Православная церковь николая чудотворца в бари. Мощи николая чудотворца в бари

Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии:)

Город Бари, второй по значимости на юге Италии после Неаполя, расположился на каблуке итальянского сапожка. Бари – столица региона Апулия, крупный морской порт и транспортный узел.

Но если бы Бари был очередным портовым городом, то не обрел бы известность далеко за пределами Италии, не стал бы местом паломничества для тысяч верующих христиан. Именно здесь находятся мощи Святого Николая Чудотворца – одного из самых почитаемых святых как у православных, так и у католиков.

Содержание статьи:

Экскурсии в Бари и окрестностях с русскоязычными гидами. Для заказа => planmytrip@сайт, +7 910 476-34-33 (WhatsApp)

1. Святой Николай Чудотворец: как его мощи попали в город Бари

Святой Николай Чудотворец – покровитель моряков, детей, торговцев, путешественников и незамужних девушек. Родился в семье состоятельных христиан, но всегда вел скромный образ жизни, раздавая унаследованное от родителей богатство всем нуждающимся.

Известна история, как Николай помог трем бедным девушкам . Впавший в нищету отец, не имея денег, чтобы собрать приданое и выдать дочерей замуж, задумал отдать их в публичный дом. Узнав об этом, Николай подбросил бедствующей семье мешочек с золотом. Так нашлось приданое для старшей дочери, и она была спасена от греха и позора. Через некоторое время Святой Николай подбросил деньги и для второй дочери, что позволило и ей благополучно выйти замуж.

А вот третий мешочек с золотом от Святого, если верить легенде, приземлился в чулок младшей дочери, который висел на камине. Отсюда и пошла традиция вывешивать носки в ожидании подарков. Так образ Святого Николая и само его имя с течением времени трансформировались в Санта-Клауса – Деда Мороза западного мира, который в рождественскую ночь награждает детей подарками за примерное поведение.

Сразу после смерти тело Николая стало мироточить (явление в христианстве, связанное с появлением маслянистой, испускающей благоухание влаги (миро) на мощах святого), и паломники потянулись в город Миры, чтобы поклониться им.

Как же мощи Святого Николая попали в Бари? Город Миры был столицей Ликии – страны на юге Малой Азии (современная Турция). Постепенно христианскую Ликию завоевали турки, исповедующие ислам, поэтому идея о переносе мощей напрашивалась сама собой.

Жители Бари страстно желали повысить религиозную значимость родного города, и мощи почитаемого святого подходили для этих целей лучше всего. Под прикрытием спасения мощей от воинственных турок они с помощью хитрости выкрали большую их часть из церкви Святого Николая в Мирах Ликийских. А то, что осталось, вывезли позже венецианцы во время Первого крестового похода (на острове Лидо была построена церковь в честь святого).

Когда барийцы вернулись домой, в городе еще не было принято решение, где захоронить мощи. Быки, перевозившие саркофаг, неожиданно остановились на том месте, на котором сейчас стоит базилика Святого Николая. Это было воспринято как знак свыше.

Зная на своем опыте, как относительно легко можно выкрасть мощи, жители Бари в первую очередь построили крипту, где под огромную плиту захоронили останки святого. И сегодня прикоснуться к святым мощам возможно только через эту плиту.

2. Базилика Святого Николая Чудотворца в Бари

Это уникальное место, которое примеряет православных и католиков благодаря Святому Николаю Чудотворцу.

В крипте находится и так называемая «чудодейственная колонна» XI-XIII в. Легенда гласит, что колонная была выловлена Св. Николаем в водах Тибра и перенесена в порт Миры. А после кражи саркофага с мощами святого последовала за своим хозяином и чудесным образом появилась в Бари в 1098 году. Была установлена в крипте на месте единственной недостающей колонны.

Существует легенда, что колонна помогает незамужним женщинам встретить свою любовь и выйти замуж. В Средние века необходимо было три раза пройти вокруг колонны и потереть ее. Сейчас «исхудавшую» колонну огородили стеклом и решеткой, поэтому обойти ее не удастся, но загадать желание и прикоснуться к колонне по-прежнему можно.

В 1969 году в знак уважения, дружбы и глубокого единения с православными верующими, русским было предоставлено право на совершение православной Литургии в крипте базилики Св. Николая.

На территории базилики можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца авторства Зураба Церетели, которая была подарена церкви во время визита российского президента В. Путина в город Бари в 2006 году.

По вторникам и четвергам (в 10:30) в крипте базилики Святого Николая проходит русская православная служба. Есть уникальный шанс прикоснуться к мощам Николая Чудотворца (в остальное время алтарь закрыт за решеткой). Не забудьте взять платок, чтобы покрыть голову.

3. Когда в Бари проходят ежегодные торжества в честь обретения мощей

Лучшее время для посещения Бари – это с 7 по 9 мая , когда проходят грандиозные торжества, посвященные прибытию мощей Святого Николая в Бари.

Программа празднований начинается вечером 7 мая, когда более 400 участников в средневековых костюмах воссоздают процессию прибытия мощей в город из бухты св. Георгия до базилики Св. Николая. Сотни свечей, огненные факелы и непрекращающийся звон колоколов – непередаваемое зрелище!

Также в течение трех дней празднований у вас будет уникальная возможность посетить торжественные богослужения, увидеть многочисленные концерты и фейерверки.

BASILICA SAN NICOLA

СТАТУЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ. НАХОДИТСЯ В БАЗИЛИКЕ.

ПОПАСТЬ В БАЗИЛИКУ НЕСЛОЖНО. ДОСТАТОЧНО ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА ВЫЙТИ НА НАБЕРЕЖНУЮ "LUNGOMARE IMPERATORE AUGUSTO" И ИДТИ ПРЯМО В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ ДО АРОЧНОГО ПЕРЕХОДА (третьего по счету) В ФОРТИФИКАЦИОННОЙ СТЕНЕ.

ИЛИ ПОДНЯТЬСЯ НА ФОРТИФИКАЦИОННУЮ СТЕНУ С ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" И ИДТИ ПО УЛИЦЕ ВЕНЕЦИЯ, ВОЗЛЕ БАЗИЛИКИ ЕСТЬ СТУПЕНЬКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО СПУСТИТЬСЯ ВНИЗ.

ИЛИ ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО СТАРОМУ ГОРОДУ ОТ ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" ДО УЛИЦЫ "CORTE DEL CATAPANO", КОТОРАЯ ПРИВЕДЕТ ВАС "LARGO URBANO II", НА КОТОРОМ ЕСТЬ МУЗЕЙ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Жизнеописание святого Николая.
Николай был православным епископом в городе Мир Ликийский и жил между III и IV веками после Р.Х. (Теперешняя территория Турции, в те далекие времена – Византийская Империя). О его родителях известно только то, что они не были бедняками. Родился он в городе Патара и очень рано переехал в Мир Ликийский . Первые упоминания о его добрых деяниях приходятся на его молодость. Недалеко от него жили отец и три дочери, из обедневших дворян. Отец, чтобы иметь какой-то заработок и выдать замуж дочерей, хотел чтобы они начали продавать свое тело. Николай узнал об этом и однажды ночью подложил на окно мешочек с деньгами. Таким образом, первая дочка смогла выйти замуж. Когда настал черед второй дочери, случилось то же самое – утром отец находит опять мешочек с деньгами и выдает вторую дочку замуж. Крогда пришел черед третьей дочери, отец хотел узнать, кто же такой добродетельный, и закрыл все окна. Но Николай не растерялся и подбросил деньги через дымоход и упали в камин. Все дочери были выданы замуж, а с тех пор утвердилась традиция – рождественские подарки для детей оставлять в камине. Таким образом, епископ Николай из далекого города Мир Ликийский стал прообразом Санта Клауса, или как его называют в России – Деда Мороза.
Еще одно чудо в жизни святого Николая, когда он был еще обыкновенным монахом. В городе Мира умер епископ главного храма, и все священники собрались на конклав для избрания нового эпископа. Одному из священников ночью снится сон: входит Иисус Христос в храм и говорит: «Эпископом должен быть избран тот молодой священник, который войдет на молитву в храм первым и имя ему Николай». Выслушав вещий сон, все собравшиеся решили остаться на ночь для молитвы и посмотреть, кто же из монахов войдет первым для молитвы. На заре открывается дверь и входит монах, спросили его имя, он ответил: «Николай ». Вещий сон сбылся – обыкновенного монаха поставили эпископом в главный храм города Мир Ликийский.
Святой Николай при жизни своей православного священнослужителя подвергался гонениям со стороны Византийского императора Диоклетиана, который покланялся еще языческим богам. За это он подвергался пыткам и был посажен в тюрьму. Но после конклава Никее в 325 году, на котором была избрана самая истинная религия – христианская, Николай был опрадан и помилован.
Святой Николай еще при жизни сыскал славу «чудотворца ». Во времена, когда он был епископом в Мир Ликийски й, в городе начался великий голод. В один прекрасный момент, в гавань зашли корабли из Египта, груженные зерном, которое предназначалось для императора страны. Епископ Николай , взошел на один корабль и убедил капитана, чтобы тот оставил зерна для бедных умирающих горожан. Капитан после долгих отказов, сжалился и оставил пропитание в городе. Также есть легенда, что в это время многим торговцам зерна из Сицилии приснился сон о том, чтобы они грузили корабли зерном и везли его в Мир Ликийский – смогут продать все и получить большой барыш. Многие из купцов так и сделали – в итоге горожане получили еду и семена, а купцы – много денег.
Еще один эпизод, когда эпископ Николай спас троих жителей города. В Малую Азию прибыло несколько военных кораблей для подавления восстания. После этого командир войска дал солдатам отдых, и несколько из них отправились в город Мир Ликийский , устроили там дебош и убрались восвояси. Но в этом дебоше были обвинены три жителя города, которых тут же посадили в тюрьму. В ночь перед казнью этих троих сниться один и тот же сон императору и прокурору: эпископ Николай приказывает отпустить невиновных. Увидев в этом сне чудодейственную силу Николая , император отпускает невиновных, а в храм присылает многочисленные дары.
Следующий эпизод: Николай просит уменьшения налогов, наложенных на город. Для этого он едет в Коснтантинополь с прошением к Императору Константину. Император его выслушал и снизил существенно налоги. Чтобы узаконить это действие, призвал нотариуса, который заверил грамоту. Николай взял бумагу, запечатал ее в бутылку и выбросил в море. Чудесным образом бутылка попала прямиком в город Мир Ликийский и нашедший ее горожанин отнес налоговзымателю, тот удивился, но приказу подчинился. Император Константин же, после долгих раздумий понял, что погорячился, вызвал опять Николая чтобы забрать подписанную грамоту и дать новую. А Николаю приснился сон, что жители Мира получили бумагу и сказал об этом Константину. Император послал прислужников проверить истинность слов Николая и те подтвердили. Императору Константину пришлось довольствоваться вынесенным прежде решением.
Епископ Николай еще при жизни снискал славу чудотворца и хорошего священника, а с веками эта слава утвердилась и приумножилась. Умер Николай 6 декабря 335 года после Рождества Христова в преклонном возрасте. Эта дата занесена в католические Святки как день Святого Николая . В православных Святках день Святого Николая празднуется 19 декабря. Разница объясняется тем, что католики в 1582 году перешли с Юлианского на Григорианский календарь, (от имени Папы Григория XIII), а православные (в России) перешли только в 1918 году. Поэтому, календарь поменялся, а даты праздников остались прежними.
-СНОСКА- Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Год начинался с 1 января потому, что в этот день вновь избранные консулы вступали в должность.
Святой Николай считается защитником детей, юношей и девушек, школьников, моряков, рыбаков, аптекарей и купцов.

Главный фасад базилики или западный.

На западном фасаде базилики находятся три входных двери. Центральная – более высокая и широкая, украшенная архивольтом. В его центре изображена колесница с императором, держащим в одной руке солнце, в другой – пальмовую ветку. На острие козырька находится сфинкс, символизирующий непостижимость божьей воли. Архивольт стоит на двух восьмигранных колоннах, которые упираются в спины быков. Есть все осанования думать, что скульптуры этих быков были частью здания катапана. Слева от двери имеется надпись об освещении базилики 22 июня 1197 года, справа – право об рассмотрении уголовных дел в соседних поселениях.

Византийская башня.
По мнению одного историка, башня была частью жилого помещения греческого чиновника, который построил рядом находящуюся церковь Святого Григория в X веке. По другой версии, башня была построена на два века позже и ничего не имеет общего с византийским стилем в архитектуре. Эта башня соединяется с главным зданием базилики и сейчас в ней находятся некоторые статуи и барельефы.

Норманская башня или колокольня.
Время постройки этой башни тоже стоит под вопросом – один историк считает, что она построена в IX веке, другой – что в XII. Хорошо рассмотреть башню можно со стороны южного фасада, пройдя через железные ворота. Колокольня имеет несколько колоколов, один из которых датируется XVI веком. Большое окно башни украшено скульптурой чудовища и человека, которое находится высоко над землей.

Южный фасад.

Южный фасад, как и северный, имеют одинаковое строение – внизу арки, вверху галереи. На верхних галереях вперемешку располагаются головы львов и людей. На этом фасаде имеется портал со львами, но львы плохо сохранились и что это именно они можно судить по такому же порталу, находящемуся на северном фасаде. На юго-восточной стороне портала имеется усыпальница Спарано – главного канцлера города во время правления Анжуйской династии (1294 год). В ней захоронены сам канцлер, его жена и сын. Рядом имеется другая усыпальница,в ней покоится Герцогиня Иоанна Минервино.

Северный фасад.

Северный фасад базилики Святого Николая полностью идентичен южному фасаду, с той разницей, что портал со львами сохранился намного лучше. На надвратной арке изображены сцены завоевания норманнским королем Боэмундом города Антиохии. С двух сторон портала находятся две гробницы, в одно из которых был захоронен средневековый государственный деятель Роберт из Бари.

Восточный фасад
Этот фасад выходит своей стороной к морю, имеет одно апсидальное окно византийского периода , восемь окон меньшего размера, расположенных на разных уровнях и барельеф анжуйского периода с изображением эпизодов жизни Святого Николая .

Портик паломников и анжуйская арка.
Между галереей паломников и церковью Святого Григория находится анжуйская арка через которую можно пройти в старый город или к Кафедральному Собору Святого Сабина . Над аркой со стороны старого города имеется небольшая, но хорошо сохранившаяся статуя Святого Николая и датируется XIV веком. С двух сторон статуи изображены фамильные гербы, один из которых принадлежит Раймонду Орсини.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Базилика Святого Николая находится в исторической части Бари – в старом городе. Была построена на месте катапана (дворец византийского наместника в Апулии), где еще раньше были дворцы римского губернатора, лангобардского правителя и арабского эмира. Здание базилики не было возведено с нуля, а было только перестроено, поэтому в архитектуре здания соединяются византийский, норманский и романско-апулийский стили зодчества. Внешняя часть здания делится на несколько частей:
центральная, с тремя окнами, в которых в средние века размещались статуи Святого Николая , Святого Антония и Богоматерь Непорочного Зачатия;
с правой стороны – колокольная башня, называемая башней катапана или норманской, была построена в IX веке;
с левой стороны – византийская башня, или войсковая;
северный фасад;
южный фасад;
восточный фасад;
портик паломников.

ГЛАВНЫЙ ИЛИ ЗАПАДНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ И ДВЕ БАШНИ - С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ ФОТО - ВИЗАНТИЙСКАЯ, С ПРАВОЙ - НОРМАНСКАЯ.

ГЛАВНЫЙ ВХОД ЗАПАДНОГО ФАСАДА СО СКУЛЬПТУРАМИ БЫКОВ. .

СЕВЕРНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ.

СКУЛЬПТУРЫ БЫКОВ У ВХОДА В БАЗИЛИКУ.

ИНТЕРЬЕР БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Внутренне помещение базлики делится на несколько частей:
центральный неф;
правый неф;
левый неф;
клирос и центральная абсида;
мавзолей Боны Сфорца;
крипта с мощами Святого Николая.
православная капелла.

Вход в базилику осуществляется через правую второстепенную дверь. Но чтобы почувствовать все величие храма необходимо переместиться влево и начинать осмотр именно от центральной двери. Взору откроется центральный неф базилики с шестью парами гранитных колонн, вверху которых находятся галереи, или как их называют «эмпоры». Во времена римской империи на этих эмпорах размещались богатые и знаменитые женщины, которые слушали мессу сверху (им запрещалось находиться внизу в храме). Постепенно этот обычай канул в Лету и женщины теперь наравне с мужчинами находятся внизу во время службы. Следует отметить, что храм до реставрации в 1930 году имел несколько другой вид: в левом и правом нефах были разобраны капеллы в стиле барокко, таким образом базилика приобрела величественный романский стиль.

Центральный неф.

В центральном нефе под потолком нужно обратить внимание на три мраморных арки – они были построены для укрепления храма после землетрясения в 1456 году. Капители (верхние, художественно оформленные части) всех колонн относятся к периоду X – XI веков и были украшением византийского катапана. На одной из колонн находится деревянный амвон, который был установлен в 1652 году.

Правый неф.

У самого входа, с правой стороны можно рассмотреть внутреннюю часть Норманской башни или Колокольни. В Средние века здесь находились захоронения священнослужителей храма, позже капелла Святых Петра и Павла, сейчас же эта часть называется «Сокровищница» и в ней находятся святые мощевики и реликвии, связанные со святым Николаем.

Левый неф.

Левый неф имеет вход в Византийскую башню, возле которого виднеется (на уровне роста человека) упоминание о Василие Месардоните. Затем стоит величественная статуя святого в стеклянном кубе. Эта статуя используется во время празднования дня Святого Николая 7, 8 и 9 мая. Ее выносят на мол Святого Антония 7 мая и на лодку вывозят в море. А возвращается она обратно 8 мая как символ прибытия мощей в Бари.

С правого и левого нефа ведут ступеньки вниз в крипту, где находятся мощи святого, но об этом поговорим позже. После ступенек, в глубине храма находится:
слева – большой орган;
справа – серебряная рака;
в центре – мавзолей Боны Сфорцы, киборий и кафедра аббата Ильи.
В левом поперечном нефе, где находится орган, в период правления Анжуйской династии находился алтарь Святого Людовика. Но он был разобран в 1741 году. Выдающимся шедевром искусства можно полюбоваться в алтаре Святого Севастьяна – здесь находится картина «Мадонна с младенцем» венецианского художника Варфоломея Виварини, написанная в 1476 году. Это самая лучшая его работа, написанная в Апулии. Богоматерь сидит с младенцем на троне, с правой стороны находятся святые Николай и Петр, а с левой – Иоаким и Людовик.
В правом поперечном нефе стоит серебряный алтарь, который был переплавлен неапольскими мастерами из алтаря в византийском стиле в алтарь в стиле барокко. Византийский алтарь в 1391 году был подарен сербским царем Стефаном Урошем II Милутиным, в котором на протяжении многих веков хранились мощи Святого Николая. Если хорошо приглядеться, то на алтаре можно рассмотреть сценки из жизни святого.
Здесь же, в абсиде, находится фреска Иоанна из Таранто, датируемая 1304 годом, а над алтарем находится триптих византийского художника (1451 год). В центре триптиха изображена Богородица с младенцем на руках, с правой стороны – Святой Николай. С левой – евангелист Иоанн. Работа была написана Рико из Кандии в 1451 году.
Центр базилики – клирос и центральная абсида – самые богатые в художественном отношении части базилики. Во-первых, здесь находится мраморный киборий с капителями в римском стиле, датируемые 1110 годом. Киборий – это балдахин, построенный над алтарем, где проходят ежедневные католические службы. Во-вторых, за киборием расположена кафедра аббата Ильи, того самого, при котором мощи были доставлены в Бари, и который перестроил катапан в базилику для хранения мощей. Кафедра аббата Ильи, или трон, самая значимая и в историческом смысле ценность в базилике. Изготовлен он был в 1098 году в византийском стиле.
Позади кибория и кафедры находится мавзолей королевы Польши, дочери миланского вельможи Боны Сфорцы. Как я уже писала, она воспитывалась в Бари, затем вышла замуж за польского короля Сигизмунда II Августа в 1517 году. Фактически правила страной до самой смерти своего супруга, но потом была вынуждена вернуться в Бари в 1556 году в результате обвинений в отравлении своей невестки. Через год она умерла и была похоронена в Кафедральном Соборе Святого Сабина города Бари. Но ее дочь, Анна Трансильванская, добилась разрешения о перезахоронении матери в базилике Святого Николая. Мавзолей был изготовлен в Неаполе. В самом центре стоит коленопреклоненная молящаяся скульптура Боны Сфорцы. По две стороны ее находятся святой Николай – покровитель Бари и святой Станислав – покровитель Польши. С левой стороны находится скульптура женщины, держащей герб барийского герцогства, а с правой – Польского королевства. На мраморной плите под скульптурой королевы написана посмертная эпитафия с указанием всех ее титулов, заслуг и количеством прожитых лет.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕФ БАЗИЛИКИ.

ПОТОЛОК БАЗИЛИКИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

ОРГАН В ЛЕВОМ НЕФЕ БАЗИЛИКИ.

СЕРЕБРЯНЫЙ АЛТАРЬ В ПРАВОМ НЕФЕ.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ СПРАВА - КИБОРИЙ,

ЗАТЕМ КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ И НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ СЛЕВА - МАВЗОЛЕЙ БОНЫ СФОРЦЫ.

КАРТИНА "МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ"

ВАРФОЛОМЕЯ ВИВАРИНИ - 1476 ГОД.

ДЕРЕВЯНЫЙ АМВОН.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ - ТРИПТИХ БОГОРОДИЦА, СВЯТОЙ НИКОЛАЙ И СВЯТОЙ ИОАНН.

НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ - ФРЕСКА ИОАННА ИЗ ТАРАНТО, ДАТИРУЕМАЯ 1304 ГОДОМ.

КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

Потолок и пол в базилике Святого Николая.

Потолок в базилике долгое время после постройки не имел никаких украшений и картин. Лишь в 1661 году настоятель храма Иоанн Монтеро приглашает художника Карло Розу для росписи потолков. Работать он начал над потолком центрального поперечного нефа – место, где расположен киборий. Тема этой росписи – Бог Отец, находящийся в раю, вокруг него расположены Богородица, апостолы и основатели главных католических орденов. Росписи правого и левого поперечных нефов (над серебряным алтарем и органом) посвящены Святому Николаю . В левом изображен Святой Николай , который произносит пророчество о Бари : «Здесь упокоятся мои кости». Вокруг главной росписи есть четыре поменьше, на которых святой изображен во время сотворения чудес. В правом изображен папа Урбан II, идущий во главе процессии, переносящие мощи святого в крипту. Четыре картины вокруг повествуют о деятельности этого папы в Бари : освящение базилики, собор 1098 года, папа устанавливает колонну и воскрешение паломника.
По окончании работ в поперечных нефах было решено продолжить расписывать также и центральный неф. То, что получилось, считается истинным апулийским барокко и имеет очень большую историческую ценность. Роспись центрального нефа делится на три огромных полотна. Первое (ближе к выходу), восьмигранное – рассказывает о чудесном спасении мальчика Василия из сарацинского плена. Вокруг основного полотна имеются четыре маленьких, три из которых дополняют рассказ о мальчике Василии, а четвертый – о том, как Святой Николай рубит дерево Дианы с находящимся на нем змием. Второе (посредине), прямоугольное полотно – рассказывает о чудесном спасении Николая от огромного кита. Два полотна из четырех находящихся вокруг изображают Раав и Эсфирь из Ветхого завета, а два других – о непорочном зачатии. Третье (у самого алтаря), восьмигранное полотно – рассказывает о том, как Николай во время Никейского Собора объясняет догмат об отце, сыне и святом духе, то есть о святой Троице. Из четырех полотен, расположеных вокруг, на одном изображен Николай, когда ему опаливают бороду. На втором – пощечина еретику Арию, на третьем – Богородица возвращает Николаю митру и на последнем – ангелы спасают святого из темницы.
В 1945 году после взрыва в порту корабля “Henderson” немного пострадал потолок в базилике, который пришлось реставрировать, сохранив целостность апулийского барокко.

Полы, в те далекие времена, в базилике украшались цветной мозаикой на манер арабского стиля. Но трудно утверждать, что пол сохранился в первозданном виде со времен перенесения мощей. Предполагается, что пол был покрыт мозаикой в самой базилике, абсиде и в крипте. Сейчас же мозаика сохранилась только в абсиде – по утверждениям арабских ученых, мозаика повторяет монограмму «Аллах велик». Мозаика у самого алтаря выполнена в виде пяти двойных кругов, в двух из которых расположены колонны кибория. Следует также отметить надпись на верхней ступеньки кибория, сделанная аббатом Евстафием, последователем аббата Ильи: «По сим ступеням не взойти гордому. Только смиренным разрешен путь наверх. Ты, желающий взойти, не будь гордым, а будь смиренным, благочестивым и кротким и ты достигнешь больших высот, как отец Илья, который построил сей храм, настоятель которого Евстафий его украшает». По всей площади базилики пол выполнен из мраморных плит, выложеных в виде геометрических рисунков.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ.

БАРЕЛЬЕФ ВОСТОЧНОГО ФАСАДА. XIV ВЕК.

Крипта базилики Святого Николая.

Наконец, мой рассказ подошел к описанию самого сердца базилики – крипте (подземной церкви), в которой находятся мощи святого. Входить в крипту можно через левый или правый нефы – передвигаясь вглубь храма вы увидите ступеньки, которые ведут в подвальное помещение, то есть в крипту. Если будете опускаться со стороны правого нефа, обратите внимание на скульптурную композицию, изображающую четырех философов в греко-римских тогах. Сама композиция датируется III - IV веками после Рождества Христова, но ее использовали для украшения гробницы аббата Ильи, который покоится в этом месте.
Крипта базилики – самое старое место в храме, аббат Илья для оборудования места под гробницу использовал зал дворца катапана. Перестройка крипты продолжалось пару лет – с 1087 до 1089. Параметры крипты: 30 метров в длину и 15 в ширину. Ее визуально можно разделить на три части:
центральную с мощами святого;
левую – с православной капеллой;
правую – капеллой покровителей Европы.
Если вы входите с правой стороны крипты, опустившись на последнюю ступеньку и повернув голову направо, вы увидите чудодейственную колонну. Она имеет свою историю, связанную со Святым Николаем и обладает чудодейственной силой – прикоснувшись к ней, можно загадать желание, которое непременно сбудется. К сожалению, несколько лет назад вокруг колонны поставили стеклянное ограждение и теперь дотронуться к ней нельзя. Эта колонна изготовлена из красного мрамора и по преданию, считается, что она находилась в храме в Мир Ликийских. Но прежде ее Святой Николай увидел в Риме когда приезжал на Никейский Собор. Проходя по улице, он увидел разрушенный дом с очень красивой красной колонной. Недолго думая, он столкнул ее в Тибр. По прибытии после окончания Собора в Мир Ликийский, святой обнаружил, что колонна чудесным образом приплыла по морю в город. Ее выловили и поставили в Кафедральном Соборе, где Николай был епископом. Прошло время, Николай умер, мощи его уложили в гробнице. Прошло еще время и мощи барийскими моряками были перевезены в Бари . По прибытии корабля жители обнаружили, что колонна тоже приплыла вслед за кораблем, но вытащить на берег ее не удавалось никому. Однажды ночью жители услышали звон колоколов, все вышли из домов и устремились к базилике: их взору открылась картина: Святой Николай и ангелы устанавливают колонну в крипте базилики.
Напротив чудодейственной колонны находится капелла покровителей Европы. Основана была в 1981 году, когда православных святых Кирилла и Мефодия провозгласили святыми. Здесь находится икона с изображением этих святых в обнимку со Святым Бенедиктом (базилика Святого Николая принадлежит бенедиктинскому ордену).
Центральная часть крипты – гробница с мощами, огороженная со всех сторон железной оградой. Во время захоронения мощей в храме именно так выглядела гробница, но в 1319 году над ней поставили серебряный алтарь, который затем был переделан, а впоследствии, вообще, был перенесен в правый неф верхней части базилики. Сейчас мы видим первоначальный вид гробницы. Мощи святого расположены внутри, немного ниже уровня пола крипты и закрыты с четырех сторон бетонными блоками. В гробнице находятся 75% скелета святого, остальные находятся в церкви Святого Николая в Венеции (я об этом уже писала в разделе «Бари » и сделала ссылку на сайт, если кому интересно об этом почитать). На алтаре находится светильник в виде каравеллы – символ единства восточной и западной христианских религий. Над алтарем располагается старинная икона – дар сербского царя Уроша III Дечанского из династии Неманидов, датируется 1327 годом. У этой иконы есть своя история – Урош II, отец Уроша III, наказывает своего сына за непослушание и мятеж, лишив его зрения. Сын и днем и ночью молится святому Николаю, прося того вернуть ему зрение. В итоге Святой Николай еще раз сотворяет чудо – возвращает зрение Урошу III, а в базилику отправляются богатые дары от сербского царя.
Православная капелла . В левой стороне крипты располагается иконостас для проведения православной литургии. Он был расписан хорватским художником Златко Латковичем в середине XX века. Божественная православная литургия в крипте базилики Святого Николая служиться по четвергам, начало в 10.30, исключения составляют дни постов.
Большое значение для верующих имеет манна или миро, которая образуется на мощах святого. Когда барийские моряки в соборе города Мир Ликийских вскрыли гробницу, то они увидели, что кости буквально плавают в воде. Не имея понятия, в чем суть дела, они просто вылили эту воду. Но со временем, монахи в Бари , поняли, что это необыкновенная вода, а святая и что она, как и святой Николай, творит чудеса. За год этой воды собирается всего 750 – 1000 грамм и ее разводят в освященной воде. Бутылочку манны можно купить в магазине, находящимся рядом с базиликой. Манна, которую выбирают из гробницы, очень чистая, без каких-либо примесей и ее химический состав не меняется. Первые исследования манны были проведены в 1925 в химической лаборатории университета города Бари и все последующие анализы нововыбранной воды и остатков прошлых лет показывают один и тот же результат – состав ее не меняется и не образовывается осадок. Манна выбирается каждый год на 9 мая в присутствии многих верующих в последний день праздника, посвященному святому.


Известные личности, которые побывали в базилике Святого Николая.

Это место всегда было местом паломничества – во все времена сюда приезжали поклониться мощам святого и помолится на его гробнице. Первыми паломниками были крестоносцы – на Крестовые походы на Святую землю корабли отправлялись именно с Бари или Бриндизи. Поэтому крестоносцы первым делом заезжали поклониться Архангелу Михаилу в Монте-Сант-Анджело, а затем в базилику Святого Николая . Кроме этого сюда приезжали папы – Урбан II, который освятил базилику, папа Пасхалий II, папа Каликст I, папа Инокентий II, Иоанн Павел II (папа Войтила). Среди царствующих особ можно выделить таких: император Фридрих II Гогенштауфен, король Роджер II, Карл II Анжуйский, король Луи Венгерский, Альфонс II Великодушный, Фердинанд I Арагонский, Виктор Эманул III ди Савойа с женой Еленой, король Греции Георгий, королева Бельгии Елизавета, дуче Муссоллини, принц Карл и принцесса Диана. Среди русских людей тоже было долгом посещение святыни – королевич Алексей (сын Петра I), композитор Чайковский, будущий царь Николай II, космонавт Леонов, президент России В. В. Путин. Памятная табличка об этом находится на стене арки паломников возле статуи святому.

Арка и портик паломников.

Портик паломников находится напротив главного входа в базилику, была построена в период правления лангобардов. В наше время служит для проведения всевозможных выставок и конференций. Между портиком и статуей святого имеется переход в старый город, который называют Аркой Анжуйского периода. Со стороны города на арке имеется барельеф со статуей Святого Николая , говорящей о том, что входящие попадают под покровительство святого и являются неприкосновенными перед церковными и гражданскими властями.

Базилика открыта для посещения все дни недели с 7.00 до 20.30. в воскресенье с 7.00 до 22.00. Магазин при базилике работает ежедневно с 9.00 до 20.00, продавцы разговаривают на русском языке.

Сайт базилики:

В городе Бари также имеется Церковь Святого Николая , которая находится на Корсо Венедетто Кросе (Corso Benedetto Croce) № 130.

О туризме в Италии. В этой статье я напишу о Николае Чудотворце из Бари (его еще называют Николай Угодник и Святитель Николай), который является покровителем путешественников, моряков и детей.

Не хотелось бы говорить о своей узколобости но я почему-то всегда думала, что он имеет славянские корни, а оказывается он грек.

Читая статью вы увидите несколько фотографий из Базилики Сан Никола ди Бари, в которой покоятся мощи святого Николая Чудотворца . Миллионы паломников приезжают сюда ежегодно чтобы попросить помощи у святого. Известны тысячи случаев чудесного исцеления, у бесплодных женщин рождаются дети, к незрячим возвращается зрение и прочее, прочее, прочее…

Подробней о городе Бари вы можете узнать в .

Для русскоговорящих паломников, в Бари с 1913 года открыта Русская церковь Николая Чудотворца. Один раз в неделю (четверг), священнослужителям этой церкви разрешено проводить службу в Базилике. Адрес храма : Корсо Бенедетто Кроче, 130 (Corso Benedetto Croce, 130).

Службу проводит священник московского патриархата. После службы в нижнем храме открывают доступ к святым мощам Николая Чудотворца и любой желающий может приложиться к ним. Не буду врать, но бывают случаи когда на мощи Николая Чудотворца можно посмотреть только через решетку, не знаю причины из-за которой их не открывают.

Эта статуя Николая Чудотворца находится в верхнем храме. Она накрыта стеклянным куполом, под который прихожане кладут записки с просьбами. Один раз в год 9 мая (день когда мощи святого перевезли в Базилику), именно эту статую выносят из храма и проносят по улицам Бари. Эту дату в городе празднуют с большим размахом, и это не удивительно ведь, это главный праздник для жителей Бари.

В центре Базилики находится главный алтарь сделанный из мрамора и украшенный скульптурами.

Рака с мощами Николая Чудотворца. В надгробие есть специальное отверстие через которое извлекают миро исходящее от мощей. Также через это отверстие можно увидеть часть мощей святого. Миро достают из отверстия специальным приспособлением напоминающим черпак, это происходит один раз в год 9 мая после праздничной службы. И дальше миро распределяют по бутылочкам со святой водой. Здесь же в нижнем храме находится «Чудотворная колонна». Считается, что приложившись к ней произойдет чудо исцеления и исполнение желаний.

Бутылочки с миро и святой водой можно приобрести в церковной лавке которая находится рядом с Базиликой. Цена одной бутылочки от 4.50 до 50.00 евро в зависимости от флакона. Святую воду с миро можно пить и наносить на кожу в зависимости от рода болезни. Также здесь можно купить иконы, крестики, кулоны и освещенные свечи (самая маленькая стоит 2.50 евро).

Базилика Святого Николая хранящая мощи Николая Чудотворца расположенная в Бари - одном из древнейших итальянских городов с историей в 3 тысячи лет - место паломничества тысяч христиан.

Бари - история

Центр города Бари

Историки затрудняются назвать точный возраст Бари, но предполагают, что уже за тысячу лет до н.э. здесь существовало поселение.

Сегодня древнее поселение стало крупным городом, число жителей которого превышает 325 тысяч человек. Бари является административным центром области Апулия.

В III в. до н.э. эта часть современной Италии вошла в Римскую империю в качестве муниципия (города, население которого получало частичное самоуправление и гражданские права). Здесь был построен театр, возведены храмы, но археологических подтверждений тому найти не удалось.

Существующая же до наших дней структура старого города сформировалась в середине 5 века нашей эры, во время борьбы Восточной римской империи (со столицей в Византии) и лангобардов. В те годы формировались особенные административные единицы, катепанаты, которыми управляли предводители провинциальных воинских отрядов.

Позже городу довелось пережить господство барберов (арабских народов из северных районов Африки), подчинение Бевененто (крупное герцогство на северо-востоке), осаду сарацин, вторжение венецианцев…

Крупным потрясением было восстание Мелуса в борьбе за независимость от византийцев произошедшее в 1009 году. Оно привело к разграблению Бари (и части Италии) призванными на помощь мятежникам войсками норманнов.

Мощи Николая Чудотворца


Бари - крепостная стена

Впрочем, несмотря даже на дальнейшие перипетии, среди которых было и практически полное уничтожение города, важнейшее в его истории событие произошло в 1087 г.

Арабский флот под руководством Хумейда в то время совершал устрашающие набеги на христианские земли. Был разграблен Родос, Миры Ликийские. В последние Хумейд пришел с намерением уничтожить мощи Николая Чудотворца, но по ошибке разрушил не ту церковь. После чего поднялась страшная буря, уничтожившая большую часть судов.

Верующие справедливо опасались за судьбу реликвии. Вошедший на византийский престол Алексей I Комнин стремился сохранить религиозные ценности, однако варваров остановить не удавалось. К тому времени восточная часть Италии практически полностью была разорена. Миры же перешли к туркам.

В 1087 году барийские купцы на обратном пути из управляемой мусульманами Антиохии приняли решение перевезти мощи Николая Чудотворца из Мир Ликийских. Когда выкупить святыню не удалось, отряд в количестве 47 человек силой забрал реликвию из саркофага, связав монахов, охранявших церковь.

8 мая купцы на кораблях с важнейшим грузом прибыли домой, а уже на следующий день мощи Николая Чудотворца разместили в находящейся неподалеку от берега церкви св. Стефана. Любые попытки перевезти мощи куда-либо из города в дальнейшем вызывали народные волнения, поэтому было решено возвести церковь, в которой бы они хранились.

Бари - кафедральный собор
Бари - кафедральный собор - интреьр

Бари - Базилика Святого Николая

На строительство храма, в котором бы находилась христианская святыня - мощи Николая Чудотворца, ушло почти 20 лет. Начавшееся практически сразу после возвращения в итало-нормандские земли мощей, оно длилось вплоть до 1085 г. На освящении церкви, в крипте которой и захоронили останки святого, присутствовал папа Урбан II.

Был он здесь и еще однажды, посетив одно из ключевых событий в истории христианской церкви. В 1098 году, в промежуток кратковременного сближения между позициями Папы и Византийской церкви, был созван Собор, на котором должны были разрешиться разногласия между католицизмом и православием. Участие в событии приняли 180 епископов, присутствовала здесь и делегация Киевской митрополии. Однако результат Собора оказался весьма печальным - было решено предать анафеме всех несогласных с папой (обсуждался вопрос спора вокруг догмата о Троице). Таким образом, церкви остались разделенными и по сей день.

Стоит отметить, что в Бари находится примерно 65% мощей святого. Дело в том, что во время кражи их из Мир Ликийских, не было возможности переложить святыню из саркофага в контейнер, поэтому ее завернули в мантию. Из-за торопливости часть мощей осталась в городе, занятом турками. Их удалось добыть только в ходе крестового похода, после чего христиане перевезли эту часть останков на венецианский остров Лидо.

Базилика Святого Николая
Базилика Святого Николая - интерьер

Базилика Святого Николая - архитектура

Архитектура храма весьма оригинальна - в ней присутствуют, в основном, прямоугольные элементы и прямые линии, что больше уместно для замков или крепостей. Усиливают впечатление две массивные башни по краям фасада. Впрочем, церкви несколько раз все же пришлось выдержать осаду, так что внешность не совсем обманчива.

Пожалуй, единственным внешним украшением можно назвать резьбу XII в. на входном портале. Колонны, поддерживающие портик, опираются на фигуры быков, а в люнете можно наблюдать рельеф с триумфатором на колеснице. Фронтон здания венчает сфинкс. Возможно, изначально здание было более живописным, но во время реконструкций в XIII, XV и XVII веках часть украшений была удалена.

В храме - три нефа длиной 39 м, трансепт короче - 31,5 м. Все нефы завершаются апсидами, о которых снаружи практически ничего не говорит - их скрывают прямые стены с ложными аркадами. Во время обновления сооружения в прошлом столетии интерьер лишился большей части барочных элементов, сохранив лишь украшенный художником Карло де Роза сводчатый деревянный потолок трансепта. Центральное изображение здесь посвящено Богу Отцу, вокруг которого расположились патриархи.

Базилика Святого Николая - мощи Николая Чудотворца
Базилика Святого - богослужение

Мощи Николая Чудотворца - паломничество

Однако ценность для паломников, все же, скрывается не в истории и архитектуре сооружения. Век за веком сюда прибывают верующие, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца.

Столь высокое внимание к церкви в Бари обусловлено тем, что святитель Николай является одним из наиболее почитаемых святых и для католиков, и для православных. Считающийся покровителем моряков и путешественников, он известен рядом чудес и деяний.

Так, еще в молодости он воскресил одного моряка и спас по пути из Александрии другого. Позже Николай уберег от позора трех девиц, обладающих красотой, но живших в бедной семье, не имевшей возможности собрать приданное. По легенде, святитель бросил в окно их дома мешок с золотом, который упал в чулок, повешенный перед камином для просушки. С той поры и ведет свое начало традиция вывешивать чулки для Санта-Клауса.


Мощи Николая Чудотворца - православное богослужение

Исторические документы утверждают, что и православные в церкви - частые гости. Здесь бывали Петр Толстой, Борис Шереметьев, сын Петра Великого Алексей, Василий Барский и т.д.

В России вплоть до XX века Николай Чудотворец считался одним из наиболее почитаемых святых. Количество посвященных ему храмов уступало лишь числу церквей во имя Богородицы.

Однако из-за споров между православием и католицизмом россияне имели возможность приблизиться к мощам только во время паломничества или туристической поездки в Бари.

Стоит заметить, что Римская католическая церковь, несмотря на разногласия, всячески способствует паломничеству из России.

Базилика Святого Николая открыта ежедневно с 7:30 до 13:00 и с 16:00 до 19:30. Вход бесплатный.
Официальный сайт базилики: http://www.basilicasannicola.it

Мощи Николая Чудотворца везут в Россию

Но в 2017 году, благодаря договоренностям между патриархом Кириллом и папой Римским Франциском, достигнутым в Гаване, впервые за 930 лет мощи Николая Чудотворца покинут Храм в Бари - святыня будет временно принесена в Россию.

«Святые мощи будут доставлены в Москву 21 мая чартерным рейсом, их будет сопровождать делегация Римско-католической церкви,- сообщил сотрудник cекретариата по межхристианским отношениям священник Алексей Дикарев.- В Россию будут привезены не все мощи, а только их часть».

По словам митрополита Волоколамского Илариона, принесение мощей святителя Николая Чудотворца в Россию – особое событие для Русской Православной Церкви, где столь глубоко почитается этот святой.
- Мощи находятся под спудом, то есть они замурованы под землей; тем не менее, специально для этого события часть мощей извлечена из-под спуда, - сказал владыка Иларион на специальном брифинге, посвященном историческому событию.

Сначала мощи Николая Чудотворца выставят в Московском Храме Христа Спасителя, а в июле их перевезут в Санкт-Петербург. Место где разместят мощи в Санкт-Петербурге пока уточняется.
По договоренности сторон, мощи покинут пределы России 28 июля.

21 мая Мощи Николая Чудотворца доставлены в Москву

Подробнее о посещении на странице Новости
Во второй половине дня 21 мая 2017 года мощи святителя Николая спецрейсом были доставлены из Италии в московский аэропорт Внуково, откуда кортеж доставит их в храм Христа Спасителя

Доступ верующих к мощам будет осуществляться по следующему графику:

22 мая с 14:00 до 21:00 мск,
с 23 мая по 12 июля ежедневно с 8:00 до 21:00 мск.
Очередь будет формироваться от Крымского моста, ближайшая станция метро - "Парк Культуры" Кольцевой и Сокольнической линий.

Организаторы предупредили, что очередь могут продлить до метро "Фрунзенская" или "Воробьевы горы".
Для удобства паломников на всем протяжении очереди будут организованы так называемые "шлюзы". Там будут организованы точки питания, разместятся машины скорой помощи и автобусы, в которых можно будет отдохнуть. На всем протяжении очереди будут дежурить сотрудники полиции и волонтеры, которые будут распределять потоки людей, раздавать воду и оказывать всю необходимую помощь.

Организаторы подчеркивают, что доступ к мощам будет осуществляться только в порядке общей очереди, без специальных пропусков и возможности подъезда на автотранспорте. Единственное исключение будет сделано для паломников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и грудными детьми.

Очередь желающих увидеть Мощи Николая Чудотворца растянулась до Крымского моста

По сообщениям информационных агентств очередь к Храму Христа Спасителя, куда накануне доставили мощи Николая Чудотворца растянулась от Крымского моста. Очередь образовалась рано утром практически сразу после открытия метро. В связи со скоплением большого количества людей на Пречистенской набережной было выставлено полицейское оцепление.
Многие из желающих привезли с собой складные стулья, чтобы выдержать ожидание в несколько часов. У ближайшей к Храму Христа Спасителя станции метро «Кропоткинская» в настоящее время работает только один выход.

Мощам Николая Чудотворца в Москве поклонились полмиллиона человек

Число верующих, поклонившихся мощам Николая Чудотворца в столичном храме Христа Спасителя, превысило отметку в полмиллиона человек. Об этом рассказал «Интерфаксу» пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков.

«Длина очереди достигает в среднем трех километров», - отметил он. За день в храм приходит от 18 до 48 тысяч человек. Чтобы попасть к мощам люди отстаивают около девяти часов.

Святыня будет доступна верующим до 12 июля. На следующий день мощи Николая Чудотворца, которые не покидали итальянского города Бари 930 лет, отвезут для поклонения христианам в Петербург. Там они пробудут до 28 июля.

30 мая глава синодального информационного отдела церкви Владимир Легойда назвал очередь к мощам святого Николая «маленьким подвигом». Для многих, по его словам, это паломничество станет первым шагом на пути к вере.

Три с небольшим часа на самолете из Москвы в Рим, затем еще час до Бари, и вот он, долгожданный град святителя Николая. Светлые улочки залиты утренним солнцем, над ними витает аромат пиний, кофе и свежевыстиранного белья - предмет особой гордости местных хозяек. От площади дель Феррарезе вверх на крепостную стену, по одну сторону которой виден Старый город, по другую - лазурное море. Несколько поворотов и спуск по ступенькам к базилике. Можно пройти и по набережной или напрямик через старые кварталы, но мне больше полюбился именно этот путь.

На небольшой площади у входа в базилику святителя Николая оживленно: свадьба. Сентябрь - самый любимый месяц у молодоженов: по нашим меркам еще лето, но уже нет такой изнуряющей жары. Многочисленные гости с детишками-ангелочками поднимаются по ступенькам к дверям, вместе с ними тоненькими ручейками стекаются паломники. Сразу за дверями за стеклом красочная статуя святителя Николая, без которой не обходится ни одно торжество в честь святого.

Весенние празднества в честь перенесения мощей святителя длятся три дня, - рассказывает настоятель Патриаршего подворья в Бари протоиерей Андрей Бойцов. - Проводят парады, концерты… Шоу в небе напоминает полеты наших стрижей-самолетов. Что касается духовной части, то архиепископ Бари сначала совершает мессу на берегу моря, потом выливает ампулу чистого мира от мощей в море, как бы освящая его. Плюс костюмированный крестный ход, очень популярный среди жителей. Хотя его правильнее назвать парадом в исторических костюмах вместе со статуей, которая для них такой же храмовый образ, как для нас икона, - ведь с эпохи Ренессанса католики заменили живописные изображения на объемные. В одеждах XI века разных сословий, от знати до рыбаков, они устраивают очень живописную процессию. Мы тоже присоединяемся, но в качестве зрителей. Вот в позапрошлом году на этот парад специально пригласили представителей православных общин. Попросили грузин, русских, румын прийти в национальных костюмах, с флагами. И несколько наших прихожан с ребятами из хора ходили в русских вышиванках, несли флаг России. Всё же это не светское мероприятие, не молитва.

У нас святитель Николай - один из любимейших святых, а в Италии - покровитель только одного региона - Апулии

Оказывается, такие торжества характерны не для всей Италии. Это у нас святитель Николай - один из любимейших святых. А в Италии - покровитель лишь одного региона - Апулии.

В XVI веке он был даже деканонизирован, - поясняет отец Андрей. - Тогда Римские папы поручили проанализировать жития святых, положив в основу исключительно научный принцип. То есть если не было документального подтверждения, древних свидетельств о жизни святого, его могли вычеркнуть из списка. Да, в римских архивах было много разных документов из жизни мучеников, но не всех. В результате святителя Николая деканонизировали. Потом поняли, что погорячились, и вернули, только в статусе пониже - как местного святого Апулии. И только жители Апулии обязаны его чтить литургически, в остальном католическом мире - по желанию. Но здесь, конечно, празднуют на широкую ногу. В Апулии это выходной, а в Бари - день города. Мы со своей стороны всегда поздравляем и приора базилики, и братию, которые позволяют нам там совершать богослужения.

В верхнем храме потоки разделяются: под звуки органа жених с невестой занимают место перед алтарем, гости рассаживаются на скамеечки, а паломники спускаются вниз, в крипту, на Литургию. Удивительно, но здесь, несмотря на отсутствие каких-либо дверей, совершенно не слышно того, что происходит в верхнем храме.

Небольшое пространство крипты поделено на три части: центральная алтарная, где покоятся мощи святителя Николая; слева православный придел и справа - католический. Иконостас переносной импровизированный: несколько икон, закрепленных на решетках.

Мы приносим на каждую службу, - отмечает отец Андрей. - Благодаря такой структуре католического храма - без иконостаса - люди могут увидеть, что происходит в алтаре. Такой опыт молитвы и богослужения воспринимается более глубоко. Особенно если это нечастое явление. Если везде так будет, то восприятие утратит свою остроту, станет таким же, как с иконостасом. Что касается придела, он появился после II Ватиканского собора. Когда католическим епископам было рекомендовано больше внимания обращать на восточную православную традицию, традицию неразделенной Церкви, в том числе на искусство, иконы, образ пения. Это, конечно, сказалось благотворно. С тех пор многие стали ставить в храмах православные иконы и через это анализировать православную традицию. Есть такие, кто потом переходит к нам. Это касается и священнослужителей, и простых людей, которые говорят, что их влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять - а для них это полный мазохизм. Но стоят, потому что понимают: здесь истина - и принимают Православие.

Благочестивых католиков влечет на нашу службу, хоть она и долгая и надо стоять - но стоят, потому что понимают: здесь истина

Служба в крипте, и правда, долгая - вместо привычных двух продолжается часа три-четыре. Это и за счет количества причастников, и совершенно другого темпоритма. Даже вне праздников молящихся много. По небольшому проходу вдоль задней стены одна группа туристов постоянно сменяет другую: испанцы, французы, итальянцы. Кто-то просто проходит, кто-то останавливается, присаживается, пытается вникнуть в суть происходящего, пока экскурсовод с табличкой не напомнит о том, что уже пора. В заключительный день нашего паломничества одна итальянская пара усиленно расспрашивала меня о службе. Как сказал потом отец Андрей, «на юге Италии народ очень клерикальный и по-своему благочестивый. Они хорошо относятся к православным священникам, уважают их. Католики часто просят благословения, помолиться о них».

По завершении Литургии батюшки отворяют врата, центральные или боковые, чтобы все желающие могли приложиться к мощам и о чем-то попросить святителя Николая.

Раньше впереди была балюстрада, и пройти можно было только сбоку, - говорит отец Андрей. - Те ступени, что сейчас видят паломники, появились лишь пять лет назад. Когда группа паломников совсем небольшая, открывают боковые врата, когда много людей - тогда центральные. Это технический момент. Почти каждый день кроме воскресенья я прихожу в крипту базилики к святителю Николаю и служу молебен с акафистом. А по вторникам и четвергам у нас Божественная литургия.

Оглядывая это небольшое помещение, где и при 200 молящихся уже и тесно, и душно, невольно задаешься вопросом: что же происходит в дни памяти святого, когда желающих посетить святителя Николая не сотни, а тысячи?

Для меня, как для настоятеля, эти три дня дважды в год - самое тяжелое время. Необходимо организовать приезд нескольких тысяч паломников. Плюс епископы и митрополиты, одного из которых Святейший Патриарх благословляет возглавить службу. Их нужно встретить, препроводить, организовать богослужение. Раньше служили только в крипте. Я сам это видел, когда был настоятелем прихода в Неаполе. Это очень неудобно: в крипте помещается максимум тысяча человек. Плюс жара, потому что нет кондиционера, - там просто нечем дышать. Большая часть людей оставалась наверху. Многие обижались - народ ведь разный. Кто-то со смирением воспринимал, а кто-то начинал толкаться, пролезать. Бывали разные эксцессы, людям становилось плохо из-за жары. А чтобы батюшка с Чашей для Причастия вышел, вообще всех наверх выгоняли из крипты. И там наверху сначала причащали, а потом народ становился в очередь, чтобы приложиться к мощам святителя Николая. Многие только к пяти-шести вечера доходили до мощей. Я это прекрасно помню, потому приезжал сюда на каждый праздник. Даже скандалы иногда случались, люди начинали драться. Привозят автобус, как наш из Неаполя, а там такие же гастарбайтеры, многие не церковные люди. Для них это как экскурсия, во время которой они могли и выпить. А тут их болтают: туда не ходи, сюда не заходи, потом встань в очередь на пять часов. Нет, большинство со смирением стояло и читало акафист. Но порой и карабинеры вмешивались. Поэтому после назначения в Бари я сразу задумался, как это можно исправить. И при помощи святителя Николая решили, что нужно служить наверху всем вместе, чтобы не было никакого эксклюзивизма. А то вроде как випы внизу, поближе к мощам. Я все эти нюансы подробно изложил Святейшему, и он благословил дважды в год на праздники служить на главном алтаре базилики. Теперь мы все вместе молимся наверху. Евхаристия ведь не зависит от того, в крипте она или в другом месте. Так же на Престол кладем православный антиминс, всё так же совершаем, Причастие от этого не меняется. Христос всегда Один и Тот же, как говорит Священное Писание. Каждый раз везем туда два грузовичка разных богослужебных вещей, облачений, икон, чтобы базилика приняла более-менее привычный православный вид. Ставим подсвечники. Уже с семи утра, пока идет проскомидия, внизу открыт вход к мощам - люди прикладываются и проходят наверх в храм молиться. Мы делаем специальный маршрут, чтобы никто в крипте после не оставался. Охрана очень деликатная, вежливая, следит, чтобы никто дольше пяти минут не задерживался. В результате к 12 часам уже все спокойно приложились, помолились, никому на ногу не наступили.

Постепенно крипта пустеет, есть даже возможность сделать несколько снимков и алтарной части, большой иконы напротив и колонны у одного из входов, обнесенной решетками и утопающей в записках, как Стена плача в Иерусалиме.

Считается, что святитель Николай перенес в Бари эту колонну из своего старого храма в Мирах

Когда ко мне приезжают какие-то друзья или гости, я об этой колонне даже не говорю. Но если они видят там толпу или что-то слышали про нее, тогда объясняю. Есть местное церковное предание, что эта колонна связана с чудом, совершённым святителем Николаем. Когда строили базилику, не хватало колонны, и ее нашли в море, которое, как вы видели, здесь буквально в двух шагах. Считается, что святитель Николай перенес эту колонну из своего старого храма в Мирах, который на тот момент был почти разрушен. Его святитель строил еще при жизни. И там случилось первое чудо: во время паломничества в Рим к апостолам Петру и Павлу святитель Николай, проходя мимо какого-то тоже полуразрушенного дома, увидел прекрасную колонну из дорого мрамора и порфира. Помолился, и колонна перенеслась в Миры. А оттуда впоследствии в Бари. Это уже второе чудо. Как верующие, мы понимаем, что такое вполне могло быть. Плюс у местных девиц в Бари в средние века сложилось поверье, что колонна помогает тем, кто долго не мог найти жениха. Для этого девушки строго постились на протяжении всего Великого поста. И все семь недель причащались в церквях Бари, а это серьезный подвиг, между прочим. В заключительный раз причащались в этой базилике, читали молитвы святителю Николаю и трижды обходили вокруг этой колонны, которая тогда стояла без решеток и стекла. И, как говорят, в течение года жених появлялся. Возможно, в 1990-е годы гиды рассказали об этом паломникам, а наши женщины затем за ненадобностью купировали пост, молитву, Причастие, оставили только круги вокруг колонны. Куда проще! Хотя тоже, говорят, помогает. И ладно бы просто ходили кругом, хотя и это напрягало католиков, но потом стали еще молотками кусочки отбивать. Тогда уже колонну закрыли стеклом и решетками. Теперь записки пишут, как к Стене плача. Но если слишком много об этом говорить, мы невольно будем отвлекаться на какие-то второстепенные, даже третьестепенные детали. Рядом святитель Николай и его мощи - драгоценный сосуд, храм Духа Святого, который будет восстановлен по воскресении. А источник благодати у нас один - Господь Бог. И к Нему мы должны стремиться.