Родина в художественной литературе. Тема родины в русской поэзии

Урок литературы, 7 класс

Тема: « Образ Родины в произведениях русских писателей».

Цель : выявить, насколько школьники подготовлены к восприятию нового курса литературы, каковы их читательский кругозор, культура речи и реакция на вопросы учителя;

Задачи:

  • развивать связную речь учащихся, умение анализировать художественные произведения, сравнивать и делать выводы;
  • повышать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность;
  • способствовать воспитанию любви к Родине, родной природе.

Оборудование: учебник; презентация.

Тип урока: урок совершенствования и комплексного применения знаний.

1. Организационный этап.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Вот и наступил новый учебный год, и вы приступаете к изучению нового курса литературы. А задумывались ли вы, что такое литература? Какую роль в жизни человека она играет? Какое влияние оказывает литература на человека и почему так задевают за живое, так трогают душу литературные произведения?

Много десятилетий назад Алёша Пешков, будущий великий писатель Максим Горький, живя «в людях», впервые прочитал поэмы А. С. Пушкина: « Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, - всегда стремишься обежать его сразу, - вспоминал он позднее.- Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернётся перед тобой сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на неё очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует… Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они, это делало меня счастливым, жизнь мою – лёгкой и приятной, стихи звучали как благовест новой жизни. Какое счастье – быть грамотным!

- Какие сравнения использует Максим Горький для передачи своих чувств при чтении пушкинских сток?

- Что такое благовест? Объясните значение этого слова с точки зрения его образования. (Благовест – колокольный звон, извещающий о церковной службе; здесь: предвестие, предзнаменование. Благовест – сложное слово, состоит из корней двух слов: благо и вести.)

- Приходилось ли вам испытывать чувство счастья от того, что вы грамотны и можете насладиться чтением хорошей книги? Какие книги вызывали такие же чувства, какие вызывали поэмы Пушкина у Максима Горького?

- Хочется ли вам погрузиться в этот удивительный мир литературы, радоваться каждой новой встрече с хорошей книгой на уроках литературы в 7 классе?

А сегодняшний наш урок будет не совсем обычным. Чтобы определить тему урока, я предлагаю вашему вниманию песню на слова и музыку О. Дубовой.

(Звучит песня « Родина моя»).

О чём эта песня?

– Когда мы произносим слово «родина», каждый из нас мысленно представляет какой-то свой, милый и близкий сердцу уголок родной земли. Что же представляете вы, говоря, слова «родина», «моя родина»?

(Выслушиваются ответы детей)

Как вы думаете, что же вам ответят на этот вопрос дети, живущие на севере?

А дети, живущие на Дальнем Востоке? (У берегов Черного моря, у подножия Уральских гор?)

Почему ответы получились разные? (Потому что наша Родина огромная)

Россия – самая большая страна мира.

А) Географическая викторина.

Давайте вспомним, какие уникальные природные объекты находятся только на территории России. (Слайд)

Сколько морей омывают берега России? (13)

Назовите самое глубокое, старое и чистое озеро в мире, которое находится в России? (Байкал)

Как называется самое холодное обитаемое место в мире, которое располагается на территории нашего государства? (г. Оймякон)

Назовите самое мелководное море на Земле, которое тоже находится в России? (Азовское)

Сколько в России насчитывается озер? (Более 1 млн.)

Какое дерево – символ России, имеет белую кору?

Б) Работа по карте России.

Посмотрите, как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге – плещется тёплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут.

А что для каждого из нас означает понятие «Русская земля»? Как её можно назвать по-другому?

Я думаю, что теперь вы сможете продолжить понятийный ряд: Русь, Россия,….. (Отечество, Отчизна). Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.

Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.

3. Работа над темой урока.

А как связаны между собой два понятия «Родина» и «литература»?

Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

(Образ Родины в произведениях русских писателей)

Чувство любви к Родине, к России пронизывает сердца многих людей, которые жили и живут в России. Неслучайно к образу России обращаются и художники, и музыканты, и поэты. Родина всегда вдохновляла поэтов и писателей на создание художественных произведений. В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место.

Тема Родины в русской поэзии характеризуется своим традиционным лексическим фондом, который на протяжении многих лет претерпел ряд изменений.

Выделите традиционный лексический фонд, характерный для темы Родины.

Можно выделить группы наиболее активных, регулярно повторяющихся слов: Родина, Отчизна, Отечество, родной край, страна отцов. В поэзии 19 века наиболее часто повторяющаяся лексическая группа – это существительные, обозначающие детали сельского пейзажа называющие жителей сельской местности, явления природы: кров, очаг, хижина, обитель, река, ручей, холм, дубрава. Традиционным представлением о России как о северной стране, лишенной тепла и солнца, обусловлено широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, непогода, тучи, вьюга, буран, метель, зима. Русский пейзаж – это прежде всего зимний пейзаж (А.С. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»).

(Чтение уч-ся стих. А. С. Пушкина)

С темой родины связаны слова даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются такие: поля, степи, дорога, конь, тройка, дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений.

Сергей Есенин – поэт-современник, он жил в начале 20 века и в своих стихах признался в любви к России.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”

С. А. Есенин

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. “Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство Родины – основное в моем творчестве”, - говорил Сергей Есенин. К вершинам своего поэтического творчества он поднялся из глубин народной жизни. Этим и объясняется то, что образ России Есенин связывает с русской деревней, в которой рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие свой хлеб, были страной его детства. Мир народнопоэтических образов окружал его с самого рождения:

Творчество Есенина отличается своей образностью, мелодичностью. В нем тесно переплелись и удалое раздолье, и душевная тоска.

Россия – единственная любовь Есенина: “Чувство Родины – основное в моем творчестве – оно все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья – все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.”.

Представьте себе, что перед вами лист бумаги, краски и кисти. Скажите, какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать иллюстрации к стихотворению?

Ученик: Зеленый – цвет весенней листвы, травы; голубой – цвет ручейка; золотой – цвет смолы и солнечных лучей, белый – цвет цветов черемухи, коричневый – цвет земли, проталины.

Учитель: Итак, мы с вами решили, что иллюстрации к этому стихотворению должны быть по-весеннему светлыми, солнечными. В литературе есть специальный прием, который называется «цветопись» и служит для создания в стихотворении особого настроения. Цветопись – это использование поэтом слов с цветовым значением. Сейчас вы получите карточки со строфами из стихотворений Есенина. Ваша задача – найти в них слова, которые выражают цветовые значения. Ученики выполняют задания (подчеркивают на листках слова с цветовым компонентом, потом мы все это проговариваем вслух).

Проверка правильности выполненного задания.

Учитель: Вы убедились, что в стихотворениях Есенина цветопись – любимый художественный прием для создания образа родной природы. Скажите, какие цвета встречаются в его стихотворениях?

Ученик: Золотой, серый, розовый, зеленый, серебряный, красный, белый, синий.

Учитель: Цветом Родины, цветом Руси был для Есенина синий цвет, синь. Синь – это цвет гармонии и покоя, цвет той особой, грустной и дорогой сердцу поэта России, которую так любил Есенин.

А теперь давайте обратимся к стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина». (Чтение наизусть подготовленным учеником).

1. Обсудите и запишите в тетрадь, какая Родина у Рубцова. (Деревушка, где он родился, куда вернулся.)

2. Что можно узнать из этого стихотворения о жизни Рубцова? (Умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, близок с природой, покинул дом). (Биографические сведения).

3. Из этих воспоминаний складывается чувство Родины.

Какие перемены произошли в родном краю? Нарушили ли они «чувство Родины в душе лирического героя» ? (Нет, глаз отличает перемены, но сердце их не воспринимает «Словно ворона веселая, сяду опять на забор»).

4. Какое значение имеет настойчивое повторение слова «тихий», «тихо». (Тишина, успокоение – это то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима).

5. Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? (Эпитеты - «тихая родина»; сравнения – «словно ворона веселая»; повторы – «тихо, тихо»; метафоры – «речка за мною туманная будет бежать и бежать», «с небом, готовым упасть», аллитерация – «тина теперь и болотины».

Что объединяет эти стихи, какое чувство вызывают они?

«Каждый любит природу по-своему и как может», - пишет К.Г. Паустовский,

Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.»

Согласны ли вы с Паустовским, что «любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране»?

Вывод : при всех индивидуальных различиях и пристрастиях русских поэтов объединяет любовь к природе родного края, родине, осознание нерасторжимой связи с ней. И все это они передают нам в наследство, на память.

Величие России - не только в красоте её природы, но и в ее исторических свершениях.

  • Мы гордимся подвигами воспетых в народных былинах и сказаниях богатырей-пограничников и дружинников киевских князей Олега, Святослава, Ярослава Мудрого, отразивших в 9-12 веках набеги на Русь кочевников-хазар, печенегов, половцев.
  • Устояли полки наших предков под началом новгородского князя Александра Невского и перед закованными в броню шведскими и немецкими рыцарями, пришедшими грабить Русь в начале 13 века.
  • В летописи России записано немало славных событий. Они живут в памяти народа. Гордость России – это славные дела наших предков. Мы гордимся тем, что русичи не отступили без боя, не сложили оружия перед непобедимыми несметными полчищами Чингисхана и Батыя, завоевавшими половину Евразии. Да, Русь была побеждена в 13веке монголо-татарами, но не сдалась. И в 1380 году князь Дмитрий Донской, собрав войско защитников, на Куликовом поле одержал победу.
  • Мы по праву можем гордиться тем, что именно наш народ смог в 1812 году победить в боях огромную армию завоевателя Европы французского императора Наполеона. Славой на все времена покрыли себя российские герои Бородинской битвы под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.
  • Россия гордится и тем, что в 1941-1945 годах наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, разгромил их армии и освободил страны Европы.

Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Два великих русских поэта и писателя А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме - историческая повестьКапитанская дочка”. Важно, что великого классика интересовали не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей того времени. Пушкин прослеживал, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.

Литературно-распределительный диктант.

А. С. Пушкин

М. Ю. Лермонтов

Н. В. Гоголь

Н. А. Некрасов

А. А. Ахматова

«Песнь о вещем Олеге», «Бородино», «Тарас Бульба», «Русские женщины», «Мужество»

Время походов князя Олега, Бородинское сражение, время существования Запорожской Сечи, восстание декабристов, Великая Отечественная война.

Учитель. Как мы убедились, замечательные русские писатели 19 века в

Своем творчестве часто обращались к исторической теме. Эту тему

Продолжат впоследствии писатели 20 века, не потеряла она актуальности и

Сейчас.

История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось много поколений. Одно поколение давало жизнь другому. Наши предки создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства, разнообразные традиции.

Рефлексия.

В чём заключается главная ценность России?

Перечислите важнейшие ценности человека.

Как связаны между собой понятия «Родина» и «литература»?

1. Итак, главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.

Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или тревожиться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбирать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Послушайте притчу о двух волках.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

б) Беседа

Текст притчи небольшой, а как много мудрости заключено в ней.

Как вы думаете, почему старик не дает своему внуку четкого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?

В. Боков «Откуда начинается Россия?»

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

В поэзии 19 века наиболее часто повторяющаяся лексическая группа – это существительные, обозначающие детали сельского пейзажа называющие жителей сельской местности, явления природы: кров, очаг, хижина, обитель, река, ручей, холм, дубрава. Традиционным представлением о России как о северной стране, лишенной тепла и солнца, обусловлено широкое употребление таких слов: снег, мороз, холод, туман, болота, непогода, тучи, вьюга, буран, метель, зима. Русский пейзаж – это прежде всего зимний пейзаж.

А. С. Пушкин Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

С темой родины связаны слова: даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. Ассоциативно близкими этим словам являются такие: поля, степи, дорога, конь, тройка, дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина.

Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей. По лугу со скрипом Тянется обоз - Суховатой липой Пахнет от колес. Слухают ракиты Посвист ветряной... Край ты мой забытый, Край ты мой родной!.. Сергей Александрович Есенин 1895-1925 Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, - Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь” С. А. Есенин

Николай Михайлович Рубцов 1936-1971 Тихая моя Родина Тихая моя Родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. - Тихо ответили жители: Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя Родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.

«Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране. К. Г. Паустовский

Величие России - в ее исторических свершениях. Мы гордимся подвигами воспетых в народных былинах и сказаниях богатырей-пограничников и дружинников киевских князей Олега, Святослава, Ярослава Мудрого, отразивших в 9-12 веках набеги на Русь кочевников-хазар, печенегов, половцев. Устояли полки наших предков под началом новгородского князя Александра Невского и перед закованными в броню шведскими и немецкими рыцарями, пришедшими грабить Русь в начале 13 века.

В летописи России записано немало славных событий. Они живут в памяти народа. Гордость России – это славные дела наших предков. Мы гордимся тем, что русичи не отступили без боя, не сложили оружия перед непобедимыми несметными полчищами Чингисхана и Батыя, завоевавшими половину Евразии. Да, Русь была побеждена в 13веке монголо-татарами, но не сдалась. И в 1380 году князь Дмитрий Донской, собрав войско защитников, на Куликовом поле одержал победу. Мы по праву можем гордиться тем, что именно наш народ смог в 1812 году победить в боях огромную армию завоевателя Европы французского императора Наполеона. Славой на все времена покрыли себя российские герои Бородинской битвы под командованием фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Россия гордится и тем, что в 1941-1945 годах наш народ выстоял в самой страшной Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, разгромил их армии и освободил страны Европы.

А. С. Пушкин … … М. Ю. Лермонтов … … Н. В. Гоголь … … Н. А. Некрасов … … А. А. Ахматова … … « Бородино», «Песнь о вещем Олеге», « Русские женщины», «Тарас Бульба», «Мужество» Время походов князя Олега, Бородинское сражение, время существования Запорожской Сечи, восстание декабристов, Великая Отечественная война.

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», время походов князя Олега М. Ю. Лермонтов «Бородино», Бородинское сражение Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», время существования Запорожской Сечи Н. А. Некрасов « Русские женщины», восстание декабристов А. А. Ахматова «Мужество» , Великая Отечественная война.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека: семья, отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония.

Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела ее большие, Ее неповторимая судьба. И если ты причастен к ней, – Россия Не с гор берет начало, а с тебя. В. Боков


ТЕМА РОДИНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Родина. Отчизна. Край родной. Отечество. Родная земля. Родина-мать. Матушка-земля. Родная сторона. Все эти заду­шевные слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого челове­ка понятие. Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки. Это - одна из вечных тем в отечественной и миро­вой литературе. Огромный литературный материал, связан­ный с темой Родины, нельзя, конечно, вместить в полном объеме в это сочинение, поэтому я хочу коснуться творчес­тва лишь некоторых писателей и поэтов. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литерату­ры, как «Слово о полку Игореве». К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства ав­тора «Слова». Он говорит об обширных пространствах сво­ей Родины, о ее реках, горах, степи, городах и селах. Но Русская земля для автора «Слова» - это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе рус­ском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Рус­скую». Его воины - это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с Русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уже за холмом».

Эта идея патриотизма характерна и для поэтического творчества нашего великого соотечественника М. В. Ломо­носова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава - это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает та­лантливость великого русского народа, могучий дух его вой­ска, русский флот. Он выражает твердую уверенность в том, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры. В связи с этой темой ставится в одах Ломоносо­ва и тема героев, великих русских людей. Таких героев он видит прежде всего в Иване IV и Петре I, особенно в пос­леднем. В знаменитой оде «На день восшествия…» поэт про­славляет Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и фло­та, за распространение наук. Глубокой верой в русский на­род и твердым убеждением в его талантливости звучат сло­ва Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Тема Родины в творчестве А. С. Пушкина тесно связана с проблемой свободы народа. В стихотворении «Деревня», ри­суя милые его сердцу картины родной природы, поэт гневно пишет о крепостниках, угнетающих народ:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

В дружеском послании «К Чаадаеву» звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить «души прекрасные порывы».

Продолжатель пушкинских традиций М. Ю. Лермон­тов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее на­род, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину - значит бороться за ее свобо­ду, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабс­тва. Любовь к Родине - тема таких стихотворений Лермон­това, как «Жалобы турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана». Но с особой силой и полнотой раскрывает­ся эта тема в стихотворении «Родина», созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов проти­вопоставляет свой патриотизм патриотизму офшфтльному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, горестями и ра­достями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов назы­вает «странной», потому что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ». Эта идея любви- ненависти получит дальнейшее развитие в творчестве Гого­ля и Некрасова. Герои «Ревизора», «Мертвых душ» - это персонажи, которые могут вызывать только чувство непри­язни, хотя и показывают наших соотечественников. Но не они составляют гордость России, ее душу, ее будущее. Этим «мертвым душам» противопоставлен образ Руси как «пти­цы-тройки». В этом романтическом образе выражены и лю­бовь Гоголя к Родине, и его вера в ее великое будущее. Го­голю неясны пути дальнейшего развития своей Родины. Он пишет: «Русь! Куда же несешься ты, дай ответ? Не дает от­вета!». Но в одном он был убежден - в будущем величии русского народа.

Чувство пламенной любви к Родине пронизывает все твор­чество Некрасова:

Не небесам чужой Отчизны -

Я песни Родине слагал! -

заявляет поэт в стихотворении «Тишина». Поэт любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью, и этот образ проходит через все его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился»; «Родина- мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким!»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессиль­ная, матушка-Русь!» - с такими словами обращался поэт к Родине на протяжении всего творчества. В творчестве Не­красова слова «любовь к Родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит Отчизны своей,--

писал он.

Много замечательных строк посвящены Родине в произ­ведениях Л. Толстого, Чернышевского, Чехова, Салтыкова- Щедрина, Блока, Есенина, Маяковского, Шолохова, Твардов­ского. Но мне хочется завершить это сочинение памятными строчками Ф. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

В данной подборке аргументов мы сконцентрировали свое внимание на всех самых проблемных аспектах смыслового блока «Родина». Во многих текстах для подготовки к ЕГЭ поднимаются соответствующие проблемы. Все литературные примеры доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Через всё творчество Сергея Есенина явно прослеживается тема любви к родине. Его стихи посвящены России. Сам поэт признавался, что без высокого чувства, испытываемого по отношению к своей стране, он не был бы поэтом. В тяжёлые времена Есенин пишет поэму «Русь», где показывает Россию с тёмной стороны и в то же время он пишет: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Поэт уверен, что отчизна – это то, что особенно важно в жизни человека. Все эти реки, поля, леса, дома, люди – это наш дом, наша семья.
  2. Оды М.В. Ломоносова , великого русского учёного, изобретателя и поэта, переполнены любовью к своей родине. Писатель всегда восхищался природой России, верил в умы народа, преклонялся перед величием и мудростью русских царей и императоров. Так, в оде, посвящённой восшествию на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов показывает и убеждает императрицу в силе и мощи своего народа. Он с любовью изображает родные просторы и с гордостью заявляет: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Важность патриотизма

  1. Тема Родины ярко прослеживается в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» . Главный герой – отец двух сыновей, Остапа и Андрия, вместе с которыми он сражается за независимость своей страны, пытаясь освободиться от польских захватчиков. Для него отчизна – это нечто святое, то, на что нельзя посягнуть. Когда Тарас Бульба узнаёт, что его собственный сын перешёл на вражескую сторону, то убивает его. В этот момент он лишает жизни не родного человека, он наказывает предателя. Такой поступок говорит о многом. Сам Тарас в итоге также погибает, спасая своих товарищей и принося себя в жертву ради спасения своей страны. Если бы он не сделал всего этого, его народ перестал бы существовать.
  2. А.С. Пушкин , один из величайших поэтов России, всегда беспокоился о судьбе своей родины. В его творчестве можно заметить недовольство царским самодурством. Поэт гневно описывает крепостной режим. Как, например, в стихотворении «Деревня» : «Здесь барство дикое, без чувства, без закона». И в то же время, несмотря на всю боль от мысли о несправедливом отношении к крепостным, Пушкин любил свою родину. Он с особой нежностью описывает красоту природы, с трепетом относится к своей культуре. В стихотворении «Простите, верные дубравы!» он буквально говорит, что готов оставить своё сердце в родных местах.

Значение родины в жизни человека

  1. Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России.
  2. Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» . В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.
  3. В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны - это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.
  4. Каждый видит в понятии «родина» что-то своё: дом, семью, прошлое и будущее, целый народ, всю страну. Говоря об этом, нельзя не вспомнить и один из древнейших памятников русской литературы – «Слово о полку Игореве» . Автор буквально в каждой строчке обращается к русской земле, к природе, к жителям нашей страны. Он рассказывает о прекрасном крае с его полями и реками, с холмами и лесами. И о людях, живущих в нем. Автор «Слова…» повествует о походе Игоря на половцев в борьбе «за землю Русскую». Переходя границу Руси, князь ни на минуту не забывает о родине. И в итоге эта память помогает ему вернуться обратно живым.
  5. Жизнь в изгнании

    1. Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.
    2. Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование - это лишь «жизнь над бездной».
    3. Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора …» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.

Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит тема Родины в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О Русь моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, Цветаева, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земляглавный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).