Ребенок 8 лет грубит и не слушается. Что делать, если дети не слушаются родителей — советы психолога

Откровенно плохое поведение ребенка — это обычно завуалированный призыв к родителям: «Мне нужно внимание!». Если же ребенок просто игнорирует ваши просьбы и указания, значит, не все так плохо, но контакт с ним явно стал слабее. Что можно сделать, чтобы ребенок слушался?

Эвелин, мать-одиночка, пришла ко мне на семинар с вопросом, что ей делать с ее одиннадцатилетними мальчиками-близнецами. «Они не делают ничего из того, что я прошу: будь то просьба убавить звук телевизора, когда я разговариваю по телефону, или пойти вовремя помыться. Я совершенно не могу с ними договориться о чем-либо, поскольку самым главным для них всегда является их собственное желание. Я испробовала уже угрозы, подкупы, графики поведения... чего только не было. Ничего не помогает вообще либо помогает на два дня. А затем мы возвращаемся к плохому, вызывающему поведению».

В течение всего семинара я неоднократно замечала, как Эвелин кивала головой, когда речь заходила о привязанности. Она сделала пару замечаний, из которых было понятно, что ее контакт с детьми дал небольшую трещину.

«Я вижу, что моя привязанность с мальчиками стала слабее. Мэтью часто жалуется, что я всегда принимаю сторону его брата, и, возможно, он прав. Его девиз: „Это несправедливо!“. И еще мне кажется, что из-за моего недовольства и разочарования его поведением я слишком редко даю ему почувствовать, насколько сильно я его люблю.

Что касается Эдди, то я трачу столько времени на решение проблем Мэтью со школой и его домашними заданиями, что на него у меня уже практически не остается времени. И мне кажется, что в большинстве случаев я не слушаю своих детей, когда они рассказывают о своих проблемах, а сразу начинаю давать им советы или критиковать.

Внутри их, должно быть, накопилось столько обиды и злости. Когда я слушаю ваши объяснения, что дети никогда не следуют указаниям и просьбам, поступающим от людей, с которыми у них нет прочной привязанности, мне становится понятным, почему мои сыновья не делают то, что я прошу».

Эвелин открыла для себя несколько новых способов, как оживить взаимоотношения с детьми и вернуть себе роль уверенного родителя.

Прежде чем попросить ребенка о чем-то: 3 приема

Обращайтесь с просьбами и давайте указания с позиции привязанности. Ваш ребенок будет совершенно по-разному реагировать на просьбу, когда вы просто кричите ему через весь дом или обращаетесь к нему после пусть даже самого непродолжительного контакта. Если вы посидите рядом с ребенком несколько минут, проявляя живой интерес к модели, которую он конструирует, или к программе, которую он смотрит, до того, как позовете его к обеду, вы добьетесь более благосклонной реакции.

Визуальный контакт. В качестве другого дополнительного приема вы всегда можете сказать: «Посмотри на меня», а потом обращаться к ребенку с просьбой. Это поможет вам убедиться, что ребенок переключил свое внимание с того, чем он занимался, и уже наполовину готов выслушать все, что вы ему скажете.

Затем начинайте кивать по мере разговора: «Пришло время отправляться в ванну». Слегка кивая головой, вы передаете ребенку подсознательный сигнал к взаимодействию.

Программирование на согласие. К детям, отличающимся особо оппозиционным поведением (коими являются практически все ), лучше обращаться с просьбами, если они уже сказали вам «да». Другими словами, нужно, чтобы ребенок или подросток уже кивал головой (в прямом и в переносном смысле), чтобы вы понимали, что исполнение вашего указания уже не является для него чем-то неестественным.

Как правило, я прошу родителей постараться сделать так, чтобы ребенок уже кивнул и/или сказал «да» три раза перед тем, как просить его о чем-то. Это помогает ему почувствовать себя услышанным, дает ощущение привязанности и раскрывает для дальнейшего взаимодействия. Ниже приведен как раз такой пример.

5 «да» — а потом просьба или указание

Мама. Похоже, тебе безумно нравится играть в эту видеоигру.

Джозеф. Еще как.

Мама. Этот парень в желто-фиолетовом костюме — положительный герой, или он один из тех, от кого ты пытаешься сбежать?

Джозеф. Он исключительно положительный. Именно у него находятся все камни силы, которые нужно собрать, чтобы пройти через Гору Злодеев!

Мама. Ух! И сложно до него добраться?

Джозеф. Очень сложно. Я всего один раз смог.

Мама. Ого. Наверное, здорово было, когда ты смог к нему пройти.

Джозеф. Да, было просто супер!

Мама. Похоже, для тебя это интересный вызов — не очень простой, но и не очень сложный.

Джозеф. Да, так и есть!

Мама. Спасибо, что показал мне все это, дорогой. А теперь пошли ужинать. И не забудь помыть руки.

Джозеф. Я приду через десять минут. Мне надо закончить игру.

Мама. Я знаю, зайка, как непросто остановиться. Но боюсь, что все уже очень голодные, так что нам надо идти за стол прямо сейчас.

Джозеф. Вот ведь! Ну, ладно. Что у нас на ужин?

Когда родители наталкиваются на сопротивление со стороны детей, несмотря на использование подобных подходов, я советую им разобраться в подводном течении происходящего. Под этим может подразумеваться необходимость укрепления привязанности. Или помощь детям в борьбе с хронической депрессией, разочарованием или другими проблемами, из-за которых они отказываются выполнять наши просьбы независимо от того, насколько мягко мы их об этом попросили.

Дайте детям почувствовать себя нужными

Один из самых простых способов подтолкнуть ребенка к взаимодействию заключается в том, чтобы дать ему почувствовать себя хорошо в подобные моменты. Постарайтесь взять за правило делать хотя бы три положительных комментария в день о том, что сделал ваш ребенок.

Это не имеет ничего общего с похвалой. Как бы странно это ни прозвучало, я не являюсь большим сторонником восхвалений наподобие: «Какой ты хороший мальчик!». Это автоматически ставит родителя на место судьи, имеющего право решать, что такое хорошо и что такое плохо. Это делает недостижимой нашу конечную цель: заставить ребенка вести себя правильно, поскольку именно такое поведение дарит ему хорошие внутренние ощущения.

Если ребенок пришел и сел за стол по первому приглашению, вы можете дать ему понять, насколько хорошо при этом чувствуете себя вы: «Мне так приятно, когда ты садишься за стол сразу, как я тебя позову, дорогой. Спасибо!». Если ребенок спускается вниз по лестнице аккуратно, не топая и не подпрыгивая на каждой ступеньке, как он обычно это делает, вы можете сказать: «Спасибо, что вспомнил о том, насколько важно соблюдать тишину, пока малыш спит».

Выражая искреннюю признательность, вы проявляете внимание и раскрываетесь для контакта. Это один из основных и правильных способов привить детям позитивные и вдумчивые отношения и отучить их от плохого поведения, к которому они зачастую прибегают лишь для того, чтобы заполучить частичку родительского внимания.

Как изменилось общение с детьми

Где-то через неделю после посещения моего семинара Эвелин рассказала, что использование всего лишь нескольких новых стратегий существенно улучшило поведение ее мальчиков.

«Я стала в обязательном порядке уделять несколько минут в день тому, чтобы послушать музыку вместе с Эдди, и воздерживаться от любых советов в его адрес, когда он разозлен. Конечно, все еще далеко от совершенства, даже очень далеко. Но я не могу не отметить произошедшие изменения».

Эвелин остановилась, пытаясь подобрать правильные слова. «Он стал намного мягче... Более открытым по отношению ко мне. Он уже не оказывает такого сопротивления, как было раньше, когда я прошу его помочь мне».

Эвелин продолжила свой монолог, рассказывая об изменениях во взаимоотношениях с ее вторым сыном. «Все стало намного лучше, когда я начала смотреть на вещи с точки зрения Мэтью и перестала нападать на него. Я стараюсь избегать любых ситуаций, которые могли бы вызвать в нем реакцию сопротивления.

Удивительно, насколько быстро все изменилось в лучшую сторону в нашем доме, как только я перестала контролировать их поведение и сосредоточила все внимание на собственном подходе к происходящему и на укреплении взаимоотношений с сыновьями».

Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Симптомы кризиса семи лет

Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

  • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
  • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
  • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
  • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
  • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
  • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
  • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
  • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
  • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать родителям?

  • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
  • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
  • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
  • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
  • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
    • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
    • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
    • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
    • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
  • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
  • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
  • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Положительные признаки кризиса

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

  • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
  • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
  • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
  • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
  • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

Что касается психологии ребенка 8 лет, то и в этом возрасте имеются существенные особенности. Впервые психика ребенка очень четко проявляет себя в восемь лет. Восьмилетние дети начинают понимать различие между полами. Девочки начинают лучше приучаться к порядку и становятся более опрятными. Мальчишки чаще отвлекаются, становятся менее внимательными на занятиях.

Некоторые аспекты

В психология детей 8-9 лет можно отметить интересный аспект: восьмилетние дети начинают сомневаться в правильности действий взрослых. В семье могут часто происходить конфликты по причине того, что ребенок что-то прочитал в книге, а родители предоставили ему иную информацию, и эта информация отличается от информации в книге. В этом возрасте могут несовпадать мнения учителей и родителей. Как следствие, наблюдается непослушание ребенка. В восемь лет психика ребенка нарушается. Восьмилетние дети очень эмоциональны и достаточно несдержанны. Очень часто им трудно решить проблему, которая кажется очень простой. Чтобы облегчить детям задачу — приучайте их к самостоятельности. Однако делать это следует медленно и очень ненавязчиво по отношению к малышу.

Мотивация ребенка

Семь — восемь лет — это период кризиса. В восьмилетнем возрасте малыш утрачивает детскую наивность и непосредственность. В отношении окружающих он уже не настолько непосредственнен. Данный процес происходит очень эмоционально. В возрасте восьми лет происходит дифференциация внутренних и внешних сторон личности дошкольника.
Очень важно обратить внимание ребенка на мотивацию. В восьмилетнем возрасте появляются новые поведенческие мотивы. Познавательный мотив занимает главенствующую роль, именно он и побуждает школьников идти на занятия в школу. В данном возрасте у школьников возникает мотив в получении хороших оценок, в социальном и в общественном признании. Познавательный мотив более развит у школьников, нежели у детей, которые еще не достигли шестилетнего возраста.

Мальчики и девочки. В чем разница?

Относительно психологии детей восьми-девятилетнего возраста можно сказать, что восьмилетний ребенок начинает различать два своих «Я» — идеальное и реальное. У него появляется понимание того, кем он хочет стать и кем является на сегодняшний момент. Восьмилетки оценивают себя достаточно адекватно, завышенной самооценки в этом возрасте не наблюдается. Можно заметить, что дети в восемь — девять лет стали медленнее делать домашние уроки. Интересно будет узнать, что девочку легче заставить думать на уроке, нежели мальчишку. Мальчики более непоседливы, им труднее переносить статическую нагрузку на уроках — как следствие, они невероятно шумят на перерывах, могут нарушить дисциплину на уроке. Если раньше не приучили ребенка к порядку, то в возрасте восьми — девяти лет это становится сделать немного труднее. Мальчишки реже начинают обращать внимание на то, в каком состоянии их одежда. Они легче относятся к тому, что их одежда грязная или рваная. Девочек состояние их одежды очень волнует.
Что касается психологии детей возрастом 8-9 лет, то можно заметить, что у девятилетних мальчишек можно отметить отсутствие ответственности. К сожалению, их не очень интересует выполнение домашних заданий — они могут о них попросту забывать. Также не придается большого значения полученным оценкам в школе. Часто бывает так, что родителям приходится узнавать о домашних заданиях сына. У девятилетних ребят менее развиты аккуратность, терпеливость, усидчивость и исполнительность.
Данный период является сложным в жизни ребенка. У девочек наблюдается некая стабильность в отношении настроения. У мальчиков происходят перепады настроения — начиная от чрезмерной самоуверенности до полной потери уверенности в себе.
Что касается словарного запаса, то здесь лидируют мальчики. Он у них намного больше.
Это обусловлено тем, что в словарном запасе девочек больше предметно-оценочных слов, а в словарном запасе мальчишки больше слов, которые передают действия.

Родители обратите внимание

Свое свободное время девятилетние мальчишки уделяют подвижным играм, спорту. Девочкам начинает больше нравиться играть на музыкальных инструментах, читать. В возрасте восьми — девяти лет малыша можно отдавать на занятия горнолыжным спортом, акробатикой или спортивной гимнастикой. В этом возрасте малыш нуждается в собственных оценках личного «Я». Когда ребенок что-то сделает — не спешите давать оценки или высказывать собственное мнение. Для начала ребенок должен научиться самостоятельно выполнять как можно больше действий.
Родителям потребуется иногда подсказывать, но, по большому счету, нужно научить ребенка самостоятельной самооценке.
Разговаривая с родителями о своих действиях, ребенок начинает понимать суть своего внутреннего «Я».
Анализ поступков вместе со своим ребенком приведет к тому, что малыш научится предварительно раскладывать ситуацию на составляющие, он научится понимать последствия своих действий или бездействия. Анализируя поступки, ребенок перейдет от импульсивных действий к осознанному поведению, к самовоспитанию.
Девятилетний ребенок может стать неразговорчивым, может отдалиться от родителей, и стать скрытным. Ребенок становится старше и может стесняться того, что Вы забираете его из школы. Именно в возрасте девяти лет следует показать ребенку всю важность ценностей.
Сделайте упор на передаче духовных, моральных ценностей. Когда школьник общается со своими ровестниками — он очень многое слышит, и ему просто необходима фильтрация информации — именно родители должны стать тем источником, который поможет разобраться в различных, порою противоречивых, сведениях, ситуациях, поступках.
В этом возрасте еще есть возможность внести некоторые изменения в воспитание школьника.
Ребенок стал старше, он уже больше не ходит в детский сад, его считают взрослым, ставят некоторые рамки и условия его поведения — это обуславливает трудности в возрасте восьми — девяти лет. Кроме того, ребенок постоянно пытается понять, как ему нужно себя вести на улице, с родственниками, в школе, с друзьями. Часто этот период проходит более спокойно, чем иные кризисные годы ребенка.

Адаптация к школе

Не всегда определенные умения, как-то умение считать, читать и писать делают ребенка абсолютно готовым к школе. Очень важно психологически быть адаптированным к тому, что теперь жизнь ребенка в корне изменилась. Старайтесь делать так, чтобы ребенок с радостью шел в школу, расспрашивайте его не только об оценках, но и о его поступках, друзьях, о том, что он прочитал. Ребенок — это же не только школьник, это прежде всего постоянно изменяющаяся личность. Если у ребенка что-то не складывается с предметами — помогите ему сделать задачи, решить примеры. Объясните, как их делать и проконтролируйте выполнение. Такая помощь всегда будет нужна ребенку. Ребенок может плохо учиться, стать более замкнутым только по причине того, что боится допустить ошибку или неуверен в правильности своего поведения в школе. Когда ребенка постоянно критикуют из-за плохих отметок, то он еще сильнее замыкается в своей неуспешности. Помогите ребенку с теми предметами, где ему труднее разобраться, и хвалите его за успешность в тех предметах, которые он знает с блеском. Похвала играет очень сильную роль в дальнейшем успешном обучении. Даже сталкиваясь с трудностями, казалось бы, неразрешимыми, малыш будет внутренне знать, что он сможет справиться с ними, потому что родители верят в него и всегда помогут.

Восьмилетние дети - уже школьники, но еще находятся в переходном периоде. В это время они переживают свой второй кризис формирования личности, который сопровождается истериками, агрессивным поведением, первыми обманами и непослушанием. Это очень важный этап, в котором родителям нужно помочь своим детям пережить все трудности, не замкнувшись в себе и не отдалившись от семьи.

Причины детской агрессии

Что делать, если у ребёнка 8 лет возникает агрессия? Как бороться с таким поведением и нужно ли бороться?

Суть агрессивного поведения в нападении. Такое поведение внезапно, как приступ, не структурировано и приносит дискомфорт как нападающему школьнику, так и «потерпевшему» взрослому.

Причины агрессии варьируются от соматических заболеваний до психологического климата в семье.

Очень важно правильно отреагировать на проявленную детскую агрессию. Существует два варианта реакции - быть снисходительным, спокойно объяснить своему чаду, в чем он не прав, и разобрать причину его выходки, или проявить строгость. Второй вариант нужно использовать при совершенно неадекватном поведении. При этом самому становится агрессивным нельзя. Это сформирует у сына или дочери неправильную модель поведения, которую он будет выносить из семьи в жизнь.

Что делать, если ребёнок часто истерит?

Истеричное поведение может проявляться у детей через вопли, крики, слёзы. Для родителей истерика - это всегда сигнал, что их чадо устало и ему нужен отдых. Главное правильно отреагировать на первые истерики, чтобы подобное поведение не вошло в привычку у малыша. Когда ребёнок в взвинченном состоянии, главное родителям оставаться спокойными, в этом малыш увидит их силу и осознает свое неправильное поведение.

Если же родители совсем не будут реагировать на истеричное поведение школьника, оно может становиться регулярнее - малышу важно привлечь внимание папы и мамы.

Если для прекращения истерик взрослые выбирают самый простой путь - выполняют любое детское желание, то очень скоро школьник таким поведением начнёт манипулировать своими близкими.

Непослушный ребенок 8 лет: что делать родителям?

Обычно непослушные дети гиперактивны, за ними сложно уследить, и они нуждаются в неусыпном контроле. В 8 лет у школьников проходит второй возрастной кризис и важно понимать, что это этап развития личности и нужно уметь снисходительно относиться к непослушанию. Для того, чтобы как-то ограничить рамками поведения малыша, желательно установить четкие порядки для быта, режим дня и семейные ритуалы. Доверьте своему чаду какие-то небольшие задачи, которые покажутся ему важными, чтобы он смог почувствовать себя взрослым и ответственным. Обычно эти меры очень эффективны.

Как решить проблему детских обманов?

Если вы понимаете, что ребёнок начал вас часто обманывать, нужно задуматься, почему он это делает. В его мире точно появилась какая-то дисгармония, и важно устранить её причину. Не кричите на своё чадо, постарайтесь ласково выяснить в чем проблема, покажите малышу, что он может вам доверять. Создайте условия, в которых дочке или сыну будет не страшно сказать правду. Возможно до этого вы использовали слишком суровые наказания, тогда их нужно пересмотреть.

Очень часто дети этого возраста обманывают без причины, они просто выдают свои фантазии за реальность. В этом случае не спешит наказывать школьника, направьте его воображение в правильное русло. Например, начните записывать сказки детского сочинения.

Как реагировать на детское воровство?

Растерянность, паника и желание наказать - первое что происходит с родителями, которые узнали, что их малыш присвоил чужую вещь.

Помните, что не стоит называть своё чадо вором, не сравнивайте его с другими детьми, не обсуждайте его воровство с посторонними людьми при нем, не угрожайте школьнику. Объясните, что воровство - это плохо. Оно может привести к потере друзей, и очень расстраивает вас. Не нужно кричать, но важно наглядно продемонстрировать, что за чужие вещи нужно платить. Во-первых, украденную вещь нужно отдать, а во-вторых, школьнику нужно назначить отработку, чтобы он осознал, что вещи достаются за труд и чужие вещи без разрешения трогать нельзя.

На чтение 10 мин.

Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.

И школьная жизнь, и сам процесс обучения предполагают немало трудностей на всём своём протяжении. Да и у нового возрастного этапа есть особенности, которые важно учитывать взрослым. Следует разобраться в том, каким должно быть воспитание детей в 8-9 лет.

Психологические особенности детей в 8-9 лет

  1. В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
  2. Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
  3. В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
  4. Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
  5. Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
  6. Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
  7. Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.

Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет

Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.

Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения. Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.

Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.

Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.

Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.

Как воспитывать ребёнка в 8-9 лет

  • Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
  • Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
  • Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
  • Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
  • Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
  • Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
  • Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
  • Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
  • Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.

Половое развитие детей в 8-9 лет

Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся. Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма.

В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.

Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.

Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.

Развитие ребёнка в 8-9 лет: что должен знать и уметь

  1. Ребёнок достаточно хорошо может контролировать своё поведение и выполнять обязанности: собрать рюкзак, подготовить домашнее задание, заправить постель, сделать уборку в комнате, помыться и почистить зубы, одеться и др.
  2. Дети в этом возрасте различают, что «хорошо», а что «плохо», знают, как нужно вести себя в общественных местах, как общаться со знакомыми и с чужими людьми, используют вежливые слова.
  3. Они могут ориентироваться в пространстве и во времени.
  4. Ребёнок способен более длительное время концентрировать внимание на предмете или задании.
  5. Школьники умеют писать, читать, считать и решать простые математические задачи.
  6. Они запоминают стихи из нескольких четверостиший, подробно воспроизводят по памяти сказки и рассказы.
  7. У детей развита графическая память: они могут запомнить сложную картинку и нарисовать её.
  8. Ребёнок способен высказывать свою точку зрения по разным вопросам.
  9. Школьник может разобраться в том, как работают различные устройства.

Режим дня ребёнка в 8-9 лет

На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.

Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.

Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.

Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже 21.00-21.30, перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.

Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».

Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.

Обязанности и труд . Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.

Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет

В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.

Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.

Подвижные : «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.

Настольные : «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).

Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.

Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.

Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать.