Савва сторожевский в чем помогает. Преподобный Савва Сторожевский сказание о жизни и о некоторых из чудес

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников.

Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

Преподобный Савва Сторожевский. Икона и житием

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он "добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему". Предание относит ко времени его игуменства извсдение водного источника за стенами Лавры.

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитрисвич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.

В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.

Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480 - 1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: "Я Савва, начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к и принял от него пострижение. В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностию боролся со страстями и упражнялся в добродетелях.

Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростию превосходил многих мнящих быть мудрыми – прежде всех входил в церковь и после всех из нея исходил, такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога. За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители.

Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.
После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистыя Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.
Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.
И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения.

В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего великого князя, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святый старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: “Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество”.

Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.
Достигнув преклонных лет, святый Савва впал в болезнь, и созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руце Божии в 3-й день декабря месяца.
Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовию собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честию похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 16 декабря.
Первое обретение святых мощей состоялось 1 февраля 1652 года.
Второе обретение – 23 августа 1998 года.
30 июля отмечается перенесение мощей преп. Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1887 году.

П реподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского (+1392, память 5 июля и 25 сентября) и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия. Под руководством этого наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души. Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.

По благословению преподобного Сергия инок Савва стал игуменом обители Успения Божией Матери. Ее устроил на реке Дубенке великий князь Московский благоверный Димитрий Донской в благодарность за победу над Мамаем. В 1392 году, когда преемник преподобного Сергия - игумен Никон - оставил управление монастырем и затворился в своей келлии, братия Троицкого монастыря умолили преподобного Савву вернуться в их обитель и принять игуменский жезл. В течение шести лет преподобный Савва, прибегая к молитвенной помощи преподобного Сергия, пас порученное ему стадо. По примеру преподобного Сергия святой Савва во время игуменства молитвою извел источник воды за северной стеной монастыря.

Князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия, избрал преподобного Савву своим духовником. По его просьбе преподобный основал близ Звенигорода новую обитель. Но, стремясь к уединению, преподобный Савва ушел на пустынное место - гору Сторожевскую. Там он построил деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малую келлию для себя. Слухи о иноческих подвигах привлекли к нему многих искавших уединения и безмолвной жизни. В 1399 году преподобный основал на Сторожевой горе монастырь и с отеческой любовью принимал всех ищущих спасения, научал их иноческому послушанию и смирению. Преподобный Савва, несмотря на преклонные годы, много потрудился при устройстве обители. Подавая пример инокам, он выполнял все необходимые работы, предостерегая всех от праздности. Преподобный выкопал себе пещеру в версте от монастыря, в которой подолгу со слезами молился и предавался Богомыслию.

За высокую добродетельную жизнь Господу угодно было прославить преподобного даром прозорливости. Перед походом князя Звенигородского Юрия Димитриевича на войну, святой старец, помолившись, благословил его и предсказал ему победу и благополучное возвращение.

Скончался святой в глубокой старости 3 декабря 1406 года. В грамоте 1539 года преподобный Савва называется чудотворцем. В середине XVI в. было составлено описание чудес. От мощей преподобного исцелялись больные и изгонялись бесы из одержимых. Несколько раз преподобный Савва Сторожевский являлся насельникам обители, молитвенно обращавшимся к нему за помощью.

Однажды преподобный Савва явился во сне игумену Сторожевской обители Дионисию, который был иконописцем. После этого видения игумен Дионисий написал первую икону святого Саввы. Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 году на Московском Соборе. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.

16 декабря исполняется 610 лет со дня преставления преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1407).

Преподобного Савву Господь наделил даром предвидения и исцеления

Отрок Савва возлюбил Христа с самых юных лет. Он пришел к Преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. С особенной ревностию инок Савва боролся со страстями и упражнялся в добродетелях и по прошествии времени стяжал себе добрую славу и уважение среди братии и мирян.

За высокую духовную опытность его назначили духовником братии. Некоторое время он исполнял обязанности игумена в Успенском Дубенском Шавыкинском (ок. 1380–1392 гг.), Троице-Сергиевом (1392–1398 гг.), Богородице-Рождественском Звенигородском (1398–1407 гг.) монастырях.

Звенигородский князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел к блаженному Савве с просьбой создать в его вотчине обитель. Так Савва поселился в пустынном месте на горе Сторожи близ Звенигорода. Он жил в совершенном безмолвии и молитвенном уединении, терпя холод и зной. Однако молва о его святой жизни распространялась, и к святому стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами о духовном наставничестве. Преподобный принимал всех с любовью: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которую считал матерью всех пороков.

Закончилась уединенная жизнь Саввы. Высокое место на Стороже становилось намоленным, и вскоре Савва воздвиг здесь храм в честь честного и славного Рождества Пречистой Богоматери и устроил Богородице-Рождественскую обитель, впоследствии получившую название Саввино-Сторожевской.

Жизнь преподобного сияла добродетелями, и еще при жизни Господь наделил его даром предвидения. Например, в 1399 г. князь Георгий Дмитриевич перед войной с болгарами пришел к Савве за благословением. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество». Три месяца вел князь сражения и во всех одержал победу. По возвращении он поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, Который даровал ему победу по молитвам святого старца.

В преклонные годы святой старец впал в болезнь. Созвав братьев, он наставлял их, убеждая хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. Затем поставил игуменом одного из своих учеников и заповедал братии пребывать у игумена в повиновении. В добром исповедании святой Савва преставился ко Господу 3/16 декабря 1407 г.

На его погребение собралось невидимо людей. Ко гробу вели и несли недужных и больных с надеждой на исцеление. Святого угодника с честью похоронили в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 г. на Первом Макариевском соборе и совершается 3/16 декабря. Тогда же были написаны Житие и служба святому.

Заступничеством преподобного Саввы исцеляются люди и выправляется история

В середине XV века преподобный Савва явился во сне игумену Саввинского монастыря Дионисию и повелел написать на иконе свой лик. Дионисий сам был живописец и,
написав образ Саввы, вероятно, поставил его в церкви. С тех пор от гроба святого начали истекать многие исцеления, и православные люди стали особенно чтить память святого Саввы и призывать его в молитвах, как сильного предстателя и ходатая у Престола Божия. Многие благотворные явления убедили церковное священноначалие в том, что игумен Савва – «божественнаго света светило незаходимое, чудес лучами всех просвещающее», и уже в начале XVI века при гробе его служили уже молебны. Умножалось количество исцелений у гроба преподобного, и в обители стали вести запись происходивших чудес. По русским городам и селам распространялся слух о чудотворениях преподобного. Впрочем, они касались не только исправления недугов.

…Зимой 1651 г. государь Алексей Михайлович в одно из своих посещений монастыря пошел на охоту в окрестные леса. В момент, когда свита оказалась далеко, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и бросился на него. Царь понял, что пришла верная смерть, и взмолился. Вдруг около него явился старец, и зверь, увидев его, отбежал от царя. Старец сказал, что его зовут Саввою и что он инок Сторожевской обители. Когда к царю вернулась свита, старец пошел к монастырю.

Когда же и Алексий Михайлович вернулся в обитель, оказалось, что в ней нет ни одного монаха с именем Савва. Тогда царь, взглянув на образ преподобного, уразумел, что это был он сам. Царь велел отслужить молебен и освидетельствовать гроб для приготовления святых мощей преподобного Саввы к торжественному открытию.

19 января / 1 февраля 1652 г., после 245-летнего пребывания под спудом, честные мощи преподобного Саввы были торжественно извлечены из земли Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иосифом и положены в дубовую раку на солее у южных алтарных дверей Рождественского собора. При этом событии присутствовали вся царская семья и большая свита. В 1680 г. царь Федор Алексеевич исполняет предсмертную волю отца и сопровождает в монастырь изготовленную по заказу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной палаты новую серебряную раку для мощей преподобного Саввы.

…Когда Наполеон овладел Москвою, его пасынок принц Евгений Богарне, вице-король Италийский с 20-тысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабить. Однажды принц Евгений уснул, и вот, наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит благообразный старец в черной длинной иноческой одежде и подходит к нему так близко, что при лунном свете видны были черты его лица и грозный взгляд. Он сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Устрашенный видением, принц отдал утром приказ, чтобы отряд его возвратился в Москву, а сам вошел в соборную церковь и при гробе преподобного Саввы увидел образ того старца. Принц поклонился мощам преподобного, после чего запер соборный храм, запечатал его своею печатью и приставил к дверям храма стражу из 30 человек. В отличие от многих военачальников Наполеона принц Евгений остался цел и нигде в сражениях после того не был даже ранен.

Весной 1995 г. в Звенигородский музей приехала монахиня одного из православных французских монастырей матушка Елисавета – представительница рода Богарне и дополнила эту историю. Согласно семейному преданию, преподобный Савва также сказал принцу Евгению: «Твои потомки вернутся в Россию».

В 1839 г. в Россию на праздник, посвященный годовщине Бородинской битвы, приехал сын Евгения Богарне Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Вместе с императорской семьей он посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему умирающему отцу. В том же году он сделал предложение великой княжне Марии Николаевне и, получив согласие государя Николая I, принял православие. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге. Лишь летом 1917 г. семья герцогов уехала во Францию.

В 1919 г. Саввино-Сторожевская обитель была закрыта до 1995 г., мощи преподобного вскрыли и вывезли, но не уничтожили, а передали в Свято-Данилов монастырь. 23 августа 1998 г., во время празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря, мощи были торжественно перенесены в родную обитель. Мощи и доныне источают многие и разные исцеления людям, с верою к ним притекающим.

Преподобный Савва Сторожевский (или Звенигородский)

Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский) cчитается наиболее близким по духу учеником преподобного Сергия Радонежского.

Основным источником сведений о преподобном Савве является его Житие, написанное в сер. XVI в. по поручению митрополита Макария агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (Безбородым). Краткие упоминания о святом находятся и в Житии его наставника, а также в летописях. Сохранились и предания о Чудесах звенигородского подвижника.

Биографические сведения о преподобном Савве весьма скудны, на что автор его Жития сетовал еще в XVI в. Известно, что большую часть своей жизни св. Савва провел в Троицком монастыре, был избран духовником братии и даже самого игумена Сергия. Через полгода после кончины наставника Савва стал игуменом Троицкого монастыря, несмотря на то, что Сергий определил на эту должность другого своего ученика, Никона Радонежского . Но тот, отказавшись от игуменства, ушел в затвор и возглавил монастырь только через 6 лет, после того как Савва в 1398 г. оставил Троицкую обитель. По приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия он основал в Звенигороде, на горе Стороже, Богородице-Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь и стал первым его игуменом. Для росписи храма был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал знаменитый теперь «Звенигородский чин» иконостаса Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 16 декабря 1407 г. Сначала его почитали местно, а затем канонизировали на Церковном Соборе 1547 г. Посвященное ему Житие было включено в Успенский и Царский комплекты Великих Миней Четьих.

В 1919 г. Саввино-Сторожевская обитель была закрыта, мощи Саввы были изъяты ликвидационным Отделом Народного Комиссариата Юстиции и хранились на Лубянке до начала 1930-х годов. Только в 1998 г. они вернулись в Рождественский собор монастыря.

Преподобный Савва - один из самых почитаемых святых Руси. Основанный им монастырь первым в истории Руси получил статус Лавры. Особенно его почитали в великокняжеской, позднее царской, семье. Став духовным отцом для представителей великокняжеского рода, преподобный Савва и в более позднее время считался «покровителем царей». Автор Жития назвал его «защитником Москве»: Савва благословил звенигородского князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, а полная победа русского войска в этой кампании способствовала спасению Московской Руси от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства. Сюжет о победе над волжскими болгарами и разорении Казани, включенный в Житие преподобного Саввы, был особенно актуальным для политики Руси в сер. ХVI в.

Житие преподобного Саввы Сторожевского в истории культуры России

Многие известные деятели культуры России обращались в своем творчестве к памятникам, связанным с преподобным Саввой. Среди них И. И. Шишкин, Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. М. Ремизов, И. И. Левитан, А. П. Чехов, М. М. Пришвин, И. С. Шмелев, М. А. Волошин, А. И. Солженицын, Андрей Тарковский и др.

Непосредственно к Житию преподобного Саввы обращался и А. С. Пушкин. В начале 30-х годов ХIХ в. он сделал перевод этого произведения на современный русский язык. Как определили исследователи, текст А. С. Пушкина восходит к Минеям четьим митрополита Ростовского Димитрия. Составленный митрополитом свод Житий был постоянным чтением поэта на протяжении всей его жизни. Работая над переводом, Пушкин много трудился над стилем, исправляя и подбирая более точные слова. Важно отметить, что писатель делал также выписки из других агиографических произведений, помещенных в Минеях Димитрия, но полностью перевел только Житие звенигородского подвижника. Интерес к Звенигороду связывают с детскими воспоминаниями писателя, поскольку там он нередко проводил лето в имении своей бабки. Савино-Сторожевский монастырь является местом действия и более ранних его произведений - поэмы «Монах» (1813 г.) и наброска «На тихих берегах Москвы» (1823 г.). Впервые пушкинский перевод Жития игумена Саввы был напечатан только в 1904 г. Автограф писателя хранится в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) (шифр: ПД, № 1620). Он был обнаружен в блоке из 4-х листов, вшитом жандармами в искусственно составленную ими тетрадь № 2386 Б.

Чудеса и поздние предания о преподобном Савве Сторожевском

Маркелл Безбородый, следуя канону составления агиографического произведения, сопроводил Житие Чудесами. Эти тексты были записаны им со слов монахов Саввино-Сторожевского монастыря. Первые чудеса происходили в конце ХV в.; последние современны созданию Жития и датируются серединой ХVI столетия.
С именем преподобного Саввы связаны и предания более позднего времени. Известна легенда о спасении звенигородским святым царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Этот сюжет отразился в поэме Льва Александровича Мея (1822-1862) «Избавитель» , впервые напечатанной во втором томе книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896-1911), где он был проиллюстрирован художником Николаем Семеновичем Самокишем (1869-1944).

Явление преподобного Саввы Сторожевского Эжену Богарне: легенда и реальность

Другое предание повествует о явлении в 1812 г. преподобного Саввы Эжену Богарне.

Принц Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781-1824) — пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии, наследник итальянского престола, военачальник, дивизионный генерал. Гравированный портрет принца можно видеть в Отделе эстампов РНБ.
В 1812 г. Эжен Богарне командовал 4-м (итальянским) пехотным корпусом Наполеоновской армии. Защищая от русских отрядов дороги к Москве, в сентябре 1812 г. возглавляемый Богарне корпус расположился под Звенигородом, в Саввино-Сторожевском монастыре. Предание говорит, что здесь во сне принцу явился старец, который обратился к нему с просьбой не разорять монастырь и предсказал ему, что в таком случае он избежит смерти, а его потомки будут служить России. Наутро ему пояснили, что тем старцем был сам преподобный Савва.

И действительно, Эжен Богарне почти единственный из полководцев Наполеона, участвовавших в русской кампании, вернулся невредимым. Более того, именно Богарне после самовольного отъезда Мюрата принял на себя командование остатками Великой Армии и довел ее до Магдебурга. А потомки Богарне в самом деле породнились с русским императорским домом.

В 1837 г. для участия в кавалерийских маневрах Россию посетил сын Эжена Богарне, Максимилиан, герцог Лейхтенбергский (такой титул был пожалован Эжену Богарне и всем его потомкам в 1817 г.). Здесь в августе 1837 г. на балу он познакомился с дочерью императора Николая І, великой княжной Марией Николаевной. В 1839 г. состоялась их свадьба. Максимилиан Лейхтенбергский принимал активное участие в жизни Российского государства: был президентом Академии художеств, а также заведующим Горным институтом, учредил в Петербурге гальванопластический завод и больницу (которая и сейчас в народе называется «Максимилиановской»), занимался постройкой первых в России железных дорог. По смерти герцога Максимилиана Николай I включил его детей в состав российской императорской фамилии и дал им титул князей Романовских.

После Октябрьского переворота1917 г. почти все герцоги Лейхтенбергские покинули родину. Многие из их семейства обосновались во Франции. Недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. Савва Сторожевский - чуть ли не единственный из русских святых, известных и почитаемых французами.

В Россию после революции из всех потомков герцогов Лейхтенбергских вернулась только Дарья Евгеньевна (Долли, Дора) Лейхтенберг . Несмотря на свое происхождение, она долгие годы работала в Ленинграде, в Публичной (Российской национальной) библиотеке, куда была принята по личной рекомендации М. Горького. В 1937 г. Долли Лейхтенберг была арестована и расстреляна.

Публикация предания

Но вернемся к видению Эжену Богарне преподобного Саввы Сторожевского. Легенда об этом, предваряемая преданием о спасении царя Алексея Михайловича, впервые была опубликована в 1914 г. герцогом Георгием Лейхтенбергским под названием «Семейное предание». В издании автор приводит разные варианты легенды о явлении преподобного Саввы: монастырские и бытовавшие в кругу членов его многочисленной семьи. Помимо этого, он добавляет выдержки из записей участников наполеоновской кампании, в частности отрывки из уже опубликованных к тому времени дневников адъютанта принца Богарне, Э. Лабома (Labaume, S. 156) .

Альбрехт Адам и его рисунки Звенигородского монастыря

В качестве иллюстрации Георгий Лейхтенбергский поместил черно-белое фотовоспроизведение рисунка с подписью: «Саввинъ, сторожевский, монастырь. (Рисунок Адама, сделанъ с натуры въ день пребывания въ монастыре вице-короля Итальянскаго, принца Евгения Богарне)». Этот рисунок находился в Петербурге, в Мариинском дворце, построенном после свадьбы Максимилиана Богарне с великой княгиней Марией Николаевной. Для украшения дворца перевезли из Мюнхена знаменитую картинную галерею герцогов Лейхтенбергских. На рубеже ХIХ-ХХ вв., после того как в 1884 г. Мариинский дворец был выкуплен казной и перестроен для Государственного совета, галерея была распродана. Некоторые предметы из коллекции Лейхтенбергских попали в Эрмитаж, в том числе альбом «Русского похода», в составе которого находился и рисунок монастыря.

Альбом «Русский поход» был создан немецким художником-баталистом и литографом Альбрехтом Адамом (1786—1862), который служил в возглавляемых Евгением Богарне войсках, в том числе участвовал в походе Наполеона I в Россию. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий. После возвращения во Францию на основе своих зарисовок Адам создал серию из 83 листов (так называемый «Русский альбом»), выполненных жидким маслом на бумаге. Позже он литографировал их и составил альбом: «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 - 1833 гг.). Этот альбом состоял уже из 95 листов, и каждый из них был сопровожден пояснительным текстом на французском или немецком языках из походного журнала самого художника или цитатами из воспоминаний участников войны.

Серия рисунков «Русский альбом» А. Адама находится сейчас в Государственном Эрмитаже. Интересующий нас рисунок - «Наполеоновские войска, идущие мимо стен монастыря» (Инв. № 25996). В альбоме помещена следующая подпись под рисунком: «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre») (Русский альбом Альбрехта Адама: каталог. С. 31, № 81; изображение вынесено на переплет каталога). На первом плане, рядом с палаткой, около которой полулежит штабной офицер из свиты Богарне, спиной к зрителю изображен рисующий Адам.

Альбом литографий А. Адама можно найти далеко не во всех, даже крупных, книжных хранилищах и музеях. В отделе «Россика» РНБ хранится такой альбом литографий, на одной из которых изображен Саввино-Сторожевский монастырь в тот день, когда там находилось войско под предводительством Богарне. Литография называется «Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre». Она несколько отличается от живописного рисунка: в нем отсутствуют изображения колонны войск, художника и палатки, а на их месте - привал французской линейной пехоты. В подписи к литографии время действия отнесено на три дня назад. Помимо этого, она сопровождена выдержкой, как удалось установить, из сочинения Э. Лабома. В альбоме помещен небольшой фрагмент воспоминаний этого адьютанта Эжена Богарне. В книге Лабом уделил гораздо больше места посещению звенигородского монастыря.

Французский офицер рассказал, как он со своими солдатами вошел в монастырь, где их встретили убеленные сединами монахи. Один из них говорил по-французски и поведал Лабому об испытаниях, выпавших на долю русского народа, о его стремлении к свободе, о терпении и мужестве, с которым россияне преодолевали нашествия врагов. Старец рассказал французу и о большой роли служителей Православной Церкви в борьбе за независимость родины. Лабом «проникся уважением к нации, проявляющей в несчастии столько величия», и поведал об этом прибывшему в монастырь принцу Богарне.

И воспоминания Э. Лабома, и рисунок А. Адама - все это свидетельствует о реальном посещении Эженом Богарне Саввино-Сторожевского монастыря. Поэтому можно предположить, что в основе предания о явлении преподобного Саввы французскому генералу Эжену Богарне лежит действительно случившееся событие, запечатленное в воспоминаниях его адьютанта Э. Лабома.

Письма Наполеона Бонапарта Эжену Богарне

Предание о видении звенигородского святого Эжену Богарне передавалось из уст в уста в семье его потомков, герцогов Лейхтенбергских. Также бережно хранили они документы, картины и мемориальные вещи, связанные с именем их знаменитого предка. Некоторые предметы из Мариинского дворца после революции оказались в Государственном Эрмитаже.


Вероятно, и два письма , принадлежавшие генералу Богарне и попавшие в ОР РНБ, тоже происходят из семейного архива потомков Э. Богарне. Оба находятся в ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов); одно поступило из Парижа в качестве дара А. Я. Полонского в 1985 г. и числится по описи 3, без №, другое - по описи 1, № 923, следовательно, второе поступило в РНБ раньше.
Эти письма адресованы вице-королю Италии Э. Богарне и собственноручно завизированы Наполеоном Бонапартом. Оба послания составлены в Фонтенбло, и оба датированы сентябрем 1807 г.: одно 14 числом, другое 30. Император обращается к своему пасынку с рекомендациями по поводу приема русской эскадры после подписания Тильзитского мира (во время возглавляемой Д. Н. Сенявиным так называемой Второй Архипелагской экспедиции, похода и стратегических действий русского Балтийского флота в Средиземном море во время войн третьей и четвертой антифранцузской коалиции в 1805-1807 гг. и русско-турецкой войны 1806-1812 гг.).

В другом фонде ОР имеется еще один документ, связанный с именем Богарне. Это копия письма самого генерала о передислокации войск, датируемая 9 октября 1812 г. (шифр: ф. 859, собр. Н. К. Шильдера, к. 42, № 20).

Икона "Собор радонежских святых"

Ил. 1. Миниатюра «Преподобный Сергий Радонежский». Служба преп. Сергию Радонежскому. Сборник служб святым. ХVII в.
Шифр: ОСРК, Q.I.85, л. 425 об.

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева
«По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.

Ил. 2. л. 30 Колокольня из-за сада


Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 3. л. 25. Вид с трапезной галереи

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 4. л. 27. Северная сторона. Стены

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 5. л. 23. Вид Троице-Сергиевой Лавры издали, с Московской дороги

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 6. л. 26. Стены: Восточная сторона

Ил. 7. Миниатюра «Спас в силах». «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.

Ил. 8. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 7 об.

Ил. 9. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 79

Ил. 10. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 26

Ил. 12. Заставка и начало рукописи.
Лествица Иоанна Синайского. 1422 г.
Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 1

Ил. 13. Приписка писца. Лествица Иоанна Синайского. 1422 г. Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 297

Ил. 14. Миниатюра «Евангелист Матфей». Четвероевангелие. 1610 г.
Вклад в Павло-Обнорский монастырь.
Шифр: Погод. 163, л. 6 об.

Ил. 15. Запись о вложении рукописи в Павло-Обнорский монастырь. Четвероевангелие. 1610 г.
Шифр: Погод. 163, л. 239 об.

Ил. 16. Миниатюра «Преподобный Авраамий Галицкий». Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.
Шифр: АН лавра, А-69, л. 2

Ил. 17. Миниатюра, изображающая сюжет из Жития преп. Авраамия Галицкого. Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.
Шифр: АН лавра, А-69, л. 2 об.

Ил. 19. Молитвы, а также запись о вкладе рукописи. Иерусалимский устав. 1412 г.
Шифр: ОСРК. F.п.I.25, л. 1 об.

Ил. 20. Спасение Саввой Звенигородским царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Иллюстрация Н. С. Самокиша к поэме Л. А. Мея «Избавитель». 1896-1911 гг.

Ил. 21. Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781 1824) - пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии. Гравированный портрет. Отдел эстампов РНБ

Ил. 22. Портрет герцогини
Дарьи Евгеньевны Лейхтенберг.
Худ. Ф. Фламинг. Франция. 1896 г.
Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Ил. 23. Портрет Альбрехта Адама. Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827
(«Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.)

Ил. 24. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre»). Рисунок маслом из «Руского альбома» А. Адама. Государственный Эрмитаж, инв. № 25996

Ил. 25. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. 10 сентября 1812 г.» («Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre»). Литография из альбома «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.). Отдел «Россика», РНБ


Подпись-автограф Наполеона.

Ил. 26, 27. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 14 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991. Общее собр. иностранных автографов, оп. 3, без №.


Подпись-автограф Наполеона.

Ил. 28, 29. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 30 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов), оп. 1, № 923

Ил. 31. Поминальная запись. Канонник. Кон. ХIV-нач. ХV в. и нач. ХV в. Симонов монастырь.
Шифр: ОСРК. О.п.I.6 (из собр. Ф. Толстого), л. 84

Ил. 32. Житие преп. Стефана Пермского, составленное Епифанием Премудрым («Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа») Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 129

Ил. 33. Запись писца Жития преп. Стефана Пермского, составленного Епифанием Премудрым Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 194 об. (последняя строка) 195 (три строки сверху почерком писца)

Ил. 34. Послание Епифания Премудрого его другу Кириллу в Тверь.
Сборник. ХVII-ХVIII в.
Шифр: Солов. 15/1474, л. 130

Ил. 35. Похвальное слово преп. Сергию Радонежскому, составленное Епифанием Премудрым. Сборник. 90-е гг. ХV в.
Шифр: Соф. 1384, л. 250

Ил. 37. Житие преп. Сергия Радонежского (наиболее близкий текст, сост. Епифанием Премудрым). Список нач. ХVI в.
Шифр: ОЛДП. F. 185, л. 489 об. 490

Ил. 39. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И. Ф. Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. : ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 69

Ил. 40. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси».
Худ. И Ф Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 73

Ил. 41. Внизу: Озеро близ Ферапонтово-Белозерского монастыря. Вверху: Островок патриарха Никона Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И Ф Тюменев. Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 84

Ил. 42. Житие преп. Сергия Радонежского с чудесами 1449 г. Сборник. Кон. ХV в.
Шифр: Соф. 1389, л. 281 (по верхней фолиации).

Ил. 43. Предисловие к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 3

Ил. 44. Заставка к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 9

Ил. 45. Житие преп. Сергия Радонежского, составленное Пахомием Сербом Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 373 об.

Ил. 47. Образец почерка помощника Димитрия Ростовского. Минеи четьи Димитрия Ростовского. Список кон. ХVII в.
Шифр: ОСРК. F.I.651

Ил. 48. Выписки из Жития преп. Сергия Радонежского, сделанные императрицей Екатериной II. 1793 г. Копия П. П. Пекарского с автографа Екатерины. Сер. ХIХ в.
Шифр: ф. 568. Пекарский, ед. хр. 466

Ил. 49. Помета скорописью: «Пролог Прилуцкого монастыря». Пролог. Кон. ХIV-нач. ХV в. Спасо-Прилуцкий монастырь.
Шифр: СПДА. А.I.264 (2), л. 2

Ил. 50. Заставка с изображением преп. Мартиниана Белозерского. Житие преп. Мартиниана Белозерского. Нач. ХVIII в.
Шифр: Погод. 739.

Ил. 51. Миниатюра, изображающая преп. Кирилла Белозерского. Начало Службы преп. Кириллу Житие преп. Кирилла Белозерского и Служба ему. 1837 г.
Шифр: Кир.-Бел. 58/1297, л. 4 об.-5

Ил. 52. Вещи из ризницы Кирилло-Белозерского монастыря,
принадлежавшие преподобному Кириллу Белозерскому.

Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 43

Ил. 53. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь преп. Сергия в Ивановском монастыре.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 33

Ил. 54. Первая келья преп. Кирилла Белозерского.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 34

Ил. 55. Начало второго Послания митрополита Киприана игуменам Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому. Кормчая. Нач. ХV в.
Шифр: F.II.119