Причины и условия коррупции. Коррупция в России: вина властей или национальная особенность Причины коррупции и условия ее возникновения

В России в последние годы проводится активная антикоррупционная политика. Каковы критерии ее эффективности? Какие нормативно-правовые источники приняты в РФ с целью Как современные исследователи понимают, собственно, природу этого явления?

Что такое коррупция?

Коррупция, согласно распространенному определению, общественное явление, обозначающее действия должностных и иных привилегированных лиц в рамках моделей вне стандартов на уровне законов, отраслевых норм и общественных устоев, как правило, наносящие материальный ущерб государству, компании, обществу. Понятие коррупции, таким образом, имеет преимущественно экономическую природу. Человек, осуществляющий рассматриваемого типа действия, как правило, заинтересован в материальной выгоде.

Международные интерпретации

Согласно определению, принятому в организации Transparency International, деятельность которой сконцентрирована на исследовании коррупционных явлений, рассматриваемый вид активностей понимается как злоупотребление доверенным ресурсом - как правило, властным, в частных интересах. Интересную формулировку содержит российский ФЗ "О противодействии коррупции". Там сказано, что рассматриваемое явление - это злоупотребление положением и полномочиями, дача или получение взятки, и иные варианты незаконного использования гражданином своего должностного положения в противовес интересам социума и власти с целью извлечения выгоды. ФЗ о коррупции, таким образом, несколько расширяет трактовку термина в версии TI, дополняя ее тем, что соответствующего типа противоправные деяния могут осуществляться не только властью, но и бизнесом.

Иначе выглядит определение коррупции, принятое в ООН, оно представляет собой довольно общую формулировку. Согласно документам ООН, коррупция понимается как явление, обладающее сложной социальной, культурной, а также экономической природой, присутствующее во всех государствах. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что даже в содержании Конвенции ООН, направленной против коррупции, конкретного определения рассматриваемого явления нет. Хотя, как считают некоторые аналитики, здесь есть некая логика - сущность и причины коррупции настолько многогранны, что даже на уровне одной из крупнейших международных структур нет смысла искать общее определение данного явления. В каждой стране мира могут найтись прецеденты, позволяющие трактовать его в рамках концепций, которые могут быть совершенно несхожими с теми, что приняты в других государствах. Поэтому, полагают некоторые эксперты, общее понимание мировым сообществом проблем, возникновение которых обуславливает международная коррупция, может быть осложнено. А все потому, что нет ориентиров к поиску единого подхода к трактовке этого явления.

Природа коррупции

Рассмотрев понятие коррупции, изучим видение причин этого явления, которые можно встретить в исследовательской среде. Есть, к примеру, теории экономической природы. В числе таковых - тезис о соотнесении прибылей и издержек вследствие некоторой активности. В данном случае - коррупционной. Человек, обладающий неким ресурсом, административным, например, принимает решение совершить противозаконные действия, понимая, что риски есть, но в то же время осознавая, что предполагаемая выгода их, скорее всего, компенсирует. Если, в свою очередь, данный гражданин не осуществит никаких коррупционных деяний, а продолжит в штатном режиме выполнять функции, то преференции и степень удовлетворения им своей работой будут ощутимо ниже, чем даже по факту понесения наказания при первом сценарии.

Причины коррупции некоторые исследователи связывают также с теорией формирования поведенческой модели, в основе которой лежит фактор получения преференций за счет ренты. Что это значит? То, что в процессе выполнения своей деятельности человек, находящийся, условно говоря, на административном посту, осознает, что в его руках находится безотказный в большинстве случаев инструмент извлечения прибыли и выгод за счет служебного положения. Данный фактор, считают аналитики, может обуславливать еще более глубокую коррупцию, чем при первом сценарии, предусматривающем экономическую природу противоправных действий. Так как в большинстве вариантов риски человека, сидящего на "ренте", подразумевают относительно маленькие риски. Так, например, коррупция в органах внутренних дел, полагают эксперты, может быть в значительной мере объяснена влиянием рассматриваемого фактора.

Есть тезис, объясняющий изучаемое явление с точки зрения кризиса экономических и социальных институтов в государстве. Причины коррупции обуславливаются неэффективностью работы органов власти и бизнеса. То есть, например, гражданину становится проще решить тот или иной вопрос (согласовать документ, заказать продукт или услугу), обходя штатные механизмы, зафиксированные в законах или отраслевых соглашениях. При этом чиновник или сотрудник фирмы, отвечающий за процедуры согласования документа, выпуск продукта или предоставление услуг, редко когда соглашается содействовать неофициальному решению вопроса бесплатно. И потому он, так или иначе, становится нарушителем законов и норм, нанося ущерб власти, бизнесу и обществу.

Причина коррупционных явлений в России

Согласно исследованиям той же Transparency International, в нашей стране уровень общественного восприятия данного явления остается высоким. Позиции РФ в соответствующем рейтинге, составляемом данной организацией, ниже сотого места. Следует отметить - касательно соотнесения того, как коррупция принимается обществом и каков ее реальный уровень в России, эксперты активно дискутируют. То есть вполне может оказаться так, что при возможном изменении методологии исследования рейтинги РФ будут более оптимистичны. Но мало кто спорит с тем, что как таковая коррупция все же есть в России, как и в любой другой стране мира. Даже в тех, что лидируют в рейтингах, составляемых TI и другими организациями.

Каковы же причины коррупции в России? Некоторые аналитики считают применимыми все три озвученных выше тезиса, объясняющих природу данного явления, и к нашей стране. Кроме этого, считают эксперты, есть и другие причины коррупции в России - в большей степени национального характера. Рассмотрим их.

По одной из распространенных версий, причины коррупции в нашей стране нужно искать в традициях, принятых в обществе, а также логике политического и социально-экономического развития страны.

Дело в том, что исторически Россия - государство, в котором институт права в том виде, в котором он принят в западных странах, долгое время не воспринимался гражданами. Русский человек предпочитал жить по справедливости, а не согласно писанным законам. В крайнем случае - соглашался на суд. Но только не по буковке бумажных правил. В советское время, считают исследователи, данная общественная установка несколько видоизменилась. Значительное вмешательство государства в жизнь обусловило издание большого количества регулирующих норм, регламентов, расширило законодательную базу. В результате советский человек более или менее стал привыкать жить все же по закону. В силу авторитета партии, подкрепленного достаточно высокими экономическими результатами, устойчивыми позициями страны на международной арене, граждане СССР предпочитали не нарушать предписанных государством норм. Потому уровень коррупции в СССР, как считают многие исследователи, был невысоким. Подобного рода явления, безусловно, были (хотя бы на уровне теневой экономики), когда некие материальные ресурсы распределялись вне государственных каналов, единственных официально допустимых. Но системного характера проблемы коррупции в СССР, как полагают многие аналитики, все же не имели. Вместе с тем есть версия, что в советское время власти все же не стоило полностью брать экономику под свой контроль. считают эксперты, следовало разрешить - хотя бы в самых простейших формах. Это бы сделало гораздо мягче адаптацию многих категорий граждан страны к новым реалиям, которые наступили в годы Перестройки.

Когда Советский Союз вступил в кризисную фазу развития, с которой принято отождествлять Перестройку, авторитет государства и партии стал неуклонно снижаться. Сыграл роль и - уровень жизни людей упал. В аспекте политики - внутренней, международной - государство существенно сдало в позициях. В итоге люди стали возвращаться к "традиционному" восприятию политики, общественных процессов, бизнеса - вне стандартов права - когда действовать нужно по бумажке.

Основные причины коррупции в России - таким образом, это резкий, сопровождающийся неподготовленностью общества и в значительной мере политической власти переход от одной модели государства к другой, а также некоторые исторические традиции. Рассматриваемое явление, полагают эксперты, склонно к росту практически в любой стране, где происходят соответствующие трансформации. Не обходит коррупция стороной, полагают аналитики, также и развитые страны, многие из которых сейчас испытывают проблемы кредитно-финансового характера, вследствие чего задумываются о пересмотре действующих концепций экономического развития, а значит - также находятся в стадии некоторого транзита. Однако в России, как известно, сменился не только экономический, но и политический строй. Вследствие чего контраст между концепциями управления и развития намного больше, чем в западных странах, а динамика роста коррупции (как результат) - выше.

Факторы стимулирования коррупции

Эксперты выделяют факторы, которые в определенной мере мешают реализации антикоррупционных мероприятий и одновременно влияют на обострение соответствующей проблемы. Это, прежде всего, дисбаланс интересов власти и бизнеса в части несырьевых отраслей. Сложные условия ведения предпринимательской деятельности: высокий уровень государственного вмешательства, трудный доступ к кредитам - способствуют тому, чтобы бизнес искал дополнительные преференции за счет коррупционных активностей.

Другая проблема - отсутствие явной, по мнению ряда аналитиков, заинтересованности государства в том, чтобы та самая "традиция", свойственная для россиян исторически, была заменена высокой правовой культурой. И потому общество не всегда может подбирать механизмы взаимодействия с властью, альтернативные тем, что характерны для многих областей общественно-политического и экономического развития страны сегодня.

Однако в 2000-х годах социально-политическая и экономическая обстановки в РФ стабилизировались. По показателям качества жизни граждан, активностям на политической арене Россия в значительной мере восстановила достигнутые при СССР позиции. Вместе с тем проблемы коррупции в РФ остались. Связано это, полагают исследователи, с незавершенностью полноценного экономического транзита - перехода России от социалистической модели развития к преимущественно капиталистической. Главным образом, считают аналитики - в аспекте качества законодательства, а также эффективности работы политических и общественных институтов. Советские принципы политического управления и юридического оформления различного рода правоотношений устарели. Законодательство в сфере бизнеса и вовсе разрабатывалось едва ли не с нуля - частного предпринимательства в СССР не было в течение нескольких десятилетий. Как результат - социум, власть, бизнес в ряде направлений стали развиваться путем проб и ошибок, побочным эффектом которых стала коррупция.

Вместе с тем в последние годы, как полагают некоторые эксперты, ситуация стала улучшаться. Была усовершенствована, прежде всего, законодательная база, проведены реформы в ряде властных институтов. Рассмотрим правовой аспект более подробно. Проблемы коррупции, как мы уже отметили выше, в современной России во многом обусловлены в силу продолжительного кризиса нормативного регулирования ключевых общественных институтов.

Антикоррупционное законодательство России

На какие источники права можно обратить внимание? Один из таковых мы уже отметили выше - это Федеральный Закон РФ о коррупции. Но он не единственный нормативно-правовой акт и источник реализации соответствующих направлений в политике в организационном аспекте. Прежде чем появился полноценный закон РФ о коррупции, органами власти была выработана национальная стратегия противодействия рассматриваемому явлению. Другой важный источник - национальный план на 2014-2015 годы, также предусматривающий работу государственных институтов в направлении противодействия коррупции. Изучим общие сведения об отмеченных правовых актах.

Противодействие коррупции и ФЗ

Исторически самый первый источник - ФЗ о коррупции, принятый 25.12.2008 г. Он считается основополагающим нормативным актов в РФ, в котором устанавливаются ключевые принципы, направленные на противодействие рассматриваемому явлению, а также организационный базис для профилактических мер в отношении него. Также данный закон о коррупции включает положения, направленные на ликвидацию возможных последствий соответствующего типа правонарушений.

Противодействие коррупции в рамках национальной стратегии

Другой важнейший правовой акт - Национальная стратегия противодействия коррупции. С точки зрения статуса, она является Указом Президента РФ. Подписан был данный документ 13.04.2010 г. Юристами он характеризуется как в большей степени программный источник, формулировки которого нацелены на ликвидацию ключевых факторов, формирующих основу для возникновения коррупции в стране. Предполагается, что положения Национальной стратегии будут конкретизироваться с течением времени, исходить из объективных социально-политических и экономических реалий. В данном программном документе отражены аспекты противодействия коррупции на всех уровнях власти - федеральном, региональном, муниципальном.

Противодействие коррупции в рамках национального плана

Дополняет закон о коррупции, а также рассмотренный выше программный документ Национальный план соответствующей направленности. Он был принят 11.04.2014 г. Это - один из новейших источников антикоррупционной направленности. Национальный план, как и стратегия, обладает статусом Указа Президента РФ.

Юристы характеризуют его как источник, призванный стать эффективным инструментом реализации одноименной стратегии. Предполагается, что этот документ закрепит перечень деяний, направленных на противодействие коррупции, определит конкретных лиц, ответственных за их реализацию, а также способы практического осуществления мероприятий, проводимых с соответствующей целью.

Антикоррупционная политика России: критерии эффективности

Насколько эффективна текущая антикоррупционная политика, проводимая российской властью? Мнения экспертов по данному вопросу сильно разнятся. Есть те, которые считают, что одного лишь законодательного аспекта государственной политики недостаточно. Даже если в законе есть некая статья о коррупции и предусмотренные меры ответственности - этот факт, полагают эксперты, весьма опосредованно влияет на системные причины рассматриваемого явления.

Необходимо активно работать не только в направлении законотворчества, но также и уделять внимание воспитанию новых ценностей в обществе, а также, что не менее важно, подготовке управленческих кадров, для которых коррупционные действия не будут в почете. Таким образом, мерой ограничения противоправных действий должна быть не только предусмотренная в законах статья о коррупции, но также и модели общественного поведения, стимулирующие одних граждан взаимодействовать с соотечественниками, властными структурами и предпринимателями в рамках норм права.

Значительный объем работы, полагают аналитики, лежит также и на бизнесе. Частные компании составляют значительный процент российских работодателей, значит, в значительной мере влияют на общество посредством внутрикорпоративных механизмов. Экономическая коррупция в тех формах, что свойственны для бизнесов, может быть существенно снижена, если компании начнут взращивать в среде собственных сотрудников взгляды, способствующие решению вопросов взаимодействия в частном секторе, а также с госструктурами в правовом ключе. Успешность политики бизнеса в этом направлении, считают эксперты, положительным образом скажется на тенденциях, отражающих восприятие коррупции обществом в целом.

Причины коррупции кроются в экономических, политических, правовых и психологических факторах.

Экономические факторы:

Экономическая нестабильность, проявляющаяся в изменениях инфляции и, следовательно, высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует их искать любые источники доходов;

Неудовлетворенность условиями оплаты труда;

Появление слоя людей, имеющих высокий доход и, следовательно, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа и др.

Политические факторы:

Реальная возможность представителей власти на месте определять формы наказания за правонарушения, например ГАИ;

Отсутствие эффективности контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе, реагирование;

Бюрократическая волокита при решении служебных и личных вопросов;

Проникновение в государственные органы представителей организованных преступных групп и др.

Правовые факторы:

Отсутствие законодательного определения коррупционного преступления;

Существование многочисленных пробелов в законодательстве и др.

Психологические факторы:

Низкий уровень правовых знаний населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от государственных служащих;

Признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров;

Создание клиентами условий для получения представителями госаппарата незаконных доходов;

Сложившееся мнение более простого и быстрого решения проблем по «телефонному праву» и др.

Развитие коррупции характерно для общества, в котором, во-первых, мерой всего являются исключительно деньги, материальные ценности, определяющие самые разные стороны жизни (брак, доступ к образованию, социальный статус, карьера и т. д.), ценность человека определяется размерами его личного состояния, независимо от способов получения последнего. Во-вторых, признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом норм морали, права, религии, общественного мнения и т. д. В-третьих, в рамках закона не обеспечивается даже минимальный стандарт жизни (безработица, бездомность и т. д.).

Заслуживает внимания и такое обстоятельство: продуманный выбор учебного заведения, будущей профессии с учетом получения не основанных на законе крупных «подарков», подношений.

Т Е М А 1 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Цель: получение знаний о формах и методах борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.

Задачи: 1) знать, каким образом можно предупредить коррупцию;

2) знать, что такое коррупционные правонарушения, что к ним относится;

3) знать, какие существуют меры борьбы с коррупцией в Республике Беларусь;

4) знать принципы борьбы с коррупцией, органы, осуществляющие борьбу с коррупцией в Республике Беларусь.

Меры по предупреждению коррупции. Коррупционные правонарушения. Принципы борьбы с коррупцией. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией. Формы, методы и механизмы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.*

План

1. Предупреждение коррупции.

2. Коррупционные правонарушения.

Министерство экономического развития и торговли Министерство образования

Российской Федерации. Российской Федерации.

Государственный Университет

Высшая школа экономики

Нижегородский филиал

Факультет Менеджмента

Кафедра маркетинга

по дисциплине

Социология

на тему:

«Причины и последствия коррупции в России»

Выполнил: студент группы 07МК2

Проверил:

НИЖНИЙ НОВГОРОД

Одно из определений коррупции гласит, что Корру́пция (от лат. corrumpere - «растлевать») - это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству).

Так же хотелось бы добавить список форм проявления коррупции

1) взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов (вымогательство, откаты);

2) клептократия (воровство и приватизация государственных ресурсов);

3) незаконное присвоение (подделка, подлог, фальсификация, хищение; присвоение (денег, имущества обманным путем), злоупотребления при использовании государственных фондов;

4) невыполнение обязанностей (назначение на посты по знакомству);

5) продвижение личных интересов (предоставление преференций отдельным лицам, конфликт интересов);

6) принятие ненадлежащих подарков (деньги для ускорения решения проблем);

7) защита и покрывательство некачественного администрирования («крышевание», клятвопреступление, лжесвидетельство);

8) злоупотребление властью (запугивание или пытки);

9) манипуляции регулированием (фальсификация выборов, принятие решений в пользу одной группы или человека (biased decisions);

11) поиск ренты (госслужащие противозаконно устанавливают плату за услуги или искусственно создают дефицит);

12) клиентелизм и патронаж (политики предоставляют материальные услуги в обмен за поддержку граждан);

13) незаконные взносы в выборные кампании (передача подарков для оказания влияния на содержание проводимой политики).

Свое эссе я разделил на две части, непосредственно на причины возникновения и на последствия коррупции.

Причины возникновения коррупции

Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и
механизмов.
Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей.
Следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала. Провести грань между организационной неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает подчас очень сложно. Коррупцию порождают неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.
К организационным факторам коррупции следует отнести несбалансированность прав и ответственности государственных служащих, нестабильность служебного положение широкое распространение административного усмотрения, явное несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности и низкого денежного содержания государственных служащих.

Существует много причин, объясняющих сложившуюся в России ситуацию с коррупцией, но среди них мне хотелось бы выделить наиболее важные:

1. Слабость верховной государственной власти. Уже 10 лет в стране нет не только социального, но и политического консенсуса. Страну сотрясали постоянные противоречия между исполнительной и законодательной властями; между различными группировками в самой исполнительной власти, за чем легко просматривались столкновения интересов различных группировок и классов бюрократического капитала; между федеральным центром и регионами (что
ставило под угрозу процесс становления новой российской государственности). Фактическая дисфункциональность государственной системы дезорганизовала работу правоохранительных органов, и после первоначальной дезориентации они довольно быстро вписались в процессы формирования бюрократического капитализма, обслуживая, в первую очередь, интересы “новых русских” и не забывая при этом и о своих собственных корыстных интересах.

2. Отсутствие национальной стратегии развития и политика “минимизации государства”. С самого начала у российских либералов и демократов отсутствовала какая-либо стратегия национального экономического развития. Идеология “минимизации государства”, исповедываемая некоторыми реформаторами, на практике свелась к полной минимизации регулирующей роли
государства (что ни в коей мере не соответствует реалиям высокоразвитых западных государств).

3. “Раскрепощение” бюрократии. После полного устранения идеологической номенклатуры в результате провалившегося путча августа 1991 г. и формирования правительства Ельцина - Гайдара (1991-1992 гг.) наступила эра полного раскрепощения бюрократии. Она получила свободу, граничащую с анархией. Это означало вместе с тем и наступление эры “беспредела”.

По мнению С. Глазьева, главная причина коррупции - это тотальная безответственность исполнительной власти. В рамках действующей Конституции и российского законодательства исполнительная власть ни за что ни перед кем не отвечает. Чиновник высокого ранга назначается либо правительством, либо президентом - без обсуждения кандидатуры в органах представительной власти. Известно, что коррупция появилась не вчера. Люди, которые рассчитывают на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров на министерские и прочие ключевые посты. Для них это бизнес. И при этом никакой реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на высшие должности сегодня нет. Нет потому, что отсутствует ответственность исполнительной власти перед представительной властью, перед судебной, перед законом и обществом.

Главные причины здесь две. Первая - изъяны Конституции России, которые вывели исполнительную власть из-под контроля других ветвей власти. Вторая - это недостатки действующей правовой системы. Она не устанавливает персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему функций. Скажем, чиновник может с корыстной целью принять решение, которое обогатит кого-то на миллиарды долларов. Но при этом, если он не пойман с
поличным на получении взятки, доказать совершение им преступления практически невозможно. Поэтому у нас и возникают такие структуры, как Фонд спорта (который, по данным Счетной палаты, получил льготы на 50 триллионов рублей). Или, например, залоговые аукционы, которые, опять же по заключению Счетной палаты, являются притворными сделками. Все прекрасно понимают, что это сговор, что в результате его была осуществлена крупномасштабная раздача
государственного имущества «под ковром». Хорошо известно, что на каждый случай приватизации приходится одно правонарушение.
Все это стало возможным потому, что существуют только две статьи Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров: халатность и превышение служебных полномочий. Правовая система ответственности чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой она и осталась. Но в то время был партийный и народный контроль. И борьба с коррупцией жестко велась партийными органами.
Фактически сейчас нет другого механизма контроля над чиновником, кроме президента. Однако реально даже он не может контролировать то, что делает правительство, то есть высшие чиновники исполнительной власти. Это просто физически невозможно. Соответственно чиновника никто и ничто не контролирует. Это порождает массу возможностей для злоупотреблений.
Для того чтобы доказать корыстный умысел, нужно провести большое расследование. Однако люди, которые оперируют десятками триллионов рублей или миллиардами долларов, достаточно искушены, чтобы не быть уличенными в получении взяток. В результате у нас ловят «мелкую рыбешку» за взятку в 100 долларов, а виновные в расхищении государственного имущества на миллиарды долларов отделываются статьями УК за халатность или злоупотребление
служебным положением.
Эти статьи уникальны. Они предполагают ответственность от 50 минимальных зарплат и до 10 лет тюрьмы. И суд, который также ни перед кем не отвечает, сам решает, какое наказание применить в конкретном случае. Если сопоставить размах коррупции с зарплатами чиновников и судей, то станет понятно: управляет страной тот, у кого есть большие деньги. Ещё одна причина – это слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально- экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии
модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.

Последствия коррупции

Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем самым неся негативные последствия как для общества, так и для государства в целом. Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) дает почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу ее деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян. Такой вот масштаб сегодня. Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В
результате - снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции.
Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее воздействия. Именно коррупция, пронизавшая все этажи российской власти, стала одним из главных препятствий в борьбе с организованной преступностью. Вот почему
есть все основания говорить о серьезнейшем кризисе законности и правопорядка в стране.
К наиболее тяжелым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов. Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции можно назвать: отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития (и, как следствие, обострение бюджетного кризиса, снижение способности власти решать социальные проблемы); рост имущественного неравенства, т. к. коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества; увеличение социальной напряженности в обществе, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране.

В заключение мне хотелось бы добавить что, Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит
невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.
В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной
экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью
государства.
Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что
не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

Рассматривая коррупционные проявления в уголовноисполнительной системе, следует учитывать характеристику служебной

и инои среды, в которой совершаются коррупционные преступления; характеристику служащих; условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере службы.

Говоря о служебной среде, или условиях службы, прежде всего, следует обращать внимание на три обстоятельства, наиболее часто участвующих в продуцировании коррупции.

Во-первых, невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. В России периода реформ задержка выплаты заработной платы многим государственным служащим была, скорее, правилом, чем исключением. Это порождало ситуацию крайней нужды в семьях, что способствовало формированию у части служащих мотивации на совершение коррупционного преступления. Ситуация обострялась в условиях резких контра-

стов в оплате труда служащих даже одной организации, не обусловленных вескими основаниями.

Низкий доход воспринимается большинством населения как свидетельство жизненной неудачи, угнетает самолюбие человека с высокой самооценкой независимо от его профессии и образования. Согласно социальным представлениям мужчина должен быть кормильцем семьи, который добывает средства к существованию, причем эти средства должны быть больше, чем доход жены. Неспособность удовлетворять потребности семьи в обеспеченной жизни, зачастую порождает внутри-личностный конфликт ролевого характера в результате коллизии долга перед обществом и перед семьей.

Во-вторых, имеет значение тип управления. При первом, так называемом ситуативном управлении разного рода задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется в самом общем порядке. Здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. В конечном счете значительное количество граждан, устающих от многочисленных, не определенных заранее требований служащих, бывают готовы откупиться от них. Уже само по себе предъявление многозначных и изменяющихся требований оценивается как вымогательство взятки и провоцирует ее.

При втором - нормативном - управлении речь преимущественно идет о применении в определенных типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм, а не просто об учете норм, вводящих те или иные ограничения .

В литературе встречаются предложения по борьбе с коррупцией по принципу: «Нет человека - нет преступления», соответственно ставится вопрос о сокращении государственного аппарата, о ликвидации правового регулирования многих отношений и государственного контроля за многими сферами деятельности. Однако проблема заключается в характеристике служащих, размерах их содержания, порядке их деятельности, контроле за ними.

Решение данной проблемы видится в детальном регламентировании сроков принятия решения, представленных документов, образцов

этих документов - другими словами, исключение «коррупциогенности» нормативно-правовых актов.

В-третьих, существенна социально-психологическая обстановка. Например, признание коррупции в среде служащих уголовноисполнительной системы нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирования криминальной мотивации.

Что касается характеристики самих служащих, совершающих коррупционные преступления, то здесь важна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть.

Лица, осуществляющие управленческие полномочия, постоянно испытывают соблазн использовать их в личных или групповых интересах. В хозяйственной сфере продолжает господствовать не уведомительный, а разрешительный принцип, когда от управленческого работника пенитенциарной структуры, его благоволения зависит очень многое. Конечно, государство должно участвовать в экономической деятельности системы, однако пределы его вмешательства и основания, способы и формы контроля должны быть максимально четко регламентированы. Отсутствие подобной регламентации создает возможности для чиновничьего произвола и коррупции.

Продолжающаяся политическая борьба между сторонниками и противниками экономической реформы, непоследовательность государственной политики в ее проведении, отсутствие достаточной стабильности в обществе порождают сомнение, что реформа «всерьез и надолго», неуверенность в будущем. Это заставляет предпринимателей как можно скорее получить прибыль, прибегая, в том числе, и к незаконным способам ее извлечения. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, использовать свою должность для личного обогащения. Старый, в достаточной степени коррумпированный еще в советский период аппарат бюрократии пополняется новыми кадрами, изначально настроенными на использование в личных интересах властных полномочий. Некоторые из них уже при поступлении на государственную службу связаны с дельцами теневой экономики и организованными преступными группировками.

Редкое выступление политических или государственных деятелей России в последние годы обходится без упоминания коррупции, призы-

bob к усилению борьбы с нею. Обвинения в коррупции оппонентов стали распространенным средством политической борьбы, способом приобретения соответствующего имиджа неподкупного чиновника и непримиримого борца с коррупцией. Однако внимательное изучение криминальной ситуации, законодательства и других принимаемых мер позволяет утверждать об отсутствии должной политической воли, продуманности и последовательности в решении вопросов борьбы с коррупцией. Это, в частности, проявляется в недостаточном и весьма несовершенном законодательном регулировании деятельности управленческого аппарата, чрезмерно робком применении законодательства, а то и в абсолютном его неприменении по отношению к выявленным коррупционерам.

Заслуживает внимания и такое обстоятельство, как продуманный выбор учебного заведения, будущей профессии с учетом получения не основанных на законе крупных «подарков», подношений. Поступление за взятки в государственные вузы лишает общество значительной части интеллектуального потенциала, не позволяя получить высшее образование талантливым молодым людям, не имеющим возможности оплатить его в негосударственном вузе 1

В последние годы в состав приемных комиссий высших учебных заведений правоохранительных структур стали включать сотрудников служб собственной безопасности, в задачи которых входит предупреждение взяточничества при поступлении на учебу.

Условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений, являются отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, не реагирование на факты коррупции, либо слабое, не основанное на законе реагирование. Для части виновных данные обстоятельства - составляющие уже причинного комплекса, порождающие криминальную мотивацию следующего типа: «Другие брали и берут взятки, не изобличались, ни в чем не нуждались - почему бы и мне не попробовать». Нередко изобличаются именно отдельные взяточники, поскольку организованные, как правило, действуют продуманно и системно защищают себя от привлечения к установленной законом ответственности.

За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабые эко-

номическая и организационная основы функционирования государственных и иных служб, распространение психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм. Последние значимы, когда речь идет о взяткодателях. Среди них, как уже отмечалось, много организованных преступников и вообще правонарушителей, обеспечивающих с помощью подкупа противоправный интерес. Что касается других взяткодателей, то нередко они подкупают служащих в условиях, когда отчаялись отстоять свой законный интерес в рамках закона, или не умеют это делать, или даже не пытаются, оценивая ситуацию как период произвола и беззакония.

Эскалация коррупции и усугубление ее качественных характеристик закономерны для тех состояний общества, когда одновременно, в единой системе, отмечается следующее:

  • 1) мерой всего оказываются исключительно деньги, материальные ценности, определяющие различные стороны жизни (брак, доступ к образованию, карьера, социальный статус и т. д.), девальвируются духовные ценности, ценность человека определяется размерами его личного состояния независимо от способов получения последнего;
  • 2) признаются допустимыми любые средства во имя обогащения, практически происходит слом действий многих цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения ит. д.;
  • 3) в рамках закона не обеспечивается даже минимальный стандарт жизни (безработица, бездомность, обездоленность беженцев и вынужденных переселенцев), закон по разным причинам не соответствует криминологически значимым реалиям (криминальной и криминогенной ситуациям).
  • Козина И. М. Что определяет статус «кормильца» семьи? // Социологические исследования. - 2000. - №11. - С. 83, 84, 89; Юридическая социология / под ред. В. А. Глазырина. - М., 2000. - С. 184.
  • Советское государственное право. - 1982. - № 8. - С. 28-29.
  • Основы противодействия коррупции (Система общегосударственной этики поведения) / под ред. С. В. Максимова. - М., 1999. - С. 37.

Коррупция в России и мире получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. Очевидно, что коррупция является не только общественным злом, требующим адекватной моральной оценки обществом, но и существенным тормозом общественного развития, формирования рыночных отношений и институтов демократии.

Законодательство, которому зачастую отводится первостепенная роль в борьбе с коррупцией, тем не менее, является лишь внешним выражением данной проблемы, коренящейся в социальных процессах. Правовые средства здесь вторичны. Коррупция является следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов: политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля и пр. Дефекты правовой системы являются лишь одним из факторов, обуславливающих данное явление.

Противодействие коррупции должно строиться на воле политической власти и ее органов, опирающейся на осознание большей частью населения необходимости искоренения этого социального зла. Это является главным условием формирования эффективного правового порядка государства в сфере противодействия коррупции (антикоррупционного правопорядка).

Среди основных причин, способствующих возникновению коррупции в обществе исследователи выделяют следующие:

1. Двусмысленные законы.

2. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностных лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

3. Нестабильная политическая ситуация в стране.

4. Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

5. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

6. Профессиональная некомпетентность бюрократии.

7. Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

8. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

9. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

10. Низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором.

11. Зависимость граждан от чиновников, монополия государства на некоторые услуги.

12. Оторванность бюрократической элиты от народа.

13. Экономическая нестабильность, инфляция.

14. Этническая неоднородность населения.

15. Низкий уровень социально-экономического развития.

16. Религиозная традиция.

17. Культура страны в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-правовая природа коррупции заключается в ее обусловленности исторически сложившейся системой общественных отношений, где право является опосредованной формой связи государства и общества, а его эффективность обусловлена степенью адекватности системы нормативно-правовой регуляции и общественных отношений.

Социально-правовая природа коррупции выражается в совокупности следующих признаков:

договорной характер отношений между должностным лицом и лицом, заинтересованным в соответствующей стратегии его действий (сделка);

обоюдная возмездность, заинтересованность (не обязательно материальная) этих отношений;

незаконный характер этой сделки, выражающийся в противоречии уголовному и иному законодательству, запрещающему подобное поведение должностных лиц;

обусловленность действий должностного лица в процессе исполнения служебных обязанностей условиями данной сделки.

Коррупция в современной России затрагивает практически все возможные отрасли, начиная от правоохранительных органов и медицины, таможни и заканчивая вузами, школами и т.д.

По данным МВД РФ за январь-октябрь 2015 г. сотрудниками правоохранительных органов выявлено 27,8 тысяч преступлений экономической направленности, в том числе 4,6 тысячи – в крупном или особо крупном размере. Размер ущерба по оконченным уголовным делам превысил 39 млрд рублей, а возмещено более 31 млрд рублей. К уголовной ответственности привлечено 12 тысяч лиц.

Особое внимание МВД России уделено выявлению и пресечению преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами с широким кругом полномочий. Так, за прошедшие месяцы 2015 года сотрудниками выявлен ряд должностных лиц, совершивших преступления, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 290 УК РФ. В том числе 4 депутата различного уровня, 12 глав (заместителей) администраций городов (районов), 23 главы (заместителя) руководителей муниципальных образований, 22 руководителя предприятий и организаций, входящих в контур государственных предприятий, 19 руководителей (заместителей) структурных подразделений органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме данных, которые освещаются МВД РФ, анализом состояния коррупции в России и мире занимается некоммерческая общественная организация Transparency International, созданная в 1993 году с целью борьбы с коррупцией. Данная организация ежегодно определяет Индекс восприятия коррупции (ИВК) в странах мира.

В сравнении с 2010 годом (154-е место из 178), можно заметить положительную динамику, которая объясняется принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, обусловливающего основные правовые параметры предупреждения коррупции в общественном секторе и вводящего ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств. Принятые меры позволили заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством. 17 апреля 2012 года Россия стала 39-м участником Конвенции ОЭСР.

Однако рассматривать полученный результат как повод считать, что дело сделано и в дальнейшем борьба с коррупцией пойдет сама собой, было бы не правильно. Только если все законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему.

Коррупция, оказывая негативное влияние на все сферы жизни общества, порождает последствия, которые не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто более конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки.

2. Влечет за собой неэффективное распределение средств федерального бюджета.

3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащения субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.

5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, отдельными группами по использованию государственной собственности и корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений, оттоку капитала за рубеж и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

6. Растет недоверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества двойной стандарт морали и поведения.

2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране.

3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественности формируется сознание о беззащитности общества и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1. Смещение целей политики от общенациональных к обеспечению властвованию олигархических кланов и группировок. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

2. Подрыв престижа страны на мировой арене, способствование ее политической и экономической изоляции.

3. Снижение доверия общества к власти, разочарование в ценностях демократии.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток. Главные потери происходят от тех решений, которые принимают агенты, вступившие в коррупционные отношения.

Прямые потери – недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства.

Косвенные потери – общее снижение экономики, сопряженное с коррупцией.

Подсчет потерь от коррупции крайне не прост.