Реформация в европе, католическая реформация. Эпоха реформации

Вне Германии и Швейцарии реформация ранее всего была принята гроссмейстером Тевтонского ордена Альбрехтом Бравденбургским, который в 1525 секуляризировал орденские владения, превратив их в светское герцогство Прусское и введя в них лютеранскую реформация Из Пруссии реформация проникла в Ливонию.

Реформация в скандинавских странах.

В 20-х годах 16 в. лютеранство стало утверждаться в Дании и Швеции. И там, и тут реформация была соединена с политическими переворотами. Датский король Христиан II, под властью которого были соединены все скандинавские государства, с крайним неудовольствием смотрел на самостоятельность и могущество датской церкви и задумал воспользоваться Реформацией в интересах королевской власти. Находясь в родстве с курфюрстом саксонским и найдя сочувствие в кружке лиц, ставших на сторону Лютера, он отправил ректора одной из копенгагенских школ в Виттенберг с поручением выбрать проповедников для Дании. Вскоре после этого в Копенгаген прибыли лютеранские проповедники и начали распространять новое учение. Христиан II издал указ, запрещавший обращать внимание на папскую буллу против Лютера (1520), и даже пригласил в Копенгаген Карлштадта. Когда в Дании произошло восстание и Христиан был лишен власти, избранный на его место (1523) под именем Фридриха I герцог шлезвиг-гольштейн-ский обязался не допускать в церквах лютеранской проповеди; но уже в 1526 новый король возбудил против себя неудовольствие духовенства несоблюдением постов и выдачей своей дочери замуж за прусского герцога, только что переменившего веру и секуляризовавшего владения Тевтонского ордена. На сейме в Оденсе (1526-27) Фридрих I предложил духовенству получать утверждение в духовном сане и пожалование прелатурами не от папы, а от архиепископа Дании, и вносить в государственную казну деньги, раньше высылавшиеся в римскую курию; дворянство прибавило к этому требование не отдавать впредь земель под залог или в пользование церквам и монастырям. Епископы со своей стороны выразили желание, чтобы им дано было право наказывать отступавших от католических догматов. На это король не согласился, заявив, что «вера свободна» и что нельзя «заставить кого бы то ни было верить так или иначе». Вскоре затем Фридрих I начал назначать на епископские должности угодных ему лиц. В 1529 протестантизм утвердился в самой столице. Фридрих I сумел воспользоваться настроением партий, чтобы сделаться господином положения. Он стад отдавать в ленное владение дворянам монастыри, насильно изгоняя из них монахов, но в то же время не давал большой воли новым проповедникам, опасаясь настроения низших классов населения, продолжавших тяготеть к Христиану II. Так подготовлено было полное введениеРеформации в Дании, состоявшееся уже после смерти Фридриха I.

В Швеции Густав Ваза был возведен на престол народным движением, когда среди шведов. уже явились свои проповедники лютеранства -Олай и Лаврентий Петри и Лаврентий Андерсон. Густав Ваза, помышлявший о секуляризации церковных земель, стал оказывать покровительство лютеранам, начал, помимо папы, назначать на епископские места и поручил шведским реформаторам сделать перевод Библии. В 1527 он созвал в Вестеросе сейм с представителями городского и крестьянского сословий и потребовал, прежде всего, увеличения средств государственной казны. Встретив противодействие, он объявил, что отрекается от престола. Между сословиями начались распри; дело кончилось тем, что они согласились на нововведения, которых требовал король, пожертвовав ему духовенством. Епископам было вменено в обязанность помогать королю деньгами и передать ему свои замки и крепости; в распоряжение короля было отдано все церковное имущество, остававшееся § за вознаграждением духовных лиц; над монастырями был поставлен королевский чиновник, который должен был отбирать в казну излишек доходов с их имений и определять число монашествующих лиц. За свое содействие дворяне вознаграждались церковными и монастырскими ленами, отошедшими от них после 1454. Сначала король довольствовался частью доходов с церковных земель, но потом он наложил на них более тяжелые сборы, начав вместе с тем назначать священников помимо епископов и запретив последним(1533) производить какие бы то ни было Реформы в церкви без его согласия. В заключение он ввел в Швеции новую систему церковного устройства, учредив (1539) должность королевского ординатора и суперинтендента с правом назначать и сменять духовных лиц и ревизовать церковные учреждения, не исключая епископов (должность епископов была сохранена, но власть была ограничена консисториями; епископы стались и членами сейма).Реформация была введена в Швеции мирными средствами, и никто за веру казнен не был; даже очень редко подвергали удалению от должностей. Когда, однако, тяжелые налоги возбудили в народе неудовольствие, гам воспользовались некоторые духовные лица К дворяне, чтобы поднять мятеж, но он был скоро подавлен. Из Швеции лютеранство перешло и в Финляндию.

Реформация в Англии

По стопам королей датского и шведского вскоре пошел и король английский. Уже в конце средних веков существовала в Англии сильная национальная, политическая и национальная оппозиция против церкви, проявлявшаяся и в парламенте, но сдерживаемая правительством, которое старалось жить в мире с Римом. В некоторых кругах происходило еще с XIV в. и религиозное брожение.Были в Англии в самом начале 16 в. и настоящие предшественники реформации (напр.. Колет).

Когда в Германии и Швеции началась реформация, в Англии царствовал Генрих VIII, отнесшийся сначала крайне враждебно к новой «ереси»; но ссора с папой "из-за развода с женой толкнула его на путь реформации.Однако при Генрихе VIII отторжение Англии от Рима не сопровождалось какой-либо ясной идеей о реформации церкви: в стране не нашлось человека, который мог бы сыграть роль Лютера, Цвингли |"или Кальвина. Люди, помогавшие Генриху VIII в его церковной политике - Томас Кромвель и Кранмер, первый в качестве канцлера, второй в качестве архиепископа Кентерберийского, - были лишены творческой идеи и не имели около себя кружка лиц, который ясно понимал бы цели и средства религиозной реформы. Сам король сначала думал только об ограничении папской власти в юридическом и финансовом отношениях. Первые попытки в этом смысле были сделаны в 1529-1530, когда парламентским статутом было запрещено духовным лицам приобретать папские диспенсации и лиценции на соединение нескольких бенефиций и жительство не в месте своего служения. Вскоре были уничтожены аннаты и было объявлено, что в случае папского интердикта никто не вправе приводить его в исполнение. Парламент в 1532-33 определил, что Англия -самостоятельное королевство, король - верховный -его глава в делах светских, и для религиозных дел ей достаточно собственного духовенства. Парламент 25-го года царствования Генриха VIII постановил, что противящийся папе не должен считаться еретиком, отменил апелляции к папе и уничтожил всякое его влияние на назначение архиепископов и епископов в Англии. Спрошенные (1534) по этому вопросу Оксфордский и Кембриджский университеты ответили, что по Св. Писанию римский епископ не имеет в Англии никакой особенной власти. Церковные собрания округов кентерберийского и йоркского составили постановления в том же смысле; аналогичные заявления были сделаны отдельными епископами, капитулами.деканами, приорами и т.п. В 1536 парламент прямо запретил под страхом наказания защищать папскую юрисдикцию в Англии. Вместо молитвы за папу было введено прошение «аb episcopi romani tyrannide libera nos, Domine!» («освободи нас. Господи, от тирании римского епископа»). С другой стороны, уже в 1531 Генрих VIII потребовал от духовенства, чтобы его признавали «единственным покровителем и верховным главой церкви и клира в Англии». Конвокация кентерберийского округа была смущена таким требованием и лишь после долгих колебаний согласилась признать короля протектором, господином и даже, насколько позволяет закон Христов, главой церкви. С последней оговоркой приняла новый королевский титул и йоркская конвокация, заявившая сначала, что в светских делах король и без того глава, в духовных же главенство его противно католической вере. В 1534 парламент актом о верховенстве (act of supremacy) объявил, что король есть единственный верховный на земле глава англиканской церкви и должен пользоваться всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, свойственными этому званию; ему предоставляется право и власть производить визитации, реформировать, исправлять, укрощать и подавлять заблуждения, ереси, злоупотребления и беспорядки.

Итак, в Англии Реформация началась схизмой; на первых порах, кроме перемены главы церкви, все остальное - догматы, обряды, церковное устройство - продолжало оставаться католическим. Скоро, однако, перед королем, признанным главой церкви, открылась возможность реформировать религию и произвести секуляризацию монастырской собственности. Последняя произвела целый переворот в поземельных и социальных отношениях Англии. Значительная часть конфискованных имений была роздана королем новому дворянству, это создало целый класс влиятельных защитников церковной перемены. Архиепископ Кранмер, сочувствовавший лютеранству, хотел произвести в англиканской церкви соответственные изменения, но ни король, ни высшее духовенство не обнаруживали к этому склонности. В царствование Генриха VIII изданы были четыре распоряжения о том, во что должны веровать его подданные: это были прежде всего «десять статей» 1536, затем «Наставление христианина» или епископская книга того же года, далее «шесть статей» 1539 и, наконец, «Необходимое учение и наставление христианина» или королевская книга 1544. При всем своем тяготении к католическим догматам и обрядам, Генрих VIII не был, однако, постоянен в своих решениях: он находился то под влиянием противников папства (Кромвеля, Кранмера), то под влиянием тайных папистов (епископа винчестерского Гардинера, кардинала Поля), и сообразно с этим менялись его взгляды, всегда находившие поддержку послушного парламента. В общем до падения Кромвеля (казненного в 1540) королевская политика имела более антикатолический характер, но «шесть статей» сильно склонялись к католическим понятиям и учреждениям, санкционируя даже монашеские обеты - после уничтожения монастырей. «Шесть статей» вводились с такой жестокостью, что их прозвали «кровавыми». Преследовались одинаково и паписты, и настоящие протестанты.

При преемнике Генриха VIII, Эдуарде VI, произошло окончательное установление англиканской церкви, продолжающей существовать, с небольшими изменениями, в том виде, какой она получила около 1550. Верховенство короля было сохранено, но «шесть статей» отменены и заменены новыми «статьями веры» (1552), к которым следует еще прибавить утвержденный парламентом «общий служебник». Догматическое учение англиканской церкви было приближено Кранмером к лютеранскому, но при королеве Елизавете в нем были сделаны изменения в кальвинистском смысле. В общем, англиканская церковь носит на себе следы компромисса между католицизмом и протестантизмом. В кратковременное (1553-1558) царствование Марии Кровавой сделана была попытка реставрации католицизма, сопровождавшаяся новым религиозным террором. Ее сестра Елизавета восстановила церковь своего отца и брата. В ее царствование стал развиваться пуританизм, из которого уже в восьмидесятых годах стало выделяться сектантство (будущие индепенденты). Таким образом в Англии наряду с королевской реформации произошла и реформация народная. Англиканская церковь, при создании которой Генрихом VIII и Эдуардом VI, как и при ее реставрации Елизаветой, первую роль играли мотивы нерелигиозного свойства, при известных условиях могла сделаться национальной, т.е. найти поддержку в народе, могла утвердиться в его жизни как церковь государственная; но она не была достаточно «очищена», чтобы удовлетворить настоящих протестантов, не была настолько проникнута внутренней религиозностью, чтобы действовать на ум и чувство отдельного человека. Она была создана скорее для удовлетворения известных потребностей государства, чем для удовлетворения духовных запросов личности.

Между тем Англия под конец тоже была задета религиозным движением века. Тем, кого католицизм более не удовлетворял, предстояло выбирать между англиканизмом и пуританизмом, между церковью, в основание которой были положены известные интересы, удобства, выгоды, задние мысли, и церковью, которая с необыкновенной последовательностью развивала в своем учении и осуществляла в своем устройстве слово Божие, как его понимали реформаторы 16 в. В политическом отношении англиканская реформация, обязанная своим происхождением короне, получила значение фактора, усиливавшего королевскую власть. Помимо того, что король делался главой церкви, Реформация ослабляла политическое могущество клира устранением из верхней палаты аббатов, стоявших во главе монастырей, а раздача секуляризованных имений светской аристократии на время и ее поставило в большую зависимость. В пуританизме, наоборот, развивался свободолюбивый дух кальвинизма, боровшегося в соседней Шотландии и на материке с королевским абсолютизмом. Решительное столкновение между епископальной церковью и пуританизмом произошло в Англии в 16 в., во время борьбы Стюартов с парламентами. История английской революции тесно связана с историей английской реформации

Все рассмотренные реформации, кроме швейцарских, имели монархический характер. Во второй половине 16 в. на сцену выступает кальвинизм, который в Шотландии и в Нидерландах побеждает католическую церковь, приняв революционный характер.

Реформация в Шотландии

Королевская власть в средние века была здесь слаба: феодальная аристократия отличалась особым духом независимости, чувством свободы проникнут был и простой народ. Царствовавшая здесь династия Стюартов находилась в постоянной борьбе со своими под-1 данными. Шотландские революции реформационного периода были лишь продолжением прежних восстаний; но с утверждением кальвинизма борьба шотландцев с королевской властью получила религиозный характер войны избранного народа Божия с идолопоклонническими государями и сопровождалась усвоением политических идей кальвинизма. В 1542 умер шотландский король Яков V, оставив только что родившуюся дочь Марию. Регентшей государства сделалась ее мать Мария из известной французской фамилии Гизов.

Еще при жизни Якова V из Германии и Англии стало проникать в Шотландию реформационное учение, но его последователей тоща же начали преследовать и казнить. Многие из них оставили родину; в их числе были историк и поэт Джордж Бьюкенен и профессор богословия Нокс, Когда во время регентства Марии Гиз Шотландия вела войну с Англией, правительство призвало на помощь французское войско, а после отражения английского нашествия удержало его в стране для целей внутренней политики. В эти-то годы и 1 выступил на сцену Нокс. Возвратившись из Женевы в 1555, Нокс нашел в Шотландии уже немало последователей Реформация и среди дворян, и в народе. Он стал проповедовать новое учение и организовывать его сторонников для общей церковной жизни и для предстоящей им борьбы. В 1557 несколько протестантских вельмож (их числе побочный брат королевы, впоследствии-граф Муррей) заключили между собой им», обязавшись отречься «от сонмища Антихриста с мерзостным суеверием его и идолослужением», дабы установить евангельскую, Иисуса Христа.

С религиозным мотивом у них соединялся и политический - недовольство регентшей, которая посредством брака своей дочери с французским дофином как бы хотела слить Шотландию и Францию воедино и, следуя французской политике, снова стала притеснять протестантов. К этому союзу стали присоединяться массы;

«Лорды конгрегации», как назывались инициаторы движения, потребовали правительницы и парламента восстановления «божественной формы первоначальной церкви», богослужения на родном языке по англиканскому общему служебнику» и выбора священников приходами, епископов - дворянством. Парламент на это не согласился; регентша, хлопотавшая о возведении своей дочери на английский престол, соединилась со сторонниками католической реакции на континенте для подавления ереси и в Шотландии. Это заставило шотландских протестантов обратиться за помощью к Елизавете (1559).

В стране началась бурная народная Реформация с иконоборческим характером, с разрушением и разграблением монастырей. Против «Христовой конгрегации» правительница выставила военную силу. Произошло междоусобие, в которое вмешалась Франция; английская королева со своей стороны оказала помощь ковенантерам, к которым присоединились и некоторые шотландские католики, боясь господства французов. «Лорды и общины шотландской церкви» решились отнять власть у регентши;

Нокс составил мемуар, в котором доказывал цитатами из Ветхого Завета, что низлагать идолопоклоннических правителей - дело, угодное Господу. Образовалось временное правительство; одним из членов его был Нокс. В 1560 враждующие партии примирились:по Эдинбургскому договору французские войска были выведены из Шотландии; парламент (или, вернее, конвент), состоявший в громадном большинстве из сторонников Реформация, ввел в Шотландии кальвинизм и произвел секуляризацию церковной собственности, распределив большую часть конфискованных земель между дворянами. Шотландская церковь, получившая название пресвитерианской, заимствовала из Женевы суровый режим кальвинизма и очень высоко поставила духовенство, управлявшее ею на своих синодах. Вследствие участия в шотландском реформационном движении дворянства республиканская организация шотландской церкви отличалась и аристократическим характером..

Реформация в Нидерландах

В Нидерланды Реформация проникла еще в первой половине 16 в. из Германии, но Карл V, строго соблюдавший здесь Вормский эдикт, подавил самыми жестокими мерами начавшееся лютеранское движение. В пятидесятых и шестидесятых годах в Нидерландах стал быстро распространяться кальвинизм, в то самое время, как началась и политическая оппозиция против деспотизма Филиппа II Испанского. Мало-помалу нидерландская Реформация превратилась в нидерландскую революцию, окончившуюся основанием голландской республики.

Реформация во Франции

Протестантизм появился во Франции еще в первой половине 16 в., но настоящее реформационное движение началось лишь в пятидесятых годах, причем французские протестанты были кальвинистами и получили название гугенотов. Особенность французского реформационного движения в социальном и политическом отношении заключалась в том, что им были охвачены главным образом дворянство и в некоторой степени горожане. Религиозная борьба приняла и здесь характер борьбы против королевского абсолютизма. Это была своего рода феодальная и муниципальная реакция, соединенная с попыткой ограничить королевскую власть генеральными штатами.

В 1516 по Болонскому конкордату папа уступил французскому королю право назначения на все высшие церковные должности в государстве, тем самым подчинив французскую церковь королевской власти. Когда Реформация в других странах обнаружила свою связь с народными движениями, Франциск I вооружился против Реформации, находя, что она опасна в политическом отношении и «служит не столько назиданию душ, сколько потрясению государств». И при нем, и при его сыне Генрихе II протестанты сильно преследовались, но число их росло. В 1555 во Франции существовала лишь одна правильно организованная кальвинистская община, а в 1559 их было уже около 2 тыс., и протестанты собрали свой первый синод (тайный) в Париже.

По смерти Генриха II при слабых и неспособных его преемниках королевская власть пришла в упадок, чем и воспользовались феодальные и муниципальные элементы, чтобы заявить свои притязания, соединившиеся с идеями кальвинизма. Но Реформация во Франции не удалось одержать победы над католицизмом, и королевская власть в конце концов вышла победительницей из политической борьбы. Примечательно, что протестантизм имел здесь аристократический характер, а крайнее демократическое движение шло под знаменем католицизма.

Реформация в Польше и Литве

В польско-литовском государстве Реформация тоже окончилась неудачей. Она нашла сочувствие лишь в наиболее зажиточной и образованной части шляхты, да в городах с немецким населением. Между шляхтой и духовенством возникла борьба из-за влияния в государстве, а также из-за церковных судов и десятины - борьба, которая была особенно сильна на сеймах середины 16 в., когда шляхта выбирала преимущественно протестантских послов. Это дало временный успех протестантизму, которому благоприятствовал и индифферентизм духовенства, мечтавшего о национальной церкви со своими соборами и народным языком в богослужении, но рьяно отстаивавшего свои привилегии. Силы польских протестантов были, однако, разъединены. В городах распространялось лютеранство, великопольская шляхта тяготела к исповеданию чешских братьев (гуситство), а малопольская стала принимать кальвинизм; но и в среде малопольской церкви гельветического исповедания в шестидесятых годах начался антитринитарный раскол. Королевская власть при Сигизмунде I строго преследовала нововеров;

Сигизмуид II Август относился к ним терпимо, и даже не раз делались попытки толкнуть его на путь Генриха VIII. Польская шляхта не сочувствовала лютеранству за его немецкое происхождение и его монархический характер; к ее стремлениям гораздо более подходил кальвинизм с его аристократическо-республиканским характером и допущением в церковное управление светского элемента в лице старейшин (сениоров).

Кальвин вступил в переписку с поляками, между которыми в середине пятидесятых годов возникла даже мысль о приглашении его в Польшу. В качестве устроителя церкви в Польше поляки пригласили своего соотечественника, кальвиниста Яна Лаского. Шляхетский характер польской Реформация явствует и из того, что право на религиозную свободу польские протестанты выводили из своей шляхетской вольности; реформируя церкви в своих имениях, помещики заставляли крестьян отдавать им самим десятину, которая прежде была вносима католическому клиру, и требовали, чтобы их подданные посещали протестантское богослужение. Рационалистическое сектантство в Польше тоже имело аристократический характер.Наибольшей силы польская Реформация достигла в пятидесятых и шестидесятых годах 16 в., а с семидесятых уже начинается католическая реакция.

В Литве Реформация имела ту же судьбу.

Реформация в Чехии и Венгрии

Оба эти государства в самом начале эпохи Реформация поступили под власть династии Габсбургов, во владениях которой при двух ближайших преемниках Карла V протестантизм распространялся почти беспрепятственно. Ко времени вступления на престол Рудольфа II (1576) почти все дворянство и почти все города Нижней и Верхней Австрии исповедовали протестантскую веру; протестантов было много и в Штирии, Каринтии, Крайне. Особенно были сильны гуситство в Чехии, а в Венгрии - лютеранство среди немецких колонистов (и отчасти среди славян) и кальвинизм среди мадьяр, вследствие чего он назывался здесь мадьярской верой.

В обеих странах протестантизм получил чисто политическую организацию. В Чехии в силу «грамоты величества» (1609) протестанты имели право выбирать себе 24 дефенсора, созывать своих представителей, содержать войско и налагать подати для его содержания. Эту грамоту Рудольф II дал чехам, чтобы удержать их за собой, когда остальные его подданные от него отложились: в Габсбургских владениях, как и в других государствах, происходила тогда борьба земских чинов с королевским абсолютизмом. Вскоре после того взаимные отношения сословий и короля обострились, и в Чехии произошло восстание, бывшее началом Тридцатилетней войны, во время которой чехи утратили политическую свободу и подверглись страшнейшей католической реакции. Судьба протестантизма в Венгрии была более благоприятной; он не был подавлен, как в Чехии, хотя и венгерским протестантам неоднократно приходилось выдерживать сильные гонения.

Реформация в Италии и Испании (с Португалией)

В южно-романских странах были лишь единичные отпадения от католической церкви, и Реформация не получила политического значения. В тридцатых годах среди кардиналов были люди (Контарини, Садолет), думавшие о реформе церкви и переписывавшиеся с Меланхтоном; даже в курии была партия, стремившаяся к примирению с протестантами; в 1538 была назначена особая комиссия для исправления церкви. Вышедшее в свет в 1540 сочинение «Del Beneficio del Cristo» было составлено в протестантском духе. Это движение было задавлено реакцией, начавшейся в сороковых годах.

В Испании связь с Германией, установившаяся вследствие избрания Карла V в императоры, содействовала распространению сочинений Лютера. В середине 16 в. здесь существовали тайные протестантские общины в Севилье, Вальядолиде и некоторых других местах. В 1558 г. властями было открыто случайно одно из таких протестантских сообществ. Инквизиция тотчас же произвела массу арестов, и Карл V, бывший тогда еще в живых, потребовал самого строгого наказания виновных. Сожжение осужденных инквизицией еретиков происходило в присутствии Филиппа II, его побочного брата Дон Хуана Австрийского и сына Дон Карлоса. Даже примас испанский, архиепископ Толедский Варфоломей Карранса, на руках которого скончался Карл V, был арестован (1559) за склонность к лютеранству, и только папское заступничество спасло его от костра. Такими энергичными мерами в самом начале своего царствования Филипп II сразу «очистил» Испанию от «еретиков». Отдельные случаи преследований за отпадение от католицизма встречались, впрочем, и в следующие годы.

Религиозные войны эпохи Реформации

Религиозная Реформация 16 в. вызвала целый ряд войн, как междоусобных, так и международных. За непродолжительными и имевшими местный характер религиозными войнами в Швейцарии и Германии в конце первой половины 16 в. наступает эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер, - эпоха, охватывающая собой целое столетие (считая от начала Шмалькальденской войны в 1546 до Вестфальского мира в помощь реакции был основан новый орден иезуитов (1540), учреждено верховное инквизиционное судилище в Риме (1542), организована строгая книжная цензура и созван Тридентский собор (1545), который позднее и произвел католическую Реформация Результатом ее был католицизм нового времени.

Перед началом Реформация католицизм был чем-то окоченевшим в официальном формализме; теперь он получил жизнь и движение. Это была не церковь 14 и 15 вв., которая не могла ни жить, ни умереть, а деятельная система, приспособляющаяся к обстоятельствам; это было уже не бессильное учреждение, которое искало помощи извне, не обнаруживая искреннего желания исправиться и обновиться, а стройная организация, которая стала пользоваться в обществе, ею же перевоспитанном, большим авторитетом и, умея фанатизировать массы, руководила ими в борьбе с протестантизмом. Педагогика и дипломатия были двумя великими орудиями, которыми действовала преобразованная церковь: дрессировать личность и заставлять ее служить чужим целям так, чтобы она сама этого не замечала, - это были два искусства, особенно отличавшие главных представителей возродившегося католицизма.

Католическая реакция имеет длинную и сложную историю, сущность которой всегда и везде была одна и та же. В культурно-социальном отношении это была история теологического и клерикального подавления независимой мысли и общественной свободы - подавления, в котором с представителями возрожденного и воинствующего католицизма соперничали иногда, но далеко не с такой ревностью и не с таким успехом представители протестантской нетерпимости и протестантского ригоризма.

Политическая история католической реакции сводится к образованию большого международного союза католических государств, к возбуждению в его членах вражды против протестантских стран, даже к вмешательству во внутренние дела этих последних. К главным политическим силам реакции -Испании и Австрии - с исхода 16 столетия присоединяется Польша, сделавшаяся операционным базисом католической церкви и против православия.

Наиболее острой неприязнь к церкви была в Германии. Страна была раздроблена на множество мелких княжеств, в дела которых Папа Римский вмешивался особенно бесцеремонно. Большую зависть у всех групп населения вызывали экономические позиции, привилегированное положение архиепископов, епископов, прелатов и монастырей.

В октябре 1517 г. монах, профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в которых содержалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католической церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти Папы над немецкой церковью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за секуляризацию (изъятие) большей части церковного имущества и переход его в руки государства; за роспуск духовных орденов, за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульгенций, удостоверяющих отпущение грехов. Лютер считал, что для удостоверения милости Божьей человек не нуждается в посредничестве такой организации, какой была римская церковь. Он считал высшим авторитетом священное писание, а не священное предание, решения Папы и церковных соборов.

Имена. Мартин Лютер

Мартин Лютер (1483–1546). Лютер был сыном крестьянина, но благодаря отцу получил образование и окончил Эрфуртский университет доктором Святого писания. Во время сильной грозы молния поразила шедшего с ним рядом друга. Мартин, приписав свое спасение чуду, решил посвятить себя Богу и поступил в монастырь. За свои 95 тезисов и публичную их защиту Лютер был отлучен от церкви. Папскую буллу по этому поводу и все сочинения о правах Папы Римского Лютер сжег в Виттенберге в присутствии студентов и профессоров, а самого Папу назвал антихристом.

Лютера ждала судьба многих еретиков, осужденных церковью. Так, в 1415 г. по решению папского собора и при молчаливом согласии императора Священной Римской империи Сигизмунда был сожжен проповедник и профессор Пражского университета Ян Гус, который произносил проповеди на чешском языке, обличал злоупотребления в католической церкви и доказывал, что Папа незаконно называет себя главой церкви, т. к. глава церкви сам Спаситель.

Немецкого реформатора взял под свою защиту саксонский курфюрст Фридрих Мудрый. С его одобрения в Виттенберге Лютером были проведены серьезные изменения. Он закрыл монастыри и приказал вынести из храмов мощи и иконы, оставив только Распятие Христа Спасителя, т. к. считал монашество и поклонение мощам противоречащими Святому Писанию. Храмы были лишены украшений, а духовные лица – роскошных одеяний. Вместо литургии велись проповеди и пение гимнов на немецком языке. Из семи таинств: крещение, причащение, конфирмация, соборование, исповедь, брак и священство, он оставил только два первых. Из праздников были оставлены Рождество, Пасха и немногие другие. Лютер перевел Библию на немецкий язык, считал необходимым обучать всех детей грамоте и пению. В Саксонском курфюршестве было открыто много школ. Впоследствии в лютеранских странах в XVIII начале XIX в. начальное обучение стало обязательным для всех детей. Лютер женился, имел детей. Имя Лютера носит разновидность христианства – лютеранство, или протестантизм .

Реформация затронула многие европейские страны и проходила в разных формах . В самой Германии лютеранское учение к концу 20-х гг. XVI в. утвердилось в ряде княжеств и городов на Севере и в Центре страны. Стремление императора Священной Римской империи Карла V восстановить прежний порядок привело к сплочению и коллективному протесту сторонников реформы. Протестанты v. 1555 г. одержали победу в войне против императора. Аугсбургский мир установил принцип «чья власть, того и вера».

В Швейцарии лидером одной из разновидностей бюргерской (городской) Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484–1531). Он был решительным сторонником республики и, в отличие от Лютера, обличал «тиранию» монархов и князей. В Цюрихе горожане стали сами избирать пасторов и магистрат. Там же, в Швейцарии, в Женеве француз Жан Кальвин (1509–1564)не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии, только сан священника. В книге «Наставление в христианской вере» он обосновал возможность для человека изменить в лучшую сторону тот приговор, который вынесен каждому человеку Богом еще до сотворения мира. Для этого люди должны быть активны, трудолюбивы, бережливы, расчетливы. Жан Кальвин учил, что предпринимателю, преуспевающему в своей деятельности, суждено спасение и на том свете, а для хорошего рабочего открывается путь в обеспеченные собственники. Кальвин оправдывал рабство и колониальную политику. Наилучшим строем он считал олигархическую республику. В кальвинистской общине, которая сама избирала и контролировала своих руководителей, действовали строгие порядки и суровые наказания. «Лучше быть в аду, чем с Кальвином в раю», – говорили современники.

Постепенно Реформация набирала обороты. В Дании в 1536 г. была проведена конфискация земель церкви и монастырей. Король стал главой реформированной церкви, сам назначал угодную ему церковную администрацию, а лютеранство с тех пор и до наших дней является государственной религией в этой стране. «Реформация по-датски», «сверху», была проведена в Норвегии, что обеспечило ее подчинение Дании, а затем в Исландии. В Швеции сохранились епископы, но высшим из них стал король. Остальные должны были присягать ему, а не Папе.

В Англии церковь возражала против произвола и сомнительных брачных союзов Генриха VIII. Он женился шесть раз (церковная «норма» – не более трех браков), причем двух своих жен казнил. Специальным актом 1534 г. монастырские земли были конфискованы в пользу казны к радости многих придворных и чиновников. Культ и догматика остались прежними, но епископов назначал сам король, Папа утратил свое влияние. Эту церковь назвали англиканской. Кальвинизм оказывал огромное влияние на духовную жизнь английского общества и подготовку его к английской революции XVII в.

Таблица 12. Различия между католичеством, православием и протестантизмом

Реформация встретила ожесточенное сопротивление католической церкви. Для войны с сатаной (лютеранами, кальвинистами, а позже и с православными) в 1540 г. был создан Орден иезуитов (общество, или воинство, Иисуса). Иезуиты не были монастырскими затворниками. Они стремились стать духовниками, советниками, наставниками в школах, писателями, механиками на заводах, миссионерами, купцами и т. д. Их объединяло стремление распространять преданность Папе и поселять ненависть к еретикам.

Иезуиты стремились повлиять на правителей, подвигнуть их к насилию по отношению к протестантам. Так, во Франции 24 августа 1572 г. в ночь накануне дня Святого Варфоломея по приказу короля Карла IX католики перебили две тысячи протестантов. (Во Франции кальвинистов называли гугенотами, по имени привидения, являвшегося верующим.) За две недели по стране было перебито 30 тыс. человек. Варфоломеевская резня была отмечена благодарственным молебном и медалью, выбитой по указанию Папы Римского. После сложной борьбы протестанты получили возможность свободного вероисповедания, но Франция осталась католической страной .

Мужчина и женщина в истории цивилизаций

Лютер считал, что главное назначение женщины – сопутствовать мужчине. Он допускал секс лишь в рамках брака, отрицательно относился к проституции и был сторонником безбрачия священников. Но затем сам создал семью, был хорошим мужем и заботливым отцом. В протестантских странах духовенство вслед за Лютером, Цвингли и Кальвином дружно покончило с безбрачием на протяжении жизни одного поколения. В кальвинистских общинах велась война против супружеских измен, пьянства, азартных игр. Кальвин рассматривал эпидемию сифилиса как божью кару за распущенность и настаивал на повышении требовательности к нравственным устоям. Возобладало мнение о том, что Бог создал женщину не только для того, чтобы она рожала детей, удовлетворяла сексуальные потребности мужчины, но и для того, чтобы быть спутницей жизни. В протестантских странах в основу протестантской сексуальной культуры были положены мещанские добродетели: целомудрие, скромность и т. д.

В Германии инициатором затяжной Тридцатилетней войны (1618–1648) стал воспитанник иезуитского университета в Баварии чешский король Фердинанд П. Он считал себя орудием искоренения ереси, считал, что «лучше пустыня, чем страна, заселенная еретиками». Кровопролитная война опустошила страну. Население Германии сократилось с 21 до 13 млн человек. По Вестфальскому миру протестанты получили свободу вероисповедания, но Германия раздробилась на 300 отдельных земель. Потери населения были настолько велики, что в некоторых общинах мужчин обязывали к многоженству на протяжении десяти лет. Ослабление Германии сопровождалось возвышением Швеции.

В результате контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции во Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, на территории Германии, но лицо Европы изменилось. В странах, где вызревала новая цивилизация, формировались капиталистические отношения, церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии, не мешала активности богатых, предприимчивых людей, не изымала значительную часть их доходов на свои нужды.

К концу XV в. состояние Западной Церкви было очень печальным. Некоторые папы, например, Александр VI (Борджия), вели шумную светскую жизнь, далекую от христианского идеала. Епископы были в своем большинстве богатыми землевладельцами, не занимавшимися жизнью своих епархий, часто не знавшими богословия и почти никогда не совершавшими богослужений. Несмотря на строжайшее запрещение, высшие церковные должности очень часто продавались. Каноники (попечители приходов) были, по большей части, мирянами, занимавшими духовные должности только ради извлечения дохода от церквей. Низшее духовенство жило очень бедно, и было угнетаемо. Народ пребывал в духовной темноте и суевериях. Христианский идеал, главным образом, сохраняли лишь некоторые монашеские ордена.

На фоне такого духовного состояния Церкви в Западной Европе имело широкое распространение движение, получившее название «гуманизм», которое ставило в основу человеческого бытия свободу разума и личности и проповедовало возвращение к классической древности.

Из гуманистов этой эпохи выдающимся церковным просветителем был известный ученый Эразм Роттердамский (1467 – 1536). Он был горячим сторонником мирного проведения церковных реформ без применения насилия. Но его призывы не были услышаны, и в XVI веке Западная Церковь не только подверглась расколу, но и пережила страшную эпоху религиозных войн.

Причины первых разделений Западной Церкви были как церковными, вытекавшими из внутреннего состояния самой Церкви, так и политическими: разногласия между отдельными государствами, оппозиция германских народов Риму и папскому господству. Самым ярким представителем оппозиционеров был народный вождь Ульрих фон Гуттен. А первое церковное движение против Рима возглавил Мартин Лютер. Сын бедного немецкого рудокопа, он родился в 1483 г. в городке Эйслебене. С раннего детства мать приучила его видеть в Боге только страшного и неумолимого судию, и эти первые детские впечатления сохранились у него на всю жизнь. Лютер учился в Магдебурге и Эрфурте, в 1507 г. стал священником. Обет монашества он дал во время страшной грозы и считал потом его до смерти «подневольным», принятым под влиянием страха.

В 1515 г. произошли события, которые вызвали начало раскола в Католической Церкви. Папа Лев X, сын герцога Флорентийского Лаврентия Великолепного, большой покровитель искусств, решил ускорить постройку грандиозного Собора святого Петра в Риме, который должен был заменить древнюю базилику. Для постройки потребовались очень большие суммы. Для сбора средств в германских государствах была дана монополия банкирскому дому Фуггер в Аугсбурге, который поставил дело очень широко. Кроме продажи разрешительных грамот (индульгенций) для живых, доминиканский монах Тетцель начал продавать грамоты для спасения душ умерших, что вызвало горячий протест многих богословов. Когда Тетцель приехал в Виттенберг, где тогда преподавал Мартин Лютер, последний прибил к дверям местной церкви 95 тезисов, в которых осуждались злоупотребления всех, продававших разрешительные грамоты. Тезисы 1517 г. произвели очень большое впечатление во всей Германии, и повсюду начались богословские споры.

В 1520 г. папа издал буллу, в которой, не называя Лютера, осуждал его тезисы. Булла была встречена в Германии очень враждебно. Курфюрст Саксонский отказался задержать Лютера, и последний торжественно сжег буллу на площади.

К этому времени Мартин Лютер написал четыре богословских трактата. Если в первом, о Божией Матери (толкование на «Песнь Богородицы»), он оставался в церковной традиции, то в трех остальных резко с ней порывал. Вторая работа озаглавлена «К христианскому дворянству германской нации». В ней он проводил свои идеи о «всеобщем священстве» и призывал мирян произвести реформу в Церкви. В третьем сочинении, «О свободе христианина», он говорил о спасении одной верой, а не делами; в четвертом, «О Вавилонском пленении», отвергал Таинства Священства, Миропомазания, Брака и Елеосвящения, а также пресуществление Святых Даров. Последние годы жизни Лютера, после снятия им с себя сана и женитьбы, прошли в укреплении лютеранства в отдельных частях Германии и в борьбе со своими духовными противниками, главным образом со швейцарцем Ульрихом Цвингли. Умер Лютер в 1545 г.

В 1530 г. в Аугсбурге собрался имперский Сейм, которому лютеране представили свое исповедание веры, составленное немецким богословом Меланхтоном. Император отверг исповедание, но многие князья и вольные города приняли его, и Германия разделилась на два враждующие лагеря. Протестантские князья образовали Лигу, но нашествие турок на Европу временно изменило положение. Император согласился обратиться к Собору. Все же в 1546 г. религиозная война между протестантскими и католическими государствами началась и окончилась поражением протестантов. В 1555 г. в Аугсбурге был заключен мир и принята формула «Кого царство, того и религия», подчинившая жизнь Церкви целиком государственным интересам. Аугсбургское исповедание веры 1530 г. осталось с тех пор официальным изложением веры лютеранства.

Вторым реформатором был швейцарец Ульрих Цвингли (1484 – 1531), сын зажиточного крестьянина, получивший хорошее образование в Берне и Базеле. Он был учеником Эразма Роттердамского и, как и тот, посвятил себя изучению Священного Писания. Будучи священником в Цюрихе, он стал проповедовать полное преобразование церковной жизни и вскоре совершенно порвал с Католической Церковью. Он был против каких бы то ни было внешних проявлений веры, отверг мессу, учил, что Евхаристия есть только благочестивый обычай, совершаемый в воспоминание Тайной вечери и не допускал в помещения, где совершалась молитва, никаких изображений, икон, статуй и даже креста.

Цвингли был убит в битве при Каппеле. Часть его учеников присоединилась к Лютеру, а часть к Жану Кальвину. Жан Кальвин (1509 – 1564) принадлежал к новому поколению реформаторов, очень рано начал свою деятельность. Он родился в Нуайоне, во Франции, в семье, которая отличалась своим свободомыслием. В 14 лет он поехал в Париж, поселился на горе Святой Женевьевы и стал усердным слушателем университета, несмотря на то, что жизнь студенческая была очень тяжела. После того он продолжил образование на юридических факультетах в Орлеане и Бурже.

В 1535 г. он написал свой знаменитый богословский трактат «Христианское установление», который до сих пор является основополагающим для всех кальвинистов. Успех этого труда во Франции, Швейцарии и, отчасти, в Нидерландах был исключительным. Кальвин проводил в нем учение о полном предопределении одних людей к гибели, а других к спасению и о неучастии человеческой воли в спасении.

В Женеве Кальвин и его друг Фарель начали вводить новое учение с неумолимой строгостью. В 1538 г. местные власти изгнали их из Женевы, но через три года они вновь туда вернулись. С 1541 по 1564 г. Кальвин был настоящим диктатором в Женеве и очень жестоко боролся со всеми, кто с ним не был согласен, предавая их смерти. Так, например, он сжег испанского ученого Михаила Сервета. Религиозное государство Кальвина отличалось крайней нетерпимостью ко всем инакомыслящим. Над всеми гражданами Женевы было учреждено постоянное наблюдение.

Кальвинизм не ограничился пределами Женевского кантона. Он быстро распространился во Франции, где ему сочувствовали высшие круги дворянства и часть духовенства. Вскоре он принял, как во Франции, так и особенно в Нидерландах, форму иконоборчества. Кальвинисты нападали на монастыри и храмы, уничтожали статуи, иконы и алтари. За время нового иконоборчества были уничтожены многие памятники церковного искусства, особенно в районе Лиона и Антверпена.

Кальвинизм проник также на север, в Шотландию, где его возглавил Джон Нокс, основатель «пуританства» (последователей чистоты христианского учения). Также последователи религиозного учения Кальвина появились и в Польше, главным образом среди крупных землевладельцев во главе с князьями Радзивиллами.

Бурные события в европейских государствах отразились и на церковной жизни Англии. В Англии королевская власть очень усилилась к началу XVI века, и одновременно ослабело влияние папства. Церковь в Англии была давно уже в частичной зависимости от короля и парламента, но до правления Генриха VIII все же подчинялась Риму. Когда папа в 1534 г. не согласился на развод короля с Екатериной Арагонской, Парламент издал «Акт о королевском верховенстве», и Английская Церковь порвала канонические отношения с Римом.

Король Генрих VШ ограничился разрывом с Римом и отобранием в казну имущества монастырей и церквей, но в душе оставался католиком. При преемнике Генриха, его сыне Эдварде VI (1547-53), в Англии началась реформа вероучения и богослужения, но не в такой резкой форме, как в Германии и Швейцарии. Было допущено причащение под обоими видами, разрешены браки священников, всем разрешено чтение Библии, переведенной на английский язык еще при Генрихе. Затем, после долгих совещаний английских и прибывших немецких богословов, был издан общий молитвенник и обрядник (1548 г.) и, наконец, 42 члена англиканского вероисповедания (в 1551 г.). В угоду приверженцам обоих вероисповеданий была создана своеобразная смесь католичества и лютеранства.

При королеве Елизавете окончательно образовалась епископальная Английская Церковь со смешанным вероучением, которая получила наименование Англиканской и стала государственной.

Почти одновременно с разрывом Английской Церкви с Римом произошел разрыв с папством и скандинавских Церквей. Он был совершен и в Швеции, и в Дании королевской властью и сопровождался конфискацией церковных имуществ. Как король шведский Густав Ваза, так и датские короли Фридрих I и Христиан III, ввели в своих государствах лютеранское вероисповедание, но с сохранением епископата, как и в Англии.

История [Шпаргалка] Фортунатов Владимир Валентинович

15. Реформация: причины, развитие, результаты

Жизнь духовенства повсеместно вызывала недовольство. Монахов и священников упрекали в накоплении богатств, в бессовестной торговле индульгенциями , документами, которые за деньги отпускали любые грехи. Римских пап обвиняли в интриганстве, роскоши и иногда в разврате. Епископы понимали необходимость реформ, но не торопились с их проведением.

Наиболее острой неприязнь к церкви была в Германии. Страна была раздроблена на множество мелких княжеств, в дела которых папа римский вмешивался особенно бесцеремонно. Большую зависть у всех групп населения вызывали экономические позиции, привилегированное положение местных архиепископов, епископов, прелатов и особенно монастырей.

Мартин Лютер (1483–1546) монах, профессор Виттенбергского университета в октябре 1517 г. прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в которых содержалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католической церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти папы над немецкой церковью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за секуляризацию (изъятие) большей части церковного имущества и переход ее в руки государства; за роспуск духовных орденов; за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульгенций, удостоверяющих отпущение грехов. Лютер считал, что для свидетельства милости Божьей человек не нуждается в посредничестве такой организации, какой была римская церковь. Он считал высшим авторитетом Священное писание , а не священное предание, решения пап и церковных соборов.

Реформация затронула многие европейские страны и проходила в разных формах. В самой Германии лютеранское учение к концу 20-х гг. XVI в. утвердилось в ряде княжеств и городов на севере и в центре страны. Стремление императора Священной Римской империи Карла V восстановить прежний порядок привело к сплочению и коллективному протесту сторонников реформы. Протестанты одержали победу в войне против императора. Аугсбургский мир (1555) установил принцип «чья власть, того и вера».

В Швейцарии лидером одной из разновидностей бюргерской (городской) Реформации стал священник города Цюриха Ульрих Цвингли (1484–1531) . Он был решительным сторонником республики и в отличие от Лютера обличал «тиранию» монархов и князей. В Цюрихе горожане стали сами избирать пасторов и магистрат. Там же, в Швейцарии, в Женеве, француз Жан Кальвин (1509–1564) не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии только сан священника.

В Дании в 1536 г. была проведена конфискация земель церкви и монастырей. Король стал главой реформированной церкви, сам назначал угодную ему церковную администрацию, а лютеранство с тех пор и до наших дней стало там государственной религией. «Реформация по-датски», «сверху» была проведена в Норвегии, что обеспечило ее подчинение Дании, а затем в Исландии. В Швеции сохранились епископы, но высшим из них стал король. Остальные должны были присягать ему, а не папе.

В Англии церковь возражала против произвола и сомнительных брачных союзов Генриха VIII. Он женился шесть раз (церковная «норма» - не более трех браков), причем двух своих жен казнил. Специальным королевским актом 1534 г. монастырские земли были конфискованы в пользу казны к радости многих придворных и чиновников. Культ и догматика остались прежними, но епископов назначал сам король, папа утратил свое влияние. Эту церковь назвали англиканской. Сопротивлявшиеся католики и наиболее радикальные протестанты в количестве более 70 тыс. человек были казнены по приказу Генриха VIII. На духовную жизнь английского общества и подготовку его к английской революции XVII в. большое влияние оказывал кальвинизм.

Реформация встретила ожесточенное сопротивление католической церкви. Для войны с сатаной (лютеранами, кальвинистами, а позже и с православными) в 1540 г. был создан орден иезуитов (общество или воинство Иисуса). Иезуиты стремились повлиять на правителей, подвигнуть их к насилию по отношению к протестантам. Так, во Франции в августе 1572 г. в ночь накануне дня святого Варфоломея по приказу короля Карла IX католики перебили 2 тыс. протестантов. Во Франции кальвинистов называли гугенотами , по имени привидения, являвшегося верующим. За две недели по стране было перебито 30 тыс. человек. Варфоломеевская резня была отмечена благодарственным молебном и медалью, выбитой по указанию папы римского. После сложной борьбы Нантским эдиктом (1598) короля Генриха IV протестанты получили возможность свободного вероисповедания, но Франция осталась католической страной.

Нидерланды принадлежали испанскому королю, но приняли протестантизм. Испанский король жестокими мерами пытался вновь обратить голландцев в католичество. Последовало восстание, жестокая война и образование протестантской Республики Соединенных Провинций. Эти события чаще называют Нидерландской революцией (1566–1609).

В Германии инициатором затяжной Тридцатилетней войны (1618–1648) стал воспитанник иезуитского университета в Баварии чешский король Фердинанд II. Он считал себя орудием искоренения ереси, считал, что «лучше пустыня, чем страна, заселенная еретиками». Кровопролитная война опустошила страну. Население Германии сократилось с 21 до 13 млн. человек. По Вестфальскому миру 1648 г. протестанты получили свободу вероисповедания, но Германия раздробилась на 300 отдельных земель. Потери населения были настолько велики, что в некоторых общинах мужчин обязывали к многоженству на протяжении десяти лет. Ослабление Германии сопровождалось возвышением Швеции.

В результате контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции во Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, на территории южной Германии, но лицо Европы изменилось. В странах, где вызревала новая цивилизация , формировались капиталистические отношения , церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии, не мешала активности богатых, предприимчивых людей, не изымала значительную часть их доходов на свои нужды. Пришло понимание того, что каждый имеет право свободного выбора религии. Так возникло понятие свободы совести.

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

РЕФОРМАЦИЯ

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

5.1. Реформация Считается, начало Реформации было положено немцем Мартином Лютером, хоть и до него, конечно, звучали упреки в адрес католического духовенства, лишь для виду соблюдавшего заветы Христа, а на деле погрязшего во всех тяжких. «95 тезисов» Лютера поставили вопрос

Из книги История Австрии. Культура, общество, политика автора Воцелка Карл

Реформация и контрреформация /131/ В позднее средневековье теология католической церкви достигла апогея своего развития. Схоластика покоилась на традиционном учении церкви, переосмысленном в логическом и диалектическом ключе; представители поздней схоластики через

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Реформация в Швеции /94/ Реформация в Швеции не была народным движением. Это объяснялось двумя причинами: политическими амбициями Густава Вазы и влиянием различных движений в Германии, обычно объединяемых понятием «Реформация».В Швеции доминировало влияние

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Реформация Реформация была следствием падения авторитета папства и пробуждения национального самосознания народов Европы. В 1303 г. французский король Филипп IV арестовал папу Бонифация VIII и перенес резиденцию пап в город Авиньон на Роне. В 1377 г. папский престол вернулся

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

РЕФОРМАЦИЯ Истоки Возрождения и Реформации были во многом общими. Новым культурным запросам отвечали гуманистическое движение и расцвет ренессансного искусства. Но на повестку дня встали такие вопросы, как освобождение народов Европы от духовного диктата Рима и

Из книги Идишская цивилизация: становление и упадок забытой нации автора Кривачек Пол

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

2. Реформация

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Экономическое развитие. Социальное положение. Зарождение и развитие феодальных отношений. 1. Экономическое развитие. Колхидское и Картлийское царства были экономически довольно развитыми государствами. Ведущую роль в хозяйстве традиционно играли земледелие,

Из книги История Франции в трех томах. Т. 1 автора Сказкин Сергей Данилович

Из книги Чешские легионы в Сибири (Чешское предательство) автора Сахаров Константин Вячеславович

II. Историческая ошибка России Возникновение и развитие панславизма - Причины его усиления - Вред панславизма для России - Начало чешской интриги - Формирование чешских воинских частей - Два эпизода из мировой войны - Двойная игра чехов - Увеличение чешских войск

Из книги Советская победа, всемирная история и будущее человечества автора Фурсов Андрей Ильич

4. Победа: причины, цена, результаты В Великой Отечественной войне победил русский народ, организованный в советскую, социалистическую, на период войны - сталинскую, как бы кому ни хотелось чего-то иного, государственную систему. Народ без и вне государственной системы

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

автора

II.6. Реформация

Из книги Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г. автора Воробьева Любовь Михайловна

Реформация в Ливонии Учение Лютера победило и в Ливонии. Оно нашло поддержку среди немецких колонистов, поскольку стало катализатором давних враждебных отношений между католическими епископами и орденом.Мы помним, что епископ Альберт был вынужден основать