Слон гарун аль-рашида. Харун ар-Рашид: бессмертие в сказках «Тысячи и одной ночи

Карл Великий, сын короля франков Пипина Короткого, родился в 742 году. Отец рано стал приучать сына к государственным делам. В 761 и 762 годах он уже сопровождал отца в аквитанских походах. В 768 году, после смерти Пипина, Карл сам стал королем и получил в наследство огромные земли, полумесяцем протянувшиеся от Пиренеев до границ нынешней Чехии.

Первые годы Карл никак не оправдывал свое будущее прозвище. Он разъезжал по своим многочисленным поместьям, отдыхал, делал вклады монастырям и всецело находился под влиянием своей матери, вдовствующей королевы Бертрады.

Но в 772 году с ним что-то произошло. Он внезапно разошелся с женой Дезидератой и отправил ее в Италию к отцу, королю Дезидерию; наложил руку на наследство умершего в 771 году брата Карломана (которому принадлежало более половины нынешней Франции) и стал единоличным королем франков.

Дорога завоеваний для него оказалась открытой. С этого момента в хронике царствования Карла Великого было не более двух-трех мирных лет. Остальное время — вторжения, походы, осады.

Карл Великий был один из тех полководцев, которые понимали, что без хорошо поставленной разведки нет ни армии, ни победы. Поэтому успехам во всех его войнах он обязан малым или большим разведывательным операциям, которые им предшествовали или сопутствовали.

Был ли у Карла какой-либо далеко идущий план завоевательных войн? Трудно сказать. Каждую осень войско распускалось, а весной набиралось снова. Но разведка велась постоянно.

В 786 году агенты Карла доносят, что его союзник, баварский герцог Тассилон, вступив в сговор с врагами Карла в Южной Италии, плетет интриги и тайно договаривается о совместных действиях с кочевниками-аварами.

Занятый другими делами, Карл до поры до времени делает вид, что ему ничего не известно. Но его посланцы "обрабатывают" вассалов коварного герцога. В 787 году Карл "вспоминает" о Тассилоне и требует от него немедленной личной явки. Тассилон уклоняется. Тогда король, зная о том, что вассалы Тассилона настроены против него (Карла), окружает Баварию войсками. Большинство вассалов Тассилона сразу же принимают сторону франкского короля.

Понимая безвыходность своего положения, Тассилон является к Карлу и дает клятву верности. Однако в следующем году Карл вызывает его на Генеральный сейм. Обвиненный собственными вассалами, Тассилон признаётся, что вел непрерывные интриги против Карла, сговаривался о совместных действиях с врагами Франкского государства, не собирался выполнять свои клятвы и втайне готовился перебить всех сторонников Карла в своей стране. Франки единодушно приговорили Тассилона к смерти. Но Карл проявил милость и заменил казнь ссылкой Тассилона, его жены и детей в монастырь. Так, можно сказать, без пролития крови Карл покорил Баварию.

Но не всегда его жертвы отделывались так легко. Одним из языческих племен, враждовавших с Карлом и доставлявших ему немало неприятностей, были авары — воинственные кочевники, язычники и грабители, с которыми герцог Тассилон заключил накануне своего падения тайный союз. В своем заговоре против франков авары объединились с их врагами — лангобардами, саксами и баварами.

Нападение на франков было назначено на тот самый, 788, год, когда Тассилон подвергся осуждению. Видимо, и авары не знали об этом и, надеясь на поддержку герцога, вторглись во Франкское государство, как и было намечено.

Так началась эта страшная и беспощадная война, длившаяся семь лет. К 795 году франки разгромили аваров и "огнем и мечом" прошлись по их земле, уничтожая все и вся. Когда для крещения покоренного народа были направлены епископы и священники, то оказалось, что крестить некого — народ был истреблен, не осталось в живых ни одного обитателя. Древнерусская пословица не случайно гласила: "Погибоша аки обре", то есть "Погибли как обры (авары)".

Теперь о слоне Гаруна аль-Рашида. Легенда повествует, что однажды Карл, увидев бивень слона, возжелал увидеть и живого слона. И якобы этим объясняются последующие события. Но скорее всего слон был лишь предлогом.

В 797 году Карл направил к халифу Багдада Гарун аль-Рашиду посольство в состав которого, как всегда, входили не только дипломаты, но и разведчики (что, впрочем, тогда значило одно и то же) — доверенные лица короля Ланфрид и Зигмунд, а также еврей Исаак. Официальной целью посольства было "достать и привезти слона".

Халиф действительно отправил Карлу слона, которого Исаак в 802 году после долгих мытарств благополучно доставил в Ахен. Еще раньше халиф дал разрешение церковной миссии из Иерусалима отвезти Карлу благословение патриарха, а также различные реликвии, в том числе ключи от Иерусалима.

Чем же представители Карла так заинтересовали восточного владыку? На какой почве могли сблизиться христианский Ахен (столица Карла) и мусульманский Багдад? У них нашлись общие соперники и враги. Прежде всего, к ним относились будущие халифы испанской Кордовы, помышлявшие уничтожить багдадских Аббасидов. (А ведь именно с халифами воевал Карл, и война эта ожесточилась после 800 года.)

Еще больше Карла и Гаруна аль-Рашида объединяла политика в отношении Византии. Дело в том, что Византия и ее императоры смотрели на себя как на единственных законных наследников Рима, Цезаря и Августа. А Карл, провозглашенный 25 декабря 800 года императором, нанес смертельный удар по византийской идее "единства" империи. Не случайно в момент, когда папа Лев III, по нынешним понятиям "агент влияния" Карла, возлагал императорскую корону на Карла, тот выразил недовольство этим, желая показать, что он не собирался превращаться в соперника византийского императора, но раз уж так получилось, то виноват не он, а папа Лев III. Карл даже отправил в Константинополь особое посольство с предложениями "руки и сердца" византийской императрице Ирине. Посольство было принято благосклонно.

Великая Империя, объединяющая Восток и Запад, была накануне своего создания. Римская империя была бы восстановлена, а Карл, добившийся в это время успехов в Испании, проникший в Палестину, имевший своих агентов в главных городах Северной Африки — Карфагене и Александрии, стал бы величайшим из монархов.

Но произошло непредвиденное. Ирина была свергнута, а византийский престол занял император Никифор. Однако задуманный Карлом хитрый ход все же сыграл свою роль. Никифор, введенный Карлом в заблуждение, порвал все отношения с папой, но продолжал вести переговоры с Карлом. Еще бы — он нуждался в союзнике, ведь мусульманский халифат угрожал ему.

Началась разведывательно-дипломатическая игра, сопровождаемая военными действиями. Карл и Гарун вновь обмениваются посольствами.

Реализуя добрые отношения с Багдадом, Карл усиливает давление на Византию. Одновременно обменивается посольствами с иерусалимским патриархом, засылая в Палестину своих людей, направляя туда большие денежные суммы, возводя храмы, вмешиваясь в споры о церковной догме и пытаясь оторвать от духовного влияния Византии целые районы.

Византия, зажатая с востока и запада, не могла долго сопротивляться, и в 812 году новый византийский император Михаил I формально признал императорский титул Карла Великого.

Что касается слона, то он скончался в 810 году, причем летописи уделили этому событию больше внимания, чем смерти сына Карла Великого Пипина, короля Италийского, умершего в то же время.

Незадолго до кончины Карла Великого произошло событие, вошедшее в историю как чудо. В первых числах января 814 года с фронтона базилики, расположенной возле королевского дворца, вдруг исчезло слово "princeps" (вождь. — лат. ), составлявшее часть императорского титула. Это расценили как страшное предзнаменование. И действительно, 28 января 814 года ничем не болевший король внезапно умер. Его похоронили в той же базилике.

Гарун аль-Рашид, халиф из сказок «Тысячи и одной ночи

1230 лет назад, 14 сентября 786 года, правителем Абассидского халифата стал Харун ар-Рашид (Гарун аль-Рашид), или Справедливый (766-809), - пятый багдадский халиф из династии Аббасидов.

Харун превратил Багдад в блестящую и интеллектуальную столицу Востока. Он возвел для себя роскошный дворец, основал в Багдаде большой университет и библиотеку. Халиф строил школы и больницы, покровительствовал наукам и искусствам, поощрял занятия музыкой, привлекал ко двору ученых, поэтов, врачей и музыкантов, в том числе иностранцев. Сам увлекался наукой и писал стихи. При нём в Халифате достигли значительного развития сельское хозяйство, ремёсла, торговля и культура. Считается, что правление халифа Харуна ар-Рашида ознаменовалось экономическим и культурным расцветом и сохранилось в памяти мусульман как «золотой век» Багдадского халифата.

В результате фигура Харуна ар-Рашида была идеализирована в арабском фольклоре. Он стал одним из героев сказок «Тысячи и одной ночи», где предстает добрым, мудрым и справедливым правителем, защищающим простых людей от нечестных чиновников и судей. Притворяясь купцом, он бродил по ночным улицам Багдада, чтобы можно было общаться с простыми людьми и узнать об истинном положении дел в стране и нуждах своих подданных.

Правда, уже в правление Харуна наметились признаки кризиса халифата: произошли крупные антиправительственные восстания в Северной Африке, Дейлеме, Сирии, Средней Азии и других областях. Халиф стремился укрепить единство государства на базе официального ислама, делая ставку на духовенство и суннитское большинство населения, а против оппозиционных движений в исламе осуществлял репрессии и проводил политику ограничения прав немусульманского населения в халифате.

Из истории Арабского халифата

Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. Наиболее развитой областью был Йемен. Более ранее по сравнению с остальной Аравией развитие Йемена было вызвано посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а затем и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией. Кроме того, в Аравии было ещё два крупных центра. На западе Аравии была расположена Мекка - важный перевалочный пункт на караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли. Другим крупным городом Аравии была Медина (Ясриб), которая была центром земледельческого оазиса, но здесь были и торговцы и ремесленники. Так, если к началу VII в. большая часть арабов, проживавших в центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); то в этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и начали складываться раннефеодальные отношения.

Кроме того, старая религиозная идеология (многобожие) переживала кризис. В Аравию проникло христианство (из Сирии и Эфиопии) и иудаизм. В VI в. в Аравии возникло движение ханифов, признававших только единого бога и заимствовавших у христианства и иудейства некоторые установки и обряды. Это движение было направлено против племенных и городских культов, за создание единой религии, признающей единого бога (аллаха, арабское ал - илах). Новое учение возникло в самых развитых центрах полуострова, где феодальные отношения получили большее развитие, - в Йемене и городе Ясрибе. Движением была захвачена и Мекка. Одним из представителей его был купец Мухаммед, который и стал основателем новой религии - ислама (от слова «покорность»).

В Мекке это учение встретило оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи вынуждены были в 622 г. бежать в Ясриб. От этого года ведется мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е. города Пророка (так стали называть Мухаммеда). Здесь была основана мусульманская община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в крупную военно-политическую силу и стала центром объединения арабских племен в единое государство. Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного деления, был принят прежде всего простыми людьми, которые страдали от притеснений племенной знати и давно потерял веру в могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родоплеменной резни, бедствий и нищеты. Сначала племенная знать и богатые торговцы выступали против ислама, но затем признала его пользу. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. Кроме того, создание сильного государства было и в интересах знати, можно было начать внешнюю экспансию.

В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть Аравийского полуострова признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен, и начала внешней экспансии против соседей, которые погрязли во внутренних проблемах и не ожидали появления нового сильного и единого врага.

После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей пророка). Первые халифы были сподвижниками пророка и при них началась широкая внешняя экспансия. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. При этом многие города так устали от репрессий и налогового гнета ромеев (византийцев), что практически не оказывали сопротивления. Арабы в первый период были довольно терпимы к другим религиям и иноземцам. Так, такие крупнейшие центры как Антиохия, Дамаск и другие сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для христиан и иудеев их религии. Вскоре арабы завоевали Египет и Иран. В результате этих и дальнейших завоеваний было создано огромное государство. Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных феодалов в их владениях, и ослабление центральной власти, привели к распаду халифата. Наместники халифов - эмиры постепенно добились полной независимости от центральной власти и превратились в суверенных правителей.

Историю Арабского государства делят на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы: 1) Мекканский период (622 - 661 гг.) - это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; 2) Дамасский (661-750 гг.) - правление Омейядов; 3) Багдадский (750 - 1055 гг.) - правление династии Аббасидов. Аббас - дядя пророка Мохаммеда. Его сын Абдалла стал основателем династии Аббасидов, которая в лице внука Абдаллы, Абул-Аббаса, в 750 г. заняла трон багдадских халифов.

Арабский халифат в правление Харуна

Правление Харуна ар-Рашида

Харун ар-Рашид родился в 763 г. и был третьим сыном халифа аль-Махди (775-785). Его отец был более склонен к жизненным удовольствиям, чем к государственным делам. Халиф являлся большим любителем поэзии и музыки. Именно в период его правления стал складываться тот образ двора арабского халифа, славный своей роскошью, утончённостью и высокой культурой, которые позднее прославился в мире по сказкам «Тысячи и одной ночи».

В 785 году трон занял Муса аль-Хади - сын халифа аль-Махди, старший брат халифа Харуна ар-Рашида. Однако он правил всего год с небольшим. Судя по всему, его отравила собственная мать - Хайзуран. Она поддерживала младшего сына Харуна ар-Рашида, так как старший сын пытался вести самостоятельную политику. С восшествием на престол Харуна ар-Рашида Хайзуран стала почти полновластной правительницей. Главной её опорой был персидский род Бармакидов.

Халид из династии Бармакидов был советником халифа аль-Махди, а его сын Яхья ибн Халид был главой дивана (правительства) принца Харуна, который в то время был наместником запада (всех провинций к западу от Евфрата) с Сирией, Арменией и Азербайджаном. После вступления на престол Харун ар-Рашида Яхья (Йахья) Бармакид, которого халиф называл «отцом», был назначен визирем с неограниченными полномочиями и в течение 17 лет (786-803) правил державой с помощью своих сыновей Фадла и Джафара. Однако после смерти Хайзуран род Бармакидов стал постепенно утрачивать былое могущество. Освободившись от опеки матери, честолюбивый и хитрый халиф стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти. При этом он старался опираться на таких вольноотпущенников (мавали), которые не проявляли бы самостоятельности, полностью зависели бы от его воли и, естественно, были ему полностью преданы. В 803 г. Харун сверг могущественный род. Джафар был убит по приказу халифа. А Яхья с остальными тремя его сыновьями был арестован, их имения были конфискованы.

Таким образом, в первые годы своего правления Харун во всем полагался на Яхью, которого назначил своим визирем, а также мать. Халиф преимущественно занимался искусствами, особенно поэзией и музыкой. Двор Харуна ар-Рашида был центром традиционных арабских искусств, а о роскоши придворной жизни ходили легенды. Согласно одной из них, только свадьба Харуна стоила казне 50 млн. дирхемов.

Общая же ситуация в халифате постепенно ухудшалась. Арабская империя начала путь к своему закату. Годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных областях империи.

Процесс развала начался в наиболее удаленных, западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 г. Дважды, в 788 и в 794 гг., вспыхивали восстания в Египте. Народ был недоволен следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция Арабского халифата. Она была обязана снабжать всем необходимым аббасидскую армию, направляемую в Ифрикию (современный Тунис). Военачальник и наместник Аббасидов Харсама ибн Айан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Более сложной оказалась ситуация с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. Эти области были удалены от центра империи, и из-за условий местности аббасидской армии трудно было справиться с мятежниками. В 789 г. в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год - в Ифрикии и Алжире - Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване в 794-795 гг. Но в 797 году в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание. Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти в этом регионе и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную дань в размере 40 тыс. динаров.

В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 г. под руководством Хайсама аль-Хамдани. Восстание продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью. Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой арабскими племенами, которые были настроены в пользу Омейядов, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось настолько серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе со своим любимцем Джафаром из рода Бармакидов. Правительственной армии удалось подавить мятеж. Возможно, что волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку.

Кроме того, Харун столицу империи не любил, жителей города опасался и предпочитал появляться в Багдаде не слишком часто. Возможно, это было связано с тем, что расточительный, когда дело шло о придворных развлечениях, халиф был весьма прижимист и беспощаден при сборе налогов, и поэтому у жителей Багдада и других городов, не пользовался симпатией. В 800 г. халиф специально приехал из своей резиденции в Багдад, чтобы взыскать недоимки при уплате податей, причем недоимщиков беспощадно били и сажали в тюрьму.

На востоке империи ситуация также была нестабильной. Причём постоянные волнения на востоке Арабского халифата были связаны не столько с экономическими предпосылками, сколько с особенностями культурно-религиозных традиций местного населения (в основном - персов-иранцев). Жители восточных провинций были в большей мере привязаны к собственным старинным верованиям и традициям, чем к исламу, а иногда, как это было в провинциях Дайлам и Табаристан, вовсе чужды ему. Кроме того, обращение жителей этих провинций в ислам к VIII в. еще не завершилось полностью, и Харун лично занимался в Табаристане исламизацией. В результате недовольство жителей восточных провинций действиями центрального правительства приводило к волнениям.

Иногда местные жители выступали за династию Алидов. Алиды - потомки Али ибн Аби Талиба - двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, мужа дочери пророка Фатимы. Они считали себя единственными законными преемниками пророка и претендовали на политическую власть в империи. Согласно религиозно-политической концепции шиитов (партия сторонников Али) верховная власть (имамат), подобно пророчеству, рассматривается как «божественная благодать». В силу «божественного предписания» право на имамат принадлежит только Али и его потомкам и должно переходить по наследству. С точки зрения шиитов, Аббасиды были узурпаторами, и Алиды вели с ними постоянную борьбу за власть. Так, в 792 году один из алидов, Яхья ибн Абдаллах, поднял восстание в Дайламе и получил поддержку со стороны местных феодалов. Харун отправил в Дайлам аль-Фадла, который при помощи дипломатии и обещаний амнистии участникам восстания добился сдачи Яхьи. Харун коварно нарушил слово и нашел предлог, чтобы отменить амнистию и бросить лидера восставших в тюрьму.

Иногда это были восстания хариджитов - религиозно-политической группировки, обособившаяся от основной части мусульман. Хариджиты признавали законными только двух первых халифов и выступали за равенство всех мусульман (арабов и неарабов) внутри общины. Считали, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Хариджиты имели сильную социальную базу в Ираке, Иране, Аравии, да и в Северной Африке. Кроме того, существовали различные персидские секты радикальных направлений.

Наиболее опасными для единства империи во времена халифа Харуна ар-Рашида были выступления хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Руководитель восстания в Месопотамии аль-Валид аш-Шари в 794 году захватил власть в Нисибине, привлек на свою сторону племена аль-Джазиры. Харуну пришлось отправить против повстанцев войско во главе с Иазидом аш-Шайбани, который сумел подавить восстание. Другое восстание вспыхнуло в Сиджистане. Его вождь Хамза аш-Шари в 795 году захватил Харат и распространил свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харуну так и не удалось справиться с хариджитами до самого конца его царствования. В последние годы VIII и в начале IX в. Хорасан и отдельные области Средней Азии также были охвачены волнениями. 807-808 гг. Хорасан фактически перестал подчиняться Багдаду.

При этом Харун проводил жесткую религиозную политику. Он постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. По отношению к иноверцам политика Харуна также отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах и т. д.

Несмотря на постоянные внутренние мятежи, волнения, восстания неповиновения эмиров отдельных областей, Арабский халифат продолжал войну с Византией. Пограничные рейды арабских и византийских отрядов происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 году, воспользовавшись внутренними проблемами Византийской империи и её войной с болгарами, Харун проник с армией далеко в глубь Византии. Императрица Ирина, регентша малолетнего сына (позднее самостоятельная правительница), вынуждена была заключить с арабам

Б лагодаря сборнику арабских сказок «Тысяча и одна ночь» Харун ар-Рашид (763–809) стал едва ли не самым известным правителем мусульманского мира. Однако личность Харуна и реальные события, происходившие в его царствование, как правило, оставались в тени его сказочного прототипа. Книга французского востоковеда Андре Кло призвана показать читателям истинное лицо легендарного халифа. Если большинство читателей знает Харуна ар-Рашида как изнеженного и капризного государя, наслаждающегося жизнью в окружении наложниц и музыкантов в своем багдадском дворце, то реальность совсем иная: с самого детства Харун был вынужден бороться за жизнь и власть. Младший сын халифа Мутасима и йеменской рабыни, он с трудом уцелел в правление своего старшего брата. Став халифом, Харун столкнулся с множеством трудностей: в наследство от предков ему досталось неулаженные споры между потомками пророка Мухаммада, притязавшими на власть, религиозные распри между суннитами и шиитами. Огромную мусульманскую империю, населенную самыми разными народами, нелегко было удержать в повиновении. Но трудности лишь закалили характер Харуна: своим современникам он был известен прежде всего как удачливый военачальник, успешно воевавший с Византийской империей и железной рукой подавлявший внутренние мятежи. Халифу также пришлось лавировать среди хитросплетений дворцовых интриг: заподозрив в измене семейство Бармакидов, верой и правдой служившее ему с самого начала его правления, Харун без колебаний отправил его на эшафот. Впрочем, этот портрет был бы неполон, если бы автор биографии не вспомнил роль Харуна как покровителя искусства и науки. Именно этот халиф дал мощный толчок для культурного развития Багдада, который при нем стал самым густонаселенным городом мира. При Харуне столица халифата познала стремительный экономический рывок: купцы и мореходы посещали крупнейшие рынки Европы и Азии, превратив Багдад в экономический центр мира.

Кло Андре

ХАРУН АР-РАШИД И ВРЕМЕНА «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ»

ГЛАВА I

ВСАДНИКИ АЛЛАХА

Восьмого июня 632 г. (13 рабия 1 г.) в Медине умер Мухаммед, незадолго до того впервые принявший участие в паломничестве в Мекку. Он не оставил после себя наследника мужского пола и не позаботился о том, чтобы назначить преемника. Арабы, незнакомые с идеей наследственной власти, вероятно, не приняли бы его сына, даже если бы он у него был. Началось противостояние между мединскими и мекканскими соратниками пророка. Кризис был преодолен благодаря мудрости Абу Ба-кра и Омара, двух самых близких пророку людей, а также потому, что Али, зятю и двоюродному брату Мухаммеда, в тот момент не удалось навязать себя в качестве преемника. Халифом, халифат ар-расул, «наместником посланника Божия», стал Абу Бакр. Это «избрание», состоявшееся на грани вооруженного столкновения между двумя первыми учениками Мухаммеда, было суровым предупреждением на будущее. Два года спустя Абу Бакр, ощущая приближение конца, сам назначил своим преемником Омара, и тот унаследовал власть, не встретив никакого противодействия.

Абу Бакр первым бросил арабские племена на завоевание северных провинций Аравии. После него Омар, самый энергичный и блестящий из праведных

халифов, с быстротой молнии раздвинул границы территории, на которой шла проповедь ислама. В 634 г. византийцы понесли поражение при Аджнадайне, в Палестине. В следующем году был взят Дамаск, а победа при Ярмуке привела к падению всей Сирии. В 642 г. после битв при Кадисийе, в Месопотамии, и Нехавенде, в Иране, рухнула империя Сасанидов. Завоевана была ее столица Ктесифон, а затем вся Западная и Центральная Персия и Месопотамия. Император Йездигерд III бежал в Хорасан. В 651 г. он был убит в Мерве. В 638 г. Омар завладел Иерусалимом, а через год - Эдессой. Египет продержался не намного дольше. Византийцы, сменившие Сасанидов в 628 г., были разбиты Амром ал-Асом, одним из самых блестящих арабских вождей, сначала при Гелиополисе, а затем при Вавилоне Египетском (вблизи современного Каира). В 646 г. была окончательно завоевана Александрия. Около 650 г. закончилась первая фаза арабских завоеваний. Вскоре они возобновились в восточном и западном направлениях, уже не встречая сопротивления.

Население империи василевса, раздираемой религиозными распрями, относилось к византийцам с ненавистью. Монофизиты, армяне и копты составляли настоящую церковь. Попытка насадить монофизитство вызвала недовольство православных и иноверных, негибких в вопросах вероучения. Евреи, которых указ императора Ираклия обязывал принять крещение, были в ярости, а изгнанные из империи несториане вынуждены были искать прибежище на землях Сасанидов. Подавляющее большинство населения без особых трудностей приняло новых хозяев, тем более что они уменьшили его налоговое бремя. Что касается Сасанидской империи, пребывавшей в состоянии полного хаоса, то она была обескровлена. Завоевательная война, приведшая армии Хосрова II к самым воротам Константинополя и Иерусалима, обернулась катастрофой. Официальная религия - маздакизм или зороастризм, преследовала еретиков, и население, измученное и доведенное до отчаяния, было готово приветствовать первых же «освободителей».

На фоне этих двух распадающихся и обессилевших империй арабы казались олицетворением молодости мира. Они не обладали ни революционной тактикой, ни новым вооружением, но ими двигало воодушевление, порожденное несокрушимой религиозной верой в сочетании со страстным влечением к военным трофеям. Их подвижные войска были приучены к продолжительным лишениям и к самым суровым климатическим условиям. Чаще всего новые завоеватели разбивали свои лагеря за пределами существующих населенных пунктов - так возникли Куфа и Басра в Ираке, Фустат в Египте. Они не стремились ни обратить местных жителей в свою веру, ни навязать им новые ограничения. При условии уплаты джизьи, подушной подати, христиане всех конфессий, евреи и приверженцы маздакизма исповедовали свою религию и по-своему организовывали жизнь своих общин. Главы немусульманских общин (дзимми) - в христианских странах епископы, в Иране дикане (сельские старейшины) - собирали налог для вали, глав провинций, созданных мусульманскими властями. Земля оставалась в руках прежних собственников при условии уплаты хараджа, поземельного налога.

ГЛАВА II

МОЛОДОСТЬ И ВЕЛИЧИЕ ПРАВЕДНОГО

Что нам известно о ранних годах восточных правителей? На самом деле очень немного. Многие приходили к власти вследствие раздоров, связанных с наследованием, а до того у летописцев не было причин интересоваться их детством. В результате большую часть подробностей относительно детства халифов или султанов приходилось восстанавливать задним числом, когда они уже занимали свое место на троне. Детство «доброго Харуна» не исключение.

Родившись в Рейе в Хорасане в феврале 776 г., Харун провел первые годы своей жизни в цитадели, контролировавшей этот город. Рейй был защищен рвом и толстой стеной, прорезанной пятью воротами, вода в него поступала из двух рек, и через несколько лет он стал «гордостью мусульманской страны». Харун, как нам сообщают, всегда с удовольствием вспоминал свой родной город, где жены знатных людей отстояли свое священное право кормить детей грудью.

Когда Харуну было три или четыре года, Махди обосновался в Багдаде, во дворце, который он приказал построить на берегу Тигра. Именно там юный принц, как любой отпрыск царского рода, получил образование, точно или почти такое же, какое в то время давали детям из высших слоев общества. Халифы растили своих сыновей с особой заботой, ведь Мухаммед поставил образованных людей «на третье место, после Бога и ангелов». Они поручали их попечению ученых, а также поэтов и музыкантов, которых выбирали лично. Они регулярно следили за их успехами, устраивая им публичные и приватные проверки. Образование молодых принцев начиналось в возрасте пяти лет: «Учить ребенка - значит резать по камню», говорили в то время. Заканчивалось обучение, когда принцам исполнялось около пятнадцати лет, и они получали свое первое задание.

В то время как Омейяды, еще недалеко ушедшие от образа жизни бедуинов, уделяли больше внимания оружию и спорту, чем религии и интеллектуальной жизни, при Аббасидах первостепенное значение получили проповедь Корана, философия и право. Юный омейядский принц учился просто читать Коран, молодому Аббасиду приходилось приобщиться к экзегезе и изучению Предания. Высокий интеллектуальный уровень аббасидской цивилизации, передавшей Западу наследие античности, безусловно, объяснялся тем уважением к духовным ценностям, которое с самого раннего возраста прививали молодым принцам династии.

ГЛАВА III

ПЕРВЫЕ ТЕНИ НАД ЦАРСТВОМ БЛАГОДАТИ

Щедрость халифа и принцев, непомерная роскошь женщин и мужчин, райские сады и постройки… Когда императрица усеивает свои туфли драгоценными камнями и наполняет жемчугом рот поэта, откуда у нее берутся головокружительные суммы, необходимые для подобных причуд? Набеги на Византию почти не приносили трофеев (великие завоевания уже закончились), а прибылей от торговли было явно недостаточно, хотя расходы двора и способствовали ее развитию. В империи Аббасидов, как, впрочем, и в любой другой, существовал только один источник, из которого государство черпало без всяких ограничений: кошельки тех, кого мы сегодня недвусмысленно именуем налогоплательщиками.

Система налогов была достаточно простой. Мусульмане платили добровольную милостыню (закат, садака), приравненную к десятине (уtup), - это одна из пяти заповедей ислама. Не-мусульмане платили подушную подать, джизью, а также поземельный налог, харадж (местное население в массовом порядке принимало ислам, чтобы избежать этого налога). Однако впоследствии этот побор распространился на все земли вне зависимости от вероисповедания своих владельцев. Фай, земельная собственность, захваченная во время завоевания, включала общинные угодья, к которым причислялось недвижимое имущество побежденных - государств, церквей, бежавших землевладельцев и пр. Государство могло либо эксплуатировать эти земли напрямую, либо передать их в частные руки на условиях уплаты налога. Таким образом, эта система, называемая катиа, или ик-та, которая была в ходу у византийцев, представляла собой долгосрочную аренду государственного имущества. Позднее, в XI в., появился вакф, своеобразная форма имущества, предназначенная для использования определенным выгодоприобретателям (частным лицам или государственным структурам: мечетям, караван-сараям, больницам). Вакф, или хабу, сохранился до наших дней.

Налог (харадж) полагалось уплачивать либо натурой в размере, который колебался от четверти до половины урожая в зависимости от конкретной культуры, либо деньгами. В этом случае его рассчитывали в зависимости от площади земли, типа культуры, а главное, качества орошения. Первая система применялась, главным образом, в Саваде, области по соседству с Багдадом, а вторая почти повсеместно. В каждом округе налог собирал государственный чиновник или откупщик. В этом случае представитель фиска назначал к выплате сумму, разумеется, ниже фактического размера налога, а разница составляла прибыль откупщика. Эта система, применявшаяся с незапамятных времен и до сих пор не вышедшая из употребления, вероятно, оставляет много места для злоупотреблений. Кроме того, крестьяне - налогоплательщики - были обязаны оплачивать большую часть расходов по сбору налогов и обеспечению жильем тех, кто выполнял эту функцию.

К этим налогам добавлялись другие, открывая простор для новых вымогательств - штрафов, конфискаций «незаконно» приобретенного имущества и земли, пошлин за защиту органов правопорядка. Дионисий Теллмахрский, монофизитский патриарх Верхней Месопотамии, в своей «Сирийской хронике» нарисовал мрачную картину участи простых людей в этом регионе незадолго до прихода Харуна к власти. В других областях империи ситуация, скорее всего, была совершенно такой же. При Харуне жизнь низших сословий нисколько не улучшилась, даже наоборот. Так, Дионисий упоминает об одном сборщике налогов, который самовольно включил в государственные угодья пространство примерно в 20 метров вокруг любого здания, которое можно было считать государственным. Другой взимал налог на любые товары, находившиеся в частных домах и лавках. Поборами облагалось все, говорит Дионисий, «включая пчел, голубей и кур», а размер налога определялся совершенно произвольно.

ГЛАВА IV

ТРУДНЫЕ ГОДЫ

Годы, которые протекли с момента восшествия Харуна на трон, не были свободны ни от волнений, ни от кризисов. Ничего слишком серьезного, ничего такого, что могло бы поставить империю под угрозу. Однако, когда халиф оставил Багдад, чтобы перебраться в Ракку, все указывало на то, что царству благодати пришел конец. Намеревался ли он отделаться от Бармакидов? Наверное, еще нет, хотя усталость от их присутствия, которую он выказывал, поражала многих в его окружении, тем более на фоне восходящей звезды их злейшего врага Фадла ибн Раби.

Помимо приготовлений к войне с Византией (его отношения с Карлом Великим были частью его планов против василевса) Харун озаботился вопросом престолонаследия. Он постоянно думал об этом, советуясь со своими доверенными лицами. В конце концов, он оставил эту проблему, ничего по-настоящему не решив.

Таким образом, период Ракки, самый долгий за правление Праведного, стал также и самым активным, потому что именно теперь, после своеобразной разминки, продолжавшейся первые десять лет, все проблемы предстали в своем истинном, несколько трагическом свете. В этот период разложение империи, признаки которого были уже давно заметны то тут, то там, усилилось. В итоге этот процесс привел некоторые провинции к фактической независимости.

В конце VIII в. аббасидская империя достигла своей вершины. Экономическое процветание, какого эта часть света никогда не знала, сильнейшая армия своего времени, утонченная цивилизация: все содействовало тому, чтобы повелитель правоверных стал самым могущественным монархом своей эпохи. Его владения простирались от Атлантики до Тянь-Шаня и устья Инда, от Тавра до Баб-эль-Мандеба и голубого Нила. Его враги были ослаблены внутренними раздорами. Византийская империя мучительно преодолевала свои кризисы, последний из которых, связанный с иконоборчеством и еще не закончившийся, серьезно подорвал ее силы. Что касается Карла Великого, которому предстояло отправиться в Рим за имперской короной, то соперничать, а тем более враждовать с халифом ему было далеко не по силам. К тому же он был так далеко! Никто в тогдашнем мире не мог сравниться с повелителем миллионов верующих - арабов, африканцев, египтян, тюрков и берберов, - которые пять раз в день произносили одни и те же молитвы, кланялись в землю в направлении одного и того же святилища и, к тому же, были объединены общим для всех языком Корана, арабским, быстро превратившимся в язык администрации и культуры на всем пространстве империи.

ГЛАВА V

ХАРУН И ЕГО ЭПОХА

В центре того мира, с которым арабы поддерживали отношения и который был ближе всего к их собственному миру, лежало Средиземное море. Их внешняя политика - в той мере, в какой она у них существовала, - была обращена к странам, омываемым этим морем. Повелитель правоверных был настолько могущественен, его владения простирались так далеко во всех направлениях, и он с таким презрением относился ко всему, что не принадлежало к дар ал-ислам, территории ислама, что иностранные правители в его глазах были не более чем вассалами, от чьих послов он при особых обстоятельствах соизволит принимать почести.

В первую очередь, речь идет о Византии. Арабы отторгли от нее все восточные и североафриканские владения, и Средиземное море перестало быть «византийским морем». Пришло к концу и господство василевса над Италией. С севера надвигалась славянская волна, которая давно перекатилась через Дунай, уже почти что билась в стены Константинополя. В течение долгих веков участь Византии зависела от неспособности ее врагов объединиться, ее технического превосходства (греческий огонь), выдающихся личностей, которые появлялись, когда казалось, что все пропало, чтобы в очередной раз спасти наследие Константина и Юстиниана.

Восьмой век не был исключением. Один за другим были провозглашены и свергнуты семь императоров. Два министра Юстиниана II были заживо сожжены. Бедствия следовали одно за другим. Повсюду вспыхивали восстания и беспорядки. Империя ждала спасителя. Им стал анатолийский стратиг Лев Исавр. Он восстал против императора, и вскоре сенат, армия и народ провозгласили его новым василевсом.

Первейшая задача нового императора заключалась в том, чтобы сдержать арабский натиск. Лев III осуществил ловкую интригу с военачальником Масламой, направленным омейядским халифом против Византии во главе крупной армии. Осада Константинополя была снята, но через несколько лет нападения возобновились. Арабы добрались даже до Никеи, находившейся на небольшом расстоянии от столицы, как будто для того, чтобы продемонстрировать желание ислама завоевать этот хранимый Богом город.

Однако еще более важным, даже по сравнению с борьбой против арабов, событием правления Льва III и его сына Константина стал затеянный ими спор об иконах. Были ли его причины религиозными или политическими? Было ли это желание положить конец росту земельных владений монастырей и сократить число монахов?

В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» правитель Багдада Гарун аль-Рашид описывается как мудрый и справедливый властитель, покровитель искусств. В сказках он, переодевшись купцом, в сопровождении своего визиря Джафара Бармакида бродит по ночным улицам Багдада, чтобы узнать беды и чаяния простого люда.

У Гаруна аль-Рашида был реальный исторический прототип — багдадский халиф Харун ар-Рашид. Пожалуй, сказочного Гаруна и реального Харуна объединяло лишь одно. Оба они любили инкогнито бродить по ночному Багдаду, в сопровождении друга и визиря Джафара Бармакида. Только реальный султан казнил своего реального друга Джафара, так что действительность гораздо суровее сказок.

Харун ар-Рашид родился в 766 году в древнем городе Рей, расположенном к юго-западу от Тегерана. Он был сыном третьего халифа из династии Аббасидов — аль-Махди. Дед Харуна — аль-Мансур был фактическим основателем и создателем огромной империи, вошедшей в историю как Аббасидский халифат.

Эта империя простиралась от Атлантики до границ Китая и от Кавказа до Индии в Азии и Судана в Африке. Апь-Мансур основал и город Багдад, который к моменту рождения Харуна ар-Рашида уже превратился в самый большой и великолепный город Востока. В Багдаде насчитывалось около 20 тысяч мечетей и молитвенных мест, 10 тысяч бань и порядка 2,5 миллиона жителей.

Воздух в Багдаде охлаждали с помощью войлока, который растягивали и затем увлажняли водой, а она, испаряясь, спасала от дневного зноя. Около половины всей площади Багдада занимали рынки, что делало этот город центром восточной торговли.

Но главным украшением Багдада был халифский дворец, который казался сказочным. В нем находились пруды из ртути и олова, искусно сделанные из драгоценных металлов деревья, на которых щебетали механические птицы. Вокруг прудов стояли пальмы, стволы которых вплоть до самой кроны были облицованы резным тиковым деревом, скрепленным позолоченными металлическими обручами.

Хотя детство Харуна прошло в халифском дворце среди роскоши и подобострастия окружавших его евнухов и вольноотпущенников, нельзя сказать, что он вырос изнеженным и ленивым. Напротив, он вырос набожным, образованным и сильным.

Харун великолепно владел мечом, метко стрелял из лука и крепко сидел в седле. С детства его опекали советники из знатного персидского рода Бармакидов. Его наставником был представитель этого рода Яхья ибн Халид, а молодой Джафар Бармакид стал его лучшим другом.

В 16 лет отец назначил Харуна командовать военными походами против Византии. Понятно, что по молодости лет тот лишь формально возглавлял военные экспедиции. Фактически руководили ими его опытные советники, но тем не менее сын халифа проявил себя в этих походах достойно. Причем, во втором из них под его началом арабы впервые достигли Босфора.

Любопытно, что юный Харун стал военачальником благодаря матери аль-Хайзуран, некогда йеменской рабыни, которой халиф сначала даровал свободу, а затем женился на ней в 775 году.

Аль-Хайзуран была не единственной женой аль-Махди. Все жены интриговали друг против друга, стараясь продвинуть своих чад поближе к халифу. Вот и аль-Хайзуран уговорила халифа поручить военное руководство их 16-летнему сыну, полагая, что это благоприятно скажется на его дальнейшей карьере.

И не ошиблась. После возвращения из похода Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана. В очереди к халифскому престолу он был вторым после Мусы — своего старшего брата.

После смерти аль-Махди Муса и стал халифом под именем аль-Хади. Конкурента Харуна он заточил в тюрьму и принудил дать клятву, что тот отказывается от каких-либо притязаний на трон.

Но его мать аль-Хайзуран и наставник Яхья ибн Халид такой клятвы не давали. Говорят, что именно они устранили аль-Хади, который при таинственных обстоятельствах перешел в мир иной в 786 году (есть версия, что его задушили во сне), после чего они возвели на престол Харуна.

Харун ар-Рашид вошел в историю как гениальный политик, покровитель наук и искусств, блестящий полководец и бесстрашный воин. Однако все это не совсем так. Хотя Харун стал халифом, но фактически халифатом управляли другие — те, кто привели его к власти. Его наставник Яхья ибн Халид еще долго оставался у власти и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни халифата играла главенствующую роль.


Халиф Гарун аль-Рашид принимает послов Карла Великого / Юлиус Кёкерт, 1864

Только после смерти матери, спустя три года после восшествия на престол, Харун начал брать бразды правления в свои руки, постепенно отстраняя Бармакидов от управления государством. А потом и вовсе решил избавиться от них. 29 января 803 года по приказу Харуна был убит его друг — Джафар Бармакид. А бывший наставник Яхья и многие члены его семьи были брошены в темницу.

Говорят, что Джафар был не только другом, но и любовником Харуна. А о его гибели существует такая легенда: как-то халиф и его визирь вместе весело попировали, а после пира Харун приказал евнуху принести ему голову Джафара. Когда евнух с мечом в руках возник перед визирем и объявил, что приказом халифа тот приговорен к смерти, Джафар стал молить о пощаде.


Дань халифа Гаруна аль-Рашида Карлу Великому / Якоб Йорданс, 1663

Он убеждал, что приказ халиф отдал под воздействием вина, а утром он проспится и казнит евнуха за его исполнение. Евнух засомневался и вместе с визирем отправился к халифу. Харун, увидев их, грозно сказал евнуху: «Я просил тебя не привести Джафара, а принести его голову». И слуга тут же отсек визирю голову.

Правление Харуна ар-Рашида называют «золотым временем» Аббасидского халифата. Но скорее всего, мировую славу мудрого и справедливого правителя Харуну принесли арабские купцы. Что при нем процветало, так это торговля. Его купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки. Они рассказывали по всему миру о своем великом халифе и его богатстве.

Харун был хорошим военачальником. Он успешно воевал против Византии и создал в своем халифате флот, который совершал набеги на острова Кипр и Родос. Покровительствовал он и искусствам, но в основном — искусствам, связанным с религиозной деятельностью. В отличие от сказочного Гаруна, реальный Харун был прижимист. Бедняков он не одаривал, напротив, чтобы поддержать роскошь своего двора, халиф был беспощаден при сборе налогов.

Харун был набожным, но отнюдь не добрым правителем. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию. Но оставил в заточении так называемых зиндиков — отступивших от традиционного мусульманского вероисповедания.

По отношению к иноверцам он нередко проявлял жестокость, а также ввел для них ряд ограничений. Например, они не должны были носить такую же обувь, как у правоверных. Ездить зиндики должны были не на лошадях, а на ослах. А в 806 году халиф приказал разрушить все христианские церкви на отвоеванных и пограничных с Византией территориях.

Не всегда обдуманные решения халифа и насильственное насаждение ислама на подвластных территориях отразились и на спокойствии в империи Аббасидов. Наиболее опасными стали выступления представителей одного из течений ислама — хариджитов в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане.

То и дело против власти Аббасидов вспыхивали восстания в Средней Азии, Египте, Сирии и Тунисе. Халифу самому нередко приходилось водить армию для подавления мятежей. Во время военного похода для подавления восстания Рафи ибн Лейса в Средней Азии его и настигла смерть в 809 году. Уже отходя в мир иной, халиф прошептал: «О Бессмертный, прости смертного».

У Харуна ар-Рашида было три сына: Мухаммед Аль-Амин, что означает «Надежный», Абдалла Аль-Мамун — «Достойный доверия», Мухаммед аль-Мутасим — «Уверенный». Он установил для своих сыновей порядок престолонаследия. Но после его смерти они ослушались отцовского завета и устроили распрю, которая сначала привела к гражданской войне в стране, а затем — к крушению Аббасидского халифата.

Олег Логинов

Комментарии к дате рождения:

Место рождения:

Рейс, вблизи современного Тегерана

Общество: Правители

Комментарии к дате смерти:

Место смерти:

Тус, в настоящее время Мешхед

Георафия жизни:

Род деятельности:

Харун ар-Рашид (Harun ar-Rashid) (17.03.763, Рейс, вблизи современного Тегерана, - 24.03.809, Тус, в настоящее время Мешхед) - пятый и самый знаменитый халиф династии Аббасидов, известный по сказкам «Тысячи и одной ночи». Родился в городе Рейс в 763 г. Он был третьим сыном халифа аль-Махди (правил 775-785) и его вторым сыном от йеменской рабыни аль-Хайзуран, которой халиф даровал свободу и на которой женился в 775 г. Аль-Хайзуран сыграла в судьбе сына немалую роль. Полигамия и безразличие к происхождению халифских жен, обычно рабынь иноземного происхождения, порождали бесконечные интриги - каждая из жен стремилась пристроить на престоле своего сына, и умелая интриганка аль-Хайзуран также существенно поспособствовала карьере Харуна. -- Детство Харуна прошло в халифском дворце в окружении евнухов и вольноотпущенников - мавали (так именовались жители покоренных арабами провинций, принявшие ислам), в обстановке придворной роскоши. Первоначальное воспитание Харуна было поручено наставнику из иранской династии Бармакидов - Йахье ибн Халиду. Еще юношей Харун формально возглавил две военные экспедиции против Византии, во время которых его сопровождали чиновники и военачальники высокого ранга. Разумеется, Харун по молодости едва ли играл сколько-нибудь существенную роль во время этих походов, однако участие в них юноши было задумано матерью и Йахьей, чтобы поднять его престиж и расчистить ему путь к трону. Во время первого похода в 779-780 гг. арабами был захвачен город и крепость Самалу, а во время второго в 781-782 гг. арабы в первый раз достигли Босфора. После возвращения из похода Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана и таким образом вместе с Йахьей, ставшим начальником его канцелярии - «дивана посланий» («диван ар-расаиль»), оказался в должности высшего администратора в империи и вторым претендентом (после другого сына аль-Махди - Мусы) на пост наследника престола. -- В результате интриг аль-Хайзуран и Йахьи аль-Махди принял решение назначить Харуна своим первым преемником, для чего отправился в Гурган с намерением побудить правителя этой провинции Myсу отказаться от прав на престол в пользу Харуна. Но сторонники Myсы тоже не дремали. В дороге аль-Махди умер при таинственных обстоятельствах. Этим воспользовался управляющий двором халифа, сумевший добиться, чтобы в столице была принесена присяга верности Мусе, взошедшему на престол под именем аль-Хади. Попытка противников нового правителя в Багдаде оказать ему сопротивление была подавлена, и, чтобы полностью избавиться от соперника, Муса приказал заточить Харуна в тюрьму, где его вынудили отказаться от каких-либо претензий на трон. Жизнь Йахьи, побуждавшего Харуна к дальнейшей борьбе за власть, также была в опасности. Сторонники аль-Хади обвинили его в неверии (куфр), и ему грозила смерть. -- Но в 786 г. аль-Хади также умер при таинственных обстоятельствах, причем в смерти его молва обвиняла заговорщиков: аль-Хайзуран и Йахью. Теперь путь на престол Харуну был расчищен. Сам он не слишком много сделал для своего возвышения, и в первые годы правления полностью возложил руководство государственными делами на Йахью, которого назначил своим визирем. Вместе с сыновьями аль-Фадлом и Джа’фаром Йахья оставался у власти около семнадцати лет и о своих действиях давал отчет только аль-Хайзуран, которая в политической жизни Халифата играла главенствующую роль. Может быть, таинственная смерть аль-Хади дала впоследствии основание арабскому теологу (1058-1111) причислить Харуна к числу узурпаторов власти. -- Вопреки сложившейся легенде о золотом веке в истории Халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных провинциях империи. Нестабильность в провинциях халифата не могла отвлечь Харуна от бесконечных войн с Византией, в чем он усматривал свой главный религиозный долг. Набеги византийских и арабских отрядов друг на друга происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях халиф лично принимал участие. При нем была выделена в административном отношении особая пограничная область с укрепленными городами-крепостями, сыгравшими в войнах последующих столетий важную роль. В 797 г., воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко в глубь византийских владений. Императрица Ирина, сперва регентша малолетнего сына, а позднее правительница (797-802), вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 г император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 гг. арабская армия захватила множество городов и селений на территории Византии, в том числе Геракл и Тиану и достигла Анкиры. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражении от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань. -- Избрав Ирак своей резиденцией, аббасидские правители - предшественники Харуна - утратили интерес к борьбе за господство на Средиземном море. Харун был первым среди халифов династии, обратившим внимание на морское могущество. В 805 г. арабы предприняли успешный морской поход против Кипра, а в 807 г. по приказу Харуна арабский полководец Хумайд совершил набег на остров Родос. -- Харун постоянно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он неоднократно совершал паломничество и жестоко наказывал за всякое проявление ереси. В последний раз Харун ездил в Мекку в 804 г. При восшествии на престол он провозгласил всеобщую амнистию, но она не коснулась потенциально опасных халифу Алидов и «зиндиков» (еретиков), как именовались в то время все те, кто отступал от традиционного правоверия. Стремясь сделать свою столицу не только центром могущественного государства, но и средоточием культурной жизни, Харун не только не противился, но даже поощрял склонность бармакидских министров покровительствовать деятельности переводчиков, знакомивших образованную часть арабо-мусульманского общества с сочинениями индийских, иранских, а позднее и греческих авторов. Парадокс заключался в том, что, придерживаясь традиционалистской точки зрения на складывавшиеся принципы исламской догматики, Харун, видимо, не отдавал себе отчета в существовании связи между интенсивной переводческой деятельностью и проникновением в ислам иноземных представлений философского и религиозного характера. -- По отношению к иноверцам политика Харун ар-Рашида отличалась крайней нетерпимостью. В 806 г. он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун ар-Рашид приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах, вместо кисточек на седельных луках использовать деревянные шишечки, женщины же иноверки обязаны были ездить не на конских, а на ослиных седлах. -- Трудно сказать, были ли введены все эти ограничения в порыве религиозного чувства или в политических целях - из желания произвести на подданных-мусульман благоприятное впечатление набожностью и твердостью в исполнении старинных предписаний. Вместе с тем при всем своем истинном или показном благочестии Харун был первым халифом, приказывавшим своим секретарям писать для него проповеди, которые он в качестве главы мусульманской общины обязан был произносить по пятницам в престольной мечети. -- Время правления Харун ар-Рашида отмечалось повышенной торговой активностью. Мусульманские купцы вели торговые операции на огромном пространстве от Китая до Восточной Африки, что сделало аббасидского халифа фигурой, известной во всем мире. Легенда об обмене подарками Харуна и Карла Великого и предоставлении Карлу особых прав в Иерусалиме, никак не подтвержденная арабскими источниками, возможно, отражает широкие торговые связи Халифата. Последний период царствования Харун ар-Рашида не свидетельствует о его политической зрелости и дальновидности. Некоторые из его решений лишь способствовали усилению гражданской войны и последующему распаду империи. (И. М. Фильштинский , доктор исторических наук, профессор Института стран Азии и Африки при МГУ, «Харун ар-Рашид в жизни и в народной фантазии»).