Последние слова фаины раневской перед смертью. Фаина раневская - биография, информация, личная жизнь

Фаина Раневская – женщина-легенда, актриса-эпоха, одна из самых ярких и противоречивых личностей 20 века, родилась 27.08.1896 года в провинциальном тогда Таганроге.

Детство

Фаина Георгиевна появилась на свет в семье зажиточного фабриканта. Ее настоящая фамилия – Фельдман. Раневская – псевдоним, который она взяла, уже будучи профессиональной актрисой. Это одна из чеховских героинь, с которой актриса ощущала духовное родство. А со знакомства с Чеховым началась ее бесконечная любовь к театру.

В детстве

Как было принято в богатых семьях, мать ее не работала. Дохода отца от фабрики красок, нескольких домов и речного пароходика вполне хватало на обеспеченную безбедную жизнь. Детей, как водилось на Руси, была много. Младший брат умер еще в младенчестве, но у Фаины осталось еще двое братьев и старшая сестра.

С детьми она не ладила. Во-первых, девочка всегда была более развитой, чем ее сверстники, и намного рассудительнее. Во-вторых, у нее был скверный по мнению всей семьи характер, так как она имела свое собственное мнение и не боялась его высказывать. Но больше всего ее травмировали насмешки ровесников и братьев по поводу ее заикания, которым она страдала с ранних лет.

Девочки из богатых семей обычно воспитывались в закрытых пансионах. В такое заведение отдали и Фаину, когда той пришла пора идти в школу. О тех годах она вспоминает с содроганием. Не обладая усидчивостью и большими способностями к учению, а главное, не желая зубрить уроки, Фаина при каждом визите родителей горько плакала, умоляя забрать ее домой из Мариинки. И те, в конце-концов поддались на уговоры.

Дома девочка ожила. Ей наняли частных педагогов и предупредили, что если она не будет стараться, то снова окажется в пансионе. С математикой она так и осталась не в ладах. Но вот пению, танцам и музыке училась с удовольствием. Позднее увлеклась чтением, и ей начали легко даваться иностранные языки.

Но главной страстью девочки стало кино. Оно казалось Фаине совершенно другим волшебным миром, в который так хотелось попасть хоть ненадолго. Но переломный момент в ее сознании произошел, когда она впервые попала в театр.

В 1913 вся семья отправилась в Москву, и там на сцене МХАТа давали «Вишневый сад», который Фаина смотрела просто как завороженная. В этот день она твердо решила стать актрисой.

Понимая, что для этого надо иметь хотя бы базовое образование, Фаина начала учиться более старательно и уговорила родителей записать ее в театральную студию. К увлечению родня отнеслась снисходительно, будучи уверенными в том, что она рано выйдет замуж, и эта блажь пройдет.

Но когда 17-летняя дочь заявила отцу, что собирается сделать театр своей профессией, он пригрозил ей выгнать ее из дома, если она не передумает.

Начало карьеры

И тогда Фаина ушла сама. Она имела кое-какие личные сбережения и на них купила билет в столицу. Там девушка попыталась поступить в театральную школу при МХАТе, но ее туда не приняли. Понимая, что обратной дороги нет, она поступила в частную школу, за которую приходилось платить. Доучиться средств не хватило.

Возможно, мир потерял бы великую актрису, если бы Фаина сдалась и все же вернулась домой. Но вмешалось провидение в лице известной московской актрисы Гельтцер. Она заприметила девушку на одном из выступлений и порекомендовала ее труппе Малаховского летнего театра.

Ей не могли отказать, и Фаина начала регулярно выходить на сцену в массовках, набираясь опыта и зарабатывая себе на скромное существование.

Но Фаина мечтала об известности и гастрольной жизни. Поэтому, когда ей предложили играть героинь-кокеток в частной труппе Мадам Лавровской, она тут же согласилась и укатила выступать в Крым. Труппа поселилась в Керчи, но гастролировала по всему полуострову. К сожалению, театр не приносил такого дохода, на который все рассчитывали, и вскоре он закрылся.

В революционные и военные годы Фаина Раневская продолжала играть. В поисках лучшей жизни она переезжала из города в город. География ее гастролей охватывает буквально полстраны. С 1915 по 1931 годы она успела поработать в Сталинграде, Архангельске, Смоленске, Баку и Ростове. Пока, наконец, снова не вернулась в столицу.

Известность

В столице она, уже будучи опытной и яркой актрисой, без труда устроилась в Камерный театр, где дебютировала в роли проститутки Зинки в спектакле Александра Таирова «Патетическая соната». Образ, созданный ею, сразу покорил зрителей своей многогранностью и пронзительностью. О ней заговорила вся столица.

Через несколько лет Раневскую переманил Театр Красной Армии, где она сразу же стала ведущей актрисой, и больше всего запомнилась зрителям в роли Вассы Железновой. А затем она перешла в Театр Драмы, с которым в суровые военные годы гастролировала с патриотическим спектаклем «Молодая Гвардия». За этот подвиг она была удостоена медали «За доблестный труд».

Больше всего Фаина Раневская прослужила в Театре Моссовета, который считает своим вторым домом. Там она блистала, и часто зрители приходили смотреть именно на нее, хотя главные роли ей доставались далеко не всегда.

Причиной тому были постоянные скандалы с режиссером Завадским. Ее детская привычка отстаивать свое мнение мешала ее актерской карьере, но Раневская ничего не могла с собой поделать.

С 1934 года актриса регулярно появлялась и на киноэкране. Ее первая роль была в немом кино, экранизации романа Ги де Мопассана «Пышка». Совершенно бесподобно сыграла она роль мачехи в «Золушке» — из злобной старухи она превратила ее в смешной и немного несчастный персонаж.

Всего же в фильмографии актрисы около 20 эпизодических ролей. Но главным в ее жизни навсегда остался театр.

Одним из способов самовыражения стали пародии и книги, которые Раневская начала писать в те годы. В них вошло множество ее высказываний и выражений, которые стали крылатыми. А ее размолвки в Завадским нашли свое отражение в анекдотах. И пусть иногда она далеки от правды, но очень точно передают независимый и ироничный характер Раневской.

В театре Моссовета легендарная актриса в последний раз вышла на сцену. В возрасте 84 лет, в 1980 году, она еще играла в спектакле по роману Островского «Правда хорошо, а счастье – лучше!». В 1984 талантливой актрисы не стало. Она умерла 20 июля от сильной пневмонии, которой не выдержало немолодое уже сердце.

Похоронили Фаину Георгиевну на Новом Донском кладбище, а ее покой охраняет статуя любимой собачки Мальчика, который был ей надежным другом, скрашивающим глубокое одиночество последних лет. Даже сейчас, много лет спустя после смерти актрисы на ее могиле всегда есть свежие цветы. Память о ней будет жить еще долгие-долгие годы.

Когда мы с anni_lj были в Москве, то съездили на Донское кладбище. Целью поездки была могила Майи Кристалинской, ну а поскольку времени было достаточно, то мы погуляли и по новому кладбищу, и по старому некрополю. Кладбище находится, соответственно, у Донского монастыря

Сначала - могила Майи Кристалинской

на "торце" памятника - стихотворение Роберта Рождественского, вот это .

недалеко от могилы Кристалинской случайно совершенно увидели могилу Марии Борисовны Мульяш. Она была главным редактором концертного зала "Россия", в свое время помогала и дружила с Майей Кристалинской. Те, кто смотрели фильмы о Майе Владимировне, видели ее, скорее всего.

На другом участке неподалеку мы нашли могилу Фаины Раневской. Очень хорошо рядом с могилой растет куст сирени - наверное, так красиво весной...

Больше "знакомых" могил у нас там не было, и мы просто походили и посмотрели на интересные памятники. Большой участок этого кладбища занимают могилы авиационные, сплошные летчики, штурманы, бортпроводницы - иногда целыми экипажами.

и еще пара интересных памятников на новой территории - с такой мозаикой на камне

А вот территория некрополя. Он находится внутри ограды монастыря.

могилы там очень старые - даже часто не могилы, а раки

там масса интересного, все, конечно, не показать. Только выборочно - вот такой памятник-дерево

мастер, который делал памятник, указал в уголочке свои координаты

могила матери Ивана Сергеевича Тургенева

Захоронение Давыдовых.

Могила Петра Львовича Давыдова, знакомого А.С. Пушкина, участника войны 1812 года

А высокий памятник - это могила Льва Денисовича Давыдова, отца декабриста Василия Львовича Давыдова. На памятнике с одной стороны герб

а с другой барельеф

неподалеку - могила, на памятнике которой от руки написано "Салтычиха убийца 147 человек" - помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная своей жестокостью и садизмом.

Могила Александры Осиповны Смирновой-Россет, фрейлины, друга Пушкина, Карамзина, Гоголя.

на этом памятнике понравилась обстоятельная, подробная надпись

интересный могильный памятник, обнесенный оградой

с барельефом

и длинной надписью. Обратите внимание, перечислялись тогда все титулы, звания и заслуги.

Захоронение Деникиных - генерала, его супруги и философа Ивана Ильина с супругой. Останки были перенесены на Донское кладбище в 2005 г. Это, кстати, уже третье место захоронения Деникина: первое было в Детройте, второе - на православном кладбище в Нью-Джерси, третье вот в Москве. Перезахоронение было совершено с согласия его дочери.

В центре - могила военачальника Владимира Оскаровича Каппеля. Умер он неподалеку от Иркутска от воспаления легких. Похоронен был лишь через месяц после смерти - его тело возили за собой в отряде, боялись надругания большевиков над останками. И лишь когда дошли до Читы, то похоронили его в Кафедральном соборе. Но уже через несколько месяцев, когда Красная Армия подошла к Чите, оставшиеся в живых каппелевцы перевезли останки в Харбин, где и перезахоронили. На могиле был поставлен памятник, который разрушили китайские коммунисты в 1955 г.

На дальней стене, ограждающей территорию монастыря, мы увидели замечательно интересные горельефы, три больших и 3 маленьких.

Первый - работы скульптора А.В. Логановского, 1847-49 гг. "Мельхиседек встречает Авраама с плененными им царями".

и детали покрупнее

Второй горельеф работы того же скульптора и тех же лет - "Встреча Давида, победившего Голиафа"

И третий (скульптор и годы те же) - "Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар, 1380 г".

Горельеф того же скульптора - Мариам

и горельеф воина Георгия работы скульптора Н.А. Рамазанова

Фанни Гиршевна Фельдман - а именно таково настоящее имя легендарной актрисы - появилась на свет 15(27) августа 1896 года в Таганроге, в богатом еврейском семействе. Мать девочки всю себя посвятила заботам о детях: у малышки Фанни было еще три брата и сестра. Отец был влиятельным человеком в городе, владевшим фабрикой по производству красок, магазином, несколькими домами и даже пароходом.

Родители старались дать детям хорошее образование, однако Фанни не любила учиться. Виной тому был врожденный недостаток девочки - заикание, которого она очень стеснялась. Она некомфортно чувствовала себя среди сверстниц в престижной женской гимназии, и родители были вынуждены перевести ее на домашнее обучение.

Огромное впечатление на тринадцатилетнюю девочку произвел спектакль «Вишневый сад». Оно оказалось столь сильным, что Фанни экстерном сдала все положенные экзамены, чтобы свободно посещать театральную студию.

Повзрослев, Фаина поделилась с родителями своими планами на будущее - она непременно станет актрисой. Разгневанный отец пригрозил ей отлучением от дома, если она не одумается. Однако желание связать свою судьбу с театром у Фаины было столь велико, что в возрасте 17 лет она покинула отчий дом и отправилась в Москву.

Театр

Столица, вопреки ожиданиям Фаины, не приняла ее с распростертыми объятиями. Девушку не приняли ни в одно театральное училище, и ей пришлось поступать в частную школу.

Деньги, тайком переданные матерью, таяли буквально на глазах. От неизбежной нищеты юную Фаину спасла известная актриса Гельцер, похлопотавшая о том, чтобы девушка выступала в одном з подмосковных театров.

1917 год оказался непростым в судьбе начинающей артистки: ее семья эмигрировала заграницу, но талант Фаины, наконец, был оценен по достоинству и ее приняли в труппу Театра актера. В этом театре ею было сыграно немало спектаклей, но наиболее значимой постановкой стал ее любимый «Вишневый сад».

Проработав в Театре актера вплоть до 1931 года, актриса пробовала свои силы в различных театрах, но нигде подолгу не задерживалась. Сказывался непростой характер Раневской, которая могла спорить и даже скандалить с режиссерами из-за собственного прочтения роли.

Кинематограф

Впервые зрители смогли насладиться самобытным талантом актрисы в 1934 году, когда в прокат вышла кинолента «Пышка».

Именно благодаря кинематографу, к которому Раневская относилась с откровенным презрением, она получила всенародную популярность и признание.

Наиболее яркими и запоминающимися стали ее роли в картинах «Подкидыш», «Человек в футляре», «Весна», «Свадьба» и, конечно же, «Золушка». В любимой всеми сказке Фаина Георгиевна блестяще воплотила образ злой мачехи.

Краткая биография Раневской всегда пестрела меткими, колкими цитатами актрисы, которые в дальнейшем переходили в народ, становясь афоризмами. Живой ум, проницательность и непревзойденное чувство юмора и самоиронии всегда выделяли Фаину Георгиевну среди актерской братии.

Личная жизнь

Яркая и насыщенная творческая жизнь Раневской не обеспечила ей счастья в личной жизни. Актриса никогда не было замужем, не имела детей. Причиной тому стала неразделенная любовь, которую она испытала в молодости. С тех пор Фаина Георгиевна всячески избегала любых отношений, которые могли бы ей причинить боль.

Раневская Фаина Георгиевна – это псевдоним яркой, удивительно талантливой и красивой женщины, которая не имела семьи и детишек, но смогла покорить всех вокруг. Многие люди верили в то, что ее экранные героини существуют на самом деле, поэтому переживали за их судьбу, осуждали и верили в благополучное разрешение проблемных, но иногда и комических ситуаций.

Раневская часто говорила фразы, которые становились афоризмами, особенно, если это касалось взаимоотношений женщин и мужчин. Чего только стоят легендарные фразы: «Муля, не нервируй меня!» и «Я сошла с ума, какая досада!», которые повторяют при каждом удобном случае целые поколения поклонников таланта актрисы.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской

По настоятельным просьбам миллионной армии поклонников, спешим сообщить такие физические параметры легендарной актрисы, как ее рост, вес, возраст. Сколько лет Фаине Раневской – несложно узнать, если будет известна дата ее появления на свет.

Фаина Раневская: фото в молодости и сейчас – доказывают то, что актриса является поистине женщиной без возраста, поскольку ее настоящий возраст выдают только морщинки и потухающие искорки в глазах. Будущая актриса появилась на свет в 1896 году, а скоропостижно скончалась она в 1984 году, поэтому актрисе на момент смерти исполнилось ровно восемьдесят семь лет.

Стоит отметить, что Фаина скончалась от инфаркта, который стал осложнением воспаления легких, похоронена она на московском Новом Донском кладбище, а на ее могиле красуется статуя любимой дворняжки Мальчика.

При этом рост актрисы при жизни составил не более, чем метр и восемьдесят сантиметров, а вот вес ее на месте не стоял, поскольку Фаина старалась подстраиваться под требования конкретной роли.

Биография Фаины Раневской

Биография Фаины Раневской была просто удивительной, поскольку девочка происходила из еврейского рода, членов которого могли репрессировать или отправить к крематорий концлагеря.

Отец – Гирш Фельдман – был обеспеченным человеком и владел собственной лакокрасочной фабрикой, несколькими жилыми помещениями и даже собственным пароходом.

Мать – Милка Заговайлова – являлась домохозяйкой и приехала из Белоруссии.

Брат – Яков Фельдман – перебрался во Францию в 1917, где его след потерялся, скорее всего, мужчина уже умер.

Брат – Рудольф Фельдман – был офицером, во время Гражданской войны поддерживал белогвардейцев и погиб.

Брат – Лазарь Фельдман – умер, едва ему исполнилось три года.

Сестра – Изабелла Фельдман – была старшей в семье и самой красивой, она рано вышла замуж и переехала в Румынию, а потом в Париж. Белла рано овдовела и отправилась в Турцию, а потом одинокая и смертельно больная возвратилась домой. В 1964 скоропостижно скончалась от онкологии, что Фаина пережила очень тяжело.

Маленькая Фанни была тихой, скромной и не слишком красивой, она плохо сходилась с людьми. Девочка смогла учиться в женской гимназии только несколько лет, но ее обижали, поэтому ее учили приходящие учителя на дому. Девушка обожала читать, рисовать, учила иностранные языки, пела.

С двенадцати лет ходила в кино и театр, мечтала стать актрисой, поэтому смогла сдать экзамены экстерном и поступить в театральную студию Ягелло. Уже в 1915 году девушка оказалась в Москве и стала играть в массовке Малаховского летнего театра. Через год она оказалась в Керчи, где играла в антрепризах крымских театров девушек-кокеток, поэтому решительно отказалась после революции бежать с семьей в Турцию.

Фаина играла в труппе многих театров, в том числе, Первом советском театре, Центральном театре Красной Армии, Театре драмы, Театре Моссовета, Московский драматический театр Пушкина.

Фильмография: фильмы с участием Фаины Раневской в главной роли

Фильмография девушки постоянно пополнялась работами в фильмах «Подкидыш», «Ошибка инженера Кочина», «Подкидыш», «Новые похождения Швейка», «Свадьба», «Весна», «Небесный тихоход», «Легкая жизнь», «Девушка с гитарой», «Встреча на Эльбе».

При этом часто отпускала Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин, которые даже были выпущены отдельными сборниками. Некоторые из них упоминались великой актрисой в своей книге «Дневники на клочках», ее сестрой Изабеллой в книге «Моя сестра Фаина Раневская».

Личная жизнь Фаины Раневской

Личная жизнь Фаины Раневской всегда была бурной, хотя женщина часто разочаровывалась в своих партнерах. При этом она часто говорила, что ненавидит мужчин, считая их последними негодяями. Виной всему был парень, в которого Фаина впервые влюбилась, а он ответил ей взаимностью и напросился в гости.

Раневская порхала от счастья, она приготовила вкуснейший ужин из дефицитных продуктов, красиво оделась, а ее кавалер пришел мертвецки пьяный, да еще и с юной красоткой под руку. Бабник попросил девушку пойти погулять, пока он уединится со своей спутницей.

Поговаривали, что девушка встречалась с Толбухиным, а также, знаменитыми режиссерами Таировым и Михоэлсом, но сама актриса говорила, что у нее была просто крепкая дружба с мужчинами, но не более.

Кстати, многие продвинутые люди того времени считали Фаину женщиной с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но она только посмеивалась над этими нелепыми сплетнями.

Фаина Раневская в молодости фото – это документальное подтверждение того, что женщина была несчастной в любви, поскольку у нее были невероятно грустные глаза, которые кричали об одиночестве.

Семья Фаины Раневской

Семья Фаины Раневской была довольно большой и дружной. Девочка обожала младшего братишку Лазаря, поэтому тяжело пережила его смерть, она даже стала заикаться. При этом Фаина не слишком дружила со старшей сестрой и завидовала ее красоте, нежности и умению сходиться с людьми.

При рождении еврейской девочке дали имя Фанни Гиршевна Фельдман, но она стала знаменитой и поняла, как относились к представителям данной национальности в СССР.

По воле случая, друг сравнил будущую актрису с героиней чеховской пьесы Раневской, а слегка подкорректировав свои личные данные, девушка стала Фаиной Григорьевной. Этому факту не обрадовался ее отец, кроме того, ссора произошла еще и от того, что девушка отказывалась выезжать из страны, где уже стала знаменитой.

Кроме старшей сестры, Раневская больше ни с кем не общалась вплоть до самой своей смерти. Дело в том, что малышка из обеспеченной семьи никогда не была любимой своими родителями, поэтому была невероятно одинокой в большом семействе.

Дети Фаины Раневской

Дети Фаины Раневской на свет никогда не рождались, поэтому свою фамилию и талант передать женщине было некому. Самое интересное, что своим ребенком она считала любимую дворняжку по кличке Мальчик. Собаку знаменитая актриса подобрала на улице, только ей она доверяла все тайны и считала самым дорогим существом.

При этом Раневская иногда признавалась, что все отдала бы за рождение малыша, поэтому страстно любила чужих детишек, считая их своими внуками. Одним из них был внук актрисы и близкой подруги Фаины Павлы Вульф, который часто дает интервью о своей бабушке.

Маленького Лешу актриса сама принесла из роддома, поскольку его мама Ирина была слаба после родов, а настоящая бабушка ухаживала за ней. При этом она боялась уронить новорожденного и, когда несла его домой, то почти не дышала.

С легкой руки мальчика Раневскую дали прозвище Фуфа, которое он повторял, когда увидел, что комната загорелась от непотушенной сигареты. Только Фаина могла понимать детский лепет Леши, она читала ему стихи и переодевалась в страшного мужика, чтобы мальчик не капризничал.

Парень вырос и стал работать в Афганистане по контракту, а его «бабушка» постоянно присылала ему полные тоски письма и открытки, которые подписывала просто «твоя Фуфа».

Еще одним «сыном» актрисы стал молодой журналист Глеб Скороходов, который фактически предал ее, поскольку записал все, что Раневская не лестно всегда говорила о коллегах, и решил написать книгу. При этом рукопись попала к Фаине, и она отказалась ее возвращать, вызвав милицию.

Муж Фаины Раневской

Муж Фаины Раневской никогда в ее жизни не появился, но сама актриса постоянно повторяла, что познала настоящую дружбу с мужчинами. В ее жизни были километры трогательных и душевных переписок с актерами, режиссерами и даже маршалом СССР. Раневская сказала, что могла бы без раздумий отправиться на край света, если бы ее дорогим мужчинам потребовалась бы дружеская помощь.

Дело в том, что женщина долгое время общалась с Василием Качаловым, который был известным актером и учителем молодой актрисы. Он обучал красавицу не играть, а жить жизнью своих персонажей, а женщина часто вспоминала, как впервые встретила метра и рухнула в обморок.

Потом она написала Василию письмо, где попросила от имени девушки, которая упала в обморок, пригласить ее на театральное представление. Мужчина пригласил ее в театр, а потом стал общаться чаще.

Раневская утверждала, что большое удовольствие им доставляли разговоры и совместные прогулки с собакой Качалова Джимом. Влюбленная Фаина долго ждала предложения руки и сердца, а когда мужчина скончался, она долго страдала и держала на столе фото любимого.

Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин

Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин неоднократно издавались отдельными книгами и приводились в разных статьях. При этом женщина умудрялась постоянно извергать перлы, даже не задумываясь, что может оскорбить того, о ком они сложены.

Из-за этих цитат и афоризмов многие считали женщину городской сумасшедшей, поскольку она часто говорила невпопад. Она давала точные характеристики мужчинам и женщинам, к примеру, «распевается, как в таз писает», «мужчина с уксусным голосом», «не задница, а игрунья». При этом многие люди просто говорили о том, что знаменитая актриса просто не умеет себя нормально вести.

О женщинах Раневская говорила примерно так: «брать незаслуженные деньги от мужчин, все равно, что подаяния на паперти просить», «если женщина говорит, что ее мужчина самый умный, то второго дурака она просто не найдет», «больше всего к верности склонны седые женщины», «нет толстых женщин, а есть тесная одежда».

Мужчина тоже получали свои афоризмы о том, что «мужики от начала до конца своей жизни за грудью тянутся», «идеальный мужчина – тот, который помнит день рождения своей дамы, но не знает, сколько ей исполнилось лет», «когда я увидела лысого (Ленина) на броневике, то поняла, что нас ждут огромные неприятности».

Инстаграм и Википедия Фаины Раневской

Инстаграм и Википедия Фаины Раневской естественно существуют в частичном объеме, поскольку женщина скончалась в 1984 году, когда социальных сетей еще не было и в помине. Дело в том, что женщина с ее нестандартным чувством юмора и едкими афоризмами легко могла бы стать звездой интернета. Однако в Инстаграм реально найти группы, посвященные творчеству и личной жизни, Фаины Григорьевны, но за материалы, размещенные в них, никто ответственности не понесет.

В статье, посвященной Раневской (Фельдман) можно отыскать интересные факты о ее детстве, родителях, образовании. Довольно мало сведений о ее личной жизни, но есть информация о фильмографии, работах в театре и иных сферах деятельности.

Одной из самых талантливых советских актрис прошлого века была эксцентричная и незабываемая Фаина Раневская. Любую самую невзрачную роль она превращала в яркую и запоминающуюся. Бывали времена, когда публика приходила посмотреть на эпизод с её участием, а потом покидала театр, не досмотрев постановку.

Творческая биография Фаины Раневской складывалась очень трудно, «из ста процентов, отведённых на жизнь, я использовала только один». Но мы-то знаем, что в этот процент она вложила всю свою душу и большой талант.

Какая она была, королева эпизодов?

Раневская Фаина Георгиевна – это не настоящее имя актрисы. Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге в 1896 году. Её родителями были богатые евреи, уроженцы Белоруссии. Они владели фабрикой по изготовлению красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и даже пароходом. Помимо девочки, в семье подрастали трое братьев и сестрёнка.

Фаина получила хорошее домашнее воспитание, которое принято было в ту пору для девочек из богатых семей. Некоторое время проучилась в гимназии, но учёба давалась нелегко, и она упросила родителей забрать её из школы.

В детстве Фая сложно сходилась со сверстниками, была очень застенчивой и ранимой. К тому же она сильно заикалась и была некрасива. Правда, это не мешало ей в кругу семьи устраивать кукольные представления, озвучивая персонажей в характерной для каждого манере.

В четырнадцатилетнем возрасте юная девушка познакомилась на отдыхе с известной актрисой, после чего, вернувшись домой, зачастила в местный драматический театр. Именно тогда она и решила посвятить себя сцене. Отец пришёл в ужас. В то время артистическая карьера для девушки из приличной богатой семьи считалась позором. Перед дочерью выдвинули ультиматум – или театр, или семья. Фаина была упрямой и выбрала сцену.

В 1915 году она уехала в Москву, где попыталась поступить в несколько театральных школ, но её не взяли из-за дефекта речи. Фаина пошла учиться в частную школу – преподавателям было всё равно, лишь бы деньги платили. А зарабатывать их пришлось в массовке летних театров.

Но денег всё равно не хватало, и мама тайком от отцапомогала дочери. Однажды, выйдя из банка, Фаина решила пересчитать полученные купюры, но порыв ветра вырвал их из рук. Вздохнув, актриса сказала: «Ах, как красиво они летят!», после чего её спутник сравнил девушку с чеховской героиней из «Вишнёвого сада» помещицей Раневской – та тоже ничего не могла удержать в руках. Вот так и появился у юной Фаи псевдоним.

Во время революции вся семья Фельдман на собственном пароходе укатила в эмиграцию, Фая осталась одна. Только в середине пятидесятых она смогла встретиться с мамой и старшей сестрой.

Так и не закончив театральную школу, Фаина начала работать на театральных подмостках. Начинала она с провинциальных небольших театров, в каждом из которых проработала не более одного-двух лет. Сначала Подмосковье, потом Ростов-на-Дону, Феодосия, Керчь, Баку, Архангельск, Смоленск, Сталинград и только к 1931 году Раневская снова возвращается в Москву.

Но и здесь неугомонная актриса не задерживалась на одном месте. Четыре года в Камерном театре, потом столько же в Центральном театре Красной Армии, шесть лет в Театре драмы (сейчас им. Маяковского), восемь в Театре им. Пушкина, и наконец осела в Театре им. Моссовета, где и проработала до самой своей смерти.

Первым настоящим учителем для Фаины стала Павла Вульф. Она заметила талант и занималась с девушкой просто так. Фая буквально влюбилась в преподавательницу и практически стала членом её семьи.

Карьера начиналась сложно. Громоздкая и нескладная Раневская с непривлекательной внешностью и фигурой поначалу играла только в эпизодических ролях, но на сцене преображалась и запомнилась публике как одна из самых интересных и харизматичных актрис.

Самые популярные роли

Фаина Раневская в молодости была очень ранимой и стеснительной, но и в зрелом возрасте, несмотря на острый язык и меткое чувство юмора, плохо переносила критику. Зато сама подтрунивала над своей внешностью и вредными .

Ей многое прощали, потому что зрители любили её и с удовольствием ходили на театральные постановки с участием Фаины.

В кино

Первым фильмом в карьере Раневской была немая картина «Пышка», которая вышла в 1934 году. Фаине было 38 лет, и она сыграла мадам Луазо. В 1937 году ей досталась роль попадьи в детском фильме «Дума про казака Голоту».А потом триумфальный «Подкидыш», где Фаина играет властную и самоуверенную жену, помыкающую своим мужем.

Всего Фаина Георгиевна сыграла в двадцати пяти картинах. Сама она считала самой удачной ролью персонаж злой мачехи из фильма «Золушка».

А вообще Раневская невысоко ценила работу в кино: «Деньги съедены, а позор остался», ей больше были по душе театральные роли. Но именно по кинофильмам она прославилась на всю страну и стала любима многими.

Ещё в конце тридцатых годов она сыграла три звёздные роли, трёх жён в разных лентах: в фильме «Человек в футляре» она была супругой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» женой портного Гуревича, ну и конечно же самая знаменитая роль жены из «Подкидыша», после которой её долго называли Мулей.

В 1947 году на экраны вышел комедийный фильм «Весна», где Раневская сыграла Маргариту Львовну. Её великолепная игра, а также Любовь Орлова в главной роли, сделали фильм кассовым и очень популярным.

В театре

Наиболее значимой своей ролью Раневская считала гувернантку Шарлотту из «Вишнёвого сада», именно с этого спектакля и началась её театральная карьера. Всего ею было сыграно более пятидесяти ролей в различных постановках.

Талантливая актриса часто имела своё видение игры, импровизировала прямо на ходу, а иногда даже самовольно переписывала свою роль. Из-за этого случались конфликты с режиссёрами, поэтому Фаина так долго кочевала из одного театра в другой.

В телеспектаклях

В 1963 году Раневская принимала участие в телеспектакле «Так и будет», а в 1978 в фильме-спектакле «Дальше – тишина…», где сыграла одну из главных ролей. Её партнёрами по сцене были Ростислав Плятт, Ирина Муравьёва. По мнению критиков и зрителей постановка имела ошеломительный успех именно благодаря Плятту и Раневской.

В мультфильмах

Кто из детворы не смотрел «Сказку о царе Салтане»? Но мало кто знает, что сватью бабу Бабариху озвучивала Фаина Раневская.

Самой известной озвучкой стала конечно же Фрекен Бок из любимого всеми мультика про Карлсона. Раневская ужасно не хотела озвучивать, поскольку считала, что персонаж нарисован уродливо. С трудом удалось её уговорить.

Поклонники Фаины считали её великой актрисой, однако она известна ещё и неиссякаемым чувством юмора. Острые и меткие афоризмы плотно вошли в нашу жизнь, многие даже не подозревают, что их автором является Раневская.

Стоит только прочесть её немного грубоватые и циничные, но меткие выражения, как тут же улучшается настроение.

ТОП-12 известных фраз таков.

  1. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
  2. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  3. Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж*па. Так что меньше пафоса, господа.
  5. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  6. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  7. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» у меня ничего не получается.
  8. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  9. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
  10. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведёт к ожирению.
  11. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  12. Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.

Признание и награды

Фаина Раневская получила множество наград. Перечислим лишь самые популярные.

  1. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», Орденом «Знак Почёта», медалью «В память 800-летия Москвы», двумя Орденами Трудового Красного Знамени и Орденом Ленина.
  2. Две Сталинские премии второй степени и одну – третьей.
  3. Являлась Заслуженной и Народной артисткой РСФСР, а в 1961 году получила звание Народная артистка СССР.

К сожалению, Фаина не нашла счастья в любви. Те, кто нравился ей, не обращали на неё внимания из-за непривлекательной внешности. И наоборот, искавшие благосклонности великой актрисы, не нравились ей категорически.

В молодости юная Раневская была влюблена в одного из актёров, с которым играла на одной сцене, однако он причинил её немалую психологическую травму. Пообещав прийти к ней домой, незадачливый герой-любовник явился сильно подшофе, да ещё и с дамой. Ничуть не смущаясь, он попросил Фаину погулять пару часиков, пока он развлечётся.

Обида Раневской была так сильна, что она зареклась выходить замуж.

Только на сцене Фаина Георгиевна раскрепощалась, а в жизни она была замкнутой и очень одинокой. Она считала, что внешность испортила её личную жизнь, хотя была очень обаятельной женщиной.

Мужчины в её жизни всё-таки были, но это всё было не то. Уже в зрелом возрасте в 1947 году она познакомилась с Фёдором Толбухиным, который возглавлял Закавказский военный округ, и просто светилась от счастья. Но через два года он неожиданно умер…

Последние годы жизни

Раневская практически до последнего играла в театре.Последний спектакль сыграла в возрасте 86 лет, но часто болела, поэтому объявила, что больше не в состоянии «симулировать здоровье».Как-то она сказала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Скончалась Фаина Георгиевна в московской больнице от инфаркта, отягощённого пневмонией в возрасте 87 лет.

Интересные факты о Фаине Раневской

  1. Близкие друзья называли Фаину – Фуфа Великолепная.
  2. Когда Фая объявила семье, что будет актрисой, это вызвало большой шок, а также отлучение от родного дома.
  3. Раневской не суждено было стать ни женой, ни матерью.
  4. Крылатая фраза из фильма «Подкидыш» настолько надоела Раневской, что она приходила в бешенство, когда слышала её. Однажды мальчишки, увидев Фаину Георгиевну, начали скандировать: «Муля, не нервируй меня!». Тогда актриса велела выстроиться им в пары и громко послала их «в ж*опу!».
  5. Все свои награды и ордена Раневская хранила в коробке, на которой была надпись: «Похоронные принадлежности».
  6. Раневская была вегетарианкой. Она говорила: «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело…Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей».
  7. Фаина Георгиевна не умела считать «эти дурацкие деньги», поэтому для ведения хозяйства всегда нанимала домохозяйку.
  8. Обыкновенная дворняга по кличке Мальчик стала для пожилой женщины настоящей семьёй. Она души не чаяла в своём псе и даже отказывалась ложиться в больницу на лечение. Пёс пережил хозяйку на шесть лет. На надгробии актрисы установили фигурку собаки.
  9. Раневская опекала Анну Ахматову, когда та болела тифом, хранила у себя её тетради со стихами. Была знакома с Цветаевой, Маяковским, Мандельштамом.
  10. Актрису постоянно видели с сигаретой во рту, а её любимыми словами были «г*вно» и «ж*па» — она постоянно употребляла их не только в обиходе, но и в эфире радио, и во время интервью. Как-то она попросила объяснить, почему железные корабли не тонут. Ей попытались напомнить про закон Архимеда, но Раневская заявила, что к точным наукам у неё никогда не было призвания. Тогда её спросили, почему, когда вы садитесь в ванную, вода выливается на пол. Актриса грустно ответила: «Потому что у меня большая ж*па».
  11. Раневская сильно заикалась, но когда играла, то заикание куда-то исчезало.
  12. Однажды на улице уже пожилая актриса поскользнулась и упала. Лежит и кричит: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!».
  13. В честь Раневской назван астероид, открытый в 1986 году.

Заключение

Такие люди, как Фаина Раневская, не уходят бесследно. Она осталась в памяти тысяч поклонников, а также на старых киноплёнках. В Таганроге ей был установлен памятник, и одна из улиц носит её имя. Большой талант, искромётный сарказм, умение служить искусству навсегда оставили след великой актрисы в истории.