Распространение идей реформации в европе. Великая Реформация

Вторым важным событием первой" половины" XVI в. было реформационное движение, которое получило во Франции своеобразный характер. Усиление королевской власти, шедшее рука об руку с политической консолидациеи страны способствовало тому, что так называемая галликанская национальная французская церковь, не порывая с Римом, сумела оградить себя от чрезмерных претензий папы и закрепила эту "обособленность в прагматической санкции Карла VII (1438) Было" провозглашено верховенство собора над папой; капитулам аббатств и соборов предоставлялось право выбирать епископов и аббатов на освободившиеся должности, отменялись папские аннаты, а судебные права курии ограничивались правом апелляции к папе как к последней инстанции лишь по делам вероучения. По мере того как королевская власть превращалась в абсолютную, короли стремились подчинить себе церковь и превратить ее в свое послушное"орудие. Важный шаг в этом направлений был сделан Франциском 1, заключившим с папой в 1516 г. так называемый Болонский конкордат. По этому соглашению 1)к королю отошло право назначать кандидатов на высшие церковные должности с последующим их утверждением папой, но зато право папы на получение аннатов частично было восстановлено. 2)мог подолгу не замещать вакансий и брать в свою пользу доходы сцерковных бенефициев. 3)мог жаловать их своим приближенным. Благодаря этому доходы католической церкви - крупнейшего землевладельца Франции - в большей степени оказались в распоряжении короля. Назначение на высшие церковные должности превратилось в королевское пожалование. Епископами и аббатами назначались преимущественно вельможи и дворяне, которые интересовались больше доходами, чем церковными обязанностями, предоставляя ведать делами паствы за сравнительно ничтожное вознаграждение своим викариям, т.е. заместителям, людям обычно скромного происхождения. Однако и во Франции происходили социально-экономические перемены, которые способствовали распространению реформационных идей. Один из умеренных французских реформаторов Лефевр д^Этапль еще до Лютера высказывал идеи, близкие к реформационным. Лютеранские идеи стали распространяться во Франции в начале 20-х годов XVI в. К этому времени относится первое выступление Сорбонны (богословского факультета Парижского университета) против <ереси>. Было сожжено несколько упорствующих еретиков. Однако Франциск 1, поддерживавший в это время протестантских князей в Германии против своего врага императора, воздерживался от преследования еретиков. Для раннего периода Реформации во Франции протестантизм распространялся более или менее равномерно по всей стране; он распространялся исключительно в среде третьего сословия - буржуазии и ремесленников. Среди ремесленников реформационные идеи поддерживались главным образом подмастерьями и наемными рабочими, особенно страдавшими от эксплуатации: для них протестантизм был формой выражения социального протеста^Обособившиеся в замкнутую привилегированную группу цеховые мастера, покупавшие у короля патенты на звание мастера за довольно значительную сумму, в основном держались королевской веры, т. е. католицизме. Что же касается крестьянства, то оно в основной своей массе осталось чуждым реформации. Адепты новой веры перешли в середине 30-х годов к более решительным выступлениям. В октябре 1534 г. в связи с арестами нескольких протестантов^ Париже и даже в королевском дворце были расклеены афиши, составленные приверженцами Реформации. Это выступление было сочтено неслыханной дерзостью, и католики-фанатики заявили решительный протест. Король был вынужден принять серьезные меры. 13 января 1535 г. было сожжено 35 лютеран и около 300 заключено в тюрьму. К этому же времени относится зарождение на французской почве нового реформационного течения, получившего позднее общемировое распространение, -кальвинизма. В 1536 г. вышло в первом издании <Наставление в христианской вере> Жана Кальвина. Автор этого сочинения из-за религиозных преследований вынужден был бежать за границу. С 40-х годов начинается второй период Реформации во Франции, связанный с распространением кальвинизма в среде дворянства, купечества и в низах католического духовенства, причем главным образом на юге Франции. Успехи кальвинизма и его воинствующий характер вызвали ответные меры правительства. При Генрихе II была учреждена <Огненная палата> для суда над еретиками, которая приговорила многих протестантов к сожжению на костре.

История Реформации, великого движения, начавшегося в XVI веке и провозгласившего необходимость возврата христианства от вкравшихся в него языческих учений к учению Библии, принадлежит к одному из важнейших периодов мировой истории, знаменуя переход от Средневековья к Новому времени . Этот период дал нам то, что составляет лучшее среди достигнутого человечеством за весь его исторический путь. Понятие свободы совести, равенства людей вне зависимости от их религиозной, национальной, расовой принадлежности, равенства прав мужчин и женщин, защита малоимущих, детей, стариков и больных, демократические институты власти, - все это дала именно Реформация. Это могла дать только Реформация, поскольку она - единственное из всех исторических движений, которое основывалось на принципах возврата к евангельскому учению, внедрения его принципов в повседневную жизнь людей и государств. Единственное движение, четко провозгласившее, что без Бога и без Евангелия невозможно изменение к лучшему ни жизни отдельного человека, ни государства в целом.

Это движение привело к созданию нового направления в христианстве (наряду с католичеством и православием) - протестантизму, получившему такое название от протеста против слияния языческих учений с учением Библии, которое произошло в период средневековой церкви, и протеста против слияния церкви и государства, которое также произошло в дни Средневековья .

В нашей стране, в силу длительного господства государственной церкви, а затем атеистической идеологии, протестантские церкви, такие как лютеранская, кальвинистская, адвентистская, баптистская и пр., именовались пренебрежительно сектами, а их члены - сектантами, что приравнивалось к фанатикам и темным, необразованным людям.

При этом нигде не говорилось, что протестантизм является ведущей религией в Великобритании, Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США, Австралии, Канаде, - в ведущих, экономически и культурно развитых странах, население которых сектантским (то есть темным, экономически и культурно отсталым, бедным и фанатичным) уж никак не назовешь, в отличие от тех стран, где продолжала господствовать государственная церковь. Последняя продолжала придерживаться тех же принципов, что и в дни Средневековья, взращивая суеверия, темноту и фанатизм, ибо таким народом всегда легче править.

Учитывая вышесказанное, целью нашей работы стало изучение влияния евангельского учения на социально-экономическое, культурное и духовное развитие общества на примере истории Реформации и ее наследия.

Причины Реформации. Социально-экономический аспект

Помню, в далекие школьные годы, на уроках по истории средневековой Европы, нескончаемой чередой передо мной проходили крестьянские бунты, восстания и войны. Периодически мелькало слово «Реформация», но как-то вскользь, и все сводилось к разногласию между крестьянами и феодалами.

В то недавнее, сугубо атеистическое время многие исторические события освещались однобоко и куце, так, что долгое время не возникало никакого интереса к ним вернуться и разобраться, что же все-таки представляла собой Реформация, каковы причины ее возникновения и какой след она оставила в истории европейских государств, да и не только европейских. Думаю, что у многих читателей было похожее мнение и представление о тех событиях в далеком Средневековье.

Итак, что же собой представляла Реформация? Реформация (от латинского слова reformatio - исправление, преобразование, т. е. то, что включает в себя понятие «реформа») - это религиозное и общественно-политическое движение в средневековой Западной, Центральной и Северной Европе, охватившее все слои населения и быстро распространившееся на многие государства. Основной ее целью было реформирование средневекового христианства в соответствии с библейским учением.

Официальной датой начала Реформации признана на сегодняшний день дата 31 октября 1517 года, когда доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям церкви 95 тезисов, направленных против злоупотреблений церкви и, в частности, против продажи индульгенций . Но на самом деле, как мы увидим ниже, Реформация началась гораздо раньше и затронула все без исключения сферы жизни: экономическую, социальную, политическую и религиозную .

Нельзя обойти и еще одну из причин реформационного движения - борьбу между представителями только еще зарождавшегося капиталистического способа производства и феодального, на охране идеологии которого стояла средневековая церковь того времени, которая сама являлась крупнейшим феодалом-землевладельцем. Реформации предшествовало, как было указано выше, обострение классового, экономического и политического противостояния. В европейских странах господствовал феодализм, и подавляющая часть населения представляла собой крепостное, зависимое от феодалов, беднейшее крестьянство, практически абсолютно бесправное, так как в целях укрепления феодальной собственности на землю возрастало число крестьянских повинностей, при этом развитие крестьянских хозяйств не допускалось, что способствовало обнищанию крестьян .

В городах постепенно внедрялось и развивалось капиталистическое производство, в частности, по системе авансирования, что приводило к разрушению привычных принципов цехового ремесленного производства и росту, как бы мы сегодня сказали, безработицы. Крупные предприниматели скупали продукцию ремесленных цехов большими партиями на выгодных для себя условиях, авансируя ремесленников сырьем и денежными средствами.

Сами же ремесленники, на первый взгляд, свободные и самостоятельные, на самом деле были в полнейшей экономической зависимости от капиталиста, и сами когда-то свободные цеховые ремесленники превращались в наемных рабочих, подвергаясь усиленной эксплуатации, обнищанию и массовым увольнениям. Кроме того, продукция ремесленников облагалась непомерными, все возраставшими налогами, в то время как продукция монастырей подобными налогами не облагалась. В результате церковь богатела, расширяла земельные угодья, в том числе и в городах, и горожане, живущие в собственных домах, были объявлены на чужой земле и были вынуждены платить за эту землю огромные налоги в церковную казну. Таким образом, в городах быстро росла прослойка так называемого городского плебса, то есть, людей, лишенных, как и крестьяне, каких бы то ни было прав и будущего .

Все вышеупомянутое приводило к усилению недовольства крепостных крестьян и городского плебса. Политическая раздробленность государств, раздираемых нескончаемыми усобицами князей, растущие налоги, взимаемые князьями и духовенством, приводили к росту недовольства и бюргеров.

Росло недовольство и в дворянской среде: усобицы между крупными землевладельцами-феодалами приводили к разорению среднего и мелкого дворянства .

Возрастало во всех слоях населения и недовольство церковью, которая, с одной стороны, являлась крупнейшим земельным феодалом, как указывалось выше, а с другой - объявляла каждого без исключения человека «неспособным спасти свою душу». Тем самым она подчиняла себе все слои населения, светскую жизнь человека, светские учреждения и все сферы жизни государства в целом .

При этом политическое влияние церкви на жизнь государства и ее финансовая база были огромны, а раздробленность стран средневековой Европы и слабая централизованная власть только способствовали этому. Упомянутые претензии церкви вызывали ропот и возмущение и в среде крупнейших феодалов, в том числе и королей .

Все это привело к тому, что реформационное движение не только охватило, но и объединило все слои населения европейских стран. Оно нашло выход в образовании протестантских христианских церквей, призывавших к скромности, честности, экономной жизни, всеобщему широкому образованию граждан всех слоев населения, к укреплению национальных государств, свободных от церковного гнета, граждане которых были признаны равноправными и свободными перед Богом и обществом .

Протестантизм получил распространение в странах Западной, Центральной и Северной Европы в виде лютеранства, кальвинизма, цвинглианства и англиканства, а позднее - адвентизма, баптизма, которые и по сей день остаются самыми распространенными религиозными конфессиями США, Канады, Швеции, Германии, Великобритании, Норвегии, Дании, Швейцарии и Австралии.

Причины Реформации. Религиозный аспект

Великая Реформация самым коренным образом перестроила все основы жизни общества, и тем достижениям и свободам, которые есть у нас сегодня, мы обязаны именно ей. Необыкновенный успех Реформации вполне сопоставим с победным шествием раннего христианства в дни Римской империи, когда маленькая группа гонимых апостолов сокрушила мощь языческого мира, так и проповедь скромных реформаторов сокрушила необъятную мощь средневековой церкви.

Этому необыкновенному своему успеху Реформация, помимо отмеченных выше социально-экономических причин, в первую очередь была обязана следующим основным факторам.

Во-первых, страшные злоупотребления средневековой церкви и особенно - торговля индульгенциями, ставшая последней каплей, вызвали протест практически всех слоев населения. Вместо этого Реформация предложила людям чистое учение Евангелия без человеческих преданий и злоупотреблений .

Во-вторых, постоянный гнет, осуществляемый церковной инквизицией, и система постоянной слежки довели терпение людей до предела. Вместо этого Реформация провозгласила принципы свободы совести и равенства людей пред Богом .

В-третьих, непомерные претензии духовенства вызвали недовольство значительнейшей части князей и герцогов. Реформация взяла курс на отделение церкви от государства, утверждение крепких национальных государств .

В-четвертых, система средневековой церкви пресекала всяческое стремление к знаниям, в то время как Реформация провозгласила необходимость самого широкого просвещения для всех слоев населения .

Но необходимо подчеркнуть, что основная причина зарождения Реформации была духовная: люди наконец-то узнали долго скрываемую истину, что Бог есть Спаситель, а не только Судья, стремящийся наказать и покарать. Им открылось, что можно общаться со Христом и получать Его любовь и благодать помимо церковной организации. Власть же церкви зиждилась на том, что в ее руках находится единственный путь спасения людей .

В рамках одной статьи мы, безусловно, не можем представить все достижения, которые принесла Реформация всему миру, но это и не является нашей задачей, поскольку ее рассмотрению посвящены десятки капитальных трудов. Поэтому мы ограничимся лишь рассмотрением базовых завоеваний, которые дала Реформация, четко продемонстрировав, что вера - это не просто отвлеченное понятие, но что она коренным образом меняет и жизнь всего общества во всех его сферах, и жизнь отдельно взятого человека .

«О духе и цели евангельского протестантизма лучше всего говорил апостол Павел в своем Послании к галатам: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Христианская свобода - такое бесценное благословение, что никакие злоупотребления не могут оправдать возвращение в состояние духовного деспотизма и рабства. Но только те, кто наслаждался ею, могут правильно ее оценить.

Реформация сначала была чисто религиозным движением. Она показывает нам поразительный пример всепроникающей силы религии в истории. Она началась с вопроса: «Что должен сделать человек, чтобы спастись? Как грешник может быть оправдан перед Богом и успокоить свою тревожную совесть?» Реформаторы прежде всего заботились о спасении души, о славе Христа и о победе Его Евангелия. Они гораздо больше думали о грядущем мире, чем о теперешнем. Все политические, национальные и литературные интересы они подчиняли религии.

Однако реформаторы не были монахами. Они были живыми людьми, которые жили в «живое» время. Они были не пессимистами, а оптимистами, людьми действия, а не только мыслителями, искренними, сильными, полными надежды, свободными от эгоистичных мотивов и целей, исполненными веры и Святого Духа, соравными всем своим предшественникам со времен апостолов. Из центра, находившегося в религиозной жизни, они оказали влияние на все стороны человеческой жизни и деятельности и дали мощный импульс развитию политической и гражданской свободы, богословия, философии, науки и литературы.

Реформация устранила препятствия, которые средневековая церковь поставила между Христом и верующим. Реформация открыла путь к непосредственному союзу со Христом, как единственным Посредником между Богом и человеком, и сделала Его Евангелие доступным для каждого человека, устранив необходимость заручаться позволением священников. Реформация была возвращением к неискаженному человеческими преданиями Слову Божию, и по этой самой причине - великим достижением. Это было возрождение изначального христианства, и в то же время - его более глубокое понимание и применение, чем когда-либо прежде.

У Реформации есть три фундаментальных принципа: превосходство Писания над преданием, превосходство веры над делами и превосходство христианского народа над священством. Первый принцип может быть назван объективным, второй - субъективным, третий - общественным или церковным.

Все они сводятся к одному принципу - церковной свободы или свободы во Христе. Окончательная задача евангельского протестантизма - привести каждого человека к живому союзу со Христом как единственным и вседостаточным Господом и Спасителем от греха и смерти» .

Реформация и образование

Великая Реформация сокрушила несколько основных препон, стоящих на пути просвещения и прогресса.

Во-первых, схоластическую систему образования средневековой церкви. Систему, которая зиждилась на языческих и суеверных принципах, которая выступала против получения каких-либо знаний .

Во-вторых, Реформация, отвергла принцип противопоставления науки и веры, который отстаивала средневековая церковь. Реформация, основываясь на Библии, показала, что наука нисколько не противоречит вере, напротив, новые научные открытия раскрывают мудрость устроения Вселенной и величие ее Создателя .

В-третьих, Реформация, провозгласив равенство всех людей перед Богом, вне зависимости от их социального, расового, гендерного или национального положения, открыла равные возможности всем для получения образования .

В-четвертых, Реформация сокрушила средневековые суеверия и показала полную антинаучность астрологии, хиромантии и других проявлений оккультизма. Она провела четкую грань между наукой и псевдонаукой .

В-пятых, Реформация провозгласила, что каждый человек должен знать и читать Библию, а для этого требуется получение образования .

Благодаря всему этому уже в ближайшие годы после начала Реформации открываются новые университеты, а обучение в прежних претерпевает полное изменение и переход со схоластической системы на подлинно научную. Плодом этого явилось поступление в университеты талантливых детей бедноты, о чем раньше нельзя было и подумать, и совершение великих научных открытий. Практически каждая современная наука получает свое подлинно научное рождение именно в эти годы.

Прямым следствием Реформации становится и массовое открытие школ, а точнее - основание обязательной системы образования. У истоков ее создания стоят выдающиеся педагоги-реформаторы, базировавшие свои труды исключительно на принципах Библии. Одним из самых выдающихся их них был Ян Амос Коменский (1592-1670), которого с полным правом называют отцом современной педагогики.

Последний в своих трудах писал: «Все люди, которые только родились, - произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего Творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя науку, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей» .

«Что бы ни изучало христианское юношество после Священного Писания (науки, искусство, языки и пр.), - все должно изучаться в подчинении Писанию, а именно, чтобы юношество могло заметить и точно увидеть, что все есть чистая суета, если оно не относится к Богу и будущей жизни» .

«Итак, следует как можно более заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах» .

Об этом он писал в то время, когда понятие нравственности практически сошло на нет, религиозность сводилась к выполнению определенных обрядов, а вера в Бога была заменена темными суевериями.

Этому Коменский и другие протестантские реформаторы-педагоги придавали первостепенное значение, ставя его в основу всей системы образования и подчеркивая, что подлинно образованным, грамотным членом общества, приносящим ему действительную пользу, может быть только глубоко верующий человек с высокими моральными принципами.

Реформация и медицина

Исследуя влияние Реформации на развитие медицинской науки, мы можем выделить несколько основных положений.

Реформация привела, как мы указывали выше, к крушению средневековой системы образования, зиждившейся на схоластике, суевериях и противопоставлении науки и религии, что дало принципиально новое направление в медицине и отказу от лечения заговорами, «зубами дракона», «настойкой лунного света» и т. д. .

Реформация способствовала учреждению университетов с подлинно научной программой обучения и внедрению широкой системы школьного образования, что существенным образом повысило общий уровень грамотности населения и возможности подготовки квалифицированных медицинских кадров .

Реформация привела к созданию экспериментальной медицины, бурному развитию анатомии и физиологии, которые преследовались в средневековье инквизицией, заложив тем самым фундаментальную базу для исследования патологических состояний.

Реформация способствовала подлинно научному рассмотрению понятия болезни, отказавшись от темных средневековых понятий в ее развитии - роли звезд, сглаза, проклятий и пр. и выработке на основании этого принципов патогенетической терапии тех или иных заболеваний .

Реформация заложила принципы психосоматической медицины, говорящей о неразрывности психоэмоциональных особенностей человека, его характера, социального окружения с течением того или иного заболевания.

Именно в странах, принявших учение Реформации, были основаны первые подлинно научные медицинские факультеты университетов, первые государственные больницы.

И по сей день страны, принявшие Реформацию, обладают лучшими в мире высшими учебными медицинскими учреждениями и клиниками, а государство в значительнейшей степени, если не полностью, участвует в страховании граждан.

Реформация и семья

Основой любого общества является семья, названная метко «ячейкой общества». Именно от устоев, принятых в семьях, в конечном счете зависит состояние и особенности всего общества, а значит, и государства. К сожалению, средневековая церковь, проповедуя внешнюю форму святости и целомудрия, практически разваливала, как это ни парадоксально звучит, сам институт семьи .

«Реформация изменила моральный идеал, возвысила семейную и обществен­ную жизнь. Средневековый идеал благочестия - это бегство от греховного мира, а современный идеал - его преобразование. Образцовый святой средневековой церкви - это монах, далекий от удовольствий и обязанностей общества… Образцовый святой евангельской церкви - это свободный христианин и полезный гражданин общества, который демонстрирует свое благочестие, исполняя общественные и семейные обязанности, и стремится освятить устроения человеческой природы. Первый старается победить мир, убегая от его искушений, но, в конечном итоге, не может убежать от плоти, мира и дьявола в собственном сердце. Второй побеждает мир, преображая его. Первый воздерживается от брачного пира, а второй посещает его и превращает воду в вино. Первый избегает женщины как искушения, а второй относится к ней с расположением сердца и отражает в своем браке святой союз Христа с Его Церковью. Первый стремится достичь целомудрия через воздержание, а второй проявляет его в своей семье. Первый отказывается от всякого земного имущества, а второй пользуется им на благо ближним. Первый ждет счастья небесного, а второй уже счастлив на земле, делая счастливыми других. Ежедневные обязанности и испытания семейной и общественной жизни - это более достойная школа моральной дисциплины, нежели монашеское безбрачие и нищета. Добродетели и милосердие женщины служат необходимым дополнением к добродетелям мужчины и формируют его характер. Исключения есть, но они только подтверждают правило» .

Таким образом, были созданы все базовые условия для успешного развития общества и проведения ключевых реформ.

Реформация и гражданские свободы

Соответственно библейскому учению, Реформация коренным образом меняет одну из основ средневековой церкви, которая делила всех людей на святой образованный клир и греховный, невежественный в духовных вопросах, мир, который должен быть полностью подотчетен клиру. «Общественный или церковный принцип протестантизма - это всеобщее священство верующих, в отличие от особого священства, которое считается посредником между Христом и мирянами.

Средневековая церковь - это элитарная иерархия. Мирянам она оставляет позицию пассивного послушания. Епископы - это наставляющая и правящая церковь. Они одни составляют собор или синод и обладают исключительной законодательной и административной властью. Миряне не имеют права голоса в духовных вопросах. Они не могут даже читать Библию без разрешения священника, который владеет ключами от небес и ада.

В Новом Завете каждый верующий назван святым, священником и царем. «Все христиане, - говорил Лютер, - воистину духовны, и между ними нет разницы, кроме занимаемых должностей. Апостол Павел говорит, что мы - это одно тело, хотя каждый член выполняет свою работу, служа другим. Это потому, что у нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера, и все мы - в равной мере христиане; ибо только крещение, Евангелие и вера делают людей духовными, христианами». И еще: «Вера делает людей священниками, вера объединяет их со Христом и наделяет их Святым Духом, через Которого они исполняются святой благодати и небесной силы. Это внутреннее помазание, это елей, который лучше любого елея, когда-либо исходившего из сосуда епископа, наделяет их не только именем, но и природой, чистотой, властью священников; в этом помазании - все, что приняли верующие во Христа».

Этот принцип делает мирян активными сотрудниками в руководстве и управлении церковью. Они получают право голоса при избрании пастыря. Каждый член общины становится полезен для общего дела в зависимости от своего особого дара. Этот принцип - источник религиозной и гражданской свободы, которые процветают в большинстве протестантских стран. Религиозная свобода порождает свободу гражданскую. Всеобщее священство христиан законным образом провозглашает их всеобщую царственность, не­зависимо от того, живут они в монархии или в республике.

Благой эффект этого принципа проявился в распространении знаний о Биб­лии среди мирян, в народных гимнах и в пении общины, в появлении старей­шин-мирян, в благочестивом устремлении городских властей к нравственному усовершенствованию общества и к всеобщему образованию» .

«Реформация была великим актом освобождения от духовной тирании и вос­становлении священных прав совести в вопросах веры. Смелое выступление Лютера на Вормсском рейхстаге, перед лицом папы и императора, - одно из величайших событий в истории свободы, и его красноречивое свидетельство будет звучать в веках. Чтобы сокрушить власть папы, который называл себя и считался зримым наместником Бога на земле и владел ключами от царства небесного, требовалось больше моральной смелости, чем для того, чтобы выдержать тысячу битв, и скромный монах сделал это силой своей веры.

Если в последнее время развивалась гражданская и религиозная свобода, то этим мы в значительной степени обязаны вдохновляющему и героическому поступку Лютера» .

И сегодня наиболее демократические страны - это протестантские страны: Германия, США, Канада, Великобритания, Швейцария, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия. В них человек наиболее защищен.

Реформация и экономическое процветание

Великая Реформация нанесла смертельный удар по феодальной системе средневековой Европы, которая деятельно оберегалась средневековой церковью и которая своим авторитетом освящала феодальные порядки. Средневековая церковь была заинтересована в феодальных отношениях потому, что, во-первых, она сама выступала крупнейшим феодалом, владея несметным количеством земель, замков, крепостей, сотнями тысяч крепостных крестьян. Во-вторых, феодальная система поддерживала раздробленность каждого из европейских государств, а это было очень выгодно церкви, так как сильная власть могла выступить ей конкурентом. В состоянии же феодальной раздробленности было намного легче манипулировать на несогласиях герцогов, королей и баронов .

Но эта же самая феодальная раздробленность поддерживала постоянные войны между странами, препятствовала развитию экономики, усложняла торговлю.

И вот Реформация, сокрушив необъятную власть средневековой церкви, с одной стороны, широко открыла двери для просвещения, следовательно, для научных открытий, а с другой - нанесла смертельный удар феодальной раздробленности, открыв тем самым двери для построения полноправных, единых, крепких, с Конституциями, базирующимися на принципах Библии, национальных государств с твердой развивающейся экономикой .

И история действительно четко показывает, что наиболее стабильными странами (как в политическом, так и экономическом отношении) являются страны, принявшие протестантизм. Они лишены революций, социальных потрясений, поскольку основаны на принципах демократии и обеспечения благосостояния своих граждан, а отсутствие этих принципов ведет к социальным потрясениям. Особенно ярко это видно при сравнении стран Северной Америки (США, Канада), принявших протестантизм и создавших на его основе свои Конституции, и стран Латинской Америки, не принявших протестантизм.

Выводы

Великая Реформация, основанная на принципах Евангелия, привела к падению феодального строя, ликвидации феодальной раздробленности, института инквизиции, средневековой системы образования, зиждущейся на принципах схоластики, отделению церкви от государства и лишению ее политической власти, крушению средневековых медицинских представлений, основанных на суевериях и оккультизме.

Великая Реформация способствовала развитию и прогрессу экономических отношений, построению сильных национальных государств, коренной перестройки системы образования и ее построению на подлинно научных основах, возможности получения образования вне зависимости от социального положения, ликвидации дискриминации по расовому, национального и гендерному признакам, уничтожению института рабства, обретению гражданских свобод, бурному развитию науки и техники, повышению морального уровня общества, укреплению института семьи.

Очевидна прямая связь между принятием Евангельского учения, внедрением его в повседневную жизнь и социально-экономическим, культурным и моральным процветанием общества.

Список использованной литературы

    Аристотель. Сочинения. В 4 т. // Под ред. В. Ф. Асмуса, З. Н. Микеладзе, И. Д. Рожанского, А. И. Доватура, Ф. Х. Кессиди. - М., 1975−1984.

    Всемирная история. В 24 т. - Минск: Литература. 1996−1997.

    Гергей Е. История папства. - М.: Республика, 1996.

    Гонсалес Х. История христианства. В 2 т. - СПб.: Библия для всех, 2005.

    Григулевич И. Р. Инквизиция. - М.: Политиздат, 1985.

    Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: Просвещение. 1981.

    Иегер О. Всеобщая история. В 4 т. - СПб.: Изд-е А. Ф. Маркса, 1904.

    История средних веков. В 2 т. / Под. ред. Е.А. Косминского. - М., 1952.

    Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. В 3 т. - М.: Изд-во Рос. Гос. Гум. Унв-та. 1999.

    Коменский Ян Амос. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз. 1939. Т. 1.

    Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

    Лависс Э., Рамбо А. Эпоха крестовых походов. - СПб.: Полигон, АСТ, 1999.

    Лозинский С. Г. История папства. - М.: Политиздат. 1986.

    Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. В 2 т. М.: Ладомир, АСТ, 1999.

    Лютер М. 95 тезисов. - Спб.: Роза мира. 2002.

    Мак-Грат А. Богословская мысль Реформации. Одесса: ОБШ Богомыслие. 1994.

    Мак-Грат А. Введение в христианское богословие. Одесса: Богомыслие. 1998.

    Миллер А. История христианской церкви. В 2 т. - ФРГ, Biefild: GBV. 1994.

    Опарин А. А. Сардис: город золота. - Харьков: Факт. 2014..

    Покровский М. Средневековые ереси и инквизиция. - М., 1897.

    Робертсон Д. История христианской церкви. В 2 т. - СПб.: И-е И. Л. Тузова, 1890-1891.

    Таксиль Л. Священный вертеп. - К.: Политиздат, 1985.

    Цвингли У. Истолкование и обоснование тезисов или положений. В 2 т. - Тбилиси. 1997.

    Цвингли У. Комментарий к истинной и ложной религии. В 2 т. - Тбилиси. 1997.

    Цвингли У. Объяснение христианской веры. - Тбилиси. 1997.

    Цвингли У. Богословские труды. - М.: Икар. 1999.

    Шафф Ф. История христианской церкви. В 8 т. - СПб.: Библия для всех, 2008-2010.

    Шлоссер Ф. Всемирная история. - СПб.: Типография И. Огризко, 1862.

Алексей Опарин для журнала « Обзор мировых вопросов »

Введение

Реформация - крупнейшее общественно-политическое движение начала 16в., охватившего почти всю Европу. Реформация идейно подготовила ранние буржуазные революции, воспитав особый тип человеческой личности, сформулировав основы буржуазной морали, религии, философии, идеологию гражданского общества, заложив исходные принципы взаимоотношений индивида, группы и социума. Реформация стала духовным ответом на кризис, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Кроме этого, Реформация - движение, вызванное глубоким многоплановым кризисом западноевропейских стран. Сегодня мировое сообщество, по мнению многих политологов и экономистов, входит в период политического, социально-экономического, мировоззренческого кризиса. Поэтому я считаю актуальным вопрос изучения Реформации. В своей работе я хочу заострить внимание на социально-экономических аспектах этого движения. В связи с этим я акцентировал своё внимание на социально-экономических причинах и последствиях этого процесса и рассмотрел социально-экономические аспекты взглядов протестантов.

Цель моей работы:

Проследить взаимосвязь Реформации и социально-экономическое развитие стран Европы, XVI - XVII века"

Исходя из заявленной цели, мною были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть причинно-следственные связи европейской Реформации.

2. Изучить социально-экономические аспекты взглядов протестантских вероучений.

3. Дать оценку общественно-политическому движению Реформации.

протестантский реформация экономический европа

В ходе работы над рефератом я использовал справочную литературу, монографии Бецольда Ф., Косаревой Л.С., Порозовской Б.Д. Большое внимание при работе над темой я уделил работе Бобера М. "Протестантская этика и дух капитализма Вебер М.". Кроме этого в работе использованы интернетматериалы: filosof. historic.ru, slovari. yandex.ru, wikipedia.org

Предпосылки и причины Реформации

Любое крупное общественно-политическое событие, а именно таким и является Реформация, обусловлено целым набором причин и предпосылок. Для того, чтобы лучше понять явление, процесс необходимо внимательно рассмотреть ситуацию предшествующему ему. В XIV - начале XVI века Европа переживала ряд серьезных внутренних изменений? Среди них - социально-экономические, политические, культурно-религиозные.

Во-первых, в Позднее Средневековье начинается смена типа производства, появление торгово-промышленного производства, которое приходит на смену натуральному хозяйству, оказывает влияние на общественное устройство Европы. Появляется класс буржуазии, людей, которые, не обладая земельными владениями, быстро смогли создать богатство. Эта буржуазия не включена в социальную структуру средневековой Европы, в которой она живет. Она исключена из сословного устроения общества, которое было связано с земельным типом производства Таким образом, протест буржуазии против сословного общества обратился и против церкви, которая поддерживала это сословное устроение. Этот протест выразился против иерархического устроения церкви, которое с точки зрения буржуазии было повторением иерархического устроения общества. Именно буржуазия поддерживала Реформацию деньгами, оружием. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - М., 1987.

Во-вторых, церковные налоги составляли порой существенное бремя для населения, это часто налагалось и на противоречия межнациональные: например, немцы считали, что итальянцы их просто грабят в лице пап. Соловьев Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера. - М., 1991 Кроме этого, высокие цены на совершение церковных обрядов не могло не вызывать широкого недовольство населения.

В-третьих, в этот период во многих странах идёт процесс преодоления феодальной раздробленности и возникновения централизованных государств. Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызвали недовольство среди монархов и даже среди крупных светских феодалов.

Некогда раздробленные королевства объединялись в мощные централизованные государства. Их правители не только стремились выйти из подчинения Папе, но и наоборот - подчинить своей власти такую влиятельную силу, как церковь.

В-четвёртых, наблюдается внутрицерковный кризис. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, который оставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого - в сентябре 1377г. Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правления нескольких пап. Это положение усложнилось в следствие решения Пизанского собора, который, объявив двух пап еретиками, избрал третьего. Кроме этого стали заметны признаки упадка, морального разложения католической церкви, ярким свидетельством этого была продажа индульгенций. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так папа Урбан обещал их участникам крестового похода 1045г. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст IV разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - М., 1987. Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви.

В-пятых, католическая церковь к XVI веку сосредоточила в своих руках огромную земельную собственность. Элита многих европейских государств мечтала экспроприировать эти владения. Известно, что в 1528 году датский король Кристиан III в ходе Реформации провёл секуляризацию всей церковной собственности, в результате чего королевская земельная собственность возросла втрое: королю принадлежало больше половины земель в стране. Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - М., 1987.

В-шестых, Возрождение существенно изменило мировоззрение европейцев. Начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. В эпоху Возрождения также появилось много образованных людей. На их фоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов и священников.

Подводя итог можно определить несколько основных социально-экономических, политических и культурных причин:

1. Кризис феодального строя и зарождение капиталистических отношений

2. Формирование централизованных государств, укрепление королевской власти.

3. Распространение идей Возрождения.

4. Внутренний кризис, падение морального авторитета католической церкви.

Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях . Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен .

Идеи Джона Виклефа

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер , вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Идеи Яна Гуса

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. Однако население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.

Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис . Во всех странах Европы широко распространилось движение , которое подготовило взрыв Реформации.

Эпоха Реформации является последним хронологическим периодом эпохи Возрождения, завершающим этот прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Реформация – это широкое религиозное и социально-политическое движение, развернувшиеся в начале XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Свои истоки Реформация берет в Германии, а затем охватывает ряд европейских стран. Она привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Реформация породила третью после православия и католицизма ветвь христианства – протестантизм. Всех сторонников Реформации – в любой ее форме – принято называть протестантами.

Под протестантизмом принято понимать совокупность самостоятельных и разнообразных религий, церквей, отличающихся друг от друга догматическими и каноническими особенностями. Протестанты не признают католического чистилища, отвергают православных и католических святых, ангелов, Богородицу; христианский триединый Бог занимает у них совершенно монопольное положение.

Отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. По представлению протестантов, благодать исходит на человека от Бога, минуя церковь, «спасение» достигается только благодаря личной вере человека и воле Бога. Это учение подрывало господство духовной власти над светской и главенствующую роль церкви и римского папы.

В Северной Германии князья провели в своих владениях реформу церкви на принципах, предложенных Лютером. Они закрыли монастыри, захватили церковные земли. Князь стал главой церкви в своем княжестве. Эта церковь стала называться лютеранской.

В 1555 г., после длительной войны протестантских князей с императором Карлом V, был заключен Аугсбургский религиозный мир. В результате этого за князьями была признана полная свобода в вопросах вероисповедания. Отныне они сами могли решать, во что верить их подданным. Таким образом, был установлен принцип «чья власть, того и религия».

Гораздо дальше лютеран пошли протестанты Швейцарии и Нидерландов. Основателем наиболее последовательного реформационного учения, послужившего идеологической основой антифеодальных революций, стал женевский проповедник Жан Кальвин (1509–1564). Центральным положением кальвинизма является догмат об абсолютном предопределении, согласно которому судьба человека в земной жизни и жизни вечной предуготовлена еще со времен сотворения мира. Фактически каждый кальвинист верил, что именно он является Божьим избранником, предопределенным к спасению и вечному блаженству. Подтверждением Божественного избрания является, по Кальвину, преуспевание в мирских делах, в частности в торговле. Умеренность и бережливость считались у кальвинистов главными добродетелями. Кальвинистская церковь весьма жестоко преследовала своих противников.

Таким образом, термин «реформация» прежде всего выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Революционизирующее протекание реформаторского движения проявилось как решающая битва европейского мещанства против феодализма.

Причинами Реформации были:

1) нарастание и развитие буржуазных отношений;

2) выдвижение индивидуализма;

3) оформление государственной самостоятельности европейских стран, желание отделиться от католической церкви.

Реформация подорвала духовные и экономические основы католицизма и стала причиной появления новых христианских церквей, раскола Европы, Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.).