Российско-французские отношения. Установление дипломатических отношений между ссср и францией

Франция всегда была и остается одним из важнейших европейских партнеров России. Начиная с XVIII века, обстановка в Европе и мире зачастую во многом определялась именно российско-французскими отношениями. Их многовековая история берет свое начало в середине XI века. Тогда дочь Ярослава Мудрого - Анна Киевская, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции. После его смерти она осуществляла регентство и управляла страной.

Впервые дипломатические отношения между Россией и Францией были установлены в 1717 г. Именно тогда первый русский посол во Франции вручил верительные грамоты, подписанные Петром I. Кульминация сближения России и Франции - двусторонний военно-политический союз, который был оформлен к концу XIX века. Символом дружеских связей стал мост Александра III в Париже через р. Сену, который был заложен в 1896 г. императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной.
Новейшая история отношений между нашими странами началась с установлением дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г.

Одним из ярчайших эпизодов российско-французских дружественных связей стало боевое братство в годы Второй мировой войны. Оно проявилось в ходе совместной борьбы с фашизмом как на советско-германском фронте, так и на территории оккупированной Франции. Широко известны подвиги летчиков-добровольцев Свободной Франции из авиаполка "Нормандия-Неман" и мужество воевавших в рядах французского Движения Сопротивления советских граждан, которые бежали из гитлеровского плена. Многие из советских участников Сопротивления и военнопленных погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений - на кладбище г. Нуайе-Сен-Мартен в департаменте Уаза).

В 70-е годы ХХ века Россия и Франция стали предвестниками конца "холодной войны" через проводимую в их отношениях друг с другом политику разрядки, согласия и сотрудничества. Они были также инициаторами хельсинкского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В 90-х годах начался новый этап в российско-французских отношениях. Кардинальные изменения на мировой арене в тот период и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем. Этот диалог, как тогда, так и сейчас, основан на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового многополюсного миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ, на основе которого выстраиваются отношения между Россией и Францией, - Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.). Он закрепил стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно расширилась и продолжает обогащаться все новыми соглашениями в различных сферах двустороннего взаимодействия.

В 2010 г. в России прошел Год Франции, во Франции - Год России. Обмен национальными годами - крупнейшее, знаковое событие для всего комплекса двусторонних российско-французских отношений. Оно призвано придать более динамичный характер связям между нашими странами абсолютно во всех областях - политики, экономики, образования, науки и культуры, творческой деятельности и инноваций, туризма, массовых коммуникаций, спорта и т.д. Патронат и политическое руководство "Перекрестных годов" осуществлялось непосредственно на самом высоком уровне - президентами России и Франции. Официальное открытие Года России во Франции состоялось в Париже в присутствии Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в марте 2010 г. Одно из крупнейших мероприятий Года - Российская национальная выставка - была торжественно открыта в Париже Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 11 июня 2010 г.

Российско-французские политические контакты отличаются насыщенностью и атмосферой взаимного доверия. Проводимые в последние годы на регулярной основе контакты глав государств и правительств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений.

Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый импульс в результате государственного визита во Францию Президента Российской Федерации Д.А.Медведева 1-2 марта 2010 г. и его встречи с Президентом Н.Саркози. Президент Франции встречался также с Д.А.Медведевым на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2010 г., куда Франция была приглашена в качестве почетного гостя. Контакты между главами государств были продолжены в ходе трехсторонней российско-франко-германской встречи на высшем уровне в Довиле (во Франции) 18-19 октября 2010 г. Дальнейшему обогащению политического диалога и наращиванию сотрудничества в экономической сфере способствовал рабочий визит в Париж Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина 10-11 июня 2010 г.

С 1996 г. действует Российско-французская межправительственная комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. В ее рамках ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и Премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. В течение последних десяти лет заседания Комиссии проводятся в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые регулярно встречаются поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Так, в июне 2010 г. состоялся рабочий визит во Францию Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по широкому спектру внешнеполитических проблем.

Поступательно развивается одно из приоритетных направлений двустороннего сотрудничества - противодействие новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). С 2002 г. успешно действует созданный по решению тогдашних президентов В.В.Путина и Ж.Ширака российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран. В сентябре 2010 г. в Париже состоялось его девятое заседание. Продуктивно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов России и Франции (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Французское руководство выступает за наращивание партнерства между Россией и Евросоюзом, поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Осуществляется сотрудничество в проведении государственных, административных реформ.

Межпарламентское сотрудничество выражается в активном делегационном обмене на уровне парламентских комитетов и комиссий, в контактах между руководителями палат. Действенным инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая Председателями нижних палат парламентов России и Франции. Юбилейное (пятнадцатое) заседание Комиссии под председательством Первого заместителя Председателя Госдумы О.В.Морозова и руководителя Национального Собрания Франции Б.Аккуайе состоялось в Москве в июне 2010 г. Председатель Совета Федерации С.М.Миронов встречался с Председателем Сената Франции Ж.Ларше в 2010 г. дважды - на очередном заседании Ассоциации европейских сенатов в Риме в апреле, а также в октябре в Бремене в рамках мероприятий по случаю 20-летия объединения Германии.
Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в обеих палатах Федерального Собрания России, в Сенате и Национальном собрании Франции. В июне 2010 г. в Париже и Бордо с визитом побывала делегация группы дружбы Совета Федерации во главе с ее руководителем Л.Б.Нарусовой, а в сентябре 2010 г. Москву и ряд других российских городов посетила делегация группы дружбы Сената Франции во главе с ее председателем П.Желяром.

Важная составляющая экономических и культурных связей - сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 договоренностей о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей - сотрудничество между Парижем и Москвой, Бордо и Санкт-Петербургом, Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Нижегородской областью и регионом Юг-Пиренеи, Новгородской областью и Эльзасом. Эльзас и Татарстан имеют свои представительства соответственно в Москве и Париже. Под эгидой и при участии верхних палат парламентов проводятся двусторонние встречи, семинары, в ходе которых определяются наиболее эффективные направления децентрализованного сотрудничества.
Расширилось участие гражданских обществ в развитии российско-французских отношений. Активную роль на этом важном направлении играет созданная в 2004 г. по инициативе Президентов наших стран Ассоциация "Российско-французский диалог". Во Франции и России действуют общественные ассоциации дружбы и взаимопонимания между народами наших стран.
Российско-французские отношения - важный фактор европейской и мировой политики, который способствует стабильности в Европе и во всем мире. В основе отношений между Россией и Францией - общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, приверженность многосторонности, согласованные действия в интересах укрепления международной безопасности при центральной роли ООН. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях двустороннего сотрудничества. Сходство интересов, накопленный опыт полезного взаимодействия в международных делах, вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции - все это предопределяет широкие перспективы развития российско-французского партнерства.

ФРАНЦИЯ (Французская Республика), государство в Западной Европе, на западе и севере омывается Атлантическим океаном (Бискайским заливом и проливом Ла–Манш), на юге - Средиземным морем (Лионским заливом и Лигурийским морем). Площадь 551 тыс. км2. Население 57,7 млн. человек, в том числе свыше 93% - французы. Официальный язык - французский. Верующие преимущественно католики (свыше 76%). Глава государства - президент. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание). Столица - Париж. Административно-территориальное деление: 22 района, включающих 96 департаментов. Денежная единица - франк.

Западные и северные районы Франции - равнины (Парижский бассейн и другие) и низкогорья; в центре и на востоке - средневысотные горы (Центральный Французский массив, Вогезы, Юра). На юго-западе - Пиренеи, на юго-востоке - Альпы (высшая точка Франции и Западной Европы - гора Монблан, 4807 м). Климат морской умеренный, на востоке переходный к континентальному, на побережье Средиземного моря субтропический средиземноморский. Средние температуры января 1-8°C, июля 17-24°C; осадков 600-1000 мм в год, в горах местами 2000 мм и более. Крупные реки: Сена, Рона, Луара, Гаронна, на востоке - часть течения Рейна. Под лесом (преимущественно широколиственные, на юге - вечнозеленые леса) около 27% территории.

В древности территорию Франции населяли галлы (кельты), отсюда ее древнее название Галлия. К середине 1 в. до нашей эры завоевана Римом; с конца 5 в. нашей эры - основная часть Франкского государства. Образованное по Верденскому договору 843 Западно-Франкское королевство занимало приблизительно территорию современной Франции; в 10 в. страна стала называться Францией. До середины 12 в. господствовала феодальная раздробленность. В 1302 созваны первые Генеральные штаты, сложилась сословная монархия. Абсолютизм укрепился после Религиозных войн 16 в., достиг апогея при Людовике XIV. В 15 - 17 вв. французские короли вели длительную борьбу с Габсбургами. Феодально-абсолютистскую систему ликвидировала Французская революция. В 1792 учреждена республика (1-я республика). После государственного переворота 18 брюмера (1799) установлена диктатура Наполеона (с 1804 провозглашен императором; 1-я империя). Период реставрации базировался на конституционной монархии Людовика XVIII (1814/15 - 24) и Карла X (1824 - 30). В результате революции 1830 к власти пришла финансовая аристократия. Февральская революция 1848 установила республиканский строй (2-я республика), который сменил правление Наполеона III (1852 - 1870). В период 3-й республики (1870 - 1940), провозглашенной после пленения Наполеона III под Седаном во франко-прусской войне 1870-71, в Париже 18 марта 1871 произошло мощное движение социального протеста, приведшее к установлению Парижской коммуны (март - май 1871). В 1879 - 80 создана Рабочая партия. В начале 20 в. образованы Социалистическая партия Франции (под руководством Ж. Геда, П. Лафарга и других) и Французская социалистическая партия (под руководством Ж. Жореса), которые объединились в 1905 (французская секция рабочего интернационала, СФИО). К концу 19 в. в основном завершилось образование французской колониальной империи. В январе 1936 на основе единого фронта (Французская компартия, основана в 1920, и СФИО, с 1934) создан Народный фронт. Правительства Народного фронта запретили фашистские организации, приняли меры к улучшению положения трудящихся. В 1938 Народный фронт распался. В период 2-й мировой войны Франция была оккупирована германскими и итальянскими войсками. Организаторами Движения Сопротивления были Французская компартия и возглавляемое Ш. де Голлем движение “Свободная Франция” (с 1942 - “Сражающаяся Франция”). К концу 1944 Франция (в результате действий войск антигитлеровской коалиции и Движения Сопротивления.) была освобождена. В 1958 принята конституция 5-й республики, расширившая права исполнительной власти. Президентом стал де Голль. К 1960 в обстановке распада колониальной системы завоевала независимость большая часть французских колоний в Африке. Массовые волнения в 1968, вызванные обострением экономических и социальных противоречий, а также всеобщая забастовка привели к острому государственному кризису. Де Голль был вынужден уйти в отставку (1969). В 1981 президентом был избран Ф. Миттеран.

Франция - высокоразвитая индустриально-аграрная страна, занимает одно из ведущих мест в мире по объему промышленного производства. Валовый национальный продукт на душу населения - 22320 долларов в год. Добыча железной и урановых руд, бокситов. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности - машиностроение, в том числе автомобилестроение, электротехническое и электронное (телевизоры, стиральные машины и другие), авиационное, судостроение (танкеры, морские паромы) и станкостроение. Франция - один из крупнейших в мире производителей химической и нефтехимической продукции (в том числе каустической соды, синтетического каучука, пластмасс, минеральных удобрений, фармацевтических товаров и другого), черных и цветных (алюминий, свинец и цинк) металлов. Большой известностью на мировом рынке пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры (производится около 400 сортов). Франция - один из крупнейших в Европе производителей сельскохозяйственной продукции, занимает одно из ведущих мест в мире по поголовью крупного рогатого скота, свиней, птицы и производству молока, яиц, мяса. Главная отрасль сельского хозяйства - животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство; основные культуры - пшеница, ячмень, кукуруза. Развиты виноградарство (ведущее место в мире по производству вин), овощеводство и садоводство; цветоводство. Рыболовство и разведение устриц. Экспорт: машиностроительная продукция, в том числе транспортное оборудование (около 14% стоимости), автомобили (7%), сельскохозяйственные и продовольственные товары (17%; один из ведущих европейских экспортеров), химические товары и полуфабрикаты и др. Иностранный туризм.

Российско-французские отношения уходят своими корнями в далекое прошлое. Еще в середине XI века Анна Киевская, дочь Ярослава Мудрого, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции, а после его смерти осуществляла регентство и управляла французским государством.

Дипломатические отношения между нашими странами впервые были установлены в 1717 г., когда Петр I подписал верительные грамоты первого русского посла во Франции. С тех пор Франция неизменно являлась одним из важнейших европейских партнеров России, а российско-французские отношения во многом определяли обстановку в Европе и в мире.

Кульминацией сближения двух стран стал их военно-политический союз, оформившийся к концу XIX века, а символом дружеских связей - мост Александра III в Париже через р.Сену, заложенный в 1896 г. Императором Николаем II и Императрицей Александрой Федоровной.

Новейшая история отношений наших стран началась с установления дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г.

Яркий эпизод российско-французских дружественных связей - боевое братство на полях сражений в годы Второй Мировой войны. Летчики-добровольцы Свободной Франции - авиаполка "Нормандия-Неман" - героически сражались с фашистами на советском фронте. В то же время, в рядах французского Движения сопротивления воевали бежавшие из гитлеровского плена советские граждане. Многие из них погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений находится на кладбище г.Нуайе-сюр-Сен).

В 70-е годы, провозгласив политику разрядки, согласия и сотрудничества, Россия и Франция стали предвестниками конца "холодной войны". Они были у истоков хельсинского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В начале 90-х годов кардинальные изменения на мировой арене и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем, основанного на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ отношений между Россией и Францией - Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.), закрепивший стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно обогатилась - заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.

Российско-французские политические контакты носят регулярный характер. Ежегодно проходят встречи президентов России и Франции. Первый официальный визит Владимира Путина во Францию состоялся в октябре 2000 года: был установлен контакт между президентами двух стран, создана основа для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. В ходе краткого рабочего визита Владимира Путина в Париж в январе 2002 года и визитов Жака Ширака в Россию в июле 2001 года и в июле 2002 года подтверждено намерение России и Франции двигаться по пути укрепления дружбы и сотрудничества.

Все более насыщенными становятся российско-французские политические контакты. Проводимые на регулярной основе встречи глав двух государств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый мощный импульс в результате государственного визита В.В.Путина во Францию в феврале 2003 г., а также встреч наших президентов в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга и на саммите "восьмерки" в Эвиане в мае-июне 2003 г.

С 1996 г. действует Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. Ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 г. заседания Комиссии проходят в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств (очередное заседание состоялось 6 октября 2003 г. в Москве). В рамках Комиссии регулярно проводятся сессии Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), заседания свыше двадцати совместных рабочих групп в различных областях двустороннего взаимодействия.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 г. встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по разнообразной внешнеполитической проблематике.

В контексте международной ситуации, сложившейся после терактов в США 11 сентября 2001 г., успешно развивается новое направление двустороннего сотрудничества по противодействию новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). По решению президентов В.В.Путина и Ж.Ширака создан российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран (проведено два заседания Совета, последнее - в июле 2003 г. в Москве). Успешно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, входят в состав "Группы друзей Генсекретаря ООН по Грузии".

Французское руководство поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Одно из приоритетных направлений сотрудничества - взаимодействие в проведении государственных, административных реформ. Действует рамочное Соглашение об административном сотрудничестве, осуществляется обмен опытом, в т.ч. в разграничении полномочий между центральными и местными органами власти. Франция оказывает России содействие в подготовке квалифицированных кадров для работы в условиях рыночной экономики и для государственной службы.

Российско-французское межпарламентское сотрудничество основывается на активном делегационном обмене и контактах между руководителями палат. Инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции. Очередное заседание Комиссии под председательством руководителей Государственной Думы Г.Н.Селезнева и Национального собрания Франции Ж.-Л.Дебре состоялось в Париже в октябре 2003 г. Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в палатах Федерального Собрания, а также в Сенате и Национальном собрании Франции.

Все более важной составляющей российско-французских экономических и культурных связей становится сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 документов о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей - сотрудничество между Парижем, с одной стороны, и Москвой и Санкт-Петербургом, с другой, между Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Иркутской областью и Аквитанией, Новгородской областью и Эльзасом. При участии верхних палат парламентов двух стран проводятся двусторонние семинары для определения наиболее оптимальных направлений децентрализованного сотрудничества. Последний такой форум состоялся в Москве 6 октября 2003 г.

В последнее время значительно повысилась роль гражданских обществ в развитии отношений между нашими странами. Одно из проявлений этой тенденции - проведение "диалога культур" в рамках крупных двусторонних визитов: встреч с российскими и французскими представителями творческой интеллигенции, "круглых столов". Во Франции и в России действуют общественные ассоциации по развитию дружбы и взаимопонимания между народами двух стран.

Российско-французские отношения находятся на подъеме. Их укрепляет общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, согласованные действия на международной арене. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях. Накопленный опыт взаимодействия, а также вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции предопределяют обнадеживающие перспективы развития российско-французского партнерства.

!-->

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4


Из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией. Российская империя, затем Советская Россия всегда были заинтересованы в дружественных политических и торговых отношениях с Францией на основе взаимного уважения суверенитета обоих государств. История этих отношений освещалась, как в российской, так и в советской историографии. Однако советская историография отличалась большим своеобразием: история международных отношений зачастую трактовалась предвзято, идеологизировано и не вполне адекватно.

В связи с этим представляется важным подробнее рассмотреть именно советскую историографию отношений между СССР и Францией.

Поворот в советско-французских отношениях в первой половине 20-х годов подробно рассматривается в работах И. И. Минца, А. М. Панкратовой и уже в послевоенный период изучен такими исследователями, как, Ю. В. Борисов, З. С. Белоусова и др.

Авторы "Истории дипломатии" называют внешнюю политику Франции по отношению к СССР "агрессивной", показывая это на примере Генуэзской и Гаагской конференций. Этот термин подходил к определению французской внешней политики в условиях "холодной войны", когда писалась "История дипломатии". С позиций нашего времени, когда рассекречены многие архивы, нам кажется, что все было гораздо сложнее. С одной стороны, Советское правительство отказалось выплачивать долги царской России, с другой, надо учитывать расходы и убытки, нанесенные иностранными интервентами. Что касается французской стороны, то Франция хотела втянуть в первую мировую войну Россию, тем самым вывести своего соперника с мировой арены. После государственного переворота большевиков в 1917 г. Франция стала самым непримиримым врагом СССР.

В начале 1922 г. во Франции обострился "русский вопрос". Даже среди буржуазии выявлялось все больше сторонников изменения русской политики. Причины, в основном, экономического характера. Это побудило Бриана принять участие в обсуждении условий созыва Генуэзской конференции, что и привело к падению его кабинета.

Авторы "Истории Франции" считают, что Р. Пуанкарэ (новый премьер-министр) заявил, что готов признать СССР при условии признания долгов царского и Временного правительства и возвращения национализированной собственности иностранцам с целью сорвать Генуэзскую конференцию. В результате конференция была сорвана, но это не привело к сплочению европейских стран под эгидой Франции, а лишь усугубило ее политическую изоляцию и усилило экономические трудности.

На сближение с СССР Францию толкали многочисленные внешние и внутренние обстоятельства. Во-первых, французско-советское сближение отвечало национальным французским интересам. Во-вторых, внешнеполитические интересы Франции следует понимать, как установление торгово-экономических связей из-за проблем рынков сбыта и сырья. Отсутствие нормальных торговых отношений вынуждало французских предпринимателей налаживать контакты с русскими, не дожидаясь официального акта признания. Под вторым пунктом подразумевается международное положение Франции в начале 20-х годов: ухудшение отношений с Германией, Италией, Англией из-за военной оккупации Рура. Крах рурской авантюры похоронил претензии Франции на господство в Европе и сделал реальной угрозу изоляции страны. Сюда относятся также признания СССР Англией и Италией в начале 1924 г. и улучшение советско-германских отношений.

Наконец, третий фактор - это новая политическая обстановка во Франции после парламентских выборов 1924 г. и приход к власти "Левого блока" во главе с Э. Эррио. В "Истории Франции" упоминается также надежда Э. Эррио на "эволюцию" советской системы. Он, вероятно, проводил аналогию с Францией после революции XVIII в. Э. Эррио думал, что НЭП приведет к развитию частной собственности крестьян на землю. Однако, оказавшись у власти, Э. Эррио не торопился выполнять свои обещания. Поэтому советско-французские отношения никогда не развивались по прямой, всегда были спады и подъемы.

Первые годы сотрудничества являются самыми трудными. Советско-французские отношения это подтверждают.

В числе первых проблем упоминают долговой вопрос, возвращение русского военного флота в Бизерте и кораблей российского общества пароходства и торговли (РОПИТ), расширения прямых торговых связей, прекращение деятельности миссий Чхенкнели и ему подобных. Все эти вопросы рассматривались французским правительством очень долго, а многие из них так и не были решены.

Позиция советского правительства по вопросу о долгах была следующей: СССР готов признать только довоенные долги, должны учитываться потери России от интервенции, блокады и гражданской войны, наконец, решение долговой проблемы связано с предоставлением кредитов, т.е. подобные предположения высказывались советской делегацией в Генуе. Французы, в свою очередь, уклонялись от решения кредитного вопроса и выступали против монополии внешней торговли в СССР.

К лету 1926 г. основные разногласия были разрешены. Доказательством может служить согласие Бриана на переговоры о пакте о ненападении еще 12 июля 1926 г.

Но санкционирование Францией аннексии Бессарабии ухудшило советско-французские отношения, в результате чего в июле 1926 г. были приостановлены переговоры. Основная причина, по мнению историков - приход к власти Пуанкаре и блока "Национальное единение", в состав которого входили крайне правые буржуазные партии.

Переговоры, возобновившиеся в марте 1927 г., многочисленные уступки СССР не дали никаких результатов, несмотря на выгодность советских предложений.

Период 1928-1930 характеризуется многими историками как период ухудшения франко-советских отношений: пакт Бриана-Келлота 1928, Гаагская конференция 1929-1930, план Юнга. На вопрос, почему Франция встала во главе антисоветской компании, историки отвечают: "Парламентские выборы, состоявшиеся в мае 1928 г., укрепили "Национальное единение". Радикалы и социалисты объединились с правыми партиями. Свою экономическую консолидацию крупная буржуазия немедленно использовала для наступления на рабочий класс и ФКП…".

В итоге, как считают исследователи, Франция проиграла и в Локарно, и на Дальнем Востоке, и в проекте "пан-Европа".

Все эти авантюры привели к кризису в отношениях России и Франции. Последняя включилась в экономический бойкот против советских товаров, на что СССР ответил сокращением ввода необходимого для Франции сырья, прекратил закупки во Франции, и все это в условиях мирового экономического кризиса. В результате французское правительство вынуждено было признать несостоятельность антисоветской политики. Итак, советские историки считали, что непрерывный рост политического престижа Советского Союза привел к провалу всех агрессивных планов французской реакции и правящие круги Франции вынуждены были пойти на франко-советское сближение. С позиций нашего времени это слишком прямолинейный вывод. Такая позиция объясняется тем, что советские историки испытывали на себе давление идеологии. На самом деле во Франции были тенденции к сближению с СССР по геополитическим мотивам.

Прежде чем рассказать о подписании пакта о ненападении 1932 г. и договора о взаимопомощи 1935 г., необходимо в общих чертах описать ситуацию накануне, сформулировав ее в 4-х пунктах:

1. Усиление власти нацисткой партии в Германии.

2. Усилилась критика в адрес Э. Эррио.

3. Бессилие Лиги Наций перед японской агрессией.

4. Значительно обесценились союзы Франции с восточно-европейскими странами.

Период 30-х гг. в советско-французских отношениях также рассмотрен в специальных исследованиях Белоусовой З. С. Манфреда А. З., Белоголовского Е. С., Нарочницкого А. Л.

Показывая историю борьбы СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе в 30-е годы, авторы определяют значение указанных соглашений для Франции, оказавшейся перед опасностью международной изоляции и германской агрессией. Однако исследователи отмечают серьезное противодействие сближению и союзу с СССР со стороны монополистической буржуазии Франции.

Основной вопрос, на который отвечают историки, - чем основан резкий поворот во внешней политике Франции. Авторы указывают на следующие причины:

1. Затяжной экономический кризис во Франции, результатом которого стала отмена ограничений для советского импорта, и в 1931 г. были начаты переговоры по торговому вопросу.

2. Усиление экономической, политической и военной мощи СССР.

3. Рост милитаризма и реваншизма в Германии.

4. Усиление противоречий между Францией, с одной стороны, и Англией, Италией, США, с другой.

5. Неэффективность системы союзов с малой Атлантой.

6. Причина спешки - приближение президентских выборов, после которых переговоры стали затягиваться.

В подобных обстоятельствах кабинет Эррио предпринял чрезвычайно важный шаг: французско-советский договор о ненападении. Он включал в себя обязательства о невмешательстве во внутренние дела и отказ от поощрения какой-либо агитации, пропаганды или попытки интервенции.

По мнению историков, этот документ мог стать отправной точкой как для смягчения внешних разногласий среди левых партий Франции, так и для выработки конструктивного курса на международной арене, который состоял в борьбе за мир и обеспечение национальных интересов и безопасности перед лицом германской угрозы. Однако, к сожалению, условий для подобного коренного переворота во внешней и внутренней политике Франции еще не созрело.

В целом, все-таки произошел небольшой пересмотр французских политических концепций, переход к политике сотрудничества с СССР.

Как отмечают историки сближение Франции и Советской России снова вышло на первый план. Разумеется, были как сторонники, так и противники наметившейся тенденции. Многие авторы уделяют значительное место роли Л. Барту в сотрудничестве с СССР. Выражая интересы части буржуазии, не связанной с германским капиталом, Л. Барту считал проблему безопасности наиважнейшей. Поэтому он стал одним из авторов франко-советского договора о взаимопомощи. Е. С. Белоголовский пишет, что политика Л. Барту носила патриотический характер.

Противники соглашения - группировки монополистического капитала, политические круги, связанные с тяжелой индустрией, Генеральным штабом, были настроены профашистски. Влияние этой группировки обусловило участие Франции в проекте "пакта четырех". Следует отметить, что этот "пакт четырех" ослаблял позиции Франции в Европе, зато значительно повышал престиж фашистских стран.

Положение Франции усугублялось неэффективностью в военном отношении системы союзов с малыми странами. Приход в Германии к власти Гитлера в 1933 году и установление в стране террористического режима повлияли на позицию французского правительства. Поэтому, анализируя обстановку, французская дипломатия приходила к выводу, что единственным надежным союзником против германской агрессии является СССР.

Еще в конце октября 1933 г. министр иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкур предложил СССР заключить соглашение о взаимопомощи, затем выдвинул идею заключения коллективного пакта о взаимопомощи. К апрелю 1934 г. французский МИД разработал план Восточно-европейского пакта о взаимопомощи при участии СССР, Германии, Польши, Чехословакии, Прибалтики при одновременном подписании пакта о взаимопомощи между СССР и Францией. Но в сентябре 1934 г. Германия и Польша отклонили проект Восточного пакта. 9 октября 1934 г. был убит Л. Барту, министр иностранных дел, сторонник франко-советского пакта о взаимопомощи. Новый глава МИД П. Лаваль симпатизировал фашистам, что означало постепенный отход от союза с СССР. Говоря о причинах, по которым Лаваль открыто не отказался от линии Барту, следует упомянуть о 3-х причинах:

1. Лаваль боялся реакции общественности.

2. Он хотел использовать этот договор как средство для того, чтобы вызвать беспокойство у германского правительства и подвести его к французско-германским переговорам.

3. Лаваль выставил свою кандидатуру на предстоящих муниципальных выборах.

В целом, авторы положительно оценивают значение договора о взаимопомощи 1935 г. Это, по их мнению, был первый акт о взаимопомощи между социалистическим государством и одной из ведущих капиталистических держав. Период с 1931 по 1935 гг., в целом, характеризуется как переориентация всей внешней политики Франции.

Однако здесь уместно напомнить о том, что если бы франко-советский пакт о взаимопомощи сохранил свою действенную силу, если бы была подписана военная конвенция между двумя странами, вся европейская история могла бы сложиться иначе.

Внешнюю политику Франции в 1936-1939 гг. можно охарактеризовать, перечислив наиболее важные события: рейнский кризис 1936 г., "политика невмешательства" в испанском вопросе, Мюнхен 1938, срыв военных переговоров 1939 г.

Итак, в заключении можно выделить несколько черт, характерных для советско-французских отношений, которые наблюдались на историческом промежутке 1920-1930 годов.

Советско-французские отношения носили непостоянный характер. Внутренняя политика во многом определяет внешнюю. Когда премьер-министром и министром иностранных дел были представители "Национального блока" или профашистски настроенные политики, Франция становилась крайне агрессивной по отношению к СССР (например, Р. Пуанкаре, П. Лаваль, Э. Даладье и др.). Тогда как при Э. Эррио, Л. Барту, Ж. Поль-Бонкуре советско-французские отношения налаживались и укреплялись. Значительная роль в урегулировании отношений принадлежит торговле и экономике. Французские промышленники сближались с советскими внешнеторговыми организациями без официальных разрешений, они также были сторонниками признания Советской России De ure.

Позицию антисоветски настроенной группы крупной буржуазии можно объяснить страхом перед мировой пролетарской революцией, которой Советское правительство добивалось поначалу открыто, примером того был Коминтерн (его деятельность стала предметом раздора между СССР и Францией). Затем СССР несколько смирил свой пыл в распространении коммунизма по всему миру. В 30-х годах Франция постепенно теряет свою самостоятельность во внешнеполитических делах и все больше и больше начинает зависеть от Англии. На мой взгляд, это одна из многочисленных причин поражения в 1940 г.

Однако в конце концов Франция все-таки пришла к выводу о необходимости дружественных отношений с СССР.



Установление дипломатических отношений между СССР и другими государствами Европы и Азии.

Первоначально Советская Россия находилась в дипломатической изоляции. Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным вел борьбу за дипломатическое признание Советской России и других советских республик. Державы Антанты воздерживались от официального признания, надеясь на возникновение устойчивого и лояльного союзникам правительства. Были установлены неофициальные контакты с советским правительством со стороны США (через главу американской миссии Красного креста в России полковника Р. Робинса и др.), Франции (через сотрудников военной миссии, прежде всего Ж. Садуля и др.) и Великобритании (через неофициального представителя Б. Локкарта и др.). В Великобританию был назначен неофициальный представитель Советской России М. Литвинов. Неофициально Литвинову и Локкарту предоставлялись некоторые дипломатические привилегии, в том числе пользование шифрами и дипломатическим курьерами. Советскому правительству удалось заставить послов Антанты и нейтральный государств вступить в официальное общение в связи с Диаманди инцидентом 14.1.1918 г. В начале 1918 г., особенно в период германского наступления 18.02.-3.03.1918 г., обсуждались вопросы признания Советской России в случае возобновления войны с Германией.

Де факто Советская Россия была признана Германией и ее союзниками, которые вступили с ней в Брестские мирные переговоры. Заключение Брестского мира означало установление официальных дипломатических отношений РСФСР с Германией, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией, а также государственными образованиями, создающимися на территориях, оккупированных Германией (Украинская держава и др.). Отношение государств Антанты в связи с заключением мира стало более враждебным, вопрос признания был снят с повестки дня, дипломатический корпус переехал в Вологду. Неофициальные контакты с Советским правительством сохранялись, хотя постепенно сворачивались. В связи с подготовкой интервенции против Советской России 25.07.1918 г. послы покинули Вологду и перебрались в Архангельск, занятый интервентами. В связи с началом Ноябрьской революции 1918 г. в Германии Брестский мир был расторгнут РСФСР 13.11.1918 г., и таким образом советско-германские дипломатические отношения были аннулированы. Также потеряли силу отношения с Австро-Венгрией и Османской империей в связи с их распадом. Однако полная дипломатическая изоляция советских республик длилась недолго и преодолевалась в двух направлениях: путем заключения мирных договоров с новыми государствами на территории бывшей Российской империи и с государствами Азии. 2.02.1920 г. был подписан советско-эстонский мирный договор 1920 г., 12.07.1920 г. - советско-литовский мирный договор 1920 г., 11.8.1920 г. - советско-латвийский мирный договор 1920 г., 14.10.1920 г. - советско-финляндский мирный договор 1920 г. Поскольку государства Балтии вступили в международные и экономические отношения со странами Европы, Советские республики получили возможность преодолевать изоляцию с помощью их посредничества. По итогам советско-польской войны 1919-1920 гг. 18.03.1921 г. РСФСР и УССР заключили с Польшей Рижский мирный договор 1921 г. Таким образом, благодаря успехам советской дипломатии во главе с наркомом иностранных дел Г. Чичериным, РСФСР, БССР и УССР урегулировали свои отношения с западными соседями, и блокада Советский республик все более теряла смысл. 16.03.1921 г. было заключено советско-британское торговое соглашение 1921 г. Торговые соглашения были заключены и с другими государствами Западной Европы. Однако Советские республики и государства Западной Европы сохраняли множество неурегулированных экономических и политических проблем.

Дипломатическое признание Советских республик происходило и в Азии, где РСФСР выступал с антиимпериалистических позиций (хотя и сам осуществлял интервенции в дела Ирана и Монголии). Предложения РСФСР по восстановлению суверенитета Ирана, Афганистана и Монголии были привлекательны (хотя осложняли советско-британские и советско-китайские отношения). 12.02.1921 г. был заключен советско-иранский договор 1921 г. 27.05.1919 г. РСФСР признала независимость Афганистана, и в октябре были установлены дипломатические отношения двух стран. 13.9.1920 г. был парафирован предварительный договор о дружбе между Россией и Афганистаном, 28.02.1921 г. заключен постоянный советско-афганский договор 1921 г. Советские республики поддержали антиимпериалистические действия нового руководства Турции во главе с М. Кемалем (Ататюрком), 16.03.1921 г. был заключен советско-турецкий договор 1921 г., который урегулировал как отношения Турции и РСФСР, оставшиеся после денонсации Брестского мира, так и территориальные противоречия Турции и Армении. После победы Монгольской народно-революционной партии в 1921 г. 05.11.1921 г. было заключено советско-монгольское соглашение о дружбе, фактически Монгольская народная республика превратилась в государство, зависимое от РСФСР и затем СССР.

Советская Россия приняла участие в Генуэзской конференции 1922 г., где в вопросе урегулирования экономических отношений выступала также от имени других советских республик. Несмотря на неудачу переговоров на конференции, на ее полях были проведены переговоры с Германией. В результате был заключен Рапалльский договор 1922 г. и нормализованы советско-германские отношения. Таким образом, к моменту своего возникновения СССР стал выходить из дипломатической изоляции как в Азии, так и в Европе.

Решающая «волна признаний» СССР произошла в 1924-1925 гг. 22.01.1924 г. к власти в Великобритании пришли лейбористы во главе с Д. Макдональдом, который выступал за признание СССР. 01.02.1924 правительство Д. Макдональда признало СССР де - юре и предложило организовать советско-британскую комиссию для изучения нерешенных экономических и политических проблем в отношениях между двумя странами. 08.08.1924 г. были заключены общий и новый торговый советско-британские договоры. Правда, они не были ратифицированы из-за публикации антисоветской фальшивки, так называемого «письма Зиновьева» и падения правительства лейбористов. Несмотря на это, установление дипломатических отношений СССР и Великобритании облегчило признание СССР другими западными странами.

07.02.1924 итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. 28.10.1924 Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР.

29.02.1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Австрией, 10.03.1924 г. - с Норвегией, 18.03.1924 г. - со Швецией, 18.07.1924 г. - с Данией, 18.03.1924 г. - с Грецией, 04.08.1924 г. - с Мексикой. Дипломатическое наступление СССР продолжилось и на Дальнем Востоке. 31.05.1924 г. Л. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайской Восточной железной дорогой (КВЖД). 20.01.1925 г. были урегулированы отношения с Японией и достигнуто соглашение об установлении дипломатический отношений между Японией и СССР. К 15.05.1925 г. японские войска покинули северный Сахалин. Второй страной Латинской Америки, которая установила отношения с СССР, был Уругвай (21-22.08.1926 г.).

27.05.1927 г. были разорваны советско-британские отношения, но восстановлены 03.10.1929 г.

Из крупных государств неурегулированными оставались отношения СССР с США и Швейцарией (отношения с которой были испорчены в результате оправдания швейцарским судом советского представителя В. Воровского). После прихода к власти президента США Ф.Д. Рузвельта одним из первых его крупных внешнеполитических мероприятий стало установление дипломатических отношений с СССР. 16.11.1933 г. официальные дипломатические отношения СССР и США были установлены.

28.07.1933 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Испанией. 09.06.1934 г. в рамках политики «коллективной безопасности» были установлены дипломатические отношения с Чехословакией, с которой вскоре был заключен советско-чехословацкий договор о взаимопомощи 1935 г. Также в 30-е гг. СССР установил дипломатические отношения с Бельгией, Люксембургом, Румынией, Венгрией, Болгарией, Албанией, Колумбией. В основном процесс дипломатического признания СССР завершился с принятием в Лигу наций 18.09.1934 г. Но и после этого со многими странами у СССР все еще не было дипломатических отношений.

Несмотря на «волну признаний», в результате Мюнхенского договора 1938 г. восстановилась относительная международная изоляция СССР.

В ходе Второй мировой войны СССР был признан большинством стран Латинской Америки, Австралией, Канадой и Новой Зеландией. 18.03.1946 г. были установлены дипломатические отношения СССР и Швейцарии. В ходе Второй мировой войны и сразу после нее международная изоляция СССР была полностью преодолена.