может представить синим шестигранным

Представления, в сравнении с восприятиями, являются в большей степени обобщенными образами предметов, в них первичную роль играют схожие особенности предметов этого класса. К примеру, когда человеку нужно представить тополь, а не кедр, в его представлении отражаются соответствующие тополю особенности коры, ствола, формы листьев. Это обобщенный и одновременно наглядный образ тополя, образ не какого-либо дерева, а именно тополя. Иногда, при необходимости, в представлении отображается и единичный предмет, но большее количество представлений, которыми владеет человек в своем сознании, как правило, есть обобщенные наглядные образы действительности.

Физиологической основой представлений являются процессы, которые происходят только в корковых частях анализаторов; рецепторы при представлениях не функционируют.

В основании представления пролегает восприятие объектов, которое имелось в прошлом. Выделяют несколько типов:

Представления памяти - возникшие на основании восприятия в прошлом какого-то явления, предмета;

Представления воображения.

Представления характеризуют:

Наглядность - чувственные наглядные образы действительности, в этом проявляется содержание их сходства с образами восприятия;

Фрагментарность - представления имеют пробелы, некоторые признаки и части представлены очень смутно, иные - ярко, а в третьем случае наблюдается их отсутствие;

Непостоянство и неустойчивость - какой-либо вызванный образ, предмет или чей-то образ, сотрется из сознания, даже, если человек постарается его сберечь.

Представления — это не только наглядные образы действительности, а чаще обобщенные образы, в этом и есть их схожесть в понятиях.

Представление, как и любые иные познавательные процессы, исполняет некоторые функции в регуляции психического поведения человека. Исследователи выделяют три важные функции: регулирующая, настроечная и сигнальная.

Сутью сигнальной функции представлений является отражение образа предмета, который до этого момента влиял на органы чувств человека, а также разнообразной информации о данном предмете, преобразующуюся при влиянии конкретных воздействий в систему сигналов, которые ответственны за поведение.

Регулирующая функция представлений плотно связана с их сигнальной функцией и находится в отборе нужной информации о явлении или предмете, который раньше воздействовал на органы чувств человека. При этом выбор делается не абстрактно, учитываются реальные условия намеченной деятельности. С помощью регулирующей функции актуализуются как раз те стороны, к примеру, двигательных представлений, на основании которых с большим успехом разрешается установленная задача.

Настроечная функция - проявляется в ориентировании деятельности человека обусловленной характером влияния окружающей среды. Настроечная функция представлений занимается обеспечением определенным тренирующим эффектом двигательных представлений, что содействует сформированности алгоритма нашей деятельности.

Обычно выделяются слуховые, зрительные, кинестетические, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические и температурные виды представлений.

Также, все представления различны по ряду проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления - создаются самопроизвольно, без активирования памяти человека.

Произвольные представления - создаются у человека при волевом усилии, в ориентации на поставленную цель.

Представления - это важнейшая форма субъективного отражения объективного мира. Они представляют собой наиважнейшую ценность в деятельности человека и его жизни. Если нет представлений, то содержимое его сознания имело бы ограничение лишь наличествующими восприятиями, было бы отражение образов предметов, непосредственно действующих на него в каждом текущем моменте.

С помощью содержащихся в них звеньях обобщения представления служат промежуточной ступенью от ощущений к мышлению, от конкретных образов к абстрактным понятиям.

Также, с помощью свойственной им широкой изменчивостью, которая допускает выстраивание новых образов, представления являются необходимой и значимой ролью в творческой деятельности человека.

5. Заключение.

Важнейшая роль ощущений состоит в быстром и своевременном доведении до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью, информацию о состоянии внутренней и внешней среды, присутствии в ней биологически важных факторов.

Жизнь человека многогранна и сложна. Ее проявление видно через значительную цепь важных процессов. Условно их разделяют на деловую и социальную активность, медицину, культуру, спорт, межличностные отношения, общение, исследовательскую и научную деятельность, отдых и развлечения.

Таким образом:

Ощущение есть отражение индивидуальных свойств предметов, которые влияют на органы чувств;

Восприятие - очень сложный, и одновременно единый процесс, который направлен на познание того, что в данный момент имеет воздействие на человека;

Представление - это психический процесс отражения предметов, явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основании прежнего опыта человека.

Полноценное протекание вышеперечисленных процессов проблемно, а порой даже нереально вообразить без участия всех органов чувств человека. Потому нужно произвести оценку роли ощущений в жизни человека, поскольку иногда эти сведения помогают в организации успешного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

6. Список литературы.

1. Л.С. Выготский, Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

2. С.Л. Рубинштейн, Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.; Питер, 2007. - 713 с. - (Серия «Мастера психологии»).

3. А.Н. Леонтьев, Лекции по общей психологии. - М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. - 511 с.

4. Н.Ю. Дмитриева, Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 128 с.

5. М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова, Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, которые образовались при восприятии предметов или явлений. Представьте слона, рассмотрите этот образ. На этом примере выделим свойства представлений: нестереоскопический характер – образы выглядят как плоские картины; детали неравномерно ясны в пространстве, представление неполно, фрагментарно; схематичность; текучесть, динамичность – образ сложно удержать неподвижным; призрачность образов, прозрачность, сквозь них просвечивает реальность.

Вопрос 4. Виды представлений

А. Ричардсонобъясняет, что в зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за которыми стоят абстрактные понятия. Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку Б.Г. Ананьева: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические представления. Уточним, что органические представления – это представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела.

В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представления о пространстве и представления о времени. Обычно и те и другие являются полимодальными (включают данные многих модальностей), но можно выделить отражение пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

Ж. Пиаже предложил классификацию образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие). Каждый из них может быть: статическим (представление о неподвижном объекте); кинетическим (представление о видах движения); преобразующим (преобразование объектов).

Также представления классифицируют в зависимости от участия волевого усилия в возникновении представления: произвольные представления (прилагаем волевые усилия) и непроизвольные (представления актуализируются в нашем сознании без волевого усилия).

Могут быть единичные представления - они отражают конкретные предметы и явления в конкретной обстановке (например, преподаватель представляет лицо конкретного ученика на занятии); общие представления отражают черты, общие для многих сходных предметов, т.е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы; наиболее обобщены схематические представления, которые являются ступенью перехода познания человека от чувственного к абстрактно-логическому отражению реальной действительности.

Вопрос 5. Характеристика процесса представливания

Процесс представливания обычно понимается в двух смыслах: как создание образов - представлений и как оперирование ими. В этих случаях представления приобретают динамический характер. Можно говорить об изменении представлений во времени и в пространстве. С течением времени представление может насыщаться деталями, обобщаться, становиться более схематичным, ярким и отчетливым или смутным и неотчетливым. В пространстве с образами - представлениями можно совершать операции: мысленное вращение, масштабные преобразования, перемещения объектов, комбинирование частей объекта, приращение, разбиение и др.

Понимание представливания как процесса оперирования образами - представлениями предполагает в этом процессе наличие отдельных мыслительных операций. И.С. Якиманская полагает, что все мыслительные операции можно разбить на три группы: 1) изменение в процессе представливания положения объекта или его частей (мысленное вращение, группировка, перемещение объектов и т.п.); 2) изменение в процессе представливания структуры объекта (масштабные преобразования, группировка объектов и т.п.); 3) одновременные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование и т.п.).

Представление

Ключевые понятия

Представление;

виды представлений;

зрительные, слуховые и двигательные представления;

общие и единичные представления;

произвольные и непроизвольные представления;

первичные и вторичные образы;

свойства образов представления

Прочитав эту главу, вы сможете

П онять сущность представления.

О пределить виды

и функции представлений.

У знать, чем образы представлений

отличаются от образов восприятия и памяти.


Представление

Понятие, свойства и функции представлений

Представление – это психический процесс отражения в сознании человека объектов окружающей действительности, чувственно-наглядные образы которого сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. В повседневной жизни под представлением понимают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся «мысленному взору». Представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия.

Обычно представления характеризуют как бледные и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные внутренние образы. В. Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами, как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления.

После того, как Дж. Уотсон назвал их «призраками ощущения», представления постепенно утратили свою привлекательность в качестве объектов исследования. Вновь интерес к ним возник в 60-е – 70-е гг. XX в. в работах по проблемам научения, восприятия, мышления и смыслообразования, выполненных в когнитивной парадигме.

Наиболее полно в современной психологии исследования представлений представлены в книге Ф.А. Йейтс «Искусство памяти». По ее мнению, представления играют важную роль в мнемотехнике, когда приемы запоминания основываются на внутренних образах уже известных событий. Представления также изучают в нейропсихологии. Так, при исследовании расщепленного мозга было обнаружено, что правое полушарие сильнее вовлечено в обработку визуальных форм и структур по сравнению с левым полушарием, а также то, что мысленное обращение фигуры испытуемыми занимает приблизительно такое же время, какое потребовалось бы для осуществления ее реального вращения.

Б.Р. Бугельски приводит результаты исследования запоминания образных слов и слов, имеющих высокий индекс значения. Было обнаружено, что слова с высокой образностью заучиваются быстрее и дольше удерживаются в памяти человека.

Вместе с тем, сущность представлений по-прежнему вызывает сомнения, а их использование в практической деятельности опережает возможности теоретических и эмпирических исследований. Предмет собственно представлений трудно определить, он «размыт» в психологии восприятия, памяти, мышления и воображения. Как утверждает Е.Б. Старовойтенко, представления, называемые по их близости к перцептам «вторичными образами», существуют во множестве форм, приближающихся, с одной стороны, к сенсорно-перцептивным феноменам, а с другой – к феноменам мышления.

Таким образом, в широком смысле термин «представления» включает в себя собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации. По А.М. Шахнаревичу и Н.М. Юрьевой, представление – субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. Они характеризуются образностью, функциональной компенсаторностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью.

Свойства и функции представлений. Представлениям присущи следующие основные свойства: наглядность, неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия в связи с утратой непосредственности отражения.

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная еще Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследованиями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены» (Веккер, 2000). Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удержать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он будет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления не возникает сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей, постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». Неустойчивость. По своей сущности как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она, хорошо известная каждому по собственному опыту, заключается в колеблемости и текучести его компонентов.

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает В.С. Кузин (1999), представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, являясь обобщением конкретного предмета (или явления), одновременно может быть обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Л.М. Веккер рассматривает представление как вторичные образы, как следующий шаг продвижения первичных (сенсорно-перцептивных) образов к образам вторичным, извлеченным из памяти. Вторичные образы воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент не воздействующие на рецепторную поверхность анализатора.

Этот переход диктуется как всей логикой предшествующего анализа, так и местоположением вторичных образов в системе психических процессов. Представления есть необходимое посредствующее звено, составляющие «специально человеческий» уровень психической информации.

Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, то есть в данный момент совершающегося, отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность аперцепции, то есть образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.

Такие эталоны, по Л.М. Веккеру, и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков. Исследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями, как при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей. Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием непосредственно действующего объекта, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Поэтому из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей» структурой.

В качестве необходимой эмпирической базы теоретического осмысления эмпирических характеристик вторичных образов Л.М. Веккер предложил выделять их первичные и производные свойства (Рис. 2.1).

Первичные свойства
Пространственно-временная структура Сдвиги в воспроизведении модальностей Сдвиги в воспроизведении интенсивности
Производные свойства
Неустойчивость Фрагментарность Обобщенность

Рис. 2.1. Эмпирические характеристики вторичных образов

К пространственным компонентам он относит панорамность, взаимообособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин и преобразование геометрической формы в топологическую схему.

Феномен пространственной панорамности был обнаружен в исследованиях Ф.Н. Шемякина и впервые обозначен этим термином в работах Б.Ф. Ломова. Он означает, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы. Так, представление об отдельном объекте может охватывать те компоненты или стороны последнего (например, те стены комнаты и те грани куба), которые при непосредственном восприятии находятся за пределами поля зрения.

В отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, допускающее, однако, из взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры («пустое пространство»).

Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах: 1) в не сохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаковском или Казанском соборе, как это показано в работах Б.Г. Ананьева); 2) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива в особенности размеров отдельного объекта.

Что касается, преобразования геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе, то оно выражается в определенной схематизации образа, описанной Б.Ф. Ломовым.

В связи с влиянием структуры представления на процесс узнавания и на организацию моторного акта. Доминирование топологической схемы над геометрической формой обнаружено в исследованиях Н.А. Бернштейна. Поэтапность и многоуровневый характер такой «топологизации формы» в представлении выявлены в экспериментах М.В. Лещинского.

К временным компонентам вторичных образов относятся симультанность, сдвиги в отображении длительности и прочность в отображении последовательности.

Симультанность, или «временная панорамность», представлений заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру. Так, по Б.М. Теплову, слуховые музыкальные представления воспроизводят не последовательное развертывание, а одновременно-целостную структуру музыкального произведения.

Данные о совершающихся во вторичном образе сдвигах в воспроизведении длительности обобщены С.Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка: «чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется».

Что касается третьей временной характеристики – большей прочности сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью, то она в скрытом виде содержится в тех же фактах, которые обобщены в законе заполненного временного отрезка: зафиксированные в нем сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная последовательность сохраняется гораздо полнее.

Особенности модальных характеристик вторичного образа (очень мало изученные и выявленные преимущественно для зрительных цветовых представлений) заключается в том, что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам восприятия цвета в затрудненных условиях. Образ смещается в сторону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают в зависимости от длительности хранения образа.

Хотя степень яркости вторичного образа может быть различной, в среднем представление по сравнению с сенсорно-перцептивным образом отличается значительно меньшей яркостью. По сути дела эти изменения интенсивной характеристики имеют ту же самую тенденцию, что и сдвиги модальных характеристик. И те, и другие преобразуются в том же направлении, что и соответствующие характеристики первичных образов в затрудненных условиях их формирования, при наложении помех. Интенсивностные характеристики вторичных образов, как и первичных, становятся более бледными.

За этой подгруппой первичных характеристик, как в случае перцептивных образов, следует вторая подгруппа эмпирических характеристик вторичных образов. В нее входят характеристики, представляющие собой результат перестройки и специфическую модификацию первичных в своей основе общих для всякого образа параметров соответственно его данной конкретной форме: неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Производный характер второй подгруппы характеристик по отношению к первичным эмпирическим характеристикам представления выражается в том, что неустойчивость, фрагментарность и обобщенность, как и их перцептивные аналоги: константность, целостность и обобщенность, охватывают все три первичных параметра вторичного образа: пространственно-временную структуру, модальность и интенсивность. Неустойчивость выражается в колебании не только пространственных компонентов образа, но и его модальных характеристик, например, «мерцание цвета» в представлении и колебание яркости. Фрагментарность также проявляется в выпадении как пространственно-временных компонентов образа (частей или деталей фигуры или фона), так и его модально-интенсивностных характеристик (оттенков цвета, тембра или специфических особенностей воспроизведения механических свойств в осязательном представлении). Такой же тройственный состав имеет и обобщенность представлений, которая обнаруживает себя как «портрет» не только класса фигур, но и класса качественно-модальных (цветов, тонов, проявления упругости) и интенсивностно-энергетических (яркость, сила) свойств.

Все эти три характеристики – неустойчивость, фрагментарность и обобщенность – являются, таким образом, действительно выражением модификаций первичных параметров представления.

Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы в деятельности человека. Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-то действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге, что бы снять психическую напряженность или даже болевые ощущения. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Виды представлений

В качестве оснований для классификации представлений выступают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа, степень обобщенности образов, волевые усилия, информированность индивида об объекте представлений, продолжительность сохранения его образов.

По виду анализаторов принято выделять зрительные, слуховые и двигательные представления. Зрительные преставления воспроизводят параметры объекта, его форму, габариты, цвет. Вместе с тем, в зрительных представлениях, как правило, образ объекта отражает один какой-либо его параметр. Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов.

Качество этих образов во многом обусловлено предыдущим опытом или характером профессиональной деятельности человека. Двигательные представления всегда сопровождаются сокращением соответствующей группы мышц. Если нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Такой синтез образа представления и движения мышц имеет место в так называемых идеомоторных актах, сущность которых заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Основания для классификации представлений
Вид анализатора Степень обобщенности образов Наличие волевых усилий Информированность индивида об объекте представления
Зрительные Слуховые Двигательные Общие Единичные Произвольные Непроизвольные Памяти Воображения

Рис. 2.2. Классификация представлений по различным основаниям

По объему наблюдений, степени обобщенности образов различают единичные и общие представления. Можно представить себе лес или отдельно растущее дерево в этом лесу.

Произвольные и непроизвольные представления различаются по степени выраженности волевых усилий при создании образа представления. Образ представления может возникнуть помимо нашего желания, например иллюстрация в книге. Произвольные представления, напротив, могут потребовать от человека определенных волевых усилий, аналогичных процессам припоминания.

По информированности индивида об объекте представления выделяют представления памяти и воображения. Представления памяти возникают как извлечение образа, в то время как представления воображения формируют образ объекта (в этом случае мы употребляем глагол «вообразить» в смысле «представить»).

Представления отличаются индивидуальными особенностями, у человека может быть ведущий вид представления или несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в онтогенезе недостаточно изучена. Считают, что первые представления появляются в полтора года; к двум годам быстро развиваются слухо-двигательные и речевые представления; к пяти – шести годам развитие получает свойство наглядности представлений. Развитие представлений у взрослого человека, как мы уже говорили, во многом обусловлено его профессиональной деятельностью.


Похожая информация.


Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.

Сигнальная функция представлений становится наиболее действенной при появлении динамического стереотипа корковых процессов. Считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, И. П. Павлов показал, что они складываются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществлении движений.

Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.

Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Действенность этой функции состоит в обеспечении определенного тренирующего эффекта двигательных представлений.



Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы.

Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления. Само представление с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы.

2.7. Виды представлений

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы.

Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзажа), слуховые (представления мелодии), обонятельные («ощущение» запаха эфира), осязательные (представление предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений тела при совершении прыжка) и др.

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника – зрительный, у композитора – слуховой, у спортсмена и балерины – двигательный, у химика – обонятельный и т. д.

Представления различаются по степени обобщенности.

Представления бывают единичными и общими в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

Представления различаются по степени проявления волевых усилий.

Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления – это целевые представления, возникающие у человека под воздействием волевых усилий.

Представления различаются по продолжительности.

Оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС для выполнения элементов своей сложной деятельности необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого появилась на дисплее локатора.

Кратковременные представления – это представления, очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и забыть.

Долговременные представления – представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.

8. Сущность внимания

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Физиологические основы внимания. Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, доминирующего над остальными частями коры. В результате этого осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Свойства внимания

Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания – это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Вилы внимания

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в которых он осуществляется.

Преднамеренное (произвольное) внимание – это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание – это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью, и только с помощью значительных усилий человек повышает его интенсивность.

Статическое внимание – это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание – это внимание, вызываемое внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, а также его динамичность.

Интенсивность раздражения заключается в подавляющем действии объекта внимания человека на его сознание (например, более сильный звук, более яркий план), которое активизирует психику.

Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.

Резкая смена, динамичность объекта, наблюдаемая при сложных и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кинокартины и т. п.), также всегда вызывает особое внимание.

9. Сущность памяти

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти.

Запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания психики.

Узнавание – сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

Различают следующие виды памяти:

Наглядно-образную память – на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. п. образы.

Словесно-логическую память – на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательную память – на движения.

Эмоциональную память – на переживания.

Кроме того, в зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память – это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

Физиологической основой памяти являются следы имевших место ранее нервных процессов, сохраняющиеся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет на ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение повторяющихся нервных процессов, а также делают возможным их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а в процессе функционирования памяти они представляют собой лишь «следы» ранее имевших место нервных процессов.

Воображение

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

● вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой – как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

● изменения величины объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

● соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов частей или элементов и создание таким путем мысленного образа нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

● конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

● мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

● переноса этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

● мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящего к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (персонажи народного эпоса, сказок);

● создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сход ных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. уже наделены чертами, типичными для представителей той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Физиологическую основу воображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие постоянную «базу» воображения.

Вилы воображения

Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:

1) ярким, живым, конкретным характером; сознание человека в этот момент наполнено также многими деталями и частностями, которые оно рисует, опираясь на прошлый опыт;

2) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, когда воображение не останавливается на частностях, а рисует образы в самых общих чертах);

3) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

4) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь достовернее, вместе с тем не просто фотографически ее копируют, а создают художественные образы, в которых она правдиво отражается в наиболее ярких и обобщенных чертах. В этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, результаты его личного осмысления жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда раньше не видел. Например, он никогда не бывал на море, но, прочтя описание его в книге, может представить море в более или менее ярких и полных образах.

Особенности мышления

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе.

И. П. Павлов

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями;

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и обязательно на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое созерцание внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе различных видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении таким образом общности или различия между ними.

Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение – это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация – это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное мышление – это мышление, осуществляемое на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И наконец, различают определенные способы мышления.

Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция – это способ мышления, осуществляемого в порядке, обратном индукции.

Наглядно-действенное мышление

Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Наглядно-образное мышление

Мышление наглядно-образное - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. - один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теоретическое мышление

Мышление теоретическое - вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Практическое мышление

Мышление практическое - один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Творческое мышление

Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Пралогическое мышление

Мышление пралогическое - ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина - следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

Речь

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свои свойства.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделением слов с помощью логического ударения (т. е. интонационным рисунком).

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Действенность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи.

Устная речь – это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь – это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Сущность представлений

Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением.
Важнейшей функцией представлений является их сигнальная функция. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующие в осуществлении движений.
Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной пластичности центральной нервной системы. Сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при известной активности наших ощущений и восприятий, создают лишь необходимые условия для построения представления. Сам образ как таковой, с его конкретной структурой возникает в результате образования условных временных связей в коре головного мозга благодаря функции первой сигнальной системы. По определению И. П. Павлова, наши представления относятся к первой сигнальной системе, хотя и возникают у нас в связи со второй сигнальной системой, вызываются словом. Действия первых сигналов у человека обычно сопровождаются словесным обозначением. По мере неоднократного подкрепления слова первосигнальным раздражителем оно по механизму ассоциации становится причиной возникновения в коре головного мозга соответствующих нервных процессов.